Ракета 48н6

С-300Ф

Основная статья: С-300

«Форт»


ЗРК «Форт» на крейсере проекта 1164

Тип

Зенитный ракетный комплекс

Страна

Россия

История службы

Годы эксплуатации

Принят на вооружение

На вооружении

Россия

История производства

Конструктор

НПО «Альтаир»
(гл. к. В. А. Букатов)

НИИП (РЛС)
МКБ «Факел» (Ракеты)

Годы производства

Характеристики

Снаряд

зенитная управляемая ракета

Максимальная
дальность, м

75 км (ракета 5В55РМ)
150 км (ракета 48Н6)

Медиафайлы на Викискладе

С-300Ф «Форт» (классификация НАТО — SA-N-6 Grumble, экспортное наименование — «Риф») — зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот от сверхмалых до больших. Главный конструктор — Титов, Евгений Афанасьевич.

История

ЗРК «Форт» на БПК АзовПусковая установка ЗРК «Форт»РЛС СУО 3Р41

Создавался на основе сухопутной ЗРС С-300П, принятой на вооружение в 1980 году. Предназначался для вооружения ракетных крейсеров проектов 1144 и 1164, а также неосуществлённого проекта 1165.

Головной разработчик — ВНИИ РЭ МСП (в дальнейшем преобразован в НПО «Альтаир»), главный конструктор — В. А. Букатов. Аванпроект выполнен в 1966 году. В 1977 году опытный образец ЗРК впервые установлен на Большом Противолодочном Корабле «Азов» проекта 1134-Б. «Азов» изначально строился по модифицированному проекту с заменой кормовой установки ЗРК «Шторм» на новый ЗРК. К моменту постройки ЗРК «Форт» еще не был готов и год корабль проходил без нее. В состав опытного образца входила пусковая установка из шести барабанов (всего 48 ракет) и система управления 3Р41.

В 1983 году на крейсере «Киров» (проект 1144) были завершены государственные испытания комплекса. Официальное принятие на вооружение состоялось в 1984 году.

Конструкция

Установка вертикального пуска

Установки вертикального пуска ЗРК «Форт» — подпалубные, револьверного типа. Выпускались в двух модификациях: Б-203 на шесть и Б-204 на восемь барабанов. Каждый барабан рассчитан на восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах, которые вертикально устанавливаются на направляющих. Один из контейнеров всегда находится под пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается на 1/6 полного оборота и выводит на линию старта очередную ракету. Обеспечиваемый интервал стрельбы — 3 секунды. Перезарядка ПУ осуществляется специальным палубным зарядным устройством. Установки Б-203 и Б-204 занимает площадь 120 и 166 квадратных метров соответственно.

Электронное оборудование

Основная статья: 3Р41

Управление ракетой осуществляет СУО 3Р41, основу которой составляет многофункциональный радар с фазированной антенной решёткой. Наведение по углу места электронное, по азимуту механическое (поворотом антенного поста) и электронное (отклонение луча с помощью ФАР).

Ракеты

Старт

Пуск ракеты осуществляется из вертикально расположенного транспортно-пускового контейнера. При старте контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления, в результате чего разрушается ослабленная радиальными канавками композиционная крышка контейнера. Одновременно срабатывает расположенная внутри контейнера катапульта, которая выбрасывает ракету на высоту около 20 м. Катапульта представляет собой пневматические цилиндры со штоками, соединёнными внизу ракеты.

После выхода из контейнера раскрываются аэродинамические управляющие поверхности. На высоте 20 м, когда скорость ракеты уменьшается до нуля, включается маршевый двигатель и газодинамические рули, которые ориентируют ракету в пространстве и разворачивают её в сторону цели.

5В55РМ

ЗУР 5В55РМ — твердотопливная ракета вертикального старта, выполненная по нормальной аэродинамической схеме с газодинамической системой отклонения. Наводится на цель комбинированной системой управления — радиокомандной на маршевом участке и радиокомандной с сопровождением через ракету на терминальном. Цель поражается осколочно-фугасной боевой частью массой 130 кг с радиолокационным взрывателем.

Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и размещаются в подпалубных установках вертикального пуска (УВП). Вертикальный старт ракеты осуществляется из контейнеров пневматическим катапультирующим устройством. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы.

Гарантируется работоспособность ракеты в ТПК в течение 10 лет без технического обслуживания. Перезарядка УВП осуществляется с использованием палубного зарядного устройства.

