Пз 38 танк

LT vz.38

У этого термина существуют и другие значения, см. Panzer.

LT vz.38

LT vz. 38 (PzKpfw.38(t) Ausf.A)

Классификация

лёгкий танк

Боевая масса, т

9,7

Компоновочная схема

моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди

Экипаж, чел.

3—4

История

Разработчик

ЧКД

Производитель

Škoda, ČKD

Годы производства

1939—1942

Годы эксплуатации

1939 —
начало 1950-х

Количество выпущенных, шт.

Основные операторы

Размеры

Длина корпуса, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Бронирование

Тип брони

стальная катаная

Лоб корпуса (верх), мм/град.

Лоб корпуса (середина), мм/град.

Лоб корпуса (низ), мм/град.

Борт корпуса, мм/град.

15 / 0°

Корма корпуса, мм/град.

Днище, мм

Крыша корпуса, мм

Лоб башни, мм/град.

Маска орудия, мм/град.

Борт башни, мм/град.

Корма башни, мм/град.

Крыша башни, мм

Вооружение

Калибр и марка пушки

37-мм A7

Тип пушки

нарезная

Длина ствола, калибров

50,0

Боекомплект пушки

Углы ВН, град.

−10…+25

Пулемёты

2 × 7,92-мм ZB vz.37

Подвижность

Тип двигателя

рядный
6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л. с.

Скорость по шоссе, км/ч

Скорость по пересечённой местности, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Запас хода по пересечённой местности, км

Удельная мощность, л. с./т

12,9

Тип подвески

сблокированная попарно, на листовых рессорах

Преодолеваемый подъём, град.

Преодолеваемая стенка, м

0,8

Преодолеваемый ров, м

2,1

Преодолеваемый брод, м

0,8

Медиафайлы на Викискладе

LT vz.38 — изначально чехословацкий лёгкий танк конца 1930-х годов, созданный фирмой ЧКД. Более известен под использовавшимся в нацистской Германии обозначением Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t), под которым выпускался после оккупации Чехословакии, считаясь на тот момент одним из лучших лёгких танков Вермахта. Принимал активное участие в начальной стадии Второй Мировой войны.

История

Чехословацкая армия в 1937 году объявила конкурс на новый легкий танк, который должен был заменить LT 35. На участие в конкурсе подала заявление Плзеньская Шкода и как её конкурент — «ČKD». В испытаниях, прошедших весной 1938 года, победил танк — тип идентификации TNHPS производства «ČKD», а в июле 1938 года был подписан заказ на 150 шт. этих танков, военное обозначение которых было LT модель 38. Предполагалось, что будет поставлено двадцать машин до окончания текущего года, а остальные — в первом квартале 1939 года.

Первые десять танков без вооружения были готовы в середине марта 1939 года. В возможной войне с Германией осенью 1938 года они, к сожалению, не могли бы участвовать. Эти танки имели очень хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были просты в уходе и имели высокую надежность. Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт — 0,57 кг/см2.

При массе 9,7 т. LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.37. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов.Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда пробить броню толщиной 38 мм.

После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил (Waffenamt) заинтересовалось этими танками и немцы взяли на свое попечение весь заказ, над которым работало «ČKD». В немецкой армии танк получил обозначение «Leichte Tank Muster 38» (LTM 38), а с января 1940 года — обозначение «Panzerkampfwagen 38(t)» (PzKpfw 38(t), t = tschechisch). В общей сложности их было произведено в нескольких сериях для германской армии 1396 и ещё 37 для словацкой армии. После окончания войны танки наконец-то попали в руки первоначального заказчика — чехословацкой армии. Шасси LT-38 оказалось крайне удачным и в различных модификациях производилось на протяжении всей Второй мировой войны

На базе танка было построено множество других боевых бронированных машин, например Marder III или Hetzer.

Производство

1939 — 150

май — 9 (№№ 1-9)

июнь — 12 (№№ 10-21)

июль — 39 (№№ 22-60)

август — 18 (№№ 61-78)

сентябрь — 31 (№№ 79-109)

октябрь — 30 (№№ 110-139)

ноябрь — 11 (№№ 140-150)

1940 — 370

январь — 10 (№№ 151-160)

февраль — 24 (№№ 161-184)

март — 31 (№№ 185-215)

апрель — 30 (№№ 216-245)

май — 30 (№№ 246-275)

июнь — 30 (№№ 276-305)

июль — 30 (№№ 306-335)

август — 35 (№№ 336-370)

сентябрь — 35 (№№ 371-405)

октябрь — 44 (№№ 406-449)

ноябрь — 27 (№№ 450-476)

декабрь — 44 (№№ 477-520)

1941 — 698

январь — 45 (№№ 521-565)

февраль — 50 (№№ 566-615)

март — 53 (№№ 616-668)

апрель — 49 (№№ 669-717)

май — 78 (№№ 718-775, 1001-1020)

июнь — 65 (№№ 776-825, 1021-1035)

июль — 65 (№№ 826-875, 1036-1050)

август — 64 (№№ 876-919, 1051-1070)

сентябрь — 76 (№№ 920-975, 1071-1090)

октябрь — 53 (№№ 976-1000, 1091-1118)

ноябрь — 50 (№№ 1119-1168)

декабрь — 50 (№№ 1169-1218)

1942 — 196

январь — 60 (№№ 1219-1278)

февраль — 60 (№№ 1279-1338)

март — 29 (№№ 1339-1359, шасси, использованное для 7.5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t), для Словакии — 7)

май — 21 (№№ 1480-1500)

июнь — 26 (№№ 1501-1526)

Примечание: кроме того для Словакии выпустили еще по 10 танков в 1940 и 1941 гг. Итого всего собрали 1433 танка.

В культуре

Pz.Kpfw.38(t) из Кубинки можно увидеть в российском художественном фильме Дмитрия Месхиева «Свои» 2004 года. Этот же танк производит один выстрел в эпизоде фильма режиссёра Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» 2015 года. В других эпизодах вместо реального танка снялась реплика Pz.Kpfw.38(t), созданная подполковником запаса Вячеславом Веревочкиным. Он был единственным в России мастером, построившим более 30 ходовых реплик. Умер в октябре 2012 года.

Боевое применение

Массово использовались в начале Второй мировой войны. За год до начала войны, в результате оккупации Чехословакии немцы получили доступ к чехословацкой военной технике, в том числе и к этим танкам.

Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях, в ходе которых безвозвратно потеряли 7 и 24 танка соответственно. На 1 июня 1941 года в наличии насчитывалось 754 Pz.Kpfw.38(t). Вместе со 187 трофейными LT-35 они составляли 17 % танкового парка вермахта.

На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t), что составляло примерно 19 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР.

На тот момент танк уже устарел и, несмотря на модернизацию (толщина брони была увеличена в два раза, достигнув 50 мм и уже не пробивалась советской 45-мм пушкой даже при стрельбе в упор), не мог противостоять средним советским танкам Т-34. Тем не менее, танк по многим своим показателям, особенно бронированию, мощности двигателя, надежности трансмиссии, скорости и пр., превосходил легкие советские Т-26 и Т-60, не говоря уже о плавающих пулеметных Т-37, Т-38 и Т-40, в также был полезным там, где не ожидалось встречи со средними танками противника: в качестве разведчика и для борьбы с партизанами.

В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw.38(t) участвовали до середины 1942 года, когда практически все они были потеряны, либо вышли из строя по техническим причинам. Уцелевшие машины немецкое командование использовало в качестве учебных машин, а также для борьбы с партизанами. Часть машин была передана словацкой армии.

