Подводная лодка к 500

РПКСН К-258 проекта 667АУ. БС-3 март-май 1985 года


Это по опыту моей 3 БС (боевой службы) март-май 1985 года, К-258 рпкСН пр.667-АУ, с экипажем К-451-1 командир капитан 1 ранга Дунаев Георгий Иванович, штурман капитан-лейтенант Ерёменко, КЭНГ старшОй лейтенант, ваш покорный слуга.
Всё началось через неделю, после отвязки БРЕВНА от пирса, при форсировании Императорских гор, оборван БАУ «Параван» (буксируемое антенное устройство (связь)), после чего Опера ТОФ нас загоняют на 9 градус северной широты с последующим форсированием Гавайской гряды в 30 милях от о.Оаху???!!! А на этот район карты 50-60-х годов с красными кругами и надписями «Активная вулканическая деятельность…», короче не верь тому, что видишь… при этом перепад глубин от 4500 метров и до… ноля!!! Да, уточняю для непосвященных, использовать эхолот в целях СОБЛЮДЕНИЯ режима СКРЫТНОСТИ разрешено в КРАЙНИХ случаях, читай ЗАПРЕЩЕНО!!!
После выхода из подводной узкости, решили откорректировать долготу с помощью РОС «Сайга» (радиосекстан) …да забыл сообщить, что до 1985 года на рпкСН пр.667-АУ на 2 флпл не было АДК (система космической навигации)… ни 1 ни 2 ни 3, и только героическими усилиями Вашего покорного слуги, за сутки до отхода притащившего на собственном горбу с утопленного ГИСУ «Анадырь» ПЕРВЫЙ на 8 дпл АДК-3, появилась надежда соблюдать РАКЕТНУЮ ГОТОВНОСТЬ по ТОЧНОСТИ и СХРАНЕНИЮ НДС (начальные данные стрельбы), но… на К-258 была установлена радиоантенна не АНИС а ВАН, которая не согласовывалась с АДК!!!
Дальше проще…поднятая по наводке СОСУС БПА ЗП США (базовая патрульная авиация западного побережья США) берет нас за Ж…?!
И узнаем мы ЭТО в самый неподходящий момент, когда у нас задрана «Ялда» (головная часть подъемно-мачтового устройства) РОС «Сайга» на КУ=40 град.пр.б.,… Срочное погружение…Механики не успевают привести ЯЛДУ в исходное положение…ныряем…ЯЛДА… ЗАДРАННА… как крышку шахты закрыли… даже механики не поняли!!!
Ну да ладно… не тут то было, на вторые сутки отрываемся от супостата, ныряя под один транспорт а потом меняя его на другой встречный, шлепающий в обратном направлении.
Было вздохнули МЫ полной грудью отсечного воздуха… и решили всплыть Воздуха ВД набить через ПВП (прием воздуха под водой), а заодно и оглядеться…в перископ… как тут из боевой в штурманскую по внутренней связи помощник, бывший мой же штурман кап.3 ранга Шолохов Александр, задает вопрос на засыпку…»штурман а далеко до берега?»…я не долго думая:…»миль 400 до Гавай, ну и миль 600 до ЗП США…» вопрос номер 2: «…а что посреди океана делает СУДНО ЗАНЯТОЕ БУКСИРОВКОЙ и ОГРАНИЧЕННОЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ МАНЕВРИРОВАТЬ?»
…Так началась 28 суточная борьба, читай «война», рпкСН к-258 с двумя КПУГами (8 НК) оснащенных ГАС AN\BQQ-14(-17) в обеспечении корабельных вертолетов, БПА и судами обеспечения. Это было ПЕРВОЕ применение ВМС США системы «ТАКТАСС» на ТОФ в ходе «операции по вытеснению рпкСН ВМФ СССР из районов их боевого патрулирования». А на обложке ЖУСа командир красной ручкой написал: «ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ДА НАРВАЛИСЬ НА ОВРАГИ…»
Далее подробностей не описываю, много чего было… до сих пор наверно под грифом… «СЕКРЕТНО».
Коротко избранное:
— Вывод 2-х ГЭУ на 100% мощности и дача максимально-возможного хода 24,4 узла, на глубине 150 метров!!! Погружаться дальше не могли, прорывало главную осушительную магистраль, из 4-х ГОНов (главный осушительный насос) 2-а не встрою, у 1-го понижено сопротивление изоляции!!! Пояснение: К-258 не прошла средний ремонт и была в БОЕВОМ строю уже больше 9 лет, а для продления ресурса была перегружена Активная Зона Реакторов на СРЗ-49 и сделан КАКОЙ-ТО ремонт,… зачли как СРЕДНИЙ!!!

— Ежедневная неоднократная ЗАКЛИНКА всяких рулей и систем гидравлики, по вышеуказанной причине,…ЗАМЕНИЛИ ГИДРАВЛИКУ… но «патроны не того калибра» оказались!!! Гидравлика сворачивалась…в трубочках…
— При даче больших ходов, вырвало и вымотало Аварийно-Буксирное Устройство, которым заклинило Рубочные ГР (горизонтальные рули) и чудом не намотало на винты… А также ОГЛОХЛИ СВЯЗИСТЫ, затек ВАН и была обломана ИВА…
— Температура воды за бортом +20-27 градусов, про Холодильные Машины и температуру в отсеках промолчу…а вот стекло АНС «Волна» (астронавигационный секстан) обросло водорослями так, что даже СОЛНЦЕ наблюдалось как расплывшийся БЛИН на сковородке… Пояснение: на пр.667-АУ Голова Волны постоянно МОКРАЯ, так как в отличии от Б,БД,БДР и т.д. шахта АНС «Волна» не предусмотрена по проекту.
— Вследствие вышеперечисленного пришлось всплывать темной ненастной ночью ПОД РУБКУ, засылать на рубку Связиста для установки раздвижной антенны с целью дачи РДО (радиодонесения) и штурманского электрика чистить стекло АНС, так как это были ПОСЛЕДНИЕ оставшиеся средства как связи, так и определения места!!! Да еще кто-то рубил топором кусок троса АБУ на руле Рубочного ГР…
— После дачи РДО о слежении…сигнал НЕ ПРИНЯЛИ узлы связи на Камчатке, Владивостоке, Хабаровске, Москве…ПРИНЯЛ УС (узел связи) на Кубе, который ретранслировал его напрямую УС ГШ ВМФ и он лег на стол Главкома ВМФ, который не долго думая поднял с постели Ком.ТОФ Хватова и задал вопрос …» а что это у ВАС там на Тихом океане творится? Вам что Копейкина мало???» про Копейкина ниже
— Ком.ТОФ послал с Камчатки пару разведчиков ТУ-16, которые долетели до о.Адаха, дозаправки уже тогда не было, а на весь флот было всего две пары ТУ-16 и пара ТУ-95!!! и донесли «ДА ЧТО-ТО ТАМ ТВОРИТСЯ…»
— Короче ОНИ нас КИНУЛИ у о.Адах, когда мы проскакали средней рысью от Гавай, вдоль ЗП США, через Аляскинский залив и по Алеутской гряде, намотав на винты 16500 миль, при норме в 11000 миль…
Но и это оказалось не самое страшное…24.05.1985 года на пирсе НАС уже ждала комиссия Штаба ТОФ во главе с Хватовым… и началась ЧЕРНАЯ НЕДЕЛЯ…после которой Командир капитан 1 ранга Жора Дунаев вытирая пот со лба изрек КЛАССИЧЕСКУЮ фразу: «Б… ЛЕГЧЕ ВОЕВАТЬ С АМЕРИКАНЦАМИ, ЧЕМ С НАШИМИ Д…»

К-258 при отрыве от слежения КПУГ ВМС США, в составе 2-х ЭМ УРО т.Спрюенс и 2-х ФР УРО т.Нокс, отстреляла:
— МГ-14 (Самоходный прибор помех) — 2 шт.
— МГ-34 (Дрейфующий прибор помех) — 18 шт.
— ГИП-1 (Гидроакустический Имитационный патрон) — 40 шт.
— ТА №-3 и -4 снаряженные боевыми торпедами 53-65к приводились в минутную готовность, т.е. крышки ТА открыты, осталось ввести параметры стрельбы и нажать кнопку «ПУСК»…
— и даже производила маневрирование имитирующие «ТАРАН» ЭМ УРО т.Спрюенс с целью оборвать ГПБА (Гибкую Буксируемую Антенну) AN/BQQ-17.

