Политические ориентиры России кратко

§ 4. Внешнеполитические ориентиры России

Под внешней политикой понимается разновидность политики, регулирующей взаимоотношений между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.

Внешняя политика государства формируется под воздействием как внешних, так и преимущественно внутренних факторов, является продуктом их сложной взаимосвязи. Так, становление и развитие внешней политики Российской Федерации в конце XX в. испытывает на себе воздействие основных проблем и противоречий внутренней общественной жизни, особенно по вопросу выбора пути социально-экономического развития страны и проведения реформ. С другой стороны, на ее формирование воздействует вся система современных международных отношений.

В основе концепции внешней политики Российской Федерации лежат принципы обеспечения ее национальных интересов, территориальной целостности страны, защиты ее граждан от внешней угрозы, создания условий для активного и полноправного участия России в формировании всей системы международных отношений. В п. 1–3 ст. 4 Конституции Российской Федерации говорится: “Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”.

Концепция национальных интересов и безопасности современной России находится в стадии становления. Ведущее место в ней занимают защита национальных интересов, целей и приоритетов государства; сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех ее граждан; обозначение регионов и стран на которые распространяются жизненно важные интересы страны; базовая установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.

Исходя из современного международного и внутреннего положения России, можно выделить ее основные, жизненно важные национальные интересы и цели: .

• осуществление демократических реформ в интересах подавляющего большинства населения, создание правового и социального государства;

• создание необходимых условий для эффективного развития национальной, конкурентоспособной экономики, обеспечивающей достойного уровня жизни общества;

• сохранение независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, урегулирование внутренних этнонациональных конфликтов;

• неуклонное поддержание способности России (вторая ядерная мощь в мире) противодействовать любым военным угрозам;

• понимание того, что омываемая 13 морями Россия, как великая держава, должна иметь соответствующий флот;

• обеспечение благоприятного международного климата для проведения реформ, отвечающих национальным потребностям страны;

• утверждение неотъемлемого права России на суверенность своих действий во всех вопросах национальных интересов;

• активное и полноправное участие в строительстве современной системы международных отношений;

• всемерное противодействие усилению влияния других великих держав на постсоветском пространстве, активное содействие обеспечению безопасности и стабильности во всем этом ареале;

• сохранение для России доступа к природным ресурсам;

• поддержание равновесия сил в Восточной и Центральной Европе, Восточной Азии и других прилегающих к России регионах, противодействие попыткам НАТО продвижения к ее границам;

• защита интересов российских граждан и собственности за рубежом;

• защита интересов русскоязычного населения в ближнем зарубежье;

• поддержка своими действиями приемлемой и выгодной для России демократической, многополюсной системы международных отношений;

• развитие равноправных, взаимовыгодных отношений по всем географическим азимутам, взаимодействие со всеми региональными цивилизациями, как державы, выражающей интересы евразийской цивилизации.

Целесообразно выделять интересы внутреннего развития России, ее интересы и политику в странах ближнего и дальнего зарубежья. Внутренние национальные интересы России – это прежде всего достижение политической стабильности, сохранение единства и целостности Державы, устойчивый экономический рост, создание сильного федеративного социально-правового государства.

Политика России в ближнем зарубежье – это прежде всего налаживание взаимовыгодных, эффективных и всесторонних отношений со странами СНГ, ядром которого может стать союз славянских государств и Казахстана. “Основной приоритет на данном направлении – это поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства”11.

Политика России в “дальнем зарубежье” направлена на обеспечение ее интересов как великой державы (включение в состав “восьмерки”), развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями (Китай, Индия, Иран, Турция, арабские государства и др.), широкое использование своего геополитического статуса тихоокеанской державы и др.

В целом геостратегическое положение России в современном мире следует признать нормальным для осуществления глубокой модернизации общества и обеспечения его национальных интересов. Решение основных задач, стоящих перед ней на рубеже третьего тысячелетия, зависит преимущественно от развития внутренней политики и ее субъективных факторов. Известный российский политолог А. С. Панарин полагает, что Россия может сыграть важную объединительную, синтезирующую роль в глобальной политике XXI в. Он пишет: “Что касается России – страны, живущей на перекрестке великих миров Востока и Запада, Севера и Юга, то у нее нет иного способа избежать распада по линиям водораздела указанных миров, как предложить народам Евразии новый мощный суперэнергетический синтез. Таким синтезом может стать новая мироустроительная идея, обращенная в будущее”12.

Россия нужна всему мировому сообществу как “цивилизационная самоценность, как лидер огромного евразийского пространства, обеспечивающего стабильные и плодотворные отношения между великими цивилизацями Запада и Востока. Мир нужен России как источник современного опыта социально-экономического и политического развития, как важнейший потенциал содействия в радикальной модернизации, как благоприятная среда, в которой идет поиск ее новой идентичности”13.

Для самостоятельной работы

1. Объясните различия между понятиями международные отношения и мировая политика.

2. В чем сущность геополитики и каков ее понятийно-терминологический язык?

3. Какую пользу может принести включение понятия “геополитика” в категории “внешняя политика” и “мировая политика”?

4. Каковы основные черты нового мирового порядка?

5. На каких факторах основывается новый мировой порядок?

6. Каковы основные направления современной внешней политики России?

Примечания

1 Подробнее об этом см.: Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1997.

Вернуться к тексту

2 Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 733.

Вернуться к тексту

3 Павлов В.И. Тематика курса “Мировой политический процесс” // Вестиик Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 1995. № 3. С. 61.

