Р 27 ракета

Р-27 (авиационная ракета)

У этого термина существуют и другие значения, см. Р-27.

Р-27

по кодификации НАТО — АА-10 Alamo
(рус. Дельтовидный тополь)

МиГ-29 ВВС Германии ведет огонь ракетой Р-27, 2006 год.

Тип

УРВВ

Статус

эксплуатируется, производится

Разработчик

КБ «Вымпел»

Годы разработки

1974 — 1979

Начало испытаний

1979 год

Принятие на вооружение

1987 год

Производитель

ГАХК «Артем» и КБ «Вымпел»

Годы производства

с 1984

Годы эксплуатации

с 1990

Основные эксплуатанты

ВВС России

Базовая модель

К-27

Модификации

Р-27Р (ПАРГСН)
Р-27Т (ИКГСН)
Р-27ЭР (ПАРГСН)
Р-27ЭТ (ИКГСН)
Р-27П (ПРГСН)
Р-27ЭП (ПРГСН)
↓подробнее

Основные технические характеристики

дальность пуска: 1—110 км (для Р-27ЭП)
скорость полета: 4,5 М
боевая часть: стержневая несущего типа, 39 кг

↓Все технические характеристики

Медиафайлы на Викискладе

Р-27 (По классификации НАТО АА-10 Alamo) — советская управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности, разработанная предприятием ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова (Москва). Выпускается компанией «Артем» (Киев) и компанией «Вымпел» (Москва).

Р-27 обеспечивает перехват самолётов и БПЛА в дальнем и ближнем воздушном бою, а также крылатых ракет

История создания

В 1974 году было выдано задание разработать аванпроекты ракет «воздух-воздух» К-27. По результатам конкурса победителем стал проект «Вымпела», которому и была поручена дальнейшая разработка. Первые пуски К-27 были выполнены в 1979 году с доработанного МиГ-23МЛ. Серийное производство Р-27 («изделие 470») организовано в 1984 году. В 1987 году ракета принята на вооружение (в вариантах Р-27ЭР и Р-27ЭТ).

Модификации

  • Р-27Р — вариант с полуактивной РГС 9Б1101К (Дальность захвата цели с ЭПР 3 м² — 25 км (при секторе захвата цели 100 квадратных градусов)) для поражения воздушных целей, в том числе при помеховом противодействии противника. Дальность пуска 0,5-60 км;
    • Р-27ЭР — вариант с полуактивной РГС увеличенной дальности. На 0,7 м длиннее и немного шире. Дальность пуска 0,5-95 км. На вооружении в СССР с 1990 года.
  • Р-27Т — вариант с пассивной ИК ГСН. Дальность пуска 50 км.
    • Р-27ЭТ — вариант с ИК ГСН и увеличенной дальностью пуска. Масса — 343 кг. Дальность пуска 90 км. На вооружении в СССР с 1990 года.
  • Р-27П — ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения 9Б1032, для поражения радиоизлучающих воздушных целей обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи. Дальность пуска 72 км.
    • Р-27ЭП — ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения 9Б1032 и увеличенной дальностью пуска, для поражения радиоизлучающих воздушных целей обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи. Дальность пуска 110 км.

Описание

Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Т, Р-27Р, Р-27П предназначены для поражения воздушных целей (высокоманевренных самолетов, вертолетов и т. п.) в любое время суток, на всех ракурсах при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхностей. Р-27 предназначена для поражения целей в диапазоне высот от 20 м до 25 км с максимальным превышением (принижением) 10 км при скорости целей до 3500 км/ч и перегрузке до 8g. Возможен пуск двух ракет по двум целям. Обеспечена готовность ГСН к применению через 1 с после получения целеуказания от системы управления вооружением носителя типа МиГ-29. Взрывательные устройства ракет выполнены на основе радиолокационных неконтактных и контактных датчиков цели. В компоновке ракет реализован модульный принцип конструкции. Ракеты входят в состав вооружения самолетов марки МиГ, Су и др. Подвеска ракеты на самолет-носитель, обеспечение необходимым электропитанием в совместном полете, боевой пуск и аварийный сброс осуществляется с помощью авиационного пускового устройства АПУ-470 или авиационного катапультного устройства АКУ-470.

