Полбин Иван Семенович

Полбин, Иван Семёнович

Иван Семёнович Полбин

Почтовая марка СССР, 1965 год
Дата рождения 14 (27) января 1905
Место рождения
  • Ртищево-Каменка, Симбирский уезд, Симбирская губерния, Российская империя
Дата смерти 11 февраля 1945 (40 лет)
Место смерти Бреслау, Нижняя Силезия, Великогерманская империя
Принадлежность СССР
Род войск Военно-воздушные силы СССР
Годы службы 1927—1928; 1929—1945
Звание
Командовал 150-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
301-я бомбовая авиационная дивизия
1-й бомбардировочный авиационный корпус
2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус
6-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус
Сражения/войны
  • Бои на Халхин-Голе
  • Великая Отечественная война
Награды и премии

Ива́н Семёнович По́лбин (14 января 1905, село Ртищево-Каменка, Симбирская губерния — 11 февраля 1945 года, Бреслау, Нижняя Силезия) — советский военачальник, гвардии генерал-майор авиации (25 октября 1943 года). Дважды Герой Советского Союза (23 ноября 1942 года и 6 апреля 1945 года, посмертно).

Детство и юность

Иван Семёнович Полбин родился 14 (27) января 1905 года в селе Ртищево-Каменка (ныне Полбино Майнского района Ульяновской области).

Осенью 1918 года покинул родное село, после чего несколько лет работал на железной дороге в бригаде ремонтных рабочих.

В 1922 году вступил в ряды комсомола, после чего стал секретарём волостной комсомольской организации и членом Ульяновского уездного комитета комсомола.

В 1925 году окончил школу 2-й ступени.

Военная служба

Довоенное время

В ноябре 1927 года был призван в ряды РККА и направлен в школу одногодичников Богунского полка в Житомире. В 1927 году вступил в ряды ВКП(б).

С июня 1928 года находился в долгосрочном отпуске, из которого на службу вернулся в июне 1929 года и направлен в Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиатехников, по окончании которой в 1930 году был направлен в 3-ю Оренбургскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова, по окончании которой в январе 1932 года был назначен на должность инструктора-лётчика 9-й военной школы лётчиков, дислоцированной в посёлке Рогань (Украинский военный округ), а в июле 1933 года — на должность командира корабля «ТБ-3» в составе 115-й авиационной эскадрильи 29-й авиационной бригады Московского военного округа, дислоцированной в Воронеже. В августе 1933 года бригада была передислоцирована в Нерчинск (Забайкальский военный округ).

В августе 1936 года был назначен на должность командира авиационного отряда (102-я тяжёлая авиационная эскадрилья, 101-я авиационная бригада), дислоцированного на станции Домно, в апреле 1938 года — на должность командира эскадрильи 32-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, дислоцированной на станции Бада, а в июле 1939 года — на должность командира эскадрильи 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (100-я авиационная бригада, 57-й особый корпус), дислоцированной в Монгольской Народной Республике. Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе. За личное мужество и умелое командование эскадрильей Иван Семёнович Полбин награждён орденом Ленина.

В феврале 1940 года был назначен на должность командира 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, дислоцированного в Чите.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны полк под командованием майора Ивана Полбина был передислоцирован на запад и с июля вёл боевые действия на Западном фронте. Уже в ноябре 1941 года за совершенные лично 30 боевых вылетов, умелое командование полком и нанесённый большой урон врагу был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза (но тогда награда была заменена на орден Красного Знамени).

В сентябре 1942 года был назначен на должность начальника отдела бомбардировочной авиации. К августу 1942 года выполнил 107 боевых вылетов (в том числе 74 ночью). В вылете 15 июля 1942 года уничтожил крупный немецкий склад горючего в посёлке Морозовский, сорвав тем самым наступление немецких танковых частей на данном участке фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года подполковнику Полбину Ивану Семёновичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В декабре 1942 года был назначен на должность первого заместителя начальника инспекции ВВС РККА по штурмовой и бомбардировочной авиации, в феврале 1943 года — на должность командира 301-й бомбардировочной авиационной дивизии, а в марте 1943 года — на должность командира 1-го бомбардировочного авиационного корпуса, в феврале 1944 года преобразованного во 2-й гвардейский, а в декабре 1944 года — во 6-й гвардейский. Корпус принимал участие в ходе Курской битвы, битвы за Днепр, а также Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской, Ясско-Кишинёвской и Висло-Одерской наступательных операциях.

