Су 34 самолет

Содержание

>Су-34

  • Боевое применение

Фронтовой бомбардировщик Су-34.

Вестник авиации и космонавтики №3/99

Разработка бомбардировщика (сначала классифицировавшегося как истребитель-бомбардировщик) Су-27ИБ, имевшего заводской шифр Т-10В, велась с начала 1980-х гг. под общим руководством М.П.Симонова. Главным конструктором самолета был назначен Р.Г.Мартиросов.

Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Однако в дальнейшем было принято решение о размещении экипажа рядом, что обещало повышение эффективности боевого применения и безопасности полета. Кроме того, такая компоновка позволяла избавиться от дублирования ряда приборов. Улучшалась и эргономика кабины экипажа, что делало возможным выполнять более длительные полеты.

Следующим шагом явилось применение крыла с новым наплывом, на котором разместилось переднее горизонтальное оперение. Было решено отказаться от регулируемого воздухозаборника, что обусловливалось спецификой боевого применения ударного самолета.

К 1990 году было в основном завершено проектирование новой машины и вскоре на опытном производстве машиностроительного завода им. П.О.Сухого начались работы по трансформации одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 (впоследствии известный как Су-34-1). На Новосибирском авиационном заводе им. В.П.Чкалова изготовили новую носовую секцию самолета, которую установили на модернизированный планер «спарки». Замене подверглись также воздухозаборники и мотогондолы.

Первый полет переоборудованного самолета состоялся 13 апреля 1991 года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.Иванов.

Одновременно с испытаниями первого опытного самолета на Новосибирском заводе им. В.П.Чкалова началась подготовка к серийному производству истребителя-бомбардировщика, получившему еще одно название — Су-34. В конце 1993 года завершилась сборка первого предсерийного самолета, и 18 декабря Су-34 с бортовым номером «43», пилотируемый летчиками-испытателями И.В.Вотинцевым и А.И.Гайворонским, впервые поднялся в воздух. 3 марта 1994 года он совершил беспосадочный перелет из Новосибирска в Подмосковье, на аэродром в Жуковском. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже. Она была вновь переименована и предстала перед парижанами как Су-32ФН (FN — Fighter Navy, т.е. истребитель морской). Англоязычная аббревиатура в названии самолета свидетельствовала о стремлении его создателей продвигать бомбардировщик на мировой рынок вооружений (после перекраски в новые, «морские» цвета самолет получил и новый бортовой тактический номер «45»).

фото Жиль Теофиль

Вестник авиации и космонавтики №3/99

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Аналогичную защиту получили и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 кг. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами ПВО.

Еще одним элементом, повышающим боевую живучесть, явилось наличие у штурмана-оператора второго управления. Продолжительный полет на Су-34 стал значительно более комфортабельным. Члены экипажа получили возможность вставать в кабине в полный рост, что позволяет им восстанавливать работоспособность затекших мышц, в кабине появился туалет и шкаф для подогрева пищи. Воздушная система на высоте до 10000 м поддерживает в кабине давление, соответствующее высоте 2400 м, благодаря чему экипаж совершает полет без кислородных масок. Имеется мощная система кондиционирования воздуха. Все это обеспечивает высокую работоспособность летчиков в длительном, продолжительностью до 10 ч полете, еще более повышая боевой потенциал Су-34.

Су-34 предназначен для уничтожения наземных (надводных), в том числе и малоразмерных, подвижных и стационарных объектов в тактической и оперативной глубине противника, а также воздушных целей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

В настоящее время Су-34 рассматривается как одна из наиболее приоритетных программ ВВС России. По мнению ряда специалистов, уровень БРЭО этой машины позволяет отнести ее к боевым самолетам пятого поколения.

Самолет имеет значительный потенциал дальнейшего развития. В настоящее время, помимо бомбардировочной модификации, ведутся работы по созданию новых вариантов Су-34, в частности самолета-разведчика и самолета РЭБ. В перспективе, после освоения Рыбинским заводом серийного производства ТРДДФ нового поколения — АЛ-41Ф — с максимальной тягой около 20000 кгс, оснащенного системой управления вектором тяги, которое ожидается в 2005 году; этот двигатель планируется установить и на Су-34.

Особенности конструкции

Планер Су-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42°. ПГО выполнено цельноповоротным. Стабилизатор — дифференциально отклоняемый. По сравнению с Су-27 практически без изменения сохранена форма консольных частей крыла и хвостового оперения, однако крыльевые наплывы продлены до имеющей эллипсовидное сечение носовой части фюзеляжа. Носовая часть удлинена для установки антенны БРЛС. Носовой обтекатель самолета имеет сплющенную форму с развитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри обтекателя размещается РЛС с малоразмерной антенной. Подфюзеляжных гребней не имеет.

Кабина двухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление — так же бронированное. Кабина оснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находится лётчик, справа — штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ с улучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включая стоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полёте можно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост. Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа. Шасси: На самолете применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колес на основных опорах, обеспечивающее самолету хорошую проходимость по плохо подготовленным аэродромам (а следовательно, и боевую «выживаемость», в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя, как это случилось, к примеру, в Ираке в 1991 г., и авиацию придётся рассредотачивать на полевых аэродромах). Передняя стойка шасси полурычажного типа усилена и оснащена двумя колесами. Основные опоры убираются по направлению полета в ниши центроплана с разворотом тележек. В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, «клавишного» типа.

Силовая установка и топливная система

Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Имеется ВСУ. Топливная система включает: три бака в фюзеляже, один — в центроплане и два — в консолях крыла (по другим данным — четыре бака увеличенного объема (три — в фюзеляже и центроплане и один — в консолях крыла); насосы подкачки и перекачки топлива; топливомерно-расходомерную аппаратуру. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 3000 л. Имеется система дозаправки топливом в полете методом «шланг — конус» (прием топлива может осуществляться с «танкеров» Ил-78 и Ил-78М, однотипного самолета Су-34, а также бомбардировщика Су-24М, оснащенных подвесным агрегатом УПАЗ). Убирающаяся топливоприемная штанга размещается в левом фюзеляжном наплыве в головной части фюзеляжа перед кабиной. Имеется две фары ночной заправки.

