Испанский мэн

Одним из наиболее любопытных фактов из истории кораблестроения Соединенных Штатов Америки является тот, что их первый броненосный крейсер по сути своей не являлся ни отечественной разработкой, ни крейсером Чувствительный рост главных латиноамериканских флотов, прежде всего бразильского, в конце 80-х годов XIX века привел к довольно странной ситуации Самая сильная в экономическом отношении держава мира уступала (хотя и формально) по военно-морской мощи весьма отсталым и малонаселенным соседям (пусть и отдаленным) Положение представлялось американским политикам совершенно нетерпимым, и августовский 1886 года акт Конгресса утвердил постройку двух хорошо бронированных и сильно вооруженных боевых судов Одним из них стал обыкновенный броненосец «Техас», а вторым — классифицированный в качестве броненосного крейсера «Мэн», получивший обозначение ACR1 (Armoured cruiser 1 — броненосный крейсер № 1) На самом деле, он представлял собой несколько измененный бразильский «Риахуэло», построенный в Англиии и считавшийся хорошим вариантом «броненосца для бедных» (Подходящий выбор для одной из двух самых богатых стран мира) Толстенный 12-дюймовый броневой пояс из гарвеевской стали и 17-узловая скорость этого 6680-тонного корабля явно свидетельствовали о его «линейном» предназначении Четыре десятидюймовки в двух расположенных по диагонали прилично бронированных 203-мм плитами башнях также напоминали «старших братьев» Зато вспомогательный калибр оказался весьма скромным — шесть 152/30-мм орудий да полтора десятка малокалиберных скорострелок.

В результате «Мэн» действительно оказался довольно типичным «проходным» броненосцем второго класса Несомненно, через несколько лет его именно так и воспринимали бы, но ему была уготована другая судьба Всего через два с половиной года после вступления в строй, 15 февраля 1898 года, первый в истории США броненосный крейсер взлетел на воздух в порту Гаваны, столицы Кубы, являвшейся тогда испанской колонией Его гибель сослужила властям США неплохую службу Лозунг «Помни о «Мэне» возбудил всплеск активности и патриотизма населения, не слишком желавшего до этого начала войны с Испанией На самом деле истинную причину взрыва так и не удалось до конца выяснить вплоть до наших дней, что не помешало американцам обвинять в его гибели испанцев, и наоборот Самые злые языки говорили о том, что правительство США специально «подставило» свой самый плохой корабль, что вряд ли можно признать за истину Хотя к тому времени под звездно-полосатым флагом уже плавали несколько заметно более сильных броненосцев, новый и, что ни говори, достаточно сильный корабль никак не был бы лишним.

Между тем, к тому времени в составе американского флота уже имелись настоящие броненосные крейсера, сконструированные на совершенно других принципах, нежели несчастливый «Мэн» Первый из них, «Нью-Йорк», заложили спустя 2 года после «Мэна», а вот вступил в строй он на 2 года раньше Одной из причин стало то, что строился он на частной филадельфийской фирме «Чарльз Крамп и сыновья», ставшей в короткое время одним из наиболее видных поставщиков боевых судов для флотов всех стран (в частности, для России в Филадельфии построили броненосец «Ретвизан» и крейсер «Варяг») «Частники» работали быстро, сдав крупный и передовой для своего времени корабль менее чем за три года.

А «Нью-Йорк» оказался действительно весьма оригинальным крейсером После «экономного» первенца американцы размахнулись на крейсер водоизмещением свыше 8000 т При этом на первый взгляд его «броненосность» выглядела изрядно фиктивной пояс из никелевой стали был не только тонким, всего 4 дюйма, но еще и коротким, прикрывая только машины и котлы Но за ним таилась очень солидная броневая палуба, скосы которой достигали толщины 152 мм По сути дела, «двойка» (корабль получил порядковый номер ACR2) являлась мощным бронепалубным крейсером с дополнительным «бонусом» в виде «броневого передничка» Нетривиально смотрелось и вооружение Главная артиллерия состояла из шести 8-дюймовок, четыре из которых размещались в хорошо бронированных башнях в носу и корме, а оставшаяся пара — в выступах-спонсонах по бортам в середине корпуса В результате на борт могло стрелять пять орудий, на нос и корму — номинально четыре Правда, по-прежнему «не смотрелась» скорострельная артиллерия В то время как в других ведущих морских державах боевые единицы вовсю вооружались шестидюймовками, у американцев дела со столь крупным (для гильзового заряжания) калибром никак не налаживались И «Нью-Йорк» получил дюжину 102-миллиметровок, слишком слабых для того, чтобы нанести решающее повреждение равному противнику.

Скорость первого настоящего броненосного крейсера США находилась вполне на уровне начала 1990-х годов на испытаниях он развил 21 узел (Это стоило правительству 200 тыс тогдашних полновесных долларов, которые пришлось уплатить Крампу в качестве премии за превышение хода над проектным значением) Сама механическая установка также отличалась оригинальностью Четыре паровые машины вращали два вала попарно Такая комбинация позволяла спокойно нести службу с использованием только задней пары машин, сохраняя переднюю в стабильно хорошем состоянии Однако в случае необходимости быстро дать большой ход крейсер попадал в «интересное положение» Требовалось сначала отсоединить от передаточных муфт уже работающие машины, затем подключить предварительно «подогретые» резервные и снова подсоединить крейсерские Такая процедура занимала до получаса, на протяжении которого корабль двигался только по инерции или очень малым ходом, что никак не способствовало бы успеху в бою И действительно, в сражении при Сант-Яго де Куба в 1989 году флагманский корабль адмирала Сэмпсона вышел из игры, не успев произвести эту сложную операцию Он появился на сцене только к самому шапошному разбору, так и не открыв огня по испанцам Тем не менее, «Нью-Йорк» на флоте любили, и он служил долго и счастливо, неоднократно меняя механику и артиллерию После 1905 года крейсер получил новые восьмидюймовки, а его слабые четырехдюймовки заменили на более мощные 127-миллиметровки Тогда же архаичные огнетрубные котлы уступили место современным водотрубным (внешне это сопровождалось появлением внушительных длинных труб для лучшей тяги) Носивший столь престижное имя корабль не мог иметь его долго В 1911 году в связи с постройкой линкора «Нью-Йорк» его переименовали в «Саратогу», но спустя 6 лет и это название понадобилось для гигантского линейного крейсера (потом перестроенного в знаменитый авианосец) Ставший «Рочестером», оригинальный корабль потихоньку начал терять и орудия, и механизмы В 1927 году на нем осталась только треть котлов и 2 трубы, а спустя 5 лет его отправили в бессрочный резерв Старика перетащили через Тихий океан на Филиппины, где он стал у стенки на военно-морской базе в Олонгапо В 1938 году его окончательно исключили из списков флота, но на слом отдавать не спешили Полувековая жизнь «оригинала» завершилась в декабре 1941 года, когда его взорвали после высадки японцев.

