Атомный ледокол

Атомный ледокол

Основная статья: Ледокол

Атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу мощности на гребные винты.

Советский Союз был единственной страной, обладавшей флотом атомных ледоколов, после его распада такой единственной страной является Россия. Все атомные ледоколы базируются в порту города Мурманск.

Использование атомных ледоколов

Российский атомный ледокол «Ямал» с нарисованной на носу акульей пастью

Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути — Диксон, Тикси и Певек.

Два атомных ледокола, «Таймыр» и «Вайгач» (названы в честь одноименных исследовательских судов Российского Императорского флота), были построены специально для мелких вод и могут использоваться в устьях рек. Они сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона. Эти атомные ледоколы также могут быть использованы в качестве пожарных судов.

В 2014 году на ледоколе «50 лет Победы» состоялась передача эстафеты Олимпийского огня Сочи 2014.

Атомные ледоколы часто используются в научных целях. В 1977 г. ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. С 1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для туристических экскурсий, в основном — к Северному полюсу.

Зимой толщина льда в Северном Ледовитом океане варьируется от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м. Атомные ледоколы способны ходить в водах, покрытых таким льдом, со скоростью в 20 км/ч (11 узлов), а в свободных ото льда водах — до 45 км/ч (до 25 узлов).

Российские атомные ледоколы

Все 10 существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были спроектированы в СССР и России. На 2016 год пять из них в строю. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Два ледокола — суда «река-море» «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wärtsilä в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных энергоблоков. Лихтеровоз «Севморпуть» был построен на керченском заводе «Залив».

  • Ямал

  • Вайгач

  • 50 лет Победы

Название Введён в строй Предполагаемый
год выработки
ресурса
200 тыс. часов
Завод Проект Тип Класс Дополнительно
Ленин 1959 Адмиралтейский завод 92M Ледокол Ленин Выведен из эксплуатации в 1989 году. Корабль-музей.
Арктика 1975 2008 Балтийский завод 1052 Ледокол Арктика
(лёд до 2,8 м)
Выведен из эксплуатации в октябре 2012 года. В настоящее время стоит на отстое в Мурманске, ожидая утилизации.
Сибирь 1977 Балтийский завод 1052 Ледокол Арктика В феврале 2018 года выгружены оба атомных реактора. До конца марта все работы по демонтажу атомной установки будут завершены, а чистый корпус ледокола будет передан «Атомфлоту».
Россия 1985 2018 Балтийский завод 10521 Ледокол Арктика Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов. Выведен из эксплуатации в 2013 году.
Севморпуть 1988 2020 Керченский судостроительный завод 10081 Лихтеровоз Севморпуть
(лёд до 1 м)
В строю. Транспортное судно ледового класса. В 2007 году временно выведен из эксплуатации. В 2012 году списан. В 2013 году подписан приказ о восстановлении. С 2016 года снова введен в строй.
Таймыр 1989 2022 Wärtsilä 10580 Мелкоосадочный ледокол Таймыр
(лёд до 1,8 м)
В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 200 тыс. часов
Советский Союз 1990 2020 Балтийский завод 10521 Ледокол Арктика Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 175 тыс. часов, в настоящее время решается вопрос о продлении ресурса. В отстое с 2010 года.
Вайгач 1990 2022 Wärtsilä 10580 Мелкоосадочный ледокол Таймыр В строю. Прошёл процедуру замены парогенераторов и продления ресурса до 200 тыс. часов
Ямал 1993 2022 Балтийский завод 10521 Ледокол Арктика В строю. Первоначально был заложен как «Октябрьская Революция»
50 лет Победы 2007 Балтийский завод 10521 Ледокол Арктика Модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика», второй по мощности (с появлением «Арктики») ледокол в мире. Первоначально строился под названием «Урал»
Арктика 2020 (план) Балтийский завод 22220 Ледокол ЛК-60Я Головное судно второй серии атомных ледоколов типа «ЛК-60Я», самый мощный ледокол в мире.
Сибирь 2021 (план) Балтийский завод 22220 Ледокол ЛК-60Я Является вторым судном проекта «ЛК-60Я».
Урал 2022 (план) Балтийский завод 22220 Ледокол ЛК-60Я
Лидер 2023 (план) ООО «СКК «Звезда». 10510 Ледокол ЛК-110Я Разрабатывается ЦКБ «Айсберг», ОКБМ им. И. И. Африкантова и ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

