Гайд по челленджер


Начну с того, что поискав на просторах интернета отзывы об этом танке и посмотрев несколько видео (стримов), очень неохотно купил этот танк на тестовом сервере, чтобы катнуть пару-тройку боев. Общее мнение из всего, что я видел было, как бы помягче сказать, — что это танк «кактус». Тоесть дискомфортен. И теперь, из собственного, пускай небольшого опыта, попробую написать об этой ПТ-САУ более позитивно.

Новая британская ПТ-САУ Challenger

Итак, что у нас получается при покупке этого чуда? Если вы хотябы немного играли на британской технике, то качаясь до Challenger через ветку Firefly, и купив этот танк, у вас буду открыты почти все модули, а если качать через ветку Achilles – прибавится ещё и топовое орудие.

Кстати топовое орудие можно поставить в стоковую башню и докупив все топовые модули оставить стоковую гусеницу, максимальной нагрузки которой хватит ещё и на монтаж оборудования. Кстати это комфортно, когда можно без свободного опыта получить танк в почти топовой комплектации. Согласитесь, что редко, купив танк, сразу можно установить топ орудие и топовый мотор. А с башней тоже всё не так уж и плохо.
Дело в том, что стоковая башня даже лучше чем топовая в бронировании, но хуже обзор (360 против 380) и боекомплект снарядов меньше на целых 4 снаряда (ужас просто).
> Танк со стоковой башней

Танк с топовой башней


Кажется, что стоковая башня немного ниже, но на самом деле высота одинаковая (значит и маскировка тоже). Обратите внимание, что у топовой башни указано бронирование задней части в 200 мм. Эта плита расположена здесь:

Если в затылок башни не стрелять (а это бывает не часто), то в целом бронирование танка слабое. Нас без проблем могут пробивать даже из пулемётов (это предположительно, ибо в бою не встречал). Эта ветка чем-то похожа на новую ветку германских ПТ-САУ в плане слабого бронирования, но улучшенных других характеристик.
Далее подробно о топовых модулях.
>Ходовая

>Мотор

>Рация

>Башня

Орудие

Именно на орудие больше всего нареканий. Да, я соглашусь что, конечно есть на 7-мом уровне лучше орудия. Но считаю эти нарекания вызваны в первую очередь тем, что это самое орудие можно использовать на британском ПТ-САУ уровнем ниже, а на 7-мом уроне его оставляют как есть, не улучшив ничего и это плохо.
Более детальную информацию о ПТ-САУ Challenger можно посмотреть тут:

В итоге мы имеем очень динамичное, легко бронирование ПТ-САУ с хорошим обзором и ДПМ-ным орудием в 2300 единиц, быстро набирающее свою максимальную скорость 52 км/час, но плохой поворотливостью.

Вывод:

Свою скорость нужно использовать для быстрого перемещения по карте, занимания хороших позиций для реализации своего ДПМа и «настрела» урона, возможна и уместна поддержка СТ, а также ситуативные фланговые прорывы, но лобовые столкновения 1 на 1 противопоказаны (более маневренные закружат, а более бронированные перестреляют).
Отдельно по орудию. Пробития 171/239 с точностью около 0,33 хватает даже против 9-тых уровней. Это из личного опыта. Сыграл 5 боев. Результаты более чем скромные:


Конечно на тесте это из 5-ти раз 4 было против 9-тых топов, и один раз против топов 8-го уровня. Результат не аховый, всего-то 1100 среднего урона набил. Мало, да, но в случае, если этот танк будет в топе, наверно средний урон вырастет. Мне кажется танк вполне играбельный плюс не требующий вливания свободного опыта во время выкачивания. И хотя я не соглашусь с другими о том, что это «кактус», — себе в ангаре я его бы не оставил, но возможно кому-то Challenger больше понравится.
Удачи в боях.

Челленджер 2

У этого термина существуют и другие значения, см. Челленджер.

Perkins Engines Company Limited

дизельный

26 600 см3

1200 л. с.

