Шабалин а о

Александр Шабалин — дракон советского флота

История отечественного флота знает немало достойных морских офицеров, которые навсегда оставили в ней свой след. Одним из таких офицеров является Александр Шабалин — контр-адмирал советского флота, участник советско-финской войны и Великой Отечественной войны, дважды представленный к званию Героя Советского Союза, причем в течение одного года. В годы войны он был командиром обыкновенного торпедного катера ТКА-12. За годы Великой Отечественной войны Александр Шабалин потопил 32 боевых корабля и транспорта противника. Таких достижений в мире просто не было.
Александр Осипович Шабалин — потомственный северянин. Он родился 4 ноября 1914 года в небольшой деревне Юдмозеро в Онежском районе Архангельской области в простой крестьянской семье. Уже в 17-летнем возрасте он покинул родной дом и отправился в Мурманск, где поступил на рыболовный траулер «Краб» юнгой. На протяжении нескольких лет ходил на кораблях Мурманского тралового флота, был матросом, учился и стал штурманом траулера. В 1936 году Александра призвали в армию, естественно, на службу в Военно-морской флот.
Служить Александр Шабалин начал на Балтийском море в учебном отряде, в команде торпедных катеров. Это были довольно необычные и интересные корабли. Небольшие, покрашенные серой краской, оснащенные моторами, начиненные взрывчатой силой. Достаточно быстро Шабалин стал боцманом торпедного катера, что помогло ему изучить устройство судна до последнего винтика. Уже через 2 года службы он стал командиром торпедного катера. Он сумел получить офицерское звание, несмотря на такой недостаток как отсутствие «официального» образования. Стоит отметить, что в те годы практика ценилась не меньше, а иногда и гораздо больше, чем теория. Военное образование Шабалину предстоит получать уже после завершения Великой Отечественной войны.
К началу войны в составе Северного флота торпедные катера не числились, только 1 августа 1941 года из Ленинграда в Мурманск по железной дороге было переброшено 5 принятых с завода катеров. После проведения курса боевой подготовки и серии испытаний корабли начали выходить в море для ведения активных боевых действий. Несмотря на суровые климатические условия советского Заполярья, а также достаточно сильное противодействие со стороны немцев, торпедные катера Северного флота раз за разом совершали смелые рейды на немецкие коммуникации, нанося немцем ощутимые потери.

11 сентября 1941 года торпедный катер «ТКА-12», которым командовал младший лейтенант Шабалин в паре с «ТКА-11», вышел на перехват обнаруженного в море немецкого конвоя. Советские катера смогли прорваться сквозь плотную завесу артиллерийско-пулеметного огня и метким торпедным залпом отправили на дно конвойное судно, переоборудованное из рыболовного траулера. Это была первая победа катерников-североморцев в начавшейся войне. Буквально спустя 3 недели после этого торпедный катер «ТКА-12» смог добиться ощутимо большего успеха, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный немецкий транспорт, на борту которого на фронт следовало более 2-х тысяч немецких солдат и офицеров, по некоторым данным, это были горные егеря, элита немецких войск. За эту атаку Александра Шабалин был представлен к ордену Ленина.
Герой использовал свою тактику ведения боя
Интересно отметить тот факт, что будущий дважды Герой Советского Союза стал офицером и командиром торпедного катера, не обладая специальным высшим военным образованием. Александр Шабалин закончил Каспийское высшее военно-морское училище только в 1951 году, в кителе на котором не только были погоны капитан-лейтенанта, но и множество правительственных наград, включая две золотых Звезды Героя.
Самое смешное заключается в том, что Александру Шабалину пришлось учиться военно-морской тактике по учебникам, в которые к тому моменту уже были внесены уникальные торпедные атаки самого Шабалина. Атаки данного морского волка всегда отличались нестандартным подходом и непредсказуемостью. Недаром немцы и его соратники прозвали Шабалина «неуловимым катерником». Он обладал даром появляться в самых неожиданных местах, пока противник не успевал опомниться, и наносил своими торпедами смертельные раны немцам, после чего невредимым уходил от преследователей.
При этом в боевой обстановке Александр Шабалин умел применять не только тактические, но и психологические уловки. Именно он стал одним из первых использовать прием с атакой противника от его же собственного побережья. Смысл таких атак заключался в следующем. Известно, что экипаж любого судна, которое движется вдоль своего берега, на котором расположены береговые батареи, аэродромы, посты наблюдателей, прежде всего готовится к отражению нападения со стороны моря. Именно в открытое море направлено основное внимание командира корабля, сигнальщиков, расчетов артиллерийских орудий и пулеметов.

Между тем Шабалин предпочитал атаковать как раз со стороны побережья, с той стороны, откуда его меньше всего ожидали увидеть. Не раз случалось так, что в ночном бою торпедный катер выпускал все свои торпеды и, потопив или повредив суда противника, уходил не в открытое море, а опять же к неприятельскому берегу, прячась в тени высоких скал. На время катер даже глушил свои двигатели, для того чтобы не обнаружить свое местоположение неприятелю не только шумом, но и пеной от работающих гребных винтов. Так, с выключенными двигателями катер и его экипаж, затаившись, ждали, пока немцам или их союзникам надоест заниматься его поисками и лишь затем спокойно уходил домой на базу.
На войне суровые экзамены поджидали Шабалина один за другим. Согласно историческим первоисточникам, он то высаживал разведывательные группы на охраняемом вражеском побережье, то в штормовую погоду шел с группой катеров-охотников к немецким базам для того, чтобы обеспечить постановку активных минных заграждений на коммуникациях противника.
22 декабря 1943 года советская авиационная разведка сообщила об обнаружении неприятельского конвоя. Конвой состоял всего из 3-х транспортных судов, но их охранение обеспечивали примерно 20 боевых кораблей. По всей видимости, перевозимый груз был очень ценен для немцев. Помимо этого, они выбрали для проводки конвоя штормовую погоду, надеясь на то, что в таких погодных условиях советские катера-охотники не смогут выйти в открытое море. Однако они вышли. В атаке на данный конвой 2 торпеды, выпущенные с катера Шабалина, успешно поразили немецкий сторожевик и эсминец. В результате этого 2 полноценных боевых корабля противника были потоплены в одной атаке небольшим суденышком, которое было меньше их в разы.
В феврале 1944 года капитан-лейтенант Александр Шабалин был награжден Звездой Героя Советского Союза. На тот момент на рубке его торпедного катера красовалась цифра 7, которая обозначала количество потопленных им к тому моменту кораблей противника. До этого он успел отправить на дно Баренцева моря 4 транспорта, 2 боевых корабля и 1 подводную лодку.