Вернуться к тексту

4 Мировой политический процесс // Политическая теория и политическая практика / Под ред. А.А. Миголатьева. М., 1994. С. 314.

Вернуться к тексту

5 Вартанян А.А. Политика и мораль. К вопросу о мировом политическом порядке. М., 1997. С. 313.

Вернуться к тексту

6 Дугин А.Г. Основы геополитики. Геполитическое будущее России. М., 1997. С. 12.

Вернуться к тексту

7 Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997. С. 38.

Вернуться к тексту

8 См.: Ушков А.М. Современная геополитика // Общая и прикладная политология / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. С. 181.

Вернуться к тексту

9 Киссинджер Г. Дипломатия. С. 741.

Вернуться к тексту

10 См.: Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США. М., 1997. С. 664-665.

Вернуться к тексту

11 Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М., 1994. С. 312.

Вернуться к тексту

12 Панарин А.С. Реванш России: российская стратегическая инициатива в XXI в. М., 1998. С. 15.

Вернуться к тексту

13 Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Мунтян М.А. Мировое политическое развитие: век XX. М., 1995. С. 365.

Вернуться к тексту

статья  Проблемы евроинтеграции

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.03.2014
Размер файла 24,7 K

Подобные документы

  • Россия и НАТО в современных международных условиях. Эволюция взаимоотношений. НАТО: факторы пересмотра стратегических приоритетов. Расширение НАТО на восток как проблема российской безопасности. Поиск стратегии для России при расширении НАТО.
    курсовая работа , добавлен 04.10.2006

  • Подписание документа по спасению экипажей аварийных подводных лодок. Учреждение совета Совет Россия-НАТО в 2002 году. Сотрудничество России и НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Учения НАТО и России по борьбе с воздушным терроризмом.
    презентация , добавлен 11.03.2012

  • Сущность, понятие, цель и структура НАТО. Его развитие после падения Варшавского договора. Особенности и перспективы отношений России и НАТО — общие вопросы развития. Расширение НАТО на восток – угроза для нас. Структура программы «Партнерство ради мира».
    курсовая работа , добавлен 24.02.2009

  • Политическая роль Германии в системе международных отношений. Участие Германии в становлении Евросоюза. Приоритеты Германии в экономической и политической сферах в рамках Евросоюза. Современные экономические и политические отношения России и Германии.
    курсовая работа , добавлен 03.05.2015

  • Развитие мирового сообщества на современном этапе, определяемое дальнейшим углублением процессов глобализации. Взаимоотношение России и Европейского Союза на фоне вступления новых стран. Последствия влияния евроинтеграционных процессов на Россию.
    реферат , добавлен 11.11.2014

  • Глобализация международных экономических отношений, ее особенности на современном этапе. Страновые аспекты, положительные и отрицательные последствия глобализации. Итоги деятельности России в рамках мирового хозяйства, тенденции и перспективы развития.
    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

  • Проблемы расширения Североатлантического альянса: историческая ошибка или неизбежный процесс. Аспекты внешнеполитической деятельности РФ на европейском континенте. Планирование расширения НАТО и геополитические внешнеполитические ориентиры России.
    реферат , добавлен 13.02.2011

  • Деятельность России в интеграционных группировках. Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина. Перспективы интеграции России в мировую экономику. Сотрудничество в рамках Европейского и Ассоциации Стран Юго-Восточной Азии.
    курсовая работа , добавлен 04.12.2007

  • История создания Европейского Союза. Характерные черты и особенности Европейского Союза. Цели и методы функционирования Евросоюза. Политика Евросоюза в отношении России. Экономика Евросоюза в 2014-2015 гг. Динамика и замедление экономического роста.
    контрольная работа , добавлен 30.06.2015

  • Исследование мирового рынка драгоценных металлов и его влияние на национальные экономики. Изучение динамики совокупного спроса на золото и тенденции его развития. Формирование совокупного спроса на мировом рынке золота и место России в этом процессе.
    дипломная работа , добавлен 21.08.2010

статья на тему «Проблемы евроинтеграции» — посмотреть текст

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России

ражениями на фронтах 1 мировой войны и русско-японской войны 3. кризис самодержавия 4. политические просчеты власти А2. Когда произошло описываемое событие «В эти решительные дни в жизни России …в согласии с Государственной думой, признали Мы за благо отречься от Престола и сложить с себя Верховную власть» 1. 9 янв. 1905 г. 2.ю 1 авг. 1914 г. 3. 23 февр. 1917 г. 4. 2 марта 1917 г. А3. представители какой партии возглавили Петроградский совет рабочих депутатов 1. большевики 2. Меньшевики 3. кадеты 4. Октябристы А4.Как называется политическая ситуация, которая сложилась в России в марте 1917 г.? А5. соотнесите события и даты, в которые они произошли 1. образование Временного правительства 2. выступление В.И.Ленина с апрельскими тезисами 3. 1 всероссийский съезд Советов рабочих депутатов 4. выступление генерала Корнилова 5. 500тыс. демонстрация в Петрограде под большевистскими лозунгами А. 3 апреля 1917 г. Б. 1-2 марта 1917 г. В. 25-31 авг. 1917 г. Г. июль 1917 г. Д. 3 июня 1917 г. А6. С каким государством был подписан Брестский мир: 1) с Англией 2) с Францией 3) с Австро- Венгрией 4) с Германией. А7. Кто после Октябрьской революции занял пост Председателя Совета народных комиссаров: 1) В.И.Ленин 2) Л.Д. Троцкий 3) Ф.Э.Дзержинский 4) Я.М.Свердлов. А8. Назовите основной лозунг февральских демонстраций в России в 1917 году: 1) Вся власть рабочим! 2) Да здравствует партия кадетов! 3) Хлеб, мир, свобода! 4) Вся власть Советам! А9. К умеренным левым партиям в 1917 г. принадлежали: 1) октябристы, прогрессисты, кадеты 2) большевики, левые эсеры, анархисты; 3) эсеры меньшевики, народные социалисты А10. Одним из самых первых документов новой большевистской власти является: 1) декрет о введении григорианского календаря 2) Декрет о земле 3) Декрет об объявлении кадетской партии «партией врагов народа» и аресте ее руководителей А11. В первом советском правительстве Троцкий Л.Д. занял пост: 1)Главкома по военным и морским делам 2) Наркома иностранных дел 3)Наркома внутренних дел 4) Заместителя председателя Совнаркома. А12. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в ДК 1917: 1) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) 2) Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) 3) Объединенное государственно-политическое управление (ОГПУ) 4)Федеральная служба безопасности (ФСБ).