Воевавший на Pz.Kpfw.38(t) О. Кариус писал в мемуарах: «Мы проклинали хрупкую и невязкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепежные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд» «Чешский танк 38(t) по параметрам приблизительно соответствовал танку „Т-III“. Но кроме того что у чешского танка была сталь худшего качества, он проигрывал ещё и в том, что его экипаж состоял всего из четырёх человек. Командиру танка приходилось одновременно вести наблюдение, самому наводить пушку и стрелять. »

Варианты

  • TNHP — первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук).
  • LTP — экспортный вариант для Перу.
  • LTH — экспортный вариант для Швейцарии.
  • LT vz.38 — обозначение в Чехословацкой армии (в чехословацкую армию попасть не успел).
  • Strv m/41 (TNH-Sv) — производились по лицензии в Швеции.
  • Sav m/43 — штурмовое орудие на базе LT vz.38, производилось в Швеции.
  • PzKpfw 38(t) A-D — танк производства Германии. Выпущено 475 танков. А — 150 (№ 1 — 150), В — 110 (№ 151—260), С — 110 (№ 261—370), D — 105 (№ 371—475)
  • PzKpfw 38(t) E-G — Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной лобовой брони. Выпущен 841 танк. Е — 275 (№ 476—750), F — 250 (№ 751—1000), G — 316 (№ 1091—1359, 1480—1526)
  • PzKpfw 38(t) Ausf S — производился для Швеции, но был конфискован Германией. Выпущено 90 танков (№ 1001—1090).
  • Кроме того 27 танков были собраны по отдельному заказу Словакии.
  • Marder III
    • SdKfz 138 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой.
    • SdKfz 139 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой.
  • SdKfz 138/1 Grille
    • Geschützwagen 38 (t) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и передним расположением рубки.
    • Geschützwagen 38 (M) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и задним расположением рубки.
    • Также был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов.
  • SdKfz 140 (Pz.Kpfw.38 für 2 cm Flak 38) — ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой.
  • Aufklärungspanzer 38 (t)
    • SdKfz 140/1 — разведывательный танк.
    • SdKfz 141/1 — разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля Sd.Kfz.222.
    • 8 cm Gr.W. — прототип самоходного миномёта.
  • Jagdpanzer 38(t) — истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48.
  • G-13 — швейцарское обозначение Jagdpanzer 38(t), проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

TNH n.A

В немецкой классификации Panzerkampfwagen 38 (t) neuer Art — лёгкий разведывательный танк, боевой массой 14,8 тонн; в серию не пошёл. Разработан на основе LT vz.38 осенью 1939 года. В новой машине широко применялась сварка, имел радиостанцию. Производился в 1941—1942 годах. Выпущено 5 опытных образцов, первый из которых был выполнен из обычной стали. Экипаж — 4 чел; длина — 5000 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2400 мм. Вооружался 37 мм пушкой KwK А7 L/48 и двумя 7,92 мм пулемётами MG 37(t). Двигатель карбюраторный, «Прага» V8 в 250 л. с. Скорость и запас хода по шоссе до 62 км/ч и 200 км соответственно.

Стендовый моделизм

PzKpfw 38(t) широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Моделист (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Гонконг), Trumpeter (Китай), Italeri (Италия), Hobby Boss (выпускаются модели закрывшейся фирмы Tristar (Гонконг)). В масштабе 1:100 выпускается фирмой Звезда (Россия).

Операторы

  • Германия
  • Болгария — 10 шт. переданы Германией для болгарской армии
  • Венгрия — в начале 1942 года 108 танков Pz.Kpfw.38(t) были переданы для укомплектования 1-й полевой танковой дивизии, которая в дальнейшем в составе 2-й венгерской армии принимала участие в боях на Дону летом — зимой 1942-43 гг. Ещё минимум 3 танка были получены для восполнения потерь.
  • Словакия — в 1940—1943 гг. немцы передали Словакии 37 новых танков Pz.Kpfw.38(t), а в 1943-44 гг — ещё 37 отремонтированных танков Pz.Kpfw.38(t) различных модификаций.
  • Румыния — в 1943 году поставлено 50 прошедших ремонт лёгких танков Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, B и C.
  • СССР (Трофейные)

Фотографии

  • LT Vz.38 в зимнем камуфляже

  • LT Vz.38 с поздней военной эмблемой Первой Словацкой республики на башне.

  • LT vz.38 в Бронетанковом музее в Кубинке

Примечания

  1. Директива № 1. Война | Телеканал «История» https://www.youtube.com/watch?v=MiUMfvxlLTM
  2. Директива №1. Война / Видео / Russia.tv
  3. http://www.ckd.cz/kiwi_files/casopisy-nove/ru_ckd-casopis_02-2010.pdf «RU ČKD ЖУРНАЛ 2010-2» стр.20-21
  4. А. В. Лобанов. Великая Отечественная война: в поисках правды // «Военно-исторический журнал», 2003, N: 5, стр. 10-13
  5. Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. — М.:Центрополиграф,2004. По стопам Наполеона
  6. Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. — М.:Центрополиграф,2004. Скорым поездом на ленинградский фронт
  7. ЛЁГКИЙ ТАНК Pz 38 t nA. Дата обращения 26 июля 2012.
  8. М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр.158-159
  9. Поставки иностранной бронетехники в Венгрию
  10. М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр.157
  11. М. Б. Барятинский. Немецкие танки в бою. Panzer, vorwärts! М., Яуза — ЭКСМО, 2008. стр.125
  12. Поставки иностранной бронетанковой техники в Румынию

Ссылки

  • История создания Немецких танков. Документальные фильмы. Архивировано 19 августа 2011 года.
  • Information about the Pz.Kpfw.38(t) at Panzerworld
  • WWII Vehicles
  • Panzerkampfwagen 38(t) at Achtung Panzer!
  • Captured German vehicles

Серийные лёгкие танки периода Второй мировой войны

* — лёгкие по массе, по национальной классификации относились к средним

Малые танки
  • LT vz.34
  • AH-IV*
Лёгкие танки
Средние танки
Плавающие танки
Танкетки
САУ
Бронеавтомобили
* — производились только на экспорт; курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

Pz.Kpfw.38(t) по эту сторону фронта

Танки Pz.Kpfw.38(t) сыграли важную роль в ходе сражений на советско-германском фронте 1941 года. К 22 июня 1941 года в немецких частях находилось 772 машины этого типа, которые использовались в пяти немецких танковых дивизиях. Неудивительно, что построенные в Чехии танки стали объектом пристального изучения со стороны советских специалистов. Данный материал посвящен исследованию трофейных Pz.Kpfw.38(t), а также их использованию в Красной Армии.

Из-под Крапивни на полигон

Во второй половине 30-х годов между Чехословакией и СССР развилось плотное сотрудничество в военной сфере. Сотрудничество шло взаимовыгодное: благодаря ему в чехословацких ВВС появились бомбардировщики Avia B-71 (чехословацкая версия СБ), а Красная Армия получила орудия особой мощности БР-17 и БР-18 (лицензионная версия орудий фирмы Škoda).

Развивалось сотрудничество и в сфере бронетанковой техники. Особый интерес здесь имела та же фирма Škoda, которая в лице Советского Союза видела потенциального покупателя для своих танков LT vz.35. Дело дошло до испытаний опытного образца в СССР, но сделка не состоялась, в том числе из-за опасений Škoda по поводу возможности нелицензионного выпуска LT vz.35. На деле для СССР этот танк был вчерашним днем, хотя отдельные его узлы и детали вызывали интерес. В частности, советские инженеры обратили внимание на подвеску, которую испытывали на Т-26, и трансмиссию.

Схема броневых листов Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, которую весной 1941 года смогла добыть советская внешняя разведка

Довольно плотным было и советское сотрудничество с фирмой ČKD. До испытаний ее танков в СССР дело не дошло, но компания снабжала советскую сторону довольно подробный информацией по своим боевым машинам и тягачам. Например, в Автобронетанковом управлении Красной Армии были хорошо осведомлены о ходе работ по среднему танку V-8-H.

После оккупации Чехии Германией сотрудничество прекратилось, но кое-какие материалы по тамошним разработкам в СССР все же попадали. Это стало возможным благодаря работе советской внешней разведки и чешским инженерам, которые, мягко говоря, весьма неоднозначно восприняли оккупацию своей страны Германией. В конце 1940 года удалось добыть образцы брони легкого танка LT vz.38, которые отправили в Ленинград на изучение специалистам НИИ-48. По итогам изучения был сделан вывод, что чешская сталь не представляет интереса для советской танковой промышленности.

Весной 1941 года Главное бронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА; с лета 1940 года так стало называться Автобронетанковое управление – прим. ред.) получило подробный материал по танкам TNH-P (LT vz.38), TNH-Sv (будущий Strv m/41) и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Помимо тактико-технических характеристик, была получена информация о конструкции корпуса и башни Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны советские военные имели подробную информацию по этому танку, массово использовавшемуся немецкой армией.

Захваченный Pz.Kpfw.38(t) из 20-й танковой дивизии, сентябрь 1941 года

Познакомиться с Pz.Kpfw.38(t) поближе советским специалистам удалось в начале августа 1941 года. 23 июля начались ожесточенные бои в районе деревни Крапивня Смоленской области. С немецкой стороны здесь сражалась 20-я танковая дивизия, в составе которой были Pz.Kpfw.II (в основном модификации Ausf.C), Pz.Kpfw.IV (в основном модификаций Ausf.D-E) и Pz.Kpfw.38(t). Также совместно с дивизией действовал 643-й противотанковый батальон, на вооружении которого находились истребители танков Panzerjäger I. С советской стороны немцам противостояли 107-я и, чуть позже, 102-я танковые дивизии.

