О рабочей милиции

В каком году милицию переименовали в полицию

В 2010 г. президент Д. Медведев предложил переименовать милицию — по его мнению, название, принятое еще с Октябрьской революции, не соответствовало времени и вызывало ассоциации с рабоче-крестьянскими организациями. Он считал, что называть организацию следует полицией, а трудиться в ней должны только профессионалы, которые способны продуктивно и слаженно выполнять свою работу. О том, когда переименовали милицию в полицию, нетрудно узнать, обратившись к официальным источникам информации.

В каком году было принято решение о переименовании милиции в полицию

Законопроект «О полиции» был предварительно выдвинут в Госдуму на рассмотрение в 2010 г. После обсуждений были высказаны мнения о том, что название, которое было установлено с 1917 г., больше не имеет смысла. Народная милиция заменила царскую полицию, но с тех пор организация претерпела множество изменений. Законопроект был принят депутатами в первом чтении 10 декабря 2010 года.

28 февраля 2011 г. законопроект приняли во втором чтении, а потом то же произошло и в третьем. Окончательное одобрение от Совета Федерации было получено 2 февраля. Федеральный закон «О полиции» был подписан президентом Д. Медведевым 7 февраля 2011 г. Дата его вступления в силу — 1 марта 2011 г.

Причины переименования

Основной причиной перемен, произведенных с организацией, называют попытки выстроить новое общество, обеспечить улучшение правопорядка.

На одной из конференций Владимир Владимирович Путин сказал, что в данных государственных органах были необходимы структурные изменения. Многие из участников с ним согласились.

С помощью реформы, в результате которой произошло переименование милиции, предполагалось решить немало важных вопросов. Результаты были отмечены неплохие. Деятельность правоохранительной системы стала более профессиональной, чем прежде. Полицейским вменяется в обязанности защищать свободу людей, обеспечивать охрану общественного правопорядка, противостоять преступности.

Развод полицейских для постановки задач.

От полицейских требуют повышенной ответственности и высокого профессионализма, благодаря чему они способны оперативно решать задачи для установления правопорядка, обеспечивать защиту граждан РФ. Не все сотрудники милиции стали полицейскими. Провели переаттестацию, после чего часть работников сохранила свое место, но были и такие, кого понизили в должности или уволили.

Понятие терминов милиция и полиция

Милицией называют военное ополчение, слово в переводе с латинского означает «военная полиция».

Такой термин применялся в качестве названия воинского формирования, которое не является регулярным. Оно было необходимым только на время боевых действий. Полицию же создавали в первую очередь в качестве государственной структуры.

Милиция, обеспечивая в обществе правовой порядок, выполняла функции, возложенные прежде на полицейских. Во время образования ополчения большевики отлично понимали, что необходимо создавать органы, обеспечивающие регулирование правовых основ. При отсутствии их сложно выстроить государство. Но царскую полицию уже упразднили, и после изучения исторических документов было решено поменять организацию на милицию.

Плюсы и минусы переименования

Поначалу высказывались опасения, что полицейские будут вызывать в народе негатив. Одна из причин опасений — неприятные ассоциации, связанные с термином «полицаи», бытовавшим во времена Второй мировой войны. Но такого не произошло.

В организации идет активное улучшение качества работы.

Описать плюсы и минусы, которые получены в результате деятельности переименованного государственного органа, можно следующим образом.

Плюсы:

  1. Улучшилась материально-техническая оснащенность, что положительно повлияло на качество работы сотрудников.
  2. Вся полиция получает финансирование из государственной казны. При работе милиции существовало разделение в зависимости от направления деятельности отдела, и зарплата могла различаться. Теперь сотрудники полиции отмечают, что денег, получаемых в дни выдачи зарплаты, стало больше.
  3. Увеличились требования к вновь набираемым сотрудникам.

Погоны полицейского.

Минусы:

  1. Многие считают, что полиция более отдалена от народа, чем милиция. Теперь же мало кто отваживается на открытый разговор с представителями закона.
  2. Полиция должна подчиняться строгому регламенту, что верно с точки зрения укрепления законности, но создает немалые сложности для оперативников.

Мнение официальных лиц таково: реформа МВД принесла больше положительных моментов, чем отрицательных.

Для работы полицейских удалось создать неплохие условия, переход позволил стимулировать людей, стремиться к высоким результатам, но и спрашивают с них немало.

Средства, затраченные на мероприятие

Поначалу на процедуры, которые предполагалось провести до момента окончательного переименования, собирались потратить около 2 млрд руб. В расходы входила смена нагрудных жетонов, предметов с символикой организации, изготовление новых табличек, документов. Сотрудникам предполагалось увеличить заработную плату, для чего необходимо было изыскать 22 млрд руб.

Чтобы перейти на новый уровень, понадобились немалые финансовые вложения. Когда организацию переименовали, на заседании Госдумы была озвучена сумма, ушедшая на связанные с этим расходы. На изготовление формы для сотрудников полиции, подготовку удостоверений, печатей, нагрудных знаков и прочего было потрачено 1,125 млрд руб. Еще 770 млн руб. ушло на переоформление документов и связанные с этим процедуры.

Окончательно милиция стала полицией в марте 2011 г.

