Атомная подводная лодка Северодвинск

К-560 «Северодвинск»

К-560 «Северодвинск»


АПЛ «Северодвинск».

История корабля

Государство флага

Россия

Порт приписки

Западная Лица (Заозёрск)

Спуск на воду

15 июня 2010 года

Современный статус

В составе Северного флота

Основные характеристики

Тип корабля

ПЛАРК

Обозначение проекта

08850 «Ясень»

Разработчик проекта

СПМБМ «Малахит»

Кодификация НАТО

«Severodvinsk»

Скорость (надводная)

16 узлов

Скорость (подводная)

31 узел

Рабочая глубина погружения

520 м

Предельная глубина погружения

600 м

Автономность плавания

100 суток

Экипаж

90 человек (в т.ч.32 офицера)

Стоимость

50 млрд рублей

Размеры

Водоизмещение надводное

8 600 т

Водоизмещение подводное

13 800 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

139 м

Ширина корпуса наиб.

13 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

10 м

Силовая установка

Водо-водяной реактор ОК-650В

  • Один вал
  • Малошумный гребной винт, 2 подруливающих устройства

Вооружение

Торпедно-
минное вооружение

10 ТА х 533-мм в средней части лодки, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, возможен приём мин вместо торпед. Торпеды УСЭТ-80, в перспективе — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик». Боезапас 30 торпед.

Ракетное вооружение

8 х 4 ПУ Оникс, «Циркон», Х-101/Х-102 или 8 х 5 ПУ Калибр.

ПВО

ПЗРК «Верба»

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Северодвинск.

К-560 «Северодвинск» — российская многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами 4-го поколения, головной корабль проекта 885 «Ясень». Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены за отсеком центрального поста.

Характеристики

  • надводное водоизмещение: 8 600 т
  • подводное водоизмещение: 13 800 т
  • максимальная длина: 139 м
  • ширина: 13 м
  • осадка: 10 м
  • надводная скорость хода: 16 узлов
  • подводная скорость хода: 31 узел
  • предельная глубина погружения: 600 м
  • рабочая глубина: 520 м
  • автономность плавания: 100 суток
  • экипаж: 90 человек (в т. ч.32 офицера)

Вооружение

  • противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс», «Циркон», 3М54K «Калибр», противолодочная ракета 91Р1
  • крылатые ракеты для поражения наземных целей 3М14K
  • стратегические крылатые ракеты Х-101/Х-102
  • универсальные глубоководные торпеды для поражения надводных подводных целей УГСТ
  • универсальные самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80
  • мины различного назначения

Строительство и испытания

Закладка состоялась на предприятии «Севмаш» 21 декабря 1993 года под заводским номером 160. Экономические трудности в стране, а также принципиально новая архитектура корпуса и применение новейших образцов вооружения обусловили длительный период её строительства.

20 октября 2009 года на место базирования прибыл экипаж. 22 декабря 2009 года подписано соглашение между ОАО «ПО «Севмаш» и администрацией Северодвинска о шефстве над экипажем.

Вывод из эллинга 55-го цеха, 15 июня 2010 года

В марте 2010 года завершились электромонтажные работы и работы по укладке кабеля и продолжились пуско-наладочные работы. 15 июня 2010 года лодка выведена из эллинга 55-го цеха. На церемонии присутствовали президент Дмитрий Медведев, министр обороны Анатолий Сердюков, главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий, генеральный директор — генеральный конструктор СПМБМ «Малахит» Владимир Пялов, президент ОСК Роман Троценко. Перед началом вывода АПЛ со стапелей епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил чин освящения подводного крейсера. Передвижение АПЛ в плавучий док началось в 14 часов 10 минут, после команды генерального директора «Севмаш» Николая Калистратова: «Начать движение крейсера по направлению к морю!» 15 июня 2010 года «Северодвинск» был спущен на воду из передаточного дока.

12 сентября 2011 года К-560 «Северодвинск» впервые вышел в море на заводские ходовые испытания. В общей сложности в течение двух последующих лет атомоход находился в море 137 суток.

5 ноября 2013 года лодка передана на государственные испытания. 6 ноября 2013 года, в рамках государственных испытаний, впервые был выполнен пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».

30 декабря 2013 года К-560 «Северодвинск» была принята в опытную эксплуатацию без подъёма Андреевского флага. Подъём флага был запланирован на 17 июня 2014 года

В 2014 году продолжились морские испытания отдельных узлов и систем — проверялась работоспособность систем гидроакустики, навигации, электро-механической части и других агрегатов. Выполнены стрельбы крылатой ракетой большой дальности «Калибр» из подводного положения. Кроме того, велась работа по дальнейшему снижению шумности субмарины, которая у «Северодвинска» ниже, чем у имеющихся на флоте АПЛ, но выше параметров, установленных тактико-техническим заданием Минобороны.

Командир АПРК «Северодвинск» Сергей Митяев и мэр Северодвинска Михаил Гмырин. Передача АПРК «Северодвинск» ВМФ России, 17 июня 2014 года

17 июня 2014 года после торжественного подъёма Военно-морского флага, АПЛ зачислена в «противоавианосную» 11-ю дивизию подлодок Северного флота, дислоцированной в военно-морской базе Западная Лица (Заозёрск), и опытная эксплуатация продолжилась.

С 3 по 18 июля 2014 года АПЛ совершила первый в навигации 2014 года выход в море. Был выполнен переход в глубоководную зону для завершения проверки работ всех систем и комплексов.

Служба

К-560 выходит в море на испытания, 19 марта 2016

27 июля 2014 года во время морского парада, посвященного празднованию Дня ВМФ России, субмарина впервые стояла в парадном строю боевых кораблей Краснознамённого Северного флота на рейде Североморска.

28 июля 2014 года субмарина покинула Североморск и вышла на боевое дежурство в Белое море.

В марте 2016 года завершена опытная эксплуатация, и К-560 «Северодвинск» подготовлена войти в состав сил постоянной готовности.

В конце апреля 2016 года в рамках выполнения плана боевой подготовки, выполнила из подводного положения успешный пуск крылатой ракетой морского базирования «Калибр» из акватории Баренцева моря по береговой учебной цели на полигоне Чижа в Архангельской области.

18 августа 2017 года выполнила из подводного положения успешный пуск крылатой ракеты морского базирования «Калибр» из акватории Баренцева моря по мишенной позиции расположенной на дальности порядка 600 километров на полигоне в Архангельской области.