Бортовое оборудование и системы

Су-32ФН (бортовой «45») со снятым обтекателем БРЛС.

Вестник авиации и космонавтики весна/99

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку. Самолет оснащен комплексом БРЭО, обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса — раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолета при решении боевых задач. Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса за счет введения при необходимости новых информационных систем. Установленная на борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей — 200-250 км. Бомбардировщик оснащен также БРЛС заднего обзора, которая не только предупреждает экипаж об атаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух — воздух» в задней полусфере. Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счет использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы, совмещенной с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.

Вестник авиации и космонавтики №3/99

Центральная вычислительная управляющая система включает рабочее место штурмана-оператора, центральный компьютер и мультиплексную шину передачи данных. На рабочем месте штурмана-оператора установлены два многофункциональных цветных индикатора на ЭЛТ с панелью на жидких кристаллах. На дисплеях индицируется обработанная информация: от систем — буквенно-цифровая, от компьютера — в виде символов. Индикаторы позволяют микшировать изображения в режиме «большой картинки», когда на одном экране выдается одновременная информация от различных систем. Бортовая цифровая ЭВМ использует системамы «искусственного интеллекта» и «искусственной безопасности». Для морского варианта самолета (его экспортная модификация известна как Су-32ФН) применен комплекс радиоэлектронного оборудования, модернизированный для решения дополнительных задач и обеспечивающий ведение разведки, наблюдение за поверхностью моря, поиск подводных лодок, обнаружение мин и борьбу с надводными кораблями противника. При борьбе с подводными лодками (ПЛ) комплекс БРЭО может осуществлять поиск целей при получении предварительного целеуказания от других средств, в том числе космических. Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическом режиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяет реализовать несколько вариантов ее решения. Основными средствами обнаружения ПЛ на борту самолета Су-32ФН являются БРЛС в комплексе с радиогидроакустическими буями (РГАБ), а также датчик магнитных аномалий, размещенный в хвостовой балке. Самолет способен брать на борт до 72 РГАБ, в состав которых входит несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ и средства взрывного генерирования волн.

Вооружение

Вестник авиации и космонавтики №3/99

Встроенная пушка ГШ-301 (30-мм, 1800 выстрелов в минуту, боекомплект — 180 патронов). На 12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла) может размещаться до 8000 кг разнообразного вооружения. Комплекс ударного высокоточного вооружения обеспечивает поражение наземных (надводных) целей на дальности до 250 км. В его состав входят тактические крылатые ракеты Х-59М с телевизионным командным наведением (до трех КР), ракеты «воздух — поверхность» типа Х-29, Х-25М и С-25Л (до шести единиц), противокорабельные ракеты четырех типов с дальностью действия 250, 180 и 70 км, противорадиолокационные высокоскоростные ракеты типа Х-31 (до шести), до трех корректируемых авиационных бомб калибром 1500 кг или до шести калибром 500 кг, до четырех торпед. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с 70 радиогидроакустическими буями. «Неинтеллектуальное» оружие для поражения наземных целей аналогично вооружению самолета Су-27 и включает до шести блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также до шести ракет С-25, до семи контейнеров малогабаритных грузов КМГУ, до 16 ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100. Ракетное вооружение «воздух — воздух» в целом аналогично вооружению других самолетов семейства Су-27. Оно включает до восьми ракет средней дальности с активным радиолокационным самонаведением РВВ-АЕ, до шести ракет средней дальности типа Р-27 или УР малой дальности с ТГС Р-73. На концевых частях крыла могут размещаться два контейнера с системой РЭБ. Под крылом и фюзеляжем подвешиваются три ПТБ по 3000 л каждый. >Габариты Размах крыла 14,05 м; длина самолета (с ПВД) 23,34 м; высота самолета 6,36 м.

Массы и нагрузки, кг

Нормальная взлетная 42000, максимальная взлетная 44360, топлива во внутренних баках 12100, топлива с учетом ПТБ 19300, боевая нагрузка на внешних узлах подвески: нормальная 4000, максимальная 8000.

Лётные характеристики

Максимальная скорость — 1900 км/ч (М=1,8); максимальная скорость у земли — 1400 км/ч; практический потолок — 14000 м; боевой радиус действия (при скорости 900 км/ч): на малой высоте без ПТБ — 600 км, на малой высоте с ПТБ — 1130 км; перегоночная дальность с ПТБ — 4500 км; практическая дальность — 4000 км; практическая дальность с одной дозаправкой в воздухе — 7000 км; длина разбега — 1260 м; длина пробега — 1100 м (с тормозным парашютом — 950 м); максимальная эксплуатационная перегрузка — 7. >Ссылки

  • Су-34 — книга из авиационной серии Polygon.

Источники

  • Ильин В. «Фронтовой бомбардировщик Су-34». «Вестник авиации и космонавтики», 1999г, № 3.
  • Ильин В., Левин М. «Су-34. Фронтовой бомбардировщик». «Бомбардировщики». — М.: Виктория, АСТ, 1997.
  • Котлобовский А. «Су-34». «Послевоенные ударные самолёты». «Архив-Пресс», Киев, 1997.
  • Михеев А., Фомин А. «Су-34». «Авиационная серия Polygon», М.: Любимая книга, 1995.
  • «Энциклопедия вооружений Кирилла и Мефодия».