В первых числах октября 1944 года Шабалин принял участие в масштабной Петсамо-Киркенесской наступательной операции, которая осуществлялась соединениями Карельского фронта, а также силами Северного флота. Целью данной наступательной операции было освобождение северо-западной оконечности Кольского полуострова. Для того, чтобы отрезать подразделениям немецких егерей пути отхода, было принято решение о высадке в гавани Линахамари в достаточно узком фьорде большого десанта. Темной ночью 13 октября 1944 года больше 10 торпедных катеров с десантниками на борту покинули базу. Головным катером управлял Александр Шабалин, который к этому моменту уже возглавлял звено юрких небольших морских торпедоносцев. Десантная операция завершилась успешно. У командования не возникало вопросов в том, кто отличился в тех боях, и уже 5 ноября 1944 года Шабалин был представлен ко второй медали «Золотая Звезда».
После завершения Великой Отечественной Шабалин окончил Каспийское высшее военно-морское училище, а в 1955 году академические курсы офицерского состава, организованные при Военно-морской академии. Все послевоенные годы он находился на ответственной работе в составе советского ВМФ. В 1969 году Александру Осиповичу было присвоение звание контр-адмирала. С того же года он занимал пост замначальника Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. Данное училище долгие годы было кузницей командных кадров для советского флота. Работая в училище, все свои знания, опыт и умения он передавал будущим офицерам. Ему всегда было чему научить и что рассказать молодежи. В 1975 году он вышел в запас. Последние годы жизни герой войны провел в Ленинграде, где и скончался 16 января 1982 года. Шабалина похоронили на Серафимовском кладбище.
Память о герое сохраняется и после его смерти, особенно на его родине. Александр Шабалин навсегда останется почетным гражданином городов Онеги и Архангельска. Там же, в Онеге, герою поставлен бронзовый бюст, а в городе Североморске в 1983 году на площади Мужества был открыт мемориальный комплекс, который посвящен памяти героев-североморцев, одним из экспонатов данного комплекса является тот самый торпедный катер ТКА-12, на котором плавал Шабалин. Помимо этого, его именем названы улицы в Архангельске, Мурманске и ряде других городов, большой десантный корабль (БДК проекта 775) Балтийского флота, а также пассажирский теплоход.
Было бы неправильно заканчивать историю, не рассказав о торпедном катере, на котором плавал Шабалин. ТКА-12 — это советский торпедный катер типа Д-3. Полное водоизмещение катера — 35,7 т, длина наибольшая — 22,1 м, ширина — 3,96 м, осадка — 1,7 м. На катере было установлено 3 мотора по 850 л.с., что позволяло ему развивать скорость в 32 узла. Вооружение катера состояло из 2-х 533-мм бугельных торпедных аппаратов и 2-х пулеметов, также он мог принять на борт до 12 малых глубинных бомб. Экипаж катера состоял из 9 человек. Учитывая выдающиеся боевые заслуги катера ТКА-12, специальным решением Главного морского штаба от 14 июня 1945 года данный торпедный катер был передан музею Северного флота. Поэтому славные традиции героического экипажа продолжают жить и сейчас.
Источники информации:
http://www.pravda.ru/society/fashion/models/11-11-2013/1181556-shabalin-0
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=336
http://heroesship.ru/torpednyj-kater-tka-12
http://ru.wikipedia.org

Александр Шабалин: дракон советского флота

Михайлов Андрей08.07.2019 в 23:44

Александр Шабалин, контр-адмирал, участник советско-финской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной, был удостоен двух звезд Героя Советского Союза в течение одного года. Александр Шабалин, командуя обычным торпедным катером, потопил 32 корабля врага. Таких боевых достижений в мире больше не было. Также у героя была своя тактика ведения боя.

Интересно, что будущий герой стал офицером и командиром-катерником, не имея специального высшего военного образования — закончил Каспийское высшее военно-морское училище лишь в 1951 году, уже после войны, имея на кителе с погонами капитан-лейтенанта множество наград, в том числе и две звезды Героя.

И Александру Шабалину довелось учиться по учебникам военно-морской тактики, в которые к тому времени уже были внесены… уникальные морские торпедные атаки Шабалина! Его атаки всегда отличались непредсказуемостью и нестандартностью. «Неуловимый катерник», как его называли и соратники, и немцы, появлялся в самых неожиданных местах, и пока фашисты успевали опомниться, наносил смертельные торпедные удары по врагу, после чего скрывался от преследования.

Читайте также: Лики войны: снайпер Наталья Ковшова

Шабалин умел использовать, обеспечивая успех в бою, не только тактические, но и психологические предпосылки. Александр Осипович одним из первых стал атаковать противника от его же собственного берега. Смысл в том, что экипаж любого корабля, идущего вдоль своего побережья, где расположены свои аэродромы и береговые батареи, ожидает нападения противника прежде всего со стороны моря. Туда направляется основное внимание сигнальщиков и командира судна, в сторону моря развертываются его пулеметы и орудия.

А Шабалин атаковал как раз от берега, откуда его меньше всего ждали. Не раз так бывало, что в ночном бою, выпустив все торпеды и потопив корабль противника из состава конвоя, он уходил не в сторону моря, а опять-таки к берегу противника, в тень от высоких скал. Останавливал моторы, чтобы не выдавать себя даже пенной полосой от винтов, и, затаившись, ждал, пока фашисты, отчаявшись обнаружить его катер, не уходили прочь. Тогда он спокойно возвращался на свою базу.

Александр Шабалин родился 4 ноября 1914 года в маленькой северной деревушке Юдмозеро на реке Онеге в Архангельской области. Отец его был сплавщиком. Собирался стать сплавщиком и Саша. Но как-то в гости к Шабалиным приехал родственник, потомственный помор. Целый вечер он рассказывал о море, походах, о морском промысле. Рассказы зачаровали подростка…

Читайте также: Лики войны: самый эффективный разведчик

И в 1931 году 17-летним юношей Александр Шабалин уехал в Мурманск и поступил юнгой на рыболовный траулер «Краб». На судне Сашу любили. Знать о море ему хотелось больше и больше. После окончания техникума стал штурманом траулера. В 1936 году, когда Шабалина призвали служить во флот, он был уже опытным, видавшим виды моряком. Служить он начал на Балтике в учебном отряде, в команде торпедных катеров, вскоре стал боцманом. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов.

