Самолет супер тукано

В начале 1978 года в Бразилии на фирме Embraer началось проектирование самолёта, ставшего впоследствии известным как EMB-312 Tucano. По замыслу разработчиков, основным назначением «Тукано» должны были стать подготовка пилотов, а также применение в качестве легкого штурмовика и патрульного самолёта в «противопартизанских» операциях при отсутствии противодействия со стороны истребителей и современных средств ПВО.

Изначально, на стадии проектирования, была поставлена задача минимизации расходов в ходе эксплуатации и обслуживания самолёта. Впоследствии «Тукано» стал визитной карточкой бразильского авиапрома. Будучи одним из наиболее удачных и коммерчески успешных современных учебно-боевых самолетов, получил заслуженное признание, как в Бразилии, так и за рубежом. Именно этот самолёт во многом стал своеобразным эталоном для создателей других УТС и легких многоцелевых боевых самолётов с турбовинтовым двигателем.

«Тукано» построен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом и внешне напоминает поршневые истребители Второй мировой войны. Его «сердцем» является турбовинтовой двигатель «Пратт-Уитни Канада» РТ6А-25С мощностью 750 л.с. с трехлопастным реверсивным воздушным винтом автоматически изменяемого шага. Топливные баки с внутренним антидетонационным покрытием общей ёмкостью 694 литров размещены в крыле.

Вооружение размещалось на четырех подкрыльевых пилонах (до 250 кг на один пилон). Это могут быть четыре подвесных контейнера с 7,62-мм пулеметами (боекомплект — 500 патронов на ствол), бомбы, блоки 70-мм НАР.

Рациональная компоновка предопределила успех «Тукано», самолет получился довольно легким – его сухой вес не превышает 1870 кг. Нормальная взлётная масса составляет 2550 кг, максимальная — 3195 кг. Самолёт без внешних подвесок развивал максимальную скорость 448 км/ч, крейсерская скорость – 411 км/ч. Практическая дальность полёта 1840 км. Ресурс планера модификации EMB-312F составляет 10 000 часов.

Embraer EMB-312 Tucano

Первый полёт «Тукано» состоялся в августе 1980 года, а в сентябре 1983 года серийные самолёты начали поступать в строевые части ВВС Бразилии. Первоначально бразильские ВВС заказали 133 машины самолёта. Интерес к турбовинтовому УТС проявили ближневосточные страны – Египет и Ирак. Согласно заключённым контрактам, в Египет поставили 54, а в Ирак 80 самолётов. Сборка «Тукано» для покупателей с Ближнего Востока велась в Египте на фирме «AOI».

Вслед за Египтом и Ираком EMB-312 для своих ВВС закупили: Аргентина (30 самолетов), Венесуэла (31), Гондурас (12), Иран (25), Колумбия (14), Парагвай (6), Перу (30). В 1993 году ВВС Франции закупили 50 самолетов EMB-312F. УТС для ВВС Франции имеет планер с усталостным ресурсом, увеличенным до 10 000 часов, французское БРЭО, а также измененную систему заправки топлива, противообледенительную систему винта и фонаря кабины.

Во второй половине 80-х лицензию на сборку «Тукано» приобрела британская фирма «Шорт», это стало крупным успехом бразильской фирмы «Эмбраер». Модификация для Королевских ВВС отличается более мощным двигателем «Эллайд Сигнал» ТРЕ331 (1 х 1100 л. с). Всего с июля 1987 года «Шорт» построила 130 «Тукано», получивших в Великобритании обозначение S312.

Некоторые покупатели, такие как Венесуэла, приобретали самолёты в двух модификациях: УТС Т-27 и лёгкие двухместные штурмовики АТ-27. В отличие от учебно-тренировочных машин, штурмовая модификация направлялась в боевые эскадрильи и имела более совершенные прицелы и лёгкую броневую защиту кабины.

В общей сложности до 1996 года было построено более 600 самолётов. В ряде стран помимо подготовки пилотов и тренировочных полётов «Тукано» принимали активное участие в боевых действиях. Самолёт привлекался для нанесения бомбово-штурмовых ударов в локальных межгосударственных конфликтах, боролся с нерегулярными повстанческими формированиями, совершал патрульно-разведывательные полёты и пресекал наркотрафик. «Tукано» оказался неплох в роли истребителя-перехватчика в деле борьбы с доставкой кокаина, на его счету не один принудительно посаженный и сбитый легкомоторный самолет с грузом наркотиков.

Во время ирано-иракской войны действующие на малых высотах «Тукано» наносили бомбово-штурмовые удары и использовались в качестве разведчиков-корректировщиков. Отмечались достаточно результативные действия этих лёгких турбовинтовых штурмовиков во время пограничного конфликта между Перу и Эквадором в 1995 году на реке Сенепа. Точными ударами НАР «Тукано» поддерживали продвижение перуанских «коммандос» в джунглях. Используя фосфорные боеприпасы, дающие хорошо заметный с воздуха белый дым, они «помечали» цели для других, более скоростных и тяжелых боевых самолётов. Благодаря превосходству в воздухе в этой войне Перу удалось взять вверх над Эквадором.

Больше всего «Тукано» в бою потеряли ВВС Венесуэлы. Во время антиправительственного военного мятежа в ноябре 1992 года АТ-27 мятежников бомбили и обстреливали неуправляемыми ракетами оставшиеся верными президенту войска. При этом несколько лёгких штурмовиков были сбиты над Каракасом огнём зенитных 12,7-мм пулемётов и истребителями F-16А.

В 2003 году началось серийное строительство EMB-314 Super Tucano. Самолёт получил двигатель «Пратт-Уитни Канада» PT6A-68C мощностью 1600 л.с. и усиленный планер. Вес пустого самолёта увеличился до 2420 кг, а длина почти на полтора метра. Нормальная взлётная масса составляет 2890 кг, а максимальная – 3210 кг. Максимальная скорость возросла до 557 км/ч. Ресурс планера составляет 18 000 часов.

Самолёт предназначен для работы в условиях высокой температуры и влажности, имеет хорошие взлётно-посадочные характеристики, что позволяет ему базироваться на ограниченных по протяженности грунтовых ВПП. Кабина экипажа прикрыта кевларовой бронёй, обеспечивающей защиту от бронебойных винтовочных пуль с дистанции 300 метров.

EMB-314 Super Tucano

Вооружение «Супер Тукано» стало мощней, в корневой части крыльев появились встроенные 12,7-мм пулемёты с боезапасом по 200 патронов на ствол. Боевая нагрузка общим весом до 1550 кг размещается на пяти узлах подвески, на них могут быть размещены пушечные и пулемётные контейнеры, неуправляемое и управляемое ракетное и бомбовое вооружение. Для применения управляемого вооружения установлена система отображения данных на шлеме пилота, интегрированная в аппаратуру управления средствами поражения самолёта. Система создана на базе цифровой шины MIL-STD-553B и работает по стандарту HOTAS (Hand On Throttle and Stick).

12,7-мм пулемёт «Супер Тукано»

Во время патрульных полётов первых вариантов «Тукано» над джунглями Амазонии выявилась необходимость в специальной инфракрасной разведывательно-обзорной аппаратуре, способной выявлять базы и лагеря повстанцев и наркобаронов и фиксировать их координаты. Для «Супер Тукано» предусмотрено несколько вариантов разведконтейнеров американского и французского производства, в том числе и компактная РЛС бокового обзора. В общей сложности ВВС Бразилии заказали 99 самолетов. В двухместной модификации А-29В заказано 66 самолетов, оставшиеся 33 самолета – это одноместные A-29А.

Лёгкий одноместный штурмовик А-29А Super Tucano

Помимо учебно-боевого двухместного создан чисто ударный одноместный вариант, получивший обозначение А-29А. На месте второго пилота установлен дополнительный 400-литровый протектированный топливный бак, значительно увеличивший время нахождения в воздухе. По информации, представленной фирмой «Эмбраер», одноместный «Супер Тукано» с поисковым подвесным контейнером, фиксирующим тепловое излучение, благодаря увеличенной дальности полёта прекрасно зарекомендовал себя в роли ночного истребителя при перехвате лёгких самолётов контрабандистов. Испытания показали, что он также может эффективно бороться с боевыми вертолётами.

