Советский ледокол сканворд

Строительство первых советских арктических ледоколов


В начале тридцатых годов стало ясно, что масштабы развертывавшихся в Арктике исследовательских работ и количество проводимых транспортных судов, особенно в такие дальние районы Севморпути, как устье Лены и Колымы, требуют мощных ледоколов. Фактически таких ледоколов у нас в стране на тот момент было всего два — «Красин» и «Ермак», лишь они имели достаточно мощные трехвинтовые энергетические установки. После завершения Ленской экспедиции команда ледокола «Красин» поддержала развернувшуюся в то время средствами массовой информации пропаганду строительства мощного арктического ледокольного флота. Красинцы не только призывали начать постройку таких ледоколов, но и предлагали организовать широкую кампанию содействия строительству, начать сбор предложений по характеристикам ледоколов, принять шефство над строительством. Дальнейшие развития событий также проходили в духе того времени, когда в стране старались объединить государственное планирование и инициативу «снизу». Президиум ЦК профсоюза рабочих водного транспорта 9 декабря 1933 г. создал «Комиссию по массовому содействию строительству арктических ледоколов», а газета «Водный транспорт» начала печатать письма с пожеланиями, каким должен быть ледокол для Арктики, в том числе предложения таких известных арктических капитанов, как М. Я. Сорокин и Н. М. Николаев.
В декабре 1933 года «Красин» пришел в Ленинград, где предполагалось провести его ремонт для подготовки к навигации следующего года. Но события в Арктике в феврале 1934-го круто изменили эти планы. Почти у входа в Берингов пролив затонул ледокольный пароход «Челюскин», начались широкие спасательные операции по снятию с дрейфующих льдов его команды и экспедиционного состава. 14 февраля специальным решением правительственной комиссии под председательством В.В. Куйбышева «Красину» предписывалось срочно отправиться на Дальний Восток, для оказания помощи челюскинцам. В связи с этим ремонт ледокола и подготовка его к выходу из Ленинграда поручались Балтийскому и Кронштадтскому заводам. Рабочим этих предприятий удалось в месячный срок проделать огромную работу, и 23 марта ледокол вышел из Ленинграда, держа курс через Атлантику и Панамский канал на Дальний Восток.
По заданию Главсевморпути Судопроект приступил к разработке двух проектов ледоколов для Арктики: с паровой установкой индикаторной мощностью 10 тыс. л.с., или 7353 кВт (по прототипу «Красина»), и дизель-электрической — мощностью 12 тыс. л.с. (8824 кВт).
На стадии эскизного проектирования проекты обсуждались в июне 1934 года на специальном совещании в Совнаркоме. Хотя академик А.Н. Крылов и указывал на преждевременность постройки дизель-электрических ледоколов, совещание рекомендовало строить ледоколы по обоим проектам. Эту задачу правительство возложило на Наркомтяжпром. Однако в связи с большой программой судостроения и трудностями поставок комплектующего оборудования, от постройки ледоколов с дизель-электрическими установками пришлось впоследствии отказаться. Предусматривалось построить серию из четырех паровых ледоколов: по два на Балтийском и Черноморском заводах.

Решение правительства о строительстве этих судов не оставили без влияния и ученые, работавшие в области ледоколостроения. В журналах «Судостроение» и «Водный транспорт» начали публиковаться статьи А.Н. Крылова, Ю.А. Шиманского, Л.М. Ногида, И.В. Виноградова и др. Технический проект (главный конструктор К.К. Боханевич) выполнялся коллективом Судопроекта, рабочие чертежи создавались конструкторским бюро Балтийского завода; над ним работали такие опытные проектировщики, как В.Г. Чиликин, В. Ашик, А.С. Барсуков, В.И. Неганов, Л.В. Тагеев. Одновременно исследовались вопросы выбора предельной мощности и ее распределение по винтам, прочности гребных валов и винтов, использования переменного тока, выработки типовых корпусных конструкций, рекомендации по коэффициентам полноты, форме и обводам корпуса. Разрабатывалась креповая и дифферентная системы. Составлялся перечень вспомогательных механизмов, которые могла поставить отечественная промышленность, отрабатывались конструкции паро- и турбодинамо для электростанций. Рабочие же чертежи паровых машин мощностью 3300 л. с., для ускорения строительства, приобрели у английской фирмы «Армстронг», в свое время строившей «Ермак». Проекту был присвоен номер 51. Головной корабль, заложенный на Балтийском заводе, получил звучное имя «И. Сталин», впоследствии в 1958 году он был переименован в «Сибирь». Следующими кораблями серии были «В. Молотов» («Адмирал Макаров»), тоже ленинградской постройки, затем «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») и «А. Микоян» николаевской постройки.

