Кадеты в истории России

Ответы на контрольную работу по Дубровскому

Ответы на контрольную работу по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

1 вариант

  • Имя отца Владимира Дубровского? б) Андрей Гаврилович
  • Имение Дубровских называлось:в) Кистенёвка
  • В каком чине был отец Владимира Дубровского? Какой чин имел А. Г. Дубровский? а) поручик
  • Назовите имя псаря, который обидел Дубровского: г) Парамошка
  • По какой причине у Дубровского отняли имение? За что у Дубровского отобрали имение? в) по ложному доносу.
  • Зачем Владимир приказал поджечь усадьбу? в) чтобы дом не достался Троекурову.
  • Почему Владимир отказался мстить Троекурову за отца? в) любовь к Марье Кирилловне.
  • Выберите вариант, в котором отражен финал романа: в) отъезд Владимира Дубровского за границу.
  • Задания с кратким ответом

    • Как называлось поместье князя Верейского? Ответ: Арбатово.
    • Маша и Дубровский договорились, что в случае опасности ей нужно положить этот предмет в дупло лесного дуба. Какой это предмет? Ответ: кольцо.
    • Чье это описание?
    • а) «Живописец изобразил её облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах». Ответ: мать Владимира Дубровского.

      б) «… толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком …». Ответ: Спицын.

  1. Кем выдавал себя Дубровский, чтобы попасть в дом к Троекурову. Ответ: учитель Дефорж.
  2. Вставьте пропущенное слово в письме Дубровского: «я терпеть шутки от Ваших … не намерен». Ответ холопьев.

2 вариант

  • Назовите имя отца возлюбленной Дубровского, Маши: а) Кирила Петрович.
  • Имение Троекуровых называлось: а) Покровское.
  • В каком звании был Троекуров? в) генерал-аншеф.
  • 4.Кем служил у Троекурова Парамошка? а) псарь Троекурова.

  1. Что заставило Владимира срочно приехать из Петербурга домой? б) письмо няни.
  2. Для чего Дубровский представился Дефоржем? а) чтобы отомстить Троекурову.
  3. Почему Маша отказалась от помощи и счастья с Дубровским? г) обвенчалась с князем Верейским в церкви и должна хранить ему верность.

8. Выберите вариант, который отражает финал романа в) отъезд Владимира Дубровского за границу.

Задания с кратким ответом

  • За кого вышла замуж Маша Троекурова. Ответ: Верейский.
  • Кого или что спас Архип при пожаре в Кистеневке? Ответ: кошку.
  • Чьи описания даны:
  • а) «… маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… . Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний». Ответ: Шабашкин.

    б) «В эту минуту в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».Ответ: Андрей Гаврилович Дубровский.

  1. Какие чувства испытывал Владимир к Маше? Ответ: он её любил.
  2. Впишите пропущенное имя в следующем предложении: «я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на …». Ответ: Кирилла Петровича.

Тест по роману «Дубровский»

1 вариант

1. Как звали отца Владимира Дубровского?

а) Кирила Петрович б) Андрей Гаврилович в) Владимир Андреевич г) Андрей Сергеевич

2. Родовое поместье Дубровского называлось:

а) Покровское б) Арбатово в) Кистенёвка г) Кусково

3. Какой чин имел А. Г. Дубровский?

а) поручик б) лейтенант в) генерал-аншеф г) рядовой

4. Как звали псаря, обидевшего Дубровского?

а) Петрушка б) Тимошка в) Степан г) Парамошка

5. За что у Дубровского отобрали имение?

а) за незаконное владение б) за неуплату налогов в) по ложному доносу г) за долги

6. Почему Владимир поджёг дом?

а) чтобы отомстить Троекурову б) чтобы расправиться с подьячими, исправником и Шабашкиным в) чтобы дом не достался Троекурову г) чтобы построить новый

7. Что заставило Владимира Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым б) уважение к богатому соседу в) любовь к Марье Кириловне г) он получил от Троекурова обратно своё поместье

8.Чем заканчивается роман?

а) свадьбой Владимира Дубровского б) арестом Владимира Дубровского в) отъездом Владимира Дубровского за границу г) Владимир умирает после ранения князем Верейским

Задания с кратким ответом

1. Напишите название поместья князя Верейского.

2. Какой предмет в случае опасности Маше необходимо было положить в дупло дуба?

3. Узнайте героя по описанию:

а) «Живописец изобразил её облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах».

б) «… толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком …».

4. Фамилия учителя, за которого выдавал себя Дубровский.

5. Какое слово пропущено в письме Дубровского?

«я терпеть шутки от Ваших … не намерен»

2 вариант

1. Как звали отца Маши Троекуровой?

а) Кирила Петрович б) Андрей Гаврилович в) Владимир Андреевич г) Андрей Сергеевич

2. Родовое поместье Троекурова называлось:

а) Покровское б) Арбатово в) Кистенёвка г) Кусково

3. Какой чин имел К. П. Троекуров?