3 июня 2009 года произошел случай принудительной посадки самолёта, перевозившего наркотики, получивший широкую огласку. Два бразильских «Супер Tукано» перехватили Cessna U206G, на котором транспортировались наркотики из Боливии. «Сессна» контрабандистов была перехвачена в районе Мори d’Oeste, но её пилот не подчинился требованию следовать за самолётами бразильских ВВС. Лишь только после предупредительных очередей по курсу самолёта-нарушителя из 12,7-мм, пулеметов, «Сессна» совершила посадку в аэропорту Cacoal. На её борту было обнаружено 176 кг кокаина.

Двухместная модификация A-29B оснащается различным БРЭО и подвесными контейнерами, необходимыми для контроля за полем боя и применения управляемого вооружения. Двухместный лёгкий штурмовик благодаря наличию второго члена экипажа, выполняющего обязанности оператора вооружения, и лётчика-наблюдателя оказался оптимальным для использования в операциях, где требуется патрулирование, переходящее в ударную фазу. В качестве носителя оружия «Супер Тукано» используется как часть системы контроля Амазонки SIVAM (Sistema para Vigilancia de Amazonas), в паре с разведывательными самолетами ЕМВ-145.

По состоянию на 2014 год, более 150 штурмовиков EMB-314 Super Tucano налетали более 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых вылетах. По заявлению фирмы «Эмбраер», благодаря высокой манёвренности, низкой тепловой заметности и хорошей живучести, самолёты прекрасно зарекомендовали себя во время выполнения боевых задач, и ни один А-29 не потерян от зенитного огня. Впрочем, в зоне боевых действий «Супер Тукано» не всегда выполняют ударные функции, зачастую они используются как самолёты разведки и наблюдения.

5 августа 2011 года вооруженные силы Бразилии начали на границе с Колумбией операцию «Агата». В ней приняли участие более 3000 военнослужащих и полицейских, а также 35 самолётов и вертолётов. Целью операции было пресечение незаконной добычи древесины, торговли дикими животными, добычи полезных ископаемых и наркотрафика. В ходе операции «Супер Тукано» разбомбили 500-фунтовыми бомбами несколько нелегальных ВПП, сделав их непригодными к использованию.

15 сентября 2011 года в Бразилии на границе с Уругваем, Аргентиной и Парагваем началась операция «Агата-2». В ходе её «Супер Тукано» уничтожили три аэродрома в джунглях и совместно с истребителями F-5Tiger II перехватили 33 самолета, перевозившие наркотики. Бразильские силовики захватили 62 тонны наркотических средств, совершили 3000 арестов и изъяли более 650 тонн оружия и взрывчатых веществ.

2 ноября 2011 года стартовала операция «Агата-3». Её целью было наведение порядка на границе с Боливией, Перу и Парагваем. В спецоперации приняли участие 6500 военнослужащих и сотрудников полиции,10 катеров, 200 автомобилей и 70 самолетов. «Агата-3» стала самой крупной бразильской спецоперацией с участием армии, флота и ВВС по борьбе с незаконной торговлей людьми и организованной преступностью в приграничной зоне. Помимо «Супер Тукано» в операции от ВВС принимали участие боевые самолёты АМХ, F-5 Tiger II, самолёты ДРЛО и БПЛА. 7 декабря 2011 года представитель Министерства обороны Бразилии сообщил, что изъятие наркотиков за последние шесть месяцев увеличилось на 1319% по сравнению с предыдущими периодом.

А-29В ВВС Колумбии

Очень активно двухместные лёгкие штурмовики А-29В применялись в Колумбии. В январе 2007 года самолеты колумбийских ВВС нанесли ракетно-бомбовый удар по лагерю повстанческого движения «Революционные вооруженные силы Колумбии». В 2011 году, действуя разведывательно-боевыми парами по опорным пунктам левацких повстанцев, «Супер Тукано» впервые применили высокоточные боеприпасы Griffin с лазерным наведением.

Благодаря совершенным разведывательно-ударным системам, поставленным США, результативность боевых вылетов против повстанцев и наркотрафика существенно возросла. В результате авиаударов с использованием высокоточных авиационных боеприпасов удалось ликвидировать ряд командиров повстанцев. В связи с этим, активность вооруженных отрядов, действующих в джунглях, существенно снизилась. Наблюдатели отмечают, что у колумбийских незаконных формирований уменьшилось количество тяжелого вооружения (миномёты, пулемёты и РПГ), а также сократилась численность.

Доминиканская республика также применяет свои «Супер Тукано» для борьбы с наркотрафиком. После того как эта страна получила в конце 2009 года первые турбовинтовые самолёты и успешно перехватила несколько лёгких самолётов с грузом наркотиков, контрабандисты стали избегать залетать в воздушное пространство Доминиканской республики. Сообщалось, что доминиканские А-29В также патрулируют над Гаити.

Заинтересованность в приобретении А-29В Super Tucano высказывало Командование специальных операций США. В феврале 2013 года США и бразильская «Эмбраер» заключили соглашение, в соответствии с которым «Супер Тукано» в несколько видоизменённом виде будут строиться в США на заводе «Эмбраер» в Джексонвилле, штат Флорида. Задачей этих машин, оснащённых совершенным радиоэлектронным оборудованием, будет авиационная поддержка специальных подразделений, разведка и наблюдение в ходе антитеррористических операций. Часть самолётов, построенных в США, предназначена в качестве военной помощи Ираку и Афганистану. В январе 2016 года первые четыре А-29В прибыли в Афганистан. До этого афганские пилоты прошли обучение в США на базе ВВС Муди в Джорджии.

В 1978 году, на пять лет раньше бразильского «Тукано», началось серийное производство швейцарского Рilatus PC-7. В том же году начались первые поставки в Боливию и Бирму. Двухместный учебно-тренировочный моноплан c низкорасположенным крылом и убираемым трёхопорным шасси пользовался успехом у лётного и технического состава, в общей сложности построено более 600 самолётов. Конструкция Рilatus PC-7 имеет много общего с поршневым Рilatus PC-3. Символично, что на «Тукано» и «Пилатусе» использовался очень удачный турбовинтовой двигатель одной и той же модели Pratt Whitney Canada PT6A-25С мощностью 750 л.с

Рilatus PC-7

РС-7 изначально имел сугубо гражданское назначение. Швейцарское законодательство имеет серьёзные ограничения в части поставок вооружения за границу. Поэтому «Пилатусы», полученные иностранными заказчиками, дорабатывались уже на месте в соответствии с собственными предпочтениями и возможностями. Вооруженный РС-7 может нести до тонны боевой нагрузки на 6 узлах внешней подвески. Это могут быть пулемётные контейнеры, НАР, бомбы и зажигательные баки. До появления EMB-312 Tucano у Рilatus PC-7 практически не было конкурентов и он пользовался огромным успехом на мировом рынке вооружения. Все были довольны, швейцарцы продавали его как сугубо мирный УТС, а заказчики после небольшой доработки получали эффективный и недорогой противопартизанский штурмовик.

В отличие от бразильской фирмы Embraer, которая рекламирует свои машины в качестве лёгких противопартизанских штурмовиков, швейцарская Pilatus Aircraft продаёт свои самолёты как учебно-тренировочные, и избегает упоминания об участии их в боевых действиях. По этой причине, несмотря на то, что карьера «Пилатусов» насыщена боевыми эпизодами, информации в открытых источниках об этом немного. Наиболее масштабным вооруженным конфликтом, где они воевали, стала Ирано-Иракская война. Турбовинтовые «Пилатусы» ВВС Ирака оказывали непосредственную авиационную поддержку небольшим подразделениям и корректировали огонь артиллерии. Известно, что с нескольких машин распылялся иприт в районах компактного проживания курдов. Применение химического оружия с PC-7 стало причиной ужесточения контроля швейцарским правительством за экспортом УТС, что во многом открыло дорогу бразильскому «Тукано».

Начиная с 1982 года, PC-7 ВВС Гватемалы наносили удары по лагерям повстанцев в джунглях. Ответным огнём с земли один самолёт был сбит, а ещё, как минимум, один, получивший серьёзные повреждения, пришлось списать. Гватемальские «Пилатусы» активно использовались в боевых вылетах до прекращения конфликта в 1996 году.

