Понтонный мост через

Виды и назначение переправ. Место военных мостов и переправ в решении задач

Место военных мостов и переправ в решении задач.

Военные мосты на жестких опорах строятся для обеспече­ния преодоления водных преград и других препятствий вой­сками на путях их движения, маневра, подвоза и эвакуации. Они позволяют заменить понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на по­следующих водных преградах. В основном военные мосты строятся однопутными, но при необходимости обеспечения интенсивного двухстороннего движения могут возводиться и двухпутные мосты. Ширина проезжей части однопутных мостов 4,2 м, двухпутных — 7 м.

Военные мосты предназначены, как правило, для краткосрочной эксплуатации. К ним относятся низководные и под­водные мосты, а также путепроводы.

Низководные мосты возводятся без учета возможности пропуска под ними ледохода, высоких вод, судов и переправочных средств. Подмостовая высота низководного моста должна быть не менее 0,5 м. Подводные мосты отличаются от низководных тем, что обеспечивают маскировку моста и повышение его живучести.

Путепроводы возводятся для обеспечения бесперебойного прохода через дороги с интенсивным движением.

Строительство военных мостов должно осуществляться в короткие сроки при минимальных затратах сил и средств, что достигается:

— выполнением задачи широким фронтом с максимальным использованием средств механизации и типовых схем организации работ;

— применением заблаговременно изготовленных мостовых конструкций и бесперебойной доставкой их к месту строитель­ства;

— выучкой подразделений и расчетов, умелым и непрерыв­ным руководством их действиями.

Военные мосты строятся из конструкций, изготовляемых войсками из местных материалов. В качестве местных материалов используют лес на корню, лесоматериал (бревна, брусья, доски), имеющийся на складах или получаемый от разборки строений, а также стальной прокат (швеллеры, двутавры, уголковая сталь, трубы, рельсы, полосовая и круглая сталь).

Военный мост состоит из пролетных строений и опор.

Пролетное строение состоит из проезжей и несущей частей.

По проезжей части, состоящей из настила и колесоотбоев, происходит движение техники.

Несущая часть воспринимает давление от проходящих на­грузок и передает его на опоры.

Опоры делятся на береговые, расположенные на берегах, и промежуточные. Сопряжение моста с берегом осуществляется с помощью въездного устрой­ства.

Конструкция военного моста и размеры пролетов зависят от требуемой грузоподъемности, характера преграды, исполь­зуемого материала и применяемых в строительстве средств механизации.

В военных мостах применяются следующие основные обо­значения и определения.

Lp — ширина реки по заданному горизонту;

L — длина моста — расстояние между осями береговых опор;

Со — ширина опоры — расстояние между осями рядов свай или стоек башенной опоры;

С — полная ширина опоры;

l — пролет моста — расстояние между осями смежных опор;

Н — высота опоры — расстояние от грунта до верха на­садки (лежня);

hc — строительная высота пролетного строения — расстояние от низа пролетного строения до верха про­езжей части;

hо — подмостовая высота — расстояние от поверхности

воды до низа пролетного строения;

Вп.ч. — ширина проезжей части — расстояние между внут­ренними гранями колесоотбоев;

h — глубина воды;

ось 10 моста — воображаемая линия, проходящая вдоль моста посередине проезжей части;

ось 9 опоры — воображаемая линия, проходящая посере­дине ширины опоры и перпендикулярная оси моста; линия — линия крайних свай (стоек).