Часть граждан заявляла, что затеянное дело не имеет смысла. Проект считали чересчур дорогостоящим, со стороны населения не было ожиданий, что реформа принесет улучшения. Некоторые депутаты считали новую организацию подражанием Западу, которое несвойственно русской культуре. Но с течением времени работу полиции признали эффективной и профессиональной.

Народный комиссариат внутренних дел РСФСР

У этого термина существуют и другие значения, см. Народный комиссариат внутренних дел.

Народный комиссариат внутренних дел РСФСР

сокращённо — НКВД РСФСР

Общая информация

Страна

РСФСР

Дата создания

26 октября 1917 (8 ноября 1917)
21 января 1937

Предшественники

1) МВД Российской республики
2) НКВД СССР

Дата упразднения

31 декабря 1930
15 марта 1946

Заменено на

1) Главное управление милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР
2) МВД РСФСР

Руководство

Подчинено

Совет народных комиссаров РСФСР

Народный комиссар

См. список

Устройство

Штаб-квартира

Москва

Наро́дный комиссариа́т вну́тренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) — центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917—1930 годах и в 1937—1946 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял государственные функции, связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности, а также в сфере коммунального хозяйства и экономики молодого советского государства.

До образования СССР

Наркомат внутренних дел РСФСР входил в число первых наркоматов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Наркомом внутренних дел был назначен А. И. Рыков.

28 октября (10 ноября) 1917 г. НКВД РСФСР принял постановление «О рабочей милиции», который стал юридической основой для создания милиции, но при этом милицейские органы еще не имеют штатной структуры.

В ноябре 1917 г. наркомом внутренних дел был назначен Г. И. Петровский. На основе структуры дореволюционного Министерства начали формироваться штаты центрального аппарата НКВД. При наркоме создана коллегия в составе: Ф. Э. Дзержинский, М. Я. Лацис, И. С. Уншлихт, М. С. Урицкий.

Основными направлениями деятельности комиссариата в первые годы Советской власти стали:

  • Организация, подбор кадров и контроль за деятельностью местных Советов;
  • Контроль за исполнением распоряжений центральной власти на местах;
  • Охрана «революционного порядка» и обеспечение безопасности граждан;
  • Общее руководство профессиональной и финансово-хозяйственной деятельностью органов милиции, исполнения наказаний, противопожарной охраны;
  • Руководство коммунальным хозяйством.

7 декабря 1917 года Совнарком РСФСР принял решение о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК при СНК РСФСР) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председателем комиссии назначен Ф. Э. Дзержинский. ВЧК в состав НКВД РСФСР не входила, являясь самостоятельным органом.

Рабочий аппарат наркомата к июлю 1918 года состоял из отделов: местного управления, местного хозяйства, финансового, иностранного, управления медицинской частью, ветеринарного, секретариата, бюро печати и контрольно-ревизионной комиссии.

В марте 1919 г. Ф. Э. Дзержинский был назначен наркомом внутренних дел, сохраняя пост председателя ВЧК.

6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР; таким образом управление органами милиции и госбезопасности было передано одному ведомству.

4 мая 1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было введено в действие Положение о Народном Комиссариате Внутренних Дел РСФСР, согласно которому в наркомат входили следующие Управления:

  • Организационно-административное управление;
  • Главное управление милиции;
  • Главное управление принудительных работ;
  • Центральное управление по эвакуации населения;
  • Главное управление коммунального хозяйства;
  • Управление делами.

Местными органами наркомата до 1923 года являлись губернские, уездные и волостные отделы управления при исполкомах Советов, затем одноимённые наркоматы в автономных республиках, административные отделы губисполкомов Советов, уездные управления милиции.

После образования СССР

В августе 1923 г. наркомом внутренних дел РСФСР назначен А. Г. Белобородов.

15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ НКВД в Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. НКВД РСФСР был освобожден от функции обеспечения государственной безопасности.

В 1923 году в рабочий аппарат наркомата входили:

  • Управление делами (отделы: общий, картографический, финансовый, хозяйственный, статистическое бюро, секретариат)
  • Центральное административное управление (отделы: административный, милиции, уголовного розыска, секретариат и Центральный питомник служебных собак)
  • Главное управление местами заключения (отделы: административно-пенитенциарный, работ и эксплуатации, хозяйства и снабжения, секретариат)
  • Главное управление коммунального хозяйства (отделы: общий, информационно-организационный, жилищный, бюджетный, коммунальных предприятий, благоустройства, земельный, пожарный, научно-технический совет)
  • Российско-украинская делегация (РУД)
  • Российско-украинско-польская смешанная комиссия по репатриации.

28 марта 1927 года было утверждено положение об НКВД РСФСР, по которому он осуществлял в основном функции общего административного надзора и охраны порядка и безопасности. К этому времени в ведении наркомата находилось руководство милицией, уголовным розыском, загсами, коммунальным делом и местами заключения. Наркомат руководил проведением в жизнь постановлений и распоряжений правительства по общему администрированию и установлению охраны революционного порядка и общественной безопасности, выдавал гражданские заграничные паспорта и визы на выезд граждан за пределы СССР, ведал регистрацией актов гражданского состояния, осуществлял административный надзор за торговлей специальными предметами и материалами, наблюдал за деятельностью низового аппарата. На наркомат возлагалась непосредственная работа в области розыска и дознания по уголовным преступлениям, регистрация и учёт преступников, изучение преступности, разработка всех вопросов исправительно-трудовой политики.