Через некоторое время старшина Шабалин был переведен на молодой тогда Северный флот, на знакомое Баренцево море. Там он и встретил Великую Отечественную, там получил и офицерское звание, несмотря на явный недостаток «официального» образования — практика тогда ценилась не меньше, а порой и больше, чем чистая теория…

Как гласят исторические первоисточники, суровые военные экзамены следовали один за другим. То Шабалин вел свой катер к вражескому побережью, высаживая разведгруппы на укрепленном и бдительно охраняемом берегу, то в трудных штормовых условиях шел с нашими катерами-охотниками к базам врага, обеспечивая постановку активных минных заграждений.

Читайте также: Лики войны: чистое небо Алексея Рязанова

22 декабря 1943 года авиационная разведка донесла о вражеском конвое. В конвое было только три транспорта, но охраняли их около 20 боевых единиц. Видимо, груз был особенно ценен. Кроме того, противник выбрал для перехода штормовую погоду, считая, что торпедным катерам при таком ветре и волне в море не выйти. Но они вышли… Две торпеды с катера Шабалина, направленные точно в цель, поразили фашистский эсминец и сторожевик. Два полноценных боевых корабля противника были потоплены в одной атаке одним катером, который меньше их в разы.

Когда в феврале 1944 года капитан-лейтенанту Александру Шабалину было присвоено звание Героя Советского Союза, на рубке его катера значилась цифра «7». Столько фашистских кораблей уже отправил к тому времени катерник Шабалин на дно холодного Баренцева моря — подводную лодку, четыре транспорта и два сторожевых корабля. На одном из транспортов находились две тысячи великолепно обученных, горных егерей, элита вермахта.

В первых числах октября 1944 года началось наше наступление на Севере. Петсамо-Киркенесская наступательная операция проводилась войсками Карельского фронта и силами Северного флота. Целью ее было освобождение северо-запада Кольского полуострова. Чтобы отрезать фашистским горным егерям пути отхода, было принято решение высадить в гавань Линахамари в узком фьорде большой десант. Темной ночью 13 октября 1944 года больше десяти катеров с десантниками на борту вышли из базы.

Читайте также: Лики войны: разведчики, спасшие Краков

На головном катере шел Шабалин, ставший к тому времени командиром звена юрких торпедоносцев. Операция прошла успешно. У командования не было вопросов, кто в тех боях особо отличился — и уже 5 ноября 1944 года Александра Шабалина наградили второй медалью «Золотая Звезда».

После войны, в 1951 году, Александр Осипович окончил Каспийское высшее военно-морское училище, а в 1955 году — академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии. Находился на ответственной работе в рядах моряков Военно-Морского Флота. В 1969 году ему было присвоено воинское звание «контр-адмирал». С 1969 года Шабалин — заместитель начальника Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, кузницы флотских командирских кадров. Все свои знания, умение, опыт он отдавал подготовке молодых офицеров флота. Ему было о чем рассказать, было чему научить…

С 1975 года дважды Герой — в запасе. Последние годы жизни он провел в Ленинграде. Умер 16 января 1982 года, похоронен на Серафимовском кладбище… Александр Осипович Шабалин, память о котором свято хранится на родине, является почетным гражданином городов Архангельска и Онеги.

Читайте также: Лики войны: мстители из народа

Там же, в Онеге, установлен бронзовый бюст, а в Североморске на площади Мужества в 1983 году открыт мемориальный комплекс, посвященный памяти героев-североморцев, одним из экспонатов которого является тот самый знаменитый торпедный катер ТКА-12, которым и командовал Шабалин. Имя его носят улицы в Мурманске, Архангельске и других городах, а также пассажирский теплоход и большой десантный корабль Балтийского флота.

Авиаторы-североморцы — Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации

В 1941—1945 годах пятьдесят три лётчика авиации Северного флота были удостоены звания Героя Советского Союза. Борис Феоктистович Сафонов впервые за годы Великой Отечественной войны был удостоен этого звания дважды. Второй Звездой Героя Советского Союза он был награждён посмертно в 1942 году.

Аллея Героев в пос. Сафоново.

29 октября 1968 года в пос. Сафоново открыта Аллея Героев, на которой установлены бюсты авиаторов-североморцев — Героев Советского Союза.

В наши дни шестеро авиаторов-североморцев были удостоены звания Героя Российской Федерации. Одним из первых в ВВС СФ, удостоенных этого высокого звания, был Тимур Автандилович Апакидзе. Он погиб во время демонстрационного полёта в 2001 году.

В списке приведены звания и должности авиаторов-североморцев — Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации на день присвоения им этих званий, который указан в скобках.

Дважды Герои Советского Союза

  • САФОНОВ Борис Феоктистович — капитан, командир эскадрильи 72-го смешанного авиаполка (16 сентября 1941 г.); гвардии подполковник, командир 2-го гвардейского авиаполка (14 июня 1942 г.).