Тактико-технические характеристики

Носители Су-27, Су-33, Су-34, Су-35, МиГ-29, Як-141
Длина ракеты, мм 3795 (4490)
диаметр корпуса: по отсеку аппаратуры управления 230, по РДТТ 230 (260)
Размах крыло, мм 774 (803)
Размах руля, мм 972
БЧ — стержневая несущего типа*, кг 39
Масса ракеты, кг 253 (350)
Дальность пуска, км 50 (90-110)
Калибр,мм 230
Скорость цели км/ч 3500
Перегрузка цели, g 8
Скорость ракеты, М 4,5
Двигательная установка однорежимный РДТТ (двухрежимныйruen РДТТ)
Время управляемого полета, с 60
Система наведения инерциальная с радиокоррекцией + тепловая/полуактивная радиолокационная ГСН/пассивная РГСН
  • Специфическая для данной ракеты форма рулей — «бабочка» — обусловлена улучшением маневренности при косом обдуве.

На вооружении

  • Россия
  • Китай — 1309 ракет Р-27Р и 124 Р-27ЭР поставлено в период 1994—2010 годов
  • Малайзия — 131 ракета Р-27Р поставлено в период 1994—2010 годов
  • Индия — 448 ракет (Р-27Р −292, Р-27ЭР — 100, Р-27ЭТ — 56) поставлено в период 1994—2010 годов
  • Алжир — 111 ракет Р-27Р и 7 Р-27Т поставлено в период 1994—2010 годов
  • Азербайджан — 64 ракеты Р-27 поставлено в период 2001—2011 с Украины
  • Казахстан 26 ракет
  • Украина производится АХК «Артем» для нужд ВВСУ

Примечания

  1. АВИАЦИОННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»
  2. 1 2 Ракеты Р-27П1, Р-27ЭП1
  3. 1 2 3 4 5 6 ГАХК «АРТЕМ» — Авиационные управляемые ракеты класса «Воздух-воздух»
  4. Р-27 — общий каталог современной авиации
  5. MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)
  6. Киевский завод РАДАР (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2011. Архивировано 9 марта 2016 года.
  7. Р-27
  8. РЛЭ Миг-29 с.22
  9. 1 2 3 4 R-27 1994—2010 Report Архивная копия от 4 января 2013 на Wayback Machine Deagel.com
  10. Azeri Defence
  11. (укр.) Матеріали для засобів масової інформації

Литература

  • Кравцов В. Н., Несвит В. Ф., Русин М. Ю., «Устройство и конструкция боевых частей летательных аппаратов», Часть 2, ХАИ, 2005.
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 10. — С. 10-11. — ISSN 0130-2701.
  • Плунский П., Антонов В., Зенкин В., Гордюков Н., Бедретдинов И., «Истребитель Су-27. Начало истории» — Москва: ООО «Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2005
  • Фомин А. В., «Су-33. Корабельная эпопея» — Москва: Издательский дом «РА Интервестник», 2003

Ссылки

  • Р-27 на сайте авиационной энциклопедии «Уголок неба»
  • Управляемые авиационные ракеты «воздух-воздух» на сайте ГосМКБ «Вымпел»
  • Управляемые авиационные ракеты «воздух-воздух» на сайте ГАХК «Артём»
  • Р-27 на сайте «Military Russia»
Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Малой дальности Средней дальности Большой дальности

  • С-25ЛД
  • Х-24
  • Х-23 (Х-66)
  • Х-25
  • Х-29
  • Х-38
  • Х-36
  • Х-38М
  • Х-59МК2 (stealth)

  • КС-1 «Комета»
  • Х-28
  • Х-58
  • Х-59
  • Х-15
  • Х-31
  • Х-45
  • Х-41 (П-270)
  • Х-35
  • Х-50 Х-СД (Изделие 715 9-А-5015)
  • Х-61 («Оникс-А»)
  • БраМос

  • К-10С
  • КСР-11
  • Х-20
  • Х-22
  • КСР-2
  • КСР-5
  • Х-55 / Х-555
  • Х-101 / Х-102
  • Х-50М Х-БД
  • Х-32
  • Х-74М2 КТРВ «ГЗУР»
  • Х-76 ( Кинжал ?)
  • Х-72 ( Циркон ?)
  • Х-80
  • Х-90

Малой дальности Средней дальности Большой дальности

Неуправляемые ракеты Неуправляемые корректируемые ракеты
Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

Ракета Р-27: модернизация пройдена, впереди серийное производство для ВКС

С середины восьмидесятых годов на вооружении военно-воздушных сил СССР и России, а также ряда других стран состоят управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27. С тех пор неоднократно осуществлялась модернизация такого вооружения, направленная на повышение основных характеристик и боевых качеств. Недавно стало известно о новой модернизации, результаты которой повлияют на боеспособность ВКС уже в этом году.

