РЛС с синтезированной апертурой

AN/APG-77

AN/APG-77
РЛС с АФАР AN/APG-77
Назначение авиационная (бортовая) многофункциональная РЛС с АФАР
Государственная принадлежность США
Разработчик Northrop Grumman (Балтимор, Мэриленд) / Raytheon (Плейно, Техас)
Начало эксплуатации 2005 год
Статус эксплуатируется
Единиц произведено более 166
Входит в состав F-22 Raptor

AN/APG-77 — американская авиационная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой, разработанная компанией Northrop Grumman для истребителя пятого поколения F-22 Raptor.

Основным достоинством ФАР является электронное управление главным лепестком диаграммы направленности — нет нужды в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надежность работы.

Способность радара работать в режиме Низкой Вероятности Перехвата (англ.)] (LPI — англ. Low probability of intercept) делает бесполезными обычные системы СПО/РТР. Радар AN/APG-77 способен осуществлять активный радарный поиск самолета-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается. В отличие от обычных радаров, которые излучают мощные импульсы энергии в узком диапазоне частот, AN/APG-77 излучает низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот, используя технику, названную широкополосной передачей. Когда многократные эхо-сигналы возвращаются, процессор обработки сигналов РЛС объединяет эти сигналы. Количество энергии, отраженной назад к цели — на том же самом уровне, как и у обычного радара, но так как каждый импульс LPI имеет значительно меньшее количество энергии и различную структуру сигналов, цели будет трудно обнаружить F-22.

Компания Northrop Grumman выпустила более 181 РЛС APG-77 (учитывая только количество истребителей, на которых установлена данная АФАР). Большая часть технологий, использованных на APG-77, применяется в APG-81 — РЛС с АФАР, разрабатываемой для перспективных истребителей F-35 Lightning II.

Характеристики

Комплекс:

  • Дальность обнаружения цели с ЭПР=1 м2: 201-241 км;
  • 225 км в режиме азимут-скорость;
  • 193 км в режиме LPI (частота меняется более 1000 раз в сек.);
  • Инструментальная дальность: 525 км;
  • Число приёмно-передающих модулей: ~1500 — 1956;
  • Максимальная средняя мощность: 18.5 КВт;
  • Импульсная мощность: 0.5 МВт;
  • Время переключения ППМ(фазовращателей): 1/10 000 000 секунды;
  • Зона обзора по азимуту: +/- 60°;
  • Зона обзора по углу места: +/- 60°;
  • Диаграмма направленности: игольчатая, 1.5°х1.5°;
  • Время полного обновления информации в режиме «Обзор»: 14 секунд;
  • Количество одновременно сопровождаемых целей: 100;
  • Количество одновременно обстреливаемых целей: 20;
  • Наработка на отказ, часов: 800-1000;
  • Масса: 553,7 кг;
  • Объем: 0,565 м³;
  • Расход охлаждающего воздуха: 4,38 кг/мин;
  • Расход охлаждающей жидкости: 33,9 л/мин;

Антенная решетка:

  • Диаметр АФАР: 0,813 м
  • масса: 219,1 кг
  • Объем: 0,275 м³
  • Рассеиваемая мощность: 8278 Вт
  • Расход охлаждающей жидкости: 11,3 л/мин

> Оценка

Межремонтный ресурс (MTBF) более 450 часов, более 1000 часов.

> См. также

  • АФАР
  • Н050
  • Н035 Ирбис

Примечания

  1. GlobalSecurity.org — Авионика F-22 (англ.).
  2. F-22 на сайте Paralay.com Архивная копия от 14 января 2010 на Wayback Machine — «Максимальная дальность обнаружения крупных воздушных целей — 270-300 км, целей класса «крылатая ракета» — 150 км, наземные подвижные цели могут быть обнаружены на удалении до 70 км.»
  3. New F-22 Raptor performance statistics released — «The Northrop-Grumman/Raytheon active electronically-scanned array (AESA) radar also turns out to have a longer effective range of about 210 kilometers, versus a 200 on the official spec sheet.»
  4. Doug Richardson: Stealth — Unsichtbare Flugzeuge. Stocker-Schmid AG, Dietikon-Zürich 2002, ISBN 3-7276-7096-7
  5. Aviation Week – Raptor Scores in Alaskan Exercise Архивировано 12 августа 2011 года., стр. 2 – However, it’s thought to be closer to 125-150 mi., which is much farther than the standard F-15’s 56-mi. radar range.
  6. F-22 Road Show (неопр.) // Aviation Week & Space Technology (англ.)русск.. — 2007. — 8 January. — С. 2—7. Архивировано 5 июля 2014 года.
  7. Hfradar.pdf, стр. 19 Архивировано 9 января 2009 года.
  8. 1 2 Physical limitation of the maximum swivel angle of an AESA Архивировано 6 мая 2015 года.
  9. AN/APG-77 F-22 Radar

Словари и энциклопедии

Н035 Ирбис

У этого термина существуют и другие значения, см. Ирбис (значения).

Н035 Ирбис
Антенна Ирбис-Э на МАКС-2009
Назначение авиационная (бортовая) многофункциональная РЛС с ФАР
Государственная принадлежность Россия
Разработчик НИИП, ГРПЗ
Начало эксплуатации 2012 год
Статус испытания
Годы производства 2006 год — н.в.
Единиц произведено более 22
Входит в состав Су-35С

Н035 «Ирбис» — российская авиационная многорежимная радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой, разработки НИИП и ГРПЗ. Средняя мощность радара на излучение — порядка 5 кВт, максимальная — 20 кВт. Управление лучом электронное (с механическим доворотом полотна антенны двухстепенным электрогидроприводом для увеличения угла отклонения луча). Дальность обнаружения воздушных целей до 400 км.

История

Разработка Н035 для истребителей промежуточного 4++ поколения была начата в 2004 году,

В 2005 к созданию подключился ГРПЗ, разработка завершена в 2009.

В 2006 году начались лётные испытания радара на опытном Су-30МК2.

В ходе натурных испытаний по цели Су-27 была достигнута дальность обнаружения 300 км, захвата 250 км, при мощности 1 кВт.

На первых 2 Су-35С установлены серийные Н035, которые участвуют в ГСИ, которые планировалось завершить в 2012 году.

Блок аналого-цифровой обработки радиолокационных сигналов

  • Производит дискретизацию входного сигнала на промежуточной частоте,
  • Цифровое гетеродинирование сигнала,
  • Аппаратную свёртку входного ФКМ-сигнала с подавлением боковых лепестков автокорреляционной функции.