Примечания

  1. Новая подводная лодка разорит Минобороны. Известия (13 сентября 2011). Дата обращения 16 сентября 2011. Архивировано 8 июня 2012 года.
  2. Севмаш передал флоту АПК «Северодвинск». Пресс-служба ПО «Севмаш» (17 июня 2014).
  3. На строящуюся в Северодвинске головную АПЛ нового поколения прибыл экипаж. ИТАР-ТАСС (20 октября 2009). Дата обращения 30 октября 2009. Архивировано 28 марта 2012 года.
  4. 1 2 ВМФ получит новейшую подлодку. Пресс-служба ПО «Севмаш» (16 марта 2010). Дата обращения 18 марта 2010. Архивировано 28 марта 2012 года.
  5. 1 2 3 АПЛ «Северодвинск» покинула стапель. Пресс-служба ПО «Севмаш» (15 июня 2010). Дата обращения 16 июня 2010. Архивировано 28 марта 2012 года.
  6. Никольский, Алексей Подлодка за $1 млрд. Ведомости (16.06.2010). Дата обращения 16 июня 2010. Архивировано 28 марта 2012 года.
  7. 1 2 Кочуров, Николай В добрый путь, «Северодвинск»! (недоступная ссылка). Северный рабочий (16 июня 2010). Дата обращения 16 июня 2010. Архивировано 28 марта 2012 года.
  8. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил освящение атомной подводной лодки четвертого поколения «Северодвинск». Пресс-служба Архангельской епархии (15.06.2010). Дата обращения 16 июня 2010. Архивировано 28 марта 2012 года.
  9. Анастасия Шишорина. Дмитрий Медведев спустил «Северодвинск» на воду. Коммерсантъ № 105 (4405) (16 июня 2010). Дата обращения 14 августа 2010. Архивировано 8 июня 2012 года.
  10. Подлодка «Северодвинск» вышла в море на испытания KM.RU (12 сентября 2011)
  11. Атомные субмарины стремятся в море. Пресс-служба ПО «Севмаш» (23 мая 2013).
  12. Начались государственные испытания АПЛ «Северодвинск». ЦАМТО (5 ноября 2013)
  13. «Северодвинск» отстрелялся долгожданным «Ониксом». Военно-Промышленный Курьер (19 ноября 2013).
  14. Первая многоцелевая атомная подлодка проекта «Ясень» принята в состав ВМФ России. ИТАР-ТАСС (17 июня 2014).
  15. Первый «Ясень» передадут ВМФ 17 июня. Взгляд (30 мая 2014).
  16. Источник: АПЛ «Северодвинск» передадут ВМФ России 17 июня // flotprom.ru, 30.05.2014
  17. АПЛ «Северодвинск» примут в состав ВМФ во второй половине 2014 года. Центральный Военно-Морской Портал (23 января 2014). Дата обращения 28 июля 2014.
  18. Первая подлодка проекта «Ясень» вошла в состав ВМФ. Центральный Военно-Морской Портал (17 июня 2014).
  19. АПЛ «Северодвинск» передали военно-морскому флоту России. Российская газета (17 июня 2014)
  20. АПЛ «Северодвинск» готовится к переходу на место базирования. Центральный Военно-Морской Портал (3 июля 2014).
  21. АПЛ «Северодвинск» вернулась на Беломорскую базу. Центральный Военно-Морской Портал (18 июля 2014).
  22. 1 2 Головная атомная подлодка проекта «Ясень» вышла на боевую службу. Lenta.ru (28 июля 2014).
  23. На Северном флоте завершено освоение многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск»
  24. АПЛ Северного флота «Северодвинск» (проект «Ясень») успешно поразила береговую учебную цель крылатой ракетой «Калибр»
  25. АПЛ «Северодвинск» успешно запустила ракету «Калибр» в Баренцевом море

Ссылки

  • Барабанов М. Ясень с реактором: Самая секретная русская подлодка // «Популярная Механика» : журнал. — Июнь 2004.
  • «Северодвинск» проекта 885. Историческая справка // submarines.narod.ru
  • АПЛ «Северодвинск» проект 885 // deepstorm.ru

Самый крупный, самый мощный, самый северный — всё это смело можно отнести к нашему сегодняшнему герою. При этом его можно и дальше хвалить, не останавливаясь. Первая атомная подводная лодка в стране, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая подлодка — и это всё его работа. АО «ПО «Cевмаш» — это один из крупнейших судостроительных комплексов России (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»), более того, единственная верфь в стране, которая осуществляет весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. Именно отсюда вышла большая часть наших подводных лодок, а в настоящее время строятся самые современные субмарины проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень». Итак, друзья, мы переносимся с вами в Северодвинск. где в дельте Северной Двины на берегу Белого моря и расположено это замечательное предприятие.

Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых. На этом фоне выходит постановление Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1936 года № ОК-137 о строительстве новой Судостроительной верфи. В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Т.В. Сафроновым прибывает в Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины. Говорят, по этому поводу Иосиф Сталин заметил: «монахи плохую территорию для жизни выбрать не могли, поэтому и завод надо строить там…». Из объективных причин выбора места. Во-первых, хорошие ледовые условия. Благодаря приливным водам лёд в Никольской протоке рыхлый и быстро удаляется в море во время отливов. Во, вторых, кромка льда зимой находится не дальше 14 км от берега, что облегчает сообщение с морем. В-третьх, удачное расположение с точки зрения безопасности. Ведь наличие острова Ягры создаёт естественную защиту акватории и не требовало строительство дополнительных защитных сооружений. Плюс болота вокруг, на танках особо не подъедешь. Собственно, строительство завода и посёлка при нём Судострой (позднее, в 1938 году, он стал городом Молотовск, а с 1957 года, носит сегодняшнее название Северодвинск) начинается в 1936 году.
2.

Днём рождения «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года. Именно в этот день на предприятии был заложен первый корабль, линкор С-102 «Советская Белоруссия» (проект 23). Считалось, что эти линкоры будут самыми большими и мощными в мире. Правда, ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота. Дело в том, что плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1,18 млрд рублей) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году. Поэтому в октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз». Из-за начала войны строительство остальных кораблей было также прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» — всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были просто разобраны.
3.