Ракета унифицирована с ракетой 5В55Р наземного ЗРК С-300П.

48Н6

На крейсере «Адмирал Нахимов» (третий корабль проекта 1144) был установлен усовершенствованный вариант комплекса (С-300ФМ), в котором была применена ракета 48Н6 с боевой частью направленного типа, унифицированная с сухопутным комплексом С-300ПМ. Ракета превосходит по габаритам 5В55РМ, для неё была разработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Экспортный вариант ракеты носит наименование 48Н6Е.

Время работы твердотопливного ракетного двигателя — до 12 с. После разгона до скорости 1900—2100 м/с и выработки топлива ракета летит по инерции.

Ракета разработана НПО «Факел» и выпускается ПО «Ленинградский Северный завод» и ММЗ «Авангард».

48Н6E2

На крейсере «Пётр Великий» (четвёртый корабль проекта 1144) кроме модернизированного кормового комплекса с 48 ракетами 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с 48 ракетами 48Н6Е2.

Ракета 48Н6E2 унифицирована с аналогичной ракетой, применяемой в наземном комплексе С-300ПМУ2. Дальняя граница зоны поражения увеличена до 200 км. Повышена эффективность перехвата баллистических ракет с обеспечением подрыва боевой части цели.

9М96

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел». В стандартном транспортно-пусковом контейнере ЗРК «Форт» помещается 4 таких ракеты, что в 4 раза увеличивает боекомплект ЗРК.

Недостатки

ЗРК «Форт» стал первым в мире корабельным ракетным комплексом, использовавшим для хранения и запуска ракет установку вертикального пуска (УВП). Применение УВП позволило значительно увеличить темп стрельбы (до 3 секунд на один пуск) и сократить время подготовки ЗРК к стрельбе. Тем не менее, явные преимущества новой системы пуска сочетались с непродуманными конструкторскими решениями.

Вместо разработки установок сотового типа (по этому пути пошли США, Франция, Англия и другие страны), под предлогом уменьшения размеров и количества отверстий в палубе было решено применить револьверные установки. В револьверной установке ракеты находятся во вращающемся барабане по 6-8 контейнеров с ракетами в одном барабане с одним пусковым люком на каждый барабан, поэтому для пуска следующей ракеты необходимо повернуть барабан, чтобы очередной контейнер занял позицию под пусковым люком.

В результате масса пусковой установки по сравнению с появившимися позднее в США сотовыми УВП Mk 41 оказалась при одинаковой ёмкости в 2-2,5 раза больше, а объём — в 1,5 раза больше. В конце 1980-х годов начались работы по созданию отечественных сотовых УВП, однако до развала СССР эти работы не были завершены.

Вращающаяся часть антенного поста СУО 3Р41 включала в себя не только антенну, но и высокочастотный блок, что увеличило массу вращающихся частей до 30 т и потребовало увеличения мощности силовых приводов. В то же время американские конструкторы в некоторых корабельных радарах с ФАР (например, AN/SPY-1) вообще отказались от движущихся антенн, разместив большее их количество неподвижно на переборках надстройки.

В результате минимальное водоизмещение корабля-носителя ЗРК «Форт» оказалось равным 6500 т, и ЗРК размещался только на ракетных крейсерах.

Модернизация

С-300ФМ «Форт-М» — обновлённая версия системы, устанавливаемая только на крейсеры класса 1144 «Орлан» (англ. Kirov class по классификации НАТО) и использует ракеты 48Н6, которые были представлены в 1990 году. Максимальная скорость поражаемых целей была увеличена до 1800 м/с. Вес боеголовки был увеличен до 150 кг. Радиус поражения был увеличен до 5—93 км (ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км), а диапазон высоты до 25 м — 25 км. Новые ракеты используют систему наведения через РЛС ракеты и могут перехватывать баллистические ракеты малого радиуса действия. Экспортная версия называется «Риф-М». Этой системой вооружены китайские эсминцы типа 051С.

Обе корабельные системы могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Также ракете разрешается уничтожать цели за пределами видимости радара, такие, как военные корабли или противокорабельные ракеты.