В январе 1928 года наркомом внутренних дел РСФСР назначен Владимир Николаевич Толмачёв.

Аппарат наркомата на 19 марта 1930 года состоял из коллегии, управлений милиции, делами и административного, отделов: организационно-распорядительного, уголовного розыска, финансового. В ведении наркомата находились самостоятельно-обособленные главные управления местами заключения и коммунального хозяйства.

15 декабря 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик». Спустя 16 дней ВЦИК и СНК приняли постановление «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик». В связи с упразднением наркомата на базе управлений коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска были учреждены одноимённые управления непосредственно при СНК РСФСР, в частности Главное Управления милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР. Одновременно ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», на основе которого ОГПУ и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения работников милиции и уголовного розыска, но и использования в своих целях их гласного состава и негласной агентурной сети.

На президиум ВЦИК РСФСР и ЦИК автономных республик было возложено руководство приёмом в гражданство СССР, выдачей заграничных паспортов, делами, связанными с религиозными культами и деятельностью обществ, не занимающихся извлечением прибылей, учётом лиц, лишённых избирательных прав, общее руководство деятельностью органов по регистрации актов гражданского состояния. Административной комиссии ВЦИКа РСФСР, президиумам ЦИКов автономных республик и президиумам краевых и областных исполкомов было передано административное устройство и наблюдение за деятельностью низового советского аппарата. Места заключения, вопросы организации с принудительными работами и организации их без содержания под стражей передавались в ведение Наркомата юстиции РСФСР; вопросы направления на работу тылоополченцев и проведение трудовой и гужевой повинности — Наркомату труда РСФСР.

10 февраля 1931 года Президиум ВЦИК освободил Толмачева от должности наркома внутренних дел РСФСР.

10 июля 1934 года наряду с союзным НКВД были созданы одноимённые наркоматы во всех союзных республиках, кроме РСФСР, где были образованы краевые и областные управления во главе с уполномоченными, подчинённые непосредственно НКВД СССР.

21 января 1937 года в результате принятия новой Конституции РСФСР республиканский НКВД был восстановлен. Однако, пост наркома (с 1946 — министра) оставался вакантным вплоть до февраля 1955 года.

Выданный НКВД советский загранпаспорт (1929 год)

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

См. также

  • Народный комиссариат внутренних дел БССР
  • Народный комиссариат внутренних дел УССР
  • Народный комиссариат внутренних дел СССР
  • Министерство внутренних дел РСФСР

Примечания

  1. СУ, 1917, № 1, ст. 1
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 История МВД России (1917-1940)
  3. Постановление Наркомата по внутренним делам РСФСР от 28.10.1917 «О рабочей милиции»
  4. 1 2 Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917—1967 гг.): Справочник. — Москва: ЦГА РСФСР. — 1971. — C. 477.
  5. Положение о НКВД РСФСР от 24.05.1922
  6. СУ, 1927, № 47, ст. 315
  7. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.12.1930 «О ликвидации народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик»
  8. 1 2 3 4 5 6 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 31.12.1930 «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик»
  9. Об образовании Общесоюзного Народного Комиссариата Внутренних Дел Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
  10. s:Конституция РСФСР (1937)
  11. Совнарком РСФСР — СССР

Ссылки

  • Народный комиссариат внутренних дел Российской Советской Республики — РСФСР

  • Всероссийский съезд советов (1917—37)
  • Всероссийский центральный исполнительный комитет (1917—36)
  • Верховный Совет (1938—93)
  • Президиум Верховного совета (1938—93)
  • Съезд народных депутатов (1990—93)

  • съезд советов (1917—37)
  • верховный совет автономной республики
  • президиум верховного совета автономной республики
  • совет рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (1917—36)
  • совет депутатов трудящихся (1936—77)
  • совет народных депутатов (1977—93)

  • Совет народных комиссаров (1917—18)
  • ВСНХ РСФСР (1917—32)
  • Совет народных комиссаров РСФСР (1918—46)
  • народный комиссариат (1917—46)
  • Совет рабочей и крестьянской обороны (1918—20)
  • Совет министров (1946—93)
  • ведомства при правительстве
  • министерство (1946—)
  • государственный комитет (1950—2004)

  • Верховный суд РСФСР (1923—)

Институты государственной власти и управления России советского периода (1917—93)
Советы Федеральный уровень Местный уровень

Правительство Федеральный уровень Местный уровень
Суды Федеральный уровень Местный уровень

В девяностые в России криминальными группировками занималось специально созданное Региональное управление по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Полностью покончить с бандитизмом оно не смогло, однако работало гораздо эффективнее традиционных структур МВД.

Официальные даты существования РУБОП в России — с 1993 по 2001 год, когда работали 15 региональных отделений этой организации. Однако историю РУБОП нужно вести с конца 1980-х годов, когда в Советском Союзе впервые была создана специализированная структура по борьбе с организованной преступностью. На заре периода гласности криминогенная обстановка в стране значительно осложнилась. Отчетливо обозначились серьезные проблемы в социально-экономической жизни СССР, чем и воспользовались преступные сообщества.

На столы руководителей МВД и КГБ все чаще попадали отчеты под грифом «секретно» о разгуле в стране настоящей мафии. Огласке эти факты не предавались, однако меры все же были приняты. Одной из таких мер стали приказы МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды», появившиеся летом 1985 года. К сожалению, серьезного успеха такая инициатива не возымела — у милиции попросту не было достаточных ресурсов претворить задумки в жизнь.

