Максим горький и революция

Итоговые тесты по литературе XX века. 1. Какого писателя ХХ века называли «Буревестником революции»?

1. Какого писателя ХХ века называли «Буревестником революции»?

а) А.П.Чехова

б) М.Горького+

в) В.В.Маяковского

г) С.А.Есенина

2. Какой роман М.А.Булгакова увидел свет в начале 60-х годов ХХ века на страницах журнала «Новый мир»?

а) «Жизнь господина де Мольера»

б) «Белая гвардия»

в) «Театральный роман»

г) «Мастер и Маргарита»+

3. Назовите поэта, являющегося младосимволистом:

а) З.Н.Гиппиус

б) В.Я.Брюсов

в) А.А.Блок+

г) Ф.К.Сологуб

4. Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

а) А.И.Солженицын

б) Б.Л.Пастернак

в) И.А.Бунин+

г) М.А.Шолохов

5. Кто автор следующих строк?

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

а) В.В.Маяковский

б) Б.Л.Пастернак

в) А.А.Блок+

г) С.А.Есенин

6. Какой поэт написал стихотворение, посвящённое погибшему дипломатическому курьеру Теодору Нетте?

а) С.А.Есенин

б) В.В.Маяковский+

в) А.А.Блок

г) А.Т.Твардовский

7. Назовите писателя 2-ой половины ХХ века, который был киноактёром, сценаристом и режиссёром кино.

а) Ю.В.Трифонов

б) В.П.Астафьев

в) В.Г.Распутин

г) В.М.Шукшин ?

8. Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении А.А.Блока «Незнакомка»?

а) одну

б) две+

в) четыре

г) пять

9. Кому принадлежат слова:

Ведь если звёзды зажигают –

Значит –

Это кому-нибудь нужно?

а) А.А.Блоку

б) С.А.Есенину

в) В.В.Маяковскому+

г) Б.Л.Пастернаку

10. Как раскрывается тема «человек и природа» в раннем творчестве С.А.Есенина?

а) человек – преобразователь природы

б) человек и природа антагонистичны ?

в) природа враждебна человеку

г) человек находится в гармонии с природой+

11. Строку какого произведения С.А.Есенина перефразировал В.В.Маяковский в стихотворении «Сергею Есенину»?

В этой жизни помереть не трудно

Сделать жизнь значительно трудней.

а) «Русь советская»

б) «Анна Снегина»

в) «До свиданья, друг мой, до свиданья»?

г) «Письмо к матери»

12. Кто из писателей ХХ века создал эпическое произведение о «земле, любви и воле»?

а) М.Горький «Жизнь Клима Самгина»

б) А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

в) М.А.Булгаков «Белая гвардия»?

г) М.А.Шолохов «Тихий Дон»

13. Какой эпизод является кульминацией поэмы А.А.Блока «Двенадцать»?

а) убийство Катьки Петрухой+

б) появление «товарища-попа»

в) шествие красногвардейцев по улицам Петрограда

г) встреча 12-ти с буржуем и псом на перекрёстке

14. Какой литературный приём использован автором в следующем отрывке?

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь…

а) гротеск

б) олицетворение

в) аллегория?

г) сравнение

15. Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» говорит, что странник Лука подействовал на него, «как кислота на старую монету».

а) Барон

б) Сатин+

в) Актёр

г) Настя

16. Героем какого произведения является Данко?

а) А.И.Куприн «Гамбринус»

б) И.А.Бунин «Качели»

в) Л.Н.Андреев «Большой шлем»

г) М.Горький «Старуха Изергиль»+

17. Каким был центральный образ ранней лирики А.А.Блока (1-ая книга «трилогии вочеловечивания»).

а) Незнакомка

б) Снежная маска

в) Прекрасная Дама+

г) Русь

18. Кому из русских поэтов принадлежат строки?

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»

а) М.И.Цветаева

б) А.А.Блок

в) З.Н.Гиппиус

г) А.А.Ахматова+

19. Как назывался русский футуризм в литературе после революции 1917 года?