В проекте ледоколов предусматривались следующие положения: увеличение автономности за счет уменьшения удельного расхода топлива в результате перегрева пара, подогрева питательной котельной воды; сохранение ледокольных свойств судна при полной осадке (с максимальными запасами топлива 3000 т) за счет изменения носовой оконечности («Красин» при полных запасах частично терял ледокольные способности); в некоторые корпусные конструкции вводились сварные узлы; вместо грузовых кранов с паровым приводом устанавливались электрические, для чего увеличивалась мощность судовой электростанции, предусматривалось турбодинамо, что являлось новшеством в ледоколостроении, водонепроницаемые переборки между машинными и котельными отделениями оборудовались клинкетными дверями с электроприводом, управлявшимся как с местного, так и с центрального постов (на «Красине» сообщение между отсеками осуществлялось через жилую палубу); значительное улучшение условий обитаемости команды: размещение в четырех-, двух- и одноместных каютах; создание лаборатории для научных работников на верхней палубе и т. д. Сложная форма корпуса, толстые листы обшивки, отдельные крупногабаритные детали, большое количество жилых и служебных помещений — все это создало значительные трудности при постройке ледоколов, заставив в весьма короткий срок значительно усовершенствовать организацию и технологию судостроительного производства.

Приведем основные проектные характеристики ледоколов пр. 51: длина 106,6, ширина 23,12, высота борта 11,64, осадка 7,9- 9,04 м, водоизмещение 11 тыс. т., скорость на чистой воде 15,5 уз, команда 142 чел., энергетическая установка состояла из девяти огнетрубных котлов оборотного типа (давление пара 15,5 кг/кв. см), работавших на угле, и трех паровых машин суммарной мощностью 10 тыс. л. с., частота вращения гребных валов 125 об/мин (три винта диаметром по 4100 мм имели шаг 4050 мм); электростанция с постоянным напряжением 220В состояла из двух турбогенераторов мощностью 100 кВт, пародинамо мощностью 25 кВт, аварийных дизель-генераторов 12 и 5 кВт. В состав грузовых устройств входили две лебедки общей грузоподъемностью 4 т, две стрелы суммарной грузоподъемностью 15 т; два грузовых электрокрана по 15 т и четыре крана по 3 т; предусматривались весьма мощные противопожарные и водоотливные средства.

Энергетическая установка ледокола значительно отличалась от установок транспортных судов, над которыми работало до того конструкторское бюро Балтийского завода. Три крупногабаритные машины, располагающиеся в двух машинных отделениях, значительное количество вспомогательных механизмов, четыре котельных отделения, сложная система трубопроводов — все это создавало трудности при размещении и компоновке. При этом стоит отметить, что достаточного опыта в проектировании энергетических установок ледоколов у наших конструкторов не было; кое-что приходилось делать на основе фактических данных по прототипу (так, например, выбирался диаметр, воздушных труб балластных, дифферентных и креновых цистерн). Не сразу решился и вопрос о дымовых трубах: балтийцы задумали сделать их прямыми, как у «Ермака», но конструкторы Черноморского завода, получив чертежи из Ленинграда, придали трубам наклон как у «Красина». Позднее моряки безошибочно по трубам различали ледоколы постройки Балтийского и Черноморского заводов.

