Танкетка

Танкетки Т-27 Красной Армии

Танкетка разработана на основе английской танкетки «Карден-Лойд» Мк VI и принята на вооружение Красной Армии в феврале 1931 года. Танкетка имела коробчатый корпус, собранный методом клепки из катаных броневых листов. Благодаря размещению двигателя в средней части корпуса, между местами механика-водителя и пулеметчика, удалось резко сократить длину корпуса. В танкетке широко использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся автомобилей, что позволило значительно уменьшить стоимость производства.

Танкетка находилась в производстве около двух лет. За это время было выпущено более 3300 этих простых и надежных машин. Они использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом. На базе танкетки был создан первый советский огнеметный танк. Огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха на дальность до 25 метров. В середине тридцатых на базе танкетки была создана легкая самоходная артиллерийская установка, вооруженная 76-мм динамо-реактивной пушкой.

Закупкой британских и американских образцов в 1929 году занималась специальная комиссия Главного управления механизации и моторизации во главе с руководителем Военно-технического управления генералом И.А. Xалепским. Поскольку британцы тогда считались лидерами в разработке танков. Халепский уделил особое внимание закупке в 1931 году машин у единственного и стране производителя танков, компании «Виккерс-Армстронг». В частности, танкетка «Виккерс-Карден-Лойд» Mk IV и танк «Е» послужили основой при разработке некоторых образцов основных советских танков.

Британские танкетки
Vickers-Carden Loyd Mk.IV Vickers-Carden Loyd Mk.VI
ранний вариант
Vickers-Carden Loyd Mk.VI

Одной из первых прибыла танкетка «Карден-Лойд». Ее закупили, так как в Танковом уставе Красной Армии указывалось на необходимость иметь легкий разведывательный танк. Советские конструкторы в период с 1927-го по 1930-год, пытались реализовать собственные идеи. На базе шасси от танка Т-16 были разработаны проекты танков Т-17 и Т-25, но они так и остались на бумаге. Была построена лишь экспериментальная танкетка Т-23. На устранение недостатков Т-23 требовалось много времени, поэтому было принято решение закупить проверенный британский проект.

Советские инженеры не были в полной мере удовлетворены Mk IV, поэтому группа специалистов во главе с Н.Козыревым на московском заводе №37 внесла ряд изменений. Были установлены более мощный двигатель, новое сцепление и ведомые звездочки большего диаметра. Танкетка Т-27 (так назвали в СССР британскую машину) была вооружена пулеметом калибра 7,62-мм, но в нем отсутствовала радиостанция, что означало, что связь с экипажами других танков должна осуществляться только с помощью флажков. Эта ситуация была нормальной для Красной Армии и объяснялась неразвитостью советской радиопромышленности. Были предприняты попытки установить на Т-27 более мощное вооружение, в том числе 37-мм пушку Гочкисса и 76,2-мм пушку, но от них пришлось отказаться, так как шасси не выдерживало увеличившуюся массу машины. Кроме того, не хватало места для хранения боеприпасов, и машина теряла устойчивость при стрельбе из орудия большого калибра.

Во время полевых испытаний танкетка Т-27 показала неоднозначные результаты. Простая конструкция не требовала сложного обслуживания, но машина с трудом преодолевала болота и заснеженные территории. так как имела узкие гусеницы. Было также признано, что необходимы вращающаяся башня и способность преодолевать водные преграды вплавь. Позднее на базе Т-27 и с учетом опыта ее эксплуатации был создан легкий плавающий танк Т-37.Но даже при этих условиях Т-27 широко применялась в Красной Армии. К концу 1932 года было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Они широко использовались при подавлении басмаческих выступлений в Средней Азии в 30-е годы. Когда в 1941 году началась война с Германией. Т-27 были признаны устаревшими и удалены с передовой. Есть данные об их использовании в боях в 1941 году, но это можно скорее считать проявлениями отчаяния, чем признанием боевых качеств Т-27.

Тем не менее, решение о начале массового производства танкетки Мк IV с наименованием Т-27, принятое в 1931 году, стало начальным пунктом создания настоящих танковых войск, задуманных командованием Красной Армии в конце 1920-х годов. К моменту снятия с производства в 1941 году было изготовлено 12000 танкеток Т-27. Однако самую важную закупку Халепский совершил в Америке после долгих и сложных переговоров с эксцентричным и вспыльчивым конструктором Джоном Кристи, который разработал уникальную систему танковой подвески М1928. Система предусматривала отдельную пружинную свечную подвеску для каждого опорного катка.

Это снижало общий вес: и позволяло танку двигаться по пересеченной местности при минимальной вибрации. Конструкция была далека от совершенства, но к отличие от американской армии Халепский, как и британцы, оценил ее потенциал, и в конце-концов модифицированная конструкция Кристи была положена в основу среднего танка Т-34, который считается одним из лучших из когда-либо созданных танков и стал одним из факторов победы Советского Союза в войне 1941-1945 годов.

Опытные образцы танкетки, которые были изготовлены в 1931 г., отличались от своего прототипа установкой более мощного двигателя и утолщенной броней. Серийное производство Т-27 было организовано в 1931 — 1934 гг. на заводе «Большевик», на заводе №37 и Нижегородском автомобильном заводе (ныне ГАЗ). Сборка корпусов машины производилась на заводе КЭС в Москве. Всего было поставлено в войска 3297 машин (заводом «Большевик» в 1931 г. было выпущено 45 машин). Т-27 отличалась незначительными габаритными размерами. Это было достигнуто за счет отказа от вращающейся башни и продольного расположения моторно-трансмиссионного отделения, с правой стороны которого располагалось боевое, а с левой — отделение управления. Экипаж машины состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя.

Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ, боекомплект которого составлял 2520 патронов. 40 пулеметных дисков с патронами размещались в бортовых коробках корпуса. Для стрельбы использовался простой механический прицел. На танкетках первого года выпуска пулемет устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемета и связанным с педалью подъема и специальным сектором. На танкетках последующих выпусков установка пулемета ДТ производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемета, как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.

Броневая защита была противопульной. Она изготавливалась из броневых листов с максимальной толщиной 10-мм. Соединение броневых листов производилось заклепками и болтами на угольниках и накладках. На машинах последнего года выпуска соединение броневых листов производилось с помощью сварки. Все швы корпуса у днища и по бортам на высоту 400-мм имели холщовую прокладку, обеспечивавшую водонепроницаемость корпуса. В верхнем лобовом листе корпуса имелся люк для доступа к тормозным валикам, закрывавшийся броневой крышкой с гайками на специальных шпильках. Кроме того, на верхнем и нижнем лобовых листах болтами крепился броневой кожух, закрывавший выступающую часть картера дифференциала. На большинстве танкеток этот кожух крепился на заклепках и снимался только вместе с лобовыми листами.

На верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения находился люк с броневой крышкой на петлях, который обеспечивал доступ к коробке передач и приводам управления. Кроме того, с правой стороны имелось специальное отверстие для крепления пулеметной установки (на машинах первого года выпуска). В переднем щитке со стороны механика-водителя была сделана смотровая щель для вождения машины при закрытом люке, со стороны командира (стрелка) — отверстие, закрываемое броневыми щитками пулеметной установки. На боковых листах корпуса с наружной стороны крепились патронные коробки с дверцами в кормовой части.

Дверцы коробок крепились на петлях и закрывались двумя болтами. В верхней части боковых листов были сделаны смотровые щели с броневыми задвижками, а в нижней — круглое отверстие для прохода задней трубчатой оси. В верхней части корпуса имелось три откидывающихся колпака, закрывавших люки механика водителя, пулеметчика и люк доступа к силовой установке. На машинах последних выпусков в колпаках люков экипажа были сделаны специальные лючки, закрываемые броневыми заслонками. Колпак люка механика-водителя имел лючок в кормовой части, командира — в крыше и в кормовой части. В колпаке люка силовой установки был сделан лючок для доступа к заливной горловине топливного бака, закрывавшийся броневым колпачком. Спереди перед броневым колпаком силовой установки для доступа охлаждающего воздуха к радиатору системы охлаждения имелось отверстие, закрываемое броневым козырьком.

В кормовом листе корпуса перед радиатором были сделаны специальные дверки, управляемые с места механика-водителя. На танкетках последних выпусков вместо дверок был установлен специальный броневой кожух с отверстием направленным вниз. Днище корпуса было сварено из нескольких листов и имело посередине корытообразное углубление. Для слива масла из картера двигателя, коробок передач в днище были сделаны два отверстия, закрываемые навинтными пробками. Для буксировки на корпусе танкетки на верхнем, наклонном листе трансмиссионного отделения была приклепана специальная петля, а в кормовой части — буксирная рама с петлей. Рама крепилась к бортам корпуса танкетки с помощью двух косынок. К бортам корпуса перед патронными ящиками крепились грязевые щитки, предохранявшие экипаж от забрызгивания грязью летом и снегом зимой.
На танкетках последнего года выпуска были введены и кормовые грязевые щитки. Вдоль продольной оси корпуса устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель «Форд-АА» жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. (29 кВт) с карбюратором «Форд-Зенит». Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартера мощностью 0,9 л.с. (0,7 кВт) и вручную — заводной рукояткой. В системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого напряжения. Емкость топливного бака составляла 42 л. Запас хода машины по шоссе достигал 110 км.

Трансмиссия, заимствованная у грузового автомобиля ГАЗ-АА, включала сухое, однодисковое сцепление с накладками из ферродо; четырехступенчатую механическую коробку передач; главную передачу; простой дифференциал с колодочными тормозами и два бортовых редуктора. Дифференциал соединялся с коробкой передач с помощью карданного сочленения (шарнира Гука). Подвеска — полужесткая, блокированная. Со стороны каждого борта находилось по три тележки сдвоенных опорных катков. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Конструкция подвески не отвечала требованиям по подвижности и ее применение объясняется короткой базой машины (длина опорной поверхности гусениц равнялась 1410-мм). В гусеничном движителе применялись опорные катки с наружной амортизацией, ведущие колеса цевочного зацепления и гусеницы с ОМШ. Ширина трака мелкозвенчатой гусеницы составляла 150-мм.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус. Напряжение бортовой сети составляло 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-У напряжением 6 В и емкостью 80 Ампч, а также динамомашина мощностью 200 Вт. В 1935 году на военных маневрах продемонстрировалось воздушная транспортировка танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3. Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

Эксплуатация танкетки в войсках показала, что танкетка была достаточно простой и неприхотливой машиной. Однако опыт ее применения на учениях свидетельствовал, что для машин такого класса необходима вращающаяся башня (с установленным в ней вооружением),способность преодолевать водные преграды вплавь и менее плотная компоновка. На 1941 год реальные боевые возможности танкетки Т-27 были очень невелики. Ее броня пробивалась с дистанции порядка 200-300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями калибра 7,92-мм,а это означало,что противник мог нанести непоправимый ущерб советской танкетке стреляя из обычной армейской винтовки. Против же имевшихся в большом количестве в Вермахте 7,92-мм противотанковых винтовок PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, Т-27 была совершенно беззащитна.

Однако, танкетка Т-27 к июню 1941 года не была бесполезной машиной. Она вполне могла применяться для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортер (так, например, вермахт широко использовал устаревшие немецкие и французские танки для охраны мостов, аэродромов и т.п., а также для борьбы с партизанами). Низкий силуэт Т-27 способствовал ее маскировке, что позволяло достаточно эффективно применять ее в обороне.
В целом же учитывая катастрофические потери Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны в живой силе и бронетехнике-любая боевая бронированная единица была «на вес золота», поэтому танкетки тоже сыграли свою посильную роль в отражении вероломного нападения Германии на Советский Союз.

Танкетка Т-27. Тактико-технические характеристики

Боевая масса 2,7 т
Размеры:
длина 2600 мм
ширина 1825 мм
высота 1443 мм
Экипаж 2 человека
Вооружение 1×7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект 2500 патронов
Бронирование — лоб корпуса 10 мм
Тип двигателя карбюраторный «Форд-АА»
Максимальная мощность 40 л.с.
Максимальная скорость

40 — 42 км/час

Запас хода 110-120 км

Модификации танкетки Т-27:

  • ОТ-27/ХТ-27 (БХМ-4) — огнеметная танкетка (выпущено 187 машин, 1932-33 г.);
  • ТТ-27 — телеуправляемая танкетка (выпущена опытная партия — 5 машин, 1932 г.);
  • Т-27ПХ — танкетка подводного хождения (опытный образец, 1934 г.);
  • Т-27М (Т-27С) — самоходная установка (опытный образец, 1931 г.).
  • И. П. Шмелев. «Бронетехника Германии 1934-1945 гг. Иллюстрированный справочник»;
  • М. Барятинский «Танкетка Т-27 и другие» ;
  • М.Свирин. «Броня крепка. История советского танка 1919-1937»;
  • М. Свирин, А. Бескурников «Первые советские танки»;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг».;
  • А. Кириндас, М. Павлов. «Нет предела совершенству» («Техника и вооружение»);
  • Robert Jackson: Panzer: Modelle aus aller Welt von 1915 bis heute;
  • Zaloga, Steven J.; James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two.