И вот в 1986 году в Днепропетровской области Украинской ССР, которая особенно страдала от засилья мафиози, появился 6-й отдел УВД, специально созданный для борьбы с организованной преступностью. Первоначальная численность сотрудников отдела была невелика – 12 человек, практически все они пришли из уголовного розыска. А через два года вышел приказ МВД СССР № 0014 «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» — УБОП.

По словам ветерана спецслужб, подполковника ФСБ запаса, Юрия Бойкова, УБОП создавался в том числе и для того, чтобы исключить попадание важной оперативной информации к другим силовым подразделениям. «Бывает планируешь операцию, а о ней уже известно бандитам», – говорит Бойков. Оборотни в погонах были во все времена.

Работа в УБОП считалась более престижной чем в МВД: эта структура лучше финансировалась, ей выделяли более комфортные помещения, техника и вооружение там были лучше.

В Управление по борьбе с организованной преступностью как правило приходили наиболее опытные сотрудники уголовного розыска. Было среди них немало смелых и отчаянных, которые насмотревшись зарубежных сериалов про борьбу с мафией захотели окружить себя ореолом славы или сделать головокружительную карьеру.

Первые годы сотрудникам УБОП было непросто с разросшимися мафиозными структурами, которые имели все – и влияние, и деньги, и оружие. Особенно тяжелое положение было в Комсомольске-на-Амуре, который считался одной из криминальных столиц России. В 90-е там заправлял вор в законе Евгений Васин (по кличке Джем). Подчинивший своему влиянию фактически весь криминалитет Дальнего Востока, он объявил властям, правоохранителям и горожанам настоящую войну.

Подполковник милиции в отставке, Владимир Князев, в то время младший лейтенант УБОП в Комсомольске-на-Амуре, рассказывал, как однажды Васина вызвали по повестке в Управление. Тот не явился, и тогда за ним отправили несколько оперативников. Но каково было их удивление, когда они наткнулись во дворе его дома на несколько десятков воровских иномарок — это братва приехала отмечать день рождения жены криминального авторитета. Сотрудников УБОП моментально окружила толпа агрессивных бандитов, Васин даже грозился «порешить их жен и детей», однако одумавшись он не рискнул идти на конфликт и подчинился силовикам.

В то время было крайне сложно привлечь вора в законе к уголовной ответственности, наличие одного лишь статуса ничего не давало. Милиционерам приходилось скрупулезно накапливать информацию, долго вести оперативную разработку, ловить преступников на «проколах». Того же Васина смогли посадить лишь после получения неопровержимых улик в расправе над предпринимателем, отказавшимся платить бандиту дань.

В 1997 году сотрудникам УБОП пришла помощь: свет увидела долгожданная статья 210 «Организация преступного сообщества или участие в нем». Теперь оперативники имели возможность не только ловить бандитов поодиночке, но и накрывать всю преступную шайку разом.

После ряда успешных силовых операций против воров в законе оперативники поставили бандитов на место, преступники независимо от масти и положения стали откровенно опасаться сотрудников УБОП. Упомянутый выше Князев вспоминал, как один раз какой-то отморозок осмелился оскорбить жену оперативника – на следующий день он уже валялся у него в ногах и вымаливал прощение.

Опираясь в своей борьбе с преступностью на закон, УБОП тем не менее не всегда действовал законно. В достижении результатов все способы были хороши: стравливание бандитских группировок между собой, пытки задержанных и даже убийства. Но в лихие девяностые игнорирование правовых норм было едва ли не единственным способом остановить разгул преступности в стране.

УБОП недолюбливали многие: Прокуратура, ФСБ, МВД. Во многом потому, что борцы с организованной преступностью были независимы от других силовых и правоохранительных структур. Однако, как правило, абсолютная вседозволенность обнажает пороки. Противники УБОП не раз уличали оппонентов в сотрудничестве с криминалом. Бывали случаи создания ОПГ из числа бывших «убоповцев». В те годы даже поговаривали, что сотрудники УБОП совершили убийств больше, чем раскрыли.

В 2001 году глава МВД Борис Грызлов, реагируя на многочисленные случаи злоупотребления служебным положением в рядах УБОП, принял решение реорганизовать опальную структуру, на базе которой были созданы Оперативно-Розыскные Бюро при Главных управлениях по федеральным округам. А в 2008 году президент Дмитрий Медведев своим приказом и вовсе ликвидировал службы по борьбе с организованной преступностью, создав на их основе подразделения по борьбе с экстремизмом и государственной защите.

Рассказывают, что, когда расформировали УБОП воры в законе закатывали по всей стране многодневные банкеты. Их ликование было понятно: вместе с ликвидацией Управления были утрачены базы данных и многочисленная агентура. Но самое главное, правоохранительные органы лишились ценных кадров, которые разошлись по банкам и частным сыскным агентствам.

Сегодня, когда в России прошел ряд громких процессов над чиновниками и представителями крупного бизнеса, которым предъявили обвинения в причастности к криминальным сообществам, все чаще можно слышать требование о возрождении структур по борьбе с организованной преступностью. Так, экс-прокурор Крыма и депутат Госдумы Наталья Поклонская отметила, что ОПГ 90-х никуда не исчезли, а приобрели новую форму. Они легализовались. И поэтому очень важно создание спецподразделения, которое будет вести борьбу с такими проявлениями криминала.