V-образный дизельный двигатель

12-цилиндровый

непосредственный впрыск

жидкостное

4-тактный

многотопливный

Челленджер 2
Challenger 2
Классификация основной боевой танк
Боевая масса, т 62,5
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Производитель Alvis plc, Vickers Defence Systems → BAE Systems Land & Armaments
Годы производства с 1994 по 2009
Годы эксплуатации с 1995
Количество выпущенных, шт. более 400
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 8300
Длина с пушкой вперёд, мм 11570
Ширина, мм 3520
Высота, мм 2490
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони комбинированная «Дорчестер», противоснарядная
Лоб корпуса, мм/град. 400-500мм от ОБПС/700-800мм от КС
Лоб башни, мм/град. 650-700мм от ОБПС/900-1100мм от КС
Вооружение
Калибр и марка пушки 120-мм L30E4
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55
Боекомплект пушки 52
Углы ВН, град. -10…+20
Прицелы комбинированный стабилизированный SAGEM со встроенным лазерным дальномером Barr & Stroud Nd-YAG, ночной тепловизорный TOGS-2, телескопический монокулярный NANOQUEST L30, перископический панорамный стабилизированный SFIM VS-580
Пулемёты 1 × 7,62-мм L94A1,
1 × 7,62-мм L37A2
Подвижность
Тип двигателя CV12 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Конфигурация Цилиндров Система питания Охлаждение Тактность (число тактов) Рекомендованное топливо
Мощность двигателя, л. с. 1200
Скорость по шоссе, км/ч 56
Скорость по пересечённой местности, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 400
Запас хода по пересечённой местности, км 250
Удельная мощность, л. с./т 19,2
Тип подвески гидропневматическая
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,1
Медиафайлы на Викискладе

Че́лленджер 2 (от англ. Challenger — соперник, посылающий вызов) — основной боевой танк сухопутных войск Великобритании. Также состоит на вооружении КСВ Нидерландов. Ожидается что эксплуатация танков этой модели продлится до 2035 года.

Танки «Челленджер 2» применялись для ведения боевых действий в Косово и Ираке (с 2003 года по 1 сентября 2010 года).

В мае 2009 года BAE Systems объявила, что сворачивает производство танков данной модели в связи с отсутствием оборонного заказа со стороны правительства Великобритании.

История создания и производства

Основной боевой танк «Челленджер 2» выпускается британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне являющейся частью компании BAE Systems). Он является третьим танком, носящим имя «Челленджер». Первым был «Челленджер А30» — вариант танка «Кромвель», оснащённый 76,2-мм пушкой. Вторым был «Челленджер» — основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, принимавший участие в войне в Персидском заливе. Хотя «Челленджер 2» был разработан на основе «Челленджера», новый танк отличается от более ранней модели совершенно новой начинкой: всего 5 % деталей являются общими для обеих моделей. На данный момент «Челленджер 2» заменил предыдущую модель на вооружении британской армии.

Компания «Виккерс Дефенс Системс» начала разработку преемника танка «Челленджер» в качестве частной инициативы в 1986 году. В свете требований Генерального штаба о танке нового поколения, компания открыто заявила Министерству обороны о ведущихся разработках. В 1988 году был заключён контракт в 90 миллионов фунтов на производство девяти опытных машин к 1989 году. В июне 1991 года, после длительного сравнения с образцами других производителей (среди возможных кандидатов были «Абрамс» М1А2, «Леклерк» и «Леопард 2»), Министерство обороны решило принять танк «Челленджер 2» на вооружение.

Сборка началась в 1993 году на двух основных заводах: в Ньюкасле и Лидсе. Всего в проекте было задействовано около 250 фирм. Первые машины начали поступать в июле 1994 года.

В 1994 году танк «Челленджер 2» успешно прошёл испытания на надёжность; три машины проверялись в течение 285 дней испытаний, на которых симулировались боевые условия. Каждый из этих дней включал в себя:

  • 27 км езды по дороге
  • 33 км езды вне дороги
  • 34 выстрела из основного орудия
  • 1000 выстрелов из пулемёта калибра 7,62-мм
  • 10 ч простоя двигателя
  • 3,5 ч работы двигателя

На испытаниях было доказано, что новый танк полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым военными.

С началом эксплуатации выявились проблемы, в результате которых несколько лет производимые танки не поступали на вооружение, а хранились на заводе по экономическим соображениям.

В 2008 году началась программа по модернизации 250 из 358 танков «Челленджер-2», находившихся на вооружении армии Великобритании: на танки должны были установить комплект дополнительного навесного бронирования, новую 120-мм нарезную пушку, новый двигатель мощностью 1100 кВт, новую автоматическую трансмиссию, новую систему управления огнём и кондиционер.

В июне 2014 года в Великобритании был начат первый этап новой программы модернизации CR2 LEP, которая предусматривает продление срока службы танков «Челленджер-2» до 2035 года. Модернизировать до уровня «Челленджер-2LEP» предполагается только часть танков «Челленджер-2», которые состоят на вооружении вооружённых сил Великобритании

Описание конструкции

Вооружение

«Челленджер 2» оснащён 120-мм нарезной пушкой L30A1 — преемницей пушек, стоящих на танках «Чифтен» и «Челленджер». Эта пушка, отлитая методом электрошлакового переплава, является единственной нарезной пушкой этого калибра, используемой НАТО. Канал пушки хромирован, орудие покрыто термоизоляционным кожухом. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, приводы её наведения полностью электрические. Боекомплект главного орудия составляет 52 выстрела.