РС-7 ВВС Анголы сыграли едва ли не ключевую роль в ликвидации ангольского оппозиционного движения УНИТА. Вооруженные лёгкими фосфорными бомбами и НАР турбовинтовые штурмовики пилотировали лётчики-наёмники южноафриканской фирмы «Экзекьютив Ауткомс», приглашенные ангольским правительством. Пилоты «Пилатусов», летая над джунглями на малых высотах, вскрывали объекты, и передовые позиции УНИТА обстреливали их НАР и помечали фосфорными боеприпасами. После чего в дело вступали МиГ-23 и «бомбардировщики» Ан-26 и Ан-12. Такая тактика многократно повысила точность и результативность бомбардировок.

В 1994 году РС-7 ВВС Мексики наносили ракетные удары по лагерям Армии Сапатистского национального освобождения (САНО). Правозащитные организации приводили свидетельства, что при этом пострадало немало мирных жителей, это в итоге стало причиной запрета, наложенного правительством Швейцарии, на продажу учебно-тренировочных самолётов в Мексику.

Во второй половине 90-х частная военная компания Executive Outcomes использовала несколько РС-7 для оказания непосредственной авиационной поддержки в боевых действиях в Сьерра-Леоне.

Эволюционными вариантами развития Pilatus РС-7 стали УТС Pilatus PC-9 и Pilatus PC-21. Серийное производство PC-9 началось в 1985 году, первым заказчиком были ВВС Саудовской Аравии. От РС-7 УТС PC-9 отличался двигателем «Пратт-Уитни Канада» РТ6А-62 мощностью 1150 л.с., более прочным планером, улучшенной аэродинамикой и катапультируемыми креслами. Боевая нагрузка осталась прежней.

Pilatus PC-9

РС-9 заказывали в основном страны, имевшие опыт эксплуатации РС-7. Из-за ограничений на продажу в страны, вовлечённые в вооруженные конфликты или имеющие проблемы с сепаратистами, а также конкуренции с Embraer EMB-312 Tucano, объемы продаж Pilatus PC-9 не превысили 250 единиц.

Известно, что PC-9 ВВС Чада участвовали в боевых действиях на границе с Суданом, а ВВС Мьянмы использовали их для борьбы с повстанцами. Самолёты этого типа имелись также в Анголе, Омане и в Саудовской Аравии. Эти страны с большой долей вероятности могли применять самолёты в боевых действиях в качестве разведчиков и лёгких штурмовиков, но достоверных подробностей нет.

РС-9 выпускается в США по лицензии Beechcraft Corporation под обозначением T-6A Texan II. Американский вариант отличается от РС-9 формой фонаря кабины. Количество построенных в США УТС многократно превзошло швейцарский оригинал и превысило 700 единиц.

На базе УТС T-6A создано несколько боевых вариантов. T-6A Texan II NTA предназначен для использования неуправляемого вооружения – пулемётных контейнеров и НАР. Самолёт отличается от базового УТС наличием узлов подвески и простейшим прицелом. На модернизированном T-6B Texan II при том же составе вооружения установлена «стеклянная кабина» с ЖК-дисплеями и более совершенным прицельным оборудованием. На T-6C Texan II добавлены дополнительные узлы подвески вооружения, он предназначен для экспортных продаж. T-6D Texan II на базе T-6B и T-6C последняя модификация многоцелевого УТС для ВВС США.

AT-6B Wolverine

Созданный специально для выполнения ударных функций AT-6B Wolverine способен нести на семи узлах подвески широкий спектр управляемого авиационного оружия и различного разведывательного оборудования. AT-6B может привлекаться для решения различных задач: непосредственной авиационной поддержки, передового авиационного наведения, нанесения точечных ударов управляемыми боеприпасами, наблюдения и разведки с возможностью высокоточной регистрации координат, передачи потокового видео и данных.

По сравнению с ранними вариантами, на AT-6B усилена конструкция планера и внедрён ряд дополнительных технических решений по повышению живучести. На самолёте установлена система предупреждения о ракетном нападении, система управления средствами РЭБ ALQ-213, аппаратура защищенной радиосвязи ARC-210. Мощность двигателя увеличена до 1600 л.с.

Наземное обслуживание AT-6B

Сообщается, что в ходе «тестирования» в ряде миссий при оказании непосредственной поддержки Силам специального назначения AT-6B проявил себя лучше, чем штурмовики А-10.

Турбовинтовые самолёты Т-6 различных модификаций поставлялись в Канаду, Грецию, Ирак, Израиль, Мексику, Марокко, Новую Зеландию и Великобританию. Широкому распространению Т-6 в качестве лёгкого штурмовика препятствует его высокая цена. Так, без вооружения, брони и аппаратуры разведки и наведения стоимость T-6 составляет около 500 000$. EMB-314 Super Tucano стоит примерно столько же, но уже с вооружением. Кроме того, в ряде источников упоминалось, что «Супер Тукано» проще и дешевле в обслуживании. Косвенным подтверждением этому является то, что Силы специальных операций США и ВВС Афганистана выбрали именно бразильский самолёт в качестве лёгкого штурмовика.

С 2008 года заказчикам поставляется Pilatus PC-21. При создании нового УТС конструкторы «Pilatus» опирались на опыт, наработанный по машинам семейства PC. Руководство швейцарской Pilatus Aircraft объявило, что PC-21 создан для того, чтобы захватить не менее 50% мирового рынка УТС. В реальности же, на сегодняшний день продано немногим более 130 самолётов.

Pilatus PC-21

Лучшие аэродинамические характеристики, двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-68B мощностью 1600 л.с. и новое крыло обеспечивают PC-21 более высокие скорость крена и максимальную скорость полета по сравнению с PC-9. Самолёт оснащён весьма совершенным БРЭО и имеет возможность адаптировать лётные данные под конкретные требования.

PC-21 помимо ВВС Швейцарии поставлялся в Австралию, Катар, Саудовскую Аравию, Сингапур и ОАЭ. В качестве опции на самолёте возможно размещение пяти узлов внешней подвески, общей грузоподъёмностью 1150 кг. Впрочем, в сложившейся ситуации РС-21 составить конкуренцию в качестве лёгкого «противопартизанского» штурмовика бразильским и американским машинам не может.

Кабина PC-21

Общим для всех упоминаемых в данной публикации самолётов является использование на них очень удачных турбовинтовых двигателей различных модификаций семейства Pratt & Whitney Canada PT6A. Данные ТВД по своим массогабаритным характеристикам, мощности и удельному расходу топлива как нельзя лучше подходят для учебно-тренировочных самолётов и лёгких штурмовиков.

Исторически сложилось, что турбовинтовые УТС оказались весьма востребованы в качестве «антиповстанческих» самолётов. Первоначально они несли только неуправляемые средства поражения: пулемёты, НАР, свободнопадающие бомбы и зажигательные баки. Однако желание повысить точность наносимых авиаударов, снизить уязвимость от огня с земли и сделать лёгкие штурмовики всесуточными привело к тому, что эти машины стали нести весьма совершенные и сложные поисково-прицельные системы и высокоточные управляемые авиационные боеприпасы. Так, стоимость прицельно-навигационного оборудования и вооружения американского AT-6B Wolverine сравнима со стоимостью самого самолёта.

Опыт боевых действий, полученный в ряде локальных конфликтов и антитеррористических компаний показал, что современный «антипартизанский» самолет должен обладать следующими характеристиками:

1. Максимальная скоростью не более 700 км/ч, а рабочая не более 300-400 км/ч. В противном случае пилот будет испытывать нехватку времени для прицеливания, что в общем-то выяснилось ещё в годы Второй мировой и было подтверждено в Корее и во Вьетнаме.

2. «Антипартизанский» самолёт должен иметь бронезащиту кабины пилотов и наиболее важных частей от стрелкового оружия и современные средства противодействия ПЗРК.

3. В зависимости от поставленной задачи самолёт должен иметь возможность применять широкий спектр управляемого и неуправляемого оружия, действовать днём и ночью, для чего необходим набор оптоэлектронных и радиолокационных подвесных и встроенных систем. При выполнении «антитеррористических» задач и оказания непосредственной авиационной поддержки боевой нагрузки массой 1000-1500 кг вполне достаточно.