Но идея бронепалубного крейсера с дополнительным «пояском» не умерла Более того, неплохо прижилась в американском флоте ACR3, или «Бруклин», во многом напоминал «Нью-Йорк» и гладкопалубным корпусом, и сильным вооружением из 8-дюймовок, и «спаренной» механической установкой, и тремя трубами И, естественно, бронированием Правда, толщина пояса увеличилась на дюйм, но он по-прежнему остался коротеньким. Наиболее существенным стала замена бортовых одиночных 203-мм орудий в щитах на полноценные двухорудийные башни Правда, для того чтобы обеспечить стрельбу по носу и корме, спонсоны уже не годились Пришлось сильно «завалить» верхнюю часть борта внутрь, как на французских кораблях Немного исправили и слабость второго калибра, который стал 127-миллиметровым. Но в целом «Бруклин» сохранил много черт своего «троюродного брата» и, как и «Нью-Йорк», играл почетную роль флагманского корабля.

115. Броненосный крейсер «Бруклин» (США, 1896 г.)

Строился фирмой «Крамп» в Филадельфии. Водоизмещение 9215 т; максимальная длина 122,70 м; ширина 19,71 м; осадка 7,32 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16 000 л с., скорость 20 узлов. Вооружение, восемь 203/35-мм, двенадцать 127/40-мм орудий, двенадцать 57-мм и четыре 37-мм малокалиберных скорострельных, пять 381-мм торпедных аппаратов. Бронирование: пояс 76 мм, палуба 76 мм (на скосах до 152 мм), башни 140 мм, барбеты 203 — 76 мм, казематы 102 мм, рубка 216 мм. К 1919 г. сняты четыре 127-мм и установлены две 76-мм зенитки. Исключен из списков флота в 1921 г.

116. Броненосный крейсер «Нью-Йорк» (США, 1893 г.)

Строился фирмой «Крамп» в Филадельфии. Водоизмещение 8200 т; максимальная длина 117,04 м; ширина 19,76 м, осадка 7,26 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16 000 л.с., скорость 20 узлов. Вооружение: шесть 203/35-мм, двенадцать 102/40-мм орудий, восемь 57-мм и четыре 37-мм малокалиберных скорострельных, три 356-мм торпедных аппарата. Бронирование, пояс 102 мм, палуба 76 мм (на скосах до 152 мм), башни 140 мм, барбеты 254 — 127 мм, казематы 102 мм, рубка 190 мм. При модернизации в 1905—1909 гг установлены четыре 203/45-мм, десять 127/50-мм и восемь 76/50-мм орудий; сняты торпедные аппараты В 1911 г. переименован в «Саратогу», в 1917 г. — в «Рочестер». К 1919 г демонтированы два 127-мм и все 76-мм орудия, установлены две 76-мм зенитки. Исключен из списков флота в 1938 г. Затоплен командой в декабре 1941 г.

117. Броненосный крейсер «Сент-Луис» (США, 1906 г.)

Строился фирмой «Нифи энд Леви». Водоизмещение 9700 т, максимальная длина 129,91 м; ширина 20,12 м; осадка 6,86 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 21 000 л.с , скорость 22 узла. Вооружение: четырнадцать 152/50-мм и восемнадцать 76/50-мм орудий, двенадцать 47-мм и восемь 37-мм малокалиберных скорострельных пушек. Бронирование: пояс 102 мм, палуба 51 мм (на скосах 76 мм), казематы 102 мм, рубка 127 мм Всего в 1905—1906 гг построено три единицы: «Сент-Луис», «Чарльстон» и «Милуоки». Последний погиб в результате навигационной аварии в 1917 г., два других сданы на слом в 1930 — 1931 гг.

В ходе сражения у Сант-Яго на нем находился коммодор Шлей, в сущности, и одержавший там победу Хотя и он развил ход не сразу, пострелять по противнику ему удалось, и не без успеха Единственный крейсер в американской эскадре, только он и мог, в принципе, догнать испанских собратьев по классу К счастью для этого странно бронированного корабля, проверки его защиты не состоялось испанцы просто в него не попадали из своих довольно мощных 280-мм пушек Через 10 лет после испано-американской войны уже основательно устаревший «Бруклин» отправили в бессрочный резерв, в котором он пробыл до начала Первой мировой войны За это время корабль получил новые устройства подачи боеприпаса и систему управления огнем Впрочем, повоевать ему, как и всему флоту США, практически не удалось, а Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений окончательно решило его судьбу в 1921 году крейсер разобрали на металл.

На «Бруклине» кончилось «детство» американских броненосных крейсеров и началась несомненная зрелость Заокеанский флот в начале XX века рос как на дрожжах, и в 1899 и 1900 годах последовал заказ на крупную серию — две тройки новых кораблей этого класса К тому времени конструкторы окончательно забыли об экономии По водоизмещению новички были больше предшественника почти в 1,5 раза и превышали современные им отечественные броненосцы Поэтому, хотя новые единицы получили все те же обозначения ACR (Armoured Cruiser — броненосный крейсер) с номерами от 4 до 9, названия их соответствовали «линкорному стандарту» — именам штатов Однако, в отличие от «Мэна», вооружение «пенсильваний» свидетельствовало об обратном: почти 14-тысячетонные монстры несли ту же артиллерию, что и японские «асамы» — четыре восьмидюймовки в башнях и четырнадцать шестидюймовок в казематах Примерно аналогичной являлась и защита, хотя распределение брони выглядело по-другому и соответствовало «национальным привычкам» Пояс был чуть тоньше, 152 мм вместо японских 178, зато скосы палубы за ним — 102 мм против 51 и 76 у «Асамы» и «Иватэ» В итоге у «американцев» было некоторое преимущество над «японцами» в прикрытии жизненных частей, в особенности на малых дистанциях Тихоокеанские соперники с обеих сторон океана имели примерно равную максимальную скорость И тем, и другим пришлось испытать замену котлов Но если у японских «армстронговцев» причиной стала архаичность «огнетрубов», то у «Пенсильвании» и «Колорадо» — ненадежность «супер-патентованных» котлов системы Никлоса, усиленно продвигавшихся Крампом. С «капризулями» мучились во всех флотах (в частности, в России от них пострадали ходовые качества рекордсмена скорости своего времени — «Варяга») Пришлось помучиться и самим хозяевам Только на пороге Первой мировой войны их заменили на более неприхотливые и мощные котлы Бэбкока-Уилкокса, ставшие стандартными для ВМС Соединенных Штатов.

