БТР скаут м3

Сообщества ›
Военно-Техническое Общество ›
Блог ›
АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛУГУСЕНИЧНЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ

Семейство полугусеничных бронетранспортеров «хаф-трэков», одно из наиболее известных и популярных среди боевых машин союзников в период Второй мировой войны, начало разрабатываться в США с 1932 года. К их проектированию приступили сразу четыре фирмы: James Cunniagham and Sons, Linn, GMC и Marmon-Herrington. В качестве прототипа использовалось французское шасси Citroen-Kegresse С417, несколько образцов которого были закуплены годом ранее. В течение пяти лет создавались и испытывались опытные полугусеничники вариантов от Т1 до Т9Е1. Последний, признанный наиболее удачным, базировался на шасси грузового автомобиля Ford V-8 с колесной формулой 4×2. Задний мост был заменен гусеничным движителем фирмы Timken с резинометаллической гусеницей.

В 1938 году таким движителем оборудовали бронированный автомобиль-разведчик Scout Car М3, что подтолкнуло фирму Diamond Т Motor Company к созданию в 1940 году прототипов Т14 и Т8. Стремительное развитие событий в Европе, падение Польши, Бельгии, Голландии и Франции заставило американцев форсировать работы. В результате уже в октябре 1940 года прототипы Т14 и Т8 были стандартизированы (то есть приняты на вооружение армии США) как Half-Track Car М2 и Half-Track Personel Carrier М3 соответственно. При этом первый являлся полугусеничным артиллерийским тягачом, а второй — бронетранспортером.

Серийное производство Half-Track Car М2 началось весной 1941 года и продолжалось вплоть до 1943-го. Компании White Motors и Autocar изготовили за это время 8423 и 2992 тягача соответственно.

Конструкция М2 базировалась на автомобильных агрегатах. Машина имела классическую капотную компоновку. Корпус простой коробчатой формы с вертикальными бортовыми и кормовыми стенками собирался из катаных броневых листов на каркасе из уголков. Листы с каркасом соединялись винтами. Передняя часть корпуса, включая капот и кабину водителя, была заимствована у бронетранспортера-разведчика Scout Car М3А1. По сравнению с последним, М2 имел значительно больший объем кузова. В кузове размещался артиллерийский расчет из шести человек и имелись два ящика для орудийных выстрелов, доступ в которые открывался снаружи, для чего в бортах машины были откидные двери. Дверь в кормовом листе кузова для посадки и высадки расчета отсутствовала. Внутри корпуса, по его периметру, монтировался рельс для установки пулеметов. В штатное вооружение машины входили 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 и 12,7-мм пулемет Browning М2НВ. Бронетранспортеры ранних выпусков могли комплектоваться 7,62-мм пулеметом Browning М1917А1 с водяным охлаждением. Пулеметы крепились к рельсу подвижными станками М22, позволявшими вести огонь и по воздушным целям.

На машине устанавливался четырехтактный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель White 160АХ мощностью 147 л.с. при 3000 об/мин. Главный фрикцион Spicer сухой, однодисковый. Коробка передач четырехскоростная. Раздаточная коробка, одновременно являвшаяся демультипликатором и смонтированная в одном картере с коробкой передач, имела две передачи — прямую и замедленную. Она обеспечивала передачу крутящего момента к переднему и заднему ведущим мостам, а также отбор мощности на лебедку.

Полный размер

Полугусеничный бронетранспортер М2: 1 — лебедка; 2 — бронезащита ветрового стекла; 3 — дверь водителя; 4 — крышка ящика боеприпасов; 5 — стойка крепления антенны; 6 — буксирный прибор; 7 — направляющее колесо; 8 — тележка подвески; 9 — ведущее колесо; 10— сиденье командира; 11,16 — ящики боеприпасов; 12 — рельс-шина; 13,15—топливные баки; 14 — тренога пулемета Browning М1919А4; 17 — сиденье водителя; 18 — тренога пулемета Browning М2НВ
В отличие от немецких полугусеничных тягачей передний мост бронетранспортера М2 марки Timken F-35-HX-1 был не только управляемым, но и ведущим. Это обстоятельство существенно улучшало проходимость машины. Задний мост Timken 56410-ВХ-67 — ведущий, гусеничного хода. Дифференциалы переднего и заднего мостов автомобильного типа с полностью взаимозаменяемыми деталями. Передние колеса автомобильные, размер шин 8,25—20”, подвеска переднего моста на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами.

Гусеничный движитель каждого борта состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки, которые объединялись в общий агрегат. Правый балансирный агрегат соединялся с левым поперечной трубой. Поэтому эти агрегаты можно было откатить вместе, предварительно отсоединив их кронштейны от рамы бронетранспортера. Подвеска гусеничного движителя балансирная, на ленточных пружинах буферного типа, установленных вертикально. Ведущее колесо переднего расположения комплектовалось стальной ведущей звездочкой, двумя направляющими фланцами и ступицей. Направляющее колесо располагалось сзади. Для предотвращения провисания гусеницы на кронштейне балансирного агрегата устанавливался поддерживающий ролик. Тормоза — колодочного типа, с гидравлическим приводом.

Гусеница — резино-металлическая цельная шириной 300 мм с гребнями зацепления, которые одновременно являлись направляющими гусеницы. Для увеличения проходимости на нее надевались специальные грунтозацепы, а на передние колеса — цепи противоскольжения браслетного типа.

В передней части машины располагалась однобарабанная лебедка. На некоторых машинах вместо лебедки устанавливался буферный барабан диаметром 310 мм, облегчавший преодоление таких препятствий, как, например, рвы и эскарпы. Бронетранспортеры, оборудованные буферными барабанами, преодолевали траншеи шириной до 1,8 м.

При боевой массе 7,99 т Half-Track Car М2 мог буксировать орудия массой до 3,5 т (например, полевую гаубицу М1 калибра 105 мм) со средней скоростью по шоссе до 36 км/ч. Максимальная скорость движения без прицепа достигала 69 км/ч, запас хода — 290 км.

В октябре 1943 года началось производство машины модификации М2А1. От М2 она отличалась турельной установкой крупнокалиберного пулемета, смонтированной в правой части водительской кабины над местом командира. Рельс для монтажа пулеметов был демонтирован, а 7,62-мм пулеметы устанавливались на одном из трех кронштейнов по бортам и в корме корпуса. До марта 1944 года фирма White Motor Company выпустила 1643 бронетранспортера М2А1, еще 5065 таких машин были переоборудованы из М2.

Что касается бронетранспортера М3, запущенного в серию одновременно с М2, то его корпус был длиннее на 250 мм. Вместо ящиков для артиллерийских снарядов в кузове установили десять сидений десанта (спиной к бортам). Рельс для крепления пулеметов отсутствовал, а штатный 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 монтировался на стойке в передней части кузова. В кормовом листе имелась дверь для посадки и высадки десанта, во всем остальном М3 был полностью идентичен М2. Практически не изменились его масса и динамические характеристики. С 1942 по 1943 год фирмы White, Autocar и Diamond Т изготовили 12 499 бронетранспортеров.

В модификацию МЗА1 вносились точно такие же изменения, что и в М2А1. Затронули они, главным образом, состав и размещение вооружения. В 1943—1944 годах заводские цеха >- покинули 2862 машины этой марки. Кроме того, значительное количество М3 модернизировано до уровня М3А1.

Первые М2 были переданы армии США в мае, а М3 — в июне 1941 года. Они поступали на вооружение четырнадцати формировавшихся мотопехотных полков.

Боевой дебют бронетранспортеров состоялся в декабре 1941 года на Филиппинах. В составе 192-го и 194-го американских танковых батальонов имелось по 23 машины этого типа, которые использовались, главным образом, в штабных и разведывательных подразделениях. В ходе боев с японцами на острове Лусон все они были потеряны. Уже тогда отмечалось недостаточное их бронирование.

Масштабное же боевое крещение состоялось в ноябре 1942 года во время проведения операции Torch — высадки американских войск в Северной Африке.

Согласно штату американской танковой дивизии 1942 года, в каждом из двух ее танковых полков имелось до ста «хафтрэков», в мотопехотном полку — 230. Общее же количество полугусеничных машин, с учетом штабных, артиллерийских, инженерных и разведывательных частей и подразделений, достигало 733. Первая воинская часть, вступившая в бой на этих машинах, — 6-й мотопехотный полк (6th Armored Infantry) 1-й танковой дивизии. В ходе ожесточенных боев в январе — феврале 1943 года при отражении наступления немцев через проход Кассерин этот полк был почти полностью уничтожен.

Впоследствии Half-Track Car М2 и Half-Track Perconnel Carrier М3, как и их усовершенствованные варианты М2А1 и МЗА1, использовались американцами во всех без исключения боевых операциях Второй мировой войны на Европейском и Тихоокеанском театрах военных действий.