Танкетка TKS

Польские танкетки TK и TKS (малые разведывательные безбашенные танки) были созданы на базе шасси знаменитой английской танкетки Carden Loyd. Танкетки производились в Польше с начала 1931 года и активно использовались в боях Второй мировой войны. Обычно они были вооружены пулеметами, но перед самой войной в 1939 году их начали перевооружать 20-мм пушкой, однако до начала боевых действий успели модернизировать таким образом всего 24 машины. К началу Второй мировой войны Польша располагала более чем шестью сотнями боевых машин данного типа: они составляли основу бронетанковых сил страны.
Британская танкетка Carden-Loyd Mk VI стала одной из самых распространенных машин данного класса в мире. Созданная в конце 1920-х годов она привлекла внимание военных многих стран мира, в частности СССР, Польши, Франции. Танкетка была предназначена для вооружения подразделений моторизованной пехоты британской армии. Она должна была повысить тактическую подвижность пехотных соединений — обеспечить непрерывность поддержки пехоты пулеметным огнем, путем быстрого перемещения станковых пулеметов на поле боя с одной позиции на другую.

Carden-Loyd Mk VI
Британская компания Vickers-Armstrong выпустила небольшую двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI в 1928 году. Ее конструкция привлекла внимание военных многих европейских стран. Не обошли ее стороной и представители польской армии. Весной 1929 года Польша купила одну такую танкетку. 20 июня того же года боевая машина была доставлена на полигон Рембертов, расположенный недалеко от Варшавы. По результатам проведенных здесь испытаний Польша приобрела еще 10 танкеток. Они прибыли в страну в сентябре, после чего сразу же начались их тщательные и всесторонние испытания. В результате польская армия сделала вывод о том, что британские танкетки обладают достаточным боевым потенциалом и их можно использовать в составе моторизованных кавалерийских частей, а также как разведывательные машины. После этого Варшава приобрела лицензию на выпуск данных танкеток. При этом поляки оснастили танкетку существенно более мощным двигателем, а также добавили в подвеску дополнительную рессору, в результате чего танкетка получила более плавный ход.
В конце 1929 года был изготовлен прототип польской танкетки TK-1, вслед за которым последовал очень похожий на него прототип TK-2. Обе танкетки отличались открытым сверху бронекорпусом и вооружались одним 7,92-мм пулеметом wz.25 или wz.30, который можно было использовать как против наземных, так и против воздушных целей. Бронирование обеих танкеток было одинаковым, толщина брони составляла от 3 до 7 мм. Отличия заключались лишь в расположении мотора, воздухозаборников и конструкции подвески. Так на танкетку TK-1 ставился двигатель Ford-A, а на танкетку TK-2 — Ford-T. Обе машины прошли испытания летом 1930 года в Модлине недалеко от Варшавы, однако в серию данные боевые машины не пошли, работы над созданием польской танкетки были продолжены.
В том же году, основываясь на опыте работ над танкетками TK-1 и TK-2, в Урсусе недалеко от польской столицы был выпущен более тяжелый улучшенный вариант танкетки, получившей обозначение TK-3. После всесторонних тестов, которые продлились с марта по июль 1930 года, эту версию приняли на вооружение польской армии. Серийный выпуск новой танкетки начался в конце 1931 года. В результате до 1934 года компания Panstwowe Zaklady Inzynierii («Урсус») выпустила порядка 300 танкеток TK-3. Данная техника стала первой гусеничной бронемашиной, все детали которой, хотя и по лицензии, были произведены непосредственно в Польше. Экипаж танкетки, состоявший из двух человек, располагался в легкобронированной надстройке с толщиной брони от 3 до 8 мм. Вооружалась данная модель 7,92-мм пулеметом wz.25, огонь из которого вел командир. В качестве силовой установки использовался двигатель Ford-A.
Танкетка TKS в Музее Войска Польского
В 1933 году танкетка прошла модернизацию, на ней появился новый двигатель Polski Fiat 122А, который развивал мощность 40 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Двигатель расходовал порядка 36 литров при движении по шоссе или 70 литров топлива на 100 километров при движении по пересеченной местности. Всего было выпущено два десятка подобных боевых машин.
Последней и наиболее распространенной модификацией польской танкетки с британскими корнями стала модель TKS. Она оснащалась более удобной и просторной боевой рубкой, а максимальная толщина брони была доведена до 10 мм. С момента начала серийного производства в феврале 1934 года было выпущено порядка 390 боевых машин данного типа. При этом перед началом Второй мировой войны 40 танкеток TKS были переоборудованы в бронедрезины, часть из которых была включена в состав бронепоездов. Подобные дрезины представляли собой платформу с подъемным механизмом, при помощи которого на нее поднималась, а затем и закреплялась танкетка. Вооружение данных машин оставалось прежним, лишь несколько танкеток получили зенитные пулеметы Browning LMG. Полная масса такой дрезины составляла 4150 кг. Иногда 2-3 дрезины соединяли между собой, подобные комбинации носили обозначение TK-ТК или TK-R-TK. Они включали в себя либо две танкетки, либо две танкетки-дрезины типа TK и одну типа R, которая вооружалась легким танком Renault FT-17.

Уже перед самой войной, осознавая, что пулеметного вооружения будет явно недостаточно, польские военные еще раз инициировали модернизацию танкетки TKS, которая получила 20-мм автоматическую пушку Bofors FK-A wz.38. По планам до 30 января 1949 года такими скорострельными пушками планировалось перевооружить 110 танкеток, но до сентября 1939 года в войска попало всего около 20 подобных машин. Они поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, в которой использовались в качестве командирских.
Танкетка TKS с 20-мм пушкой
Также на базе танкетки TKS польскими конструкторами был создан тягач-транспортер C2P. Машина была создана в 1933 году. В первую очередь изменения затронули ходовую часть танкетки: направляющее колесо было увеличено и соприкасалось с землей, уменьшив тем самым давление на грунт. Бронерубка была срезана и приспособлена для транспортировки 4 пехотинцев или амуниции. Машина серийно производилась с 1937 года и вплоть до оккупации Польши гитлеровскими войсками. До этого момента польские предприятия собрали 196 транспортеров-тягачей, в планах было выпустить еще как минимум 117 подобных вспомогательных машин. Главным образом они использовались для транспортировки 40-мм зенитных пушек и 75-мм полевых орудий.
Перед Второй мировой войной в Польше имелось более 600 танкеток ТК-3 и TKS, ими было полностью укомплектовано 11 разведывательных бронедивизионов (в их состав входили 13 танкеток и 8 бронеавтомобилей), 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток в каждой), а также по одной разведывательной танковой роте и одному танковому батальону, входивших в состав механизированных бригад. Уже после начала войны к ним прибавилась рота легких танков при штабе обороны Варшавы, а также несколько импровизированных соединений различной численности, которые укомплектовывались из состава трех Резервных центров бронетанковых вооружений.
В бой польские танкетки вступили в первый же день войны. Так уже 1 сентября 1939 года 21-й бронедивизион при поддержке нескольких бронеавтомобилей wz.34 внезапной атакой обратил противника в бегство под Мокрой. Потери поляков в этом бою составили всего 3 машины. С 3 по 5 сентября совместно с кавалерийскими бригадами танкетки еще несколько раз контратаковали немецкие части с разной степенью успеха. В боях быстро выяснилось, что против немецкой пехоты, вооруженной лишь легким стрелковым оружием, танкетки TKS действовали достаточно успешно, однако как только они встречались с бронетехникой противника, у них начинались серьезные проблемы. Особенно резко проявлялось недостаточное бронирование и слабость пулеметного вооружения.

