Первый танковый таран

Монумент «Танковый таран»

Монумент «Танковый таран» установлен на Прохоровском поле, перед входом в музей боевой славы «Третье ратное поле России» в Белгородской области. Памятник символизирует мужество советского солдата и является Прохоровским сражением в миниатюре, тем не менее в полной мере передающее накал сражения.

На мраморном постаменте расположена величественная скульптурно-художественная композиция, где представлены два отечественных и три немецких танка в натуральную величину. Советские Т-34, победоносно устремляются на запад, сметая и перемалывая на своем пути хваленую рурскую сталь. Под их гусеницами повержены имперский орел и фашистская свастика. Для усиления художественного образа композиции в полости монумента помещена скульптура обезумевшего от боя немецкого солдата-артиллериста сидящего на лафете орудия.

Основная часть работ проходила в цеху одного из заводов Белгорода. Над созданием каркаса работал белгородский скульптор Тарас Костенко, а автором всего проекта и изваяния немецкого солдата стал известный монументалист Фридрих Согоян. Фигуру артиллериста специально состарили, чтобы он вписался в общую идею скульптурной композиции.

Монумент сохраняет память о подвиге 12 июля 1943 членов экипажа танка Т-34 из 181-й танковой бригады — механика-водителя Александра Николаева, командира башни Романа Чернова и командира танка Ивана Гусева. Во время Курской битвы танкисты совершили таран немецкого «Тигра». Монумент изваян по фотографии, сделанной после того сражения.

… читать ещё >

Третье ратное поле России

Начнём экскурсию

Семьдесят лет назад произошли события, о которых сейчас вы можете узнать из школьных учебников. Известно, что танковое сражение унесло много человеческих жизней. Чтобы увековечить подвиг советских воинов, на территории Прохоровского района Белгородской области был создан Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Не так давно в его состав вошёл и Музей боевой славы Третьего ратного поля России. Он открылся в мае 2010 года.

Музейный комплекс занимает 5000 квадратных метров. Представьте себе, как это много! Здесь соседствуют культурно-исторический центр «Третье ратное поле России «Прохоровское поле» и храм Первоверховных апостолов Петра и Павла, поскольку решающее сражение Курской битвы прошло именно в день этих святых — 12 июля.

При входе в сам музей установлены шесть стел. Это специальные каменные плиты с именами павших здесь воинов, информацией о ходе сражения. За зданием музея тоже есть что посмотреть: фрагменты советских и немецких оборонительных укреплений с траншеями, окопами, площадками под орудия и укрытием для танков. А на территории отечественных окопов реконструирован наблюдательный пункт.

От мирной жизни — к военному времени

Зал № 1 нас встречает выставкой, рассказывающей об истории Прохоровского района. Такого, каким он был накануне войны. Представьте, ещё минуту назад люди жили обычной мирной жизнью: читали книги или слушали музыку, играли в лото и домино… А спустя мгновение – война. Экспонаты этого зала показывают быстрый и внезапный переход от мирной жизни к жизни военной.

В зале № 2 — экспозиция, посвящённая началу Курской битвы и боевым действиям, прошедшим с 5 по 11 июля. Здесь разместились макеты разнообразной военной техники, личные вещи участников боёв. Например, вещи дважды Героя Советского Союза Андрея Кравченко. Его танковый корпус первым принял на себя бой на прохоровской земле.

Зал № 3 посвящён событиям 12 июля. В этот день в бой вступила танковая армия генерал-лейтенанта Павла Ротмистрова. В комплекс «Штаб Ротмистрова» входит мебель из дома, где располагался штаб командующего армией, а также личные вещи генерал-лейтенанта. А ещё здесь можно увидеть комплексы (это такие мини-выставки, посвящённые какой-то одной теме) артиллеристов, танкистов, миномётчиков, разведчиков, пошаговые карты военных действий.

В зале № 4 рассказывается о значении Прохоровского сражения и о судьбе его участников. В центре внимания — легендарный Танк Победы Т-34. Знаете ли вы, что мощность двигателя этого танка равняется 500 лошадиным силам, а сам он может разгоняться до 54 километров в час? И это при средней массе в 27,5 тонны!

А ещё в зале представлены вещи участников сражения, добившихся значительных успехов в отраслях науки, техники, производства, военного искусства.

Тема зала № 5 — победа советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь буквально по годам представлены наиболее значимые сражения, повлиявшие на ход войны. Битва под Москвой (1941 год), Сталининградская битва (1942 год), Курская битва — (1943 год). В 1944 году — освобождение Красной Армией Белоруссии, Прибалтики. В 1945 — Берлинская операция, в ре- зультате которой нацистская Германия была разгромлена.

А на втором этаже музея находится экспозиция «История края». Здесь тоже много интересных экспонатов. Они показывают, как развивалась белгородская земля с VII века до нашей эры (это очень древние времена!) до настоящего времени. Здесь есть макеты и засечной черты, и участка крепостной стены. Представлен быт наших предков, обустройство их домов.

Танковый таран

На территории комплекса располагается скульптурно-художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран». Многие называют его проще — «Танковый таран». Над каркасом «тарана» работал известный белгородский скульптор Тарас Костенко. Сюжет композиции — буквально накинувшиеся на фашистский «тигр» два советских танка — представляет собой эпизод за несколько секунд до взрыва… Автором же самой скульптуры стал известный в России скульптор Фридрих Согоян.

Скульптура «Танковый таран»
Елена Мельникова

«Хорошая работа получается в том случае, когда создаваемое произведение проходит через сердце. Только тогда удаётся оживить холодный камень и бетон», всегда говорил Фридрих Мкритович.

В 2000 году на Белгородчине открылась монументальная композиция, также созданная Фридрихом Согояном, — памятник воинам-танкистам, одолевшим бронированную фашистскую армаду в битве под Прохоровкой.
И пусть главные герои «Танкового тарана» — не люди, а боевые машины, нетрудно себе представить, что в тот момент думали, о чём мечтали солдаты, находившиеся в этих танках. Одни — проклинали врага, пришедшего захватить родную землю, другие — проклинали тех военачальников, которые послали их на верную гибель в страну, где даже дети готовы были отдать жизнь за Родину.

У «Танкового тарана» есть своя история. На Прохоровском поле было совершено более десяти танковых таранов, на которые советские бойцы шли, заведомо зная, что погибнут. 12 июля первый такой подвиг совершил экипаж танка-«тридцатьчетвёрки» — командир экипажа лейтенант Гусев, механик-водитель Александр Николаев, старший сержант Роман Чернов. 20-летний сержант Николаев, спасая раненого командира и своих товарищей, сам себе отдал приказ: «Иду на таран!». Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно…

Подвиг советских танкистов запечатлён и на монументальном художественном полотне в музее-диораме «Курская дуга. Белгородское направление». Именно оттуда скульпторы подхватили идею запечатлеть танковый таран ещё и в виде памятника.

А что внутри?

А что же внутри «Танкового тарана». Неприметная снаружи дверь — и вот перед вами обезумевший немецкий солдат, за спиной у которого, будто в издёвку, цитата «из Гитлера»: «Победа под Курском должна подействовать на мир как сигнал фанфары». И дата — 15 апреля 1943 года.