Строительство военных мостов

  • •Роль сержантов инженерных войск в обучении и воспитании подчиненных
  • •Глава I основы воинского обучения и воспитания
  • •1.1. Основные принципы обучения и воспитания
  • •Вооруженные Силы Российской Федерации
  • •Основы военного законодательства
  • •Ответственность за преступления против военной службы
  • •Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
  • •8. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает реализацию сержантом следующих требований:
  • •1.2. Направления деятельности командира отделения при обучении подчиненных
  • •Вариант системы работы командира отделения по поддержанию воинской дисциплины
  • •Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка
  • •Работа сержантов по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка
  • •Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах
  • •Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах
  • •1.3. Обязанности командира отделения при обучении подчиненных
  • •1.4. Система занятий
  • •1.5. Содержание одиночной подготовки
  • •1.6. Содержание слаживания отделений
  • •Глава II боевая подготовка
  • •2.1. Тактическая и тактико-специальная подготовка
  • •Основы общевойскового боя
  • •Основы инженерного обеспечения общевойскового боя
  • •Отделение в обороне
  • •Последовательность работы командира отделения на местности
  • •Основные задачи инженерного обеспечения оборонительного боя
  • •Действия отделения по устройству минно-взрывных заграждений в глубине обороны
  • •Действия отделения по оборудованию пункта полевого водообеспечения
  • •Действия отделения по устройству сооружения на пункте управления
  • •Вариант постановки задач командиром отделения (боевой приказ)
  • •Отделение в наступлении
  • •Последовательность работы командира отделения на местности по организации наступления с ходу
  • •Боевой приказ командира отделения на наступление из непосредственного соприкосновения с противником
  • •Марш и походное охранение
  • •Основные задачи инженерного обеспечения наступления
  • •Работа командира отделения при организации инженерной разведки противника и местности в наступлении
  • •Действия отделения по проделыванию и содержанию проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
  • •Действия отделения по разведке и разминированию дорог и дорожных сооружений
  • •Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград
  • •Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров по оборудованию десантных переправ
  • •Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
  • •Работа командира отделения по организации боевых действий и повседневной деятельности войск
  • •2.2. Специальная подготовка взрывное дело
  • •Основные характеристики зарядов
  • •Основные технические характеристики кумулятивных зарядов
  • •Характеристики зажигательных трубок
  • •Инженерные заграждения
  • •Обезвреживание мины
  • •Основные характеристики мин серии тм-62
  • •Основные характеристики взрывателей к минам серии тм-62
  • •Основные характеристики противопехотных мин
  • •Фортификация Защитные и маскирующие свойства местности
  • •Назначение и типы фортификационных сооружений
  • •Траншеи и ходы сообщения
  • •Окопы и укрытия для боевой техники и инженерных машин
  • •Укрытия для личного состава
  • •Сооружения для командных и наблюдательных пунктов
  • •Маскировка Маскировка войск, техники, объектов с использованием маскирующих свойств местности, растительности, искусственных масок
  • •Маскировка войск, техники, объектов табельными средствами скрытия
  • •Маскировочное окрашивание техники и объектов
  • •Защита и маскировка объектов и техники от высокоточного оружия противника
  • •Пути движения войск
  • •Требования к путям движения войск
  • •Основные элементы автомобильной дороги
  • •Дорожные знаки
  • •Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
  • •Содержание военных путей
  • •Военные мосты
  • •Средства механизации строительства мостов и заготовки мостовых конструкций
  • •Технические характеристики мостостроительных средств
  • •Конструкции опор
  • •Пролетные строения
  • •Строительство военных мостов
  • •Переправы Виды и способы переправ
  • •Оборудование и содержание десантных переправ ;
  • •Основные тактико-технические характеристики гусеничных плавающих транспортеров
  • •Оборудование и содержание паромных переправ
  • •Мостовые переправы
  • •Тактико-технические характеристики самоходных паромов и паромно-мостовых машин
  • •Тактико-техническая характеристика паромов, собираемая из понтонно-мостового парка пмп
  • •Переправы вброд
  • •Допустимые глубины бродов для переправы техники
  • •Переправы по льду
  • •Полевое водообеспечение Задачи полевого водообеспечения
  • •Средства полевого водообеспечения
  • •Характеристики средств очистки воды индивидуального пользования
  • •Характеристики средств очистки воды группового пользования
  • •Характеристики табельных средств полевого водообеспечения
  • •Характеристики штатных средств полевого водообеспечения
  • •Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения
  • •Электроэнергетическое обеспечение
  • •Войсковые источники электроэнергии
  • •Электризуемые заграждения
  • •Действия электротехнического подразделения
  • •Меры безопасности при эксплуатации инженерных электротехнических средств
  • •Разведывательная подготовка Инженерная разведка противника, местности и объектов
  • •Действия отделение в инп и ипф
  • •Форма журнала наблюдения
  • •Действия отделения в ирд
  • •Инженерная техника
  • •Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки
  • •Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
  • •Основные технические характеристики минных тралов
  • •Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений
  • •Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ
  • •Тактико-технические характеристики траншейных машин
  • •Тактико-технические характеристики войсковых экскаваторов
  • •Тактико-технические характеристики военно-инженерной техники для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий
  • •Основные тактико-технические характеристики лесопильных рам
  • •Основные тактико-технические характеристики автомобильных кранов
  • •Техническая подготовка
  • •Организация занятий
  • •Первый этап Учебные точки
  • •Второй этап Учебные точки
  • •Вождение инженерных машин
  • •Организация обучения вождению
  • •Организация занятий по вождению
  • •Учебные точки
  • •Военная топография
  • •Ориентирование на местности
  • •Способы ориентирования
  • •Определение расстояний на местности
  • •Движение по азимутам
  • •Данные для движения по азимуту
  • •Подготовка по связи
  • •Радиостанция р-159м
  • •Дальность связи в различных режимах работы
  • •Радиостанция р-173
  • •Правила ведения переговоров на средствах связи
  • •Военно-медицинская подготовка
  • •Первая медицинская помощь на поле боя
  • •Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения
  • •Места пальцевого прижатия крупных артерий
  • •Оказание медицинской помощи при переломах костей
  • •Общие правила оказания первой медицинской помощи
  • •Правила обработки раны
  • •Наложение повязок
  • •Первая медицинская помощь при отморожениях
  • •Общие привила оказания первой помощи
  • •Медицинские средства индивидуальной защиты
  • •Пакет перевязочный индивидуальный
  • •Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным (ппи)
  • •Дезинфицирующее средство
  • •Положение пострадавшего на носилках при транспортировке
  • •Радиационная, химическая и биологическая защита
  • •Ядерное оружие
  • •Химическое оружие
  • •Биологическое оружие
  • •Мероприятия радиационной, химической и биологической защиты, порядок их выполнения
  • •Тактико-технические характеристики дымовых шашек
  • •Тактико-технические характеристики ручных дымовых гранат
  • •Строевая подготовка
  • •Основы методики строевой подготовки
  • •Одиночная строевая подготовка
  • •Строевое слаживание
  • •Совершенствование строевой выучки в повседневной жизни
  • •Физическая подготовка
  • •Основы методики физической подготовки
  • •Учебные занятия по разделам физической подготовки проводятся по следующему плану:
  • •Особенности проведения занятий по отдельным разделам (темам) программы обучения Гимнастика и атлетическая подготовка
  • •Рукопашный бой
  • •Преодоление препятствий
  • •Ускоренное передвижение и легкая атлетика
  • •Лыжная подготовка
  • •Военно-прикладное плавание
  • •Спортивные и подвижные игры
  • •Варианты утренней физической зарядки
  • •Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
  • •Спортивная работа
  • •Огневая подготовка
  • •Округленные дальности прямого выстрела, м
  • •Примеры докладов по результатам наблюдения за стрельбой
  • •Методика обучения учету поправок на различные условия при подготовке исходных данных для стрельбы
  • •Бланк записи решения огневых задач (вариант записи для пулеметчика пк)
  • •Учебные стрелковые приборы и их применение при обучении стрельбе
  • •Глава III уход, сбережение инженерной техники и инженерного имущества
  • •3.1. Общее устройство и основы эксплуатации инженерной техники
  • •Техническое обслуживание инженерной техники
  • •Характеристика подсистемы технического обслуживания инженерной техники
  • •Основные положения по организации восстановления техники
  • •Характеристика подсистемы ремонта вооружения и военной техники
  • •3.2. Обязанности командира отделения (расчета) по поддежанию инженерных машин в боевой готовности
  • •3.3. Прием и передача машин командиром отделения
  • •3.4. Обслуживание машин в парково-хозяиственные дни
  • •3.5. Контроль технического состояния машины
  • •3.6. Постановка машин на хранение и снятие с хранения
  • •Особенности содержания ит на кратковременном хранении:
  • •3.7. Особенности сезонной эксплуатации