10 февраля 1945 года командующий 2-й воздушной армией С. А. Красовский представил гвардии генерал-майора авиации И. С. Полбина к званию дважды Героя Советского Союза за совершенные 157 боевых вылетов, лично сбитые 2 немецких истребителя, за отличное руководство боевыми действиями корпуса.

А на следующий день, 11 февраля 1945 года генерал-майор авиации Иван Семёнович Полбин погиб в небе над городом-крепостью Бреслау, совершая свой 158-й боевой вылет. Вместе с Полбиным погиб штурман подполковник М. К. Зарукин, а стрелок-радист старшина В. А. Орлов выбросился на парашюте, после чего попал в плен, но вскоре был освобождён.

В оперативной сводке штаба 6-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса так описываются обстоятельства гибели командира:

8 экипажей Пе-2 под командованием командира корпуса гвардии генерал-майора Полбина в период 15.30-15.45 с высоты 1500—600 метров с пикирования с замкнутого круга бомбардировали и штурмовали войска и технику в юго-западной части Бреслау…
При бомбардировании групп методом пикирования с замкнутого круга на четвёртом заходе на цель, прямым попаданием снаряда СЗА подожжён самолёт, пилотированный гвардии генерал-майором Полбиным с главным штурманом 2-го гвардейского бак гвардии подполковником М. К. Зарукиным, флагманским стрелком-радистом гвардии старшиной В. С. Орловым.

При попытке сорвать пламя у самолёта отвалилось хвостовое оперение. Горящий самолёт упал на восточной окраине Бреслау и взорвался. Из состава экипажа один человек выбросился на парашюте.

Воспоминания

Я хорошо знал этого талантливого авиационного командира, несгибаемого большевика-ленинца, человека твёрдой воли, высокой военной культуры и личного обаяния. Это был командир-творец, постоянно ищущий, собранный, целеустремлённый. В Иване Семёновиче Полбине органически сочетались глубокие теоретические знания с блестящими лётными качествами. Свои решения он строил на точных расчётах, с учётом конкретной обстановки и умел отстоять свой замысел, если даже не всем и не сразу он казался обоснованным.

— Главный маршал авиации А.Новиков, дважды Герой Советского Союза

Он был одним из тех авиаторов-генералов, которые при высоком звании и служебном положении сохраняют профессиональную молодость, юношескую увлечённость делом. Командирские обязанности не лишили его этих важных качеств. Он летал, совершенствовал тактику, личным примером вдохновлял лётчиков на подвиги. На сборах я всегда прислушивался к его высказываниям, присматривался к нему — образцу человека и лётчика.

— Трижды Герой Советского Союза Маршал авиации Покрышкин А. И. Небо войны. — 6-е изд. — М.: Воениздат, 1980. — С. 420. > Кинохроника

  • Д/Ф «Оружие Победы» — Пикирующий бомбардировщик Пе-2: →]

Награды

  • Две медали «Золотая Звезда» (23.11.1942, 06.04.1945);
  • два ордена Ленина (17.11.1939, 23.11.1942);
  • два ордена Красного Знамени (6.11.1941, 20.01.1942);
  • орден Богдана Хмельницкого 1-1 степени (25.08.1944);
  • орден Суворова 2-й степени (22.02.1944);
  • орден Отечественной войны 1-й степени (27.08.1943);
  • орден Красной Звезды (03.11.1944);
  • медаль «За оборону Москвы» (11.11.1944);
  • медаль «За оборону Сталинграда».