Сравнение классов российских ледоколов

Характеристики Ленин Арктика Таймыр ЛК-60Я ЛК-110Я
Длина наибольшая / по КВЛ, м 134,0 / 124,0 148,0 / 136,0 150,0 / 140,6 172,2 / 160,0 206,0 / 193,6
Ширина наибольшая / по КВЛ, м 27,6 30,0 / 28,0 29,2 / 28,0 33,0 / 32,0 40,0 / 38,0
Высота борта, м 16,1 17,2 15,2 15,2 20,3
Осадка по КВЛ / минимальная, м 10,5 11,0 8,1 10,5/8,55 13,0/11,0
Водоизмещение по КВЛ/по минимальной осадке, т 16000 23460 19600 33600/24800 55600
Число и мощность турбин, кВт 4 по 8085 2 по 27580 2 по 18400 2 по 35400
Число гребных винтов 3 3 3 3 4
Число и мощность реакторов, кВт 3 по 90000
(2 по 159000
после
модернизации)
2 по 171000 1 по 171000 2 по 175000
Мощность на валах, кВт 32400 49000 32500 60000 120000
Скорость на чистой воде, узлов 18 20,8 20,2 22 24
Лёдопроходимость, м 2,25 1,95 2,8-2,9 3,5
Экипаж, чел 243 130 89 74 127
Построено 1 6 2 3 0
В эксплуатации 0 2 2 0 0

Ледоколы класса «Ленин»

Основная статья: Ленин (атомный ледокол)

Первый советский атомный ледокол, 3 декабря 1959 года передан Министерству морского флота, которое разместило заказ на его строительство на Ленинградском Адмиралтейском заводе и горьковском военном заводе №92. В создании судна участвовали также более 500 предприятий Советского Союза, а по уровню технологий атомный ледокол можно сравнить с космическим кораблём.

Марка Почты СССР: Атомный ледокол в полярных льдах на фоне фрагмента контурной карты северного полушария Земли.

На момент своей закладки ледокол «Ленин» был первым атомным надводным кораблём и первым атомным гражданским судном.

На ледоколе дважды случались ЧП с ядерными реакторами: первый раз в 1965 году, второй — в 1967 году. Второе ЧП привело к серьёзному повреждению одного из трёх реакторов ОК-150 и их замене на два реактора ОК-900. В 1989 году «Ленин» был выведен из эксплуатации и превращён в музей. Сейчас он находится в порту Мурманска и доступен для посещения.

Ледоколы класса «Арктика»

Основная статья: Арктика (класс атомных ледоколов)

Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: к этому классу относятся 6 из 10 атомных ледоколов. Так как эти ледоколы строились в течение тридцати лет, между ними есть некоторые различия. Как правило, новые ледоколы быстрее, мощнее и требуют для эксплуатации экипажи меньшей численности.

Ледоколы этого класса имеют двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда — 48 мм, в других местах — 25 мм. Между корпусами располагаются цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в сложных ледовых условиях. Некоторые суда покрыты специальным полимером для уменьшения трения. Ледоколы этого класса могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит. Как правило, для обеспечения корабля энергией достаточно только одного из двух реакторов корабля, но во время плавания задействованы оба (на менее чем 50-процентной мощности).

Обычно на ледоколах класса «Арктика» имеются много удобств для экипажа: бассейн, сауна, кино, тренажёрный зал, бар, ресторан, библиотека и волейбольная площадка.

Все атомоходы класса «Арктика» могут нести на себе два вертолёта, которые придаются им специально для сложных рейсов или туристических круизов.

В проект заложена возможность конверсии ледокола во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них («Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.

Ледокол «Арктика»

Основная статья: Арктика (атомный ледокол проекта 10520)

Введён в эксплуатацию в 1975 году. В 2008 году ледокол совершил свой последний поход, в 2011 выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации.

Ледокол «Сибирь»

Основная статья: Сибирь (атомный ледокол проекта 10520)

Введён в эксплуатацию в 1977 году. По информации Счётной палаты, «Ледокол „Сибирь“ выведен из эксплуатации с 1992 года по причине большого количества негерметичных секций парогенераторов и невозможности эксплуатации реакторной установки № 2 без замены внутренних парогенераторов. Из реакторов № 1 и № 2 выгружены активные зоны в ноябре 1995 года и в январе 1996 года соответственно, при этом наработка реакторов № 1 и № 2 на момент вывода из эксплуатации была ниже нормативной».