Новости о модернизации

29 мая издание «Известия» опубликовало новые данные по развитию семейства ракет Р-27. Источники издания сообщили о завершении испытаний обновленного оружия и о подготовке его серийного производства. Уже в этом году воздушно-космические силы получат новое оружие для освоения и внедрения.
Речь идет о модернизации ракет линеек Р-27П и Р-27Р с радиолокационными головками самонаведения – пассивной и полуактивной соответственно. Модернизируемые изделия получают новые улучшенные компоненты, что дает определенный прирост характеристик. Утверждается, что после такого обновления ракеты Р-27 смогут решать более широкий круг боевых задач и делать это более эффективно.
По данным «Известий», модернизированные ракеты уже прошли испытания в условиях частей ВКС. Проведена проверка изделий в Сирии. Испытания проводились вместе с истребителями Су-30СМ и Су-35. В дальнейшем эти машины станут основными носителями Р-27. В то же время, подобные ракеты останутся в номенклатуре вооружений прочих истребителей российского производства.

Сейчас осуществляется подготовка к полномасштабному серийному производству модернизированных Р-27 для ВКС России. Первую партию оружия передадут заказчику до конца текущего года. Вероятно, изделия имеют и экспортный потенциал, но информация о заказах из-за рубежа пока отсутствует.

Пути модернизации

Опубликованы некоторые сведения о способах модернизации ракет. Также уточняются методы выпуска обновленных изделий. Из доступных данных следует, что ВКС начнут получать совершенно новые ракеты, а параллельно будет осуществляться обновление изделий из арсеналов. В обоих случаях заказчик сможет получить улучшенное современное оружие.
Прежде всего, модернизирована бортовая электроника ракеты – автопилот и ГСН. За счет этого упрощается процедура захвата цели и дальнейшей стрельбы. Часть задач решается автоматикой, что сокращает нагрузку на летчика и упрощает пилотирование в целом. Режимы работы ГСН сохраняются. Ракеты смогут наводиться на источник радиосигнала в виде РЛС или станции постановки помех, либо поражать объект, подсвеченный бортовой РЛС носителя.
С целью повышения летно-технических характеристик в проекте модернизации используется новый твердотопливный заряд для ракетного двигателя. Следствием этого становится повышенный энергетический потенциал, который может быть использован для увеличения массы или повышения скорости и дальности полета.
Из опубликованных данных следует, что новые бортовые приборы и прочие компоненты могут устанавливаться как на вновь выпущенных ракетах, так и на ремонтируемых и модернизируемых изделиях.

Преимущества модернизации

Ракеты Р-27 ранее выпускались в нескольких основных модификациях. Изделия линейки Р-27Р комплектовались полуактивной радиолокационной ГСН нескольких типов. Линейка Р-27П получала пассивные РГСН. Также существует модификация с инфракрасной ГСН – она обозначается литерой «Т». Во всех случаях ГСН дополняется инерциальной навигационной системой для выхода к цели.
Согласно последним сообщениям, новый проект предусматривает серьезное обновление систем наведения. Следует ожидать, что это приведет к повышению дальности обнаружения цели и взятия на сопровождение. Также следует ожидать повышение вероятности поражения цели за счет улучшения точности.

Первые версии управляемых ракет Р-27 показывали дальность полета не более 50-70 км. В дальнейшем были созданы новые модификации с улучшенными двигателями и более высокими летными данными. Наиболее совершенные образцы имеют дальность полета до 110 км, обеспечиваемую двухрежимным твердотопливным двигателем.
В ходе модернизации ракеты Р-27 получают новый двигатель. Известно, что он обеспечивает повышение энергетики и дает преимущества в контексте летных характеристик. При этом пока не уточнялось, как именно будут использоваться такие преимущества. Впрочем, с точки зрения практического применения полезным будет как наращивание дальности полета, так и увеличение массы боевой части.
Какие-либо сведения об обновлении боевой части отсутствуют. Тем не менее, и существующая 39-кг стержневая БЧ является серьезной угрозой для летательных аппаратов всех основных классов.

По данным отечественных СМИ, после предложенной модернизации ракеты Р-27 смогут бороться со всеми основными типами летательных аппаратов. С их помощью можно будет эффективно уничтожать самолеты всех классов, в том числе современные истребители пятого поколения, беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты.