На крейсере «Пётр Великий», кроме модернизированного кормового комплекса для использования ракет 48Н6 , установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с новым антенным постом. В процессе модернизации комплекса «Форт-М» на «Петре Великом» ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2 с максимальной дальностью пуска 200 км и улучшенными характеристиками поражения баллистических целей (ракеты унифицированы с сухопутным комплексом С-300ПМУ2). Из-за конструктивных особенностей нового варианта боекомплект ракет уменьшили на 2 до 46. Таким образом, крейсер «Пётр Великий» вооружён одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены тактико-технические характеристики ЗРК «Форт»

Характеристика Тип ракеты
5В55РМ 48Н6E 48Н6Е2
Год принятия на вооружение 1984
Зона поражения по дальности (ракета) 5-75 км 5-150 км 5-200 км
Зона поражения по дальности (ЗРК) 5-75 км 5-90 км
Зона поражения по высоте (ракета) 25-25 000 м 10-27 000 м 10-27 000 м
Зона поражения по высоте (ЗРК) 25-25 000 м 25-25 000 м
Скорость полёта ЗУР до 2000 м/с до 2100 м/с
Скорость цели 50-1300 м/с до 3000 м/с
Число сопровождаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Наведение на маршевом участке радиокомандное
Наведение на терминальном участке СУ через ракету
Длина ЗУР 7,25 м 7,5 м 7,5 м
Диаметр корпуса ЗУР 0,508 м 0,519 м 0,519 м
Размах крыла 1,124 м 1,134 м 1,134 м
Масса ЗУР 1664 кг 1900 кг
1800 кг
1840 кг
Масса боевой части 130 кг 143 кг
145 кг
180 кг
Тип БЧ осколочно-фугасная
Длина ТПК 8,0 м
Диаметр ТПК 1,0 м
Масса ТПК 2300 кг 2580 кг
Тип двигателя РДТТ
Масса ЗРК > 200 т |

Установки на кораблях

БПК проекта 1134-БФ «Форт» — 6 пусковых С-300Ф (48 ракет)

Крейсера проекта 1144 — 12 пусковых С-300Ф (96 ракет). На «Петре Великом» 6 пусковых С-300Ф и 6 пусковых С-300ФМ.

Крейсера проекта 1164 — 8 пусковых С-300Ф (64 ракеты)

Эскадренные миноносцы типа 051С — 6 пусковых С-300ФМ (48 ракет)

См. также

  • Aegis RIM-66M-2
  • Aster 30 Block 1 с пусковыми установками Sylver А-50 (базовая) или А-70
  • Циркон (3М22)
  • П-800 «Оникс»
  • Калибр (ПКР)

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Вадим Воронин «Форт» универсальный. — Вестник ВКО, 2004, № 1.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб, Историческое Морское Общество, 1996.- 653 с, ил.
  3. Справка (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Ганин С.М., Карпенко А.М. Зенитная Ракетная система С-300. — Невский бастион, 2001.
  5. 1 2 3 4 5 «Форт», С-300Ф (SA-N-6, Grumble), корабельный зенитный ракетный комплекс коллективной обороны Архивная копия от 15 января 2012 на Wayback Machine на сайте «Оружие России».
  6. Машенский С. Н. Великолепная семёрка. Крылья «Беркутов». Большие противолодочные корабли проекта 1134Б, вертолёты Ка-25. — М.: Военная книга, 2007. — С. 32. — 128 с. — ISBN 978-5-902863-14-4.
  7. Norman Friedman. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997-1998. — Naval Institute Press, 1997. — 808 p. — ISBN 1557502684, 9781557502681..
  8. 1 2 3 Зенитный комплекс С-300Ф (Форт) на сайте «Ракетная техника».
  9. 1 2 КОРАБЕЛЬНЫЙ ЗРК С-300Ф «ФОРТ» (SA-N-6 Grumble). ??? (???). — Страница о системе ПВО С-300Ф. Дата обращения 4 августа 2009. Архивировано 24 января 2012 года.
  10. Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок S-300F не указан текст
  11. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Зенитные управляемые ракеты средней дальности 5В55Р, 48Н6Е, 48Н6Е2 — www.rusarmy.com.
  12. 1 2 3 4 5 6 Кузин В.П. Атомные ракетные крейсеры проекта 1144 // Альманах «Тайфун», 1999, № 4.