Утилизацию атомного ледокола запланировано завершить к концу 2017 года.

Ледокол «Россия»

Основная статья: Россия (атомный ледокол)

Введён в эксплуатацию в 1985 году. Выведен из состава флота в 2013 году по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

Ледокол «Советский Союз»

Основная статья: Советский Союз (атомный ледокол)

Введён в эксплуатацию в 1989 году. В 2007—2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. С 2010 года находится в отстое. Восстановление ледокола было признано нецелесообразным и в августе 2017 года принято решение о его утилизации.

Ледокол «Ямал»

Основная статья: Ямал (ледокол)

Эксплуатируется с 1993 года. Ледокол «Ямал» в июле-августе специализируется на туризме, совершив уже более полусотни походов на полюс, и был первым ледоколом, достигшим «Северного полюса недоступности» в рейсах 1996 года (29.07.1996 и 12.08.1996).

Ледокол «50 лет Победы»

Основная статья: 50 лет Победы (ледокол)

Последний атомоход модифицированного проекта «Арктика» — атомный ледокол «50 лет Победы». Был заложен в 1989 году на Балтийском заводе в Ленинграде под названием «Урал». Команда включает 138 человек. Из-за финансовых проблем ледокол был спущен со стапелей только в 2006 году и достраивался до весны 2007 года. Его общая длина (159 м) делает его самым большим из ядерных ледоколов. Ледокол был введён в эксплуатацию в апреле 2007 года.

Ледоколы класса «Таймыр»

В 1989—1990 годах в Финляндии были построены два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек). Их длина — 151 м, ширина — 29 м.

Ледоколы класса ЛК-60Я

Основная статья: ЛК-60Я

ЛК-60Я (проект 22220) — новый класс универсальных двухосадочных (способных менять осадку в процессе эксплуатации) атомных ледоколов. Предназначены для замены ледоколов классов «Арктика» и «Таймыр» по мере их вывода из эксплуатации из-за исчерпания ресурса. Один ледокол класса ЛК-60Я позволит заменить одновременно один ледокол класса «Арктика» и один класса «Таймыр».

На сентябрь 2019 года на Балтийском заводе спущены на воду три корабля этого проекта: «Арктика» (2016), «Сибирь» (2017) и «Урал» (2019). Ввод в эксплуатацию первого из них («Арктика») ожидается в 2020 году.

Ледоколы класса ЛК-110Я

Основная статья: ЛК-110Я

Проектируемый класс атомных ледоколов. Предназначены для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. За счёт увеличенной ширины будут обеспечивать проведение крупнотоннажных грузовых судов. В настоящий момент ведётся разработка конструкторской документации.

Ледоколы в филателии

  • Серия почтовых марок СССР, 1978 год
  • Ледокол «Арктика»

  • Ледокол «Ленин»

  • Серия почтовых марок России, 2009 год
  • Ледокол «Ленин»

  • Ледокол «Таймыр»

  • Ледокол «Ямал»

  • Ледокол «50 лет Победы»

Инфраструктура

Для работы атомных ледоколов используются суда поддержки:

  1. Топливные суда, используемые для дозаправки:
    • «Имандра»,
    • «Лотта».
  2. Топливное судно для перевозки ядерного топлива:
    • «Лепсе».
  3. Вспомогательные суда:
    • «Володарский» — перевозка твёрдых грузов,
    • «Серебрянка» — танкер,
    • «Роста-1» — мониторинг и контроль за радиационным фоном.

См. также: Атомфлот

Как правило, ледоколы стараются проламывать лёд там, где он тоньше всего, чтобы не попасть в ледяные ловушки. В 1970—80-х годах для исследования толщины льда использовались специальные самолёты. В наши дни для этого используются спутниковые системы.

Эксплуатация

Незаменимость атомного флота особенно отчётливо показала навигация 1983 года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.

Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 году а/л «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн» (нем. «Polarstern»). В 2004 году а/л «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oden» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking». В 2007 году а/л «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на ГОА «Мир» с НЭС «Академик Федоров» на северном полюсе. В том же 2007 году а/л «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола «Oden» в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».

Надёжность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт города Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. В августе 2005 года российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную морскую милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход «Ленин» оставил за кормой 654 тысячи 400 миль.

Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-110Я.

Арктический туризм

С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс. Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 году. В 1990 году совершил свой первый экскурсионный тур атомный ледокол «Россия». Появление круизных рейсов в 1990 году было связано с невостребованностью ледоколов и являлось единственной возможностью сохранить атомный ледокольный флот. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». С тех пор ежегодно проводилось не меньше четырёх туров. С 1991 года для этого использовался атомный ледокол «Советский Союз». Для этого же с 1993 года используется атомный ледокол «Ямал». На нём имеется специальная секция для туристов. На построенном в 2007 году ледоколе «50 лет Победы» также имеется такая же секция. С момента спуска ледокола на воду походы на Северный полюс совершаются только на его борту.

Обычно за сезон совершается 5 рейсов к Северному полюсу. Путешествие в среднем длится 12 дней: 5 дней судно идёт к «макушке» Земли, пару дней стоит в точке с координатами 90°00′00″ северной широты (долготы там нет), а затем отправляется обратно, в Мурманск. Круиз, длящийся три недели, стоит $ 25 000. За последние 20 лет в точке пересечения всех меридианов побывало порядка 9 тысяч человек.

Примечания

  1. 1 2 Марцинкевич, Борис Леонидович. Мирный атом во льдах Арктики ⋆ Geoenergetics.ru. Геоэнергетика (16 декабря 2019). Дата обращения 17 декабря 2019.
  2. первоначальный ресурс — 100 тыс. часов
  3. В 1982—1986 годах — «Леонид Брежнев»
  4. Из ледокола «Сибирь» выгрузили два атомных реактора | Утилизация атомных подводных лодок и реабилитация береговых технических баз. nuclear-submarine-decommissioning.ru. Дата обращения 25 февраля 2018.
  5. Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» будет восстановлен // Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
  6. 1 2 энергетическая установка — Балтийский завод
  7. В Санкт-Петербурге спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». ТАСС. Дата обращения 16 июня 2016.
  8. Технические характеристики атомных ледоколов. Архивировано 20 января 2013 года.
  9. 1 2 3 4 Атомный ледокол пр. 22220 (ЛК-60Я). Архивировано 20 января 2013 года.
  10. Атомная стратегия XXI. Статья «Высокоширотный транзитный рейс 1978 г.» Таблица 5. Архивировано 20 января 2013 года.
  11. По материалам сюжета программы «Вход воспрещён» телеканала «Звезда», эфир от 1 марта 2010 г.
  12. Павел Аксенов. Возвращение в «Советский Союз». Русская служба Би-би-си (03 октября 2006 г.). Дата обращения 18 февраля 2011. Архивировано 22 февраля 2012 года.
  13. В России окончательно решили не восстанавливать «Советский Союз» // РБК, 31 августа 2017
  14. Екатерина Фомичева. Петербургский судостроитель получил новый многомиллиардный заказ, РБК (28 мая 2019 г.).

Ссылки

  • Атомные ледоколы России. Фоторепортаж
  • Атомный ледокольный флот. Фоторепортаж
  • The Arctic Job. English Russia (30.09.2009). Дата обращения 10 июля 2010. Архивировано 22 февраля 2012 года.

Класс «Ленин»

Класс «Арктика»

Арктика † — Сибирь † — Россия † — Советский Союз † — Ямал — 50 лет Победы

Класс «Таймыр»

Таймыр — Вайгач

Класс «Севморпуть»

Класс «ЛК-60Я»

Арктика — Сибирь — Урал

Класс «ЛК-110Я»

Атомные ледоколы России

Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.
1. Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.


2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз — контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)
4. Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.
Водоизмещение ледокола — 21 120 тонн, осадка — 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.


6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

7. ЦПУ (Центральный пост управления).

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ — управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем — за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.
11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.
Атомный ледокол «Арктика»
12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.
13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.
«Вайгач»
14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.
15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.
16. Машинные телеграфы.
17. Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.
18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.
19. Помещение среднего гребного вала.
20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.
21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.
22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.
Атомный ледокол «Таймыр»
23.
24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.
25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.
26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.
27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.
28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.
29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).
30. Ремонт винто-рулевого комплекса.
31. Установка лопасти.
32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.
33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».
Атомный ледокол «Ленин»
34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.
35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.
Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели — развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.
37. Ходовая рубка.
38. Парадная лестница.
39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928—1932) — первого в мире ледокола арктического класса.
В качестве бонуса пара фотографий Мурманска…
40. Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.
41. Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.
42. Панорама Мурманска.