Характеристики РЛС Н035 Ирбис

  • Диапазон частот: X
  • Диаметр ФАР: 900 ми
  • ‘’’Количество ППЭ 1779
  • Цели:
    • Сопровождение на проходе: до 30 воздушных или 4 наземные
    • Одновременный обстрел: до 8 целей — ракеты с АРГСН (например, Р-77) или 2 цели для ракет с ПРГСН (подсвет для РГС Р-27Р); до 2 наземных целей управляемым вооружением воздух-земля
  • Дальность обнаружения целей:
    • с ЭПР 0,01 м² на встречных ракурсах 100 км;
    • с ЭПР 0,1 м² на встречных ракурсах 160 км;
    • с ЭПР 1 м² на встречных ракурсах 270 км;
    • с ЭПР 3 м² на встречных ракурсах 350—400 км, на догонных до 150 км;
    • Углы обзора по азимуту и углу места ±60° (электронное), ±120° (с гидроприводом);
    • По крену 90°;
  • Средняя мощность импульса: 5 кВт;
  • Пиковая мощность импульса: 20 кВт;
  • Дискретная непрерывная мощность подсвета: 2 кВт;
  • Разрешение при картографировании 1 м;

Оценка

БРЛС является самой мощной в мире.

Достоинства РЛС Ирбис: большой коэффициент усиления ФАР, минимальные потери в трактах, цифровая обработка сигналов с накоплением, а также мощный 5 кВт усилитель. Двухстепенной гидропривод позволяет менять вертикальную поляризацию на горизонтальную, для улучшения видимости надводных целей и противодействию активным помехам противника. Увеличенный угол обзора в 2 раза — 120 градусов против 60 у АФАР, в пределах сканирования в 60 градусов у РЛС Ирбис отсутствует падение потенциала, вращение антенны позволяет избежать нарушения когерентности входного сигнала

  • Назначенный ресурс не менее 6000 часов, 30 лет.
    • Межремонтный ресурс и срок службы — 1500 часов, 12 лет.
    • Среднее время ремонта не более 30 мин.
  • РЛС обеспечивает обнаружение целей в любых погодных условиях при наличии естественных и организованных помех.

> См. также

  • Фазированная антенная решётка
  • AN/APG-77
  • Н036 Белка
  • Жук-А
  1. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: ВВС России пополнились дюжиной истребителей Су-35
  2. 1 2 3 4 Радиолокационная система управления «ИРБИС-Э» для истребителя Су-35
  3. На серийных Су-35С устанавливают серийные РЛС «Ирбис-Э»
  4. 1 2 Результаты испытаний Су-35 в Китае. lt.cjdby.net. Дата обращения 19 декабря 2018.
  5. 1 2 http://www.niip.ru/upload/press/2008/statia5.pdf (недоступная ссылка)
  6. КРЭТ — Концерн Радиоэлектронные технологии :: Продукты :: Радиолокационная система управления «Ирбис-Э» (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2016. Архивировано 2 февраля 2016 года.

Ссылки

  • «РУС-1»
  • «РУС-2»
  • «П-3»
  • «П-8»
  • «П-10»
  • «П-12»
  • «П-14»
  • «П-18»
  • «Небо ( -СВ,-У,-М )»
  • «Резонанс-Н(Э)»

  • «П-20»
  • «П-30»
  • «П-35»
  • «П-37»
  • «1Л117М»
  • «П-40»
  • «П-70»
  • «П-80»
  • «Кольцо»
  • «76Н6»
  • «96Л6Е»
  • «Гамма-С1Е»

  • «П-15»
  • «П-19»
  • «5Н59,19Ж6,35Д6/36Д6»
  • «Каста»
  • «Каста-2»
  • «Подлет»
  • «Гамма-ДЕ»
  • «5Н87»
  • «22Ж6»
  • «Противник-ГЕ»

  • «ПРВ-9»
  • «ПРВ-10»
  • «ПРВ-11»
  • «ПРВ-13»
  • «ПРВ-16»
  • «ПРВ-17»

  • «11Ж6»
  • «Сопка-2»

  • 29Б6 «Контейнер»1
  • Волга
  • Воронеж
  • Даугава/Дарьял
  • Днестр/Днепр
  • Дуга1

  • 3Р41 («Форт»)
  • 3Р95 («Кинжал»)

Подвижные РЛС метровый диапазон сантиметровый диапазон дециметровый диапазон Радиовысотомеры Комплексные РЛС
Станции дальней радиолокации СПРН ПРО Контроль космического пространства Другие
Авиационные РЛС
Корабельные РЛС устаревшие навигационные обзорные артиллерийские СУО СУО ПВО многофункциональные
Контрбатарейные и прочие РЛС
Береговые РЛС
  • Волна1
  • Лагуна1
  • Подсолнух1
  • Телец1
Метеорологические РЛС
АСУ
1 — станции загоризонтного обнаружения

Разработка Н035 для истребителей промежуточного 4++ поколения была начата в 2004 году,

В 2005 к созданию подключился ГРПЗ

В 2006 году начались летные испытания радара на опытном Су-30МК2.

На первых 2 Су-35С установлены серийные Н035, которые участвуют в ГСИ, которые планируется завершить в 2012 году

Источники

  • Диапазон частот: X
  • Диаметр ФАР: 900 мм
  • Количество ППМ: 1772
  • Цели:
    • Обнаружение: до 30 воздушных или 4 наземные
    • Целеуказание: до 8 воздушных или 2 наземных
    • Одновременный обстрел: до 2 целей (подсвет для РГС Р-27Р)
  • Дальность обнаружения целей:
    • с ЭПР 3 м² на встречных ракурсах 350-400 км,на догонных до 150 км (в зоне 100 кв. градусов и высоте полета более 10 км)
    • с ЭПР 0,01м² до 90 км
  • Углы обзора:
    • По азимуту ±60° (электронное), ±120° (с доворотом антенны)
    • По углу места ±60° (электронное)
  • Средняя мощность импульса: 5000 Вт
  • Пиковая мощность импульса: 20000 Вт
  • Дискретная непрерывная мощность подсвета: 2000 Вт
  • Время переключения луча: 400 мкс

Основную критику экспертов вызывает использование пассивной фазированной антенной решётки, которая является промежуточной ступенью на пути к АФАР. При этом ПФАР имеет и некоторые плюсы — в частности, она дешевле АФАР, обладает несколько лучшими энергетическими характеристиками и КПД, особенно при боковом обзоре (так как излучаемая мощность АФАР зависит от угла нормаль/цель, а излучатель ПФАР обращён к цели по нормали).

  • Назначенный ресурс не менее 6000 часов, 30 лет.
    • Межремонтный ресурс и срок службы – 1500 часов, 12 лет.
    • Среднее время ремонта не более 30 мин.
  • РЛС обеспечивает обнаружение целей в любых погодных условиях при наличии естественных и организованных помех.

