Бои на квжд

Желтороссия, которую мы потеряли. Часть 2. КВЖД

Желтороссия, которую мы потеряли. Часть 1. Дальний
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) (Маньчжурская дорога (до переворота (революции) в России, с августа 1945 года — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога) — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Построена в 1897—1903 как южная ветка Транссибирской магистрали. Принадлежала России и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря. Это вызывало недовольство китайской стороны. 23 июня 1900 китайцы атаковали строителей, начали разрушение железнодорожного полотна и станционных построек.
Судьба партии строителей, уходивших из Мукдена под командой поручика Валевского и инженера Верховского, сложилась трагически. Почти вся она погибла в неравных боях. Захваченный в плен Верховский был обезглавлен в Ляояне. После поражения в войне с Японией оказалось, что все усилия по строительству были напрасны.
22 октября 1928 из Китая были высланы все русские служащие КВЖД. 21 августа 1937 был подписан советско-китайский договор о ненападении. Дорога была передана Китаю 31 декабря 1952.
История Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) тесно переплелась с историей Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб) и оказала во многом негативное влияние на судьбу одной из составных частей Транссиба — Амурской железной дороги.
В связи с ростом активности западных держав в конце XIX века в Восточной Азии и на Дальнем Востоке Российская империя стала проявлять повышенное беспокойство относительно положения значительной части своих территорий Сибири и Дальнего Востока, фактически оторванных от центральной части страны. Встала задача осуществления комплекса неотложных мер по заселению окраин, что требовало связать их с центром стабильными и удобными транспортными коммуникациями. В 1891 году было принято решение о сооружении Транссибирской железной дороги. Её строительство началось одновременно из Владивостока и Челябинска, велось на государственные средства и продемонстрировало невиданные до того времени темпы железнодорожного строительства — за 10 лет было проложено 7,5 тыс. км новой железнодорожной магистрали. С восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где строительные работы затормозились необходимостью возведения огромного моста через Амур. С западной стороны железнодорожные пути были доведены до Забайкалья.
28 августа 1897 года в маленьком приграничном поселке Суйфэньхэ в местности Саньчакоу прошла церемония закладка КВЖД.
При начале работ над прокладкой Транссиба рассматривались два варианта её прохождения из Забайкалья на восток. По первому варианту магистраль должна была пройти вдоль берега Амура и российско-китайской границы до Хабаровска, а по второму — через Маньчжурию к Тихому океану. Второй вариант рассматривался ещё во время проектирования Сибирской железной дороги, когда обсуждалась возможность её прокладки от Иркутска через Кяхту в Монголию, далее через Китай в российское Приморье. Видную роль в прокладке маршрута и руководстве строительством сложных участков сыграл С. Н. Свиягин.
Сторонники варианта прохождения Транссиба вдоль Амура обосновывали его последующим ростом возможностей экономического и социального развития российских территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока. С. М. Духовской, бывший Приамурским генерал-губернатором в период 1893—1898 годов, заявлял, что даже при присоединении Маньчжурии к Российской империи важность для России Амурской железной дороги оставалась бы огромной, как и её «колонизационное и базоустроительное значение». Он подчеркивал, что ни в коем случае нельзя прекращать намеченное ранее строительство железнодорожной линии вдоль Амура.
Сторонником маньчжурского варианта был министр финансов С. Ю. Витте, считавший, что железная дорога будет содействовать мирному завоеванию Маньчжурии. В пользу маньчжурского варианта сыграло и усиление на Дальнем Востоке активности Японии, угрожавшее интересам Российской империи в Китае. Кроме того, маньчжурский вариант давал возможность выхода России на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В конечном итоге победила концепция министра финансов о сооружении железнодорожной магистрали, получившей название Китайско-Восточная железная дорога, через территорию Маньчжурии. Только поражение в Русско-японской войне 1904-05 годов продемонстрировало правительству ошибочность этого решения, что ускорило строительство Амурской железной дороги.
КВЖД. Разработка выемки близ ст. Машань
При обсуждении планов строительства КВЖД было решено привлечь к участию в нём частный капитал, для чего была проведена соответствующая подготовительная работа. В декабре 1895 года был создан Русско-Китайский банк с первоначальным капиталом 6 млн рублей. Для его формирования 3/8 средств предоставил Петербургский международный банк, а 5/8 поступило от 4 французских банков.
КВЖД. Станция Хейлар (Внутренняя Монголия)
22 мая (3 июня) 1896 года состоялось подписание секретного Российско-китайского договора о союзе России и Китая против Японии. С российской стороны подписи под договором поставили С. Ю. Витте и А. Б. Лобанов-Ростовский, с китайской стороны — Ли Хунчжан. Договор предоставил России право на постройку железнодорожной магистрали через территорию Манчжурии. 27 августа (8 сентября) 1896 года китайский посланник в Российской империи Сюй Цзэнчэн подписал с правлением Русско-Китайского банка соглашение со сроком действия 80 лет о предоставлении банку права на постройку железной дороги через Манчжурию.
КВЖД. Станция Хейлар (Внутренняя Монголия)
В декабре 1896 года в Петербурге состоялись выборы правления Общества КВЖД. По результатам выборов вице-председателем правления стал С. И. Кербедз, членами правления — П. М. Романов, А. Ю. Ротштейн, Д. Д. Покотилов, Э. К. Циклер фон Шафгаузен, Э. Э. Ухтомский. В январе 1897 года император Китая издал указ о назначении бывшего посланника Китая в Петербурге и Берлине Сюй Цзэнчэна первым председателем Общества КВЖД.
КВЖД. Хайлар Монгольская кумирня
Подбором специалистов для прокладки КВЖД руководил лично С. Ю. Витте, по рекомендации которого главным инженером КВЖД был назначен строитель Рязанско-Уральской железной дороги А. И. Югович. Пунктом расположения Строительного управления по возведению КВЖД, который назвали железнодорожным посёлком Сунгари, был выбран участок на берегу реки Сунгари (Сунхуацзян) в месте её предполагаемого пересечения железнодорожной магистралью, где впоследствии встал город Харбин. 24 апреля 1897 года на берега Сунгари прибыл авангардный отряд Строительного управления КВЖД во главе с инженером А. И. Шидловским под охраной пешей Кубанской полусотни есаула Павиевского. В целях охраны строительства КВЖД была создана специальная Охранная стража, позднее преобразованная в Заамурский округ отдельного корпуса пограничной стражи.
КВЖД. Западная линия. Хинган. Разработка тонеля
16 (27) августа 1897 года стало днем начала строительства КВЖД. Строительство велось одновременно из пункта расположения Строительного управления по трём направлениям и из трёх конечных пунктов КВЖД — станции Гродеково в Приморье, из Забайкалья и Порт-Артура — в июне 1898 года Россия получила концессию на строительство южной ветки КВЖД (впоследствии известной как Южно-Манчжурской железной дороги), которая должна была обеспечить выход к КВЖД Дальнего (Даляня) и Порт-Артура (Люйшуня), расположенных на Ляодунском полуострове, арендованном Российской империей в марте 1898 года согласно Русско-китайской конвенции 1898.
Домики русских рабочих на восточной линии КВЖД.
В связи с протяженностью магистрали первоначально было принято решение о разукрупнении строительства на отдельные участки с назначением на них собственных руководителей. Линия между станциями Маньчжурия в Забайкалье и Пограничная в Приморье была разделена на 13 строительных участков, линию от Харбина до Порт-Артура разделили на 8 участков.
КВЖД. Корейцы рабочие
В 1899 году в империи Цин вспыхнуло восстание ихэтуаней (Боксёрское восстание), продолжавшееся до 1901 года включительно, что вызвало перерывы в строительстве ряда участков КВЖД. Тем не менее, 5 (18) июля 1901 года было открыто временное движение поездов и перевозки грузов по всей протяженности КВЖД. В связи с исчезновением необходимости деления дороги на строительные участки их начали сливать в объединения, а затем упразднили должности начальников отделений и вновь подчинили всю дорогу непосредственно главному инженеру.
КВЖД. Китайские рабочие
Участвуя в созданной для подавления восстания ихэтуаней «Союзной армии восьми держав» (Великобритания, Франция, Германия, США, Россия, Япония, Италия, Австро-Венгрия) Российская империя воспользовалась этой возможностью и оккупировала северо-восточные провинции Китая для получения дополнительных преимуществ в этом регионе. Однако её сепаратные переговоры с китайским правительством после подавления восстания успехом не увенчались из-за мощного противодействия других держав. В связи с этим правительство Российской империи в августе 1903 года создало Дальневосточное наместничество во главе с адмиралом Е. И. Алексеевым и поручило ему проведение дальнейших переговоров непосредственно с цинским двором.