В целом качественное превосходство было на немецкой стороне: несмотря на то, что в составе 107-й тд имелись КВ-1 и Т-34, основой силой являлись Т-26 и БТ. Это во многом объясняет, почему потери советской стороны оказались большими, чем у немцев. Тем не менее, удача от 20-й танковой дивизии отвернулась. Понеся тяжелые потери в боях в районе Крапивни, дивизия в последних числах июля была вынуждена отступить, потеряв при этом от 30 до 40 танков. Подбитые машины стали советскими трофеями. В «Красной Звезде» и других советских газетах появились материалы с фотографиями разгромленной немецкой техники.

Этот же танк спереди. Хорошо видна дивизионная эмблема

По одному танку каждого типа было отправлено на научно-испытательный полигон в Кубинку. Следует добавить, что под Крапивней началась история бронеавтомобиля БА-64. Среди трофеев оказались немецкие броневики Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223. Итогом изучения Sd.Kfz.223 стало начало работ по созданию похожего по классу броневика, который заменил БА-20.

Помимо этого, прямо на месте военный совет Западного фронта провел работы по изучению немецких танков. Помимо Pz.Kpfw.IV (в документах он шел как «танк средний тип IV обр.37 г.»), изучался Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Первым делом танк обстреляли из противотанкового ружья Рукавишникова. Выяснилось, что пулей Б-39 с 300 метров танк не пробивается, а пуля БС-41 из 7 выстрелов пробила борт танка во всех случаях. При стрельбе из 45-мм пушки в лобовую часть на дистанции 500 метров один снаряд срикошетировал от экрана, сделав в нем вмятину и трещину, еще два в том же месте броню пробили. В целом был сделан вывод, что наличное противотанковое вооружение вполне может бороться с этими машинами.

Также было составлено довольно точное описание танка, правда, его боевую массу явно переоценили, указав ее как 18–20 тонн. Были указаны и слабые места машины. Таковыми являлись крыша моторного отделения, а также ведущее колесо, при попадании в которое часто имели случаи заклинивания. Слабой оказалась и защита моторного отделения от бутылок с зажигательной жидкостью.

На глушителе видно специальное крепление, через которое проходил шланг от буксируемой бочки с бензином в топливный бак

Следующий этап изучения происходил уже на Полигоне в Кубинке, куда отправилась машина с башенным номером 44. Она также относилась к модификации Ausf.E. Интересно, что специалисты Полигона также ошиблись с боевой массой, изначально оценив ее в 14 тонн. Уже позже цифру скорректировали до 11 тонн. Отмечалась высокая культура производства, особое внимание было уделено планетарной коробке передач Praga-Wilson и планетарным механизмам поворота. Вместе с тем, по боевым возможностям и общей конструкции, по мнению специалистов полигона, машина не сильно отличалась от LT vz.35. Лобовая защита танка могла поражаться любыми типами артиллерии, а его борта были признаны уязвимыми для огня крупнокалиберных пулеметов. Дальнейшая судьба машины с башенным номером 44 неизвестна.

Хрупкий чешский болотоход

На более детальное изучение трофейного танка осенью 1941 года времени не нашлось. В тот момент у Полигона были совсем другие приоритеты. Осенью 1941 года его эвакуировали в Казань, а вместе с ним – и часть трофейной техники. Среди нее оказался и танк с башенным номером 624, также из состава 20-й танковой дивизии. Вероятнее всего, этот танк тоже был в числе трофеев, захваченных в сражении у Крапивни. Машина досталась Полигону в нерабочем состоянии, для ее ремонта понадобилось несколько месяцев. Закончился он только к весне 1942 года, хотя, судя по некоторым признакам, полностью работоспособным танк так и не стал.

Летом 1942 года было решено провести совместные испытания иностранных и трофейных танков. Принимал в них участие и Pz.Kpfw.38 (t). За время испытаний, проходивших в июле 1942 года, машина прошла 120 километров, то есть меньше всех участников. Это наводит на мысль о том, что ее техническое состояние было далеким от идеального. Об этом говорит и максимальная скорость, составившая на булыжном шоссе всего 30 км/ч. Соответствующими оказались и средние скорости, составившие 25 км/ч по шоссе, 16 км/ч по проселку и 13 км/ч по бездорожью. Расход горючего при этом оказался наименьшим среди участников – 132, 169 и 185 литров соответственно. Максимальный угол преодолеваемого подъема составил 20 градусов, а крена – 25 градусов.

Танк в ходе преодоления брода

В целом можно сказать, что советских военных чешский танк не впечатлил. Даже если бы он был полностью исправен, характеристики вряд ли сильно улучшились. Кроме того, в случае с преодолением подъемов ограничивающим фактором оказалась не мощность двигателя, а сцепление гусениц с грунтом. В этом отношении танк оказался равным американским Light Tank M3 и Medium Tank M3. Примерно та же картина была и с максимальным углом крена. Он ограничивался сбрасыванием гусениц, и здесь Pz.Kpfw.38(t) оказался в числе аутсайдеров. Аналогичный максимальный угол крена показал Medium Tank M3, остальные машины оказались в этом плане лучше.

Pz.Kpfw.38(t) хорошо показал себя при движении по болотистой местности

В случае с преодолением водной преграды сослаться на плохое техническое состояние было уже сложно. Итоги оказались печальными: пройдя 35 метров, танк погрузился на 1350 мм, вода быстро залила его моторное отделение, и мотор заглох. Вытаскивать машину пришлось с помощью тягача. Справедливости ради, немецкий Pz.Kpfw.III Ausf.H прошел еще меньше – 30 метров.

Реабилитировался чешский танк в ходе испытаний на преодоление болота. Машина несколько раз прошла болотистую местность вдоль и поперек, уверенно двигаясь по сложным участкам.

Выбоина после попадания бронебойного снаряда 2-фунтовой танковой пушки

В сентябре-октябре 1942 года были проведены испытания обстрелом трофейных танков. Кроме того, испытывались и огневые возможности пушек трофейных танков. При стрельбе из 37-мм пушки KwK 38(t) бронебойными снарядами по StuG III Ausf.B лобовой лист толщиной 50 мм не пробивался со всех дистанций, при этом борта успешно поражались на дистанции 850 метров. В случае использования подкалиберного снаряда лоб немецкой самоходной установки пробивался на дистанции 400 метров.

Составной лист лба корпуса после поражения его снарядом 45-мм пушки с дистанции 200 метров

Далее был проведен обстрел корпуса Pz.Kpfw.38(t) с башенным номером 121. В целом толщина брони чешского танка выглядела вполне достойно, но лишь до тех пор, пока не был проведен обстрел. Наиболее стойко броня показала себя против бронебойных снарядов 2-фунтовой (40 мм) английской пушки. На дистанции 200 метров из нее не удалось пробить ни лобовой лист корпуса, ни лоб подбашенной коробки, но при этом попадания сопровождались трещинами. Это означало, что после нескольких таких попаданий броня все равно будет пробита. При стрельбе из ДШК с дистанции 200 метров по корме корпуса было получено 100% пробитий. На дистанции 200 метров при стрельбе по борту корпуса в районе моторного отделения из 13 попаданий удалось добиться 4 пробитий. При сокращении дистанции до 150 метров из 9 попаданий не пробили броню всего 2 пули.

Для американской 37-мм пушки, установленной на легком танке M3, броня чешского танка не была проблемой

Результаты стрельбы по чешскому танку из 45-мм пушки примерно соответствовали результатам обстрела, произведенного в августе 1941 года. На дистанции 200 метров из трех выстрелов два увенчались сквозным пробитием. На дистанции 400 метров пробивался первый лист. Что же касается бортов, то они уверенно пробивались на дистанции до 1000 метров. Похожим образом показала себя броня Pz.Kpfw.38(t) при обстреле из 37-мм пушки американского легкого танка M3.

Попаданием 37-мм снаряда американской пушки выбило шаровую установку башенного пулемета

Впрочем, к тому моменту основным противником Pz.Kpfw.38(t) были советские средние танки Т-34, встреча с которыми не сулила для него ничего хорошего. По танку с дистанции 800 метров из пушки советского среднего танка был выпущен всего один снаряд, чего оказалось достаточно. Лобовой лист подбашенной коробки сорвало и разбило на куски. Стрельба осколочно-фугасными снарядами дала очень похожий эффект. При попадании рвало клепаные соединения и гнуло листы. Попадание в правый борт башни раскололо его на куски.