> См. также

  • Фазированная антенная решетка
  • AN/APG-77
  • Н050
  • Жук-А
  1. Журнал «Арсенал» №1 2008: Без пяти пять Су-35 проходит летные испытания
  2. 1 2 3 4 Радиолокационная система управления «ИРБИС-Э» для истребителя Су-35
  3. На серийных Су-35С устанавливают серийные РЛС «Ирбис-Э»
  4. БРЛС Ирбис-Э | бортовые радиолокационные станции от ГРПЗ

Советские и российские радиолокационные станции

РЛС Радиотехнических войск

«РУС-1» • «РУС-2» • «П-3» • «П-8 «Волга»» • «П-10 «Волга-А»» • «П-14» • «П-18 «Терек»» • «П-20» • «П-30» • «П-35 «Дренаж»» • «П-37» • «П-40» • «П-70 «Лена-М»» • «Резонанс-Н(Э)» • «Кольцо» • «Каста» • «5Н59,19Ж6,35Д6/36Д6» • «Каста-2Е» • «Гамма-С1Е» • «Гамма-ДЕ» • «Оборона-14» • «5Н87» • «Десна-М» • «Противник-ГЕ» •

Радиовысотомеры

«ПРВ-9» • «ПРВ-10» • «ПРВ-11» • «ПРВ-13» • «ПРВ-16» • «ПРВ-17»

Специальные РЛС ЗРК

П-15 • П-19 • 1Л117М • Десна-М • 76Н6 • 96Л6Е

Станции дальней радиолокации

Днепр • Днестр-М • Дарьял • Крона • Дунай • Дон-2Н • Дуга1 • Волга • Воронеж-М/ДМ • Витим

Авиационные РЛС

Гнейс-2 • Гнейс-5 • РП-1 Изумруд (Д / У) • РП-5 Изумруд-5 • Лиана • Вега-М • Шмель • Э-801 Око • Н007 Заслон • Н010 Жук (8-II / 27 / М(С)(Э) / (М)Ф(Э) / А(Э)) • Н011 Барс (М / 29) • Н050

Корабельные РЛС

Редут-К • Гюйс-1 • Гюйс-2 • Нептун • Фут-Н • Риф • Дон • П-500 • Фрегат • Подберёзовик • Фуркэ • Монумент-А • Пал-Н • 3Р41 • 3Р95 • Флаг • Подкат

Контрбатарейные и прочие РЛС

Зоопарк • Аистёнок • Фара • Кредо

Береговые РЛС

Подсолнух1 • Волна1 • Телец1

АСУ

Межа • 46К6 • 5К60 • Основа • Поле • ПОРИ-П1 • ПОРИ-П2

1 — станции загоризонтного обнаружения

Радиолокационное синтезирование апертуры

Изображение поверхности Венеры, полученное космическим аппаратом Магеллан с использованием РСА

Радиолокационное синтезирование апертуры (РСА) — это способ, который позволяет получать радиолокационные изображения земной поверхности и находящихся на ней объектов независимо от метеорологических условий и уровня естественной освещенности местности с детальностью, сравнимой с аэрофотоснимками.

Особенности получения радиолокационного изображения

Наиболее простым способом получения радиолокационного изображения (РЛИ) местности является использование режима реального луча, когда радиолокационная станция (РЛС), установленная на самолете-носителе, осуществляет обзор земной поверхности путём сканирования антенной в горизонтальной плоскости, например, в секторе ±90° относительно вектора скорости носителя. При этом изображение местности в зоне обзора наблюдается в виде сектора размером ±90° с максимальным радиусом, равным дальности действия РЛС. Основным недостатком этого режима является низкая разрешающая способность по азимуту, которая при некогерентной обработке определяется шириной диаграммы направленности (ДН) реальной антенны в горизонтальной плоскости. Ширина ДН Θ a z {\displaystyle {\Theta }_{az}} зависит от горизонтального размера антенны d {\displaystyle d} (апертуры) и длины волны электромагнитных колебаний, излучаемых РЛС: Θ a z = λ / d {\displaystyle {\Theta }_{az}=\lambda /d} . В то же время линейное разрешение по азимуту увеличивается пропорционально наклонной дальности. Например, при длине волны λ = 3 {\displaystyle \lambda =3} см и размере антенны 150 см ширина луча Θ a z = 1 , 15 {\displaystyle {\Theta }_{az}=1,15} ° и на дальности 120 км линейное разрешение будет составлять около 2,5 км. Такая низкая разрешающая способность приводит к тому, что на изображении наблюдаются отметки только от крупных объектов (мостов, населенных пунктов, кораблей).

Получение высокого разрешения по азимуту требует применения антенны с большим размером апертуры. Размещение антенн больших размеров на самолете невозможно, поэтому для обеспечения разрешения по азимуту значительно лучшего, чем определяемое шириной ДН реальной антенны, используются когерентные режимы работы, позволяющие сформировать синтезированную апертуру большего (в 1000 и более раз) размера.

Сущность РСА

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Литература

  1. Радиолокационные системы многофункциональных самолетов. Т.1. РЛС — информационная основа боевых действий многофункциональных самолетов. Системы и алгоритмы первичной обработки радиолокационных сигналов / Под ред. А. И. Канащенкова и В. И. Меркулова. — М.: Радиотехника, 2006. — 656 с. — ISBN 5-88070-094-1.
  2. Кондратенков, Г. С. Радиолокационные станции обзора Земли / Г. С. Кондратенков, В. С. Потехин . — М.: Радио и связь, 1983. — 272 с.
  3. Антипов, В. Н. Радиолокационные станции с цифровым синтезированием апертуры антенны / В. Н. Антипов, В. Т. Горяинов . — М.: Радио и связь, 1988. — 304 с. — ISBN 5-256-00019-5.
  4. Дудник, П. И. Многофункциональные радиолокационные системы: учеб. пособие для вузов / П. И. Дудник, А. Р. Ильчук . — М.: Дрофа, 2007. — 283 с. — ISBN 978-5-358-00196-1.
  5. Радиолокационные системы землеобзора космического базирования — 2010
  • Бахрах Л.Д. Методы измерений параметров излучающих систем в ближней зоне / Бахрах Л.Д.. — Л.: Наука, 1985. — 272 с.
  • Сафронов Г.С. Введение в радиоголографию. — М.: Сов. радио, 1973. — 288 с.
  • Статья «Особенности характеристик и применения авиационных РСА» на портале Terraview.ru:Профессиональная сеть специалистов ДЗЗ.

Это заготовка статьи о радиолокации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Сравнение F-35 c российским самолётами 4-го поколения.

Я уже затрагивал тему по истребители в статьях: Про истребители пятого поколения. Наши и не наши.

Про клубнику, редиску и F-22 Raptor. Сейчас продолжу для комплекта. Статья толковая, а самому писать лень. Вот и перепечатал. Ссылка на первоисточник – в конце. Свои небольше комментарии даю в коричневом цвете.

«Почему я сравниваю F-35 c российским самолётами 4-го поколения, а не F-22, чьи лётные характеристики значительно лучше? Некий анонимный автор, не дождавшись продолжения моей статьи о самолётах пятого поколения, просто взял и дописал её сам. Причём довольно удачно отметив те недостатки F-22, что я упустил ранее. И хотя этот автор не даёт ссылок на первоисточник своего материала, я сделаю иначе. Я процитирую его по всем правилам журналистской этики, то есть со ссылкой на источник:

«Я неспроста столь много внимания уделил характеристикам F-35 и сравнению именно его с современными самолётами предыдущего поколения. Дело в том, что «супер-истребитель» F-22 при своей совершенно безумной цене не имеет многофункциональности! То есть не является универсальной машиной. При ближайшем рассмотрении выясняется, что ударный потенциал F-22 в режиме «малозаметности» близок к нулю. В его тесные внутренние оружейные отсеки влезает всего пара скромных 1000-фунтовых (454 кг) бомб, либо восемь совсем уж игрушечных 250-фунтовых (113 кг) бомб — вдвое меньше, чем в более дешёвый F-35, ударный потенциал которого тоже кажется американским экспертам совершенно недостаточным.