Во время польского похода Красной Армии советские войска захватили в Львове, где размещался польский 6-й танковый батальон из состава 10-й моторизованной кавалерийской бригады полковника Мачека, до 10 исправных танкеток TKS и тягачей-транспортеров C2P, созданных на их базе. Часть танкеток была захвачена прямо на территории казарм подразделения. Данные танкетки в 1940 году были доставлены на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон), где прошли серию испытаний.
Весьма любопытным представляется тот факт, что при изучении польских танкеток TKS и танка 7TP советские специалисты практически не обратили внимания на перископический прибор наблюдения, созданный Рудольфом Гундлахом. При изучении танкетки они просто отметили факт наличия прибора, а в отчете о танке 7TP дали о нем небольшую справку. При этом в танкетке TKS именно перископический прибор был, скорее всего, самой интересной деталью. Созданный Гундлахом перископический прибор, который сегодня более известен как Vickers Tank Periscope MK.IV (или просто MK.IV), является, пожалуй, лучшим образцом танковой оптики того временного периода. Он обладал хорошей обзорностью и отличался возможностью быстрой замены поврежденной призмы. Данный перископ сначала скопировали англичане, а затем и танкостроители многих других стран. В Советском Союзе данный перископический прибор как будто бы не заметили, о нем вспомнили лишь в 1943 году. При этом в нашей стране обозначение MK-IV он получил не в соответствии с британской спецификацией, а в честь тяжелого танка MK-IV «Черчилль».
Бронекорпус польской танкетки не особо впечатлил советских специалистов. С одной стороны данный корпус был разработан практически с нуля и явно по всем параметрам превосходил не только британский оригинал, но и все остальные машины, которые были созданы на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В отличие от них польский экипаж не чувствовал себя в тесноте, корпус получился достаточно просторным. И мехвод, и командир танкетки имели неплохой обзор, широкие люки позволяли им нормально попадать внутрь и покидать боевую машину, а также обеспечивали удобство технического обслуживания узлов и агрегатов техники. С другой стороны очень небольшие габариты танкетки все равно не позволяли разместить силовую установку отдельно от экипажа, мотор был установлен в боевом отделении. Тут же были размещены и топливные баки, перенести которые в другое место было невозможно.

Бронирование танкетки поляки усилили, доведя его до 10 мм в лобовой проекции и до 8 мм по бортам корпуса. Это обеспечивало защиту экипажа от огня противника из стрелкового оружия на дистанции в несколько сотен метров. При стрельбе в упор танкетку можно было поразить бронебойными боеприпасами винтовочного калибра, уязвима она была и для крупнокалиберных пулеметов. Впрочем сами поляки не испытывали особых иллюзий относительно бронирования и боевых возможностей своей танкетки, ее выпуск был прекращен еще весной 1937 года. Сталь, из которой был выполнен ее бронекорпус, также не заинтересовала работников НИИБТ Полигон.
В отличие от советской танкетки Т-27, в которой количество опорных катков в ходовой части довели до 6 на борт, удлинять опорную поверхность поляки не стали, хотя это могло улучшить продольную устойчивость боевой машины. Однако и полной копией британской ходовой части польская разработка не была. В то время как у Carden-Loyd Mk.VI верхнюю ветвь гусеницы поддерживал деревянный брус, у польской танкетки TKS появилось по 4 поддерживающих катка на борт. Претерпела изменения и подвеска, на TKS появилась центральная рессора, к которой крепились тележки, что позволило улучшить условия работы экипажа, особенно при движении по пересеченной местности. У ведущих колес появились съемные венцы, что позволило облегчить обслуживание ходовой части. В случае поломки зубьев зацепления на британской танкетке необходимо было менять все колесо, у польской версии было достаточно заменить венец, что было не только быстрее, но и проще. Подробнее об испытаниях польской танкетки TKS и транспортера C2P вы можете прочесть в статье Юрия Пашолока на сайте warspot.ru.
По итогам проведенных в СССР испытаний и изучения конструкции польской танкетки были сделаны следующие выводы: «В польской армии танкетка TKS была основным типом танка-разведчика. На испытанной танкетке имелась надпись «Эскадрон смерти», на основании которой можно было сделать вывод, что танкетки находились на вооружении польских кавалерийских частей. Выполненная по типу британской танкетки Carden-Loyd, она обладала рядом изменений, которые были связаны с использованием польских автомобильных агрегатов, улучшающих ее конструкцию. Для советской танковой промышленности танкетка TKS представляет лишь учебный интерес».
Тактико-технические характеристики TKS:
Габаритные размеры: длина — 2560 мм, ширина — 1760 мм, высота — 1330 мм, клиренс — 330 мм.
Боевая масса — 2650 кг.
Бронирование — 3-10 мм.
Вооружение — один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz. 25, на 24 машинах — 20-мм пушка wz. 38 FK-A.
Боекомплект — 1920 патронов или 80 снарядов.
Силовая установка — 4-цилиндровый бензиновый двигатель Polski Fiat 122ВС мощностью 46 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас топлива — 60 литров.
Запас хода — 160 км (по шоссе), 90 км (по пересеченной местности).
Экипаж — 2 человека (командир и механик-водитель).
Источники информации:

TKS

TKS


TK-3

Тип

Танкетка

Страна

Польша

История службы

Годы эксплуатации

Принят на вооружение

Войны и конфликты

Польская кампания вермахта и Польский поход РККА

История производства

Производитель

Państwowe Zakłady Inżynierii

Характеристики

Масса, кг

Бронирование, мм

4 – 10 мм

Тип и модель двигателя

Скорость, км/ч

46/40 км/ч

Удельная мощность, л.с./т

17/18 л/с на тонну

Мощность двигателя, л.с.

40/46 л/с (30/34 кВт)

Запас хода, км

180 км

Подвеска

Основное вооружение

7.92 мм пулемёт km wz.25

Длина, мм

2.6 м

Ширина, мм

1.8 м

Высота, мм

1.3 м

Экипаж (расчёт), чел.

2 (командир, механик-водитель)

Медиафайлы на Викискладе

TK (TK-3) и TKS — польские танкетки (малые разведывательные безбашенные танки) 1930-х годов.