Полный размер

Полугусеничный бронетранспортер M3A1: 1 — буферный барабан; 2 — пулемет Browning M2HB; 3 — бронезащита ветрового стекла; 4 — дверь водителя; 5 — стойка крепления антенны; 6 — противотанковая мина; 7 — пулемет Browning M1919A4; 8 — буксирный прибор; 9 — турель; 10 — горловина топливного бака; 11 — кронштейн крепления пулемета; 12,13 — рамки для винтовок; 14 — дверь десанта
Американские полугусеничные бронетранспортеры поставлялись в страны антигитлеровской коалиции по программе ленд-лиза. Причем как базовые версии М2 и М3, так и более поздние М5 и М9. Последние разрабатывались фирмой International Harvester Company в 1942 году, после того как была утверждена программа производства «хаф-трэков» до 1944 года, предусматривавшая выпуск 188 404 боевых машин. Стало очевидным, что мощностей трех основных фирм-производителей не хватит. При создании прототипов М2Е1 и МЗЕ1 International Harvester Company внесла в их конструкцию некоторые изменения, по сравнению с базовыми версиями.

Так, усиливалась броневая защита — корпуса машин изготавливались из 8-мм гомогенной брони, которая «держала» 7,92-мм немецкую бронебойную пулю с дистанции свыше 200 ярдов (один ярд равен 0,9144 м). Броня М2 и М3 обеспечивала защиту от этой пули на дистанции свыше 300 ярдов. Были установлены «фирменные» узлы и агрегаты шасси: двигатель International RED-450-B мощностью 141 л.с., боевые шины размером 9,00—20″, передний мост IHC 1370 и задний — RHT-1590, новая коробка передач и т.д. Однако в целом ни компоновка, ни общая конструкция боевых машин изменений не претерпела. Внешне они отличались лишь закругленными узлами кормовой части корпуса и крыльями более простой формы. Машины были стандартизированы под обозначениями М5 и М9, и в декабре 1942 года началось их серийное производство. Фирма International Harvester Company изготовила соответственно 4625 и 2026 единиц. В мае 1943 года обе машины были модернизированы и выпускались под обозначениями М5А1 и М9А1 (изготовлено соответственно 2959 и 1407 единиц), будучи аналогами М2А1 и МЗА1.

Однако в американскую армию эти бронетранспортеры не попали. В 1943 году программа выпуска полугусеничников была пересмотрена. Для разведывательных подразделений предпочтение отдали бронеавтомобилям М87, а для артиллерии — скоростным гусеничным тракторам М5. Потребность в «хаф-трэках» сократилась аж до 87 302 машин! Дабы не смешивать в боевых подразделениях машины разных марок, М5 и М9 объявили «ограниченно стандартными» и начали поставлять на экспорт. Почти половину от их общего количества — 5238 единиц — отправили в Великобританию, откуда они попали и в войска стран Содружества, а также в польские и чехословацкие части на Западе. В английской армии полугусеничники не использовались для перевозки мотопехоты, поскольку в этой роли выступал английский бронетранспортер Universal Carrier. Главной их задачей стала буксировка 6-ти и 17-ти фунтовых противотанковых пушек. Использовались они и в инженерных частях, а также в качестве штабных и санитарных машин.

Вторую по величине экспортную партию полугусеничников получило движение «Свободная Франция», возглавляемое генералом Де Голлем: 176 машин М2/М2А1, 245-МЗ/МЗА1, 1196 — М5/М5А1 и 603 — М9/М9А1.

Боевые машины этих типов имелись и в составе 1 -й бразильской пехотной дивизии, воевавшей в Италии. Правда, их насчитывалось совсем немного: восемь единиц — М2/М2А1, три — МЗ/МЗА1 и двадцать — М5/М5А1. Небольшое количество «хаф-трэков» использовалось и в китайской танковой группе в Бирме. В годы Второй мировой войны несколько бронетранспортеров было передано вооруженным силам Чили и Мексики.

Что касается Советского Союза, то, по американским данным, ему было передано 1158 полугусеничников. В том числе: 342 единицы М2, два — М3,401 — М5 и 413 — М9. По последним данным, опубликованным российскими исследователями, СССР получил 1200 полугусеничных бронетранспортеров, из которых в бронетанковые и механизированные войска Красной Армии направлено всего 118.

Все они поставлялись в 1942 году и распределялись между разведывательными подразделениями и командованием танковых корпусов и армий. Основная же масса этих машин направлялась в артиллерию (главным образом в истребительно-противотанковую), где использовалась для буксировки орудий, в том числе 85-мм зенитных пушек 52К образца 1939 г. и 100-мм противотанковых пушек БС-3 образца 1944 г.

На базе М2 и М3 в США было создано большое число самоходно-артиллерийских установок, самоходных минометов и зенитных самоходных установок, многие из которых выпускались в значительных количествах и состояли на вооружении американской и других союзных армий.

Полный аналог бронетранспортера М3 в вермахте — полугусеничник Sd.Kfz.251 (см. «Моделист-конструктор» № 9’99), также, как и его американский «собрат», предназначенный для транспортировки на поле боя мотопехотного отделения. При несколько меньшей массе (8 т против 9,3 у М3) Sd.Kfz.251 имел более толстую броню — 15 мм в лобовой части корпуса и 8 мм в бортах (у М3 — 12,7 и 6,3 мм соответственно). Еще больше защищенность немецкой машины повышало расположение бортов корпуса под углом 35° к вертикали. Однако, это же расположение заметно сокращало объем десантного отделения, в котором десяти пехотинцам было тесно. Американская машина, хотя и имела в базовом варианте штатное вооружение из одного 7,62-мм пулемета, обычно вооружалась двумя, один из которых был крупнокалиберный. Без ущерба для размещения пехотинцев число пулеметов можно было довести до трех и даже четырех, обеспечив «хаф-трэку» подавляющее огневое превосходство над «хальбкеттенфарцойгом». В лучшую сторону у М3 отличались и динамические характеристики. В частности, из-за более высокой удельной мощности и ведущего переднего моста проходимость американской машины превышала проходимость немецкого бронетранспортера. Последний в этом плане не выручали даже металлические гусеницы, которые в отличие от резинометаллических были прочнее и не имели склонности к проскальзыванию. Конструкция гусеничного движителя, предложенная американцами, оказалась проще немецкой, удобнее в эксплуатации и ремонте.

Не случайно, что после Второй мировой войны значительное количество «хаф-трэков» находилось на вооружении многих стран мира. Они активно использовались в локальных войнах в Корее, Алжире и Индокитае. Армия обороны Израиля применяла эти машины, правда в модернизированных вариантах, в арабо-израильских войнах 1948, 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. На вооружении израильской военной полиции они состояли совсем до недавнего времени.

M3 Scout Car: разведывательный бронетранспортёр

В конце 1930-х годов в США был разработан легкий бронетранспортер, получивший название M3 Scout Car. Помимо своего прямого назначения, он мог использоваться для решения очень широкого круга задач: как дозорная или командно-штабная машина, легкий артиллерийский тягач или оружейная платформа для реактивных систем и минометов. Всего в США была создана примерно 21 тысяча бронетранспортеров данного типа, которые пользовались популярностью не только в американской армии, но и у армий стран, которые получали данные бронетранспортеры в рамках программы ленд-лиза.
С началом Второй мировой войны данный бронетранспортер попал в список вооружений, которые США поставляли своим союзникам в рамках программы ленд-лиза. Так данные бронетранспортеры оказались и в СССР. Вступив в войну, РККА имела достаточно большое число бронеавтомобилей разных классов, но достаточно быстро растеряла их в сражениях лета 1941 года, и иностранный бронетранспортер пришелся как нельзя кстати. В Красной Армии американские бронетранспортеры M3 Scout Car поступали в первую очередь на вооружение разведывательных батальонов. К середине войны эти мобильные подразделения были хорошо вооружены не только бронетранспортерами и мотоциклами, но и легкими танками, успешно действуя вплоть до самого завершения военных действий в Европе. Всего в Советский Союз было поставлено более 3000 «Скаутов», которые заслуженно пользовались любовью и уважением советских солдат.

В период между двумя мировыми войнами во всех государствах, которые располагали собственными бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил было возложено на легкие бронеавтомобили. Однако решение разведывательных задач было совсем не простым делом. Так, экипаж бронеавтомобиля состоял обычно из 2-3 человек, у каждого из которых были свои собственные функциональные обязанности внутри боевой машины, поэтому осуществлять разведывательную деятельность в отрыве от броневика было почти нереально. Последнее обстоятельство могло свести весь успех разведывательной деятельности к нулю.