Россия в современном мире

С распадом СССР в международном положении нашей страны произошли существенные изменения. Россия, в отличие от СССР, уже не была одной из сверхдержав в биполярной системе международных отношений. Экономический, социальный и духовный кризис начала 1990-х гг. ослабил позиции Российской Федерации на мировой арене. Впоследствии ситуация стала меняться. Вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 г. Россия демонстрировала устойчивые темпы экономического роста. Как постоянный член Совета Безопасности ООН и полноправный участник «большой восьмерки» Российская Федерация способна оказывать влияние на процессы, идущие в мировой политике. У России есть возможности занять весомое место в формирующейся полицентричной системе международных отношений. Внешняя политика России, так же как и внешняя политика любого государства, строится на основе собственных национально-государственных интересов.

Для того чтобы объективно решить проблему национально-государственных интересов России, необходимо прежде всего уяснить содержание этой категории. А традиционная интерпретация государственного интереса широка и связана, в основном, с достижением таких целей, как существование нации в качестве свободного и независимого государства, обеспечение роста экономики и национального благосостояния, предотвращение военной угрозы или ущемления суверенитета, сохранение союзников, достижение выгодного положения на международной арене и т.д. Конкретное же выражение государственный интерес находит в постановке целей и задач внешнеполитического курса страны.

В формировании национально-государственных интересов большое значение имеет геополитический фактор. В основе геополитики лежат объективные реалии. Прежде всего это — географический фактор: протяженность границ, расположение и пространственная протяженность одного государства относительно другого, наличие выхода к морю, народонаселение, рельеф местности, принадлежность государства той или иной части света, островное положение государства, наличие природных ресурсов и т.п. Из множества факторов, влияющих на деятельность людей, географический менее всего подвержен изменениям. Он служит основой преемственности политики государства, пока его пространственно-географическое положение остается неизменным.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что основным национально-государственным интересом и главной внешнеполитической задачей России на обозримый период, по-видимому, является сохранение своей традиционной глобальной геополитической функции как объединяющей и стабилизирующей силы центра Евразии. Способность реализовать эту задачу зависит, во-первых, от того, насколько это позволят материальные ресурсы, а, во-вторых, от политических условий внутри России — политической воли руководства, стабильности социальных и межнациональных отношений.

Более конкретно задачи российской внешней политики, обеспечивающие ее национально-государственные интересы, таковы: самоутверждение в качестве главного преемника прав и обязанностей СССР, его продолжателя в мировых делах и сохранение статуса великой державы; сохранение территориальной целостности Российской Федерации на основе учета интересов всех народов и регионов, мира, демократии и реализма; обеспечение внешних условий, способствующих свободному включению страны в мировую экономику и политику; защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан, равно как и русской диаспоры на всех территориях бывшего СССР; сохранение и укрепление оборонного потенциала в пределах, необходимых для защиты национальной безопасности страны. Все эти задачи диктуют необходимость по-разному строить отношения с государствами различных регионов современного мира.

Официальным документом, на основе которого формируется внешнеполитическая стратегия нашей страны, является Концепция внешней политики Российской Федерации. Ее новая редакция была утверждена президентом РФ Д. А. Медведевым 12 июля 2008 г. Наряду с характеристикой ситуации в мировой политике в целом и определением общих целей и задач российской внешней политики на глобальном уровне, в концепции указаны приоритеты развития отношений Российской Федерации с различными странами и регионами современного мира. Россия, отмечается в Концепции, будет строить свои отношения со странами СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. В Концепции выражено намерение в дальнейшем реализовать потенциал СНГ как региональной организации. Одновременно большое внимание уделяется вопросам сотрудничества Российской Федерации с другими постсоветскими государствами в рамках таких международных институтов, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Как традиционно важные рассматриваются в Концепции отношения со странами Европы. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. В связи с этим в документе подробно рассмотрены вопросы взаимоотношений Российской Федерации с важнейшими международными институтами, существующими на европейском континенте — Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Советом Европы, Европейским Союзом (ЕС), НАТО. Характеризуется роль каждой организации в формировании новой региональной системы отношений и оцениваются перспективы развития отношений России с ними. Отмечается, что взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой серьезный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

В отношениях с США приоритетным определяется сотрудничество по проблемам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового поражения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных локальных и региональных конфликтов. В Концепции внешней политики Российской Федерации выражается пожелание избавить российско-американские отношения от наследия прошлого и поднять на новый уровень стратегического партнерства. Одновременно отмечается заинтересованность России в том, чтобы действия США на мировой арене соответствовали бы нормам и принципам международного права и, прежде всего, Уставу ООН.

Возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия. В Концепции отмечается, что это обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, а также необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Предполагается активизировать участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона — форуме Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, региональном форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики — основа региональной и глобальной стабильности. Главная задача в сотрудничестве с Китаем — приведение масштабов экономического взаимодействия между нашими странами в соответствие с уровнем политических отношений. Россия также стремится углублять традиционное партнерство с Индией, способствовать преодолению сохраняющихся в Южной Азии проблем и укреплению стабильности в регионе. Помимо двусторонних отношений, Россия выступает за развитие эффективного внешнеполитического и экономического взаимодействия в трехстороннем формате: Россия — Индия — Китай.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления международно-признанной границы между двумя государствами.

Принципиальное значение имеет для России общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Озабоченность Российской Федерации вызывает обстановка на Корейском полуострове, поэтому наша страна будет стремиться равноправно участвовать в решении корейской проблемы, поддерживать сбалансированные отношения с обоими корейскими государствами.

Напрямую затрагивает российские национальные интересы и создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ затяжной конфликт в Афганистане. Вместе с другими государствами Россия будет прилагать усилия для политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма из этой страны.

В Концепции дается обзор тех задач, которые российская внешняя политика должна решать в отношениях со странами Ближнего и Среднего Востока. Отмечается необходимость в расширении сотрудничества со странами африканского континента, государствами Латинской Америки.

Таким образом, внешняя политика России сохраняет свой глобальный характер.

Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России

Создание блока в 1949 г. СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 г. в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 г. военный блок из государств, проводящих просоветскую политику — Варшавский договор. 7 июня 2007 г. президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира», о статусе Сил от 19 июня 1995 г. и Дополнительного протокола к нему».

В январе 2008 г. к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил Дмитрий Рогозин, который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора.

23 сентября 2008 г. в Нью-Йорке в рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН генеральные секретари НАТО и ООН Яап де Хооп Схеффер и Пан Ги Мун. Подписал «Декларацию о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН». В связи с подписанием данного документа Россия выразила протест.

5 марта 2009 г. министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.

В июле 2009 г. помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнёрские отношения с альянсом».

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане.

Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. В октябре 2009 г. заместитель директора государственной корпорации Рос. технологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику. По словам начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова, долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки.


Как бы то ни было, Россия неизбежно воспримет расширение НАТО как недружественный акт, как объединение всей Европы против русской опасности.

Не исключен вариант, что она будет отвечать отказом от сотрудничества с альянсом, военно-политической интеграцией СНГ, мерами вооружения, опорой на ядерное сдерживание, поиском союзников на Юге и Востоке.

Вот тогда-то у стран Центральной Европы в действительности возникнут причины для страхов перед Россией, и они должны будут признать, что вместе с Западом способствовали этому. Страны региона должны быть заинтересованы в предсказуемом, демократическом и рыночном развитии России, что дает им наиболее надежные гарантии безопасности.

Расширение же альянса могло бы толкнуть Россию в обратном направлении. Иными словами, расширение НАТО может привести именно к тому, чего страны Центральной Европы хотят избежать «расширением зоны стабильности и демократии в Европе».

3. Взгляд на вопрос об обоснованности утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»

В ходе социалистического строительства в СССР достигли высокого расцвета социалистические нации. Исчезло сложившееся издавна деление страны на промышленные и сырьевые районы. Во всех республиках выросли крупные индустриальные центры. Была создана национальная интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян.

Между советскими республиками сложились отношения дружбы и тесного сотрудничества в области экономики и культуры, шел интенсивный процесс обмена техническим и научным опытом. Представители всех республик участвовали в разработке природных богатств страны, и сооружении новых индустриальных центров. Совместными усилиями велись работы по освоению целинных земель.


Политика Коммунистической партии, направленная на ликвидацию различий в уровне развития наций, привела к усилению процесса их политического, экономического и культурного сближения.

Это сближение достигло такой высокой степени, что в каждой нации и народности появились общие черты и качества.

Важнейшая из этих черт – единая для всех наций и народностей политическая система. Она возглавляется Коммунистической партией Советского Союза. Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм. В Советском Союзе сложилась новая историческая общность – советский народ, который представляет собой союз всех трудящихся СССР, характеризующийся социальным и идейно-политическим единством.

Получила развитие социальная общность советских наций и народностей. Во всех республиках создана однотипная социальная структура и идет процесс стирания граней между классами и группами общества. В СССР возникла единая социалистическая культура, интернациональная по содержанию. Она впитала в себя лучшие черты и достижения культуры всех народов страны. советский история социалистический

Господствующей идеологией советских граждан стал марксизм-ленинизм — мировоззрение рабочего класса. Сближение наций, базирующихся на однотипной экономике и социальной структуре, имеющих общее мировоззрение марксизм-ленинизм и одну цель – построение коммунизма, привело к появлению общих черт в духовном облике и психологии всех трудящихся СССР.

Советским людям присущи такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, общественная инициатива, коллективизм, интернационализм. Распад СССР произошел на фоне усиления тяги к самоопределению наций. Нарушалась территориальная и национальная целостность народов.

Самостоятельная работа:

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Что вы знаете о Евросоюзе?

2. Какую роль он играет в международных отношениях?

3. Как происходит формирование рынка труда?

4. О каких политических ориентирах России вы помете рассказать?

Задание 2.