К лету 1935 года, постройка развернулась широким фронтом на обоих предприятиях: шла плазовая разбивка корпуса, подготавливались листы киля, днища, шаблоны, изготавливалась технологическая оснастка и приспособления, на склады начал поступать листовой и сортовой металл. 23 октября того же года состоялась официальная закладка обоих судов на Балтийском заводе (главный строитель Г.А. Куиш), а месяц спустя — первого ледокола на Черноморском. В Ленинграде на торжествах закладки присутствовали начальник Главсевморпути О.Ю. Шмидт, Н.И. Подвойский, профессор Р. Л. Самойлович. В кили ледоколов заложили серебряные закладные планки с выгравированными на них гербом СССР и лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», датой закладки и текстами о вкладе, который внесут эти ледоколы в дело освоения Арктики.
Для черноморцев постройка ледоколов оказалась особенно трудной, так как до этого они строили танкеры-теплоходы, освоив в деталях монтаж, доводку и испытания дизелей. Навыки же изготовления, сборки и монтажа паровых машин, паровых вспомогательных механизмов и огнетрубных котлов были в значительной мере утрачены. Испытывали трудности и корпусники, которым пришлось иметь дело с толстыми листами, подгонять и клепать двойную обшивку общей толщиной до 42 мм. Жесткие требования предъявлялись к испытаниям отсеков на водонепроницаемость. Перебои с поставками листового материала сказались на сроках строительства. При плановой 25%-ной технической готовности на 1 января 1936 года, фактическая составила лишь 10%. У балтийцев дела с самого начала шли лучше, так как они имели опыт ремонта ледоколов, помогавший им в ледоколостроении. Но им тоже пришлось столкнуться с большими трудностями при выполнении стапельных работ; причина заключалась в сложных обводах и конфигурации штевней, усиленном наборе в носовой части. Сборка корпуса производилась по старинке (не секционным методом), поэтому много труда тратилось на изготовление шаблонов и каркасов, «горячую» подгонку листов и набора. Особенно трудоемкими оказались согласование листов корпуса с ахтерштевнем и форштевнем, а также работы по выкружкам валов. Большую сложность представлял монтаж двойной обшивки, которая в связи с отсутствием одного листа нужной толщины выполнялась по всему ледовому поясу из двух листов. Подгонку листов сложной конфигурации толщиной 20-22 мм «один в один» без зазора, поистине можно назвать ювелирной работой. Для заполнения возможных пустот между листами двойной обшивки применяли спринцевание суриком.


Процесс изготовления и монтажа главных паровых машин также сопровождался немалыми трудностями. На стендовых испытаниях в Ленинграде главная машина развила индикаторную мощность 4000 л. с. На основе опыта, накопленного балтийцами, на Черноморском заводе удалось машины после сборки сразу же монтировать на судне.
Николаевцы 29 апреля 1937 года спустили первый ледокол на воду, ленинградцы — в августе того же года. При спуске применялось торможение цепными драгами, а также парафиновая насалка, предложенная известным специалистом по спуску судов Д.Н. Загайкевичем.
На первом черноморском ледоколе, впоследствии получившем название «Лазарь Каганович», начался завершающий этап достройки. Заранее и тщательно подобранный экипаж (капитан — известный полярный моряк Н.М. Николаев, старший помощник — А.И. Ветров) принимал активное участие в подготовке механизмов к сдаче, в швартовных и ресурсных испытаниях. Морякам требовалось лучше изучить технику, так как сразу же после приемки судна им предстояло совершить переход из Черного моря на Дальний Восток, через Суэцкий канал и Индийский океан. Опыт эксплуатации ледокола «Красин» позволил внести ряд новшеств по контролю и облегчению управления машинно-котельной установкой. У пульта управления бортовых машин был оборудован центральный пост механика с контрольно-измерительными приборами от всех машин, а также центральный пульт контроля температуры отходящих газов котлов, что позволило выравнивать их нагрузку.

В августе—сентябре 1938 года у Херсонеса и мыса Фиолент проводились ходовые испытания ледокола, построенного в Николаеве. При осадке 7,9 м и полных оборотах машин, длительная мощность составила 9506 л. с. (6990 кВт), а скорость — 15,58 уз. Удельный расход топлива колебался от 0,97 до 1,85 кг/л. с. (1,32-2,5 кг/кВт). В расчете котельной установки выявилась переоценка проектантами качества применявшегося на флоте в те годы угля. Пар в котлах было «трудно держать», напряжение колосниковой решетки, для получения необходимого количества пара, оказалось чрезмерным.
После обстоятельной ревизии механизмов, в конце декабря 1938 года, состоялся контрольный выход первого ледокола черноморских корабелов. 11 января 1939 года. Правительственная комиссия под председательством известного полярника Э.Т. Кренкеля начала приемку судна. 3 февраля 1939 года был подписан приемный акт, и началась подготовка к выходу «Лазаря Кагановича» на Дальний Восток. Переход в десятки тысяч миль, сразу же после сдачи, оказался тяжелым испытанием, однако и судно и команда с успехом выдержали его. В марте «Лазарь Каганович» начал напряженную работу в Дальневосточных водах: вывел из ледяных заторов в проливе Лаперуза пароход «Туркмен», в апреле впервые открыл столь раннюю навигацию в Охотском море, в июне вышел в арктическую навигацию как флагманский ледокол восточного сектора Северного морского пути. Приход на Дальний Восток мощного отечественного арктического ледокола явился решающим фактором в выполнении значительно возросших планов завоза арктических грузов по всей трассе восточного сектора и обеспечения проводки большого количества транспортных судов во льдах.


