Кладбища самолетов в России

Содержание

Заброшенные самолеты

Любая техника представляет особый интерес для сталкеров, так как найти ее можно далеко не в каждом регионе.

Как правила, такие кладбища всегда тщательно охраняются или же быстро спиливаются мародерами на металл.

Еще реже можно осмотреть заброшенные самолеты, так как зачастую поблизости располагаются действующие военные части, чьи сотрудники прогоняют всех непрошенных гостей, а на контакт идет совсем небольшой процент солдат.

Тем не менее, в России существуют отдельные кладбища со списанной авиатехникой, которые можно посетить при соблюдении особых правил.

Заброшенные самолеты в России

В России можно найти несколько заброшенных авиационных баз со списанной техникой, разбросанных по разным регионам страны.

Большая их часть находится под охраной, но есть объекты со свободным доступом, сохранность которых намного ниже, чем охраняемых.

Найти такие кладбища техники можно на специальных сталкерских форумах.

Строения бывшего аэродрома в Ростовской области

В годы СССР это был достаточно крупный аэродром, использующийся не только действующим авиационным полком, но и местным военным училищем. Как правило, здесь базировались исключительно боеспособные истребители. Базу построили в шестидесятых годах и проработала она около тридцати лет, после чего грянула перестройка. После расформирования аэродрома рабочие стали постепенно разбирать бетонные полосы, пока территория не превратилась в несколько ангаров, окруженных чистым полем. Сейчас склады стоят в открытом виде, внутри сохранилось несколько списанных истребителей, находившихся на ремонте во время приказа о ликвидации базы.

База хранения и ремонта военной техники в Тамбове

Расформированная тамбовская база проработала до нулевых годов, а затем оказалась полностью заброшенной. На территории осталось огромное количество военной техники, в том числе и самолеты. Помимо них можно найти грузовики и специализированный транспорт. Большой интерес так же представляет железный ангар, в котором сохранилось немало запчастей, оборудования и прочего инвентаря для ремонта техники. Объект не охраняется, но периодически на территорию заходит стая диких собак, которая может проявить агрессию по отношению к одиноким гостям.

Заброшенные самолеты в Московской области

Неподалеку от Москвы располагаются бывшие склады аэродромной спецтехники ВВС СССР, в которых и по сей день стоит несколько ржавеющих самолетов. История базы вполне типичная для военных объектов. Построенная в годы Союза, она успешно проработала несколько десятков лет и была расформирована после перестройки. Сейчас склады находятся под охраной, но ЧОП редко совершает обходы, поэтому если не шуметь, можно спокойно осмотреть всю интересующую технику. Периодически стоянка пополняется новыми списанными самолетами, пришедшими в негодность.

Ангар на учебной аэродромной базе в Московской области

Еще один ангар с самолетами можно найти на старой аэродромной базе в пригороде Москвы. Помимо техники внутри остались административные помещения со множеством книг и документации. Сохранилась мебель и прочий инвентарь. Сама база охраняется ЧОПом с двумя служебными собаками, но их можно обойти. Попасть внутрь возможно только через самодельные залазы, все окна и двери прочно закрыты. Периметр обнесен бетонным забором, его можно перелезть, только если использовать стоящие рядом деревья. Есть предупреждения о датчиках движения, но бывалые сталкеры их наличие отрицают.

Заброшенная стоянка авиатехники в Воронежской области

Посреди леса в Воронежской области располагается огромное поле со множеством самолетов, вертолетов и наземного транспорта. Это одна из самых крупных неохраняемых стоянок списанной техники в России. Общее количество экземпляров превышает несколько сотен, что делает объект уникальным. Неподалеку располагается действующая воинская часть, но за плотным лесом ее солдаты не видят сталкеров и других посетителей заброшки. Посещать поле можно в любое время, риск оказаться замеченным – минимален, но стоит быть готовым ко встрече с дикими лисами, которые периодически пробегают через стоянку.

Бывший вертодром армейской авиации в Московской области

Авиачасть была расформирована 8 лет назад. Объект переведен в законсервированное состояние, но охранные мероприятия не установлены, что причисляет его к числу заброшек. Огромную территорию занимает большое количество зданий разного назначения, в отдельно стоящих ангарах можно найти старые самолеты и вертолеты, отслужившие свой срок. Иногда на территорию забредают дикие собаки. Неподалёку есть жилые дома, но их жителям все равно на гостей вертодрома.