Дальность поражения HESH-снарядом составляет 8 км.

Слева от основного орудия установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт L94A1. Возле командирского люка на башне установлен дистанционно управляемый 7,62-мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. Боезапас пулемета — 4000 патронов калибра 7,62-мм.

Цифровая система управления огнём, разработанная фирмой «Дженерал Дайнэмикс», включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553, впервые установленную на английской бронированной машине.

Максимальная скорость поворота орудия 22°/24° в секунду по горизонтали.

Орудие установлено на увеличенных в размерах креплениях, специально с целью повышения точности при скоростном поражении целей.

Вольфрамовые БПС L23 (среднее бронепробитие на дистанции 2 км составляет 450 мм), разработанные в 1984 году для прежнего нарезного орудия, но данные о защите новых советских танков стимулировали переход на обедненный уран. L26 CHARM 1 до 580 мм, с 1997 БПС L27 CHARM 3 с бронепробитием до 700 мм. Для сравнения Т-80У образца 85 года по западным данным имел бронирование башня/корпус 780 мм что очевидно больше/на пределе чем возможности БПС L27 при стрельбе в упор без отклонения по горизонтали.

На тендере в Греции в 2002 году при стрельбе с места поразил 10 из 10 целей, но в режиме «охотник-стрелок» поразил всего 8 из 20 целей, скорострельность составила 9 выстрелов в минуту, стрельбы производил греческий экипаж. Сами британцы объясняют такую ситуацию тем, что в тендере использовались устаревшие учебные боеприпасы от орудия танка «Челленджер 1», так американская сторона, представляющая танк «Абрамс», отказалась проводить стрельбы учебными боеприпасами. В последующем на большинстве танков была заменена СУО. Всего за проверку точность составила Leopard 2A5 — 78.65% M1A2 Abrams — 72.21% Леклерк — 72.03%; и Челленджер2 — 69.19%

Оригинальный танк имел только один тепловизор с двумя каналами выдачи информации, наводчику и командиру. С 2007 стало доступно два тепловизора, второй для командира от французского ОБТ Леклерк как и весь прицел командира.

Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от −10° до +20°.

Цикл прицеливание — поражение 8 секунд. Хорошо подготовленный экипаж поражает в минуту около 7 целей. В ходе учений и испытаний отдельные экипажи поражали восемь целей за 42 секунды.

Для боевого применения фактически доступны бронебойно подкалиберные снаряды и безосколочные фугасные, а также дымовые и ряд учебных.

Броневая защита

«Челленджер 2» является одним из наиболее тяжелых западных танков: и башня, и его корпус прикрыты бронёй «Чобэм» второго поколения, сорт «Дорчестер», все сведения о которой до сих пор засекречены. Конструкция позволяет установку модулей динамической защиты ROMOR по бортам корпуса и (в версии «Челленджер-Писфайтер») башни в сочетании с решетчатыми экранами. Комплекс коллективной радиологической, химической и биологической защиты экипажа (система рециркуляции воздуха в обитаемой части внутреннего пространства танка при полной герметизации корпуса) находится внутри башни. Спереди, по обеим сторонам башни находятся по пять перезаряжаемых установок, выстреливающих дымовые гранаты. «Челленджер 2» также оснащён устройством постановки дымовой завесы, впрыскивающим солярку в выхлопные отверстия. Боекомплект хранится в бронированных укладках-контейнерах, окруженных рубашкой со специальной жидкостью, что снижает вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды находятся ниже погона башни. Танк имеет уязвимое место во фронтальной проекции в виде НЛД (нижней лобовой детали) танка, которое не имеет комбинированного бронирования, т. е. является листом обычной стали толщиной около 80-100 мм. Однако в бою на типичных дистанциях НЛД труднопоражаема благодаря экрану местности; кроме того, предусмотрена установка противокумулятивной динамической защиты ROMOR, что во многом компенсирует её низкие броневые качества. Комментарий английского танкиста после случая с пробитием нижней лобовой детали, которая была защищена динамической защитой ROMOR:

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Перевести текст с иностранного языка на русский.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Предположительно, стойкость лба башни составляет 800 мм от БПС и 1200 от КС, или меньше. Для сравнения аналогичный показатель Леопард 2А5 равен 800 и 1300, но не менее. При проектировании башни приняты меры к понижению её заметности для РЛС.

Полная масса танка со всеми модификациями бронезащиты, сделанными до и после его первого боевого применения (после 2003 года) достигает 74,95 тонн с учётом противокумулятивных решёток, фальшбортов и помещённых к ним в дополнение пластин нереактивной ДЗ.