Попадание осколочно-фугасного снаряда 76-мм пушки Ф-34 в борт башни

Полученные результаты не должны сильно удивлять. Проблемы с броней у чехословацких танков начались еще в 30-е годы, и к началу войны их так и не удалось устранить. По результатам обстрела был сделан вывод, что чешская броня хрупкая. То же самое в своем заключении отразили и специалисты НИИ-48, изучавшие осенью 1942 года зарубежные танки. Исследования показали, что присадки никеля, повышающие вязкость стали, сведены в этой броне на нет. Дополнительная проблема заключалась в том, что корпус и башня Pz.Kpfw.38(t) собирались при помощи клепаных соединений. При попадании снаряда внутренняя часть заклепки отрывалась и превращалась в поражающий элемент.

Схема бронирования Pz.Kpfw.38(t), составленная в 1942 году НИИ-48

Итоги изучения Pz.Kpfw.38(t) в СССР позволяют сказать, что этот танк рядом историков явно переоценен. В конце 30-х годов он действительно был одним из лучших танков в своем классе, но при этом проблема с броней значительно снижала его боевую эффективность. Кроме того, в 1940 – 1941 годах появилось несколько танков аналогичного класса, которые были явно не хуже. Прежде всего, это касается Light Tank M3. По совокупности характеристик он явно превосходил Pz.Kpfw.38(t), в первую очередь за счет подвижности. Больше того, и Strv m/41, шведский близнец Pz.Kpfw.38(t), был лучше его, особенно это касается танков второй серии. В отличие от чешской брони, шведская проблемами с хрупкостью не страдала.

Со звездой на борту

Данный материал будет не полным, если не упомянуть в нем об использовании трофейных Pz.Kpfw.38(t) в Красной Армии. По-настоящему массово танки этого типа стали попадать в руки советских трофейщиков в конце 1941 года, когда началось контрнаступление под Москвой. Трофеев оказалось настолько много, что в декабре 1941 года на территории завода «Подъемник» был организован бронетанковый ремонтный завод (БТРЗ) №82, основной задачей которого стал ремонт иностранной и трофейной техники. Эта специализация предприятия сохранилась до конца войны. Кроме того, ремонтом трофейной техники занимались и на территории, которую ранее занимал эвакуированный в Свердловск завод №37. Постепенно на старых площадях был организован филиал завода №37.

Ремонт «Праги» на БТРЗ №82, Москва, май 1942 года

В целом трофейные чешские танки, которые в советских документах чаще всего назвались «Прага», оказались вполне надежными машинами. Другое дело, что далеко не все из них доставались заводу в состоянии, которое позволяло их отремонтировать. Чаще всего речь шла о достаточно серьезно поврежденных танках. Не стоит после этого удивляться, что из 53 завезенных на ремзавод №82 «Праг» удалось отремонтировать всего 13 штук. Филиал завода №37 отремонтировал еще 3 танка.

Для обучения танкистов было выпущено краткое руководство по эксплуатации

В феврале 1942 года появилась идея перевооружения трофейных танков советскими орудийными системами. В случае с «Прагой» предполагалось поставить либо 20-мм автоматическую пушку ТНШ, либо 45-мм танковую пушку. В качестве исполнителя работ выступало КБ завода №592 под руководством Е. В. Синильщикова и С. Г. Перерушева. Судя по документам, дальше задания дело здесь не продвинулось, поскольку более приоритетной задачей являлся проект САУ 122-СГ (СГ-122) на базе StuG III. Вместе с тем, часть танков, судя по фотографиям, получила советские пулеметы ДТ. Для обеспечения экипажей информацией об устройстве трофейных танков была издана краткая инструкция по эксплуатации.

Отправка матчасти ООТБ на фронт, лето 1942 года. Хорошо видны пулеметы ДТ на крыше башни

Вероятнее всего, первый случай боевого применения трофейных Pz.Kpfw.38(t) имел место в Крыму. По крайней мере, несколько таких танков из состава 22-й танковой дивизии вермахта удалось захватить, и они попали в распоряжение Крымского фронта. Что же касается машин, которые поступили с ремзавода №82, то массово их применила в бою всего одна часть – ООТБ (отдельный особый танковый батальон). В некоторых публикациях он называется ООТБ литер «Б», но это уже другая часть, которая находилась в составе 31-й армии. Что же касается ООТБ, то он был отправлен в 20-ю армию.

Батальон сформировали в июле 1942 года, его командиром стал майор Ф.В. Небылов. Батальон полностью состоял из трофейных танков: помимо 10 Pz.Kpfw.38(t), в нем находилось 2 StuG III, 12 Pz.Kpfw.III и 6 Pz.Kpfw.IV. Характерной деталью «Праг» ООТБ были большие белые звезды, которые наносились на лобовой лист корпуса и борта башни. Такой отличительный знак был крайне необходим, поскольку трофейные танки могли подбить свои же.

Схема действия ООТБ в обороне, 23 сентября 1942 года

По состоянию на 31 августа в батальоне было 8 «Праг, 6 Pz.Kpfw.IV, 10 Pz.Kpfw.III и 2 StuG III. К тому моменту батальон действовал совместно с 354-й стрелковой дивизией. 3 сентября батальон поддерживал наступление 1203-го стрелкового полка 354-й стрелковой дивизии в районе деревни Опокино. На следующий день одна «Прага» была подбита артиллерией, еще две машины оказались подбиты вражеской авиацией. Из оставшихся танков один находился в распоряжении командира 354-й сд. На следующий день было подбито еще 2 трофейных танка, но при этом 1, поврежденный ранее, удалось ввести в строй. Днем позже количество боеспособных «Праг» удалось довести до 5, из них 2 требовали ремонта. Экипажи окопали машины и использовали как неподвижные огневые точки. В тот момент батальон находился северо-восточнее деревни Черниково.

На протяжении следующей недели танки держали оборону совместно с 331-й стрелковой дивизией. По состоянию на 25 сентября в строю оставалось 3 «Праги». Из потерянных ранее танков 2 остались на территории противника, не так давно их фотографии «всплывали» на одном из интернет-аукционов. Позже эти машины удалось эвакуировать. Батальон до конца октября 1942 года имел примерно такой же состав, после чего его расформировали. Федор Васильевич Небылов закончил войну в звании гвардии подполковника, занимая к тому моменту должность заместителя командира 67-й гвардейской тяжелой танковой бригады. В ее составе он дошел до Берлина.

Pz.Kpfw. 38 (t)

Pz.Kpfw. 38 (t)

Лёгкий танк | Германия | III ур.

сток топ Огневая мощь

4,7 cm Kw.K. (t) L/43 Орудие

56 шт. Боекомплект

60 / 60 / 75 ед Урон

62 / 115 / 24 мм Бронепробитие

26.09 мин-1 Скорострельность

1565 ед/мин Средний урон в минуту

1.7 с Время сведения

0.41 м Разброс на 100 м

32 °/с Скорость ГН

39 °/с Скорость ВН

360° Углы ГН

-10…+20° Углы ВН

Живучесть

250 ед Прочность

25 / 15 / 15 мм Корпус

50 / 30 / 25 мм Башня

Мобильность

10.07 / 12.3 т Масса/пред. масса

200 л.с. Мощность двигателя

19.86 л.с./т Удельная мощность

42 / 18 км/ч Макс. скорость

35 °/с Скорость поворота шасси

Незаметность

17.4 % Незаметность стоя

13.06 % Незаметность в движении

Наблюдение

330 м Обзор

550 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир (Наводчик)
  2. Механик-водитель
  3. Радист
  4. Заряжающий

1234567891011

Немецкий лёгкий танк третьего уровня. Снайперская машина второй линии атаки или же аналог ПТ-САУ, но с маломощным для ПТ-САУ вооружением. Кроме того, обладает точной пушкой, которая позволяет не только вести бой на дальних дистанциях, но и прицельно бить по модулям вблизи.

Предшественник легкого танка Pz.Kpfw. 38 (t) n.A..

