Тон тон макут

В чём заключается основная задача любой спецслужбы? Защищать интересы государства. Но когда эти интересы подменяются целями и интересами одного конкретно взятого диктатора — начинается настоящий кошмар. Начинаются репрессии против собственного народа, людей хватают без суда и ещё очень повезёт, если просто на принудительные работы отправляют. Террор набирает обороты, но рядовые граждане ничего не могут ему противопоставить, поскольку все попытки жестоко пресекаются.

Знакомая картина, не так ли? Ну да, сценарий весьма классический, который успешно срабатывал во многих странах, начиная от Советского Союза и заканчивая какой-нибудь Гаити. Кстати о Гаити. Что будет, если взять амбициозного негра-диктатора, добавить щепотку паранойи, щедро разбавить национальными религиозными традициями и «магией вуду», замешать всё это на фоне бедности и социального неравенства и оставить вариться в жарком котле Карибского бассейна? Получится уникальный феномен под названием «Тонтон-макуты». И именно о нём мы вам и расскажем сегодня.

1957 год. В результате демократических (уже забавно) выборов к власти на Гаити приходит Франсуа Дювалье. Основными чертами его политики были чёрный расизм, авторитаризм, популизм и очень своеобразная разновидность ультраправого антикоммунизма. И сразу становится понятно, кому был выгоден приход к власти личности, способной задавать даже малейшие проявления коммунизма в одной из центральных стран Карибского бассейна. Но гладко всё не было, поскольку уже через год была предпринята попытка военного переворота. К несчастью, она провалилась, а Дювалье сделал вывод, что ни армии, ни милиции доверять нельзя, а «проклятые комми» плетут интриги лично против него. Поэтому он повелел своему доверенному лицу (Клеман Барбо) сформировать особое подразделение, куда бы входили идейные добровольцы, преданные исключительно идеям президента. Официально оно называлось Milice de Volontaires de la Sécurité Nationale, но куда больше запомнилось его неофициальное название — тонтон-макуты.

Барбо рьяно взялся за дело и чуть ли не за полгода сформировал основной костяк организации тонтон-макутов. Шли в неё чёрная (исключительно) молодёжь, люмпены, радикальные расисты и прочие очень милые люди. Причём нужно учитывать национальные особенности Гаити, где христианская религия тесно переплелась в верованиями коренных Африканских племён и многочисленными культами смерти. Собственно, Дювалье был ярым приверженцем подобных верований, что не могло не отразиться на на внешнем облике организации, им созданной. Даже само название «тонтон-макут» восходит к легендам о Бароне Суббота, и о неком «дядюшке», который приходит к людям, запихивает их в мешок и уносит в неизвестном направлении. Собственно, организация именно так и работала.

В 1959 году Дювалье переносит сердечный приступ и страной некоторое время руководит Клеман Барбо. Когда президент оклемался, первым же его делом на посту была ликвидация своего соратника. На всякий случай — вдруг тому очень понравилось у власти находиться. И Клеман был застрелен молодцами из им же созданной организации. И не только он один. Основной задачей тонтон-макутов была ликвидация оппозиции, причём как целенаправленно коммунистической, так и любой другой, что могла даже гипотетически оспорить власть Дювалье над страной. И людей стали забирать по ночам. Без суда, следствия и хоть какого-либо разбирательства. Приходили крепкие молчаливые ребята, в широких шляпах и солнцезащитных очках (особой формы у тонтон-макутов не было, но эти два атрибута были что-то типа «визитной карточки»), вышибали двери и забирали тех, на кого падало подозрение в нелояльности. Или на кого донесли соседи. Или у кого были деньги. Или кому просто сегодня не повезло…

Создавалась классическая атмосфера террора, которая усугублялась использованием типичных для «магии вуду» ритуалов и практик. Тонтон-макуты не просто зверствовали — они делали это демонстративно и на публику. Массовые казни, люди, сожженные заживо и зарубленные с помощью мачете, приписывание себе паранормальных способностей, всезнания и неизбежности скорого возмездия. И, разумеется, рэкет бизнеса, легальный отъем у населения денег, похищение людей на органы и прочее, и прочее. Короче, местное население было запугано до усрачки. Тысячи человек были вынужденны бежать из страны хоть-куда. Другим тысячам повезло меньше и они стали жертвами террора. По предварительным данным, от 30 до 60 тысяч человек было зверски замучено и уничтожено.

Что касается тонтон-макутов как организации, то туда входило около 20 тысяч человек. Строгой иерархии не было — были, скорее, отельные группы, которые действовали на отдельных территориях. Принцип формирования банд, однако. Но система работала, народ боялся, криминальные деньги текли рекой. Доходы шли как на собственные нужды организации, так и на обогащение руководителей всех звеньев.

В 1971 году Дювалье скончался, а власть перешла к его сыну, Жан-Клоду, который решил немного смягчить папочкины методы. Тонтон-макуты получили центральное командование и слегка сбавили обороты. Плюс был основан Корпус Леопардов, которому были частично переданы полицейские функции. Там было хоть какое-то подобие армейской дисциплины и подготовки. Плюс слегка уменьшилось давление на мулатов, которые уже лет 20 были главной мишенью для действий тонтон-макутов, что, разумеется, не понравилась радикалам. Случился внутренний раскол, который был жестоко подавлен. Теми же силами и способами, что и обычно.

Но в 1986 году по всей стране начались массовые беспорядки, которые активно спонсировались США, причём не только деньгами, но и войсками. Против обученных бойцов тонтон-макуты сделать ничего не смогли, поэтому режим Дювалье был свергнут а власть перешла к Луи-Жаделю Шамблену. И что бы вы думали? Многие тонтон-макуты благополучно поступили на службу в новую полицию. И активно продолжили свою деятельность, но только уже в интересах новых властей. Да, кое-кого линчевали местные жители, но это было скорее исключение из правил.

Более того, многие «ветераны» этого спецподразделения до сих пор принимают активное участие в политических события на Гаити. Это чуть ли не легальная «ультраправая» оппозиция, которая продолжает использовать свои привычные методы в рамках политической борьбы.

Ну что я могу сказать. Хорошо на Гаити жить. Сорок лет гноби местных мулатов, занимайся рэкетом, убивай людей в ритуальных целях, а потом ещё и на официальную службу к новым властям спокойно поступай. Военные преступления? Геноцид? Массовые убийства? Разумеется. Расплата за всё это? Не, не слышал. И, что характерно, такая ситуация типична для большинства стран, в которых доминируют представители негроидной расы. А теперь вопрос. Вы по прежнему считаете массовую миграцию из Африки и Ближнего Востока хорошим явлением?