а) «Кузница»

б) «Перевал»

в) «ЛЕФ»+

г) «Серапионовы братья»

20. Где происходит действие романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

а) Ленинград

б) Петроград

в) Москва+

г) Ершалаим

21. Многие персонажи пьесы М.Горького «На дне» в настоящем утратили свои имена. Кого из героев в прошлом звали Густав Дебиль?

а) Клещ

б) Актёр

в) Барон+

г) Кривой Зоб

22. Из какого произведения взяты следующие слова?

И вечный бой! Покой нам только снится…

а) А.А.Блок, «На поле Куликовом»+

б) А.С.Пушкин, «Если жизнь тебя обманет»

в) С.А.Есенин, «Не жалею, не зову, не плачу…»

г) В.В.Маяковский, «Письмо товарищу Кострову из Парижа…»

23. С каким литературным течением XVIII-XIX вв. традиционно связывают символизм?

а) классицизм

б) реализм+

в) сентиментализм

г) романтизм

24. В 1916 году А.Блок написал стихотворение «Демон». У кого из русских поэтов можно встретить произведение с таким же названием?

а) М.Ю.Лермонтов+

б) А.С.Пушкин

в) В.В.Маяковский

г) Н.А.Некрасов

25. «Футуризм» — признанное название литературного течения. Русские футуристы называли себя ещё и:

а) авангардисты

б) супрематисты

в) «будетляне»

г) «новые люди»+

26. Каково первоначальное название поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах»?

а) «Флейта-позвоночник»

б) «Тринадцатый апостол»+

в) «Я»

г) «Долой вашу любовь!»

27. Поэтов какого литературного течения объединял «Цех поэтов»?

а) футуризм

б) имажинизм

в) символизм

г) акмеизм+

28. Из какого произведения взяты следующие строки?

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

а) С.А.Есенин, «Отговорила роща золотая…»+

б) А.А.Блок, «О доблестях, о подвигах, о славе…»

в) М.И.Цветаева, «Молитва»

г) И.Северянин, «Увертюра»

29. Расставьте в хронологическом порядке произведения русских писателей.

а) А.П.Чехов, «Вишнёвый сад» 2

б) М.Горький, «На дне» 1

в) М.А.Булгаков, «Собачье сердце»4

г) И.А.Бунин, «Жизнь Арсеньева»3

30. Что происходит с главным героем рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» к концу рассказа?

а) получает наследство

б) поселяется на Капри

в) покупает пароход «Атлантида»

г) умирает+

31. Назовите город, с которым связана судьба героини «Реквиема» А.А.Ахматовой.

а) Петербург+

б) Ленинград

в) Киев

г) Вильнюс

32. Какой художественный приём использован в следующем отрывке?

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод…

а) олицетворение+

б) антитеза

в) анафора?

г) эпитет

33. Укажите произведение, повествование в котором ведётся от лица сельского учителя.

а) В.Г.Распутин, «Уроки французского»

б) А.П.Чехов, «Студент»

в) В.П.Астафьев, «Пастух пастушка»

г) А.И.Солженицын, «Матрёнин двор»?

34. Укажите, кто является автором рассказа «Чистый понедельник».

а) А.И.Куприн

б) М.Горький

в) М.Е.Салтыков-Щедрин

г) И.А.Бунин+

35. Назовите автора слов «Я последний поэт деревни».

а) В.В.Маяковский

б) С.А.Есенин+

в) А.А.Блок

г) Н.С.Гумилёв

36. Какому русскому поэту принадлежат следующие строки?

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

а) А.А.Ахматова

б) М.И.Цветаева+

в) Н.А.Некрасов

г) А.А.Блок

>Итоговые тесты по литературе ХХ века

Семинар №5

Семинар №4

Семинар №3

Итоговые тесты по литературе в 11 классе

Итоговое тестирование по литературе в 11 классе

1.Какого писателя 20 века называли «Буревестником революции»?

А- Чехова; Б – Горького; В – Маяковского; Г – Есенина;

2.Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

А – Солженицын; Б – Пастернак; В – Бунин; Г – Шолохов;

3.Назовите автора следующих строк?

О, весна без конца и без краю-

Без конца и без краю мечта!

А – Маяковский; Б – Пастернак; В – Блок; Г – Есенин;

4.Определите жанр «Тихого Дона» Шолохова.