Напишите реферат и создайте презентацию по темам:

«Евросоюз: история создания, функции, основные направления деятельности»

«НАТО: история создания, функции, основные направления деятельности»

«Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России»

«Россия и мировые интеграционные процессы»

ТЕМА 2.7.

Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира

План:

1. Современное мировое образовательное пространство.

2. Развитие единого образовательного пространства
стран СНГ.

3. Участие России в Болонском процессе.

4. Современное образование в России.

1. Современное мировое образовательное пространство

Мировое образование – это система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образователь­ные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоя­нию.

В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют опреде­ленные глобальные тенденции:

– стремление к демократической системе образования, то есть доступность об­разования всему населению страны и преемственность его ступеней и уров­ней, предоставление автономности и самостоятельно­сти учебным заведениям;

–обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

– значительное влияние социально-экономических фак­торов на получение образования (культурно-образовательная монополия от­дельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шо­винизма и расизма);

– увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способ­ностей учащихся;

– разрастание рынка образовательных услуг;

– расширение сети высшего образования и изменение социального состава сту­денчества (становится более демократическим);

– в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой центра­лизацией и полной автономией;

– образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

– постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образователь­ных программ;

– отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одарен­ным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их спо­собностей в процессе и средствами образования;

– поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в раз­витии, детей-инвалидов.

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространствен­ная (территориальная) и организационная структуры.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают круп­ные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью пред­полагают участие различных образовательных систем.

К крупным международным проектам относятся:

• ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% сту­дентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);

• ЛИНГВА – это программа повышения эффективности изучения иностран­ных языков, начиная с младших классов;

• ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;

• ЭСПРИТ – проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;

• ЕИПДАС – это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;

•ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;

•ИРИС – это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.

В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А.П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации.

В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) – генератор интеграционных процессов. В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования.

В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников средней школы поступают в университеты. Свыше 30 % тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии – 18%, Италии – 26%, Великобритании –7%). Ныне каждый третий иностранный студент в мире – выходец из стран АТР. К завершению XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира – 68 %, для сравнения – 25 % в США. Республика Корея занимает первое место в мире в расчете на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук.

Государственные расходы на образование в развитых странах составляют око­ло 950 млрд. долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем – 1620 долларов.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интегра­ционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.

Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы.

Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство осла­бления экономической и политической зависимости от США, а также как возмож­ность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европей­ские культурные традиции и остаточные элементы автохтонных индейских куль­тур.

Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассей­на». В ее рамках к 2000 г., предполагается полностью ликвидировать неграмот­ность, всем детям школьного возраста дать восьми – или десятилетнее образова­ние, стать конкурентоспособными на мировом рынке.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.

В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального – 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн. африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии – 2,l года затем в Буркина-Фасо – 2,4 года, в Гвинее – 2,7 года, в Джибути – 3,4 года.

К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.

В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех субре­гионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образо­вания. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государ­ственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд. долларов в год (по данным начала 1990-х гг.), а на образование одного учащегося – около 300 долларов.

В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической неста­бильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюда­ется спад в развитии образования.

Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалис­тов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществи­ли «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-1990-е гг. в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, со­держания образования, образовательных технологий.

2. Развитие единого образовательного пространства
стран СНГ

Интеграция в единое образовательное пространство – это не простая ассимиляция, тем более не поглощение сильным (в каких-то отношениях) сообществом слабого, а добровольное взаимовыгодное движение к такой целостности, которая воплощает в себе лучшие характеристики интегрируемых субъектов.

Анализ современного состояния образовательных систем разных государств – участников СНГ позволил выявить ряд факторов, подтверждающих интеграцию:

• менталитет народов бывшего СССР. Особенно это касается славянских народов – русских, белорусов и украинцев. Глубокие родственные связи. К примеру, на Украине каждый пятый житель – русский;

• становление и развитие образования во всех бывших республиках Советского Союза на протяжении нескольких десятков лет осуществлялось на единой методологической, организационно-структурной и методической основе. На этой же основе происходит становление теперь уже национальных систем образования во всех странах Содружества;

• важным фактором интеграции является язык общения. Далеко не все граждане стран Содружества знают западные языки, но практически все они в той или иной степени владеют русским языком. Эта тенденция имеет перспективу, о чем свидетельствует лишь один факт: в Республике Беларусь в 1997/1998 учебном г. 68% первоклассников избрали для учебы классы с русским языком обучения;

• ход интеграционных процессов во многом предопределяется главным действующим лицом образования – педагогом. В силу этого на первый план выдвигаются вопросы его подготовки. Изучение данной проблемы (Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь, Республика Казахстан и др.) дает основание сделать вывод о том, что в реформировании педагогического образования, обновлении его концептуальных основ есть много общего: введена многоуровневая система подготовки педагогических кадров, осуществляется дифференциация в подготовке учителя для различных типов школ, сделан акцент на личностный подход в обучении, увеличилась доля самостоятельной работы студентов по самообразованию и самовоспитанию, важное значение придается второй специальности будущих учителей, так как она расширяет их профессиональные возможности;

• творческие связи, обмен практическим опытом.