В сентябре 1939 года в порту Певек произошла встреча построенного Балтийским заводом ледокола «И. Сталин» с ледоколом «Лазарь Каганович», построенным Черноморским заводом. Итоги безаварийного перехода южным путем во Владивосток и дальнейшая работа свидетельствовали о высокой надежности оборудования и корпуса, построенного в Николаеве ледокола. При подведении итогов арктической навигации 1939 году, его экипаж удостоился высокой оценки руководства Севморпути.
В 1941 году вошли в строй остальные ледоколы: николаевцы сдали ледокол «Анастас Микоян», а ленинградцы — «В. Молотов». Последний, после ряда проводок судов в Кронштадт, оставался в блокированном Ленинграде, а «Анастас Микоян» под командованием тов. Сергеева в декабре 1941 г. вышел из порта Поти и, в условиях военного времени, совершил героический рейс через Босфор, Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан, вокруг мысов Доброй Надежды и Горн, через Тихий океан; прибыв в середине августа в бухту Провидения, он начал ледовые проводки в восточном секторе Арктики. В годы Великой Отечественной войны подтвердилось огромное значение Северного морского пути как жизненно важной транспортной магистрали нашей страны. Трудно представить развитие событий на Севере, если бы к началу войны наш арктический ледокольный флот не пополнился четырьмя мощными ледоколами.

Постройка и сдача в эксплуатацию таких сложных по конструкции и технологии изготовления, насыщенных техническими средствами объектов, как арктические ледоколы, явились крупным успехом отечественной судостроительной промышленности предвоенных лет. А спустя 20 лет после начала строительства паровых ледоколов, в полной мере использовав накопленный при их строительстве и эксплуатации опыт, был спущен на воду атомный ледокол «Ленин» — первенец мирового атомного ледоколостроения.

Андриенко В. Портовые и рейдовые ледоколы России // Судостроение. 2002. № 2. С. 72-77.
Каштелян В., Рывлин А., Фаддеев О., Ягодкин В. Ледоколы. Л. Судостроение, 1972. С. 10-13.
Евсеев Л. Первые советские ледоколы // Техника — молодёжи. 1976. №8. С. 48-49.
Стефанович А. Первые арктические ледоколы советской постройки // Судостроени. 1989. №1. С.55-57.
Боечин И. Великолепная четверка // Техника — молодёжи. 1995. №5. С. 26-27.
Широкорад А. Битва за Русскую Арктику XVI-XXI вв. М.: Вече, 2008. С.237-241.
Белкин С. Сокрушающие лед. М.: Знание, 1983. С. 107-119.

Арктика (ледокол, 2016)

Не следует путать с одноимённым ледоколом проекта 10520. У этого термина существуют и другие значения, см. Арктика (значения).

«Арктика»


26 сентября 2017 года.

Флаг

Россия

Класс и тип судна

ЛК-60Я

Номер ИМО

Организация

Российская Федерация

Оператор

ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»

Изготовитель

Балтийский завод, Санкт-Петербург

Строительство начато

05 ноября 2013 года

Спущен на воду

16 июня 2016 года

Введён в эксплуатацию

май 2020 года

Статус

Проходит заводские ходовые испытания

Основные характеристики

Водоизмещение

33 540 т

Длина

173,3 м (160 м по КВЛ)

Ширина

34 м (33 м по КВЛ)

Высота

15,2 м

Осадка

10,5 м / 8,55 м

Двигатели

2 реактора РИТМ 200

Мощность

60 МВт (на валах)

Движитель

3 гребных винта

Скорость хода

22 узла по чистой воде

Автономность плавания

7 лет (перезагрузка топлива)
6 месяцев (по провизии)

Экипаж

74 человека

А́томный ледоко́л «Арктика» — российский атомный ледокол типа ЛК-60Я (проект 22220). Является головным кораблём этого проекта.

