Бмп на базе танка

Roma-Urraco ›
Блог ›
Гоночный КрАЗ с мотором от танка: 1100 л.с. и Нюрбургринг

Распад СССР Кременчугский автомобильный завод встретил в статусе крупнейшего в Европе производителя тяжелых грузовиков. Тем не менее, подобное лидерство совсем не гарантировало безоблачное будущее даже в краткосрочной перспективе, ведь огромный государственный заказ остался в прошлом, а на место привычной плановой экономике пришли жесткие реалии рынка и капитализма.

В таких условиях КрАЗ начал активно искать новые рынки сбыта. Естественно, стал вопрос продвижения и рекламы своей продукции на международной арене. Автоспорт для таких целей — идеальный вариант, тем более в конце 80-х и начале 90-х в Европе наблюдался всплеск популярности кольцевых гонок на грузовиках (Truck Racing).

Полный размер

Зеленый крокодил из Кременчуга

Полный размер

Боковые юбки пока сняты, но скоро займут свое место на машине

За короткое время из аматорских соревнований частников выросла полноценная гоночная серия, в которой заявлялись крупнейшие мировые производители грузовиков. Все это действо проходило под эгидой FIA — международной федерации автоспорта. Конечно, по охвату аудитории, трак-рейсинг не мог поспорить с Формулой-1, но по зрелищности эти гонки практически не имели конкурентов. Зрители были в восторге от ярких и эффектных многотонных махин, которые проносились на огромных скоростях мимо трибун, а какой был накал борьбы!

Полный размер

Устрашающий вид

Полный размер

Пока машина отдыхает…

Так вот, в 1991-м году на КрАЗе задумали создать собственный болид для участия в Чемпионате Европы по кольцевым гонкам на грузовиках. Идейным вдохновителем данного проекта стал Владимир Гавриленко — инженер-испытатель экспериментального цеха.

Полный размер

Вес этого КрАЗа — почти 7 тонн

Полный размер

Болид грузовой Формулы-1

В кратчайшие сроки (буквально за 8 месяцев) был построен «зеленый крокодил» под названием КрАЗ-5450. Формально, по регламенту соревнований, к участию в гонкам допускались лишь машины, созданные на базе серийных моделей. Однако, на то время КрАЗ даже не имел в своей линейки 2-осных моделей!

Полный размер

Табличка с данными машины: ее сделали специально для обхода регламента гонок, ведь прототипы на трек не допускались. Формально это был вариант серийного тягача, которого на самом деле в Кременчуге не выпускали

Фактически, перед нами — полноценный гоночный прототип, созданный с чистого листа и с минимальной унификацией с гражданской продукцией.

Полный размер

Муляж седла — ведь формально, КрАЗ-5450 заявлялся как гоночная версия серийного тягача

Судите сами: у машины полностью новая рама, среднемотороная компоновка, полностью независимая торсионная подвеска всех колес, дисковые тормозные механизмы по кругу, легкосплавные колеса. Ну а самое главное — это сердце машины. От идеи «тюнинговать» штатные моторы ЯМЗ сразу же отказались: устаревшая конструкция имела очень слабый потенциал для форсировки.

Полный размерЛегкосплавные колеса иностранного производства

К решению вопроса подошли кардинально — обратились за помощью к представителям Харьковского завода имени Малышева, на котором тогда выпускались танки Т-64 и многотопливные двигатели 5ТДФ для них.

Полный размерОчень компактный и очень тяжелый мотор 5ТДФ: чисто военная разработка для советских танков Полный размерПод капотом — огромный резервуар с маслом: у мотора сухой картер и мощные насосы гоняют масло по системе

Именно этот оригинальный 2-тактный 5-цилиндровый (по 2 поршня в каждом цилиндре) рядный агрегат рабочим объемом 13 литров и приводит машину в движение! И если в «танковом» исполнении его мощность составляет 750 л.с., то для гоночного КрАЗа мотор форсировали практически до 1000 л.с., а в настоящее время после небольшой модернизации конструкции отдача установки вплотную приблизилась в 1100 лошадкам. Для гонок данный двигатель настроили под работу на дизельном топливе, хотя путем легких манипуляций ему можно вернуть многотопливность: можно заливать хоть бензин, хоть керосин, хоть любую-другую горючую жидкость.

Полный размерБоковой выхлоп 2-тактного танкового мотора: исчадие ада и страшный сон экологов Полный размерМасляный радиатор внушительных размеров

С коробкой передач также не стали мудрить и применили планетарную 8-ступенчатую трансмиссию с гидромуфтой от того же танка.

Полный размерПланетарная коробка передач от танка Т-64 Полный размерСелектор трансмиссии также позаимствован у танка

Динамические параметры машины впечатляли: во время первых испытаний на киевском треке «Чайка» зеленый КрАЗ развивал на прямиках скорость 160 км/ч, а от 0 до 100 км/ч тяжелая махина разгонялась всего за 12 секунд. А расчетная теоретическая скорость превышает 200 км/ч: неплохо для тяжелой махины весом около 7 тонн.

Полный размерЭто самая массивная независимая подвеска, которую мне доводилось видеть Полный размерК сожалению, подобная конструкция не нашла применения на серийной продукции завода

Топливный бак расположен за кабиной и его объем составляет примерно 150 литров: этого хватает менее чем на час езды в гоночном режиме!