«Избыток» в четыре тысячи тонн (по сравнению все с теми же английскими «японцами») ушел на более крупный, прочный и мореходный корпус, а также на дополнительный уголь Зато «Пенсильвании» стали по-настоящему океанскими кораблями, хотя изрядно странного «жанра» — то ли быстроходное крыло флота, то ли охотники за неприятельскими крейсерами В последнем качестве они, пожалуй, были бы неплохи, разве что для полного успеха несколько не хватало скорости Служили они довольно долго; перед Первой мировой войной восьмидюймовки заменили на новую длинноствольную модель, а во время самой войны сняли часть мало полезных 76-миллиметровок, заменив их парой зенитных пушек того же калибра. Американцы рано поняли потенциальные возможности нового врага кораблей Ведь именно на «Пенсильвании» состоялась первая в истории авиации посадка самолета на корабль 18 января 1918 года лейтенант флота Ю. Эли ухитрился «примостить» свой «Кертисс» на шаткую деревянную платформу, воздвигнутую плотниками над квартердеком крейсера — поистине цирковой номер После гибели смелого летчика в одном из полетов помост разобрали, но крупные (и уже основательно устаревшие) собратья «Пенсильвании» продолжали привлекать внимание других летунов На переименованной в «Хантингтон» «Вест Вирджинии» в 1917 году оборудовали не только мини-площадку на целых четыре «аппарата», но и катапульту для их выпуска Дополнял своеобразную авиагруппу солидных размеров привязной аэростат Один из шестерки «штатов», бывшая «Калифорния», ставший «Сан-Диего», удостоился сомнительной чести стать единственным большим кораблем США, погибшим в Первую мировую войну 19 июля 1918 года в районе машинного отделения по левому борту прогремел сильный подводный взрыв Вода быстро распространялась по кораблю, он стал садиться в море и наконец потоки хлынули через негерметичные орудийные порты Всего через 20 минут «Сан-Диего» пошел ко дну Историки и специалисты до сих пор спорят, что стало тому причиной — германская подводная лодка или же мина Очевидно одно: защиту от подводных взрывов этих крупных кораблей можно считать весьма плохой Большие, дорогие, многочисленные и не вполне понятного назначения «Пенсильвании» вызвали обильную критику со стороны сторонников традиционных (читай — не гигантских) крейсеров. Что же, конструкторы были готовы чертить, судостроительные фирмы — строить, а конгрессмены — давать деньги. Так в 1902 году, параллельно со второй тройкой гигантов, заложили три меньших по размеру корабля Меньших, но отнюдь не маленьких «Сент-Луис», «Милуоки» и «Чарльстон» по водоизмещению даже чуть превышали знаменитую «Аса-му» Однако по вооружению и защите они соперниками броненосным японцам никак не являлись Отсутствие восьмидюймовок (при том же числе 152-мм скорострелок) лишало их возможности пробить броню такого противника, а собственный 102-мм пояс, к тому же по все тем же традициям короткий, являлся плохим прикрытием от бронебойных снарядов Впрочем, от проникновения их к механизмам и в погреба боезапаса спасали столь же традиционно солидные скосы броневой палубы. Много веса забирал излишний для наступивших времен «частокол» из восемнадцати трехдюймовых орудий — явный перебор в числе при непонятном назначении Не столь заметным, как недостатки, но весьма существенным достоинством «маленьких больших американцев» являлась их приличная мореходность, обусловленная высоким бортом В общем, эта троица во многом напоминала британские «каунти», хотя и уступала им по столь важной для «охотников» характеристике, как скорость 22 узлов для антикрейсерских задач после Русско-японской войны уже явно не хватало.

Так в начале XX века Соединенные Штаты стали обладателями весьма внушительной численно коллекции броненосных крейсеров Более того, их самые мощные представители принадлежали к крупной серии из шести единиц — большая редкость для любой страны, кроме Англии Но к этому изрядному по размерам «техническому кулаку» прилагалось не слишком много «мозгов» Как и в других странах (за редким исключением), отсутствовали идеи о том, как с максимальной пользой применить эти почти 130 тысяч тонн стали в случае войны.

Лучшее, что можно было придумать, это охота на более слабых представителей того же класса из числа имевшихся у противника Но и сам возможный неприятель после сокрушения Испании в 1898 году полностью скрывался в густом политическом тумане Возможно — Япония, возможно — Германия А вдруг сама «владычица морей»? Американцы строили крейсерский флот как бы «на всякий случай», без четких задач и концепций Что точно не вызывает сомнений, так это постепенно накапливаемый кораблестроительной промышленностью опыт — ценность, которая редко пропадает бесследно.

В. КОФМАН

Броненосцы типа «Мэн»

Броненосцы типа «Мэн»

Maine-class battleship


USS Maine (BB-10)

Проект

Страна

  • США

Предшествующий тип

тип «Иллинойс»

Последующий тип

тип «Вирджиния»

Годы постройки

Построено

В строю

сняты с вооружения

Отправлено на слом

Основные характеристики

Водоизмещение

12 600 т нормальное
13 700 т полное

Длина

120,06 м максимальная

Ширина

22,03 м

Осадка

7,42 м

Бронирование

гарвеевская броня пояс: 280 мм
траверсы: 152—254 мм
крупповская броня: барбеты ГК: 305—203 мм
башни ГК: 305—280 мм
командирская рубка: 305 мм
сталеникелевая броня: палуба: 64 мм
гарвеевская броня: казематы СК: 152—140 мм

Двигатели

24 котлов Никлосса(Мэн)
12 Торникровта (остальные);
две 3-цилиндровые паровые машины

Мощность

16 000 л. с.