Память

  • Бюсты Ивана Семёновича Полбина установлены в родном селе, ныне носящем его имя, а также в Оренбурге и Ульяновске (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Polbin_Ivan_Semenovich.jpg).
  • Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вроцлаве, Донецке и Вольске, а также Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков.
  • 5 мая 1980 года на кладбище советских офицеров на Партеницах во Вроцлаве, открыта символическая могила.
  • В январе 2015 года на доме № 1 по улице Ивана Полбина в оседле Козанув дзельницы Фабрична Вроцлава, открыта мемориальная доска.
  • Почта СССР в 1965 году выпустила марку № 3149 из серии «Герои ВОВ, зачисленные в списки воинских частей». 4 к. — Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. С. Полбин (1905—1945).

Примечания

  1. Полбин Иван Семёнович // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — М.: Барс, 2007. — С. 478. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
  2. Представление к присвоению И. С. Полбина звания Героя Советского Собза в ноябре 1941 года. // ОБД «Память народа».
  3. Наградной лист на присвоение И. С. Полбина звания дважды Героя Советского Союза // ОБД «Память народа».
  4. Дынин Н. Последний полёт // Красная звезда. — 1988. — 1, 3.
  5. Гапеёнок Н. И. От Вислы до Одера. О гибели генерала Полбина // Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. — Щелково: МУП «Редакция журнала „Щёлково“», 2002.
  6. Л. В. Жолудев, 1972, с. 4.
  7. Награждён в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1944 «О награждении орденами и медалями за выслугу лет в Красной Армии».

Литература

  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 2. — С. 408—409. — ISBN 5-901679-08-3.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 746-747. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
  • Дырин Е. Ф. Дело, которому служишь. — М.: Молодая Гвардия, 1953.
  • Жолудев Л. В. Стальная эскадрилья. — М.: Воениздат, 1972.
  • Постников С. В. Боевые звезды Вольска: Очерк о вольчанах — Героях Советского Союза. — Саратов: Научная книга, 2008. — С. 14—22. — 230 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-9758-0625-3.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. — М.: Воениздат, 1987.

> Примечания

  1. Савина Т. П. По велению сердца // Мелитопольский краеведческий журнал. — 2014. — № 4. — С. 9—12.

Ссылки

  • Полбин, Иван Семёнович. Сайт «Герои страны».
  • Забалухина Н. О нём сложены легенды (рус.) // ulpressa.ru. — 2005. — 9 февраля.
  • Полбин Иван Семёнович на сайте Большой советской энциклопедии.
  • Личный листок по учету кадров И. С. Полбина // ОБД «Память народа».

Иван Полбин

(1905–1945)

Командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза, погибший в воздушном бою в Польше 11 февраля 1945 года

Иван Семенович Полбин родился 14 (27) января 1905 года в селе Ртищево-Каменка Майнского района Ульяновской области (ныне село Полбино) в семье крестьянина. В 9 лет он уже батрачил у кулаков, потом стал пастухом общественного стада. Окончил начальную школу, был рабочим на железной дороге.

Осенью 1918 года Иван Полбин покинул родное село, ушел на заработки на железнодорожную станцию Выры. Там он впервые увидел в газете изображение самолета, и с тех пор им овладела мечта о полетах.

Несколько лет Иван работал на железной дороге в бригаде ремонтных рабочих. Окончив в 1926 году 9?й класс Карлинской школы, работал избачом (заведующим избой-читальней), потом – секретарем волостного комитета комсомола. Иван только и думал о том, что его призовут на военную службу и обязательно пошлют в авиацию. Но медицинская комиссия не разрешила Полбину служить в авиации (на правой руке не сгибался мизинец).

С 1927 года он – в Красной Армии. Служил в Богунском стрелковом полку. Но Ивана не покидала мысль об авиации, и он добился своего. В июле 1929 года был принят в Вольскую авиационную теоретическую школу, а в декабре 1930 года направлен в Оренбургскую военную школу летчиков для практического летного обучения. В ноябре 1931 года его мечта стала явью – он окончил школу летчиков.

С 1932 года Полбин – летчик-инструктор 3?й военной школы летчиков на Дальнем Востоке, с 1933 года – командир экипажа тяжелого бомбардировщика ТБ?3, с 1936 года – командир авиаотряда тяжелобомбардировочной эскадрильи. С 1939 года – эскадрильи 150?го бомбардировочного авиационного полка.