День Советской милиции

10 ноября 1917 г., 101 год назад, родилась советская милиция.

Думаю, что на редкость правильная идея пришла в голову нашему незабвенному Дмитрию Анатольевичу. Сменить название. Не может организация, запятнавшая себя взятками, коррупцией, откровенным воровством, крышеванием криминала, а сейчас еще и насилованием друг друга и коллективным развратом, носить имя легендарной Советской милиции. Пусть будет ПОЛИЦИЯ. Сразу становится ясно кто есть кто…

Но не будем о грустном и позорном дне сегодняшнем. Вспомним Советскую милицию. Она, действительно, была народной и защищала нас от всякой мрази и недочеловеков…

Советская милиция свое законодательное оформление получила на основании постановления Наркомата по внутренним делам от 10 ноября 1917 года «О рабочей милиции». В 1919 году В.Ленин подписал декрет СНК РСФСР «О советской рабоче-крестьянской милиции», а в 1920 году ВЦИК утвердил первое положение «О рабоче-крестьянской милиции».

До 1931 года милиция находилась в ведении местных Советов, затем – в системе Наркомата, с 1946 года – в союзно-республиканском Министерстве внутренних дел СССР.

Впоследствии основы организации и деятельности милиции были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью».

В годы Гражданской войны советская милиция вела напряженную борьбу с преступностью по всей России. Но не только выполнять свои прямые обязанности по розыску и задержанию преступников, охране общественного порядка приходилось первым советским милиционерам. Порой они вступали и в боевые действия с «белыми», выполняя функции обычных армейских подразделений. Весной 1919 г., когда у Петрограда стояли войска генерала Юденича, из числа сотрудников петроградской милиции были сформированы семь отрядов общей численностью в 1500 штыков. Советские милиционеры сражались на фронтах Гражданской войны на Урале и Поволжье, на Северном Кавказе, в других регионах России.

Отряд по борьбе с бандитизмом Донской ЧК

В условиях Великой Отечественной войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью появилось много новых: борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, провокаторов и прочих преступных элементов, борьба с хищениями военных грузов. В качестве первоочередных задач органов внутренних дел применительно к условиям военного времени определялись задачи обеспечения организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и контроля грузов. Осуществляя все эти мероприятия, государство добивалось наведения твердого правопорядка в стране.

В пограничных районах органами милиции вместе и пограничниками и подразделениями Красной Армии пришлось вести бои с наступавшими фашистскими войсками. Милиция боролась с вражескими диверсантами, парашютистами, сигнальщиками-ракетчиками. В местностях, объявленных на военном положении, органы милиции были приведены в боевую готовность и развернули свои силы и средства по планам местной противовоздушной обороны, брали под охрану жизненно важные народнохозяйственные объекты. В прифронтовых районах и областях милиция переводилась на казарменное положение и создавались оперативные группы для борьбы с вражеской агентурой.

Патрулирование милицией улиц Москвы в годы войны

В августе 1962 г. принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам работы советской милиции, которое наметило ряд важных организационных мер, направленных на улучшение ее деятельности. В постановлении были определены меры по повышению уровня работы милиции, укреплению ее кадрового состава, обеспечению ее органов средствами связи, транспортом, специальной техникой.

Основные задачи милиции, ее место и роль в системе органов государственного управления были определены в Положении о советской милиции, утвержденном Советом Министров СССР 17 августа 1962 г. Положение указывало, что милиция является административно-исполнительным органом Советского государства, призванным охранять общественный порядок в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях, обеспечивать охрану социалистической собственности, личности и прав граждан от преступных посягательств, своевременно предупреждать, пресекать и раскрывать уголовные преступления. В нем подчеркивалось, что всей своей деятельностью милиция служит народу, поддерживает постоянную связь с широкими массами трудящихся и общественными организациями, опирается на их помощь и поддержку. Одновременно было принято решение о введении в милиции торжественной Присяги и учреждении для республиканских, областных, краевых и крупных городских гарнизонов милиции Красных знамен.

В дни буржуазного переворота 1991 года милиция оказалась между двух огней. С одной стороны правоохранительная деятельность, с другой — бунтующие провокаторы либерастов-демократов…

Очень красочно и предметно о событиях тех дней рассказал участник этих событий, бывший милиционер, Евгений Вышенков, который в 1991 году служил в уголовном розыске Ленинграда:

После этих событий вместо советской милиции, защищавшей граждан страны, мы имеем то, что имеем…

МИЛИЦИЯ

МИЛИЦИЯ — с середины XV века на­име­но­ва­ние в ря­де стран Ев­ро­пы опол­че­ния, со­би­рае­мо­го во вре­мя вой­ны.

1) В Рос­сии в начале XIX века на­име­но­ва­ние зем­ско­го вой­ска, в конце XIX века — кон­но­го вой­ска, вы­став­ляе­мо­го ко­рен­ным на­се­ле­ни­ем Кав­ка­за и За­кас­пий­ской области. 2) Сис­те­ма государственных ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти в РФ (1991-2011 годы) и не­ко­то­рых других стра­нах, основными функ­ция­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся обес­пе­че­ние лич­ной безо­пас­но­сти гра­ж­дан, пре­ду­пре­ж­де­ние и пре­се­че­ние пре­сту­п­ле­ний и административных пра­во­на­ру­ше­ний, рас­кры­тие пре­сту­п­ле­ний, ох­ра­на об­щественного по­ряд­ка и обес­пе­че­ние об­щественной безо­пас­но­сти и др.