Сравнивая самолёты «туканокласса» с состоящими на вооружении в ВВС реактивными штурмовиками Су-25 и А-10, можно отметить, что при «рабочей» скорости 500-600 км/ч времени для визуального обнаружения цели с учётом реакции пилота зачастую не хватает. Способные нести большую «полезную нагрузку» реактивные штурмовики, созданные для борьбы с бронетехникой в «большой войне», действуя против разного рода инсургентов, зачастую расходуют её нерационально.

Боевые вертолеты лучше подходят для выполнения «специальных задач», их боевая нагрузка сравнима с той, что способны нести турбовинтовые штурмовики. Но следует признать, что в силу конструктивных особенностей и при меньшей скорости, и при большей стоимости вертолёт является более лёгкой целью для зенитного огня, чем боевой самолёт «туканокласса». Кроме того, время нахождения турбовинтового штурмовика в районе цели ввиду существенно меньшего удельного расхода топлива может быть в разы больше, чем у вертолёта.

Немаловажным фактором, особенно для стран «третьего мира», является то, что стоимость полётного часа турбовинтового «антиповстанческого» штурмовика может быть в несколько раз меньше, чем у боевого вертолёта или реактивного боевого самолёта, при выполнении одной и той же задачи.

В различных «горячих точках» по всему миру в последнее десятилетие широко применялись БПЛА, породив настоящий «беспилотный бум». На «Военном обозрении» в ряде комментариев неоднократно высказывалось мнение, что лёгкие штурмовики, или как их даже называли «недосамолёты» в ближайшем будущем будут вытеснены дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами. Но реальность демонстрирует прямо противоположную тенденцию – интерес к лёгким универсальным турбовинтовым боевым самолётам только растёт. При всех своих достоинствах ДПЛА больше являются средствами разведки и наблюдения и по своему ударному потенциалу пока не могут сравниться с пилотируемой авиацией.

Опыт использования американских вооруженных беспилотников среднего класса MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper продемонстрировал, что эти аппараты, способные часами висеть в воздухе, отлично подходят для разовых точечных ударов, таких, например, как ликвидация главарей боевиков. Но в силу ограниченной грузоподъёмности, беспилотники, как правило, не способны оказать эффективную огневую поддержку при проведении спецопераций или «прижать огнём» атакующих боевиков.

Неоспоримыми плюсами ДПЛА по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами являются меньшие эксплуатационные расходы и отсутствие риска гибели или пленения пилотов в случае отказа техники или поражения зенитными средствами самолёта или вертолёта. Однако в целом ситуация с беспилотниками из-за их высокой аварийности не столь благостная. Согласно данным, опубликованным в американских СМИ, во время кампаний в Афганистане и Ираке по состоянию на 2010 год было потеряно более 70 ДПЛА. Стоимость разбившихся и сбитых дронов составила почти 300 млн. долларов. В итоге деньги, сэкономленные на меньших эксплуатационных расходах, пошли на пополнение парка БПЛА.

Выяснилось, что каналы связи и передачи данных беспилотников оказались уязвимы для помех и перехвата транслируемой ими информации. Предельно облегчённая конструкция и неспособность ударно-разведывательных БПЛА выполнять резкие противозенитные манёвры в сочетании с узким полем зрения камеры и значительным временем реакции на команды делает их весьма уязвимыми даже в случае небольших повреждений. Кроме того, современные дроны и пункты управления содержат «критические технологии» и программное обеспечение, которым американцы делятся крайне не охотно. В связи с этим США предлагает своим союзникам по «антитеррористической войне» более гибкие в применении турбовинтовые «противопартизанские» ударные самолёты с широким спектром управляемого и неуправляемого вооружения.

На сегодняшний день у самолётов «туканокласса» появились конкуренты в лице лёгких боевых самолётов, созданных на базе машин сельхозавиации. Это лишний раз подтверждает возросший интерес к легким ударным самолётам. Но по комплексу выполняемых задач и лётным данным «сельскохозяйственные штурмовики» не могут конкурировать с самолётами «туканокласса».

/Сергей Линник, topwar.ru/

Embraer EMB 314 Super Tucano

EMB 314 Super Tucano / A-29
A-29 Super Tucano ВВС Доминиканской Республики, 2011 год.
Тип учебный / лёгкий штурмовик
Разработчик Embraer
Производитель Embraer
Первый полёт 9 сентября 1991
Начало эксплуатации 2003
Статус эксплуатируется, производится
Основные эксплуатанты ВВС Бразилии
ВВС Колумбии
ВВС Чили
Единиц произведено 156 (на январь 2012 года)
Стоимость единицы 9,0-14,0 млн
Базовая модель Embraer EMB 312 Tucano
Изображения на Викискладе

EMB-314 Super Tucano — лёгкий турбовинтовой штурмовик, выпускающийся бразильской компанией Embraer.

Первый прототип самолёта поднялся в воздух в 1992 году. Изначально проектировался как учебный самолёт, но впоследствии был доработан для проведения ударов с воздуха. Кабина пилота штурмовика защищена кевларовой бронёй.

  • 1 Применение
  • 2 Тактико-технические характеристики
  • 3 Сравнение с аналогами
  • 4 Галерея фотографий
  • 5 На вооружении
  • 6 См. также
  • 8 Примечания

Применение

Super Tucano применялся в борьбе с партизанским движением в Колумбии. В настоящее время участвует в тендере ВВС США по закупке от 100 до 200 штурмовиков этого типа, которые будут применяться против талибов в Афганистане.

30 декабря 2011 года ВВС США объявили, что в результате проведенного конкурса выбрали легкий многоцелевой самолет A-29 Super Tucano производства бразильской компании EMBRAER для использования в качестве самолета летной подготовки, разведки и авиационной поддержки войск. Самолеты будут эксплуатироваться совместно с компанией Sierra Nevada Corporation. Контракт стоимостью 355 млн долл США предусматривает поставку 20 самолетов. Самолеты будут использоваться в Афганистане и других неспокойных странах мира. В настоящее время более 150 штурмовиков «Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах, где не понесли ни одной потери.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 10,53 м
  • Размах крыла: 11,14 м
  • Высота: 3,9 м
  • Площадь крыла: 19,4 м²
  • Масса пустого: 3020 кг
  • Максимальная взлётная масса: 5200 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 650 кг
  • Объём топлива в ПТБ: 2 × 323 л
  • Силовая установка: 1 × ТВД Pratt&Whitney PT6A-68/3
  • Мощность двигателей: 1 × 1600 л.с. (1 × 1193 кВт)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 590 км/ч
  • Крейсерская скорость: 520 км/ч
  • Скорость сваливания: 148 км/ч
  • Практическая дальность: 1 330 км
  • Перегоночная дальность: 2 850 км
  • Практический потолок: 10 670 м
  • Скороподъёмность: 24 м/с
  • Нагрузка на крыло: 200 кг/м²
  • Тяговооружённость: 306 Вт/кг
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7,0g/-3,5g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:
    • встроенное: 2 × 12,7-мм пулемёта FN Herstal M3
    • подвесное: 1 × 20-мм пушка на фюзеляжном узле
  • Точки подвески: 5
  • Боевая нагрузка: 1500 кг
  • Управляемые ракеты: 2× ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder или MAA-1 Piranha или Python 3/4
  • Неуправляемые ракеты: 4 × блока 70-мм ракет
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые

Сравнение с аналогами

EMB 314 Super Tucano Pilatus PC-21 Pilatus PC-9 M KAI KT-1C (англ.)русск. AHRLAC
Внешний вид
Принят на вооружение, год 2003 2008 1997 2000
Размах крыла, м 11,14 9,11 10,19 10,59 12,0
Длина, м 10,53 11,23 10,18 10,26 10,5
Масса пустого, кг 3020 2280 1780 1910 н/д
Максимальная взлётная масса, кг 5200 4250 3210 3310 3800
Практический потолок, м 10 670 11 600 11 600 11 600 9500
Крейсерская скорость, км/ч 530 600 500 500 500
Максимальная скорость, км/ч 590 625 590 575 н/д
Практическая дальность, км 1330 1300 1590 1700 2100
Топливо, л внутренее: 695
ПТБ: 2 х 232
н/д внутренее: 530
ПТБ: 2 х 250
н/д н/д
Тип двигателя 1 х ТВД Pratt&Whitney PT6A-68/3 1 х ТВД Pratt&Whitney PT6A-68B 1 х ТВД Pratt&Whitney PT6A-25C 1 х ТВД Pratt&Whitney PT6A-62 1 х ТВД Pratt&Whitney PT6А-66
Мощность двигателя, л.с. 1600 1630 1150 950 950
Боевая нагрузка, кг 1500 1150 1040 н/д 800
Стоимость, млн дол. $9,0-14,0 млн. н/д н/д н/д $10,0 млн.