Герои Советского Союза

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза

  • АДОНКИН Василий Семёнович — капитан, командир эскадрильи 78-го истребительного авиаполка (22 января 1944 г.).
  • АСЕЕВ Григорий Сафронович — гвардии старший сержант, стрелок-радист 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (5 ноября 1944 г.).
  • БАДЮК Михаил Михайлович — гвардии старшина, старший воздушный стрелок-радист 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (22 февраля 1944 г.).
  • БАЛАШОВ Вячеслав Павлович — капитан, командир звена 24-го минно-торпедного авиаполка (24 июля 1943 г.).
  • БАШТЫРКОВ Андрей Андреевич — гвардии капитан, командир звена 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (22 февраля 1943 г.).
  • БОКИЙ Николай Андреевич — гвардии младший лейтенант, командир звена 2-го гвардейского авиаполка (24 июля 1943 г.).
  • БОРОНИН Михаил Петрович — гвардии лейтенант, штурман звена 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (22 февраля 1944 г.).
  • БУРМАТОВ Владимир Александрович — старший лейтенант, штурман 255-го истребительного авиаполка (31 мая 1944 г.).
  • ВЕРБИЦКИЙ Михаил Константинович — капитан, командир звена 118-го разведывательного авиаполка (22 января 1944 г.).
  • ВОЛЫНКИН Илья Тихонович — капитан, заместитель командира эскадрильи 36-го минно-торпедного авиаполка (5 ноября 1944 г.).
  • ГАВРИЛОВ Владимир Николаевич — гвардии сержант, воздушный стрелок-бомбардир 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (22 февраля 1943 г.).
  • ГАЛКИН Павел Андреевич — гвардии лейтенант, штурман звена 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (19 августа 1944 г.).
  • ГУЛЯЕВ Сергей Арсентьевич — капитан, командир эскадрильи 46-го штурмового авиаполка (22 июля 1944 г.).
  • ДИДЕНКО Николай Матвеевич — гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиаполка (5 ноября 1944 г.).
  • ЕЛЬКИН Леонид Ильич — капитан, командир эскадрильи 118-го разведывательного авиаполка (22 января 1944 г.).
  • ЗАЙЦЕВ Николай Иванович — гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (22 февраля 1944 г.).
  • КАТУНИН Илья Борисович — капитан, заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиаполка (31 мая 1944 г.).
  • КИСЕЛЁВ Василий Николаевич — капитан, заместитель командира эскадрильи 24-го минно-торпедного авиаполка (24 июля 1943 г.).
  • КЛИМОВ Павел Дмитриевич — гвардии младший лейтенант, командир звена 2-го гвардейского истребительного авиаполка (24 июля 1943 г.).
  • КОВАЛЕНКО Александр Андреевич — гвардии капитан, командир эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиаполка (14 июня 1942 г.).
  • КОЛОМИЕЦ Пётр Леонтьевич — гвардии капитан, командир эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиаполка (5 ноября 1944 г.).
  • КОЧЕЛАЕВСКИЙ Юрий Петрович — гвардии капитан, штурман эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (31 мая 1944 г.).
  • КУРЗЕНКОВ Сергей Георгиевич — капитан, помощник командира 78-го истребительного авиаполка (24 июля 1943 г.).
  • ЛАПШЕНКОВ Семён Васильевич — майор, командир эскадрильи 29-го авиаполка (31 мая 1944 г.).
  • МАКАРЕВИЧ Сергей Антонович — гвардии капитан, помощник командира эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (31 мая 1944 г.).
  • МАРКИН Андрей Михайлович — сержант, воздушный стрелок 46-го штурмового авиаполка (31 мая 1944 г.).
  • ОРЛОВ Павел Иванович — гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка (24 июля 1943 г.).
  • ОСЫКА Демьян Васильевич — капитан, помощник командира 46-го штурмового авиаполка (22 июля 1944 г.).
  • ПАВЛОВ Георгий Васильевич — майор, командир 46-го штурмового авиаполка (6 марта 1945 г.).
  • ПАНИН Павел Алексеевич — майор, командир 255-го истребительного авиаполка (22 января 1944 г.).
  • ПЕТРЕНКО Евгений Васильевич — капитан, командир эскадрильи 20-го истребительного авиаполка (19 августа 1944 г.).
  • ПИРОГОВ Владимир Васильевич — гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (22 февраля 1944 г.).
  • ПИСАРЕВ Геннадий Васильевич — капитан, штурман эскадрильи 36-го минно-торпедного авиаполка (6 марта 1945 г.). Мемориал авиаторам-североморцам, погибшим в море.
  • ПОКАЛО Михаил Фёдорович — старший лейтенант, штурман звена 24-го минно-торпедного авиаполка (24 июля 1943 г.).
  • ПОКРОВСКИЙ Владимир Павлович — гвардии капитан, командир звена 2-го гвардейского истребительного авиаполка (24 июля 1943 г.).
  • РАССАДКИН Пётр Алексеевич — капитан, заместитель командира эскадрильи 255-го истребительного авиаполка (31 мая 1944 г.).
  • САХАРОВ Павел Иванович — капитан, командир эскадрильи 78-го истребительного авиаполка (5 ноября 1944 г.).
  • СГИБНЕВ Пётр Георгиевич — старший лейтенант, командир эскадрильи 78-го истребительного авиаполка (23 октября 1942 г.).
  • СЕЛЕЗНЁВ Пётр Иванович — капитан, штурман эскадрильи 118-го разведывательного авиаполка (22 июля 1944 г.).
  • СИНИЦЫН Александр Николаевич — капитан, командир эскадрильи 46-го штурмового авиаполка (22 июля 1944 г.).
  • СКНАРЁВ Александр Ильич — гвардии майор, штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (5 ноября 1944 г.).
  • СОРОКИН Захар Артёмович — гвардии капитан, штурман 2-го гвардейского авиаполка (19 августа 1944 г.).
  • СТРЕЛЬНИКОВ Василий Поликарпович — капитан, командир эскадрильи 78-го истребительного авиаполка (6 марта 1945 г.).
  • СТРЕЛЬЦОВ Виктор Сергеевич — капитан, заместитель командира эскадрильи 95-го авиаполка (22 июля 1944 г.).
  • СУВОРОВ Родион Михайлович — капитан, заместитель командира эскадрильи 118-го разведывательного авиаполка (31 мая 1944 г.).
  • СЫРОМЯТНИКОВ Борис Павлович — гвардии подполковник, командир 9-го» гвардейского минно-торпедного авиаполка (5 ноября 1944 г.).
  • ТАРАСОВ Алексей Кондратьевич — капитан, заместитель командира эскадрильи 20-го истребительного авиаполка (19 августа 1944 г.).
  • ТУРКОВ Николай Яковлевич — капитан, командир эскадрильи 118-го разведывательного авиаполка (22 июля 1944 г.).
  • ФРАНЦЕВ Евгений Иванович — гвардии старший лейтенант, летчик 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (19 августа 1944 г.).
  • ШЕИН Павел Степанович — младший лейтенант, штурман самолета 118-го разведывательного авиаполка (22 января 1944 г.).
  • ШИПОВ Александр Павлович — капитан, штурман 20-го истребительного авиаполка (5 ноября 1944 г.).
  • ШКАРУБА Константин Фёдорович— гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (19 августа 1944 г.).