История

Танкетка TK была разработана польскими конструкторами Т. Тжечаком, Е. Каркозом и Е. Хабихом на базе шасси закупленной в 1929 году в Великобритании танкетки Carden Loyd, по результатам опытной эксплуатации в конструкцию которой были внесены изменения (были поставлены более мощный двигатель, новая коробка передач, усилены рессоры и введена стальная броневая крыша).

14 июля 1931 года танкетка TK была официально принята на вооружение польской армии под наименованием TK-3, в этом же году началось ее серийное производство. В 1931 — 1933 гг. были выпущены свыше 300 танкеток, с учетом опыта производства и эксплуатации которых был разработан улучшенный вариант TKS.

TKS отличалась более рациональной установкой броневых листов увеличенной толщины, улучшенной конструкцией шаровой установки для пулемёта, усиленными элементами подвески и увеличенной шириной гусеницы. Кроме того, на TKS устанавливали новый двигатель (польский «Фиат» 42 л.с.), перископический прибор наблюдения системы Гундляха, а на пулемёт начали устанавливать оптический прицел.

После сравнительных испытаний датской пушки фирмы Мадсен и швейцарской Солотурн, в 1939 году танкетку начали перевооружать 20 мм польской пушкой FK, но до начала войны успели модернизировать лишь 24 единицы. TKS также использовались в качестве бронедрезин.

Конструкция

Корпус танкетки представлял собой каркас, к которому заклёпками крепились 4-8 мм бронелисты. Двигатель и коробка передач размещались посередине. Справа по борту имелся штырь с вилкой для запасного зенитного пулемёта, из которого стрелял командир, предварительно выйдя наружу.

Модификации

  • TK (TK-3) — модель 1931 года с четырехцилиндровым двигателем FordA4 (40 л. с.), всего построена 301 машина, часть из которых позднее переоборудовали
  • TKF — танкетка TK с шестицилиндровым двигателем Polski FIAT-122B (46 л. с.); произведено 18 штук
  • TKS — улучшенная модель 1933 года, масса 2,65 тонн; произведено 282 штуки
  • TKSz nkm 20A — танкетка, вооружённая 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (с боекомплектом 250 снарядов); в 1939 году в них были переоборудованы 24 TKS
  • TKD — лёгкая самоходная артиллерийская установка с 47-мм орудием wz.25 «Pocisk» (боекомплект к которому составлял 55 снарядов), масса увеличена до 3 тонн; переоборудованы 4 экземпляра из ранее выпущенных TK
  • C2P — невооружённый лёгкий артиллерийский тягач, произведено около 200 штук.

Польская бронедрезина — танкетка «TKS» в направляющей раме, установленной на железнодорожные катки, не позволяющей танкетке сваливаться с рельсов, 1920-е гг.

  • Drezyna pancerna typu TKS — бронедрезина-танкетка TKS в направляющей раме, установленной на железнодорожные катки, не позволяющей танкетке сваливаться с рельсов. По 4 таких бронедрезины входили в восемь взводов бронедрезин-танкеток и танков-бронедрезин типа TKS-R-TKS восьми польских бронепоездов в 1939 году.

Экспериментальные модели:

  • TK-1, TK-2 — первые прототипы
  • TKW — лёгкий разведывательный танк с башней; только один прототип.
  • TK-3 с 20-мм орудием — произведён только один прототип с модифицированным корпусом.
  • TKS-D — лёгкий истребитель танков с 37-мм противотанковой пушкой Бофорс; произведено 2 экземпляра.

Операторы

  • Польша
  • Эстония — 6 танкеток, заказанных в Польше 6 ноября 1934 года.
  • СССР — В 1940 году, после присоединения к СССР прибалтийских стран, вооружение их армий было включено в состав территориальных корпусов РККА. По состоянию на 22 июня 1941 года, в составе 12-го механизированного корпуса РККА насчитывалось 4 танкетки TKS, которые были оставлены в парках.
  • Германия — использовались по меньшей мере несколько трофейных танкеток в качестве транспортёров боеприпасов и для поддержания порядка на захваченных территориях. Вместо польских пулемётов устанавливались французские 8-мм «Гочкис» М1914.
  • Хорватия — в 1942 году 16 трофейных польских танкеток TK и TKS были переданы немцами хорватским вооружённым формированиям

Боевое применение

К началу вторжения в Польшу в 1939 году польская армия сумела мобилизовать 650 танкеток — они составляли бо́льшую часть польских бронетанковых сил. При этом перевес немецких войск в бронетехнике был подавляющим. 1 сентября 1939 года в немецких войсках насчитывалось семь танковых дивизий и четыре лёгких дивизии. В каждой танковой дивизии по штату числилось 308—375 танков. Лишь в 10-й танковой дивизии и танковой группе «Кемпф» их насчитывалось сравнительно немного: 154 и 150 машин соответственно. На вооружении лёгких дивизий имелось 74 до 156 танков. В целом, армия вторжения насчитывала 2586 танков, хотя не все они были боевыми — до 200 танков являлись командирскими.

Танкетки ТК-3 и TKS не были способны противостоять танкам, будучи пригодны главным образом для ведения разведки и боевого охранения. Немцы же действовали большими группами танков (даже танковый батальон насчитывал около 70 машин). Польские танки предпочитали уклоняться от встречи с танковыми подразделениями врага, предпочитая атаковать разведывательные дозоры вермахта, вооружённые лёгкими танками и бронеавтомобилями. Чаще всего польские танки действовали в составе отдельных взводов, и крайне редко — ротами.

1-3 сентября шли бои на германско-польской границе, в которых участвовали десять польских кавалерийских бригад, восемь танковых дивизионов, 11 отдельных танковых рот (ОТР) и восемь бронепоездов. Польские войска в этих боях действовали в основном разведывательными группами, а также пытались организовать контратаки силами танковых рот и танкетных эскадронов. Хотя польские танкисты старались избегать встреч с немецкими танками, их потери были весьма серьёзными: около 60 танков и бронеавтомобилей — 10 % от общего числа вступивших в бой машин. В ряде случаев польские танкисты действовали весьма удачно. Так, 81-я отдельная танковая разведывательная рота (SKCR) Войска Польского участвовала в уничтожении немецкого отряда, «прижатого» к озеру Мелно. Танки, бронеавтомобили и два бронепоезда поддерживали Волынскую кавалерийскую бригаду под Мокрой.