Полный размерТопливный бак объемом 150 литров Полный размерГоночная рама варилась с нуля: это не укороченная версия обычной КрАЗовской рамы. Среднемоторная компоновка и плоский мотор обеспечили машине прекрасную развесовку и очень низкий центр тяжести. В сочетании с независимой подвеской это давало отличную управляемость

Задняя (металлическая) часть кабины была позаимствована от серийного КрАЗ-250, а место привычного капота заняла оригинальная конструкция из стеклопластика. Кроме того, машина получила аэродинамическое оперение по периметру.

Полный размерПросто, аскетично, функционально Полный размерКаркас — с омологацией FIA

Легкосплавные диски, шины Pirelli размерностью 315/70 R22,5 (они до сих пор стоят на машине) и мощные тормоза (производства фирмы Lucas) были куплены за границей за валюту, ибо ничего подобного наша промышленность не предлагала.

Полный размерПедальный блок гоночного 5450 Полный размерКто угадает от чего тут руль?

Первое и, увы, единственное боевое крещение гоночного КрАЗа состоялось в июле 1992 года, когда заводская команда из Кременчуга отправилась на этап Чемпионата Европы на легендарную трассу Нюрбургринг.

Полный размерМного металла

Место за рулем грузовика доверили Александру Медведченку — многократному чемпиону СССР по шоссейно-кольцевым гонкам. Машина вызвала настоящий фурор в паддоке, а по итогам субботней квалификации заняла престижное 7-е место и была допущена к основной воскресной гонке. Правда, не обошлось без нюансов: из-за особенностей конструкции 2-тактный танковый дизель нещадно коптил и выплевывал огромные клубы черного дыма при сильном нажатии на газ. Естественно, это не могло понравится судьям и конкурентам, которые даже начали подавать апелляции с просьбой снять украинскую команды из соревнований.

Полный размерФирменные катки Pirelli потрескались с годами: ездить сейчас на таких шинах довольно опасно

Однако, судьи оказались благосклонными к амбициозным новичкам и КрАЗ все-таки допустили к финалу. Правда, это уже не имело никакого смысла, ведь во время первых заездов произошла техническая поломка (не выдержал подшипник задней ступицы) и кременчужанам пришлось отказаться от дальнейшей борьбы.

Поездка на гонки в Германию оказалась весьма затратной для бюджета АвтоКраЗа, поэтому на следующие этапы команда уже не выезжала. В 1993-м году «зеленого крокодила» демонстрировали на автомобильной выставке в Киеве, после чего грузовик надолго исчез из виду. Лишь в этом году, Владимир Гавриленко, которому чудом удалось спасти уникальную гоночную машину от списания на металлолом, решил вновь оживить данный аппарат. В Харькове, на том же заводе имени Малышева провели ревизию силового агрегата и коробки передач: теперь она вновь заводится и едет!

Более подробную информацию об этом КрАЗ-5450 можно узнать из моего видео-обзора:

Когда говорят о гоночных автомобилях, мало кто представляет себе грузовик. Особенно массой 6 тонн с установленным на него танковым двигателем. Звучит как что-то невероятное? Вовсе нет, такой гоночный автомобиль действительно был и сделали его мастера из Украины в конце прошлого столетия.

Словосочетание «гоночный КРАЗ» звучит странно, диковинно и интригующе. В самом начале 90-х годов такой грузовик действительно существовал! Необычный во всех отношениях грузовик производства Кременчугского автозавода даже выступал в Нюрбургринге. Машина была по истине уникальной. Это был КрАЗ-546 с установленным на него танковым двигателем. Засветился автомобиль на чемпионате Европы по трак-рейсингу.

Инженеры завода поставили на гоночный КРАЗ танковый двигатель 5TДФ, который еще и форсировали до мощности в 1 000 лошадиных сил. Несмотря на огромную массу – 6 тонн, машина могла всего за 12 секунд разогнаться до 180 км/ч. Управлял автомобилем на гонках чемпион Украины по шоссейно-кольцевым гонкам Александр Медведченко.

К сожалению, в последствии автомобиль сняли с соревнований, и идея невероятного КРАЗ с танковым форсированным двигателем так и не получила развития. Почему это произошло? Сегодня остается только гадать об этом. Причины этого уже не узнать.

Если вас впечатлило, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

БМПВ-64

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 апреля 2018 года.