а) поручик б) лейтенант в) генерал-аншеф г) рядовой

4. Кто такой Парамошка?

а) псарь Троекурова б) повар Троекурова в) конюх Троекурова г) слуга Троекурова

5. Что заставило Владимира срочно приехать домой?

а) сообщение от отца б) письмо няни в) решение продать поместье г) женитьба на Маше Троекуровой

6. Почему Владимир выдавал себя за учителя Дефоржа?

а) чтобы отомстить Троекурову б) чтобы быть рядом Марьей Кириловной в) чтобы обучать сына Троекурова Сашу г) чтобы выкрасть решение суда

7. Почему Марья Кириловна отказалась от помощи Владимира Дубровского?

а) разлюбила его б) обиделась на него за опоздание в) не хотела расстраивать отца г) обвенчалась с князем Верейским в церкви и должна хранить ему верность

8.Чем заканчивается роман?

а) свадьбой Владимира Дубровского б) арестом Владимира Дубровского в) отъездом Владимира Дубровского за границу г) Владимир умирает после ранения князем Верейским

Задания с кратким ответом

1. Напишите фамилию князя, за которого вышла замуж Маша Троекурова.

2. Кого во время пожара спас кузнец Архип?

3. Узнайте героя по описанию:

а) «… маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… . Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний»

б) «В эту минуту в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

4. Какое чувство испытывал Владимир Дубровский к Маше Троекуровой?

5. Вставьте недостающее имя.

«я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на …»

Ответы. 1 Вариант.

Задания с выбором ответа

  1. б) Андрей Гаврилович

  2. в) Кистенёвка

  3. а) поручик

  4. г) Парамошка

  5. в) по ложному доносу

  6. в) чтобы дом не достался Троекурову

  7. в) любовь к Марье Кириловне

  8. в) отъездом Владимира Дубровского за границу

Задания с кратким ответом

  1. Арбатово

  2. Кольцо

  3. а) мать Владимира Дубровского б) Спицын

  4. Дефорж

  5. Холопьев

Ответы. 2 Вариант.

Задания с выбором ответа

  1. а) Кирила Петрович

  2. а) Покровское

  3. в) генерал-аншеф

  4. а) псарь Троекурова

  5. б) письмо няни

  6. а) чтобы отомстить Троекурову

  7. г) обвенчалась с князем Верейским в церкви и должна хранить ему верность

  8. в) отъездом Владимира Дубровского за границу

Задания с кратким ответом

  1. Верейский

  2. Кошку

  3. а) Шабашкин б) Андрей Гаврилович Дубровский

  4. Любовь

  5. На Кирила Петровича

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

История Российского кадетства

История возникновения кадетства уходит корнями в средневековую Францию, где дети знатных родов проходили военное обучение в специальных классах при воинских частях. Повзрослев, они приступали к службе уже офицерами.

В России истоки кадетских школ появились еще во времена Петра Первого.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год — 28 января 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

За годы своего правления он открыл Школу математических и навигацких наук, а также Инженерную и Артиллерийскую школы.

С приходом к власти Анны Иоанновны, племянницы Петра I, начинается история непосредственно кадетских корпусов, как формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.

В 1731 г. императрицей был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 г. был уже торжественно открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. С этой даты официально начинается история кадетского образования, 280-летие которого как раз приходится на этот учебный год.

Интересно, что именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы, не как специфические военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни.

Всего в России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы существовало в общей сложности около пятидесяти кадетских или схожих по сути военно-учебных заведений.

Не потеряло слово кадет своего значения и в советское время.

В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы специальные военно-учебные заведения для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации.

Дети наряду со средним образованием получали и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил.

Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия суворовские в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.

Таким образом, кадетское образование, возникшее в первой половине 18 века, предшествовало становлению суворовских училищ и стало основой для воссоздаваемых кадетских корпусов в постсоветской России.

Сегодня на территории России насчитывается более сотни Суворовских и Нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ, а также других учебных заведений, которые создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России.

Следует отметить, что в настоящее время появилось и несколько кадетских училищ и для девочек. Во всех этих заведениях свято относятся к традициям, заложенным почти три столетия назад.

Как и встарь, в подготовке воспитанников здесь безусловным приоритетом является воспитание всесторонне развитой личности и создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями.

Время не стоит на месте и сегодня в методику образования кадетских корпусов внедряются новейшие научные достижения педагогического и военного образования, передовые разработки научной мысли.