Переход на внешнюю подвеску теоретически мог бы серьёзно усилить количество ударных вооружений — но, во-первых, при этом F-22 совершенно теряет свою малозаметность и перестаёт вообще чем-либо превосходить существующие универсальные самолёты 4-го поколения, вроде Су-34 и Су-35. Внешняя подвеска значительного количества вооружений резко поднимает лобовое сопротивление F-22 и делает невозможным его полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима двигателей. Поэтому, как видно из приведённого выше плаката, американцы и не рассчитывают использовать внешнюю подвеску F-22 для ударных вооружений (авиабомб). Больше того — они вообще всерьёз не рассчитывают на ударный потенциал F-22, поскольку до сих пор единственный вид вооружения, который F-22 может применять по наземным целям — это те самые небольшие авиабомбы с индивидуальным самонаведением по координатам GPS, пригодные лишь для точечных ударов по заранее разведанным неподвижным объектам.»

Действительно, «многофункциональность» F-22 примерна такова же, как у обычного истребителя F-16, на который тоже можно подвесить бомбы JDAM. Боевой вылет такого «бомбардировщика» обходится дороже обычного и на порядок менее эффективен. Таким образом, основной функцией F-22 становится перехват и как у перехватчика у него есть серьёзный российский соперник 4-го поколения — сверхзвуковой МиГ-31 с крейсерской скоростью в 2500 км/ч и максимальной — 3000 км/ч. Этот непревзойдённый чемпион по скорости имеет тот же радиус действия, но при этом несёт 9 тонн боевой нагрузки. Куда, кстати, могут входить до шести(!) корректируемых авиабомб КАБ-1500 (1500 кг) или до восьми КАБ-500 (500 кг) с телевизионным или лазерным наведением — общим весом примерно в 5 раз больше, чем у F-22. То есть наш перехватчик куда более многофункционален, чем «многофункциональный» F-22. Основное оружие у Миг-31 — ракета класса «воздух—воздух» большой дальности Р-37 так же является чемпионом по дальности позволяя запуск за 300 км от цели. Основное оружие перехвата F-22 — ракета AIM-120C самых последних модификаций имеет максимальную дальность до 180 км. Ракет большей дальности ВВС США просто не имеет. В чём же предполагаемые преимущества нового F-22? Преимущества F-22 могут лежать только в его малозаметности, благодаря которой он может подлететь к цели незаметным на дальность пуска своих ракет. Вот эту возможность мы сейчас и обсудим подробно.

Теоретически стратегия применения самолётов 5-го поколения и состоит в идее «первый увидел — первый выстрелил — первый убил». То есть он должен подобраться незаметным на дистанцию запуска своих ракет и запустить их до того, как его заметили. Именно для этого снижают радиолокационную заметность самолёта. В радиолокации заметность определяется с помощью отражательной способности — эффективной поверхности рассеивания (ЭПР). Чем больше эта поверхность, тем больше отражённый сигнал и, следовательно, больше возможность его заметить. Тут можно привести аналогию с фонариком и зеркалом, расположенным в нескольких метрах от источника света. Радар светит как фонарик своим передатчиком и регистрирует своим приёмником отражённый от зеркала сигнал. Чувствительность приёмника радара определяет минимальный уровень регистрируемого отражённого сигнала. Поэтому, чем больше поверхность зеркала, тем больше уровень отражённого сигнала и тем на большем расстоянии радар может зарегистрировать отражённый луч. Дистанция обнаружения таким образом определяется тремя параметрами — мощностью передатчика радара, чувствительностью приёмника радара и площадью отражающей поверхности «зеркала» — ЭПР. С помощью радиопоглощающих материалов и рассеивающих особенностей геометрических форм самолёта пятое поколение истребителей значительно снижает последний показатель, но не делает его равным нулю. Приведём ниже сравнительную табличку ЭПР различных самолётов по оценкам западных аналитиков:

B-52=100 ЭПР (кв. м.)

F-4, A-10=25 ЭПР (кв. м.)

Tornado=8 ЭПР ( кв. м.)

МиГ-21=3 ЭПР (кв. м.)

МиГ-29=5 ЭПР(кв. м.)

F-16C, F-18C=1,2 ЭПР (кв. м.)

B1-B 1 ЭПР=(кв. м.)

Eurofighter=0,25-0,75 ЭПР (кв. м.)

Gripen=ЭПР (кв. м.)

Exocet, Harpoon=0,1 ЭПР (кв. м.)

F-35 JSF=0,005 ЭПР (кв. м.)

F-117, B-2, F-22=0,01 — 0,001 ЭПР (кв. м.)

Большинство авторов публикаций о малозаметных самолётах непосредственно связаны с их разработкой, поэтому данные, приведённые в таблице, основаны очевидно на подобных публикациях, и потому не совсем объективны. Независимых исследований по малозаметности конкретных самолётов практически нет. Только полёты F-117 в Ираке и Югославии дали возможность нашим военным специалистам оценить эффект «новых» технологий американцев. И по оценкам российских военных экспертов современные технологии, созданные по программе «Стелс», позволяют уменьшить эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательных аппаратов до 70 процентов по сравнению с самолётами традиционных схем. При этом дальность обнаружения такого малозаметного самолёта сократится лишь на треть, так как дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени от величины ЭПР. Западные же эксперты говорят почти о тысячекратном(!) уменьшении ЭПР. Очень впечатляет. Однако в пересчёте на дистанцию обнаружения это означает её сокращение примерно в 5,6 раза. Так, если обычный самолёт обнаруживался радаром на дистанции в 300 км, то на том же радаре самый «невидимый» из «стелсов» будет вполне виден на дистанции 54 км. Это не так сильно впечатляет, но всё же вполне значимо.
Существуют разные оценки дуэльных возможностей Раптора с нашими современными самолётами. Есть довольно оптимистичные, вроде такой:

Итак, имеет смысл сравнить «дуэльные» возможности радиолокационных комплексов Су-35 и F-22A «Рэптор». Российская машина, оснащённая «Ирбисом», может обнаружить цель с ЭПР 0.1-0.5 м2 (т.е «Рэптор») на дистанции 165-240 км. Американский истребитель «видит» своего противника со значительно большей (порядка 1 м2) ЭПР также на дальности порядка 200 км. Таким образом, малозаметный «Рэптор» со своей АФАР по части бортового радиолокационного комплекса не имеет реального превосходства перед модернизированным «Сухим» в ракетном воздушном бою на «вневизуальной» дальности! А это как раз один из тех важнейших параметров, на безусловное преимущество в котором «Рэптора» над любыми аналогичными машинами рассчитывали американские военные.

