Иван Дмитриевич папанин

Папанин, Иван Дмитриевич

Запрос «Папанин» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Иван Папанин
Дата рождения 14 (26) ноября 1894
Место рождения Севастополь,
Российская империя
Дата смерти 30 января 1986 (91 год)
Место смерти
  • Москва, СССР
Страна Российская империя
СССР
Научная сфера география
Место работы Институт океанологии, Институт биологии внутренних вод, Президиум АН СССР
Учёная степень доктор географических наук
Известен как исследователь Арктики
Награды и премии

Цитаты в Викицитатнике
Медиафайлы на Викискладе

Папанинцы на корабле после завершения экспедиции

Ива́н Дми́триевич Папа́нин (14 ноября 1894, Севастополь — 30 января 1986, Москва) — советский исследователь Арктики, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940).

Биография

Иван Папанин родился в Севастополе в семье матроса Военно-Морского флота. Русский греческого происхождения.

Образование

В 1909 году окончил земскую начальную школу, в 1929 году — специальные курсы Осоавиахима, в 1931 году — Высшие курсы связи Наркомата почт и телеграфов, в 1932 году — первый курс факультета связи Плановой академии.

Работа до революции

Ученик токаря механических мастерских лоций Черноаз (октябрь 1909 — июнь 1912), токарь мастерских Севастополя военного порта (июнь 1912 — декабрь 1913), судостроительного завода в Ревеле (ныне — Таллин) (декабрь 1913 — декабрь 1914). В 1914 году был призван на военную службу (попал на флот).

Участие в Гражданской войне

В ноябре 1917 большевики посылают в Севастополь на Черноморский флот агитаторов-балтийцев. Цель — «превратить Севастополь в революционный базис Черноморского побережья». 6 ноября 1917 года в Морском собрании Севастополя открылся 1-й Общечерноморский съезд, в результате которого позиции большевиков усилились. Была принята резолюция о формировании и последующей отправке на Дон для борьбы с атаманом Калединым отряда вооруженных матросов численностью 2500 человек. Одним из участников этого отряда являлся 24-летний Иван Папанин. На Дону красные были отброшены, Ростов был взят силами Каледина из юнкеров, гимназистов и некоторой части казаков к 2 (15) декабря. Когда моряки вернулись в Севастополь и прибыли тела убитых, состоялась демонстрация и похороны. А через несколько дней с 15-16 декабря начался красный террор. Были бессудно убиты несколько десятков флотских офицеров.

В 1918—1920 годах Папанин участвовал в Гражданской войне на Украине и в Крыму (организация диверсий и повстанческих отрядов). 17 августа 1920 года под Капсихором с катера высаживается отряд из 11 человек под командованием А. В. Мокроусова для ведения борьбы в тылу Врангеля. В его составе и Папанин. Осенью 1920 он ещё раз пересекает линию фронта и возвращается в Крым с подкреплением из 24 моряков 10 ноября 1920, успев поучаствовать в ударах по эвакуировавшимся в порты Крыма силам Русской армии Врангеля.

С 1920 года — комиссар оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта.

С ноября 1920 года по рекомендации Розалии Землячки назначен комендантом Крымской Чрезвычайной комиссии, работал также следователем.

В 1921 году переведён в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, затем с июля 1921 по март 1922 года работал секретарём Реввоенсовета Черноморского флота.

Полярник

В 1922 году переведён в Москву комиссаром хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел, в 1923 году — в Народный комиссариат почт и телеграфов управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны. В 1923—1925 годах проходил обучение на Высших курсах связи, после которых был направлен в Якутию в качестве заместителя начальника экспедиции по строительству радиостанции в Томмоте.

В 1932—1933 был начальником полярной станции Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа), а в 1934—1935 годах — станции на мысе Челюскин.

В 1937—1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. И. Д. Папанин и остальные участники дрейфа получили степени докторов географических наук.

Дальнейшая карьера

В 1939—1946 годах работал начальником Главсевморпути, с 15 октября 1941 года — также Уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море. С 1946 по 1949 год — на пенсии по болезни (стенокардия).

С 1949 до 1951 год был заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, с 1951 года и до конца жизни возглавлял СКИ ОМЭР АН СССР — Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, подразделение, подчинённое АН СССР (формально). С 1956 года — одновременно директор Института биологии внутренних вод АН СССР в посёлке Борок. Председатель Московского филиала Географического общества СССР.

Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов от Карельской АССР.

Умер 30 января 1986 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды и звания

  • Дважды Герой Советского Союза (1937, 1940);
  • девять Орденов Ленина (1937, 1938, май 1944, 26.11. 1944, 1945, 1956, 1964, 1974, 1984);
  • орден Октябрьской Революции (1971);
  • два ордена Красного Знамени (1919, 1950);
  • орден Нахимова I степени (1945);
  • орден Отечественной войны I степени (1985);
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1955, 1980);
  • орден Дружбы народов (1982);
  • орден Красной Звезды (11.1945);
  • медаль «За боевые заслуги»(03.11.1944);
  • медаль «За победу над Японией»(1946)
  • медаль «За оборону Москвы»(1944)
  • медаль «За оборону Заполярья»(1945)
  • медаль «За победу над Германией»(1945)
  • медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»(1940);
  • Большая золотая медаль Географического общества СССР (1979)
  • другими медалями, иностранными наградами.
  • Доктор географических наук (1938);
  • контр-адмирал (1943);
  • Почётный гражданин города-героя Мурманска (1974);
  • Почётный гражданин города Архангельска (1975);
  • Почётный гражданин города-героя Севастополь (1979);
  • Почётный гражданин города Липецка;
  • Почётный гражданин Ярославской области;
  • Почётный крымчанин.
  • знак «50 лет пребывания в КПСС»

Память

Папанинцы на почтовой марке СССР:
Эрнст Кренкель, Иван Папанин,
Евгений Фёдоров, Пётр Ширшов Почтовая марка России, выпущенная в 2019 году ко 125-летию Ивана Папанина (ЦФА № 2572)