Потенциал модернизации

По известным данным, управляемые ракеты семейства Р-27 являются едва ли не самым массовым вооружением класса «воздух-воздух» в российских вооруженных силах. Этот факт наглядно показывает важность и необходимость новейшего проекта модернизации. Закупка улучшенных ракет нового производства и постепенное обновление изделий со складов позволят сохранить боеспособность истребительной авиации на требуемом уровне.
Утверждается, что обновление ракет Р-27 не скажется на их совместимости с носителями. Такое оружие по-прежнему смогут применять все основные истребители ВВС России – от разных модификаций Су-27 до новейших Су-30СМ и Су-35С. Вероятно, одним из носителей Р-27 станет перспективные истребители пятого поколения Су-57.
Таким образом, новый проект модернизации позволяет сохранять на вооружении хорошо зарекомендовавшее себя оружие, все еще не исчерпавшее свой потенциал. Создание новых вариантов электроники и двигателей обеспечит продолжение службы с определенным ростом характеристик, а также с известной экономией, т.к. промышленности не придется запускать весь цикл производства с нуля.
Первые серийные образцы модернизированных ракет Р-27Р и Р-27П поступят в российские ВКС уже в этом году. В дальнейшем следует ожидать производство новых партий такого оружия в интересах нашей армии. Одновременно новые ракеты имеют определенный экспортный потенциал. Ракеты семейства Р-27 используются в семи зарубежных странах, и только некоторые из них могут выпускать подобное оружие самостоятельно. Оставшиеся государства можно рассматривать в качестве потенциальных покупателей.
За счет унификации и преемственности ракеты семейства Р-27 смогут сохранить свое положение в сфере вооружений ВКС. Выгодное сочетание сохраненных и вновь полученных возможностей, а также совместимость с разными самолетами-носителями дает такому оружию большие перспективы – как в нашей армии, так и на международном рынке.

Р-27 – наиболее распространённое семейство отечественных ракет класса «воздух-воздух», сочетающих, в различных модификациях, практически все типы систем самонаведения и инновационную конструкцию блока аэродинамических рулей. Ракета, благодаря своим конструктивным нововведениям, значительно превзошла своего заокеанского соперника,- ракету AIM-7 «Sparrow» во всех её модификациях, и на сегодняшний день сопоставима, по ряду ТТХ и лётных качеств с новейшей AIM-120C «AMRAAM».

Энергетические параметры современных ракет класса «воздух-воздух»

Самая многочисленная авиационная ракета-перехватчик ВВС России и многих других стран мира проходила лётные испытания в период с 1978 по 1984 гг. Огромное количество испытательных полётов проводилось в связи с синхронизацией ПАРГСН (полуактивных радиолокационных ГСН) ракет с отличающимися программными шинами СУВ лучших истребителей МиГ-29А и Су-27, последний отличается более высокопотенциальной БРЛС Н001, в отличии от тогдашней МиГовской БРЛС Н019. Наконец, в 1987 г., две модификации опытных образцов К-27 приняли в ВВС под названием Р-27Р и Р-27Т.

Первые модификации Р-27(Р, Т) имели дальность – 58 км и скорость полёта – 4700 км/ч, максимальная скорость поражаемой цели составляла свыше 3500 км/ч, это позволило МиГу-29 и Су-27 поставить под вопрос успешное выполнение разведывательных полётов самолёта SR-71A «Blackbird» над территорией СССР, а также позволило решать задачи по уничтожению СКР и американских F-15A и F-16A в дальнем воздушном бою и в бою на средней дальности.

Максимальная перегрузка перехватываемой цели приближается к 9 ед., что обусловлено заметно лучшей маневренностью, как на тропосферном, так и на стратосферном участках оперирования в сравнении с ракетами, сконструированными по схеме «утка». Ракета обладает такими качествами благодаря очень совершенной «бабочковидной» системе аэродинамических рулей большого размаха.

«Конёк» этой системы заключается:
— во-первых, в сужающейся к фюзеляжу каждой управляемой аэродинамической плоскостью, которых всего четыре (т.е., при развороте основная удельная нагрузка приходится на широкие основания этих трапециевидных рулей, благодаря чему удается избежать попадания главной рабочей площади руля в околофюзеляжный «пузырь» разряженного воздуха, что значительно снижает аэродинамические показатели);

— рулевой «пояс» расположен рядом с аэродинамическим фокусом (центром) ракеты, что позволяет управлять не просто разворотом носа или хвоста ракеты в область цели, а частично управляя центром масс фюзеляжа, мгновенно «кидать» ракету на подлётную траекторию к сильно маневрирующей воздушной цели, такие способности чаще присущи для ракет с газодинамической коррекцией.