В-четвертых, применение средств РЭБ в боевых условиях, особенно в таком количестве, при этом за 4 суток (а не за 3 месяца) при этом используемых со специальным маневрированием, прописанным в руководящих документах по отрыву от слежения ПЛС и Средств, показала не только их НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ и то, что они МОРАЛЬНО да и ФИЗИЧЕСКИ УСТАРЕЛИ, а также то что УСТАРЕЛИ и оказались НЕЭФФЕКТИВНЫМИ методы и способы их применения, так как средства РЭБ и документы по их применению разрабатывались в 50-60-х годах, а «на дворе» уже был 1985 год!!! Да в 70-х и до 1985 года средства РЭБ в таком количестве не применялись, МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ!!! Да и потом что-то я не слышал об этом.

В-шестых, использования на БС рпкСН пр.667-А(-АУ) в 1983-1986 годах, в условиях ОЧЕНЬ ПРИБЛИЖЕННЫХ к боевым, разве что только не применялось ракетное и торпедное оружие, т.е. в районах АКТИВНОГО и ИНТЕНСИВНОГО использования ПЛСиС (НК, ПЛА, БПА, СОСУС) показал, что ОНИ являются ОДНОРАЗОВЫМИ единицами, которые в случае их обнаружения будут уничтожены с Р=0.9 т.е. попросту КАМИКАДЗЕ….а вопрос их обнаружения с Р=0.8 не составлял для ПЛС ВМС США, при их массированном использовании, в то время особого труда, так как шумность рпкСН второго поколения оставляла желать лучшего!!!
Поэтому с 1987 года, ну еще и по политическим мотивам…, для рпкСН пр.667-АУ были изменены районы БС и перераспределены цели на территории других государств вероятных противников и рпкСН стали ЕЗДИТЬ ПО РЕЛЬСАМ в Беренговом, Охотском и Японских морях, так сказать, в СВОИХ прибрежных морях в зоне действия СВОИХ обеспечивающих их сил и средств…
————————
Копейкин — командир рпкСН К-500 (по прозвищу К-ПОЛЛИТРА) пр.667-Б 21 дпл 4флпл, которая находилась в 1984 году на БС в северной части Тихого океана.
У Алеут ее обнаружила АПЛ ВМС США типа «Лос-Анджелес», которая использовала активные гидроакустические средства РЭБ, имитирующие применение торпед по рпкСН. В результате командир К-500, считая, что по нему фактически применены торпеды, был вынужден аварийно всплыть в надводное положение и, как следствие, потеря скрытности рпкСН, их сразу обнаружила БПА, которая и наводила ПЛА в результате срыва БС.
Подробностей особых не знаю, только из уст членов экипажа, с которыми встречался в 1991 году в Большом Камне при получении из ремонта К-530.
По другим данным, американцы использовали ДВЕ АПЛ типа «Лос Анджелес».

К-500

К-500

История корабля

Государство флага

СССР, Россия

Порт приписки

бухта Павловского (г. Фокино)

Спуск на воду

14 июля 1976

Выведен из состава флота

2004(?)

Современный статус

утилизирована

Основные характеристики

Тип корабля

РПКСН

Обозначение проекта

667Б «Мурена»

Кодификация НАТО

«Delta-I»

Скорость (надводная)

15 узлов

Скорость (подводная)

26 узлов

Рабочая глубина погружения

320 м

Предельная глубина погружения

450 м

Автономность плавания

70 суток

Экипаж

120 человек

Размеры

Водоизмещение подводное

13 700 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

139 м

Ширина корпуса наиб.

11,7 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

8,4 м

Силовая установка

Атомная.

2 водо-водяных реактора ВМ-4Б

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

Носовые: 4×533 мм,
малые: 2×400 мм

Ракетное вооружение

12 БРПЛ Р-29 (РСМ-40)

К-500 — советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, корабль проекта 667Б «Мурена».

История

Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР 19 марта 1975 года.

15 июля того же года заложена на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Спуск на воду состоялся 14 июля 1976 года, в том же году, 19 декабря, введена в состав Тихоокеанского флота.

Выведена из состава флота предположительно в 2004 году и утилизирована.

Ссылки

  • К-500 Проект 667Б
  • Любительский фильм, снятый экипажем
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Добавить иллюстрации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Подводные лодки проекта 667А «Навага»

Подводные_лодки_проекта_667А_»Навага» ПЛАРБ | ВМС СССР

Служба


СССР
Исторические данные

ЛПМБ «Рубин» Разработчик проекта

С. Н. Ковалёв Главный конструктор

«Yankee» Кодификация НАТО

1-я ПЛ (К-137) 9 ноября 1964 г Заложен

1-я ПЛ (К-137) 28 августа 1966 г. Спущен на воду

1-я ПЛ (К-137) 1 сентября 1966 г. Выход на испытания

1-я ПЛ (К-137) 5 ноября 1967 г. Сдан

1964 — 1974 гг. Годы постройки

1967 — 1991 гг. Годы службы

Место строительства

Северодвинск, Комсомольск-на-Амуре

Общие данные

7 640 / 11 500 т. Водоизмещение
(надводное/подводное)

128 / 11,7 / 7,9 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

26 узл. Скорость хода надводная

16 узл. Скорость хода подводная

320 / 400 м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)

60 суток Автономность (макс)

Энергетическая установка
комбинированная

Основная

  • 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4;
  • 2 паротурбинных установки ОК-700;
  • 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635;
  • 2 турбогенератора.

Вспомогательная

  • 2 дизель-генератора ДГ-460;
  • 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ;
  • 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт.

Тип ЭУ
Вооружение

6 установок Торпедное

4 Х 533мм, 2 Х 450мм Носовые ТА

20 из них 2 с ядерным зарядом Число торпед

РК Д-5, 16 ПУ БРПЛ Р-27 Ракетное

2-4 ПУ ПЗРК 9К32М «Стрела-2М» ПВО

Экипаж

91 чел. Общая численность

Подводные лодки проекта 667А «Навага» (по классификации МО США и НАТО — «Yankee») — серия советских РПКСН (атомных подводных лодок, оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическими ракетами Р-27 на борту). Состояли на вооружении Военно-Морского Флота СССР с 1967 по 1991 год.

История создания

В конце 1950-х годов еще только начинала создаваться стратегическая ядерная триада, которая на сегодняшний день формируется из тяжелых (стратегических) бомбардировщиков, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Таким составом обладают стратегические ядерные силы (СЯС) Российской Федерации и США.

В декабре 1959 года первый в мире атомный подводный ракетоносец «USS George Washington (SSBN-598)» (Джордж Вашингтон) вступил в ряды ВМС США — это головной корабль в серии из 5 ед., являлся одним из компонентов системы «Polaris» (Поларис), включавшей в себя подводные ракетные крейсера с 16 баллистическими ракетами, плавучие и наземные средства обеспечения боевой деятельности подводных лодок и подготовки ракет. Вслед за кораблями серии «Джордж Вашингтон» в США вступили в строй серия подводных крейсеров типа «Ethan Allen» (Итен Аллен) с баллистическими ракетами «Поларис» А-2 и А-3 , повышенной дальности и, наконец, 1 апреля 1967 г. в состав флота США вошла подводная лодка «Will Rogers (SSBN-659)» (Уилл Роджерс)
— последней, 31-й по счету, подводной лодкой типа «Lafayette» (Лафайетт), оснащенной 16 ракетами «Поларис» А-3. Общая численность американского подводного ракетоносного флота достигла к тому моменту 41 подводный атомный ракетоносец с 656 баллистическими ракетами «Поларис» А-2 и A-3 с подводным стартом на борту.