Строительство

Ледокол заложен 5 ноября 2013 года. Спущен на воду 16 июня 2016 года.

Реакторы установлены осенью 2016 года. На конец августа 2019 года ледокол готов на 87,7%.

Срок сдачи головного ледокола был запланирован на декабрь 2017 года, но не был выдержан, так как ОАО «Кировский завод» не смогло поставить в 2015 году турбогенераторы, как это предполагалось контрактом. Задержка связывается с тем, что сперва Харьковский турбинный завод не смог выполнить контрактные обязательства в связи с украинским кризисом 2014 года, а впоследствии Крыловский ГНЦ задержал поставку генераторов заводу «Киров-Энергомаш» (дочернее предприятие «Кировского завода»). Также указывается, что это первые подобные установки за последние 25 лет, изготавливаемые заводом, в связи с чем понадобились масштабные модернизации производства. Оба турбогенератора были поставлены в сентябре 2017 и апреле 2018 года соответственно.

17 марта 2017 года «Балтийский завод — судостроение» (входит в ОСК), подрядчик строительства ледокола «Арктика», совместно с «Росатомом» (заказчик) направили в правительство Российской Федерации — России обращение о необходимости переноса сроков сдачи ледокола на полтора года. 12 июля 2017 года новым сроком ввода в строй ледокола объявлен был 2019 год. 28 мая 2019 г. ОСК сообщила о планируемой передаче ледокола «Арктика» заказчику в 2020 г.

19 июня 2018 года в репортаже Росатома с Балтийского завода о строительстве ледоколов типа ЛК-60Я было заявлено, что судно готово на 60%.

16 мая 2019 года стартовала первая загрузка атомного топлива в ядерную установку ледокола.

4 октября 2019 года на ледоколе были запущены реакторы. 12 декабря 2019 года вышел на ходовые испытания.

Конструкция

Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,8—2,9 метра с устойчивой скоростью.

Является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой — работать в руслах рек, тем самым замещая собой сразу два ледокола: классов «Арктика» и «Таймыр» соответственно.

Двигатель

Ледокол оборудован двумя ядерными энергетическими установками с реакторами РИТМ 200, тепловой мощностью по 175 МВт каждый. Пар от реакторов приводит в действие два паровых турбогенератора мощностью по 36 МВт. Три гребных винта фиксированного шага приводятся в действие электромоторами.

Другая информация

20 июня 2016 года крестной матерью ледокола «Арктика» стала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая разбила бутылку шампанского о борт судна. Это произошло во время спуска ледокола на воду.

Примечания

  1. 1 2 Названы суда, которые в 2016 году спустят на воду верфи Санкт-Петербурга
  2. Ледокол «Арктика» для Ямала спустят на воду в мае
  3. Россия спустит на воду ледокол, который не имеет аналогов в мире 09 января 2016
  4. Самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика» спущен на воду в Петербурге
  5. Первый ПГБ РИТМ-200 погружен на ледокол «Арктика»
  6. В ритме Севера. На самом мощном в мире атомном ледоколе установлен атомный реактор
  7. Росатом Госкорпорация «Росатом» ядерные технологии атомная энергетика АЭС ядерная медицина. www.rosatom.ru. Дата обращения 23 августа 2019.
  8. 1 2 «Кировский завод» изготовит для атомного ледокола турбогенераторы
  9. В России строятся сразу 4 новейших атомных ледокола
  10. На турбинном заводе объяснили перенос сроков сдачи «Арктики»
  11. 1 2 Анастасия Веденеева. Как подрядчики ледокола «Арктика» объясняют срыв сроков сдачи, Коммерсантъ (12 июня 2017).
  12. Кировский завод потратит 400 млн рублей на модернизацию производства судовых паротурбинных установок
  13. В Петербурге запущен испытательный стенд для сверхмощных судовых турбин
  14. Кировский завод завершил поставку паротурбинной установки для ледокола «Арктика»
  15. ОСК просит перенести сроки сдачи ледокола «Арктика» на полтора года
  16. «Арктика» легла в дрейф
  17. Екатерина Фомичева. Петербургский судостроитель получил новый многомиллиардный заказ, РБК (28 мая 2019).
  18. Росатом. Самый большой атомный ледокол (19 июня 2018). Дата обращения 8 июля 2018.
  19. На ледоколе «Арктика» начали загрузку ядерного топлива. РИА Новости (20190516T1647+0300Z). Дата обращения 19 мая 2019.
  20. На самом мощном в мире российском атомном ледоколе запустили реакторы. РИА Новости (20191004T0402+0300Z). Дата обращения 4 октября 2019.
  21. Самый мощный в мире ледокол «Арктика» вышел на ходовые испытания. РИА Новости (20191004T0402+0300Z). Дата обращения 12 декабря 2019.
  22. Атомный ледокол «Арктика» спустили на воду. Дата обращения 19 мая 2019.

