Тигр против хаммера

Предлагаю сегодня столкнуть лбами нашего «Тигра» и американца по имени Хаммер.

Погнали по параметрам… Отметим сразу, что первенцем на мировой арене подобных машин был заокеанский брат нашего красавца. Но дало ли ему это преимуществ?

Общие характеристики

Итак, начнем с массы: 6880 кг нашего соотечественника против 4672 кг американца.

Взглянем на двигатели: чей мощнее? Не углубляясь здесь в подробности, скажем: у обоих дизель. Только Хаммер имеет 6,5 литров и развивает 195 л.с., а «Тигр» имеет 4,4 литра, развивая 215 л.с.

По скорости эти металлические звери не уступают друг другу и идут ноздря в ноздрю: оба могут развивать до 140 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за каких то 17–20 секунд.

Потребление топлива

Сразу возникает вопрос: сколько же они жрут при этом топлива? К сожалению, в этом плане ответ очевиден, как всегда: наш любит «поесть», имея средний расход порядка 30 л на 100 км против цифры в диапазоне от 16 до 23 литров на 100 км у Хаммера. Этим объясняется наличие двух баков у Тигра – настоящий, простите, верблюд!

Чей салон вместительнее?

Здесь счет 5 в американце против 6-9 человек в русском.

Что у нас с броней?

Главное то, что «Тигр» априори создавался в качестве бронированной машины и может выдержать взрыв в 600 г тротила. Хаммер в этом плане представляет собой более утонченную натуру – его генеалогическое древо не предполагало служителей армии, поэтому бронированным он стал уже опосля – когда на него обратили внимание военные.

О проходимости

По этому показателю американец на первый взгляд круче. Но есть одна загвоздка… Какая? Узнаете из видео. Как, впрочем, и итоговый результат нашего батла.

Я же хочу сказать одно: гордитесь СВОИМ в любых сравнениях, но объективно стремитесь к совершенству.

/Артем Кузнецов/

ГАЗ Тигр — это многоцелевой внедорожник, разработанный российским концерном ГАЗ и выпущенный на потребительский рынок в 2002 году. Автомобиль получился настолько удачным, что потом была выпущена его армейская вариация — ГАЗ-2975 Тигр с бронированным кузовом и многослойными стеклами, которые способны выдерживать прямое попадание пули. Интересно то, что изначально эти авто разрабатывались по заказу ОАЭ, а уже после выполнения заказа их выпустили и на российский потребительский рынок.

Так выглядит Газ 2330 Тигр

Впервые их представили в конце 2001 года в Абу-Даби на выставке, посвященной разработкам в армейском секторе.

Технические характеристики ГАЗ Тигр

Естественно, что ГАЗ-2330 Тигр имеет полный привод (база 4х4), возможность блокировать дифференциал (то есть переключаться в режим одноприводного авто), обладает повышенной проходимостью. Клиренс — 400 мм, чего более чем достаточно для передвижения в самых сложных условиях бездорожья. Однако вес такого агрегата составляет порядка 6 т. Чуть позже производитель выпустил модификацию автомобиля ГАЗ-233001 Тигр, которая обладала аналогичными техническими характеристиками, но уже имела небронированный кузов. За счет этого массу автомобиля удалось снизить практически до 3 т.
Разработкой двигателя для данного авто занималась компания Cummins.

Двигатель автомобиля газ 2330 Тигр

В классической версии авто использовался силовой агрегат Cummins B205, который выдавал мощность в 204 л.с. и был снабжен турбонаддувом. Этого было более чем достаточно для развития скорости в 120-140 км/ч с полной нагрузкой (те самые 6 т). Этот же агрегат позже перекочевал и в армейскую версию транспортного средства. На момент старта продаж гражданской вариации его оценивали в 120 000 долларов. И это была относительно небольшая стоимость, учитывая, что автомобиль был защищен по второму классу, то есть был вполне пригоден для ведения боевых действий. Естественно, что в гражданской версии он перетерпел многие изменения касательно звукоизоляции, установленного оборудования, но принцип работы оставался идентичным заданному изначально.

Возможности ГАЗ Тигр

Еще непосредственно на выставке было продемонстрировано, как Тигр гражданский с легкостью выполнял подъем по грунтовому покрытию под углом в 45°.

Вариант покраски газ 2330 Тигр

При этом его подвеска была полностью независимой, то есть каждое из колес имело возможность опускаться/подниматься независимо от параллельного. За счет этого автомобиль с легкостью преодолевал любые преграды на дороге в виде булыжников, ям, а полный привод позволял легко выбираться даже из глубоких грязевых луж.

В сентябре 2006 года был представлен опытный обновленный Тигр 2, в котором предустанавливался двигатель Steyr мощностью в 190 л.с. А комплектация ходовой части осталась без каких-либо изменений. В ней, как и в армейской версии Тигр 2, была предусмотрена централизованная система подкачки шин, регулировки давления. Цена осталась на прежнем уровне — от 120 000 долларов и выше, в зависимости от выбранной комплектации. В армейском ГАЗ Тигр технические характеристики были немного доработаны в сторону лучшей защищенности основных агрегатов.