ХЗТМ

дизельный с наддувом

13 600 см3

700 л. с., при 2800 об/мин

1940 Н·м, при 2050 об/мин

горизонтальный

120 мм

120 мм

непосредственный впрыск

жидкостное, эжекционное охлаждение радиаторов

многотопливный

БМПВ-64
БМПТ-64
Классификация тяжёлая боевая машина пехоты
Боевая масса, т 34,5
Компоновочная схема МТО спереди, отделение управления — в середине, десантное — сзади
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 12
История
Производитель ХБТРЗ
Количество выпущенных, шт. 2
Размеры
Длина корпуса, мм 6500
Ширина, мм 3300
Высота, мм 2600
Колея, мм 3270
Бронирование
Тип брони комбинированная многослойная
Лоб корпуса, мм/град. 350 + 40-мм экран
Борт корпуса, мм/град. 82 + 20-мм экран
Корма корпуса, мм/град. 40
Днище, мм комбинированная противоминная защита
Динамическая защита «Нож»
Вооружение
Калибр и марка пушки 30-мм
Тип пушки нарезная автоматическая пушка
Боекомплект пушки 400
Углы ГН, град. 360°
Прицелы комбинированный дневной / пассивный ночной, с лазерным дальномером
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение ПТУР «Барьер» с тандемной кумулятивной или термобарической ГЧ
Подвижность
Тип двигателя 5ТДФА Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Диаметр цилиндра Ход поршня Система питания Охлаждение Тактность (число тактов) Рекомендованное топливо
Мощность двигателя, л. с. 700
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 600
Удельная мощность, л. с./т 20,3
Тип подвески торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 60
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4

Внешние изображения

БМПТ-64

Изображение БМПТ-64

Изображение БМПТ-64

Изображение БМПТ-64

БМПВ-64 — опытная украинская боевая машина пехоты, также классифицируемая как тяжёлый бронетранспортёр. Машина разработана Харьковским бронетанковым ремонтным заводом на базе подвергшегося глубокой модификации шасси танка Т-64.

Производство

В 2005 году был разработан комплект технической документации по переоборудованию в боевые машины пехоты танков Т-54, Т-55, Т-62 и Т-72, 15 марта 2006 года он был запатентован.

До 20 февраля 2012 было выпущено два опытных экземпляра, которые были направлены на заводские испытания.

В январе 2015 года было объявлено о возобновлении работ с целью ещё более повысить защищённость бронемашины

Описание

Компоновка

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в лобовой части машины, отделение управления — за ним, десантное отделение — в кормовой части.

Вооружение

Оснащена дистанционно управляемым боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой, спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ и комплексом из ПТУРов или комплексом реактивных огнемётов для городских боёв.

Предусмотрена установка на машину других вариантов вооружения, в частности — дистанционно управляемого модуля с одним 12,7-мм пулемётом.

Модификации

  • БМПВ-64 (также известная как БМП-64) — первая модель, выпущенная в 2005 году. Модуль с 30-мм пушкой 2А42, 7,62 мм пулемётом ПКТ, ЗРК «Игла», ПТУР «Барьер» имеется навесная динамическая защита «Контакт-5». Кормовая часть корпуса оборудована двустворчатыми дверьми.
  • БМПТ-64 — вторая модификация, оснащенная дистанционно управляемой необитаемой башней с 30-мм автоматической пушкой КБА-2 или ЗТМ-2, дополнительными встроенными модулями от танка Т-64Е, комплексом ПТУРов, встроенной динамической защитой «Дуплет». Кормовая часть корпуса оборудована аппарелью.
  • УМБП-64 — универсальная машина боевого снабжения
  • УМР-64
  • БТРВ-64 — тяжёлый бронетранспортёр
  • БМП-К-64 — восьмиколёсный вариант, массой 17,7 тонн без боекомплекта

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 С. Березуцький. ХБТРЗ створив нову БМП на базі Т-64 Архивировано 5 марта 2016 года. // «Український мілiтарний портал» від 20 лютого 2012
  2. 1 2 Новая БМПТ из Харькова
  3. ДВИГАТЕЛЬ 5ТДФ
  4. Двухтактные турбопоршневые двигатели военных гусеничных машин Архивировано 8 августа 2013 года.
  5. BMPV-64 prototype heavy armored personnel carrier. Military-Today.com. Дата обращения 6 сентября 2010. Архивировано 23 апреля 2012 года.
  6. Спосіб модернізації об’єкта бронетанкової техніки типу Т-54, Т-55, Т-62 і Т-72. Патент України № 13048
  7. «Укроборонпром» розробляє гібрид танка i БМП (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 13 января 2015
  8. Боевая машина пехоты БМП-64. ТехВоенСервис. Дата обращения 17 сентября 2010. Архивировано 23 апреля 2012 года.
  9. Украина может начать производство собственной колесной БМП // AUTO-Consulting.UA от 18 ноября 2014

Литература

  • Назар Волошин, Виктор Гром. Т-64: чи піде «під ніж» унікальна техніка? або Про те, як українські підприємства «оборонки» намагаються довести: вітчизняне — краще! (укр.) // Військо України : газета. — 2007. — № 6. Архивировано 18 июля 2011 года.
  • Сергей Березуцкий. Нелёгкие проблемы «тяжёлой брони» или что стоит за «реанимацией» технического предложения о создании БМП-64 // «Defense Express», № 5, май 2015. стр.36-37

Ссылки

Статьи и фотографии

  • Боевая машина пехоты БМП-64. ТехВоенСервис. Дата обращения 17 сентября 2010. Архивировано 23 апреля 2012 года.
  • Тяжёлая боевая машина пехоты БМПВ-64. Украина. Alternathistory.org.ua (21 октября 2009). Дата обращения 6 сентября 2010. Архивировано 23 апреля 2012 года.
  • Stranger_NN. Украина — родина крокодилов. И тяжелых БМП.. Живой журнал: сообщество shushpanzer_ru (23 февраля 2009). Дата обращения 6 сентября 2010. Архивировано 23 апреля 2012 года.