Полбин участвовал в боях на реке Халхин-Гол в Монголии. Совершил там 19 боевых вылетов. Его умение водить строи бомбардировщиков и новые методы обороны (сомкнутый строй) позволяли не только с успехом отражать атаки японских истребителей, но и наносить им ощутимые потери. Эскадрилья в этих боях не потеряла ни одного самолета. За высокое воинское мастерство и мужество Иван Полбин был награжден орденом Ленина, а в начале 1940 года был назначен командиром 150?го скоростного бомбардировочного авиационного полка.

Великая Отечественная война застала Ивана Семеновича в Чите. Его авиаполк 15 июля 1941 года закончил перебазирование из глубокого тыла на один из прифронтовых аэродромов Западного фронта. С этого дня почти ежедневно летчики полка совершали по два-три боевых вылета в сутки. На самые ответственные задания майор Полбин сам вылетал во главе полка. Чаще всего это было в темные ночи, в непогоду.

Рассказывали, например, как на одном из аэродромов, где базировались в начале войны самолеты СБ из полка Полбина, приземлился поврежденный в бою Пе?2. По тому времени «Пешечка», как любовно называли машину летчики, была новинкой авиационной техники. Экипаж подбитой машины отправили транспортным самолетом в свою часть, а Иван Семенович с инженером начал дотошно осматривать Пе?2. Он тщательно ознакомился с рабочими местами летчика и штурмана.

– Уж не лететь ли собираетесь? – спрашивают Полбина.

– А что? – озорно сверкнул он глазами. – Слышал о ней много хорошего. Думаю, что и нам скоро дадут такие. – Потом сказал инженеру: – Вызывайте ремонтников, пусть сейчас же приступают к работе.

Полбина не на шутку заинтересовала эта машина, и он сам решил ее опробовать. На другой день такая возможность представилась: полк перебазировался на новый аэродром. Иван Семенович с утра приказал штурману ознакомиться с оборудованием кабины. Вскоре они взлетели и благополучно приземлились почти на незнакомой для себя машине…

В ноябре 1941 года, когда гитлеровские полчища рвались к Москве, группа пикирующих бомбардировщиков Пе?2, возглавляемая Полбиным, нанесла сосредоточенный удар по скоплению вражеских танков и артиллерии на Волоколамском направлении. 27 самолетов следовали к цели девятками. Девятка Полбина устремляется к земле под углом 60 градусов на подавление огня зенитных батарей, и они на время смолкают. Вслед за первым поочередно входят в пике другие звенья девяток. Противник молчит. Видимо, для него такой способ действия советской авиации оказался неожиданным. Ведущий следует на второй заход. И тут же вражеские зенитки открывают огонь. Его ведут не менее шести батарей и одновременно множество крупнокалиберных пулеметов. Вокруг строя самолетов рвутся снаряды. Со всех сторон к боевому порядку тянутся огненные нити трасс. Но летчики Полбина смело вводят машины в пике и уверенно ведут их на ощерившиеся огнем вражеские танки и артиллерию.

Бомбардировка продолжалась более 12 минут. На танки и самоходные артиллерийские установки гитлеровцев было сброшено несколько сот фугасных, осколочных и зажигательных бомб. За два захода цель была накрыта и частично уничтожена. Полк под командованием Полбина выполнил задачу без потерь. Лишь четыре самолета получили пробоины от зенитных снарядов.

Полбин участвовал в боях на Сталинградском фронте. Там, летая на скоростном бомбардировщике Пе?2, лично разбомбил с пикирования огромный склад горючего, который охранялся противником особенно тщательно.

Самолет Пе?2 обладал замечательными летно-тактическими данными, был на редкость выносливым. Полбин маневрировал на нем, как на истребителе. Бомбардировщик отличался и удивительной живучестью. Детище талантливого конструктора Петлякова прекрасно выдерживало суровые испытания войны. Не зря летчики любили эту машину.

Я этот небесный квадрат не покину

Мне цифры сейчас не важны,

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит, и шансы равны.

Мне в хвост вышел «Юнкерс», но вот задымил он,

Надсадно завыли винты,

Им даже не надо крестов на могилу,

Сойдут и на крыльях кресты.