1(14) июня 1903 года Строительное управление КВЖД передало дорогу Эксплуатационному управлению, что стало официальной датой открытия КВЖД. При подведении итогов строительных работ стоимость сооружения одной версты КВЖД составила 152 тыс. рублей.
В октябре 1898 года первый паровоз прибыл по КВЖД на станцию Харбин.
Завершение сооружения КВЖД сразу же увеличило достоинства положения Маньчжурии, превратив эту отсталую территорию в экономически развитую часть империи Цин. К 1908 году, за неполные 7 лет, население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15,8 млн человек за счёт притока из собственно Китая. Развитие Маньчжурии пошло такими стремительными темпами, что уже через несколько лет Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали дальневосточные российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Избыток населения в Маньчжурии привел к тому, что летом десятки тысяч китайцев ежегодно перебирались на заработки в российское Приморье, где по прежнему не хватало российского населения, что продолжало тормозить развитие края.
Поражение России в войне с Японией сказалось и на дальнейших перспективах КВЖД. По Портсмутскому мирному договору большая часть южной ветви КВЖД (участок от Чанчуня на юг), оказавшаяся на оккупированной японцами территории, была передана Японии, образовав Южно-Манчжурскую железную дорогу (ЮМЖД). Это положило конец планам правительства Российской империи использовать КВЖД для выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, но в то же время благотворно повлияло на возобновление строительства Амурской железной дороги.
Пульмановский вагон класса Люкс с открытой смотровой площадкой
В 1908 году Тобольский губернатор Н. Л. Гондатти в докладной записке на имя В. Плеве настаивал на постройке Амурской железной дороги и прокладке второй колеи на Сибирской и Забайкальской железных дорогах, без чего Амурская железная дорога имела бы лишь местное значение. В 1911 году Л. Н. Гондатти был назначен генерал-губернатором Приамурского края, после чего ему удалось реализовать за счёт строительства уникального по тем временам моста через Амур планы соединения Уссурийской железной дороги с Амурской железной дорогой с выходом на Забайкальскую железную дорогу.
В салон-вагоне курьерского поезда, 1909 г.
В 1910 году состоялось объединение Русско-Китайского Банка (обладавшего правом на КВЖД), и Северного банков с образованием Русско-Азиатского банка с первоначальным капиталом 45 млн рублей, из которых Северный банк предоставил 26 млн рублей, а Русско-Китайский банк — 19 млн рублей.
Акционерное Общество КВЖД также участвовало в оборудовании морского порта во Владивостоке и при посредничестве Русского Восточно-Азиатского пароходства совершало рейсы в порты Японии, Кореи и Китая. К 1903 году Общество КВЖД уже владело своей собственной флотилией из 20 пароходов.
КВЖД. Вход в Хинганский тонель
29 ноября (12 декабря) 1917 года Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов распустил все организации и объявил себя единственным органом власти на КВЖД, а 4 (17) декабря отстранил Д. Л. Хорвата от управления дорогой и назначил комиссаром дороги Б. А. Славина.
Хинганский тоннель, вид с выезжающим из портала паровозом, возле ст. Хинган, 1903 г.
13 (26) декабря 1917 года в Харбин по просьбе Д. Л. Хорвата вступили китайские войска под командованием Чжан Цзолиня и разогнали Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов.
КВЖД. Западная лин. на р. Ялу.
16 марта 1920 года китайские войска под командованием майора Ло Бина заняли Штаб русского главнокомандующего в Харбине и к 19 марта полностью оккупировали полосу отчуждения КВЖД. Это стало фактическим концом существования охранной стражи КВЖД.
КВЖД. Линия ж.д. по берегу р.Май-хэ
С апреля 1921 по октябрь 1924 управляющим КВЖД был инженер Б. В. Остроумов.
КВЖД. Линия ж.д. через Тайгу
31 мая 1924 года СССР и Китайская республика подписали «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой», по которому между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения, а правительство СССР отказалось от «специальных прав и привилегий», после чего были ликвидированы российские концессии в Харбине, Тяньцзине и Ханькоу при обязательстве китайского правительства не передавать эти права и привилегии третьей державе. КВЖД оставалась под управлением и обслуживанием советской стороны.
КВЖД. Маленькая кумирня у дороги
30 марта 1926 года главнокомандующий китайскими войсками в Харбине расформировал все выборные органы общественного самоуправления, взамен которых был образован Временный комитет, в состав которого вошли только китайцы.
КВЖД. Скалистая выемка близ ст. Джеланьтунь
10 июля 1929 года китайские милитаристы фактически захватывают КВЖД, арестовывают свыше 200 советских служащих дороги, 35 из них депортируют в СССР, что стало началом событий, известных в истории как «Конфликт на КВЖД».
Арестованные служащие советского консульства.1929. Харбин
17 июля 1929 года правительство СССР объявило о разрыве дипломатических отношений с Китаем, в ноябре 1929 года Особая Краснознамённая Дальневосточная армия провела операцию по восстановлению контроля КВЖД. 22 декабря 1929 года в Хабаровске уполномоченный Китайской республики Цай Юаньшэнь и уполномоченный СССР, агент НКИД Симановский поставили подписи под «Хабаровским протоколом», согласно которому на КВЖД было восстановлено статус-кво в соответствии с Пекинским и Мукденским договорами.
КВЖД. Скалистая выемка близ ст. Сяолинь.
КВЖД. Скалы близ Джелантуня
В сентябре 1931 года Япония начала освобождение Маньчжурии от китайского владычества, 18 сентября японские войска вторглись в Северную Маньчжурию. 5 февраля 1932 года японские войска заняли Харбин и затем включили его в состав государства Маньчжоу-Го, создание которого 1 марта 1932 года провозгласили губернаторы, собранные японцами в Мукдене. Следует разрыв отношений Маньчжоу-Го с Китайской республикой.
КВЖД. Скалистая выемка
19 сентября 1934 года завершились многомесячные переговоры о продаже советской стороной КВЖД правительству Маньчжоу-го. Сумма согласованной сделки составила 140 млн иен, которые вел Генеральный консул СССР в Харбине М. Славуцкий. 23 марта 1935 года СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД. Было согласовано, что в денежном выражении Маньчжоу-Го уплатит 1/3 суммы, оставшиеся 2/3 суммы будут погашены в течение трех лет поставками японских и маньчжурских фирм по заказам СССР в Японии. После подписания сделки Маньчжоу-Го немедленно внесла 23,3 млн иен.
Горы и линия железной дороги за Саншилипу
Под контролем Маньчжоу-Го, дорога была перешита на европейскую (1435 мм) колею, повсеместно используемую на других железных дорогах Китая.
КВЖД. Южная линия. Долина р. Асан-Хэ
20 августа 1945 года войска 2-го Дальневосточного фронта и корабли Амурской флотилии при поддержке воздушного десанта овладели Харбином. КВЖД вернулась под контроль СССР.
КВЖД. Южная линия. Мост на р. Лякин-Хэ
14 февраля 1950 года в Москве состоялось подписание Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, соглашения о Китайской Чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем (безвозмездно передававшимся Китаю), и соглашения о предоставлении СССР правительству КНР долгосрочного экономического кредита. В 1952 году с передачей Китайской Чанчуньской железной дороги Китаю российская история КВЖД была завершена.
Общий вид поста пограничной стражи
По состоянию на 2012 г, в китайских железнодорожных расписаниях числится по крайней мере один поезд, проходящий по всей линии бывшей КВЖД. Пассажирский поезд 4192/4194/4195 покрывает 1529 км от Маньчжоули до Суйфэньхэ за 25 часов. По большей части линии (напр, от Маньчжоули до Харбина, или от Харбина до Муданьцзяна) проходят и скорые поезда.
Граница Маньчжурии и России
Общий вид поста пограничной стражи
Пост пограничной стражи на линии КВЖД
КВЖД. Станция Пограничная. Китайский базар
КВЖД. Пристань станицы Новгородской по р. Сунгари.
Ст. Манчжурия (Маньчжоу-ли)
Ст. Маньчжурия — Базар. Зеленые ряды
Ст Маньчжурия. Александровский проспект
КВЖД. ст. Маньчжурия. Вокзал
Ст Маньчжурия. Вокзал, вид с привокзальной площади
КВЖД. Ст. Манчжурия. Крутицкий проспект
КВЖД. ст. Маньчжурия. Касимовский проспект.
Станция Бухай
КВЖД, Станция Силиньхэ
КВЖД. Станция Вафандьян
КВЖД. Станция Гуньчжулин
КВЖД. Станция Дандонг
КВЖД. Станция Ханьдаохэцзы. Улица за вокзалом
Бойницы в д. Сахэпу.
Сансин. Главная улица
Ст. Мулин. Парк
Станция Айсадзян. 14 августа 1904 г. за минуту до отхода с нее последнего поезда
Станция на КВЖД. Китайские торговцы у водогрейни.
КВЖД. Управление ж.д. в Харбине
КВЖД. Харбин Вокзал
КВЖД. Харбин. Мост через реку Сунгари
Охрана моста через р. Сунгари.
Сотрудники Американского Красного Креста на станции КВЖД
Большая улица в Аже-Хэ
Кумирня в Аже-Хэ
Намогильное сооружение в Аже-Хэ
Красный Крест в Инкоу