Модули

Башни/орудия

Ур. Башня Броня
(мм)
Поворот
(гр/сек)
Обзор
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
III Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A 25/15/15 32 310 1200 1620

Совместимые орудия:

Ур. Орудие Пробитие
(мм)
Урон
(ед)
Скорострельн.
(выстр/мин)
Разброс
(м/100 м)
Сведение
(с)
БК Вес
(кг)
Цена
()
II 3,7 cm Kw.K. 38 (t) L/47 42/74/18 40/40/45 26.09 0.41 1.7 90 100 2730
II 2 cm Flak 38 39/51/18 11/11/45 117.65 0.45 1.6 340 110 3160
Ур. Башня Броня
(мм)
Поворот
(гр/сек)
Обзор
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
IV Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. E/F 50/30/25 32 330 1800 4000

Совместимые орудия:

Ур. Орудие Пробитие
(мм)
Урон
(ед)
Скорострельн.
(выстр/мин)
Разброс
(м/100 м)
Сведение
(с)
БК Вес
(кг)
Цена
()
II 3,7 cm Kw.K. 38 (t) L/47 42/74/18 40/40/45 26.09 0.41 1.7 90 100 2730
II 2 cm Flak 38 39/51/18 11/11/45 130.43 0.45 1.4 340 110 3160
II 4,7 cm Kw.K. (t) L/43 62/115/24 60/60/75 26.09 0.37 1.7 56 100 3460

Двигатели

Ур. Двигатель Мощность
(л. с.)
Вероятность пожара
(%)
Вес
(кг)
Цена
()
II Praga TNPS 120 20 350 1150
IV Praga EPA/3 200 20 470 10810
III Praga EPA/2 140 20 470 4220

Ходовая часть

Ур. Ходовая часть Макс. нагрузка
(т)
Скорость поворота
(гр/сек)
Rmin Вес
(кг)
Цена
()
II Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A 9.9 32 B/2 3200 620
III Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. E 12.3 35 B/2 3200 1620

Радиостанции

Ур. Радиостанция Дальность связи
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
III FuG 5 310 50 630
VIII FuG 8 550 50 24240
II FuG 37 290 40 180

> Совместимое оборудование > Совместимое снаряжение G08_Pz38t germany

PzKpfw 38 (t) в игре

Исследование и прокачка

Лёгкий танк Pz.Kpfw. 38 (t) исследуется на Pz.Kpfw. 35 (t) за 1 250 .

Часть модулей может быть открыта на других танках. Например, моторы, общие для PzKpfw 38 (t) и САУ Grille; обе радиостанции открываются на PzKpfw 35 (t), топовое орудие — на Panzerjäger I.

Соответственно, прокачка пройдёт очень быстро. Достаточно будет открыть ходовую часть и башню.

  • Однако если до этого был полностью исследован лишь предыдущий танк, то первым делом, как и для всех остальных танков, нужно исследовать ходовую часть Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. E .
  • Затем ставится башня Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. E/F, которая прибавит прочности танку и немного увеличит обзор. Без этой башни не установить мощное топовое орудие.
  • Следом изучается пушка 4,7 cm Kw.K. (t) L/43.
  • Последними нужно открыть двигатели Praga EPA/2 и Praga EPA/3.

Боевая эффективность

Даже в стоковом состоянии танк вполне способен расправиться с танком такого же уровня. Если маневрировать и тщательно целиться, то можно уничтожить при встрече даже превосходящие силы противника – неопытные игроки будут иногда промахиваться, зато точные и мощные (особенно топовое) орудия позволяют эффективно их уничтожать. Слабое место танка — бронирование. Но если постараться избежать попаданий, будучи топом вполне реально получить достижение «Воин». Лучше ездить (первую половину боя) поодаль от первой линии-отбить свои ХР,затем играть активно,когда первая линия союзников рассеется. Орудие 4,7 см PaK 38 (t) L/43 пробивает даже B1 bis, чем стоит пользоваться, прячась за спинами более крепких товарищей и нанося точными выстрелами урон танкам противника. Также танк обладает прекрасной подвижностью и приличной скоростью, что позволяет ему при удачных обстоятельствах прорываться по флангу и захватывать базу и уничтожать артиллерию. В общем, PzKpfw 38 (t) — прекрасный танк поддержки.

Достоинства:

  • точное и скорострельное орудие,которое показывает чудеса меткости как стоя, так и на ходу;
  • хороший обзор;
  • хорошая радиостанция;
  • неплохая подвижность;
  • маленькие габариты;
  • высокое бронепробитие пушки как основным, так и премиумным снарядом.

Недостатки:

  • медленно поворачивается башня;
  • маленький боекомплект;
  • слабое бронирование.

Экипаж

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оборудование, снаряжение и боекомплект

ББ30 БП26 ОФ0

Как на большинстве танков низких уровней, фугасы окажутся практически бесполезными. Боекомплект имеет смысл отводить под бронебойные и подкалиберные снаряды в соотношении 60 на 40, тем более, боезапас у Pz.Kpfw. 38 (t) не очень большой.

Улучшенная вентиляция поможет равномерно поднять все остальные качества танка. Вентиляция повысит скорость перезарядки, подбой уменьшит урон от артиллерии (мы от неё страдаем), а оптика вкупе с «Радиоперехватом» и «Орлиным глазом» повысит немалый обзор.

Галерея скриншотов

Оценка Pz.Kpfw. 38 (t)

  • Воин — за урон топового орудия, позволяющего уничтожать танки 2-го и 3-го уровня буквально за несколько попаданий, не говоря о высокой точности и скорострельности орудия.
  • Защитник — за высокую скорость и возможность вернуться к базе в любой момент сражения.
  • Захватчик — за прекрасную скорость и мобильность.
  • Поддержка — за скорострельные пушки, как и в топовом состоянии, так и в стоковом.
  • Медаль Орлика — за хорошее пробитие голдой.
  • Медаль Фадина — за небольшой боезапас.
  • Бронебойщик — за хорошую пробиваемость топового орудия.

История изменений

Основная статья: История изменений Pz.Kpfw. 38 (t) История изменений Обновление 0.2.5

  • Исправлены перепутанные иконки Pz35(t) и Pz38(t).

Обновление 0.6.1.5

  • Перебалансировка танка Pz38(t): маневренность, проходимость, вращение башни, точность и сведение орудий.

Обновление 0.6.3.7

  • Перебалансировка танка Pz38(t): увеличена скорость заднего хода, прочность увеличена на 10.

Обновление 0.6.4

  • Pz38(t): переход развития в Hetzer заменен на переход в Pz38 nA.

Обновление 0.7.0

  • Pz38(t): перевод в новую систему бронирования (16 групп + экраны).
  • 36066 -> 36000

Обновление 0.7.1

  • Изменён размер боекомплекта орудия 3.7cm KwK 38t L/47.
  • Время сведения орудия 4.7cm PaK 38t L/43 во второй башне установлено в 1.5 сек.

Обновление 0.7.2

  • Дальность действия рации FuG37 изменена: теперь она составляет 290 метров (была 360 метров).
  • Доходность танка Pz38(t) увеличена на 30%.
  • Стоимость изучения танка увеличена с 1020 до 1250 .
  • Стоимость покупки танка понижена с 36000 до 33000 .
  • Стоимость изучения модуля 3,7 cm KwK 38 (t) L/47 увеличена с 40 до 120.
  • Стоимость изучения модуля 2 cm Flak 38 L/112 понижена с 180 до 160 .
  • Стоимость изучения модуля PzKpfw-38-(t)Turm Ausf.G понижена с 940 до 840 .
  • Стоимость изучения модуля Praga EPA/2 понижена с 750 до 550 .
  • Стоимость изучения модуля Praga EPA/3 понижена с 1200 до 1000 .
  • Стоимость покупки модуля PzKpfw 38-(t) verstarkte Ketten понижена с 1720 до 1620 .

Обновление 0.7.3

  • Исправлена ошибочная стоимость радиостанции FuG 37.

Обновление 0.9.15

  • Танк переработан в новом визуальном качестве.

Историческая справка

Основная статья: История Pz.Kpfw. 38 (t)

LT vz.38, также известный как Panzerkampfwagen 38(t), Pz.Kpfw. 38 (t) — чешский лёгкий танк времён Второй мировой войны.

Начал производиться в 1938 году. Экспортировался в различные страны: Швецию, Иран, Швейцарию, Перу. Было выпущено примерно 1400 танков восьми вариантов (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях. Считается лучшим танком чешской постройки.

Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях. На 1 июня 1941 года в войсках насчитывалось 763 Pz.Kpfw.38(t). Вместе со 189 трофейными LT-35 они составляли почти четверть танкового парка вермахта.

На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось около 600 единиц Pz.Kpfw. 38 (t), что составляло примерно 18 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР.

В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw. 38 (t) участвовали до середины 1942 года, когда практически все они были потеряны, либо вышли из строя по техническим причинам. Уцелевшие машины немецкое командование использовало в качестве учебных машин, а также для борьбы с партизанами. Часть машин (порядка 40) была передана словацкой армии.

