С 130 геркулес

Lockheed C-130 Hercules

C-130 Hercules
Тип Военно-транспортный
Разработчик Lockheed
Первый полёт 23 августа 1954
Годы производства с мая 1959
Единиц произведено более 2200
Стоимость единицы $30,1 млн (C-130H, 1998)
Варианты Lockheed AC-130 Spectre

Lockheed EC-130V

Изображения на Викискладе

Lockheed C-130 Hercules — военно-транспортный самолёт средней и большой дальности. Основной военно-транспортный самолет США и стран НАТО.

  • 1 История
  • 2 Модификации
  • 3 Потери самолётов
  • 4 Тактико-технические характеристики
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Литература

История

«Геркулесы» — самые распространенные транспортные самолёты средней грузоподъемности, эксплуатирующиеся в 65 странах — строятся фирмой «Локхид» более 50 лет. За это время (по состоянию на 2009 год) выпущено свыше 2300 военно-транспортных С-130 и гражданских L-100 различных модификаций, в том числе около 1170 для США. В отличие от своих ближайших аналогов — Ан-12 и «Трансаль» С.160, «Геркулес» продолжает строиться серийно и пользуется устойчивым спросом на мировом рынке.

Проектирование самолёта началось по заказу ВВС США, которые искали замену устаревшим транспортникам C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. По мнению командования ВВС США, сформулированного на опыте Корейской войны, новая машина должна была отвечать изменившимся условиям ведения боевых действий. Заказчики предъявили следующие требования к проекту: самолёт должен вмещать 92 безоружных пассажира или 72 солдата с полным снаряжением и оружием или 64 парашютиста с оружием, снаряжением и парашютами. Требовалась дальность полёта 1100 морских миль и возможность продолжать полёт если один из двигателей заглохнет. Кроме того, военные хотели, чтобы самолёт мог взлетать с неподготовленных полевых аэродромов.

Первый полёт С-130 совершил 23 августа 1954 года — из Бербанка, Калифорния, на авиабазу ВВС США Эдвардс. Полёт продлился 61 минуту. Вскоре после этого фирма «Локхид» получила заказ на серийное производство самолёта. Различные модификации С-130 применялись во всех войнах и военных конфликтах с участием США, начиная с Вьетнамской войны (кроме бомбардировок сил Каддафи в Ливии). По данным американских спецслужб, один С-130 в варианте разведывательного самолёта был сбит советскими истребителями во время шпионского полёта над территорией Армении и упал в 34 милях северо-западнее Еревана 2 сентября 1958 года. В 1963 году С-130 доказал возможность своего использования на флоте, 21 раз выполнив взлёт и посадку на палубе авианосца «Форрестол». Пилот Джеймс Флэтли, управлявший тестовыми посадками на палубу, был награждён Летным Крестом за Отличия и впоследствии дослужился до адмирала.

Во время войны во Вьетнаме С-130 использовались в качестве транспортников, разведчиков и наводчиков для штурмовой авиации, заправщиков и воздушных командных пунктов для тяжёлых стратегических бомбардировщиков при бомбёжках Северного Вьетнама, а также как самолёты непосредственной огневой поддержки наземных войск (вариант АС-130 Spectre). В 1964 году «Геркулесы» 464-го транспортного крыла, взлетевшие из Франции, высаживали бельгийских десантников в Бельгийском Конго при освобождении белых заложников в местечке Стенливиль. В 1976 году «Геркулесы» использовались израильским спецназом во время знаменитого рейда на Энтеббе. В войне на Фолклендских островах в 1982 аргентинские С-130 выполняли ночные полёты, снабжая гарнизоны на островах, а также работали заправщиками для аргентинских «Скайхоков» и «Супер Этандаров», атаковавших английские корабли.

В конце 1980-х годов несколько С-130 были переданы Лесной службе США в качестве летающих водяных танкеров для борьбы с лесными пожарами.

Модификации

  • С-130А — первая модификация на базе прототипа Lockheed Model 82.
  • AС-130А — ударный самолет на базе JС-130А класса Gunship II c 4 7.62-мм шестиствольными пулеметами МХU-5470 Minigun и 4 20-мм шестиствольных пушек M61A1 Vulcan. Система управления оружием на базе РЛС F-15A-1 NASAAR.
  • AС-130А Plain Jane — ударный самолет с РЛС APQ-136, системой управления оружием AWG-13.
  • AС-130А Surprise Package — ударный самолет с РЛС APN-59N, APQ-133 и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASD-5 Black Crow, c системами телевизионного, лазерного и ИК наведения. Вооружение — 2 40-мм пушки Bofors.
  • AС-130А Pave Pronto — ударный самолет с системой РЭБ ALQ-87 и 2 ПУ отражателей SUU-42A/A.
  • АС-130E Pave Aegis — ударный самолет 1971 года постройки с двумя 7,62-мм пулеметами Minigun, двумя 20-мм пушками М61А1 и двумя 40-мм пушками Bofors или 105-мм безоткатной гаубицей.
  • АС-130E Pave Spectre I — ударный самолет для уничтожения конвоев с РЛС APN-59N и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASQ-5 Black Crow и APQ-150, c системами телевизионного, лазерного и ИК наведения, с системой определения дальность APQ-18 и системой РЭБ ALQ-87.
  • С-130А-II — обозначение самолетов С-130А, модифицированных для ведения электронной разведки.
  • DC-130A (ранее GC-130A) — обозначение самолета С-130А, переоборудованного для беспилотного запуска.
  • JC-130A — обозначение самолетов С-130А, модифицированных для слежения за ракетами.
  • NS-130A — обозначение самолетов С-130А, используемых для специальных испытаний.
  • RC-130A — обозначение самолета С-130А, оборудованного для фоторазведывательных целей.
  • ТС-130А — обозначение учебно-тренировочного самолета С-130А.
  • С-130В — второй серийный вариант с увеличенными объемом топлива и полетным весом.
  • С-130В-II (позже RC-130B) — обозначение самолетов С-130В, модифицированных для электронной разведки.
  • HC-130B — обозначение 12 поисковых и спасательных самолетов Береговой охраны США.
  • JC-130B — обозначение самолетов С-130В, оборудованных для нахождения спускающихся из космоса капсул.
  • КС-130В — обозначение двух самолетов С-130В, переоборудованных в самолеты-заправщики.
  • VC-130B — временное обозначение одного штабного самолета JC-130B.
  • WC-130B — обозначение самолетов, переоборудованных для разведки погоды.
  • С-130D — обозначение самолета, оборудованного лыжами для использования в Арктике.
  • С-130Е — третий серийный вариант самолета с увеличенными внутренними и внешними запасами топлива, оснащенного турбовинтовыми двигателями Аллисон Т56-А-7 мощностью 3020 кВт (4050 л.с.).
  • АС-130Е — обозначение самолетов С-130Е после оснащения их вооружением.
  • DC-130E — обозначение самолетов С-130Е для беспилотного запуска.
  • HC-130E — обозначение самолетов С-130Е, оборудованных для доставки экипажа в составе авиационно-космической службы спасения.
  • JC-130E — временное обозначение одного самолета С-130Е для испытаний.
  • МС-130Е — обозначение самолетов НС-130Е после переоборудования для секретного использования.
  • NC-130E — временное обозначение одного из самолетов С-130Е, предназначенного для испытаний.
  • WC-130E — обозначение самолетов С-130Е, предназначенных для разведки погоды.
  • С-130F — транспортный самолет общего назначения ВМС США, аналог С-130В, поставленный сначала под обозначением GV-1U.
  • КС-130F — вариант самолета-заправщика для Морского корпуса США, поставленный под обозначением GV-1 и оснащенный турбовинтовыми двигателями Аллисон Т56-А-16 мощностью 3661 кВт (4910 л.с.).
  • LC-130F — четыре самолета, оборудованных лыжным шасси и двигателями Т56-А-16, для использования в Арктике; приобретены ВМС США под обозначением UV-1L.
  • С-130G — четыре транспортных самолета ВМС США; такие же, как С-130Е, но с двигателями Т56-А-16.
  • ЕС-130G — обозначение четырех самолетов С-130G после переоснащения в станцию радиорелейной низкочастотной связи.
  • С-130Н — серийный вариант, аналог С-130Е, но с усовершенствованиями планера и систем и с двигателями Т56-А-15, развивающими в полете мощность на валу 3362 кВт (4508 л.с.).
  • С-130Н(СТ) — обозначение самолетов МС-130Е после установки двигателей Т56-А-15.
  • С-130Н-МР (позже РС-130Н) — вариант самолета С-130Н для морского патрулирования и поисково-спасательных работ.
  • C-130H(S) — военный серийный вариант самолета С-130Н с более длинным фюзеляжем самолета L-100-30.
  • АС-130Н — обозначение самолетов АС-130Е после установки двигателей Т56-А-15 и обеспечения возможности дозаправки в воздухе.
  • DC-130H — обозначение одного самолета С-130Н, переоборудованного для беспилотного запуска.
  • ЕС-130Н — обозначение самолетов ЕС-130Е после установки двигателей Т56-А-15.
  • НС-130Н — спасательный самолет с радаром слежения в плотных слоях атмосферы и системой поиска космических экипажей.
  • КС-130Н — самолет-заправщик.
  • JHC-130H — обозначение двух самолетов НС-130Н, переоборудованных для обнаружения капсул с данными со спутников.
  • VC-130H — обозначение двух самолетов НС-130Н, переоборудованных в транспорт для особо важных персон (VIP).
  • WC-130H — обозначение 15 самолетов НС-130Н после переоборудования для разведки погоды.
  • С-130J — дальнейшее развитие С-130Е, самолет оснащен новой тормозной системой, более мощными двигателями Т56 cерии IV, двухместной кабиной с бортовой электронно-измерительной аппаратурой (EFIS).
  • С-130К — вариант с двигателями Аллисон Т56-А-15 для ВВС Великобритании под обозначением Геркулес С.Mk 1; вариант с удлиненным фюзеляжем обозначен Геркулес С.Mk 3.
  • НС-130N — обозначение 15 поисково-спасательных самолетов для обнаружения посадочных капсул с экипажами.
  • НС-130Р — аналог НС-130Н, оснащенный для дозаправки в воздухе поисковых вертолетов.
  • ЕС-130Q — улучшенный вариант самолета ЕС-130G в ВМС США, оборудованного как релейная низкочастотная радиостанция.
  • КС-130R — вариант заправщика для Морского корпуса США, аналог КС-130Н.
  • LC-130R — обозначение шести самолетов С-130Н в ВМС США с лыжным шасси.