Атомный ледокольный флот

В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы») и два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»). Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть» (мощность реакторной установки — 40 тыс. л.с.). Кроме того, Росатомфлот оперирует тремя судами технологического обслуживания и судном-контейнеровозом «Россита». В его ведении находятся также суда портового флота, предназначенные для обслуживания акватории порта Сабетта: буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей»; ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым»; а также портовый ледокол «Обь».

История отечественного атомного ледокольного флота берет свой отсчет 3 декабря 1959 года. В этот день был принят в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Только с появлением атомного ледокольного флота в 70-е годы XX века Северный морской путь начал обретать очертания национальной транспортной артерии в Арктике. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика» (1975 г.) открыл круглогодичную навигацию в западном секторе Арктики. На этом этапе развития Севморпути ключевую роль сыграло становление Норильского промышленного района и появление на трассе круглогодичного порта Дудинка. Затем были построены ледоколы «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы». Их сооружение и эксплуатация на десятилетия предопределили технологические преимущества нашей страны в атомном судостроении.

Сегодня основная работа Росатомфлота связана с обеспечением безопасности мореплавания и стабильной навигации, в том числе и транзитной, по Северному морскому пути. Транспортировка углеводородной и прочей продукции на рынки Азии и Европы по трассе СМП может служить реальной альтернативой существующим транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. Она обеспечивает выигрыш во времени: например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль, соответственно, длительность транзита составляет, в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки, ориентировочно 18 и 37 дней.

Во многом благодаря атомному ледокольному флоту на трассе СМП фиксируется ощутимый грузопоток. В 2015 году по СМП было перевезено около 4 млн тонн грузов. Таким образом, объем перевозок увеличился в 2,7 раз по сравнению с 1998 годом, когда перевозки достигли своего минимума (1,46 млн тонн). Постепенно проводки становятся значимее, возникает больше работы с конкретными, ключевыми заказчиками и проектами, которые предстоит обслуживать вплоть до 2040 года. В 2016 году объем перевозок грузов по трассам Северного морского пути составил более 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем в 2015 году. В 2017 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути проведено 492 судна общей валовой вместимостью 7 175 704 тонны (для сравнения, в 2016 — 410 судов общей валовой вместимостью 5 288 284 тонны).

Росатомфлот обеспечивает работы по изучению гидрометеорологического режима морей и минерально-сырьевых ресурсов арктического шельфа, прилегающего к северному побережью РФ. Основные заказчики: ОАО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт»; ФГБУ «Арктический и антарктический научно- исследовательский институт», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Арктикморнефтегазразведка», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция». Атомоходы «Росатомфлота» участвуют в обеспечении экспедиций на дрейфующей полярной станции «Северный полюс».

Ледокольный флот России (часть 1)

Предлагаю Вашему вниманию серию фотообзоров, посвящённых ледокольному флоту России. В трёх частях я постараюсь рассказать о всём многообразии судов ледового класса, эксплуатирующихся сейчас в России, в т.ч. о построенных ещё до распада Советского Союза. Первая часть посвящена судам с атомной силовой установкой.

1. Атомный ледокол «Ленин» Построен в 1959 г. на Адмиралтейском заводе по проекту 92М.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 19400 т.

Главные размерения: длина — 134 м, ширина — 27.6 м, осадка — 10.5 м.

Максимальная скорость хода: 18 узлов

Мощность: 32МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 6 месяцев

Экипаж: 243 человека

Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.

В 1989 году выведен из эксплуатации, с 2009 года — музей в Мурманске.

2. Атомный ледокол «Арктика» Построен в 1975 году на Балтийском заводе по проекту 1052.

Обратите внимание на фундаменты под артиллерийские установки!

Технические характеристики:

Водоизмещение: 23460 т.

Главные размерения: длина — 147.9 м, ширина — 29.9 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 20 узлов

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 150 человек

Первое в мире надводное судно, достигшее Северного полюса.

В 1982 — 1986 годах назывался «Леонид Брежнев». В 2008 году выведен из эксплуатации.

3. Атомный ледокол «Сибирь» Построен в 1977 году на Балтийском заводе по проекту 1052.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 21120 т.