Тонтон-макуты и украинские хунта-макуты – близнецы-братья

Слева – флаг Гаити периода террора тонтон-макутов, отрядов смерти фашистского диктатора Дювалье, которые не подчинялись армейскому командованию и выполняли функции полиции и органов безопасности. Справа – бандеровский флаг УПА и флаг Правого сектора. Черное — смерть, красное – кровь, и ножи — резня – вот символическая суть выражаемая этими флагами.
Чаще всего и в Гаити, и за границей Дювалье называли «папой Доком». Возник даже термин — «пападокизм», означающий режим фашистского типа, появившийся при поддержке США в слаборазвитой полуколониальной стране. Не доверяя армии, Дювалье создал специальные полицейские силы VSN (Volontaires de la Sécurité Nationale, добровольцы национальной безопасности), более известную как тонтон-макуты. Члены этой организации террором подавляли любые признаки инакомыслия. Недовольных ждали пытки и смерть. Всего за годы правления Папы Дока было уничтожено более 50 000 человек. Бизнесмен Батч Эштон (Butch Ashton) утверждает, что власти США поддерживали создание этого формирования и обучением тонтон-макутов занимался Корпус морской пехоты США. Их главой в конце 1960 — начале 1970-х годов был Лукнер Камброн (Luckner Cambronne), которого прозвали «карибским вампиром» за жестокость. В дальнейшем, «тонтон-макуты» возглавлял Роджер Лафонтен (Roger Lafontant). Тонтон-макуты, как и некоторые подразделения Правого сектора, активно использовали оккультную символику и ритуалы, что вместе с жестокостью вызывало среди жителей почти суеверный ужас. Тонтон-макуты нередко использовали жестокие и мучительные виды убийств: они забрасывали жертв камнями или сжигали их заживо, при этом тела убитых выставлялись напоказ для устрашения. Их жертвами были реальные или потенциальные сторонники оппозиции Дювалье, а также бизнесмены, которые отказывались жертвовать средства в пользу режима Дювалье.
Почти полную аналогию между правлением украинской хунты и режимом Дювалье верно подметил публицист Александр Трубицын в статье о событиях в братской республике: Украинские тонтон-макуты.
В 60-е годы всем мировые СМИ с ужасом и омерзением повторяли это странное слово – «тонтон-макуты».
В то время на Гаити правил американский ставленник Дювалье. Менялись американские президенты, но все они, от Эйзенхауэра до Джонсона, поддерживали президента Дювалье и финансово, и политически, и поставками оружия, и военной силой: когда восставшие моряки начали обстреливать президентский дворец, американская авиация, наведённая ЦРУ, потопила корабли восставших.
Дювалье пришёл к власти, силовыми методами выслав из Гаити действующего президента Финьоле, после чего спешно были проведены «упрощённые» выборы – без всякой регистрации избирателей, и Дювалье стал президентом, а парламент заполнили его сторонники.
Дювалье, который сам придумал себе прозвище «Папа Док», ввёл особую идеологию – «негритюд», смысл которой сводился к тому, что чёрные умнее и развитее белых, потому белых надо учить языку и культуре чёрных, духовных лидеров человечества.
Поскольку формально по закону американцы не могут поддерживать какого-то диктатора, обязательное условие их поддержки – проведение выборов и плебисцитов, то выборы и были проведены – на бюллетенях перевыборов на шестилетний срок было напечатано: «Доктор Франсуа Дювалье – президент». При подсчёте голосов власти объявили, что имя Дювалье встречается на бюллетенях чаще всего, а потому он победил. Америка не возражала. Затем был проведён плебисцит, объявлявший Дювалье пожизненным президентом. На бюллетене было напечатано: «Доктор Франсуа Дювалье – пожизненный президент! Согласны ли вы? ДА!». А тот, кто не соглашался, должен был написать «нет» от руки – под пристальными взглядами тонтон-макутов. И Америка опять не возражала.
Так кто же такие тонтон-макуты, опора режима Дювалье?
Официально они именовались «добровольцами национальной безопасности», а тонтон-макут (в приблизительном переводе «дядя-мешок») – это нечто вроде гаитянского Бармалея или Кощея Бессмертного, который похищает непослушных детей, запихивает их в мешок, а потом съедает.
Дювалье всех боялся и никому не верил – ни армии, ни полиции, ни силам безопасности. Поэтому он собрал банды «добровольцев», дал им оружие и право грабить и терроризировать население, рассчитывая, что те будут всячески поддерживать его режим. А учили тонтон-макутов грабить и убивать морские пехотинцы США, присланные по просьбе Дювалье в качестве инструкторов.
Как и положено бандитам, тонтон-макуты не носили форму, но у них был свой, как сейчас говорят, «дресс-код»: соломенная шляпа, тёмные очки и джинсовая рубашка. Как и положено бандитам, они не умели пользоваться тяжёлым армейским вооружением – их оружием были автоматы, пистолеты, мачете, ножи и дубинки.
Тонтон-макуты «обеспечивали» выборы, запугивая избирателей и убивая тех, кто осмеливался голосовать «не так», выбивали «добровольные взносы» из бизнесменов на поддержку режима. Для устрашения народа они любили побивать людей камнями, сжигать заживо, выставлять тела убитых на обозрение.
Естественно, что при таком правлении и так слабая экономика Гаити покатилась в пропасть, сотни тысяч людей эмигрировали и выезжали на заработки, промышленность была разрушена окончательно, кроме бананов республика могла экспортировать только кровь – дважды в месяц по две с половиной тысячи литров замороженной человеческой крови Дювалье отправлял в США, а американцы делали вид, что верят, будто это кровь добровольцев, кровь добровольных доноров.
И чем хуже обстояли дела, тем больше зверствовали тонтон-макуты, расправляясь с недовольными. Отрубленные головы и изрешеченные пулями тела противников режима вывешивались на балконах, и даже у всячески поддерживавших Дювалье западных журналистов не выдержали нервы – правда о зверствах «добровольцев национальной безопасности» просочилась в прессу, название «тонтон-макут» стало таким же символом тупой звериной жестокости, как «фашист» или «бандеровец» .