  • Ослабленная зона во фронтальной проекции

  • «Челленджер 2» с навесной ДЗ

  • «Челленджер 2»: лобовая броня и башня

  • «Челленджер 2» на пересеченной местности

Ходовая часть

Подвеска танка гидропневматическая. В связи с ростом массы после дополнения брони с 2010 намечено постепенно заменить подвеску

Двигатель Перкинс 12V заменили немецким дизелем МТ-883 Ка-500 мощностью 1500 л. с., а трансмссию TN-54 — немецкой же трансмиссией Ренк HWSL-295TM. Были доработаны система охлаждения и воздушные фильтры, установлена цифровая система управления двигательной установки.

Боевое применение

Танки «Челленджер 2» использовались в миротворческих миссиях ещё до своего первого боевого применения во время вторжения в Ирак в марте 2003 года. На то время 7-я танковая бригада, входящая в состав 1-й танковой дивизии, имела на вооружении 120 танков «Челленджер 2». Танки активно применялись во время Битвы за Басру, где они оказывали огневую поддержку британским силам.

Во время иракской войны зафиксировано два инцидента, во время которых поражались танки «Челленджер 2»:

  • Один танк был полностью уничтожен «дружественным огнём», когда один танк по ошибке поразил другой, двое членов экипажа погибли, поражение произошло бронебойно-фугасными боеприпасами (HESH) в корму и люк командира.
  • В 2007 году выстрелом из ручного противотанкового гранатомёта была пробита нижняя лобовая деталь корпуса челленджера, водителю-механику оторвало три пальца ноги, ранения получили также и два других члена экипажа танка.

Зафиксирован случай, когда в ходе боёв один из челленджеров получил 15 попаданий из противотанковых гранатомётов без пробития брони. При штурме Басры зафиксировано около 70 попаданий из РПГ по танкам «Челленджер» без пробития брони.

26 марта 2003 года челленджеры приняли участие в танковом бою, когда колонна иракских танков попыталась атаковать британские позиции. В ходе боя было уничтожено 15 иракских Т-55, британцы потерь не понесли.

Проходимость танка оказалась замечательной. Проблемы, которые обнаружились на прошедших за 18 месяцев до войны пустынных учениях «Саиф Сариа 2», были решены с помощью создания запасов фильтров против пыли, для учащения их замены в танках. Высказывалось мнение по результату практики о слабой пригодности танка для боёв в пустыне.

В российской прессе высказывались утверждения о небоеспособности подвески этого танка в не самые сильные морозы.

Модификации

  • Challenger 2E — экспортная версия.

Машины на базе танка

  • Titan — мостоукладчик.
  • Trojan — инженерный танк.
  • CRARRV — бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ). В начале 1990-х выпущено около 85 единиц.

На вооружении

Великобритания заказала 127 танков «Челленджер 2» в 1991 году и ещё 259 в 1994 году. Оман заказал 18 танков в 1993 году и ещё 20 в ноябре 1997 года. «Челленджер 2» поступил на вооружение британской армии в 1998 году, последняя машина поступила в войска в 2002 году.

  • Великобритания — 227 танков, 80 БРЭМ CRARRV, по состоянию на 2018 год
  • Оман — 38 танков, 4 БРЭМ CRARRV, по состоянию на 2018 год

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ современных основных танков

Т-90А «Владимир» БМ «Оплот» M1A2 SEP Абрамс Леопард 2A6M AMX-56 Леклерк Челленджер 2 C1 Ариете PT-91 Тварды
Внешний вид
Год принятия на вооружение 2005 2009 2000 2004 1992 2002 1995 2010
Боевая масса, т 46,5 51,0 63,0 68,5 54,6 62,5 54,0 45,5
Экипаж 3 3 4 4 3 4 4 3
Калибр пушки, мм 125 125 120 120 120 120 120 125
Панорамный прицел нет ПНК-6 есть PERI-R-12 SFIM VS-580 SFIM VS-580 ATTILA нет
Управляемое вооружение Рефлекс-М Комбат нет нет нет нет нет нет
Боекомплект, выстрелов 43 46 42 42 40 52 42 40
Скорострельность, выстр/мин 7 8 н/д н/д 10—12 н/д н/д 7
Динамическая защита Контакт-5 Дуплет TUSK ARAT есть нет ROMOR PSO/WAR ERAWA
Активная защита Штора-1 Варта AN/VLQ-6 MCD / Трофи MUSS н/д н/д н/д OBRA-3
Мощность двигателя, л. с. 1000 1200 1500 1500 1500 1200 1300 1000
Удельная мощность, л. с./т 21,5 23,5 23,8 24,0 27,5 19,2 24,1 22,0
Максимальная скорость, км/ч 60…70 70 67 72 72 56 65 65
Запас хода по шоссе, км 550…700 500 425 550 550 400 550 480
Меркава Mk.4М Арджун Mk.I Аль-Халид Каррар Сонгун-915 К2 «Чёрная пантера» ZTZ-99А2 Тип 10
Внешний вид
Год принятия на вооружение 2009 2011 2001 2017 2009 2014 2011 2012
Боевая масса, т 65,0 58,5 48,0 51,0 44 55,0 58,0 44,0
Экипаж 4 4 3 3 н/д 3 3 3
Калибр пушки, мм 120 120 125 125 125 120 125 120
Панорамный прицел есть нет есть н/д нет есть есть есть
Управляемое вооружение LAHAT LAHAT нет н/д Bulsae-3 KSTAM Рефлекс нет
Боекомплект, выстрелов 48 39 39 н/д н/д н/д 41 н/д
Скорострельность, выстр/мин н/д 6—8 8 н/д н/д 10 7 н/д
Динамическая защита есть нет есть есть есть есть есть нет
Активная защита Трофи нет Варта ERA нет есть JD-3 н/д
Мощность двигателя, л. с. 1500 1400 1200 н/д 1200 1500 1500 1200
Удельная мощность, л. с./т 23,5 23,9 25,0 н/д 27,3 27,3 25,9 27,3
Максимальная скорость, км/ч 70 70 70 70 70 70 70 70
Запас хода по шоссе, км 500 450 500 550 н/д 450 450 н/д