Скульптура немецкого воина внутри «Танкового тарана»
Елена Мельникова

Каких-то три месяца оставалось до переломного сражения на Прохоровском поле. Фотографию немецкого солдата после боя военный фотокорреспондент Виктор Кинеловский сделал в июле 1943 года. Растерянность, безысходность, отчаяние в облике человека, который принёс столько горя нашей стране, олицетворяют поражение нацистской Германии. Впервые за 65 лет после войны враг изображён не свирепым и безжалостным захватчиком, а глубоко несчастным, обезумевшим человеком. Во время экскурсии здесь ещё звучит трёхминутная фонограмма — взрывы, скрежет танковой брони, предсмертные крики солдат.

И словно стонет загнанный в ловушку фашист, которого там, в Германии, наверное, тоже ждали с фронта…

Интересные факты о «Танковом таране»

Работу над созданием монумента «Танковый таран» можно без преувеличения назвать ювелирной. Чеканку латуни и чернового металла производили одиннадцать человек — именно благодаря ручной чеканке танки получились «как живые», кажется, что вот-вот неповоротливые машины, грохоча, разъедутся, и… Работать внутри приходилось в противогазах, так как для работы с латунью можно использовать только аргонную сварку, при этом в воздух выделяются цинк, свинец и другие вредные вещества. Всего над созданием монумента работали около 20 человек.

ххх

Скульптор Тарас Костенко рассказывал, что во время работы над «Танковым тараном» мастера столкнулись с необъяснимыми, почти мистическим фактами. Когда проводили процесс дробостроения (на специальной установке под большим давлением воздуха металл нужно было покрыть мелкой дробью, чтобы очистить от масла и других примесей), металл на танках начал… плакать, словно покрываться кровавыми потёками. Не захотели танки и обработки на другом агрегате — пескоструе, необходимом, чтобы «загладить» швы. Сопротивлялся металл, не давался машинам. Требовал только ручной обработки! Вот и трудились строители памятника (а иначе их не назовёшь!) над этой махиной, буквально каждый сантиметр ощупывая и обрабатывая вручную. Всего наложили около 11 километров сварочных швов. И когда танки, ещё по отдельности, не сцепившиеся в смертельном таране, везли на грузовых прицепах, военные отдавали честь боевым машинам. А во время открытия монумента кто-то из высоких гостей сказал: «Они едут, как живые…».

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
7 знаменитых воздушных таранов

7 знаменитых воздушных таранов

Таран как прием воздушного боя остается последним аргументом, к которому летчики прибегают в безвыходной ситуации. Остаться в живых после него удается не всем. Тем не менее, некоторые наши летчики прибегали к нему по нескольку раз.

1 Первый в мире таран
Первый в мире воздушный таран совершил автор «мертвой петли» штабс-капитан Петр Нестеров. Ему было 27 лет, и он, совершив в начала войны 28 боевых вылетов, считался опытным пилотом. Нестеров давно считал, что вражеский аэроплан можно уничтожить, ударив по плоскостям колесами. Это было вынужденной мерой — в начале войны самолеты не оснащались пулеметами, и авиаторы летали на задание с пистолетами и карабинами. 8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров протаранил тяжелый австрийский самолет под управлением Франца Малины и барона Фридриха фон Розенталя, который летал над русскими позициями, совершая разведку. Нестеров на легком и быстром аэроплане «Моран» поднялся в воздух, догнал «Альбатрос» и протаранил его, нанеся удар сверху вниз в хвостовое оперение. Произошло это на глазах местных жителей. Австрийский самолет потерпел крушение. При ударе Нестеров, который торопился взлететь и не пристегнулся ремнями безопасности, вылетел из кабины и разбился. По другой версии – Нестеров выбросился из разбитого самолета сам, в надежде уцелеть.

2 Первый таран Финской войны
Первый и единственный таран Советско-финской войны был совершен старшим лейтенантом Яковом Михиным, выпускником 2-й Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Чкалова. Это произошло 29 февраля 1940 года после полудня. 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти. Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей. Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «Фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб. Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Надо сказать, что Михин прошел всю Великую Отечественную, а после продолжил служить в ВВС.

3 Первый таран Великой Отечественной
Считается, что первый таран Великой Отечественной был совершен 31-летним старшим лейтенантом Иваном Ивановым, который 22 июня 1941 года в 4:25 утра на И-16 (по другим данным – на И-153) над аэродромом Млынов близ Дубно протаранил бомбардировщик «Хейнкель», после чего оба самолета упали. Иванов погиб. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Его первенство оспаривают несколько летчиков: младший лейтенант Дмитрий Кокорев, который в районе Замбро протаранил «Мессершмитт» через 20 минут после подвига Иванова и остался жив. 22 июня в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб над Западной Украиной (Станислав), взяв на таран «Юнкерс-88». Еще через 45 минут над Выгодой погиб неизвестный пилот на У-2, протаранив «Мессершмитт». В 10 утра над Брестом протаранил «Мессер» и выжил лейтенант Петр Рябцев. Некоторые пилоты прибегали к тарану по нескольку раз. Герой Советского Союза Борис Ковзан совершил 4 тарана: над Зарайском, над Торжком, над Лобницей и Старой Руссой.

4 Первый «огненный» таран
«Огненным» тараном называют прием, когда пилот направляет подбитый самолет на наземные цели. Все знают подвиг Николая Гастелло, который направил самолет на танковую колонну с цистернами горючего. Но первый «огненный» таран был совершен 22 июня 1941 года 27-летним старшим лейтенантом Петром Чиркиным из 62-го штурмового авиационного полка. Чиркин направил подбитый И-153 на колонну немецких танков, приближавшуюся к городу Стрый (Западная Украина). Всего же за годы войны его подвиг повторили больше 300 человек.

5 Первый женский таран
Советская летчица Екатерина Зеленко стала единственной в мире женщиной, совершившей таран. За годы войны она успела совершить 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. 12 сентября 1941 года совершила три вылета. Возвращаясь с задания в районе Ромны, была атакована немецкими «Ме-109». Сумела сбить один самолет, а когда закончился боезапас, протаранила самолет врага, уничтожив его. Сама погибла. Ей было 24 года. За подвиг Екатерина Зеленко была награждена орденом Ленина, а в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

6 Первый таран реактивным самолетом
Уроженец Сталинграда капитан Геннадий Елисеев совершил свой таран на истребителе МиГ-21 28 ноября 1973 года. В этот день в воздушное пространство Советского Союза над Муганской долиной Азербайджана вторгся иранский «Фантом-II», который производил разведку по заданию США. Капитан Елисеев вылетел на перехват с аэродрома в Вазиани. Ракеты «воздух-воздух» не дали нужного результата: «Фантом» выпустил тепловые ловушки. Чтобы выполнить приказ, Елисеев решился на таран и нанес крылом удар по хвостовому оперению «Фантома». Самолет потерпел крушение, его экипаж был задержан. МиГ Елисеева стал снижаться и врезался в гору. Геннадию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Экипаж разведывательного самолета – американского полковника и пилота-иранца через 16 дней выдали властям Ирана.