Впер­вые милиция как служ­ба ох­ра­ны об­щественного по­ряд­ка соз­да­на в пе­ри­од Па­риж­ской ком­му­ны 1871 года. В хо­де Февральской ре­во­лю­ции 1917 года Временное пра­ви­тель­ст­во, по­сле уп­разд­не­ния в начале мар­та 1917 года От­дель­но­го кор­пу­са жан­дар­мов и Департамента по­ли­ции МВД, про­воз­гла­си­ло уч­ре­ж­де­ние на­род­ной (гражданской) милиции, пра­во­вой ос­но­вой ко­то­рой ста­ли по­ста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ст­ва от 17(30).04.1917 года «Об уч­ре­ж­де­нии ми­ли­ции» и Временное по­ло­же­ние о милиции, од­на­ко в пол­ной ме­ре эти ре­ше­ния реа­ли­зо­ва­ны не бы­ли. В этот же пе­ри­од по ини­циа­ти­ве боль­ше­ви­ков на­ча­лось мас­со­вое соз­да­ние различных фор­ми­ро­ва­ний про­ле­тар­ской милиции, наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны­ми и рас­про­стра­нён­ны­ми из ко­то­рых бы­ли от­ря­ды Крас­ной гвар­дии и ра­бо­чей милиции. Со­глас­но про­грам­ме РСДРП(б), про­ле­тар­ская милиция рас­смат­ри­ва­лась как фор­ма пря­мой и не­по­средственной де­мо­кра­тии, наи­бо­лее пол­но во­пло­щав­шей идею все­об­ще­го воо­ру­же­ния на­ро­да, при­зван­но­го за­ме­нить кад­ро­вую ар­мию и по­сто­янную по­ли­цию. От­ли­чительными чер­та­ми про­ле­тар­ской милиции яв­ля­лись доб­ро­воль­ность всту­п­ле­ния в её ря­ды, без­воз­мезд­ное, как пра­ви­ло, не­се­ние служ­бы ох­ра­ны в сво­бод­ное от основной ра­бо­ты вре­мя. По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года дан­ные прин­ци­пы за­кре­п­ле­ны в по­ста­нов­ле­нии На­род­но­го ко­мис­са­риа­та внут­рен­них дел РСФСР от 28.10(10.11).1917 года «О ра­бо­чей ми­ли­ции». В об­ста­нов­ке Гражданской вой­ны 1917-1922 годов, за­ста­вив­шей от­ка­зать­ся от про­ве­де­ния в жизнь ло­зун­га все­об­ще­го во­ору­же­ния на­ро­да, в ус­ло­ви­ях раз­ру­хи, вы­со­ко­го уров­ня пре­ступ­но­сти ста­ла оче­вид­ной не­об­хо­ди­мость соз­да­ния по­сто­ян­но­го штат­но­го государственного ор­га­на ох­ра­ны об­щественного по­ряд­ка. 12.10.1918 года НКВД РСФСР и Нар­ко­мат юс­ти­ции РСФСР ут­вер­ди­ли ин­ст­рук­цию «Об ор­га­ни­за­ции со­вет­ской ра­бо­че-кре­сть­ян­ской ми­ли­ции», ко­то­рая оп­ре­де­ли­ла основные за­да­чи милиции: пре­ду­пре­ж­де­ние и пре­се­че­ние на­ру­ше­ний по­ряд­ка, на­блю­де­ние за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов и свое­временное опо­ве­ще­ние на­се­ле­ния о рас­по­ря­же­ни­ях советской вла­сти, со­дей­ст­вие их вы­пол­не­нию, борь­ба с уго­лов­ной пре­ступ­но­стью и др. С это­го вре­ме­ни, хо­тя и со­хра­нял­ся тер­мин «милиция», она строи­лась на ос­но­вах, при­су­щих по­ли­ции. Бы­ли соз­да­ны спе­циа­ли­зированные ви­ды милиции: уго­лов­но-ро­зы­ск­ная, железно-дорожная, вод­ная, промышленная, ве­дом­ст­вен­ная и др. В 1930-е годы об­ра­зо­ва­ны: пас­порт­ные от­де­лы, Государственная ав­то­мо­биль­ная ин­спек­ция, от­де­лы виз и ре­ги­ст­ра­ции ино­стран­цев, от­де­лы по борь­бе с хи­ще­ния­ми со­циа­ли­стической соб­ст­вен­но­сти и спе­ку­ля­ци­ей, во­енно-учёт­ные сто­лы; в ве­де­ние милиции пе­ре­да­ны медицинские вы­трез­ви­те­ли и т.д. Рост пре­ступ­но­сти и из­ме­не­ние её струк­ту­ры в конце XX века обу­сло­ви­ли соз­да­ние но­вых под­раз­де­ле­ний милиции (по борь­бе с ор­га­ни­зованной пре­ступ­но­стью, по борь­бе с пре­сту­п­ле­ния­ми в сфе­ре вы­со­ких тех­но­ло­гий и др.).