>Конфликт на КВЖД

Конфликт на КВЖД

12 октября—22 декабря 1929

Китай

Разгром китайских войск.
Хабаровский протокол.

Конфликт на КВЖД

Бойцы РККА с захваченными Гоминьдановскими знамёнами
Дата Место Итог
Противники
СССР Китайская Республика
Командующие
Блюхер Василий Константинович Чан Кайши
Чжан Сюэлян
Силы сторон
См. Силы сторон См. Силы сторон
Военные потери
281 человек убито
729 человек ранено
7 кораблей уничтожено
более 2000 человек убито
1000 ранено
более 8550 взято в плен

Конфликт на КВЖД (Дальневосточный конфликт) — советско-китайский вооружённый конфликт, произошедший в 1929 году после захвата Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.

Предыстория конфликта

После революции в России Китайско-Восточная железная дорога стала объектом спора крупнейших мировых держав. В 1918—1920 Япония пыталась овладеть дорогой, на Вашингтонской конференции только протест Китая и не приглашенной к обсуждению РСФСР, а также разногласия среди стран-участниц конференции не позволили достигнуть соглашения об установлении интернационального контроля над ней.

1924 стал годом установления дипломатических отношений СССР со многими капиталистическими странами: Великобританией, Францией, Японией, Италией. 31 мая этот список был пополнен Китаем. При этом КВЖД признавалась совместным советско-китайским коммерческим предприятием. В Китае в то время продолжалась гражданская война. На юге страны с центром в Кантоне существовало правительство Гоминьдана, возглавляемое Сунь Ятсеном, на севере — в Пекине — другое правительство, бывшее, однако, игрушкой в руках десятка военных губернаторов, которые вели борьбу за контроль над ним на территории от Янцзы до границ СССР.

В марте 1925 Сунь Ятсен умер. Новый лидер Гоминьдана Чан Кайши начал поход на север. После того, как он завершил объединение страны под своим началом (июнь 1928 года) и перевел столицу в Нанкин, все Великие Державы, кроме СССР, признали его правительство. В то же время Маньчжурия фактически оставалась под контролем сына Чжан Цзолиня – Чжан Сюэляна.

Чжан Цзолинь одно время получал от японцев товары и оружие, но в 1928 решил порвать с ними и был убит. Чжан Сюэлян присоединился к Чан Кайши, чтобы пользоваться его покровительством в отношениях с японцами (он отказался платить Японии по займам отца). Именно силы Чжан Сюэляна были непосредственными участниками боевых действий против СССР.

Советская сторона считала, что к агрессии его подтолкнул Чан Кайши, которого, в свою очередь, вынуждали на это русские эмигранты-белогвардейцы и правительства западных держав, желающие испытать боевые качества Красной армии и ослабить позиции СССР в регионе. Hезадолго до этого в 1927 году был проведён ряд враждебных акций против советских посольств и торговых представительств в Великобритании, Германии, Польше и Китае. Таким образом конфликт на КВЖД рассматривался советской стороной как часть большого заговора империалистов против СССР.

На Западе утверждали, что истинная причина захвата дороги китайцами заключалась в том, что КВЖД под управлением Советов начала приносить намного меньше прибыли, что опустошало китайскую казну. Так, в 1924 году доход КВЖД составлял 11 миллионов рублей, в 1926 г. — почти 20 млн. руб., а начиная с 1927 года прибыли дороги начали неудержимо падать. В 1927 г. — меньше 10 млн. рублей, в 1928 году — менее 5 млн. руб., хотя канадские и американские эксперты утверждали, что КВЖД способна приносить до 50 млн. золотых рублей ежегодно. (Данные Otto Mossdorf, «Der Mandschuriche Konflikt des Jahres 1929, 50-63).

Силы сторон

Китайские войска в окопах, КВЖД, 1929 г.

Находящаяся под началом Чжан Сюэляна Мукденская армия насчитывала 300 000 человек. Она была сосредоточена в основном по четырём направлениям:

  • Забайкальское — 59 тыс. чел., 107 пулемётов, 70 орудий, 100 бомбомётов, 2 бронепоезда, 3 самолёта
  • Благовещенское — 5 тыс. чел.
  • Сунгарийское — 5,5 тыс. чел., 26 пулемётов, 20 орудий и 16 бомбомётов
  • Приморское — 63 тыс. чел., 200 пулемётов, 120 орудий, 110 бомбомётов

Также под командованием Чжан Сюэляна было 70 тыс. белогвардейцев и 11 кораблей Сунгарийской флотилии.

Советские войска насчитывали лишь 18 521 чел., однако были лучше вооружены и подготовлены.

Хронология событий

Начальный этап

Начиная с декабря 1928 года маньчжурские власти начали предпринимать попытки по захвату КВЖД. После пропагандистской кампании в прессе китайская полиция Харбина 22 декабря захватила телефонную станцию КВЖД.

29 декабря был спущен флаг КВЖД, состоящий из китайского, пятицветного наверху и советского красного внизу. Вместо него был вывешен флаг Гоминьдана.