>Помогали

  • Oleg «Alec» Lazinkov (Сканирование)

Новости о Су-32/34

  • В Чечне завершаются боевые испытания нового самолета ударной истребительной авиации СУ-27 ИБ, не имеющего аналогов в мире. ИТАР-ТАСС, 22.01.2000

Су 34 относится к поколению самолётов 4++ и является фронтовым бомбардировщиком, способным наносить бомбовые удары в оперативном тылу противника в любых условиях погоды, днём и ночью с использованием преимущества малых высот, искать и уничтожать воздушные цели, а также бронетехнику и живую силу врага на поле боя.

История создания истребителя Су 34

В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Су 34 Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.

Су 34

По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.

Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик Су 34 показали на авиационной выставке во Франции.

Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году Су 34 в штате ВВС России.

Особенности самолёта Су 34

Самолёт собран по традиционной аэродинамической компоновке со среднерасположенным крылом трапециевидной формы с передним горизонтальным оперением типа «утка» и двухкилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Передняя часть корпуса машины напоминает клюв утки, из-за чего Су 34 получил среди пилотов прозвище «Утёнок». Силовая установка предоставлена двумя двигателями АЛ-31Ф-М1 и дополнительной вспомогательной установкой для запуска на необорудованных аэродромах.

Су 34 взлет

Конструктор позаботился о защите пилотов. Бронекапсула кабины, которая весит более полутора тонны, выполнена из 17-мм брони титановых сплавов. Вход осуществляется снизу через нишу основной стойки шасси. Защиту из брони имеют двигатели и основные агрегаты самолёта.

В кабине экипажа предусмотрены удобства для продолжительного полёта – зона отдыха, биотуалет, запас пищи и воды, микроволновая печь. Катапультные кресла оборудованы массажными устройствами. Индикация на лобовом стекле представляет информацию о полёте, которую видно даже не находясь в кресле пилота. Имеется прогулочное пространство, работает система кондиционирования и отопления, в кабине не нужны кислородные маски.

После модернизации предусмотрена установка двигателей АЛ-41Ф, которые могут в режиме «супекруз» поддерживать сверхзвуковую скорость Су 34 неограниченное время. Четыре топливных бака объёмом 12500 литров защищены от взрыва и пожара за счёт заполнения пенополиуретаном, не дающим образоваться горючей газовоздушной смеси.

Су 34 кабина

Радиолокационное, оптиколокационное и телевизионное прицельное оборудование разрешают поражать цели управляемыми ракетами на расстоянии до 2500 км, не заходя в зону действия ПВО противника.

Характеристики истребителя-бомбардировщика Су 34

  • Размах крыла – 14,7 м
  • Длина самолёта – 23,3 м
  • Площадь крыла – 62 м2
  • Максимальный взлётный вес – 45 т
  • Запас топлива в баках – 12100 кг
  • Полезная нагрузка – 8 т
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 12800 кгс
  • Наивысшая скорость у земли – 1400 км/ч
  • Наибольшее число М – 1,8
  • Практический потолок – 15 тыс.м
  • Дальность полёта на высоте – 4 тыс.км
  • Дальность полёта у земли – 1 тыс.км
  • Максимально допустимая перегрузка – 7
  • Экипаж – 2 чел

Что касается вооружения Су 34, в зависимости от дальности и цели полёта на 12 точках подвески можно разместить в пределах 8 тысяч килограмм:

  • Неуправляемые ракеты
  • Управляемые ракеты типа Х-25, «Москит», «Яхонт», «Альфа»
  • Управляемые ракеты Х-59М
  • Бомбы различных калибров
  • Корректируемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500
  • 8 ракет Р-27, 8 ракет Р-77, 6 ракет Р-73
  • Радиобуи разных типов

Су 34

Боевое применение самолёта Су 34

Впервые участие в боевых действиях Су 34 принял при «Пятидневной» войне против Грузии в 2008 году. Прикрывая действия ударной авиации, Су 34 разбил основную грузинскую РЛС невдалеке от деревни Шавшвеби под Гори.

В марте 2012 года фронтовой бомбардировщик Су 34 применялся для нанесения высокоточных ударов для уничтожения боевиков в Южной Осетии и Дагестане. Детали операции остаются неизвестными, а командование оценило действия фронтового бомбардировщика как удовлетворительные, подчеркнув, что в условиях лесистой и горной местности добиться лучшего невозможно.

На базу в провинции Латакия в сентябре 2015 года перелетели шесть Су 34 из России. Об их участии в боевых действиях стало известно из арабских СМИ, когда боевикам ИГИЛ удалось сбить один Су 34 из зенитной пушки при атаке на скопление боевиков. Самолёт упал, один пилот успел катапультироваться и попал в плен, судьба второго члена экипажа неизвестна.

Су 34 вид снизу

Интересные факты и случаи из эксплуатации

Факт небоевого применения Су 34. 18 апреля 2016 года пара Су 34 разбомбила ледяной затор на Северной Двине. Заходя на бомбометание по одному, они сбросили около 4 тонн бомб за два захода в районе Кобылинских перекатов, попав точно в нужное место.

В июне 1995 года перед вылетом на авиационный салон во Францию решили показать новый самолёт генеральному конструктору Су 34 Симонову М.П. После четвёртого разворота основное шасси не вышло, экипаж, поняв обстановку заложил вираж с большим креном и буквально вытолкнул основные стойки, после чего машину благополучно посадили на бетонную полосу. Можно понять чувство генерального конструктора, ведь спасли не только новый опытный самолёт, но и не сорвали показ его на французском авиационном салоне.

3 августа того же года лётчик-испытатель В. Петруша и штурман В. Ощепков, загрузив пять тонн бомб и ракет поднялись на высоту 15050 м, установив тем самым новый мировой рекорд, попутно подняв 5129 кг полезной нагрузки на 2000 м и превысив ещё одно достижение.