Раз Николо-Карельский монастырь исторически связан с заводом, то предлагаю с него и начать нашу историю. А его, между прочим, построили ещё в XVII веке. Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. Более того, он считается первым морским портом России. Через него пролегал путь русских послов в Европу. Например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году, после Тронхейма в Данию по суше, последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь. Также в этом монастыре останавливались и западные путешественники. В 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а «Московией». Следующая стоянка экспедиции была снова около стен монастыря. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана.
4.

5. Старая табличка министерства культуры РСФСР.

6. Макет Николо-Корельского монастыря.

Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670-1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. В 1691-1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское. В 1764 году монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса. Кстати, именно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился учиться в Москву Михайло Ломоносов.
7.

В своё время строители судовой верфи не разрушили монастырь по одной лишь причине — эти постройки были единственными на многие километры вокруг, и их использовали как жильё и склад. Постепенно монастырь обрастал новыми цехами и корпусами.
8.

9. Сейчас ведутся активные работы по реставрации храма.
Весь монастырь до наших дней не сохранился, большевики помогли (они закрыли монастырь в 1920-х годах), да и время его потрепало, но остатки былой роскоши, благодаря сегодняшним усилиям завода, всё-таки заметить можно и сейчас. В 1974 монастырь признаётся памятником архитектуры федерального значения. Никольский собор и часть монастырских зданий в 1990-е годы были переданы церкви, а в декабре 2009 года на нём были установлены 5 новых куполов и крестов, вместо сгоревших от молнии в 30х годах. Стальные купола были изготовлены в цехах 7(А) и 40, кресты — в цехе 42. 22 августа 2009 года в монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Кирилл.
10.
11. Храм действующий, здесь проводятся службы, попасть в него можно, но в определенные дни и по запросу, всё-таки он находится на территории стратегического предприятия.
12. Поклонный крест на месте часовни, в которой были захоронены святые братья Антоний и Феликс Корельские.
13.
14.
15.
16.
17. Мемориал воинской Славы у музея предприятия. Он был открыт 7 мая 1985 года. В основе композиции комплекса — скульптура Матери-Победы. Она выполнена в образе древнегреческой богини Ники. В одной руке Мать-Победа держит лавровую ветвь, в другой — чашу с вечным огнем.
18. Кроме этого, здесь установлены две стелы, которые сделаны из отрезков металла с атрибутами войны: орудийные и пулеметные стволы, гильзы, патроны, корпуса торпед и авиационных бомб. Стелы стоят на подиуме, где на гранитных плитах отлиты фамилии работников предприятия, не вернувшихся с войны.
Во время Великой Отечественной войны судостроительная верфь «Завод № 402» (именно так он раньше назывался) успешно выполняла ремонт и модернизацию боевых надводных кораблей, получивших «боевые ранения». Кроме этого предприятие строило и новые корабли — «морские охотники», а также ускоренными темпами осуществляло достройку и подготовку к переходу на свою базу в Полярный подводных лодок серии «Малютка» М-119, М-121, М-122. Это сравнительно небольшие корабли для борьбы с подводными лодками противника и несения дозорной службы. Своим ходом в Молотовск прибыли и С-14, С-103 и С-104, а также несколько «малюток», которые после достройки успешно ушли на базу в Полярный. С 1943 года «Завод № 402» приступил к изготовлению и поставке для ВМФ СССР новых боевых кораблей: большие морские охотники, эскадренные миноносцы, легкие крейсера. В итоге с 1943 по 1955 годы на судостроительной верфи «Завод № 402» было построено 45 новых боевых надводных кораблей.
19. Мемориал заводчанам «Севмаша», погибшим в период Великой Отечественной войны.
20. Макет автомобиля ГАЗ-АА или просто «полуторка». Он был установлен здесь 17 августа 2014 года в честь 75-летия автотранспортного цеха. Автомобиль выполнен в масштабе 1:3. Идея создания этого необычного макета принадлежит Александру Гоголевскому, бывшему начальнику автотранспортного цеха № 20. Всё дело в том, что ГАЗ-АА был первенцем автомобильного парка завода. Он заступил на службу в 1939 году.
В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось и строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провёл стрельбы.
21.
22. Кузнечно-термический цех. В этом цехе могут изготавливать поковки практически из любых марок углеродистых, легированных и специальных сталей, а также из латуни, бронзы и титановых сплавов.
Решение о создании в Северодвинске (Молотовске) первой в СССР подводной лодки с ядерной двигательной установкой принимал лично Председатель правительства СССР . Сталин. Видимо, поэтому здесь всё и получалось. За 1952-1972 годы Севмашпредприятие, или, как завод называли на Западе «фирма Егорова», стал крупнейшим в СССР и мире центром атомного подводного судостроения. Именно под руководством Евгения Павловича Егорова в короткий срок были решены технические, организационные и производственные проблемы при строительстве первой в СССР атомной подводной лодки проекта 627 К-3 «Ленинский комсомол».
23.
Подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит» — это первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А. В результате создания этих атомных подводных лодок СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. 24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627, которая вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытного корабля. Параллельно велось строительство серии из 12 кораблей проекта 627А. Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты субмарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек». По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955-1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность. За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, была удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.
24.
Из серии интересный факт. При проектировании первой советской атомной подводной лодки проекта 627 главный конструктор корабля В.Н. Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков АПЛ. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет АПЛ длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому отдельные его части размещались в пяти разных зданиях: на одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых отсека с гигантской торпедой — в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория». Макеты сооружались из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом, проектанты получали возможность видеть всю проектируемую лодку, как на ладони.
25.
Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 от 9 сентября 1959 года завод № 402 был преобразован в Северное машиностроительное предприятие, а Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26 июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие». После распада СССР завод в 1998 году преобразован в ГУП «ПО «Севмашпредприятие», а в 2001 г. — во ФГУП «ПО «Севмаш». С 2007 года является акционерным обществом.
26.