Галерея фотографий

На вооружении

  • Ангола — 3 EMB-314 Super Tucano (всего заказано 6 единиц), по состоянию на 2012 год
  • Афганистан — заказано 20 Super Tucano, по состоянию на 2012 год
  • Бразилия — 99 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2012 год
  • Буркина-Фасо — 3 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2012 год
  • Гватемала — 6 EMB-314 Super Tucano заказано в 2011 году
  • Доминиканская Республика — 6 AT-29 Super Tucano, по состоянию на 2010 год
  • Индонезия — 4 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2012 год
  • Колумбия — 25 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2008 год
  • Мавритания — 3 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2012 год
  • США — заказано 20 А-29 Super Tucano на общую сумму $355 млн., по состоянию на 2012 год
  • Чили — 12 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2011 год
  • Эквадор — 18 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2011 год

> См. также

  • AHRLAC
  • Pilatus PC-21
  • Raytheon T-6 Texan II
  • Utva Lasta
  • North American OV-10 Bronco
  • Douglas A-1 Skyraider

> Ссылки

  • EMB-314 Super Tucano. Уголок неба.
  • ВВС США выбрали «Супер Тукано». Военный паритет.
  • http://www.sncorp.com/pdfs/isr/TUCANO_Product_sheet.pdf

Примечания

EMB 314 Super Tucano / A-29

Тип

учебный / лёгкий штурмовик

Разработчик

Embraer

Производитель

Embraer

Первый полёт

2 июня 1999 года

Начало эксплуатации

2003 год

Статус

эксплуатируется, производится

Эксплуатанты

Годы производства

2003- по настоящее время

Единиц произведено

247+

Стоимость единицы

9,0-14,0 млн

Базовая модель

Embraer EMB 312 Tucano

Медиафайлы на Викискладе

EMB-314 Super Tucano — лёгкий турбовинтовой штурмовик, выпускающийся бразильской компанией Embraer.

Первый прототип самолёта поднялся в воздух в 1999 году. Изначально проектировался как учебный самолёт, но впоследствии был доработан для проведения ударов с воздуха. Кабина пилота штурмовика защищена кевларовой бронёй.

Super Tucano применялся в борьбе с партизанским движением в Колумбии. В настоящее время участвует в тендере ВВС США по закупке от 100 до 200 штурмовиков этого типа, которые будут применяться против талибов в Афганистане.

30 декабря 2011 года ВВС США объявили, что в результате проведенного конкурса выбрали легкий многоцелевой самолёт A-29 Super Tucano производства бразильской компании EMBRAER для использования в качестве самолёта летной подготовки, разведки и авиационной поддержки войск. Самолёты будут эксплуатироваться совместно с компанией Sierra Nevada Corporation. Контракт стоимостью 355 млн долл США предусматривал поставку 20 самолётов. Одна из партий самолётов предназначалась для ВВС Афганистана. В настоящее время более 150 штурмовиков «Супер Тукано», состоящие на вооружении ВВС ряда стран мира, налетали 130 000 часов, в том числе 18 000 часов в боевых полетах.

> Галерея фотографий

  • Ангола — 3 EMB-314 Super Tucano (всего заказано 6 единиц), по состоянию на 2018 год.
  • Афганистан — заказано 26 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Бразилия — 99 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Буркина-Фасо — 3 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Доминиканская Республика — 8 AT-29 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Индонезия — 15 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Колумбия — 25 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Мавритания — 2 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • США — заказано 20 А-29 Super Tucano на общую сумму $355 млн, по состоянию на 2018 год.
  • Чили — 18 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Эквадор — 18 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Гана — заказано 5 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Гондурас — заказано 2 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Ливан — 6 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Мали — 4 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год, всего заказано 6 самолётов.
  • Нигерия — заказано 12 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Сенегал — заказано 3 EMB-314 Super Tucano, по состоянию на 2018 год.
  • Филиппины — заказано 6 EMB-314 Super Tucano, с опционом ещё на 18 самолётов. Начало поставок запланировано на 2019 год.

> См. также

  • AHRLAC
  • Pilatus PC-21
  • Raytheon T-6 Texan II
  • Utva Lasta
  • North American OV-10 Bronco
  • Douglas A-1 Skyraider

Ссылки

  • EMB-314 Super Tucano. Уголок неба.
  • ВВС США выбрали «Супер Тукано». Военный паритет.
  • https://web.archive.org/web/20120425151747/http://www.sncorp.com/pdfs/isr/TUCANO_Product_sheet.pdf
  • Украина приценивается к легким штурмовикам Super Tucano.

Это заготовка статьи о военном летательном аппарате. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Самолёты компании Embraer

Военные

Пассажирские

Бизнес-джеты

Многоцелевые

Проекты/разрабатываются

World of Warplanes

World of Warplanes

Обложка игры

Разработчики

Wargaming.net
Persha Studia

Издатель

Дата анонса

7 июня 2011 года

Даты выпуска

12 ноября 2013 года (онлайн-релиз)

Последняя версия

2.1 / 10 июля 2019

Жанры

MMO-экшен, авиааркада

Технические данные

Платформы

Windows, macOS

Игровой движок

Режим игры

многопользовательский

Язык интерфейса

английский

Системные
требования

Минимальные системные требования Операционная система: Windows 7. Процессор (CPU): Intel Core i3-2xxx or higher. Оперативная память (RAM): 4 ГБ. Графический адаптер: Shaders 3.0 (NVIDIA GeForce 9600 GT 512MB, Radeon HD 3870) и выше. Минимальное поддерживаемое разрешение экрана: 1280×720 точек. Аудиокарта: совместимая с DirectX 9.0c. Свободное место на жёстком диске: 35 ГБ. Скорость интернет-соединения: 256 Кбит/с. Разрешение экрана: 1280х768 точек.

Рекомендуемые системные требования Операционная система: Windows 7 — 64 bit. Процессор (CPU): Intel Core i5-2ххх, AMD FX 8xxx / higher. Оперативная память (RAM): 8 ГБ. Графический адаптер: NVidia GeForce GTX 660 1GB, Radeon HD 7870 и выше. Рекомендуемое разрешение экрана: 1920×1080 точек. Аудиокарта: совместимая с DirectX 9.0c. Свободное место на жёстком диске: 45 ГБ. Скорость интернет-соединения: от 1024 Кбит/с.

Разрешение экрана: 1280х768 точек.

Управление

клавиатура, мышь, джойстик, геймпад

Официальный сайт

Медиафайлы на Викискладе

World of Warplanes (WoWp) — бесплатная массовая многопользовательская онлайн-игра в жанре аркадного авиационного экшена. Игра разрабатывается компанией Persha Studia в Киеве (Украина), издателем выступает Wargaming. Временной период, к которому относится большая часть представленной в игре техники — «золотой век боевой авиации» (промежуток между мировыми войнами, Вторая мировая война и последующее десятилетие). Игра была выпущена в ноябре 2013 года в СНГ, Северной Америке и Европе. В октябре 2017 года вышло обновление World of Warplanes 2.0, значительно изменившее игру и получившее намного лучшие оценки журналистов и игроков, чем первая версия.

История

Идея создания MMO-экшена, посвященного боевой авиации, появилась в Wargaming на ранних этапах разработки World of Tanks. World of Warplanes была анонсирована на выставке E3 в 2011 году вскоре после выхода World of Tanks в Европе и Северной Америке. Разработка World of Warplanes была доверена Persha Studia — киевской студии Wargaming.