  • RC-130S — обозначение двух самолетов JC-130А, оборудованных интенсивными осветительными приборами для проведения поисково-спасательных работ в ночное время.
  • КС-130Т — самолет-заправщик. Аналог КС-130R, но с усовершенствованной авионикой, включая инерционную навигационную систему, Омега, Такан, цветной радар, новый автопилот и командный пилотажно-навигационный прибор.
  • КС-130Т-30Н — самолет КС-130Т, но с фюзеляжем самолета С-130Н-30, удлиненным на 4,5 м (15 футов), позволяющим увеличить емкость внутренних топливных баков. Две машины были поставлены в конце 1991 г.
  • АС-130U — вариант вооруженного самолета МС-130Н для 16-й эскадрильи специального назначения ВВС США.
  • ЕС-130V — переоборудованный компанией Дженерал Дайнемикс (General Dynamics) планер самолета НС-130Н. В обтекателе над фюзеляжем установлен аэронавигационный импульсный поисковый радар Хауки (AN/APS-145) для возможности вести перехват перевозчиков наркотиков.
  • L-100 — вариант гражданского транспортного самолета С-130 с турбовинтовыми двигателями Аллисон 501-D22 мощностью на валу 3020 кВт (4050 л.с).
  • L-100-20 — вариант самолета L-100 с удлиненным на 2,54 м (8 футов 4 дюйма) фюзеляжем и турбовинтовыми двигателями Аллисон 501-D22 или 501-D22А мощностью 3362 кВт (4508 л.с.).
  • L-100-30 — аналог L-100-20, но с удлиненным на 2,03 м (6 футов 8 дюймов) фюзеляжем. L-100F Супер Геркулес: вариант гражданского самолета, оснащенного турбовинтовыми двигателями Аллисон GMA 2100, которые приводили в движение шестилопастные композиционные винты, обеспечивали уменьшение (на 17 %) расхода топлива, более высокую (на 15 %) крейсерскую скорость и позволяли самолету L-100F перевозить груз массой 21000 кг (46300 фунтов) на расстояние более 3200 км (1990 миль).
  • НТТВ — вариант испытательного стенда высоких технологий — самолета L-100-20. Оснащенный двигателями Аллисон 501D Серии IV мощностью на валу 3915 кВт (5250 л.с.), предназначен для исследований и развития полетов с укороченными взлетом и посадкой (STOL). В ноябре 1989 г. самолет продемонстрировал послепосадочный пробег 365 м (1198 футов) с грузом 59000 кг (130073 фунта).
  • MС-130E Combat Talon I — cамолет Сил специального назначения.
  • МС-130H Combat Talon II — cамолет Сил специального назначения с увеличенной нагрузкой.
  • MC-130Р Combat Shadow — транспортный самолет сил особого назначения, разработанный на базе многоцелевого транспортного самолета С-130 Hercules. Основные задачи самолета — ночное снабжение сил специального назначения, поиск и спасение групп глубокого проникновения в тыл врага и дозаправка вертолетов сил специального назначения. Самолет принят на вооружение в 1986 году. До 1996 года самолет обозначался НС-130 N/P.

Потери самолётов

  • По неофициальным зарубежным данным, на 1 июля 2012 года было потеряно 295 самолётов военной модификации C-130 (погибло 3103 человека) и 46 машин гражданской модификации L-100 (погибло 254 человека).
  • Причины крушения норвежского самолёта.
  • Бесперспективная модернизация.
  • Ошибка пилотов привела к авиакатастрофе в Северной Швеции.
  • Зона аварии норвежского самолёта является заповедной.

Тактико-технические характеристики

Проекции C-130Мойка «Геркулеса»

Приведённые данные соответствуют модификации C-130J.