Эта оценка базируется на предположении, что F-22 имеет ЭПР 0,1-0,5 кв.м., что значительно хуже данных, представленных в таблице. И у нас нет пока возможности оценить насколько они верны — F-22 пока не удалось «засветить» вживую. Американцы держат свой самолёт вдали от наших локаторов, сохраняя завесу тайны над реальными свойствами малозаметности своего «суперистребителя». Данные наших производителей о возможностях бортовых РЛС новых самолётов тоже могут сильно различаться. На F-22 устанавливается БРЛС AN/APG-77:

БРЛС AN/APG-77 имеет фазированную активную антенную решётку овальной формы шириной около 1 м, состоящую приблизительно из 1500 твердотельных приемопередающих модулей (длина каждого модуля — 70 мм, высота — несколько миллиметров), в которых используется техника монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. В целях снижения заметности предусмотрены пассивные режимы работы РЛС, обеспечена малая вероятность перехвата сигналов при активных режимах работы БРЛС. Максимальная дальность обнаружения крупных воздушных целей — 270-300 км.

Насколько крупной целью является Су-35? Утверждалось, что там использованы технологии малозаметности и возможно это действительно снизит дальность его обнаружения до 200 км. По поводу нашей БРЛС «Ирбис», устанавливаемой на Су-35 в Википедии утверждается:

«Н035 «Ирбис» — российская авиационная малогабаритная радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой, разработки НИИП. Разработка Н035 для истребителей промежуточного 4++ поколения была начата в 2004 году, закончена в 2006. Мощность радара на излучение — порядка 5 кВт. Механическое сканирование осуществляется гидроэлектромехническим приводом. Дальность обнаружения воздушных целей типа истребитель (с ЭПР 3 м²): до 400 км.»

Возможности БРЛС «Ирбис» сводят на нет возможности F-22 по малозаметности. Если эффект малозаметности оценить в 70%, как это делают российские эксперты, то дальность обнаружения снизится всего на треть — до 266 км и F-22 не сможет подобраться незамеченным на дальность пуска своих ракет, составляющей 180 км. Однако если использовать оценки западных экспертов, то тысячекратное снижение заметности должно сократить дальность его обнаружения до 70 км и F-22 удастся ударить первым и незамеченным. Тут интересно также привести данные о новой БРЛС «Жук-АЭ» (FGA29) разработки компании «Фазотрон», которую предполагают устанавливать на МиГ-29М2 (МиГ-35). Рекламные заявления нашего разработчика выглядят очень обнадёживающе:

«Российская корпорация «Фазотрон-НИИР» завершила разработку новейшей бортовой радиолокационной станции «Жук-АЭ» для истребителей МиГ-35 с активной фазированной решёткой. По словам гендиректора фирмы Вячеслава Тищенко, это первая изготовленная в России активная фазированная антенная решётка. Ее появление приближает наш истребитель к главному конкуренту — американскому истребителю пятого поколения F-35. Теперь наш «МиГ» способен конкурировать с F-35 не только в воздушных боях, но и на мировых рынках вооружений.»

Более объективно представлены данные испытаний:

Итак, наш АФАР ЖУК-АЭ даёт обнаружение цели с ЭПР 5 м (МиГ-29) на дальности 130 км. Предположим, что F-35 имеет ЭРП в 1000 раз меньше — 0,005 кв. м. (или «размер мячика для гольфа» судя по рекламе). Сокращение ЭПР в 1000 раз снизит дальность обнаружения на 82% — до 23 км. Это существенно, поскольку действительно даёт возможность F-35 ударить первым оставаясь вне поля зрения МиГ-35, а значит осуществить свой тактический принцип. Но насколько и данная оценка объективна? Тут есть ещё свои тайны.

Увлечение американцев технологиями малозаметности дало толчок и для развития новых радиолокационных методов. Для компенсации уменьшения заметности достаточно увеличить либо мощность передатчика, либо чувствительность приёмника, либо то и другое вместе. Конечно, тут не всё так просто — необходимо учитывать помехи и средства радиоэлектронной борьбы. Задача очень сложная, но не более сложная, чем уменьшение ЭПР у самолёта. Собственно сейчас и идёт соревнование чувствительности и мощности радаров с технологиями малозаметности летательных аппаратов — аналог борьбы брони и снаряда в истории танкостроения. Именно поэтому такое значение придаётся новым радиолокационным схемам, вроде АФАР, которые не только позволяют увеличить мощность излучателя вместе с чувствительностью приёмника, но вести сразу несколько целей, использовать цифровую обработку сигналов, отсеивая помехи. Но самое важное — АФАР позволяет сканировать пространство в различных диапазонах частот. И тут мы подходим ещё к одному важному открытию. Дело в том, что эффективность используемых американцами технологий малозаметности очень зависят от диапазона частот радара. В основном они рассчитаны на X-диапазон частот, в котором работают большинство современных (только НАТОвских!) радаров. Это сантиметровая длинна волны. Более старые радиолокационные комплексы ПВО использовали L-диапазон частот (дециметровые волны) и для них американские технологии малозаметности почти бесполезны! (А для метровых волн – абсолютно бесполезны. Когда я служил в ПВО у нас все локаторы загоризонтного обнаружения были метровыми. И, судя по антенам, и сейчас таких полно)
Если для сантиметровых волн эффективная толщина радиопоглощающих материалов может быть равна сантиметрам, то для дециметровых волн — это уже дециметры и не может быть реализована на практике. Эффект рассеивания по методу Уфимцева тоже рассчитан на сантиметровые волны, рассеивание дециметровых волн будет значительно меньше, на них эффект геометрической формы объекта почти не действует. Юрий Белый, генеральный директор НИИП, разработчика БРЛС «Ирбис», сказал не только это. Он заявил и более интересную вещь на вопрос о новой БРЛС АФАР, выставка которой на МАКС-2009 произвела сенсацию:

— Ваша АФАР будет «видеть» самолеты, сделанные по технологии «стелс»?

— Здесь не АФАР является определяющей. Возможность обнаружения таких самолётов в большей степени зависит от диапазона и вида излучаемого сигнала. Плюс к тому у нас на борту несколько АФАР, работающих в разных диапазонах. А сделать защитное покрытие от волн, скажем, сантиметрового и дециметрового диапазона одновременно – весьма проблематично.

Вообще-то это приговор технологиям «стелс» по методу Уфимцева и с использованием радиопоглощающих покрытий. Соревнование РЛС с малозаметностью уже почти выиграно РЛС ещё до того, как самолёты 5-го поколения встали в строй. Новые БРЛС L-диапазона уже рекламируются НИИП:

Новую АФАР L-диапазона предполагается устанавливать в передние кромки крыльев и велись эти работы очевидно уже давно. Однако до появления уже рабочих образцов эта методика вообще никак не обсуждалась официально. Скромные скептические заявления разработчиков наших самолётов о технологиях «стелс» не слишком привлекали внимание СМИ и редко цитировались. Может это тоже имело свой смысл? Пусть конкурент вложится в тупиковые методы малозаметности, потратит них сотни миллиардов, а мы, потратив лишь несколько миллионов, сделаем их совершенно бесполезными? Только недавно уже рекламируемые в открытую достижения НИИП по части БРЛС в L-диапазоне привлекли внимание западных экспертов и тут же вызвали бурную реакцию:

«Программа JSF является примером полной отвлечённости упёртых голов сообщества JSF от операционной реальности в мире. Эту технологию нужно было предвидеть десять лет назад, учитывая разработку в США радаров L-диапазона AESA для систем типа Wedgetail AEW&C/AWACS… Системы, живучесть которых почти полностью зависит от сокращения видимости для радаров в Х-диапазоне, такие, как F-35 Joint Strike Fighter, F/A-18E/F Super Hornet и F-15SE «Тихий Орел», теперь становятся видимы для истребителей, несущих РЛС L-диапазона, и таким образом, становятся весьма уязвимыми в борьбе в воздухе на большие загоризонтные расстояния.»