К пониманию того факта, что боевая машина должна являться лишь средством доставки и последующей эвакуации разведывательной группы и при этом в случае надобности иметь возможность прикрыть ее отход огнем, первыми пришли в американской армии. Американский военный департамент предъявлял к подобной разведывательной машине очень жесткие, особенно по меркам начала 1930-х годов, требования. Помимо всего прочего, американские военные хотели, чтобы бронеавтомобиль был полноприводным. В документации бронеавтомобиль получил официальное обозначение Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе и тогда, и в будущем, его часто называли просто «скаут», опуская официальный буквенно-цифровой индекс, который был принят в армии США.
На объявленный американскими военными конкурс решила откликнуться компания White Motor Company, расположенная в Кливленде. С самого начала ХХ века эта компания братьев Уайт специализировалась на выпуске грузовиков, а в 1932-1933 годах из-за существенного падения продаж, которое было вызвано последствиями Великой депрессией, компания активно искала новых партнеров и заказчиков. В те годы платежеспособность американского военного ведомства не могла вызывать у руководства компании White Motor никаких вопросов. Как раз в это же время она поглотила фирму Indiana, а в их активе оказалось подходящее шасси легкого полноприводного 1,5-тонного грузовика White-Indiana 4х4, на котором был построен первый прототип разведывательного бронеавтомобиля, получивший обозначение T7.
По результатам проведенных испытаний американские военные заказали фирме небольшую партию новых бронеавтомобилей, получивших итоговое обозначение Scout Car М1. Уже в 1934 году 76 бронетранспортеров М1 поступило на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов американской армии, которые дислоцировались в Форт-Нокс (штат Кентукки). Бронемашины данной модификации отличались наличием 6-цилиндрового карбюраторного двигателя Hercules L с рабочим объемом 4,6 литра и мощностью 75 л.с. При этом бронетранспортер был вооружен сразу 4 пулеметами: двумя крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами Browning М2, находящимися в передней части корпуса, и двумя 7,62-мм пулеметами Browning М1919А4, расположенными по бортам корпуса.

Вдогонку за компанией White Motor Company, стремясь также получить заказ от военных, за разработку бронемашин с похожими характеристиками принялись и фирмы-конкуренты. Сначала, в 1935 году, на свет появился броневик, получивший военное обозначение М2. Данная модель, предложенная другой автомобилестроительной компанией Corbitt & Со из Северной Каролины, отличалась наличием 8-цилиндрового двигателем Lycoming New Corbitt Eight, развивавшего мощность 95 л.с., и двух 7,62-мм пулеметов М1919А4, которые были расположены по бортам корпуса. За этой моделью достаточно быстро последовала модификация М2А1, которая обладала уже принципиальным новшеством — рельс-шиной, которая охватывала открытую часть броневого кузова автомобиля по периметру. На этом рельсе при помощи специальных подвижных захватов могли быть установлены и могли свободно перемещаться пулеметы, что существенно повышало оперативность стрельбы по сравнению с установкой вращающихся пулеметов на неподвижных турелях.

White Motor Company между тем без дела не сидела. В компании учли свой собственный опыт в данной области и изучили наработки прямых конкурентов, разработав новую модель, получившую обозначением M3. Оснащался бронетранспортер новым шестицилиндровым карбюраторным двигателем Hercules JXD, развивающим мощность 110 л.с. Лобовой бронелист корпуса, расположенный перед радиатором, был установлен под наклоном, что обеспечивали лучшую защиту, увеличивая толщину приведенной брони и провоцируя больше рикошетов. В 1938 году новый бронетранспортер был принят на вооружение американской армии. При этом версия M3 также разошлась очень скромной партией — всего 64 машины.
В итоге уже в 1941 году в массовое производство был отправлен окончательный вариант от компании White Motor под названием М3А1. От своего непосредственного предшественника М3, модернизированный вариант бронетранспортера М3А1 отличался новым бронекорпусом с удлиненной задней частью и шириной. Изменениям подверглась и конфигурация бортовых дверей, а также конструкция лобового листа корпуса, дверцу в задней стенке при этом решили ликвидировать. На переднем бампере бронетранспортера впервые появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной чертой бронемашин американского производства периода Второй мировой войны. Толщина брони лобового листа корпуса бронетранспортера М3А1 составляла 12 мм, а всех остальных листов — 6,35 мм. По устройству агрегатов шасси М3А1 представлял собой типичный полноприводный (4х4) легкий грузовой автомобиль 1940-х годов с раздаточной коробкой, которая была установлена отдельно от коробки переключения передач и была связана с ней промежуточным валом.

По периметру открытого кузова бронетранспортера была размещена рельс-шина, которую позаимствовали от бронеавтомобиля Corbitt М2А1. По этой системе при помощи подвижных станков М22, свободно перемещались пулеметы, входившие в состав штатного вооружения бронетранспортера — их можно было без особых усилий направить вперед, назад, вправо, влево, а также просто перекатив по рельсу. Штатным вооружением версии М3А1 были крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет М2 и 7,62-миллиметровый пулемет М1919А4. Возимый боекомплект состоял из 8 тысяч патронов калибра 7,62 мм и 600-750 патронов калибра 12,7-мм. Коробки, снаряженные пулеметными лентами, размещались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 на бронетранспортере мог быть установлен 7,62-миллиметровый пулемет Browning М1917А1 с водяной системой охлаждением. Стоит отметить, что в Красной Армии на станок М22 в некоторых случаях устанавливали легендарный пулемет «Максим».
При этом в армии США предпринимались попытки перевода бронетранспортера с бензиновых двигателей на дизельные. Так на свет появилась модификация под названием М3А2, на которой испытывали дизельные двигатели Buda-Lanova и Hercules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Однако в общей сложности подобных бронемашин было построено не более 100 штук. Основным на период всей Второй мировой войны так и остался карбюраторный бронетранспортер «Скаут». Первоначально данные бронетранспортеры поступали на вооружение разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а позднее и пехотных дивизий американской армии. Помимо этого, бронетранспортеры использовались в качестве тягачей для 37-мм противотанковых орудий, штабных и медицинских бронемашин. К примеру, в санитарном броневике можно было перевозить 2-х лежачих и 3-х сидячих раненых.
Стоит отметить, что «Скауты» стали одним из самых массовых и популярных бронетранспортеров в Красной Армии. Советские военные использовали их точно так же, как и в войсках союзников, в основном в роли разведывательных или командно-штабных машин. Так разведывательная рота танковой или механизированной бригады по штату обладала 3-4 бронетранспортерами М3А1, разведывательный батальон корпуса имел уже 6-8 бронетранспортеров, а мотоциклетный полк армии — 13-16 «Скаутов». Пожалуй, единственным их недостатком, который выделяли советские солдаты в своих отчетах по боевому применению машин, можно было назвать ненадежное буксирное устройство, особенно при буксировке 76,2-мм дивизионных пушек ЗИС-3 и падение динамических характеристик в случае буксирования подобной артиллерийской системы.

Хорошая маневренность, обзорность и мощное вооружение позволяли эффективно использовать бронетранспортеры М3А1 во время уличных боев. Так, 25 апреля 1945 года первыми, кто ворвался на восточную окраину чешского города Брно, оказались бойцы разведроты старшего лейтенанта И. Матушкина из состава 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая различные заграждения, сильный автоматный и пулеметный огонь немцев, они решительно и смело продвигались вперед. Бронетранспортер M3 Scout Car сержанта Б. Баязиева вырвался вперед, опередив остальных. Водитель этой машины вовремя заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивают орудие, для того чтобы уничтожить прорвавшийся бронетранспортер, но сделать это враги не успели. Баязиев вовремя увеличил скорость движения, а пулеметчик — рядовой С. Иванов меткой очередью, выпущенной из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета, расстрелял весь расчет немецкого орудия. Вслед за разведчиками в Брно вошли бойцы мотострелковых подразделений из состава 4-й гвардейской механизированной бригады.
После завершения Второй мировой войны бронетранспортеры М3А1 Scout Car не исчезли с исторической сцены. Они достаточно широко применялись Францией в Индокитайской и Алжирской войнах, а также израильскими военными в Арабо-израильской войне 1948-1949 годов. По причине устаревания бронетранспортер был снят с вооружения большинства стран мира еще до 1950 года, но в армиях государств третьего мира бронетранспортеры «Скаут» продолжали использоваться вплоть до 1990-х годов.