Источник данных: Jane’s

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 пилота
  • Пассажировместимость: 92 солдата или 64 парашютиста или 74 раненых на носилках с двумя сопровождающими
  • Грузоподъёмность: 18 955 кг (при +2,5g)
  • Длина: 29,79 м
  • Размах крыла: 40,41 м
  • Высота: 11,84 м
  • Площадь крыла: 162,12 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 10,1
  • Колея шасси: 4,34 м
  • Профиль крыла: NACA 64A318 корень крыла, NACA 64A412 законцовки
  • Масса пустого: 34 274 кг
  • Масса снаряжённого: 53 230 кг (при +2,5g)
  • Нормальная взлётная масса: 70 305 кг (при типовой нагрузке)
  • Максимальная взлётная масса: 79 380 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 20 819 кг (+ 8 506 кг в ПТБ)
  • Объём топливных баков: 25 552 л (+ 2× 5 220 л ПТБ)
  • Силовая установка: 4 × ТВД Rolls-Royce AE 2100D3
  • Мощность двигателей: 4 × 4 591 л.с. (4 × 3 424 кВт)
  • Воздушный винт: шестилопастной Dowty Aerospace R391
  • Диаметр винта: 4,11 м

Габариты грузовой кабины

  • Длина: 12,19 м
  • Ширина: 3,12 м
  • Высота: 2,74 м
  • Полезный объём: 128,9 м³

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 700 км/ч на 3 050 м
  • Максимальная скорость: 645 км/ч
  • Крейсерская скорость: 628 км/ч
  • Скорость сваливания: 185 км/ч
  • Практическая дальность: 5 250 км (с грузом массой 18 144 кг)
  • Практический потолок: 9 315 м (при полётной массе 66 680 кг)
  • Скороподъёмность: 10,7 м/с
  • Время набора высоты: 6 100 м за 14 мин.
  • Нагрузка на крыло: 433,7 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 194,6 Вт/кг (при нормальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1 433 м (до высоты 15 м)
  • Длина пробега: 777 м (с высоты 15 м при посадочной массе 58 967 кг)

Примечания

  1. C-130 HERCULES (U.S. Air Force Factsheets)
  2. Тактический военно-транспортный самолет. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2012. Проверено 12 апреля 2011.
  3. National Vigilance Park (The Shootdown of Flight 60528) — NSA/CSS
  4. Aircraft History of the C-130 | Motoart
  5. Ю. Денисов. Военно-транспортный самолет C-130J // «Зарубежное военное обозрение», № 6, 1990. стр.76
  6. ASN Aviation Safety Database. Lockheed C-130 Hercules
  7. ASN Aviation Safety Database. Lockheed C-130 & L-100 Hercules
  8. Причины крушения норвежского самолёта
  9. Бесперспективная модернизация
  10. Lockheed C-130 Hercules
  11. Зона аварии норвежского самолёта является заповедной
  12. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 700-702. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2

> См. также Родственные разработки

  • Lockheed AC-130 Spectre

Аналоги Списки

  • Список самолётов

Литература

  • Кедров С. Тот самый «Геркулес». История создания и модификаций «Локхид» C-130 (рус.) // Крылья Родины. — М., 2000. — № 3. — С. 13-16. — ISSN 0130-2701.
  • О. Пиунов. Самолёты типа С-130 «Геркулес» сил специальных операций ВВС США // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 2011. стр.59-71
  • О. Пиунов. Самолёты типа С-130 «Геркулес» сил специальных операций ВВС США // «Зарубежное военное обозрение», № 12, 2011. стр.52-54
  • Зона аварии норвежского самолёта является заповедной

Ссылки

  • Официальный сайт компании Lockheed Martin
  • ВВС Новой Зеландии получили первые два модернизированных ВТС C-130H «Геркулес»
  • Ошибка пилотов привела к авиакатастрофе в Северной Швеции
  • Зона аварии норвежского самолёта является заповедной

Самолёты компании Lockheed Martin

Истребители

P-38 Lightning • F-80 Shooting Star • F-94 Starfire • F-104 Starfighter • F-22 Raptor • F-35 Lightning II

Ударные

F-117 Nighthawk

Военно-транспортные

C-130 Hercules • C-141 Starlifter • C-5 Galaxy

Разведывательные

P-38 Lightning • U-2 • SR-71

Пассажирские

Vega • Model 18 Lodestar • L-188 Electra • L-1011 TriStar • Lockheed Constellation

Тяжеловооруженные

AC-130 Spectre

Общего назначения

Model 10 Electra • Model 12 Electra Junior

Учебно-тренировочные

T-33 Shooting Star

Патрульные

P-3 Orion

Беспилотные

RQ-170 Sentinel

Lockheed C-130 Hercules — американский военно-транспортный самолёт средней и большой дальности. Основной военно-транспортный самолёт США, стран НАТО и ряда других стран. На 2014 год является самым распространённым военно-транспортным самолётом в мире.

История создания

Проектирование самолёта началось по заказу ВВС США, которые искали замену устаревшим транспортникам C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. По мнению командования ВВС США, сформулированного на опыте Корейской войны, новая машина должна была отвечать изменившимся условиям ведения боевых действий. Заказчики предъявили следующие требования к проекту: самолёт должен вмещать 92 пассажира или 72 солдата с полным снаряжением и оружием или 64 парашютиста с оружием, снаряжением и парашютами. Требовалась дальность полёта 1100 морских миль и возможность продолжать полёт при отказе одного двигателя. Отдельным требованием была возможность взлетать с неподготовленных полевых аэродромов.

Первый полёт С-130 совершил 23 августа 1954 года — из Бербанка, Калифорния, на авиабазу «Эдвардс». Полёт продлился 61 минуту. Вскоре после этого фирма «Локхид» получила заказ на серийное производство самолёта.

Различные модификации С-130 применялись во всех войнах и военных конфликтах с участием США, начиная с Вьетнамской войны (кроме бомбардировок сил Каддафи в Ливии).

В 1984 году совершил первый полёт экспериментальный самолёт по программе HTTB. В дальнейшем, на основе наработок по этой программе создан глубоко модернизированный транспортный C-130J «Супер Геркулес» (или «Геркулес-2»), который производится и эксплуатируется в настоящее время.

В 2000 году компания Boeing получила заказ на замену бортового электронного оборудования и работы по продлению ресурса старых модификаций С-130, порядка 198 машин (программа AMP). К 2010 году в МО США утверждена смета комплектов доработки, стоимость работ оценивается в 14 млн долларов на борт, при общих затратах 1,4 млрд долларов.

Для гражданских заказчиков разработана демилитаризованная версия самолёта под индексом «Локхид L-100».

«Геркулесы» — самые распространённые транспортные самолёты средней грузоподъёмности, эксплуатирующиеся в 65 странах — строятся фирмой «Локхид» более 50 лет. За это время (по состоянию на 2009 год) выпущено свыше 2300 военно-транспортных С-130 и гражданских L-100 различных модификаций, в том числе около 1170 для США. В отличие от своих ближайших аналогов — Ан-12 и «Трансаль» С.160, «Геркулес» продолжает строиться серийно и пользуется устойчивым спросом на мировом рынке.

Описание конструкции

Самолёт построен по классической для транспортных самолётов схеме — высокоплан, с четырьмя турбовинтовыми двигателями, высокорасположенным хвостовым оперением. Фюзеляж круглого в плане сечения с большим погрузочным люком в хвостовой части.

Шасси трёхопорное, с передней стойкой: на передней пара колёс, на основных стойках тоже по два колеса, но не парные, а тандемные.

В десантно-транспортном варианте экипаж самолёта состоял из двух пилотов, штурмана, бортового техника и техника по загрузке и десантированию. В дальнейшем состав экипажа зависел от конкретной модификации, от 2-3 (C-130J) до 13 (AC-130U).