7 Первый таран транспортного самолета
18 июля 1981 года транспортный самолет аргентинской авиакомпании «Канадэр CL-44» нарушил границу СССР над территорией Армении. На борту самолета находился швейцарский экипаж. Перед заместителем эскадрильи летчиком Валентином Куляпиным была поставлена задача посадить нарушителей. На требования летчика швейцарцы не реагировали. Тогда поступил приказ сбить самолет. Дистанция между Су-15ТМ и «транспортником» была мала запуска ракет Р-98М. Нарушитель уходил в сторону границы. Тогда Куляпин решил идти на таран. Со второй попытки он ударил фюзеляжем по стабилизатору «Канадэра», после чего благополучно катапультировался из поврежденного самолета, а «аргентинец» свалился в штопор и упал всего в двух километрах от границы, его экипаж погиб. Позже выяснилось, что самолет вез оружие. За подвиг летчика наградили орденом Красной Звезды.

Когда был совершен первый воздушный таран Великой Отечественной?

Правда, до сих пор спорят — кто же именно оказался автором тарана, капитан Гастелло или капитан Маслов — оба самолета не вернулись на аэродром. Но дело даже не в этом. Широко известный под именем «подвига Гастелло» таран не является воздушным, это — таран наземной цели, его еще назвали огненным тараном.

А мы сейчас поговорим именно о воздушных таранах — целенаправленном столкновении самолета с целью, находящейся в воздухе.

Впервые в мире таран воздушной цели был совершен 26 августа 1914 года знаменитым летчиком Петром Нестеровым (он же был автором «мертвой петли», которую еще называют «петля Нестерова»). Нестеров на легком самолете «моран» таранил тяжелый австрийский «альбатрос». В результате тарана вражеский самолет был сбит, но погиб и Нестеров. Таранный удар был вписан в историю искусства пилотирования самолетов, но считался крайней мерой, смертельной для решившегося на это летчика.

И вот — первый день Великой Отечественной. «Сегодня, двадцать второго июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…» — голос Юрия Левитана, зачитывавшего заявление Советского правительства о нападении Германии на СССР, услышали во всех уголках страны, кроме тех, где уже шли бои. Ну да, те, кто внезапно оказался на линии фронта, не нуждались в дополнительных сообщениях. Они уже видели врага.

Многие аэродромы были потеряны в первые минуты боевых действий — в соответствии с отработанной тактикой блицкрига, германская авиация бомбила спящие аэродромы. Но не все. Часть техники удалось спасти, подняв самолеты в воздух. Вот они-то и вступили в бой — в первые минуты с начала войны.

О таранном ударе советские летчики имели лишь теоретическое представление. Оно и понятно, еще никому не пришло в голову отрабатывать этот прием на практике. Причем история авиации четко определяла таранный удар как смертельный для летчика. И вот — в первые же минуты войны начались тараны! И, что самое интересное, не все они оказались смертельными.

Кто именно совершил первый воздушный таран в Великой Отечественной войне, определить практически невозможно. 22 июня около 5 часов утра старший лейтенант Иван Иванов, служивший в 46-м истребительном авиаполку, совершил таран «Хейнкеля-111» в районе Млынова (Украина). Летчик при таране погиб, звания Героя Советского Союза он был удостоен посмертно.

Первый таран? Возможно. Но вот — 22 июня около 5 часов утра младший лейтенант Дмитрий Кокорев, служивший в 124-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта» в районе Замброва. Кокорев после тарана остался жив, за подвиг был награжден орденом Красного Знамени, а погиб 12 октября 1941 года близ Ленинграда.

22 июня в 5 часов 15 минут младший лейтенант Леонид Бутерин, служивший в 12-м истребительном авиаполку совершил таран «Юнкерса-88» в районе Станислава (Западная Украина). При таране погиб. 22 июня около 6 часов утра неизвестный летчик на самолете «У-2» (их еще ласково называли «ушками») совершил таран «Мессершмитта» в районе Выгоды (неподалеку от Белостока). При таране погиб.

22 июня около 10 часов утра лейтенант Петр Рябцев, служивший в 123-м истребительном авиаполку, совершил таран «Мессершмитта-109» над Брестом. Летчик после таранного удара выжил — выбросился с парашютом. Петр Рябцев погиб 31 июля 1941 года в боях под Ленинградом.

Молодые ребята решались на таранные удары, защищая свою землю от врага. Они не думали о том, что таран смертелен. Более того, они рассчитывали уничтожить врага и выжить. И, как оказалось, это вполне реально. Они вписали не только героические страницы в историю Великой Отечественной, но и новую страницу в историю авиации — таранный удар теперь не является приемом, однозначно ведущим к смерти летчика! Более того, впоследствии выяснилось, что при таране можно спасти даже самолет — после некоторых таранов летчикам даже удавалось посадить вполне боеспособную машину (разве что шасси были отломаны в результате тарана).

Но это было уже потом. А в первые минуты и часы войны летчики, идущие на таран, знали только один пример — Петра Нестерова, героя первой мировой войны. И они шли на смертельный риск. Не ради славы, ради победы. Летчики, бросавшие свои машины на таран, верили в то, о чем говорил всей стране Левитан: «Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!»

«И нам нужна всего одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», — они не стояли за ценой, платя максимально, отдавая собственные жизни ради этой одной на всех Победы. Они не думали, кто именно из них станет первым со своим тараном, это нам, потомкам, интересно найти Того Самого Героя. А они даже героями себя не ощущали. Петр Рябцев о своем таране написал брату так: «Я уже чокнулся в небе с одним гитлеровским молодчиком. Вогнал его, подлеца, в землю», — это не описание подвига, он не тараном гордился, а тем, что уничтожил одного врага!

«Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он…» — огонь действительно был смертельным, но оказался бессильным против них, таких удивительных людей.

Вечная слава им. И вечная память. Всем вместе и каждому в отдельности.

Теги: СССР, летчик, Герой Советского Союза, герои, мужчины, народ, подвиг, воздух, самолет, история, война

Танковый таран

Для термина «Таран» см. также другие значения. Немецкий «Тигр II» 503-го тяжёлого танкового батальона, протараненный английским «Шерманом», 18 июля 1944

Та́нковый тара́н — тактический приём танкового боя, предназначенный для выведения из строя бронетехники противника путём столкновения. Таран приводит, как правило, к опрокидыванию или обездвиживанию бронетехники (потере гусеницы — в случае танка или САУ).

Тактика

Пользуясь своей мобильностью, танки способны врываться на огневые позиции противника, таранить артиллерийские батареи и другую боевую технику. При невозможности обхода или для выигрыша времени экипажи танков могут принять решение таранить уличные баррикады и даже кирпичные стены зданий. Танковые тараны могут совершаться как днём, так и ночью.

Результативность танковых таранов во многом зависит от подготовки командиров танков и механиков-водителей:

Чтобы совершить такой удар, от экипажей, особенно механиков-водителей, требовались высокое профессиональное мастерство, предельное напряжение духовных и физических сил, мужество и отвага. Поэтому тараны совершались преимущественно опытными танкистами, уверенными в боевых и технических возможностях техники, готовыми до конца выполнить свой воинский долг перед Родиной.