Видео

  • БМПВ-64 на YouTube
  • Боевая машина пехоты БМПВ-64 на YouTube
  • Боевая машина пехоты БМПВ-64 на YouTube
Бронетехника Украины после 1991 года
ОБТ
  • Т-55АГМ*
  • Т-55-64*
  • Т-64БМ «Булат»/Б1М/Е*
  • Т-72УА/АГ*/УМ*/120*/Е*/МП**
  • Т-84/Т-84У/БМ «Оплот»
  • Т-84-120 «Ятаган»*
  • Т-90С-6ТД-3**
БМОП
  • «Азовец»
  • «Страж»
Бронетранспортёры
Бронеавтомобили
БМП
  • БМП-1У «Шквал»/Т**
  • МТ-ЛБМШ*/Р6/Р7
  • АБ-13*
  • БМП-3-3ТД-4*
  • БМП-55*
  • БМПВ-64/БМПТ-64/БМП-К-64
  • БМТ-72*
  • БТМП-84
Самоходные миномёты и САУ
  • БТР-3М1*/М2*
  • БТР-70М1
  • Богдана
РСЗО
БРЭМ
Зенитные установки
ОТРК
Боевая робототехника
  • «Фантом»
  • «Ласка»: FP01
  • MP01
  • «Пиранья»
Инженерные и
специальные машины
БММ
* — производились только на экспорт; ** — совместные разработки; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы.

Внешние изображения

БМПТ-64

Изображение БМПТ-64

Изображение БМПТ-64

Изображение БМПТ-64

БМПТ-64
Классификация тяжёлая боевая машина пехоты
Боевая масса, т 34,5
Компоновочная схема МТО спереди, отделение управления — в середине, десантное — сзади
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 12
История
Производитель ХБТРЗ
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6500
Ширина корпуса, мм 3300
Высота, мм 2600
Бронирование
Тип брони комбинированная многослойная
Лоб корпуса, мм/град. 350 + 40-мм экран
Борт корпуса, мм/град. 82 + 20-мм экран
Корма корпуса, мм/град. 40
Днище, мм комбинированная противоминная защита
Динамическая защита «Нож»
Вооружение
Калибр и марка пушки 30-мм КБА-2 или ЗТМ-2
Тип пушки нарезная автоматическая пушка
Боекомплект пушки 400
Углы ГН, град. 360°
Прицелы комбинированный дневной / пассивный ночной, с лазерным дальномером
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение ПТУР «Барьер» с тандемной кумулятивной или термобарической ГЧ
Подвижность
Тип двигателя
5ТДФА
Производитель: ХЗТМ
Марка: 5ТДФА
Тип: дизельный с наддувом
Объём: 13 600 см3
Максимальная мощность: 700 л.с., при 2800 об/мин
Максимальный крутящий момент: 1940 Н·м, при 2050 об/мин
Конфигурация: горизонтальный
Цилиндров: 5
Диаметр цилиндра: 120 мм
Ход поршня: 120 мм
Система питания: непосредственный впрыск
Охлаждение: жидкостное, эжекционное охлаждение радиаторов
Тактность (число тактов): 2
Рекомендованное топливо: многотопливный
Мощность двигателя, л. с. 700
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 600
Удельная мощность, л. с./т 20,3
Тип подвески торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 60
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4

БМПВ-64 (также известна как БМП-64) — опытная украинская боевая машина пехоты, также классифицируемая как тяжёлый бронетранспортёр. Машина разработана Харьковским бронетанковым ремонтным заводом на базе подвергшегося глубокой модификации шасси танка Т-64. Оснащена дистанционно управляемым боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой, спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ и комплексом из ПТУРов или, для городских боёв, комплексом реактивных огнемётов. Также предусмотрена установка на машину других вариантов вооружения, в частности — дистанционно управляемого модуля с одним 12,7-мм пулемётом.

Выпущено два опытных экземпляра, которые проходят заводские испытания.

  • 1 Модификации
  • 2 Описание конструкции
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

  • БМПВ-64 — первоначальная модификация. Модуль 30-мм пушка 2А42, 7,62 мм ПКТ, ЗРК «Игла», ПТУР «Барьер» имеется навесная динамическая защита «Контакт-5».
  • БМПТ-64 — новейшая модификация, оснащенная дистанционно управляемой необитаемой башней с 30-мм автоматической пушкой, дополнительными встроенными модулями от танка Т-64Е, комплексом ПТУРов, встроенной динамической защитой «Дуплет».
  • БТРВ-64
  • BMPT-K-64
  • УМБП-64
  • УМР-64

Описание конструкции

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в лобовой части машины, отделение управления — за ним, десантное отделение — в кормовой части. Кормовая часть корпуса оборудуется двустворчатыми дверьми для удобного спешивания десанта, возможна установка вместо дверей широкой аппарели.