Я первый, я первый, они под тобою,

Я вышел им наперерез,

Сбей пламя, уйди в облака, я прикрою,

В бою не бывает чудес.

Владимир Высоцкий

К августу 1942 года подполковник Полбин совершил 107 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года И. С. Полбину было присвоено звание Героя Советского Союза.

С конца 1942 года Иван Семенович командовал 301?й бомбардировочной авиационной дивизией.

Он был добрым и заботливым командиром, но промахов, и, особенно, очковтирательства никому не прощал. Там, где речь шла о боевой деятельности, он был предельно требователен. Крепкий, широкоплечий, смотрел на собеседника ясными, проницательными глазами, в которых нельзя было не заметить огромную волю. Иван Семенович никогда не суетился, в любой обстановке сохранял присутствие духа, и эта черта командира, пожалуй, больше всего импонировала людям, встречавшимся каждый день с опасностью. Подчиненные любили его, видели в нем пример для подражания, и каждый его приказ принимался беспрекословно.

Но самое примечательное в характере Полбина было то, что он проявлял какую-то неиссякаемую жажду ко всему новому в боевом использовании техники. Он учил экипажи не только хорошо летать, метко бомбить, но воспитывал в них творческое отношение к авиационному делу, развивал дух новаторства, горячо поддерживал разумную инициативу. В самолете он видел не просто машину, наделенную конструктором какими-то определенными тактико-техническими данными, он стремился выявить в ней и скрытые возможности, о которых сам ее создатель и не подозревал.

Полбин был человек редкого военного дарования, исключительной смелости. Спокойный, уравновешенный, с хитринкой в умных голубых глазах, он никогда не бравировал своей храбростью, вел себя в бою так, будто ходил на полигон бомбить учебные цели. На все ответственные задания он лично водил группы самолетов и непременно собственным глазом изучал район предстоящих боевых действий, чтобы определить наиболее характерные ориентиры, пути подхода к цели, убедиться, как защищен объект огневыми средствами противовоздушной обороны.

В марте 1943 года Иван Семенович принял командование 1?м бомбардировочным авиационным корпусом, позднее – 6?м гвардейским бомбардировочным авиакорпусом.

В октябре 1943 года Полбин продемонстрировал умение вести наступательный воздушный бой с бомбардировщиками противника. Он писал об этом в статье «Комбинированный бой Пе?2»: «Группа из 17 самолетов получила задачу бомбардировать железнодорожные эшелоны противника. На обратном пути на одной с нами высоте были обнаружены 8 пикировщиков Ju?87, идущие в кильватерной колонне. Внизу, с вражеского аэродрома, подруливала к старту еще одна группа „Юнкерсов“. По команде: „Внимание, в атаку, за мной!“ – резким поворотом в сторону группы противника, наращивая скорость, пошел на сближение. Расстояние между группами Пе?2 и Ju?87 молниеносно сокращается. Заметив нас, противник, теряя боевой порядок, попытался мелкими группами уйти с разворотом, но было поздно. Я дал первую очередь с дистанции 100 метров. „Юнкерс“ вспыхнул и камнем пошел вниз. В то же время часть экипажей группы занялась штурмовкой аэродрома и подожгла 2 немецких самолета на земле. Почти одновременно удачными атаками сбили по одному Ju?87 гвардии лейтенант Плотников и стрелок-радист Серебрянский. Группа Ju?87, находившаяся в воздухе, под воздействием наших атак потеряла управление и в панике стала сбрасывать бомбы в районе своего аэродрома. Самолеты противника, продолжающие взлетать, атаковывались нашими самолетами и, бросая бомбы, метались в поисках спасения».

В результате воздушного боя группа пикировщиков Полбина уничтожила шесть самолетов Ju?87 и сорвала задуманный немцами налет на бомбометание по нашим войскам. Одновременно истребитель прикрытия сбил три Ju?87, три Ме?109 и один FW?189. В итоге, немцы потеряли тринадцать машин, две из которых пришлось на долю Ивана Сергеевича.