В массовой культуре

Стендовый моделизм

Сборные пластиковые модели-копии танка Челленджер различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Тамия (Япония), Трумпетер (Китай) в двух модификациях — пустынный вариант и вариант для Европы. В масштабе 1:72 данный танк выпускает фирма Dragon (Китай) в двух вариациях, среди которых присутствует вариант с ковшом для расчистки препятствий.

Видеоигры

В игре Saints Row: The Third был использован прототип танка с одноименным названием (Челленджер).

Присутствует в играх Wargame:Red Dragon и Armored Warfare: Проект Армата. Добавлен для исследования в War Thunder в обновлении 1.87.

Танк Челленджер 2 представлен в многопользовательском ,танковом ,аркадном шутере Tanktastic, выпущенном для платформ Android и IOS

Танк Challenger 2 смоделирован в качестве обитаемого и полностью управляемого игроком в симуляторе современной наземной техники Steel Beasts Pro. Также танк присутствует в танковом симуляторе для Android Wild Tanks Online

> См. также

  • «Челленджер» — средний танк Великобритании времён Второй мировой войны
  • «Челленджер» — основной боевой танк Великобритании

Примечания

  1. Российский танк Т-14 «Армата» может быть чрезвычайно опасным на поле боя (недоступная ссылка)
  2. 1 2 3 4 5 6 Танк «Челленджер-2» (Великобритания)
  3. lenta.ru Великобритания отказывается от производства танков.
  4. Основной боевой танк Челленджер I, II
  5. С. Акимов. Планы производства танков «Челленджер-2» Mk.2 в Великобритании // «Зарубежное военное обозрение», № 11, 1989. стр.72-74
  6. Основной боевой танк Челленджер 2
  7. Е. Викторов. Великобритания модернизирует ОБТ «Челленджер-2» // «Зарубежное военное обозрение», № 5 (734), 2008. стр.80
  8. «Челленджерам» продлят жизнь // «Красная звезда», № 105 (26565) от 19 июня 2014. стр.3
  9. «Челленджеров» будет меньше // «Красная звезда», № 113 (26573) от 1 июля 2014. стр.3
  10. Kaplan, Philip. Rolling Thunder: A Century of tank Warfare. — Pen and Sword, 2013. — P. 161.
  11. 1 2 Основной боевой танк «Челленджер»
  12. «Челленджер», Великобритания | Энциклопедия оружия
  13. Zaloga., Steven J. (17 February 2009). T-80 Standard Tank. Osprey Publishing. p. 24. ISBN 978-1-84603-244-8.Author Mentions that Russian sources claim Kontakt-5 and the new turret armor provided an unprecedented amount of protection for the T-80U, equivalent to 780mm against APFSDS and 1,320mm against HEAT in the turret front.
  14. 1 2 Мищенко Ю. (ред.) Отчет об участии Т-80У в тендере на поставку основного танка для вооруженных сил Греции
  15. 1 2 the british tank
  16. 1 2 3 4 5 6 7 http://tanknutdave.com/the-british-challenger-2-main-battle-tank/
  17. «Челленджер»
  18. Танк Челленджер 2 | Журнал «Оружейный мир» (недоступная ссылка). Дата обращения 9 марта 2014. Архивировано 9 марта 2014 года.
  19. «Челленджер», Великобритания. http://war-arms.info/.
  20. танк «Леопард-2» А5 и А6
  21. «Челленджер»
  22. Sean Rayment. MoD kept failure of best tank quiet, ‘Sunday Telegraph’ (May 12, 2007 *).
  23. Defence chiefs knew ‘invincible’ tank armour could be breached | the Daily Mail
  24. John Gordon IV, Bruce R. Pirnie. «Everybody Wanted Tanks»: Heavy Forces in Operation Iraqi Freedom
  25. Tanks and artillery ‘face MoD axe’
  26. Spencer C. Tucker. The Encyclopedia of Middle East Wars. ABC-CLIO, 2010, с. 199.
  27. Technowars #3-4 / 2015
  28. Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated9 не указан текст
  29. The Military Balance 2018. — P. 162.
  30. The Military Balance 2018. — P. 354.