4-6 сентября шли сражения на главной линии польской обороны. К этому моменту благодаря эффективной мобилизации бронетанковые силы Войска Польского почти достигли предусмотренной численности, то есть 580 танкеток и танков, а также и десяти бронепоездов. В двадцати боестолкновениях было потеряно до 100 танкеток, танков и бронеавтомобилей, из них 50 — в составе армии «Лодзь». С 7 по 9 сентября польские части отошли к Висле и начали отступать за реку. На фронте действовали две мотострелковые бригады и другие части, располагавшие примерно 480 единицами бронетехники. Потери за эти дни также составили выше 100 бронеединиц. С 10 по 13 сентября поляки пытались наступать у реки Бзура. К этому времени формирование всех частей, располагавших бронетехникой, было практически завершено — правда, де-факто многие из этих частей к тому времени уже были разбиты в боях. В итоге, вместо полков появлялись сводные подразделения силой не более роты. На фронте действовали две мотобригады, имевшие, вместе с танкетками TKS, около 430 единиц бронетехники; из них 150 потеряно в боях. С 14 по 17 сентября почти все соединения польской армии на Бзуре были разбиты; остатки бронетанковых частей поляков отступили к Варшаве. При этом обе бригады сократились до двух батальонов легких танков, восьми танковых дивизионов и десяти рот, насчитывавших в общей сложности около 300 бронеединиц. В боях на Бзуре Войско Польское потеряло около полутора сотен танков и бронеавтомобилей; многие машины поляки уничтожали сами — из-за невозможности ремонта или отсутствия горючего. 18-29 сентября лишь несколько малочисленных бронеотрядов продолжали сражаться в отдельных очагах сопротивления.

В ходе боёв, все польские танки, танкетки и бронеавтомобили были уничтожены или захвачены немцами. Лишь около 50 бронеединиц, перешедших польскую границу, были интернированы в Румынии и Венгрии. Потери немецкого вермахта, однако, также были достаточно существенны. В сентябре 1939 года общая численность бронеединиц вермахта сократилась на 674 танка и 318 бронеавтомобилей. По немецким данным, 198 танков были потеряны безвозвратно, 361 танк получил повреждения. В польских источниках речь идёт о 250 танках с разбивкой по типам: 89 танков PzKpfw I (вместе с командирскими), 83 — PzKpfw II, 26 — PzKpfw III, 19 — PzKpfw IV, 26 — PzKpfw 35(t), и 7 — PzKpfw 38(t). В основном, причинами потерь были польские противотанковые орудия, противотанковые ружья и ручные гранаты. Некоторые потери приходились на счёт польской авиации. Польские танки, бронеавтомобили и бронепоезда уничтожили подтверждённо 50 и неподтверждённо ещё 45 бронеединиц немцев; таким образом, в столкновениях броневых машин обе стороны потеряли примерно по 100 машин. Наибольшие потери (около 25 машин) понесла 4-я легкая дивизия немцев в боях с 10-й мотокавалерийской и Варшавской бронемоторизованной бригадами, а также 4-я танковая дивизия вермахта (около 20 машин).

В боях с наступавшей с востока Красной Армией польские бронетанковые части почти не участвовали — по сути, это были лишь остатки нескольких рот и дивизионов. Боестолкновений с советскими частями насчитывается всего два-три. Советские источники сообщают о потере 42 танков и бронеавтомобилей: 26 из состава Белорусского фронта и 16 — из состава Украинского фронтов; 52 танкиста погибли, 81 был ранен. Польские авторы считают, что Красная Армия в Польском походе потеряла около 200 танков и бронеавтомобилей.

Таким образом, 800 польских танкеток и танков, по сути, не смогли оказать эффективного сопротивления противнику. Правда, их провал стал лишь составной частью провала общего: по сути, Войско Польское не имело никаких шансов выиграть кампанию. Однако, нельзя отрицать, что польские танкисты сражались самоотверженно и нередко вступали в безнадёжные бои с противником, обладавшим выраженным численным и техническим превосходством. При этом танкетки TKS имели мало шансов в бою против немецких танков, хотя некоторые их качества доставляли вермахту изрядные неприятности. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану». Совсем иначе обстояло дело с танкетками TKS, перевооружёнными 20-мм орудием. Эти машины представляли серьёзную опасность для немецких танков, при этом низкий силуэт и подвижность танкетки делали её отличным оружием для засад. Именно на такой танкетке TKS с 20-мм орудием воевал польский танковый ас Роман Эдмунд Орлик, который вместе за своим экипажем в ходе боевых действий сентября 1939 года смог подбить 13 немецких танков (одним из которых, предположительно, даже являлся PzKpfw IV Ausf B).

Галерея

  • бронедрезина типа TKS.

  • ТК-3, Польша. Macca — 2.34 т.

  • ТК-3

  • ТК-3, Польша. Macca — 2.34 т.

Музейные экспонаты

  • TKF — 1 шт. находится в бронетанковом музее в Кубинке, ещё 1 шт. — в Сербском военном музее в Белграде; в Польше с использованием новодельных деталей построена копия третьей танкетки

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Семья танкетки растет // журнал «Техника молодежи», № 8, 1979. стр.42-43
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Лёгкий разведывательный танк ТК // М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй мировой. М., Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. стр.50-52
  3. Draisines in the Polish Army 1918—1939 (Дрезины Польской Армии в 1918—1939 годах) (на английском языке)
  4. Eesti soomusmasinad : soomusautod ja tankid 1918—1940 / Tiit Noormets, Mati Õun. Tallinn : Tammiskilp, 1999 Page 52 ISBN 9985-60-692-2. (эст.)
  5. «гитлеровцы используют значительное количество вооружения, захваченного ими в свое время в оккупированных странах… Даже не отличающиеся высокими боевыми и техническими данными польские танкетки ТК-3 (типа Карден-Ллойд) и танки ТР-7 (типа Виккерс) нашли себе применение в румынской армии и в немецких танковых частях»
    Какие танки бросили в бой фашисты // «Красная звезда», № 240, от 11 октября 1941
  6. Croatia // Steven J. Zaloga. Tanks of Hitler’s Eastern Allies, 1941-45. London, Osprey Publishing Ltd., 2013. pages 42-44
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Польские бронетанковые войска в бою
  8. 1 2 J. Magnuski. Karaluchy przeciw Panzerom (Тараканы против танков). Pelta, Warsaw (1995). (польск.)
  9. Сербский военный музей в Белграде // журнал «Техника и вооружение», № 12, 2018. стр.51-56

Ссылки

  • Polish tankettes TK-3 and TKS (на английском языке)
  • Draisines in the Polish Army 1918—1939 (Дрезины Польской Армии в 1918—1939 годах) (на английском языке)

Бронетехника Польши в 1918—1939 годах

Лёгкие танки

Средние танки

  • 14TP

Тяжёлые танки

Плавающие танки

Танкетки

Бронеавтомобили

Бронированные тягачи

САУ

курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

Гусеничная танкетка «Клоп»