Австралийское военное ведомство — одно из наиболее заинтересованных в объективной оценке истребителей 5-го поколения. Именно им придётся тратить немалые деньги на то, чтобы получить самолёт, способный бороться с самолётами российской разработки, стоящих на вооружении в соседних странах. Поэтому стоит обратить внимание на их мнение. 8 ноября 2009 года их независимое военно-аналитическое агентство APA (Air Power Australia) провела полное сравнение самолётов 5-го поколения с новейшими российскими образцами и результат этих исследований был изложен в виде письма главе Пентагона Роберту Гейтсу. В сравнительной таблице из множества критериев соответствия 5-му поколению F-22 набрал 2 очка, как и наш Су-35, в то время как F-35 дал отрицательные баллы в -8 очков, не удовлетворив большинству критериев. Лидером таблицы стал наш ПАК ФА Т-50, набравший +5 баллов. В конце письма эксперты довольно философски заявили:

То, что данное изобретение не лежит в лучших интересах наших наций и союзников, которые в духе доброй воли согласилась на участие в программе JSF, также является самоочевидным, вытекающим из того же полного равнодушия к реальности, которое дал нам Глобальный финансовый кризис и его наиболее опасные результаты, мировая экономическая перестройка. То, что программа JSF требует изменений, не вызывает сомнений. Как это может быть лучше всего достигнуто хорошо понимает международная группа экспертов в ВВС Австралии, чьи советы, на сегодняшний день, были проигнорированы большинством из тех, кто консультирует Вас.

Пожалуй, на этом можно закончить мой заочный спор с российскими экспертами из «гнезда» Белковского. ( В слове «эксперты» автор забыл поставить кавычки. Это «гнездо» пропагандистов под видом экспертов. Специализирующихся на теме: «рашке – хана, а рашкинцы – выродки». Только окучивающих интеллектуальную публику.) Но предвидя возражения типа «а где эта новая техника, почему её мало закупают?», повторю ещё раз то, что неоднократно говорил: нужно сначала полностью использовать модернизационный потенциал старой техники, а потом уже закупать новую. Это экономит средства и даёт больше времени на разработку принципиально новой техники. Зачем закупать новый Т-90, если можно модернизировать Т-72 доведя того почти до уровня нового, но по цене в три раза меньше? И потом. Надо сравнивать. Сколько закупили США новых M1A2? 62 штуки. Сколько Россия закупила Т-90? 430 штук. Всё познаётся в сравнении. Мы сейчас активно занимаемся модернизацией — модернизирован уже весь парк МиГ-31, Су-24. Модернизацию проходят танки Т-72, Т-80. Как только пройдут испытания новые МиГ-35, Су-35, будут закупаться и они. Пока в этом году планируется закупить 24 Су-34, а это реальный, а не мнимый многофункциональный ударный самолёт. Конечно, многие мои утверждения могут вызвать массу возражений, да и тема сравнения качества вооружений просто бесконечна. И мы её ещё продолжим, но уже в других статьях на сайте malchish.org.

Кстати: лучшему практическому бомбардировщику США В-52 уже 60 лет. В основном в Ираке и Афгане он и работал по целям. А F-117 Стелс уже списали. Более современные В-1 и В-2, похоже, тоже списали. Во всяком случае они нигде не летали. Особенно в последних войнах, что вела США. Где то ржавеют на базах.

Так что не всегда чем новее, тем лучше.

Да и во флоте США средний возраст кораблей раза в полтора старше, чем в российском флоте.

Ссылки:

1. История и состояние работ по АФАР

Автор Максон»

Почему я сравниваю F-35 c российским самолётами 4-го поколения, а не F-22, чьи лётные характеристики значительно лучше? Некий анонимный автор, не дождавшись продолжения моей статьи о самолётах пятого поколения, просто взял и дописал её сам. Причём довольно удачно отметив те недостатки F-22, что я упустил ранее. И хотя этот автор не даёт ссылок на первоисточник своего материала, я сделаю иначе. Я процитирую его по всем правилам журналистской этики, то есть со ссылкой на источник:

«Я неспроста столь много внимания уделил характеристикам F-35 и сравнению именно его с современными самолётами предыдущего поколения. Дело в том, что «супер-истребитель» F-22 при своей совершенно безумной цене не имеет многофункциональности! То есть не является универсальной машиной. При ближайшем рассмотрении выясняется, что ударный потенциал F-22 в режиме «малозаметности» близок к нулю. В его тесные внутренние оружейные отсеки влезает всего пара скромных 1000-фунтовых (454 кг) бомб, либо восемь совсем уж игрушечных 250-фунтовых (113 кг) бомб — вдвое меньше, чем в более дешёвый F-35, ударный потенциал которого тоже кажется американским экспертам совершенно недостаточным. Переход на внешнюю подвеску теоретически мог бы серьёзно усилить количество ударных вооружений — но, во-первых, при этом F-22 совершенно теряет свою малозаметность и перестаёт вообще чем-либо превосходить существующие универсальные самолёты 4-го поколения, вроде Су-34 и Су-35. Внешняя подвеска значительного количества вооружений резко поднимает лобовое сопротивление F-22 и делает невозможным его полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима двигателей. Поэтому, как видно из приведённого вышеплаката, американцы и не рассчитывают использовать внешнюю подвеску F-22 для ударных вооружений (авиабомб). Больше того — они вообще всерьёз не рассчитывают на ударный потенциал F-22, поскольку до сих пор единственный вид вооружения, который F-22 может применять по наземным целям — это те самые небольшие авиабомбы с индивидуальным самонаведением по координатам GPS, пригодные лишь для точечных ударов по заранее разведанным неподвижным объектам.» Действительно, «многофункциональность» F-22 примерна такова же, как у обычного истребителя F-16, на который тоже можно подвесить бомбы JDAM. Боевой вылет такого «бомбардировщика» обходится дороже обычного и на порядок менее эффективен. Таким образом, основной функцией F-22 становится перехват и как у перехватчика у него есть серьёзный российский соперник 4-го поколения — сверхзвуковой МиГ-31 с крейсерской скоростью в 2500 км/ч и максимальной — 3000 км/ч. Этот непревзойдённый чемпион по скорости имеет тот же радиус действия, но при этом несёт 9 тонн боевой нагрузки. Куда, кстати, могут входить до шести(!) корректируемых авиабомб КАБ-1500 (1500 кг) или до восьми КАБ-500 (500 кг) с телевизионным или лазерным наведением — общим весом примерно в 5 раз больше, чем у F-22. То есть наш перехватчик куда более многофункционален, чем «многофункциональный» F-22. Основное оружие у Миг-31 — ракета класса «воздух—воздух» большой дальности Р-37 так же является чемпионом по дальности позволяя запуск за 300 км от цели. Основное оружие перехвата F-22 — ракета AIM-120C самых последних модификаций имеет максимальную дальность до 180 км. Ракет большей дальности ВВС США просто не имеет. В чём же предполагаемые преимущества нового F-22? Преимущества F-22 могут лежать только в его малозаметности, благодаря которой он может подлететь к цели незаметным на дальность пуска своих ракет. Вот эту возможность мы сейчас и обсудим подробно.