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Pz.Kpfw. 38 (t)

В сети Интернет

  • LT vz.38 // Википедия

Техника Германии Лёгкие танки

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 1.3/1.3/1.3БР Лёгкий танкКласс 4 человекЭкипаж 72 %Заметность лоб / борт / кормаБронирование 25 / 0 / 0корпуса 25 / 15 / 0башни Подвижность 9,7 тоннМасса 238 л/с125 л/сМощность двигателя 25 л.с/т13 л.с/тудельная 46 км/ч вперёд
6 км/ч назад42 км/ч вперёд
6 км/ч назадСкорость Вооружение 37-мм пушка KwK38(t)Основное орудие 90 снарядовбоезапас 3,3 / 4,3 секперезарядка -10° / 25°УВН плечевой упорстабилизатор 7,92-мм пулемёт MG37(t)Спаренный пулемёт 5 500 снарядовбоезапас 8,0 / 10,4 секперезарядка 200 снарядовразмер обоймы 769 выстрелов/минскорострельность Экономика 2 900 исследование 700 покупка 140 / 181/150 / 194/110 / 142ремонт 200 обучение экипажа 1 000 эксперты 20 асы × (100) % награда за бой × 0,4 × 0,3 × 0,2

Описание

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A — немецкое наименование чешского легкого танка LT vz.38, который был захвачен немцами ввесной 1939 года после оккупации Чехословакии. С 1939 по осень 1941 года, танк был одним из лучших легких танков в мире, т.к. сочетал в себе хорошие подвижность и манёвренность, высочайшую надёжность, хорошее противопульное бронирование и неплохое вооружение. Поэтому немцы, после испытаний машины, не только приняли на вооружение уже построенные танки LT vz.38, но и продолжили их выпуск постоянно модернизируя и улучшая их конструкцию, кроме того, после прекращения выпуска танков в 1942 году, на базе их шасси выпускалось множество другой техники, такой как САУ и ЗСУ.

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A принимал участие в Польской, Французской и Балканской кампаниях Вермахта, где показал себя очень эффективной боевой машиной. Последней кампанией в которой танк принимал участие стала операция Барбаросса (нападение на СССР), где стало очевидным что машина уже не может эффективно вести боевые действия т.к. броня и вооружение танка уже сильно уступали новым советским средним и тяжелым танкам. Тем не менее танки Pz.Kpfw. 38(t) использовались в Вермахте до самого конца войны. Ausf. A — первая серийная модификация танков LT vz.38, это первые 150 машин выпущенные с мая по ноябрь 1939 года которые, первоначально, предназначались для Чехословацкой армии, но были захвачены немцами на заводе еще до поступления танков в войска.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

15 мм участок брони под маской орудия который пробивается даже крупнокалиберными пулемётамиМодули и экипаж

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A обладает лучшей лобовой броней, чем большинство аналогичных легких танков на том же БРе. Почти вся лобовая броня танка имеет толщину 25-30 мм, что исключает её пробитие крупнокалиберными пулемётами, за исключением узкого участка брони под маской орудия, который имеет толщину всего 15 мм и может пробиваться крупнокалиберным пулемётом. Несмотря на хорошую лобовую бронезащиту, машина все равно уязвима для вражеских орудийных снарядов, а очень плотная компоновка внутри приводит к тому, что снаряд с хорошим заброневым действием может уничтожить танк с одного попадания. Борта и корма танка защищены хуже — 15 мм во всех проекциях, поэтому, при атаках с флангов и тыла, Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A уязвим для любого вооружения, кроме пулемётов ружейного калибра. На живучести танка негативно сказывается расположение боекомплекта, который размещен длинной пачкой вдоль правого борта и в башне. Не раз осколки снарядов противников, задевшие боекомплект машины, приведут к его взрыву.

Подвижность

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет очень хорошую подвижность и манёвренность. Максимальная скорость в 47 км/ч делает танк одним из самых быстрых в своём классе и даёт преимущества перед более медленными легкими и средними танками. У танка также неплохая манёвренность, как с места, так и во время движения, что даёт возможность быстро и почти без потерь скорости менять направление движения на ходу. С места манёвренность чуть хуже, но все равно достаточная чтобы быстро разворачиваться на месте. Задний ход в 6 км/ч не такой быстрый, но, учитывая размеры танка, достаточный чтобы быстро сдать назад, за укрытие и спрятать машину от огня противников. Проходимость Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A на высоте, машина без труда и значительных потерь скорости преодолевает почти все рельефные ландшафты в игре. Единственным недостатком в проходимости танка является преодоление разрушаемых препятствий, таких как заборы, деревья и прочее, где машина очень сильно замедляется и теряет скорость разрушая собой объекты. Игроку стоит быть аккуратным при резких манёврах на скорости и на крутых склонах, т.к. при узкой базе машина довольно высокая и может перевернуться при неаккуратном манёвре.

Вооружение

Основное орудие

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 37-мм орудием KwK 38(t) с боезапасом в 90 снарядов. Орудие обладает неплохим, для своего БРа, бронепробитием, но слабым заброневым действием снарядов, что приводит к тому что для уничтожения противника, в основном, нужно 2-3 снаряда. Выведение из строя вражеской техники с одного попадания редкость для этого орудия. На дальних дистанциях у пушки присутствует небольшой разброс снарядов, но всё равно точность стрельбы довольно хорошая. Орудие обладает хорошими углами вертикальной наводки (УВН) от -10 до 25 градусов.

Для танка доступно три вида снарядов:

  • Pzgr. 34(t) — бронебойный остроголовый снаряд (с бронебойным наконечником). Стандартный снаряд Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет достаточное бронепробитие чтобы бороться со всеми встречающимися противниками, меньшее, однако, чем у Pzgr.(t) umg.. Заброневое действие у снаряда слабое.
  • PzGr. 40 — бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие, но практически не имеет заброневого действия. Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне. На дальних дистанциях теряет своё бронепробитие и уступает обычным бронебойным снарядам. Рекомендуется для стрельбы по хорошо бронированным целям, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противников на ближних дистанциях.
  • Pzgr.(t) umg. — бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет лучшее бронепробитие чем у Pzgr. 34(t), но меньшее чем у PzGr. 40, при этом обладает таким же заброневым действием как и Pzgr. 34(t). Может эффективно бороться со всеми встречающимися противниками. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 7,92-мм пулемётом vz.37 с боезапасом в 5500 патронов. Пулемёт находиться в башне и спарен с орудием. Может быть эффективен при стрельбе по не бронированным целям, таким как например ЗСУ на базе грузовиков и для стрельбы по членам экипажа вражеской техники не защищенными броней. Против бронированных противников пулемёт бесполезен.

Применение в бою

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, благодаря своей хорошей подвижности, может одним из первых приехать на точки захвата. Неплохая лобовая броня и хорошая подвижность и манёвренность дают возможность использовать этот танк как в авангарде атак, так и для поддержки атакующих сил. Но несмотря на лучшую, чем у других легких танков, лобовую броню, машина всё равно очень уязвима для снарядов, особенно крупного калибра, поэтому игроку нужно быть осторожным чтобы лишний раз не подставлять свою машину под вражеский огонь. По этой причине Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A может неплохо себя зарекомендовать в атаках из засад или фланговых обходах противника. Малые размеры машины позволяют занимать неожиданные для противника позиции, а отличные скорость и манёвренность позволят быстро и не заметно заходить противникам во фланг или тыл. Единственные две тактики, которые не подойдут этому танку — это оборона точек и снайперская стрельба. Слабое бронирование, плотная компоновка и не так уж быстро вращающаяся башня делают Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A не самым лучшим выбором для обороны, а разброс снарядов при стрельбе на дальние дистанции и снижение бронепробития снарядов исключают возможность ведения эффективного огня на дальние дистанции.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая лобовая броня
  • Отличная подвижность
  • Замечательная манёвренность
  • Неплохое бронепробитие
  • Превосходная проходимость
  • Хорошие УВНы

Недостатки:

  • Слабое заброневое действие снарядов
  • Слабое бронирование бортов и кормы
  • Плотная компоновка
  • Расположение боекомплекта

Историческая справка

Легкий танк LT vz.35 на замену которому пришел LT vz.38

В конце 30-х годов армия Чехословакии нуждалась в замене уже устаревшего по конструкции лёгкого танка LT vz.35. На объявленный конкурс откликнулись 2 компании — Škoda и Сeskomoravska-Kolben-Danek (ЧКД). После испытаний был принят на вооружение вариант танка ЧКД, в основном из-за безотказной надежности материально-технической части танка (после пробега в 7740 км, которые танк преодолел без единой серьёзной поломки, что для того времени было настоящим достижением) и получил обозначение LT vz.38. Первый заказ от министерства национальной обороны Чехословакии поступил ЧКД в апреле 1938-го года и составлял 150 машин, но ни одна машина так и не попала в армию из-за оккупации Чехословакии войсками Вермахта в марте 1939 года. Немецкая реквизиционная команда обнаружила первые танки LT vz.38 на заводах ЧКД. Их сразу же реквизировали как боевые трофеи и взяли на испытание. Немцам машина очень понравилась и танк был принят на вооружение под обозначением Pz.Kpfw 38(t), буква «t» в скобках указывала на то, что он был чешским (от немецкого tschechischen, означающее чешский). Более того, после того как все 150 машин предназначавшихся для Чехословацкой армии были построены, немцы делали последующие заказы ЧКД на эти танки.