— Лосик О. А. Немного о танковых таранах.

В СССР танковый таран бронированной техники рассматривали как приём, который следовало применять в крайних случаях, при невозможности поразить цель огнём. Как отмечал генерал-майор в отставке А. Ф. Фень, в годы Великой Отечественной войны советских механиков‑водителей обучали таранить танки противника. В частности, необходимо выходить на противника не лоб в лоб, а под углом. При этом удар корпуса машины должен приходиться на переднее колесо с тем, чтобы сбить его и порвать гусеницу: тогда танк противника будет обездвижен. Кроме того, при таране целесообразно поднять своей башней пушку танка противника, чтобы он не мог вести огонь в упор.

Боевое применение

Первый в мире танковый таран совершил лейтенант Семён Кузьмич Осадчий 29 октября 1936 года во время гражданской войны в Испании. В составе роты П. М. Армана у населённого пункта Сесенья (30 км южнее Мадрида) командир танкового взвода лейтенант С. К. Осадчий столкнул своим Т-26 в лощину итальянскую танкетку «Ансальдо».

В марте 1938 года во время контратаки республиканцев в районе Арбалете состоялся второй танковый таран. Танк БТ-5 (экипаж: командир танка Алексей Разгуляев, механик-водитель М. Данилин и заряжающий Гарсия), уничтоживший огнём один из пяти шедших в атаку на позиции республиканцев немецких Т-I, был встречен сосредоточенным пулемётным огнём четырёх остальных экипажей, в результате которого прицелы и смотровые приборы БТ-5 были разбиты и ведение эффективного огня по подвижным целям стало невозможно. По приказу А. Разгуляева танк увеличил скорость и протаранил лобовой частью корпуса ближайший Т-I. В результате удара немецкий танк опрокинулся набок, а остальные T-I отступили.

Во время Великой Отечественной войны

Один из первых танковых таранов во время Великой Отечественной войны совершил экипаж лейтенанта П. Д. Гудзя 22 июня 1941 года. В 8 км от Яворова его танк КВ-1 таранил немецкие Pz Kpfw III и бронетранспортёр.

Известны случаи таранов танками бронепоездов. Например, 24 июня 1944 года под Бобруйском экипаж танка гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова 15-й гвардейской танковой бригады совершил таран бронепоезда на станции Чёрные Броды, а 4 августа 1944 года на Сандомирском плацдарме — аналогичный приём применил капитан Леонид Малеев, командир роты 47-го гвардейского тяжёлого танкового полка (однако таран Л. Д. Малеева не находит подтверждения в его наградном листе с посмертным представлением к званию Героя Советского Союза).

Один из случаев тарана танком железнодорожного состава: 15 января 1945 года командиру 2-го танкового батальона гвардии капитану В. А. Бочковскому была поставлена задача прорваться в тыл противника на 75 км, и не вступая в бой, обходя опорные пункты, захватить транспортные узлы, перерезать транспортные коммуникации в тылу противника и дождаться подхода основных сил. В результате операции также был освобождён город Нове-Място. На железнодорожной станции города скопилось более сорока эшелонов с различными грузами. Один из них с «тиграми». Наши танки расстреливали их прямо на платформах. Во время боя эшелоны начали движение. В. А. Бочковский приказал старшему лейтенанту Духову, младшему лейтенанту Бондарю и лейтенанту Большакову догнать и остановить их. Когда «тридцатьчетверки» на максимальной скорости догнали головной эшелон, механик-водитель из экипажа Бондаря вывел танк на насыпь и боком аккуратно толкнул шедший полным ходом паровоз. Паровоз накренился и упал на противоположную сторону. За ним с грохотом полетели и вагоны со всем содержимым. Все остальные эшелоны вынуждены были остановиться. Враг не ушёл. Наверное, это единственный в истории пример, когда танк таранил паровоз и остался без повреждений. (А.В. Бочковский. Воспоминания об отце)

Танковая композиция в Свиднике на месте боёв за Дуклинский перевал

Применялись также тараны танков против самолётов на земле. Например, 11 января 1944 года танкисты 49-й танковой бригады «проутюжили» 17 самолётов противника на аэродроме города Любек (Польша). 28 марта 1944 года 64-я гвардейская танковая бригада на аэродроме города Черновцы таранными ударами и огнём уничтожила 30 самолётов. 17 января 1945 года группа И. Кравченко из 47-й гвардейской танковой бригады таранными ударами и огнём истребила 20 самолётов на аэродроме под городом Сохачев (Польша).

Надо ли учить танкистов применению в бою танковых таранов? Опыт минувшей войны показывает, что надо. В ряде танковых частей на фронте, да и в некоторых училищах во время войны этому специально учили и правильно делали. В результате таранов экипажи иногда выходили победителями в самых сложных условиях боевой обстановки, нанося врагу значительный урон.

Танковый таран — это оружие смелых людей. В нем сочетается беспредельная храбрость с высоким воинским мастерством, с точным расчетом. Чувство товарищества и высочайшая ответственность за выполнение воинского долга перед Отечеством являлись основным побудительным мотивом их применения танкистами в годы войны.

— Лосик О. А. Немного о танковых таранах.

Всего за период Великой Отечественной войны было совершено по разным оценкам — от 52 до 160 танковых таранов.

Следует отметить, что не всегда таран выполняли танковые экипажи — в качестве примера, 27-28 июля 1944 года командир разведывательной роты 9-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса Г. Г. Галуза в районе города Ионишкис в ходе рейда за линией фронта на полугусеничном бронетранспортёре последовательно протаранил три грузовика с пехотой на шоссе Шяуляй — Рига.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Лосик О. А. Немного о танковых таранах, 1996.
  2. Таран // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 25. М., «Советская энциклопедия», 1976. стр.273
  3. Андрей Данилов. Короткие рассказы танкиста Александра Феня. Белорусская военная газета № 230 2.12.2011 (02.12.2011). Дата обращения 3 ноября 2013.
  4. Р.М. Португальский. Первые и впервые. М., ДОСААФ, 1988. стр.101
  5. Проект «Герои страны», Осадчий Семён Кузьмич.
  6. Ибрагимов Д. С. Впервые танки против танков / Противоборство. — М.: ДОСААФ, 1989.
  7. генерал-лейтенант А. А. Ветров. Добровольцы свободы // «Вопросы истории», № 4. 1972. стр.107-115
  8. Проект «Герои страны», Комаров Дмитрий Евлампиевич.
  9. Проект «Герои страны», Бухтуев Михаил Артемьевич.
  10. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО, ф. 33, оп. 690155, д. 1585).
  11. Побратимы Николая Гастелло
  12. Генерал-майор авиации Е. И. Копышев: «Защитим правду о Победе в Великой Отечественной войне!»
  13. Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.79-80

> Литература

  • Лосик О. А. Немного о танковых таранах // Военные Знания. — 1996.