Силовая установка

Специально для самолёта был разработан новый турбовинтовой двигатель Allison T56, с максимальной мощностью до 4100 л.с., серийное производство которого началось в 1954 году. Т-56 за время производства претерпел несколько десятков модификаций. Помимо С-130, устанавливался на ряд самолётов и вертолётов, а также на боевых кораблях ВМС США в качестве автономного энергоузла под индексом «501K». Гражданский вариант двигателя для коммерческих воздушных судов называется «501-D».

На новых модификациях С-130 устанавливаются двигатели Rolls-Royce AE 2100.

Самолёт выпускается уже долгое время и имеет массу самых различных модификаций, которые достаточно существенно различаются между собой, сохраняя только общую компоновку. В частности, дорабатывались шасси, топливная система, в том числе устанавливалась система дозаправки в воздухе. Неоднократно менялось электронное оборудование, устанавливались более совершенные двигатели. Выпущено несколько специализированных модификаций самолёта, помимо транспорта — поисково-спасательные, заправщики, ретрансляторы, разведчики, постановщики помех, огневой поддержки, самолёт телеметрии ракет и множество других.

Наиболее совершенная модификация транспортного варианта C-130J, стоящая на вооружении, получила новые силовые установки с шестилопастными воздушными винтами, полностью обновлённое электронное оборудование, в том числе установлена система спутниковой навигации. Для управления самолётом теперь достаточно двух пилотов, в кабине установлены многофункциональные ЖК-дисплеи и система индикации на лобовом стекле. Проведён комплекс работ по упрощению технического обслуживания самолёта на внебазовом аэродроме, что позволило исключить из состава экипажа техника, в частности, возможна замена колёс шасси без аэродромных средств обслуживания. Модифицировано десантно-транспортное и погрузочное оборудование.

В отличие от базовой версии, на C-130J смонтирована полностью дистанционная система управления самолётом ЭДСУ, несколько усовершенствованы рулевые поверхности, изменено оперение, применены двухщелевые закрылки и спойлеры.

Варианты и модификации

  • С-130A — первая модификация на базе прототипа Lockheed Model 82.
  • AС-130A — ударный самолёт на базе JС-130A класса Gunship II c 4 × 7,62-мм шестиствольными пулеметами MXU-5470 Minigun и 4 × 20-мм шестиствольными пушками M61A1 Vulcan. Система управления оружием на базе РЛС F-15A-1 NASAAR.
  • AС-130A Plain Jane — ударный самолёт с РЛС APQ-136, системой управления оружием AWG-13.
  • AС-130A Surprise Package — ударный самолёт с РЛС APN-59N, APQ-133 и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASD-5 Black Crow, c системами телевизионного, лазерного и ИК наведения. Вооружение — 2 × 40-мм пушки Bofors.
  • AС-130A Pave Pronto — ударный самолёт с системой РЭБ ALQ-87 и 2 ПУ отражателей SUU-42A/A.
  • АС-130E Pave Aegis — ударный самолёт 1971 года постройки с двумя 7,62-мм пулеметами Minigun, двумя 20-мм пушками M61A1 и двумя 40-мм пушками Bofors или 105-мм безоткатной гаубицей.
  • АС-130E Pave Spectre I — ударный самолёт для уничтожения конвоев, с РЛС APN-59N и AVQ-17, системой поиска транспорта ASQ-5 Black Crow и APQ-150, c системами телевизионного, лазерного и ИК наведения, с системой определения дальность APQ-18 и системой РЭБ ALQ-87.
  • С-130A-II — обозначение самолётов С-130A, модифицированных для ведения электронной разведки.
  • DC-130A (ранее GC-130A) — обозначение самолёта С-130A, переоборудованного для беспилотного запуска.
  • JC-130A — обозначение самолётов С-130A, модифицированных для слежения за ракетами.
  • NS-130A — обозначение самолётов С-130A, используемых для специальных испытаний.
  • RC-130A — обозначение самолёта С-130A, оборудованного для фоторазведывательных целей.
  • TC-130A — обозначение учебно-тренировочного самолёта С-130A.
  • С-130B — второй серийный вариант с увеличенными объёмом топлива и полётным весом.
  • С-130B-II (позже RC-130B) — обозначение самолётов С-130B, модифицированных для электронной разведки.
  • HC-130B — обозначение 12 поисковых и спасательных самолётов Береговой охраны США.
  • JC-130B — обозначение самолётов С-130B, оборудованных для нахождения спускающихся из космоса капсул.
  • KC-130B — обозначение двух самолётов С-130B, переоборудованных в самолёты-заправщики.
  • VC-130B — временное обозначение одного штабного самолёта JC-130B.
  • WC-130B — обозначение самолётов, переоборудованных для разведки погоды.
  • С-130D — обозначение самолёта, оборудованного лыжными шасси, для использования в Арктике.
  • С-130E — третий серийный вариант самолёта с увеличенными внутренними и внешними запасами топлива, оснащённого турбовинтовыми двигателями Аллисон T56-А-7 мощностью 3020 кВт (4050 л.с.).
  • АС-130E — обозначение самолётов С-130E после оснащения их вооружением.
  • DC-130E — обозначение самолётов С-130E для беспилотного запуска.
  • HC-130E — обозначение самолётов С-130E, оборудованных для доставки экипажа в составе авиационно-космической службы спасения.
  • JC-130E — временное обозначение одного самолёта С-130E для испытаний.
  • MC-130E — обозначение самолётов НС-130E после переоборудования для секретного использования.
  • NC-130E — временное обозначение одного из самолётов С-130E, предназначенного для испытаний.
  • NC-130H — переоборудованный в летающую лабораторию EC-130V для испытания РЛС APS-145, предназначенную для нового поколения самолёта ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye.
  • WC-130E — обозначение самолётов С-130E, предназначенных для разведки погоды.
  • С-130F — транспортный самолёт общего назначения ВМС США, аналог С-130B, поставленный сначала под обозначением GV-1U.
  • KC-130F — вариант самолёта-заправщика для Морского корпуса США, поставленный под обозначением GV-1 и оснащённый турбовинтовыми двигателями Аллисон T56-А-16 мощностью 3661 кВт (4910 л.с.).
  • LC-130F — четыре самолёта, оборудованных лыжным шасси и двигателями T56-А-16, для использования в Арктике; приобретены ВМС США под обозначением UV-1L.
  • С-130G — четыре транспортных самолёта ВМС США; такие же, как С-130E, но с двигателями T56-А-16.
  • EC-130G — обозначение четырёх самолётов С-130G после переоснащения в станцию радиорелейной низкочастотной связи.
  • С-130H — серийный вариант, аналог С-130E, но с усовершенствованиями планера и систем и с двигателями T56-А-15, развивающими в полёте мощность на валу 3362 кВт (4508 л.с.).
  • С-130H(СТ) — обозначение самолётов MC-130E после установки двигателей T56-А-15.
  • С-130H-MP (позже PC-130H) — вариант самолёта С-130H для морского патрулирования и поисково-спасательных работ.
  • C-130H(S) — военный серийный вариант самолёта С-130H с более длинным фюзеляжем самолёта L-100-30.
  • АС-130H — обозначение самолётов АС-130E после установки двигателей T56-А-15 и обеспечения возможности дозаправки в воздухе.
  • DC-130H — обозначение одного самолёта С-130H, переоборудованного для беспилотного запуска.
  • EC-130H — обозначение самолётов EC-130E после установки двигателей T56-А-15.
  • НС-130H — спасательный самолёт с радаром слежения в плотных слоях атмосферы и системой поиска космических экипажей.
  • KC-130H — самолёт-заправщик.
  • JHC-130H — обозначение двух самолётов НС-130H, переоборудованных для обнаружения капсул с данными со спутников.
  • VC-130H — обозначение двух самолётов НС-130H, переоборудованных в транспорт для особо важных персон (VIP).
  • WC-130H — обозначение 15 самолётов НС-130H после переоборудования для разведки погоды.
  • С-130J Super Hercules — дальнейшее развитие С-130E, самолёт оснащён новой тормозной системой, более мощными двигателями T56 серии IV, двухместной кабиной с бортовой электронно-измерительной аппаратурой (EFIS). На официальном сайте Lockheed Martin самолёт указан в предложении «активных продуктов».
  • С-130K — вариант с двигателями Аллисон T56-А-15 для ВВС Великобритании под обозначением Геркулес С.Mk 1; вариант с удлинённым фюзеляжем обозначен Геркулес С.Mk 3.
  • НС-130N — обозначение 15 поисково-спасательных самолётов для обнаружения посадочных капсул с экипажами.
  • НС-130P — аналог НС-130H, оснащённый для дозаправки в воздухе поисковых вертолётов.
  • EC-130Q — улучшенный вариант самолёта EC-130G в ВМС США, оборудованного как релейная низкочастотная радиостанция.
  • KC-130R — вариант заправщика для Морского корпуса США, аналог KC-130H.
  • LC-130R — обозначение шести самолётов С-130H в ВМС США с лыжным шасси.
  • RC-130S — обозначение двух самолётов JC-130A, оборудованных интенсивными осветительными приборами для проведения поисково-спасательных работ в ночное время.
  • KC-130T — самолёт-заправщик. Аналог KC-130R, но с усовершенствованной авионикой, включая инерционную навигационную систему, Омега, Такан, цветной радар, новый автопилот и командный пилотажно-навигационный прибор.
  • KC-130T-30H — самолёт KC-130T, но с фюзеляжем самолёта С-130H-30, удлинённым на 4,5 м (15 футов), позволяющим увеличить ёмкость внутренних топливных баков. Две машины были поставлены в конце 1991 г.
  • АС-130U — вариант вооружённого самолёта MC-130H для 16-й эскадрильи специального назначения ВВС США.
  • EC-130V — переоборудованный компанией Дженерал Дайнемикс (General Dynamics) планер самолёта НС-130H. В обтекателе над фюзеляжем установлен аэронавигационный импульсный поисковый радар Хауки (AN/APS-145) для возможности вести перехват перевозчиков наркотиков.
  • L-100 — вариант гражданского транспортного самолёта С-130 с турбовинтовыми двигателями Аллисон 501-D22 мощностью на валу 3020 кВт (4050 л.с).
  • L-100-20 — вариант самолёта L-100 с удлинённым на 2.54 м (8 футов 4 дюйма) фюзеляжем и турбовинтовыми двигателями Аллисон 501-D22 или 501-D22А мощностью 3362 кВт (4508 л.с.).
  • L-100-30 — аналог L-100-20, но с удлинённым на 2,03 м (6 футов 8 дюймов) фюзеляжем. L-100F Супер Геркулес: вариант гражданского самолёта, оснащённого турбовинтовыми двигателями Аллисон GMA 2100, которые приводили в движение шестилопастные композиционные винты, обеспечивали уменьшение (на 17 %) расхода топлива, более высокую (на 15 %) крейсерскую скорость и позволяли самолёту L-100F перевозить груз массой 21000 кг (46300 фунтов) на расстояние более 3200 км (1990 миль).
  • HTTB — вариант испытательного стенда высоких технологий — самолёта L-100-20. Оснащённый двигателями Аллисон 501D Серии IV мощностью на валу 3915 кВт (5250 л.с.), предназначен для исследований и развития полётов с укороченными взлётом и посадкой (STOL). В ноябре 1989 г. самолёт продемонстрировал послепосадочный пробег 365 м (1198 футов) с грузом 59000 кг (130073 фунта).
  • MС-130E Combat Talon I — самолёт Сил специального назначения.
  • MC-130H Combat Talon II — самолёт Сил специального назначения с увеличенной нагрузкой.
  • MC-130P Combat Shadow — транспортный самолёт сил особого назначения, разработанный на базе многоцелевого транспортного самолёта С-130 Hercules. Основные задачи самолёта — ночное снабжение сил специального назначения, поиск и спасение групп глубокого проникновения в тыл врага и дозаправка вертолётов сил специального назначения. Самолёт принят на вооружение в 1986 году. До 1996 года самолёт обозначался НС-130 N/P.