  • Именем Папанина названы:
    • мыс на полуострове Таймыр, выступает в море Лаптевых и пролив Вилькицкого, название получил в 1937 году;
    • горы Папанина на Земле Эндерби в Антарктиде (координаты: 68°13′ ю. ш. 50°16′ в. д.HGЯOL), впервые обозначены на карте САЭ в 1962 году, к 1965 году получили название;
    • подводная гора Папанина в Тихом океане (координаты: 46°00′ с. ш. 170°00′ в. д.HGЯOL), обнаружена советскими учёными;
    • остров в заливе Сиваш (Азовское море);
    • Институт биологии внутренних вод;
    • Сухогруз ледового класса (проект 10621) Мурманского морского пароходства.
    • улицы в Москве, Юбилейном, Красногорске Московской области, Минске, Алма-Ате, Екатеринбурге, Севастополе, Липецке, Мурманске, Архангельске, Рыбинске, Ярославле, Смоленске, Бресте, Минске, Барнауле, Виннице и многих других населённых пунктах.
    • научно-спортивная экспедиция.
    • патрульный корабль ледового класса проекта 23550. Заложен для ВМФ России в апреле 2017 года на предприятии «Адмиралтейские верфи».
    • научно-исследовательское судно И.Д. Папанин (НИС Папанин), построено в 1986 г., в настоящее время входит в состав Байкальского научно-исследовательского флота Российской Академии наук.
  • В Москве на доме, где с 1938 по 1986 год жил Папанин (Арбат, 45), в 1996 году открыта мемориальная доска.
  • Открыт музей имени Папанина в посёлке Борок Ярославской области.
  • В 1954 году в Севастополе ему установлен памятник.
  • В 2003 году открыт памятник в Мурманске.
  • Открыт музей в Севастополе.
  • Школа имени Папанина в посёлке Миндяк (Башкортостан).
  • Могила Папанина на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Памятник Папанину на улице его имени в Мурманске

  • Бюст Папанина в Государственном Северном морском музее в Архангельске

> Библиография

Иван Дмитриевич Папанин — автор научно-популярных книг:

  • «Жизнь на льдине» (1938);
  • «Лёд и пламень» (1977).

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118591622 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. SNAC — 2010.
  3. Дважды Герой Советского Союза Папанин Иван Дмитриевич :: Герои страны
  4. По данным Метрической книги Николаевского Адмиралтейского собора г. Севастополя (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 128. Дело 319) Иван Дмитриевич Папаня родился 13 ноября 1895 г. в семье запасного матроса 29-го флотского экипажа из крестьян Бессарабской губ. Измаильского у. Дмитрия Николаевича Папаня и жены его Секлетиньи Петровны. Расхождение в дате рождения в один день связано с неправильным переводом юлианской даты в григорианскую и обратно. Вероятно, год рождения был сознательно исправлен родителями И. Д. Папанина при определении его на работу учеником токаря в 1909 г. Всего в МК имеются сведения о рождении 7 детей в семье Д. Н. Папаня
  5. 1 2 Иван Папанин: как знаменитый полярник наводил в Крыму революционный порядок. rambler.ru (5 октября 2018).
  6. В этой экспедиции с ним работал учёный И. Г. Гутерман.
  7. Папанин. «Лёд и пламень», глава «Выходим в море».
  8. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск, 2009. — 464 с. — ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2).
  9. Московские могилы. Папанин И. Д.
  10. Папанин Иван Дмитриевич, Орден Нахимова I степени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения 25 апреля 2019.
  11. Папанин Иван Дмитриевич, Орден Красной Звезды :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения 25 апреля 2019.
  12. Папанин Иван Дмитриевич, Медаль «За боевые заслуги» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения 25 апреля 2019.
  13. 1 2 3 Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает / Под ред. Н. И. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 166. — 35 000 экз.
  14. Улица И. Д. Папанина в городе Юбилейный.
  15. В Санкт-Петербурге заложен первый патрульный корабль арктического класса для ВМФ России : Министерство обороны Российской Федерации
  16. Песков О. В. Мемориальные доски Москвы. — М.: Московские учебники, 2009. — 336 с.
  17. Музей имени И. Д. Папанина в посёлке Борок (Ярославская область) (недоступная ссылка).

Литература

  • Визе В. Ю. Моря Российской Арктики: В 2 т. — Т. II. — М.: Paulsen, 2016. — 340 с. — (Международный полярный год). — ISBN 978-5-98797-130-7.
  • Лурье В. М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). — СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. — 280 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86789-102-X.
  • Папанин Иван Дмитриевич // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  • Членов А. Особое задание. — М.: Детлит, 1977.

Ссылки

  • Папанин, Иван Дмитриевич. Сайт «Герои страны».
  • Папанин Иван Дмитриевич: Русское географическое общество.

Матрос, чекист, полярник. За что уважают и ненавидят Ивана Папанина?

В 2018 году в рамках проекта по присвоению аэропортам страны имен знаменитых исторических деятелей довольно нетривиальная ситуация сложилась в Мурманске — там в голосовании соперничали последний российский император Николай II и советский полярник Иван Папанин.

Любители царя-батюшки напирали на то, что город Мурманск был основан именно при последнем императоре. Правда, подлинное развитие Мурманска происходило уже в советскую эпоху, но сторонников Николая II это мало интересовало.

Папанин — человек, чье имя куда прочнее связано с Севером. Понимая это, монархисты сосредоточились не столько на расписывании достоинств своего кандидата, сколько на поливании грязью Ивана Дмитриевича. «Чекист, палач Крыма, убийца», — наперебой вещали императорские агитаторы. В итоге их усилия не пропали даром — аэропорт Мурманска теперь носит имя Николая II, а не дважды Героя Советского Союза. Самому Ивану Дмитриевичу наверняка польстило бы соперничество с императором — сын простого матроса в юности о таком сравнении не мог и мечтать.

Царскую Россию Ивану Папанину любить было не за что. Он родился в Севастополе, в Аполлоновой балке.

«Аполлон у древних греков был богом красоты. Нашу же балку так назвали словно в насмешку. Видно, в минуту безудержного веселья пришло в голову какому-то досужему остряку так окрестить ее, — вспоминал Папанин. — Дома-курятники — по-другому не назовешь — теснились бок о бок, щели в стенах в палец, слышимость отличная». В этом районе «гордости русских моряков» отродясь не было сторожевых собак. Собаку, если она на привязи, кормить надо, а жили впроголодь».