Первый работающий прототип игры был создан уже через 2 месяца после формирования концепции. Ранний альфа-тест стартовал в августе 2011 года.

Первый проморолик World of Warplanes был представлен на выставке gamescom в 2011 году. Первая демонстрация альфа-версии игры журналистам прошла за закрытыми дверями на выставке «Игромир» в октябре 2011 года.

Первыми в World of Warplanes появились самолеты США.

Набор игроков для участия в альфа-тестировании начался 23 февраля 2012 года. Этап закрытого бета-тестирования начался 30 мая 2012 года. За 3 месяца ЗБТ поступило более 2 миллионов заявок на участие.

В 2012 году на European Games Awards World of Warplanes получила награду «Most Wanted Online Game» («Наиболее ожидаемая онлайн-игра»).

4 апреля 2013 года завершилось действие соглашения о неразглашении, которое заключали участники закрытого бета-тестирования. Это позволило им делиться мнениями о проекте, снимками экрана и видео игрового процесса. На тот момент в World of Warplanes было 6 игровых локаций, более 80 боевых самолетов разработки СССР, США, Германии и Японии. 2 июля 2013 года стартовало открытое бета-тестирование игры.

10 октября 2017 года на официальном Youtube-канале World of Warplanes был опубликован ролик «World of Warplanes. Новый игровой режим», который анонсировал выход обновления World of Warplanes 2.0, кардинально изменившего геймплей и обновившего графику.

Обзор

В World of Warplanes представлены более 250 различных боевых самолетов производства СССР, Германии, США, Великобритании, Японии, Франции и Китая. Присутствующая в игре техника разделена на национальные «деревья» с «ветвями», соответствующими классам самолетов: истребители, многоцелевые истребители, тяжелые истребители, штурмовики и бомбардировщики. Кроме того, доступны премиум-самолеты, которые можно приобрести без изучения. Они предоставляют увеличенные награды по результатам игровых сессий (боев).

Каждое дерево техники начинается с бипланов I уровня, относящихся к межвоенному периоду, и завершается реактивной техникой X уровня. Все самолеты, кроме премиум-техники, могут быть изучены и усовершенствованы посредством накопления очков опыта и кредитов.

Усовершенствование самолетов предполагает установку на них различных модулей: вооружения, двигателей, оборудования и снаряжения. В игре имеется несколько тысяч различных конфигураций самолетов, которые, наряду с возможностью изменения внешнего вида посредством камуфляжных окрасок, эмблем и украшений, позволяют игрокам создавать уникальные боевые машины.

Разделение самолетов на классы предусматривает значительные различия в их летно-технических характеристиках, огневой мощи и стиле пилотирования и ведения боя. Кроме того, самолеты различных наций одного класса и уровня отличаются, имитируя реальные ЛТХ и исторический опыт боевого применения. Например, советские и японские самолеты превосходят немецкие и американские по горизонтальной маневренности, а те, в свою очередь, отличаются большей высотностью и эффективностью в вертикальных виражах. Игровой клиент World of Warplanes содержит инструменты, позволяющие сравнивать самолеты между собой.

Игровые сессии (бои) проходят на 40 детализированных и зрелищных игровых локациях, основанных на реальных ландшафтах и объектах, встречающихся в различных регионах Земли.

Интернет-сайт World of Warplanes содержит раздел с краткими историческими и игровыми сведениями о каждом из представленных в игре самолетов.

Национальные «деревья» техники регулярно пополняются новыми самолетами. С момента выхода игры в 2013 году в ней появились новые нации, «ветви» самолетов и классы.

Игровые режимы

Основной с момента выхода версии 2.0 игровой режим «Завоевание» представляет собой сочетание PvP (воздушный бой против самолетов под управлением других игроков) и PvE-геймплея (воздушный бой против самолетов под управлением ботов и атака наземных целей). Предусмотрено два типа боя: стандартный бой, в котором противоборствующие команды формируются специальным алгоритмом, и тренировочные комнаты, в которых состав команд и отдельные настройки полностью определяются игроками. Тренировочные комнаты предназначены как для новичков, стремящихся улучшить свои навыки, так и для опытных команд, отрабатывающих тактики, оценивающих новые самолеты или практикующихся в стрельбе и пилотировании. В них отключено вознаграждение опытом и кредитами.

Также в игре доступна система базового обучения новых игроков основам World of Warplanes.

В Стандартном бою повреждение и уничтожение наземных и воздушных целей, принадлежащих команде противника, вознаграждается очками опыта и внутриигровой валютой (кредитами). Их можно использовать для того, чтобы получить доступ к новому контенту: усовершенствованным модулям для самолетов, новым моделям техники и т. п. Победа в стандартном бою достигается посредством захвата различных участков на игровой локации, которые приносят очки ресурсов. Команда, первой накопившая необходимое количество ресурсов, побеждает. Захват территорий происходит путем уничтожения наземных и воздушных целей в их пределах. Также возможна победа путем полного уничтожения всех самолетов команды противника. При уничтожении самолета на протяжении большей части боя игроки могут повторно вступить в схватку благодаря механике респауна. Многие территории на игровых локациях имеют собственные механики, оказывающие влияние на ситуацию в бою и приносящие пользу контролирующей их команде. Например, Авиабаза позволяет сбитым игрокам выбрать другую модель самолета для повторного входа в бой, Командный центр направляет волны управляемых AI бомбардировщиков на территории противника, а Военная база наносит по ним ракетные удары. Через некоторое время после начала боя игровую локацию «отрезает грозовой фронт», отключая механику респауна.

Кроме режима «Завоевание», в игре существуют режимы «Сопровождение», «Война на истощение» и «Вторжение». Они отличаются механизмами достижения победы и в основном становятся доступны во время регулярно проводимых игровых событий-«марафонов», которые чаще всего используются для презентации новых самолетов.

Экономика

Экономическая система World of Warplanes аналогична реализованной в World of Tanks.

В игре существует 4 вида внутриигровой валюты: опыт, кредиты, Жетоны (с версии 1.9.4) и золото.

Опыт используется для изучения улучшенных модулей для самолетов и новых самолетов, расположенных на последующих уровнях в дереве развития техники либо в других ветках. Кроме того, опыт используется для обучения экипажей различным навыкам, увеличивающим эффективность самолетов в бою.

Кредиты используются для ремонта полученных в бою повреждений самолетов, приобретения новых модулей, оборудования и снаряжения для них, и приобретения других самолетов из деревьев развития техники.

Жетоны используются для приобретения различных внутриигровых сущностей — например, слотов (мест) для самолетов во внутриигровом Ангаре. Кроме того, Жетоны используются во время игровых событий.

Золото используется для приобретения Премиума — специального статуса игрового аккаунта, увеличивающего вознаграждение опытом и кредитами за результаты боя и предоставляющего дополнительные преимущества (например, возможность выбора оформления Ангара). Также золото используется для приобретения отдельных видов снаряжения для самолетов и других игровых сущностей, которые ускоряют и упрощают игрокам доступ к новому контенту по мере их прогресса в игре.

Награды

World of Warplanes версии 1.х получила смешанные отзывы критиков и игроков. В частности, по состоянию на 2014 год рейтинг игры на Metacritic составлял 69/100. На момент релиза игра получила несколько наград:

  • лучшая клиентская игра КРИ 2012;
  • лучшая игра E3 2012 по мнению HardGame2.com;
  • самая ожидаемая игра 2012 года по мнению EGA;
  • лучший ММО-экшен E3 2013 по мнению Goha.ru;
  • лучшая игра gamescom 2012 в жанре free-to-play по мнению Jeuxvideo24.com;
  • лучший тактический онлайн-экшен «Игромира 2013» по мнению Gameguru.ru.

World of Warplanes версии 2.0 получила в целом положительные оценки от прессы, представители которой отметили улучшение графики, оживление и общее упрощение геймплея, сделавшее игру более доступной для начинающих игроков. В то же время опытные игроки в World of Warplanes и сторонники авиасимуляторов подвергли обновление критике, осудив усиление аркадной стороны игры.

Сотрудничество с группой Iron Maiden

В рамках маркетинговой кампании по продвижению World of Warplanes 2.0 в 2018 году разработчики провели совместную акцию с британской рок-группой Iron Maiden и ее солистом Брюсом Дикинсоном.