Ссылки

  • Проект «Герои страны». Дата обращения 15 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
  • Бронёй по броне» // Популярная механика №9, Сентябрь 2014

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить информацию для других стран и регионов.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Советские танкисты давили самолеты и бронепоезд

Точного подсчета советским танковым таранам не велось, историки называют разные цифры этих столкновений – от 150 до 200. Скорее всего, таких случаев было больше. Таранили наши танкисты не только вражеских «коллег» и артиллерию противника, но и гитлеровскую авиацию, и даже бронепоез. В декабре 1942 года в районе Сталинграда боевые машины 24-го танкового корпуса, прорвавшись на фашистские аэродромы, перебили таранами свыше 300 немецких самолетов, которые предназначались для доставки боеприпасов и провианта окруженной армии Паулюса. И это был не первый случай танковых таранов на вражеских аэродромах. Каждый раз нашими танкистами повреждалось до трех десятков винтокрылых машин противника.
В июне 1944 года под Бобруйском советским танком Т-34 был протаранен гитлеровский бронепоезд. Перед тараном «тридцатьчетверку» повредило снарядом бронепоезда, у нее заклинило башню, двое членов экипажа получили ранения. Командир танка Дмитрий Комаров и механик-водитель Михаил Бухтуев вдвоем повели машину на таран, попутно раздавив два немецких орудия и сметая из пулемета гитлеровцев. Горящий Т-34 врезался в бронепоезд. Механик-водитель погиб. Вражеская машина была обездвижена и потеряла боеспособность, а гитлеровцы после такого удара оставили железнодорожную станцию.

«В тот день не было танкистов, артиллеристов, мотострелков, связистов, которые бы не проявили отваги и боевой доблести в схватках с врагом. Все, кто бился в Прохоровском сражении, были настоящими героями. Подвиг старшего сержанта Александра Николаева стал символом Прохоровской битвы: механик-водитель одним из первых 12 июля 1943 года совершил таран немецкого танка.» Главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров. Дело было так: Немецкий «Тигр» подбил танк Николаева.Комбат Пёрт Скрипкин, ведя бой в танке, был тяжело ранен в голову и грудь, Т-34 загорелся.Два члена экипажа вытащили Скрипкина из танка, чтобы передать санинструкторам. Все укрылись в воронке. Передвижения советских воинов не остались незамеченными экипажем «тигра», который прямым ходом стал двигаться к воронке.Первым его заметил Гусев, который вместе с заряжающим Черновым находился в машине. Крикнув механику-водителю Николаеву, чтобы он поспешил в танк, Гусев открыл огонь из пушки по «тигру». Лейтенант Гусев отдал приказ: «Саша, на таран!» Эту команду слышали по рации в других танках». Для механика-водителя Александра Николаева таран был единственной возможностью спасти оказавшихся в воронке людей – раненого комбата Петра Скрипкина, оказывавших ему первую помощь медсестёр и радиста Анатолия Зырянова. Набирая скорость, окутанный пламенем Т-34 решительно двинулся на мощный 60-тонный танк противника. Казалось, будто огненный смерч несётся по полю. Немецкая машина остановилась и выпустила по танку Александра Николаева снаряд, но промахнулась. «Тигр» стал разворачиваться и пятиться назад. Но было уже поздно: Т-34 врезался в него. Раздался ужасной силы взрыв, потрясший поле боя. И вот уже оба вздыбившихся в смертельном объятии танка горят в огне, окутанные клубами дыма. Что вынудило советских танкистов идти на таран? Бесспорно, это пример личного мужества и героизма. Таран произвёл огромный психологический эффект. Гитлеровцы были настолько ошеломлены бесстрашием экипажа Т-34, что их «тигры» начали поспешно отходить. А советские солдаты, вдохновлённые примером мужественных воинов, стали сражаться ещё отчаяннее. Начальник политотдела 18-го танкового корпуса в своём донесении от 18 июля 1943 года отметил, что Александр Николаев «своей грозной машиной разбил немецкий танк «тигр» и зажёг его, что дало возможность нашей пехоте продвинуться вперёд». А капитан И.И. Гудко в письме от 16 августа сообщал: «Экипаж героев погиб. Все это мы видели. За смерть любимых друзей танкисты шли вперёд, вперёд и вперёд! Не щадя сил и своей жизни». Всего в тот день, 12 июля 1943 года, по подсчётам историков, было совершено более 20 танковых таранов. В газете «На штурм» 5-й гвардейской танковой армии от 11 августа 1943 года в статье «За жизнь командира. Бессмертный подвиг коммуниста Николаева» написано: «Одни считали его слишком юным, другие – не похожим на богатыря-танкиста. Да, он не выглядел богатырём. Но когда встал вопрос о жизни командира, он от­дал за неё свою собственную жизнь». А во фронтовой листовке о подвиге Николаева сказано: «Охраняй в бою командира как зеницу своего ока. Защищай его, не жалея ни крови, ни самой жизни. Как герой-танкист Николаев Александр Сергеевич». Героем первого танкового тарана официально признаётся механик Николаев. НИКОЛАЕВ Александр Сергеевич. Механик – водитель 2-й батальон 181-й танковой бригады 17-го танкового корпуса награжден Орденом Отечественной войны I степени (посмертно) за выдающийся подвиг. Стрелок-радист Роман Чернов за совершённый подвиг представлялся к званию Героя Советского Союза, но, как и Николаев, получил орден Отечественной войны 1-й степени. Старшему сержанту было 25 лет, украинец по национальности, беспартийный, участник войны с декабря 1942 года, имел ранение, ранее не награждался. Единственный из находившихся в танке в момент тарана, кто не получил награды после боя – лейтенант Иван Алексеевич Гусев. Он награждён посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени только в 1995 году, да и то не за конкретный подвиг, а в связи с юбилейной годовщиной Победы. Командиру башни Ивану Гусеву был всего 21 год, механику-водителю Александру Николаеву – 20 лет. Оба похоронены в братской могиле у деревни Петровка Прохоровского района, которую защитили ценой собственной жизни. #бронетехникаиееэкипажи

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.

Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.

Идея проекта в том, чтобы ученик, учитель, класс, команда или школа смогли рассказать о памятниках на территории своей малой родины школьникам всей страны: сфотографируйте памятник, посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, и разместите фотографии на этом сайте, сопроводив их описанием, историей, сочинением. На основе присланных материалов сложится общая карта памятников военного и послевоенного времени.

Ждем ваших фотографий и рассказов, дорогие друзья. Пусть память о наших защитниках станет сердечным делом каждого!

Карта Памяти» открыта всем.