  31. Танк Т-90С. Уралвагонзавод.
  32. Основной боевой танк Оплот. ХКБМ.
  33. Abrams M1A2 на сайте производителя (недоступная ссылка)
  34. Leopard 2A6M. Army Guide.
  35. Танк «Леклерк»
  36. Challenger 2 main battle tank. British Army Website.
  37. на сайте производителя (недоступная ссылка)
  38. C1 Ariete Main Battle Tank. Army Technology.
  39. PT-91M Pendekar MBT
  40. Основной боевой танк «Меркава». Броне-сайт Чобитка Василия. Дата обращения 3 апреля 2007. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  41. Dissimilar Combat: Arjun MBT Vs T-90S specs (недоступная ссылка)
  42. Основной боевой танк «Аль Халид» (Al Khalid)
  43. Zulfiqar Main Battle Tank. Army Technology.
  44. Iran Displays New Generation of Zolfaqar Tanks in Thursday Parades (недоступная ссылка)
  45. http://www.militaryfactory.com/armor/detail.asp?armor_id=391
  46. K2 MBT
  47. K2 Black Panther Main Battle Tank, South Korea
  48. ZTZ99 Main Battle Tank. Army Technology.
  49. TK-X Main Battle Tank. Military-Today.
  50. Прогрессия техники в Armored Warfare. Официальный сайт издателя Armored Warfare (15.08.2014).

> Литература и источники

  • Е. Викторов. Английский танк «Челленджер 2» Mk.2 // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1989. стр.35

Ссылки

  • Военное дело — Танк Челленджер 2 (Challenger 2) на YouTube

Серийные средние и основные боевые танки периода холодной войны

Танки советской
школы танкостроения

Танки стран НАТО

Танки третьих стран

Модернизированные варианты

Первое поколение

Второе поколение

Третье поколение

Четвёртое поколение

  • Т-95

Курсивом выделены опытные или не пошедшие в серийное производство образцы, выделение выпущенных более 500 единиц, крупное выделение выпущенных более 5 тыс. единиц.

Бронетехника Великобритании после 1945 года

Лёгкие танки

Тяжёлые танки

Средние и основные боевые танки

Бронеавтомобили

Боевые машины ПТРК

Истребители танков

Самоходные гаубицы

Боевые разведывательные машины

Бронетранспортёры

Боевые машины пехоты

БРЭМ

Командно-штабные машины

Инженерные машины

Курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

Танки «Челленджер 1» и «Челленджер 2» — неудачный вызов английского танкостроения

Вопреки тому факту, что Великобритания считается родиной танкостроения, британские танки за последние 80 лет не пользовались большой популярностью. “Центурион”, выпускавшийся на протяжении почти 20-ти лет, в итоге успел побывать на вооружении 19-ти стран.

Но пришедший ему на смену «Чифтен» снискал любовь в основном только английских и иранских танкистов. Однако заложенный в нем потенциал стал отправной точкой для создания британских танков третьего поколения –»Челледжер 1″ и «Челледжер 2».

Брошенный вызов

Несмотря на сократившийся после войны и парада независимости колоний промышленный потенциал, британцы упорно не хотели отказываться от создания собственных танков. Основой для новой машины стала последняя экспортная модификация «Чифтена». Конструкторы не стали экспериментировать и пошли по пути глубокой модернизации существующей базы «Чифтена», который был неплохой машиной для своего времени. Название нового танка было многообещающим – «Челленджер», от английского «претендент» или “бросающий вызов”.

Новый танк получился более защищённым и подвижным, чем предшественник. Первого достигли благодаря комбинированной броне «Чобэм», состав которой до сих пор засекречен. А 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизельный двигатель «Кондор» мощностью 1200 л.с. помог повысить скоростьдо 56 км/ч.