Тактико-технические характеристики M3 Scout Car:
Габаритные размеры: длина — 5626 мм, ширина — 2032 мм, высота — 1994 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 5,62 т.
Колесная формула — 4х4.
Бронирование — лоб корпуса (верх) — 13 мм, лоб корпуса низ, борта и корма корпуса — 6 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с.
Максимальная скорость — 81 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 400 км.
Вооружение: 1х12,7-мм пулемет M2HB и 1-2х7,62-мм пулемета M1919A4, боекомплект 750 и 8000 патронов соответственно.
Экипаж — 8 человек.
Источники информации:

M3A1 Scout car

Несмотря на довольно простую и незамысловатую конструкцию, американцы шли к созданию «скаута» почти 10 лет. Однако, едва машина пошла в производство в 1940 году, она, фактически, оказалась не у дел. Кавалерийский корпус армии США, что был основным заказчиком машины, ликвидировали, а у пехоты и артиллерии были свои БТР М3 и М2, появился полноценный броневик М8.
В американской армии «Скауты» применялись крайне ограниченно, на вторых ролях, как КШМ, санитарные машины в Тунисе и Италии. На «Втором фронте» они были еще более редкими. Некоторую часть М3А1 передали британцам — у них ниша разведытельной машины была занята своими образцами, поэтому «Скауты» в армиях Британского содружества также применялись ограниченно. Единственными армиями, которые использовали бронемашину по назначению, стала французская армия и РККА, куда по ленд-лизу отправили более 3000 штук. Французы применяли «Скауты» в Индокитайской войне, они дожили во вьетнамской армии до 1960-х. В РККА БТР пришёлся «ко двору» — никаких аналогов не было, военным нравилась универсальность, хорошая проходимость и простота конструкции. Не секрет, что М3А1 послужил прообразом отечественного БТРП 40 и 152. Служили «Скауты» в Советской армии до 1950-х. Производство этих БТРов на фирме «Уайт» завершилось в 1944 году после выпуска более 20000 экз. Стоит вспомнить, что имелся дизельный вариант «Скаута» М3А2, который распространения не получил. Со складов армии США, БТРы распространились по всему миру — после ВМВ они имелись у Югославии, Бельгии, Швеции, Израиля, стран
Северной Европы
Новинка «Тамии» изображает БТР в «советском» исполнении, что не может не радовать. Ко мне попала модель первых выпусков ещё во «временной» коробке, так, что с других сторон никаких боковиков на ней нет.
Комплектация — три больших литника оливково-зеленой пластмассы с деталями кузова и шасси, два одинаковых с колесами и ходовой, деталями салона. Пулеметы Browning М2НВ и М1919А4 находятся на отдельных литничках. Есть «стекляшка» с лобовыми стёклами и прозрачными фарами (абсолютно гладкими), декаль. Экипаж БТРа дан на отдельном литнике серого пластика. Травления в наборе нет и забыл упомянуть виниловые трубочки для более плотной посадки колес.
Перейдём к литникам — Детали очень четкие, чистые. Никакого брака нет в помине. Количество их также невелико.Следы толкателей -на внутренних поверхностях деталей и после сборки их не должно быть видно. Как известно, корпус «Скаута» собирался на винтах, что немаловажно для ускорения производства на автозаводе. На корпусе модели винтов нет, есть похожие на заклёпки аккуратные «пупырышки», у ХоббиБосса вышло лучше — на корпусе их БТРа отображены именно винты. Рама дана целиковой деталью (как и у всех других «Скаутов»). От двигателя есть только нижняя часть картера с коробкой передач и карданом. Трансмиссия сделана в духе «Тамии», знакомом по модели GMC CCKW 353 — мосты и карданы с раздаточной коробкой сделаны в одну деталь, что упрощает сборку. Нижние части бензобаков получились лучше, чем у китайцев. Колеса состоят из двух половинок и выглядят довольно архаично — сейчас уже есть
«трёхмерные» колёса. Из альтернативных вариантов сборки предложены открытые или закрытые жалюзи радиатора и опционный щиток перед водителем. Решетки на фарах надо менять по любому. На рельсе, опоясывающем боевое отделение сделаны скатки полотнищ «мягких» окон, которые могли вставляться в верхнюю часть дверного проема при опущенных
бронестворках. Сами двери, кстати, сделаны заодно с кузовом и не открываются. В наборе есть пять неплохо сделанных фигур советских бойцов заключительного этапа ВОВ. Отлиты фигуры хорошо. Особенно получились лица, среди которых есть азиат (на коробке нарисован). Среди фигур — водитель в комбинезоне и танкистском шлеме (вопрос открытый, поставлялись ли водителям «Скаутов» эти вещи). Офицер с пистолетом, в гимнастёрке, два пулемётчика и автоматчик (азиат). Оружия японцы пожалели — на всех солдат есть один ТТ и ППШ с «рожком». ППШ на себя похож, но не имеет рукоятки затвора
справа. Сумка и кобура ТТ получились замыленными. Трое рядовых бойцов одеты в ватники и шапки на «рыбьем меху». В декалях представлено три варианта окраски — два советских, широко известных, и один армии США на Сицилию с огромными ОЗ — тут придется изрядно помучиться с приваркой огромной декали на рельефной поверхности. Стоит модель 2850 р.
Резюме: очень простая, идеально отлитая, хорошо и легко собирающаяся модель с неплохими фигурками. Как известно, постоянство — признак мастерства, однако если бы на литниках был написан не 2018, а 1998 год, я бы не удивился. Принципиальных преимуществ перед моделью ХоббиБос японский кит не имеет, а тот дешевле на 1000- 1500 р.Из-за легкости сборки ее можно смело рекомендовать новичкам. Но вряд ли новичок купит ее за почти 3000 р, он как покупал изделие от «Звезды» за 600 р, так и будет брать. Так, что кому рекомендовать — ума не приложу.

M3 (бронетранспортёр)

У этого термина существуют и другие значения, см. M3.

White motor company

147 л. с.

рядный, 6-цилиндр.

карбюраторный

жидкостное

M3
Полугусеничный бронетранспортёр M3
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,06
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 10
История
Годы производства 1941—1945
Годы эксплуатации с 1941
Количество выпущенных, шт. 31 176
Основные операторы США Франция
Размеры
Длина корпуса, мм 6163
Ширина, мм 1962
Высота, мм 2260
База, мм 3442
Колея, мм 1638
Клиренс, мм 280
Бронирование
Тип брони стальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 13 / 25°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 6 / 26°
Борт корпуса, мм/град. 6 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 6 / 0°
Крыша корпуса, мм 0 — 6 / 83°
Вооружение
Пулемёты 1 7,62-мм M1919A4 и 1 12,7-мм M2, боекомплект 700 12,7-мм и 4000 7,62-мм патронов.
Подвижность
Тип двигателя White 160AX Производитель Максимальная мощность Конфигурация Цилиндров Система питания Охлаждение
Мощность двигателя, л. с. 147
Скорость по шоссе, км/ч 72
Запас хода по шоссе, км 320
Колёсная формула полугусеничная
Тип подвески колёса — на листовых рессорах, гусеничный движитель — сблокированная попарно на вертикальных пружинах
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,3
Преодолеваемый брод, м 0,8
Медиафайлы на Викискладе

M3 (англ. Half-Track Personnel Carrier M3) — полугусеничный бронетранспортёр США периода Второй мировой войны.

Создан в 1940—1941 годах параллельно с почти идентичным ему по конструкции полугусеничным бронированным артиллерийским тягачом M2. Серийное производство M3 продолжалось с 1940 по 1945 год, всего выпущено 31 176 бронетранспортёров М3 и бронированных тягачей М2 этого типа, включая их варианты M5 и M9 разработки фирмы Интернэйшнл харвестер (International Harvester Company) и не считая нескольких тысяч машин специального назначения на их базе.

Во время Второй мировой войны M3 и машины на его базе в значительных количествах поставлялись союзникам США по ленд-лизу, немалое количество бронетранспортёров продано другим странам и в послевоенное время. Хотя почти во всех странах, использовавших M3, он снят с вооружения, на 2007 год отдельные страны всё ещё имеют бронетранспортёры этого типа в армиях.

История создания и производства

Производство бронетранспортеров

М3: 1941 — 1859, 1942 — 4959, 1943 — 5681. Всего с мая 1941 по сентябрь 1943 выпущено 12 499 единиц, максимум достигнут в августе 1943 — 948.

М3А1: 1943 — 2037, 1944 — 825. Всего с октября 1943 по февраль 1944 выпущено 2862 единицы, максимум достигнут в октябре 1943 — 838.

М5: 1942 — 152, 1943 — 4473. Всего с декабря 1942 по сентябрь 1943 выпущено 4625 единиц, максимум достигнут в сентябре 1943 — 752.

М5А1: 1943 — 1859, 1944 — 1100. Всего с октября 1943 по март 1944 выпущено 2959 единиц, максимум достигнут в ноябре 1943 — 731.