В середине июля 1944 года, когда началась Львовско-Сандомирская операция, командующий фронтом приказал летчикам подавить артиллерию противника. Одна за другой в небо поднялись группы пикировщиков. Первую вел Полбин. Над целью самолеты образовали несколько кругов: один выходил из пикирования, другой вел огонь, третий пикировал, четвертый находился на боевом курсе. Врагу не давали и секунды передышки.

«Судя по опыту Львовской операции, – писал Полбин, – „вертушка“ в очень большой степени помогла нам держать противника под длительным и сильным воздействием авиации на решающих участках главного удара и наносить ему небольшим числом самолетов крупный урон в живой силе и технике».

Каждый день Полбин продолжал сражаться с врагами. Он летал в генеральской форме, с Золотой Звездой Героя Советского Союза на груди. Его самолет с нарисованным на борту львом все летчики узнавали издали.

К февралю 1945 года Иван Сергеевич совершил 157 боевых вылетов, успешно командовал частями корпуса.

Гвардии генерал-майор авиации И. С. Полбин погиб 11 февраля 1945 года в воздушном бою под Бреславлем (Польша). Он повел девятку бомбардировщиков Пе?2 для удара по окруженному гарнизону в городе-крепости Бреславль. От прямого попадания зенитного снаряда самолет командира корпуса загорелся и упал в окрестностях города. Лишь один человек из состава экипажа (стрелок-радист) сумел выпрыгнуть с парашютом.

На аэродроме, с которого последний раз поднялся в воздух генерал Полбин, через несколько часов после его гибели появился траурный плакат. Под фотографией Ивана Сергеевича, взятой в черную рамку, было написано: «Вечная слава Герою, отдавшему свою смелую прекрасную жизнь за честь и независимость социалистической Родины! Отомстим за смерть любимого командира, удвоим и утроим удары по врагу! Вперед, к окончательной победе над фашизмом!»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года гвардии генерал-майор авиации И. С. Полбин был посмертно удостоен второй медали Золотая Звезда.

Генерал Полбин 11 февраля 1945 года повел группу самолетов Пе?2 на боевое задание с целью уничтожить сильный узел сопротивления противника на окраине Бреславля. Объект был прикрыт многослойным огнем вражеской зенитной артиллерии. Несмотря на это, Полбин ввел самолет в пикирование, стремясь как можно точнее поразить врага. Это был его 158?й боевой вылет. Фашистские зенитки сосредоточили огонь всех орудий на головном самолете. От прямого попадания снаряда самолет загорелся и врезался в землю. Отважный летчик погиб.

Имя Полбина носит его родное село, где открыт памятник в честь прославленного летчика. Его имя присвоено также Карлинской школе Майнского района, в которой он учился, Оренбургскому высшему военному авиационному училищу. О жизни и подвигах Героя рассказывают экспозиции Ульяновского областного краеведческого музея, зала Великой Отечественной войны Ульяновского филиала Центрального музея Вооруженных Сил России, а также музея И. С. Полбина в 46?й школе Железнодорожного района города Ульяновска и музея 846?й школы города Москвы, расположенной на улице Полбина.

Майор Иван Полбин рядом со своим СБ?2

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Дважды Герой Иван Полбин

Отдав жизнь за Отечество, генерал Полбин оставил после себя уникальную тактику бомбометания с применением пикирующих бомбардировщиков. Последний раз она была использована в 1986 году при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Справка «АиФ в Ульяновске»

Полбин Иван Семёнович – дважды Герой Советского Союза, командир 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Сталинградского фронта; командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 1-го Украинского фронта.

Родился 27 января (9 февраля) 1905 года. Местом рождения числится село Ртищево-Каменка (ныне село Полбино Майнского района Ульяновской области). В Красной Армии с 1927 года. Член ВКП(б) с 1927 года. В 1931 году окончил Оренбургскую военную школу лётчиков. С 1933 по 1941 год служил в различных авиационных частях Красной Армии на Дальнем Востоке. С 1939 года — командир авиационного бомбардировочного полка. За активное участие в боях с японцами у реки Халхин-Гол (Монголия) награждён орденом Ленина. В Великую Отечественную войну в действующей армии с июля 1941 года. Воевал на Западном, Сталинградском, Брянском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Командовал 150-м скоростным бомбардировочным авиационным полком, затем 301-й бомбовой авиационной дивизией (с 1942 года), 1-м (2-м гвардейским, 6-м гвардейским) авиационным корпусом (с 1943 года). Совершил 157 боевых вылетов. Разработал и внедрил в практику боевых действий схему группового удара бомбардировщиков с пикирования («вертушка»). Награжден многими орденами и медалями. Зачислен навечно в списки гвардейского бомбардировочного авиационного полка, в котором служил. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» удостоен в ноябре 1942 года. Погиб смертью храбрых 11 февраля 1945 года в воздушном бою под Бреслау. Посмертно удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Место рождения – тюрьма