В этом же месяце 19 числа на МАКС-99 превышены ещё три мировых достижения, лётчик-испытатель И. Соловьёв и штурман-испытатель В. Шендрик для самолёта со взлётной массой до 45 т. достигли высоты 16150 метров с полезной нагрузкой 2,3 тонны, какую реактивный самолёт такого класса не достигал ещё никогда.

Су 34

Ещё один печальный факт, выполняя посадку на аэродроме Бутурлиновка, Су 34 4 июня 2015 года выкатился за пределы полосы и перевернулся, члены экипажа остались целы и невредимы.

На 23 февраля 2016 года в строю по охране воздушного пространства у российских ВКС России находятся 83 истребителя-бомбардировщика Су 34, производство которых налажено в НАПО им. В. Чкалова (город Новосибирск), в сборке задействованы 6 тысяч рабочих и инженеров.

Нанесение авиаудара бомбардировщиками Су-34 на учении «Центр-2015»

Фронтовой бомбардировщик Су-34. Летно-технические характеристики

Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение.

Затем для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика — летчика и штурмана-оператора — рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы «тандем». Для обеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.

Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Первый вылет опытной машины состоялся 13 апреля 1990 года. Подготовка к серийному производству нового истребителя-бомбардировщика была развернута на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Постройка первого самолета серийным заводом была завершена в конце осени 1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели подняли его в первый полет. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже.

Планер Су-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42 градуса.

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Защиту получили также и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 килограмм. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами противовоздушной обороны.

В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, «клавишного» типа.
На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры.

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации.

Экипаж – 2 человека;

Нормальная взлетная масса — 39 000 кг;

Максимальная взлетная масса — 45 100 кг;

Максимальный вес боевой нагрузки — 8 000 кг;

Длина самолета — 23,34 м;

Высота самолета — 6,36 м;

Размах крыла — 14,70 м;

Максимальная скорость полета:

у земли — 1 400 км/ч,

на высоте — 1 900 км/ч.

Практический потолок — 14 650 м;

Дальность полета, без дозаправки/ с дозаправкой — 4 500/ 7 000 км;

Количество точек подвески – 12.

Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30-мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты «воздух — воздух» четырех типов, управляемые ракеты «воздух — поверхность», авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

СУ-34 – многофункциональный «Утенок» с ракетами

Самолет Су-34 является уникальной по современным меркам машиной, совмещающей в себе черты штурмовика, истребителя и фронтового бомбардировщика. Машина может одинаково успешно вести борьбу с воздушными, наземными и надводными целями.

При этом Су-34 имеет системы дозаправки и комфортабельную кабину для пилотов, что позволяет находиться в воздухе длительное время.

История создания

Истребитель-бомбардировщик Су-34 (код НАТО Fullback) с расширенным функциональным предназначением создавался как преемник широко известного бомбардировщика и штурмовика Су-24. При создании новой машины учитывался фактор применения вероятным противником истребителей четвертого и переходного к пятому поколений.

Изначально конструкция разрабатывалась по схеме «продольный триплан», которая была хорошо изучена в КБ Сухого. При этом габариты самолета, по сравнению с предшественником Су-24, были увеличены, что позволило увеличить радиус действия и боевую нагрузку.

Новинкой стала приплюснутая форма носового обтекателя, позволившая реализовать компоновку кабины с параллельным расположением двух членов экипажа.

Из-за характерной формы передней части фюзеляжа самолет Су-34 получил прозвища «Утка» или, более распространенное – «Утенок».

Данная компоновка была позаимствована из незавершенного проекта учебного самолета для подготовки пилотов корабельной палубной авиации.

Разработка проекта под кодом Т-10В началась летом 1986 года под руководством генерального конструктора КБ М.П. Симонова, а уже весной 1990 года был выполнен первый полет прототипа перспективной машины. Для постройки прототипа использовался серийный экземпляр самолета Су-27УБ.

Дальнейшая доводка замедлилась из-за распада СССР и кризисной ситуации в Российской Федерации. Широкая публика увидела «Утку» в конце зимы 1992 года на выставке в Белоруссии.

Затем самолет демонстрировался на ежегодных выставках 1992 и 1993 годов в Жуковском. Первый международный показ Су-34 состоялся на авиасалоне в Ле-Бурже поздней весной 1995 года.

Последующие статические и летные испытания самолета заняли еще 9 лет, в ходе которых применялись шесть предсерийных образцов самолетов. Государственные испытания Су-34 начались через 20 лет после начала конструкторских работ и продлились почти пять лет.

Параллельно шло производство единичных серийных машин, которые приняли участие в конфликте в Южной Осетии. Официальное принятие истребителя-бомбардировщика Су-34 на вооружение ВВС РФ состоялось только в марте 2014 года.

В настоящее время идет планомерное наращивание объемов производства самолета, который должен к 2020 году полностью вытеснить из строевых частей Су-24.

По состоянию на осень 2017 года произведено и отгружено не менее 108 экземпляров бомбардировщика. На базе основной модели самолета Су-34 существует единственная модификация – Су-32, предназначенный для экспорта.

Планер и шасси

Планер фронтового бомбардировщика Су-34 имеет интегральную схему компоновки и построен по схеме продольного триплана. Крыло трапециевидной формы имеет угол по передней кромке равный 42 град.

Перед крылом установлено дополнительное горизонтальное оперение, которое может быть повернуто в широком диапазоне целиком. Силовые установки размещались в двух гондолах, установленных в центроплане самолета.

Входные воздушные каналы не имели регулировки, поскольку основным предназначением Су-34 было нанесение бомбовых и ракетных ударов при полете на небольших высотах. Носовой обтекатель фюзеляжа получил удлиненную форму, которая позволила поместить бортовой радар с антенной малых габаритов.

Для взлета и посадки самолета применяется шасси с носовой управляемой стойкой, оснащенной двумя колесами параллельного расположения и двумя основными опорами, размещенными на крыльях.