>Учебные заведения кадетского типа в современной России

Президентские кадетские училища России

  • Владивостокское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Краснодарское президентское кадетское училище Кызылское президентское кадетское училище
  • Московское президентское кадетское училище Росгвардии им. М. А. Шолохова
  • Оренбургское президентское кадетское училище
  • Петрозаводское президентское кадетское училище (открытие 1 сентября 2017 года)
  • Севастопольское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Ставропольское президентское кадетское училище
  • Тюменское президентское кадетское училище

Кадетские корпуса МО РФ

  • Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
  • Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»
  • Кронштадтский морской кадетский военный корпус
  • Санкт-Петербургский кадетский военный корпус
  • Североморский кадетский корпус
  • Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры
  • Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
  • Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (г. Санкт-Петербург)
  • Омский кадетский военный корпус

Кадетские корпуса в России в XIX – начале ХХ вв

Урок 4.

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА В РОССИИ в XIX – начале ХХ вв.

В XIX веке система военного образования развивалась наиболее успешно, было создано более 30 кадетских корпусов. Уже с начала века было очевидно, что Россия с её имперскими позициями будет вести активную внешнюю политику. Именно этот период с его историческими вызовами потребовал значительных усилий по подготовке профессиональных военных кадров, Отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны, русско-иранские войны — это были события ни раз доказавшие успешность воинской подготовки русской армии и её полководцев.

Система военного образования и кадетские корпуса находились под личным контролем Императорской семьи. Потребовалось создать корпус наиболее приближённый к императору. Такой корпус был создан в период правления Александра I.

Пажеский корпус был учреждён 10 октября 1802 г.

по проекту графа Шереметьева и генерал – майора Клингерна как отдельное учебно-воспитательное учреждение для детей высокопоставленных и знатных семейств России, которых готовили в свиту Его Императорского Величества и в гвардию.

Пажеский корпус был военно-учебным заведение закрытого типа. В уставе отмечалось, что «корпус сей есть такое военное установление, где благородное юношество через воспитание приуготовляется к воинской службе строгим повиновением, совершенною подчиненностью и строгим принуждением, но добровольным выполнением должностей своих».

С 1810 г Пажеский корпус располагался в здании бывшего Воронцовского дворца, где до этого располагался Капитул Мальтийского ордена, которому покровительствовал Павел I. Этот факт чисто внешней преемственности получил неожиданное развитие в системе воспитания пажей. Белый мальтийский крест стал его официальным знаком. Заветы мальтийских рыцарей, выбитые на стенах капеллы, были взяты воспитанниками Пажеского корпуса в качестве моральных и этических норм. Они гласили: «Ты будешь верить всему тому, чему учит церковь», «Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником», «Ты будешь любить страну, в которой родился», «Ты не отступишь перед врагом», «Ты будешь вести с неверными постоянную и беспощадную войну», «Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову». «Ты будешь щедр и будешь всем благотворить», «Ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла».

Правление Александра I в области развития кадетских корпусов ознаменовалось, прежде всего тем, что он предложил дворянству подумать о создании губернских военных училищ на средства дворян. В марте 1805 г. появляется разработанный при непосредственном участии императора «План военного воспитания». Дворянские военные училища должны были создаваться в каждой губернии, а их выпускники направляться исключительно в кадетские корпуса.

В эпоху, когда не было железных дорог, других средств, связывавших отдаленные районы огромной российской империи кадетские корпуса создавались с таким расчетом, чтобы помочь офицерскому составу и чиновникам отдаленных регионов в воспитании и обучении детей. Если первые кадетские корпуса были созданы в Санкт-Петербурге и Москве, то при Александре I появляется Финляндский кадетский корпус.

При Александре 1 в кадетских корпусах значительно укрепилось военное начало. Различия с системой гражданского образования становились все более очевидными. Для повышения престижа педагогов и офицеров кадетских корпусов, правительство пошло на введение для них сугубо военной льготы. В 1810 г. преподавателям 1-го и 2-го кадетских корпусов были пожалованы преимущества одного чина против их армейских коллег’. При этом размеры жалованья существенно не возросли, но зато была затронута слабая струнка в сердце любого военного человека.

Александр I заложил начало системе управления военно-учебными заведениями России из единого центра — учреждается особый «Совет о военно-учебных заведениях», первейшая задача которого состояла в унификации всей системы воспитания и образования в кадетских корпусах. Создание Совета положило начало деятельности государственного органа, который был обязан координировать составление учебных программ для военно-учебных заведений, выпуск учебных пособий и учебников и осуществлять контроль за качеством преподавания и воспитания в кадетских корпусах.

Всего в период правления Александра I ( гг.) в России появляются Пажеский корпус, Горный кадетский корпус, Финляндский топографический кадетский корпус, Калишский кадетский корпус, в Москву переезжает бывший Гродненский (Смоленский) кадетский корпус, получивший с 1824 г. название Московский.