Без вальсов Шуберта и хруста булок

«У меня не было детства», — говорил полярник. Выполнять мелкие дела по дому Иван начал в пять лет, а в шесть уже стал ходить на рыбалку, что было очень важным промыслом для многодетной семьи. Ваня был среди братьев и сестер старшим.

Четыре класса школы считались вполне достаточным образованием для простолюдина, и Иван Папанин поступил учеником токаря в механические мастерские.

Он в полной мере испытал презрение, которые демонстрировали хозяева жизни к простым рабочим. А в 1914 году его призвали на военную службу на флот.

В феврале 1915 года матроса Папанина вызвал дневальный: «К тебе пришли». Это был брат Яша, сказавший просто: «Вань, мама умерла, помоги могилу вырыть».

Секлетинья Петровна Папанина умерла 39 лет от роду от непосильного труда, от той «счастливой жизни», о которой рассказывают сегодня поклонники последнего русского императора. И первенцу ее, любимцу Ванюше, пришлось лично готовить маме ее последний приют.

В имперской России, где жила семья Папаниных, не было ни вальсов Шуберта, ни хруста французской булки. А была лишь копившаяся десятилетиями злость, вырвавшаяся наружу в 1917-м.

Если враг не сдается, его уничтожают

Матрос Папанин с головой бросился в омут перемен, сражаясь за свое будущее. Дрался он весело и зло, не щадя себя и не давая спуску врагам.

Ему поручали самые дерзкие, самые рискованные задания. Он ходил в рейды по тылам белых, доставлял оружие подпольщикам в Крыму. Папанин уже тогда умел делать невозможное. Например, выбраться с занятого белыми полуострова, добраться до Турции, а оттуда кружным путем вернуться в Советскую Россию, чтобы доставить донесение подпольщиков командующему Южным фронтом Михаилу Фрунзе. А затем вернуться обратно в Крым, чтобы продолжить борьбу, высадившись во главе десантного отряда в тылу армии Врангеля.

После окончания боев в Крыму Папанин был назначен комендантом Крымской ЧК.

«Служба комендантом Крымской ЧК оставила след в моей душе на долгие годы. Дело не в том, что сутками приходилось быть на ногах, вести ночные допросы. Давила тяжесть не столько физическая, сколько моральная… Работники ЧК были санитарами революции, насмотрелись всего. К нам часто попадали звери, по недоразумению называвшиеся людьми. Были такие головорезы, которым ничего не стоило просто так, скуки ради, убить человека, даже малое дитя», — писал он в воспоминаниях.

Рассуждения о Папанине как о палаче белых офицеров базируется не на фактах, а на уверенности в том, что, будучи в Крыму в тот период в подобной должности, он не мог не расстреливать «контру». Точно известно одно: даже спустя десятителия Иван Дмитриевич не отрекся от Розалии Землячки, которую сегодня называют руководителем «красного террора» в Крыму.

«Говорят, у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Не знаю, у кого как, но у меня такой ангел был — Розалия Самойловна Землячка», — говорил Папанин уже в поздние брежневские годы.

Иван Дмитриевич Папанин. 1938 г. Фото: РИА Новости/ Яков Халип

Курс на Север

Службу в ЧК Иван Дмитриевич завершил в 1921-м, ввиду «полного нервного истощения», как указали врачи. Некоторые видят за этими словами указание на психическое расстройство Папанина. Вот только потенциального психопата никто бы не назначил, даже спустя годы, руководителем важнейшей и опаснейшей научной экспедиции.

В 1925 году Ивана Папанина, выпускника Высших курсов связи, направили в Якутию в качестве заместителя начальника экспедиции по строительству радиостанции в Томмоте.

«За год работы в Якутии я и не заметил, как из жителя юга превратился в убежденного северянина. Север — совершенно особая страна, забирает человека без остатка. Север завораживает», — говорил Папанин.

Влюбленность в Север останется с ним до конца жизни. С начала 1930-х Папанин начинает регулярно участвовать в северных экспедициях. В 1932–1933 гг. он был начальником полярной станции Бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа, а в 1934–1935 гг. — станции на мысе Челюскин.

В 1936 году советское руководство одобрило идею создания дрейфующей научной станции в районе Северного полюса. Состав постоянной экспедиции, то есть тех, кому предстояло остаться во льдах на месяцы, намечался всего из четырех человек. В таких условиях каждый должен уметь исполнять сразу массу различных обязанностей. А от начальника требовалось умение принимать сложные решения в экстремальной обстановке, когда помощи ждать неоткуда.

Четверо на льдине, не считая собаки

Радист Эрнст Кренкель, метеоролог и геофизик Евгений Федоров, гидробиолог Петр Ширшов. Начальником экспедиции стал Иван Папанин, одновременно взяший на себя и обязанности… повара.

В такой экспедиции мелочей не бывает. Папанин придирчиво осматривал оборудование, проверял припасы. Не слишком доверяя специально разработанным сублимированным продуктам, он добавил еще 150 килограммов… пельменей.

21 мая 1937 года самолет АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика», пилотируемый Михаилом Водопьяновым, совершил посадку в районе Северного полюса. Так начиналась работа дрейфующей станции «Северный полюс-1».

Завоз грузов и подготовка лагеря продолжались до 6 июня. А затем четверо полярников остались одни.

Вернее, не четверо, а пятеро. Пятым был пес по кличке Веселый, главный хулиган, воровавший продукты с продсклада. Но он же выступал в роли «психолога», снимавшего стресс с членов экспедиции.

Порой люди в таких условиях враждуют, начинают ненавидеть друг друга. Папанинская четверка все 274 дня работала идеально. Даже в конце дрейфа, когда льдина раскололась и над экспедицией нависла реальная угроза, никто не истерил, не дергался. 19 февраля 1938 года ледоколы «Таймыр» и «Мурман» сняли папанинцев с их ставшей совсем маленькой льдины в нескольких десятках миль от побережья Гренландии.