В РФ милиция вхо­ди­ла в сис­те­му Министерства внутренних дел РФ. За­да­чи, прин­ци­пы дея­тель­но­сти, сис­те­ма и струк­ту­ра ор­га­нов милиции, пра­ва и обя­зан­но­сти, га­ран­тии пра­во­вой и со­ци­аль­ной за­щи­щён­но­сти со­труд­ни­ков, по­ря­док при­ме­не­ния ими ору­жия и спец­средств оп­ре­де­ля­лись Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О ми­ли­ции» от 18.04.1991 года. Под­раз­де­ля­лась на кри­ми­наль­ную милицию и милицию об­щественной без­опас­но­сти. На кри­ми­наль­ную милицию бы­ли воз­ло­же­ны: пре­ду­пре­ж­де­ние, пре­се­че­ние и рас­кры­тие пре­сту­п­ле­ний по де­лам, по ко­то­рым про­из­вод­ст­во пред­ва­рительного след­ст­вия обя­за­тель­но; ро­зыск лиц, скры­ваю­щих­ся от ор­га­нов доз­на­ния, след­ст­вия и су­да; ук­ло­няю­щих­ся от от­бы­ва­ния уго­лов­но­го на­ка­за­ния; без вес­ти про­пав­ших и иных лиц в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных за­ко­но­да­тель­ст­вом. Кри­ми­наль­ная милиция пред­став­ля­ла со­бой цен­тра­ли­зованную сис­те­му, в со­став ко­то­рой вхо­ди­ли опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ные, на­уч­но-тех­нические и иные под­раз­де­ле­ния. В со­став милиции об­щественной безо­пас­но­сти, со­дер­жав­шей­ся на сред­ст­ва ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, вхо­ди­ли: де­жур­ные час­ти, уча­ст­ко­вые ин­спек­то­ра, пат­руль­но-по­сто­вая служ­ба (в том числе от­ря­ды милиции осо­бо­го на­зна­че­ния — ОМОН), под­раз­де­ле­ния ох­ра­ны объ­ек­тов по до­го­во­рам, доз­на­ния по уго­лов­ным де­лам, Государственной ин­спек­ции без­о­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния и другие. 01.03.2011 года, со­глас­но Фе­де­раль­но­му за­ко­ну «О по­ли­ции» от 07.02.2011 года, милиция пре­об­ра­зо­ва­на в по­ли­цию. По­сле рас­па­да СССР в боль­шин­ст­ве бывших стран со­циа­ли­стического бло­ка и го­су­дарств, об­ра­зо­ван­ных из ра­нее вхо­див­ших в со­став СССР со­юз­ных рес­пуб­лик, милиция бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в по­ли­цию.

Су­ще­ст­вую­щая во мно­гих стра­нах ми­ра милиция яв­ля­ет­ся вое­ни­зированным фор­ми­ро­ва­ни­ем, ис­поль­зуе­мым для ока­за­ния по­мо­щи в по­ис­ко­во-спа­сательных опе­ра­ци­ях, при сти­хий­ных бед­ст­ви­ях, при обес­пе­че­нии по­ряд­ка; в не­ко­то­рых слу­ча­ях рас­смат­ри­ва­ет­ся как ре­зерв во­оруженных сил.

История создания полиции

Еще в 1539 году появился Разбойный приказ, который занимался сыском и судом над наиболее опасными преступниками. В его ведении находилась все Московское государство, за исключением столицы, там эти функции выполнял Земский приказ. Просуществовал он до 1701 года . В 1654 году при Алексее Михайловиче создается Тайный приказ (приказ тайных дел), который занимался поисками особо опасных политических преступников. Свое же начало полиция как постоянный правозащитный орган положила во время правления Петра Алексеевича. В связи с военной реформой в 1718 году был создан регулярный орган «полиция», которой руководил Генерал — полицмейстер, а при нем главная канцелярия полицмецстерских дел. Задачи полицейских заключались в ведении уголовных дел, охране общественного порядка, пожарной и санитарной безопасности. Данный орган стал новшеством и с помощью этого Петр пытался утвердить новые порядки в Империи. В 1721 году был выпущен регламент, точно определявший задачи полиции. Интересным моментом было, что в их функционал входило даже следить за тем, чтобы при сословной иерархии все соблюдали свои права и полномочия и даже контроль за финансами отдельных семей. Русская полиция рассматривалась как военная организация, поэтому служили в ней армейские чины. Первые отряды существовали лишь в двух столицах. Изменения в структуре произошли после земской реформы 1775 г. Были созданы полицейские аппараты в уездах, управление которыми ложилось на дворянство. В 1782 году оглашается Устав благочиния, по нему создаются благочинские управы в городах с очень широкими полномочиями. Все города делились на территории (кварталы), где власть передавалась квартальным надзирателям . По Уставу всем чинам присваивался класс по Табелю о рангах . Например, полицмесйстер в столицах губерний был 6 класса, а квартальный -10 класса . В 1802 году при Александре I появляются первые министертства, одним из них было министерство внутренних дел. В 1811 году создано Министерство полиции. Министерство делилось на подразделения и наделялось большими полномочиями. Находилось Министерство в ведении губернаторов . После 1825 года создается Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которая берет на себя контроль за всеми внутренними делами. Канцелярия Его Величества становится главенствующим органом во всем государственном аппарате. Специализированный орган по уголовным делам был создан только в начале 20 века. В 1908 году в полицейских управлениях городов и уездов создаются сыскные части. Их задачей было проводить дознания по уголовным делам и проводить оперативно — розыскные мероприятия. После падения царского режима царская полиция заменилась на “народную милицию”. При большевиках выходит декрет “О рабочей милиции”. С мая 1918 года после народная (рабочая) милиция приобретает статус профессиональной . С 1920 года по документу “О рабоче — крестьянской милиции” служить можно в милиции можно только на добровольной основе. В милицейский орган объединяют разноуровневые органы милиции. Появляются участковые надзиратели с 1923 года. Далее происходит структуризация новых отделов милиции: ГАИ в 1936 году, БХСС в 1937 г. Позже в состав милиции входят управления специального назначения. С 1990 года появлляется Интерпол. С 1991 года начинает действовать Федеральный закон РФ “О милиции”, регламентирующий права и обязанности сотрудников милиции. После Референдума в 1993 году данный закон закрепляется в Конституции РФ. В 2004 году МВД РФ упраздняет все управления и создает 15 департаментов. С 1 марта 2011 г. по закону “О полиции” вместо милиции появляется вновь полиция. В законе отредактированы все права и обязанности полицейского.