Ссылки

  • Зенитные управляемые ракеты 9М96Е и 9М96Е2 — www.rusarmy.com.
  • Зенитно-ракетный комплекс С-300 — www.titus.kz.
  • 9M96 air defense missile (недоступная ссылка) — legion.wplus.net.
  • Michael Barletta, Erik Jorgensen, and Peter Saracino The Russian S-300PMU-1 TMD System. Center for Nonproliferation Studies, Monterey Institute of International Studies, July 1998.
  • Nga giao hệ thống tên lửa phòng không hiện đại đầu tiên cho Việt Nam — www.dthoi.com.
  • Jerome Murray. The Surface-to-Air Missile System MSAM / MRADS / Vityaz (англ.). Special report. DTIG.org Defense Threat Informations Group (2007). Дата обращения 21 августа 2011. Архивировано 17 мая 2012 года.

«Сосна-А» • «Сосна-РА» • 96К6 «Панцирь-С1» • 42С6 «Морфей»

С-25 «Беркут» • С-75 «Двина»/»Волхов» • С-125 «Нева»/»Печора»

«Даль» • С-300П • С-300ПТ • С-300ПС • Витязь

С-200 • С-300ПМ • С-400 «Триумф/Триумфатор» • С-500/С-1000

КСА «Барнаул-Т» • УБКП «Ранжир» • УБКП «Ранжир-М» • «Сенеж» • «Байкал-1» • КУЗА-1 • 9С44 «Краб» К-1 • «Поляна-Д1» • «Поляна-Д4» • КП 9С470 (9К37 «Бук») • КП 9С457 (ЗРС С-300В)

«Форт»

Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК
Комплексы ПРО А • А-35 • А-35М • А-35Т • А-60 • А-135 • А-235 • А-1035 • «Аврора» • «Анти-Фау» • «Барьер» • «Даль» • «Заслон» • «Кивач» • «Наряд» • С-225 • С-375 • С-550 • «Сатурн» • «Таран—Закат» • «Терра»
ЗУ ВВС и ПВО Ближнего действия (до 15 км) Малой дальности (от 15 до 50 км) Средней дальности (от 50 до 200 км) Дальнего действия (> 200 км)
ЗУ
сухопутных
войск РФ

«Колос» • 9К32 «Стрела-2» • 9К34 «Стрела-3» • 9К38 «Игла» • 9К310 «Игла-1» • 9К338 «Игла-С» • 9К333 «Верба» • «Джигит» • «Стрелец»

ЗУ-23-2 • С-60 • КС-19 • КС-30 • КМ-52

ЗСУ-23-4 Шилка • Объект 530 • ЗСУ-37-2 «Енисей» • ЗСУ-57-2 • 2К22 «Тунгуска»

9К31 «Стрела-1» • 9К35 «Стрела-10» • «Лучник» • 3М47 «Гибка-М5/М6» • «МД-ПС» • «Сосна» • 9K33 «Оса» • 9К330 «Тор»

Ближнего действия (до 15 км) ПЗРК ЗО ЗСУ ЗРК
Малой дальности (от 15 до 30 км)

2К12 «Куб»

Средней дальности (от 30 до 100 км)

2К11 «Круг» • 9К37 «Бук» • 9K37M1 «Бук-М1» • 9K37M1-2 «Бук-М1-2» • 9K317 «Бук-М2» • «Бук-М3»

Дальнего действия (> 100 км)

9К81 С-300В «Антей-300» • 9К81М С-300ВМ «Антей-2500»

ЗУ ВМФ РФ

3М87 «Кортик/Каштан» • 3М89 «Палаш/Пальма» • «Панцирь-М»

«Стрела-М» • М-4 «Оса-М» • 3К95 «Кинжал/Клинок» • 3М47 «Гибка/Гибка-Р»

Сверхмалой дальности (до 15 км) ЗРАК ЗРК
Малой дальности (от 15 до 40 км)

М-1 «Волна» • М-2 «Волхов-М» • М-11 «Шторм» • М-22 «Ураган» • 3С90М • «Торнадо»

Коллективной обороны (> 40 км)

М-3 (С-75/В-800) • М-31 (2K11 «Круг») • С-300Ф «Форт» • С-300ФМ «Форт-М» • «Редут»

Командные пункты,
средства управления,
разное
Войск ПВО Сухопутных войск Военно-морского Флота
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

40В6М (универсальная вышка)

40В6М


Низковысотный обнаружитель 76Н6 (слева) и радиолокатор подсвета наведения 30Н6 (справа) на вышках 40В6М .

