Избирать и быть избранным

Содержание

5. Право избирать и быть избранным.

Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2, 3 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ).В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы — обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять граждански обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность — т. е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей.

6. Равный доступ к государственной службе.

Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким — либо признакам.

7. Право участвовать в отправлении правосудия.

Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен – не виновен) как основы приговора суда (ст.123 ч.4 Конституции). Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник.

Право избирать и быть избранным

право гражданин чрезвычайный имущественный

Принцип всеобщего избирательного права является одним из основополагающих в системе международных избирательных стандартов и внутригосударственных законодательных актов о выборах. Он предусмотрен во всех международных документах, затрагивающих избирательные права граждан, и считается одной из четырех основных характеристик избирательного права, составляющих систему общепризнанных принципов избирательного права.

Что же такое избирательное право?

Избирательное право — это право граждан Российской Федерации:

  • а) избирать (активное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления
  • б) быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).

Избирательные права граждан — одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.

Надо сказать, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского права, входит в составную часть конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных заведениях выделяют в самостоятельную учебную дисциплину. Несомненно, это решение правильно, поскольку право избирать и быть избранными, что изучает данная дисциплина, нам предоставлено Конституцией Российской Федерации, и от того, как компетентно и с должной глубиной знаний мы будем разбираться в механизме реализации данных прав зависит, каким станет наше государство.

Подлинно свободные демократические выборы должны осуществляться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, должен иметь возможность без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений реализовать свое законное право быть кандидатом в представительные органы власти. Нарушения избирательных прав граждан могут повлечь искажение самого принципа свободного волеизъявления народа на выборах, что поставит под сомнение их конституционность и будет являться основанием для признания их недействительными. Выборы — это всегда борьба идей, борьба людей, борьба экономических (и иных) лидеров. Поэтому, кроме обычных норм и правил, вокруг выборов еще и клубится иной раз некий туман недоговоренностей или наоборот строятся слишком четкие графики и схемы, доказывающие, что заранее все известно, и можно не беспокоиться противникам той или иной партии или того или иного кандидата, можно не беспокоиться и не суетиться. Например, в США долгое время была популярна, так называемая, «циклическая теория выборов», согласно который исход предвыборной борьбы зависит от природных циклов, связанных с погодой, с фазами луны и т.д. Авторы этой теории утверждали, что существует всеобщий циклический закон, который определяет и смертность от сердечных болезней, и вспышки эпидемий, и ход рыбы на нерест и т.д., и он, естественно, действует якобы и в сфере общественной жизни, поэтому надо не столько изучать потребности граждан, сколько изучать эти природные явления.

Выборы должны опираться на основополагающие начала избирательного права, основными принципами которого являются: всеобщность, равенство, тайна выборов, прямое голосование. Избирательное право регулирует вопросы: кто может избираться, кто избирает, порядок голосования, подведение итогов выборов.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Тайное голосование означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Нарушение тайны голосования карается законом. Никто не имеет права требовать информацию о том, как голосует тот или иной избиратель, если только сам избиратель не пожелает сообщить об этом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительских органов путем поднятия руки. Они использовались до 90-х годов в некоторых африканских странах на выборах органов местного самоуправления, а в настоящее время применяются при выборах низового звена собраний народных представителей в Китае.

Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ч.1 ст.97 Конституции).

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеет права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Что касается такого важного признака как наличие гражданства Российской Федерации, то оно является обязательным только для лица, участвующего в голосовании на федеральных и региональных выборах, тогда как на выборах в органы местного самоуправления в голосовании могут принимать участие в том числе лица, имеющие гражданство иностранного государства, при условии, что между Российской Федерацией и этим государством заключен соответствующий международный договор.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является его конституционным правом и может быть им реализовано даже в случае невозможности лично прибыть на соответствующий избирательный участок на территории России. Такие случаи возможный в случае нахождения лица за пределами Российской Федерации, а также болезни и отсутствия по месту регистрации в силу объективных причин.