Летчик полярной авиации Геннадий Власов, руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин и начальник спасательной экспедиции на ледоколе «Таймыр» Ананий Владимирович Остальцев. Встреча со спасателями на дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». Фото: РИА Новости/ Яков Халип

Герой и вождь

Это был полный триумф, мировая научная сенсация. 15 марта 1938 года участники экспедиции прибыли в Ленинград, где их ждала торжественная встреча. Всем четверым полярникам, работавшим на «СП-1», было присвоено звание Героев Советского Союза. А пес Веселый до конца своих собачьих дней жил и питался спецпайком на даче Сталина.

За этим главным достижением Ивана Папанина в тени остается многое. И вторая звезда Героя Советского Союза за руководство экспедицией по спасению ледокольного парохода «Георгий Судов». И руководство Главсевморпутем в годы Великой Отечественной войны, когда Крайний Север стал зоной боевых действий, а советские научные станции подвергались атакам немецких кораблей и подводных лодок. А еще Папанин был уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Белом море, отвечая головой за пребывающие грузы союзников.

Эта нагрузка аукнулась в 1946 году, когда его освободили от должности в связи с проблемами с сердцем.

Есть, впрочем, и другая версия. Говорят, что Сталину сильно не понравилась тяга Папанина к показному богатству. Мол, полярник, отгрохал себе такой особняк, что вождь настоятельно посоветовал Ивану Дмитриевичу передать его детсаду.

Эта история, возможно, легенда, но о том, что Папанин любил красивую обстановку в доме и антикварные вещи, рассказывали его близкие и друзья. Кажется, так он компенсировал себе и нищее детство, и суровые испытания Севера, и войну. Что тут скажешь? Папанин был одним из тех, кто такую жизнь вполне заслужил многолетним тяжким трудом и непомерным риском.

«Папанин» на горе врагам

Еще при жизни Сталина он вернулся на службу, в 1951 году став заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям. А в 1960-х Папанин стал первым начальником Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Эта структура, имевшая собственную флотилию кораблей, отвечала за обеспечение постоянной и устойчивой связи с космическими аппаратами.

Вопрос-ответ Почему наши корабли не имеют аналогов в мире? О многих вещах, которыми занимался Иван Папанин, до сих пор говорят вполголоса или не говорят совсем, ибо они связаны с задачами оборонного характера.

Он прожил очень яркую и долгую жизнь, покинув этот мир в возрасте 91 года.

Что же до памяти… В октябре 2019 года на «Адмиралтейских верфях» был спущен на воду универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса «Иван Папанин». Его уже называют «боевым ледоколом», способным дать отпор любому агрессору, который попытается покуситься на Русский Север. Оснащенный крылатыми ракетами «Калибр» «Иван Папанин» будет таким же яростным и стойким, каким был человек, давший ему имя.

А гражданский аэропорт будет тешить любителей императора.

Русский полярный исследователь (1796—1869), 4 буквы, сканворд

Определение понятия «Русский полярный исследователь (1796—1869), 4 буквы, сканворд».

Далее вы можете найти немного полезной информации и выбрать ответ. Также здесь имеются и другие определения этого термина, которые встречаются в сканвордах и кроссвордах.

Если вам есть что добавить, то ниже к вашим услугам — форма комментирования, в которой вы можете высказать свое мнение или дополнить статью.

АНЖУ

Другие определения слова «АНЖУ» в кроссвордах

  • Петр (1796—1869) российский полярный исследователь, адмирал
  • английская, итальянская династия
  • историческая провинция Франции, знаменита виноделием и ликером «Куантро»
  • рус. географ, путешественник, полярник
  • русский полярный исследователь, адмирал, руководитель полярной экспедиции по северному побережью Сибири
  • русский полярный исследователь, составитель первой карты Новосибирских островов
  • один из Новосибирских островов
  • кто из русских полярных исследователей составил карту Новосибирских островов?
  • историческая провинция Франции
  • русский географ, путешественник, полярник
  • французская провинция
  • родина ликера «Куантро»
  • область во Франции (ист.)
  • русский полярник
  • русский полярник-географ
  • истор. область во Франции
  • область, родина Плантагенетов
  • Историческая провинция во Франции

Категории: Все слова

«Обращал свои способности на благо страны»: как Иван Папанин стал дважды Героем Советского Союза

Иван Папанин родился 26 ноября 1894 года в небогатой семье матроса в Севастополе. Юноша окончил только начальную земскую школу и в 14 лет стал учеником токаря, а затем и токарем мастерских военного порта. Позднее он на год переехал в Ревель (ныне Таллин), а затем вернулся в Крым: в начале Первой мировой его призвали на военную службу, которую он проходил на флоте.

Революционный шанс

Иван Папанин поддержал Октябрьскую революцию и стал красногвардейцем. После утраты большевиками контроля над Крымом он ушёл в партизаны и воевал в тылу противника, а затем в рядах Красной армии участвовал в боях на территории Украины. В 1919 году Папанин стал членом ВКП(б). С 1920 года его начали выдвигать на руководящие должности. Сначала бывший партизан стал комиссаром оперативного управления командующего Морскими силами и силами Юго-западного фронта, затем — комендантом и членом Реввоенсовета Крымской революционной повстанческой армии.

  • Иван Дмитриевич Папанин. 1920-е
  • © topwar.ru

В конце 1920 года Папанин был назначен начальником отряда ВЧК по борьбе с бандитизмом. После завершения Гражданской войны работал секретарём РВС Черноморского флота. В начале 1920-х Папанин приехал в Москву, где занимался вопросами связи и проходил обучение на профильных курсах. После этого он несколько лет работал в Якутии.

В начале 1930-х годов Папанин руководил строительством радиостанций на золотых приисках Алдана, а затем возглавлял полярные станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа и на мысе Челюскин. В то время Арктика была ещё очень плохо изученной территорией, и проекты по её освоению, по словам историков, имели такой же вес в глазах мирового сообщества, как исследования космоса в послевоенный период.

«Северный полюс»

2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин» вышла экспедиция под руководством начальника Главного управления Северного морского пути Отто Шмидта. Осенью судно было заблокировано льдами и дрейфовало вместе с ними у северо-восточных берегов Евразии.