Операторы

  • Афганистан
  • Алжир
  • Аргентина
  • Австралия
  • Австрия
  • Бангладеш
  • Бельгия
  • Боливия
  • Ботсвана
  • Бразилия
  • Камерун
  • Канада
  • Чад
  • Чили
  • Тайвань
  • Колумбия
  • Дания
  • Эквадор
  • Египет
  • Эритрея
  • Эфиопия
  • Франция
  • Габон
  • Греция
  • Гондурас
  • Венгрия
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран
  • Ирак
  • Израиль
  • Италия
  • Япония
  • Иордания
  • Кувейт
  • Либерия
  • Ливия
  • Малайзия
  • Мексика
  • Марокко
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Нигер
  • Нигерия
  • Норвегия
  • Оман
  • Пакистан
  • Перу
  • Филиппины
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • ЮАР
  • Южная Корея
  • Испания
  • Шри-Ланка
  • Судан
  • Швеция
  • Таиланд
  • Тунис
  • Турция
  • ОАЭ
  • Великобритания
  • США
  • Уругвай
  • Венесуэла
  • Йемен
  • Замбия

Бывшие

  • Ангола
  • Вьетнам (Южный Вьетнам)

Боевое применение

С-130 в варианте разведывательного самолёта был сбит советскими истребителями МиГ-17 во время шпионского полёта над территорией Армении и упал в 54 километрах северо-западнее Еревана 2 сентября 1958 года.

Во время войны во Вьетнаме С-130 использовались в качестве транспортников, разведчиков и наводчиков для штурмовой авиации, заправщиков и воздушных командных пунктов для тяжёлых стратегических бомбардировщиков при бомбёжках Северного Вьетнама, а также как самолёты непосредственной огневой поддержки наземных войск (вариант АС-130 Spectre). Одним из самых необычных заданий, выполнявшихся C-130 во Вьетнаме, стало бомбометание 6804-кг бомбами «Daisy Cutter». Только в одной битве за Анлок в 1972 году, за две недели северовьетнамцы сбили три C-130E. Известен случай, когда «Геркулес» разбился от двух попаданий 37-мм снарядов. За всё время войны американская сторона потеряла 55 C-130, 6 AC-130 и 4 KC-130 (бо́льшая часть — боевые потери). Южновьетнамская сторона потеряла 9 «Геркулесов» по боевым и техническим причинам. Кроме того 8 C-130 было захвачено в качестве трофеев на авиабазе Тан Сон Нат).

Во второй половине 1963 года самолёты C-130 35-й эскадрильи ВВС США выполняли полёты для разброса пропагандистских листовок над КНДР. Уже в одном из первых вылетов, 6 августа 1963 года северокорейские истребители сбили разведывательный C-130 35-й АЭ, экипаж из 6 человек погиб.

В 1964 году «Геркулесы» 464-го транспортного крыла, взлетевшие из Франции, высаживали бельгийских десантников в Бельгийском Конго при освобождении белых заложников в местечке Стенливиль.