> Развитие милиции с 1917 по 2011

История становления милиции

Милиция — исторически сложившееся наименование органов по охране общественного порядка в Российской Федерации и ряде стран СНГ.

После Февральской революции 1917 г. в России царская полиция была ликвидирована. Была провозглашена замена полиции «народной милицией». Правовая основа организации и деятельности милиции была создана постановлениями Временного правительства «Об утверждении милиции» и «Временным положением о милиции», которые были изданы в апреле 1917 г. После Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского государства и закрепил ликвидацию Временного правительства и его органов, в том числе и органов милиции.

  • 10 ноября (28 октября старому стилю) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял декрет «О рабочей милиции», в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов. 10 мая 1918 г. коллегия НКВД РСФСР приняла решение о том, что «милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции». С этого момента милиция из «народной» начинает переход в категорию профессиональной.
  • 12 октября 1918 г. НКВД и Народный комиссариат юстиции утвердили инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», юридически закрепившую создание штатной профессиональной милиции в РСФСР как «исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящего в непосредственном ведении местных Советов и подчиняющегося общему руководству НКВД».

В 1920 г. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) утвердил первое положение «О рабоче-крестьянской милиции». В соответствии с ним в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Служба в милиции носила добровольный характер.

В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. В 1936 г. были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 г. — по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС).

К 1941 г. в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции имелись отделы уголовного розыска, БХСС, наружной службы, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортный, научно-технический, по борьбе с бандитизмом. Впоследствии в разные годы в состав милиции вошли такие отделы, как отряды милиции специального назначения — спецназ (1987), отряд милиции особого назначения — ОМОН (1988), Главное управление по борьбе с организованной преступностью — ГУБОП (1992) и другие. В 1990 г. в России было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

Первоначально милиция подчинялась и входила в состав НКВД РСФСР (1917-1930).

15 декабря 1930 г. ЦИК (Центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) СССР приняли постановление «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик». После упразднения наркоматов на базе управлений коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска были учреждены одноименные управления непосредственно при СНК РСФСР. Такой порядок сохранялся до 1934 г. Затем был вновь организован НКВД СССР, и милиция подчинялась ему (1934-1946), потом МВД (Министерству внутренних дел) СССР (1946?1960), МВД РСФСР (1960?1968), МВД СССР (1968-1991). С 1991 г. милиция находилась в ведении министерства внутренних дел РСФСР.

В декабре 1991 г. после того, как президент СССР Михаил Горбачев сложил свои полномочия, был принят закон РСФСР «Об изменении наименования государства Российская Советская федеративная социалистическая республика», согласно которому государство РСФСР стало именоваться Российская Федерация (Россия). В связи с этим все органы, учреждения и организации МВД СССР на территории России были переведены под юрисдикцию России с включением их в систему МВД России.

К 2004 г. в структуре МВД РФ насчитывалось 37 отделов (управлений). 5 ноября 2004 г. президентом был подписан указ, в соответствии с которым эти отделы были заменены 15 департаментами.

До 1 марта 2011 г. деятельность милиции регулировалась федеральным законом РСФСР «О милиции», вступившим в силу 18 апреля 1991 г. В соответствии с этим законом милиция в России подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (МОБ). В состав криминальной милиции вошли подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по противодействию экстремизму и другие. В состав МОБ вошли дежурные части, участковые инспектора милиции, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке и другие подразделения.

  • 12 декабря 1993 г. всероссийским голосованием была принята Конституция РФ, которая закрепила основные положения закона РСФСР «О милиции».
  • 7 августа 2010 г. по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева в интернете была открыта общественная дискуссия по законопроекту «О полиции», продлившаяся до 15 сентября.
  • 27 октября 2010 г. законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. 28 января законопроект был одобрен Думой в третьем, окончательном чтении. 24
  • 7 февраля 2011 г. закон «О полиции» был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым. Дата вступления нового закона в силу — 1 марта 2011 г.

Закон «О полиции», разработанный в рамках реформы российских органов внутренних дел, предусматривает, что милиция сменит название на полицию.

Закон определяет статус, права и обязанности сотрудника полиции; освобождает полицию от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель отношений между полицией и обществом.