Порождение больной психики майдан-макутов
СЕЙЧАС НА УКРАИНЕ
Мог ли я подумать в те времена, что тонтон-макуты станут ужасной и омерзительной реальностью в тех местах, где прошло моё детство, на Юго-Востоке Украины? Что олигархи-губернаторы, назначенные захватившими власть в Киеве националистами, будут вооружать и оплачивать новые банды тонтон-макутов, терроризирующие русское и русскоязычное население?
Я думаю, что читатели уже обратили внимание на странные – или, наоборот, вполне естественные – совпадения в том, что происходило полвека назад на Гаити и происходит сейчас на Украине. И там, и там – режимы весьма сомнительной легитимности, которые поддерживает Америка. И там, и там легитимным президентам приходилось бежать, спасая свою жизнь. И там, и там схожие идеологии, «негритюд» и, если можно так выразиться, «бандеритюд» . И там, и там «добровольцы национальной безопасности», «майданщики», любители жечь людей и побивать их камнями, у которых закон и право (все видели видеозаписи!) заменяются автоматами, ножами, дубинами, и тех, и других обучают убивать американские инструкторы. И там, и там под вопли о благе народа экономика катится в пропасть, миллионы украинцев пересекают границы в поисках заработка.
И задачи, которые стоят перед режимом киевских самозванцев и стояли перед режимом Дювалье, одинаковы: провести «упрощённые» выборы, для того, чтобы создать видимость легитимности своей власти, и не дать людям на Юго-Востоке провести честные и законные референдумы, самим выбрать свой путь и свою судьбу.
Методика была выбрана та же самая, что и у Дювалье: создать банды тонтон-макутов, которые будут терроризировать русскоязычное население Юго-Востока, чтобы «свободное волеизъявление» шло с ножами у горла и под дулами автоматов.
Кадры уже готовы: бездельники с «евромайдана» («ЗВЕРОмайдана», как называют его на Юго-Востоке), за долгие месяцы беспредела разучившиеся работать, но привыкшие жить на подачки и громить дубинами, готовы пойти в тонтон-макуты за самую небольшую плату. А куда же им деваться – работать не умеют, а кушать хотят.
Назначенные киевскими самозванцами в губернаторы олигархи для того и были назначены, чтобы из наворованных ими денег вооружать и оплачивать самую грязную работу новоявленных тонтон-макутов, содержать частные армии.
Правоохранительные органы деморализованы и дезорганизованы – противостоять бандеровским тонтон-макутам, защищать права и свободы граждан они не смогут.
То, о чём я пишу – не только мнения и оценки экспертов. С Юго-Востока постоянно приходит информация об атмосфере морально-психологического террора, в которой приходится жить русскоязычному населению. Избиения, угрозы, оскорбления и даже убийства, вот что приходится терпеть людям только за то, что они говорят на том же языке, что и мы с вами. Тонтон-макутов немного – но у них ведь нет иной задачи, кроме организации террора, и им за это платят. А русскоговорящим людям – главной производительной силе Украины! – приходится весь день работать, и просто не хватает времени на организацию защиты и отпора.
Одни и те же методы, одни и те же тонтон-макуты, а то, что у Дювалье тонтон-макуты были чёрные, а у губернаторов-олигархов хунта-макуты белые – сути не меняет. Дела их одинаково черны.
И поэтому так дорога поддержка России – моральная, политическая, финансовая, информационная всем, кто противостоит сейчас бандеровщине, густо замешанной на ворованных миллиардах олигархата.
Это статья Украинские тонтон-макуты. Публицист Александр Трубицын о событиях в братской республике
==========================================
К сожалению жизнь и факты подтверждают написанное выше.
Вот свои советы по организации хунта-макутов на Украине дает Альфред Кох, лютый ненавистник России и русских, бывший член команды упыря Ельцина.
Лев Вершини (putnik1) в своем посте ЧЕТВЕРТЫЙ ПУНКТ КОХА пишет так об этом.
О невежестве г-на Коха в истории, а равно и о моральном аспекте его идей достаточно конкретно высказался уважаемый Полковник Кассад (colonelcassad), так что я хотел бы заострить ваше внимание на другом…
Наличие на территории Руины нескольких (по разным данным, от 6 до 10) тысяч «опытных наемников, готовых убивать за деньги» уже факт, известный из СМИ и подтвержденный МИД России.
Законопроект депутата Ляшко о введении в армии смертной казни за ряд правонарушений, включая «невыполнение приказа и дезертирство», уже внесен в Верховную Раду и даже прошел первое чтение.
Распоряжением секретаря СНБОУ Парубия в «каждый полк и выше» уже назначены «комиссары» от Правого сектора и Свободы, «имеющие прямой мандат от Главнокомандующего, дающий им неопределенно широкие права», в частности, отстранения от командования офицеров всех званий и, по их словам, расстрела на месте.
Таким образом, три из четырех рекомендаций г-на Коха хунтой уже выполнены.
Насчет четвертой, — о взятии в заложники семей всех офицеров (от майора) и генералов и расстреле их по одному, начиная с детей, при проявлении офицером признаков нелояльности, — ничего конкретно сказать не могу, но, судя по коллективному письму на имя адмирала Тенюха (в начале «марша на Крым») группы офицеров, возмущенных запретом их семьям куда-либо уезжать с постоянного места жительства, дым не без огня.
Так что, полагаю, г-да офицеры, нарушившие присягу и служащие хунте, вполне могут дождаться…
================================
Еврейский олигарх Папа-Док Коломойский, владелец Приватбанка, обещает хунта-макутам награду в $10 000 за голову каждого «москаля»
Как пишет varjag_2007 Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош встречался с Коломойским
Поздно вечером в среду, 16 апреля лидер Правого Сектора Дмитрий Ярош прибыл в Днепропетровск для встречи с главой Днепропетровской областной государственной администрации Игорем Коломойским и его заместителем Геннадием Корбаном.
О чем они говорили нам пока неизвестно. Подробности встречи не разглашаются.
Как уже сообщалось ранее, в этот же, знаменательный для всех христиан день, в страстную среду — когда Иуда предал Христа, днепропетровский олигарх-губернатор Коломойский через своего заместителя Бориса Филатова (известного тем, что призывал «давать мразям любые обещания, а потом — вешать») публично обратился к населению Юго-Востока с предложением сдавать «сепаратистов» за деньги, по цене 10.000 долл. за голову.
http://varjag-2007.livejournal.com/6005529.html
=============================
Самые последние трагические события под Славянском полностью подтверждают все выше сказанное о хунта-макутах. Накануне выходных в СМИ и блогах появилось предупреждение, что просочилась информация о готовящейся кровавой террористической акции устрашения хунта-макутов против русскоязычных активистов Юго-Востока. Причем, согласно этим сообщениям, еврейский олигарх, Днепропетровской и Запорожской Папа-Док Коломойский настаивал, что это должно произойти именно до понедельник, видимо с целью осквернить (по традиции некоторой части евреев) светлый русский праздник православной Пасхи.
Фото – главарь хунта-макутов Ярош и его хозяин – Папа-Док Коломойский

К сожалению, эти слухи оказались правдой. В Пасхальную ночь 20 апреля отряд из примерно 20 хунта-макутов подъехал к невооруженному блок-посту на въезде в Славянск и расстрелял безоружных активистов из автоматического оружия, трое активистов убиты. Подоспевшая вооруженная подмога сумела отбить нападение макутов, двое из хунта-макутов тоже убиты.
================================================================

Любому человеку в своем уме (к сожалению главари хунты по-видимому не относятся к этой категории) должно быть совершенно очевидно и ясно.
Юго-Восток, Новороссию, Донеччину – родину героев-молодогвардейцев – никогда никакие бандеро-макуты не смогут поставить на колени и заставить кричать «слава Бандере!» Чем сильнее террор хунты и бандеро-макутов – тем страшнее будет им возмездие. Хунте и ее бандеро-макутам лучше остановиться пока не поздно. Пока Львов не разбомблен в дымящиеся развалины, как был разбомблен нацистский Берлин, гнездо гитлеровских макутов.