Принять участие

0gnev

Л.Соболев || «Правда» №227, 17 августа 1941 года
Советская авиация наносит сокрушительные удары германо-фашистским войскам в воздухе, на земле и на море. В боях за родину сталинские летчики показывают прекрасные образцы мужества, отваги и геройства. Советский народ приветствует могучую армию крылатых воинов нашей родины. Честь и слава сталинским соколам, верным сынам великого народа!
# Все статьи за 17 августа 1941 года.
(От специального военного корреспондента «Правды»)
Все чаще Советское Информбюро сообщает о таких фактах: «Летчик таранным ударом уничтожил фашистский самолет».
Таранный удар становится великолепными буднями героизма. Ненависть к врагу, страсть к победе, упорное стремление уничтожить врага во что бы то ни стало — вот что вдохновляет советского летчика на высокие подвиги во имя родины, во имя счастья миллионов людей, которым угрожает смертельный враг.
Таранный удар… Воображение отказывается представить себе встречу стремительно мчащегося самолета с большим металлическим препятствием. Сила удара самолета при встрече с чем-либо в воздухе огромна. Однажды, пролетая над сибирскими просторами, я почувствовал содрогание всего самолета. Позже оказалось, что мы налетели на орла: в металлическом крыле самолета мы нашли глубокую вмятину, кровавое пятно и прилипшие перья. Если небольшой сгусток мышечной ткани и тонких костей смял металл и заставил весь самолет вздрогнуть и качнуться, — что же делается с самолетом, несущимся с огромной скоростью современного советского истребителя, когда он превращается в снаряд, врезающийся во враждебную машину? Как решается на это летчик? Или это — последний отчаянный порыв отваги, прямой вызов смерти, «безумство храбрых»?
Нет, есть вещи более страшные для врага, чем безумная храбрость, чем нерассуждающий порыв отваги, стремление пожертвовать собой во имя победы. Для врага несравнимо более страшно то, что герои, идущие на таранный удар, все-таки остаются живыми. Уничтожив врага, сами они вновь поднимаются в небо, готовые на новые и новые подвиги.
Это страшнее для врага. Это — грознее.
Таранный удар — не слепое безумство храбрых. Таранный удар — это высокий класс советского летного мастерства, помноженного на хладнокровие и мужество. Это не отчаянный последний шаг, за который летчик расплачивается жизнью, — это одно из средств советской атаки. Советский летчик зря не погибает: он стремится уничтожить врага, но так, чтобы самому остаться в живых для новых побед. Замечательно сказал об этом Герой Советского Союза Нефедов:
— Мы штурмовали колонны фашистских танков и бронемашин. Я видел, как наши бомбы столбом подымали в воздух землю, куски железа, тела, как налезали друг на друга, перевертываясь, грузовые машины… Снизу жестоко били зенитки, нужно было заставить их замолчать. Едва я собрался это сделать, как меня что-то ослепило. Я почувствовал сильный удар в голову и на секунду потерял сознание. Первое, что я почувствовал, когда пришел в себя, — раз погибаю, пусть со мной погибнут и враги… Я решил валиться прямо на колонну и похоронить под самолетом несколько десятков фашистов… Но сознание вернулось ко мне. Я понял, что еще жив. А раз жив — зачем же думать о смерти? Надо уничтожать врага!.. Я продолжал штурмовать. По лицу текла кровь, в голове шумело. Но я все-таки заставил замолчать обе зенитные точки и довел самолет до родного аэродрома…
Уничтожить врага, а самому остаться целым, чтобы бить врага дальше, — вот искусство воина, вот истинное мастерство и мужество.
Это правило вошло в кровь и плоть наших летчиков. В том соединении, о котором идет речь, командование насчитывает уже 42 сбитых в воздушных боях фашистских самолета, не считая тех, которые уничтожены на земле. И все летчики соединения, кроме двоих, погибших смертью храбрых, живы, здоровы и продолжают громить врага.
В этом соединении таранный удар применен в бою тремя летчиками.
Навстречу фашистским бомбардировщикам, шедшим на наши об’екты, вышел летчик Мартыщенко со своим звеном — Солдатовым и Максимовым. Встретились… Быстрым ударом звено атаковало двух фашистских бомбардировщиков, третий спасся бегством. Развернувшись, Мартыщенко заметил еще один немецкий самолет, идущий отдельно и кинулся на него в атаку. Фашист встретил снопом огня. Мартыщенко ответил. В бою фашисту удалось ливнем пуль пронизать самолет Мартыщенко. Тот почувствовал, что машина выходит из повиновения… Доля секунды на решение… И решение пришло: таранить.
Мартыщенко стремительно взлетел метров на 150 выше врага и всей тяжестью своей машины обрушился на фашистский самолет. Тот разбился, а советская машина выдержала удар. В огне, дымя, Мартыщенко вошел в штопор. Полуобожженный, он сумел вывести машину из штопора, посадить ее и выскочить сам.
Этот бой происходил на самой линии фронта. И наши войска, и фашисты видели подвиг советского летчика.
Второй таранный удар сделал другой летчик этого же соединения — старший лейтенант Митин. За ним числится уже более 50 боевых вылетов.
Охраняя наши части, Митин заметил над лесом на небольшой высоте фашистский самолет. Митин снизился и заставил врага принять бой. Противник имел более сильное вооружение. В упорном бою у Митина кончились патроны, его самолет получил повреждение. Через несколько минут мотор должен был остановиться. Внизу — расположение гитлеровских частей.
Митин решил итти на таранный удар.
— Что же, машина все равно погибла, — бить ее не жалко… А у меня есть пистолет с собой. Думаю, сяду, отобьюсь, выйду к своим. Драться все равно чем — пистолетом или самолетом…
Он рассказывает это, сидя в новом самолете. Он легонько пошевеливает ручкой управления, изредка вскидывает глаза в направлении командного пункта — нет ли сигнала о немедленном взлете, — потом переводит их на меня. Глаза у него спокойные, немного со смешинкой, задорные и веселые: ему весело и драться, и рассказывать о драке.
— Бил я его, конечно, не без расчета. Вам кажется, таранный удар — что в стену. Это неверно. Тут все дело в соотношении скоростей. Надо догнать вплотную, подравнять скорость, потом газануть и легонько стукнуть. Лучше всего винтом, — много ли этой постройке надо, сразу развалится. А вы только винт себе погнете и спланируете… Нападающий всегда в выигрыше… Ну, я подгадал ему под пузо, сбоку, самое чувствительное место — и ударил.
Все это в пересказе самого Митина выглядело очень просто — ударил, и фашист разбился. Но самолет Митина уже потерял маневренность, мотор отказывал. Удар был жестокий. Мгновенно выскочило перед кабиной пламя, вспыхнул бензин. Не теряя ни секунды, Митин тотчас вывалился из кабины и раскрыл парашют. Комбинезон на нем горел, тлели лямки парашюта. Затяжной прыжок должен был решить сразу две задачи: сбить пламя с комбинезона и спасти летчика от обстрела. Снизу по Митину били из пулеметов. Он садился в расположение врага. Обе задачи могли быть успешно решены, но высоты для этого оказалось маловато: свой таранный удар Митин произвел на высоте всего 250 метров…