Компоновка танка осталась классической. Механик-водитель располагался полулежа в передней части корпуса. Остальные члены экипажа располагались в боевом отделении, занимавшем центральную часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионный отсек занимает кормовую часть.

Благодаря ряду удачных технических решений его замена силового агрегата потребует не более часа даже в полевых условиях.

Хорошей управляемости удалось добиться с установкой автоматической гидромеханической трансмиссии с гидростатической передачей в приводе поворотного механизма. Подобная схема впервые была реализована именно на «Челленджере 1».

Основным вооружением танка стала нарезная 120-мм пушка L11A5. Применение нарезных орудий вообще является отличительной особенностью британского танкостроения. СУО позволяла командиру экипажа вести стрельбу со своего места и была оснащена лазерным дальномером. Боекомплект в 64 снаряда располагался в двух укладках в обоих отделениях. Правее от орудия расположен спаренный пулемет 7,62 мм. Ещё один пулемет стоял на башне и использовался в качестве зенитного.

Всего было создано 3 модификации «Челленджера»:

  • Mk.I,характеризуется заменой орудия на пушку L30, способную на стрельбу снарядами с обедненным ураном;
  • Мк.IIполучил наружные топливные баки на 400 литров, закреплённые на корме;
  • на Мк.III была установлена дополнительная динамическая защита бортов и лба корпуса.
  • Испытание боем

    Единственным боевым опытом для английского танка «Челленджер 1» стала операция «Буря в пустыне». Но «бросивший вызов» явно не был готов к схватке. Из-за постоянных поломок к началу операции в строю было менее четверти всех «Челленджеров 1». А минимальное участие оставшихся машин в боевых действиях лишь подтвердило недостатки танка: ненадежность, плохие условия для работы экипажа и несовершенную СУО. Это стало лебединой песней «Челленджера 1».

    Английские военные не собирались продлевать контракт, а зарубежных заказов не поступало. За 7 лет, с 1983 по 1990 год, было произведено 420 машин всех модификаций. Почти все они, по мере принятия на вооружение новых танков, были проданы Иордании.

    «Претендент» номер два

    После провала «Челленджера 1», английское танкостроение, представленное одной только компанией «Виккерс», оказалось на грани краха. Но британская армия требовала новый танк, а объявленный тендер допустил основные мировые компании к конкурсу. И им было что предложить.

    Машины «Леопард 2», М1А1 «Абрамс», AMX-56″Леклерк»- все они заслужили к тому моменту отличную репутацию, а их производство было давно налажено. «Виккерс» мог предложить только проект модернизации «Челленждера». И всё же английская гордость и нежелание забрасывать огромную отрасль военной промышленности взяли верх.

    И вновь британцы не стали рисковать. Для приемлемого результата требовалось лишь исправить недочеты предыдущей модели. Самым важным отличием танка «Челленджер 2» стала новая башня. Она стала проще, но при том обладала меньшей радиолокационной заметностью. Орудие L30, уже опробованное на поздних моделях «Челлленджера 1», вполне устраивало военных. Боезапас сократился до 52 снарядов. В изначальном плане присутствовал автомат заряжания, но в процессе доработок от него отказались.

    Расположение членов экипажа не изменилось. Но внутренняя электронная начинка была заменена полностью. Интерфейс танка был подогнан под стандарты НАТО. Все оптические приспособления также были заменены на более совершенные изделия. Конструкторы не стеснялись заимствовать достижения своих союзников. Так, СУО «Челленджера 2″ была заимствована с М1А1″Абрамс», предварительно подвергнувшись модификации. А командирский перископический прицел был упрощенной версией прицела французского «Леклерка».

    Корпус новой машины практически не отличался от предшественника.

    Живучесть машины несколько возросла, благодаря следующему поколению брони «Чобэм». Планировалась установка нового двигателя мощностью 1500 л.с., но военный заказчик настоял на старом 1200-сильном агрегате. Трансмиссия новой модели также была заимствована у поздних модификаций «Челленджера 1». В целом, несмотря на ряд усовершенствований, моторно-трансмиссионный блок оставался знакомым для британского танкиста.

    Старые проблемы

    После войсковых испытаний в 1994 году, танк «Челленджер 2″был принят на вооружение английских войск. Несмотря на положительную оценку во время испытаний, вскоре начали всплывать недостатки. Новая система управления огнем была не лучше старой. Снова появились проблемы с надежностью. До 70% произведенных танков не доходили до частей, а сразу с конвейера отправлялась на модернизацию.

    Боевой дебют «Челленджера 2» состоялся во время иракской операции в 2003 году. Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, броневая защита танка оказалась на высоте. За всю операцию было потеряно 2 машины, причем одна из них — от «дружественного» огня другого «Челленджера 2». Зафиксированы сотни случаев попадания снарядов РПГ без пробития брони.