Период правления Николая 1 ( гг.) был ознаменован крайне тяжёлыми военными событиями. Затяжная война на Кавказе и участие России в Крымской войне гг. потребовали крайнего напряжения всех сил государства, особенно важно отметить, что в Крымской войне Россия столкнулась с противниками, более модернизированными в техническом развитии. Военно-технический потенциал Англии и Франции, оказавших поддержку Османской империи, на много превосходил уровень военного обеспечения русской армии. Поражение России в этой войне стало очевидным, несмотря на мужество и героизм солдат и полководцев.

Создание многочисленных кадетских корпусов, по мысли Николая 1, объяснялось не только необходимостью дать военную подготовку будущим офицерам, но и стремлением заложить в будущих слуг отечества соответствующий моральный дух. «Наставление для образования воспитанников учебных заведений», объясняющее цель создания кадетских корпусов, гласило: «Доставить юному военному дворянству приличное сему званию воспитание, дабы укрепить в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и, обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо нужно, сделать их способными с пользою и честью служить Государю. Христианин, Верноподданный, Русский добрый Сын, надежный товарищ, скромный образованный юноша, исполни тельный, терпеливый и расторопный офицер — вот качества, с которыми воспитанники Военно-Учебных заведений должны переходить со школьной скамьи в ряды Императорской Армии с чистым желаньем отплатить Государю за его благодеяния честной службой, честной жизнью и честной смертью».

Николай I решил «дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одною и тою же мыслию к одной и той же цели». По мнению Николая I, кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, первоначально возложенную на них при создании, и теперь должны были сосредоточить свое внимание на подготовке исключительно офицеров.

При Николае I к 1855 г. было открыт Тамбовский, Тульский, Воронежский, Новгородский, Казанский, Полоцкий, Полтавский, Брест-Литовский, Орловский, Оренбургский, 1-ый Сибирский, Владимирский Киевский, Тульчинский, Грузинский кадетские корпуса, десять из них просуществовали до гг. В конце XIX — начале XX вв. кадетские корпуса учреждаются в Иркутске, Хабаровске, Варшаве и Тифлисе. Всего в период правлении Николая I было открыто 19 кадетских корпусов.

Правление Александра II ( гг.) началось в период крупнейшего поражения России в Крымской войне. Социально-экономическое положение страны требовало срочных реформ, которые должны были положить начало новому витку в прогрессе государства. Александр II проводит реформы, оказавшие значительное влияние на изменение положения страны. Было отменено крепостное право, проведены судебная и земская реформа. Крупномасштабные преобразования в стране не могли не затронуть армию, была проведена военная реформа, по которой впервые вводилось всесословная воинская повинность мужчин, достигших 20 лет. Срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет, а на флоте до 7 лет. Армия, основанная на рекрутском наборе ещё при Петре Великом, теперь не только комплектовалась по другому принципу, но и была модернизирована.

Изменялась и система деятельности кадетских корпусов. С 1863 г. по предложению Военного министра Милютина в России начинает осуществляться реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса по инициативе Военного министра были упразднены и обращены в полувоенные гимназии, которые по внутреннему распорядку и учебному плану стояли гораздо ближе к гражданским средним учебным заведениям. Многие военные педагоги в этой связи подчеркивали, что «в ходе реформы от многих хороших качеств старых кадетских корпусов незаслуженно отказались, что реорганизация велась слишком поспешно. Преобразуя кадетские корпуса в военные гимназии, Милютин видел лишь одну общеобразовательную сторону, забыв, что кадетские корпуса готовили молодых людей для службы в офицерском звании в российской армии.

Кадетские корпуса были переименованы в военные гимназии или расформированы. Военные атрибуты были ликвидированы. С кадет сняты погоны — их гордость. Во вновь созданных общеобразовательных военно-учебных заведениях вместо воинской дисциплины было введено правильное, согласно тогдашним требованиям педагогики, воспитание под руководством воспитателей, без участия унтер-офицеров из старших кадет.

Преобразования кадетских корпусов в гимназии будет неоднозначным, с одной стороны педагогические и военные кадры будут направлены на переобучение, что качественно улучшит работу, по отношению к кадетам престанут применять силовые методы воздействия, с другой стороны ограничение, а порой и ликвидация многих воинских традиций приведут к ухудшению военной подготовки выпускников.

При Александре II были созданы две специальные военные школы, имевшие целью исправлять кадет, исключенных из корпусов, как неспособных освоить учебную программу, так и отличающихся плохим поведением. В Ярославскую военную школу переводили кадет за плохую учебу, а в Вольскую, главным образом, неисправимых недисциплинированных кадет. Обе школы со временем были переименованы в кадетские корпуса и жесткий режим в них был отменен.

Период правления императора Александра III ( гг.) был ознаменован стремлением не принимать участия в военных действиях, император вошел в историю как царь-«Миротворец», он был убеждённым противником решения международных споров военными методами. Но мир не стоял на месте, с конца XIX века крупные европейские страны Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия начинают подготовку к новой войне, которая проявится вначале ХХ века.