Остальные характеристики совпадают с данными ледокола «Арктика».

В 1993 году выведен из эксплуатации и подготовлен к утилизации.

4. Атомный ледокол «Россия» Построен в 1985 году на Балтийском заводе по проекту 10521.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 22920 т.

Главные размерения: длина — 150 м, ширина — 30 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 20 узлов

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 150 человек

В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна «Академик Фёдоров». Находится в эксплуатации.

5. Атомный ледокол «Советский Союз» Построен в 1990 году на Балтийском заводе.

Обратите внимание на РЛС управления огнём артиллерии МР-123 (серого цвета перед рубкой). Аналогичные РЛС установлены на ледоколах «Россия» и «Ямал»

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Россия».

С 2007 года находится в отстое в ожидании ремонта.

6. Атомный ледокол «Ямал» Построен в 1993 году на Балтийском заводе по проекту 10521.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Россия».

Находится в эксплуатации.

7. Атомный ледокол «50 лет Победы»

Построен в 2007 году на Балтийском заводе по модернизированному проекту 10521.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 25168 т.

Главные размерения: длина — 159.6 м, ширина — 30 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 21 узел

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.8 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 138 человек

На сегодняшний день — самый большой и мощный ледокол в мире!

Заложен 4 октября 1989 года под названием «Урал», спущен на воду 29 декабря 1993 года. Из-за отсутствия финансирования строительство ледокола было приостановлено. В 1995 году получил имя «50 лет Победы», в 2003 году строительство было продолжено. От других ледоколов серии отличается наличием экологического отсека, для чего пришлось увеличить длину корпуса, а также другой формой носовой оконечности. Находится в эксплуатации.

8. Атомный ледокол «Таймыр» Построен в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по проекту 10580. ЯЭУ установлена на Балтийском заводе, в эксплуатации с 1989 года.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 20000 т.

Главные размерения: длина — 151.8 м, ширина — 29.2 м, осадка — 8.1 м.

Максимальная скорость хода: 18.5 узлов

Мощность: 35 МВт

Ледопроходимость: 1.7 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 110 человек

Ледокол с малой осадкой для проводки судов в устья сибирских рек. Находится в эксплуатации.

9. Атомный ледокол «Вайгач» Построен в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по проекту 10580. ЯЭУ установлена на Балтийском заводе, в эксплуатации с 1990 года.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Таймыр».

Ледокол с малой осадкой для проводки судов в устья сибирских рек. Находится в эксплуатации.

Любопытный факт — выполнив контракт СССР на строительство двух ледоколов и не получив новых контрактов, финская верфь обанкротилась!

10. Атомный лихтеровоз «Севморпуть»

Построен в 1988 году на ССЗ «Залив» (Керчь) по проекту 10081.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 61880 т.

Главные размерения: длина — 260.1 м, ширина — 32.2 м, осадка — 11.8 м.

Максимальная скорость хода: 20.8 узлов

Мощность: 32.5 МВт

Ледопроходимость: 1.0 м.

Автономность: 2.5 месяца

Экипаж: ? человек

Вместимость: 74 лихтера грузоподъёмностью по 300 тонн или 1328 20-футовых контейнера

С 2007 года находится в отстое в связи с отсутствием подходящих грузов.

11. Атомный двухосадочный ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я)

Планируется строительство на Балтийском заводе. Контракт подписан 23 августа 2012 года.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 25540/33540 т.

Главные размерения: длина — 160 м, ширина — 30 м, осадка — 8.5/10.5 м.

Максимальная скорость хода: 22 узла

Мощность: 60 МВт

Ледопроходимость: 2.8 м.

Автономность: 6 месяцев

Экипаж: 75 человека

Технический проект ледокола разработан ОАО ЦКБ «Айсберг»

Фотодополнение.

«Россия»:

«Ямал»:

«50 лет Победы»:

«Русские витязи» в небе Дудинки, 21 мая 2005 года. (кликабельно)

На рейде стоят ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», справа вдали лихтеровоз «Севморпуть»:

Мурманск. База «Росатомфлота», 18 июня 2011 года. (кликабельно)

Слева направо — «Севморпуть», «Арктика», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Россия»:

Этот пост стал 300-ым моим постом на сайте «Сделано у нас», т.ч. у меня юбилей!

Продолжение: часть 5 часть 6