Ссылки

  • ЛЁД ТРОНУЛСЯ. ТАСС. Дата обращения 18 июня 2016.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить иллюстрации.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Класс «Ленин»

Класс «Арктика»

Арктика † — Сибирь † — Россия † — Советский Союз † — Ямал — 50 лет Победы

Класс «Таймыр»

Таймыр — Вайгач

Класс «Севморпуть»

Класс «ЛК-60Я»

Арктика — Сибирь — Урал

Класс «ЛК-110Я»

Арктика (тип атомных ледоколов)

Тип «Арктика»

проект 10520


Головное судно серии ледокол «Арктика»

Проект

Страна

  • СССР
    Россия

Операторы

Основные характеристики

Водоизмещение

23 тыс. тонн

Длина

148 м

Ширина

30 м

Высота

17,2 м

Осадка

11,0 м

Двигатели

2 aтомных реактора по 171 МВт

Мощность

55 МВт

Скорость хода

18 узлов («Арктика»), 20 узлов (все последующие)

Автономность плавания

7 месяцев

Экипаж

138 человек

Медиафайлы на Викискладе

Ледоколы типа «Арктика» (проекты 10520, 10521) — это самый массовый проект атомных ледоколов: к ним относятся шесть построенных в СССР и России атомных ледоколов из десяти. Первый из них, «Арктика», был первым судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Главными задачами этих ледоколов является обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику.

В проекте заложена возможность конверсии ледокола во вспомогательный крейсер. Как минимум для двух из них («Россия» и «Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.

Ледоколы проекта

По проекту было построено шесть ледоколов, три из них, по состоянию на конец 2013 года, находятся в эксплуатации.

Название Спущен на воду Выведен из эксплуатации Примечание
«Арктика» 26 декабря 1972 Август 2008 года, в отстое с 2011 года Ведется утилизация
«Сибирь» 28 декабря 1977 1992 года (из-за аварии), в отстое с 1993 года Ведется утилизация
«Россия» 2 ноября 1983 Июнь 2013 года, в отстое с 2013 года По планам, утилизация состоится после 2015 года.
«Советский Союз» 31 октября 1986 В отстое с 2010 года Планируется к утилизации.
«Ямал» 4 октября 1989 В эксплуатации
«50 лет Победы» 29 декабря 1993 В эксплуатации Введён в строй 23 марта 2007 года.

Первым советским атомным ледоколом стал ледокол «Ленин», который был спущен на воду в 1957 году. При его создании был отработан ряд конструктивных решений, которые легли в основу создания ледокола проекта 10520.

При проектировании и строительстве головного ледокола советскими корабелами было найдено решение ряда серьёзных проблемных вопросов. Был создан тип ледокола, на тот момент не имевшего аналогов в мировом ледоколостроении.

При строительстве и во время эксплуатации ледоколов этого типа было задействовано свыше 350 советских предприятий, включая:

  • ОКБМ имени И. И. Африкантова — разработка ядерного реактора ОК-900А (англ.)русск.;
  • ПО «Маяк» — переработка ядерного топлива;
  • ЦКБ «Айсберг»;
  • НИИ атомной энергии имени Курчатова.