  1. Новая БМПТ из Харькова
  2. ДВИГАТЕЛЬ 5ТДФ
  3. Двухтактные турбопоршневые двигатели военных гусеничных машин
  4. Боевая машина пехоты БМП-64. ТехВоенСервис. Архивировано из первоисточника 23 апреля 2012. Проверено 17 сентября 2010.
  5. BMPV-64 prototype heavy armored personnel carrier. Military-Today.com. Архивировано из первоисточника 23 апреля 2012. Проверено 6 сентября 2010.
  6. ХБТРЗ створив нову БМП на базі Т-64
  7. Новая БМПТ из Харькова

  • Назар Волошин, Виктор Гром Т-64: чи піде «під ніж» унікальна техніка? або Про те, як українські підприємства «оборонки» намагаються довести: вітчизняне — краще! (укр.) // Військо України : газета. — 2007. — № 6.

Статьи и фотографии

  • BMPV-64 prototype heavy armored personnel carrier. Military-Today.com. Архивировано из первоисточника 23 апреля 2012. Проверено 6 сентября 2010.
  • Боевая машина пехоты БМП-64. ТехВоенСервис. Архивировано из первоисточника 23 апреля 2012. Проверено 17 сентября 2010.
  • Тяжёлая боевая машина пехоты БМПВ-64. Украина. Alternathistory.org.ua (21 октября 2009). Архивировано из первоисточника 23 апреля 2012. Проверено 6 сентября 2010.
  • Stranger_NN Украина — родина крокодилов. И тяжелых БМП.. Живой журнал: сообщество shushpanzer_ru (23 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 23 апреля 2012. Проверено 6 сентября 2010.

Видео

  • БМПВ-64 на YouTube
  • Боевая машина пехоты БМПВ-64 на YouTube
  • Боевая машина пехоты БМПВ-64 на YouTube

Бронетехника Украины после 1991 года
Основные боевые
танки
Т-80УД* · Т-84У «Оплот» · БМ «Оплот» · БМ «Булат» · Т-55-64* · Т-55АГМ* · T-55M8A2 Typhoon* · Т-62-5ТДФ* · Т-64-5ТДФМ* · Т-64-6ТД-1* · Т-64Е* · Т-72-120* · Т-72АГ* · Т-72Е* · Т-72МП* · Т-84 · Т-84-120 «Ятаган»*
Бронетранспортёры БТР-50-УТД-20* · БТР-70ДИ · БТР-94* · БТР-3 · БТР-4 · БТР-7 · БРДМ-2ЛД · БРДМ-2ДИ «Хазар» · БРДМ-2ДП · Дозор-Б · СРМ-1 «Козак» · ВЕПР-С · КрАЗ-01-1-11 · БТР-70М · БТР-70П · БТР-70-КБА-2 · БТР-80-КБА-2 · КШМ «Світязь»
БМП БМП-1У «Шквал» · БМП-1М · МТ-ЛБМШ* · МТ-ЛБР6 · МТ-ЛБР7 · АБ-13* · БМП-55* · БМП-К-64 · БМПВ-64 · БМТ-72* · БТМП-84
БМРА КрАЗ-6322РА «Бастион-01» · КрАЗ-63221РА «Бастион-03» · БМ-21У «Град-М» · БМ-21К · 57-мм РСЗО на базе ЛуАЗ-969М · ОТРК «Сапсан»
БРЭМ БРЭМ-84 · БРЭМ-7К
Инженерные и
специальные машины
СЭМ · ГПМ-64 · И-52 · МОП «Держатель» · «Ковчег»
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы.

Из старого танка – новую БМП

Эффективные действия танков невозможны без взаимодействия с пехотой – эта истина родилась еще на полях Первой мировой войны. На протяжении всего XX века военные теоретики и конструкторы боевой техники искали пути наилучшего сочетания танков и пехоты на поле боя. Постепенно выяснилась достаточно очевидная вещь: в идеале пехота должна иметь тот же уровень подвижности и защищенности, что и танк, то есть пехотинцам необходимо бронированное транспортное средство. Однако потребное количество «транспортных машин пехоты» гораздо больше, нежели количество танков, а значит стоить они должны значительно меньше танков. Эволюция подобных машин шла следующим образом: автомобили – автомобили повышенной проходимости – бронетранспортеры – современные боевые машины пехоты. Все транспортные средства, за исключением БМП, могли в лучшем случае доставить пехоту на рубеж атаки, поскольку бронезащита у них или отсутствовала совсем, или была недостаточной. Считалось, что появление БМП позволит пехотинцам вести бой «с колес» (точнее – с гусениц), но быстрый прогресс средств поражения бронетехники практически свел «на нет» преимущества БМП перед бронетранспортером. БМП адекватна танку только по подвижности, но не по защищенности. Напрашивается вывод – делать БМП на базе танка.

Идея бронетранспортера на основе танка – не нова, подобные попытки предпринимались еще в годы Второй мировой войны. Реализация идеи всегда упиралась в нехватку собственно танков даже для их использования по прямому назначению. Реально танк-БМП появился в Израиле лишь в начале 80-х годов, причем на первых порах это была чистейшей воды импровизация. В ходе уличных боев во время войны 1982 г. в Ливане хорошо показали себя инженерные машины «Пума», представлявшие собой переделку устаревших английских танков «Центурион», точнее израильской модификации «Центуриона» – танка «Натма-Шот». Не стоит сравнивать эти бронированные саперные машины с БРЭМ европейских стран или США

Задача израильских саперных машин – непосредственное сопровождение основных боевых танков на поле боя, а не ремонт и эвакуация поврежденной техники.