Понтонно-мостовая бригада

Понтонёры РККА на переправе через Дон, 1943 год.Буксировка понтонного парка Н2П трактором С-65, во время Великой Отечественной войны.

Понтонно-мостовая бригада РВГК — существовавшая во время Великой Отечественной войны, в Красной Армии, форма организации (формирование) инженерных войск Резерва Верховного Главнокомандования, соединение (бригада).

Предназначена для боевого обеспечения переправы войск через крупные водные преграды: реки, каналы, заливы, лиманы и так далее. В военной литературе и боевых документах для обозначения понтонно-мостовой бригады применялись сокращения «пмбр», «помбр».

История

Первые понтонно-мостовые бригады были сформированы в ноябре 1942 года на Сталинградском фронте. В состав каждой из них входили:

  • управление бригады — 37 человек (штат № 012/67);
  • рота управления — 84 человека (штат № 012/68);
  • 4 моторизованных понтонно-мостовых батальона по 423 человека в каждом (штат № 012/102).

Общая численность бригады составляла 1 813 человек личного состава.

В июне 1943 года штат бригады был изменён. Новый штат предусматривал:

  • управление бригады — 36 человек (штат № 012/79);
  • рота управления — 79 человек (штат № 012/80);
  • 4 моторизованных понтонно-мостовых батальона по 396 человек в каждом (штат № 012/81).

Общая численность бригады составила 1 699 человек личного состава.

С сентября 1943 года штатная численность понтонно-мостового батальона была увеличена до 479 человек и общая численность бригады выросла до 2 031 человека. В некоторые бригады были включены отряды подводных работ и батальоны автомобилей-амфибий.

Всего за годы Великой Отечественной войны было сформировано 11 понтонно-мостовых бригад. 55 солдат и командиров (офицеров) бригад были удостоены звания Героя Советского Союза.