Такая сверхперспективная система управления сохранена во всех модификациях этого великолепного изделия. Ракеты Р-27Р (ПАРГСН) и Р-27Т (ИК-ГСН) с модификациями ЭР, ЭМ, ЭТ и П имеют повышенную эффективность и за счёт тяжёлой БЧ весом – 39 кг и большой массы от 245 до 350 кг (достигнута меньшая потеря скорости на единицу отрезка пути).

У ракеты AIM-7M «Sparrow» хоть и была реализована дальность в 75-80 км, но маневренность и скорость всё равно уступали нашей ракете: скорость на 1000 км/ч меньше, непосредственная маневренность ракеты меньше на 5-7 ед. (18 ед. против 25 ед.) Головки самонаведения ракет, а также особенности наведения, также лучше американских, особенно при использовании в улучшенных ракетах Р-27ЭР, ЭМ и ЭТ, которые отличаются более мощными двигателями, и имеют дальности в ППС: Р-27ЭР – 130 км, Р-27ЭМ – 150 км, Р-27ЭТ – 90 км.

Ракета Р-27ЭТ – единственная в мире ракета класса «воздух-воздух», имеющая эффективную дальность около 100 км

И не стоит опираться на данные китайского форума «club.mil.news.sina.com.cn», где сообщается об ужасно низкой эффективности ракет Р-27Р в конфликте между Эфиопией и Эритреей, составляющей 4%. Необходимо учитывать не самую высокую квалификацию сомалийских военных лётчиков, а также меньшую ЭПР истребителя МиГ-29, по которым эти ракеты выпускали, чем меньшая ЭПР, тем большая вероятность срыва «захвата» цели. БРЭО тех модификаций МиГов и «Сушек» было устаревшее, а при использовании ПАРГСН, мощность и помехозащищённость БРЛС имеет первостепенное значение.

Итак, о системе самонаведения.

ПАРГСН 9-Б-1101К – эта ГСН имеет достаточную чувствительность, и позволяет ракетам Р-27, при подсвете современной БРЛС, вести воздушный бой даже с высокоманевренным перспективным истребителем

В Р-27ЭР применена ПАРГСН 9-Б-1101К, которая способна к «захвату» воздушных целей как в процессе полёта, так и на подвеске, время эффективной активации – менее 1 с после получения целеуказания от СУВ истребителей МиГ-29, Су-27 и модификаций. Угол визирования пассивной ГСН – 100, ВЦ с ЭПР 1м2 (истребитель «Рафаль») захватывается на точное автосопровождения с расстояния 16-18 км, до «захвата» производится инерциальное наведение в математически рассчитанный сектор цели в воздушном пространстве, а также радиокоррекция от БРЛС. Превышение и принижение цели может составлять +/-10000 м относительно носителя ракеты.

Модификация Р-27ЭТ имеет широкоугольную ИК ГСН 9-Б-1023, её эффективность немного лучше радиолокационной версии из-за высокой чувствительности ИК-матрицы, охлаждаемой жидким азотом. Разработана и наиболее совершенные Р-27ЭМ и П. Первая предназначена для палубных многоцелевых истребителей-перехватчиков Су-33, МиГ-29К, мощность двигателя и дальность увеличены, а АРГСН оптимизирована для перехвата СКР «Томагавк» и уничтожения малоразмерных ПКР противника на фоне водной поверхности.

Р-27Р установлена на подвеску иранского F-14A, иранские инженеры интегрировали её в СУВ AN/AWG-9, которая долгое время являлась примером БРЭО современного перехватчика (до прихода МиГ-31Б – Р-33)

Р-27П – диаметрально противоположное решение КБ «Вымпел», являющееся скрытным и «зорким» эшелоном воздушной атаки ВВС РФ. Использована пассивная радиолокационная ГСН 9Б-1102: ракета наводится на излучающие БРЛС истребителей и самолётов ДРЛО, а также на системы радиоэлектронного противодействия. ПРГСН работает только на приём (как в ПРЛР Х-58 и др.), и является малозаметной, способна захватывать источник излучения на расстоянии 200 км, и обстреливать со 120 км, единственный недостаток – выключение радиоизлучающих систем на самолёте противника.