Герои Российской Федерации

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации

  • АПАКИДЗЕ Тимур Автандилович — полковник, командир смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ (17 августа 1995 г.).
  • БОХОНКО Иван Иванович — полковник, командир 279-го отдельного корабельного штурмового авиаполка ВВС СФ (17 августа 1995 г.).
  • ДУБОВОЙ Виктор Викторович — подполковник, заместитель командира корабельного истребительного авиаполка ВВС СФ (6 января 1999 г.).
  • КОЖИН Игорь Сергеевич — полковник, командир корабельного истребительного авиаполка ВВС СФ (6 января 1999 г.).
  • КРЕТОВ Павел Павлович — полковник, лётчик-снайпер корабельной авиации ВВС СФ (12 августа 2000 г.).
  • МАТКОВСКИЙ Игорь Феоктистович — полковник, командир 279-го корабельного истребительного авиаполка им. Б. Ф. Сафонова ВВС СФ (21 апреля 2008 г.).

Ссылки

  • Герои Страны
  • Козлов И. А., Шломин В. С. Краснознаменный Северный флот.
  • Апакидзе Т. А.
  • Бохонко И. И.
  • Дубовой В. В.
  • Кожин И. С.
  • Кретов П. П.
  • Матковский И. Ф. (недоступная ссылка)

Памятный знак «Героям североморцам погибшим в годы Великой Отечественной войны»

Монумент символизирует военный корабль. Ансамбль состоит из гранитной скалы, склона сопки и наклоненной вперед стелы. Сопка поросла деревьями. Стела сделана из листов металла. Листы соединяются с помощью клепаных швов. На фасаде обелиска установлен якорь, свисающий вниз. У подножия обелиска – ступеньки. Ограждение сделано в виде металлических цепей, поддерживаемых артиллерийскими снарядами. Простота и лаконичность памятника гармонирует с общим видом города и отражает внутреннюю суть военного подвига.

Северный флот был основан в 1933 году и является самым молодым среди других флотов СССР. Во время Великой Отечественной войны командующим флотом был контр-адмирал А.Г. Головко. В военные годы, благодаря своему расположению возле морского побережья, Мурманск имел важное стратегическое значение для страны. Через Мурманск союзники доставляли военные грузы. Именно поэтому подвиг героев-североморцев внес неоценимый вклад в общее дело – победу СССР над немецко-фашистскими захватчиками.

Действия моряков согласовывались с действиями других подразделений. Множество пехотинцев, артиллеристов и летчиков также погибали во имя светлого Дня Победы. Например, подвиги моряков имели место и на суше. Достаточно упомянуть о героической обороне полуострова Рыбачий, который после этого был назван «непотопляемым авианосцем». Войска авиации испытывали трудности, поскольку воздушные силы противника превосходили своей численностью и качеством техники. Однако воины ВВС не сдавались и храбро отстаивали город. Под командованием пилота эскадрильи Бориса Сафонова, в течение 11 месяцев были уничтожены 39 немецких самолетов. Из них сам Сафонов поразил 25 самолетов, совершив 224 вылета. На то время это были рекордные цифры. Борису Сафонову присвоили звание Героя Советского Союза и наградили «Золотой Звездой».

Во время самых ожесточенных боев в направлении Мурманска десантники из состава Северного флота высадились в районе фланга и тыла врага для усиления позиций наших войск. Десантные части формировались в срочном порядке из добровольцев среди моряков и стрелков, поскольку специализированных десантных частей еще не было. За короткое время на призыв откликнулось 12 тысяч добровольцев. Большинство рыболовных траулеров и их экипажи с первых дней войны вышли воевать в море наравне с другими членами ВМФ. Вооруженные и дополненные оружием они также внесли неоценимый вклад в победу. Многие из них погибли в боях, не вернувшись из Баренцева моря. Говоря об их подвиге, нельзя не вспомнить имена таких героев, как капитан III ранга Федор Видяев, капитан-лейтенант Александр Шабалин, Иван Сивко и другие.

В 1942 году девять боевых подводных суден не вернулись из сражений. Среди североморцев 85 человек удостоились звания Героев Советского Союза, трое из них стали трижды Героями Советского Союза. Однако в наше мирное время о войне вспоминают не так часто. Лишь по праздникам к памятнику погибшим североморцам приносят цветы.

В настоящее время монумент нуждается в реставрации. Уже давно стела нуждается в покраске, да и весь памятник постепенно ветшает. К сожалению, тенденции современного времени не способствуют сохранению памяти о трагической войне прошлого века.

Шабалин, Семён Иванович

Семён Иванович Шабалин
1-й Председатель Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Приморскому краю
20 октября 1938 года — июнь 1939 год
Предшественник должность учреждена
Преемник Иван Алексеевич Фомичёв
3-й Первый секретарь Уссурийского обкома ВКП(б)
октябрь 1938 года — 1940 год
Предшественник Павел Григорьевич Федин
Преемник Иван Николаевич Терентьев
Рождение 1898
1961
Смерть 1961
Место погребения
  • Новодевичье кладбище
Партия РКП(б)/ВКП(б)/КПСС (с 1918)
Образование
  • Институт красной профессуры
Награды
Военная служба
Род войск Сухопутные войска
Звание
Сражения
  • Великая Отечественная война

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шабалин.

Семён Ива́нович Шаба́лин (1898—1961) — советский партийный, военный и государственный деятель, генерал-майор интендантской службы.

Биография

Участник первой мировой войны. В 1917—1918 годах служил в действующей русской армии. В 1918 году вступил в члены РКП(б).

Затем находился при Торговом представительстве СССР в Иране. В 1930 году окончил Институт красной профессуры, где познакомился с Л. З. Мехлисом.

Был направлен на партийную работу — инструктором ЦК ВКП(б), затем секретарём Ярославского областного комитета ВКП(б).

С октября 1938 года — первый секретарь Уссурийского областного комитета ВКП(б). Тогда же был назначен председателем Организационного комитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Приморскому краю.

Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР I-го созыва (1938—1947) от Дальневосточного края.

С 1940 года С. И. Шабалин — заместитель председателя Государственной плановой комиссии при Совете народных комиссаров РСФСР.