Экипаж «Пумы» состоит из трех человек, в бронированной рубке имеются места для команды саперов из пяти человек; вооружение – три 7,62-мм пулемета FN MAG. Иначе говоря, «Пума» представляет собой прообраз танка- БМП. Основной ее недостаток – уязвимость экипажа и десанта от огня стрелкового оружия через открытую сверху рубку. В израильской армии имелось достаточное количество устаревших танков «Нагма-Шот», трофейных Т-54/55 и Т-62, инженерных машин «Пума». Имелось и желание принять на вооружение «тяжелый бронетранспортер» – БМП, защищенность которой эквивалентна защищенности танка.

Тяжелый израильский БТР «Ахзарит»

Дозорно-патрульная машина на базе танка Т-55 (фото А Аксенова)

Проектные работы по такой машине начались в 1982 г, однако опытный образец был изготовлен только в 1987 г. В качестве базы для бронетранспортера «Ахзарит» был выбран танк Т-54. БТР «Ахзарит» принимали участие в боевых действиях на территории Ливана в 1993 г.

Наименьшим изменениям подверглась ходовая часть. Была усилена торсионная подвеска и увеличен вертикальный ход опорных катков; на первом и последнем узлах подвески смонтированы гидроамортизаторы, аналогичные установленным на танке «Меркава». Дизель танка Т-54 заменили на американский восьмицилиндровый Дженерал Моторе 8V-71 ТТА мощностью 650 л.с. Дизель установлен поперек корпуса в кормовой части; трансмиссия автоматическая Аллисон XTG-411-4. В настоящее время в Армии Обороны имеется несколько сотен тяжелых бронетранспортеров на базе танков «Нагма-Шот», Т-54/55, Т-62. Примечательный факт – уровень бронезащиты этих машин выше, чем у исходных танков.

Обобщение опыта уличных боев в Грозном во время первой чеченской кампании привел к появление тяжелых БТР и в России. Пока эти машины существуют лишь в единичных экземплярах. На выставке, проходившей с 8 по 12 июня 1999 г. в Омске, демонстрировалась дозорно-патрульная машина на базе танка Т-55, представляющая собой не что иное, как тяжелый бронетранспортер. Дозорно-патрульная машина создана на государственном предприятии «КБ Транспортного машиностроения». В 2000 г. на выставке «Урал Экспо Армз 2000», состоявшейся в Нижнем Тагиле в июле, была впервые показана боевая машина поддержки танков (БМПТ), разработанная в КБ «Уралвагонзавода». БМПТ создана на основе танка Т-72. В отличие от пулеметной машины Омского КБ, БМПТ вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А42 – штатным оружием БМП-2; с пушкой спарен автоматический гранатомет, предусмотрена установка комплекса ПТУР «Корнет». Все вооружение размещено в дистанционно управляемом модуле, размещенном на месте башни танка Т-72. Уровень защищенности БМПТ аналогичен уровню защищенности исходного танка и даже увеличен за счет установки на лобовую часть корпуса комбинированной брони со встроенной динамической защитой.

Появление обоих российских тяжелых бронетранспортеров актуально не только для вооруженных сил РФ, но и для армий многих стран мира. По официальным данным танки российского производства состоят на вооружении в 56 государствах мира (не считая стран СНГ). Большая их часть – это устаревшие Т-54/55 и Т-62, а также Т-72 первых выпусков. Танковый парк требует модернизации, однако далеко не всегда целесообразно заниматься доведением старых машин до уровня современных танков. Тяжелый бронетранспортер уровня БМПТ в ряде случаев вполне способен заменить основной боевой танк. В то время как танк ни при каких условиях тяжелый бронетранспортер не заменит. На рубеже веков впервые в истории появился реальный шанс предоставить пехоте транспортно-боевое средство, по уровню подвижности и защищенности не уступающее танку. Без сомнения, боевые машины нового класса в XXI веке займут видное место в армиях всех стран мира, причем можно с уверенностью говорить, что, по крайней мере в первой четверти наступающего века, это будут машины не вновь построенные, а переделанные из устаревающих танков.

Следует отметить – ведущая роль в деле переоборудования танков в БМП должна принадлежать России. В количественном соотношении большинство существующих проектов (а их не так много) тяжелых бронетранспортеров выполнено на основе танков, сконструированных в СССР, правопреемником которого является Россия. Реально же можно рассматривать пока лишь три варианта – один израильский и два российских.

БМПТ боевая машина поддержки танков (фото Ю. Спасибухова и А Аксенова)

Тяжелая огнемётная система ТОС-1 «Буратино» (фото А Аксенова)

Нисколько не умаляя значения работы проделанной в Земле обетованной, следуют отметить чрезмерную дороговизну израильской машины. БТР «Ахзарит» делалась для Армии Обороны, в связи с чем перед конструкторами стояла и задача максимально возможной унификации изделия с образцами бронетехники, состоящими на вооружении Израиля. Так на БТР появились американский двигатель и элементы ходовой части от танка «Меркава». Понятно, что установка силового блока совершенно иной конструкции значительно повышает стоимость модернизации и требует внесения дополнительных изменений в конструкцию.