Также по темеПолюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику 60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их…

13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул, а члены экспедиции разбили лагерь на льдине. Полностью эвакуировать челюскинцев при помощи авиации удалось только к 13 апреля 1934 года. Опыт экспедиции на «Челюскине» натолкнул Отто Шмидта на идею создания на льдах в Арктике дрейфующей станции.

Отсутствие в районе Северного полюса крупных участков суши резко осложняло исследование Арктического региона, и начальник Главного управления Севморпути решил, что все необходимые измерения и вычисления учёные могут совершать, находясь в специально оборудованном лагере на дрейфующей льдине. В начале 1936 года эту идею одобрило руководство Советского Союза.

В состав полярной экспедиции было решено включить метеоролога Евгения Фёдорова, океанографа Петра Ширшова и радиста Эрнста Кренкеля. Начальником первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» должен был стать замдиректора Всесоюзного арктического института Владимир Визе, но он не прошёл отбор по состоянию здоровья. Тогда выбор пал на Ивана Папанина, который на тот момент уже обладал богатым опытом работы в условиях Крайнего Севера.

К экспедиции готовились очень серьёзно: по специальному заказу была изготовлена двухслойная брезентовая палатка, утеплённая пухом, а также лёгкие и прочные нарты. Полярникам выделили около 5 т продуктов длительного хранения.

Экспедиция вылетела из Москвы 22 марта 1937 года. Однако из-за сложных погодных условий её путь на север оказался долгим. 19 апреля полярники добрались до острова Рудольфа. И только 21 мая они высадились на льды в районе Северного полюса. До начала июня самолёты доставляли им необходимое оборудование и припасы.

  • Первая советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс — 1». 21 мая 1937 года — 19 февраля 1938 года. Руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин с псом Весёлым
  • РИА Новости

6 июня 1937 года прошёл торжественный митинг в честь открытия дрейфующей станции «Северный полюс», после которого большая часть членов экспедиции во главе с Отто Шмидтом вернулись на Большую землю. С этого момента компанию четверым папанинцам составлял только пёс Весёлый.

«Папанин не был учёным, его миссия была иной. На него, как на талантливого организатора, были возложены задачи, связанные с жизнеобеспечением станции. Он решал организационные и другие вопросы, на которые у учёных не хватило бы времени и сноровки», — рассказал в интервью RT директор Музея Арктики и Антарктики, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский.

Также по теме«Блестяще проведённая операция»: как советские войска освобождали Норвегию от фашистов 75 лет назад представители стран — членов Антигитлеровской коалиции подписали с правительством Норвегии в изгнании соглашение, которое…

По его словам, в научной работе станции Папанин участвовал преимущественно «физически» — например, помогал при помощи специальной лебёдки брать гидрологические пробы с больших глубин.

Помимо изучения океана, участники экспедиции исследовали магнитное поле Земли и погоду Арктики. Результаты их наблюдений сыграли важную роль при подготовке трансарктических перелётов советской авиации.

Изначально размеры льдины, на которой дрейфовала станция, составляли примерно 3 на 5 км. Однако в начале 1938 года экспедиция приблизилась к тёплым водам Атлантики, и льдина раскололась. В феврале папанинцы потеряли часть запасов и остались на льдине размером всего 50 на 30 м.

Из-за сложных погодных условий спасательной экспедиции на судах «Таймыр» и «Мурман» потребовалось почти три недели, чтобы добраться до места дрейфа «Северного полюса». Папанинцы покинули свою станцию только 19 февраля 1938 года. Вскоре они перешли на борт ледокола «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград.

  • Председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин вручает грамоту Героя СССР И.Д. Папанину. Звание Героя Советского Союза Ивану Папанину присвоено 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине. 1938 год
  • © Иван Шагин/РИА Новости

Четвёрку полярников встретили как героев. Они провели на льдине 274 дня и прошли на ней по Арктике свыше 2 тыс. км. Приветствовать их вышли тысячи людей. Всем четверым участникам дрейфа были присвоены звания Героя Советского Союза, а также учёная степень доктора географических наук. Их спутник, пёс Весёлый, поселился на даче у Иосифа Сталина.

«Все его предприятия добивались успеха»

После возвращения из дрейфа по арктическим морям Папанин был назначен заместителем начальника Главного управления Северного морского пути, а в 1939 году возглавил его и оставался на этом посту до 1946 года.

В 1940 году Иван Папанин лично возглавил экспедицию по спасению из ледяного плена парохода «Георгий Седов», дрейфовавшего 812 дней. За это он был во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза.

  • Иван Дмитриевич Папанин (1894—1986) (в центре), начальник управления Главсевморпути, с сослуживцами. 1940 год
  • РИА Новости

Год спустя Папанину пришлось вспомнить свой военный опыт.

«В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь играл важнейшую роль для транспортных операций внутри СССР. Помимо этого, ключевой была роль полярников в обеспечении перевозок по ленд-лизу на Севере и по тихоокеанскому маршруту», — рассказал в беседе с RT сотрудник научно-методического отдела Музея Победы Георгий Емельяненко.

Он напомнил, что в октябре 1941 года Папанин был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Он организовывал переоборудование портов Архангельска и Мурманска для массового приёма грузов, отправляемых союзниками. Были расширены причалы, увеличена глубина для подхода более крупных судов.

«По распоряжению Папанина в море выходили ледовые патрули гидрографического флота. Основной их задачей было проведение навигации по Северному морскому пути, обследование льдов, метеорологические исследования. Однако нередко экипажи исследовательских судов спасали моряков союзных конвоев, потопленных немецкими подводными лодками. Некоторые исследовательские суда и сами стали жертвами атак немецких субмарин», — рассказал Емельяненко в разговоре с RT.

Как подчеркнул эксперт, опыт, полученный до войны в ходе исследовательских и спасательных экспедиций, Папанин применял, защищая страну. В 1943 году начальник Главсевморпути, несмотря на отсутствие специального военного образования, был произведён в контр-адмиралы.

В 1946 году Папанин из-за тяжёлой болезни сердца вышел в отставку. Но без дела он оставаться долго не мог — и два года спустя был назначен заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедиционной части. Затем он возглавлял Институт биологии внутренних вод и отдел морских экспедиционных работ Академии наук.