Процесс формирования единого образовательного пространства может быть успешным, если:

• все граждане Содружества, входящие в единое образовательное пространство, будут иметь возможность получить доступ в образовательные учреждения других государств на условиях, предоставленных гражданам этих государств (принцип единых возможностей);

• финансовая поддержка реализации этой возможности будет, в первую очередь, осуществляться государственными органами на основе достигнутых договоренностей;

• все учащиеся, студенты образовательных учреждений будут иметь право перехода для продолжения обучения в любое подобное учреждение на территории единого образовательного пространства по единым правилам;

• все государства единого образовательного пространства будут содействовать гражданам других государств в освоении языка обучения;

• все уровни и ступени образования, установленные в каждом из государств (субъектов) единого образовательного пространства, на основе взаимных соглашений, будут описаны и приравнены в единой классификационной таблице. На базе этой таблицы будет произведено официальное взаимное признание учебных планов, курсов, дипломов и степеней;

• государствами единого образовательного пространства будут согласованы и реализованы принципы обмена информацией;

• образование ведется на основе единых согласованных образовательных стандартов, по единой методологии осуществляются аккредитация образовательных учреждений и аттестация обучающихся;

• одним из подходов, способствующих реализации главных задач в этой области, будет содействие удовлетворению образовательных потребностей населения Содружества, в том числе лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и самобытным этническим группам, а также не являющихся гражданами этих государств.

Формирование единого образовательного пространства имеет особое значение и для защиты образовательных интересов граждан, проживающих за пределами своих государств. Интеграция в образовании характеризуется рядом важных специфических черт:

– во-первых, характером своего воздействия на интеграционные процессы в различных сферах;

– во-вторых, опережающим характером развития интеграции в образовании по отношению к ходу этих процессов;

– в-третьих, способствованием целостному развитию непрерывного образования в рамках Содружества.

Единому образовательному пространству как сложному, многоуровневому процессу взаимосвязанных преобразований, в результате которого возникает новое качественное состояние системы, свойственны следующие основные системные принципы:

– принцип целостности – как определенная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве. Принцип целостности сложной организации педагогических явлений лежит в основе технологии системного подхода к их исследованию, моделированию и прогнозированию;

– принцип взаимосвязи системы и окружающей среды. Для образовательного пространства взаимодействие, при котором формируются его свойства, отличается различными экономическими, социальными и культурными связями, общественно-политическими и правовыми институтами;

– структурность как системный принцип, предоставляющий возможность описать рассматриваемую систему через выявление основных ее элементов, особенностей их взаимодействия и внутренних связей;

– множественность описания единого образовательного пространства дает возможность представления его как сложной многоуровневой системы, включающей экономический, политический, идеологический, социально-культурный, правовой, информационный, собственно педагогический (содержательный), научно-методический уровни и, наконец, важнейший личностный уровень – единый образовательный стандарт, гарантирующий равные образовательные возможности.

Основными принципами формирования единого образовательного пространства являются:

– сближение национальных систем образования государств – участников СНГ, интегрируемых в единое образовательное пространство;

– согласованность государственных образовательных стандартов;

– поддержка инициатив субъектов образования всех уровней (федерального, республиканского, регионального, муниципального) по организации сотрудничества в области образования;

– кооперация и сотрудничество в исследовательской, управленческой и учебно-воспитательной деятельности, выполнении совместных образовательных проектов;

– открытость информации о состоянии и деятельности образовательных систем Содружества. Основными направлениями формирования единого образовательного пространства являются:

– научное обоснование и разработка предложений о создании законодательно-нормативной и информационно-источниковой базы, регулирующей вопросы интеграционных процессов в сфере образования;

– постоянное отслеживание и выявление тенденций развития образования;

– научно-педагогическое и организационно-методическое обеспечение коррекции образовательных стандартов;

– научно-организационное обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов, выданных выпускникам образовательных учреждений разного уровня;

– расширение информационного обмена по вопросам образования путем создания научных советов, служб маркетинга по выявлению образовательных потребностей населения сотрудничающих государств Содружества;

– разработка согласованных критериев мониторинга состояния и качества образования в государствах – участниках СНГ, механизмов его совместного проведения;

– научно-организационная, научно-методическая и информационная поддержка существующих и вновь открываемых русскоязычных образовательных учреждений, в которых преподавание ведется на языках народов СНГ.

Исходя из основных целей, принципов и направлений формирования единого образовательного пространства и учитывая различные уровни состояния экономики, науки и образования, можно выделить следующие этапы формирования единого образовательного пространства стран СНГ (имеется в виду, что это неравномерный и многоуровневый процесс):

1-й этап (1998 г.) – разработка концепции непрерывного образования в едином образовательном пространстве государств – участников СНГ;

2-й этап (1998–1999 гг.) – анализ уже согласованных законодательных актов в области образования государств Содружества в целях формирования единого образовательного пространства. На этом этапе предполагается разработка научно-методических и организационных аспектов межгосударственной и национальных программ сотрудничества на основе принятых типовых модельных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере образования, научное обоснование социально-педагогических условий формирования единого образовательного пространства;

3-й этап (1999-2001 гг.) – создание системы социально-педагогических и научно-организационных механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования (в общей системе социально-экономических механизмов) на основе уже согласованных принципов обмена информацией по вопросам образования. При участии межгосударственного фонда поддержки интеграционных процессов в сфере образования предполагается разработка согласованных критериев качества образования;

4-й этап (2001-2005 гг.) – углубление интеграции в сфере образования стран Содружества, обеспечивающей развитие единого образовательного пространства. Таким образом, для всего образовательного пространства стран Содружества еще недавно была единая система образования, регулируемая едиными нормативными актами. Это обусловливало органическую целостность того самого образовательного пространства, которое определяло функционирование системы как целостности. Разделившись в процессе государственных преобразований на ряд самостоятельных образовательных систем, образование тем не менее в любой из стран Содружества развивается, имея сходные стартовые позиции и в русле неотвратимых единых прогрессивных процессов развития, отвечающих общемировым тенденциям глобализации и всемирной интеграции.