Ниши крыльевых стоек расположены в цетроплане, непосредственно за гондолами двигателей. При уборке стойка, оснащенная тандемной установкой двух колес, поворачивается вокруг оси.

Схема шасси разрабатывалась с учетом возможности применения самолета Су-34 с грунтовых аэродромов.

Для дополнительного торможения при посадке имеется двойной парашют, размещенный в контейнере на верхней части фюзеляжа. Перед выпуском куполов контейнер выдвигается из фюзеляжа Су-34.

Места для экипажа и управление

Два члена экипажа самолета Су-34 сидят радом друг с другом в герметичной кабине, оборудованной системой микроклимата с кондиционированием воздуха. Применение подачи кислорода в кабину позволяет выполнять полеты без масок вплоть до высоты 10000 м.

На левой стороне кабины располагается пилот самолета, рядом с ним – штурман, который одновременно является оператором. Параллельное размещение рабочих мест позволило улучшить взаимодействие экипажа и понизить утомляемость в ходе длительных боевых вылетов.

Для обеспечения защиты корпус кабины изготовлен методом сварки из титановых пластин с толщиной до 17 мм. Фонарь кабины выполнен из бронестекол различной толщины.

Доступ в кабину выполняется через нишу передней стойки шасси. Для этого в глубине ниши установлен откидной трап.

В случае возникновения нештатных ситуаций на борту самолета пилот и штурман могут воспользоваться катапультными креслами К-36ДМ.

Катапультирование возможно не только в полете, но и на стоянке или при рулежке самолета Су-34 по аэродрому.

В конструкции кресел имеется массажная система, улучшающая комфорт для членов экипажа в ходе длительных полетов.

В системе управления применяется цифровая установка, которая отслеживает текущие значения перегрузок и углов атаки. Основываясь на этих данных, система автоматически компенсирует колебания самолета при помощи рулей дополнительного переднего оперения.

При полете на малых высотах автоматически активируется система активной безопасности, которая не позволяет вывести самолет на опасные режимы полета. В конструкции управления самолета Су-34 используется навигационный комплекс, определяющий положение по спутникам. Дополнительно положение может уточняться по каналу радионавигации.

Двигатели

В качестве силовой установки на самолетах Су-34 применяются два турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с двухконтурной конструкцией. Такая схема позволила увеличить рабочие параметры двигателя и сократить удельный расход топлива.

В первом контуре двигателя на одном валу установлены две ступени компрессора и две турбины. Между компрессором и турбиной располагается камера сгорания.

Второй контур, представляет собой оболочку, построенную вокруг корпуса первого контура. При помощи осевого вентилятора в зазор между контурами нагнетается атмосферный воздух, который подается к форсажной камере, расположенной за турбиной первого контура.

В зависимости от модификации двигатели семейства АЛ-31Ф способны развивать тягу от 12800 до 14500 кгс. Предельная тяга достигается на режимах чрезвычайного форсирования и может удерживаться недолго.

Такой режим снижает ресурс двигателя и не рекомендован для частого применения.

На борту бомбардировщика Су-34 располагается автономная установка с приводом от небольшого газотурбинного двигателя. Эта система применяется для пуска основных двигателей при эксплуатации с полевых аэродромов.

Топливная система

Запас топлива на борту самолета Су-34 находится в нескольких топливных баках, расположенных в фюзеляже, цетроплане и консольных частях крыльев. Количество баков и их точное расположение отличается по данным из различных источников.

Все баки связаны между собой системой трубопроводов с перекачивающими насосами. Это позволяет равномерно вырабатывать топливо в ходе полета, сохраняя центровку самолета в заданных пределах.

Забор керосина в топливоподающую аппаратуру двигателей выполняется из специального расходного бака. Внутренняя поверхность всех баков покрыта протектором на основе пенополиуретановой смеси.

При пробитии бака Су-34 с такой защитой исключается формирование топливовоздушных смесей, которые могут привести к пожару на борту.

Для увеличения радиуса действия возможна установка сбрасываемых топливных баков на внешних подвесах. Максимальный объем подвесных емкостей до 3000 л.

Вторым способом увеличения дальности полета является система дозаправки в воздухе.

В роли заправщика могут выступать машины типа Ил-78 или другой самолет Су-34, оснащенный специальным подвесным агрегатом для дозаправки. Заправка может осуществляться в ночных условиях при помощи подсветки шланга двумя фарами, размещенными в носовой части.

В зализе крыла и фюзеляжа установлена одноствольная 30 мм пушка типа ГШ-301 имеющая боекомплект 180 выстрелов. Ящики боекомплекта расположены внутри бронированной кабины пилотов.

Основное вооружение бомбардировщика Су-34 располагается на 12 точках подвеса, установленных под фюзеляжем, гондолами двигателей и консольными частями крыльев. Общий вес нагрузки может достигать 8000 кг (до 12000 кг в перегруз при дальности полета 1000 км).

Предусмотрены несколько вариантов размещения ракетного вооружения на борту самолета Су-34:

  • 8 ракет типа Р-27, установленных на фюзеляже и консолях крыльев;
  • 8 ракет средней дальности типа Р-77, размещенных на консолях;
  • 6 ракет малой дальности типа Р-73, установленных на крыльях.

Высокая скорость и современное радиолокационное оборудование позволяют самолету Су-34 вести борьбу с любыми целями. Для нанесения точечных ударов по целям наземного и надводного базирования, находящимся на дистанциях до 250 км, применяются следующие комбинации вооружения самолетов:

  • До трех единиц тактического ракетного комплекс типа Х-59М, оборудованных системой телевизионного наведения;
  • 6 ракет «воздух-земля» типов Х-29, Х-25М или С-25Л;
  • До шести ракет, предназначенных для борьбы с кораблями противника (дальность действия от 70 до 250 км);
  • Шесть ракет модели Х-31, предназначенных для поражения радиолокационных станций;
  • Три управляемые авиабомбы, весом по 1500 кг каждая;
  • Шесть управляемых 500 кг бомб;
  • Четыре торпеды;
  • Для ведения разведки возможна подвеска контейнера, содержащего в себе 70 гидроакустических буев;
  • 16 фугасных бомб весом по 500 кг, или 36 по 250 кг, или 48 бомб по 100 кг.