Законами и иными нормативными актами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации. Устанавливаемый возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.97 Конституции), 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут быть менее одного года.

Существуют ограничения связанные со статусом депутата, в том числе — с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Выборы, проводимые в России, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов — косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избираю представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Избирательные права граждан обеспечиваются рядом гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

Согласно ст.3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Соответственно, граждане с целью передачи органам власти части своих полномочий по управлению, формируют органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе выборов.

Участвуя в выборах на федеральном, региональном и местном уровне граждане становятся избирателями, т.е. наделяются законодательством определенными правами и обязанностями для осуществления конкретной функции: формирования выборных органов публичной власти.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. очень лаконично сформулировал понятие избирателя: избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить гражданина России участвовать в выборах.

Исходя из смысла и содержания избирательного законодательства России, можно выделить следующие права избирателей, разделяя их на следующие группы.

1) Права избирателей, связанные с участием в избирательных процедурах:

право участвовать в выдвижении кандидатов и их списков;

право участвовать в предвыборной агитации;

право участвовать в финансировании кандидата или избирательного объединения в рамках, определенных законом;

право участвовать в голосовании;

2) Права избирателей, связанные с голосованием:

право голосовать за ту или иную политическую партию или кандидата свободно и по своей воле;

право голосовать досрочно;

право голосовать вне своего избирательного участка;

право голосовать вне помещения для голосования.

3) Права, связанные с защитой гражданами своих избирательных прав и упорядочиванием работы избирательных комиссий:

подавать письменные заявления и делать устные обращения в участковую избирательную комиссию;

право обжаловать в судебном и внесудебном порядке решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие права избирателей.

4) Права, связанные с информированием их о ходе выборов:

право на информацию о дате, времени и месте голосования;

право на достоверную информацию о кандидатах и избирательных объединениях;

право на информацию об итогах голосования.

Цели выборов:

  • — придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности;
  • — смена конкретных лиц у власти при сохранении политического курса;
  • — смена политического курса;
  • — определение ориентиров на будущее;

Знание сути понятия «избирательное право» необходимо каждому сознательному человеку, желающему жить в демократическом обществе, так как эти знания дают нам понимание механизма и смысла выборов. А выборы являются одним из основополагающих принципов демократического государства.

Я считаю, что выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому и вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

Но к сожалению, одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов.

  • Можно ли выбрать «часть» права, исключив императивные нормы избранного договорного статута?

    Допустим, стороны избирают российское право, но включают в контракт условия о невозможности снижения судом или арбитражем размера неустойки или избирают иностранное право с оговоркой о неприменении норм об уменьшении размера заранее оцененных убытков, даже если такая возможность определена императивными…
    (Международные контракты и их регуляторы)

  • Чеченков К. В. Конкретизация судом норм права, регулирующих избрание мер пресечения в виде залога и домашнего ареста

    помощник председателя Калужского областного суда, канд. ист. наук В этом году институт залога в российском уголовном праве отметит свой полуторавековой юбилей. 20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, а вместе с ним судебная система России пополнилась новой мерой пресечения,…
    (Конкретизация права: теоретические и практические проблемы: Материалы IX Международной научно-практической конференции)

  • (Социально-экономическая история России)
  • Баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей

    Баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей. Любая профессиональная деятельность в рамках организации предполагает, что исполнитель наделен служебными обязанностями по своей должности (или рабочему месту), соответствующими ей правами и ответственностью за результаты работы….
    (Конфликтология)

  • Выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений

    Выполнение правил формирования и функционирования временных подразделений. Под временными подразделениями имеются в виду группы по выполнению комплексных программ или проектов в условиях матричных структур управления, временные творческие бригады по решению локальных исследовательских, проектных…
    (Конфликтология)

  • Выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления

    Выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления. Делегирование полномочий — это передача части служебных обязанностей с вышестоящего на нижестоящий уровень иерархии управления. В последние годы данный метод является весьма популярным в мировой…
    (Конфликтология)