Теоретически стратегия применения самолётов 5-го поколения и состоит в идее «первый увидел — первый выстрелил — первый убил». То есть он должен подобраться незаметным на дистанцию запуска своих ракет и запустить их до того, как его заметили. Именно для этого снижают радиолокационную заметность самолёта. В радиолокации заметность определяется с помощью отражательной способности — эффективной поверхности рассеивания (ЭПР). Чем больше эта поверхность, тем больше отражённый сигнал и, следовательно, больше возможность его заметить. Тут можно привести аналогию с фонариком и зеркалом, расположенным в нескольких метрах от источника света. Радар светит как фонарик своим передатчиком и регистрирует своим приёмником отражённый от зеркала сигнал. Чувствительность приёмника радара определяет минимальный уровень регистрируемого отражённого сигнала. Поэтому, чем больше поверхность зеркала, тем больше уровень отражённого сигнала и тем на большем расстоянии радар может зарегистрировать отражённый луч. Дистанция обнаружения таким образом определяется тремя параметрами — мощностью передатчика радара, чувствительностью приёмника радара и площадью отражающей поверхности «зеркала» — ЭПР. С помощью радиопоглощающих материалов и рассеивающих особенностей геометрических форм самолёта пятое поколение истребителей значительно снижает последний показатель, но не делает его равным нулю. Приведём ниже сравнительную табличку ЭПР различных самолётов по оценкам западных аналитиков:

Большинство авторов публикаций о малозаметных самолётах непосредственно связаны с их разработкой, поэтому данные, приведённые в таблице, основаны очевидно на подобных публикациях, и потому не совсем объективны. Независимых исследований по малозаметности конкретных самолётов практически нет. Только полёты F-117 в Ираке и Югославии дали возможность нашим военным специалистам оценить эффект «новых» технологий американцев. И по оценкам российских военных экспертов современные технологии, созданные по программе «Стелс», позволяют уменьшить эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательных аппаратов до 70 процентов по сравнению с самолётами традиционных схем. При этом дальность обнаружения такого малозаметного самолёта сократится лишь на треть, так как дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени от величины ЭПР. Западные же эксперты говорят почти о тысячекратном(!) уменьшении ЭПР. Очень впечатляет. Однако в пересчёте на дистанцию обнаружения это означает её сокращение примерно в 5,6 раза. Так, если обычный самолёт обнаруживался радаром на дистанции в 300 км, то на том же радаре самый «невидимый» из «стелсов» будет вполне виден на дистанции 54 км. Это не так сильно впечатляет, но всё же вполне значимо.

Существуют разные оценки дуэльных возможностей Раптора с нашими современными самолётами. Есть довольно оптимистичные, вроде такой:

Итак, имеет смысл сравнить «дуэльные» возможности радиолокационных комплексов Су-35 и F-22A «Рэптор». Российская машина, оснащённая «Ирбисом», может обнаружить цель с ЭПР 0.1-0.5 м2 (т.е «Рэптор») на дистанции 165-240 км. Американский истребитель «видит» своего противника со значительно большей (порядка 1 м2) ЭПР также на дальности порядка 200 км. Таким образом, малозаметный «Рэптор» со своей АФАР по части бортового радиолокационного комплекса не имеет реального превосходства перед модернизированным «Сухим» в ракетном воздушном бою на «вневизуальной» дальности! А это как раз один из тех важнейших параметров, на безусловное преимущество в котором «Рэптора» над любыми аналогичными машинами рассчитывали американские военные. Эта оценка базируется на предположении, что F-22 имеет ЭПР 0,1-0,5 кв.м., что значительно хуже данных, представленных в таблице. И у нас нет пока возможности оценить насколько они верны — F-22 пока не удалось «засветить» вживую. Американцы держат свой самолёт вдали от наших локаторов, сохраняя завесу тайны над реальными свойствами малозаметности своего «суперистребителя». Данные наших производителей о возможностях бортовых РЛС новых самолётов тоже могут сильно различаться. На F-22 устанавливается БРЛС AN/APG-77: БРЛС AN/APG-77 имеет фазированную активную антенную решётку овальной формы шириной около 1 м, состоящую приблизительно из 1500 твердотельных приемопередающих модулей (длина каждого модуля — 70 мм, высота — несколько миллиметров), в которых используется техника монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. В целях снижения заметности предусмотрены пассивные режимы работы РЛС, обеспечена малая вероятность перехвата сигналов при активных режимах работы БРЛС. Максимальная дальность обнаружения крупных воздушных целей — 270-300 км. Насколько крупной целью является Су-35? Утверждалось, что там использованы технологии малозаметности и возможно это действительно снизит дальность его обнаружения до 200 км. По поводу нашей БРЛС «Ирбис», устанавливаемой на Су-35 в Википедии утверждается: «Н035 «Ирбис» — российская авиационная малогабаритная радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой, разработки НИИП. Разработка Н035 для истребителей промежуточного 4++ поколения была начата в 2004 году, закончена в 2006. Мощность радара на излучение — порядка 5 кВт. Механическое сканирование осуществляется гидроэлектромехническим приводом. Дальность обнаружения воздушных целей типа истребитель (с ЭПР 3 м²): до 400 км.» Возможности БРЛС «Ирбис» сводят на нет возможности F-22 по малозаметности. Если эффект малозаметности оценить в 70%, как это делают российские эксперты, то дальность обнаружения снизится всего на треть — до 266 км и F-22 не сможет подобраться незамеченным на дальность пуска своих ракет, составляющей 180 км. Однако если использовать оценки западных экспертов, то тысячекратное снижение заметности должно сократить дальность его обнаружения до 70 км и F-22 удастся ударить первым и незамеченным. Тут интересно также привести данные о новой БРЛС «Жук-АЭ» (FGA29) разработки компании «Фазотрон», которую предполагают устанавливать на МиГ-29М2 (МиГ-35). Рекламные заявления нашего разработчика выглядят очень обнадёживающе:

«Российская корпорация «Фазотрон-НИИР» завершила разработку новейшей бортовой радиолокационной станции «Жук-АЭ» для истребителей МиГ-35 с активной фазированной решёткой. По словам гендиректора фирмы Вячеслава Тищенко, это первая изготовленная в России активная фазированная антенная решётка. Ее появление приближает наш истребитель к главному конкуренту — американскому истребителю пятого поколения F-35. Теперь наш «МиГ» способен конкурировать с F-35 не только в воздушных боях, но и на мировых рынках вооружений.» Более объективно представлены данные испытаний: Итак, наш АФАР ЖУК-АЭ даёт обнаружение цели с ЭПР 5 м (МиГ-29) на дальности 130 км. Предположим, что F-35 имеет ЭРП в 1000 раз меньше — 0,005 кв. м. (или «размер мячика для гольфа» судя по рекламе). Сокращение ЭПР в 1000 раз снизит дальность обнаружения на 82% — до 23 км. Это существенно, поскольку действительно даёт возможность F-35 ударить первым оставаясь вне поля зрения МиГ-35, а значит осуществить свой тактический принцип. Но насколько и данная оценка объективна? Тут есть ещё свои тайны.