Затем завод вошёл во вкус и начал строить подводные лодки проектов: 667А, 667АУ, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, 705К, а также других кораблей. В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов. В 1970-х годах предприятие перешло на новый уровень и стала выпускать атомные подводные лодки класса «Акула» («Тайфун»), в том числе построило и самую большую лодку такого типа, которая была занесена в книгу рекордов Гиннесса. На палубе этих атомоходов достаточно места, чтобы там развернулся целый Камаз, а высота корабля сравнима с 9-этажным домом. В 1983 году ВМФ была передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м. Она стала самой глубоководной боевой АПЛ в истории подводного кораблестроения. Дальше ещё больше. С 1990 года Севмашем построено более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения (подводные лодки, авианосец, буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы) для иностранных заказчиков, крупнотоннажные средства по добыче нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого Океана для предприятий нефтегазового комплекса. В итоге, за всё время своей работы заводом построено и передано 45 боевых надводных кораблей и 172 подводных лодок (40 дизельных и 132 атомные). На данный момент на предприятии строятся российские атомные подводные ракетоносцы четвертого поколения по проекту 885 «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей». А это — по проекту «Борей-А» ведется строительство кораблей «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский»; по проекту «Ясень-М» — кораблей «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». История продолжается…
27.
Сегодня Севмаш — это мощный многопрофильный производственный комплекс, объединяющий в своей структуре более 100 подразделений и расположенный на территории 300 Га, на минуточку, шесть государств Ватикан здесь бы с лёгкостью разместились, при этом оснащенный, как самым современным, так и проверенным временем оборудованием. Его производственные мощности объединены в две самостоятельные поточные линии: первая это цехи металлургии и судового машиностроения; вторая цехи судоверфи и достройки. Его мощности могут переработать до 80 тысяч тонн листового проката в год. Возможности стапелей позволяют строить суда дедвейтом до 100 000 тонн и шириной корпуса до 38 метров. Предприятие располагает стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 м2. Возможности Севмаша позволяют строить до 14 атомных подводных лодок одновременно. Цех №50 (Эллинг №1) имеет два дока 302х44м с двумя стапельными линиями (2х4 АПЛ), цех №55 (Эллинг №2) имеет один док 373х78м с тремя стапельными линиями (2х3 АПЛ). Кроме этого у завода есть свои участки для лесопильных и столярных работ. Годовое производство пиломатериалов составляет более 30 000 м3.
28.
Предприятие строит атомные подводные корабли, дизель-электрические подводные лодки, модернизирует и ремонтирует крупные военные надводные и подводные корабли, не забывает и про гражданское судостроение, а также реализует проекты по созданию российской морской техники и оборудования для нефтегазовой отрасли. Кроме этого они изготавливают широкую номенклатуру изделий судового машиностроения и технического назначения: подшипники, валы, фильтры и муфты. Ярким примером диверсификации производства является изготовление транспортно-упаковочных контейнеров для отработавшего ядерного топлива.
29.
В составе «Севмаша» работают: корпусообрабатывающее, корпусо-сварочное, стапельно-сдаточное, трубообрабатывающее, неметаллическое, деревообрабатывающее, малярное, машиностроительное, инструментальное, транспортное и другие подразделения. 5% от общего производства составляют судоремонт и утилизация.
30.
Сборку и сварку секций осуществляет корпусно-сварочное производство. Там уникальные стенды и крановое хозяйство позволяет изготавливать блок секции весом до 600 тонн. На главном стапеле работают трубозаготовительный цех, на оборудовании которого производится гибка и сборка 300 типоразмеров труб; малярный изоляционный цех, настроечный цех и деревообрабатывающий цех. Машиностроительное производство оснащено высокопроизводительным оборудованием в количестве более 400 тысяч единиц, способное обрабатывать с высокой точностью детали весом от нескольких граммов до 500 тонн. Для постройки и ремонта кораблей верфь «Севмаш» располагает тремя эллингами общей площадью более 100 тысяч квадратных метров, выводным гидроузлом, выполненным в виде осушаемого наливного бассейна, а также достроечными набережными протяженностью более 1500 метров. Ходовые и приемо-сдаточные испытания проводятся на полигонах Белого моря в непосредственной близости от предприятия.
31.
32.
33. На данный момент на предприятии трудятся более 27 000 человек. У нас в России есть города, где их численность значительно меньше. Если делить на М и Ж, то примерно 65 % — это мальчики и 35 % — девочки.
34.
35.
36.
37.
В этом здании находится Эллинг №2 или бывший цех №55. Это самый большой крытый эллинг в Европе (его площадь равна 111 040 м2, длина — 432 м, ширина — 130 м, высота — 73,2 м), где строятся атомные подводные лодки. Поэтому и одно из самых секретных мест на заводе. Между прочим, на его крыше можно разместить 6 футбольных полей. Решение о его строительстве было приняло в 1969 году, а в декабре 1974 года первая его очередь была сдана в эксплуатацию. Цех построили в рекордно короткий срок, за четыре года под строгим надзором секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова. Сразу после постройки в новом цехе заложили ракетный крейсер К-525 проекта 949 — первый заказ третьего поколения, а через год — ТК-208 проекта 941. Сегодня только в этом цехе работают около 3 000 человек.
38.
39. Памятник строителям первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» около 42 цеха, где она и строилась. Памятник был открыт 22 сентября 1983 года — в год 25-летия первой отечественной атомной подводной лодки К-3.
40. Всю мебель для подводных лодок производят прямо на «Севмаше». Мы с вами уже переместились на их деревообрабатывающее производство.
41.
Мебель для подводной лодки. Это лишь с виду они деревянные. На самом деле продукт высокой инновационной мысли. Сверху — огнеупорный пластик, внутри — специальный материал, который способен выдержать температуру в несколько тысяч градусов. Поэтому данная мебель пожаров не боится, такой сэндвич если и обуглится, то лишь с одной стороны.
42.
Вот именно так сейчас будут выглядеть модернизированные каюты для атомных подводных лодок. В этой комнате два на два метра удалось уместить всё. Шкафы с тумбочками, раковину с роль-ставнями и двухъярусную кровать. Шкафы, тумбочки и полки собраны в металлическом каркасе. Края закруглены, чтобы во время качки при случайном ударе о мебель, члены экипажа не пострадали. Сколько эта красота стоит, вам не скажет никто. Но у меня есть для раздумья ещё и вот такой интересный факт.
Каждая каюта на первой отечественной атомной подводной лодке проекта 627 была покрашена в свой цвет, причем краски использовались матовые. По замыслу дизайнеров, ни один отблеск не должен был раздражать взор уставшего подводника. Мебель для лодки была изготовлена по специальному заказу закарпатскими мастерами из местных ценных пород деревьев. Из лимонного дерева был сделан длинный стол для кают-компании, задуманный̆ также в случае необходимости и как операционный. Стоил он столько же, сколько легковой автомобиль. Верхом роскоши было огромное зеркало, служившее одной из переборок. Правда, оно лопнуло от обжатия при первом же глубоководном погружении.
43.
44. На финише получаются вот такие красавицы. Сверху Проект 685. Класс «МIKE».1983 г. / внизу Проект 971. Класс «AKULA», 1988 г. Первой принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа1985). Вторая — является самой удачной и многочисленной серией российских подводных лодок начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией». Современный преемник проекта 971 «Щука-Б» — это подводные лодки проекта 885 «Ясень».
45. А это уже серия самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула».
46. Атомный подводный крейсер проекта 885 (класс «Ясень»). Кстати, из этой самой серии подводная лодка «Пермь» (заводской номер 168), которая была заложена 29 июля 2016 года.
47. Большое спасибо всем сотрудникам АО «ПО «Севмаш» за тёплый приём и интересную экскурсию по заводу! Да, согласен, в этот раз мы с вами не всё увидели, но уже радует, что наши предприятия двойного назначения встали на путь информационной открытости и постепенно открываются перед нами.
Большое спасибо Союз «Архангельская ТПП» за организацию такой интересной и познавательной поездки!
Из серии Сделано в Архангельске:
#ГдепромышленностьтамЯ #Промблогер1 #СделановАрхангельске #ПОСевмаш #tpparh #ТППАО #Архангельск #Блогередетпозаводам #АрхангельскаяТПП #Архангельскаяобласть #Севмаш #Северноемашиностроительноепредприятие #Объединеннаясудостроительнаякорпорация #ОСК #osk