Всего с мая 1941 по март 1944 было выпущено 39 436 бронетранспортеров М3/М5 и бронированных артиллерийских тягачей М2/М9.

Производство САУ на его шасси

М4 MMC: 1941 — 1, 1942 — 571. Всего с августа 1941 по октябрь 1942 выпущено 572 единицы, максимум достигнут в марте 1942 — 278.

М4А1 MMC: 1943 — 600. Выпускался с марта по август, максимум достигнут в апреле — 186.

М21 MMC: 1944 — 110. Выпускался с января по март, максимум достигнут в январе и феврале — по 50.

М3 75 mm GMC: 1941 — 86. Выпускался с августа(61) по сентябрь(25).

М3А1 75 mm GMC: 1942 — 1350, 1943 — 766. Всего с февраля 1942 по апрель 1943 выпущено 2116 единиц, максимум достигнут в январе 1943 — 291.

Т48 57mm GMC: 1942 — 50, 1943 — 912. Всего с декабря 1942 по май 1943 выпущено 962 единицы, максимум достигнут в феврале и апреле 1943 — по 250.

Т19 105 mm HMC: 1942 — 324. Выпускался с января по апрель, максимум достигнут в апреле — 149.

Т30 75 mm HMC: 1942 — 500. Выпускался с января по ноябрь, максимум достигнут в ноябре — 188.

М13 MGMC, М14 MGMC, М16 MGMC, М17 MGMC: 1942 — 5, 1943 — 5994, 1944 — 1323. Всего с декабря 1942 по декабрь 1944 выпущено 7322 единицы, максимум достигнут в августе 1943 — 1038.

M15 CGMC: 1943 — 600. Выпускался с февраля по апрель, максимум достигнут в марте — 272.

M15A1 CGMC: 1943 — 1052, 1944 — 600. Всего с октября 1943 по февраль 1944 выпущено 1652 единицы, максимум достигнут в ноябре 1943 — 500.

Всего с августа 1941 по декабрь 1944 было выпущено 14844 САУ на шасси бронетранспортера.

Итого, с мая 1941 по декабрь 1944 изготовили 54280 машин.

Описание конструкции

M3 имел классическую капотную автомобильную компоновку, с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения, центральным — отделения управления и кормовым — десантного отделения. Штатный экипаж бронетранспортёрных модификаций, включавший десант, составлял 13 человек.

Броневой корпус

M3 имел лёгкое противопульное бронирование. Корпус бронетранспортёра собирался из катаных листов поверхностно закалённой броневой стали, в основном толщиной 6,35 мм, за исключением лобового листа отделения управления, чья толщина составляла 12,7 мм. Форма корпуса в целом повторяла форму грузового автомобиля и не имела рациональных углов наклона. Борта и корма корпуса были вертикальными, лобовой лист моторного отделения, состоявший в основном из жалюзи воздухозаборника, имел наклон 26° к вертикали, а лобовой лист отделения управления — 25°. Крыша над десантным отделением и отделением управления отсутствовала, за исключением козырька над лобовой частью последнего, имевшего наклон 83°. Какого-либо бронирования днища бронетранспортёр не имел. Посадка и высадка экипажа осуществлялась в две двери в бортах отделения управления и дверь для десанта в кормовом листе корпуса.

Вооружение

Пулемёт Браунинг M2HB калибра 12,7 мм. Смонтирован на станке M25 между сиденьями водителя и командира.
Пулемёт Браунинг M1919A4 калибра 7,62 мм. Установлен на таком же станке в корме машины.
Реактивный гранатомёт Базука.
Возимый боекомплект: 700 патронов калибра 12,7 мм, 4000 патронов калибра 7,62 мм, 540 патронов калибра 9 мм, 22 гранаты, 26 противотанковых мин.

Средства наблюдения и связи

На бронетранспортёре установлен карбюраторный двигатель Уайт 160 AX.
Число/расположение цилиндров — 6/рядное
рабочий объём — 6322,5 см³
мощность — 93,4 кВт (127 л.с.) при 3000 об/мин.
Трансмиссия: 4-х скоростная механическая, 2-х скоростной демультипликатор в одном блоке с раздаточной коробкой, однодисковое сухое сцепление с механическим приводом.

Ходовая часть

В ходовой части используются автомобильные мосты «Тимкен». Ведущий передний мост Тимкен F-35-HX-1. Подвеска — рессорная совместно с гидравлическими амортизаторами (двумя).
Гусеничный движитель — задний мост Тимкен 56410-BX-67, ведущие колёса — передние, направляющие колёса с натяжным механизмом — задние, один поддерживающий каток на борт, 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, гусеница — резинометаллическая шириной 300 мм с грунтозацепами. Подвеска балансирная с буферными пружинами.

Модификации

М3А1 — бронетранспортёр с турельной установкой с бронещитом М49 с пулемётом Браунинг M2HB. Монтировалась над сиденьем командира.
М3А1Е1 — установлен дизельный двигатель.
М3А1Е2 — установлена бронированная крыша боевого отделения.
М3А1Е3 — бронетранспортёр с 37-мм противотанковой пушкой.
М3А1 command car — машина управления с усиленным бронированием.
М3А2 — разработан для замены бронетранспортёров М3, М3А1, М2, М2А1. Десантное отделение переоборудовано.

Машины на базе М3

75-мм самоходное орудие М3 (выпущено 2202 шт.). На специальном лафете на коробчатом постаменте за отделением управления установлена пушка М1897А4 (модернизированный вариант французской 75-мм полевой пушки обр.1897 г.). Постамент приподнят, что позволяет вести огонь прямой наводкой. Некоторые изменения в конструкции по сравнению с базовой моделью бронетранспортёра М3:

  • шарнирные петли в нижней части рамы лобовых окон для откидывания рамы на капот при стрельбе;
  • в самой раме вверху вырезано углубление для большего угла наклона орудия;
  • 2 топливных бака изменённой формы ёмкостью 113,4 л размещены в углах кормовой части боевого отделения на надгусеничных полках;
  • на каждом борту и кормовой двери смонтированы по одному откидному сиденью для двух наводчиков и заряжающего;
  • с середины боевой рубки и до кормовой стенки корпуса уровень пола значительно выше днища машины — под откидными панелями пола хранились ящики с выстрелами для орудия, запасные части, инструменты и личные вещи экипажа;
  • фары с защитными решётками для движения в тёмное время суток размещены по обе стороны бронекапота и выполнены съёмными (так как при стрельбе фары выходили из строя, то перед стрельбой снимались).

Наведение орудия осуществляли 2 наводчика, которые располагались по обе стороны казённой части орудия. Правый наводчик наводил по вертикали, левый наводчик наводил по горизонтали. Место левого наводчика было оборудовано приводами для наведения в обеих плоскостях. Позже левый привод вертикальной наводки был ликвидирован.

Углы наведения орудия: по горизонтали сектор в 40° (19° влево и 21° вправо от продольной оси машины);
по вертикали сектор от −10° до +29°.
Откат орудия составлял 1,17 м, что требовало крайней внимательности заряжающего, чтобы не попасть под удар казённика.
Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом 1000 м.
Бронепробиваемость по нормали на расстоянии 900 м составляла 76 мм.
Боекомплект 59 выстрелов (фугасные, бронебойные, дымовые боеприпасы) располагались в боеукладке в пьедестале под лафетом орудия (16 выстрелов) и в индивидуальных цилиндрических транспортировочных контейнерах в ящиках в задней части боевого отделения (остальные).
Стрельба по закрытым целям велась с помощью панорамного прицела М12А6. Для стрельбы прямой наводкой использовался телескопический прицел М33.

Боевой опыт применения машины на Филиппинах потребовал обеспечить более надёжную защиту орудийного расчёта. В результате штатный броневой щит орудия был заменён на изогнутый бронещит большого размера с крышей и боковыми экранами, которые образовывали открытую сзади неглубокую рубку.
Опыт применения самоходной пушки М3 в Северной Африке показал, что в качестве истребителя танков она никуда не годится. Низкая начальная скорость снаряда старого орудия делало траекторию полёта снаряда дугообразной, что превращало поражение движущейся цели в весьма проблематичное дело. Машины были выведены из состава противотанковых частей и использовались как средства огневой поддержки пехоты.

Т12 — первые 39 машин. Сохранён штатный бронещит 75-мм орудия. Использовались для обучения экипажей. Часть машин участвовала в боях на Филиппинах.
Т30 — установлена 75-мм гаубица М8. Выпущено 500 самоходных гаубиц Т30.
Т19 — установлена 105-мм гаубица М2А1. Выпущено 324 машины.