Движитель

2 винта

Скорость хода

18 узлов максимальная

Дальность плавания

5660 на 10 узлах

Экипаж

561 человек

Вооружение

Артиллерия

2 × 2 — 305-мм/40
16 × 1 — 152-мм/50
6 × 1 — 76,2-мм/50
8 — 47-мм
6 — 37-мм

Минно-торпедное вооружение

2 × 450-мм подводных ТА

Медиафайлы на Викискладе

Броненосцы типа «Мэн» (англ. Maine-class battleships) — три крупных, мореходных эскадренных броненосца 1-го ранга, построенных для ВМФ США в конце XIX — начале XX века. Предназначались для океанской службы. Были первыми американскими броненосцами, использующими орудия главного калибра на бездымном порохе. Оставались в строю до 1919—1922 года, после чего списаны и разобраны на металл.

История

Три больших эскадренных броненосца типа «Мэн» были авторизированы к постройке Конгрессом 4 мая 1898 года, спустя всего восемь дней после начала испано-американской войны. Согласно техническому заданию, это должны были стать крупные, мореходные корабли, с высоко расположенными орудиями, способные совершать длительные переходы и сражаться в открытом море.

В основу проекта был положен проект первого океанского броненосца американской постройки, BB-4 «Айова». К этому моменту, преимущества океанской «Айовы» над низкобортными броненосцами береговой обороны вроде «Индиан» или строящихся «Кирсейджей» были уже доказаны практическим опытом эксплуатации кораблей. Имея несомненные доказательства превосходства мореходных броненосцев, ВМФ США смог наконец-то отбросить довлеющую ранее доктрину береговой обороны и перейти к постройке подлинно океанского флота.

Первоначально, проект предусматривал увеличенную в размерах «Айову», на которой 305-миллиметровые орудия были бы заменены 330-миллиметровыми, а 100-миллиметровые пушки — 127-миллиметровыми. Но к моменту закладки кораблей совершенно неудовлетворительные качества американских 330-миллиметровых орудий стали уже очевидны. Главный инженер ВМФ США, Джордж В. Мелвилл воспользовался негативным опытом применения 330-миллиметровых орудий в испано-американской войне, чтобы полностью переработать проект с учётом всех новинок технологии. Теперь броненосец должен был получить новые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия на бездымном порохе, гораздо более надежные и мощные чем анахроничные 330-миллиметровые пушки. Предполагалось также применить бронирование цементированной броней Круппа, которое к этому времени уже успешно вытесняло во всем мире старые гарвеированные плиты.

Переработанный проект был представлен военно-морскому департаменту в октябре 1898 года. Флот счел, что со всеми усовершенствованиями (особенно дорогими и мало освоенными промышленностью цементированными плитами) программа не уложится в отведенное финансирование. Одновременно, американский флот начал высказывать опасения по поводу стремительно развивающихся военно-морских программ России и Японии: быстрый рост русского и японского флотов создавал потенциальную угрозу новоприобретенным американским владениям на Тихом Океане. В 1890-х русский флот заложил серию из трех быстроходных океанских броненосцев серии «Пересвет», которые были больше и быстрее всех существующих американских кораблей.

В результате, проект снова подвергся переработке. Из проекта исключили 203-миллиметровый «промежуточный» калибр, а основу скорострельной артиллерии составили новые 50-калиберные 152-мм пушки. Бронирование сделали композитным, главный пояс набирался из гарвеированной брони, а ряд других элементов — из брони Круппа. Одновременно, были поставлены повышенные требования по скорости — новые корабли должны были иметь ход не менее 18 узлов.

Конструкция

«Святой Пантелеймон»

Первоначальный проект Мэна прдставлял собой увеличенный тип «Иллинойс». В «Мэне» переплелись черты русской, английской и американской кораблестроительных школ, из-за чего он весьма слабо напоминал свой «официальный» прототип — Айову. Зато был сильно похож на броненосец «Князь Потёмкин-Таврический», чертежи которого были переданы Крампу для проектирования «Ретвизана». Они имели полубак с высоко расположенной носовой башней главного калибра и сравнительно низкий полуют. Центральное пространство занимал каземат вспомогательной артиллерии, на который опиралась надстройка с двумя мостиками — на носу и корме. Впервые в американской практике, броненосец имел три трубы. Некоторые компоновочные решения явно повторяли «Ретвизан». И единственный недостаток тоже был унаследованным у «Ретвизана», это было применение тех же 24 котлов Никлосса.

Полное водоизмещение кораблей составляло 13 700 дл. тонн, нормальное 12 600 дл. тонн. Проектное водоизмещение имел только головной корабль, остальные были немного недогружены. Они имели длину в 120,1 метр, ширину в 22 метра и осадку в 7,42 метра.

Вооружение

USS BB-10 «Мэн» в 1914 году

Вооружение кораблей составляли новые 305-миллиметровые 40-калиберные длинноствольные орудия, стрелявшие бездымным порохом. Гораздо более мощные чем анахроничные 330-мм пушки предшествовавших проектов, эти новые орудия могли запустить 394-кг снаряд на дистанцию до 17370 метров с начальной скоростью в 732 м/с (изначально предполагалось 810 м/c, но американские инженеры не смогли выполнить это требование). На расстоянии в 11000 метров такой снаряд пробивал 239-миллиметровую гарвеированную плиту. Скорострельность орудий первоначально составляла 1 выстрел в 1,3 минуты, но к 1906 году её удалось довести до двух выстрелов в минуту.

Орудия устанавливались в броневых башнях, попарно, на носу и на корме. Первоначальная конструкция башен имела ощутимый дефект — элеватор подачи боеприпасов проходил сквозь всю башню и барбета насквозь, без каких-либо заслонок, и возгорание в башне могло легко распространиться в погреба. В апреле 1904 года, инцидент с проникновением пламени выстрела в башню на BB-11 «Missouri» привел к гибели 34 человек. После этого, элеваторы оснастили заслонками.

Вспомогательная артиллерия состояла из шестнадцати 152-миллиметровых 50-калиберных орудий — первых подлинно скорострельных американских орудий такого калибра. Орудия выдавали на полигоне до 6 выстрелов в минуту, и запускали 48-кг фугасный снаряд на дистанцию до 14590 метров. Пять орудий с каждого борта стояли в казематированной батарее на главной палубе, под надстройкой, ещё четыре орудия (по два на борт) находились в казематах палубой выше, и ещё два орудия располагались в индивидуальных казематах в носовой части.