АПЛ «Северодвинск» отстрелялась «Калибрами»

Атомная подводная лодка Северного флота «Северодвинск» провела успешный пуск крылатых ракет «Калибр». В отличие от всех предыдущих стрельб, проводившихся в открытом море, эта была проведена прямо от причальной стенки. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на Главкомат ВМФ РФ.


На Северном флоте были проведены учения, в ходе которых АПЛ «Северодвинск» произвела боевой пуск крылатых ракет «Калибр», оставаясь в пришвартованном положении. Выполненное упражнение показало, что даже не успевшая выйти в море подводная лодка может выполнять стоящие перед ней боевые задачи. Как пишет издание, раньше произвести пуск ракет из такого положения было невозможно по техническим причинам, однако, как показывают успешные пуски ракет, они были благополучно преодолены.
Командование ВМФ планирует ввести данное упражнение в программу обязательной боевой подготовки всех экипажей субмарин с крылатыми ракетами на борту.
Отметим, что в Советском Союзе стрелять от причала межконтинентальными баллистическими ракетами начали атомные подводные крейсеры второго поколения, построенные на рубеже 1960–1970-х годов. Пусков крылатых ракет из такого положения не производилось.
Многоцелевая атомная подлодка «Северодвинск» — головной корабль проекта 885 «Ясень». Вошла в состав Северного флота в 2014 году и пока является единственным представителем серии. В конце этого года «Севмаш» должен ввести в эксплуатацию вторую АПЛ этого типа — «Казань», а в 2020 году планируется сдать флоту третий «Ясень».

Закладка состоялась на предприятии «Севмаш» 21 декабря 1993 года под заводским номером 160. Экономические трудности в стране, а также принципиально новая архитектура корпуса и применение новейших образцов вооружения обусловили длительный период её строительства.
В марте 2010 года завершились электромонтажные работы и работы по укладке кабеля и продолжились пуско-наладочные работы. 15 июня 2010 года лодка выведена из эллинга 55-го цеха.
12 сентября 2011 года К-560 «Северодвинск» впервые вышел в море на заводские ходовые испытания. В общей сложности в течение двух последующих лет атомоход находился в море 137 суток.
5 ноября 2013 года лодка передана на государственные испытания. 6 ноября 2013 года, в рамках государственных испытаний, впервые был выполнен пуск сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс».
30 декабря 2013 года К-560 «Северодвинск» была принята в опытную эксплуатацию без подъёма Андреевского флага. Подъём флага был запланирован на 17 июня 2014 года.
В 2014 году продолжились морские испытания отдельных узлов и систем — проверялась работоспособность систем гидроакустики, навигации, электро-механической части и других агрегатов. Выполнены стрельбы крылатой ракетой большой дальности «Калибр» из подводного положения. Кроме того, велась работа по дальнейшему снижению шумности субмарины, которая у «Северодвинска» ниже, чем у имеющихся на флоте АПЛ, но выше параметров, установленных тактико-техническим заданием Минобороны.
17 июня 2014 года после торжественного подъёма Военно-морского флага, АПЛ зачислена в «противоавианосную» 11-ю дивизию подлодок Северного флота, дислоцированной в военно-морской базе Западная Лица (Заозёрск), и опытная эксплуатация продолжилась.
С 3 по 18 июля 2014 года АПЛ совершила первый в навигации 2014 года выход в море. Был выполнен переход в глубоководную зону для завершения проверки работ всех систем и комплексов.
Порт приписки Западная Лица(Заозёрск)
Спуск на воду 15 июня 2010 года
Современный статус — в составе Северного флота
Основные характеристики:
Тип корабля ПЛАРК
Обозначение проекта 08850 «Ясень»
Разработчик проекта СПМБМ «Малахит»
Кодификация НАТО «Severodvinsk»
Скорость (надводная) 16 узлов
Скорость (подводная) 30 узел
Рабочая глубина погружения 520 метров
Предельная глубина погружения 600 метров
Автономность плавания 100 суток
Экипаж 93 человек (32 офицера)
Стоимость50 млрд рублей
Размеры:
Водоизмещение надводное8600 т
Водоизмещение подводное13 800 т
Длина наибольшая (по КВЛ)119 м
Ширина корпуса наиб.13,5 м
Высота9,4 м
Силовая установка:
Водо-водяной реактор ОК-650В
Один малошумный гребной винт
Два подруливающих устройства
ВооружениеТорпедно-
минное вооружение 10 533-мм торпедных аппаратов в средней части лодки, самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды, возможен приём мин вместо торпед. Торпеды УСЭТ-80, в перспективе — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик». Боезапас 30 торпед.
Ракетное вооружение8х4 ПУ Оникс, Калибр, 3М24.