Для обнаружения целей на Су-34 применяется головная радиолокационная станция, которая способна обнаружить крупные наземные цели на расстояниях не менее 200 км.

Дальность обнаружения воздушных целей составляет от 90 км (машина типа истребитель) до 250 км (крупный транспортный самолет). Радар позволяет вести одновременное наблюдение за 10 целями и ведение огня по четырем из них.

В задней части фюзеляжа Су-34 установлен второй радар, предупреждающий об атаке сзади и позволяющий осуществлять направленный пуск ракет в направлении задней полусферы. Дальность действия заднего радара невелика и не превышает 12…15 км.

Тактико-технические характеристики и боевое применение

Многофункциональность самолета Су-34 делает его уникальной машиной, не имеющей прямых аналогово в вооруженных силах других государств. Наиболее близким по назначению и тактико-техническим данным являются американский многоцелевой истребитель «Макдоннел-Дуглас» Ф-15Е и модернизированный российский Су-24М2.

Су-24М2 Су-34 Ф-15Е
Страна РФ РФ США
Допустимый взлетный вес, кг 39700 44360
Размах крыльев, мм 17640 14700 13050
Длина, мм 24590 22000 19430
Высота, мм 6190 5930 5630
Тяга двигателей, кг Два по 11250 Два по 14500 Два по 13250
Максимальная скорость на высоте, км/ч 1700 1900 2655
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч 1400 1400 1450
Дальность, км 4270 4500 4445
Радиус применения, км До 560 До 1130 1270
Потолок, м 1100 17000 20000
Эксплуатационная перегрузка 6,5 7 9

Первым опытом применения самолета Су-34 в боевых условиях стал конфликт 2008 года в Южной Осетии. Бомбардировщики ограниченно применялись для ведения борьбы с помощью наведения помех с радиолокационными установками Грузии.

Помимо этого был выполнен запуск, как минимум, одной ракеты, которая уничтожила радарную установку грузинской армии. В ходе боевых действий в Сирии несколько бомбардировщиков Су-34 применялись для нанесения ракетных и бомбовых ударов по позициям террористов.

Самолеты используются совместно с истребительным прикрытием, состоящим из машин Су-30 и Су-35.

Удары наносятся с помощью фугасных и управляемых авиабомб весом по 500 кг, а также ракет средней и малой дальности. По сведениям из арабских СМИ один Су-34 был сбит зенитным огнем.

Перспективы усовершенствования

Одним из перспективных направлений совершенствования Су-34 является установка более мощных силовых установок. Вместо АЛ-31Ф предполагается применение двигателей АЛ-41, которые способны развивать форсированную тягу до 20000 кг.

Другим направлением развития Су-34 является расширение вооружения и средств наведения. Для расширения возможностей бортового радиолокационного и оптического оборудования, возможна установка дополнительных модулей в подвесных контейнерах.

Данное оборудование разрабатывается более 10 лет в рамках проекта «Сыч». Не менее перспективными являются наработки в области нового ракетного вооружения. Одним из примеров может служить модернизированная ракета модели Х-59МК2, предназначенная для поражения наземных целей.

Интересные факты

Один из первых предсерийных экземпляров Су-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Сахалин с несколькими дозаправками в воздухе, чем была подтверждена возможность выполнения длительных перелетов на этом типе самолета.

Между креслами для размещения экипажа Су-34 выполнен проход, который может использоваться как место для сна и отдыха. За сидениями имеется свободное пространство, достаточное для размещения членов экипажа в полный рост.

При этом показания приборов выводятся на остекление фонаря, что позволяет вести наблюдение за ними, находясь в задней части кабины.

На всех фронтовых бомбардировщиках Су-34 имеется кухня, оснащенная сосудами для хранения запаса воды и пищи и микроволновой печью.

В задней части кабины размещен санузел. Су-34 изображен на сувенирной серебряной монете с номиналом один рубль, выпущенной Банком России в серии «Вооруженные силы РФ». Монета вышла ограниченным тиражом (5 тыс. шт.) в 2009 году.

Весной 2016 года пара Су-34 использовалась для уничтожения ледовых заторов на реке Северная Двина. Для разрушения льда применялись авиабомбы весом по 250 кг.

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Самолёт Су-34 — одна из самых знаменитых боевых машин российских ВВС / ВКС благодаря «боевому крещению» во время конфликта в Южной Осетии 2008 года и эффективному применению в продолжающейся военной операции в Сирии.

История разработки истребителя-бомбардировщика Су-34

Истребители-бомбардировщики (ИБ) представляют собой многофункциональные тактические машины, способные как истреблять авиацию противника, так и уничтожать (бомбить) наземные и надводные объекты на переднем крае и в оперативном тылу врага.

От штурмовиков ИБ отличаются высокоманевренностью, позволяющей принимать наступательный воздушный бой. Это свойство делает возможным использование машин для ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям во время вылетов без прикрытия «чистых» истребителей.

К тому же бомбардировщики применяют для массированных ударов по неподвижным целям и крупным объектам, в то время как поражение мобильных целей, например, разбросанной по большой территории военной техники, рациональнее поручать истребителям-бомбардировщикам.

В 1970-е годы в Советском Союзе был разработан самолет-истребитель четвертого поколения Су-27. Одновременно с первым полетом прототипа, состоявшимся в 1977 году, стартовало проектирование на его базе Су-27Ш («Ш» — «штурмовик»), но эту тему ОКБ Сухого впоследствии закрыло. А вот на создании новейшего двухместного истребителя-бомбардировщика настояло командование Военно-воздушных сил СССР, считавшее недопустимым отставание от ВВС США. Те, кстати, в 1978 официально объявили конкурс на тактический ИБ, и десять лет спустя получили на вооружение F-15E Strike Eagle.