Внешний вид армейского автомобиля Тигр

За счет этого повредить авто было практически невозможно, так как в плане защиты он лишь по немногим параметрам уступал американскому Хаммеру, который считается одним из лучших армейских автомобилей. Вот только на ГАЗ Тигр цена была практически в 3 раза ниже, что и являлось главным преимуществом.
В 2007 году был представлен ГАЗ-СП46 Тигр, который также является производной модификацией классического ГАЗ-2330. Его особенность — очень привлекательный внешний вид и особый статус защиты, который журналистам так и не раскрыли. Неудивительно, ведь данное транспортное средство использовалось для следующих случаев:

  • участия в парадах;
  • для перевозки первых лиц государства;
  • для защиты первых лиц в случае нападения и введения военного положения;
  • для иных особых целей, не указанных в основной документации.

Эта версия Тигра, конечно же, в продажу не поступала.

Всего несколько таких автомобилей числятся на данный момент на балансе Госдумы и администрации президента Российской Федерации. ОАЭ в их покупке было отказано. Технические характеристики данной вариации Тигра до нынешних пор не установлены.

Следует упомянуть и о ГАЗ-233034 Тигр, который является модификацией гражданского Тигра, но уже под нужды полиции. Обладает третьим классом баллистической защиты, имеет специальные заслонки в бронированных стеклах, через которые можно вести прицельную стрельбу.

Данный автомобиль имел люк, через который состав экипажа мог вести стрельбу из личного оружия непосредственно во время движения. В этой версии была предусмотрена возможность установить блок рации для обеспечения связи со штабом управления. Чуть позже в Тигр 2 появилась возможность установки дополнительного оборудования, использующегося в правоохранительных органах.

Предельно возможная нагрузка на кузов автомобиля

Кузов Тигр 2 и других модификаций внедорожника на базе Газ, за исключением СПМ-2, изготавливается из катанных, обработанных термическим методом бронелистов толщиной в 5 мм. Этого было более чем достаточно для предоставления стойкости против пули автомата Калашникова. Немаловажен тот факт, что сам кузов является съемным для осуществления быстрого ремонта и доступа ко всем агрегатам. Это особенно важно, так как изначально автомобиль был ориентирован именно на эксплуатацию в зоне боевых действий.

В вариации СПМ-2 толщина кузова была увеличена до 7 мм, если верить опубликованной технической документации. А чуть позже появились автомобили Nimr, которые выпускались компанией AIA. Прототипом как раз послужил отечественный Тигр 2. И в некоторых модификациях этого авто толщина кузова была увеличена до 9 мм.

Так выглядит Газ Тигр 2

Правда, в свободной продаже они так и не появились и использовались лишь для перевозки первых лиц в некоторых государствах (среди них — Китай, Сирия и др.). В свое время выпускали еще штабную вариацию Тигра — КШМ Р-145БМА Тигр. Это была модификация армейского варианта с увеличенной до пятого класса защитой. Вот это авто с легкостью выдерживало прямое попадание из более мощных орудий по типу РПГ. Правда, гарантию того, что автомобиль после такого воздействия сможет снова поехать, никто не давал, однако защита личного состава обеспечивалась в полной мере.

Возможности гражданского ГАЗ-2330

ГАЗ-2330 еще в заводской комплектации включал в себя гидроусилитель руля, благодаря чему управлять им было очень просто, пневматическое усиление тормозов (которые по факту были гидравлическими). Подвеска — торсионная, которая, согласно уверениям производителя, с легкостью справлялась с преодолением барьеров высотой в 1,2 м.

Гражданская модификация автомобиля газ 2330 Тигр

Его цена — от 80 000 долларов на данный момент. Кстати, выпускаются они и сегодня, но всего было произведено 1200 моделей (преимущественно — под заказ). Невзирая на весьма производительный двигатель, Тигр потреблял всего 25 л топлива на 100 км, что считается очень даже экономным режимом эксплуатации.

При этом мотор продолжал работать практически в любых условиях, будь это 30-градусный мороз или 50-градусная жара. За охлаждение отвечал вместительный радиатор с жидкостным охлаждением (Тосол-40 или Тосол-60, в зависимости от модификации).

Нужно упомянуть, что в традиционного Тигра ставили 205-силовой двигатель, тогда как в Тигра 2 — 195-сильный. Последний потреблял всего 22 л, однако выдавал практически идентичную мощность, позволяя разогнаться до 100 км/ч всего за 32 секунды.

Дизайн салона автомобиля Тигр

Максимально предельная скорость — 160 км/ч, однако достигнуть ее удавалось только при эталонных условиях. В «полевых» удавалось достичь всего 127 км/ч при минимальной нагрузке (только 2 члена экипажа, без дополнительной комплектации).