Срыв программы строительства новейшей атомной подводной лодки приведет к значительной задержке всей кораблестроительной программы. По мнению заказчика – Военно-морского флота России, новейшая атомная подводная лодка проекта 885 не отвечает заданным гидроакустическим характеристикам, что значительно снижает ее боевые возможности.

Прошедшие в феврале этого года в Научно-производственном объединении машиностроения научные чтения, посвященные 100-летию великого советского конструктора Владимира Николаевича Челомея, посетили не только ракетостроители, но и корабелы. Ранее в Московском государственном техническом университете имени Баумана была установлена памятная доска, посвященная легендарному ракетостроителю. А затем представители Минобороны, Роскосмоса, различных конструкторских бюро, заводов-производителей и других структур побывали в находящемся в подмосковном Реутове научно-производственном объединении.

С благодарственными словами о созданных в НПО машиностроения морских ракетных комплексах выступили представители ВМФ России и инженеры-кораблестроители. В ходе Челомеевских чтений стало известно, что разработанный НПО ракетный комплекс 3К55 «Оникс» в конце прошлого года был успешно испытан на новейшей атомной подводной лодке «Северодвинск». Хотя еще в начале 2013-го вопрос о применении 3К55 с борта головной подводной лодки проекта 885 стоял очень остро.

По некоторым данным, озвученным в средствах массовой информации, если успешные запуски разработанного НПО «Новатор» ракетного комплекса «Калибр» прошли еще в конце 2011-го, то «Оникс» выстрелил только в конце лета прошлого года. Но, по словам офицера ВМФ России, знакомого с ситуацией, «Оникс» не единственная проблема «Северодвинска».

«В военно-морских кругах «Северодвинск» получил обидное прозвище, рифмующееся с названием этого города, из-за постоянных попыток Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) любой ценой пропихнуть лодку флоту. Хотя еще в конце прошлого года мы заняли четкую позицию – корабль к сдаче не готов, его надо дорабатывать», – рассказал «Военно-промышленному курьеру» собеседник.

По словам офицера, если проблемы с «Ониксом» сейчас уже в целом решены, то по гидроакустическим характеристикам и ядерной энергетической установке работы пока не движутся. Есть проблемы и с торпедными аппаратами.

«В прошлом году ОСК неофициально давала понять, что флот не готов принять «Северодвинск» в свой состав. У нас нет под него инфраструктуры, не отстроено место базирования, даже причал не готов. Хотя ВМФ не стремится утопить проект любой ценой, а добивается лишь заложенных в проекте характеристик. Мы и проектировщики субмарины понимаем, что в ее конструкции есть технические решения, не доведя которые до нормального «боя» сейчас, мы поставим под угрозу всю остальную программу строительства подводных лодок. Но у меня складывается мнение, что руководству ОСК надо только одно – сдать лодку ВМФ как можно быстрее, а потом уже разбираться, что делать», – пожаловался офицер флота.

Несмотря на то, что в СМИ (не только отраслевых, но и федеральных) достаточно часто проходит информация о работах по «Северодвинску», вся она носит характер дежурных новостей, взятых из пресс-релизов Объединенной судостроительной корпорации. «Вышел в море», «Прошел столько-то морских миль», «Успешно отстрелялся» – все, что можно прочесть о новейшей подводной лодке.

На фоне этих победных реляций неприятным сюрпризом стал отказ главкомата ВМФ в конце прошлого года, прямо «под елочку», от принятия корабля в состав флота, ограничившись так называемой опытной эксплуатацией, когда экипаж начинает отработку задач курса боевой подготовки, а заводчики устраняют обнаруженные недостатки. Также проводятся совместные испытания выявленных ранее проблемных узлов и агрегатов.

«Хотя не только отечественные, но и иностранные СМИ говорят о «Северодвинске» как о готовой к боевому применению субмарине, фактически это не так», – заявил в интервью «Военно-промышленному курьеру» высокопоставленный источник в ВМФ.

Так что же на самом деле происходит с новейшей атомной субмариной и как скоро она будет передана Военно-морскому флоту? Попробуем разобраться в ситуации.

От «Ясеня» к «Борею-А»

«Сейчас в «Северодвинске» заложены три технических решения, которые войдут также в проект 995А «Борей-А», хотя подлодки проекта 885 разработаны «Малахитом», а проекта 995 – ЦКБ «Рубин». Работы по головному «Борею» – «Святителю Николаю» начались в 2009 году», – проинформировал «ВПК» кораблестроитель, знакомый с ситуацией.

Речь идет о новейшем гидроакустическом комплексе (ГАК) «Амфора-Иртыш», так называемых бортовых торпедных аппаратах (ТА) и интегральной моноблочной ядерной энергетической установке (ЯЭУ), совмещающей в одном блоке реактор и паропроизводящую установку. Все это есть на «Северодвинске», и полученные результаты будут использованы при проектировании серии 995А.

«Первые три «Борея» были компромиссным решением. Они создавались из задела недостроенных субмарин проекта 971. Но с четвертого корпуса лодки проекта 995А станут такими, как первоначально планировалось», – пояснил собеседник.

Но работы по новейшим «Бореям» срываются во многом из-за проблем со сдачей «Северодвинска». «Из-за того, что главная антенна ГАК «Амфора-Иртыш» довольно большая, торпедные аппараты из носовой части надо убирать в среднюю часть корпуса и делать их так называемыми бортовыми. Первыми так поступили американцы при проектировании многоцелевых атомных подводных лодок класса «Лос-Анджелес». Сейчас такое решение стало типовым и используется не только на «Лос-Анджелесах», но и на «Си Вульфах», «Вирджиниях», а также британских «Аститьютах», – сообщил военный историк Максим Токарев.

По его словам, на советских лодках до недавнего времени таких торпедных аппаратов не было: «Даже на наиболее продвинутых АПЛ проекта 971 в носу стояли одновременно и ТА, и гидроакустическая антенна ГАС «Скат-3». Первой российской подводной лодкой с «бортовыми» торпедными аппаратами стал «Северодвинск».

Планировалось, что после отработки на «Северодвинске» торпедные аппараты должны были перейти и на «Борей», но на момент начала работ «бортовые» ТА оставались только в чертежах, ГАК «Амфора-Иртыш» перешел уже на лодки проекта «Борей-А». Хотя, по официальным данным, на «Юрии Долгоруком», «Александре Невском» и «Владимире Мономахе» установлен именно такой гидроакустический комплекс, это вызывает обоснованные сомнения, учитывая размеры главной антенны ГАК и наличие в носовой части субмарин торпедных аппаратов.