В 1983 году тема Су-27ИБ пришла на смену Су-27Ш. Использовав наработки конца 70-х по штурмовику и учебно-боевой модификации Су-27УБ, конструкторы ОКБ Сухого оперативно передали в штаб ВВС технические предложения по новому самолету. Проект ИБ изначально имел важное отличие от указанных моделей — устройство кабины, где экипаж сидит не друг за другом, а рядом.

Подготовка техпредложений по ударному самолету затянулась на три года, и только в 1986 разработка машины под обозначением Т-10В началась официально.

Дальнейшие вехи истории Су-34:

  • 13 апреля 1990 — первый полет прототипа, именовавшегося Т-10В-1;
  • 1995 — презентация новинки под кодовым наименованием Су-32ФН на авиасалоне во французском Ле Бурже;
  • 12 октября 2006 — первый полет серийного ИБ, произведенного по оборонному госзаказу Новосибирским авиазаводом им. В.П. Чкалова (запустить изделие в серию ранее не позволили экономические проблемы, характерные для «лихих девяностых»);
  • 2006-2011 г.г. — испытания ИБ по утвержденной госпрограмме;
  • август 2008 — использование новых «сушек» (поколение 4++) в рамках операции на территории Южной Осетии по принуждению Грузии к миру;
  • 20 марта 2014 — принятие на вооружение ВВС России.

Примечательно, что во время операции в ЮО в боевых вылетах участвовали всего две машины, ограничиваясь прикрытием действий других самолетов с ведением РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Зато в Сирии Су-34, как заправские бомбардировщики бьют с воздуха по инфраструктурным объектам террористических группировок.

Производство Су-34 продолжается и в 2019 году, хотя авиазаводу уменьшили план по их выпуску. Зато вышедшая в мае новость о переносе производства этих ИБ из Новосибирска в Комсомольск-на-Амуре была опровергнута с уточнением, что на Комсомольском авиазаводе им. Ю.А. Гагарина готовятся строить истребители 5-го поколения Су-57.

Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, где производятся истребители-бомбардировщики Су-34

Описание конструкции самолёта

По типу конструкции истребитель-бомбардировщик Су-34 представляет собой двухдвигательный среднеплан, то есть машину с двумя моторами и монокрылом, расположенным на середине сечения фюзеляжа, что типично для тактических боевых самолётов.

Оперение судна — вертикальное двухкилевое. Шасси — трехопорное (по два колеса на передней стойке и двух задних).

Двигатели расположены в отсеках хвостовой части летательного аппарата.

Передняя часть самолета, где помещается кабина, приплюснутой формы, за что Су-34 ласково прозвали «Утёнком».

Истребитель-бомбардировщик реально похож на утёнка

Су-34 оборудуется двумя турбореактивно-форсажными двигателями АЛ-31Ф либо их вариациями. Тяга одного АЛ-31Ф составляет 13,3 тыс. кгс.

Модернизация ИБ предусматривает установку усовершенствованных двигателей АЛ-41Ф, характеризующихся тягой на форсаже до 14-14,5 тыс. кгс,в то же время поддерживающих сверхзвуковую скорость на крейсерском полете, что существенно снижает расход топлива по сравнению с реактивными самолетами, вынужденными для поддержания высокой скорости двигаться на форсажном режиме.

Оснащение Су-34 дополняется вспомогательной силовой установкой (ВСУ), играющей очень важную роль. Благодаря ей, пилот может запускать моторы автономно и взлетать с любых ровных площадок, а не только со специально оборудованных аэродромов. Это значительно увеличивает радиус боевого действия ИБ, позволяя задействовать их в качестве палубных самолетов.

Обеспечение машины топливом реализуется с помощью:

  • шести стационарных баков (3 в фюзеляже + 2 в консолях крыла + 1 в центроплане);
  • 3000-литровых сбрасываемых подвесных баков;
  • системы дозаправки в полете с самолетов-заправщиков.

Предусмотрена ночная заправка при свете двух специальных фар.

Самолет снабжен радиолокационной станцией Ш-141, поддерживающей:

  • одновременное сопровождение до десяти целей;
  • одновременное поражение четырех целей;
  • наведение ракет класса «воздух-воздух»;
  • определение координат цели для ракеты малой дальности Р-73.

Дальность фиксирования станцией различных целей приведена в таблице:

Цель Дальность максимальная, км
Крупная наземная (надводная) 250
Типовая наземная (надводная) 150
Мобильная «Потенциальный танк и гусеничная БМП» 75
Крупная воздушная «Транспортный самолет» 250
Малая воздушная «Истребитель» 90

Также РЛС поддерживает полёт на предельно малых высотах с автоматическим минованием возвышенностей благодаря специальной функции — TFR.

Конструкцией ИБ, точнее увеличенными габаритами хвостовой балки предусмотрено расположение в хвосте РЛС заднего обзора Н012. Однако эксперт в области авиации Николай Якубович пишет, будто вторая станция не входит в состав оборудования серийных Су-34, а в ее отсек помещают ВСУ. В то же время специалист допускает, что конструктора создадут новую вариацию ИБ, где задняя РЛС появится.

Благодаря многофункциональности, Су-34 можно применять не только по прямому назначению ИБ, но и в качестве разведчика.

В этом случае самолет оснащается специальным подвесом — универсальным контейнером разведки (УКР) «Сыч».

Этот УКР существует в трех вариациях под каждый вид разведывательных задач:

  1. Радиотехнический;
  2. Радиолокационный;
  3. Оптический.

В случае использования для разведывательных задач экипаж не берет на борт бомбы.