Танкетка «Клоп» от москвича Георгия Акимова с его группой «UFO Garage». С этими ребятами мы уже знакомы по статьям «Модель танка МС-1 (Т-18) в масштабе 1:1».
На сайте «Луноходов.Нет» он рассказывает о своей автосамоделке под ником «UfoJun».
Гусеничный вездеход получился маленьким и юрким.
А все началось с маленькой идеи поставить скутер на гусеничный движитель.
Донор для вездехода.
Идет разборка скутера от пластика.
Гусеница взята от «Муравья».
Сделан деревянный макет для гусеничного движетеля.
Примерная установка гусениц .
Ходовая часть воплощенная в металл.
Прикидка к скутеру ходовой части.
Скутер сидит на раме.
Проверка ходовой части вездехода.
Ходовая часть работает отлично.
Легкий скутер на гусеницах.
Все было сделано очень просто и красиво, но не хватало ходовых качеств для вездехода. Двигатель был маломощным и скутер поворачивал только на ходу.
Для поворота на месте не хватало мощности двигателя.
Принято решение разобрать автосамоделку, собрать скутер обратно и продать, а на ходовую часть поставить двигатель большей мощности. Двигатель «Лебедев Моторс».
Макет стойки руля на вездеходе.
Установлен руль на каркас.
Танкетка «Клоп» бежит по двору гаража. видео

Обкатка ходовой части и всей трансмиссии проходит во дворе.
После обкатки установлен глушитель.
Приварены подставки для ног.
Рама над двигателем для посадки водителя.
Ходовая часть переделана ,чтобы не слетали гусеницы.
Ведущая звезда до переделки.
Ходовая часть до переделки.
После переделки добавлены два пластиковых блина на ось, что не дает гусенице соскакивать во время поворотов.
Ходовая часть.
Основание будущего сиденья для водителя и шаблоны крыльев.
Шаблоны точно повторяют все контуры.
Из листа алюминия по шаблонам вырезаны крылья и установлены.
Задняя часть тоже закрыта.
Крепление листов на шурупах.
Ящик под запчасти.
В нем же установлен аккумулятор.
Все лето проходила обкатка танкетки «Клоп». Здесь же вы увидете всех создателей этой танкетки.
После обкатки происходит разборка вездехода и пескоструйка всех металлических элементов перед грунтовкой и покраской. До пескоструя.
Устройство пескоструйное.
После пескоструя.
Грунтовка.
Грунтовка рамы.
Покрытие антигравием.
Покраска деталей автосамоделки в зеленый цвет.
Сборка агрегатов на покрашенную раму.
Гусеницы одеты.
Моменты сборки.
Сиденье обтянуто.
Осталось собрать переднюю часть.
Установка фар.
Установка буксировочного троса.
На видео все эти шаги показаны. видео.

Покраска фар.
Процесс сборки решетки радиатора.
Изготовление решетки на видео из ПВХ пластика.

Боевая раскраска танкетки «Клоп».
Фирменные шильдики.
Обязательное приспособление для вездехода.
«Клоп» готов к покорению вершин.
Дальнейшая экстремальная жизнь танкетки «Клоп».
Сведения и материалы собраны из разных источников.
Группа вконтакте. https://vk.com/ufojun
Страница на Фейсбуке. https://www.facebook.com/UfoJun
Все видео на Ютубе. https://www.youtube.com/channel/UCQgq8nfnImdCyNmT1BqkdyQ/videos
На сайте «Луноходов.Нет» http://lunohodov.net/forum/viewtopic.php?t=12042&postdays=0&postorder=asc&start=0
Дальнейшее строительство «Модель танка МС-1 (Т-18) в масштабе 1:1». https://usamodelkina.ru/6279-model-tanka-ms-1-t-18-v-masshtabe-11.html
Ждем от Акимова Георгия новых автосамоделок. Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .>танкетка

В Википедии есть страница «Танкетка (значения)».

танкетка I

В Викиданных есть лексема танкетка (L168656).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. танке́тка танке́тки
Р. танке́тки танке́ток
Д. танке́тке танке́ткам
В. танке́тку танке́тки
Тв. танке́ткой
танке́ткою
танке́тками
Пр. танке́тке танке́тках

тан-ке́т-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -танк-; суффикс: -етк; окончание: -а .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Танкетка

Значение

  1. истор. военн. лёгкая боевая одно- или двухместная бронированная машина на гусеничном ходу ◆ Патроны с пулей БЗ-39 и Б-32 могут с успехом применяться для уничтожения бронемашин и танкеток при толщине брони до 15 мм. // «Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 10», 1941-1945 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. бронемашина

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «танк-»

  • существительные: танк, танкодром, танкист, танкетка
  • прилагательные: танковый, бронетанковый, противотанковый, танкоопасный

Этимология

Происходит англ. tankette, далее от англ. tank «цистерна, резервуар», из индийск.; ср. гуджарати tankh, маратхи tanken, tanka «резервуар с водой»; вероятно, из санскр. tadaga-m «пруд». Англ. tank — с 1610-х, заимств. через португальск. В знач. «топливный бак» — с 1902 г.; в знач. «боевая бронированная машина» — с 1915 г., отчасти как кодовое обозначение: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что это партия цистерн.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      танкетка II

      В Викиданных есть лексема танкетка (L168657).

      падеж ед. ч. мн. ч.
      Им. танке́тка танке́тки
      Р. танке́тки танке́ток
      Д. танке́тке танке́ткам
      В. танке́тку танке́тки
      Тв. танке́ткой
      танке́ткою
      танке́тками
      Пр. танке́тке танке́тках

      тан-ке́т-ка

      Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

      Корень: -танк-; суффикс: -етк; окончание: -а .

      • МФА:

      Танкетка

  1. подошва, утолщающаяся от носка к пятке ◆ Только четвёртое место в нашем рейтинге занимают летние обновки ― женские босоножки на танкетке от французского дизайнера обуви Стефана Келиана, купленные за 500 долларов в Петровском Пассаже. «Дорогая моя столица» (1997) // «Столица», 27 мая 1997 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. только мн. лёгкая женская обувь на такой подошве ◆ Танкетки ― модная обувь тех лет ― изготовлялись частными сапожниками и стоили дорого. Эдуард Лимонов, «У нас была Великая Эпоха», 1987 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Известно, что туфли-танкетки и на платформе вошли в моду в уже воюющей Европе. В. В. Катанян, «Прикосновение к идолам», 1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  1. подошва
  2. обувь

Ближайшее родство

См. танкетка I.

    Список переводов

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Доброго времени суток дорогие танкисты! Нашей любимой игре World of Tanks исполняется 8 лет, а это значит, что пришло время подарков и сюрпризов. Примечательно, но подарки будет раздаривать Wargaming, и об одном презенте мы сейчас и поговорим.В честь знаменательной даты, всем игрокам полагается подарочный танк ЛТ 2-го уровня, Польша.Это TKS z n.k.m. 20 m – танкетка, на которой польский танкист Роман Орлик умудрился уничтожить 7 немецких танков. Машина премиумная, и чтобы заполучить её в ангар достаточно отыграть 1 бой на любой технике.

      Раздача танка начинается с10-го августа и закончится утром 13 августа. Итак, познакомимся с этой машиной более детально, чтобы разобраться, на сколько полезным будет данный презент.