57-мм самоходное орудие Т48 — в десантном отделении установлено шестифунтовое орудие Mk.V. В 1942-1943 гг. выпущено 962 машины, из них 650 отправлены в Великобританию по программе ленд-лиза, а остальные 282 — переоборудованы в стандартные бронетранспортёры М3А1. В свою очередь англичане оставили на вооружении 30 шт., а остальные отправили в СССР, где машина получила обозначение СУ-57.

М4 — 81-мм самоходный миномёт. Выпущено 572 машины.
М4А1 — 81-мм самоходный миномёт с усиленным днищем для стрельбы непосредственно из боевого отделения. Выпущено 600 машин.
М21 — 81-мм самоходный миномёт с поворотным лафетом. Выпущено 110 машин.
М13 — зенитная самоходная установка, вооружённая двумя 12,7 мм пулемётами Браунинг М2НВ. Выпущено 535 машин.
Т10 — зенитная самоходная установка, вооружённая спаренной системой 20-мм пушек. Выпущено 110 машин.
Т28Е1 — зенитная самоходная установка, вооружённая 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулемётами водяного охлаждения. Выпущено 80 машин.
М15 — зенитная самоходная установка, аналогичная Т28Е1, отличавшаяся круговым броневым прикрытием вооружения. Выпущено 680 машин.
М15А1 — ЗСУ аналогична М15, использовалось шасси бронетранспортёра М3А1, применён другой прицел, внесены изменения в конструкцию комбинированной орудийной установки. Имеет более низкий силуэт и меньшую массу, чем М15. Выпущено 1652 машины.
М16 — счетверённая ЗСУ, вооружённая 12,7-мм пулемётами Браунинг М2НВ. Состояла на вооружении зенитно-артиллерийских батальонов до 1950 года. Выпущено 2877 машин, причём 568 из них переделаны из ЗСУ М113.

Эксплуатация и боевое применение

M3 был основным бронетранспортёром войск США во Второй мировой войне. В СССР поставлено по ленд-лизу 2. Иногда его путают с колёсным М3 Скаут Кар, который стал самым массовым и популярным бронетранспортёром Красной Армии. После окончания Второй мировой войны оставался на вооружении США до 1950-х годов, поставлялся странам-союзникам США по программам военной помощи. Использовался в войне в Корее, Алжире, Индокитае и в армии Израиля в войнах 1948, 1956, 1976 и 1982 годов

По состоянию на 2013 год 20 шт. всё ещё оставалось на вооружении Парагвая.

  • Шасси БТР без бронекорпуса

  • 75-мм противотанковая САУ M3

  • 120-мм самоходный миномёт на базе M3

  • Бронетранспортёр M3A1 в музее в Кубинке

  • Полугусеничная ЗСУ M17 на базе M3 в Кубинке

  • Полугусеничная САУ T-48 на базе M3 в Кубинке

> См. также

  • Sd Kfz 251

Примечания

  1. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 34-37
  2. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4.
  3. Official munitions production of the united states. By months, july 1, 1940 — august 31, 1945. Civilian production administration may 1, 1947
  4. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 36-37
  5. R. P. Hunnicutt. Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 211. — 240 p. — ISBN 0-89141-742-7.
  6. 1 2 3 4 5 6 Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 37
  7. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 34
  8. SU-57 — T48 GM Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine C Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
  9. Бронетранспортер М3А1 «Скаут Кар». pro-tank.ru. Дата обращения 5 октября 2015.
  10. The Military Balance 2013. — P. 464.

Литература

  • М. Барятинский. Американские бронетранспортёры Второй мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2004. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (56) / 2004). — 3000 экз.
  • R. P. Hunnicutt. Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Новато, Калифорния: Presidio Press, 2001. — 240 с. — ISBN 0-89141-742-7.
  • The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4..
  • М. Барятинский. Американские полугусеничные бронетранспортёры. Журнал «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 34-37

Ссылки

  • AFV Database (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 12-08-2013 )
  • WWII Vehicles — US Half tracks (недоступная ссылка с 12-08-2013 — история, копия)
  • US half-tracks photo gallery at ww2photo.mimerswell.com
  • M3 israeliane — Sito www.israeli-weapons.com
  • Galleria fotografica dell’M16 (1) — Sito tanxheaven.com
  • Galleria fotografica dell’M16 (2) -Sito tanxheaven.com
  • Foto dell’M3 — Sito del California Military Museum
Бронетехника США периода Второй Мировой войны

Лёгкие танки Средние танки Тяжёлые танки

Бронетранспортёры Бронеавтомобили

  • T34

Противотанковые Истребители танков Штурмовые САУ Самоходные гаубицы Самоходные миномёты РЗСО ЗСУ

  • M20

Инженерные и разведывательные машины
БРЭМ КШМ
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

  • См.также: Бронетехника
  • Танкисты-асы

Иностранная бронетехника, поставлявшаяся в СССР по программе Ленд-лиза

Лёгкие танки

Средние танки

Тяжёлые танки

Противотанковые САУ

Истребители танков

ЗСУ

БРЭМ

Бронетранспортёры

Артиллерийские тягачи

  • M5

Примечания: ¹ — поставлено 6 единиц, для ознакомительных целей.

Бронированная альтернатива джипу

Во время Второй мировой войны американская кавалерия, выполнявшая разведывательные функции, стала бронированной — на её вооружение поступили колёсные бронетранспортёры М3А1 «Скаут Кар» и бронеавтомобили М8/М20. Почти сразу после окончания войны «Скаут Кары» сняли с вооружения, а вскоре за ними последовали и бронеавтомобили. Разведчикам же в качестве средства передвижения оставили джипы — надёжные и неприхотливые, но абсолютно незащищённые.

Прежде всего, американская армия стремилась получить танки, которые не уступали бы советским, затем — заменить «хаф-траки» в мотопехоте современными бронетранспортёрами и обновить парк самоходной артиллерии. Потребовалось почти десять лет, чтобы дело дошло до обновления техники разведчиков. В 1954 году фирмы, производившие бронетехнику, получили требования к четырёхместной многоцелевой бронемашине — командирской, разведывательной, санитарно-эвакуационной, а также носителю противотанкового оружия (безоткатных орудий). По сути, военные хотели получить функциональный аналог лёгкого многоцелевого автомобиля, который имел бы бронезащиту. Масса бронемашины должна была составлять около 8000 фунтов (3630 кг), скорость — не менее 45 миль в час (72 км/ч). Объём производства оценивался в 3000 единиц, поэтому разработка бронемашины стала привлекательной для фирм, рассчитывавших на получение солидной прибыли.

Финалистами конкурса стали фирмы «Крайслер» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила колёсную двухосную бронемашину Т115, вторая — гусеничную Т114. Армия предпочла гусеничный движитель, и в 1957 году выдала «Кадиллаку» заказ на постройку шести прототипов. Почему же именно гусеницы, а не колёса? Дело в том, что в те времена обязательным элементом пейзажа европейских полей сражений виделись грибы ядерных взрывов, а проходимость гусеничной техники по территории, подвергшейся атомному удару, расценивалась как более высокая по сравнению с колёсной. Разведывательный БТР должен был стать компонентом «разведывательной команды ядерного поля боя». Вторая её составляющая — новый лёгкий танк Т92, призванный заменить М41 «Уокер Бульдог», — испытывался, но так и не был принят на вооружение (вместо него начали разработку танка М551 «Шеридан»).

Макет бронемашины Т115 — конкурента Т114.
Hunnicutt R.P. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles

Конструкция

Сварной корпус Т114 изготавливался из алюминиевой брони, максимальная толщина которой достигала 44,5 мм. Для повышения защищённости верхний лобовой лист установили под большим углом, но боковые и кормовой листы были вертикальными (скошенными в верхней части) — иначе невозможно было обеспечить нормальную вместимость компактной машины. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось впереди справа, слева от него находилось рабочее место механика-водителя. В кормовом листе корпуса имелся прямоугольный аварийный люк. Машина была четырёхместной, но её штатный экипаж в разведывательном варианте состоял из трёх человек. Т114 вооружался 12,7-мм пулемётом М85, установленным в двухместной башенке (разрабатывалась по отдельному контракту несколькими фирмами на конкурсной основе).

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Прототип Т114 — вид спереди.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles Прототип Т114 — вид сзади.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles Прототип Т114 — вид сверху.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles

В силовой установке разведывательного БТР применили узлы гражданского происхождения — это должно было способствовать снижению стоимости машины. Т114 получил восьмицилиндровый V-образный карбюраторный мотор «Шевроле» 283 мощностью 160 л. с., а также трансмиссию «Хайдроматик» 305МС (четыре скорости вперед и одна назад). Бронетранспортёр мог плавать, движение на плаву осуществлялось за счёт перематывания гусениц.