По окончании Великой Отечественной войны, в период демобилизации Союза ССР, опмбр (опомбр) были сокращены до полков (с присвоением других войсковых №) или расформированы.

Формирования

Полное наименование в конце войны Дата сформирования После войны

1-я понтонно-мостовая Ясская орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада

24.11.42

В октябре 1946 года переформирована в 47-й понтонно-мостовой полк

2-я понтонно-мостовая Рымникская Краснознамённая орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада

24.11.42

В июле 1946 года переформирована в 44-й понтонно-мостовой полк

3-я понтонно-мостовая Проскуровская Краснознамённая орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада

5.2.43

В мае 1946 года переформирована в 34-й понтонно-мостовой полк

4-я понтонно-мостовая Днепропетровская Краснознамённая ордена Кутузова бригада

3.3.43

В июне 1946 года расформирована

5-я понтонно-мостовая Днепропетровская Краснознамённая ордена Кутузова бригада

26.2.43

В мае 1946 года переформирована в 31-й понтонно-мостовой полк

6-я понтонно-мостовая Каменец-Подольская Краснознамённая орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада

20.5.43

В мае 1946 года переформирована в 49-й понтонно-мостовой полк

7-я моторизованная понтонно-мостовая Лодзинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада

26.10.43

В июне 1946 года переформирована в 36-й понтонно-мостовой полк

8-я понтонно-мостовая Неманская ордена Александра Невского бригада

5.2.44

В июле 1946 года переформирована в 46-й понтонно-мостовой полк

9-я понтонно-мостовая Кёнигсбергская ордена Кутузова бригада

11.6.44

В августе 1946 года расформирована

10-я понтонно-мостовая бригада

14.12.44

В декабре 1945 года переформирована в 17-й тяжёлый понтонно-мостовой полк

11-я понтонно-мостовая Уссурийская бригада

14.12.44

В июне 1946 года переформирована в 43-й понтонно-мостовой полк

Литература

  • Г. В. Малиновский. Бригады инженерных войск Красной Армии 1941—1945 гг. / Под общей редакцией Н. И. Сердцева. — М.: Издательство Патриот, 2005. — 296 с. — ISBN 5-7030-0924-3.

  • Леонтий Захарович Котляр (1941—1942)
  • Михаил Петрович Воробьёв (1942—1945)

Командующие

Формы организации
Армия Бригады РВГК Бригады оперативного звена

Вооружение и военная техника
Переправочные средства Мины и противоминные
средства
Боевая техника и вооружение

Понтонный парк ПП-91

Понтонный парк предназначен для устройства паромных и мостовых переправ через водные преграды на пути движения войск. Понтонный парк ПП-91 был разработан в 15-м Центральном научно-исследовательском испытательном институте Минобороны имени Д. М. Карбышева. Он был создан на базе понтонного парка ППС-84, который был уменьшен до батальона. Вместо катеров БМК-460 в его состав были включены буксирно-моторные катера БМК-225 и моторные звенья МЗ-235. Из материальной части нового понтонного парка могут быть созданы мостовые переправы грузоподъемностью 60, 90 и 120 тонн, а также паромные переправы грузоподъемностью от 90 до 360 тонн.
Комплект данного парка находится на вооружении понтонно-мостового батальона, состоящего из двух рот. В нашей армии парк ПП-91 пришел на замену понтонных парков ПМП. Вся материальная часть данного парка перевозится на грузовых автомобилях КрАЗ-260Г и Урал-53236. Так как производство КрАЗов осталось на территории Украины, в российскую армию понтонный парк поставляется на автомобилях Урал-53236. В настоящее время на вооружении российской армии находится также модернизированный вариант парка — ПП-2005 (ПП-91М).

Российским инженерным войскам в последнее время уделяется достаточное внимание. Так в январе 2015 года генерал-лейтенант Юрий Ставицкий начальник инженерных войск ВС РФ отмечал, что в текущем году в инженерных войсках будут сформированы понтонно-мостовая бригада, а также два инженерно-саперных полка. По словам Ставицкого, в 2014 году в российской армии уже было сформировано 5 инженерных воинских частей и организаций центрального и окружного подчинения.

«Для выполнения задач по содержанию и оборудованию переправ на водных объектах России, была спланирована и осуществлена закупка понтонного парка ПП-2005, проведена модернизация имеющихся парков ПП-91, приняты на снабжение ВС РФ плавающий транспортер ПТС-4, обеспечивающий перевозку не плавающих транспортных средств, вес которых не превышает 18 тонн, а также новый переправочно-десантный паром ПДП, грузоподъемность которого составляет 43 тонны. Помимо этого проводится работа, которая направлена на создание перспективного буксирно-моторного катера БМК-М», — отметил генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.