      TKS z n.k.m. 20 m: тактико-технические характеристики

      Начнём наш TKS 20 гайд с того, что как подарок на 8 лет WoT, танк Польши выглядит не очень, впрочем, как и многие другие презенты, которые WG раздаёт бесплатно. Поэтому опытных игроков, предпочитающих поднимать КПД в песочнице, эта машинка вряд ли заинтересует.

      Новичкам польская танкетка поможет подзаработать немного серебра и опыта. Заметьте, что слово «немного» является ключевым: фармер из этого малыша весьма посредственный. В любом случае, танчик достаётся абсолютно бесплатно, поэтому при необходимости его можно продать, выручив чуть-чуть игровой валюты и освободив слот в ангаре. Можно оставить машину и для коллекции: еды и обслуживания она не просит.

      Однако, прекратим размышления и начнём наш обзор TKS 20. Итак, танкетка, в отличие от полноценного танка, является лёгкой и манёвренной машиной разведки, на которой полностью отсутствует броня и тяжёлое вооружение. Техника не подходит для продавливания направлений и прямых перестрелок с противником. Наш подарочный «поляк» полностью укладывается в эту концепцию.

      Итак, нам предлагают запас прочности в 160 единиц. Показатель не эталонный, но вполне приличный по меркам лёгких танков 2-го уровня. Аналогичное мнение можно высказать по поводу радиуса обзора, который составляет 290 метров: смотрится неплохо, но многие одноклассники видят дальше. Разгоняется танк до 45 км/час.

      20-миллиметрового пулемёта TKS z n.k.m. 20 m

      Вооружение у нас довольно неоднозначное. С одной стороны, высокой огневой мощи от 20-миллиметрового пулемёта TKS z n.k.m. 20 m ждать не приходится, с другой – это премиумная техника, доходность которой в том числе зависит от альфы и ДПМ.

      Для своего уровня, «поляк» имеет сравнительно неплохое пробитие: 43 мм позволяют комфортно расправляться с одноклассниками и некоторыми единицами высокоуровневой техники. При этом каждым удачным попаданием мы сможет сокращать запас прочности врага на 11 единиц.

      В кассете помещается 10 снарядов, перезаряжается танк 6.7 секунды. Основываясь на этих характеристиках, средний ДПМ составляет 780 единиц урона. Сводится орудие за 2 секунды, что с учётом скорострельности далеко не идеальный показатель.

      Разброс составляет 0.4 на 100, однако, этот параметр можно особо не рассматривать: пулемёты – это оружие ближнего боя, малопригодное для дистанционных перестрелок. Стабилизация установленного вооружения неожиданно хорошая, что заметно повышает эффективность ведения огня в движении.

      Броню танка TKS можно не рассматривать от слова совсем. Максимальная толщина бронелистов наблюдается в лобовой проекции башни – целых 10 мм, ситуацию немного спасает маска орудия, увеличивая это скромное значение в 2 раза.

      Борта и корма защищаются 8-ми миллиметровыми бронепластинами. В целом, пробивается танчик довольно комфортно, впрочем, как и большинство лёгких танков 2-го уровня. Пока неизвестно, насколько хорошо будет поджигаться новичок, но учитывая уровень его защищённости, можно предположить, что вероятность возгорания двигателя и крита боеукладки будет довольно высокой.

      Оборудование на TKS 20

      Сразу уточним, что модули лучше выбирать на своё усмотрение, руководствуясь собственной тактикой игры. Однако учитывая некоторые технические особенности данной машины, мы рекомендуем в первую очередь обратить внимание на такие модули:

      • Просветлёнка – для ЛТ важно играть от обзора, поэтому данный показатель нужно улучшать любыми способами.
      • Стабилизатор – точность вооружения явно нуждается в оптимизации;
      • Вентиляция – незначительный, но полезный бонус ко всем характеристикам.

      Орудийный досылатель на такие машины не устанавливается, но вы можете попробовать заменить последний модуль маскировочной сетью или противоосколочным подбоем. Первый вариант подойдёт лишь тем игрокам, которые предпочитают придерживаться засадной тактики либо работать в команде пассивным светом.

      Перки для экипажа на TKS 20

      Под картонной бронёй танкетки размещаются только командир и механик-водитель, что одновременно упрощает и усложняет изучение навыков экипажа. Мы рекомендуем начать с базиса и исследовать для танкистов перки ремонта, пожаротушения и маскировки. Потом открываем «Боевое братство», далее профильные умения.

      Не забываем загружать перед каждым боем ремку, аптечку и огнетушитель. Учитывая, что польский прем не имеет надёжной защиты, каждый удачный выстрел врага будет ломать внутренние модули либо негативно отражаться на здоровье немногочисленного экипажа.

      Как играть на TKS 20

      В целом, можно придерживаться типичной тактики ЛТ, особенно, если рандом забрасывает поляка в высокоуровневые бои. Здесь мы катаемся по центру карты (если позволяет ландшафт), подсвечиваем врага и получаем бонусы за нанесённый сокомандниками урон.

      Второй вариант: занимаем густые кустики на перспективном для атаки противника направлении и стоим пассивным светом. В обоих случаях, у машины имеется существенный недостаток: башня вращается не полностью. С учётом этой особенности, нельзя позволять врагу себя каруселить в ближних боях.

      Возможен ещё один вариант ведения боя на этой танкетке: стать машиной огневой поддержки. В этом случае, можно занять позицию на 2-й линии атаки, и помогать союзным тяжам, расправляться с врагом.

      При этом не стоит забывать, что TKS 20 остаётся лёгким и довольно манёвренным танком, способным быстро сместиться на другой фланг, атаковать противника с неожиданного ракурса, разряжая пулемётную ленту в уязвимые борта и корму.

      Краткие итоги по TKS 20

      Суммируем вышесказанное, сделав небольшой анализ сильных и слабых сторон машины. Начнём с положительных характеристик.

      Плюсы:

      • Комфортное бронепробитие;
      • Сравнительно неплохой обзор;
      • Компактный силуэт;
      • Высокая скорострельность.

      Минусы:

      • Слабая динамика разгона;
      • Ограниченные углы горизонтального наведения;
      • Не самый лучший на уровне ДПМ;
      • Полное отсутствие бронирования.

      В общих чертах, танчик получается чуть ниже среднего, поэтому ничем принципиально новым и интересным порадовать игроков не сможет. Однако не будем забывать, что речь идёт о премиумной машине, которая может помочь новичкам, только осваивающим игру приподняться в финансовом плане, в крайнем случае, получить халявный слот в ангаре.

      Напомним, что машина достаётся бесплатно всем игрокам без исключения, отыгравшим 1 бой на любой технике после 10-го августа. Дарёному «поляку» в ствол не заглядывают, тем более, что отказаться от подарка не получится при всём желании.