    Проходимость танка также удовлетворила танкистов. А вот неприспособленность моторного отделения к обилию пустынной пыли пришлось устранять на ходу.

    Главные конкуренты современного британского танкостроения

    Невозможно рассмотреть преимущества и недостатки «Челленджер 2» без анализа текущего рынка. Именно привлекательность для заказчика определяет будущее любой техники. Сравним важнейшиедля покупателя характеристики «Челленджера 2» и его ближайших конкурентов среди машин третьего послевоенного поколения.

    Челленджер 2 Т-90А Абрамс М1А2 Леопард 2А6М AMX-56 Леклерк
    Удельная мощность л.с./т 19,1 21,6 23,8 23,9 27,5
    Максимальная скорость (шоссе), км/ч 56 70 67 72 72
    Наличие активной защиты нет Штора-1 AN/VLQ-6 MCD MUSS нет
    Запас хода (шоссе), км 400 550-600 440-480 550 550
    Средняя цена, млн. $ 8,6 4,8 6 8,5 8

    Основное вооружение конкурентов сравнивать не имеет смысла, так как при наличии обширного набора боеприпасов их возможности схожи. Но упорное нежелание английских конструкторов менять нарезное орудие на гладкоствольное заметно уменьшает ассортимент используемых боеприпасов.

    В остальном же британский танк явно уступает в соотношении цены и качества. А его низкая скорость в совокупности с малым запасом хода неприемлема для современного мобильного характера ведения боевых действий.

    Провал братьев «Челленджеров»

    Красноречивей всех отзывов для техники всегда было количество заказов. За 15 лет было произведено немногим более 400 танков «Челленджер 2». Основным потребителем выступила британская армия. Единственным зарубежным заказчиком стал Оман, получивший в общей сложности 38 машин.

    К 2009 году, ввиду отсутствия заказов, производство «Челленджеров» было свернуто.

    Но «Челленджер 2» продолжает свою службу в британских войсках. С 2014 началась программа глубокой модернизации уже существующих машин. Внедрение новых типов активной и динамической защиты, установка более мощного двигателя, модернизация орудия и СУО — всё это должно продлить срок эксплуатации до 2035 года. Станет ли модификация вторым дыханием для танка «Челленджер 2», привлечет ли она инвесторов для возобновления производства — покажет лишь время.

    Видео

>Challenger — британская ПТ-САУ VII уровня

Технические характеристики

Бронирование:
Корпус – 88/50/38
Башня – 101/40/40 сток
– 50/40/200 топ
Прочность 840..900
Скорость поворота шасси – 26..30 градусов/сек.
Скорость поворота башни – 14..16 градусов/сек.
Углы вертикального наведения +20..-10°
Максимальная скорость +52..-20 км/ч
Мощность двигателя – 600..650л.с.
Масса – 28,29 т.
Удельная мощность – 22,97 л.с./т.
Дальность обзора – 360..370 м
Дальность связи – 450..700м
Экипаж: 5 человек

>Бронирование

Итог

Машина обладает комплексом сбалансированных характеристик, играть на ней в целом комфортно, поэтому её можно использовать в зависимости от индивидуальных предпочтений игрока. Не имея высокого разового урона, машина тем не менее обладает очень хорошим уроном в минуту и параметрами орудия, которые позволяют этот урон комфортно наносить.

Геймплей очень похож на предыдущий танк: постоянное перемещение по карте совместно с союзниками, концентрация урона, отвлечение противника и разумная реализация сильных сторон машины. Углы вертикальной наводки (склонение орудия) позволяют эффективно использовать складки местности при ведении огня.

Историческая справка

Вдоволь поэкспериментировав с заморскими Шерманами, британские конструкторы решили и себе запилить средний танчик с более-менее приемлемым орудием, в виде 17-фунтовой пушки. Выбор их пал на новенький Cromwell, которой хоть и был вполне себе неплохим средним танком, но порядком припозднился, и ну никак не тащил против Пантер и Тигров.

Результатом этих изысканий и стал крейсерский танк Challenger. Порывшись на складе, конструкторы обнаружили не оприходованную башню от ТОГ-2* и с радости впендюрили в нее 17-фунтовку, а потом все это прикрутили на шасси Кромвеля. Правда шасси, из-за дополнительной нагрузки, пришлось удлинить (видимо ТОГ-2 как живой перед глазами стоял).

Некоторое время покатавшись на новом танке, англичане решили перепрофилировать его в пт-сау и поменяли ему башню (оставив прежнее орудие). Новая башня оказалась менее бронированной, более просторной и с открытым верхом. Все это безобразие пафосно обозвали Мстителем и отправили на фронт. Впрочем, пока они ехали фронт закончился, но это уже другая история…