Ходовая часть (применительно к одному борту) включала четыре опорных катка большого диаметра с торсионной подвеской, ведущее колесо и ленивец. Гусеница представляла собой цельную резиновую ленту, снабжённую грунтозацепами. Такая конструкция позволяла снизить массу и стоимость гусеницы, но оказалась на редкость непрактичной: в случае повреждения она не подлежала ремонту силами экипажа.

Испытания прототипов Т114 проходили в 1960 году в разных климатических условиях. В целом, они были успешными, но армия потребовала снизить стоимость машины. Пришлось отказаться от двухместной башни, заменив её небольшой командирской башенкой, смещённой вперёд. Вооружение БТР теперь должно было состоять из двух пулемётов на открытых установках. Для упрощения технологии производства корпуса отказались от скосов в местах перехода от бортов к крыше. Внесли и ряд других изменений. Наконец, в октябре 1961 года был подписан контракт на производство первой партии из 1215 машин. Т114 приняли на вооружение под обозначением Command and Reconnaissance Carrier (командирско-разведывательный бронетранспортёр) М114. Интересно, что «Дженерал Моторс» ухитрилась получить первый транш на организацию производства новой бронемашины ещё за несколько месяцев до подписания контракта — лоббисты компании сумели «продавить» финансирование, ссылаясь на необходимость сохранения рабочих мест.

Первый М114 был готов в августе 1962 года, а год спустя ворота завода в Кливленде покинула тысячная машина. За первым контрактом последовали второй и третий — на 1295 и 1200 машин соответственно. В общей сложности до 1965 года изготовили 3710 единиц М114.

Серийные варианты

Базовый вариант М114 в целом соответствовал прототипам — за исключением упрощённой формы верхней части корпуса и отсутствия башни. Кроме того, аварийный люк в задней стенке корпуса стал круглым вместо прямоугольного. На турели командирской башенки устанавливался 12,7-мм пулемёт М2, перед люком наблюдателя — 7,62-мм пулемёт М60 (иногда — более старый «Браунинг» М1919А4). Боекомплект составлял 1000 патронов для пулемёта М2 и 3000 — для М60. На случай встречи с танками внутри М114 перевозились три одноразовых противотанковых гранатомёта М72А1 (крепились к створке аварийного люка).

1/2

Заголовок1

Заголовок2

Серийный М114, вооружённый пулемётами М2 и М1919А4.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles На серийных М114 форму кормового аварийного люка сменили на круглую.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles

В состав экипажа М114 входили механик-водитель, командир и наблюдатель/радист. Командир и наблюдатель имели перископы М13, механик-водитель располагал тремя перископическими приборами наблюдения М26. Для вождения ночью средний прибор М26 можно было заменить ночным прибором наблюдения М19.

Существенным недостатком М114 являлось отсутствие какой-либо защиты командира при ведении им огня из пулемёта, поэтому производство базового варианта машины прекратилось после выпуска 615 единиц. Далее в производство пошла модификация М114А1, на которой крупнокалиберный пулемёт оборудовали устройством дистанционного управления — теперь командир мог вести огонь изнутри машины.

БТР М114А1, вооружённый пулемётами М2 (с дистанционным управлением) и М60.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles

Главной целью второго этапа модернизации стало усиление огневой мощи: советские БТР-60 и БРДМ-2, вооружённые 14,5-мм пулемётами, превосходили по этому параметру американский БТР, а их лобовая броня защищала от 12,7-мм пуль. На М114 установили 20-мм пушку М139 (лицензионный вариант швейцарского орудия «Испано-Сюиза» HS 820), смонтировав её открыто над командирской башенкой и снабдив устройством дистанционного управления.

В боекомплект М139, составлявший 100 выстрелов, входили снаряды двух типов: осколочные трассирующие HEIT (High Explosive Incendiary Tracer) и бронебойные трассирующие APIT (Armor Piercing Incendiary Tracer). В учебных целях применялись практические снаряды TPT (Target Practice Traсer). Орудие имело два режима огня: одиночными выстрелами (скорострельность — до 200 выстр./мин) и очередями (1000 выстр./мин). Пушечный вариант получил обозначение М114А1Е1, а после принятия на вооружение — М114А2. Такие БТР не строились «с нуля», а переделывались, начиная с 1969 года, из ранее выпущенных М114 и М114А1.

1/2

Заголовок1

Заголовок2

Прототип М114А1Е1, вооружённый пушкой М139.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles М114А1Е1 — вид сверху.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles

Опытные модификации

На М114 испытывался целый ряд альтернативных вариантов вооружения, наиболее мощным из которых была 90-мм пушка от французского бронеавтомобиля AML-90. Испытывали также 25-мм пушку, 20-мм шестиствольную пушку М61 «Вулкан», 106-мм безоткатное орудие М40А1 и противотанковые управляемые ракеты «Дарт». В серию ни один из этих вариантов не попал.

Наибольший интерес среди опытных вариантов М114 представляет истребитель танков. Ещё в июне 1957 года «Кадиллак» представил военным деревянный макет Т114, вооружённый открыто установленным 106-мм безоткатным орудием М40А1. Однако такое решение заказчик забраковал, потребовав защитить стрелка бронёй. Новый вариант истребителя танков получил одноместную бронированную вращающуюся башню, с правой стороны которой в бронированном же контейнере установили безоткатное орудие М40А1. Пушка снабжалась механизмом заряжания с магазином ёмкостью три снаряда, перезарядка которого производилась без выхода экипажа из машины (изнутри башни). С орудием была спарена 12,7-мм пристрелочная винтовка М8. Предусматривалась также установка на открытой турели 12,7-мм пулемёта Т175Е1, но на имеющихся фотографиях опытных образцов истребителя танков его нет. Возимый боекомплект состоял из 26 снарядов, 150 патронов для пристрелочной винтовки и 480 — для пулемёта. Экипаж машины состоял всего из двух человек — механика водителя и командира/наводчика/заряжающего.

Прототип истребителя танков на базе Т114.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles

Испытания двух опытных образцов истребителя танков, переделанных из 5-го и 6-го прототипов Т114, проводились на рубеже 1960–1961 годов. Результаты были неудовлетворительными (прежде всего из-за неудачной конструкции механизма заряжания), и на вооружение машину не приняли. Противотанкистам пришлось довольствоваться безоткатными орудиями, устанавливавшимися на бронетранспортёрах открыто (в качестве носителя использовался не М114, а М113).

Служба

В армии США бронетранспортёры М114 поступали на вооружение разведывательных рот разведбатов танковых и пехотных дивизий. Традиционно эти роты именуются не company, а troop, поскольку они относятся к кавалерии, по той же причине разведывательный батальон называется эскадроном — squadron. Разведрота была весьма мощным подразделением, способным самостоятельно вести боевые действия. Согласно штату, утверждённому в 1966 году, она включала управление (10 человек, один БТР М114, два джипа и два лёгких грузовика с прицепами), секцию наземной разведки (пять человек, два БТР М113 и две РЛС AN/PPS-4), секцию обеспечения (10 человек, БТР М113, БРЭМ М578, джип и лёгкий грузовик с прицепами) и три разведвзвода. В каждом из взводов имелись:

  • управление (2 человека и один БТР М114);
  • разведывательная секция (12 человек, четыре БТР М114);
  • танковая секция (12 человек, три танка М48А3 — как временная мера до поступления лёгких танков М551);
  • мотопехотная секция (10 человек, один БТР М113);
  • секция поддержки (5 человек, один 106,7-мм самоходный миномёт М106).

Таким образом, рота насчитывала 148 человек личного состава, 9 танков, 16 БТР М114, 6 БТР М113, 3 самоходных миномёта М106, 1 БРЭМ М578 и 6 автомобилей. Однако уже в этих штатах появляется примечание: «Допускается замена БТР М114 на М113». Почему же кавалеристы решили отказаться от специализированной разведывательной бронемашины в пользу «пехотного» БТР?

Разведвзвод во всей красе: впереди — пять М114А1, за ними — три танка М60А1, по бокам — БТР М113 и самоходный миномёт М106.
militarymashup.com

Причиной стала война — не та, для которой создавалась «разведывательная команда ядерного поля боя», а Вьетнамская. Первые М114 попали во Вьетнам в 1962 году. В джунглях Юго-Восточной Азии оказалось, что проходимость разведывательного бронетранспортёра крайне низка. Из-за неудачной конструкции носовой части корпуса БТР часто застревал при попытке преодолеть ров, а также при входе в воду или выходе из воды при переправе через водные препятствия. Крайне низкой оказалась и устойчивость к боевым повреждениям. Даже подрыв на противопехотной мине выводил машину из строя — рвалась гусеница, не подлежавшая ремонту в полевых условиях. Если же миниатюрный бронетранспортёр подрывался на чём-то более существенном, то его буквально разносило на куски. В итоге уже с 1964 года разведывательные части армии США во Вьетнаме начали перевооружаться бронетранспортёрами М113 (в модификации с усиленным вооружением — ACAV). 80 М114 передали армии Южного Вьетнама, где ими вооружили четыре эскадрона, но и эти машины вскоре были списаны.