Wargaming получила лицензию на использование одного из хитов группы, Aces High, от лейбла Sanctuary Records. Тематика песни – будни пилотов истребителей ВВС Великобритании в дни Битвы за Британию, — перекликается с тематикой World of Warplanes.

В рамках промоакции была создана новая версия видеоклипа для Aces High, в которой оригинальный видеоряд чередовался с воссозданным с помощью игрового движка. В кабине легендарного британского истребителя Supermarine Spitfire, сыгравшего ключевую роль в отражении атак Люфтваффе на Великобританию, находился пилот-маскот Iron Maiden, Эдди. Ролик был опубликован на сайтах World of Warplanes, группах в Facebook и на канале в YouTube.

Модель Supermarine Spitfire, которую Iron Maiden использовала в качестве сценической декорации во время тура Legacy of the Beast в 2018 году, также присутствовала в игре и была доступна игрокам бесплатно. Дополнительно различные элементы в игре были оформлены в стилистике альбомов и декораций группы.

Солист Iron Maiden Брюс Дикинсон — энтузиаст авиации первой половины XX века и профессиональный пилот — был привлечен Wargaming к созданию серии исторических видеороликов, посвященных наиболее известным самолетам этого периода. Брюс Дикинсон стал послом WoWp и записал 11 серий видео о самолетах, находящихся в музее британских ВВС в Хендоне и представленных в игре.

  1. лауреаты премии КРИ Awards 2012 (недоступная ссылка).Kriconf.ru май 2012. Архивировано из первоисточника 2013-11-06.
  2. Redacción HardGame2.Juegos PC — Los Mejores del E3 2012 Архивировано 28 августа 2012 года..Hardgame2.com June 2012. Retrieved 2013-11-06.
  3. и EGA 2012. Подведение итогов (недоступная ссылка).Worldofwarplanes.ru август 2012. Архивировано из первоисточника 2013-11-06.
  4. JonahFalcon.racks up E3 awards for World of Warplanes.Strategyinformer.com June 2012. Retrieved 2013-11-06.
  5. Ganon.Meilleur Free 2 Play de la gamescom 2013 Архивировано 8 ноября 2013 года..Jeuxvideo24.com September 2013. Retrieved 2013-11-06.
  6. GameGuru AWARDS.Gameguru.ru октябрь 2013. Архивировано из первоисточника 2013-11-06.

Официальные сайты

  • Официальный сайт World of Warplanes
  • Официальный сайт Wargaming
  • World of Warplanes на сайте Absolute Games

Тематические сайты

Игры компании Wargaming.net

Цикл «Massive Assault»

Сеттинг «Вторая мировая война»

Многопользовательские игры

Другое

Бразильский Ил-2. Лёгкий турбовинтовой штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano

Если кто-то считает, что эра винтовых боевых самолетов навсегда осталась в прошлом, он ошибается. В Бразилии в авиастроительной компании Embraer так точно не считают. Именно здесь сегодня выпускается легкий турбовинтовой штурмовик EMB 314 Super Tucano, который пользуется спросом на международном рынке вооружений и стабильно находит своих покупателей. С 2003 года в Бразилии произведено уже более 240 таких штурмовиков, которые используются ВВС 18 государств, при этом 99 легких штурмовиков Embraer EMB 314 Super Tucano находятся на вооружении ВВС Бразилии.
Говоря о штурмовиках, многие сразу же вспоминают советский/российский штурмовик Су-25 «Грач» или американский A-10 Thunderbolt II «Бородавочник», однако для решения ряда задач возможности этих самолетов представляются явно избыточными. Легкий турбовинтовой EMB 314 Super Tucano успешно существует в своей собственной нише, доказывая, что несмотря на прошедший золотой век штурмовой авиации, пришедшийся на Вторую мировую войну, подобные самолеты по-прежнему востребованы и не обязательно должны быть реактивными. Легкий штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano, известный также под обозначением А29 Super Tucano, относят к классу противопартизанских самолетов.

Легкий турбовинтовой штурмовик EMB 314 Super Tucano был создан инженерами бразильской компании Embraer на базе легкого двухместного турбовинтового учебно-боевого самолета EMB 312 Tucano. Разработка данного учебно-боевого самолета началась еще в 1978 году, первый прототип поднялся в воздух в 1980 году, с 1984 года самолет активно поставлялся на экспорт. При взгляде на два этих самолета их родство становится несомненным, обе машины легко банально спутать.
EMB 314 Super Tucano/A-29B ВВС Бразилии
Модель EMB 314 Super Tucano отличается увеличенной длиной, усиленным набором планера, возросшей боевой нагрузкой и более мощным двигателем, также были увеличены и размеры кабины экипажа для большего удобства работы пилотов. Помимо этого самолет получил современную авионику и так называемую «стеклянную кабину». В распоряжении пилота два крупных жидкокристаллических дисплея с активной матрицей размером 6х8 дюймов. Также кабина штурмовика получила защиту в виде кевларовой брони. В кабине могут быть установлены катапультируемые кресла Martin-Baker MK-10lCX. На самолете появилось бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, противоперегрузочные костюмы пилотов и некоторые другие усовершенствования, к примеру, климатическая система, обеспечивающая максимально комфортную работу экипажа. А наличие современного военного автопилота позволяет сократить нагрузку на летчиков при выполнении длительных по времени полетов.
Первый полет прототипа EMB 314 Super Tucano состоялся в 1999 году, с 2003 года самолет состоит на вооружении ВВС Бразилии и активно поставляется на экспорт. Стоимость одного самолета оценивается в 9-14 миллионов долларов. Цена является одним из главных преимуществ легкого бразильского штурмовика. Один самолет стоит намного дешевле применяемых для этих же целей вертолетов. К примеру, стоимость российского боевого вертолета Ми-35М составляет более 36 миллионов долларов. К плюсам штурмовика также относят возможность действия с любых взлетно-посадочных полос, в том числе грунтовых аэродромов. Самолет может легко менять место своего базирования. При этом у машины никуда не делись и функции учебно-тренировочного самолета. В местах постоянной дислокации легкий штурмовик Super Tucano может использоваться и для выполнения учебных вылетов, очень часто самолет используется для совершенствования боевых навыков пилотами реактивной авиации.
Embraer EMB 314 Super Tucano выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это низкоплан с прямым крылом. Фюзеляж самолета типа полумонокок. Шасси – трехопорное, каждая стойка шасси имеет одно колесо. В качестве силовой установки используется турбовинтовой двигатель Pratt&Whitney PT6A-68/3, развивающий максимальную мощность 1600 л.с. Благодаря этому двигателю самолет может разгоняться в полете до 590 км/ч.
EMB 314 Super Tucano/A-29А ВВС Бразилии
Как отмечают в компании Embraer, планер самолета в одноместном и двухместном вариантах был спроектирован с учетом новейших технологий и автоматизации процессов проектирования. При выполнении типовых учебных миссий производитель гарантирует самолету срок службы – 18 тысяч часов или 12 тысяч летных часов в зависимости от нагрузки и решаемых самолетом задач. Конструкция планера обладает надежной защитой от коррозии и отличается хорошими прочностными характеристиками. Легкий штурмовик может выдержать перегрузки в диапазоне от +7 до -3,5g.