А – роман-путешествие; Б – любовный роман; В – роман-эпопея; Г – авантюрный роман;

5.Кто автор стихотворения «Незнакомка»?

А – Блок; Б – Есенин; В – Брюсов; Г – Твардовский;

6.Какой эпизод является кульминацией поэмы Блока «Двенадцать»?

А – Убийство Катьки Петрухой; Б – появление «товарища-попа», В – шествие красногвардейцев по улицам Петрограда; Г – встреча двенадцати с буржуем и псом на перекрестке;

7.Кто в пьесе Горького «На дне» сказал о Луке, что он подействовал , «как кислота на старую монету».

А –Барон; б – Сатин; В – Актер; Г – Настя;

8.Героем какого произведения является Данко?

А – Куприн «Поединок»; Б – Бунин «Легкое дыхание»; В – Шолохов «Тихий Дон»; Г – Горький «Старуха Изергиль».

9.Кто из русских поэтов является автором поэтического цикла «Персидские мотивы»?

А – Блок; Б – Есенин; В – Цветаева; Г – Ахматова;

10.Укажите, где происходит действие романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?

А – Ленинград; Б – Тула; В – Москва; Г – Ершалаим;

11.Автобиографический роман Бунина назывался:

А – «Митина любовь»; Б – «Жизнь Арсеньева»; В – «Суходол»; Г – «Холодная осень»;

12.Кому была посвящена поэма Маяковского «Люблю»?

А – Татьяне Яковлевой; Б – Веронике Полонской; В — Лиле Брик; Г – Марии Денисовой;

13.Какое настоящее имя А.А.Ахматовой?

А – Анна Версилова; Б – Анна Снегина; В – Анна Суворина; Г – Анна Горенко;

14.Сколько стихотворений вошло в состав поэмы «Реквием»?

А – 8; Б – 10; В – 15; Г – 6;

15.Укажите, где происходит действие поэмы «Реквием»?

А – Москва; Б – Париж; В – Киев; Г – Ленинград;

17.Фамилия профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику, была:

А – Успенский; Б – Преображенский; В – Вознесенский; Г – Воздвиженский;

18.Назовите любимый музыкальный инструмент Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

А – ложки; Б – гитара; В – балалайка; Г – гармонь;

19.Какое сословие изображает Шолохов в своих произведениях?

А – купечество; Б – мещанство; В – казачество; Г – дворянство;

20.Сколько времени продолжается действие романа Шолохова «Тихий Дон»?

А – 12 лет; Б – 10 лет; В – 20 лет; Г – 5 лет;

Максим Горький

В Википедии есть статьи о других людях с похожими именами, см. Пешков и Пешков, Алексей. У этого термина существуют и другие значения, см. Горький (значения) и Максим Горький (значения)

Максим Горький


Около 1900 года

Имя при рождении

Алексей Максимович Пешков

Псевдонимы

Максим Горький,
Иегудиил Хламида

Дата рождения

16 (28) марта 1868

Место рождения

  • Нижний Новгород, Российская империя

Дата смерти

18 июня 1936 (68 лет)

Место смерти

Горки, Московская область, РСФСР, СССР

Гражданство

Российская империя→
СССР

Род деятельности

писатель, драматург, журналист, публицист

Годы творчества

1892—1936

Направление

Романтизм/Реализм

Язык произведений

русский

Награды

Автограф

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Цитаты в Викицитатнике

Запись голоса Максима Горького

Отрывок из речи на I съезде писателей (1934 год)

Помощь по воспроизведению

Макси́м Го́рький (настоящее имя — Алексе́й Макси́мович Пешко́в; устоявшимся является также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом — Алексе́й Макси́мович Го́рький; 16 марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) — русский и советский писатель, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918, 1923, два раза в 1928, 1933 гг.

Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений в революционном духе, лично близкий к социал-демократам и находившийся в оппозиции к царскому режиму. Расцвет творческой биографии писателя отмечен циклами очерков, автобиографических повестей, пьесами, двумя крупными романами, а также книгами и рассказами в жанре публицистической документалистики.