Проходимость по пересечённой местности у М114 была неважной.
Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles

В США и Западной Европе бронетранспортёры М114 ещё продолжали службу — их даже модернизировали до уровня М114А2. Но в 1973 году был издан приказ о снятии М114 с вооружения. Последние машины этого типа служили до 1979 года, когда были окончательно заменены бронетранспортёрами М113.

В дозоре — бронетранспортёры М114 и М113 (на заднем плане).
militarymashup.com

М114 стал своеобразной попыткой возвращения к концепции, сродной танкетке 30-х годов. Как и в своё время «Карден-Ллойд», машина оказалась малоэффективной и на поверку — практически небоеспособной. Американской армии пришлось обратиться к «полноразмерным» бронированным разведывательным машинам — сначала в виде доработанного М113 ACAV, а позже — БРМ М3, созданной на базе БМП М2 «Брэдли».

Списанные М114 не вызвали энтузиазма у союзников США, которые предпочитали вооружаться бронетранспортёрами М113. Единичные экземпляры «демобилизованных» М114 попали в спецотряды полиции (SWAT) некоторых крупных американских городов. Часть машин подверглась полной демилитаризации с демонтажем бронекорпуса — их под названием «Вудмастер» выпустили на гражданский рынок в качестве трелёвочных тракторов. По иронии судьбы, именно этим машинам ещё пришлось повоевать.

М114 спецотряда полиции.
flickr.com

В 1978 году министерство сельского хозяйства Сальвадора приобрело 27 «Вудмастеров». По прибытии в страну машины были сразу же переданы военным. В армейских мастерских гражданские «Вудмастеры» оснастили бронекорпусами, причём разной конструкции — имеется, по крайней мере, три их варианта. Всего переделке подверглись 23 трактора. Не менее четырёх БТР получили 20-мм строенные пушечные установки М55А2 югославского производства. Некоторое время спустя часть машин получила взамен бензиновых моторов 140-сильные дизели LDT-465IC, снятые с грузовиков М35.

Эти диковинные бронемашины нашли применение во время гражданской войны в Сальвадоре 1979–1990 годов. Известно, что пушечные самоходки (назвать их зенитными установками не поворачивается язык — по воздушным целям они никогда не стреляли) оказались весьма полезными при столкновениях с партизанами из Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти, действовавшими в городах.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Сальвадорская конверсия «Вудмастера» в БТР, напоминающий уменьшенный М113.
smallarmsreview.com Сальвадорский БТР с установкой М55А2.
smallarmsreview.co Ещё одна сальвадорская конверсия, вооружённая 20-мм пушкой.
smallarmsreview.com

Тактико-технические характеристики БТР М114

М114

М114А1

Боевая масса, кг

Длина, мм

Высота (по пулемёту), мм

Ширина, мм

Клиренс, мм

Бронирование, толщина, мм/угол установки, град:

верхний лобовой лист

нижний лобовой лист

верх борта

низ борта

корма

крыша

днище

31,8/70

44,5/28

31,8/0

31,8/0

25,4/90

Максимальная скорость, км/ч:

по шоссе

на плаву

5,5

Запас хода по шоссе, км

Преодолеваемые препятствия, см:

ширина рва

высота стенки

Литература:

  1. Hunnicutt R.P. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles. – Novato, CA: Presidio Press, 2002
  2. Hunnicutt R.P. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. – Novato, CA: Presidio Press, 1999
  3. Montes J.A. Unique match: US M114, the Yugoslavian M55A2, and the Salvadorian gun tractor // www.smallarmsreview.com/display.article.cfm?idarticles=474
  4. Омелянюк П. «Бронированный гусеничный джип»: разведывательный бронетранспортер М114 // Арсенал-коллекция. – 2013. – №11

M3 Scout Car

У этого термина существуют и другие значения, см. M3.

M3 Scout Car

M3A1 в музее Королевского Австралийского бронетанкового корпуса

M3 Scout Car

Боевая масса, т

5,62

Экипаж, чел.

Десант, чел.

5—7

История

Производитель

White Motor Company

Годы производства

1937—1944

Годы эксплуатации

1937 — 1990-е

Количество выпущенных, шт.

20 994

Основные операторы

Размеры

Длина корпуса, мм

Ширина, мм

Высота, мм

База, мм

Колея, мм

Клиренс, мм

Бронирование

Тип брони

стальная катаная поверхностно закалённая

Лоб корпуса (верх), мм/град.

13 / 30°

Лоб корпуса (низ), мм/град.

6 / 30°

Борт корпуса, мм/град.

6 / 0°

Корма корпуса, мм/град.

6 / 0°

Крыша корпуса, мм

6 / 85°, большей частью — открытая

Вооружение

Пулемёты

1 × 12,7-мм M2HB
1—2 × 7,62-мм M1919A4

Боекомплект пулемётов

750 × 12,7-мм
8000 × 7,62-мм

Подвижность

Тип двигателя

рядный
6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения

Модель двигателя

Hercules JXD

Мощность двигателя, л. с.

Скорость по шоссе, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Колёсная формула

4 × 4

Тип подвески

на листовых рессорах

Преодолеваемый подъём, град.

Преодолеваемая стенка, м

0,3

Преодолеваемый ров, м

0,45

Преодолеваемый брод, м

0,7

Медиафайлы на Викискладе

Разведывательная машина M3 (англ. Scout Car M3) — лёгкий многоцелевой бронетранспортёр США периода Второй мировой войны. M3 активно использовался во Второй мировой войне в качестве разведывательно-дозорной машины, лёгкого бронетранспортёра, командно-штабной машины, артиллерийского тягача или носителя вооружений, обычно — миномёта.

Был создан в 1937 году как дальнейшее развитие M2. Серийное производство велось с 1937 по 1944 год, всего было выпущено 20 994 машин этого типа. Бронеавтомобиль был снят с вооружения большинства использовавших его стран вскоре после окончания Второй мировой войны, однако в некоторых государствах M3 оставались вплоть до 1990-х годов.

Варианты и модификации

  • M3 — первая серийная модель образца 1938 года
  • M3A1 — модель образца 1941 года
  • M3A1E1 — вариант с дизельным двигателем (изготовлено около 100 машин)
  • M3A1 Command Car — командно-штабная машина образца 1943 года

Боевое применение

  • Вторая мировая война (1939—1945) — активно применялся армией США, более 11 тыс. по программе ленд-лиза было передано союзникам: для армии Великобритании, Канады, СССР, а также бельгийских, польских и французских воинских частей, действовавших на западном фронте и в Северной Африке. Некоторое количество трофейных машин поступило на вооружение вермахта.
  • Индокитайская война (1945—1954) — применялся французской армией, некоторое количество было передано южновьетнамским вооружённым силам.
  • Арабо-израильская война 1948—1949 годов — находился на вооружении израильской армии.
  • Война за независимость Алжира (1954—1962) — применялся французской армией
  • Кубинская революция (1956—1959) — 24 бронеавтомобиля, полученные по программе военной помощи из США, находились на вооружении правительственной армии.

Где можно увидеть

  • Россия — Музей отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.
  • Россия — музей военной техники «Боевая слава Урала» г. Верхняя Пышма Свердловской области.
  • Разведывательные броневики, принятые на вооружение армии США // журнал «Техника молодёжи», № 6, 1941. стр.53
  • М. Барятинский. Американские бронетранспортёры Второй мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2004. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (56) / 2004). — 3000 экз.
  • R. P. Hunnicutt. Armored Car. A History of American Wheeled Combat Vehicles. — Новато, Калифорния: Presidio Press, 2002. — 320 с. — ISBN 0-89141-777-X.
Бронетехника США периода Второй Мировой войны

Лёгкие танки Средние танки Тяжёлые танки

Бронетранспортёры Бронеавтомобили

  • T34

Противотанковые Истребители танков Штурмовые САУ Самоходные гаубицы Самоходные миномёты РЗСО ЗСУ

  • M20

Инженерные и разведывательные машины
БРЭМ КШМ
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

  • См.также: Бронетехника
  • Танкисты-асы

Иностранная бронетехника, поставлявшаяся в СССР по программе Ленд-лиза

Лёгкие танки

Средние танки

Тяжёлые танки

Противотанковые САУ

Истребители танков

ЗСУ

БРЭМ

Бронетранспортёры

Артиллерийские тягачи

  • M5

Примечания: ¹ — поставлено 6 единиц, для ознакомительных целей.