Историческая политика современной России

Термин историческая политика был создан в ФРГ в начале 1980-х гг. и означал «интерпретацию истории, избранную по политическим, то есть партийным, мотивам, и попытки убедить общественность в правильности такой интерпретации»1. Как считает А. Миллер, в России тоже формируется своя историческая политика, которую он рассматривает преимущественно как влияние власти на историков в целях выгодной для государства интерпретации прошлого.

С позиций разрабатываемого мной идеалистического подхода к истории2, историческая политика – это способ создания приемлемого для государства и общества образа прошлого. Конечно, если считать, что прошлое неизменно, тогда историческая политика выглядит как его фальсификация, определяемая политическими целями. Такой подход вытекает из взглядов, сформировавшихся в XIX веке, когда верили в реальное существование прошлого. Однако если признать, что прошлого в реальности не существует, а есть лишь его образ, созданный на основе знаний о прошлом, тогда его изменение есть стандартная процедура, которая в отечественной исторической науке происходит до неприличия часто.

Впрочем, прошлое действительно нельзя изменить, но не потому, что оно застыло в некой своей неизменности, а потому, что его не существует. Нельзя изменить то, чего нет. В реальности существует только образ прошлого, который субъективен и идеален и постоянно меняется.

Почему историкам нельзя доверить разработку и проведение исторической политики

Как пишет с возмущением В. Молодяков, прово­дя историческую политику, руководство страны «не только не прислушивается к мнению профес­сионального сообщества, но и не обращается к нему при выработке и формулировании этой политики»3. Претензии историков к власти о том, что к ним не прислушиваются, безосновательны, потому что им нечего предложить обществу и государству. А то, что предлагают одни, отвергается другими представителями профессионального исторического сообщества. Что это за наука, у которой десять истин, и все они противоречат друг другу. Надо признать, что сегодня ученые-историки не в состоянии выработать единую, приемлемую для всего научного сообщества картину прошлого, что свидетельствует о глубоком кризисе истории как науки.

Первый опыт реализации исторической политики

В 1990-е годы создание истории государства Российского было отдано на откуп «научным» историкам и они не справились с этой задачей. Научной истории, с которой были бы согласны все историки, создано не было. В нынешнем столетии только прямое вмешательство государства и общества привело к более-менее приемлемому результату – созданию «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории»4, которая стала первым опытом реализации исторической политики. Ее заказчиками, сформулировавшими техническое задание, были государство и общество, а исполнителями – ученые-историки.

В ней, в частности, сказано, что «новая концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории… Целью разработки новой концепцииявляется формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории… Наряду с Конституцией, в основу разработки новой концепции положены также Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления…» Исходя из этого, можно утверждать, что история, преподаваемая в школе, основывается на теоретических положениях, которые никак нельзя отнести к научным.

Действительно, «Концепция…» исходит не из исторической теории, а из соображений достижения общественного консенсуса в отношении картины прошлого. И это дало свой результат. Пусть не все историки согласны с теми учебниками, по которым учат в школе, но образов прошлого стало меньше, и история перестала двоиться и троиться в неокрепших головах школяров при чтении разных учебников в школьной библиотеке.

Способы создания прошлого

Научная история – это лишь один из способов создания прошлого. Таких способов много, так чл.-корр. Л. Репина пишет: «История во всех формах ее репрезентации (в виде мифологи­ческого, религиозного, художественно-эстетического, научно-рационального знания) и их многообразных актуальных (нередко чрезвычайно причудливых) сочетаний рассматривается как атрибут любой культуры, как важнейший способ самосознания и самопозна­ния общества, определяющего через осмысление прошлого свою идентичность. В этом контексте, будучи призвана соответствовать потребностям современного общества и отвечать на всё новые и всё более трудные вопросы, которые формулирует и проецирует на прошлое действительность настоящего, история неизбежно оказы­вается обреченной на постоянное переписывание»5.

Научная история довольно новый способ создания прошлого и лишь в ХХ веке он претендовал на статус главного. В СССР историческая наука претендовала на познание истины и ее авторитет был исключительно высок. В результате отказа от марксизма, как теоретико-методологической основы истории, большинство трудов советского времени были объявлены идеологизированными. После перестройки на основе различных исторических концепций было создано множество различных историй, образ прошлого в них отличался порой кардинально. Например, такой исторический факт, как Октябрьская революция 1917 года в монархическом и коммунистическом варианте диаметрально противоположны.

Чем больше множились образы прошлого в научных монографиях и учебниках, тем ниже становился авторитет научной истории и историков. Сегодня, как считает А. Миллер: «В сфере изучения причинно-следственных связей, оценок событий и деятелей прошлого история не может претендовать на статус объективной науки и способность установить “истину”»6. В результате научная история перестала быть главным способом формирования образа прошлого.

Культура и история

Наиболее мощным средством воздействия на историческое сознание сегодня является культура, которая через кино, телевидение, театр, скульптуру, живопись, музеи, книги формирует картину прошлого. В сфере культуры есть четкое понимание исторических ориентиров, их вырабатывает и проводит в жизнь министр и историк В.Р. Мединский. Он исходит из ясно сформулированной концепции, которая заключается в следовании национальным интересам при создании образа прошлого. Такой подход соответствует задаче формирования патриотизма, как национальной идеи и сплочению народов России на основе великого прошлого.