— Вижу, близко земля. Пришлось парашют открыть. Но пролетел я на нем недолго. Уже совсем над лесом был. Да еще лямка одна по дороге сгорела. Снижался быстро, стреляли очень. А я ручки сложил христосиком и не шевелюсь, пусть думают, что я уже прострелен. Так и сел колышком…
Сел Митин в пятистах метров от гитлеровцев. Как он скрылся от них в лес, как добирался — особый долгий рассказ. Пришел он к нашим в кепке, в свитере, держа в кармане пистолет, которым он отбивался от гитлеровцев. Кепку и свитер дали свои — колхозники и партизаны.
Доблестные летчики Мартыщенко, Митин, Багрянцев, таранившие противника, доказали, что мужественный и хладнокровный советский воздушный воин может уничтожать гитлеровские самолеты таранным ударом и оставаться в живых. Для этого нужно огромное самообладание, расчет, умение решать в доли секунды, спокойная отвага, побеждающая самую смерть. Эти качества присущи сталинским соколам, эти качества и дают перевес над врагом.
Недаром немецкие летчики всячески уклоняются от боя с наши истребителями. Они знают, что советский летчик идет в бой до конца, что он идет, если нужно, на самый опасный маневр, лишь бы уничтожить врата. Они знают, что советскому летчику дороже самой жизни светлое, ликующее, великое слово:
— Победа! // Леонид Соболев. Действующий флот.
_______________________________________
Гибель фашистских «ассов» («Правда», СССР)
Весна в воздухе («Красная звезда», СССР)
А.Толстой: Таран («Красная звезда», СССР)
Летать ближе к земле («Time», США)
Маленький страж отцовского неба («Time», США)
************************************************************************************************************
На очередной пресс-конференции иностранных корреспондентов
На состоявшейся 16-го августа очередной пресс-конференции иностранных корреспондентов заместитель начальника Советского Информбюро тов. Лозовский С.А. сообщил следующее:
Если планы молниеносного разгрома Красной Армии потерпели поражение, то уже совершенно катастрофический крах потерпел план гитлеровцев опереться на население завоеванных районов и поднять его против советского государства.
Самые отпетые негодяи и авантюристы из украинской и русской белой эмиграции, находясь на службе гестапо и получая жалование от Гиммлера, обещали ему, что как только немецкие войска придут в украинские и белорусские города и деревни, их встретят с хлебом и солью, как освободителей.
Но уже с первых дней вступления германских войск на территорию Советского Союза выявилось, как далеки от жизни были все эти обещания. Германская армия встретилась не только с героическим сопротивлением Красной Армии, но и с совершенно исключительным сопротивлением всего населения от мала до велика.
Партизанское движение, возникшее с первых дней предательского нападения Германии на Советский Союз, разгорелось ярким пламенем в связи с призывом Председателя Государственного Комитета Обороны И.В.Сталина и теперь полыхает на всем пространстве занятых немецкой армией районов, сжигая и превращая в пепел не только неприятельский транспорт, связь и мелкие воинские единицы, но даже относительно крупные германские воинские соединения вместе с их штабами.
Тов.Лозовский приводит ряд фактов, показывающих, как оценивается партизанское движение германским командованием, германскими офицерами и германскими солдатами.
В захваченном донесении командира танковой колонны 18-й германской танковой дивизии майора Мельцера говорится: «За последние 6 дней я потерял около 20 своих лучших людей, посланных на автомашинах в расположенные вокруг нас села добывать продовольствие. Из 23-х солдат вернулись, и то ни с чем, только 3, остальные убиты или захвачены в плен партизанами. Партизаны не дают нам покоя ни днем, ни ночью».
Пленный германский ефрейтор Пауль Людвиг показывает: «По всем районам, где мы прошли, население нас ненавидит, проклинает. Во всех районам действуют партизанские отряды. …Германским частям не удается избежать встреч с партизанами. Партизаны взрывают мосты, портят дороги, взрывают склады, нападают на войска».
Обер-ефрейтор Иозеф Мергет пишет своему другу Вилли Франку в Оффенбах: «Дело с партизанами обстоит здесь совсем иначе, чем во Франции. Братишки сидят себе в лесу, и они довольно коварны… Однажды ночью вся рота трижды была в тревоге. Потом они нас обстреливали со всех сторон». Характерные записи встречаются в дневниках убитых солдат и офицеров.
Лейтенант барон Куно фон Ольдерсгаузен записал в своем дневнике 1 июля: «Здесь все полно партизан, которые доставляют нам много хлопот». 10-го июля он отметил: «Дивизии пришлось сражаться с большими силами в тылу».
Солдат В.Эльберг пишет: «Особенно нужно опасаться партизан. Многие из наших товарищей погибли от их рук. Это ужасно».
Солдат Г.Риммель: «Самое опасное — это партизаны, так как русские хорошо обучены в этом направлении».
Солдат Ганс Штафс: «Здесь можно познакомиться с ужасами войны. Мы ведем тяжелую борьбу с партизанами. Они обстреливают нас каждый день. Мы не имеем покоя».
Слухи о партизанском движении проникают в тыл и тревожат семьи солдат, находящихся на фронте.
Жена солдата Вальтера Велле писала своему мужу 9 июля: «Как видно из твоего письма, вы находитесь все время в опасности, так как у вас действуют партизаны. Это, безусловно, опаснее, чем на фронте».
Ефрейтору Герберту Гизау пишет 6-го июля его жена из Берлина: «Милый, что партизаны так активны, это нехорошо. Они при всей вашей бдительности, могут убить вас из-за угла».
Развертывание партизанского движения тревожит германское командование. 20-го июля войскам была разослана секретная инструкция «Об отношении к партизанам», требовавшая самых жестоких мер борьбы с партизанским движением.
Партизанское движение приняло столь серьезные размеры, что о нем вынуждены были заговорить фашистская печать и радио.
Берлинское радио 14 августа выступило с «громовой» передачей на белорусском языке, призывая крестьян ловить партизан и передавать их в руки немецкой армии: «…Кто будет способствовать партизанам, — заявляют немцы, — тот будет без всякой пощады расстреливаться нами».
Ясно, что такие истерические выкрики отражают ярость и страх фашистских заправил перед партизанским движением, которое с каждым днем все больше угрожает тылу завоевателей.
Гитлеровские палачи думают, что чем больше виселиц и расстрелов будет на пути их следования, тем скорее утихнет партизанское движение. На самом же деле у гитлеровцев получился новый просчет. Партизанское движение — это глубоко народное движение, это плоть от плоти и кровь от крови советского народа. Партизанское движение будет и дальше расти и развиваться, оно будет полыхать в тылу немецкой армии, нарушая транспорт, связь и жизнь немецких оккупантов.
Партизаны — это советские патриоты, которые опираются на весь народ и в глубокой органической связи с народом и Красной Армией черпают свои силы в борьбе против гитлеровских бандитов и громил.
* * *
Всем корреспондентам были розданы подробные материалы о партизанском движении в тылу германской армии, а также обращение представителей советской армянской интеллигенции «К армянам всего мира».
________________________________________
Кто предал Таню («Красная звезда», СССР)
Письма, написанные кровью («Известия», СССР)