Тип

передвижная вышка

Страна

СССР/ Россия

История службы

На вооружении

с 1970 —

История производства

Варианты

40В6МД

Универсальная передвижная вышка 40В6М — составная часть комплексов С-300П различных модификаций. Разработана для расширения возможностей комплексов по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развёртывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности. Вышка принята на вооружение в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Несколько позже в войска поступила вышка 40В6МД высотой около 39 м, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой.

Состав вышки

  1. Рама с оборудованием;
  2. Стрела с оборудованием;
  3. Аутригеры (левый и правый);
  4. Растяжки;
  5. Стояночные опоры;
  6. Опорный фланец;
  7. Шарнирный подкос (верхний и нижний подкосы);
  8. Гидравлическое оборудование;
  9. Электрооборудование;
  10. Ходовая часть;
  11. Опорные плиты (опорные плиты аутригеров, центральные плиты, плита опорная передняя);
  12. Тягач МАЗ-537;
  13. Запасные части, инструменты, принадлежности (ЗИП).

Установка вышки

Установка вышки 40В6М осуществляется за один день штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД — за один день при использовании штатных средств и дополнительно подъёмного крана типа КТ-80 «Январец» или аналогичного ему по грузоподъёмности и высоте подъёма груза.

Транспортировка вышки

Седельный тягач МАЗ-537

Вышка 40В6М высотой около 25 метров буксируется в транспортном положении тягачом МАЗ-537Г, входящим в её состав. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе седельного тягача КрАЗ-260 и полуприцепа МАЗ-938.

Положения вышки при эксплуатации

  1. Походное положение — положение вышки, когда она свёрнута, зачехлена, состыкована с тягачом и готова к транспортировке.
  2. Положение № 1. Стрела поднята в вертикальное положение, пристыкован НВО (низковысотный обнаружитель) или РПН (радиолокатор подсвета и наведения). Тягач находится вне рабочей площадки, механизмы зачехлены.
  3. Положение № 2. Стрела вышки опущена в горизонтальное положение, фланец находится в горизонтальном положении, или зафиксирован на стреле. Тягач отведён с рабочей площадки, вышка подключена к РПУ. Механизмы вышки зачехлены.

> Примечания

  1. 1 2 Ганин С. М., А. В. Карпенко Журнал «Невский Бастион: Зенитная ракетная система С-300», Санкт-Петербург, 2001
  • Вышка 40В6М (недоступная ссылка) на сайте «Энциклопедия ракетного оружия»
  • Журнал «Невский Бастион» Персональная страница главного редактора Александра Карпенко

Это заготовка статьи об оружии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Низковысотный обнаружитель 5Н66М

Otto пишет: ИНТЕРЕСНО ПОСМОТРЕТЬ НА ЭТУ ШТУКОВИНУ В ТРАНСПОРТНОМ ПОЛОЖЕНИИ…
Для расширения возможностей новых зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300ПТ и С-300ПС, принятых на вооружение в 1981 и 1983 годах соответственно, в конце 1970-х были созданы мобильные подъемные антенные вышки, буксировавшиеся тягачами МАЗ-537. Их монтировали на специальных двухосных длиннобазных полуприцепах с двумя мощными гидравлическими цилиндрами для их подъема в вертикальное положение. На вышках устанавливали оборудование постов радиосвязи, радиолокации, разведки и целеуказания, позволявших в условиях лесистой пересеченной местности и при скорости ветра до 30 м/ч обнаруживать маловысотные воздушные цели и обеспечивать их сопровождение и наведение средств ПВО. Первой на вооружение поступила универсальная передвижная вышка 40В6 высотой 24,4 м, за которой последовал модернизированный 25-метровый вариант 40В6М. Низковысотные обнаружители 5Н66 и специальное радиолокационное оборудование на них устанавливалось при помощи тяжелого автокрана КТ-80 и позволяло фиксировать цели на расстоянии свыше 43 км. В 1980-е годы для комплексов С-300ПС и С-300ПМ была создана двухсекционная 39-метровая вышка 40В6МД с дополнительной съемной секцией длиной 13 м, которую на необорудованной позиции можно было привести в рабочее положение в течение двух часов. На ней монтировали модернизированный обнаружитель 5Н66М. С 1993 года в состав ЗРС С-300ПМ (С-300ПМУ-1) входила вышка 40В6М, а в более поздних системах С-300ПМУ-2 «Фаворит» и С-400 «Триумф» она применялась для подъема всевысотных обнаружителей 96Л6Е и 96Л6Е2.
Вот есть фото:
Тягач МАЗ-537Г в сцепе с полуприцепной 25-метровой антенной вышкой 40В6М
Прикреплено изображение (Нажмите для увеличения)
——
Все люди разные.
Поступай с людьми так, как хотел бы что бы они поступали с тобой.