Тонтон-макуты -Tonton Macoute

Для использования в других целях, см Тонтон-макута (значения) .

Volontaires-де-ла Sécurité Nationale

Тонтон-макуты
Tonton Makout

Обзор военизированной организации

сформированный

Предшествующая агентства

  • Cagoulards
  • Milice Civile

растворенный

, заменяющее агентство

  • Несколько полулегальных военизированных организаций

подсудность

Гаити

Штаб-квартира

Порт-о-Пренс

Военизированная организация руководителей

Родитель военизированная организация

КАЛАМБУР

Агентство ID

ВСН

Тонтон-макуты ( гаитянский креольский : Tonton Makout ) или просто Macoute был специальный операции подразделения в рамках гаитянского военизированной группы , созданной в 1959 году диктатор Франсуа «Папа Док» Дювалье . В 1970 году милиция была переименована в Volontaires де ла Sécurité Nationale ( ВСН , волонтеры национальной безопасности). Гаитян назвал эту силу после гаитянского мифологического пугала , Тонтон-макуты ( «Дядя мешковина»), который похищает и наказывает непослушных детей наметом их в мешковина (французский язык: macoute ) и проведение их потребляться на завтрак.

Тонтон-макуты

Тонтон-макуты

фр. Tonton Macoute; гаит. креольск. Tonton Makout

Другие названия

Добровольческая милиция национальной безопасности

Идеология

дювальеризм, чёрный расизм, вудуизм, антикоммунизм

Лидеры

Франсуа Дювалье, Клеман Барбо, Люкнер Камбронн, Роже Лафонтан

Активна в

Гаити

Дата формирования

Дата роспуска

Количество членов

около 20 тысяч

«Папа Док» Дювалье, папа Тонтон-макутов

Тонтон-макуты (фр. Tonton Macoute; гаит. креольск. Tonton Makout), также Добровольческая милиция национальной безопасности (фр. Milice de Volontaires de la Sécurité Nationale) — гаитянское военизированное формирование и ультраправая политическая группировка. Соединяли функции эскадронов смерти, полиции, госбезопасности и дювальеристской политической организации. Выступали главной силовой и политической опорой династии Дювалье. Являлись, особенно при правлении Дювалье-старшего, элитой правящего режима. Истребляли политическую оппозицию, рэкетировали предпринимателей, терроризировали население. Практиковали мистические ритуалы вуду. Распущены после падения режима Дювалье-младшего, однако кадры и традиции сохранились в крайне правых организациях.

Происхождение названия

Термин «тонтон-макуты» происходит от гаитянского креольского мифа о дяде (Tonton), который похищает и наказывает непослушных детей, запихивая их в мешок (Macoute) и затем съедая. Прямой перевод с креольского языка: «дядюшка с джутовым мешком». Понятие связано также с архетипом вудуистского зомби.

На уровне обыденного сознания тонтон-макуты олицетворяли силу, жестокость, непобедимость (убивать зомби бессмысленно), но также своеобразную извращённую справедливость, неотвратимость возмездия, исходящего от вождя, которому были беспредельно преданны. В сообществе тонтон-макутов культивировались принципы «единой семьи Папы Дока», чему способствовала активная практика ритуалов вуду.

Создание

В октябре 1957 года президентом Гаити стал Франсуа Дювалье. Платформа дювальеризма предполагала значительные социальные сдвиги в гаитянском обществе. Выступая с позиций авторитарного популизма и чёрного расизма, Дювалье использовал традиционную враждебность негритянских масс к мулатской элите. Воинствующий ультраправый антикоммунизм совмещался с революционной эгалитарной риторикой.

Режим Дювалье быстро столкнулся с жёсткой оппозицией. Уже в 1958 году против него была предпринята попытка военного заговора. Подавить мятеж удалось силами вооружённых сторонников Папы Дока под командованием Клемана Барбо. Дювалье сделал вывод о ненадёжности армии и полиции и поручил Барбо сформировать проправительственное ополчение из идейно мотивированных добровольцев, лично преданных президенту. Склонность Дювалье и его окружения к мистицизму определила название тонтон-макуты.

Новая структура комплектовалась из негритянской молодёжи, преимущественно люмпенской или учащейся. Таким образом, для социальных низов открывались недоступные прежде перспективы подъёма. Командирами назначались проверенные сподвижники Дювалье. Подчинялись тонтон-макуты только лично президенту. Они сосредоточили все функции силовых структур, оттеснив на задний план прежнюю армию и полицию. Главной функцией являлось уничтожение реальной и потенциальной оппозиции. Отдельно ставилась задача обеспечивать личную безопасность Франсуа Дювалье.

В конце мая 1959 года Дювалье перенёс сердечный приступ. Некоторое время на посту главы государства его замещал Барбо. Восстановившись после болезни, Дювалье обвинил Барбо в заговоре и узурпации власти, приказал арестовать и посадить в тюрьму. В 1963 году Барбо был освобождён и реально попытался организовать заговор против Дювалье. Вскоре бывшие подчинённые застрелили Барбо. Командование тонтон-макутами перешло к Люкнеру Камбронну, который возглавлял формирование почти весь период правления Дювалье-старшего.

Идеология и практика

Формирования тонтон-макутов являлись инструментом диктатуры, используемым как против левой оппозиции и компартии, так и против консервативной элиты прежнего периода. Характерно, что Дювалье-старший позиционировался как «самый стойкий антикоммунист» и в то же время сравнивал себя с Лениным. При этом тонтон-макуты составляли ближайшее окружение диктатора и новую элиту режима.

Тонтон-макуты подавляли протесты и восстания, похищали и убивали оппозиционеров. Была отлажена система принудительного обложения бизнесменов — якобы на «общественные нужды», но реально эти средства являлись источником доходов для тонтон-макутов и чиновников. Поскольку фиксированного содержания им официально не выплачивалось, право узаконенного рэкета имело особое значение. Репрессиям подвергались и потенциальные противники режима, и случайные люди. Люкнер Камбронн, прозванный Карибским вампиром, организовал криминальный бизнес по продаже донорской крови в иностранные больницы.

Использование символики и практикование ритуалов вуду позволяло поддерживать массовые суеверия и слухи о сверхъестественных способностях. Тонтон-макуты нередко применяли жестокие и мучительные виды убийств: забрасывали жертв камнями или сжигали их заживо, при этом тела убитых выставлялись напоказ для устрашения.