Заброшенный вертодром «Красные Сосенки» в Ивановской области

Авиационная база была закрыта всего 7 лет назад, поэтому до сих пор находится в хорошем состоянии. Помимо вертолетов и самолетов на территории можно осмотреть множество других интересных объектов от грузовиков до радиолокационного оборудования в бункерах связи. Вертодром охраняется частным охранным предприятием, сотрудники которого совершают обходы несколько раз в день. Так как они делают их спонтанно, лучше дождаться завершения очередного осмотра и после него проникать на территорию в обход будки ЧОП.

Территория учебного аэродрома в Ленинградской области

Небольшой склад самолетов находится неподалеку от летного училища. Техника достаточно старая, стоит в поле не один десяток лет и применяется в качестве наглядного учебного пособия для курсантов. Сама территория аэродрома охраняется двумя солдатами со служебными овчарками. Обходы совершаются спонтанно и преимущественно в хорошую погоду. Если посещать заброшку в дождь или туман, не создавая лишнего шума, можно спокойно осмотреть интересующую технику с минимальным риском быть пойманным.

Военный аэродром «Смуравьёво» в Псковской области

Старый аэродром официально считается законсервированным, но по факту давно заброшен. Активно посещается маргинальными личностями, выносящими мебель и металлические конструкции, чему способствует отсутствие каких-либо охранных мероприятий. Самолеты можно найти в арочных ангарах. Помимо техники большой интерес представляет медсанчасть, в которой сохранилось множество любопытных предметов, но передвигаться по ней следует осторожно из-за огромного количества ртути на полу.

Заброшенный военный аэродром «Октябрьское» в Крыму

Аэродром в Крыму был построен в тридцатых годах и именно с него взлетали самолеты, чья бомбардировка привела к вступлению Союза во Вторую мировую войну. В послевоенное время объект значительно расширили и модернизировали, приведя его под первоклассные стандарты. «Октябрьское» работал до середины девяностых годов, а затем был расформирован, как и большая часть военных баз. На данный момент сохранилось несколько зданий и взлетная полоса, на которой стоят ржавеющие самолеты. Территория обнесена бетонным забором, через который при желании можно перелезть.

Заброшенный военно-транспортный самолёт Ан-26 в Москве

Старый самолет располагается в поле на окраине военного столичного аэродрома. Территория находится под наблюдением охранников, регулярно совершающих обходы, но их легко можно обойти и осмотреть заброшенный борт. Внешне люки кажутся закрытыми, но на самом деле это не так, и через них спокойно можно попасть внутрь. Часть оборудования из кабины пилотов вынесена, вся остальная комплектация на местах. В будущем самолет планируется распилить, но на данный момент работы еще не начаты.

Вертолётодром в Московской области

В годы СССР это был достаточно крупный аэродром, использующийся не только действующим авиационным полком, но и местным военным училищем. Вертолётодром был построен в послевоенное время и активно функционировал до 2012 года. После расформирования все действующие самолеты и вертолеты были переведены на другую базу, а подлежащая списанию техника осталась на бетонной площадке и сейчас активно посещается сталкерами, чему способствует отсутствие охраны.

Заброшенный аэродром «Ватега» в Архангельской области

Строительство объекта началось еще во времена СССР и продолжалось вплоть до перестройки, которая помешала окончанию работ, в связи с чем аэродром получил статус замороженного. «Ватега» должен был стать одной из самых крупных авиационных баз в регионе, со способностью принимать тяжелые бомбардировщики дальних полетов, что в случае вступления России в войну могло сыграть большую роль для отечественных войск. После заморозки строительства готовые взлетные полосы стали потихоньку разбирать, а саму территорию приспособили под склад списанных самолетов, которые на данный момент занимают несколько рядов.

Авиационное лётно-техническое училище в Калуге

Заброшенное во второй половине нулевых годов, авиационное училище занимает достаточно обширную территорию и состоит из множества построек и большого плаца, на окраине которого находится несколько старых самолетов. Сохранность объекта достаточно хорошая. В учебных классах сохранился весь инвентарь, макеты и учебная литература. Внутри бортов на местах все оборудование, а в медпункте можно найти просроченные лекарства и рабочие инструменты. Есть доступ к подземному убежищу, но посетить его невозможно из-за сильного затопления. Сама территория находится под наблюдением видеокамер и нескольких охранников, регулярно совершающих обходы.

Заброшенный военный аэродром вблизи города Балашов

Старый аэродром некогда принадлежал военному училищу, но после его расформирования был заброшен за ненадобностью. На территории находится несколько самолетов и наземная техника, списанная по причине негодности. Объект находится под охраной нескольких сотрудников частного охранного предприятия, которые при поимке сталкеров сразу же вызывают полицию, отказываясь идти на контакт. Избежать встречи с ними можно, если посещать заброшенный аэродром в плохую погоду. Собаки замечены не были.