Пакистанские C-130 принимали участие в индо-пакистанской войне 1965 года. 18 августа пакистанский «Геркулес» разбился при взлёте с аэродрома. 7 сентября пилоты индийских истребителей Mystere-IVA заявили что во время налёта на авиабазу Саргодха с помощью 57-мм НУРС уничтожили два C-130, пакистанцы этот случай не подтвердили. 11 сентября пилоты пакистанского «Геркулеса» заявили что над Патханкотом были обстреляны из пушки индийского истребителя МиГ-21, самолёт смог совершить посадку.

16 сентября 1965 разбился индонезийский C-130B, после того как был перехвачен британским истребителем «Джавелин», погибло пять человек.

C-130 применялись Пакистаном и Ираном и возможно другими дружественными Пакистану странами. По индийским данным (на основе данных фотоконтроля) в ходе войны было уничтожено на аэродромах три «Геркулеса» и два повреждено. Из них два уничтожено и два повреждено «Хантерами» и один уничтожен ударом Су-7БМК.

20 сентября 1972 года истребители МиГ-21МФ ВВС Судана принудили к посадке в Хартуме пять ливийских военно-транспортных самолётов C-130 «Геркулес», нарушивших воздушное пространство. Было задержано 399 ливийских солдат.

21 марта 1973 года C-130B ВВС США был перехвачен пятью ливийскими истребителями Mirage 5 на севере Триполитании. Нарушитель был обстрелян пушечным огнём, но принудить его совершить посадку на территории Ливии не удалось.

28 августа 1975 года после взлёта с аэродрома в Аргентине, на борту аргентинского C-130E «Геркулес» взорвалась бомба, самолёт рухнул на землю. 4 из 14 членов экипажа погибли.

25 ноября 1975 года в 56 км от египетского города Эль-Ариш в гору врезался израильский C-130H, погибли все 20 человек из находившихся на борту.

В 1976 году три «Геркулеса» использовались израильским спецназом во время рейда на Энтеббе.

7 апреля 1979 года ливийский C-130 был сбит выстрелом из РПГ-7 танзанийскими войсками, на взлёте с аэродрома в Уганде.

Использовались марокканской стороной. 4 декабря 1976 года повстанцы Полисарио сбили свой первый «Геркулес». В 1980 году по заявлениям бойцов Полисарио был сбит ещё один C-130. Отсутствие нормальной разведки заставило марокканскую армию использовать C-130 в качестве разведчиков на алжирской границе. 12 октября 1981 года, в первый день битвы за Гуэльт, бойцы Полисарио сбили C-130H, который использовался как воздушный командный пост, все находившиеся на борту погибли.

19 февраля 1978 года два террориста в отеле кипрского города Никосия застрелили египетского гражданина и взяли 11 человек в заложники, после чего повезли их на городской аэродром в надежде улететь из страны. В аэропорту им предоставили самолёт DC-8 с четырьмя членами экипажа. В это время, на помощь из Египта вылетел C-130H с 78 коммандос на борту. Киприоты предупредили египтян не предпринимать активных действий без их разрешения. После посадки в кипрский аэропорт египетские коммандос атаковали самолёт с террористами. В ответ кипрские войска открыли огонь по египетским коммандос; киприоты запустили противотанковую ракету в египетский C-130. От взрыва самолёт развалился на части, погребя трёх членов экипажа внутри.

24 апреля 1980 года «Геркулесы» ВВС США использовались на территории Ирана во время операции «Орлиный Коготь». В ходе неё стоявший на земле заправщик EC-130E был протаранен американским вертолётом RH-53D. В результате «Геркулес» и вертолёт были полностью уничтожены, погибло пять человек экипажа.

Иран использовал «Геркулесы» в ирано-иракской войне. Перед началом войны у него имелось 52 самолёта разных модификаций.

Итого в ходе войны Иран потерял 32 самолёта C-130 «Геркулес» американского производства, в которых погибло несколько сотен человек, включая министра обороны, командующего ВВС и начальника генштаба. К концу войны у Ирана осталось 20 C-130.

Самолёты C-130 «Геркулес» различных модификаций активно использовалось почти всеми сторонами конфликта. Активно «Геркулесы» использовало и ЦРУ, причём их самолёты снабжали обе воюющие стороны.

Итого в ходе гражданской войны в Анголе было потеряно как минимум 14 C-130 «Геркулес» различных модификаций, из которых от 8 до 10 было сбито или уничтожено на земле.

В Фолклендской войне в 1982 году аргентинские С-130 выполняли ночные полёты, снабжая гарнизоны на островах, а также работали заправщиками для аргентинских «Скайхоков» и «Супер Этандаров», атаковавших английские корабли. Один аргентинский «Геркулес» был сбит британским истребителем Harrier. Погибло семь человек.

3 марта 1985 года французский «Геркулес» в Эритрее был захвачен девятью боевиками. Менее чем через день самолёт был освобождён.

В ходе войны в Чаде, ВВС Чада потеряли два самолёта C-130A, первый 7 марта 1986 года, второй 16 ноября 1987 года.

17 марта 1994 года ЗРК «Оса» ПВО Арцаха возле Степанакерта был сбит C-130H Военно-Воздушных Сил Ирана, самолёт после нарушения воздушного пространства не отвечал на сигналы, вдобавок он был принят за азербайджанский бомбардировщик. Весь экипаж 32 человека погиб.

Вторая Гражданская война в Судане 11 мая 1987 года C-130H ВВС Судана разбился возле Вао, весь экипаж пять человек погиб.

10 июля 1989 года индонезийский L-100-30 авиакомпании Pelita Air Service при посадке на аэродром Вао выехал за пределы взлётной полосы и получил значительные повреждения. Никто не пострадал.

8 февраля 1990 года был сбит C-130H ВВС Судана, все находившееся на борту погибли. Самолёт летел из Зимбабве в Южный Судан и был уничтожен над территорией Судана.

12 августа 1990 года американский L-100-30 авиакомпании Southern Air Transport при посадке на аэродром Джуба выехал за пределы взлётной полосы. Восстановлению самолёт не подлежал, никто не пострадал.

2 сентября 1991 года американский L-100-30 авиакомпании Southern Air Transport при посадке на аэродром Вао подорвался на мине. Восстановлению самолёт не подлежал, никто не пострадал.

25 июля 1992 года C-130H ВВС Судана разбился возле Джубы. Судьба экипажа неизвестна.

26 февраля 1996 года C-130H ВВС Судана упал возле Джабал Авилии. Очевидцы сообщали что «Геркулес» падал объятый пламенем. Весь экипаж 91 человек погиб.

Во время неудавшейся обороны Кувейта от иракской армии в 1990 году, один L-100 был захвачен Ираком в качестве трофея.

Армия антииракской коалиции использовала «Геркулесы» во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». Один американский AC-130 был сбит и один повреждён иракскими зенитными ракетами, ещё один саудовский C-130 разбился после окончания войны, самолёт упал из за густой задымлённости, учинённой поджогами кувейтских нефтяных скважин иракской армией. В результате удара британских «Бакэниров» иракцы потеряли на земле один L-100, который был ранее захвачен ими в Кувейте. В «Геркулесах» погибло больше ста американских, сенегальских и саудовских солдат.