В начале 1929 года китайские власти потребовали, чтобы распоряжения советского генерального управляющего дорогой согласововались с китайскми советниками. 2 февраля 1929 года советская сторона предложила правительству в Мукдене обсудить наметившиеся разногласия. Но встреча советского генерального консула в Харбине Бориса Мельникова с Чжан Сюэляном окончилась взаимными обвинениями и ссорой.

Китайская кавалерия на улицах Харбина, 1929 г.

27 мая 1929 года китайская полиция ворвалась в помещение советского генерального консульства в Харбине и захватила часть документов. Некоторые из них были наполовину сожжены. Среди захваченного имущества были найдены две искусно сделанные печати, которые использовались для того, чтобы запечатывать письма и посылки с пропагандистскими материалами и отсылать их под видом американских и японских почтовых отправлений. Под предлогом того, что в консульстве проходила встреча работников Коминтерна, были арестованы 80 человек, в том числе 42 сотрудника консульства.

31 мая заместитель Наркоминдела Карахан передал китайскому поверенному в делах в Москве Hsia Wei-sung ноту протеста и потребовал немедленного освобождения арестованных и возвращения захваченного имущества.

1 июня часть китайских дипломатов покинула Москву.

9 июля президент совета директоров КВЖД Люй Чжунхуан назначил члена совета директоров Fan Chikuan заместителем генерального управляющего КВЖД. Люй потребовал, чтобы начальниками всех ключевых отделов на дороге стали китайцы, и чтобы все распоряжения советского управляющего заверялись подписью Фэна. Когда генеральный управляющий КВЖД Емшанов отказался выполнять распоряжение Люя, китайские власти 10 июля захватили телеграф, через который советские работники направляли сообщения в Москву, закрыли конторы торгпредства, Далгосторга, Совторгфлота, нефтяного и текстильного синдиката и штаб-квартиру железнодорожного профсоюза. Начались аресты советских работников КВЖД под предлогом того, что они занимались коммунистической пропагандой.

11 июля Люй уволил Емшанова и всех начальников отделов и немедленно заменил их китайцами или принявшими китайское подданство белоэмигрантами. Это было сделано под предлогом нарушения Емшановым и другими советскими служащими статьи 6 Советско-китайского соглашения от 1924 года (пропаганда, направленная против политической и социальной системы Китая, планы по свержению китайского правительства, уничтожение КВЖД и пр.).

13 июля Карахан выслал правительствам в Мукдене и Нанкине ноту протеста. В ней указывалось на незаконность действий китайских властей. Там же отмечалось, что маньчжурские войска предвинулись к советской границе, и есть основания предполагать, что Мукден планирует заслать на территорию СССР отряды белогвардейцев. В связи с этим СССР заявлял решительный протест и обращал внимание китайской стороны на исключительную серьезность положения. Там же выражалась готовность советской стороны решить конфликт мирным путем, если граждане СССР будут освобождены, а противоправные действия прекращены. В противном случае Китаю будут грозить серьезные последствия.

Нота протеста осталась без последствий. По словам американского консула в Харбине китайские власти «заставили себя поверить в то, что Советы никогда не перейдут от слов к делу».

15 июля генерал Chang Ching-hui, гражданский администратор особой зоны, приказал передать все библиотеки КВЖД с сотнями тысяч ценных книг в распоряжение Китайской администрации по просвещению. По его распоржению подразделение КВЖД, отвечающее за вопросы земельной собственности, присоединялось к Китайской земельной администрации, а 12 скотобоен и 2 санитарные станции национализировались. Между тем заместитель управляющего Фэн закрыл отделы по делам пароходств и рационализации труда, что вызвало массовые увольнения советских служащих.

16 июля китайская сторона прислала ответ на ноту Карахана, в котором говорилось о том, что Китай вынужден пойти на меры по поддержанию общественного порядка, и действия властей северных провинций являются ответными мерами на противоправные действия советской стороны. Там же указывалось, что в СССР были арестованы без предъявления обвинений тысячи китайских эмигрантов и торговцев, а тысячи оставшихся на свободе китайцев поставлены в условия, в которых они не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь. Китай согласен отпустить советских служащих КВЖД, если СССР отпустит всех китайских граждан, арестованных по политическим мотивам, и если всем китайским гражданам, торговцам и организациям будет гарантирована должная защита.

17 июля советская сторона направила ответ, в котором нота нанкинского правительства признавалась неудовлетворительной. В виду невозможности решить конфликт СССР отозвал своих дипломатических, консульских и торговых представителей и выслал из страны китайских официальных лиц. Ответственность за случившееся была возложена на нанкинское правительство.

19 июля китайское правительство опубликовало манифест, в котором объясняло другим державам свою позицию в конфликте.

Движение на железной дороге в районе станции Пограничная было остановлено 14 июля, а 17 июля на границе был остановлен транссибирский экспресс, следовавший из Харбина.

20 июля нанкинское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с СССР.

Военные действия

Самолёты Р-1 19-го авиационного отряда «Дальневосточный Ультиматум», 1929 г.

В течение следующих недель на границе велись активные маневры советских войск. Баражировали аэропланы, в районе станции Пограничной были установлены мощные прожектора. Под Благовещенском были проведены артиллерийские учения. Китайская сторона не делала никаких особых военных приготовлений, и приграничные районы в Китае охватила паника — жители были уверены в скором советском вторжении.

22 июля Цай Юньшэн, поверенный мукденского правительства по иностранным делам в Харбине, обратился к советскому консулу Мельникову и предложил соглашение: советские служащие КВЖД будут освобождены, а конфликтная ситуация решена в порядке переговоров. В течение нескольких недель советская и китайская сторона обменивались депешами, что не дало результата (нанкинское правительство послушало немецких военных советников, которые утверждали, что СССР не в состоянии начать войну). Дальнейшие переговоры велись при посредничестве немецкого министерства иностранных дел.

7 августа была образована Особая Дальневосточная Красная Армия (ОДКА). В новой ноте от 28 августа СССР заявил, что действия китайской стороны провоцируют войну. Она, как и ноты от 9 сентября и 25 сентября оставались без ответа в течение длительного времени. Между тем на границе постоянно происходили мелкие стычки, которые провоцировались поочередно каждой из сторон. Многие жители приграничной полосы организовали отряды самообороны, чтобы давать отпор как китайским, так и советским войскам.

С обеих сторон велась активная пропаганда: китайцы обвиняли красноармейцев в зверствах, а СССР китайцев — в субсидировании отрядов белогвардейцев. В обоих случаях имело место преувеличение. Независимое следствие не подтвердило фактов военных преступлений со стороны Красной армии, в то же время обвинения мукденского правительства в науськивании белогвардейцев на советские приграничные поселки были несостоятельны: Чжан Сюэлян фактически не контролировал партизанское движение на своей территории.

Танк МС-1 (Т-18), КВЖД, 1929 г.

12 октября началась Сунгарийская наступательная операция ОДКА. В ходе боя под Лахасусу Амурская флотилия уничтожила 7 из 11 вражеских кораблей (в свое время конфискованных китайцами у Германии по окончании Первой мировой войны). На следующй день Лахасусу был взят. Китайские войска начали отступать в беспорядке по направлению к Фучину и советская кавалерия и пехота во время преследования уничтожили более 500 солдат и офицеров противника. Всего китайские потери составляли почти 1000 человек убитыми и ранеными.

Китайские солдаты, добравшись до Фучина, принялись за грабежи магазинов и убийства гражданских лиц. В то же время Красная армия захватила крупные военные склады, в том числе большое количество продовольствия, но жалоб на ее действия от гражданских лиц не поступало.