СССР же к середине 1960-х годов обладал всего 37 ПЛ проектов В611, АВ611, 629 и 658 со 104 баллистическими ракетами малой дальности, которые размещались по две-три ракеты с установкой в шахтах в ограждении рубки ПЛ, при этом первоначально старт ракет был надводным, что лишало подводные лодки их основного свойства — скрытности. Дополнительно шло переоснащение по проектам 629А и 658М под ракетный комплекс Д-4 средней дальности с подводным стартом. Таким образом проекты ПЛ, которые строились в СССР в период 1955—1962 гг., не могли составить серьезную конкуренцию американской системе «Поларис» как по характеристикам самих ракет, так и их носителей.

В следствии серьезного одностороннего усиления ВМС США, СССР просто не мог допустить технического отставания от своего главного потенциального противника. Самым приемлемым решением по критерию «эффективность и стоимость», на первый взгляд, выглядело серьезное увеличения боекомплекта каждой ракетной ПЛ. Но в этом случае необходимо было еще и иметь ракету с приемлемыми массо-габаритными характеристиками, с подводным стартом и дальностью стрельбы соизмеримой с американским ракетами.

Проработка ЦКБ-16 проекта 667

Задача перед инженерами судостроительной и ракетной промышленности была поставлена архисложная. Новый проект подводного корабля получил № 667. К его разработке на первоначальном этапе были подключены три проектные организации: ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин»), ЦКБ-16 (ЦПБ «Волна») и СКБ-143 (СПМБМ «Малахит»). Первые предэскизные расчеты конструкторы закончили уже в 1958 году. В соответствии с ТТЗ, всеми бюро (ЦКБ-16, ЦКБ-18 и СКБ-143) в 1958—1959 гг. было выполнено много проектных проработок вариантов ПЛ проекта 667, но в итоге проект закрепили за ЦКБ-16.

Формальное решение о разработке атомной подводной лодки проекта 667, оснащенной крупногабаритными ракетами Р-21 комплекса Д-4, было утверждено в декабре 1958 года, эта же работа была включена в кораблестроительную программу на «семилетку» 1959—1965 гг. Но в результате выявленных трудностей с использованием крупногабаритных ракет Р-21 в вертикальном положении, в процессе проектирования, а также появление возможности использования нового ракетного комплекса Д-5 с малогабаритными ракетами Р-27 повышенной дальности, проект 667 так и остался не реализованным, а на его место пришел новый проект 667А.

С. Н. Ковалёв. Главный конструктор проекта 667А

Постановлениями правительства СССР СМ № 316—137 от 4 апреля 1961 года и № 565—234 от 21 июня 1961 года было задано начало работ по проекту 667А — создание подводного ракетоносца второго поколения (1-е поколение: 658, 658M, 658T, 658У, 701) с малогабаритными ракетами Р-27 комплекса Д-5. Работу над проектом поручили ЦКБ-18 (с 1966 г. ЛПМБ «Рубин»).

Главным конструктором проекта стал С. Н. Ковалёв — известный советский конструктор подводных ракетных крейсеров, по проектам которого было построено в общей сложности 92 подводные лодки. Технический проект этой подводной лодки был выполнен в 1962 году. В 1963 году произошла корректировка проекта, связанная с изменением в части ракетного вооружения.

Первый РПКСН (К-137 «Ленинец») был заложен 9 ноября 1964 г. на Северном машиностроительном предприятии («Севмаш»). Заполнение дока водой произошло 28 августа 1966 г.

1 сентября в 2 часа дня на ПЛ был впервые поднят военно-морской флаг ВМФ СССР и начались испытания по сдаче проекта. В этот же день, в присутствии главного конструктора на борту подводного крейсера, при максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, что на 3,3 узла превысило заданную проектную.

Таким образом, в результате первичных испытаний, было установлено, что по своим скоростным характеристикам новый РПКСН практически сравнялся со своими главными потенциальными противниками в «подводных битвах» — американскими противолодочными атомоходами типа «Трешер» и «Стерджен», предельная скорость которых была в районе 29-30 узлов.

Головной ракетоносец этого проекта (К-137 «Ленинец») вступил в строй ВМФ СССР в 1967 г. и стал первым кораблем самой крупной серии атомных подводных ракетоносцев (34 единицы). Впоследствии подводные лодки проекта 667А непрерывно совершенствовались в основном путем установки на них ракет с увеличенной дальностью стрельбы, разделяющимися головными частями и т. д. Часть построенных по проекту 667А подводных лодок в соответствии с договором по ограничению стратегических вооружений после снятия с них ракетных комплексов была переоборудована в подводные лодки, на которых выполнялись различные опытные и научно-исследовательские работы.

Конструкция

Корпус

Продольный разрез РПКСН проекта 667А:
1 — 533 мм торпедные аппараты; 2 — аккумуляторный и жилой отсеки; 3 — центральный пост; 4 и 5 -ракетные отсеки; 6 — дизель-генераторный отсек, 7 — реакторный отсек; 8 и 9 — турбинные отсеки; 10 — электродвигательный отсек;

Новая ПЛАРБ, как и атомоходы первого поколения, относилась к двухкорпусному типу. Материал изготовления легкого корпуса — сталь ЮЗ. Прочный корпус подводной лодки имел цилиндрическую форму диаметра 9,4 метра. Материал — маломагнитная сталь АК-29 толщиной 40 миллиметров. Шпангоуты были изготовлены из симметричных сварных тавров. Материал переборок — сталь АК-29 толщиной 12 миллиметров, выдерживающая давление в 10 атмосфер.

Переборки должны были разделять прочный корпус подводной лодки на 10 отсеков:
торпедный отсек; аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты; центральный пост, пульт ГЭУ; 2 ракетных отсека; дизель-генераторный отсек; реакторный отсек; 2 турбинных отсека; электродвигательный отсек.

Шумность лодки на 4 узлах: 100—130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м.

Разрез кормовых отсеков подводной лодки проекта 667 А. Работа ООО «Корвет».

В процессе производства подводных лодок пр. 667А и других проектов на его основании был внедрен комплекс технических решений, направленных на уменьшение уровня первичных физических полей подводной лодки (первичными или собственными полями кораблей называются поля, источники которых расположены непосредственно на корабле либо в сравнительно тонком слое воды, прилегающем к его корпусу), что, в конечном итоге, дало возможность на более поздних кораблях из этой серии значительно уменьшить уровень шумового фона и соответственно серьезно снизить «заметность» подводной лодки.

Такая возможность на поздних этапах появилась только благодаря первоначально выбранной эшелонной схеме расположения ГТЗА. Именно то, что все агрегаты располагались в своих в отдельных отсеках, позволило на протяжении работы над данной линией подводных лодок непрерывно совершенствовать систему амортизации данных агрегатов. Свободные на пр. 667А турбинные отсеки, на более поздних переоборудованных проектах, вплоть до пр. 667БДРМ, постепенно загружались новыми рабочими узлами, положительно влияющими на общий уровень шумности, понижая его.

В итоге, эшелонное расположение, как показали испытания, оказалось максимально эффективным с точки зрения выживания в боевых условиях. Аварийное состояние одного турбинного отсека никак не влияло на другой, а реакторы могли использовать для своей работы любой из ГТЗА.

Фронтальная проекция РПКСН проекта 667А

Огромное внимание в проекте 667А конструкторы также уделили вопросу обитаемости и комфорту для экипажа. Во всех отсеках проекта 667А была установлена собственная автономная система кондиционирования воздуха (при этом был внедрен ряд технологических решений, которые позволили снизить уровень акустического шума на боевых постах и жилых помещениях). Весь экипаж подводной лодки размещался в каютах или множестве маломестных кубриков. Также на подводной лодке имелась специальная офицерская кают-компания и, впервые, на корабле подобного типа была предусмотрена отдельная столовая для старшинского состава, которая могла быстро при необходимости трансформироваться в спортивный зал или кинотеатр. Все коммуникации, проходящие в кубриках и каютах, были скрыты под специальные защитные панели. Таким образом, конструкторам удалось создать определенный внутренний комфорт, которого требовало время в условиях длительного автономного плавания.