В 1940 году окончил курсы Высшей школы партийных организаторов при ЦК ВКП(б).

Участник Великой Отечественной войны. С 2 июля по 30 сентября 1942 года служил полковым, а затем бригадным комиссаром, был членом Военного Совета Брянского фронта. Позже, заместитель командующего Волховским фронтом по тылу, член Военного Совета Волховского фронта.

6 декабря 1942 года С. И. Шабалину было присвоено звание генерал-майора интендантской службы.

В 1944 году он был членом Военного Совета 2-го Прибалтийского фронта по тылу.

После окончания войны С. И. Шабалин с июля по конец 1945 года был заместителем Главнокомандующего Советской военной администрации в Германии, маршала Г. К. Жукова, начальником Экономического управления Советской военной администрации в Германии. В ведении генерал-майора Шабалина находился широкий круг экономических вопросов. Фактически, он был «экономическим диктатором Германии». Экономическое управление Штаба СВА по сути являлось министерством экономики советской зоны Германии, высшим органом, который руководил всей экономической жизнью советской зоны оккупации.

Могила Шабалина на Новодевичьем кладбище Москвы.

В его подчинении и под руководством находились, входящие в Экономическое управление отделы:

  • отдел промышленности,
  • отдел торговли и снабжения,
  • планово-экономический отдел,
  • финансовый отдел,
  • отдел сельского хозяйства,
  • транспортный отдел,
  • отдел топлива,
  • отдел науки и техники,
  • отдел репараций,
  • хозяйственный отдел

Генерал-майор Шабалин, среди прочего, занимался, в соответствии с решениями Потсдамской Конференции вопросами экономической демилитаризации Германии, конфискации недвижимого имущества национал-социалистов, подготовкой национализации средств производства и выработкой проекта земельной реформы в советской зоне оккупации Германии, выявлению и учёту немецких специалистов. Принимал участие в работе Союзного Контрольного Совета.

> Награды

  • Орден Богдана Хмельницкого 1 степени (29.07.1944)

Примечания

  1. Шабалин
  2. На должности начальников отделов Советской военной администрации в Германии, которые по существу являлись министерствами советской зоны Германии, обычно назначались заместители наркомов соответствующих Наркоматов СССР. Все они были старыми партработниками, специалистами по руководству советским хозяйством

> Литература

  • Климов Г. П. Песнь победителя. / Ред.-сост. Миронов В. Л.) Изд. 3-е/ 5-е. — Краснодар: Пересвет, 2004.
  • Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991
  • Шабалин (1938—1939)
  • Фомичёв (1939)
  • Чубаров (1939—1940/1943)
  • Блощаненко (1943—1947)
  • Цукаев (1947—1948)
  • Семёнов (1947—1952)
  • Умняшкин (1952—1957)
  • Бирюков (1957—1962)
  • Бирюков/Авченко (1962—1964)
  • М. Кузнецов (1964—1970)
  • Балакин (1970—1974)
  • Штодин (1974—1977)
  • Карабанов (1977—1986)
  • Луценко (1986—1990)
  • В. Кузнецов (1990—1991)
  1. 1 2 Председатель Оргкомитета ВС РСФСР по Приморскому краю
  2. Председатель Оргкомитета ВС РСФСР по Приморскому краю до 1940 г.
  3. Председатель Приморского промышленного крайисполкома
  4. Председатель Приморского сельского облисполкома

> Награды

  • Орден Богдана Хмельницкого 1 степени (29.07.1944)

> Литература

  • Климов Г. П. Песнь победителя. / Ред.-сост. Миронов В. Л.) Изд. 3-е/ 5-е. — Краснодар: Пересвет, 2004.

Шабалин, Александр Осипович

Шабалин Александр Осипович

Годы жизни 4 ноября 1914г. — 16 января 1982г.
Место рождения деревня Юдмозеро Онежского уезда Архангельской губернии (ныне Онежского района Архангельской области)
Гражданство СССР
Годы службы 1936-1975

Основные события

  • Советско-финская война
  • Вторая мировая война

Вершина карьеры

  • контр-адмирал
  • Заместитель начальника Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22 февраля 1944 года)
  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (5 ноября 1944 года)
  • Орден Ленина(09 октября 1941 года )
  • Орден Ленина(22 февраля 1944 года)
  • Орден Красного Знамени(14 октября 1943г.)
  • Орден Красного Знамени(28декабря 1943г.)
  • Орден Красного Знамени(предположительно 1956г.)
  • Орден Отечественной войны II степени (8 октября 1944г.)
  • Орден Красной Звезды(предположительно 1951г.)
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Медаль «За боевые заслуги»(предположительно 1946г.)
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • *Медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейные медали
  • Именной кортик
  • Почётный гражданин города Архангельска(1978 год)
  • Почётный гражданин города Онеги (1980 год)

Шабалин Александр Осипович (1914 — 1982) — советский военно-морской офицер, контр-адмирал (1969), дважды Герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну командир торпедного катера и отряда торпедных катеров Северного флота. Отличался дерзкими, но хорошо спланированными и результативными атаками. После окончания войны служил в должности командира бригады надводных кораблей, затем заместителем начальника штаба Северного флота, в 1969 — 1975 гг. — заместитель начальника Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе.

Шабалин А.О.- потомственный северянин. Юношей плавал на кораблях Мурманского тралового флота матросом. После окончания штурманских курсов при Мурманском морском техникуме стал штурманом траулера.

В 1936 году призван на службу Военно-Морской флот. С весны 1938 года служит на Северном флоте. В мае 1939 года назначается командиром торпедного катера.

11 сентября 1941 года Шабалин А.О. одержал первую победу над врагом потопив транспортное судно противника. Спустя полтора месяца торпедным залпом уничтожает еще один транспорт, на борту которого было 2000 горных егерей. За уничтожение транспортного судна Шабалин удостоен ордена Ленина.

Атаки Шабалина всегда были дерзкими до отчаянности, но продуманными.

Успех своих дерзких атак Шабалин объяснял просто:

Я никогда не пользовался раз и навсегда установленным приемом торпедной атаки. Это был бы шаблон, против которого легко найти противодействие. Я старался каждую атаку строить по-новому, а для этого надо хорошо знать противника: где и какие у него огневые средства, как располагаются его силы. Шабалин А.О.