Корпус Су-34 изготавливается с использованием композиционных материалов, которые играют роль специальных радиопоглощающих покрытий. Они «гасят» радиолокационные волны, уменьшая видимость летательного аппарата для РЛС противника.

Этой же цели послужила продуманная геометрия несущей конструкции истребителя-бомбардировщика с исключением подфюзеляжных килей.

В ОКБ Сухого отмечают, что радиолокационная видимость ИБ при передвижении на малых высотах равна заметности крылатой ракеты.

Су-34 с контейнерами комплекса РЭБ Л-175В «Хибины» на консолях крыла и с контейнером групповой защиты самолетов под фюзеляжем

Возможности комплекса радиоэлектронной борьбы Су-34 достаточны для использования многофункциональной машины как самолета РЭБ, что показали события в Южной Осетии.

Комплекс включает:

  • приемники лучей РЛС;
  • модуль Л-175В «Хибины» либо Л005-С «Сорбция-С»;
  • различные ракеты для ударов по РЛС на дальностях до 160 либо (Х-31ПД) до 250 километров.

Су-34 снабжается прицельным комплексом, обнаруживающим и поражающим цели с помощью РЛС. В его состав входит оптическая система «Платан», с помощью которой наводятся на цель ракеты класса «воздух-земля» и авиабомбы с ГСН (головками самонаведения). В то же время комплекс чрезвычайно эффективен и при использовании неуправляемых авиабомб, оставшихся в российских арсеналах с советских времен. Применение таких боеприпасов в Сирии обеспечивает выполнение боевых задач при гораздо меньшей стоимости бомбардировок, чем при ударах управляемыми бомбами.

Су-34 в Латакии (Сирия), октябрь 2015 г., авиабаза «Хмеймим». Фото Минобороны РФ

Также машина может оснащаться модулем Damocles, разработанным совместно с французской компанией Thales Group, который открывает возможности для вооружения истребителя-бомбардировщика натовскими ракетами и авиабомбами.

Кабина защищена извне высокопрочной 17-милиметровой броней из сплошного титанового сплава. Остекление, разумеется, тоже бронированное.

Кресла экипажа К-36ДМ дают возможность безопасно катапультироваться при любой скорости и высоте летательного аппарата, а при необходимости — и с земли. Вход в кабину — через нижний люк, находящийся у передней стойки шасси.

Закат из кабины Су-34. Фото Минобороны РФ

Для комфорта экипажа служат следующие средства обеспечения жизнедеятельности:

  • мини-кухня с термосами и микроволновкой;
  • откидное спальное место (между креслами);
  • биотуалет;
  • обогреватель и кондиционер;
  • встроенные в сиденья электромассажеры;
  • пространство, в котором можно постоять, выпрямившись во весь рост;
  • кислородная система, позволяющая лететь на высоте до 10 км без кислородных масок;
  • система проецирования датчиков на лобовое стекло для отслеживания показателей аппаратуры вне кресла.

Перечисленные системы поддерживают хорошее физическое и эмоциональное состояние экипажа при максимально продолжительных полетах.

Автоматическая система пожаротушения — естественное для современных самолетов средство увеличения живучести. Кроме нее, конструктора создали дополнительные средства предотвращения возгорания и взрыва топливных баков, изолирующие содержимое баков от воздуха путем «капсулирования». Технология основана на заполнении пенополиуретаном с открытыми ячейками.

Тактико-технические характеристики

Присущие Су-34 характеристики делятся на тактико-технические и летные. Назовем основные из обеих категорий:

  • Длина аппарата — 23,3 м;
  • Размах крыла — 14,7 м;
  • Масса ИБ с экипажем и заряженной пушкой — 22,5 тыс. кг;
  • Предельная взлетная масса — 45 тыс. кг;
  • Max скорость на малых высотах — 1400 километров в час, на больших — 1900 км/ч;
  • Радиус действия — 1100 км с подвесными топливными баками, 1500 км без;
  • Предельная дальность боеприпасов — 260 км.

Су-34 в качестве бомбардировщика

Преимущества и недостатки

Достоинства Су-34:

  • высокая маневренность, позволяющая быстро менять позицию в атаке и уклоняться от атак противника;
  • способность нести большую боевую нагрузку;
  • большой радиус действия;
  • эффективность в обнаружении и, соответственно, в уничтожении бронетехники и других мобильных наземных целей;
  • разнообразие используемого вооружения, включая противокорабельное, противолодочное, противорадиолокационное;
  • низкая стоимость самолета, простота ремонта и обслуживания благодаря взаимозаменяемости ряда агрегатов с машинами семейства Су-27.

Су-34 превосходит вышеупомянутый F-15E Strike Eagle по взлетной массе, массе топлива, по радиусу действия, защищенности и комфорту экипажа, лишь незначительно уступая в максимальной скорости.

О недостатках истребителя-бомбардировщика известно, что в 2013 году Минобороны РФ официально заявило об их устранении.

Вооружение истребителя

Истребитель-бомбардировщик с вооружением

Минимальное вооружение Су-34 состоит из одной авиационной пушки ГШ-30-1 калибра 30 мм.

Одновременно конструкция ударного самолета включает двенадцать узлов подвески вооружения, применяющихся для крепления ракет, авиабомб, авиаторпед и других боеприпасов очень обширной номенклатуры.

Боевая нагрузка машины:

  • 12 тыс. кг — предельная, возможна только при боевом радиусе менее тысячи километров;
  • 4 тыс. кг — при максимальной загрузке топлива (с подвесными баками);
  • 8 тыс. кг — при прочих условиях.

Модификация Су-34

Су-32

Модификация «Утёнка» к настоящему времени известна всего одна — Су-32. Самолет разработан как экспортный вариант. Рассчитан на применение в качестве береговой авиации, то есть как противокорабельный и противолодочный тактический бомбардировщик.