Ракетный комплекс

Ракета Р-27 на транспортировочной платформе Изначально при рассмотрении технического проекта 667А было предложено предусмотреть возможность размещения на подводной лодке, наряду с твердотопливными ракетами комплекса Д-7, жидкостные ракеты комплекса Д-5. Так в техническом проекте 667А, выполненном в 1961 году, уже рассматривались варианты корабля с 14 и 16 ракетами комплекса Д-5 при водоизмещении соответственно в 7500 и 7250 м3.

После успешных результатов испытаний ракеты Р-27(индекс УРАВ ВМФ — 4К10, код СНВ — РСМ-25, по классификации МО США и НАТО — SS-N-6 Mod 1, Serb) в конце 1961 года было издано правительственное предписание (постановление Совета Министров СССР № 386—179) о разработке нового ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27 для проекта 667А.

Состав ракетного комплекс Д-5 — 16 пусковых установок с баллистическими жидкотопливными ракетами Р-27, имеющими примерную массу около 14.5 тонн и радиусу поражения цели примерно в 2 400 км.

В комплексе реализовали возможность залповой стрельбы двумя 8-ракетными залпами. Стрельба производилась с глубины 40—50 м при волнении моря до 5 баллов, время предстартовой подготовки — 8 минут, интервал между пусками ракет составлял 8 секунд. В конце активного участка траектории полета производилось отделение головной части ракеты. При стрельбе на максимальную дальность время работы двигательной установки составляло 128,5 секунды, высота в конце активного участка — 120 км, максимальная высота траектории — 620 км.

Торпедное вооружение

Торпедное вооружение лодок составляют 6 носовых торпедных аппаратов, среди них 4 калибра 533 мм для стрельбы противокорабельными торпедами и 2 калибра 450 мм для стрельбы противолодочными торпедами. Суммарный боевой запас торпед составлял 20 шт., в него также входили две торпеды с ядерным зарядом. В особых случаях было предусмотрено то, что дополнительный запас торпед мог быть размещен в помещение переоборудованной универсальной офицерской кают-компании.

Дополнительное вооружение

ПЛ проекта 667А стали первыми ПЛАРБ, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплекса типа «Стрела»(2-4 ПУ ПЗРК 9К32М «Стрела-2М»), предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.

Энергетическая установка

Основная ЭУ

Главная энергетическая установка обладала номинальной мощностью в 52.000 л. с. и включала в себя 2 автономных блока левого и правого бортов. Каждый из блоков, в свою очередь, состоял из водо-водяного реактора ВМ-2-4 (89,2 мВт), паротурбинной установки ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635 и турбогенератора с автономным приводом (АТГ). Оба реактора с парогенераторами размещались в одном отсеке № 7, в двух выгородках, один за другим в диаметральной плоскости корабля; паротурбинная установка, ГТЗА и АТГ каждого борта — в отдельных отсеках (отсеке № 8 — левого, и в отсеке № 9 — правого борта). АТГ обеспечивали всех потребителей переменным током напряжения 380 В.

Вспомогательная ЭУ

На ПЛАРБ также имелась и вспомогательная энергетическая установка, основным назначением которой был пуск и расхолаживания ГЭУ, а также снабжение ПЛ электроэнергией при авариях и обеспечение, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. Вспомогательная энергетическая установка состояла из двух дизель-генераторов постоянного тока ДГ-460, двух групп аккумуляторных свинцово-кислотных батарей (по 112 элементов 48-СМ в каждой) и двух гребных реверсивных электродвигателей «подкрадывания» ПГ-153 (по 225 кВт). ДГ размещались в отсеке № 6, обе группы АБ — в отсеке № 2.

Радиоэлектронное оснащение

Радиоэлектронное, навигационное и оптическое оборудование проекта 667А:
1-АП СОРС «Залив-П»; 2 — ПМУ РДП; 3 — ПМУ ВАН-С (за ним находится ПМУ с АП РЛК «Альбатрос»); 4 — АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 — «Волна»; 6 — перископ ПР-14; 7 — перископ ПЗНГ-8М; 8 — ПМУ «Ива-М»; 9 — перископ МТ-70-8; 10 — перископ ПЗНС-8; 11 — пеленгатор и секстан на кардановом подвесе. При модернизациях устанавливалось ВУ «Циклон», а на более поздних (с конца 80-х) — «Синтез»

Радиоэлектронное оборудование проекта включало:

  • Боевая информационно-управляющая система «Туча», с помощью которой контролировалось использование ракетного и торпедного вооружения. Основная задача системы — автоматизированная выработка рекомендаций по управлению оружием и маневрированию в целях наиболее эффективного использования боевых и технических возможностей военной техники.
  • Гидроакустический комплекс «Керчь»,
  • Радио­локационный комплекс РЛК-101 «Альбатрос»

и др.

Навигационное оборудование

Первые четыре корабля в своем арсенале имели навигационный комплекс «Сигма». На подводных лодка, которые были сконструированы после 1972 года взамен него ставился навигационный комплекс «Тобол». Подводные лодки еще более поздней постройки имели на вооружении систему спутниковой навигации «Циклон» и «Синтез»(с конца 80-х).

Проекты, созданные на основе РПКСН проекта 667А

Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество отдельных переоборудованных проектов.

Часто, выводимые по договору ОСВ-1 (Переговоры об ограничении стратегических вооружений) РПКСН использовались в ряде других (не только военных) экспериментальных проектов. Из РПКСН вырезались ракетные отсеки, вместо них встраивались новые, спроектированные для использования АПЛ в качестве носителя по соответствующим программам. некоторые проекты переоборудовали для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна.

Список проектов, созданных на основании проекта 667А:

  • Проект 667АУ «Налим»
  • Проект 667АМ «Навага-М»
  • Проект 667М «Андромеда»
  • Проект 667АТ «Груша»
  • Проект 09774 (667АН)
  • Проект 667АК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2»

Список построенных ПЛАРБ

Список построенных ПЛАРБ по проекту 667А
Северодвинск
Номер Дата вступления в строй Дата списания на слом Пререоборудованна по проекту
К-137 6 ноября 1967 3 апреля 1994 667АУ
К-140 30 декабря 1967 19 апреля 1990 667АМ
К-26 3 сентября 1968 17 июля 1988 667АТ
К-32 26 октября 1968 19 апреля 1990
К-216 27 декабря 1968 1985
К-207 30 декабря 1968 30 мая 1989
К-210 6 августа 1969 17 июля 1988
К-249 27 сентября 1969 17 июля 1988
К-253 27 сентября 1969 24 июня 1991 667АТ
К-395 5 декабря 1969 24 июня 1991 667АТ
К-408 25 декабря 1969 17 июля 1988 667АТ
К-411 «Оренбург» 31 августа 1970 18 января 2009 09774
К-418 22 сентября 1970 17 марта 1989
К-420 29 октября 1970 2004 667М
К-423 13 ноября 1970 24 июня 1991 667АТ
К-426 22 декабря 1970 19 апреля 1990
К-415 30 декабря 1970 6 августа 1987
К-403 «Казань» 12 августа 1971 выведен из состава в 2004 и передан гражданскому экипажу
К-245 16 декабря 1971 14 марта 1992 667АУ
К-214 31 декабря 1971 24 июня 1991 667АУ
† К-219 31 декабря 1971 затонул 3 октября 1986 667АУ
К-228 30 сентября 1972 3 сентября 1994 667АУ
К-241 23 октября 1972 16 июня 1992 667АУ
К-444 9 декабря 1972 30 сентября 1994 667АУ
Комсомольск-на-Амуре
Номер Дата вступления в строй Дата списания (на слом) Пререоборудованна по проекту
К-399 24 декабря 1969 1998 667АТ
К-434 30 ноября 1970 17 марта 1989
К-236 27 декабря 1970 1 сентября 1990
К-389 25 ноября 1971 19 апреля 1990
К-252 31 декабря 1971 17 марта 1989 667АУ
К-258 30 сентября 1972 16 июня 1991 667АУ
К-446 30 декабря 1972 17 марта 1993 667АУ
К-451 7 сентября 1973 16 июня 1991
К-436 5 декабря 1973 14 марта 1992 667АУ
К-430 25 декабря 1974 12 января 1995 667АУ

Проекты атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ВМФ СССР и России

1-е поколение 658-658M-658T-658У 701
2-е поколение 667А-667АУ-667АМ-667М-667АТ-667АН-667АК 667Б «Мурена» 667БДР «Кальмар» 667БДРМ «Дельфин»
3-е поколение 941 «Акула»
4-е поколение 955 «Борей»

Ссылки и источники

РПКСН проекта 667А «Навага»

Основные характеристики

Тип корабля

РПКСН

Обозначение проекта

667А «Навага»

Разработчик проекта

ЛПМБ «Рубин»

Главный конструктор

А. С. Кассациер, С. Н. Ковалёв

Кодификация НАТО

«Yankee»

Скорость (надводная)

15 узлов

Скорость (подводная)

28 узлов

Рабочая глубина погружения

320 м

Предельная глубина погружения

650 м

Автономность плавания

до 90 суток

Экипаж

140 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов,

Размеры

Водоизмещение надводное

11740 т

Водоизмещение подводное

18200 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

132 м

Ширина корпуса наиб.