Неоднозначная реформа преобразования кадетских корпусов с её гражданским началом будет свёрнута, кадетские корпуса будут восстановлены как система, в первую очередь, подготавливающая к служению Отечеству на военном поприще. 22 июля 1882 года в соответствии с повелением Александра III по военному ведомству было объявлено, что принимая во внимание заслуги бывших императорских кадетских корпусов, питомцы которых, «прославив русское оружие в достопамятных войнах прошлого и текущего столетий, доблестно подвизались на различных поприщах полезного служения Престолу и Отечеству», император повелел все военные гимназии именовать впредь кадетскими корпусами.

При Императоре Александре III было сформировано 9 кадетских корпусов: — Александровский императора Александра II кадетский корпус на базе, Симбирский, 3-й Московский кадетский корпус, Тифлисский Великого князя Михаила Николаевича кадетский корпус, Псковский, 4-ый Московский, Николаевский, Донской кадетский корпус, 2-й Оренбургский. Все кадетские корпуса являлись средними военно-учебными заведениями; в них были только общеобразовательные классы и велась предварительная подготовка к военной службе. Корпуса имели военную организацию и подразделялись на роты.

В Царствование Императора Николая II были учреждены 9 Кадетских Корпусов: Ярославский, Варшавский (Суворовский) в Варшаве, Одесский Великого Князя Константина Константиновича Кадетский Корпус, Сумский, Хабаровский, Владикавказский, В. Наследника , Вольский, Иркутский.

Большую роль в деле руководства кадетскими корпусами играли Главные начальники военно-учебных заведений. За редким исключением эту должность занимали члены царской семьи: Константин Павлович, Михаил Павлович, Михаил Николаевич (сын Николая 1), наконец, Константин Константинович Романов.

Вопросы для повторения: Какие внешнеполитические события повлияли на развитие системы военного образования в России XIX в.? С какой целью проводилась реформа по преобразованию кадетских корпусов? Кто был инициатором проведения реформы? Почему корпуса были вновь восстановлены?

Персоналии:

Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

Кадет (от франц. сadet – младший сын), во Франции это слово применялось, как военный термин, к младшим сыновьям дворян, получившим офицерское звание не посредством прохождения строевой службы или военной школы, но путем привилегий, через специальное прикомандирование к воисковым частям. Из Франции это слово перешло, при Петре I и в Россию.
В России военные школы впервые появились при Петре Великом, который, будучи озабочен созданием регулярной армии, принимал меры к тому, чтобы будущие офицеры получали надлежащую военную подготовку. Им была в 1701 году учреждена “Школа математических и навигационных наук” для подготовки не только флотских офицеров, но и офицеров артиллерии и инженерных воиск. По мере роста вооруженных сил росло и количество военных школ разного наименования.
1917 г. в России насчитывалось 29 кадетских корпусов. Наряду с ними осуществляли свою деятельность привилегированные Пажеский и Морской корпуса. Образовательный процесс имел целью дать воспитанникам общее образование, культурное развитие, военные знания и навыки, необходимые для последующего успешного прохождения курса военных училищ.
Революционный 17-й кардинальным образом изменил судьбу России и ее кадетских корпусов. 2 марта под давлением ближайшего окружения российский император Николай II подписал манифест об отречении. На следующий день в результате переговоров Петроградского совета и временного комитета Государственной думы было сформировано Временное правительство. Буржуазные власти принялись за установление новой официальной идеологии, определявшей систему идеалов и ценностей, к которым следовало стремиться и реформируемым кадетским корпусам. С этого времени основное содержание деятельности военно-учебных заведений стал определять лозунг «Свобода, Равенство и Братство».
Ярким примером целенаправленной идеологической работы среди воспитанников кадетских корпусов служит речь военного и морского министра Керенского, произнесенная им при посещении Одесского кадетского корпуса: «Кадеты, вы живете в счастливое время. Вы готовитесь стать гражданами свободной России. В новой свободной России должны быть забыты личные интересы. На первом месте — долг. И в настоящее время долг этот повелительно требует отдать Родине все. Вы должны сделать это не ради карьеры, а ради стремления к идее; эта идея — свобода, равенство и братство». Однако в мировоззрении кадетов, несмотря на проводимую властями агитационную работу, ничего не изменилось. Основная масса личного состава кадетских корпусов продолжала оставаться носителем менталитета, в котором были выражены прежде всего идеи государственности и патриотизма. Созданные в рамках прежней имперской государственной политики военно-учебные заведения, по сути дела, продолжали оставаться продуктом этой политики.
В конце марта того же года всем начальникам военных училищ и директорам кадетских корпусов было предписано немедленно привести вверенные им учебные заведения к присяге «на верность службы Российскому государству и преданность Временному правительству». О событиях тех дней один из кадетов оставил следующие воспоминания: «Весть об отречении Императора от престола была принята нами с недоумением. Ни я, ни мои сверстники еще не смыслили и, конечно, не могли хотя бы отчасти понять обстановку и вникнуть в события. Но все мы любили Государя, и, когда читался Его манифест в церкви перед всеми, многие плакали. Но сейчас же началось усердное вдалбливание в наши головы, что после отречения Императора настанет рай на земле. Когда давали присягу Временному правительству, то многие исполняли это просто как отбывание номера. Прежней искренности в приношении присяги при поступлении в корпус, конечно, не было».
Изменившиеся после февраля 1917 г. условия государственной жизни не могли не отразиться и на содержании учебной и воспитательной работы в кадетских корпусах. На необходимость реформирования военно-образовательной сферы было указано в первые же месяцы буржуазно-демократического правления. «Если бы даже наша военная школа была безукоризненна, — говорилось в одной из статей „Педагогического сборника“, — ее все же нужно было бы теперь реформировать, дабы привести в соответствие с провозглашенными новою властью демократическими принципами». На фоне происходивших событий вполне своевременным выглядел приказ по военному министерству за N 21 от 13 марта 1917 г. об образовании специальной комиссии по преобразованию военно-учебных заведений под председательством директора Педагогического музея генерал-лейтенанта Макшеева. В ее состав вошли известные своим опытом и знанием учебного дела преподаватели и офицеры столичных кадетских корпусов. Комиссии предстояло решить ряд сложных в организационном отношении вопросов и результаты своей деятельности представить на обсуждение намеченного в столице на июль съезда представителей кадетских корпусов. Однако реализация школьной реформы оказалась не обеспеченной с точки зрения ее содержательно-педагогического исполнения и материальной базы, декларативность отдельных решений Петроградского съезда представителей кадетских корпусов опережала реальную готовность их исполнения. Привести кадетские корпуса в соответствие с новым положением в России и требованиями демократической общественности за столь короткое время оказалось сложной задачей.
31 августа 1917 г. кадетские корпуса получили наименование гимназий военного ведомства. В предельно короткий срок были подготовлены и утверждены новые Правила приема и Положение по учебно-воспитательной части. Текст Положения, направленный директору Первой гимназии (бывший Первый кадетский корпус), сопровождали следующие слова генерала Макшеева: «Прошу Вас принять все меры к тому, чтобы при энергичном и спокойном сотрудничестве всех чинов заведения предстоящий учебный год был начат на указанных новых основаниях, по возможности, при полном составе воспитателей и преподавателей. Уверен, что уполномоченный новыми правами Педагогический совет вверенного Вам заведения будет всемерно горячо содействовать разъяснению воспитанникам необходимости новых условий жизни, дабы и они сознательно приступили к делу в серьезном и спокойном настроении».