Существовала опасность, что китайские войска могут превзойти советские по численности в соотношении 3 к одному, поэтому командование Красной армии приняло решение начать наступательную операцию, чтобы разгромить противника до того, как он соберется с силами. Была выпущена директива, согласно которой советская сторона отказывалась от каких-либо территориальных притязаний и намеревалась только разгромить армии милитаристов и освободить заключенных. Был сделан особый упор на то, что гражданские строения и организации не будут подвергаться нападению.

Вопреки ожиданиям мукденских властей и их западных союзников моральный дух красноармейцев был весьма высок. Политработники разучивали с солдатами специально сочиненные песни:

Вьются рельсы вдалеке
И колечком вьется дым.
Мы свою КВЖД
Никому не отдадим.
Мы дрались и будем драться,
Хоть не хочем воевать,
Мы заставим Чжана сдаться
И права наши признать.

Также в ходу были частушки:

Чан Кайши всегда воюет,
Но напрасно ждет побед:
Он воюет как торгует —
С перерывом на обед.
Показала свою прыть
Наша кавалерия.
Чан Кайши ночей не спит —
Стала дизинтерия.
Метко бьют винтовки наши,
Хорошо свистят клинки,
Эх, и всыпали мы каши
Вам, буржуйские сынки.

30 октября—3 ноября в 60 км выше по течению Сунгари проведён второй этап Сунгарийской операции — Фугдинская операция.

Пилот самолёта Р-1 19-го авиационного отряда «Дальневосточный Ультиматум», 1929 г.

Советское наступление было направлено на два укрепленных региона с центрами в Маньчжоули (Manchuli) и Чжалайноре (Chalainor). В этих районах китайцы прорыли многие километры противотанковых рвов и построили укрепления. Наступление в ходе Мишаньфусской операции началось в ночь на 17 ноября. Мороз стоял около –20 градусов. Чтобы обеспечить эффект внезапности, были предприняты все меры к должной маскировке. Перейдя замерзшую реку Аргунь, Красная армия атаковала китайцев на рассвете. Первая линия обороны была смята в течение нескольких минут. В то же время кавалерия перерезала железную дорогу у Чжалайнора, так что китайские войска не могли ни отступить по ней, ни получить подкрепления. Оказавшись в ловушке, китайцы оказали бешеное сопротивление, несмотря на потери (почти весь китайский 14-й полк был перебит). 18 ноября бойцы 35-й и 36-й стрелковых дивизий КА при поддержке танков сумели сломить сопротивление противника прежде, чем замеченные с воздуха подкрепления успели подойти. Остатки китайских солдат были уничтожены кубанскими кавалеристами.

Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество. 19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.

Утром 20 ноября силы Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили китайским властям ультиматум. Город был захвачен; китайские потери составляли 1500 человек убитыми, 1000 раненными и 8300 пленными. КА потеряла 123 человека убитыми и 605 ранеными. Командующий Северо-Западным фронтом Лян Чжуншян со своим штабом и более 250 офицеров Мукденской армии попал в плен.

Хабаровский протокол

Чжан Сюэлян был готов подписать мир на советских условиях через 48 часов после начала вторжения. 19 ноября поверенный по иностранным делам Цай Юньшэн направил телеграмму представителю Наркоминдела в Хабаровске А. Симановскому о том, что два бывших сотрудника советского консульства в Харбине отправляются в сторону фронта Пограничная-Гродеково и просят, чтобы их встретили. 21 ноября двое русских — Кокорин, прикомандированный к немецкому консульству в Харбине с тем, чтобы помогать советским гражданам после разрыва дипломатических отношений с Китаем, и Нечаев, бывший переводчик КВЖД, — перешли на советскую сторону в районе станции Пограничная вместе с китайским полковником. Кокорин передал советским властям послание Цай Юньшэна, что тот уполномочен мукденским и нанкинским правительством приступить к немедленным мирным переговорам и просит СССР назначить официальное лицо для встречи с ним.

22 ноября Симановский передал им ответ советского правительства, и три посланники направились назад в Харбин. В ответной телеграмме было сказано, что СССР готов пойти на мирное урегулирование конфликта, но считает невозможным вступать в переговоры на прежних условиях, которые были оглашены через МИД Германии 29 августа, пока Китай не признает status quo ante на КВЖД на основе Пекинского и Мукденского соглашений 1924 года, не восстановит в должности советского управляющего дорогой и не отпустит всех арестованных. Как только СССР получит подтверждение выполнения данных условий, все китайские заключенные, попавшие под арест в связи с конфликтом на КВЖД, также будут отпущены, а советская сторона примет участие в мирной конференции. Чжан Сюэлян выразил согласие — его ответ пришел в Наркоминдел 27 ноября. Литвинов ответил в тот же день и попросил Чжан Сюэляна направить своего представителя в Хабаровск.

3 декабря 1929 года Цай Юньшэн и Симановский подписали предварительное соглашение. 5 декабря Чжан Сюэлян телеграммой подтвердил согласие с его условиями. 13 декабря Цай Юньшэн прибыл в Хабаровск. Было объявлено, что полномочия Люй Чжунхуа как президента КВЖД прекращаются с 7 декабря. Симановский объявил, что советское правительство назначает генеральным управляющим дорогии Юлия Рудого. 22 декабря был подписан Хабаровский протокол по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием. 30 декабря Рудый приступил к выполнению своих обязанностей.

Последствия

После подписания Хабаровского протокола все военнопленные и арестованные в связи с конфликтом на КВЖД были отпущены на свободу, а советские войска выведены с территории Китая. Последний отряд вернулся в СССР 25 декабря 1929 года. Вскоре нормальная работа КВЖД была восстановлена.

Одной из целей советской стороны в данной войне было убеждение местного населения в том, что Советский Союз — друг китайцев. Военнопленных, перевезенных под Читу, хорошо кормили; среди них работали опытные политические работники, которые агитировали китайских солдат за советскую власть. На бараках красовались лозунги на китайском языке «Мы и Красная армия — братья!». В лагере выходила стенгазета под названием «Красный китайский солдат». Уже через два дня 27 китайских военнопленных подали заявления о вступлении в Комсомол, а 1240 человек подали заявление с просьбой оставить их в СССР.

В 1931 Манчжурия была окончательно оккупирована Японией. В 1935 году после многочисленных провокаций в районе дороги КВЖД была продана Маньчжоу-Го.

Литература

  • Аблова Н.Е. «История КВЖД и Российской эмиграции в Китае»
  • Бутлицкий Е. и Теплов Д. «Военная угроза на Дальнем Востоке. Что происходит на Советско-китайской границе. Москва:ГИЗ, 1929
  • Горшенин И. «Маньчжурия и угроза японо-американской войны. Москва: Партийное издательство, 1933
  • Иванов С.В. «В борьбе за мир. О Краснознаменной Дальневосточной» Хабаровск: 1930
  • Липман Н. «Записки красноармейца-дальневосточника. Москва: Молодая гвардия, 1930 г.
  • Костарев Николай «Граница на замке. (Об ОДВА)» Москва:Молодая гвардия, 1930
  • Конев Н. «На советско-китайской границе». Москва, 1930
  • Кулагин Владмимр Михайлович и Яковлев Николай Николаевич «Подвиг Особой Дальневосточной». Москва? Молодая гвардия, 1970
  • Россия и СССР в войнах XX века, потери вооруженных сил (статистическое исследование)/ под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. — М.: «Олма-Пресс», 2001.
  • (Советско-китайский военный конфликт (1929 г.))
  • Фелюнинский И.И. «На Востоке»
  • Харджиев Н. «Особая Дальневосточная». Москва, 1930
  • Чуйков В.И. «Миссия в Китае»
  • Шталь А.В. «Малые войны 1920-1930 годов»
  • The Damned Inheritance. The Soviet Union and the Manchurian Crises. 1924-1935 by George Alexander Lensen