С-400 Триумф

Зенитный ракетный комплекс объектовой ПВО

С-400 / 40Р6 «Триумф» разработан НПО «Алмаз» / ГСКБ «Алмаз-Антей» (генеральный конструктор — А.Леманский) в процессе развития семейства систем ПВО С-300. Разработка модификации С-300ПМ3 / С-400 начата в 1986 г. Комплекс отличается от предыдущих поколений большими возможностями по размерам зоны ПВО, типам поражаемых целей, обеспечивает взаимодействие с комплексами ПВО предыдущих поколений. В ЗРК используются ракеты разработки МКБ «Факел».

ЗРК С-400 «Триумф» принят на вооружение Постановлением правительства России 28 апреля 2007 г. Первый ракетный дивизион ЗРК С-400 заступил на боевое дежурство в г.Электросталь Московской области 6 августа 2007 г.

Первые боевые стрельбы комплекса 40Р6 со стрельбовым комплексом 98Ж6 успешно проведены на полигоне Капустин Яр в 2011 г. Учения боевых расчетов системы 40Р6 проводятся на полигоне ПВО Ашулук.

Пусковая установка 5П85Т2 ЗРК С-400 «Триумф», 2015 г. (фото — Виталий Кузьмин, http://www.vitalykuzmin.net)

В перспективе возможно интеграция комплексов С-400 с новыми ЗРК С-500 в единую систему ПВО. В 2018 г. первые дивизионы ЗРК С-400 поставлены на экспорт (Китай).

Западное наименование ЗРК С-400 — SA-21 GROWLER.

ЗРК C-400 в ВКС России

Первый ракетный дивизион ЗРК С-400 заступил на боевое дежурство в г.Электросталь Московской области 6 августа 2007 г. По состоянию на конец 2017 годв в войска поставлены не менее 19 полковых комплекта ЗРК С-400. Поставки ЗРК продолжаются.

Состав комплекса 40Р6 / С-400

Пункт боевого управления (ПБУ) 55К6 / 55К6М — 1 ед в дивизионе, обеспечивает координацию работы одновременно до 8 стрельбовых комплексов 98Ж6 по 80 целям;
Радиолокационный комплекс (РЛК) 91Н6 — 1 ед. в дивизионе, обеспечивает обнаружение целей и сопровождение до 300 целей на дальности до 600 км;
Мобильный радиолокационный комплекс всевысотный обнаружитель 96Л6 может придаваться дивизиону С-400;
Стрельбовой ракетный комплекс 98Ж6 — 6-8 единиц в составе:
— в составе 98Ж6 — Многофункциональная РЛС подсвета и наведения 92Н6 / 92Н6А — 1 ед.;
— в составе 98Ж6 — Транспортно-пусковые установки (ТПУ) 5П85Т2 или 5П85СМ2 — до 6-12 ед.;
— Передвижная вышка для антенного поста РЛС 92Н6 40В6М;

Зенитные управляемые ракеты (ЗУР):
— ЗУР систем ПВО С-300ПМ1 / С-300ПМ2 48Н6, 48Н6М, 48Н6ДМ
— ЗУР средней дальности 9М96, 9М96Д
— ЗУР большой дальности 40Н6 (после завершения испытаний)

Комплекс средств технического обеспечения 30Ц6
Унифицированный тренажерный комплекс 16Ю6Т «Тембр-Т».

Ракеты ЗРК С-400

В составе комплекса С-400 по состоянию на 2017 г. используются два семейства ракет — ракеты средней дальности типа 9М96 и 9М96Д, а так же ракеты большой дальности типа 48Н6ДМ (основная ракета ЗРК С-400). Все указанные типы ракет оснащены твердотопливными двигателями, запускаются из транспортно-пусковых контейнеров. Ракеты типа 9М96 оснащены газодинамическими органами корректировки направления полета.