Февральская революция повлекла за собой невиданный взрыв всеобщей свободы. Жизнь столицы наполнилась массовыми политическими мероприятиями. Всюду проходили митинги, различного рода демонстрации и шествия. С приближением выборов в Учредительное собрание, которое должно было окончательно и на законных основаниях решить вопрос о государственном устройстве России, в столице различные партии и объединения весьма активно стали привлекать в свои ряды как можно больше сторонников. С воспитанниками расположенных в Петрограде гимназий военного ведомства серьезную политическую работу проводили агитаторы и пропагандисты от фракции средне-учебных заведений, входившей в состав партии народной свободы. Однако их усилия оказались бесплодными. В значительной степени этому способствовал приказ помощника военного министра генерал-лейтенанта Якубовича о недопущении какого-либо участия воспитанников в работе политических партий. Руководству гимназий военного ведомства предписывалось принять все меры к тому, чтобы ученическая масса не была увлечена заманчивыми политическими лозунгами.
В первые же послереволюционные дни носимые на форме одежды знаки отличия стали объектом предвзятого классового отношения. С момента объявления 2 декабря 1917 г. приказа по Петроградскому военному округу об упразднении чинов и отмене наружных знаков отличия (погон, нашивок, орденов, медалей и крестов) директорам столичных гимназий военного ведомства предлагалось принять меры к исполнению требований приказа в отношении всех офицеров, военных чиновников и воспитанников. 24 января 1918 г. в военно-учебные заведения был направлен более конкретный приказ, предписывавший воспитанникам гимназий снять погоны, срезать петлицы, заменить кокарды на две металлические или трафаретные буквы, обозначавшие название учебного заведения, заменить пуговицы с гербом на костяные или обшитые материей.
К осени 1917 г. стало ясно, что Временное правительство неспособно управлять государством. Обострение политической ситуации привело к октябрьскому вооруженному перевороту и победе большевиков. На территории бывшей Российской Империи началось установление нового революционного порядка. В феврале Главным комиссаром всех военно-учебных заведений Российской Республики были подписаны «Общие положения о внутреннем и административно-хозяйственном распорядке гимназий военного ведомства». В соответствии с этим документом наряду с директором общее наблюдение за деятельностью гимназий возлагалось на назначаемых новой властью комиссаров с правом вето. Но и этот порядок вскоре был изменен приказом по военно-учебным заведениям Петроградского округа, упразднявшим должности директоров и инспекторов классов и вводившим вместо них двух комиссаров — одного по учебной, другого по хозяйственной части. Последним документом, устанавливающим порядок управления бывшими кадетскими корпусами стало подготовленное в мае 1918 г. отделом военно-учебных заведений Военно-учебного управления «Временное положение об управлении гимназиями военного ведомства», которому в результате передачи в июле того же года гимназий в ведение Народного комиссариата просвещения так и не суждено было претвориться в жизнь.
С первых же дней провозглашения советской власти старый административно-чиновничий аппарат целиком отказывался признавать новый политический режим. Саботаж парализовал деятельность практически всех уцелевших государственных структур. Покинула свои учебные заведения и значительная часть педагогического персонала гимназий военного ведомства. В этих условиях Главный комиссар всех военно-учебных заведений Российской Республики потребовал от преподавательского состава гимназий немедленно приступить к исполнению своих обязанностей. В противном случае саботажники подлежали суду. Под угрозой наказания некоторые из преподавателей вновь приступили к своей деятельности. Однако доверия новой власти они так и не заслужили. Комиссарам военно-учебных заведений предписывалось «строго следить и контролировать действия таких лиц и в случае каких-либо действий их явно или тайно против советской власти немедленно принимать энергичные меры».
14 июля 1918 г. во исполнение декрета Совнаркома от 30 мая об объединении образовательных заведений всех ведомств Главный комиссар военно-учебных заведений издал приказ за N 134 о передаче подведомственных Военно-учебному управлению гимназий и Александровской военной школы для малолетних в ведение Народного комиссариата по просвещению. В соответствии с планом Отдела единой школы Наркомата просвещения гимназии военного ведомства к началу нового учебного года должны были быть преобразованы в единую трудовую, политехнического типа, бесплатную школу. До проведения этой реформы должностным лицам и воспитанникам гимназий было указано руководствоваться действовавшими положениями.
В стенах военно-учебных заведений дореволюционной России особое внимание уделялось прививанию воспитанникам чисто военной этики и такта. Кроме общепринятых правил вежливости и почтительного обхождения со старшими кадеты обязаны были строго соблюдать установленные правила воинского чинопочитания. В связи с преобразованием гимназий военного ведомства в трудовые школы требовать от воспитанников соблюдения правил воинской вежливости большевики сочли излишним. Иначе к этому отнеслись сами воспитанники. Оказавшись гражданскими по положению, они продолжали оставаться военными по сути и уже нарочито всевозможными способами стали подчеркивать свою недавнюю принадлежность к военному ведомству. Пресечь подобное поведение воспитанников был призван приказ за N 13 от 17 июля 1918 г., который, в частности, гласил: «Воспитанникам гимназий следует внушить, что становление во фронт и отдание чести, как особым приказом давно отмененные, следует оставить и от этого отвыкать. Предлагаю категорически требовать от воспитанников исполнения этого приказа».
Как показали дальнейшие события, большая часть воспитанников так и не приступила к занятиям в трудовых школах. Одни из кадетов возвращались домой в свои семьи, другие пробирались в Новочеркасск, где зарождались первые части Добровольческой армии.