Заброшенные самолеты заграницей

Сталкеры, побывавшие на всех заброшенных авиационных базах в России, стараются посетить старые самолеты заграницей, которых там можно найти немало.

Как правило, в каждой стране есть такие объекты, о местоположении которых всегда можно узнать на форумах любителей заброшек, которые своевременно выкладывают новую информацию.

Кладбище военной техники в Ираке

Данный склад – один из самых интересных на ближнем востоке. Огромное кладбище заполнено сотнями единиц техники разных наций. Очень много раритетных экземпляров, брошенных разрушаться под открытым небом. Посмотреть на заброшенные самолеты приезжают сталкеры со всего мира, чему способствует отсутствие охранных мероприятий и полностью свободный доступ. Иногда сюда приходят местные подростки для разрисовывания техники граффити, агрессии к другим костям не проявляют.

Заброшенный 129-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк в Казахстане

Одна из самых больших заброшенных авиационных баз в Казахстане интересна в первую очередь своим истребителем, посмотреть на который регулярно приезжают сталкеры со всего постсоветского пространства. При планировании визита стоит учитывать серьезные охранные мероприятия, установленные на объекте. Посещать его следует быстро и очень осторожно. В случае поимки охранниками могут возникнуть серьезные проблемы. Помимо старого самолета сохранились ангары, через которые можно попасть в подземное бомбоубежище.

Расформированный аэродром «Бахар» в Казахстане

Когда-то данный аэродром был построен недалеко от китайской границы на случай вооруженного конфликта, так как отношения СССР и Китая в семидесятых годах были крайне напряженными. После распада Союза авиационная база перешла во владение Казахстана, чье руководство не пожелало поддерживать работу военной базы, острая необходимость в которой сразу же отпала. Так «Бахар» оказался заброшенным. До наших дней объект сохранился достаточно хорошо. Несмотря на то, что местные жители вынесли с базы все, что можно использовать в личных целях, сами ангары, дороги и списанные самолеты остались нетронутыми.

Разбившийся самолёт ВМФ США в Исландии

Старый самолет на данный момент является одним из самых популярных туристических объектов в Исландии, посмотреть на него приходят не только сталкеры, но и все гости северной страны. Военный борт совершил аварийную посадку на исландском пляже в семидесятых годах. Не смотря на сильную степень повреждений воздушной машины всему экипажу удалось остаться в живых. На данный момент самолет полностью пустой внутри, большая его часть отсутствует. Доступ к объекту свободный, но добраться до него можно только преодолев пешком несколько километров.

sergeymelnikoff

Сегодня ездил на стоянку 419 авиаремонтного полка смотреть вертолеты. Зрелище удручающее. Стройные ряды вертолетов, которые уже скорее всего никогда не поднимутся в небо. В лучшем случае соберут из трех один. Большинство машин сгниет там. (16 фотографий)
Проход преграждает калитка из автомобильной двери и табличка с надписью — «Запретная зона, Проход запрещен».
В январе 1938 года в Горелово под Ленинградом формируют 19-й отдельный истребительный полк на базе 58-й и 70-й истребительных аэ и 33-й разведывательной аэ, входяших в состав 54-й легкой авиационной бригады.
С 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 полк защищал северо-западные рубежи страны и Ленинград. За этот период боевых действий выполнено 3412 боевых вылетов.
11 апреля 1940 года за отличное выполнение заданий командования в ходе боевых действий на Карельском перешейке полк награждается орденом Красного знамени.
Входил в систему ПВО Ленинграда.
В 1960-х годах прошлого века полк расформировали а аэродром передали Авиаремонтному заводу.Часть помещений полка заняло созданное в 1967 году ЛВВПУ ПВО имени Ю. В. Андропова.
С 2010 года аэродром сдали в аренду,и теперь на нём проводятся учебные полёты студентов.
На территории стоянки есть несколько машин в хорошем состоянии, но большая часть пребывает в плачевном состоянии.
Ми-8 — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.
Справа, корабельный вертолет Ка-27.
Ка-27 — советский корабельный многоцелевой вертолёт. Вертолёт, разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова. Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года. На основе базовой многоцелевой машины «252» были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27 (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501). Ка-27 предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.
Ми-24 — советский/российский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.
Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Неофициальное название — «Крокодил».
Всегда грустно смотреть как умирает техника. Особенно в таких количествах.
Если вам понравился пост, нажмите пожалуйста на кнопочку репост внизу. Спасибо!