24 апреля 1992 года перуанский Су-22 перехватил C-130 ВВС США, который вёл разведку нарколабораторий, летая над океаном, и якобы нарушил воздушное пространство. Фактически самолёт не приближался к территории Перу ближе чем на 12 миль, однако Перу вопреки международному праву объявило своими территориальными водами зону не в 12, а в 200 миль. Перуанский пилот дал очередь из пушки, вследствие чего тяжело повреждённый самолёт был вынужден совершить посадку. Во время перехвата в C-130 два члена экипажа получили ранения и ещё одного сдуло в открытый люк.

Участвовали в операции «Возрождение надежды» на территории Сомали. По крайней мере один американский AC-130H был потерян по небоевой причине (в пушке взорвался 105-мм снаряд), погибло 8 из 14 человек экипажа.

Использовались в ходе бомбардировок НАТО Югославии. 11 июня 1999 года на взлёте с албанского аэродрома разбился британский C.1 «Геркулес».

Итого в Ираке и в Афганистане было потеряно не менее 8 американских, 4 британских, 2 авиакомпании Transafric Airlines, 1 итальянский и 1 ОАЭ «Геркулесов», 3 британских и 1 американский были уничтожены огнём противника. Ещё пять были повреждены, один огнём противника.

После свержения иракского правительства, США начали поставлять C-130 для новых иракских ВВС.

3 января 2017 года истребитель МиГ-21МФ «Рассвета Ливии» нанёс повреждения самолёту C-130H «Геркулес» (б/н 118) Ливийской Национальной армии стоящему на взлётной полосе в Джафре, 1 человек был убит и 2 ранено.

29 апреля 2018 C-130H-30 ВВС Ливии разбился после взлёта с нефтяного месторождения Шарара в Ливии, погибло 3 из 4 членов экипажа.

Важная дата в истории отечественной палубной авиации. Ровно 30 лет назад впервые была выполнена горизонтальная посадка на авианосец. Если проще – истребитель сел на него «по-самолетному», а не вертикально. Сложнейшая операция, которая доказала: наши летчики одни из лучших в мире.

Затаив дыхание, летчики и инженеры наблюдают за первым в отечественной истории приземлением истребителя Су-33 на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». После блестящей посадки они бегут к самолету, чтобы поднять на руки пилота Виктора Пугачева.

– Виктор Георгиевич, сегодня летная погода?

– Сегодня замечательная погода, хорошая, как раз для всех видов полетов.

Проходя мимо точной копии корабельного истребителя Су-33, легендарный летчик и герой Советского Союза Виктор Пугачев, кажется, хоть сейчас готов подняться в небо. Но ровно 30 лет назад говорит, никто и не знал, что именно 1 ноября эта посадка состоится. Разрешение на полет получили в самый последний момент. Спешили выполнить программу.

– Для всех профессионалов это было желаемое ожидание, которое необходимо было совершить, чтобы сказать да, это состоялось. Пока самолет не сел на палубу, мы были в стадии поиска, решения, проверки, испытаний, – вспоминает Виктор Пугачев, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского союза.

До исторической посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» в течение нескольких лет конструкторы на базе Су-27 разрабатывали надежный палубный истребитель. Появились складывающиеся крылья для компактности, усилены стойки шасси и вот, пожалуй, самая главная деталь в хвостовой части тормозной гак, то есть стальной крюк, с помощью которого самолет цепляется за тросы, натянутые на палубе.

В начале 80-х такие приземления летчики отрабатывали не одну сотню часов на уникальном сухопутном комплексе «Нитка». Его габариты полностью повторяют палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

– Обучение было, в том числе, и психологическим, что такое зацеп за трос, что такое взлет с трамплина, никто еще не знал, летчикам было перестроиться достаточно сложно, – говорит Игорь Вотинцев, заслуженный летчик-испытатель, герой России.

Посадка на авианосец и сегодня требует от летчиков предельной концентрации и филигранной точности. Ведь это только вблизи палуба выглядит гигантской. По словам пилотов, нередко на высоте площадка может показаться чуть больше почтовой марки.

Су-33 заходит на посадку со скоростью примерно 250 км в час. Стальной крюк цепляет один из тросов, закрепленных поперек посадочной полосы на палубе авианосца. Всего их четыре. Летчику нужно уместить свой самолет в отрезок длиной 36 метров.

– В момент удара о палубу самолет садится с перегрузкой 5,5 единиц, трудно представить, с чем можно его сравнить на земле, ну, наверное, как с очень резким торможением, когда мы стоим в автобусе, – продолжает Виктор Пугачев.

В том же 1989 году Виктор Пугачев на французском авиасалоне в Ле-Бурже впервые в мире выполнит фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии «коброй Пугачева», показав высочайший уровень авиационных технологий в Союзе. А в качестве летчика-испытателя на самолетах Сухого установит 13 мировых рекордов. Но одним из самых главных достижений в карьере считает посадку на крейсер «Адмирал Кузнецов», с которой началась история отечественной палубной авиации.

>Посадка самолета на авианосец (создание посадочной полосы)

Посадка на авианосец

После того, как пилоты научились успешно взлетать с борта корабля, появилась новая задача – посадить самолет на движущееся судно. Первоначально использовалась авиация, способная садиться на воду, после чего аппарат поднимали на корабль при помощи лебедок. Однако такие действия были абсолютно неудобными при ведении боевых атакующих маневров.

Особенности современных Авианосцев

  • Авианосцы — Сравнение по странам — История создания

История создания посадочной полосы

В августе 1917 году была осуществлена первая посадка самолета на палубу движущегося судна. Пилот отметил, что ему мешала надстройка корабля и мостик. При совершении посадки он облетел все преграды сбоку и сел на переднюю палубу. Спустя 5 дней этот же пилот совершил вторую аналогичную попытку. Однако, уже находясь на палубе, в нестандартных условиях двигатель летательного аппарата заглох, самолет стал неуправляемым. Его снесло за борт, пилот от удара потерял сознание и утонул.

Учитывая трагический опыт, было принято решение перестроить корабль. В течение двух десятилетий инженеры пробовали различные способы обустройства судна:

  • Разделить надстройку на 2 части и разместить их по бокам корабля – однако в этом случае истребитель должен был пройти по узкому проходу, что осложняло действия пилотов;
  • При постановке надстройки с одной из сторон – справа, корабль имел уклон в другую сторону. Для уравновешивания топливные баки слева заливали до краев, а справа наполовину. Это решало проблему, однако ровно до тех пор, пока топливо не вырабатывалось, и корабль снова начинал крениться.

Только к 1937 году появилась идея сделать правую часть судна выпуклой, где и расположили необходимое оборудование и рубку. В таком виде до сих пор строятся современные авианосцы. Все основное управление самолетами и самим кораблем происходит именно из этой части судна.

Вообще необходимость изменения конструкции корабля, подтолкнуло конструкторов к увеличению численности самолетов на борту. Так созданный в 1937 году в Великобритании авианосец “Арк Рояль” вмещал на борту 50 самолетов.

Надстройка авианосца

Смещенная в сторону надстройка стала выполнять больше функций, которые позволили увеличить боевую мощь судна за счет непрерывного взлета и посадки самолетов. Рубка теперь служила не только командным мостиком, там разместили радары контролирующие воздушное пространство и пункт управления самолетами. Корабль все больше начал напоминать авиабазу, которую можно перемещать по морским просторам.