Скончался Иван Папанин 30 января 1986 года. Он девять раз удостаивался ордена Ленина и ряда других наград за боевые и научные заслуги. Его имя носят целый ряд географических объектов на карте мира, несколько российских судов и улицы в различных городах бывшего СССР. В память о нём установлены монументы и открыты музеи.

«Иван Папанин был великолепным организатором и обращал способности на благо страны. Все предприятия, которые он возглавлял, добивались успеха. Поэтому Папанин вошёл в историю как человек, стоявший у истоков советских арктических исследований», — подытожил Виктор Боярский.

Дмитрий Иванов

Дмитрий Иванов – белорусский бизнесмен, сквошист и тренер.

Биография Дмитрия Иванова

Дмитрий Иванов родился в 1975 году в белорусском городе Могилеве, став вторым ребенком в семье (его старшего брата зовут Олег). Со школьного возраста Дмитрий увлекся спортом и уделял тренировкам больше внимания, чем учебе и общению со сверстниками.

После окончания школы Дмитрий с головой погрузился в бизнес, потратив следующие десять лет на устройство своей финансовой независимости. Параллельно он продолжал заниматься спортом, но только для души.

Когда ему было около тридцати, Дмитрий получил приглашение в Москву, чтобы там начать работу фитнес-тренера. Предложение показалось ему заманчивым, и Иванов переехал в столицу. Именно там неожиданно для себя Дмитрий открыл для себя сквош и понял, что это его призвание. Вскоре ему удалось получить тренерский сертификат и начать обучать других этому виду спорта. К 2012 году Иванов был признан одним из лучших игроков в сквош в России.

Личная жизнь Дмитрия Иванова

Впервые Дмитрий женился в 1993 году, когда ему было 18 лет. В браке с Анжелой Ивановой у него родилась дочь Анастасия. Вместе супруги прожили недолго, но после развода Дмитрий сохранил дружеские отношения с дочерью.

В 2010 году Дмитрий женился во второй раз – его женой стала известная российская певица Лолита Милявская. Супруги познакомилась благодаря общему другу, который решил, что Лолита и Дмитрий могут стать отличной парой. Для Лолиты, которая младше Дмитрия на 12 лет, этот брак стал пятым по счету. У нее установились хорошие отношения с дочерью Дмитрия от первой жены.

В браке Лолита и Дмитрий прожили девять лет. Неожиданностью для поклонников певицы стало ее заявление в июле 2019-го о том, что она рассталась с мужем.

О том, что 43-летний Дмитрий Иванов и 55-летняя Лолита Милявская расстались, стало известно из опубликованного в микроблоге певицы поста: «Мы с Димой решили, что наступила пора расстаться. Мы очень ровно стали относиться друг к другу в последнее время. Чтобы не превратиться в людей, постоянно выясняющих отношения, это выход! У меня был замечательный «молодой» муж целых 9 лет. Я ему желаю всего самого лучшего совершенно искренне. Честно, переживала неделю), а потом плюнула. Горжусь его смелостью, ведь мог бы остаться и терпеть меня всю жизнь. В обиду не дам моего бывшего тем, кто будет пытаться писать гадости!!! Пожалуй, всё. Статус свободен, но это не значит, что я сейчас буду искать себе новое приключение. Поживу одна и буду наслаждаться семьей и работой!»

Дмитрий Иванов отказался давать какие-либо комментарии по поводу расставание со знаменитой женой, сказав лишь, что это не то событие, которое нужно освещать, и бравировать в данном случае нечем, а выносить напоказ личную жизнь он не собирается. Чуть позже он, как и Лолита, опубликовал в Инстаграм обращение, чтобы пресечь слухи и домыслы.

«Так бывает в жизни, что отношения заканчиваются… Ты понимаешь, в какой-то момент, что отдаляешься от любимого человека… Почему так происходит? У всех причины разные. Наши отношения всегда были открытыми и честными! Поэтому я считаю, что и закончиться эти отношения должны именно так. Глядя в глаза друг другу, честно признаться, что… ТОЧКА… Конечная станция… СТОП…. Пересадок и остановок больше НЕТ! И ты делаешь шаг… Но впервые за 9 лет не на встречу… Лола, спасибо за всё!» — написал Дмитрий Иванов о разрыве с Лолитой Милявской.

В октябре 2019-го Дмитрий официально подал на развод. По словам Милявской, поначалу она верила в примирение. Однако все изменилось, когда до певицы дошли слухи, что ее бывший муж переехал к Ольге Кулиевой — 40-летнему косметологу из Белоруссии, у которой есть собственная клиника красоты в Москве. Выяснилось, что в последний год Иванов на деньги Лолиты одаривал презентами любовницу, отлучаясь из дома под предлогом выездных турниров.

Как отмечает Милявская, бывший муж до сих пор носит вещи, которые купила она. Так певица подтвердила, что все 9 лет брака Дмитрий Иванов был у нее на содержании.

Жизнь на льдине: дрейфующая станция «Северный Полюс—1»

25 мая исполнился 81 год с момента доставки первой партии оборудования для первой в мире дрейфующей научно-исследовательской полярной станции «Северный Полюс—1». В 1937-м четверо самоотверженных учёных — Иван Папанин (руководитель экспедиции), Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель и Пётр Ширшов — высадились на льдине в 8 км от Северного Полюса и основали станцию, на которой прожили 274 дня, постепенно продрейфовав к берегам Гренландии. Эта невероятно смелая экспедиция — на всех этапах: доставки, проживания и эвакуации — позволила собрать уникальные гидрографические, метеорологические и гляциологические данные. Причём настоящий подвиг совершили не только «папаницы», но и экипажи пилотов, доставлявшие экспедицию на Северный Полюс.