В Вермахте Pz.38(t) оценили по достоинству, ведь по надежности и вооружению он превосходил немецкие танки Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II. Pz.38(t), на конец 30-х годов, был одним из лучших легких танков в мире, сочетал в себе такие положительные качества как высокая скорость и маневренность, хорошее вооружение, позволяющее справляться не только со всеми легкими танками других стран, но и с некоторыми моделями средних танков, а также отличался небывалой надежностью ходовой части. Но машина имела и некоторые конструктивные недостатки, например броня танка скреплялась заклепками, а не сваркой. В начале 40-х годов все танкостроительные фирмы мира отказались от клепаной брони и перешли на сварку, т.к. заклепки добавляли лишний вес танку, а при попадании вражеского снаряда по клёпаной броне, заклепки, отрываясь от взрывной волны, могли представлять большую угрозу экипажу, чем осколки вражеских снарядов.

Немецкий танкист на Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A Танк использовался немцами при захвате Польши, Франции и в Балканской кампании, где показал себя с хорошей стороны. Последней кампанией, где воевал танк, стала Восточная кампания против Советского Союза. В начальный период кампании (лето 1941-го года) Pz.Kpfw 38(t)был таким же эффективным как и ранее, но уже с появлением на арене боевых действий новейших советских танков Т-34 и КВ-1 показал свою полную небоеспособность против них — 37-мм пушка не могла справится с броней советских новинок, в то время как сам Pz.Kpfw 38(t) прошивался орудиями Т-34 и КВ-1 практически насквозь. В начале 42-го года от дальнейшего выпуска танка отказались т.к. противостоять Т-34 и КВ-1, которых на фронте становилось всё больше, он уже не мог. Но немцы так нуждались в пополнении все растущих потерь в бронетехнике, что не могли терять уже отлаженное под Pz.Kpfw 38(t) производство. В связи с этим, а также с учётом большой надежности шасси танка, на заводах ЧКД было разработано множество машин на базе Pz.Kpfw 38(t), таких как Marder III, Jagdpanzer 38(t), Aufklärungspanzer 38(t) и многое другое, таким образом шасси танка выпускалось до самого конца войны. Известно что по состоянию на октябрь 1944 года, в Вермахте всё еще числилось 229 единиц танков Pz.Kpfw. 38(t), после октября статистика учета перестала вестись, но, скорее всего, некоторые танки Pz.Kpfw. 38(t) принимали участие в боях вплоть до капитуляции нацистской Германии.

За период войны было выпущено 8 модификаций данного танка — A, B, C, D, E, F, S и G + командирские варианты. На столь долгий срок выпуска этих машин, возможно, сыграло роль еще то, что немцам остро не хватало своих бронетанковых войск и им была нужна любая возможность нарастить свой боевой потенциал, однако, так удачно подвернувшаяся им техника, пожалуй, была одной из лучшей на конец 30-х годов, а о её надёжности и говорить не приходилось.

Особенности модификации танка Pz.Kpfw 38(t) Ausf. A (номера шасси с 1 по 150):

  • Перископ кругового обзора командира танка не защищен бронекрышкой-колпаком и выступает из защитного стакана-цилиндра
  • По левому борту смонтирована «боевая» поручневая антенна
  • На кормовой плите корпуса машины поперек люка доступа к вентилятору размещено крепление инструмента — кирки и лопаты
  • В подвеске танка использованы узкие резиновые бандажи и пакеты из 14 листовых рессор
  • Светоотражатели размещены спереди по самым углам надгусеничных полок, а не на специальных креплениях, как на последующих модификациях
  • С июля 1939 года и до конца производства модификации (ноябрь 1939 года) слева над глушителем танка размещались приборы дымопуска по типу Pz. III / Pz. IV
  • В ходе производства между шаровой установкой башенного пулемета и пушкой введена пластина, препятствующая ориентации пулеметного ствола в ствол пушки
  • К концу производства на левом заднем углу подбашенного листа появился поручень для облегчения посадки экипажа
  • Практически в начале производства введена установка фары «Нотек» спереди на левой гусеничной полке и конвойного фонаря «Нотск» сзади на стойке с правой стороны.

Медиа

  • Наступление группы танков Pz.Kpfw. 38(t)

  • Немецкие танки Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. III (справа) во время операции «Барбаросса»

  • Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают склон

  • Подразделение вооруженное танками Pz.Kpfw. 38(t) в наступлении

  • Группа танков с Pz.Kpfw. 38(t) (между деревьями) движущаяся через лесополосу

  • Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

  • Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A во Франции. 1940 год

  • Немецкие танкисты ведут наступление на Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

  • Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A преодолевает водную преграду по понтонному мосту

  • Уничтоженный Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

  • Немецкие танкисты на Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A. Восточный фронт

Обзор Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Обзор от mafaka honey
>См. также

  • Pz.38(t) F
  • Pz.35(t)

Ссылки

  • Статья на Википедии
  • Статья на vspomniv.ru
  • Статья на warspot.ru

Pz.Kpfw.38(t), Легкий танк

Pz.Kpfw.38(t)

Легкий танк, разработанный фирмой Skoda для чехословацкой армии в 1938 году в развитие конструкций танков TNH, LTP и LTH, поставлявшихся на экспорт. Получил армейское обозначение LT vz.38. Серийное производство началось только в 1939 году уже после немецкой оккупации. С 1939 по 1942 год заводами ВММ (Bohmisch – Mahrische – Maschinenfabrik) – такое название получила фирма CKD – было выпущено более 1300 танков Pz. Kpfw. 38 (t).

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Рz Kpfw.38 (t) Ausf.A – танки полностью идентичные тем, что предназначались для чехословацкой армии. Двигатель Praga EPA мощностью 125 л.с. Вооружение: 37-мм пушка и два пулемета. Бронирование 10-25 мм. Танк имел две антенны: штыревую и поручневую, закрепленную на левом борту корпуса. Изготовлено 150 единиц.

38(t) В – ликвидирована поручневая антенна, установлена фара Notek. Изготовлено 110 единиц.

38(t) С – чешская антенна заменена немецкой, введены другие мелкие изменения. Изготовлено 110 единиц.

38(t) D – введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовая броня была доведена до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть – без изменений. Изготовлено 105 единиц.

38(t) E – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни -50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса 9,87 т. На левой надгусеничной полке смонтирован ящик ЗИП большого размера. Изготовлено 275 единиц.

38(t) F – идентичен по конструкции варианту Е. Изготовлено 250 единиц.

38(t) G – последняя серийная модификация. От варианта Е отличалась отсутствием ящика ЗИП. Изготовлено 324 единицы.

38(t) S – экспортный вариант. По конструкции идентичен моделям А-С. Предназначался для Швеции, но поставлен не был. Изготовлено 90 единиц.

Боевое крещение получили во время польской кампании, в которой участвовали 59 машин 38 (t) 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта.

К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).

На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка 38 (t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года основная масса танков этого типа была объединена во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на-
Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки 38 (t) использовались главным образом в полицейских и учебных целях.

Помимо Германии, 38 (t) состояли на вооружении армий Румынии, Словакии, Болгарии и Венгрии. В румынской армии эти танки прослужили до конца войны.

На базе 38 (t) строились самоходно-артиллерийские установки, командирские и разведывательные танки, тягачи для подвоза боеприпасов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.Kpfw 38(t) Ausf.B.
БОЕВАЯ МАССА, т: 9,7.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
Длина 4610,
Ширина 2135,
Высота 2252,
Клиренс 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK А7 L/42 калибра 37 мм, два пулемета MG 37(t) калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 72 артвыстрела, 2700 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса 25;
борт 15;
корма 12;
крыша 10;
днище 8;
башня 15-25.
ДВИГАТЕЛЬ: Praga EPA, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 125 л.с. (92 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 7754 куб.см.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач (5+1), бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; в каждой гусенице 93 трака шириной 293 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42.
ЗАПАС ХОДА, км: 230.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град 28,7;
ширина рва, м 2,1;
высота стенки, м 0,8;
глубина брода, м 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

PzKpfw 38(t) Praga

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой – 15, кормы –12. крыши – 10, днища – 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15–25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам лёгкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк Pz.III первых поколений. К явным недостаткам чехословацкой машины немцы отнесли устаревшую для конца 1930-х годов технологию изготовления корпуса и башни – клёпкой на каркасе из уголков. кроме того, то, что экипаж танка состоял из трёх человек, не обеспечивало полного разделения труда. Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных ещё для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Кроме того, экипаж был увеличен до четырёх человек. На слабые же тактико-технические характеристики немцам пришлось закрыть глаза ввиду того, что их собственные танки обладали ещё худшими данными — на момент оккупации Чехословакии немцы располагали лишь танками Pz.I и Pz.II, а сопоставимый с LT vz.38 по ТТХ немецкий танк Pz.III имелся лишь в 45 экземплярах.