Противоминное вооружение, в соответствии с ростом размеров, скорости, и дальности действия торпед миноносцев, состояло теперь из шести 75-миллиметровых пушек, восьми 3-х фунтовых пушек, шести однофунтовых орудий Норденфельда и трех 7,62-мм пулеметов Максима. Торпедное вооружение (впервые в американской практике) было расположено под ватерлинией и состояло из двух штевневых торпедных аппаратов калибром 457-мм.

Броневая защита

Эскадренные броненосцы класса «Мэн» были первыми американскими кораблями, на которых гарвеированную броню частично заменили более совершенной, цементированной по методу Круппа. Хотя изначально новая броня вызвала ряд сомнений (главными из которых была её огромная стоимость и сложность изготовления). Поэтому в первоначальном проекте все броневые элементы должны были изготовляться и Гарвеевской стали. Но потом часть броневого материала была изготовлена из брони Круппа. Правда Гарвеевская сталь пошедшая на изготовление плит была высокого качества.

Схема бронирования повторяла применённую на предыдущем типе, но толщина была уменьшена, а площадь увеличена. Главный броневой пояс гарвеевской брони имел максимальную толщину 280 миллиметров. В носу он имел толщину 102 мм. На уровне кормового барбета замыкался кормовым траверсом. В корме защита состояла только из карапасной бронепалубы.

Над главным поясом располагался верхний, прикрывающий пространство в центре корпуса от верхней кромки главного пояса и до основания казематов скорострельной артиллерии.

Башни главного калибра защищала 305-миллиметровая броня. Такой же толщины защита прикрывала и верхнюю часть барбетов: нижняя (прикрываемая дополнительно верхним поясом) имела толщину в 203 миллиметра. Очень тяжело была защищена батарея скорострельной артиллерии — каждое орудие стояло в каземате, имевшем защиту со всех сторон из броневых плит толщиной в 152 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась броневой палубой, имевшей толщину в 64 мм. Палуба в цетадели располагалась на уровне верхней кромки главного пояса. В оконечностях уходила.

Силовая установка

Силовая установка была двухвальной, общей мощностью в 15 600 л. с. «Мэйн» нёс двадцать четыре котла Никлосса, а «Огайо» и «Миссури» — двенадцать более эффективных котлов Торнинкрофта. Максимальная скорость кораблей составляла 18 узлов. Последующая эксплуатация однотипных кораблей со всей наглядностью показала несостоятельность рекламы братьев Никлосс: «Мэн» оказался самым неэкономичным кораблем американского флота и получил прозвище «пожиратель угля». Дальность плавания «Мэйна» составляла 4900 миль на ходу 10 узлов, против 5660 миль у ситершипов. Впрочем, этот недостаток впоследствии удалось исправить: в ходе модернизации в 1910 году его котлы заменили на 12 новых фирмы «Бэбкок энд Вилкокс».

Оценка проекта

«Мэн» на доковании в Сан-Франциско 1908 год.

Броненосцы типа «Мэн» стали первой полностью удачной серией американских эскадренных броненосцев. Накопив значительный негативный опыт на предыдущих сериях, американские инженеры разобрались, что делать не стоило, и взяв за образец удачные аналоги, сумели создать небольшие но отлично сбалансированые и мощные корабли.

Броненосцы типа «Мэн» обладали высокой скоростью и хорошей мореходностью, мощным вооружением и надежной броневой защитой. Новые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия, сменившие анахроничные 330-миллиметровки, наконец-то были на уровне европейских стандартов. Скорострельные же 152-миллиметровые орудия были одними из лучших в мире.

Броненосцы типа «Мэн» имели хорошо продуманную схему защиты, надежно защищавшую орудия и механизмы от тяжелых снарядов, и надводный борт и оконечности — от скорострельных.

«Формидебл»
«Мэн»
«Айова» «Виттельсбах» «Микаса» «Ретвизан» «Йена»
Год закладки 1898 1899 1893 1899 1898 1899 1897
Год ввода в строй 1901 1902 1897 1902 1902 1902 1902
Водоизмещение нормальное, т 14 732 12 801 11 523 11 774 15 140 12 900 11 688
Полное, т 16 053 13 919 12 849 12 798 15 979 14 100 12 105
Мощность ПМ, л. с. 15 000 16 000 11 000 14 000 16 000 16 000 16 500
Максимальная проектная скорость, узл 18 18 16 18 18 18 18
Дальность, миль (на ходу, узл.) 8000 (10) 4900 (10) ? 5000 (10) 4600 (10) 8000 (10) 7000(10)
Бронирование, мм
Тип (кроме палуб) КС ГС ГС КС КС КС ГС
Пояс 229 279 356 225 229 229 320
Палуба(скосы) 51(76) 63 76 50(120) 51(76) 51(64) 63
Башни 254 305 381 250 254 229 304
Барбеты 305 305 381 250 356 203
Рубка 356 254 254 250 356 254 298
Вооружение 2×2×305-мм/40
12×1×152-мм/45
16×1×76,2-мм/40
4 ТА
2×2×305/40
16×1×152-мм/50
6×1×76,2-мм/50
2 ТА
2×2×305/35
4×2×203-мм/35
6×1×102-мм/40
4 ТА
2×2×240-мм/40
18×1×150-мм/40
12×1×88-мм/30
6 ТА
2×2×305-мм/40
14×1×152-мм/40
20×1×76,2-мм/40
4 ТА
2×2×305-мм/40
12×1×152-мм/45
20×1×75-мм/50
6 ТА
2×2×305-мм/40
8×1×164-мм/45
8×1×100-мм/45
4 ТА

Успех серии «Мэн» ознаменовал становление американской школы броненосного кораблестроения, просуществовавшей до Второй Мировой войны.