Понтонный парк ПП-91
В комплект понтонного парка ПП-91 входят: 32 речных звена, 8 моторных звеньев М-235, 4 буксирно-моторных катера БМК-225, 4 береговых звена, 2 выстилки, а также 4 контейнера для различного вспомогательного имущества (средства для осуществления разведки водной преграды, такелажное оборудование, якоря для сильного течения, средства регулирования движения, запасное имущество). Весь этот комплект перевозится при помощи 54 грузовых автомобилей Урал-53236.
При наведении понтонного моста каждое его звено «саморазгружается», просто скатываясь с платформы «Урала» непосредственно в воду, после чего «самораскрывается» уже на воде. В это время экипаж соединяет звенья между собой. При свертывании понтонного моста для погрузки звеньев на грузовые автомобили применяются погрузочные механизмы, которые есть на платформах автомобилей. Минимальное время как наведения, так и свертывания моста через водную преграду обеспечивается в том случае, когда каждое из звеньев транспортируется своим собственным автомобилем. В то же время транспортировка звеньев в труднодоступной местности и наводка самого моста могут осуществляться при помощи вертолетов (перевозятся на внешней подвеске). Понтонный парк ПП-91 позволяет саперам собирать как наплавные мосты, так и перевозные паромы увеличенной и обычной ширины.

Данный парк эксплуатируется понтнно-мостовым батальоном в составе 225 человек, включая офицеров, а также личный состав подразделения обеспечения, обслуживания и ремонта. Батальон состоит из двух понтонных рот, ремонтного взвода, инженерно-технического взвода, взвода материального обеспечения, развед-водолазного отделения и отделения связи. Каждая из понтонных рот батальона эксплуатирует ровно половину комплекта парка. Комплект понтонного парка может быть разбит на два полукомплекта. К примеру, в составе инженерно-саперных батальонов мотострелковых и танковых дивизий российской армии имелось по одной понтонной роте, которая обладала половиной комплекта ПП-91.
С применением комплекта понтонного парка ПП-91 можно было собрать следующие паромы:
— 8 паромов грузоподъемностью 90 тонн, время сборки 15 минут. Скорость движения парома — до 14 км/ч, допустимое волнение до 3 баллов, скорость течение — до 3 м/сек (характеристики скорости и допустимости использования аналогичны для всех паромов). Расчет личного состава на один паром — 18 человек (8 понтонеров, 6 водителей, 4 моториста).
— 4 парома грузоподъемностью 190 тонн, время сборки 20 минут. Расчет личного состава на один паром — 33 человека (18 понтонеров, 11 водителей, 4 моториста).
— 2 парома грузоподъемностью 380 тонн, время сборки 25 минут. Расчет личного состава на один паром — 66 человек (36 понтонеров, 22 водителя, 8 мотористов).

С помощью одного комплекта понтонного парка ПП-91 можно навести наплавные мосты грузоподъемностью 60, 90 и 120 тонн:
Наплавной мост грузоподъемностью 60 тонн. Длина моста — до 268 метров, наводится за 30 минут при ширине проезжей части моста 6,55 метра. Допустимое волнение — до 2 баллов, скорость течения — до 3 м/сек (допустимые характеристики аналогичны для всех трех мостов).

При такой ширине проезжей части моста танки могут двигаться по нему со скоростью до 30 км/ч, колесная техника без ограничения скорости. Для колесной техники данный мост является двухпутным, то есть допускается организация движения одновременно в двух направлениях. Длина моста в 268 метров является не только предельно возможной, но и суммарной, то есть можно навести одновременно сразу несколько мостов (минимум два, так как береговых звеньев в комплекте парка четыре). Помимо этого можно навести мост из двух комплектов парка длиной в 572 метра. Можно и длиннее, но это представляется нецелесообразным, так как становится трудно удерживать ленту моста в достаточно прямом состоянии, возникает большое напряжение в стыковочных узлах, что может в конечном итоге привести к тому, что мост сломается.
Наплавной мост грузоподъемностью 90 тонн имеет длину 165 тонн и наводится за 60 минут, ширина проезжей части моста 10 метров. Это мост полуторной ширины. Такой мост позволяет организовать по нему движение танков в одном направлении и автомобильного транспорта в обратном направлении одновременно или же перебросить через водную преграду мобильные пусковые установки стратегических ядерных ракет «Тополь-М» и аналогичные.
Наплавной мост грузоподъемностью 120 тонн имеет длину 141 метр и наводится за 48 минут, ширина проезжей части составляет 13,8 метра. Это мост двойной ширины. Такой мост позволяет организовать движение танков в две колонны в одном направлении или во встречных. Фактически не найдется армейских грузов, которые нельзя бы было перебросить по этому мосту.