Самолет может использоваться в условиях высокой влажности и температуры окружающего воздуха, имеет очень хорошие взлетно-посадочные характеристики, что позволяет эффективно использовать его даже с небольших по протяженности взлетно-посадочных полос. Кабина штурмовика защищена кевларовой броней, которая обеспечивает защиту от бронебойных пуль винтовочного калибра – 7,62 мм с дистанции 300 метров. Также по заверениям компании-производителя, фонарь кабины в состоянии выдержать столкновение с птицей на скорости 270 узлов (500 км/ч). Защиту экипажа и самолета помимо кевларовой брони обеспечивают также современные информационные системы: предупреждения о приближении ракет MAWS (Missile Approach Warning System) и предупреждения о радиолокационном облучении самолета средствами поражения противника RWR (Radar Warning Receiver), имеются на штурмовике и устройства отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек.
Embraer EMB 314 Super Tucano известен также под обозначением А-29 Super Tucano (версия для бразильских ВВС). Он существует в двух основных вариантах: легкий одноместный штурмовик А-29А Super Tucano и двухместная версия A-29B Super Tucano. На вооружении ВВС Бразилии находится 33 самолета в варианте А и 66 в варианте B, еще 4 самолета были потеряны в ходе различных авиационных происшествий.
Ударный одноместный вариант турбовинтового самолета Super Tucano отличается от более распространенной модели тем, что на месте второго пилота устанавливается 400-литровый протектированный топливный бак, который существенно повышает время нахождения самолета в воздухе, расширяя его боевые возможности и увеличивая время и дальность патрулирования. Одноместный легкий штурмовик Super Tucano, по заверениям представителей компании Embraer, может оснащаться оборудованием, позволяющим эксплуатировать его в ночных условиях. Так он превращается в подобие настоящего ночного истребителя, который можно использовать для перехвата легкомоторных самолетов наркоторговцев и контрабандистов. Проведенные испытания показали, что самолет эффективно может использоваться и для борьбы с вертолетами противника.
Основным преимуществом двухместной версии A-29B Super Tucano, как нетрудно догадаться, является второй член экипажа. Это тот самый случай, когда пословица «одна голова хорошо – а две лучше», раскрывает себя в полной мере. Второй член экипажа штурмовика, выполняющий обязанности оператора вооружения и летчика-наблюдателя, может быть очень полезен при проведении операций, которые предполагают длительное патрулирование местности с последующим переходом к ударной фазе.
Легкий турбовинтовой штурмовик EMB 314 Super Tucano может нести различные типы вооружений, которые можно легко комбинировать в зависимости от решаемых боевых задач. В крыло самолета встроены два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета FN Herstal M3P с боезапасом по 200 патронов на ствол. Также под фюзеляжем самолета может быть установлена скорострельная 20-мм авиационная пушка, а на подкрыльевых узлах подвески дополнительно можно разместить еще два 12,7-мм или сразу четыре пулемета калибра 7,62-мм (боекомплект 500 патронов на ствол).
Всего на самолете имеется 5 жестких точек подвески (одна под фюзеляжем и 4 под крылом). Максимальная боевая нагрузка – 1500 кг. Возможно использование управляемых ракет класса «воздух-воздух» ближнего радиуса действия (AIM-9 класс). Также возможно использование свободнопадающих или корректируемых авиабомб Mk 81 (119 кг до 10 бомб) или Mk 82 (227 кг до 5 бомб). Помимо этого возможна установка пусковых блоков SBAT-70/19 или LAU-68 для 70-мм неуправляемых авиационных ракет.
Легкий штурмовик EMB 314 Super Tucano активно применялся для борьбы с партизанами и представителями наркомафии в Колумбии. Также в боевых условиях данные штурмовики использовались ВВС Афганистана. О потерянных в боях штурмовиках информация в настоящее время отсутствует. Помимо ударных функций самолет часто используется для разведки и наблюдения за местностью. К примеру, в Бразилии данный штурмовик активно участвует в программе Sistema de Vigilância da Amazônia (SIVAM), которая направлена на борьбу с наркотрафиком и незаконной вырубкой и сжиганием лесов в джунглях Амазонки.
Летно-технические характеристики EMB 314 Super Tucano:
Габаритные размеры: длина – 11,3 м, высота – 3,97 м, размах крыла – 11,14 м, площадь крыла – 19,4 м2.
Масса пустого – 3200 кг.
Максимальная взлетная масса – 5200 кг.
Силовая установка – ТВД Pratt&Whitney PT6A-68/3 мощностью 1600 л.с.
Максимальная скорость – 590 км/ч.
Крейсерская скорость – 520 км/ч.
Скорость сваливания – 148 км/ч.
Практическая дальность – 1330 км.
Перегоночная дальность – 2850 км.
Боевой радиус действия – 550 км (с полной боевой нагрузкой 1500 кг).
Практический потолок – 10 670 м.
Стрелково-пушечное вооружение – 2х12,7-мм пулемета в крыле, дополнительно можно установить 20-мм пушку под фюзеляжем или еще 2х12,7-мм/4х7,62-мм пулемета на подкрыльевых узлах подвески
Боевая нагрузка – до 1500 кг на 5 узлах подвески, в том числе УР класса «воздух-воздух», либо свободнопадающие и корректируемые авиабомбы, либо 70-мм НАР.
Экипаж – 1-2 человека.

Лёгкий ударный самолёт Embraer Super Tucano A-29

Постоянно меняющийся мир являет новые вызовы — гибридные войны, международный терроризм, наркотрафик, повстанцы, партизаны, революционеры, сепаратисты и ещё целый список неприятных субъектов, не знающих границ и преград. В этой связи возрастает роль так называемой «малой авиации» — лёгких недорогих винтовых машин, имеющих относительно высокую дозвуковую скорость и способных нести солидное для своих габаритов вооружение. Одной из таких машин и, несомненно, лидером в данном классе, является детище бразильского концерна «Эмбраер» лёгкий штурмовик «Супер Тукано».
Разработанный в 2003 году, одномоторный винтовой самолёт «Супер Тукано» предназначен для воздушной разведки, борьбы с повстанцами, ударов с воздуха, поддержки войск, патрулирования границ и обучения молодых пилотов. Самолёт способен эффективно действовать в условиях высоких температур и влажности, он имеет хорошую манёвренность и низкий тепловой след, что очень важно при уходе от ракет ПВО противника.»Супер Тукано» имеет современную авионику четвёртого поколения и способен нести высокоточное оружие. Экипаж защищён кевларовой бронёй и пуленепробиваемым фонарём кабины. Есть возможность установки катапультируемых кресел. Максимальная скорость машины — 590 км/ч, практический потолок 10500 метров, боевой радиус — 550 километров. На пяти наружных точках подвески самолёт способен нести 1550 килограмм боевой нагрузки. Можно использовать подвесные 400-литровые топливные баки.

Стандартным вооружением самолёта являются расположенные в крыльях два бельгийских пулемёта Herstal полдюймового калибра с боезапасом по 200 патронов на каждый. Дополнительно может быть установлена 20 миллиметровая французская авиационная пушка GIAT M20A1 с боезапасом 650 снарядов. Кроме того, самолёт может нести управляемые и неуправляемые ракеты воздух-воздух и воздух-земля. Для самозащиты «Супер Тукано» может использовать УР «Sidewinder AIM-9», «Pithon 3» и «MAA1 Piranha». Для поражения наземных целей используются УР «AGM 65 Maverick» и «Delilah AL» или блоки НАР. Самолёт может нести обычные бомбы — «Мк 81», «Мк 82» и «М-117», а также высокоточные управляемые бомбы — «Paveway», Lizard и Griffin. Самолёт оборудован современным БРЭО — есть два цветных монитора для каждого члена экипажа, по желанию заказчика дисплей можно вывести на шлем пилота. Экипаж оповещается о запуске противником ракеты или об облучении самолёта радаром. Есть автопилот, позволяющий лётчику расслабиться во время долгого перелёта. Также «Супер Тукано» отличает высокая надёжность — машины эксплуатируются во многих странах мира на протяжении нескольких лет и за это время не было ни одного небоевого случая потери самолёта.
Машина прекрасно зарекомендовала себя в боевых операциях — именно воздушная атака колумбийских «Супер Тукано» позволила властям этой страны уничтожить лидера печально известных отрядов «FARC» Альфонсо Кано в ноябре 2011 года. Самолёты успешно используются против наркотрафика и повстанцев кроме Колумбии также в Бразилии, Эквадоре и Чили.
«Супер Тукано» состоит на вооружении целого ряда стран, помимо самой Бразилии, это Ангола, Афганистан, Буркина Фасо, Доминиканская Республика, Гана, Гондурас, Индонезия, Колумбия, Ливан, Мали, Мозамбик, Мавритания, Сенегал, Чили, Эквадор. Даже США заказали партию этих машин для обучения пилотов и операций в Афганистане. Стоимость одной машины составляет от 9 до 14 миллионов долларов в зависимости от комплектации, что в десятки раз меньше, чем цена современного реактивного боевого самолёта.