См. также

  • Список войн XX века

Войны и вооружённые конфликты России

Древние
славяне

Столкновение славян с Византией (493) | Набеги славян на Фракию | Война антов с аварами | Осада славянами Фессалоников | Осада Константинополя (626) | Походы Византии на славян: 688 • 783 | Походы русов на Византию: 830-е • 860

Киевская
Русь

Каспийские походы русов | Русско-византийские войны: 907 • 941−944 • 970−971 • 988 • 1024 • 1043 | Набег русов на Бердаа | Хазарский поход Святослава (964−969)

Русские
княжества

Царство
Русское

Казанские походы | Русско-шведские войны: 1554−1557 • 1563−1583 • 1590−1595 • 1614−1617 • 1656−1658 • 1700−1721 | Русско-польские войны: Ливонская война • 1605−1618 • Смоленская война • 1654−1667 | Русско-турецкие войны: 1568−1570 • 1676−1681 • 1686−1700 • 1710−1713 | Русско-крымские войны: Крымский поход на Москву • Молоди • Крымские походы | Присоединение Сибири | Крестьянские войны: Восстание Хлопка • Восстание Болотникова • Крестьянская война под предводительством Степана Разина • Булавинское восстание

Российская
империя

Русско-персидские войны: 1722−1723 • 1796 • 1804−1813 • 1826−1828 • Русская интервенция в Персию | Русско-польские войны: Польское наследство • Барская конфедерация • 1792 • Восстание Костюшко • Восстание (1830) • Восстание (1863) | Русско-турецкие войны: 1735−1739 • 1768−1774 • 1787−1792 • 1806−1812 • 1828−1829 • 1877−1878 | Русско-шведские войны: 1741−1743 • 1788−1790 • 1808−1809 | Семилетняя война | Крестьянская война под предводительством Пугачёва | Русско-французские войны: 1798−1800 • 1805 • 1806−1807 • Отечественная война • Заграничный поход русской армии (1813−1814) | Англо-русская война | Кавказская война | Присоединение Средней Азии | Венгерское восстание (1848−1849) | Крымская война | Русско-японская война | Первая мировая война

Советская
Россия/СССР

Гражданская война | Советско-польская война | Советско-грузинская война | Афганский поход Красной Армии | Советско-китайские пограничные конфликты: КВЖД • Даманский • Жаланашколь | Советско-японские пограничные конфликты: Хасан • Халхин-Гол | Советско-финские войны: 1918−1920 • 1921−1922 • 1939−1940 | Польский поход РККА | Вторая мировая война: Великая Отечественная война (финский фронт) • Советско-японская война | Холодная война: Венгерское восстание • Ввод советских войск в Чехословакию • Афганская война

Российская
Федерация

Конфликт на КВЖД: как СССР и Китай за царское наследство воевали

В июле 1929 года начался вооружённый конфликт на Китайско-Восточной железной дороге

Вооружённый конфликт на КВЖД стал крупнейшим с участием СССР со времен окончания Гражданской войны в России и Советско-польской войны. Одновременно он же стал прологом к целой серии подобных конфликтов, периодически вспыхивавших на дальневосточных границах Советского Союза в последующее десятилетие. На их фоне события второй половины 1929 года померкли и отошли в тень. Но нельзя не признать, что для СССР конфликт на КВЖД стал первой серьезной проверкой статуса страны на международной арене. И эту проверку она выдержала с честью, доказав как способность к дипломатической игре, так и готовность с оружием в руках отстаивать советские интересы.

Летчик 19-го авиационного отряда «Дальневосточный ультиматум» в кабине своего самолета Р-1. На борту хорошо видна эмблема отряда: кулак с красной звездой и надпись «ННН’Аа!»

Дорога к конфликту

Конфликт вокруг КВЖД был неизбежен, поскольку едва-едва оправившийся от многолетней гражданской войны Китай предпринимал колоссальные усилия для восстановления своего суверенитета и сохранения территориальной целостности. Проходившая по китайской территории железная дорога, построенная по инициативе России в конце XIX – начале ХХ века, хотя и была формально совместным коммерческим предприятием двух стран, рассматривалась Китаем в лице предводителя Гоминьдана маршала Чан Кайши как несомненная угроза — если не в настоящее время, то в будущем.

Сыграло свою роль и обострение отношений между гоминьдановским правительством и Советским Союзом после того, как китайские коммунисты, которых безусловно поддерживала Москва, превратились в противников Чан Кайши. В такой ситуации любой объект, на котором присутствовали советские граждане, а тем более официальные советские представители, рассматривался правительством в Нанкине, ставшем столицей чанкайшистов, как источник вражеской пропаганды и инструмент советского влияния.

Строевые занятия в одном из подразделений Мукденской армии, Маньчжурия, 1929 год

Впрочем, подобное отношение правительство Чан Кайши демонстрировало не только к советским объектам. 27 апреля 1929 года оно направило иностранным державам особую ноту, в которой потребовало отмены права экстерриториальности. Но откровеннее всего недовольство китайской власти чувствовали на себе именно советские специалисты и сотрудники КВЖД, а также работники советских дипломатических миссий. Это давление росло постепенно, но неуклонно. Первые инциденты, вызвавшие несколько грозных дипломатических нот из Москвы, были зафиксированы в 1925 году. За ними последовал всплеск подобных ЧП в 1927 году. К примеру, китайские солдаты и полицейские захватили и разгромили советское полпредство в Пекине. А после того, как в 1928 году Чан Кайши и его правительство в Нанкине получили международное признание, в том числе и со стороны СССР, и начали процесс интеграции Маньчжурии в состав Китая, события вокруг КВЖД начали развиваться стремительно.

Белый фактор

Возможно, ситуация вокруг Китайско-Восточной железной дороги не стала бы столь катастрофической, не осядь в Маньчжурии эмигранты из России. Это были бывшие русские подданные, воевавшие на стороне белой армии и отказавшиеся жить при новой власти. Таких, по разным оценкам, к середине 1920-х годов насчитывалось около 200 тысяч человек, не считая тех русских, кто работал на КВЖД еще с дореволюционных времен. Существенная часть белой эмиграции в Маньчжурии, центром которой стал город Харбин, готова была продолжать вооруженную борьбу с советской властью, и поэтому уступки и соглашения, на которые шли китайские власти в отношении КВЖД, воспринимала в штыки.

Русское подразделение, входившее в состав Мукденской армии в Маньчжурии

Китайские власти хорошо понимали, что могут усиливать давление на персонал КВЖД и опосредованно на советское правительство за счет белоэмигрантских боевых групп. При этом китайские власти совершенно справедливо утверждали, что эти люди не являются китайскими гражданами, впрочем, как и никакими другими (такой правовой статус русские эмигранты в Китае получили после 1920 года, когда эта страна отказалась признавать экстерриториальные права граждан Российской империи), а следовательно никакие китайские власти не могут нести ответственность за действия таких персон.

В то же самое время многие бывшие русские офицеры и солдаты, оказавшиеся в эмиграции в Маньчжурии, в силу тяжелого материального положения начали вступать в национальные вооруженные подразделения, в частности, в армию маньчжурского губернатора Чжан Сюэляна. Там же служило и немалое число бывших сотрудников КВЖД, в 1925 году оставшихся без средств к существованию после китайского запрета принимать на работу людей без советского или китайского гражданства.