Российские машины смотрятся с точки зрения экономии финансовых средств боле выигрышно, поскольку изменения в конструкцию собственно танка вносятся менее радикальные. Причем изделия КБ Транспортного машиностроения или «Уралвагонзавода» по боевой эффективности нисколько не уступают БТР «Ахзарит». Установка же уникальной системы активной защиты «Арена» может резко повысить выживаемость российских машин на поле боя. Поскольку аналогов «Арены» в мире не существует, то установка подобной системы на конкурентные образцы техники весьма проблематична.

В заключении нельзя не упомянуть еще одну ипостась старых танков – их использование в качестве шасси для различных систем оружия. В России создана тяжелая огнеметная система ТОС-1 «Буратино». 30-ствольная установка смонтирована на поворотной платформе, установленной вместо башни на шасси танка Т-72. Диапазон действия огнемета – от 400 м до 3 км. Огнемет имеет достаточно небольшой радиус поражения целей, почему почти всегда и находится в зоне воздействия едва ли не всех видов оружия – от автоматов до танковых пушек. В добавок к этому неприятному для расчета фактора, огнемет является целью приоритетной, вот почему так важно прикрыть расчет надежной защитой и придать смертоносному оружию подвижность на поле боя, аналогичную подвижности танка.

Новый тяжелый бронетранспортер на базе танка Т-55

Фото А.Аксенова

Михаил ВИНИЧЕНКО

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Обнаружившийся дракон

На выставке вооружений и военной техники IDEX-2019, которая проходит в ОАЭ, пристальное внимание вызвал макет тяжёлой боевой машины пехоты на базе экспортного основного боевого танка.

Бронированный монстр даже в уменьшенной копии внушает уважение. Машина оснащена башней, вооружённой по образцу российской БМП-3, — 100-мм нарезная пушка с возможностью пуска ракет, спаренная с 30-мм автоматической пушкой, плюс пулемёт винтовочного калибра. Подобные боевые модули, заимствованные у БМП-3, китайские бронетанкостроители используют давно — например, на серийных БПМ ZBD-97 и на перспективной боевой машине десанта, представленной в конце прошлого года.

База — в виде экспортного варианта танка MBT-3000 (VT-4), разработанного корпорацией «Норинко». Таиланд купил 38 таких машин и планирует приобрести ещё полторы сотни. Также ведутся испытания танка в армии Пакистана. Поскольку масса VT-4 — свыше 50 тонн, эта конструкция вряд ли сильно легче, учитывая большее количество динамической защиты и прочего обвеса. А бортовых экранов и ДЗ насыпали от души! По аналогии с «материнским танком», скорее всего, машина оснащена лазерным дальномером и тепловизором.

Компоновку танка под тяжёлую БМП переработали — двигатель с турбонаддувом в 1300 лошадиных сил перенесли вперёд, как и на тяжёлой БМП Т-15 «Армата» и возможно на будущей БМПТ «Терминатор-3».

Некоторые блогеры уже успели окрестить его БМПТ — боевой машиной поддержки танков. Но это не совсем так. БМПТ или ТБМП? Это тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма всё же меняется. Сами производители назвали модель «тяжёлой БМП на базе танка VT-4» (VT-4 Heavy Infantry Fighting Vehicle). Судя по размерам и расположению моторного отсека впереди, места для отделения мотострелков там вполне хватает.

Сравнение с БМПТ появилось, поскольку комплекс вооружения китайской чудо-юдо-машины очень похож на «зубы» одной из первых советских опытных БМПТ, которая разрабатывалась на ЧТЗ в 80-е годы прошлого века.

«Объект 782» (фото: А. Хлопотов)

В то время как их коллеги из Нижнего Тагила вооружали БМПТ автоматическими пушками и ПТУРами, суровые челябинцы решили повторить комплекс вооружения новейшей на тот момент БМП-3. К двум пушкам разных калибров добавили три автоматических 40-мм гранатомёта и пять пулемётов ПКТ (два из них — в бортах корпуса, для обороны задней «полусферы»). В изрядно переработанный корпус запихнули семь человек экипажа. В теории два пулемётчика и два гранатомётчика могли спешиваться.

В конце концов, выиграл и пошёл в серию тагильский БМПТ с автоматическими пушками и меньшим количеством оружия и стрелков. А сейчас китайские инженеры решили повторить давние советские разработки на новом уровне. Ну, товарищам с Востока копировать советско-российское не впервой.

Китайские молотилки

Есть у Китая машина, более подходящая под определение БМПТ. В прошлом году на «Чжухай Эйршоу 2018» (Zhuhai Airshow) представили «адскую молотилку» на базе китайской копии танка Т-55 — Тип 59.

QN-506 вооружили модулем с 30-мм автоматической пушкой (китайский вариант нашей 2А72), спаренным пулемётом, двумя комбинированными блоками — по две направляющих для ПТУР и по 10 для неуправляемых ракет в каждом. За башней — четыре барражирующих боеприпаса S570 в двух контейнерах. Разведывательный квадрокоптер — в комплекте.

В бортовые экраны вмонтировали противопехотную осколочную систему для самых отчаянных камикадзе, подобравшихся к опасному китайцу на расстояние броска гранаты.