По некоторым сведениям, на указанных подводных лодках все же установлена доработанная гидроакустическая станция «Скат-3» от подводных лодок проекта 971, совмещенная с электронными системами и цифровыми библиотеками «Амфоры-Иртыша».

До недавнего времени «бортовые» торпедные аппараты на «Северодвинске» были головной болью не только кораблестроителей, но и военных моряков. Штатно производить пуски не удавалось, постоянно возникали срывы.

«Испытать ТА получилось только в середине прошлого года. Правда, сейчас они работают, как часы. Но сколько это стоило нервов экипажу, заводу и проектировщикам», – пожаловался офицер Военно-морского флота.

Если с торпедными аппаратами ситуация наладилась, то моноблочная ядерная энергетическая установка, разработанная и выпускаемая предприятиями Росатома, продолжает доставлять массу хлопот ее создателям и экипажу субмарины.

«Моноблочная схема экономит место и значительно снижает уровень шумов от работающих узлов и агрегатов. По сравнению с энергетическими установками лодок проекта 971 он в несколько раз ниже», – заметил «ВПК» инженер-кораблестроитель, знакомый с ситуацией. Правда, он отказался пояснить принцип действия и технические особенности российской моноблочной ЯЭУ, хотя и признал, что пока много проблем.

По данным «ВПК», реактор не всегда выдает требуемую мощность, есть проблемы и по шумности. «Реактор делал Росатом, хотя и к «Малахиту» есть определенные вопросы по размещению ЯЭУ в корпусе лодки. Некоторым специалистам оно кажется неоптимальным. Такие интегрированные энергетические установки получат также лодки проекта «Борей-А», – отметил офицер Военно-морского флота России.

Если проблемы с торпедными аппаратами и ГАК «Амфора-Иртыш» «Малахиту» и Севмашу решить удалось, то ЯЭУ пока остается ахиллесовой пятой всего проекта.

Скрипящие валы «ревущей коровы»

Еще одной бедой «Северодвинска» стала линия валов, вернее, ее подшипники. «Выработанный реактором пар поступает на паротурбинную установку и вращает несколько соединенных между собой валов. Из-за проблем с подшипниками возникает трение и лодка не может увеличивать скорость, чтобы линия не развалилась», – пояснил инженер-кораблестроитель.

Эта проблема преследует лодку с начала ходовых испытаний в сентябре 2011-го. За два года испытаний «Малахит» несколько раз вносил существенные изменения в конструкцию линии валов, при этом заменяли и саму линию с постановкой лодки в док. Последний раз это случилось уже на государственных испытаниях в мае прошлого года.

«Начавшиеся 27 мая испытания должны были продлиться до середины августа. 19 июля лодка из-за технических проблем вернулась на завод в Северодвинск. Правда, уже 30 июля она опять ушла в море», – говорит инженер-кораблестроитель.

На завод из отпусков была вызвана бригада рабочих, которая в авральном режиме устраняла проблемы в линии валов. «Успели быстро. Самое смешное, что даже местные газеты написали о ремонте», – вспомнил собеседник издания. Несмотря на оперативность работ, «Северодвинск» вернулся с испытаний более чем с 200 замечаниями.

Сочетание недостатков линии валов и превышение порога шумности при работе ЯЭУ на некоторых режимах привели к главной проблеме субмарины – несоответствию ее гидроакустических характеристик тем, что были заложены ВМФ в техническом задании.

«Сейчас мы обеспечили устойчивую работу всех систем лодки, поэтому уровень акустических шумов не превышает установленных. Но на некоторых режимах работы возникают так называемые всплески, когда шумность зашкаливает в разы, хотя и кратковременные», – рассказал инженер. По его словам, лодка должна пройти расширенные гидроакустические испытания, предварительно запланированные на март-апрель нынешнего года, когда в Мотовском заливе улучшится ледовая обстановка.

Сейчас подлодка находится на заводе «Севмаш». Как рассчитывают кораблестроители, к этому времени проблема всплесков будет решена.

«Из-за этих проблем мы иногда шутливо называли лодку «ревущей коровой». Хотя до настоящих «ревущих коров» – старых лодок проекта 675 ей, конечно, далеко. Но для такой продвинутой субмарины приятного мало», – заявил офицер Военно-морского флота. Он добавил, что в ВМФ уверены: в ближайшее время проблемы субмарины и всего проекта будут решены. Но военных смущает позиция руководителей Объединенной судостроительной корпорации.

«Их задача впихнуть лодку флоту любой ценой, не считаясь с проблемами и возникшими трудностями. Нам же недоделанный корабль не нужен. Все бывает, первые в серии всегда проблемные. Но нельзя передавать небоеготовую подлодку», – возмущен собеседник газеты.

С моряками сложно не согласиться, ведь переговоры ОСК с ВМФ России шли вплоть до 30 декабря прошлого года, хотя еще в конце ноября военные четко обозначили свою позицию. По данным «ВПК», подписывать акт приема АПЛ в корабельный состав должны были главком адмирал Виктор Чирков и глава ОСК Владимир Шмаков.

Неверно и утверждение, что в Западной Лице, куда должен прийти после своего принятия в состав флота «Северодвинск», ничего не готово к его приему. Еще осенью прошлого года «Спецстрой» реконструировал причал, построил дополнительные сооружения, выполнив первую очередь работ.

Остается надеяться, что запланированные на ближайшие месяцы гидроакустические испытания пройдут успешно и «Северодвинск» войдет в состав ВМФ России, а полученный технический задел, как и планировалось, будет широко использован при строительстве новейших стратегических ракетных субмарин проекта «Борей-А». Так же стоит отметить, что сейчас кораблестроение вышло на утраченные после распада СССР позиции. Самое главное, чтобы ситуация с «Северодвинском» больше не повторилась.

/Алексей Рамм, vpk-news.ru/

Атомные гиганты Северодвинска

На фото: АПЛ «Северодвинск» во время государственных испытаний в Белом море.
В Северодвинске находятся два градообразующих предприятия, на которых работает большинство жителей города: sevmash — единственный в стране изготовитель атомных подводных лодок и zvezdochka_ru, которая специализируется на ремонте подводных лодок и строительстве вспомогательных судов. Именно благодаря этим предприятиям Россия поддерживает в исправности морскую часть нашей ядерной триады!