Следующий вариант – Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.

Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и изменённым расположением глушителя.

На 105 машинах модификации D был введён прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.

С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы Вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941–1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960–1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортёров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 1970-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.

Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика для амуниции. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года после выпуска 1414 танков всех модификаций производство Pz.38(t) прекратили.

Кроме линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 % от общего числа произведённых машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемёта в корпусе.

Боевое применение PzKpfw 38(t)

Немецкие танкисты во Франции.

К началу Польской кампании танками Pz.38(t) были укомплектованы 67-й танковый батальон 3-й лёгкой дивизии Вермахта, которая накануне вторжения в Польшу входила в состав 15-го лёгкого корпуса 10-й полевой армии группы армий «Юг». Всего к началу Второй мировой войны фирма БММ изготовила 78 Pz.38(t), 57 из них поступили в 67-й батальон – 55 Pz.38(t) и 2 Pz.Bef.38(t). 3-я лёгкая дивизия действовала на правом фланге 10-й армии. Прорвав польскую оборону в районе Ченстоховы, она начала продвигаться в направлении Конецполя, где была атакована эскадронами Краковской бригады кавалерии. В этом бою, закончившемся плачевно для польской конницы, были подбиты два танка Pz.38(t). После форсирования р. Пилица 3-я лёгкая дивизия участвовала в операции по пресечению попытки отхода польских войск от Радома за Вислу. В 20-х числах сентября дивизию перебросили под Модлин, где она и встретила окончание Польской кампании. За время боёв было безвозвратно потеряно семь танков Pz.38(t). После завершения боевых действий в Польше все лёгкие дивизии Вермахта переформировали в танковые. 3-я лёгкая дивизия стала 8-й танковой, а 67-й танковый батальон развернули в 10-й танковый полк. По данным, приводимым в зарубежных источниках, в операции по оккупации Дании и Норвегии принимали участие 15 танков Pz.38(t). Накануне Французской кампании (операция «Гелб») танки Pz.38(t) имелись в составе двух немецких танковых дивизий – 7-й и 8-й. По состоянию на 10 мая 1940 года в 7-й танковой дивизии насчитывалось 34 танка Pz.1, 68 Pz.II, 91 Pz.38(t), 24 PZ.IV и 8 Pz.Bef.38(t). В 8-й танковой дивизии – 58 Pz.II, 116 Pz.38(t). 23 Pz.IV и 15 Pz.Bef.38(t). Особенно отличилась 7-я танковая дивизия, которой командовал генерал-майор Эрвин Роммель. После форсирования р. Мёз и прорыва «Линии Мажино» 7-я танковая 15 мая близ Флавиона нанесла поражение 1-й французской бронетанковой дивизии (1.DCR). Конечно же, лёгкие Pz.38(t) немцев были бессильны в открытом бою против тяжёлых французских В1bis. Они выиграли бой за счёт превосходства в тактике, в манёвре, в инициативе младших командиров. Ну и, наконец, командир немецкой танковой дивизии был явно талантливее своего французского коллеги. Спустя пять дней 7-я танковая вышла к Ла-Маншу в районе Абвиля, отрезав Британские экспедиционные силы от их базы в Шербуре. 22 мая танкисты Роммеля отражали ожесточённые, но безуспешные контратаки англичан в районе Арраса. Конец Французской кампании дивизия встретила в Шербуре. Что касается 8-й танковой дивизии, то в боях у Ретеля и Шамона её главным противником стала 3-я французская механизированная дивизия (3.DLM) За время Французской кампании потери 7-й и 8-й танковых дивизий в чехословацких боевых машинах составили 54 единицы, из них шесть танков были потеряны безвозвратно.

В апреле 1941 года танки Pz.38(t) 8-й танковой дивизии приняли участие в операции «Марита» – нападении на Грецию и Югославию. Дивизия наступала с территории Австрии и Венгрии и действовала в основном в Хорватии, население которой встречало немцев как освободителей. Окончание боёв на Балканах, последовавшее 27 апреля после капитуляции Греции, 8-я танковая встретила в Сараево. За время операции дивизия потеряла семь танков.

Танки Pz.38(t) на советской земле

Советские танкисты пересаживаются в захваченный танк Pz.38(t)

В операции «Барбаросса» принимали участие 17 немецких танковых дивизий. Шесть из них были вооружены чехословацкими танками: 6-я танковая – Pz.35(t), остальные – Pz.38(t). Как известно, на 22 июня 1941 года на Востоке, включая резерв Главного командования Вермахта (2-я и 5-я танковые дивизии), было сосредоточено около 3680 танков и штурмовых орудий. Таким образом, Pz.38(t) составляли 17 % танкового парка Германии того периода. Четыре танковые дивизии (7-я, 12-я, 19-я и 20-я) входили в состав 3-й танковой группы генерала Гота (группа армий «Центр»), 8-я танковая действовала в составе 4-й танковой группы генерала Гёпнера (группа армий «Север»). 3-я танковая группа нанесла главный удар по стоявшим вдоль границы частям 126-й и 128-й советских стрелковых дивизий. Немецкие войска имели на этом участке многократное превосходство в людях и абсолютное в танках. Поэтому в первый же день советские стрелковые дивизии, так и не успев развернуться, были смяты и отброшены от границы. Оказывая сопротивление, они начали отходить на северо-восток. 7-я и 20-я немецкие танковые дивизии устремились к городу Алитус. Здесь их встретила наша 5-я танковая дивизия полковника Фёдорова из состава 3-го мехкорпуса. 10-й танковый полк 5-й дивизии в трех километрах западнее Алитуса первым встретил и уничтожил передовой отряд фашистских мотоциклистов. Затем танкисты 9-го танкового полка, артиллеристы 5-го мотострелкового полка и отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 5-й танковой дивизии, подпустив танки врага на 200-300 метров, открыли по ним огонь прямой наводкой. За 30 минут боя они подбили 16 вражеских машин. Продвижение врага было приостановлено. Однако к вечеру запас снарядов в наших танках иссяк. Подходил к концу и запас горючего. Поэтому наши танкисты вынуждены были отступить, оставив в заслоне один танковый полк, которому отдали все оставшиеся снаряды.

В дальнейшем части 3-й танковой группы воевали под Смоленском и Витебском. Здесь они часто сталкивались с тяжёлыми советскими танками Т-34 и КВ-1, против которых лёгкие Pz.38(t) были совершенно бессильны. Но и танки БТ-7 оказались для Pz.38(t) весьма грозным противником. Так, 24 июня экипаж танка БТ-7 из всё той же 5-й танковой дивизии в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова уничтожил 12 немецких Pz.38(t).

По состоянию на 10 сентября 1941 года в строю 7-й немецкой танковой дивизии осталось 62 танка Pz.38(t), безвозвратные потери при этом составили 59 машин. На эту же дату в 8-й танковой дивизии имелось 78 боеготовых (безвозвратно потеряно 20 танков). В 12-й танковой дивизии на 26 августа оставалось в строю 42 Pz.38(t) (47 машин этого типа были уничтожены). На 25 августа в 19-й танковой числилось в строю 57 исправных Pz.38(t) (безвозвратные потери 21 танк), а в 20-й – 52 (безвозвратные потери 37 танков).

Тем не менее 3-я танковая группа продолжала продвигаться в глубь советской территории. Через Ржев, Калинин и Клин её танки наступали на Москву, охватывая её с севера но к 30 ноября, истощив свой наступательный потенциал, перешли к обороне.

В начале 1942 года наибольшим количеством танков Pz.38(t) располагала вновь сформированная 22-я танковая дивизия. Её боевое крещение состоялось в марте 1942-го при атаке позиций советских войск на Керченском полуострове. В утреннем тумане части 22-й дивизии столкнулись с готовившимися к атаке советскими частями, смешались и понесли большие потери. К началу немецкого летнего наступления помимо 22-й танковой дивизии танки Pz.38(t) имелись ещё в шести соединениях Вермахта.

Весной 1943 года Pz.38(t) были практически изъяты из боевых танковых частей Восточного фронта. Так, перед началом Курской битвы они имелись только в 8-й и 20-й танковых дивизиях – три и девять единиц соответственно. Всего же на 1 июля 1943 года в Вермахте насчитывалось 204 боеготовых танка этого типа. По состоянию на октябрь 1944 года (этим месяцем заканчивается статистика по Pz.38(t) в Вермахте имелось ещё 229 этих боевых машин.