Отчасти боевая машина напоминает российский проект модернизации превращения стареньких перуанских Т-55 в БМПТ. Так что китайцы могут не только модернизировать свои устаревшие «типы», но и поставлять машины огневой поддержки, подходящие для партизанской войны в какой-нибудь африканской стране.

Дальность действия оружия QN-506

Экипаж управляет и наблюдает поле боя с помощью камер и мониторов.

Ещё одна необычная машина китайского оборонопрома — ЗСУ на базе бронемашины семейства ZBL-09. Кроме ракет от ПЗРК FN-6 машина вооружена шестиствольной 30-мм автоматической пушкой.

С помощью такого «гатлинга» можно не только сбивать дроны и вертолёты, но и оказывать огневую поддержку по наземным целям.

Нужен калибр побольше? Это к флотским. Для морской пехоты китайцы разработали монструозный сухопутный вариант морской скорострельной 76-мм установки на пятиосной (!) колёсной базе.

JRVG-1 (так называется установка) тоже, в общем-то, зенитная. Но заслать очередь снарядов в диком темпе вполне может, да ещё и по укреплённой позиции насолить танкам.

Понятно, что фантазии товарищам конструкторам не занимать?

Ушла на танковую базу

Но вернемся к нашим «бэхам». В чем главный плюс тяжёлой БМП на танковой базе? В первую очередь — высокая степень защищённости и возможность сопровождать танки, перевозя пехоту и отстреливая второстепенные цели в виде лёгкой бронетехники и всяких разных «птурщиков». А вооружена китайская БМП на уровне современного лёгкого танка — есть 100-мм пушка, которая может запускать через ствол противотанковые ракеты, а также 30-мм автоматическая пушка.

О тяжёлых БТР и БМП на базе танков первой линии задумывались давно. По БМП ближе всего к серии российские Т-15 «Армата» — первые серийные машины должны поступить в войска в 2019 году.

Но история бронированных танковых перевозчиков пехоты идёт ещё с Первой мировой. Пионеры танкостроения британцы создали на базе своего «ромбика» Mk V полноценный бронетранспортёр.

В СССР в 30-е годы пытались создать бронетранспортёры из Т-26 и БТ-7, но в серию они так и не отправились. Зато на БТР пошли не очень-то удачные канадские танки Ram («Баран») под названием «Кенгуру».

«Кенгуру» делали также из других танков «союзников», начиная с М3 «Стюарт» и заканчивая тяжёлыми британскими «черчиллями». Была также просторная версия из САУ М7 «Прист» без гаубицы.

Рачительные израильтяне превратили несколько сотен трофейных Т-55 в тяжёлые бронетранспортёры «Ахзарит». Советский танк плотной компоновки заставил их изрядно потрудиться над схемой высадки-посадки в БТР и перепилить корпус. В результате мотострелки десантируются через двустворчатую распашную аппарель во лбу. В корме также есть бронедверь, которую удалось создать благодаря замене двигателя на немецкий дизель. В качестве вооружения — 7,62- или 12,7-мм пулемёты.

БТР «Ахзарит»

У «Ахзарита» был и «младший братец» — «Нагматиран». Такие БТР с десантным отделением без крыши строили для союзной армии Южного Ливана. Кроме того, английские «центурионы» в земле обетованной стали тяжёлыми инженерными БТР «Пума».

Им на замену уже идут «намеры» на «меркавной» базе. Помимо танковой толстой брони и блоков ДЗ «Намер» оснащён ещё и элементами комплекса активной защиты.

ТБТР «Намер»

Над переделкой своих древних «центурионов» в ТБМП и ТБР трудятся даже иорданцы. В их линейке бронемаршруток «Темсах» («Крокодил») явно прослеживается подражание израильскому опыту.

В России разрабатывался БТР из танка Т-55, вооружённый 30-мм пушкой и ПТРК «Конкурс». Могли ставиться и другие варианты боевых модулей. Существовал также ряд украинских проектов по преобразованию танков Т-55, Т-62, Т-72 и Т-64 в тяжёлые БТР и БМП.

БТР-Т с разными вариантами боевых модулей

Российская армия получила некоторое количество БМО-Т на базе танка Т-72. Она перевозит семь огнемётчиков с 30 «шмелями» в запасе.

В общем, ничего особо нового китайцы не изобрели, только динамической защитой увешали от души. Не исключено и появление на ТБМП комплекса активной защиты и других полезных штук вроде блоков ПТУР и бортовых беспилотников.

Такие БМП смогут не только сопровождать танки, но и поддерживать их огнём, создавая эффективную систему огня. И тут одни из самых важных вещей — создание рабочей боевой информационной системы и умение включаться в сетецентрическую структуру управления.
Облик боя меняется, и практически все страны дрейфуют в сторону более тяжёлых, защищённых и хорошо вооружённых БМП, отказываясь от таких сомнительных преимуществ, как плавучесть и низкопрофильность за счёт тесноты в десантном отсеке и «картонной» брони. Скрываться боевым машинам приходится больше не от глаз наводчика пушек, а от тепловизионных прицелов и головок самонаводящихся ракет.

И не размер скоро будет главным — а современные системы защиты.