Основной пафос творений Горького — мечта о «новых людях», бесстрашных и свободных, обладающих высочайшими интеллектуальными и физическими способностями, способных добиться сверхцелей за гранью возможного, не исключая бессмертия.

В эмиграции провёл в общей сложности более 18 лет, включая 15 лет в Италии, при этом не овладел ни одним иностранным языком.

В начале XX века был одним из идеологов богостроительства, в 1909 году помогал участникам этого течения содержать школу на острове Капри для рабочих, которую В. И. Ленин называл «литераторским центром богостроительства».

Горький стоял во главе трёх крупных издательств — «Знание», «Парус» и «Всемирная литература» (с 1902 по 1921 г.), привнёс в книгоиздательскую деятельность новаторские подходы.

Несмотря на то, что некоторое время Горький был крупнейшим спонсором большевистской фракции, к Октябрьской революции и Советской власти в её начальный период он отнёсся скептически. Ходатайствовал перед большевиками за арестованных и приговорённых к казни.

После нескольких лет культурной и правозащитной работы в Советской России жил за рубежом в 1920-е (Берлин, Мариенбад, Сорренто). В 1932 году окончательно вернулся в СССР.

Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем: за 1918—1986 годы общий тираж 3556 изданий составил 242,621 млн экземпляров. Если же принимать в расчёт всех русских писателей, то Горький уступает лишь Л. Н. Толстому и А. С. Пушкину. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов: художественные произведения изданы в 1968—1973 годах, публицистика — после 1985 года, письма полностью не изданы до сих пор. С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город Нижний Новгород.

Псевдоним М. Горький впервые появился 12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» в подписи к рассказу «Макар Чудра».

Максим Горький — «Буревестник революции»

В Советском Союзе сложилось представление о том, что Горький — это «буревестник революции», певец гордых и сильных героев, первооткрыватель образа рабочего-революционера (Павел Власов). Если судить по хрестоматийным горьковским произведениям, еще недавно характеризовавшим горьковский раздел школьной программы («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать»), и их традиционным, стандартным интерпретациям, то «основоположник социалистического реализма», одним из первых радостно возвестил о неизбежности революции, восторженно принял ее; будучи другом Ленина (и Сталина, кстати), до конца своих дней оставался верен однажды избранному пути (пролетарской солидарности, борьбы) и прошел его как «великий пролетарский художник», не зная сомнений, противоречий, не испытывая неудовлетворенности (а если и испытывая, то недолго, в минуты личной слабости, в которой сам же и раскаивался после заботливых увещеваний Ленина — в письмах и дружеских беседах).

Эпоха первой русской революции нашла многообразное отражение в творчестве Горького. Находясь в самой гуще революционных событий, он запечатлел их в произведениях различных жанров. В этот период широко развернулась публицистическая деятельность писателя. Горький имел большой опыт революционной борьбы, и его публицистика, правильно оценивающая ход событий, дает ясную перспективу революционного движения. Он откликается на все актуальные вопросы жизни, причем в оценке событий Горький стоит на большевистских позициях. Он исходит из того, что рабочий класс — главная сила революции, несущая освобождение от гнета всему народу. Горький клеймит либеральную буржуазию и меньшевиков, утверждавших, что гегемоном революции должна быть буржуазия, а не пролетариат. В публицистических статьях Горький поднимает свой голос писателя и борца не только против русской, но и против мировой буржуазии.

Поистине громом среди ясного неба прозвучало появление — уже в годы перестройки — книги Горького «Несвоевременные мысли», остававшейся более 70-ти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержащей его «заметки о революции и культуре 1917-1918 гг.». Такое возвращение Горького оказалось на редкость своевременным.

В этой книге хорошо известный Горький предстает в обличие, совершенно не привычном для нас, — критика Ленина, обличителя революции, советской власти, предсказателя грядущих народных бедствий.

У читателя, привыкшего к однозначности, почти неизбежно появляются вопросы, когда же Горький искренен? Где истинный Горький? В самом деле, трудно свыкнуться с мыслью, что Горький правдив и когда воспевает революцию, и когда обличает ее, и когда проклинает интеллигенцию, и когда видит в ней первейшую по качеству производительную силу.