В 2010 году цена на гражданскую модификацию Тигр была снижена до 74 000 долларов. Однако на спрос это практически никоим образом не повлияло. Вероятнее всего, те, кто мог позволить себе приобрести данное транспортное средство, отдавали предпочтение более популярному во многих странах Хаммеру H2, который стал практически всенародным внедорожником с повышенной проходимостью. Однако Тигр выпускается и по сей день. Связавшись с представителем компании, его без проблем можно заказать, в том числе выбрав модификацию двигателя, комплектацию дополнительным оборудованием.

Параметры колесной базы и дополнительное оборудование

Помимо бронированного кузова, Тигр может похвастаться уникальной колесной базой, разработанной непосредственно при участии лучших инженеров концерна ГАЗ. Ее технические характеристики следующие:

  • общая ширина — 330 см;
  • ширина — 230 см;
  • ширина задней и передней колеи — 184 см.

Допустимая грузоподъемность составляет 1500 кг, включая личный состав. По этой причине в полицейскую вариацию Тигра вмещается до 11 бойцов десанта, а также 2 члена экипажа (водитель, штурман), базовая радиостанция.
Следует заметить, что конструкция подвески частично позаимствована у БТР. Например, те же дифференциалы — самоблокирующиеся, кулачкового типа. Рычаги сдвоенные, за счет чего разбить подвеску даже при крайне агрессивной езде практически невозможно, даже при максимальной загруженности.

Габаритные размеры различных модификаций автомобиля ГАЗ 2330 Тигр

Естественно, что из дополнительного оборудования в армейской вариации автомобиля предусмотрена возможность устанавливать боевые орудия, спутниковую связь. А в гражданской по выбору покупателя производитель встраивал акустическую систему, кондиционер, климат-контроль, лебедку, антиблокировочную систему, дополнительный отопитель, электрические стеклоподъемники, независимый отопитель (работает, только когда температура окружающей среды опускается ниже 18°С).

Стоимость старшей вариации с полным пакетом оборудования — 120 000 долларов. В Тигр-2 комплектация сохранялась аналогичная, за исключением дополнительного отопителя. Грузоподъемность была снижена до 1200 кг, но не за счет ослабления ходовой части, а за счет менее производительного двигателя.

Процесс сборки ходовой ГАЗ 2330 Тигр

И кстати, эта вариация продавалась намного лучше, невзирая на аналогичную стоимость. На текущий момент представлен прототип Тигр 3, но пока что он находится в стадии активной доработки. В отличие от традиционного гражданского Тигра, в нем кардинально будет переработан салон. В любом случае вся серия автомобилей получилась весьма успешной и качественной, хоть и неудачной в коммерческом плане.

История создания русского «Хаммера»: не наш «Тигр»

В 1999 году король Иордании Абдула II поручил создать специальную компанию, которая бы занялась созданием особой бронированной машины для отечественных силовых структур. Однако созданная королем компания King Abdullah II Design and Development Bureau не стала разрабатывать собственный внедорожник, а поручила создание Bin Jabr Group Ltd из ОАЭ, которые, в свою очередь, обратились к Горьковскому автозаводу.

Перед русскими умами стояла задача создать простой, как топор, и надежный, как Т-34, автомобиль, не уступающий по проходимости знаменитому «Хамви», но и обладающего меньшей конечной стоимостью. Помимо ГАЗа, над созданием новинки трудились еще несколько заводов и конструкторских бюро. Так, в 1999 году был представлен первый опытный образец, получивший индекс 2975, «Тигр». Новинка представляла собой симбиоз БТР-80 и броневика «Водник».

Официальная премьера состоялась на оружейной выставке в Абу-Даби в 2001 году. Несмотря на то, что заказчик был удовлетворен автомобилем, поставка партии «Тигров» в Иорданию так и не состоялась. Но горьковчане не отчаялись и, подвергнув автомобили глубокой модернизации, представили в 2002 году на Московском автосалоне ГАЗ-2330. Уже в конце года было запущено производство броневиков, а в СОБР была доставлена первая партия автомобилей.

Что внутри?

«Тигр» представляет собой классический рамный внедорожник, только его рама усилена дополнительными лонжеронами. Кузов выполнен из стали. Для увеличения безопасности конструкции задняя часть салона отделена от кабины водителя перегородкой. К слову, «Тигр» способен перевезти до 1,5 тонн груза.

Каждое колесо обладает независимой торсионной подвеской, для облегчения управления установлены гидроусилитель руля и система ABS. Также внедорожник оснащен самоблокирующимися дифференциалами, автоматической подкачкой шин и кондиционер.

Под капотом «кошачьего» располагается мотор Cummins B, а также отечественный аналог – ЯМЗ-534. Максимальная достигаемая мощность – 215 л.с. Для обеспечения дальности пробега в 1000 км разработчики установили два топливных бака объемом 70 литров каждый.

Модификации

  • ГАЗ-233034 — СПМ-1 «Тигр», третий класс защиты;
  • ГАЗ-233036 — СПМ-2 «Тигр», пятый класс защиты;
  • ГАЗ-233014 «Тигр» — армейский бронеавтомобиль;
  • КШМ Р-145БМА «Тигр» — автомобиль для командного состава;
  • ГАЗ-233001 «Тигр» — небронированный автомобиль повышенной проходимости.