Tags: 419 авиаремонтный завод, ка-27, кладбище вертолетов, ми-24, ми-8

meteo

Проникновение на закрытый объект всегда увлекательно, и вот, обнаружив на спутниковых картах что стоянка вертолётов 419-го авиаремонтного завода расширилась ещё на одну площадку, решил вновь посетить приметные места. Погода выдалась холодна и пасмурна, но известная максима Бернштейна «Цель — ничто, движенье — всё» заставила сесть в автомобиль и направится в район Горелово, что находится под Санкт-Петербургом.
1. Военные давно покинули аэродром, а ангары сдали в аренду малой авиации. Большая часть стоящих там самолетов — марки «Цессна».
Панорама (по клику в большем размере)

2. На площадке вот уже какой год стоит на приколе Ил-14П «Советский Союз»

3. Состояние Ил-14 печально, уже сняли киль. По всей видимости ему больше не видать неба. Очень хочется надеяться, что я ошибаюсь.

4. На аэродроме Горелово самолеты стоят зачехленными, все полеты запрещены, пока идёт следствие по делу упавшей в августе 2012 года Цессны.

5. Л-29 «Дельфин». Больше всего Л-29 стоит на заброшенном аэродроме в Широком.

6. Радиолокационная станция П-19 и радиовысотомер — средства сопровождения полётов.

7. Пройдя по взлётной полосе перед взглядом открывается панорама вертолётной стоянки (по клику в большем размере)

8. Вертолёты прибыли для капитального ремонта на 419 АРЗ. Предприятие полностью ориентировано на ремонт боевых ударных вертолетов. Общая производственная площадь предприятия 33314 кв. м.
9. Ми-24
10. Панорама (по клику в большем размере)

11. Вертолётов на стоянке очень, очень много.
12. Максимальная скорость Ми-24 — 335 км/ч, крейсерская — 270 км/ч. Может летать на расстояние до 1000 км.
13. Вертолеты Ми-24 постепенно заменяются на более современные машины Ка-50, Ми-28 и Ка-52.
14. Машины подготовлены для утилизации
15. А этот ожидает капитальный ремонт
16. Вооружение с вертолётов полностью снято.
17. Ми-24 на утилизацию
18.
19.
20.
21.
22. На заднем плане построены удобные подмостки для фотографирования панорам
23. Панорама (по клику в большем размере)

24.
25.
26.
27.
28. Этот розовый стоит уже как полтора года, и попал второй раз в кадр.
29. Заглушки валяются на площадке повсеместно
30. Этот поход на стоянку не вызвал щемящее чувство запустения и уныния, в отличие от первого похода на другую вертолётную стоянку
31.
32. Что находится под хвостом Ми-24? Аппаратура отстрела тепловых ловушек?
33.
34.
35. Транспортно-боевой вертолёт Ми-8ТБ (Hip-E).
36. Отличается контейнером с доплеровским измерителем скорости и сноса под хвостовой балкой.
37.
38. Ми-8МТ — последняя модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979-1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.

39. Ми-8 является самым распространенным в мире вертолетом. В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин — более 12 тысяч — он не имеет аналогов среди аппаратов своего класса.
40.
41.
42. Для моделистов-конструкторов
43.
44. Вертолёт-постановщик помех Ми-8МТПБ
45. Постановщик помех Ми-8ППА
46.
47.
48. Еще один постановщик помех
49.
50. Удачно заваленный горизонт
51.
52.
53. Ощутимо похолодало, пошёл дождь и настала пора уходить. Незметно проникнув на объект, нужно также незаметно его покинуть.
> Списанные самолеты Загрузить ещё

Здесь представлен перечень списанных настоящих самолетов, которые можно поставить как авиапамятник, макет на постамент.

Если вы задумываетесь о покупке настоящего списанного самолета или хотите фюзеляж в качестве арт-объекта по приемлемой цене, то предлагаем ознакомиться с данным каталогом. У нас есть большое предложение, самые разные самолеты производства СССР, России и мира.

Установка в качестве авиапамятника на постамент:

  • классического легендарного самолета Ан-2,
  • макет военного боевого самолета времен ВОВ Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщика Пе-2, или более современных истребителей МиГ-23, МиГ-25 или Су-24.
  • пассажирские Як-40, Ан-24, Ил-18, Ту-134, Ту-154.

Все заботы с транспортировкой реставрацией и покраской воздушных судов Техклуб берет на себя. При желании купить самолет без дополнительных услуг — можете конечно забрать его самостоятельно.

Большой пассажирский самолет Боинг или Ту-154 для ресторана, арт-объекта, квеста или авиасимулятора.