  • Правила ведения переговоров по спорным проблемам

    Составные части процесса переговоров Составные части процесса переговоров. В основе переговоров лежит стремление урегулировать конфликт, противоречие. Однако сам по себе конфликт — это еще не предмет переговоров. Переговоры есть процесс взаимосогласованных действий сторон урегулирования…
    (Конфликтология)

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ВНУТРЕННИХ СТАНДАРТОВ И ПРАВИЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

    В настоящее время в России возрастает роль и значение саморегули-руемых организаций. В основе появления большинства видов саморегу-лируемых организаций лежат экономические предпосылки, обусловленные недостатками рыночной экономики и необходимостью снижения избыточного государственного контроля в сфере…
    (Антикризисное управление как основа формирования механизма устойчивого развития бизнеса)

  • Тарифы на перевозку грузов, их виды и правила применения

    Система оплаты перевозок называется тарифами. Тарифы устанавливают на основе себестоимости перевозок, плановых накоплений и расходов на улучшение и расширение деятельности автотранспортных предприятий. Тарифная плата является ценой транспортной продукции. Транспортными тарифами называется система…
    (Автомобильные перевозки)

Субъективное избирательное право

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как «право избирателей», а пассивное избирательное право как «право кандидатов».

Действующее российское законодательство даёт более широкую трактовку избирательного права: помимо права избирать и быть избранным, в состав данного понятия включается также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Приобретение избирательного права практически везде ограничивается системой цензов, то есть установленных государством минимальных требований к избирающим или избираемым лицам.

Возрастной ценз

В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто (но не всегда) приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Например, в Японии лицо получает право голосовать по достижении возраста 20 лет, в России, США, Великобритании, Германии, Швейцарии — 18 лет, в Бразилии, Иране, Никарагуа, Австрии и на Кубе — 16 лет.

Для получения пассивного избирательного права обычно предусматриваются более высокие возрастные цензы. Например, Президентом РФ может быть избрано лицо, достигшее 35 лет, а Президентом Италии — 50 лет. Чтобы быть избранным в депутаты Государственной Думы РФ, необходимо достичь возраста 21 года на день голосования.

Установление максимального предельного возраста для реализации избирательных прав обычно не практикуется, а в ряде государств (в том числе и России) прямо запрещено.

Ценз гражданства

По общему правилу, принятому в большинстве стран, избирать и быть избранными в органы власти данного государства могут только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства избирательных прав обычно лишены.

В отдельных странах закон предоставляет иностранцам ограниченные избирательные права. Например, иностранцам, постоянно проживающим в России, предоставлено право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, если такая возможность предусмотрена международным договором.

Что касается лиц с двойным гражданством, то их избирательные права также могут быть ограничены. В частности, российское законодательство лишает бипатридов пассивного избирательного права, сохраняя за ними активное.

В некоторых государствах уровень пассивного избирательного права может зависеть от срока пребывания в гражданстве данной страны. Так, членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором — не менее 9 лет.

> Ценз оседлости

Данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени.

Примечания

  1. Нестерович В.Ф. Виборче право України: Підручник. — Київ: Видавництво Ліра-К, 2017. — С. 30, 33. — 504 с.
  2. Пункт 28 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  3. Часть 8 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  4. Часть 10 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  5. Часть 3.1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

> См. также

  • Манчестерская бойня
  • Политическая свобода
  • Детское избирательное право

Ссылки

Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Пояснение.

Некоторые из политических прав и свобод — связанные с функционированием государственной власти — принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении. К общественным объединениям относятся: партии; профессиональные союзы; различные организации граждан. Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение.

Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

1) право на до­ступ к любым го­су­дар­ствен­ным должностям — да, верно.

2) право из­би­рать и быть избранным — да, верно.

3) право на за­щи­ту чести и доб­ро­го имени — нет, неверно.

4) право на сво­бо­ду и лич­ную неприкосновенность — нет, неверно.

5) право об­ра­щать­ся в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной власти — да, верно.