Хорошая эффективность достигается при работе в ППС и максимальной перегрузке цели – не более 6 ед. Успех при таких атаках не гарантирован, но посеять панику в воздушном строю врага вполне осуществимо.

Семейство ракет Р-27 ещё долго прослужит в наших ВВС вместе с Р-77 и Р-33: потенциал заложенный в эту ракету может спокойно дать фору большинству западных образцов, учитывая всю многогранность элементной базы последних авиационных РЛС России.

/Евгений Даманцев/

Р-27

Ракета «воздух-воздух» средней дальности действия

Р-27 разработана ГосМКБ «Вымпел» (г. Москва). Создание семейства управляемых ракет «воздух-воздух» модульной конструкции средней и повышенной дальности было начато в 1972 г. Ракета разрабатывалась в качестве единой ракеты средней дальности для вооружения перспективных истребителей МиГ-29 и Су-27. В конце 1973 г. концепция ракеты средней дальности была рассмотрена на совещании в МАП с участием ГосНИИАС, ОКБ П.О.Сухого, ОКБ А.И.Микояна, МЗ «Вымпел» и ПКПК «Молния». Предложения по концепции создании модульной ракеты средней дальности были официально оформлены в Решении МАП, МОП, МРП, ММ и ВВС утвержденном в феврале 1974 г. Эскизное проектирование ракеты велось на конкурсной основе МЗ «Вымпел» и ПКПК «Молния». Предварительные итоги были подведены в конце мая 1975 г. — конкурс выиграл проект МЗ «Вымпел» — К-27 / изделие 470.

Разработкой ракеты Р-27 руководил заместитель главного конструктора МКБ «Вымпел» П.П.Дементьев, ведущими консрукторами в разное врем были В.Т.Корсаков, A.B.Харламов и И.В.Баловнев. На этапе эскизного проекта рассматривалось два варианта компоновки ракеты — нормальной аэродинамической схемы и схемы «утка» или схема ракеты с поворотным крылом оригинальной формы. ГосНИИАС поддержал традиционную аэродинамическую схему, а ЦАГИ рекомендовал схему с оригинальным поворотным крылом.

Эскизный проект по ракетам К-27 и К-27Э был выпущен в марте 1977 г. и предъявлен для рассмотрения комиссии ВВС в рамках обобщенных эскизных проектов истребителей МиГ-29 и Су-27. Проект был рассмотрен и одобрен с соответствующими замечаниями.

Испытания ракеты начаты в 1979 г. пусками с переоборудованного для испытаний носителя МиГ-23МЛ. Ракеты принимались на вооружение ВВС СССР в 1983 г. (Р-27Р и Р-27Т), в 1985 г. (P-27ЭР и Р-27ЭТ) и в 1990 г. (Р-27АЭ).

Ракеты Р-27Р и Р-60М под крылом МиГ-29 ВВС КНДР (KCNA, http://www.afp.com)

Западное наименование ракеты Р-27 — AA-10 ALAMO. Ракета широко поставлялась на экспорт в Китай, Индию и другие страны.

Самолеты-носители ракет Р-27 в ВВС России

Все модификации ракет применялись или применяются на самолетах ВВС и ВМФ России. Носителями ракет Р-27 являлись и являются следующие самолеты:

  • МиГ-29 / МиГ-35
  • Су-27 / Су-30
  • Су-33 / Су-35
  • Су-34
  • Як-141

Конструкция ракеты

Конструкция ракеты модульная и включает в себя несколько рассоединяемых отсеков:
— отсек ГСН с дестабилизаторами (существует несколько вариантов);
— отсек с системой управления, аэродинамическими рулями, неконтактным взрывателем и боевой частью;
— отсек с двигателем (два варианта как минимум) и крылом.