Идея сделать уникальный ресторан внутри самолета не новая. Это решение внедряли еще умельцы в СССР. Сейчас эта тема опять популярна, особенно в динамично развивающемся Китае. Посмотрите интересное видео как китаец купил самолёт и открыл в нём ресторан. Или Самое лучшее кафе в мире.

Однако у нас этот огромный потенциал креативного бизнеса еще не осуществлен. Списанный самолет также можно использовать как кинотеатр, квест, или для других развлечений. Также достаточно прибыльным бизнесом является самолет с встроенным симулятором — авиатренажером, который устанавливают в торговых центрах или других местах. Эти и другие самолеты сможете найти в каталоге списанных самолетов. Комплектные воздушные суда со всеми документами продаются по договору купли-продажи. Также у нас есть Списанные вертолеты на постамент, которые можете свободно купить.

Что происходит со списанными самолетами? Грустный репортаж об утилизации легенды советской авиации

Если соберетесь разрезать самолет, знайте, что тут, как и в случае с рыбой, надо начинать с хвоста. На перроне останки гордости советской авиации — Ту-154. От машины сохранился только скелет. И то ненадолго. На месте дверей и иллюминаторов печальная пустота. Рядышком лежит отвалившийся хвост. Двигатели уже спилили. Бензорез впивается в крыло «тушки» — и над аэропортом разносится жалобный визг дюралюминия. Валерий Кулик летал на этой машине больше десяти лет. Пилот снимает фуражку и начинает ностальгировать о самолете своей молодости, право управления которым надо было заслужить.

Кутаиси, Boeing, министерство

Ту-154 обнесли бело-красной веревочкой, чтобы не совались лишние. Мы сидим в беседке невдалеке. Внутри тройник сидений из Boeing и «тушки». «Тушкины» удобнее. Конструкция такая, что их можно было сложить, если впереди никто не сидел. Ноги спокойно вытягивались вперед. Путешествие становилось комфортнее.

— Этот самолет не терпел панибратского отношения к себе. Откровенно сложный для пилотирования аппарат. Сразу со школьной скамьи на него было не попасть. Лет восемь-десять требовалась полетать на судах попроще, — вспоминает Кулик. — Чтобы вы понимали всю серьезность, вот такой факт: тогда командиры кораблей утверждались в Министерстве гражданской авиации СССР непосредственно приказом министра.

Кулик — один из первых выпускников Кировоградского высшего летного училища. Перешел на Ту-154 после семи лет на Ан-24. Стоял 1990 год.

— Если сейчас мы переучиваемся на Boeing три недели, то для ТУ-154 мы только на теории сидели месяц, а уже после этого нас пускали на практику. А вообще, полный курс подготовки занимал примерно три месяца в школе высшей летной подготовки в Ульяновске.

Ввод в строй занимал порядка 100 часов. Их требовалось отлетать в качестве стажера. Дело было после аварии на Чернобыльской АЭС, так что из Гомеля активно возили детей на оздоровление — в Махачкалу, Кутаиси и другие южные регионы. В итоге Кулик налетал 90 часов только за первый месяц работы.

Драгметаллы, борт, семейство

Когда становится ясно, что стоянка самолета уже не временная, а вечная, все немного грустят, а потом выводят его из реестра. Именно поэтому на «тушке», которую режут прямо перед нами, замазаны бортовые номера. Раньше под слоем краски значились цифры 85706.

Вообще, самолетам семейства Ту-154 присваивались регистрационные номера, стартующие с 85. Поодаль на стоянке стоит еще не выведенный из реестра «Белавиа» борт 85741. На нем в 2016-м совершался последний в истории компании рейс Ту-154 — завезли рабочих на Север и обратно.

Перед нами прокачанная «тушка» модификации М. Ее взлетный вес — 100 тонн. Машину начинают раздевать с салона. В конечном итоге остается только остов — это примерно 53 тонны авиационного дюралюминия.

Непосредственно разделка занимает пару недель. Но если учитывать все процедуры с самого начала, на полную утилизацию уходит больше года. Отчего так? Оттого, что есть строгая отчетность. Любой агрегат, которых в комплектации великое множество, строго паспортизируется. Все-таки при их изготовлении использовалось много драгметаллов — их тоже нужно учесть.

В кучу ко всему в этом направлении занято не так много людей. Вот и получается так долго.

Музей, ломовоз, эпоха

В кабине можно было усесться впятером: два летчика, штурман, инженер и бортрадист (хотя это необязательно). Тогдашняя специфика заключалась в том, что экипажи летали годами в неизменном составе. Люди вместе ходили в отпуск, отмечали праздники. Только иногда менялись штурманы.