Согласно метрике, Иван Полбин появился на свет в селе Ртищево-Каменка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Но это не совсем так. После «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в Петербурге волнения дошли и до симбирской глубинки. В селе Ртищево-Каменка возникла стихийная сходка, на которой выступила с речью местная жительница Ксения Полбина — женщина на девятом месяце беременности. Она выразила возмущение беспросветной жизнью сельской бедноты и ругала существующие порядки. Была арестована и помещена в женскую тюрьму Симбирска. Здесь, в камере, и появился на свет ее сын Ваня. Отпустили мятежную крестьянку с ребенком только через полгода. Разумеется, батрацкая семья всячески поддержала приход Советской власти, а для юного Вани Полбина революция стала реальным шансом выйти в люди. Осенью 1918 года в тринадцать лет мальчик покинул родное село. Работал на железной дороге в бригаде ремонтных рабочих. В 1922 году, будучи учащимся Карлинской школы 2-й ступени, вступил в комсомол и вскоре стал секретарем волостной комсомольской организации, а в 22 года (в 1927-м) вступил в ВКП(б).

Взлет

Иван еще школьником заболел авиацией, много читал о самолетах и даже создал в селе Карлинском Общество друзей Воздушного флота. Рассказывал сверстникам о петле Нестерова, о самолете «Илья Муромец», летчике Уточкине, организовал сбор денег на постройку эскадрильи «Наш ответ Чемберлену». В 1927 году, когда пришла пора идти в армию, попросился в авиацию. Но забраковали врачи: мизинец на левой руке, травмированный еще в детстве, не сгибался. Лишь после срочной службы в стрелковой дивизии смог добиться своего, и в 1929 году был зачислен в «терку» — Вольскую теоретическую школу летчиков.

Из воспоминаний современников

«Его было не узнать, — пишет об этих днях Михаил Тупицын, школьный товарищ Ивана Полбина, — таким веселым, мне казалось, я его никогда не видел. Помню, как он, сидя на скамейке и устремив взгляд на волжские дали, с некоторым сожалением сказал: «А все-таки, Миша, немножко жаль расставаться с родными краями, с нашей Волгой. И хотя Волга и там, в Вольске, но я уверен, что не такая красивая».

В декабре 1930 года Иван Семенович был направлен в Оренбургскую школу летчиков, где он освоил полеты на «У-1» и «Р-1». С 1933 по 1941 год служил в различных авиационных частях Красной Армии в Забайкалье. Боевое крещение принял на Халхин-Голе. С 1939 года — командир авиационного бомбардировочного полка.

Из «пешек» – в ферзи

«Пешка» — так летчики называли пикирующий бомбардировщик «ПЕ-2», разработанный конструктором Владимиром Петляковым. Зимой 1941-1942 годов, уже как следует повоевавший, успевший даже после падения самолета выбраться с экипажем из вражеского тыла, Иван Полбин осваивал с подчиненными новый самолет «ПЕ-2» и буквально влюбился в эту машину. Он сразу понял ее возможности в бомбежке маломерных целей. Не хватало инструкторов, и командир сам взялся обучать личный состав. В боях под Москвой и Сталинградом не раз было продемонстрировано преимущество этой машины. Однако там, где «ПЕ-2» пытались использовать традиционным образом — для бомбометания с горизонтального полета и с большой высоты, «пешку» ругали. Дошло до того, что самолет предложили снять с вооружения. В деле решил разобраться лично Верховный Главнокомандующий. Сталин пригласил к себе командира авиаполка Ивана Полбина, где тот в течение десятиминутного разговора четко и убедительно доказал Верховному все преимущества «ПЕ-2». Позже многие военачальники (в частности, командующий Степным фронтом Иван Конев) оценили преимущества пикирующих бомбардировщиков. Машину называли «снайпером бомбометания» и частенько шутили, что это никакая не «пешка», а самый настоящий ферзь. На цель заходили по изобретенной Иваном Полбиным схеме, которая получила название «полбинская вертушка». Метод закрепился. Уже в 1986 году при ликвидации чернобыльской аварии генерал-майор Николай Антошкин, выпускник Оренбургского авиаучилища имени Полбина, применил «полбинскую вертушку» для запечатывания песком кратера четвертого энергоблока.