11,7 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

7,9 м

Силовая установка

Главная

  • 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4
  • 2 паротурбинных установки ОК-700
  • 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635
  • 2 турбогенератора

Вспомогательная

  • 2 дизель-генератора ДГ-460
  • 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ
  • 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

ТА 4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды).

Ракетное вооружение

ракетный комплекс Д-5, 16 ПУ БРПЛ Р-27 (РСМ-25)

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Навага (значения).

Подводные лодки проекта 667А «Навага» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок, оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическими ракетами Р-27 на борту.

Работа по созданию подводного ракетоносца второго поколения была начата в 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А. С. Кассациера. Основное вооружение лодки первоначально должно было состоять из 8 жидкотопливных ракет пускового комплекса Д-4, или 8 твердотопливных ракет пускового комплекса Д-6, которые разрабатывались параллельно.

Проект был выполнен в ЛПМБ «Рубин», Генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв.

Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром 9,4 м, выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:

  1. торпедный отсек;
  2. аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
  3. центральный пост, пульт ГЭУ;
  4. ракетный отсек;
  5. ракетный отсек;
  6. дизель-генераторный отсек;
  7. реакторный отсек;
  8. турбинный отсек;
  9. турбинный отсек;
  10. электродвигательный отсек.

Шумность лодки на 4 узлах: 100-130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м

Основным вооружением кораблей проекта 667А является ракетный комплекс Д-5, включающий 16 пусковых установок с баллистическими жидкотопливными ракетами Р-27, имеющими массу по 14,5 тонн и дальность действия 2 400 км. Отработкой ракетного комплекса Д-5 занималось ЦКБ-16, ныне — СПМБМ «Малахит». Торпедное вооружение лодок составляют 6 носовых торпедных аппаратов, в том числе 4 калибра 533 мм для стрельбы противолодочными и противокорабельными торпедами и 2 калибра 400 мм для стрельбы самоходными приборами постановки помех (имитаторами пл). Общий боекомплект составляет 16 торпед, в том числе две торпеды с ядерными боевыми частями и 4 самоходных прибора постановки помех (имитатора пл). В особых случаях дополнительный торпедный боекомплект 12 торпед, может быть принят в помещение переоборудованной (в заводских условиях) офицерской кают-компании 2 отсека.

Радиоэлектронное оборудование проекта включает:

  • Боевая информационно-управляющая система «Туча», обеспечивающая применение ракетного и торпедного вооружения
  • Гидроакустический комплекс «Керчь»,
  • Радиолокационный комплекс РЛК-101 «Альбатрос»

и др.

Первые четыре корабля имели на вооружении навигационный комплекс «Сигма». На кораблях, построенных позже 1972 года взамен него устанавливался комплекс «Тобол». Корабли поздней постройки также несли систему спутниковой навигации «Циклон».

При полной утилизации АПЛ было извлечено лома металлов:

  • более 3500 тонн стального (300 тонн нержавеющей, 1100 тонн маломагнитной, 1900 тонн без сорта)
  • 322 тонны цветного
    • 50 тонн медного
    • 70 тонн латунного
    • 70 тонн бронзового
    • 30 тонн медно-никелевого
    • 5 тонн алюминиевого.

Вооружение

Основная статья: Р-27 (баллистическая ракета)

Основным вооружением лодок базового проекта 667А «Навага» являлись 16 баллистических ракет Р-27 (РСМ-25) с моноблочной боеголовкой 1 Мт и дальностью стрельбы до 2400 км. Старт ракет — только подводный. 6 торпедных аппаратов и 22 торпеды против подлодок и надводных кораблей, 2 из них — с ядерными зарядами.

Модификации

Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество модификаций.

Выводимые по договору ОСВ-1 РПКСН использовались в ряде экспериментальных проектов. Из РПКСН вырезались ракетные отсеки, вместо них встраивались новые, спроектированные для использования АПЛ в качестве носителя по соответствующим программам.

Назначение проектов:

  • Проект 667АУ «Налим» — установка усовершенствованного ракетного комплекса Д-5У, 9 лодок.
  • Проект 667АМ «Навага-М» — модернизация К-140 для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31.
  • Проект 667М «Андромеда» — модернизация К-420 для проведения испытаний стратегических сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с дальностью более 5000 км.
  • Проект 667АТ «Груша» — модернизация К-253, К-395, К-423 для использования в качестве носителей дозвуковых стратегических крылатых ракет C-10 «Гранат», запускаемых из торпедного аппарата. По этому проекту планировалась, но не была проведена модернизация: К-408, К-236, К-399.
  • Проект 09774 (667АН) — модернизация К-411 в носитель сверхмалых подводных лодок, с установкой аппаратуры для проведения научных исследований.
  • Проект 667АК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2» — последовательные модернизации К-403 «Казань» для испытания ГАК подводных лодок 3-го и 4-го поколения соответственно.

Проект 667АУ «Налим»

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

10 июня 1971 года вышло постановление правительства предусматривающее разработку модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У с увеличенной дальностью полёта до 3000 км. В декабре 1972 года 19-я дивизия получила первый подводный крейсер проекта 667АУ — К-228, с новым усовершенствованным ракетным комплексом Д-5У. Корабль был принят в состав дивизии без подписания Государственного Акта приемки корабля от промышленности в связи с незавершенными испытаниями ракетного комплекса. В ходе отработки комплекса в сентябре 1972 — августе 1973 года были проведены испытания ракеты Р-27У. Все 20 пусков с борта К-228 прошли удачно, в том числе пуски ракет с разделяющейся головной частью. 11 декабря 1973 года Акт приемки корабля был подписан. 4 января 1974 года комплекс Д-5У был принят на вооружение.

Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла РГЧ «рассеивающего» типа, оснащённую тремя боевыми блоками по 200 кт, без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ.

Кроме ракетного комплекса Д-5У на подводных крейсерах 667АУ проекта был установлен первый инерциальный навигационный комплекс «Тобол».

В 1972—1983 годах флот получил ещё восемь РПКСН: К-219, К-245, К-241, К-430, К-426, К-444, К-446 и К-451, модернизированных или достроенных по проекту 667АУ.

Проект 667АМ «Навага-М»

Основные статьи: К-140 и Р-31Силуэт ПЛ проекта 667АМ «Навага-М»

Проект разрабатывался в Ленинградском КБ «Рубин» для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31. Разработка проекта велась под руководством главного конструктора О. Я. Марголина.

Для переоборудования по проекту 667АМ был выделен второй корабль проекта 667А — К-140. Из-за большей массы твердотопливной ракеты число ракетных шахт было сокращено до 12. Увеличилось полное водоизмещение. Внешние отличия заключались в уменьшенной длине и увеличенной высоте кормовой надстройки.

Работы по модернизации начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря.

В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет Р-31 методом отстрела. Для пусков было отобрано 10 ракет, ещё 6 были утилизированы на берегу. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно. 17 декабря 1990 года К-140 была отправлена в Северодвинск для утилизации.