На новых самолетах инженеров заменили компьютеры. Как раз появляются ведущие инженеры Сергей Скороваров и Владимир Ярошевич — милые седые люди с большим авиационным опытом. Говорят, что перед нами Ту-154М — уже середина легендарной эпохи «тушек».

— Второй минский авиационный отряд сперва использовал Ту-154Б. Первый самолет теперь стоит в музее перед аэровокзалом. Вот видите, он уже в музее, а я еще работаю, — смеется Скороваров.

Его коллега Владимир Ярошевич смотрит, как ломовоз подкрадывается к «тушке», и говорит:

— Не везло этой машине…

Хвост, крест, остов

Голый остов без начинки передают специально обученным ребятам. Их на объекте не сильно много: двое рабочих, которые орудуют бензорезами, водитель манипулятора, водитель автовышки (это дня на два) ну и старший.

Задача у них прозаичная — привести самолет в транспортабельное состояние. Куски должны свободно помещаться в кузов ломовоза, чтобы тот безопасно передвигался по проезжей части, не напрягая других водителей.

Самое сложное в этом предприятии — положить хвост на землю. Во-первых, он висит. Во-вторых, много весит. В-третьих, представляет из себя весьма сложную конструкцию.

Сейчас будет как в «Мире животных»: у Ту-154 Т-образное хвостовое оперение. Там сразу три двигателя и горизонтальный стабилизатор (такие мелкие крылья над хвостом).

Все членится бензорезом, используется автомобильная вышка, блюдутся правила техники безопасности, чтобы никто не пострадал. Когда у самолета ложится хвост, стоит страшный треск. Авиаторы говорят, что планеры очень крепкие, потому неудивительно.

Штурвал, облет, кабрирующий момент

Про «не везло». На дворе были девяностые. Не только лихие, но и голодные. Не хватало денег, а вместе с ними и двигателей. В итоге этот самолет примерно на год вывели из эксплуатации. Потом двигатели все-таки нашлись. Специалисты выполнили большую форму технического обслуживания, установили их и отдали аппарат на облет. Стали разбегаться.

— Технология такая. Пилот сосредоточивается на управлении, на приборы смотрит лишь мельком, — объясняет Скороваров. — Штурман диктует ему скорость. Все очень быстротечно. Помню: 200 км/ч, 210 км/ч. Сразу мысль: «Что-то медленно идем». А штурман сидит посредине, ему удобнее диктовать скорость с приборов второго пилота. 240 км/ч — все равно слишком медленно. Ерунда какая-то! Потом в какой-то момент реплика от экипажа: «Так! А у командира по приборам уже 310!»

Почти ЧП. Надо было срочно взлетать. Салон пустой, балласт не в счет. Резко тянуть штурвал на себя было нельзя, чтобы из-за кабрирующего момента самолет не начал исполнять «свечку».

— Нам повезло с командиром. Он мгновенно среагировал и плавненько потянул штурвал. Все, кто видел со стороны, потом рассказывали: «Вы бежали по полосе — скорость сумасшедшая. А потом блинчиком-блинчиком — ушли». Оказалось, что в машине забился приемник воздушного давления. Оттого данные и разнились.

Ребра, Ту-134, кабриолет

Внутри салона — полное отсутствие салона. Там и пола уже не особо. Зрелище впечатляющее. Видны все ребра. Просматривается багажное отделение. Под ногами лежит отрезанная дверь.

— Ту-134 поменьше, их резать проще, — говорят рабочие. — А вообще, это флагман советской авиации. Когда начинаешь разбираться, восхищаешься качеством материалов, работой конструкторов и техников. Качество исполнения деталей высочайшее. Этой машине минимум 30 лет, а там детали, как будто их только вчера произвели. Если бы у нас автомобили точно так же делали, было бы замечательно…

После хвоста режут крылья. Ориентир — шасси. Их пакуют в последнюю очередь. Какое-то время они служат не только ориентиром, но и опорой.

Сверху по фюзеляжу делается продольный распил — прямо по хребту. Потом еще поперечные надрезы — через пять метров друг от друга. Изнутри бензорез работает в районе пола. Получается аккуратный распил. Потом ломовоз раскрывает фюзеляж, как скорлупу. Можно посмотреть на самолет-кабриолет.

С кабиной, конечно, полегче, чем с хвостом, но она тоже падает оземь. Затем ее членят.

Гусь, Анталья, фюзеляж

На забитом приемнике воздушного давления беды этой «тушки» не закончились.