Одной из главных своих задач на данном этапе В. Мединский видит задачу примирения: «Чтобы мы примирились с той историей, которая у нас есть. Она невероятно тяжелая. В семье каждого из нас, если поковыряться, можно найти наверняка и красных, и белых… Кого там только нет. Вопрос в том, как жить дальше, как извлечь уроки и как не допустить гражданской войны в будущем!»7

Конечно, исторических персонажей мы не примирим, их уже нет, но примирить их в нашем сознании вполне возможно, если понять, что положительной памяти достойны все, кто боролся не за свой личный интерес, а за Родину, за народ, за их прекрасное, но по-разному понятое, будущее. Это примирение нужно, прежде всего, нам, сегодня живущим. Для сохранения единства России необходимо устранить тот мощный источник раздора, который идет не из нашего прошлого, поскольку его нет, он идет из сочинений конкретных историков и публицистов, которые продолжают поддерживать огонь ненависти, бушевавшей в прошлом. Потушить его в наших силах.

«Историческую правду» надо извлекать на свет Божий аккуратно и с благими целями, а не для того, чтобы сеять раздор и ненависть между людьми и народами.

Прошлого нет, оно существует только в нашем сознании, и влияет на нас и на наше «сегодня» лишь в той мере, в какой мы ему позволяем это сделать. В наших силах не прибегая к фальсификациям сделать историю такой, чтобы она не только не отягощала сегодняшнюю и без того нелегкую действительность, но и служила на благо России. В этом, на мой взгляд, должна заключаться цель исторической политики.

Миллер А. Россия: власть и история //»Pro et Contra». 2009. № 3-4. http://polit.ru/article/2009/11/25/miller/

См.: Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. — 2017. — № 5. — С.21-36.

Молодяков В. Историческая политика и политика памяти / Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет — М.: АИРО-ХХ1, 20l3. – С.925.

минобрнауки.рф/документы/3721/файл/2506/13.10.21-Проект_Концепции_УМК.pdf

Репина Л. П. Историческая наука в предметном поле / История и историки в прошлом и настоящем. М., 2013. С.10.

Внутренняя политика России

Портал:Политика

Россия

Статья из серии
Политическая система
России

Вну́тренняя поли́тика Росси́и — деятельность государства, его структур и институтов, направленная на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя, модернизацию политической системы, развитие экономики и решение социальных проблем.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 мая 2016 года.

Внутренняя политика России охватывает все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную, культурную) и включает в себя множество направлений: бизнес, энергетика, природные ресурсы, финансы и налоги, вооруженные силы, охрана правопорядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, демографическая ситуация, национальное строительство и др.

После распада СССР, в условиях всестороннего кризиса 1990-х годов, основными задачами внутренней политики России стали создание новой политической системы и стабилизация социально-экономической обстановки в стране. Для достижения этих целей проводилась внутренняя политика, направленная на укрепление государственной системы. Положительным итогом внутренней политики России стала стабилизация общественно-политической ситуации в стране. В то же время различные СМИ и политические деятели (как зарубежные, так и российские) критикуют государственный политический курс, указывая на отрицательные последствия деятельности правительства: подавление гражданских прав и свобод и демократических институтов, ликвидацию гражданского общества, сверхцентрализацию, неограниченную власть бюрократии.

Согласно Конституции России, Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней политики государства. Для помощи Президенту в проведении внутренней политики при главе государства создан Государственный совет — институт, осуществляющий консультативные функции.

Ссылки

  • Внутренняя политика России за 2000—2008 гг.
  • Роль Президента во внутренней политике России
  • Основные направления внутренней политики России
  • Информационное освещение внутренней политики России

Это заготовка статьи по государствоведению. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи о России. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Основные направления политического развития России

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с военнослужащими

ТЕМА: «Основные направления политического развития России».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Политическое развитие современной России направлено на совершенствование политической системы общества и удовлетворение потребностей граждан. В результате чего наша страна должна стать демократическим, правовым государством, уважающим права и достоинство человека.

Один из главных критериев политической культуры и развития общества – увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за ее историю уровня. Только за 2007 год субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира и занятости населения. С 2008 года региональные органы власти должны приступить к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения.

2 года действует закон о местном самоуправлении. Планируется и впредь продолжать процесс укрепления экономических основ местного самоуправления, в первую очередь за счет формирования достаточно доходной базы. Но это не означает, что Федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах. Важно то, что система управления становится все более гибкой и более близкой к людям и что все больше решений принимается именно на местах. При этом ответственность перед обществом несут все уровни власти.

В обеспечение делегируемых полномочий Федеральный бюджет передаст региональным администрациям 153 миллиарда рублей, в 2008 году на эти цели планируется выделить 200 миллиардов рублей. В целом, за последние 7 лет объем бюджетов субъектов РФ вырос в 6 раз.

В последние годы значительно расширилось национальное информационное пространство, что оказывает благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур. Так, за последние 4 года количество зарегистрированных печатных средств массовой информации выросло на 40%, электронных – почти в 2,5 раза.

В условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, учета их мнений и позиций. Такой диалог последовательно развивается, в том числе при конструктивном содействии Общественной палаты. Она вносит существенный вклад в защиту прав человека и укрепление законности.

Увеличивается государственная поддержка общественных организаций. В 2006 году она составила 500 миллионов рублей, на 2008 год запланировано в 2,5 раза больше. В стране растет число действующих неправительственных организаций и их членов-добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Это реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества.

По мнению первого вице-премьера С. Иванова, в 2020 году Россия будет демократическим, правовым государством, уважающим права и достоинство человека.

Эволюционное, поступательное политическое развитие не состоится без опоры на экономические возможности страны. В этой связи политическое развитие тесно связано с экономикой.