Воспитанники кадетских корпусов в составе Отдельного юнкерского батальона были первыми, кто вступил в бой с большевиками под Ростовом. Воспитанные в преданности царю и отечеству, подталкиваемые юношеским максимализмом, кадеты шли в бой в первых рядах атакующих. Наиболее отличившихся в этом бою донской атаман Каледин своим приказом наградил Георгиевскими крестами 4-й степени. В составе образованного генералом Врангелем Крымского кадетского корпуса было уже 46 георгиевских кавалеров, один из них имел три степени Георгиевского креста, трое были удостоены двух степеней этой почетной награды. Воспитанники строевых рот трех Московских кадетских корпусов в октябре 1917 г. с оружием в руках пришли на помощь юнкерам Александровского военного училища. Кадеты Неплюевского и 2-го Оренбургского кадетских корпусов приняли активное участие в боях против красных под Оренбургом. Кадеты Ташкентского корпуса самоотверженно обороняли городскую крепость от большевиков, а затем продолжили борьбу в белых частях и партизанских отрядах Закаспийской области. Многие кадеты российских кадетских корпусов сражались в отрядах Чернецова и Семилетова, Шкуро и Миллера, Юденича и Колчака, входили в состав команд бронепоездов «Генерал Дроздовский», «Офицер», «Витязь» и «Россия».
Беспримерную стойкость и мужество проявили кадеты Киевского и Одесского корпусов в бою с бригадой Котовского у границ Румынии. «Сплоченные узами товарищества, крепкие духом кадеты, — говорилось в приказе военного представителя главнокомандующего вооруженными силами на юге России генерал-лейтенанта Геруа, — явились лучшей организованной частью, о которую разбились все атаки противника. На левый фланг большевиками были направлены наибольшие силы, и проявлено наибольшее упорство для овладения селением Кандель. Жестокий артиллерийский, пулеметный и ружейный огонь не мог поколебать мужественных кадетов. После соответственной подготовки большевики бросили на левый фланг бывшие у них кавалерийские части. Неудача грозила гибелью всему нашему отряду. В эту решительную минуту юноши и дети кадеты, понимая всю важность обороняемой позиции, не смутились натиском противника. Дружные залпы встретили несущуюся кавалерию. Твердой стеной стояли кадетские штыки. Не ожидавшие такой выдержки и мужества, большевики обратились в бегство».
В 1920 г. воспитанники уцелевших в пламени гражданской войны кадетских корпусов под ударами превосходящих сил противника были вынуждены оставить Россию навсегда.
Эвакуация Крымского кадетского корпуса, основу которого составили воспитанники Полтавского и Владикавказского корпусов, началась ночью 1 ноября 1920 г. Некоторое время кадеты размещались в бараках для военнопленных в Стрнище на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев. Оттуда в 1922 г. корпус был переведен в г. Белая Церковь, где продолжал свою деятельность вплоть до 1929 г. За эти годы из его стен с аттестатом зрелости вышло свыше 600 воспитанников.
Кадеты Донского кадетского корпуса, за исключением болевших тифом, покинули Новороссийск в феврале 1920 г. и после карантина нашли пристанище в местечке Тель-Эль-Кебире, а затем в г. Исмаилия в Египте. Спустя три года пребывания корпуса на египетской земле английское командование приняло решение о его расформировании. Оставшаяся в Крыму группа кадетов Донского корпуса в марте 1920 г. была эвакуирована из Новороссийска в Евпаторию, где получила наименование Евпаторийского отделения корпуса. Пройдя Константинополь, лагерь Стрнище и местечко Билече на границе Черногории и Герцеговины, восстановленный корпус в 1926 г. оказался в г. Горажде, где просуществовал до 1933 г.
Оказавшиеся после ряда тяжелых испытаний на территории Югославии, остатки Одесского, Владимирского-Киевского и Полоцкого кадетских корпусов составили кадры Сводного кадетского корпуса. В 1929 г. после перемещения в г. Белая Церковь корпус получил свое окончательное наименование — Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича Кадетский корпус. С именем бывшего Главного инспектора военно-учебных заведений этот корпус просуществовал до 1944 г., дав 24 кадетских выпуска.
В тяжелых условиях гражданской войны осуществляли свою деятельность Омский (1-й Сибирский), Хабаровский и Иркутский кадетские корпуса. После гибели адмирала Колчака кадеты Омского и Хабаровского корпусов были эвакуированы в Шанхай, где находились до 1924 г.
Традиции императорских кадетских корпусов продолжал и образованный в 1930 г. вблизи Парижа частный Корпус-лицей имени Императора Николая II, который был закрыт спустя несколько лет после Второй мировой войны.
Восстановленный в Крыму Морской кадетский корпус покинул Севастополь вместе с русской эскадрой и в течение ряда лет продолжал свою деятельность, находясь в североафриканской Бизерте. Ликвидация корпуса была объявлена французским властями 5 мая 1925 г.
Отношение к знамени как к наиболее почитаемой святыне — одна из замечательных традиций русского воинства, верность которой сохранили и воспитанники кадетских корпусов. За внешним проявлением почитания знамени стояли глубокое отношение кадетов к воплощенным в нем идеям государственности и патриотизма, готовность защищать их даже ценою собственной жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что в суровых условиях гражданской войны кадетам удалось спасти и сохранить знамена Полоцкого, Симбирского и Сумского кадетских корпусов. Примечательно, что полотнища знамен двух последних корпусов еще долгое время использовались в качестве запрестольных икон в церкви Первого Русского кадетского корпуса.
Следует отметить, что, пройдя сквозь огонь гражданской войны и оказавшись на чужбине, кадеты с честью вынесли удары судьбы, сохранили верность сложившимся традициям, приумножили славу русских военно-учебных заведений. Своим самоотверженным служением Родине и беззаветным отношением к воинскому долгу они по праву заслужили память и уважение соотечественников. Не случайно, стоя у могил кадетов, погибших в бою под Ростовом, генерал Алексеев произнес следующие слова: «Я вижу памятник, который Россия поставит этим детям, и этот памятник должен изображать орлиное гнездо и убитых в нем орлят».
Александр Леонидович Самович — сотрудник отделения геральдики МВД России.