Общее количество убитых тонтон-макутами с 1958 по начало 1986 составило от 30 тысяч до 60 тысяч человек, тысячи гаитян были вынуждены бежать из страны

При Дювалье-младшем

Франсуа Дювалье скончался в апреле 1971 года. Президентский пост наследовал его сын Жан-Клод Дювалье. Первоначальные заявления и некоторые действия нового президента создавали впечатление определённой либерализации режима.

Бэби Док объявил, что «политическая революция», совершённая его отцом, выполнила свои задачи и на повестке дня стоит «революция экономическая» — развитие страны и повышение уровня жизни. Были освобождены некоторые политзаключённые. Заметным отступлением от принципов дювальеризма стала женитьба президента в 1980 году на мулатке Мишель Беннетт, представительнице потомственной аристократии.

Эти тенденции вызвали резкое недовольство жёстких дювальеристов во главе Люкнером Камбронном и вдовой Франсуа Дювалье Симоной. Новый президент отправил Камбронна в отставку и принудил к эмиграции. Новым командующим тонтон-макутами стал Роже Лафонтан. Через несколько лет Симона Дювалье была выслана из страны.

В 1973 году Дювалье-младший учредил альтернативную силовую структуру — Корпус Леопардов, которому были переданы контрповстанческие и полицейские функции. «Леопарды» подчинялись государственной военной дисциплине, при наборе действовал образовательный ценз. В создании и обучении корпуса участвовали американские инструкторы (по информации бизнесмена Батча Эштона, обучением тонтон-макутов также занимался Корпус морской пехоты США). Повысилась и роль регулярной армии.

Бесконтрольный прежде произвол тонтон-макутов был несколько ограничен. Но и при этом тонтон-макуты оставались главным, хотя уже не единственным структурным силовым центром.

После Дювалье

В январе-феврале 1986 года Гаити охватили массовые антидювальеристские демонстрации. Тонтон-макуты и «Леопарды» пытались их подавить, но протесты нарастали и ужесточались. В конечном счёте протестующих поддержали армейское командование и администрация США. 7 февраля Жан-Клод Дювалье покинул страну.

После падения режима тонтон-макуты вынуждены были уйти в подполье. Многие из них стали жертвами линчеваний. Другие, в том числе Роже Лафонтан, бежали из Гаити. В то же время немало количество из них поступили на службу в армию и полицию новых властей — в этом плане особенно известен пример Луи-Жоделя Шамблена. Тонтон-макутам приписывается массовое убийство 150 крестьян в деревне Жан-Рабель 23 июля 1987 года.

Политическая борьба в Гаити быстро сделала востребованными навыки тонтон-макутов. Луи-Жодель Шамблен в качестве армейского сержанта сыграл видную роль в срыве выборов, намеченных на ноябрь 1987, и сохранении у власти генерала Анри Намфи. Правые силы активно использовали бывших тонтон-макутов в противостоянии Жану-Бертрану Аристиду и его сторонникам. 7 января 1991 Роже Лафонтан совершил однодневный государственный переворот и провозгласил себя президентом (в сентябре он был убит в тюрьме по приказу Аристида).

На эту силу в значительной степени опиралась военная хунта генерала Рауля Седраса, свергнувшая Аристида и захватившая власть в конце сентября 1991 года. Ультраправый Фронт за развитие и прогресс Гаити называли «клоном тонтон-макутов» (среди его лидеров был Шамблен). В мае 1994 года сотни тонтон-макутов устроили манифестацию в Порт-о-Пренсе под лозунгами «Дювалье или смерть!»

В октябре 1994 президент Аристид вернулся к власти при военной поддержке США. Бывшие тонтон-макуты составили авангард оппозиционных сил. Шамблен со своими бойцами активно участвовал в повторном свержении Аристида в феврале 2004. Симпатии к тонтон-макутам проявляет Мишель Мартейи, президент Гаити с 2011 года.

Политическое понятие «тонтон-макуты» используется для обозначения крайнего варианта «эскадронов смерти».

Вооружение, снаряжение и экипировка

Тонтон-макуты не имели униформы установленного образца и носили гражданскую одежду. Отличительной особенностью тонтон-макутов были солнцезащитные очки, джинсовые рубашки и соломенные шляпы. Среди неграмотного и запуганого населения тонтон-макуты поддерживали миф о том что они не живые люди, а зомби, и их невозможно убить. Аресты и облавы они часто проводили, нарядившись в белые балахоны

Тонтон-макуты были вооружены огнестрельным оружием, использовали также мачете.

Численность

В конце правления Дювалье-старшего и первые годы Дювалье-младшего общая численность формирований тонтон-макутов составляла около 20 тысяч.

По состоянию на середину февраля 1986 года, количество тонтон-макутов, оставшихся в Гаити после свержения режима Дювалье, оценивалось в 18,5 тысяч.

> См. также

  • Банда мангустов

> Ссылки

  • Фотографии тонтон-макутов, Latin American Studies

Примечания

  1. Земля мертвецов | Журнал | Вокруг Света
  2. The Tonton Macoutes: The Central Nervous System of Haiti’s Reign of Terror
  3. «Экономика катастрофы» востребует соответствующих политиков
  4. Haiti: The Living Dead
  5. Ю. С. Оганисьян, А. Ю. Рабин. Галерея тиранов. Москва : Мол. гвардия, 1968.
  6. Kenaz Filan. The Haitian Vodou Handbook: Protocols for Riding with the Lwa.
  7. Chimp to Man to History Books: The Path of AIDS
  8. Luckner Cambronne ‘The Vampire of the Caribbean’
  9. «Народ Гаити глубоко убежден, что в рядах полиции, которую здесь называют „тонтон-макуты“ … служат сплошные зомби (считалось, что зомби служили и в личной гвардии бывшего пожизненного президента страны Папы Дока Дювалье). Миф о зомби проник во все слои общества, вера в эту легенду не ослабевает.»
    Эрик Мэпл. Колдовство. Часть III. Расцвет сатанизма // журнал «Вокруг света», № 5 (2608), май 1991
  10. «More than 60,000 Haitians are estimated to have been killed during the Duvalier regime, and thousands more were forced to leave.»
    Haiti’s Police Leader to Die: Convicted of Murder, Torture for Duvaliers // «Los Angeles Times» от 16 июля 1986
  11. Haiti: Strikers protest 2 ex-aides’ return // «Los Angeles Times» от 12 июля 1990
  12. Haitian Military Leopard Corp In Jean Claude Duvalier reign
  13. «Duvalier assumed power in 1971 at age 19 following the death of his father, Francois „Papa Doc“ Duvalier. The father and son presided over a dark period in Haitian history, when a thuggish government secret police force known as the Tonton Macoute tortured and killed opponents.»
    Jonathan M. Katz. Duvalier is brought before Haitian court // «The Washington Post» от 19 января 2011
  14. The World // «Los Angeles Times» от 31 августа 1987
  15. Louis-Jodel Chamblain
  16. Former Chief of Duvalier’s Militia Claims Power After Coup in Haiti
  17. LAFONTANT v. ARISTIDE
  18. Gonaives Journal; The Bogeyman’s Back, Striking Fear Into Haitians
  19. Michael Norton. Haiti’s Dreaded Tonton Macoutes Reorganize — Militia Warns Of Foreign Attack // «The Seattle Times» от 28 мая 1994
  20. Маркус Бэк. Под звуки маман, секонда и ката // журнал «Вокруг света», № 11 (2590), ноябрь 1974
  21. Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.6. М., «Советская энциклопедия», 1971. стр.38-43
  22. Латинская Америка: энциклопедический справочник (в 2-х тт.) / гл. ред. В. В. Вольский. том 1. М., «Советская энциклопедия», 1979. стр.423-430
  23. Michael S. Hooper. Duvalier is gone, but is Duvalierism? // «Los Angeles Times» от 16 февраля 1986

Литература

Гонионский С. А. Гаитянская трагедия. М. 1974

Компетентные эксперты называли тонтон-макутами военизированное формирование, которое было силовой и политической опорой диктатора Франсуа Дювалье, ставшего лидером Гаити в 1957 году. Диктатор наделил своих подчинённых широкими полномочиями — они соединяли в себе функции полиции, государственной безопасности, политической организации. Они считались элитой местного общества. Попасть в ряды тонтон-макутов считалось весьма престижным и весьма выгодным, ведь власти закрывали глаза на то, что бойцы беззастенчиво облагали данью бизнесменов и банкиров.

Папа Док

Что касается самого термина «тонтон-макуты», то он происходит от старинного креольского мифа о некоем дяде (по-креольски Tonton), который похищает и наказывает непослушных детей, запихивая их в мешок (Macoute), а затем съедает малышей со всеми потрохами. Прямой перевод термина с креольского языка звучит как «Дядюшка с джутовым мешком».
До зубов вооружённые «дядюшки» проливали кровь соотечественников, без сожаления и колебаний устраняя всех неугодных режиму Дювалье. В ход шли огнестрельное оружие, ножи, удавки и прочие средства. Против врагов режима они активно применяли похищения и пытки.
Для укрепления духа сотрудники элитного подразделения широко практиковали мистические ритуалы древнего культа вуду. Публикации в прессе постоянно распространяли идею о непобедимости тонтон-макутов, их неуязвимости и сверхчеловеческих возможностях.
Сам Дювалье считал, что основным качеством элитных служак должны быть безоговорочная преданность и чёткое исполнение поступавших свыше приказов.
Выступая перед бойцами, Дювалье (которого называли Папа Док) говорил:
— Вы должны внушать населению идею неотвратимости наказания всем нарушителям установленных в нашем государстве законов. А ещё сознавать, что любая жестокость по отношению к смутьянам и мерзавцам оправдана. Я лично даю вам индульгенцию на применение самых жёстких мер.
Получив такой подарок от властителя Гаити, тонтон-макуты искореняли политическую оппозицию, независимых журналистов и всех несогласных с политикой режима.

Преданность и верность

Инициатором создания личной элитной гвардии стал сам президент Гаити Франсуа Дювалье, пришедший к власти в октябре 1957 года. Он произносил перед толпой пламенные речи, в которых обещал определённые привилегии для негритянского населения и тонко использовал его ненависть к мулатской элите, сформировавшейся за десятилетия. Уже в первые месяцы правления Дювалье столкнулся с мощной, хорошо организованной и очень жёсткой оппозицией. Военная элита организовала заговор, целью которого было свержение Папы Дока. Высшие офицеры планировали физическое устранение Дювалье и его ближайшего окружения.
Но президенту удалось привлечь на свою сторону воинские части, возглавляемые полковником Клеманом Барбо. Тот жестоко подавил мятеж, чем сразу же заслужил доверие президента. Вызвав Барбо в президентский кабинет, Дювалье заявил:
— Я убедился в том, что армия и полиция ненадёжны и не могут служить опорой существующей власти. Это создаёт крайне опасные для государства прецеденты. Мне известны настроения нынешней военной элиты. Она лелеет надежды свергнуть меня, чего нельзя допустить. Вы проявили себя как мой верный сторонник, поэтому я принял решение поручить вам создать военные формирования из идейно мотивированных добровольцев, лично преданных президенту.
Барбо рьяно взялся за дело и начал набирать новую гвардию из негритянской молодёжи. Предпочтение отдавалось юношам из городских низов, которым Барбо обещал невиданные перспективы для карьерного роста.
Командирами новых подразделений Барбо назначал только проверенных сторонников Дювалье. Подчинялись тонтон-макуты лично президенту. Они сразу же взяли на себя функции силовых структур, оттеснив прежнюю армию и полицию. Главной задачей бойцов являлось уничтожение реальной и потенциальной оппозиции. Кроме того, тонтон-макуты обеспечивали личную безопасность Франсуа Дювалье.

Знаете ли вы что…

По данным независимых источников, за время правления Папы Дока верные ему тонтон-макуты подвергай пыткам и лишили жизни более шестидесяти тысяч сограждан. Пятьдесят тысяч были вынуждены бежать из страны.

Без моральных принципов

Численность подразделений тонтон-макутов составляла двадцать тысяч человек. Прежде чем приступить к своим обязанностям, парни проходили интенсивную военную и спортивную подготовку под руководством морских пехотинцев США. Новобранцев учили метко стрелять из любых положений, а также пытать задержанных, выбивая из них показания. Особый упор делался на психологическую подготовку. С гвардейцами Папы Дока работали лучшие психологи, а сам диктатор внушал бойцам:
— Властью, данной мне народом, я освобождаю вас от химер моральных принципов и угрызений совести. Будьте безжалостны с моими врагами, и ваше рвение будет оценено!
Новобранцы давали клятву быть верными президенту и текст клятвы подписывали кровью.
Тонтон-макуты не имели униформы установленного образца и носили гражданскую одежду. Их отличительной особенностью были непременные солнцезащитные очки, джинсовые рубашки и соломенные шляпы. При вечерних и ночных арестах бойцы надевали белые халаты для устрашения своих жертв.
Пресса, радио и телевидение, подконтрольные Папе Доку, внушали запуганному населению мифы о тонтон-макутах, и жители бедных негритянских кварталов передавали из уст в уста:
— Тонтон-макуты — это вовсе не живые люди, а зомби. Их невозможно даже ранить, а сами они могут убивать одним лишь взглядом, поэтому от них надо стараться держаться подальше!
Но держаться подальше зачастую не удавалось. Тонтон-макуты врывались в дома даже добропорядочных граждан, забирали все ценное, а хозяев жестоко избивали.

Бизнес на крови

Противников режима тонтон-макуты резали и расстреливали, вешали и забивали камнями. Трупы выставляли на площадях для устрашения народа. Рядом ставили таблички, на которых значилось: «Так мы поступаем с врагами Папы Дока!».
Диктатор не отличался железным здоровьем. Излишества, невоздержанность в еде и алкоголе привели его к инфаркту в конце мая 1959 года.
Пока президент лежал в больнице, его обязанности выполнял Барбо. Но вместо благодарности поправивший здоровье диктатор обвинил Барбо в заговоре, узурпации власти и приказал посадить его в тюрьму.
Только через четыре года попавший в немилость обрёл свободу и в качестве акта мести действительно организовал заговор против Дювалье. Но тонтон-макуты пресекли эту попытку и застрелили Барбо.
Тем временем элитное подразделение головорезов возглавил полковник Люкнер Камбронн.
Под его командованием бойцы безжалостно подавляли протестные акции и восстания, разоблачали заговоры и карали заговорщиков.
Почувствовав полную безнаказанность, Люкнер, прозванный Карибским вампиром, развернул криминальный бизнес. Он приказывал брать кровь у здоровых узников и сбывал её в заграничные больницы. Бизнес на крови процветал и приносил организатору солидные барыши вплоть до 1971 года, когда Франсуа Дювалье скосил очередной инфаркт. Несмотря на усилия врачей, спасти его не удалось.
Пост первого лица страны унаследовал сын Франсуа Дювалье — Жан-Клод Дювалье, которого народ прозвал Бэби Док. В своих первых выступлениях и заявлениях он обещал некоторую либерализацию режима и ослабление закрученных до предела гаек.

Вертикаль власти

Бэби Док по радио объявил:
— Революция, совершенная моим отцом, выполнила свои задачи и на повестке дня стоит «революция экономическая» — развитие страны и повышение уровня жизни. Моя задача — резко сократить число гаитян, живущих за чертой бедности. Также я принял решение освободить из тюрем некоторых политзаключённых.
Весной 1980 года циничный и прагматичный Бэби Док совершенно неожиданно влюбился и повёл под венец красавицу мулатку Мишель Беннетт, происходившую из семьи аристократов.
Эти шаги привели к взрыву недовольства в стане сторонников жёсткой линии, которую исповедовал Папа Док. Люкнер и вдова Франсуа Дювалье — Симона — объединили усилия в борьбе против Бэби Дока. Но он вовремя почувствовал опасность и выслал Люкнера, Симону и их ближайших сторонников из страны.
— Чтобы не мутили воду и не мешали строить новую вертикаль власти! — так объяснил новый диктатор свои действия.
Во главе тонтон-макутов он поставил своего старинного приятеля Роже Лафонтана.
В 1973 году Бэби Док решил создать новую силовую структуру, которой передал контрповстанческие и полицейские функции. Они получили название «Леопарды», строго подчинялись военной дисциплине, при их наборе действовал образовательный ценз.
По просьбе Бэби Дока в страну нагрянули американские инструкторы, которые занялись обучением «Леопардов».
В феврале 1986 года Гаити охватили массовые манифестации, которые не удалось подавить ни тонтон-макутам, ни «Леопардам».
7 февраля Жан-Клод Дювалье был вынужден покинуть страну. Тонтон-макуты ушли в подполье. Наиболее жестоких из них толпы разъярённых гаитян убивали без суда и следствия.
Впоследствии многострадальный Гаити сотрясали перевороты и волнения, но неизменно симпатии правителей страны были на стороне былой гвардии. Они называли тонтон-макутов «стержнем порядка и стабильности».
А вот подавляющее число простых гаитянцев однозначно считали головорезов кровавыми убийцами, а годы их расцвета — самым страшным периодом в истории Гаити.

Журнал: Тайны 20-го века №27, июнь 2019 года
Рубрика: Тени прошлого
Владимир Петров

Настоящие макуты скорее расстанутся с одеждой, чем с оружием.

Тонтон-макуты или MVSN (сокр. от Milice de Volontaires de la Sécurité Nationale, фр. Добровольческая милиция национальной безопасности) — гаитянская тайная полиция, служившая опорой режима Франсуа Дювалье.

Прозвище «тонтон-макуты» связано с креольским мифом о дяде (креол. Tonton), который похищает и наказывает непослушных детей, запихивая их в мешок (креол. Macoute) и затем съедая. Добровольцами национальной безопасности тонтон-макутов начали называть с 1971 года. На знаменах и нашивках тонтон-макутов очень часто можно было увидеть аббревиатуру VSN (сокр. от Volontaires de la Sécurité Nationale, фр. Добровольцы национальной безопасности).

История

После того, как в 1958 году против Франсуа Дювалье выступили заговорщики, имевшие поддержку в частях гаитянской армии, в 1959 году Дювалье создал дополнительное военизированное формирование — тонтон-макутов, которые не подчинялись армейскому командованию и выполняли функции полиции и органов безопасности.

Бизнесмен Батч Эштон утверждает, что власти США поддерживали создание этого формирования и, более того, знаменитый корпус морской пехоты США даже занимался их обучением. В конце 1960 — начале 1970-х годов тонтон-макутов возглавлял Лукнер Камброн, которого прозвали «карибским вампиром» за жестокость. В дальнейшем тонтон-макутами командовал Роджер Лафонтен.

Набирались отряды из полукриминальных элементов, во главе отрядов зачастую стояли главари банд и колдуны вуду. Тонтон-макуты активно использовали символику и ритуалы культа вуду, который практиковался на Гаити, поддерживали слухи о сверхъестественных способностях, что вызывало среди жителей суеверный страх.

Тонтон-макуты нередко использовали жестокие и мучительные виды убийств: они забрасывали жертв камнями или сжигали их заживо, при этом тела убитых выставлялись напоказ для устрашения. Их жертвами были реальные или потенциальные сторонники оппозиции Дювалье, а также бизнесмены, которые отказывались жертвовать средства на государственные проекты (служившие источником обогащения коррумпированных чиновников).

Тонтон-макуты Папы Дока маршируют по лужайке перед президентским дворцом со своим ритуально-церемониальным оружием — мачете.

Также существовал отряд тонтон-макутов, состоящий исключительно из женщин. Его возглавила правая рука Франсуа Дювалье Мадам Макс Адольф.

Тонтон-макуты продолжали действовать и при правлении Жана-Клода Дювалье, сына и преемника Франсуа Дювалье.

В целом, в период до свержения диктатуры Дювалье в феврале 1986 года тонтон-макуты убили свыше 60 000 жителей Гаити, кроме того, тысячи жителей были вынуждены бежать из страны.

Есть сведения, что после смещения Жан-Клода Дювалье в 1986 году, некоторые отряды тонтон-макутов продолжали существовать на нелегальном положении. Так, им приписывали массовое убийство 150 крестьян в деревне Джин Рабел, совершённое 23 июля 1987 года.

В мае 1994 года тонтон-макуты возвратились на политическую арену — несколько сотен тонтон-макутов устроили манифестацию в столице Гаити под лозунгами «Дювалье или смерть!». Однако в этот раз обошлось без оружия и всяческих убийств.

Вечеринка тонтон-макутов. В центре — Мадам Макс Адольф.

По состоянию на 1969 год, общая численность формирований тонтон-макутов составляла около 20 тыс. человек. На протяжении 1974 — 1975 годов число гаитянских гвардейцев осталось стабильным — все те же 20 тыс. человек. После свержения режима Дювалье в феврале 1986 года, количество оставшихся тонтон-макутов оценивалось в 18,5 тыс. человек.

Вооружение

Тонтон-макуты были вооружены огнестрельным оружием, главным образом AMD-65, M1 Garand, Springfield M1903, Браунинг M1918, M1911, М1917, Узи и др. Кроме того, они использовали мачете и прочее холодное оружие.

Униформа

Тонтон-макуты не имели униформы установленного образца, а носили гражданскую одежду. Как правило, добровольцы носили одежду голубого или синего цвета и кожаные сапоги коричневого цвета. Отличительной особенностью тонтон-макутов были солнцезащитные очки, джинсовые рубашки и соломенные шляпы. Некоторые добровольцы вместо соломенной шляпы носили кепку американского образца под цвет рубашки и штанов. Интересной деталью были и подсумки для M1 Garand, которые некоторые тонтон-макуты носили на поясе.

Также тонтон-макуты часто проводили облавы и аресты, нарядившись в белые балахоны.

> Галерея Добавить фото

В искусстве

  • Тонтон-макуты появляются в новелле Роже Дорсенвиля «Умереть за Гаити», впервые опубликованной в 1980 г. и изданной на русском языке в 1988 г.

Disgusting men часто напирает на слово «отвратительный» и, как правило, в ироничном ключе. Но в этот раз мы решили обратить свое внимание на действительно отвратительных мужиков: их называли тонтон-макуты, они были личной гвардией гаитянского диктатора Дювалье, практиковали ритуалы вуду и в целом были циничными ублюдками, садистами и преступниками. При этом, им не откажешь в извращенном стиле и умении подать себя. Эти парни были палачами, гвардейцами и одновременно жрецами вуду, так что оригинальности им не занимать.

Тонтон-макуты были личной гвардией Франсуа Дювалье, а затем и его сына-преемника, Жана Клода Дювалье. В 1958 году Дювалье-старший пережил попытку государственного переворота и понял одну очень важную для любого диктатора вещь: надежды на регулярные войска и полицию нет.

Франсуа Дювалье в центре перед микрофоном на ступенях своего дворца. Его защищают и военные и тонтон-макуты.

В результате, Франсуа пришел к идее создания собственной личной и карманной армии. Так как войска и полиция не вызывали доверия у правителя, он начал набирать самых лояльных и верных, но при этом не отягощенных моралью граждан. Дювалье был агрессивным популистом, который удачно (для своего режима, конечно) совмещал крайне правые и крайне левые идеи. Он опирался на наиболее бедные и необразованные слои населения, так что неудивительно, что именно они пожелали встать на защиту вождя.

Диктатора было принято называть «Папа Док» и он всячески убеждал самые нищие слои населения в том, что они являются его детьми. Тонтон-макуты приняли эту риторику близко к сердцу и в извращенном виде: если Папа Док — их отец, то им, в общем-то, позволено все, что угодно.

К тому же, все они быстро смекнули что в этой стране появился первый по-настоящему эффективный социальный лифт для самых неблагоустроенных. Сегодня ты раболепно прислуживаешь на фазенде крупного промышленника, а завтра уже насилуешь его дочерей и по праву гвардейца отбираешь его барыши.

Значительная часть гаитян исповедует культ вуду. При Дювалье он и вовсе стал государственной религией. Диктатор был мистиком и практиковал ритуалы вместе со своими приближенными. Так, к примеру, он утверждал, что именно он убил Джона Кеннеди с помощью своей магии.

Тонтон-макуты тоже оказались по уши втянуты в вуду. Им было предписано совершать ритуалы и свое название они получили именно из мифологии этого культа. «Тонтон Макут» из креольских легенд — злой, но справедливый дух, который забирает негодных детей, кладет в свой мешок и уносит в логово для того, чтобы там пожрать их.
Тонтон-макуты для суеверного населения стали именно такой силой: мистической, жестокой и однозначно связанной с потусторонними силами. Кроме того, они поддерживали в простом народе идею о том, что являются зомби — бессмертными и мертвыми слугами великого колдуна, Франсуа Дювалье.

Гвардейцы диктатора обладали своим определенным узнаваемым стилем. Они не имели официальной формы, но предпочитали носить выпендрежные темные очки, шляпы, кепки и джинсовые куртки. По какой-то странной традиции, особым шиком считались подсумки от винтовки Garant, даже если никакого оружия, кроме мачете, гвардеец не носил.

Кроме прочего, существовали и женские отряды тонтон-макутов. Неожиданно, но для большинства женщин они оказались единственным социальным лифтом, доступным в этой стране в принципе. Больше всего стала известна Мадам Макс Адольф (разумеется, псевдоним), которая стала правой рукой Франсуа Дювалье.

Мадам Макс Адольф в окружении соратников.

Макс Адольф заведывала тюрьмой для политзаключенных и прославилась тем, что лично участвовала в изощренных пытках. После смерти диктатора и падения режима она неожиданно не только не подверглась линчеванию, как многие тонтон-макуты, но и была поставлена на должность мэра столицы. Видимо, обладала какими-то специфическими уникальными навыками.

Макс Адольф в юности.

Ставка на тонтон-макутов оправдала себя только во время правления Франсуа Дювалье. Но когда к власти пришел его сын, Жан Клод, курс изменился, новый диктатор уже не мог доверять личной гвардии своего папаши и ввел свою личную армию, «Леопардов». Когда начались выступления недовольных и попытки переворота, весь раздутый аппарат армии, полиции, тонтон-макутов и «Леопардов» оказался бесполезен. Режим был свергнут.

В результате падения клана Дювалье, исчезли и официальные тонтон-макуты. Многих линчевали, многие бежали из страны, но значительная часть сумела устроиться и после революций. Они ушли в полицию, армию, политику и даже организовали что-то вроде своей партии. В каком-то смысле, бывшие гвардейцы напоминают современных ку-клукс-клановцев: они до сих пор существуют в подполье, проводят свои собрания, пугают старых оппонентов и даже могут пройтись с маршем по улицам столицы. Тонтон-макуты превратились в обычное политическое пугало.