Личный состав бурят-монгольского кавалерийского дивизиона, входившего в состав Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года

Все эти социальные группы откровенно поддерживали стремление Чан Кайши вытеснить Советский Союз с КВЖД и вообще из Маньчжурии, не очень задумываясь над тем, что в конечном счете успех этой затеи приведет к тому, что из Китая начнут вытеснять вообще всех иностранцев. А по оценкам западных дипломатов, именно так и должны были развиваться события. Но эскалация конфликта вокруг КВЖД завершилась совсем не так, как это планировали в Нанкине. В итоге судьба Китая пошла по совершенно другому пути.

Китай начинает…

С декабря 1928 года действия китайского правительства по отношению к КВЖД приобрели откровенно агрессивный характер. 22 декабря была захвачена и обращена в китайскую собственность телефонная станция дороги в Харбине, 29 декабря на здании управления появился флаг Гоминьдана вместо флага КВЖД, а после Нового года китайская сторона стала требовать согласования всех решений управляющего дорогой с назначенными Нанкином советниками.

Летчики и техники отряда гидросамолетов Дальневосточной военной флотилии, принимавшие участие в конфликте на КВЖД в 1929 году

После этого инциденты на дороге и вокруг нее стали регулярными. Большинство из них сопровождались арестами советских граждан: к маю 1929 года их число перевалило за 2000 человек. 31 мая Москва потребовала освободить всех арестованных и вернуть захваченное имущество, а в ответ китайские дипломаты начали покидать Советский Союз. В начале июля Нанкин перешел к открытой агрессии, начав захватывать имущество КВЖД и повально заменять советских сотрудников на китайцев или белоэмигрантов под предлогом участия граждан СССР в антигосударственной коммунистической пропаганде.

17 июля Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Китаем, возложив ответственность за это на китайские власти. А через три дня ответный шаг предпринял Нанкин. К этому времени в Маньчжурии местные власти уже вовсю вооружали белоэмигрантов китайским и японским оружием, а к КВЖД начали подтягиваться китайские войска. Ситуация достигла апогея. И замерла: обе стороны копили силы и ждали, кто нанесет удар первым.

6 августа 1929 года Реввоенсовет СССР выпустил приказ о создании Особой Дальневосточной армии (ОДВА) под командованием командарма Василия Блюхера. Именно ОДВА была отведена роль основной военной силы Советского Союза, с помощью которой Москва намеревалась решить конфликтную ситуацию вокруг КВЖД: надежд на мирные переговоры уже не осталось. В состав армии вошли два стрелковых корпуса, две стрелковые дивизии, танковые и авиационные подразделения, Дальневосточная военная флотилия и пограничные войска. Общая численность армии едва достигала 18 тысяч человек.

Бойцы Мукденской армии возле легкой полевой пушки, 1929 год

Противостоявшая им Мукденская армия, а также вооруженные подразделения белоэмигрантов были гораздо более многочисленными. Численность китайских войск, по данным советской разведки на 8 августа, составляла около 300 тысяч человек, которых поддерживали около 70 тысяч вооруженных белых эмигрантов. Правда, все эти силы были сосредоточены в шести районах, из которых только два располагались непосредственно у советско-китайской границы, а четыре других — на линии КВЖД.

При таком неравенстве сил, которое лишь отчасти уравновешивалось лучшей подготовкой и вооружением Красной Армии, единственным вариантом одержать верх в прямом боестолкновении был превентивный удар. Но решиться на него Советский Союз смог только после 3 октября 1929 года, когда были восстановлены дипломатические отношения между Москвой и Лондоном. Этот шаг на фоне эскалации конфликта на КВЖД достаточно очевидно свидетельствовал, что ведущие мировые державы готовы сохранять нейтралитет, а то и поддержать Советский Союз, поскольку понимали, что в противном случае им тоже придется поступиться своими интересами в Китае.

Командующий Особой Дальневосточной армией командарм Василий Блюхер

… и проигрывает

12 октября части Отдельной Дальневосточной армии начали Сунгарийскую наступательную операцию, 30 октября — Фугдинскую, а 17 ноября — Маньчжуро-Чжалайнорскую. В результате этого удара была окружена и разгромлена наиболее крупная и опасная группировка китайских войск на северо-западном участке КВЖД, непосредственно примыкающем к территории СССР. Разгром был сокрушительным: части ОДВА потеряли всего 123 человека убитыми и около 600 ранеными, китайские — свыше 1500 погибшими.

Такое соотношение потерь касалось и всего вооруженного конфликта на КВЖД: советские войска потеряли 281 человека погибшими и 729 ранеными, Мукденская армия и белоэмигрантские отряды — около 2000 погибшими, около 1000 ранеными и свыше 8500 пленными. Такой исход категорически отличался от планов развития конфликта, которые прорабатывались в Нанкине. Уже 19 ноября китайская сторона начала настаивать на мирных переговорах.

Групповая фотография бойцов Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года

Они прошли 13 декабря в Хабаровске и завершились девять дней спустя подписанием Хабаровского протокола. По нему Советский Союз восстанавливал все свои права в отношении КВЖД, а Китай освобождал всех задержанных советских граждан и обязался ликвидировать все вооруженные белоэмигрантские отряды в Маньчжурии. КВЖД оставалась совместным советским предприятием еще пять лет, пока в 1935 году СССР не продал ее. К тому времени экономически она стала совершенно нерентабельной, а новый рост провокаций обещал очередной приграничный конфликт, чего Советский Союз пытался избежать.

Конфликт на КВЖД. Как Советский Союз принуждал к миру

Период с момента завершения Гражданской войны до начала Великой Отечественной только формально был для Советского Союза мирным временем. Напряжение в отношениях с соседями сохранялось всегда, и противостояние грозило в любой момент перейти в «горячую фазу».

За десять лет до боев с японцами на реке Халхин-Гол Красной армии пришлось противостоять на Дальнем Востоке другому противнику – гоминьдановскому Китаю.

«Яблоком раздора» стала Китайско-Восточная железная дорога.

Дорога министра Витте

Эта трасса строилась на рубеже XIX–XX веков как часть Транссибирской магистрали. Инициатором строительства магистрали, которая соединяла Читу с Владивостоком напрямую через территорию Манчжурии, был министр финансов Сергей Витте.

Согласно замыслу Витте, железная дорога должна была помочь Российской империи мирным путем завоевать принадлежащую Китаю Маньчжурию. Южная ветка магистрали соединяла Читу с Порт-Артуром.

Китай, находившийся под серьезным давлением Японии, вынужден был в обмен на российскую поддержку согласиться на строительство дороги, которая на несколько десятилетий вместе с прилегающими территориями оказывалась под контролем Российской империи.

КВЖД была передана в эксплуатацию в 1903 году, но амбициозные планы, которые связывались с ней, вскоре пришлось подвергнуть серьезной корректировке. После поражения в войне с Японией южная ветка КВЖД перешла под контроль победителей, что резко снизило значимость маршрута для международной торговли.

«Благословенная Хорватия»

На многие годы полновластным хозяином КВЖД стал ее управляющий, генерал Дмитрий Хорват. После революции полосу отчуждения дороги начали именовать «счастливой, благословенной Хорватией», поскольку там управляющий КВЖД сумел сохранить относительный порядок.

Правда, далеко не все считали Хорвата честным служакой. Генерал Антон Деникин задолго до революционных потрясений, в 1908 году писал о КВЖД: «Грандиозное предприятие, сулившее миллионную наживу, наряду с десятками убежденных, честных деятелей притянуло представителей богемы, людей, не стеснявшихся в способах к достижению своего благополучия… Проведя в начале войны около полугода в штабе Заамурской бригады, ознакомившись с делами ее, наслушавшись множества рассказов старых охранников про постройку «маньчжурки», я был буквально подавлен теми ужасами, которыми полна маньчжурская эпопея».