  1. Для британских и американских кораблей в источниках водоизмещение даётся в длинных тоннах, поэтому оно пересчитано в метрические тонны

> Примечания

Литература

Индивидуальные проекты

Тип «Индиана»

Тип «Кирсадж»

Тип «Иллинойс»

Тип «Мэн»

Тип «Вирджиния»

Тип «Коннектикут»

Тип «Миссисипи»

«Помни «Мэн». Идеальная американская война

Нынешние события, связанные с Ираном, дают повод вспомнить провокацию, которая привела к американо-испанской войне 1898 года и последующей за ней оккупацией США Филиппин. Эта война стала ещё одной в череде грабительских походов американских вооруженных сил и первой пробой сил за пределами американского континента.
Предыстория войны
Золотой век Испанской империи был давно в прошлом. Уже к 1820-м годам испанцы, в основном под давлением британцев, потеряли большинство колоний. Так в Латинской Америке Лондон оказывал повстанцам разностороннюю поддержку, как информационную, так и военную, транспортную, финансовую. Симону Боливару (национальный герой Венесуэлы, наиболее влиятельный и известный из руководителей войны за независимость колоний Испании в Южной Америке), британцы помогли финансами и оружием в самом начале его деятельности по освобождению Латинской Америки.
Правда, «освобождение» Латинской Америки привело не к созданию единого независимого государства, а к целой группе слабых государств. За их республиканским или монархическим фасадом скрывался диктат Великобритании (её затем вытеснили США), британских и американских монополий. Большая часть населения жила в полной нищете, группки богачей беспощадно эксплуатировали рабов, крестьян-пеонов, работников мануфактур. Экономика имела полностью колониальный характер. Единственная страна, которая попробовала выйти из этой «матрицы» — Парагвай, была безжалостно разрушена.
Но у Испании осталось несколько «жемчужин» — Куба, Филиппинские острова, Гуам и Пуэрто-Рико, эти острова обладали разнообразными ресурсами, к тому же располагались на важных морских коммуникациях.
Соединенные Штаты к концу XIX столетия уже успешно решили ряд внутренних проблем. Окончательно подавили сопротивление коренных американцев – индейских племён, в 1860-1890-е годы земли, ещё принадлежавшие индейцам на западе Северной Америки, были захвачены и перешли в собственность фермеров, различных компаний. А индейцы уничтожены, частично депортированы и загнаны в резервации. Решили вопрос и разделения страны на Юг и Север. Быстро развивалось крупное капиталистическое производство, защищенное высокими протекционистскими тарифами.
Теперь американский капитал нуждался в разнообразном дешевом природном сырье, рынках сбыта для своей продукции, морских путях прикрытых военно-морскими базами. Политическая надстройка США всегда выполняло заказ финансово-промышленной олигархии – ещё в первой половине 19 столетия была провозглашена «доктрина Монро». По ней Северная и Южная Америка провозглашались зоной, закрытой для европейской колонизации. Подразумевалось, что в ней будут господствовать Штаты. В конце XIX века американское правительство проводило политику расширения экономического влияния в странах Латинской Америки и Азии.

Администрация президента США Уильяма Маккинли (4 марта 1897 — 14 сентября 1901) считала, что США пора обзавестись своими первыми колониями, которые одновременно будут источниками сырья и рынками сбыта. К тому же Испания была слаба и не могла силой защитить свои колонии, нанести США большой урон, не имела могущественных союзников. Захват Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов решал задачу укрепления стратегических позиций США в Карибском море, Атлантическом и Тихом океанах.
США провели успешную предварительную работу по подготовке к войне: информационная кампания в прессе об «испанских жестокостях, а в 1895 году на территории Пуэрто-Рико и Кубы, и в 1896 году на территории Филиппинских островов «началась» национально-освободительная борьба против испанского режима. К примеру, Кубинская революция началась с того, что на Кубу высадился отряд Хосе Марти (ему в 1892 году в США помогли создать Кубинскую революционную партию). Кубинские повстанцы отличались безжалостностью, уничтожали поселения, плантации, промышленные предприятия. Испанский генерал-губернатор ответил на жестокость жестокостью. На Кубе восстание почти удалось подавить, крестьян согнали в концлагеря, этим лишив партизан поддержки.
Американская пресса устроила истерику по поводу «кровавого испанского режима». Сенат Американских Штатов признал повстанцев воюющей стороной и потребовал от испанской стороны разрешить конфликт миром. Испанцы в свою очередь заявили, что кубинские волнения — это внутреннее дело империи (читая подобное, понимаешь, что нынешние волнения в Ливии, Сирии, ситуация вокруг Ирана, повторяют сценарий более, чем столетней давности).

Уильям Маккинли, 25-й президент Соединённых Штатов Америки (1897—1901) от Республиканской партии.
Повод к войне
США хотели выглядеть в глазах мирового сообщества и американских обывателей «освободителями», поэтому нужен был повод к войне. Но проблема была в том, что Испания не хотела воевать.
В конце января 1898 в кубинскую Гавану прибыл американский броненосный крейсер «Мэн». Хотя американцы утверждали о дружественном характере визита, было понятно, что это вызов и демонстрация. Испанцы были вынуждены разрешить этот визит.
15 февраля 1898 года раздался страшный взрыв и корабль погиб. Взрыв произошёл вечером, когда команда была на корабле и матросы спали, поэтому жертв было много — погиб 261 человек (стандартный экипаж корабля – 355 человек). Интересен тот факт, что почти все офицеры были на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. США обвинило в этом взрыве испанцев, которые подвели мину под корабль. Хотя испанцам, которые не хотели воевать с США, эта акция была не нужна, мотива не было в отличие от американцев.
Но практически сразу возник ряд вопросов, которые опровергали американскую версию. По мнению специалистов, такой взрыв, который разломил корабль пополам, не мог произойти от мины (от неё образовалась бы пробоина в подводной части крейсера). Поэтому взрыв, судя по всему, произошёл внутри крейсера «Мэн». На это указывали и другие факты: отсутствие оглушенной рыбы, которая была бы при подводном взрыве, разбитые окна окрестных зданий.