Характеристики ледоколов

Наибольшая длина ледоколов — 148 метров, длина по конструктивной ватерлинии — 136 метров.
Ширина ледокола, соответственно, 30 и 28 метров.
Ледоколы «Арктика» имеют четыре палубы и две платформы, судно имеют развитую пятиярусную надстройку.
Особенностью атомного ледокола для работы в высоких широтах является возможность перемещения между любыми помещениями судна без выхода на открытую палубу.

Для размещения экипажа на судне есть 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные.
Для удобства экипажа устроены традиционная кают-компания, столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская.

Важным моментом является медицинское обеспечение судна, для этого на ледоколе устроен специальный медицинский блок. Он включает в себя амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет.

Корпус ледокола был выполнен из высокопрочной стали, в местах воздействия пиковых ледовых нагрузок устроен ледовый пояс, пущены дополнительные шпангоуты.

Всю энергию судно получает от атомной паропроизводящей установки, расположенной в средней части ледокола. Эта установка состоит из двух отдельных установок с ядерными реакторами водо-водяного типа ОК-900А (англ.)русск., которые находятся в специальном отсеке.
При работе установки нахождение персонала в отсеке не требуется, для этого созданы системы, которые обеспечивают полный технологический контроль за работой АППУ.

При разработке судна одним из ключевых вопросов было обеспечение безопасности всего личного состава судна. Для решения этих вопросов был разработан комплекс конструктивных решений и технических средств контроля. Эти инструменты постоянно модернизируются и приводятся в соответствие с современными нормами.
Разработчики ледокола сконцентрировались на важнейших вопросах, связанных с безопасностью:

  • раннее обнаружение микропротечек теплоносителя ядерной энергоустановки;
  • контроль рабочего состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя;
  • состояние металла корпуса реактора.

Для этих целей были применены все наиболее современные способы: использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы контроля, применялись проникающие краски, магнитные порошки и другие материалы для определения дефектов.

На момент создания ледоколов серии «Арктика» они являлись самыми мощными атомными ледоколами в мире.
Паротурбинная установка состоит из двух отдельных турбогенераторов мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый. Эта энергия преобразуется пятью турбогенераторами мощностью по 2000 кВт каждый. Резервным источником электроэнергии является дизель-генератор мощностью 1000 кВт и два аварийных дизельных генератора мощностью по 200 кВт.

Основная часть этой энергии расходуется на перемещение судна. Движителем судна являются три четырёхлопастных гребных винта фиксированного шага.

Развитие проекта

Несмотря на то, что поведение судна во льдах в 1974—1977 годах было предсказуемым и успешным, в поход на Северный полюс была направлена группа специалистов. Они изучали взаимодействие корпуса судна со льдом, работу винтов, изменение работы навигационных приборов в связи с постоянными рывками от дробления льда и другие моменты в поведении судна. Результаты этих исследований были использованы при строительстве следующих ледоколов серии, в частности удалось увеличить скорость ледоколов серии с 18 до 20 узлов.

Проект «Арктика» планируется заменить на серию атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я. Балтийский завод в конце 2012 года начал постройку головного корабля серии.

  1. По материалам сюжета программы «Вход воспрещён» телеканала «Звезда», эфир от 1 марта 2010 г.
  2. Экскурсия корреспондента BBC по ледоколу «Советский Союз»
  3. Атомный ледокол «Советский Союз» будет утилизирован
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Интервью К. Н. Чубакова. Ледокол «Арктика». Первый рейс // http://xroniki-nauki.ru/.
  5. Буклет «ОКБМ Африкантов» (недоступная ссылка)
  6. Севморпуть VS Суэцкий канал: мечты и реальность. Архивировано 20 января 2013 года.

  • Атомный ледокол «Арктика»

Фотогалереи и базы данных по приписке

  • Список ледоколов проекта 10520, типа Арктика.
  • Список ледоколов проекта 10521, типа Россия.

Класс «Ленин»

Класс «Арктика»

Арктика † — Сибирь † — Россия † — Советский Союз † — Ямал — 50 лет Победы

Класс «Таймыр»

Таймыр — Вайгач

Класс «Севморпуть»

Класс «ЛК-60Я»

Арктика — Сибирь — Урал

Класс «ЛК-110Я»