Проект 667М «Андромеда»

Основные статьи: К-420 и Метеорит (ракета)Силуэт ПЛ проекта 667М «Андромеда»

В соответствии с постановлением правительства от 9 декабря 1976 года началась разработка нового класса морских стратегических вооружений — сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с КР ЗМ25 с дальностью более 5000 км. Дальность КР выбиралась с учётом глубины активной противолодочной обороны США и расположения возможных целей.

Работы велись в КБ В. Н. Челомея, параллельно в СССР велась разработка дозвуковых стратегических крылатых ракет C-10 «Гранат», предназначенных для запуска из торпедных аппаратов.

Для испытания нового ракетного комплекса в Северодвинске в 1980—1985 годах была переоборудована К-420. В ходе модернизации вырезался четвёртый и пятый ракетные отсеки, вместо них устанавливалась новая секция из трёх отсеков. С каждой стороны ракетных отсеков, между прочным и лёгким корпусом размещалось по 6 контейнеров для сверхзвуковых КР.

Первый пуск КР с борта подводной лодки состоялся в Баренцевом море 26 декабря 1983 года. В 1984 году была проведена серия из 21 испытательного пуска. В начале 1990-х годов работы по проекту были прекращены.

Проект 667АТ «Груша»

Основная статья: Подводные лодки проекта 667АТ «Груша» Силуэт ПЛ проекта 667АТ «Груша»

Для дозвуковых стратегических крылатых ракет C-10 «Гранат», была разработана модификация 667АТ «Груша» на базе подводных лодок 667-го проекта. Лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями этих КР.

Модернизация проводилась в Северодвинске. У подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533 мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении ТА устанавливались под углом, в средней части подлодки.

На корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставлялись с минимальными изменениями.

Основное вооружение корабля этой модификации составили 32 стратегические КР C-10 «Гранат», запускаемые из восьми 533-мм ТА, расположенных в 5-м отсеке. Вместо КР ТА могли использоваться для запуска дальноходных торпед.

Представители

Всего по проекту 667АТ были модернизированы три АПЛ проекта 667:

  • К-253 — вступила в строй в 1969 году, модернизация завершена 20 декабря 1988 года;
  • К-423 — модернизация завершена в 1986 год. Была утилизирована в 2003 году на заводе «Нерпа». Рубка установлена в качестве мемориала во дворе средней школы №15 в г.Красавино Вологодской области, где учился Герой России Сергей Преминин, заглушивший реактор аварийной К-219 ценой собственной жизни.
  • К-395 — модернизация завершена в 1991 году;

Все три АПЛ входили в состав Северного флота. К-395 была исключена из боевого состава флота 1 сентября 2002 года.

Проект 09774 (667АН)

Основная статья: КС-411 «Оренбург» Силуэт ПЛ проекта 667АНБАПЛ К-411 «Оренбург». Оленья Губа. 2000 год

В 1990 году была завершена модернизация РПКСН К-411 «Оренбург» проекта 667А. В ходе модернизации крейсер был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. Был вырезан пятый ракетный отсек, вместо него вставлен блок, в котором размещены научно-исследовательская аппаратура и оборудование, каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. В результате корпус корабля был удлинен до 162,5 м, торпедное вооружение демонтировано не было.

Была существенно увеличена автономность плавания, для этого было предусмотрено размещение большего количества запасов и улучшены условия для жизнедеятельности экипажа и исследователей. Переоборудование осуществлялось МП «Звездочка» в кооперации с ПО «Севмашпредприятие», которое изготовило новый блок корпуса.

Подводную лодку поставили в эллинг МП «Звездочка» в октябре 1983 года, а спустили на воду — в июне 1990 года. В 1991 году была принята в состав ВМФ.

Была утилизирована в 2009 году. Часть рубки «Оренбурга» сохранена как мемориал «Защитникам Отечества», установленный в посёлке Колтуши Ленинградской области и открытый 21 августа 2010 года.

Проект 667АК «Аксон-1»

Основная статья: К-403 «Казань» Силуэт ПЛ проекта 667АК «Аксон-1»

В 1979—1983 годах К-403 была переоборудована в лодку специального назначения по проекту 667АК «Аксон» и использовалась для испытаний гидроакустического комплекса «Скат-3» для АПЛ 3-го поколения.

Проект 09780 «Аксон-2»

Основная статья: К-403 «Казань» Силуэт ПЛ проекта 09780 «Аксон-2»

Для испытания ГАК для подводных лодок 4-го поколения в 1985 году в ЦКБМТ «Рубин» был разработан технический проект переоборудования проекта 667А в 09780 «Аксон-2». 6 августа 1987 года на модернизацию по этому проекту на ДВЗ «Звезда» была поставлена К-415.

В 1988 году для уменьшения финансовых затрат был подготовлен скорректированный проект по переоборудованию 667АК после завершения испытаний по программе «Аксон-1» и работы на К-415 были прекращены.

В 1991—1995 годах К-403 «Казань» прошла модернизацию по усовершенствованному проекту «Аксон-2». В 1996—2000 годах подводная лодка служила базой для испытаний гидроакустического комплекса для АПЛ 4 поколения. 9 декабря 2005 года спущен Андреевский флаг, передана гражданскому экипажу в ожидании утилизации.

«Преемника» для проведения новых испытаний у проекта нет — это связано с отсутствием средств на модернизацию или строительство новой подводной лодки. Завершение эксплуатации К-403 «Казань» связано с тем, что

в настоящее время энергоресурс ядерной энергетической установки «Аксона» на исходе, спецификационные сроки службы атомного реактора, корпуса подлодки, основных механизмов, систем автоматики и корабельных кабелей давно истекли. Безаварийная эксплуатация корабля в таком состоянии не может гарантироваться даже при самых «щадящих» режимах его использования…

В апреле 2009 года с подводной лодки выгружено отработанное ядерное топливо. 6 октября 2009 года 17.35 мск на утилизируемой АПЛ «Казань» при демонтаже гидроакустического комплекса с использованием газовой резки произошло возгорание изоляционных материалов. Из-за большого количества горючих изоляционных материалов на отдельные очаги пожар был разбит только к 23.30.

Северодвинск
Номер Зав. № Закладка Спуск Дата вступления в строй, флот Списание Статус
К-137

1970-«Ленинец»

420 04.11.1964 11.09.1966 6 ноября 1967, СФ 1994 1985-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 2003

К-140 421 19.09.1965 23.08.1967 30 декабря 1967, СФ 1990 1978-модернизирован по пр.667АМ

Утилизирована в 1998

К-26 422 30.12.1965 23.12.1967 3 сентября 1968, СФ 1988 Утилизирована в 2003
К-32 423 23.04.1966 25.04.1968 26 октября 1968, СФ 1990 Утилизирована в 1998
К-216 424 28.06.1966 06.08.1968 27 декабря 1968, СФ 1988 Утилизирована в 1994
К-207 400 04.11.1966 20.09.1968 30 декабря 1968, СФ 1989 Утилизирована в 2001
К-210 401 16.12.1966 29.12.1968 6 августа 1969, СФ 1988 Утилизирована в 2001
К-249 402 18.03.1967 30.03.1969 27 сентября 1969, СФ 1988 Утилизирована в 2004
К-253 414 26.06.1967 05.02.1969 27 сентября 1969, СФ 1993 1988-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2004

К-395 415 08.09.1967 28.07.1969 5 декабря 1969, СФ 2002 1991-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2007

К-408 416 20.01.1968 10.09.1969 25 декабря 1969, СФ 1988 1984-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 1995

К-411 1998-«Оренбург» 430 25.05.1968 16.01.1970 31 августа 1970 СФ 2004 1990-модернизирован по пр.09774

Утилизирована в 2009

К-418 431 29.06.1968 14.03.1970 22 сентября 1970СФ 1989 Утилизирована в 1998
К-420 432 12.10.1968 25.04.1970 29 октября 1970 СФ 1994 1990-модернизирован по пр.667М

Утилизирована в 2003

К-423 440 13.01.1969 14.07.1970 13 ноября 1970 СФ 1994 1987-модернизирован по пр.667АТ