Шабалин первым на Северном флоте начал атаковать противника от его же собственного берега, откуда противник меньше всего ожидал нападения. Не раз в ночном бою, выпустив все торпеды и потопив корабль, Шабалин уходил не в сторону моря, а опять к берегу противника, в тень от высоких скал. Останавливая моторы, чтобы не выдавать себя пенной полосой от винтов, затаившись ждал, пока враги отчаявшись обнаружить дерзкий катер, не уходили давая возможность без боя возвратиться в базу.

К началу 1944 года на личном счету Шабалина было уже 7 потопленных кораблей противника. Он имел четыре боевых ордена, а вскоре был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза (Указ от 22.02.1944 г.).

Второе звание героя Советского Союза было присвоено за успешное проведение операции по высадке десантной группы в порт Линахамари (Указ 5.11.1944 г.).

Вот как напишет после войны в своих мемуарах, рассказывая об этой операции, адмирал Головко:

Шабалин представлен к награждению второй медалью Золотая Звезда. По праву. Он не только показал пример при высадке десанта в Лиинахамари, но и оставался под обстрелом на рейде, направляя подходившие с моря катера других групп к местам высадки. Головко А.Г.

После войны Шабалин — командир бригады надводных кораблей, затем заместитель начальника штаба Северного флота.

В 1951 году окончил Каспийское высшее военно-морское училище.

в 1955 году — Академические курсы офицерского состава ВМФ.

В 1969-1975 гг. — заместитель начальника Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе.

> Семья

Сын Геннадий. Родился 26 июля 1938 г. в г. Мурманске.

Военный моряк-подводник. Контр-адмирал (1984 г.).

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Выдержка из книги Головко А.Г. «Вместе с флотом». Автор в годы Великой Отечественной войны командовал Северным флотом:

Отзывы о Шабалине: охотник без промаха, умеющий находить выгодный вариант для атаки и, главное, умеющий вовремя перед ней занять наивыгоднейшее для себя положение. С виду это неторопливый, почти флегматичный человек. Впрочем, не только с виду. При высадке разведывательно-десантных групп в тылу противника он спокоен и хладнокровен. Однако он преображается, как только наступает момент выхода в торпедную атаку. Тогда это страстный и к тому же, что особенно важно при скоротечном бое, быстрый исполнитель, на деле доказывающий правильность своих же расчетов. Надо всячески поощрять боевые способности Шабалина, представить его к очередному званию. Слишком засиделся он в старших лейтенантах, хотя воюет лучше иного капитана 2 ранга.

Головко А.Г.

Вот как рассказывает о Шабалине вице-адмирал Кузьмин, командовавший в годы войны бригадой торпедных катеров на Северном флоте:

Он был требователен, но требователен без шума и окриков. Неуклонное выполнение устава обеспечивалось на его катере прежде всего личным примером командира. Александр Осипович всегда и при всех обстоятельствах был для подчиненных образцом высокой дисциплинированности, настойчивого совершенствования воинского мастерства, мужества и отваги. Принцип воинского воспитания «делай, как я!», умело используемый Шабалиным, обеспечивал ему непререкаемый авторитет. Матросы и старшины не просто уважали, а любили Александра Осиповича, беспредельно верили ему и готовы были идти за ним поистине в огонь и в воду.

Кузьмин А.В.

О Шабалине рассказывают его земляки:

В последние годы жизни контр-адмирал Шабалин часто приезжал к своим родителям в Онегу: помогал по хозяйству, сажал огород.

Александра Васильевна Половинникова.

Воспоминания Шабалина А.О.

В журнале «Костер» №5 за 1976 год в статье «История двух награждений» Шабалин А.О. рассказывает об операции по высадке разведчиков на берег врага для захвата «языка».
За успешное проведение операции Шабалин А.О. награжден орденом Отечественной войны 2 степени.

В журнале «Костер» №11 за 1984 год в статье Олега Орлова «Коридор смерти» опубликованы воспоминания Шабалина А.О. об участие в операции по высадке десанта в порт Лиинахамари.
За прорыв «Коридора смерти» и удачную высадку десанта Шабалин А.О. получил вторую Звезду Героя.

«Коридор смерти»

Чтобы попасть в порт Печенгу нужно пройти длинным и нешироким заливом Линиахамари… В 1944 году в Печенге были фашисты, и город и порт назывался — Петсамо. Залив же фашисты нарекли «Коридором смерти». Это потому,что, как они думали, никто живым по заливу к порту не пройдет…

Так рассказывал мне Александр Осипович Шабалин, дважды Герой Советского Союза. Сейчас Александра Осиповича нет в живых, а я жалею, что все-таки мало встречался с ним и так мало узнал о его удивительных подвигах и смелых атаках его торпедного катера — от него самого, от Александра Осиповича…

-Так вот, смотри,— говорил Александр Осипович, и на листке бумаги он нарисовал узкий залив и в конце его кружочек — порт. Здесь — вход в залив, тут боны и сети, которые тоже нужно было преодолеть. А по берегам у фашистов — пушки и пулеметы. Лучшие инженеры труди­лись здесь. И когда наши решили штурмовать порт, первых десантников на головном катере приказали высадить мне. Вот так же я размышлял над картой залива в ночь перед операцией. Правый берег, отметил я про себя, — высокий, обрывистый, левый — отлогий. По разведданным на правом — у фашистов особенно тяжелые пушки и больше всего пулеметный гнезд… Посадил я на свой ТК-114 десантников и пошел. За мной — другие катера. Вот и вход в залив. Фашисты нас сразу обнаружили. Вспыхнули прожектора. С обоих берегов разом потянулись к моему катеру светящиеся трассы пуль и снарядов. Огонь все усиливался и казалось, и метра не будет воды, куда не пристрелялись бы фашисты. И вот тут что-то мне словно подсказало, переложил я штурвал вправо и — под высокий берег. Фашисты сперва, наверное решили , что подбили меня. А я понимаешь, еще когда прошлой ночью карту изучал, подумал не здесь ли под высоким бере­гом для нас — спасение. Так и вышло. Пушки и пулеметы фашистов простреливали весь залив и особенно — середину его — фарватер, а под крутым берегом была «мертвая зона», стволы пушек не опускались так, чтобы бить круто вниз… Этим мы и воспользовались. Катер мой просто исчез из поля зрения артиллеристов правого берега. Ход, правда, пришлось сбавить, чтобы не налететь на прибрежные камни. Так по самому краю «Коридора смерти» мы и пошли. А за мной —другие катера. С левого берега стреляли, но это был уже не тот огонь, на который рассчитывали фашистские инженеры, когда строили свои укрепления… Словом прошли мы «Коридор смерти» и тут уж на «самом полном»— к причалам. По заливу мы шли полчаса, а на бросок к причалу потратили тридцать секунд. Миг — и мои десантники попрыгали с палубы, залегли с пулеметами на берегу, окопались. Еще немного — и остальные катера подоспели. Вот и все…