В 1910 году, когда корабль попробовали поднять на поверхность, эта версия подтвердилась, люди узнали, что:
— взрыв произошёл внутри броненосного крейсера, а не от мины или торпеды;
— паровые котлы были целыми, поэтому версия их взрыва исключалась. К тому же американцы в 1911 году неожиданно свернули все работы по подъему корабля, все документы, связанные с расследованием гибели крейсера засекретили. Изуродованную взрывом носовую часть корабля разрезали и переплавили.
Американская комиссия вопреки фактам, которые указывали на внутренний взрыв, быстро завершила свои дела и отбыла на родину. Повод был создан – «Подлые испанцы взорвали миной наш крейсер». В общество вбросили лозунг: «Помни Мэн!» 19 апреля США потребовали от Испании отказаться от Кубы, одновременно началась мобилизация добровольцев и развёртывание флота. Уже 21 апреля, без объявления войны, американские корабли стали захватывать испанские транспорты, шедшие на Кубу. 22 апреля американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона открыла огонь по береговым укреплениям у Гаваны.
Война
Кампания была быстрой и с довольно небольшими жертвами. Вообще это была несколько странная война. Первые солдаты США погибли только через два месяца после начала войны. Они упали с борта лодки при десантировании и утонули. Испанские солдаты, напрочь лишенные мотивации к войне, боевого духа, видели в колониях тяжелое бремя и мечтали вернуть домой.
Основные боевые действия развернулись на море. Преимущество американского флота было подавляющим: испанцы располагали 1 броненосцем, 7 броненосными крейсерами, 5 тяжелыми крейсерами (водоизмещением более 3 тыс. тонн) и 8 легкими крейсерами (водоизмещением менее 3 тыс. тонн); у американцев было 4 броненосца, 3 броненосных крейсера, 11 тяжелых и 8 легких крейсеров. У США было преимущество и по общему водоизмещению флота — 116 тыс. тонн против 56 тыс. тонн. Американские корабли были современнее и превосходили испанские почти по всем показателям – артиллерия американских ВМС была в 2,5 раза мощнее и обладала большей скорострельностью, превосходили в броневой защите. Испанцы пренебрегали боевой подготовкой в довоенный период: не было ни карт, ни плана действий на случай войны с США, корабельные артиллеристы не практиковались в стрельбе, крайне низким был общий уровень подготовки экипажей. Корабли США, кроме броненосных крейсеров, обладали большей скоростью. К тому же корабли испанских ВМС нуждались в хорошем ремонте, а командование совершило все возможные ошибки, проявив чудеса недееспособности.
Не сопоставимы были и финансовые возможности Штатов и испанской короны. У Испании не хватало денег даже для закупки угля для нужд своих Военно-морских сил. Большую роль сыграл и тот факт, что основной театр войны в Вест-Индии находился в 6 раз ближе к атлантическому побережью Штатов, чем к испанским берегам. В день фактического начала войны, 21 апреля 1898 года, главная испанская эскадра под командованием адмирала Паскуале Серверы дислоцировалась на островах Зеленого Мыса. Испанский адмирал не имел даже карт Карибского бассейна и не знал об особенностях местных портов. Сервера сообщил в Мадрид, что ему приходится выйти в море, не имея какого-либо плана, о том, что Испания не должна «обманывать себя относительно силы нашего флота», «предаваться иллюзиям». Предложил приехать в Мадрид, чтобы выработать стратегию действий, но военный совет принял немедленно отправить эскадру Серверы в Вест-Индию, не дожидаясь, когда вернутся в строй находившиеся в ремонте броненосец и три тяжелых крейсера. В поход вышли 4 броненосных крейсера и 3 миноносца.
Но первое крупное морское сражение произошло не на Карибах, а в Тихом океане. Здесь Азиатская крейсерская эскадра американского коммодора Джорджа Дьюи уже в апреле была сосредоточена в Гонконге. Американцы заранее запаслись углем, продовольствием, боеприпасами и были готовы к войне. В эскадре было 4 бронепалубных крейсера (водоизмещение от 3 до 6 тыс. т), 2 морские канонерские лодки крейсерского типа и 3 вспомогательных судна (единственный имевшийся у американских ВМС на Тихом океане броненосец «Орегон» перед войной был переброшен в Атлантику, т. к. Филиппинский фронт считался вспомогательным). Американские корабли имели лучшую артиллерию и скорость. 25 апреля американская эскадра вышла к Филиппинам.
Формально испанские ВМС располагали на Филиппинах 12 военными кораблями, но значительную часть была небоеспособна или частично боеготова. В реальности испанский контр-адмирал Патрисио Монтехо-и-Пасарон располагал лишь 6 крейсерами (2 испанских безбронных корабля с водоизмещением в 3 тыс. т считались «крейсерами 1-го ранга», 4 остальных в 1 – 1,1 тыс. т – «крейсерами 2-го ранга», только два из них имели броневую палубу) и 1 канонерской лодкой. Испанская эскадра имела 31 орудие среднего калибра (не более 160-мм) против 53 орудий крупного и среднего калибра (в том числе 11 орудий калибром 203-мм). Испанцы сняли вооружения с 5 канонерок, укрепляя береговую оборону, да и с оставшихся в строю кораблей, сняли часть орудий.
Испанский адмирал перешел с эскадрой из Манилы, чтобы не подвергать город опасности обстрела, к арсеналу Кавите. К тому же там было мелко, и экипажи имели больше возможностей для спасения, испанское командование с самого начала считало свою эскадру обреченной и думало только о мероприятиях по уменьшению потерь.
1 мая 1898 года состоялось сражение (вернее избиение) между эскадрами у мыса Кавите. Оно началось в 5 часов 12 минут утра, когда испанцы открыли огонь с кораблей и берега по американской колонне. Чуть позже открыли огонь американцы. К 8 часам утра почти все испанские корабли горели и американский командующий объявил перерыв на завтрак (поступило сообщение о том, что кончились боеприпасы, потом выяснилось, что это ошибка). Затем расстрел возобновился. К полудню американская эскадра уничтожила все испанские корабли. Испанские разгильдяйство привело к тому, что были потеряны все корабли, погибло 161 человек, 210 получили ранения. У американцев было 9 раненых, испанцы сделали всего 19 попаданий (только одно довольно серьёзное), против 145 попаданий в испанские корабли. Сражение оказало огромное психологическое значение на США и испанцев.
После этого на Филиппинах не было крупных сражений. Американская эскадра не могла самостоятельно овладеть Манилой, без высадки десантного корпуса. Испанцы удерживали её почти до конца войны.
В Вест-Индии американские корабли под командованием адмирала Уильяма Семпсона блокировали Гавану и все северное побережье Кубы. Южное побережье Кубы с портами Сьенфуэгос и Сантьяго флот США полностью заблокировать не мог из-за удаленности от баз американских ВМС. 19 мая в Сантьяго пришла после долгого перехода испанская эскадра адмирала П. Серверы. Испанцы собирались отдохнуть, загрузиться углём и идти дальше – в Гавану (это был главный узел сопротивления на острове). 27 августа испанцев заблокировала «Летучая эскадра» коммодора Винфельда Шлея, а 1 августа подошла эскадра вице-адмирала Уильяма Сэмпсона.