ТТХ комплекса и ракет

Количество сопровождаемых ЗРК трасс целей — до 300 Дальность обнаружения целей — 600 км Количество одновременно обстреливаемых ЗРК целей — 80 ед. Количество одновременно наводимых ЗРК целей — 160 ед. Дальность поражения целей: — аэродинамические цели — 2-250 км — баллистические цели — 7-60 км Высота поражения целей — 5 — 30000 м Скорость цели максимальная — до 4800 м/с Время развертывания ЗРК с марша — 5-10 минут

Ракета 48Н6 ЗРК С-400
Цифрами обозначены: 1. Радиопеленгатор / визир; 2. Автопилот; 3. Радиовзрыватель; 4. Аппаратура радиоуправления; 5. Источник электроэнергии; 6. Предохранительно-исполнительный механизм; 7. Боевая часть; 8. Двигатель; 9. Аэродинамический руль-элерон; 10. Рулевой привод; 11. Устройство раскрытия руля-элерона; 12. Газовый руль-элерон

Боевое оснащение

Ракеты типа 9М96 оснащаются унифицированной осколочной БЧ с управляемым полем поражения с радиовзрывателем. Ракеты 48Н6ДМ оснащаются осколочной боевой частью повышенной мощности, а так же могут оснащаться ядерной боевой частью малой мощности разработки ВНИИЭФ.

Пусковые установки 5П85СМ2 ЗРС С-400 на авиабазе Хмеймим в Сирии, 2015 г. (http://mil.ru)

Система управления и наведение

Ракеты типа 48Н6 оснащены комбинированной системой управления включающей в себя инерциальную систему управления с радиокоррекцией сопряженную с полуактивной радиолокационной ГСН. Ракеты типа 9М96 используют так же комбинированную систему управления включающую в свой состав инерциальную систему управления с наведением на координаты цели, полученные от ЗРК перед стартом с корректировкой информации о цели по линии связи. На конечном этапе полета ракета наводится активной радиолокационной ГСН.

Пусковая установка 5П85С на шасси МАЗ-543М из состава ЗРК С-300ПС «Волхов М-6»

Приветствую Коллеги!
Хочу представить вам одну из редких экземпляров в моделизме, ПУ 5П85С. И поделится своими впечатлениями о модели в целом. А так же, поделится исторической справкой.

ПУ 5П85С ЗРК С-300ПС «ВОЛХОВ М-6»

Самоходный вариант зенитно-ракетного комплекса системы С-300П создавался ЦКБ «Алмаз» с учетом выявленных недоработок комплекса С-300ПТ.

Для упрощения и снижения стоимости (ЗРК )его (ПУ) разработали в двух исполнениях — «основная» 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет ФЗС и «дополнительная» 5П85Д без этого контейнера.

Самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П, получивший обозначение С-300ПС (экспортный вариант – С-300ПМУ) испытывался на полигоне в Сары-Шагане с 1978 по 1981г. и начал поступать на вооружение Войск ПВО страны с 1982 г. В связи с необходимостью доработки транспортных средств и подготовки базы для обслуживания новой автомобильной техники в войсках система была принята на вооружение только в 1983 г Работы по созданию самоходных пусковых установок 5П85С и 5П85Д (и их экспортных модификаций), обеспечивающих вертикальный старт ракет, проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А.Ф.Уткина, а с 1979 года — под руководством Н.А. Трофимова и В.А. Самойлова.

В основные боевые средства каждого дивизиона входит до четырех пусковых комплексов 5П85СД. В состав комплекса 5П85СД входят основная (ПУ) 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С , системой автономного электропитания 5С18А, до двух “дополнительных” пусковых установок 5П85Д, оснащенных системой внешнего электропитания 5С19А, управляемых через контейнер Ф3С на (ПУ) 5П85С. Все пусковые установки смонтированы на шасси четырехосных большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М и несут по четыре (ТПК) с ракетами 5В55 Командный пункт 5Н63С в транспортном и боевом положениях различных модификаций.

· Масса (ПУ) 5П85С – 42150 кг.

· Габариты пусковой установки:

длина – 13,11 м,

ширина – 3,15 м,

высота – 3,8 м.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры, при этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком на (ПУ).

(ПУ) 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно (ПУ) 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами автомобилей МАЗ-543 составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами (ТПК) – 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на (РПН) (точно угловое расположение (ПУ) определяется по реперам на контейнере Ф2С и шасси Ф20 с помощью артиллерийских панорам, установленных на (ПУ) 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него.