— Ребята взлетали в Анталье, — рассказывает Кулик. — Там прибрежный аэропорт. Машина уже была в воздухе, когда произошел сильный удар: бух! Пилоты сразу поглядели на приборы: все нормально. Ну, полетели дальше. Это ж не маршрутка. Ты не вылезешь в воздухе и не посмотришь, как там все на фюзеляже.

По прилете оказалось, что машина словила гуся. Мощная птица повредила обтекатель локатора сразу под кабиной пилотов.

— Я как-то на Boeing взлетал в Греции, — продолжает Кулик. — В меня чайка попала. Слышу: бух! — удар. Прямо в левый двигатель. Сразу глаза на приборы: все работает. Полетели дальше. А на полосе как раз стояла очередь бортов на вылет. Пилоты увидели, как сзади меня полетели потроха. Один доложил диспетчеру: «Летел „Белавиа“ — у него попадание птицы». Диспетчер сразу ко мне: «„Белавиа“, попадание птицы. Вы как?» — «Все нормально». Самое интересное было, когда прилетели. Надо было осмотреть двигатель из-за попадания птицы. Заруливаю на пятую стоянку, а там чуть ли не весь порт собрался. Все на меня смотрят. Я выбираюсь: «Что такое?» — «Нам сказали, что летит Кулик с отказавшим двигателем». Но как он мог отказать? Там вентилятор здоровый — перемололо ту чайку.

«Аврора», стоянка, стюардессы

Ту-154 — морально устаревший самолет, который в последние годы работы не проходил по шумам в большинстве стран Европы. Но пилоты, стюардессы, техники — в общем, все профессионалы от авиации — относятся к нему с родительской теплотой.

— Сравнивать его с Boeing тяжело и невозможно, — горячо убеждает Кулик. — Boeing — это игрушка, летать на которой можно научить кого угодно. Мы же сейчас берем парней по 21 году, которые оканчивают ульяновское училище. Переучиваем сами и везем на этот самолет. И все прекрасно. У ребят отлично получается. Тут главное — знание английского языка, чтобы документацию выучить, ну и определенные навыки.

Кулик говорит, что более молодые коллеги иногда не могут понять, как «тушка» заходила на посадку.

— Сейчас в Boeing нужно нажать одну кнопку и начать сбавлять высоту. Он сам все делает на автомате. А в Ту-154 работал целый экипаж. Я же говорил, очень сложная в управлении машина. Почему его так любили? Ну это же флагман. Знаете, какая у него кличка была?

— Нет.

— «Аврора». У «тушки» на хвосте три мотора, а у «Авроры» три трубы сзади. Богиня. Кормилица. Нельзя сказать, что эта машина самая легендарная в советской авиации. Наверное, Ту-104 заслуживает подобного звания больше. Но Ту-154 — это что-то из области массовой культуры. Многие советские люди летали на нем. Самолет получил огромное распространение.

После встречи с накачанным турецким гусем карьера этой машины закончилась. Да, ее отправили на завод, подрихтовали, вернули обратно в Минск, но стоянка оказалась вечной.

Январь, кровь, соцлагерь

«Тушке» откусили кусок крыла. Мужчины говорят, что от звуков пилы им никак. Уже никак. Привыкли. А когда стали резать последние белорусские Ту-154, сердце кровью обливалось.

— Знаете, какое у меня было чувство… — задумывается Скороваров. — Есть созидательные профессии типа строительной. Они оставляют после себя материальный итог своего труда. Когда утилизировали первый Ту-154, я все думал об этом. Думал, как много усилий в него было вложено. Сколько профессионалов на нем работало. Сколько пассажиров мы перевезли. Вот так думал-думал, а потом задал себе вопрос: «Так а что же от всего этого осталось?» Перевезенный воздух? Пассажиры? Грузы? Это ведь нельзя предъявить, это только в памяти. А прямо перед тобой пустой остов, который сейчас расчленят и увезут плавить. Вот тогда мне было по-настоящему грустно.

Кулик в последний раз летал на Ту-154 лет десять назад.

— Январь был. На Север летали. В конце белорусской карьеры их отправляли только по Северной программе. По шумам в Европу не пропускали. Разве что в Болгарию. У них были свои такие же самолеты. Вообще, весь соцлагерь такие использовал. Но эпоха закончена. Надо летать дальше.

Разделанный Ту-154 пойдет на благо нашей доблестной промышленности. Его переплавят в Гатово. Там есть специальные печи.