Гибель героя

Должность командира дивизии и тем более корпуса давала Ивану Полбину полное право руководить боевыми экипажами из командного пункта. Но никто не мог заставить командира не летать. По его мнению, самый эффективный метод обучения — «делай, как я». Когда Героя Советского Союза Ивана Полбина в ноябре 1942 года перевели с фронта на работу в Москву, в штаб ВВС, он смог доказать, что его место – на фронте, и уже в начале 1943 года стал командиром 301 авиационной дивизии, а в марте 1943-го – 1-го авиационного бомбардировочного корпуса.
11 февраля 1945 года немецкие артиллерийские батареи на подступах к Бреслау (польский Вроцлав) не давали нашей пехоте продвинуться вперед и овладеть городом. Артиллерию нужно было подавить. «Ведущий – я!» — закончил командир изложение боевой задачи и поднял в воздух остальные восемь самолетов. Это был его 157-й вылет. Уже при выходе из пике, когда бомбы точно легли в цель, носовая часть командирского бомбардировщика получила прямое попадание снаряда.

Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Иван Полбин не дожил до Победы три месяца. Двумя днями ранее ему исполнилось сорок лет.

Герои, живые и мертвые

Первым российским генералом, которому присвоили звание Героя России еще до окончания Первой чеченской, был генерал-полковник Анатолий Романов. В июле 1995 года он, будучи командиром Внутренних войск МВД РФ, возглавил Объединенную группировку федеральных войск в Чеченской республике.
В этой должности Анатолий Александрович прослужил менее трех месяцев – в октябре 1995 года колонна, в составе которой передвигался автомобиль генерала, подорвалась в Грозном на радиоуправляемом фугасе. Романов выжил, получив тяжелейшие ранения. Он до сих пор проходит лечение в военном госпитале. Анатолия Александровича, помимо собственно медперсонала, поддерживают близкие, все эти годы всегда рядом жена Лариса.
Анатолий Александрович был блестящим переговорщиком, много и плодотворно поработавшим для того, чтобы мирно урегулировать военный конфликт в Чечне.
Высшее звание России А. А. Романов получил через месяц после покушения. Ранее, в 1994 году, ему вручили орден «За воинские заслуги». У Анатолия Александровича «Краповый берет» (апрель 1995 года, за развитие спецподразделений ВВ). Это только те награды, которые генерал Романов получил за время Первой чеченской. Прежде были ордена «Красной Звезды» (1988) и «За личное мужество» (1993), медаль «За безупречную службу», юбилейные медали.
За героизм, проявленный в Первой чеченской кампании, Звезду Героя получил еще один генерал Внутренних войск МВД РФ – замкомандующего Северо-Кавказского округа ВВ генерал-майор Николай Скрыпник. Николай Васильевич сменил на своем посту тяжелораненого предшественника, Скрыпник возглавлял в Чечне тактическую группировку Внутренних войск.
Летом 1996 года в районе одного из чеченских сел под непосредственным руководством Н. В. Скрыпника подразделения российских войск проводили операцию по уничтожению крупной банды боевиков, руководимой полевым командиром Доку Махаевым. Бронетранспортер Скрыпника, так же, как и УАЗ генерала Романова, подорвался на радиоуправляемом фугасе. Смертельно раненый генерал не прожил и часа, скончавшись, не приходя в сознание.
Звание Героя России ему посмертно присвоили уже после формального окончания Первой чеченской кампании, в ноябре 1996 года.