Посадка на движущейся корабль

Длина посадочной полосы на авианесущем корабле значительно меньше, чем его аналог на стационарном аэродроме на земле. Это значит, что пилоты должны обладать отличным опытом управления воздушным судном в сложных условиях. Следует понимать, что при снижении необходимо учитывать следующие факторы:

  • Для начала после выполнения боевого задания на морской глади нужно обнаружить авианосец, ведь корабль не может быть оснащен радиолокационными маячками, в противном случае он выдаст себя неприятелю. Посадочная полоса на авианосце должна быть хорошо освещена.
  • Перед снижением пилот должен учитывать не только свою скорость, но и скорость движения корабля;
  • В определенный момент самолет должен снизить скорость посадки приблизительно до уровня 250 км/ч;
  • Соприкасаясь с палубой угол наклона самолета должен составлять всего 4 градуса;
  • И самое главное – при учете всех вышеописанных условий пилот имеет небольшую зону, равную всего несколько метров, на которую он должен мастерски посадить самолет;
  • При выполнении всех этих задач запустится система торможения, которая обеспечит безопасное завершение полета.

Аварии при посадке самолетов на авианосец

Посадка на авианосец всегда сопряжена с огромными рисками. Большинство аварий, происходящих на борту авианесущего судна, случаются именно в этот момент. И это не случайно – ведь в момент снижения воздушное судно имеет невероятно высокую скорость посадки, с такой задачей может справиться только пилот, имеющий определенную базу знаний и умений.

Так, в декабре 2016 года у берегов Сирии самолеты Су-33, взлетевшие с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», осуществляли боевые задачи. Один из пилотов не сумел справиться с управлением и совершил ошибку при снижении. В результате палубный истребитель был потоплен, пилот катапультировался и остался жив.

Справедливости ради стоит отметить, что такие случаи происходили практически на всех боевых кораблях. Посадка на авианосец типа «Нимиц» не единожды заканчивалась трагедией, в результате которой было потоплено не только боевое вооружение, но и погибли пилоты.

Про один из проектов на базе транспортного самолёта С-130 «Геркулес» я уже писал здесь http://raigap.livejournal.com/223892.html. Но было их великое множество. С-130 «Геркулес» наверно можно назвать одним из самых успешных транспортных самолётов в истории авиации. Пожалуй лишь DC-3 способен поспорить с ним по известности. И сейчас, несмотря на почтенный возраст «Геркулес» почти не сдаёт свои позиции. Я не буду описывать его историю и причины успеха — множество других авторов сделали это достаточно хорошо. Мы же поговорим о другом. Как любой успешный самолёт — «Геркулес» получил множество модификаций. Какие-то модернизировали его, дорабатывали шасси, топливную систему. Неоднократно менялось электронное оборудование, устанавливались более совершенные двигатели. Создавались специализированные модификации. Но ещё больше проектов так и не покинули чертёжные доски. О них и пойдёт речь. Я не буду особо концентрироваться на каждом самолёте, рассказывая историю разработки и подробные ЛТХ. Скорее это будет краткое перечисление с картинками, благо многие говорят сами за себя …
1. Проект летающей лодки на базе С-130. Предполагалось использовать в местах где нет подходящего аэродрома даже для «Геркулеса». Разрабатывалась как в коммерческом так и в военном варианте. 1975 год.
2. Второй подход к созданию плавающего «Геркулеса» из 1995 года. Имел точно такое же обоснование как и предыдущий, но был выполнен в виде поплавкового гидросамолёта. Это позволило бы делать гидросамолёты из уже построенных «Геркулесов». Разрабатывалась только военная версия.
3. C-130 WBS (Wide Body STOL — широкофюзеляжный укороченного взлёта и посадки) — один из вариантов серьёзной модернизации С-130 предложенный в 1984 году. Кроме новых двигателей, электроники и авионики незначительно увеличились размеры. Ширина увеличилась лишь с 10 до 11,7 метров, высота от 9,1 метров до 11,3, а длина от 41,4 до 48,1 метров. Вот такой «широкофюзеляжник»). Но даже такое относительно небольшое увеличение самолёта позволило бы ему возить шедевр американского БМП-строения — «Бредли».
4. Lockheed L-400 «Twin Herc» — упрощённая двухдвигательная версия гражданского «Геркулеса» L-100. Отказ от двух двигателей при установке новых более мощных и экономичных серьёзно снизил бы затраты топлива и повысил коммерческую привлекательность самолёта. Разрабатывался только в гражданском варианте. 1977 год.
5. C-130XL — снова широкофюзеляжный увеличенный «Геркулес», но уже из 2008 года. Создан из опасения, что перспективные системы вооружения уже нельзя будет транспортировать обычным С-130. Судьба проекта на данный момент точна не известна.
6. C-130 VLS — ещё один проект модернизации «Геркулеса» конца 70-ых. В самом названии указаны улучшаемые параметры: VLS — Volume-Loadability-Speed (Объём — Грузоподъёмность — Скорость). Если первые два были выполнены банальным увеличением, то ради скорости не только поставили новые двигатели, но и пересмотрели аэродинамику.
7. С-130 USB — проект оснащения С-130 турбореактивными двигателями, расположенными над крылом. (Привет АН-72!). 1982 год. Разумеется асимметричная только модель — так сделано для наглядности разницы.
8. EC-130 ARE (Airborne Radar Extension) — проект самолёта ДРЛО наземного базирования на базе «Геркулеса» с радаром APS-125, используемом на флотском E-2C Hawkeye. 1981 год.
9. RC-130 — самолёт электронной разведки, попытка создания более дешёвого варианта RC-135 «Rivet Joint» с той же аппаратурой. 1983 год.
10. C-130 AEW — ещё один проект ДРЛО на базе «Геркулеса». Разрабатывался на экспорт для стран-операторов E-2C Hawkeye, которые не могут себе позволить дорогой Е-3. 1984 год.
11. Проект ДРЛО на базе С-130 с радаром от Е-3 для береговой стражи США. 1985 год.
12. L-100-60 — проект гражданской версии «Геркулеса» увеличенной грузоподъёмности. 1979 год.
13. Проект оснащения С-130 воздушной подушкой вместо шасси. Это бы позволило «Геркулесу» спокойно садиться как на неподготовленные площадки так и на воду. 1966 год.
14. North American NA-382. Развитием «Геркулеса» пробовали заниматься не только его создатели из «Локхид». Некоторые другие фирмы так же пытались создать проект модернизации и получить хороший военный заказ. Так в 1975 году в Норт Американ был разработан проект установки на С-130 четырёх турбореактивных двигателя GE F101. Это а так же развитая механизация крыла серьёзно укорачивало взлёт и посадку самолёта.
15. C-130 c XJ99. Проект превращения «Геркулеса» в полноценный СВВП путём установки под крылом гондол с дополнительными подъёмными двигателями XJ99, разработанных в Дженерал Моторс. 1966 год.
16. C-130 PL. Проект ДеХевиланд совместно с Боинг оснащения «Геркулеса» новыми трёх-поточными двухконтурными двигателями. Предполагалось, что это серьёзно уменьшит расходы топлива при сохранении исходной мощности, или при установке более мощных подобных двигателей при том же расходе топлива сделает С-130 самолётом укороченного взлёта и посадки. 1987 год.
17. Проект СВВП с поворотным крылом на базе С-130. Разработан совместно Боинг и НАСА. 1990 год.
18. Groen Gyrolifter. Проект винтокрыла на базе С-130. Разработан в 2005 году в частном порядке фирмой Groen Brothers Aviation.
19. GL-207-42 Super Hercules. Проект глубокой модернизации С-130, создан в 1962 году. Имел стреловидное крыло и четыре турбореактивных двигателя JT3D-11. Позже на основе этого концепта был разработан C-141 Starlifter.