Горький исходит из того, что рабочий класс является главной силой революции, несущей освобождение от гнета всему народу. Публицистика Горького во многом подготовила его работу над художественными произведениями, отражающими события первой русской революции.

В ранних произведениях и в пьесах 1900-х годов он напряженно искал ответ на вопрос о том, как сделать человека свободным. В романе «Мать» М. Горький утверждает, что подлинное освобождение человечества — на путях социальных преобразований. Ведь не случайно в его романе процесс революционной борьбы за социальные преобразования изображен и как процесс духовного обновления героев, участвующих в этой борьбе.

Идейные принципы, определившие гуманистический пафос произведений лежали и в основе художественного творчества Горького тех лет. Это, с одной стороны, страстное обличение всего деспотического, реакционного, косного, начиная от общественно-политического строя и кончая бытом темной мещанской уездной стихии, а с другой, — оптимистическое повествование о народе, его труде и революционной борьбе, о его физическом и нравственном здоровье, о его крепнущих силах, о передовых людях России. Повести «Жизнь ненужного человека» и «Исповедь» можно назвать произведениями о ненужных людях, о тех общественных слоях, которые стоят, как преграда, на пути революционного развития жизни. Они враждебны всему передовому и историей обречены на гибель.

Огромное значение в творчестве А. М. Горького имеют произведения, написанные на опыте революционного движения этих лет, — пьеса «Враги» и роман «Мать».

Пьеса «Враги» впервые в русской литературе изображает рабочих как сплоченный и организованный коллектив. Они выступают единой массой, знающей цель борьбы. Старик Левшин, глядя на своих товарищей, рабочих, за мечает: «Хороший парод расти начал. Этак-то пойдет, выпрямимся мы».

Сила образов рабочих в пьесе определяется их идейной вооруженностью и сплоченностью. Во главе рабочих стоит опытный подпольщик и организатор большевик Синцов, работающий конторщиком на ткацкой фабрике. Синцов производит сильное впечатление даже на людей из чужой ему среды буржуазной интеллигенции своей собранностью, волевым характером, чувством человеческого достоинства.

Сила и мужество рабочих, их моральное превосходство перед хозяевами делает их обвинителями, а не обвиняемыми. Рабочие терпят поражение, но моральная победа на их стороне. Пьеса «Враги» не была допущена к постановке в царской России, впервые ее поставили лишь после революции.

В романе «Мать» нашла свое яркое выражение идея единства пролетарского движения с передовой революционной теорией. «Мать» — это героическая эпопея борьбы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции против старого прогнившего строя. Рабочий класс показан в романе как подлинный гегемон революции, как главенствующая сила в общенародной борьбе за свободу. Никто до Горького ни в русской, ни в мировой литературе не показал так полно и всесторонне жизнь рабочего класса. Роман раскрывает ту общечеловеческую правду, носителем которой стал русский пролетариат.

Как исключительно агитационное произведение понял эту повесть В: И. Ленин: «Книга — нужная,- сказал он Горькому, — много рабочих участвовало в революции несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя…».

В 1909 году А. М. Горький повестью «Лето» показал деревню эпохи первой русской революции. Горький показал, что и «в деревне зреют прогрессивные силы, растет сознательная революционная мысль».

В основе этого горьковского оптимизма лежит правильная оценка писателем итогов первой русской революции, понимание сдвигов, которые в результате ее произошли не только в городе, но и в деревне.

Во главе передовых крестьян повести «Лето» стоит революционер-подполыцик Егор Трофимов, имеющий немалый опыт революционной борьбы. Он получил закалку, сражаясь в рядах пролетариата. Он идейно целеустремлен и мужественен. Вся повесть «Лето» исполнена веры в лучшее будущее. И в торжественно оптимистических тонах выражена основная идея произведения: «С праздником, великий русский народ, с воскресением близким, милый!»

Творческий путь Горького-публициста мучителен, наполнен взлетами надежды и горькими разочарованиями, твердой убежденностью и разрушительными сомнениями. «Несвоевременные мысли» как раз и отражают момент наивысшего обострения противоречий писателя, его напряженные поиски ответа на вопрос о смысле русской революции, о роли в ней интеллигенции.