Состав понтонного парка ПП-91
Речное звено
Речное звено представляет собой 4 понтона, соединенные между собой с помощью шарниров, два из которых (средние) обладают формой параллелепипеда, а у двух других звеньев (боковые) один из краев является скругленным. Понтоны производятся из стали, при этом верхняя их палуба представляет собой упрочненную толстолистовую сталь, которая в состоянии выдержать движение тяжелой гусеничной техники. Один боковой понтон является составным из двух частей. Одна из этих частей может убираться внутрь второй, для того чтобы вся палуба звена становилась практически плоской. Это сделано для того, чтобы была возможность собирать мосты необходимой двойной или полуторной ширины. Один из боковых понтонов имеет щит-обтекатель.
Размеры речного звена в разложенном виде следующие: длина — 7,2 метра, ширина — 8 метров, ширина проезжей части — 6,55 метра. Осадка пустого звена составляет — 0,2 метра, максимальная осадка звена под грузом — 0,65 метра. Масса одного звена — 7 тонн. Грузоподъемность звена — 22,5 тонны. В сложенное виде такое звено перевозится автомобилем Урал-53236.
Моторное звено МЗ-235
Моторное звено представляет собой металлическую коробку, имеющую размеры (за исключением длины) и профиль аналогичные профилю речного звена и такие же стыковочные устройства. Все это позволяет встраивать такое звено в ленту моста наравне с обыкновенными речными звеньями. При этом коробка звена разделена на 5 герметичных отсеков. В кормовой части звена расположена съемная ходовая рубка, в ней находится пульт управления, а под ней в отсеке находится дизельный двигатель 3Д20, развивающий мощность 235 л.с. Двигатель охлаждается забортной водой через теплообменник.

Дизельный двигатель соединен при помощи механической трансмиссии с закрепленным на коробке водоходным движителем, который представляет собой поворотно-откидную колонку с гребным винтом в насадке ПОК-225, тяга данного движителя на швартовых составляет 2340 кгс. Изменение вектора тяги осуществляется путем поворота нижней головки колонки с винтом, возможен поворот на 360 градусов по горизонтали в любом направлении. Масса моторного звена составляет 7 тонн, длина — 2,95 метра. Максимальная скорость движения на воде — 15,7 км/ч (скорость дана для свободного звена).
В отсеке, который является смежным с двигателем, находится топливный бак, емкость которого составляет 1000 литров. Этого объема топлива достаточно для обеспечения непрерывной работы двигателя на протяжении 12-14 часов. В следующем за топливным отсеке находится водоотливный насос, который отвечает за откачку воды из отсеков как моторного звена, так и при помощи гибких шлангов из нескольких ближайших к нему речных звеньев.
Моторные звенья включаются в ленту моста непосредственно в период сборки в количестве, которое определяется в зависимости от скорости течения и длины наводимого моста. Моторные звенья служат для перемещения ленты наведенного моста, разворота ленты в створ моста и обратно, удержания моста в створе, замены вышедших из строя или поврежденных звеньев, вывода части звеньев из ленты моста для пропуска судов. Помимо этого моторные звенья могут использоваться, как буксировочные средства для паромов.
Буксирно-моторный катер БМК-225 «Перчик»
Буксирно-моторный катер БМК-225 полукатамаранного типа выступает в роли резервного средства для удержания ленты в створе моста и буксирования паромов в тех случаях, когда моторных звеньев недостаточно или часть этих звеньев вышла из строя. Также он подходит для организации верховых и низовых речных застав (борьба с диверсантами, плавающими минами, плывущими по течению посторонними предметами, которые представляют опасность для наплавного моста, осуществление разведки водной преграды, а также организации аварийно-спасательной службы).

Корпус катера БМК-225 состоит из 3-х герметичных отсеков. В среднем отсеке располагается дизельный двигатель СМД-601, развивающий мощность 225 л.с. Водоходный движитель представлен на катере двумя винтами с насадками в полноповоротных колонках, которые легко можно повернуть по горизонтали на 360 градусов в обе стороны, причем делать этом можно независимо друг от друга. Благодаря такому решению, удалось обеспечить абсолютную маневренность катера на водной поверхности. Катер может развернуться на месте практически вокруг собственной оси, быстро осуществлять реверс и резко тормозить. Тяга на швартовых достигает 2500 кгс. Максимальная скорость катера на воде может доходить до 20 км/ч. В моторном отсеке был расположен и достаточно мощный водоотливный насос, при помощи которого можно откачивать воду из трюмов катера и из речных звеньев, составляющих наплавной мост.
Контейнер с имуществом
В комплект ПП-91 входят четыре контейнера с имуществом, которые также перевозятся на автомобилях Урал-53236. В составе парка находится два комплекта контейнера имущества №1 и два комплекта контейнера имущества №2. В состав контейнера №1 включены приспособления для разведки рек (мерный трос, пенетрометр, квантовые дальномеры, гидровертушка, эхолот), комплект шанцевого инструмента, резиновые надувные лодки, маскировочные комплекты, запасной инструмент, тросы, дополнительные якоря и комплект средств регулирования движения по мосту). В состав контейнера №2 входит оборудование для строительства ложного наплавного моста (надувные макеты звеньев, выполненные из металлизированной резины, тепловые и радиолокационные ловушки, компрессор, лодочные моторы).

Выстилка
Выстилка представляет собой специальные металлические пластины, которые соединены между собой кольцами и в целом образуют гибкую металлическую ленту длиной 11,7 метра и шириной 3 метра. Данная лента уложена на специальный автомобиль Урал-53236, который обеспечивает механизированную выкладку ленты на грунт и ее обратный подъем. Выстилка необходима для того, чтобы дать переправляемой технике доехать до парома или моста по топкому грунту. Согласно инструкции такая лента должна выдержать до 1000 проходов по ней танков. Однако на практике, ее можно было списывать в утиль и сдавать в металлолом после прохода по ней роты танков. Поэтому использование выстилок в мирное время было запрещено в приказном порядке.
Источники информации:

ПП-91М (ПП-2005)

Паром с двумя моторными звеньями МЗ-330 из понтонного парка ПП-91 (ПП-2005)

ПП-91М (Понтонный парк — 91 модели модернизированный, ПП-2005) — понтонный парк производства и разработки АО «Окская судоверфь».

Главный конструктор — полковник в отставке, профессор Юрий Николаевич Глазунов. Понтонный парк предназначен для оборудования мостовых переправ под грузы 60 тонн и паромных переправ под грузы 720 тонн, модернизация парка ПП-91.

Тренировка по сбросу речного звена ПП-2005, 28-я отдельная понтонно-мостовая бригада.

Техническое описание

Наведение военнослужащими 28-й отдельной понтонно-мостовой бригады понтонной переправы посредством ПП-2005 через реку Оку.

Состав парка

  • речных звеньев — 32 единицы;
  • береговых звеньев — 4 единицы;
  • моторных звеньев МЗ-330 — 8 единиц;
  • БМК-225 — 4 единицы.

Понтонный автомобиль

Ниже представлены тактико-технических характеристик автомобилей из комплекта ПП:

  • базовое шасси КамАЗ-63501
  • масса перевозимого груза — 16000 кг;
  • масса снаряженного шасси — 10600 кг;
  • полная масса — 26800 кг;
  • длина — 8980 (?) мм;
  • ширина — 2550 мм;
  • высота по кабине — 3075 мм;
  • радиус поворота — 13 (13,9) м;
  • максимальная скорость — 75 (90) км/ч;
  • глубина преодолеваемого брода — 1,2 (1,75) м;
  • двигатель — ЯМЗ-238М2 (КамАЗ-740.50-360).

> Примечания

  1. В Сирии впервые замечена новейшая российская инженерная техника?. Вестник Мордовии (22.09.2017). Дата обращения 23 сентября 2017.

Ссылки

  • Понтонный парк ПП-2005 : Министерство обороны Российской Федерации. structure.mil.ru. Дата обращения 29 мая 2017.
  • Инженерные войска за 3 года получат все комплекты понтонного парка ПП-2005М. Дата обращения 29 мая 2017.
  • Министерство обороны России получило понтонный парк ПП-2005. Дата обращения 29 мая 2017.

Общевойсковые Десантируемые Тыловые

Средства моторизации переправ
Буксирно-моторные катера Моторные звенья Забортные моторы

Самоходные переправочно-десантные средства
Самоходные паромы Транспортёры Десантные лодки

Самоходные паромы Автомобильные мостоукладчики

Разборные мосты
Малых пролетов Средних и больших пролетов

Мостостроительные средства
Общевойсковые Тыловые

Конструкция наплавных мостов

Наплавные мосты могут быть по статической схеме разрезными, шарнирными или неразрезными и состоять в своей речной части изплавучих опор и про­летных строений (обстройки).

В разрезных системах балки пролетных строений шарнирно опираются на опоры, каждая из которых воспринимает всю временную нагрузку, находящуюся над ней и в соседних пролетах. В случае повреждения или затопления одной из опор весь мост выходит из строя, поэтому разрезные системы применяют редко и только с плавучими опорами большой грузоподъемности. Наплавные мосты шарнирных систем состоят из звеньев, соединенных’ вдоль- моста шарнирами. Шарнирная система обеспечивает лучшее распределение нагрузки между плаву­чими опорами и соседними секциями. При повреждении одной опоры или всего звена пролетное строение может не выйти из строя. Звено с шарнирным соеди­нением по концам легче сделать выводным для пропуска судов. Наиболее жест­кими под действием временных нагрузок будут неразрезные системы, где не­прерывная, неразрезная обстройка хорошо распределяет нагрузку между пла­вучими опорами. Здесь выход из строя одной или даже нескольких опор не всегда сопряжен с сильным снижением грузоподъемности моста, поэто­му такой мост наиболее надежен и удобен в эксплуатации под тяжелыми ав­томобилями.

Переходные части наплавных мостов возводят из балок или ферм с шар­нирным опиранием на последнюю опору береговой эстакады и первую плаву­чую опору. На реках с большими колебаниями уровня воды переходную часть иногда сооружают с одним или несколькими пролетами и опорами, имеющими подъемные приспособления и позволяющими фиксировать пролетные строения в любом необходимом положении. Наплавные мосты могут быть изготовлены из дерева, металла и железобетона.

Деревянные наплавные мосты чаще применяют в богатых ле­сом районах. Плавучие опоры деревянных мостов (плашкоуты) должны обес­печивать восприятие давления от пролетных строений и передачу его на воду. Подъемная сила плашкоута зависит от его площади и глубины погружения в воду. Наибольшее погружение под расчетной временной и постоянной нагруз­ками должно быть по конструктивным соображениям не более 1,2—1,5 м, а борт выступать над водой не менее чем на 0,5 м.

На реках со слабым течением плашкоуты устраивают прямоугольными, а при сильном течении заостренными с верховой стороны или с обеих сторон.

Плашкоут состоит из поперечного и продольного каркасов и обшивки. Кар­касы выполняют из брусьев, объединенных в продольные и поперечные фермы или рамы; обшивку — из плотно пригнанных друг к другу досок; швы между дос­ками конопатят просмоленной паклей. Плашкоуты могут быть открытые или за­крытые с верхней палубой. В последнем случае нужны люки для проветривания внутреннего пространства. Обстройка плашкоутов представляет собой деревян­ные прогоны или деревянные фермы и выполняется по СНиПу для проектиро­вания и изготовления деревянных мостов.

Металлический наплавной мост монтируют обычно из инвен­тарных элементов многократного применения. Он служит на автомобильных до­рогах и в городах как постоянное сооружение, эксплуатируемое часто и круглый год. Плавучими опорами служат закрытые (реже открытые) понтоны, прямо­угольные с небольшими закруглениями на ребрах и со скосом днища в носовой части или в носовой и кормовой части.

Металлическую обшивку понтонов из листов толщиной 6—8 мм подкреп­ляют изнутри продольными и поперечными каркасами. Элементы поперечного каркаса вместе с диафрагмами-переборками образуют рамную конструкцию, обеспечивают жесткость и геометрическую неизменяемость понтона. Более лег­кие продольные ребра опираются на поперечные рамы, передавая им усилия от обшивки. Поперечные диафрагмы разделяют понтоны на отдельные отсеки, которые назначают с таким расчетом, чтобы при повреждении понтона и затопле­нии одного из его отсеков грузоподъемность моста существенно не измени­лась бы.

Несущими элементами обстройки при небольших пролетах и нагрузках слу­жат балки со сплошной стенкой. В наплавных мостах под тяжелые нагрузки и при больших пролетах обстройку выполняют в виде сквозных ферм. Конструк­цию обстройки можно опирать на плавучие опоры как простую балку, балку с консолями, соединенными шарнирно с соседними консолями таких же балок, или опирать по неразрезной схеме.

Долговременные наплавные мосты могут быть изготовлены из железобето­на, который особенно целесообразен для плавучих опор. Железобетонные пон­тоны требуют меньше металла, не нуждаются в окраске и меньше обрастают водорослями. Случайные пробоины в таких понтонах легче заделывать, чем и металлических. Железобетонные понтоны имеют замкнутую многоячеистую конструкцию с верхней и нижней плитами, продольными и поперечными верти­кальными стенками. Иногда устраивают дополнительные ребра на плитах или стенках понтонов. Наружные плиты днища, палубы и бортов требуют наиболее качественного выполнения для обеспечения не только прочности, но и водоне­проницаемости конструкции. Марку бетона понтонов назначают не ниже М-300 с повышенным расходом цемента. Плиты и стенки понтонов армируют двойным рядом сеток со стержнями возможно меньшего диаметра и в большем количе­стве. Такое дисперсное армирование обеспечивает минимальное раскрытие воз­можных трещин.

Обстройка железобетонных понтонов может быть выполнена из металла, что уменьшает общий вес конструкции. Однако во многих случаях целесообраз­ны пролетные строения и из железобетона.