Сегодня попасть на Северный Полюс относительно нетрудно: к вашим услугам атомные ледоколы (единственные в мире) и грузовые самолёты. В 1937-м ничего подобного не было и в помине. Не существовало достаточно надёжных и мощных транспортных средств, позволяющих «в один заход» доставить экспедицию на макушку планеты. Не было создано и апробировано снаряжение для таких экспедиций. То, что нам сегодня кажется вполне заурядными вещами, 80 лет назад представляло собой целый ряд серьёзных проблем, решение которых требовало огромного мужества, мастерства и находчивости.
План экспедиции был представлен Сталину в начале 1936-го. Руководителем всего, как сегодня принято говорить, проекта был легендарный Отто Юльевич Шмидт.
Экспедиция готовилась в течение года. Жильём для четырёх полярников должна была стать
изготовленная по спецзаказу четырёхместная брезентовая палатка с алюминиевым разборным каркасом. Обшивка палатки была многослойной, с двумя слоями гагачьего пуха. Пол палатки по сути представлял собой резиновый надувной матрас толщиной 15 см. Размеры палатки были 3,7 х 2,5 м, высота 2 м.
Надёжная радиосвязь была критически важна для полярников. Поэтому для экспедиции всё по тому же спецзаказу были изготовлены две радиостанции — основная и резервная. Питаться они должны были от щелочных аккумуляторов, заряжать которые можно было через динамо-машину тремя способами: от ветряка, небольшого бензинового двигателя или ручного привода. Всё радиооборудование тянуло почти на 500 кг.
Планировалось, что полярники будут дрейфовать на льдине в течение года. Поэтому для них было произведено 3,5 тонны продуктов, запечатанных в бидоны, каждый из которых содержал паёк на 10 дней. Общий запас еды был рассчитан на 1,5 года жизни четырёх человек.
22 марта экспедиция на 5 самолётах «Авиаарктика» вылетела из Москвы и взяла курс на Архангельск. Весь груз и самих полярников везли четыре АНТ-6-4М-34Р:
… а пятым был разведывательный самолёт Р-6:
О важности экспедиции, в том числе и для международного авторитета СССР, говорит тот факт, что командиром авиагруппы был Михаил Водопьянов, который в 1934-м был удостоен звания Герой Советского Союза за спасение 20 человек из экипажа потерпевшего бедствие теплохода «Челюскин». За доставку «папанинцев» на Северный Полюс Водопьянов будет награждён орденом Ленина.
Михаил Водопьянов (справа).
Главным штурманом авиагруппы был Иван Спирин. В 1934-м он был штурманом в трёхсуточном перелетё на одномоторном самолёте АНТ-25, в ходе которого был поставлен мировой рекорд дальности — 12 411 км. За мастерский вывод авиагруппы к месту назначения Спирину будет присвоено звание Героя Советского Союза.
Пилотом второго самолёта был Василий Молоков, также участвовавший в спасении «челюскинцев». Один из опытнейших полярных пилотов того времени. Стал третьим в истории человеком, получившим звание Героя Советского Союза (Водопьянов был шестым).
Третьим самолётом управлял Анатолий Алексеев, в 1928-м участвовал в операции по спасению полярной экспедиции Умберто Нобиле, потерпевшей крушение на дирижабле «Италия».
Пилотом четвёртого самолёта был Илья Мазурук, тоже очень опытный пилот, который в 1935-м за 45 часов перелетел из Москвы на Сахалин. За участие в «папанинской» экспедиции Мазурук получит звание Героя Советского Союза.
Разведывательным самолётом управлял Павел Головин, который в мае 1937 стал первым в мире пилотом самолёта, пролетевшим над Северным Полюсом.
Пилотов авиаотряда обучал посадкам на лёд Леонард Крузе, который в 1936-м совершил рекордный для своего времени перелёт Ленинград-Иркутск-Нордвик протяжённостью около 10 000 км. На самолёте Р-5 Крузе помогал разведывать состояние льда в районе Северного Полюса для посадки авиагруппы «папанинской» экспедиции.
Первый слева — Иван Спирин, в центре — Отто Шмидт, третий справа — радист экспедиции Эрнст Кренкель.
Полёт был труден, долог и проходил в несколько этапов: Москва—Архангельск—Нарьян-Мар—остров Рудольфа. Лишь 21 мая первая машины авиагруппы сделала финальный «рывок» к Северному Полюсу. Чуть не произошла трагедия: возникла утечка антифриза в одном из моторов. Толстенные крылья ТБ-3 позволяли перемещаться внутри них, механики вскрыли изнутри обшивку крыла, и в течение всего полёта попеременно обматывали тряпкой место утечки, а когда тряпка намокала, антифриз выжимали в ведро и вручную закачивали обратно в мотор. «Обматывали тряпкой» означает, что человек через дыру в обшивке крыла высовывал руки при 20-градусном морозе и скорости полёта около 150-180 км/ч, чтобы намотать тряпку на трубопровод. И так на протяжении нескольких часов, пока наконец не приземлились на Северном Полюсе. Водопьянов стал первым в мире пилотом, приземлившимся на Северном Полюсе. Участники экспедиции и экипаж самолёта начали сборку жилой палатки.
Остальные самолёты прибывали поодиночке и в разные дни: штурманам и пилотам было очень непросто найти место посадки первого самолёта, к тому же в сложных условиях — сильный ветер, снежные заряды, отсутствие каких-либо визуальных ориентиров для привязки к местности. Наконец, 5 июня вся экспедиция оказалась в сборе, а 6 июня самолёты улетели домой — этот день считается официальным началом работы дрейфующей станции «Северный Полюс—1».
В центре — Папанин.
Четыре «папанинца» остались на льдине одни на долгие 9 месяцев.
Программа научных исследований была очень насыщенной — все четыре участника экспедиции работали по 16-18 часов. Измерялась температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, толщина льда, скорость и направление дрейфа, температура воды на разных глубинах, параметры магнитного поля, проводились гравитационные измерения, гидрохимические и гидробиологические, и так далее. Ежедневно Кренкель устанавливал связь с Большой Землёй и передавал сводку сделанного за день, принимал радиограммы. И всё это азбукой Морзе, если что. Специально для радиостанции полярники построили снежный домик:
Сначала кухней «папанинцам» служила самая обычная палатка, однако потом они выложили из снежных блоков более удобное — и тёплое — помещение. Припасы были распределены по трём палаткам на тот случай, что если вдруг льдина расколется, то будут потеряны не все продукты сразу.