Если все-таки соберетесь резать самолет, бензорезы в каталоге Onliner.by

Основные кладбища самолетов России

Фото: khmelikvictor.livejournal.comСамолет на кладбище в Домодедово, Россия

Ничто на земле не вечно. И, конечно же, это касается авиационной техники. «Кладбища самолетов» – так называют места, где расположилась отжившая свое, авиационная техника. В России такие «кладбища» расположились в основном в Москве и в Московской области.

Самые популярные – это Ходынское поле, аэропорт Домодедово и музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации в поселке Монино Московской области, а также самый большой музей в Ульяновске, в Среднем Поволжье. Фото этих достопримечательностей заполнили интернет. И несмотря на то, что эти фото вызывают легкую грусть, они также вызывают желание посмотреть на эти самолеты своими глазами и немного побывать в прошлом.

Ходынское поле

Первым в России таким «кладбищем самолетов» стало Ходынское поле. Находится оно на северо-западе Москвы, недалеко от станции метро «Аэропорт». В начале прошлого века там был построен аэродром, который позже получил название Центральный аэродром им. Фрунзе. Именно Ходынское поле стало свидетелем первых в России международных перелетов. Аэродром на Ходынском поле просуществовал с 1910 по 2003 год. После закрытия там было решено открыть музей авиации, но этим планам не суждено было сбыться.

На сегодняшний день часть экспонатов разрезана на металлолом, а те, которые более хорошо сохранились, теперь красуются в Музее техники Вадима Задорожного. После закрытия аэродрома, Ходынское поле начали быстро застраивать, а о том, что на Ходынском когда-то был аэродром, напоминает то самое «кладбище самолетов», на котором гниют позабытые самолеты и вертолеты. В 2008 году, неподалеку от поля, закончили реконструкцию парка Авиаторов, в котором установлены памятники летчикам, погибшим на Ходынском поле в разных исторических битвах.

Уголок памяти в Домодедово

Расположенный в Московской области аэропорт Домодедово, также может похвастаться вышедшей из эксплуатации техникой. Прямо на поле, напротив терминала Домодедово, устроились отлетавшие самолеты, в ожидании своей участи. Пассажиры при взлетах прекрасно могут их рассмотреть. Также они хорошо видны из самого терминала Домодедово.

Фото: khmelikvictor.livejournal.comКладбище самолетов в Домодедово

В основном там стоят самолеты «Домодедовских авиалиний», но также встречаются летательные аппараты импортного производства. Многие из них уже пожертвовали детали своим более новым собратьям. Про их дальнейшую судьбу пока никому неизвестно, может, пойдут в утиль, а может так и останутся радовать глаз гостям Москвы и Московской области. А пока, все желающее могут в любое время приехать в Домодедово и сделать фото на фоне «воздушных гигантов», захватив с собой фотоаппарат, или может быть даже посидеть за штурвалом самого настоящего самолета.

Музей авиации в поселке Монино

Недалеко от столицы, в поселке Монино Московской области, расположился музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации, несколько лет назад получивший статус федерального государственного учреждения культуры. Это место язык не повернется назвать кладбищем.

Когда-то здесь был один из первых аэродромов в стране, но когда техника шагнула далеко вперед, условия на аэродроме перпестали соответствовать нормам. И постепенно аэродром в Московской области стал превращаться в музей авиации.

В музее хранится огромнейшая коллекция отечественной авиатехники. Также там представлены фотоматериалы и документы, подтверждающие подлинность коллекции. Наверное, в России трудно найти место, где было бы собрано такое количество различных авиамашин. Изучая представленные экспонаты, можно отследить историю развития отечественной авиатехники. Здесь собраны модели военных и гражданских самолетов, вертолетов, планеров за последние сто лет. Музей существует с 1958 года и успел принять у себя более 3 млн. человек практически со всего мира.

Самое большое «кладбище самолетов» на просторах России

Около 9000 экспонатов расположились под открытым небом в городе Ульяновске. Большинство этих самолетов своим ходом долетели до Ульяновска, чтобы остаться здесь навсегда, а один, очень героический экспонат ТБ-1 привезли по частям и уже на месте собирали. Эти военные и гражданские самолеты – все, что осталось от ушедшей эпохи. Считается, что самолетам, попавшим в этот музей, очень повезло.

Фото: alexio-marziano.livejournal.comФото ТБ-1 в музее в Ульяновске

Музей еще молодой, открылся он в 1983 году. Самое подходящее время года для посещения — это лето или поздняя весна. В этот период получаются самый красочные и живые фото. Сотрудники музея, а также курсанты авиационного училища гражданской авиации, которому принадлежит музей, всеми силами стараются поддерживать красоту и загадочность своих экспонатов.

Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru