Танки Великобритании второй мировой войны

Пионерами в мировом танкостроении являются англичане, за это надо благодарить У. Черчилля. Как известно, Первая мировая быстро переросла в позиционную войну. Для придания ей хоть какой-то динамики, в октябре 1914 года, секретарь комитета обороны полковник Э. Суинтон высказал предложение создать бронированную машину на гусеничном ходу, которая могла б прорывать линии обороны: пересекать окопы, траншеи и проволочные заграждения. Военный министр никак не прореагировал на идею, а вот первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль замысел поддержал, и спустя некоторое время при морском ведомстве был создан Комитет сухопутных кораблей.

История развития танков Великобритании по моделям

Тяжелые танкиСредние танкиЛегкие ПТ-САУСАУ Танки Первой мировой войны

Командующий английскими войсками во Франции генерал Дж. Френч под впечатлением развернувшихся боев сформулировал основные требования к «сухопутному дредноуту»:

  • Сравнительно небольшие габариты.
  • Противопульная броня.
  • Гусеничный движитель.
  • Способность преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения.
  • Скорость не ниже 4 км/ч.
  • Наличие пушки и двух пулеметов.

Фактически это были первые в мире требования к характеристикам танков. И в январе 1916 года комитет представил первый в мире танк способный принимать участие в боях. Так с легкой руки Черчилля началось танкостроение в Британии, а через несколько лет во всем мире.

Первые танки создавались исключительно для прорыва обороны и подавления вражеских пулеметов, чему способствовала особая форма корпуса. Она представляла собой параллелограмм с гусеницами по внешнему обводу для преодоления вертикальных препятствий. Таким был пионер серийного танкостроения — МК I.

Даже после ощутимых успехов от танков в бою английское военное руководство считало применение их мало перспективным, и только благодаря реальным успехам быстроходных французских «Рено», идея массового выпуска танков овладела умами военачальников. Дж. Фуллер, известный в последствии танковый теоретик, например, выступал за массовое создание быстроходных танков.

Английские танки периода Первой мировой войны

В британских войсках того времени существовало несколько квалификаций танков.

Первая – весовая : до 10 тон – легкие, от 10-20 т средние и около 30т тяжелые. Как известно, предпочтение отдавали в основном тяжелым танкам.

Вторая квалификация касается вооружения: танки с исключительно пулеметным вооружением назывались «самками», с пушками – «самцами». После первых встречных боев с немецкими танками, показавшим несостоятельность пулеметных моделей, появился комбинированный тип с пушками и пулеметами, такие танки называли «гермафродитами».

Что касается доктрины применения танков в бою, то тут мнения военных разделись на две половины. Одна половина хотела создавать и применять чисто «пехотные» танки, вторая «крейсерские».

Пехотный тип – использовался для непосредственной поддержки пехоты, имел низкую подвижность и был хорошо бронирован.

Крейсерский тип – такая себе «бронированная конница», довольно быстроходные, и в сравнении с пехотными, легкобронированные. На их плечи, вместе с кавалерией, ложились задачи быстрого прорыва обороны, обхваты и рейды по тылам противника. Вооружение обеих типов было одинаковое, в основном пулеметное.

Такая концепция использования танков у англичан сохранилась до начала Второй мировой. Если вникнуть в нее глубже, то видно — танки играют вспомогательную роль, основные задачи решают кавалерия и пехота.

До окончания Первой мировой в Англии, после тяжелого МК-I выпускались его модификации до Мк VI и Мк IX и средние: Мк А (неофициально «Уиппет»), Мк В и Мк С.

Само собой, качество первых серийных танков было довольно низкое.

В дневниках немецких солдат и в официальных сводках немало интересных фактов. Например, из-за загазованности внутри танков были нередки случаи удушения всего экипажа. Через примитивность подвески танки создавали такой грохот, что в целях маскировки передвижения танковых частей англичане сопровождали их артиллерийской канонадой. Из-за узких гусениц бывали случаи, что танки грязли в земле прямо перед окопами противника.

Про защищенность говорит один случай.

В ноябре 1917 в боях под Камбре, на окраине селения Флескьер, у брошенной прислугой пушки остался один немецкий офицер, он, не спеша, сам себе заряжая сам же наводя и стреляя, уничтожил по порядку 16 английских танков.

Казалось, уже тогда надо было задуматься над усилением бронирования, но этого не сделал не один из производителей танков вплоть до конфликта в Испании.

Как бы там ни было, англичане своими танками наддали новый виток ведению войн, они перевели их на другие скорости. До конца войны они успели первыми в мире создать плавающие танки и танки сообщения.

Танки в периоде между большими войнами

Первую мировую Англия закончила лидером танкостроения, но очень скоро все преимущества сошли на нет.

Во-первых, из-за того что жестко разделяли типы танков и их применение: англичане продолжали строить «пехотные» и «крейсерские» типы.

Во-вторых, в силу своего географического положения, командование отдавало приоритет в развитии флота, нежели сухопутной армии.

Реализацией одной из тактических идей Дж. Фуллера, к слову ею «заболели» практически все страны, было создание механизированной пехоты. Для этих целей идеально подходила танкетка » Карден-Ллойд» MkVI. Она в своей массе по замыслу стратега должны была исполнять роль «бронированного застрельщика». Несмотря на то, что признания на родине танкетка не получила, хотя на ее базе были построены разведывательные танки и тягачи, ее закупили 16 стран, а Польша, Италия, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензии на их производство. В СССР ее выпускали как Т-27. Еще одним танком, который не был оценен соотечественниками, был «Виккерс – 6 тонн». В мировом танкостроении он сыграл не меньшую роль как в свое время «Рено ФТ». Легкий и дешевый в производстве, с пулеметом в одной башне и пушкой в другой, он являлся воплощением идеи танков Первой мировой: пулеметные танки действуют против живой силы, а пушечные поддерживают их.

Среди танков, принятых на вооружение в конце 20 в начале 30 годов были:

  • средний Мк I «Виккерс-12 тонн»,
  • тяжелый А1Е1 «Индепендент»,
  • разные модификации «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VII и Мк VIII.

В предчувствии большой войны, штаб сухопутных войск еще в конце 20-х, настаивал на создании и выпуске пехотных танков, но из-за экономического кризиса в стране, финансирование не было выделено.
После конфликта в Испании и нападения Италии на Эфиопию, британское руководство, предчувствуя приближение «большого конфликта» и понимая несоответствия времени созданной ими ранее техники, в срочном порядке финансирует создание и выпуск новых танков.

Появляются: «крейсерские Мк I (А9), Мк II (А10), Мк III, Мк IV и Мк VI «Крусейдер» (А15).

Мк IV и Мк VI реализованные на известной колесно-гусеничной базе американского изобретателя Кристи, но с применением одного движителя.

В 1939 году началось производство первого (!) танка с противоснарядным бронированием — пехотного А11 Мк I «Матильда», позже этим именем назовут другой танк. Скорость в 13 км/ч и пулеметное вооружение делало его посмешищем. В целом за период между «великими» войнами конструкторы Англии создали более 50 реальных моделей танков, 10 из которых приняли на вооружение.

Английские танки второй мировой

На момент начала Второй мировой бронетанковая техника Англии заметно устарела. Ни по качеству, ни по количеству она не могла ровняться с техникой СССР и Германии. Суммарное количество всех танков в армии Англии составляла около 1000 штук, в большей массе легких. Львиная доля которых, была потеряна в боях за Францию.

За время войны английские производители так и не смогли удовлетворить запросы армии, за период 1939-1945 было выпущено всего 25 тыс. единиц бронетехники, такое же количество поступило из США И Канады.

Вся новая техника была довольно посредственной, она на шаг отставала от германской и русской.

В основном выпускались крейсерские и пехотные танки и в незначительном количестве легкие авиадесантные.

Первыми начали выпускать крейсерские «Ковенантер», затем «Сентор», «Кромвелл», «Кевелир», «Челленджер». Последним
крейсерским танком стал «Комета», дальше британцы не делили их на типы. Из пехотных производились «Матильда», «Валентайн» и «Черчилль». Последним был «Центурион», после войны он стал «основным». Самоходки в Англии почти не строили.

Английские танки современные

Анализируя технику военного периода, британцы видели, что не по одному из своих параметров их машины не смогли сравниться с лидерами этой отрасли и в первую очередь — по вооружению и бронированию. Было принято решение заменить все типы одним, как позже назовут «основным боевым». Применяя тогдашнюю британскую терминологию, выбор пал на средний пушечный танк «Центурион». Он, претерпевая ряд модификации (17), простоял на вооружении больше 40 лет.

После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».

Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».

Кроме того, Британия ряд бронемашин конструирует и производит исключительно на экспорт. Среди них: Виккерси Мк1 «Виджаянта», Мк2, Мк3,Мк4 «Вэлиэнт», Мк5, Мк7; на базе «Чифтена» Шир-1″Халид» и Шир-2 «Чифтен-900».

Танки Англии периода Второй мировой войны

В межвоенный период в Англии разрабатывались и производились легкие, средние, пехотные и кавалерийские танки. Легкие танки были представлены Мк.VI c легким бронированием и пулеметным вооружением, средние — Мedium Mk.II c легким бронированием и 47-мм пушкой, кавалерийские — Mk.II, Mk.III, Mk.IV, Mk.V со средним бронированием (8-30 мм) и 40-мм пушкой. Мощным бронированием (60 мм) отличался только пехотный Маtilda I, но он был с пулеметным вооружением.


С началом войны ни один из этих танков себя не проявил, все они по совокупности характеристик уступали в своем классе немецким Pz.II, Pz.III и Pz.IV. Английским танкостроителям пришлось в условиях войны разрабатывать и запускать в производство новое поколение танков, которые приняли участие на европейском ТВД, в Северной Африке. Значительное их количество было поставлено по ленд-лизу в Советский Союз.

Легкий танк Мк.III Valentine

Наиболее удачный легкий и самый массовый английский танк Второй мировой войны был разработан в 1938 году и в 1940 запущен в серийное производство, всего было выпущено 8275 танков различных модификаций.
Компоновка танка классическая с размещением моторно-трансмиссионного отделения в корме танка. Экипаж танка три человека, механик-водитель размещался в корпусе, командир и наводчик в башне. На некоторых модификациях танка экипаж был 4 человека, в трехместной башне размещались командир, наводчик и заряжающий. В целях уменьшения веса корпус и башня танка были существенно зажаты в габаритах, что существенно ухудшало обитаемость членов экипажа.

Легкий танк Мк.III Valentine
По конструкции корпус и башня были клепаными, но собирались не на каркасе, а путем крепежа деталей друг к другу болтами и заклепками, что требовало высокой точности изготовления деталей. Корпус и башня собирались из катаных броневых листов, на отдельных модификациях лоб корпуса и башни были литыми, на последних модификациях конструкция танка была полностью сварной. При весе 15,75 тонны для легкого танка у него была удовлетворительная бронестойкость, толщина брони лба корпуса и бортов 30-60 мм, башни 65 мм, днища 20 мм, крыши 10 мм. Башня имела цилиндрическую форму и устанавливалась на подбашенную коробку.
Для посадки механика-водителя были два откидных люка в верхних боковых листах по сторонам его рабочего места, кроме этого для наблюдения у него был смотровой люк в середине верхней лобовой бронеплиты Для посадки экипажа в башню в крыше башни был двухстворчатый люк, на трёхместной башне люк был круглым на вращающемся погоне. Места всех членов экипажа были оборудованы перископическими смотровыми приборами.
Вооружение танка состояло из 40-мм длинноствольной пушки QF2 L/52 и 7,92-мм пулемета. На последних модификациях танка устанавливалась 57-мм пушка QF6 или 75-мм пушка OQF 75mm.
В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель мощностью 135 л.с., обеспечивающий скорость 25 км/час и запас хода 150 км.
Ходовая часть на каждом борту состояла из шести обрезиненных опорных катков, два большого диаметра и четыре малого, и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Опорные катки по три были сблокированы в две тележки, большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Каждая тележки подрессоривалась пружинной рессорой с телескопическим гидравлическим амортизатором.

Танк широко использовался на многих фронтах в Европе и Северной Африке, в том числе и в Красной армии. По ленд-лизу в СССР до конца войны было поставлено 3782 танков Мк.III Valentine различных модификаций.
В целом танк получил положительную оценку танкистов, при этом отмечалась надежность силовой установки на основе дизельного двигателя, малая заметность на поле боя, хорошая подвижность. Из недостатков отмечалось слабое вооружение с 40-мм пушкой, отсутствие осколочно-фугасных снарядов к пушке и низкая надежность ходовой, при выходе из строя хотя бы одного опорного катка танк не мог двигаться.

Средний пехотный танк Mk II Matilda II

Средний танк Mk II Matilda II предназначался для поддержки пехоты, разработан в 1938 году и начал поступать в войска в 1939 году накануне войны, принял участие в первых боях с немцами во Франции. Всего по 1943 год было выпущено 2987 танков Matilda II разных модификаций, это был единственный английский танк, прошедший всю войну.
Компоновка танка классическая, с экипажем 4 человека. Корпус собирался в основном из катаных броневых листов и частично литых броневых деталей (носовая часть, подбашенная коробка и корма), соединявшихся друг с другом гужонами. Башня была цилиндрической формы с небольшими углами наклона, изготавливалась из одного выгнутого бронелиста, на более поздних образцах была литая. На крыше башни размещалась командирская башенка с двухстворчатым люком.
Танк отличался мощным бронированием на уровне советских тяжёлых танков КВ и у английских танкистов получил прозвище «толстокожей дамы». В начале войны его не мог поразить ни один немецкий танк. Броня при весе танка 26,95 тонны обеспечивала защиту на уровне тяжелого танка, толщина брони корпуса лоб верх/середина/низ 75/47/78 мм, верха бортов 70 мм, низа бортов 40+20 мм, башни 75 мм, днища и крыши 20 мм.

Средний пехотный танк Mk II Matilda II
Вооружение танка состояло из 40-мм пушки QF2 L/52 и спаренного 7,7-мм пулемета, существенным недостатком пушки являлось отсутствие осколочно-фугасного снаряда. Впоследствии на модификации CS устанавливалась 76,2-мм гаубицы 3 inch Howitzer Mk.I с мощным осколочно-фугасным снарядом.
В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя «Лейланд» мощностью каждый 87 (95) л.с., обеспечивающих скорость по шоссе 24 км/час и запас хода 257 км.
Ходовая часть на каждый борт включала десять опорных катков собранных в попарно в пять тележек, пять поддерживающих катков. Каждая из тележек имела балансирную блокированную подвеску типа «ножницы» с горизонтальными пружинными рессорами. Практически вся ходовая часть была защищена бортовыми бронированными экранами.
Танк Mk II Matilda II отличался высокой надёжностью и очень мощным для своего времени бронированием, увеличивающим выживаемость танка и экипажа на поле боя. Немецкая 37-мм противотанковая пушка была бессильна против его брони. На начальном этапе войны до появления у немцев более мощных противотанковых пушек этот танк оставался неуязвимым противником.
.
Танк Mk II Matilda II по ленд-лизу поставлялся в Советский Союз, всего было поставлено 918 танков. Первые поставки осуществлялись в конце 1941 года в морозную погоду. Танки не были приспособлены для этих условий, горюче-смазочные материалы замерзали. а гусеницы не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. Впоследствии эти проблемы были решены, и танк уверенно эксплуатировался в Красной армии до середины 1943 года.

Тяжелый пехотный танк А22 Churchill

Танк А22 Churchill являлся наиболее защищенным английским танком периода Второй мировой войны, разработан в 1940 году и производился в 1940-1945 годах, всего было выпущено 5640 танков разных модификаций. От танка требовалась высокая огневая мощь, живучесть и проходимость для поддержки наступающей пехоты, подавления огневых точек и отражения контратак танков противника.
Танк был классической компоновки с экипажем 5 человек, механик-водитель и стрелок пулемета размещались в корпусе, а командир, наводчик и заряжающий в башне. Конструкция корпуса была сварной из катаных броневых листов. Конструкция башни была шестигранной формы, на разных модификациях литой или сварной из отлитых деталей. При весе 39,57 тонны танк имел мощную противоснарядную защиту. Толщина брони лба корпуса 101 мм, бортов 76 мм, лба башни 88 мм, крыши и днища 19 мм.

Тяжелый пехотный танк А22 Churchill
На модификациях Мk.I и Mk.II в качестве основного вооружения использовалась 40-мм пушка QF2 L52. В боекомплект входили только бронебойные снаряды, осколочно-фугасных снарядов не было. На модификациях Mk.III и Vk.IV устанавливалась 57-мм пушка QF6 L43, а на модификации Mk.V 57-мм пушка QF6 L50. На модификациях Mk.VI и Mk.VII устанавливалась 75-мм OQF 75mm L36,5, имевшая в боекомплекте бронебойные и осколочно-фугасные снаряды. В качестве дополнительного вооружения использовались два 7,92-мм пулемета BESA, один спаренный с пушкой, другой курсовой в корпусе танка, а также зенитный 7,7-мм пулемет.
В качестве силовой установки использовался двигатель Twin-Six мощностью 350 л.с., обеспечивающий скорость 27 км/час и запас хода 144 км.
Ходовая часть на каждый борт содержала по 11 опорных катков малого диаметра с индивидуальной балансирной подвеской на цилиндрических пружинных рессорах. Верхняя часть ходовой закрывалась бронированным экраном.
Танк А22 Churchill по ленд-лизу с 1942 года поставлялся в СССР. Всего было поставлено 253 танка. Танк использовался в боях в Сталинградской битве, на Курской дуге и при снятии блокады Ленинграда. В Красной армии положительно отмечали его мощное бронирование и хорошую управляемость. В качестве недостатков отмечалось сложность эксплуатации зимой и слабая проходимость в условиях бездорожья.

Крейсерский танк Mk.VI (A15) Crusader

Танк разрабатывался в 1939-1940 годах и пошел в войска в основном на замену такого же класса крейсерского танка Mk.V (A13) Covenanter. Танк выпускался в 1940-1943 годах, всего было выпущено 5300 (5700) танков.
Танк классической компоновки с экипажем 5 (4) человек, весом 19,3 тонны. В корпусе с правой стороны находилось место механика-водителя, над головой которого была установлена коробчатая рубка с двухстворчатым верхним люком, тремя смотровыми приборами и пулемет Besa. Слева от рубки размещалась цилиндрическая башенка, также оснащенная пулеметом Besa и верхним люком откидывавшимся на правый борт.

Крейсерский танк Mk.VI (A15) Crusader
При эксплуатации первых образцов танка в армии пулеметная башенка по причине ее нецелесообразности демонтировалась силами полевых мастерских, а вырез под неё заваривался броневым листом. В процессе модернизации оба пулемета из корпуса были удалены из-за их низкой эффективности, соответственно, экипаж сократился до четырех человек за счет исключения пулеметчика в корпусе танка. На крыше корпуса устанавливалась трехместная башня сложной формы, унифицированная с башней танка A13. В задней части крыши башни находился сдвигаемый назад командирский люк.
Конструкция корпуса и башни были клепаными из листов катаной стали. Бронезащищенность была не высокой, толщина брони лба корпуса 22-34 мм, бортов корпуса 18-20 мм, лба башни 32 мм, днища 16 мм и крыши 14 мм.
Вооружение танка состояло из 40-мм пушки QF2 L/52 и спаренного 7,92-мм пулемета, на более поздних образцах 40-мм пушка была заменена на 57-мм пушку QF6, на танках серии CS устанавливалась 76,2-мм гаубица.
В качестве силовой установки использовался двигатель Liberty Mk.III мощностью 340 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 44 км/час и запас хода 255 км.
Ходовая танка была на основе подвески Кристи, на каждый борт была по пять обрезиненных сдвоенных катка большого диаметра с амортизацией на вертикальных пружинных рессорах.
Танк Crusader обладал хорошей подвижностью, но слабой защищенностью. Многие его модификации широко применялись на начальном этапе Второй мировой войны в составе французской и английской армий. В 1940 году большинство танков первой и второй модификаций было брошено у Дюнкерка и захвачено немцами. В Северной Африке танк Crusader был основным танком английской армии до сражения у Эль-Аламейна, когда его начали вытеснять поступавшие американские танки М3 «Ли».

Крейсерские танки Mk.VII (A24) Cavaler, Mk.VIII (A27L) Centaur и Mk.VIII (А27M) Cromvell

В конце 1940 года в Англии приступили к проектированию нового крейсерского танка А24 Cavaler, разрабатываемого на базе узлов и агрегатах крейсерского танка А15 Crusader в рамках программы Cromvell. Без проведения испытаний танк был запущен в серию, в 1942-1943 годах было выпущено 500 танков этого типа.
Танк был классической компоновки, весом 26,95 тонны и экипажем 5 человек. В трехместной башне размещались командир, наводчик и заряжающий. К корпусе механик-водитель и помощник водителя –стрелок из пулемета.
Конструкция корпуса и башни была прямоугольной формы без каких-либо рациональных углов наклона и собирались из катаных броневых листов и крепились на каркасе с помощью болтов. Слева от механика-водителя в лобовом листе устанавливался курсовой пулемет. Посадка экипажа производилась через два люка в крыше башни и один люк в крыше корпуса.
Танк имел удовлетворительное бронирование, толщина брони лба корпуса 57-64 мм, бортов 32 мм, лба башни 76 мм, крыши 14 мм, днища 6,5 мм.

Крейсерский танк Mk.VII (A24) Cavaler
Вооружение состояло из 57-мм пушки QF6 и двух 7,92-мм пулеметов BESA, один был спаренный с пушкой, другой курсовой устанавливался в корпусе.
В качестве силовой установки использовался двигатель Liberty L12 мощностью 400 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 39 км/час и запас хода 265 км.
Ходовая часть была заимствована с танка A15 Crusader с подвеской Кристи, содержащей на каждый борт по пять обрезиненных опорных катка большого диаметра с индивидуальной усиленной вертикальной пружинной подвеской.
Танк A24 Cavaler практически не принимал участия в боевых действиях. Он в основном использовался как учебный для подготовки танкистов и стал базой для танка A27L Centaur.
Танк A27L Centaur разрабатывался как упрощенная промежуточная версия между A24 Cavaler и А27M Cromvell с двигателем Meteor, который еще не был доведен. Всего с 1942 по 1944 год было выпущено 3134 танка A27L Centaur. Первые образцы A27L Centaur практически не отличались от A24 Cavaler. На модификации Centaur III была установлена 75-мм пушка Мk VA L50, а на модификации танка поддержки пехоты Centaur IV использовалась 95-мм гаубица для стрельбы осколочно-фугасными снарядами.


Крейсерский танк Mk.VIII (A27L) Centaur
Танки A27L Centaur также практически не участвовали в боевых действиях, небольшая партия Centaur IV была задействована во время десанта в Нормандию в 1944 году, остальные танки были модернизированы до уровня Cromvell.
Танк А27M Cromvell был одним из наиболее известных танков Второй мировой войны. С новым двигателем Meteor он начал выпускаться только с 1943 года, по 1945 год было выпущено 1070 этих танков. Также немалое количество танков A27L Centaur было модернизировано до уровня Cromvell. Всего в армии было 4016 танков всех серий семейства Cromvell. В корпусе танка был удален курсовой пулемет и экипаж сокращен до четырех человек. Усилено бронирование крыши до 20 мм, днища до 8 мм, вес танка увеличился до 27,9 тонны. На модификации Cromvell Vw корпус и башня были сварными и лобовое бронирование корпуса увеличено до 101 мм, на модификации Cromvell VI устанавливалась 95-мм гаубица.

Крейсерский танк Mk.VIII (А27M) Cromvell
В качестве силовой установки на А27M Cromvell использовался двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 64 км/час и запас хода 278 км.
Танки А27M Cromvell участвовали во многих операциях в Северной Африке и европейском ТВД. По огневой мощи они серьезно уступали немецким и американским танком того периода.

Крейсерский танк А30 Challenger

Средний крейсерский танк-истребитель А30 Challenger разрабатывался как танк поддержки, предназначенный для борьбы с немецкими танками на больших дистанциях в дополнение к танку Cromvell. Танк был разработан на базе удлиненного шасси танка Cromvell с шестиопорной ходовой и вооруженный наиболее мощной на тот период 76,2-мм пушкой. В 1943-1944 годах было выпущено всего лишь 200 танков этого типа, поскольку с появлением американского танка Sherman с лучшими характеристиками, необходимость в танках Challenger отпала.
По конструкции Challenger мало чем отличался от Cromvell. Компоновка была классическая, в корпусе был размещен только механик-водитель, курсовой пулемет был исключен, в большей по габаритам башне размещалось четыре человека – командир, наводчик и два заряжающих, основное внимание был уделено обслуживанию вооружения.
Крейсерский танк А30 Challenger
Корпус и башня были сварными. Бронирование было усилено, толщина брони лба корпуса 102 мм, бортов 32 мм, лба башни 64 мм, крыши 20 мм, днища 8 мм, вес танка достиг 33,05 тонны.
Вооружение танка состояло из длинноствольной 76,2-м пушки QF17 L55 и спаренного 7,62-мм пулемета.
В качестве силовой установки использовался двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 51,5 км/час и запас хода 193 км.
Ходовая танка являлась модификацией удлиненной ходовой танка Cromvell с подвеской Кристи и шести опорными катками.
Танки А30 Challenger отличались удобством работы экипажа в большой башне и высокой эффективностью поражения бронетехники противника. Но из-за малого количества выпущенных танков серьезного влияния на боевые действия не оказали.

Крейсерский танк А34 Comet

Танк А34 Comet был дальнейшим развитием танка Cromvell, создавался на базе узлов и агрегатов этого танка и являлся самым совершенным английским танком, принимавшим участие в боевых действиях Второй мировой войны. Танк был разработан в 1943 году с учетом опыта применения танка Cromvell в боевых действиях, в 1944-1945 годах выпушено 1186 образцов этого танка.
Танк классической компоновки, экипаж 5 человек, механик-водитель и стрелок-пулеметчик размещались в корпусе, командир, наводчик и заряжающий в башне. Конструкция корпуса и башни была сварной, танк обладал удовлетворительным противоснарядным бронированием при весе танка 35,78 тонны. Толщина брони лба корпуса 76 мм, бортов 43 мм, лба башни 102 мм, крыши 25 мм, днища 14 мм.
Крейсерский танк А34 Comet
Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушки QF77 L55 и двух 7,92-мм пулеметов BESA, один устанавливался в башне, второй курсовой в корпусе.
В качестве силовой установки использовался двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость 47 км/час и запас хода 200 км.
Ходовая часть с подвеской Кристи с пятью обрезиненными катками уменьшенного диаметра и четырьмя поддерживающими катками. Подвеска индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах с гидравлическими амортизаторами.
В целом А34 Comet по огневой мощности, отличной обзорности, защищенности и подвижности оценивался как лучший английский танк периода войны и один из лучших танков, применявшихся противоборствующими сторонами во Второй мировой войне.

Тяжелый крейсерский танк А41 Centurion

Танк А41 Centurion был разработан в 1944 году в качестве машины, объединяющей в себе качества крейсерских и пехотных танков с существенно усиленным и усовершенствованным вооружением и защитой. Одной из задач было обеспечение комфортных условий работы экипажа, в связи с чем из-за просторной компоновки вес танка достиг 42 тонн и его подвижность была ограничена. В боевых действиях танк участия не принимал.
Танк был классической компоновки с экипажем четыре человека. Создавался с использованием усовершенствованных узлов и агрегатов танков Cromvell и Comet. Корпус и башня были сварными из катаных бронелистов, на отдельных модификациях башня была литая.
Тяжелый крейсерский танк А41 Centurion
Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушки QF17 L55 и установленной в шаровой опоре слева в нише от основной пушки спаренной установки 20-мм пушки и 7,92-мм пулемета BESA, на модификации Mk.IV устанавливалась 95-мм гаубица.
В качестве силовой установки использовался двигатель Rolls-Royce Meteor мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость 37 км/час и запас хода 176 км.
В ходовой части применялась подвеска типа «Хортсман» с тремя тележками с попарно сблокированными опорными каткам среднего диаметра, винтовыми пружинами, гидравлическими амортизаторами по два на каждую тележку и шестью поддерживающими катками. Верхнюю часть ходовой прикрывали бронированные фальшборты.
Танк А41 Centurion был разработан в конце войны и в боевых действиях не участвовал, но он десятилетия оставался на вооружении английской армии и постоянно совершенствовался путем установки более мощного вооружения и усиления бронирования, что приводило к снижению его подвижности.

Производство и уровень танков Англии во время войны

В Англии в отличие от неудачного опыта разработки танков в межвоенный период во время войны были разработаны танки всех классов, хорошо зарекомендовавших себя в боевых действиях на первом этапе войны. За годы войны было организовано массовое производство и выпущено около 28 тысяч легких, средних и тяжелых танков. Английские танки отличались хорошим бронированием, удовлетворительной подвижностью, но слабым вооружением. В последующем этот недостаток был преодолен и последний крейсерский танк А34 Comet по всем основным характеристикам удовлетворял требованиям военных и успешно применялся в боевых действиях и по оценке специалистов был одним из лучших танков Второй мировой войны.
Английские легкие танки Мк.III Valentine, средние пехотные Mk II Matilda II и тяжелые пехотные А22 Churchill поставлялись по ленд-лизу в Советский Союз и в течение всей войны успешно применялись на многих фронтах. Всего было поставлено 4923 танков, в том числе 3782 танков Мк.III Valentine, 918 танков Mk II Matilda II и 253 танка А22 Churchill.

Военная техника Великобритании периода Второй мировой войны

Военная техника Великобритании периода Второй мировой войны — вооружение и боевая техника Великобритании (авиация, бронетехника, артиллерия, стрелковое оружие, боевые корабли), применявшиеся в период с 1939 по 1945 год (с момента нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года и до подписания капитуляции Японией в сентябре 1945 года).

Бронетанковая техника

В английской армии танки подразделялись на крейсерские и пехотные. Из крейсерских в начальный период войны использовались Mk IV, Mk V Covenanter и Mk.VI Crusader. Все они показали неудовлетворительные боевые качества и очень быстро были сняты с производства. К пехотным танкам, применявшимся в начальный период войны, относятся Mk II Matilda II и Mk III Valentine, наибольшее распространение из них получил «Валентайн». Впоследствии было также развернуто производство тяжелого танка Mk IV «Черчилль». Кроме того, в английских войсках использовались американские танки M4 «Шерман», поставленные по ленд-лизу.

Авиация

Спитфайр Mk.VB

Начавшаяся вскоре после Дюнкерка, битва за Британию потребовала направить все силы на восполнение потерь в авиации и прежде всего истребительной. В этот период основу истребительного авиапарка Великобритании составляли «Спитфайры» и «Харикейны». В качестве бомбардировщиков использовались в основном Bristol Blenheim и Vickers Wellington. Впоследствии они были заменены более мощными машинами, такими как Avro Lancaster и Handley Page Halifax. В качестве одноместных истребителей-бомбардировщиков использовались Хоукер Тайфун. В конце войны появились реактивные истребители Meteor.

Артиллерия

Английская артиллерия подразделялась на противотанковую, пехотную и зенитную. В начальный период войны в противотанковой артиллерии использовалась QF 2 pounder, обладавшая малым калибром и не способная поразить большинство немецких танков. В 1942 году для её замены была разработана QF 6 pounder. Из пехотных орудий наиболее распространенным было QF 25 pounder. В качестве зенитного орудия в начальный период войны использовалась Vickers QF 2 pounder Mark VIII, которая в дальнейшем была заменена на 20-мм Эрликон и 40-мм Бофорс.

Стрелковое оружие

Стрелковое оружие включало винтовку «Ли-Энфилд», пистолет-пулемёт STEN, револьвер «Enfield No. 2», а также пулеметы Bren и «Виккерс». Для вооружения бронетехники использовался пулемёт BESA. Спецподразделениями достаточно успешно использовался аргентинский пистолет «Баллестер-Молина».

Военно-морская техника

Корвет Камелия типа Флауэр 23 сентября 1943 года

Королевский военно-морской флот Великобритании был крупнейшим в Европе и к началу войны насчитывал в своем составе 12 линкоров (типа «Куин Элизабет», типа «Ривендж», а также типа «Нельсон»), 3 линейных крейсера (тип «Ринаун» и HMS Hood), 7 авианосцев (типа «Илластриес», типа «Имплакабл», а также HMS Audacity, HMS Eagle, HMS Hermes, HMS Unicorn и HMS Ark Royal), 66 крейсеров, а также большое количество эсминцев и подводных лодок.

Так же корветы типа «Флауэр» сыгравшие огромную роль в Битве за Атлантику и ставшие для англичан таким же символом победы, каким для русских является танк Т-34.

Примечания

  1. М. Барятинский. Пехотный танк «Валентайн». — (Бронеколлекция, № 5 / 2002).
  2. Bader, Douglas. Fight for the Sky: The Story of the Spitfire and Hurricane. London: Cassell Military Books, 2004. (англ.) ISBN 0-304-35674-3
  3. Hogg, Ian V. — Allied Artillery of World War Two — Crowood Press, Ramsbury, 1998, (англ.) ISBN 1-86126-165-9.
  4. Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия: револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы. — М.: АСТ, 2002. — 780 с. — ISBN 5-17-010819-2.
  5. ПИСТОЛЕТ BALLESTER-MOLINA И BALLESTER-RIGAUD (БАЛЕСТЕР-МОЛИНА И БАЛЕСТЕР-РИКАУД) (недоступная ссылка). Популярная механика (6 июня 2013). Дата обращения 17 января 2014. Архивировано 3 сентября 2013 года.
  6. Royal Navy and naval history (англ.). naval-history.net. Дата обращения 26 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  7. Николас Монсаррат. Жестокое море. Повесть (журнальный вариант). Опубликована в приложении к журналу Вокруг света, Искатель №№ 3-6 за 1972 год. — Книга написана журналистом, прошедшем на корвете в годы войны службу от матроса до старпома. Дата обращения 1 апреля 2009. Архивировано 29 марта 2012 года.
Бронетехника Великобритании и стран Британского Содружества периода Второй мировой войны
Лёгкие танки
Пехотные танки
Крейсерские танки
Сверхтяжёлые танки
  • TOG
  • TOG II
  • «Tortoise»
Противотанковые САУ
  • «Дикон»
  • «Арчер»
Истребители танков
  • «Ахиллес»*
Самоходные гаубицы
  • «Бишоп»
  • «Алекто»
  • «Секстон»
Бронетранспортёры
  • Universal Carrier
  • «Кенгуру»
  • C15 TA
Разведывательные
бронеавтомобили
Средние и тяжёлые
бронеавтомобили
  • «Гай»
  • «Хамбер»
  • «Даймлер»
  • A.E.C.
  • «Ковентри»
  • Курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы; * — переделки и адаптации бронетехники производства США

Самолёты Великобритании времён Второй мировой войны

Истребители

Палубные истребители

Многоцелевые самолёты

Лёгкие бомбардировщики

Средние бомбардировщики

Тяжёлые бомбардировщики

Палубные бомбардировщики

Самолёты берегового командования

Самолёты поля боя

Поплавковые гидросамолёты

Летающие лодки

Транспортные самолёты и планёры

Учебные самолёты