Так скромно рассказывал мне Александр Осипович. Его рисунок — чертеж залива с «Коридором смерти» я сохранил. Позднее, листая газеты военного времени я нашел приказ Верховного Главнокомандующего, где было сказано, что «войска Карельского фронта прорвали сильно укрепленную оборону немцев северо-западнее Мурманска и сегодня, 15 октября, при содействии кораблей и десантных частей Северного флота овладели го­родом Петсамо (Печенга) — важной военно-морской базой и мощным опор­ным пунктом обороны немцев на Крайнем Севере». За прорыв «Коридора смерти» Александр Осипович получил свою вторую Золотую Звезду Героя.­

Олег ОРЛОВ

Увековечивание памяти

Шабалин А.О. умер 16 января 1982 года и похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Его именем названы:

  • большой десантный корабль Балтийского флота.
  • большой морозильный рыболовный траулер Мурманского тралового флота.
  • пассажирский теплоход Соловецкого музея-заповедника.
  • улицы в Архангельске, Мурманске и Севастополе, а также площадь в Онеге.

Памятники:

  • бронзовый бюст установлен в Онеге.
  • торпедный катер «ТКА-12» которым командовал Шабалин А.О. установлен на постамент на площади Мужества в Североморске Мурманской области.

См.Также

  • Егоров, Георгий Михайлович
  • Осипов, Евгений Яковлевич
  • Берг, Аксель Иванович
  • Владимирский, Лев Анатольевич
  • Иванов, Иван Сергеевич
  • Сергеев, Николай Дмитриевич

Литература и источники информации

  • Википедия
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — М:Военное издательство. — Москва: 1988 Т. 2. — С. 749.
  • Головко А. Г. Вместе с флотом. — М.: Воениздат., 1979..
  • Кузьмин А. В.(Литературная запись П. И. Прошина) В прибрежных водах. — Москва: М:Военное издательство, 1967. — 288 с.
  • Люди бессмертного подвига. Очерки о дважды, трижды и четырежды Героях Советского Союза. — М.: Политиздат, 1975. — Т. 2.
  • журнал Костер. — №5 1976,стр. 38.
  • журнал Костер. — №11 1984, стр.44.

Галерея изображения

  • Большой десантный корабль «Александр Шабалин» на морском параде в Санкт-Петербурге

  • Шабалин А.О.

  • Шабалин А.О

  • Шабалин А.О с группой офицеров:Поляков,Гуманенко, Афанасьев, Леонов.

  • Торпедный катер «ТКА-12», которым командовал Шабалин А.О. на постаменте в г. Североморске Мурманской области.

  • Североморцы отметили 100-летие со дня рождения Шабалина А.О.. Митинг возле постамента.

  • Аннотационная доска в г. Архангельске

  • Бюст в музее Северного флота в г. Мурманске

  • Бронзовый бюст в г. Онега Архангельской области

Сегодня благодаря пресс-службе БФ, мне и некоторым блоггерам, удалось побывать в военной гавани г.Балтийска. Целью визита был большой десантный корабль «Александр Шабалин».
Большие десантные корабли проекта 775 (Ropucha I по классификации НАТО) — серия советских БДК. Предназначены для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Корабли этого проекта являются основой российского десантного флота. На смену десантным кораблям проекта 775 должна была прийти серия кораблей нового проекта 778. После распада СССР, в 1992 году оба недостроенных корабля были разрезаны на стапелях.
Корабль имеет развитую кормовую надстройку. На корме имеется герметичный откидной лацпорт, нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель, позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов.
Корабли проекта рассчитаны на перевозку усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95×4,5×4,5 м, масса груза — до 480 тонн. Десант размещается в нескольких кубриках и офицерских 4-местных каютах.Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют реактивную систему залпового огня (РСЗО) МС-73 «Гроза», способную вести огонь с интервалом 0,5 секунды и дальностью стрельбы 21 км. Из артиллерийского вооружения БДК имеют две спаренные 57-мм орудийные установки АК-725 с дистанционным наведением. Управление механизмами наведения осуществляется при помощи приборов управления стрельбой малокалиберной зенитной артиллерии МР-103. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775 был установлен артиллерийский комплекс, в состав которого входят одна установка АК-174, две установки АК-630М и одна система управления стрельбой. Десантный корабль оборудован радиолокационной станцией обнаружения воздушных целей МР-302 на расстоянии 100 км и двумя навигационными МР-212/201 на расстоянии до 64 км.
1. одна из гордостей корабля «Рында»
2. место отдыха офицеров и старшин
3. «Окно из каюты»
4. Сильная Власть — сильный Флот
5. Техника безопасности превыше всего
6. Капитан-лейтенант Федоров (командир БЧ-1), именно он водил нас по самым потаенным местам), за что ему спасибо еще раз
7. Отсюда управляют кораблем
8.
9.
10. Каюсь не смог запомнить названия всех этих систем, но они очень мощные
11.
12.
13. Вид на корабль с палубы
14. БДК «Калининград»
15. а вот так выглядит малый десантный корабль
16. «Беспокойный»
17. «желудок» корабля, мясо входит в обязательный рацион (кстати питание на корабле 4-х разовое)
18. а это «сердце»
19.
20.
21. Танковый трюм
22.
23. Место где офицеры и старшины могут расслабиться — сауна
24. Место отдыха военнослужащих по призыву (кубрик со «шконками»)
25. палуба
26.
27.
28.
29.
30.
31. «110» — БДК «Александр Шабалин»
32.
33.
34.
35.
ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕПОСТ БУДУ БЛАГОДАРЕН)

Tags: БДК, БФ, Балтийск, Корабль, Шабалин