Сервера решил обороняться в Сантьяго, укрепил прибрежную оборону новыми береговыми батареями, установил в проходе в бухту мины. Американцы совершили неудачную попытку затопить брандер, чтобы перегородить фарватер. Не рискуя атаковать испанскую эскадру в бухте, где американские корабли встретил огонь не только испанских кораблей, но и береговых батарей, решили высадить десантный корпус и взять порт с суши. Высадка была плохо организована, растянута по времени, но так как испанцы не решились на контрдействия (а они могли привести к значительным потерям среди десанта), американцы смогли высадить 27-тыс. десантный корпус. 25 июня американские силы вместе с кубинскими повстанцами пробовали взять Сантьяго, но их атаку отбили.
В это же время из Кадиса выдвинулась новая испанская эскадра в составе 2 броненосцев, 2 пароходов и 3 миноносцев под руководством адмирала Камеры. В Соединенных Штатах опасались, что она пойдёт в Вест-Индию, но испанская эскадра двинулась к Порт-Саиду, собираясь далее следовать к Филиппинским островам. Но после того как она получила известие об уничтожении испанской эскадры в Манильской бухте, эскадра Камеры поблуждав по Средиземному морю возвратилась к родным берегам, так и не приняв участия в боевых действиях.
Понимая, что морской бой приведёт к поражению эскадры, Сервера планировал использовать ресурсы своей эскадры для сухопутной обороны Сантьяго. Но в итоге был вынужден идти на прорыв. В Сантьяго остро ощущался недостаток продовольствия, и комендант города просил адмирала покинуть порт. К тому же Сервера получил приказ главнокомандующего испанскими силами на Кубе маршала Бланко. 2 июля Бланко потребовал прорываться в Гавану. Адмирал выполнил этот приказ. Хотя и считал, что его выполнение повлечёт за собой гибель эскадры и экипажей кораблей.
У испанцев было 4 броненосных крейсера: три однотипных — «Инфанта Мария Тереза», «Адмирал Окендо» и «Бискайя» (7 тыс. тонн водоизмещения, ход до 20 узлов, имеющие по два 280-мм и десять 140-мм орудий), «Кристобаль Колон» (6,7 тыс. тонн, 20 узлов, десять 152-мм и шесть 120-мм орудий). У американцев броненосный крейсер «Бруклин» (более 9 тыс. тонн, 22 узла хода, восемь 203-мм и двенадцать 127-мм орудий), 3-и броненосца 1-го класса: «Айова» (11,4 тыс. тонн, скорость 16 узлов, четыре 305-мм, восемь 203-мм и шесть 102-мм орудий), «Индиана» и «Орегон» (по 10,3 тыс. тонн, 15 узлов скорости, четыре 330-мм, восемь 203 и четыре 152-мм орудий), броненосец 2-го класса «Техас» (6,1 тыс. тонн, 17 узлов скорости, два 305-мм и шесть 152-мм орудий). Единственным шансом испанцев был прорыв, причём частью эскадры пришлось бы пожертвовать. Но в реальности дело оказалось невыполнимым: испанские крейсера не могли развить полного хода из-за поломок машин, плохого угля, а артиллеристы оказать достойного сопротивления. К тому же боеприпасы были плохого качества, многие пушки неисправны.
Итог был печален: 3 июля 1898 года в битва при Сантьяго-де Куба испанская эскадра была полностью уничтожена. Испанцы потеряли все корабли, 323 человека убитыми, 151 ранеными, 1,6 тыс. человек во главе с адмиралом Серверой пленными. И это при том, что американцы показали довольно невысокую меткость — при более 7 тыс. выстрелов лишь 163 попадания в испанские корабли.

Лишившись своего основного флота, испанцы запросили мира, война была проиграна. США за всю войну потеряли всего около 500 человек убитыми (от болезней и ран погибло намного больше – около 6 тыс. человек), испанцы более 2,1 тыс. человек (информации о числе умерших от болезней в испанских силах нет, но видимо, не меньше, чем американцев).

Итоги войны
— 13 августа 1898 года был подписан Парижский мирный договор. Испанская сторона была вынуждена отказаться от всех своих колоний в Азии и Латинской Америке — Филиппинских островов, Гуама, Пуэрто-Рико и Кубы. Первые три территории стали американскими владениями, за это Соединенные Штаты выплатили испанской короне в качестве компенсации 20 млн. долларов. А Кубу провозгласили независимой республикой, но в реальности она стала «банановой республикой» и «борделем» США. Её внешняя политика, экономика, финансы оказались под полным американским контролем. В бухте Гуантанамо была создана американская военно-морская база.
— США блестяще обкатали сценарий своих будущих войн: информационная война (противника смешивают с грязью ещё до начала «горячей войны», превращая в глазах мирового сообщества в «кровавое чудовище»), блестящее использование недовольства населения, организация «народно-освободительных» движений», провокация, «пиратская» война (контроль над коммуникациями, действия ВМС, десанты и т. д.).
— Испания окончательно потеряла статус важной колониальной и морской державы.
— Война дала США статус великой морской державы, американские ВМС после битвы при Сантьяго-де-Куба были признаны как одни из ведущих флотов планеты.
— Испано-американская война продемонстрировала всему мировому сообществу силу молодого хищника, на карте мира появилась новая великая держава. Война открыла новую эпоху истории Соединенных Штатов.
— На Филиппинах американцам пришлось повозиться. Филиппинцы решили стать свободными и начали войну против США. Филиппино-американская война продолжалась до 1902 года (активная фаза), а отдельные отряды сопротивлялись до 1913 года. США пришлось бросить против филиппинцев 125 тыс. армию. Американцы не стеснялись применять самые жестокие методы (что было характерно для европейских колонизаторов), поэтому если филиппинских воинов погибло примерно 20 тыс. человек, то мирных жителей 200 тыс. Американцы морили деревни голодом, совершали массовые убийства крестьян. К примеру, только в районе Балангига на острове Самар бравые американские вояки в 1901 году убили около 10 тыс. человек, причем убивали по древнему принципу кочевых войн — «убивать всех, кто выше тележной оси». Здесь были застрелены или заколоты штыками все люди старше 10-летнего возраста. Естественно, что пресса США и «мировая общественность» не особенно заинтересовалась этими актами террора и геноцида (своим можно).