Связь пусковых установок 5П85С с (ПБУ) для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя (ПУ) на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи. Основная ракета комплекса С-300ПС – 5В55Р (В-500Р) с дальностью стрельбы до 75 (по некоторым данным 90) км, используются и ракеты типа 5В55КД.

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое –5 минут, перехода из дежурного режима в боевой – определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и (КБУ). Следует отметить, что время перевода зенитного ракетного дивизиона (зрдн) С-300ПС с марша в боевое положение и из боевого положения в походное более чем на порядок уменьшено по сравнению с мобильными (перевозимыми) комплексами типа С-75 и С-125, ранее принятыми на вооружение ПВО страны.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5П85СД и между пусковыми 5П85С и контейнером Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются (СВЭП).

Темп стрельбы – 3-5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

Согласно техническому заданию комплекс не предназначался для перехвата тактических баллистических ракет, но проведенные после «Войны в Персидском заливе» полигонные испытания позволили установить, что комплекс способен успешно справляться с решением этой задачи.

С целью повышения боевой эффективности и автономности при ведении боевых действий зенитным ракетным дивизионам системы С-300П придаются дополнительные средства и средства технического обслуживания. Обмен информацией с (КПС) осуществляется через (АМУ), установленное на шасси Ф20.

Список использованных сокращений.

АМУ — антенно-мачтовое устройство;

ЗРК — зенитно-ракетный комплекс;

КПС – командный пункт системы;

КБУ – кабина боевого управления;

ПУ – пусковая установка;

ПБУ – пункт боевого управления;

РПН – радиолокатор приема и наведения;

СВЭП – система вешнего электропитания;

ТПК – транспортно-пусковой контейнер;

ЦКБ – центральное конструкторское бюро.

Сборка

1.Ходовая часть

С ней много кто сталкивался, по этому мусолить эту тему не буду.
Стандартный не какущии двигатель, который подвергся конверсией.
Трансмиссия, Раздатка, КПП и прочие механизмы, которые сделаны довольно не плохо, но тем не мене не хватает кишков и проводки на ходовую часть, лично мною не было осилено) как ни будь в следящий раз) единственное что добавил, трубки к бакам. Хочу отметить отличное качество колёс, лично я не вижу смысла менять на смолу. Тем более колеса можно сделать в двух вариантах.

2. Кабина

Тут вроде тоже все должно быть понятно, особенно тем кто сталкивался с другими МАЗами от данного производителя. Но нет, тут та начинается самое интересное. Трубач даёт пустую кабину!!!!!! Такое чувство ,что кабина не от ПУ, а от тягача. Обидно!

Пришлось модернизировать внутрянку. И так, что добавил в кабину;
-Пульт управление ГОМ и ГАП
-Измерительный пуль РХБЗ
-Радиостанция Р-123М
-Блок питания Р-123М

-блок включение ГГС
-динамик ГГС

— блок внутренних электро-цепей управления

-Блок ввода информаций ориентирования по трём реперам РПН.

-аптечка.

Так же, зацепил в доработку рулевое управление; добавил проводу и сделал кожух, а так же обновил сидения. Обклеил кабину табличками.

Заменил антенный ввод-это единственное что докупал для ПУ.

3. Контейнер подготовки и управление Ф3С

Очень порадовала данная часть, каждый болтик на своём месте ,даже геометрия совпадает с реальными размерами, по традиции добавил проводку к антенне.

4.Система автономного электропитания 5С18А

Не самая лёгкая часть, которая так же дорабатывалась.
В основном добавлен броне-кабель, и панель с розетками на Ф3С. Вся поддерживающая рама имеет отличие от реального размера, а именно геометрию некоторых элементов, но это уже не в моих силах исправить.

5.Качающая часть.

Минимальное количество доработок на самой большой части техники. Вот такие общие впечатления об этой части модели. Трубач, хлопаю стоя. Ну, а если быть точным, не смотря на минимальные доработки, очень долгая и не самая лёгкая в сборке часть. Есть и касяки в мат.части, которые сложно исправить, а именно как обычно геометрию. От себя лишь добавил проводку и трубки в некоторых частях, и самое главное, сделал качающею часть подвижной. Что позволило показывать модель в походном и боевом положении.

Покраска

Какие-то затруднения в этом процессе у меня не возникли, все детали разбиты на части, что и давало простоту в покраске.
В основном красил CSI Creos(Gunze). Химию в первые переменил от АК, отличная вещь. Пигменты от вилдера.