Увлечение американцев технологиями малозаметности дало толчок и для развития новых радиолокационных методов. Для компенсации уменьшения заметности достаточно увеличить либо мощность передатчика, либо чувствительность приёмника, либо то и другое вместе. Конечно, тут не всё так просто — необходимо учитывать помехи и средства радиоэлектронной борьбы. Задача очень сложная, но не более сложная, чем уменьшение ЭПР у самолёта. Собственно сейчас и идёт соревнование чувствительности и мощности радаров с технологиями малозаметности летательных аппаратов — аналог борьбы брони и снаряда в истории танкостроения. Именно поэтому такое значение придаётся новым радиолокационным схемам, вроде АФАР, которые не только позволяют увеличить мощность излучателя вместе с чувствительностью приёмника, но вести сразу несколько целей, использовать цифровую обработку сигналов, отсеивая помехи. Но самое важное — АФАР позволяет сканировать пространство в различных диапазонах частот. И тут мы подходим ещё к одному важному открытию. Дело в том, что эффективность используемых американцами технологий малозаметности очень зависят от диапазона частот радара. В основном они рассчитаны на X-диапазон частот, в котором работают большинство современных радаров. Это сантиметровая длинна волны. Более старые радиолокационные комплексы ПВО использовали L-диапазон частот (дециметровые волны) и для них американские технологии малозаметности почти бесполезны!

Если для сантиметровых волн эффективная толщина радиопоглощающих материалов может быть равна сантиметрам, то для дециметровых волн — это уже дециметры и не может быть реализована на практике. Эффект рассеивания по методу Уфимцева тоже рассчитан на сантиметровые волны, рассеивание дециметровых волн будет значительно меньше, на них эффект геометрической формы объекта почти не действует. Юрий Белый, генеральный директор НИИП, разработчика БРЛС «Ирбис», сказал не только это. Он заявил и более интересную вещь на вопрос о новой БРЛС АФАР, выставка которой на МАКС-2009 произвела сенсацию:

— Ваша АФАР будет «видеть» самолеты, сделанные по технологии «стелс»? — Здесь не АФАР является определяющей. Возможность обнаружения таких самолётов в большей степени зависит от диапазона и вида излучаемого сигнала. Плюс к тому у нас на борту несколько АФАР, работающих в разных диапазонах. А сделать защитное покрытие от волн, скажем, сантиметрового и дециметрового диапазона одновременно – весьма проблематично. Вообще-то это приговор технологиям «стелс» по методу Уфимцева и с использованием радиопоглощающих покрытий. Соревнование РЛС с малозаметностью уже почти выиграно РЛС ещё до того, как самолёты 5-го поколения встали в строй. Новые БРЛС L-диапазона уже рекламируются НИИП:

Новую АФАР L-диапазона предполагается устанавливать в передние кромки крыльев и велись эти работы очевидно уже давно. Однако до появления уже рабочих образцов эта методика вообще никак не обсуждалась официально. Скромные скептические заявления разработчиков наших самолётов о технологиях «стелс» не слишком привлекали внимание СМИ и редко цитировались. Может это тоже имело свой смысл? Пусть конкурент вложится в тупиковые методы малозаметности, потратит них сотни миллиардов, а мы, потратив лишь несколько миллионов, сделаем их совершенно бесполезными? Только недавно уже рекламируемые в открытую достижения НИИП по части БРЛС в L-диапазоне привлекли внимание западных экспертов и тут же вызвали бурную реакцию:

«Программа JSF является примером полной отвлечённости упёртых голов сообщества JSF от операционной реальности в мире. Эту технологию нужно было предвидеть десять лет назад, учитывая разработку в США радаров L-диапазона AESA для систем типа Wedgetail AEW&C/AWACS… Системы, живучесть которых почти полностью зависит от сокращения видимости для радаров в Х-диапазоне, такие, как F-35 Joint Strike Fighter, F/A-18E/F Super Hornet и F-15SE «Тихий Орел», теперь становятся видимы для истребителей, несущих РЛС L-диапазона, и таким образом, становятся весьма уязвимыми в борьбе в воздухе на большие загоризонтные расстояния.» Австралийское военное ведомство — одно из наиболее заинтересованных в объективной оценке истребителей 5-го поколения. Именно им придётся тратить немалые деньги на то, чтобы получить самолёт, способный бороться с самолётами российской разработки, стоящих на вооружении в соседних странах. Поэтому стоит обратить внимание на их мнение. 8 ноября 2009 года их независимое военно-аналитическое агентство APA (Air Power Australia) провела полное сравнение самолётов 5-го поколения с новейшими российскими образцами и результат этих исследований был изложен в виде письма главе Пентагона Роберту Гейтсу. В сравнительной таблице из множества критериев соответствия 5-му поколению F-22 набрал 2 очка, как и наш Су-35, в то время как F-35 дал отрицательные баллы в -8 очков, не удовлетворив большинству критериев. Лидером таблицы стал наш ПАК ФА Т-50, набравший +5 баллов. В конце письма эксперты довольно философски заявили: То, что данное изобретение не лежит в лучших интересах наших наций и союзников, которые в духе доброй воли согласилась на участие в программе JSF, также является самоочевидным, вытекающим из того же полного равнодушия к реальности, которое дал нам Глобальный финансовый кризис и его наиболее опасные результаты, мировая экономическая перестройка. То, что программа JSF требует изменений, не вызывает сомнений. Как это может быть лучше всего достигнуто хорошо понимает международная группа экспертов в ВВС Австралии, чьи советы, на сегодняшний день, были проигнорированы большинством из тех, кто консультирует Вас. Пожалуй, на этом можно закончить мой заочный спор с российскими экспертами из «гнезда» Белковского. Но предвидя возражения типа «а где эта новая техника, почему её мало закупают?», повторю ещё раз то, что неоднократно говорил: нужно сначала полностью использовать модернизационный потенциал старой техники, а потом уже закупать новую. Это экономит средства и даёт больше времени на разработку принципиально новой техники. Зачем закупать новый Т-90, если можно модернизировать Т-72 доведя того почти до уровня нового, но по цене в три раза меньше? И потом. Надо сравнивать. Сколько закупили США новых M1A2? 62 штуки. Сколько Россия закупила Т-90? 430 штук. Всё познаётся в сравнении. Мы сейчас активно занимаемся модернизацией — модернизирован уже весь парк МиГ-31, Су-24. Модернизацию проходят танки Т-72, Т-80. Как только пройдут испытания новые МиГ-35, Су-35, будут закупаться и они. Пока в этом году планируется закупить 24 Су-34, а это реальный, а не мнимый многофункциональный ударный самолёт. Конечно, многие мои утверждения могут вызвать массу возражений, да и тема сравнения качества вооружений просто бесконечна. И мы её ещё продолжим, но уже в других статьях на сайте malchish.org.Ссылки:

Автор Максон