Будни полярников были очень непростыми: немалую часть экспедиции в жилой палатке была отрицательная температура. По воспоминаниям Папанина, просыпаясь по утрам, приходилось долго готовить себя к тому, чтобы расстегнуть тёплый спальный мешок и выскочить на ледяной воздух. Затем начинаешь быстро-быстро одеваться: два слоя тёплого нательного белья, утеплённые штаны, две пары шерстяных носок, свитер, полушубок, шапку, унты.
Ежедневно нужно было измерять глубину моря подо льдом и брать пробы воды. Для этого в лунки опускали до 4 км троса с привязанными термометрами и батометрами. А потом всё это нужно было ручными лебёдками поднимать на поверхность. Также приходилось регулярно измерять направления течения на разных глубинах. Работа на лебёдках была тяжёлой и изматывающей.
Ледяное поле, на котором стояла станция, под слоем снега всё было пронизано сквозными трещинами вплоть до морской воды, поэтому полярникам приходилось быть внимательнее при раскопке снега. А во время оттепелей и дождей начинались другие проблемы: рушились стены снежных домиков, подтапливало палатки, всюду текли ручьи, льдину покрывали настоящие озёра. Доходило до того, что перемещаться между точками проведения научных измерений и наблюдений можно было только на надувной резиновой лодке.
Из-за дождей, тумана и мокрого снега одежда намокала, становилась тяжёлой и холодной, приходилось долго и трудно просушивать её. Это сегодня нам доступны высокотехнологичные синтетические ткани и утеплители, мембраны и водоотталкивающие пропитки. А тогда выбор был невелик: хлопковые и шерстяные ткани, мех и пух — со всеми вытекающими недостатками вроде массы, толщины, гигроскопичности и времени высыхания. Запасы топлива были ограничены, поэтому нельзя было слишком интенсивно жечь примусы для просушки одежды. В общем, это вам не в офисе карьеру строить.
В таких буднях прошло восемь месяцев.
Изначально льдина, на которой устроили станцию, имела размеры примерно 3 х 5 км. Однако по мере дрейфа к югу она становилась всё меньше: лёд становился тоньше, от льдины откалывались куски. 1 февраля 1938-го разыгрался шторм, в результате которого станция оказалась на клочке льда примерно 300 х 200 метров. Была потеряна часть припасов. Полярники сообщили об этом по рации, и на Большой Земле экстренно начали готовить эвакуацию. На спасение «папанинцев» отправили три корабля, которые могли быстрее всего оказаться в нужном районе у берегов Гренландии: пароход «Мурманец», ледоколы «Таймыр» и «Мурман».
19 февраля 1938 года экспедиция была успешно эвакуирована со льдины подошедшими ледоколами. К тому моменту «Северный Полюс—1» продрейфовала около 2500 км. Собранные в ходе экспедиции данные получили высокую оценку как в советских, так и в мировых научных кругах.
Документальный фильм об экспедиции «На Северном полюсе»:

А на этой карте отмечено несколько маршрутов полярных путешествий, в том числе и экспедиции Папанина.

В этот день, 21 мая 1937 года – 79 лет назад экспедиция И.Папанина, Э.Кренкеля, П.Ширшова, Е.Федорова высадилась на льдах Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса и развернула первую полярную станцию «Северный полюс-1».

На протяжении десятков лет тысячи отчаянных путешественников и исследователей Севера стремились попасть на Северный полюс, старались во что бы то ни стало водрузить там флаг своей страны, ознаменовав победу своего народа над суровыми и могучими силами природы.

С появлением авиации возникли новые возможности для достижения Северного полюса. Такие как полеты Р. Амундсена и Р. Берда на самолетах и полеты дирижаблей «Норвегия» и «Италия». Но для серьезных научных исследований Арктики эти экспедиции были кратковременными и не очень значительными. Настоящим прорывом было успешное завершение первой воздушной высокоширотной советской экспедиции и высадки на дрейфующий лед в 1937 году героической «четверки» под руководством И. Д. Папанина.

Так, О.Ю. Шмидт возглавил воздушную часть переброски на Полюс, а И. Д. Папанин отвечал за ее морскую часть и зимовку на дрейфующей станции «СП-1». В планах экспедиции была высадка в районе Северного полюса на год, в течение которого предполагалось собрать огромное количество разнообразных научных данных по метеорологии, геофизики, гидробиологии. Пять самолетов вылетели из Москвы 22 марта. Перелет завершился 21 мая 1937 года.

В 11 часов 35 минут флагманский самолет под управлением командира летного отряда Героя Советского Союза М.В. Водопьянова опустился на лед, перелетев 20 км за Северный полюс. А последний из самолетов приземлился только 5 июня, столь трудными были условия полета и посадки. Над Северным полюсом 6 июня был поднят флаг СССР, и самолеты отправились в обратный путь.

На льдине осталась четверка отважных исследователей с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, соединенными антенной, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, сооруженными изо льда. В составе экспедиции были: П.П. Ширшов — гидробиолог, гляциолог; Е.К. Федоров — метеоролог-геофизик; Э.Т. Кренкель — радист и И.Д. Папанин — начальник станции. Предстояли месяцы изнурительного труда, нелегкого быта. Но это было время массового героизма, высокой духовности и нетерпеливого стремления вперед.

Каждый день пребывания на Северном Полюсе приносил исследователям новые открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного Полюса, затем льдина устремилась на юг со скоростью 20 км в сутки.

Через месяц после высадки папанинцев на льдину (так окрестили отважную четверку во всем мире), когда в Кремле состоялась торжественная встреча участников Первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс, был зачитан указ о присуждении О.Ю. Шмидту и И.Д. Папанину званий Героя Советского Союза, остальные участники дрейфа были награждены Орденами Ленина. Льдина, на которой располагался лагерь папанинцев, через 274 дня превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами.

Принято решение об эвакуации экспедиции. Позади остался путь в 2500 км по Северному Ледовитому океану и Гренландскому морю. 19 февраля 1938 года полярников сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурман». 15 марта полярники были доставлены в Ленинград.

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены ученые степени. Иван Дмитриевич Папанин получил звание доктора географических наук.

С героического дрейфа папанинцев началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути. Несмотря на все гигантские препятствия и трудности судьбы, папанинцы своим личным мужеством вписали одну из самых ярких страниц в историю освоения Арктики.