Славные партизаны, усиливайте натиск на врага! («Правда», СССР)
Советские партизаны — гроза германской армии («Красная звезда», СССР)
Страх гитлеровцев перед советскими партизанами («Красная Звезда», СССР)
************************************************************************************************************
ГЕРОИКА АВИАЦИОННЫХ БУДНЕЙ
НАД ТЕРРИТОРИЕЙ ВРАГА
Звено скоростных бомбардировщиков капитана Антоненко вышло из облаков. Штурман Иванов точно проложил курс к вражескому аэродрому. На пути к нему стояли зенитные батареи и вражеские корабли. Надо было избежать встречи с ними и незаметно подойти к цели. Вот уже ясно начинает вырисовываться вражеский аэродром. В воздухе тихо. Вражеская батарея молчит.
Бомбардировщики пошли на цель. Раздался оглушительный гул от взрыва бомб. Первые бомбы попали в центр поля.
— Есть цель! — кричит штурман Иванов.
Вторая порция советских гостинцев была также метко сброшена на замаскированные вражеские самолеты. Ни один из «Мессершмиттов» не успел подняться в воздух. Когда запылали разрывы зенитных снарядов, звено Антоненко уже успело отбомбиться и взяло курс на свой аэродром.
На обратном пути к порту К. звено скоростных бомбардировщиков капитана Антоненко обнаружило два больших немецких транспорта. Радист передал донесение об этом командиру подразделения и вскоре навстречу транспорту вылетели наши «ястребки». У залива, невдалеке от аэродрома, бомбардировщиков капитана Антоненко атаковали три «Мессершмитта». Завязался бой. Стрелки-радисты открыли по вражеским коршунам ураганный огонь. Один из фашистских самолетов загорелся и упал в воду. Остальные повернули назад.
Через час капитан Антоненко докладывал своему командиру:
— Задание выполнено. Жду нового приказа. // А.Дунаевский.
☆ ☆ ☆
БОМБАРДИРОВЩИКИ ПРОТИВ ТРЕХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
За девяткой бомбардировщиков капитана Когнова, возвращавшейся с бомбежки вражеского аэродрома, увязались истребители противника. Их было много. Завязалась горячая воздушная схватка. Она была неравной. Но сталинские соколы, мужественно отстреливаясь, ринулись в атаку.
Три истребителя противника подвергли яростной атаке самолет сержанта Кочаткова. «Мессершмитты» нападали со всех сторон. Мужественно отстреливался сержант.
Двух «Мессершмиттов» он зажег в воздухе короткими очередями своего пулемета. Вражеские истребители, об’ятые пламенем, рухнули на землю. Третий «Мессершмитт» удрал.
В борьбе с фашистскими хищниками сержант Кочатков показывает образцы мужества и героизма. Он имеет уже около двадцати боевых вылетов, сбил несколько вражеских самолетов. Его боевой счет неуклонно растет. // Заместитель политрука С.Подоляка.
************************************************************************************************************
НЕРАВНЫЙ БОЙ
Тишину нарушил еле уловимый, но постепенно нарастающий гул моторов.
— Это не наши, — угадали летчики.
Они быстро подрулили к старту и поднялись в воздух. Вскоре летчики обнаружили несколько вражеских бомбардировщиков, прикрываемых «Мессершмиттами-109».
В облаках непрошенных гостей поджидало звено младшего лейтенанта Карюкина. Звено приготовилось к бою.
Внезапно и скрытно для врага набросилась быстролетная тройка советских истребителей на шесть воздушных хищников. Заметив советских истребителей, враг теснее сомкнул строй.
Летчики по команде Карюкина заняли выгодное положение для атаки. Они решили принять неравный бой.
Враг не выдержал, пришел в замешательство и нарушил свой строй. Бешено заметались черные коршуны, прикрывая беспорядочным огнем свое отступление. Но поздно. Поймав в прицел врага, Карюкин плавно нажал на гашетку пулемета. «Мессершмитт-109» полетел камнем вниз. Карюкин сделал снова удачный заход и снова пустил меткую пулеметную очередь. Сбит еще один фашистский самолет. Остальные повернули обратно.
Во время воздушного боя младший лейтенант Карюкин получил несколько ранений. Но он продолжал драться до последних сил, до последнего патрона. // Младший политрук В.Свистунов.
☆ ☆ ☆
БЬЮТ ВРАГА ПООДИНОЧКЕ
Группа вражеских самолетов пыталась прорваться к городу Н. Поднявшись им навстречу, летчики N-ской авиачасти быстро расстроили боевой порядок нападающих и стали уничтожать врага поодиночке. Первыми в атаку на «Мессершмитт-109» ринулись старший лейтенант Тютюнников и лейтенант Пономарев. От метких пулеметных очередей фашистская машина задымила и пошла на снижение. Тютюнников сопровождал врага огнем и загнал его на деревья.
Сделав круг над сбитым самолетом и развернувшись, Тютюнников взмыл ввысь. Путь ему перерезали четыре «Хейнкеля». Враги думали, что им достанется легкая добыча, но глубоко просчитались. Старший лейтенант умело увертывался от ударов и наносил их сам. Один вражеский истребитель попробовал зайти вперед и сделать маневр для атаки. Воспользовавшись этим, Тютюнников полоснул по врагу из пулемета и сбил врага.
Летчики лейтенанты Кукин и Насонов преследовали вражеский истребитель совместно. Метким пулеметным огнем они зажгли его и заставили ринуться вниз. Немного спустя звено Кукина встретило еще один вражеский самолет. Стремительными атаками подбили его. // В.Селиванов.
☆ ☆ ☆
НОЧНЫЕ РЕЙДЫ
Умело маневрируя в зоне зенитного огня, самолеты пошли на цель. Внизу лежали нефтепромыслы Плоешти. Экипажи майора Меньшикова, старших политруков Шошина и Квасникова, капитанов Кругликова, Мотова, Спирина, лейтенантов Вотковского и Ситнова, пробиваясь сквозь ночную тьму, уверенно достигли намеченной цели и безукоризненно выполнили боевое задание.
Ночные полеты в глубокий тыл противника связаны с огромным напряжением экипажей. Но это не страшит советских летчиков.
В один из полетов звено капитана Мотова попало в сильный огонь зенитной артиллерии. За ним гонялись до пятидесяти прожекторов. Большое количество зенитных автоматов создавало, казалось, непреодолимую преграду. Но это не помешало советским летчикам сбросить бомбы в цель. Экипажи умело вышли из огневого кольца зениток и прожекторов.
У самолета старшего политрука Красникова в одном из налетов сдал мотор. Опытный летчик более 400 километров летел на одном моторе, вышел на свою территорию и благополучно посадил свой самолет.
Капитан Кругликов получил вместе с летчиком Вотковским задание — разведать глубокий тыл противника. Пробравшись незаметно в тыл врага, он получил необходимые сведения. В ту же ночь бомбардировщики нанесли удар по указанному им пункту и уничтожили нефтебазу противника. // Капитан А.Рыбалкин.
____________________________________________________
А.Леонтьев: Вынужденные признания врага («Правда», СССР)
Славяне поднимаются на смертный бой! («Правда», СССР)
Звери на улицах Львова («Правда», СССР)
Фашистский солдат («Правда», СССР)
Славные партизаны, усиливайте натиск на врага! («Правда», СССР)
Д.Заславский: Откровенность гитлеровских бандитов («Правда», СССР)
Арабские сказки немецкого Верховного командования («Правда», СССР)
Газета «Правда» №227 (8635), 17 августа 1941 годаTags: 1941, С.Лозовский, Совинформбюро, август 1941, авиация, газета «Правда», лето 1941, пресс-конференции иностранных журналисто, советские партизаны, таран