Утилизирована в 2003

К-426 441 17.04.1969 28.08.1970 22 декабря 1970 СФ 1990 Утилизирована в 2005
К-415 442 04.07.1969 26.06.1970 30 декабря 1970 СФ

1972-ТОФ

1988 1987-модернизирован по пр.09780 не закончена

Утилизирована в 2011

К-403

1997-«Казань»

450 18.08.1969 25.03.1971 12 августа 1971 СФ 2004 1983-модернизирован по пр.667АК

1996-модернизирован по пр.09780

Утилизирована в 2010

К-245 451 16.10.1969 09.08.1971 16 декабря 1971СФ 1992 1977-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

К-214 452 19.02.1970 01.09.1971 31 декабря 1971СФ 1991 1980-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

† К-219 460 28.05.1970 08.10.1971 31 декабря 1971СФ Достроена по пр.667АУ

06.10.1986-Погибла в Атлантике

К-228 461 04.09.1970 03.09.1972 30 сентября 1972СФ 1992 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1997

К-241 462 24.12.1970 09.06.1972 23 октября 1972СФ 1992 1981-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1994

К-444 470 08.04.1971 01.081972 9 декабря 1972СФ 1994 1983-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1995

Комсомольск-на-Амуре
Номер Дата вступления в строй
К-399 151 23.02.1968 23.06.1969 24 декабря 1969, ТОФ 1990 1982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1998

К-434 152 23.02.1969 29.05.1970 30 ноября 1970, ТОФ 1989 Утилизирована в 2007
К-236 153 06.11.1969 04.08.1970 27 декабря 1970, ТОФ 1990 1985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)

Утилизирована в 1994

К-389 154 26.07.1970 27.06.1971 25 ноября 1971, ТОФ 1990 Утилизирована в 1995
К-252 155 25.12.1970 12.09.1971 31 декабря 1971, ТОФ 1989 1975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1991

К-258 156 30.03.1971 26.05.1972 30 сентября 1972, ТОФ 1991 1975-модернизирован по пр.667АУ

Утилизирована в 1998

К-446 157 07.11.1971 08.08.1972 30 декабря 1972, ТОФ 1993 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1996

К-451

1978-«60 лет ВЛКСМ»

158 23.02.1972 29.04.1973 7 сентября 1973, ТОФ 1991 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-436 159 07.11.1972 25.07.1973 5 декабря 1973, ТОФ 1992 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 1999

К-430 160 27.07.1973 28.07.1974 25 декабря 1974, ТОФ 1995 Достроена по пр.667АУ

Утилизирована в 2005

    Сноски и источники

  1. Проект 667А
  2. What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …
  3. 1 2 Анатолий ПОПОВ. Эта грозная «Груша» // «Звездочка». — Вып. 26 ноября 2009. — С. 4 (2 — в pdf).
  4. «Проект 667АТ «Груша» (NATO – “Yankee-Notch”)». deepstorm.ru. Дата обращения 5 октября 2007.
  5. flot.com // В Колтушах открыт мемориал «Защитникам Отечества»
  6. ВСЕ О ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ (недоступная ссылка), vpk-news.ru, 2006
  7. Ядерный контроль Выпуск # 42, 2005, 7 декабря — 14 декабря (недоступная ссылка). Дата обращения 17 ноября 2008. Архивировано 28 июня 2010 года.
  8. 1 2 3 Атомные подводные лодки специального назначения, ckb-rubin.ru
  9. 1 2 Курганов Илья; Николаев Андрей. К-415, КС-415 проект 667А, 09780. Штурм Глубины. Дата обращения 6 марта 2010.
  10. 1 2 К-403, КС-403, «Казань» проект 667АК, 09780, deepstorm.ru
  11. 1 2 Прощание с «Казанью», vdvsn.ru, 2005/12/12
  12. 1 2 3 Пожар произошел на утилизируемой АПЛ на заводе в Северодвинске, rian.ru, 07/10/2009
  • «РПКСН — Проект 667А «Навага», 667АУ «Налим»» (недоступная ссылка). submarine.id.ru. Дата обращения 5 октября 2007. Архивировано 4 октября 2007 года.
  • «Проект 667А «Навага» (NATO — Yankee-1), 667АУ «Налим»» (недоступная ссылка). ruspodlodka.narod.ru. Дата обращения 5 октября 2007. Архивировано 15 февраля 2012 года.

Проект 667АМ «Навага-М»

  • «Забытое детище „Арсенала“.». Алексей Спиридонов, «Независимая газета». nvo.ru (23.03.2007). Дата обращения 5 октября 2007.

Проект 667М «Андромеда»

  • «Проект 667М „Андромеда“ (NATO — Yankee-Sidekar)», ruspodlodka.narod.ru

Проект 09774 (667АН)

  • «Проект 09774 (NATO — „Yankee-Stretch“)», www.deepstorm.ru
  • Сайт экипажа К-411 «Оренбург»
Подводные лодки проекта 667А «Навага» (Yankee class)
Базовый проект, не модернизировались К-32 • К-207 • К-210 • К-216 • К-236 • К-249 • К-389 • К-415 • К-418 • К-426 • К-434
Проект 667АУ «Налим» модернизированы: К-26 • К-137 • К-214 • К-241 • К-245 • К-258 • К-444
достроены: † К-219 • К-228 • К-252 • К-430 • К-436 • К-446 • К-451
Проект 667АМ «Навага-М»
Проект 667АТ «Груша» К-253 • К-395 • К-423 не завершена: К-399 • К-408
Проект 667М «Андромеда»
Проект 09774 (667АН)
Проекты 667АК «Аксон-1» и 09780 «Аксон-2»
Проекты атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ВМФ СССР и России
1-е поколение 658 / 658M • 701
2-е поколение
3-е поколение
4-е поколение

1. Исходная обстановка

Сентябрь 1982 года. Разгар «холодной войны» между США и СССР, в ходе которой обе стороны стремятся добиться преимущества в ядерном противостоянии.
Американцы в ответ на развёртывание советских ракет средней дальности «СС-20» (по НАТОвской классификации) на Западе России пытаются с середины 1981 года разместить в странах Западной Европы ракеты средней дальности с ядерными боеголовками «Першинг». Они способны через 5-7 минут поразить все объекты на советской территории до Урала. Конечно, главная цель – Москва.

По странам Западной Европы прокатывается волна массовых протестов населения, обеспокоенного возрастающей угрозой ответных действий со стороны Советов. В Великобритании тысячи активистов блокировали на долгое время базу, на которой должны быть размещены пусковые установки ракет «Першинг». В чём-то это напоминает развитие сегодняшней ситуации, связанной с планами размещения системы противоракетной обороны (ПРО) уже в странах Восточной Европы (Польша, Чехия, Румыния).
В это же время американские военно-морские силы (новейшие многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» и надводные корабли) оснащаются крылатыми ракетами «Томахок» в контейнерном варианте с дальностью стрельбы до 2500 км, включая ракеты с ядерными боеголовками, а также в обычном снаряжении с кассетными и бетонобойными боеголовками. Последние способны буквально «вспарывать» взлётно-посадочные полосы аэродромов, подавлять систему ПВО, поражать командные пункты управления и военно-морские базы противника на всю глубину их оперативного построения.
Но главной задачей, которая стояла перед военно-морскими силами США, была борьба с советскими атомными подводными лодками с баллистическими ракетами. По советской классификации они назывались «ракетные подводные крейсера стратегического назначения», сокращённо – РПКСН. Это были подводные лодки проекта 667 и их модификации пр. 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, которые отличались всё более совершенными баллистическими ракетами, включая ракеты с разделяющимися боеголовками. Всего до 1981 года было построено 14 кораблей проекта 667БДР, пять из которых базировались на Северном флоте и девять – на Тихоокеанском.
К 1982 году стало ясно, что американцы стремятся сломать ядерный паритет между США и СССР в свою пользу. Остриё борьбы переносится в подводную среду, которая, в дальнейшем, благодаря учёному-аналитику Стифенику, получила название «Стратегическая противолодочная война».

Она предполагала: ­ обеспечить 100%-ное обнаружение советских атомных подводных лодок на просторах Тихого и Атлантического океана и в базах; ­ идентифицировать эти подводные лодки вплоть до бортового номера по их шумовым характеристикам, имея заранее собранный их «шумовой портрет» (это как по отпечаткам пальцев опознать преступника, схема та же); ­ установить за ними непосредственное слежение в готовности к их уничтожению. Рассматривались даже варианты ядерной бомбардировки вероятных районов боевого патрулирования советских РПКСН. Эти задачи вытекали из основного постулата: «Если в ядерной войне выживет хоть одна советская подводная лодка с баллистическими ракетами, то это может нанести серьёзный ущерб Соединённым Штатам». Второй серьёзной угрозой для США и их союзников считались советские многоцелевые атомные подводные лодки, имеющие на своём вооружении противокорабельные крылатые ракеты с дальностью стрельбы до 500 км, современные торпеды. Они предназначались для: ­ борьбы с американскими атомными подводными лодками с баллистическими ракетами системы «Поларис-Посейдон» типа «Джордж Вашингтон» и «Этан Аллен» в районах их боевого патрулирования; ­ нанесения ракетных ударов по американским авианосным ударным группам; ­ а также могли успешно действовать на морских коммуникациях США и их союзников (Англия, Япония, Австралия) в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах. Для решения всех задач борьбы с советскими атомными подводными лодками на Атлантике и в Тихом океане с конца 1960-х годов начинается развёртывание уникальной системы дальнего гидроакустического обнаружения «СОСУС» (SOSUS – Sound Surveillance System). Система «СОСУС» включала в свой состав несколько десятков гидроакустических антенн, расположенных на дне Тихого и Атлантического океанов, а также береговые приёмные станции на побережье США, Канады, Великобритании, Норвегии, Исландии, Японии, Бермудских, Багамских, Антильских, Гавайских, Алеутских, Марианских островов и о. Мидуэй. Система позволяла обнаруживать подводные лодки по шумам их винтов и работающих механизмов на удалении нескольких сотен миль. Гидроакустические датчики системы «СОСУС», соединённые с приёмными станциями, располагались на наиболее вероятных маршрутах развёртывания советских подводных лодок и были предназначены обнаруживать их, классифицировать и выдавать целеуказание противолодочным самолётам «Орион», своим многоцелевым подводным лодкам и корабельным поисково-ударным группам (КПУГ). Кроме того, на выходах из советских баз подводных лодок в позициях поиска и перехвата на постоянной основе дежурили американские многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» с протяжёнными гидроакустическими антеннами системы «СУРТАСС». Стояла задача: американские подводные лодки должны быть более бесшумными, обладать большей дальностью гидроакустического обнаружения, более совершенными средствами противолодочного оружия и большей манёвренностью. В то время на вооружение американских многоцелевых атомных подводных лодок типа «Лос-Анджелес» стали поступать новейшие самонаводящиеся торпеды МК-48, имеющие большую дальность и точность стрельбы. В тесном взаимодействии с системой «СОСУС» и многоцелевыми подводными лодками, использовались противолодочные самолёты «Орион», которые действовали с аэродромов на побережье стран НАТО, Японии, Южной Кореи, Австралии, на островах Тихого и Атлантического океанов. Зона их действия практически охватила все акватории океанов и прилегающих к побережью СССР морей. Для обнаружения советских подводных лодок использовались новейшие гидроакустические буи и другая аппаратура, позволяющая по различным полям обнаруживать подводные объекты, включая магнитометрическую. Ежедневно, примерно два раза в сутки, обследовались базы советских подводных лодок с использованием разведывательных спутников радиолокационной и оптико-электронной разведки, позволяющих уточнить количество и номера подводных лодок (по силуэтам), стоящих у причалов в бухте. Сейчас много пишут о том, что во время Карибского кризиса мир стоял на грани ядерной войны. Но очень мало пишут о том, когда он стоял на этой грани в ходе «стратегической противолодочной войны». Один пример. Автор этих строк выслушал убедительный рассказ своего давнего товарища по боевой службе в Индийском океане. Фамилию не называю. Он тогда был командиром группы ОСНАЗ (особого назначения, а точнее радиоразведки) на дизельной подводной лодке. Он закончил ленинградское Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола и прошёл курсы переподготовки в петергофском Высшем военно-морском училище радиоэлектроники имени А.С. Попова на радиоразведчика. После похода в Индийский океан я ему предложил продолжить свою карьеру в разведке ТОФ. Но он отказался, сказав, что хочет остаться чистым подводником. Он дослужился до старпома РПКСН «К-500». Итак, из его рассказа. РПКСН «К-500» выходит из базы подводных лодок в Павловске (Приморский край) в район боевого патрулирования у западного побережья США. Уже буквально после выхода из базы в заливе Петра Великого они обнаруживают, что за ними следит чужая подводная лодка. Весь период перехода через Тихий океан это слежение продолжается. Принятые меры по отрыву от следящей лодки не помогли. Согласно нашим наставлениям и инструкциям главным является скрытность РПКСН во время боевой службы, поэтому команда не спешит докладывать о слежении. Иначе это будет оценено как срыв боевой службы с вытекающими последствиями. Во время боевого патрулирования «К-500» по циркуляру принимает сводки из Политуправления ТОФ об обстановке в стране и на флоте, о ходе боевой и политической подготовки и другую дребедень. Очень мало по обстановке в мире. В один из дней поступил доклад гидроакустика, что он слышит шум открываемых торпедных аппаратов следящей подводной лодки и якобы выход торпед. На самом деле это были имитаторы. Командир в панике. В своей каюте он советуется со старпомом и замполитом. Что делать? Может уже война? Может торпедировать следящую лодку? Его уговаривают не горячиться. В конечном итоге «К-500» всплыла и была с позором возвращена в базу. Мир стоял на грани войны, так как считалось, что потопление РПКСН – главный признак начала войны. Надо отдать должное тому, что американцы в свою очередь кардинально решили вопрос обеспечения безопасности своих атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (по нашей терминологии ПЛАРБ). 15-я эскадра ПЛАРБ с десятью подводными лодками типа «Джордж Вашингтон» или «Этан Аллен» система «Поларис-Посейдон», которая базировалась в бухте Апра на острове Гуам была расформирована. Она была доступна советскому флоту и разведке ТОФ. Потом была сформирована новая 17-я эскадра ПЛАРБ в составе восьми подводных лодок типа «Огайо» системы «Трайдент» с дальностью стрельбы баллистических ракет до 12 тысяч километров с базированием в базе Бангор, штат Вашингтон, на самой границе с Канадой. Теперь эти ПЛАРБ могли развёртываться из базы Бангор через пролив Хуан-де-Фука в Тихий океан для боевого патрулирования, оставаясь практически необнаруживаемыми советскими противолодочными силами. Редкие попытки советских, а потом российских противолодочных сил обнаружить и установить слежение за американскими ПЛАРБ не увенчались успехом. В разведке ТОФ даже рассматривались варианты развёртывания американских ПЛАРБ в Индийский океан через индонезийские проливы для создания нового южного ракетно-космического направления. Признаки этой подготовки в разведке ТОФ были. С учётом этих факторов к 1982 году в США принимается новая и весьма агрессивная «Военно-морская стратегия США», вдохновителем и автором которой является молодой и амбициозный министр ВМС Леман. Она предполагает: ­ установление тотального слежения в готовности к уничтожению советских РПКСН; ­ нанесение упреждающего удара ракетами «Томахок» по всей военной инфраструктуре противника (система ПВО, командные пункты, военно-морские базы, аэродромы морской ракетоносной авиации, группировки войск, склады ГСМ и т.д.); ­ после первых ударов крылатыми ракетами «Томахок», подавления системы ПВО противника и уничтожения главных объектов удара, в первую очередь баз советских РПКСН и командных пунктов, — нанесение массированного удара палубной авиацией с авианосцев по всей военной инфраструктуре противника. Главная задача: завоевание господства в воздухе, на море, под водой и завершение военных действий на выгодных для США условиях. При этом, не исключается и высадка морских десантов на побережье противника.