В 1920 году, на фоне Гражданской войны, КВЖД перешла под контроль Китая. Впрочем, претензии на дорогу предъявляли США, Япония, Англия, Франция, мечтавшие перевести потенциально важную для перевозки товаров из Европы на Дальний Восток и обратно магистраль под международный контроль.

Фото: Commons.wikimedia.org

Необязательный договор

31 мая 1924 года СССР и Китайская республика подписали «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой», по которому между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения. КВЖД оставалась под управлением и обслуживанием советской стороны.

При этом ситуация вокруг КВЖД была сложной. Фактически в Китае обширные территории не контролировались центральным правительством, а власть на местах принадлежала вооруженным группировкам.

Кроме того, в Маньчжурии были активны организации белоэмигрантов, для которых КВЖД стала объектом для борьбы с победившими большевиками.

Центральное правительство Китая возглавлял Чан Кайши, которому удалось взять верх над оппонентами при помощи военных советников из СССР.

Большой дружбы, однако, не получилось. Курс на отчуждение дороги, начатый местным маньчжурским «царьком» Чжан Цзолинем в 1926 году, был продолжен его сыном Чжан Сюэляном. И это несмотря на то, что Чжан Сюэлян признал центральную власть Чан Кайши.

Количество вооруженных провокаций в отношении советских граждан-работников КВЖД как со стороны китайских формирований, так и со стороны белогвардейских групп постоянно росло. Счет пострадавших шел на сотни, десятки человек погибли.

Китайско-Восточная железная дорога. Станция в Харбине. Фото: Commons.wikimedia.org

Провокация за провокацией

22 декабря 1928 года китайская полиция Харбина захватила телефонную станцию КВЖД.

29 декабря был спущен флаг КВЖД, состоящий из китайского, пятицветного наверху и советского красного внизу. Вместо него был вывешен флаг партии Гоминьдан.

27 мая 1929 года китайская полиция ворвалась в помещение советского генерального консульства в Харбине и захватила часть документов. Под предлогом того, что в консульстве проходила встреча работников Коминтерна, были арестованы 80 человек, в том числе 42 сотрудника консульства.

Китайская кавалерия в Харбине. 1929 год. Фото: Commons.wikimedia.org

В начале июля 1929 года китайская сторона потребовала отстранения от всех руководящих постов КВЖД советских представителей. 11 июля президент совета директоров КВЖД Люй Чжунхуан уволил генерального управляющего КВЖД Александра Емшанова и всех начальников отделов и немедленно заменил их китайцами или русскими эмигрантами с паспортами Китая.

Заместитель народного комиссара иностранных дел СССР Лев Карахан в очередной ноте в адрес правительства Китайской республики предлагал разрешить конфликт миром, но предупреждал – в случае продолжение провокаций для Китая «наступят последствия».

Не помогло. В ответной ноте Китай возлагал всю вину за происходящее на Советский Союз, обвиняя его в «провокациях против китайских граждан».

Особая армия товарища Блюхера

17 июля 1929 года Советский Союз объявил о разрыве отношений с так называемым «нанкинским правительством».

Чан Кайши в это время, выступая на заседании ЦИК Гоминьдана, заявил об опасности «красного империализма».

Китайцы играли мускулами, судя по всему, не без влияния западных стран. Западные советники уверяли китайских правителей, что малочисленная и плохо вооруженная Красная армия не решится выступить против китайских войск.

6 августа 1929 года была образована Особая Дальневосточная Армия, командующим которой стал Василий Блюхер. На ее усиление из центральных регионов были переброшены две стрелковые дивизии.

Советские пограничные части в этот период отражали нападение китайских и белогвардейских групп практически ежедневно.

Перевес в численности был у китайской стороны. Поэтому советское командование решило действовать на упреждение, нанеся удар в тот момент, пока противник накапливает силы.

Целью был избран город Лахасусу, использовавшийся как база для нападений на СССР. 11 октября китайские корабли на реке Сунгари попытались атаковать силы Амурской военной флотилии. Советские моряки ушли, не принимая боя.

Сокрушительный удар в лютый мороз

Ответ последовал 12 октября 1929 года. Амурская военная флотилия атаковала китайские корабли, уничтожив семь из них. После того, как были также подавлены артиллерийские батареи на берегу, началась высадка советского десанта. Город Лахасусу был взят, а китайские части отступили, неся большие потери.

30 октября началась операция на 60 километров выше по течению Сунгари. Высаженный кораблями советский десант захватил город Фуцзинь, полностью разбив находившуюся в его районе группировку противника.

17 ноября 1929 года была начата Маньчжуро-Чжалайнорская операция, направленная против укрепленных регионов с центрами в Маньчжоули и Чжалайноре.

Стояли 20-градусные морозы, но части Красной армии уверенно действовали в этих сложных погодных условиях. Несмотря на бешеное сопротивление китайцев, Чжалайнор был взят 18 ноября. Красноармейцы обнаружили на улицах следы панического бегства – выбитые окна, двери, брошенное в большом количестве имущество.

На рассвете 20 ноября был окружен Маньчжоули. Китайский гарнизон капитулировал спустя несколько часов.

Общие потери Красной армии в ходе операции составили около 280 убитых и более 700 раненых. Китайцы потеряли более 2000 человек убитыми, свыше 8000 были взяты в плен. Среди тех, кто оказался в плену, был и командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян вместе со всем своим штабом. Среди огромного количества военных трофеев оказались даже два бронепоезда.

Фото: Commons.wikimedia.org

Хабаровский протокол

Группировку в Маньчжоули еще принуждали к капитуляции, а китайское правительство уже искало контактов с Москвой.

Советский Союз объявил свои условия – восстановление советского управляющего на КВЖД и немедленное освобождение всех ранее задержанных граждан СССР. После этого Москва готова была продолжать переговоры об урегулировании.

22 декабря 1929 года в Хабаровске уполномоченный Китайской республики Цай Юаньшэнь и уполномоченный СССР, агент НКИД Симановский поставили протокол, согласно которому на КВЖД был восстановлен статус-кво в соответствии с Пекинским и Мукденским договорами.

Китайские власти обязались разоружить белогвардейские отряды в Маньчжурии и освободить арестованных советских граждан. Соглашение предусматривало незамедлительное восстановление консульств СССР в Маньчжурии и консульств Китая на советском Дальнем Востоке, а также возобновление деятельности советских хозяйственных организаций, существовавших в Маньчжурии до конфликта, и китайских коммерческих организаций в СССР.

К 25 декабря 1929 года советские части были выведены с территории Китая.

Правление Китайско-Восточной железной дороги. 1932 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Победа, выигравшая время

Советский контроль над КВЖД продлился недолго. В 1931 году Маньчжурия была оккупирована Японией. В регионе было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го.

Полномасштабная война с японцами в планы советского руководства не входила. В 1935 году СССР продал КВЖД Маньчжоу-Го.

В 1945 году, после разгрома Японии, Советский Союз вернет полный контроль над КВЖД, включая ее южную ветку. В 1952 году СССР на безвозмездной основе передаст КВХЖД Китайской Народной республике.

Показательная «порка», произведенная Красной армией в 1929 году, отрезвила тех, кто мечтал о новой интервенции. Стало ясно, что военная мощь Советского Союза растет. Конечно, тягаться на равных с самыми мощными армиями мира было трудно, но у потенциальных «борцов с большевизмом» не осталось сомнений – цена вторжения в СССР в любом случае будет высокой.

Большую войну удалось отодвинуть, дав стране необходимое время на мирное развитие.

То развитие, без которого не было бы полной победы в 1945 году.