Фото 3. Подводная лодка «Новомосковск». Проект 667БДРМ. Можно сказать именно с этой фотографии начался мой блог. Первая раз попал на предприятие «Звёздочка» zvezdochka_ru с фотоаппаратом.
Немного поясню. Ядерная триада – это стратегические наступательные вооруженные силы, которые включают в себя три компонента: стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы.
Стратегическую авиацию, как и запуск баллистической ракеты можно без особых проблем отследить радарами и спутниками, а атомную подводную лодку с ядерными боеголовками, которая находится у берегов вероятного противника — весьма затруднительно. То есть при полном уничтожении арсеналов любых двух компонентов триады, третий должен быть способен нанести ответный удар, гарантирующий уничтожение противника или причинение ему неприемлемого ущерба. Как говорится, ядерная триада — оружие мира.
К морским компонентам ядерной триады России относятся не все атомные подводные лодки, а именно стратегические ракетоносцы проектов 941 «Акула», 667БДР и 667БДРМ, а так же новейшие ракетоносцы 4 поколения проекта 955 «Борей».
Фото: Подводная лодка проекта 941 «Дмитрий Донской».
«Дмитрий Донской» — самый настоящий атомный гигант, прозванный «Хилтон», за комфортабельные условия для подводников, включающие: бассейн, спортзал, сауну, солярий и даже заметил внутри игровые автоматы «Морской бой». Заранее предупреждаю злобных комментаторов — это не ржавчина на носу, а оторвавшееся резиновое покрытие, которой обшит пароход для поглощения активного сигнала гидролокаторов противника и уменьшения сигнала отражения.
Фото: Подводная лодка «Екатеринбург». Проект 667БДРМ.
Фото: Стратегический ракетоносец «Владимир Мономах» проекта 955.
Все подводные лодки на фотографиях построены в Северодвинске! Нам есть чем удивить мир и вероятного противника. Много лет назад, когда я только начал писать в блог, в моей голове о стране были сплошные негативные мысли, в духе, что все развалили, ничего не строят и все потеряно — Путин виноват. Слава богу, регулярные прогулки на нашу “Звездочку” и “Севмаш” эти мифы развенчали и теперь я уверен в достойном будущем нашей страны. Поэтому в своём блоге я стараюсь писать все последние новости о строительстве атомных подлодок, о их ремонте и, конечно же, постоянно делаю свежие фотоотчеты!
Фотосессии выходящих или заходящих на предприятия подлодок я называю — рыбалка. Раньше она была больше похожа на «повезёт, не повезёт», когда я мог несколько дней сидеть на одном месте с палаткой в ожидании подлодки, а теперь же всё стало проще. Клёв начинается всегда в прилив и, естественно, в определённые погодные условия. Люблю ловить атомную рыбку!
Фото: Рыбалка. Позади меня две АПЛ проекта 941 — «Архангельск» и «Северсталь».
Но «ловля подлодок» не так интересна, как вывод подводной лодки из цеха после строительства. Возможно, что для многих увлекающихся как и я военно-морским флотом самые ожидаемые события: вывод подводной лодки и спуск её на воду после постройки! После этого месяцы нетерпеливого ожидания первого выхода подлодки в море и, наконец, поднятия на ней военно-морского флага России!
Фото: Торжественный вывод из цеха атомной подводной лодки проекта 955 «Борей».
Фото: Закладка новой подводной лодки проекта 955А в декабре 2014 года.
Выход в море подводной лодки всегда большое событие! На предприятии играет «Прощание славянки», а во время выхода с акватории предприятия все стоящие у причалов подводные лодки подают длинные сигналы, как бы желая уходящей подлодке удачи в походе, а она отвечает им длинным мощным сигналом.
Пожелание попутного ветра можно услышать в этом видео!
Фото: Подводная лодка уходит от глубоководной набережной предприятия. Впереди путь к месту несения службы — Гаджиево (Мурманская область), а дальше на Дальний Восток, в Вилючинск.
Строить атомную подводную лодку — дело трудное и долгое. В её постройке участвуют сотни предприятий России, которые поставляют оборудование и детали в Северодвинск, где лист металла за определённый отрезок времени превращается в красивый и грозный корабль. Самую главную роль в их создании играют профессионалы своего дела — корабелы Севмаша.
Фото: Корабел Севмаша.
Фото: Корабелы Севмаша на фоне крейсера «Адмирал Нахимов». Не удивляйте меня вопросами — почему грязная одежда!
Судостроительный завод “Севмаш” стоит у истоков подводного кораблестроения: здесь построена первая отечественная атомная подводная лодка, самая глубоководная и самая быстроходная.
За короткий промежуток времени предприятию приходится решать сложнейшие задачи, которые не имеют аналогов в истории отечественного судостроения и определяют судьбу и пути развития Военно-морского флота России.
Примером одной из таких задач является бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который после сложнейшей модернизации и переоборудования превратился в флагман военно-морского флота Индии — авианосец «Викрамадитья».
Фото: Возвращение авианосца ВМС Индии в Северодвинск после испытаний. Идёт под буксирами, так как «канал» узкий, поэтому в акваторию предприятий крупному кораблю необходима подмога.
Опыт модернизации такого крупного корабля пригодится и сейчас, когда в наливном бассейне предприятия находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». После ремонта он станет самым современным и мощным кораблём Российского военно-морского флота!
Фото: Тяжелый атомный ракетный крейсер в наливном бассейне предприятия «Севмаш». Перед модернизацией.
Сейчас на стапелях Севмаша строится девять атомных подводных лодок, из которых шесть подлодок четвертого поколения проектов 885-М «Ясень» и 955 «Борей-А». Вполне возможно, что в этом году будет заложено ещё две, а может и три атомных подлодки. Догоняем «золотые времена», когда на каждой стапельной ветке было по несколько подлодок.
В моём блоге вы можете увидеть фотографии самой большой подводной лодки, внутри которой есть спортзал, бассейн, сауна, увидеть экскурсионную подводную лодку, самую современную и даже побывать на тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Киров» и «Адмирал Нахимов».
Что еще рассказать вам о военном кораблестроении, подводных лодках, о городе Северодвинске и предприятии «Севмаш»? Спрашивайте!