Выбор для ракеты Р-27 оригинальной аэродинамической схемы, близкой к «утке», был вызван необходимостью обеспечить высокий заданный уровень маневренных характеристик ракеты, но как всякое инженерное решение, он повлек за собой необходимость компенсации отрицательных сторон, которые в данном случае заключались в большой величине скосов потока на крыльях. Совместно с ЦАГИ удалось найти такую форму рулей, которая обеспечивала минимальные уровни скосов потока во всем диапазоне высот и скоростей применения. Для этого рули были выполнены с большим относительно крыла размахом, со знакопеременной стреловидностью по передней кромке и по размаху и с положительной стреловидностью по задней кромке (форма получила название «бабочка»). Попутно была решена еще одна важная задача — выбранная схема позволяла отказаться от применения органов управления на крыле, т.к. обеспечивала, в отличие от традиционной схемы, жесткую стабилизацию ракеты по крену. Тем самым, за счет отказа от приводов элеронов, существенно снижались массово-габаритные характеристики ракеты

В зависимости от модификации ракета оснащена одно- или двухрежимным энергетическим двигателями.

ТТХ ракет Р-27

Длина: — Р-27Р — 4080 мм — Р-27Т — 3795 мм — Р-27ЭР — 4780 мм — Р-27ЭТ — 4500 мм — Р-27ЭМ — 4780 мм Диаметр корпуса: — Р-27Р / Р-27Т — 230 мм — Р-27ЭР / Р-27ЭТ / Р-27ЭМ — 260 мммм Размах крыла: — Р-27Р / Р-27Т — 770 мм — Р-27ЭР / Р-27ЭТ / Р-27ЭМ — 800 мммм Размах стабилизаторов — 970 мм (все модификации) Масса: — Р-27Р — 253 кг — Р-27Т — 245 кг — Р-27ЭР — 350 кг — Р-27ЭТ — 343 кг — Р-27ЭМ — 350 кг Масса боевой части – 39 кг Дальность действия (максимальная в передней полусфере): — Р-27Р — 80 км — Р-27Т — 65 км — Р-27ЭР — 130 км — Р-27ЭТ — 80 км — Р-27ЭМ — 170 км Скорость полета — 4,5 М Высота полета поражаемых целей: — Р-27Р — 20 — 25000 м — Р-27Т — 20 — 24000 м — Р-27ЭР — 20 — 25000 м — Р-27ЭТ — 20 — 25000 м — Р-27ЭМ — 3 — 27000 м Перегрузка маневрирующей цели — до 8 G

Ракета Р-27ЭР под Су-30МКК, Раменское, февраль 2013 г. (фото — Анатолий Бурцев, http://russianplanes.net/id118223)

Боевое оснащение

Все модификации ракет оснащены унифицированной стержневой боевой частью с неконтактным радиолокационным и контактным взрывателями. Масса БЧ — 39 кг Радиус срабатывания взрывателя — 5-6 м

Ракеты Р-27 (http://www.airwar.ru/)

Система управления и наведение

Система управления ракетой инерциальная с автопилотом с коррекцией по радиоканалу от носителя с головками самонаведения (ГСН) разных типов: — ГСН 9Б-1101К — полуактивная радиолокационная ГСН — ГСН 9Б-1023 / 36Т — всеракурсная инфракрасная ГСН — ГСН 9Б-1002 — пассивная радиолокационная ГСН — ГСН 9Б-1103 — активная моноимпульсная радиолокационная ГСН

Модификации:

Р-27Р (изделие 470-1) — базовый вариант ракеты с полуактивной радиолокационной ГСН 9Б-1101К.

Р-27ЭР (изделие 470-1Э) — вариант ракеты Р-27Р с увеличенной дальностью пуска. Применяется на самолетах МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33, Як-141.

Р-27Р1 и Р-27ЭР1 — экспортные варианты ракет Р-27Р и Р-27ЭР.

Р-27Т (изделие 470-3) — ракета Р-27 с тепловой ГСН 36-Т. Ракета обеспечивает поражение целей при углах целеуказания ±55°.

Р-27ЭТ (изделие 470-3Э) — вариант ракеты Р-27Т с увеличенной дальностью пуска. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33, Як-141.

Р-27Т1 и Р-27ЭТ1 — экспортные варианты ракет Р-27Т и Р-27ЭТ.

Р-27ЭА — ракета с многофункциональной моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной ГСН 9Б-1103М.

Р-27П / Р-27ЭП — ракета Р-27 с пассивной радиолокационной ГСН 9Б-1102. Предназначена для поражения самолётов ДРЛО и других радиоизлучающих воздушных целей в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в переднюю полусферу, в том числе на фоне различных подстилающих поверхностей, обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи РЛС для прикрытия своих самолетов.

Р-27П, Р-27ЭП1 — экспортные варианты ракет Р-27П и Р-27ЭП.

Р-27ЭМ — входит в состав вооружения палубного истребителя Су-33.