Адмирал Кузнецов крейсер

Содержание

Адмирал флота Советского Союза Кузнецов (авианесущий крейсер)

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Основная информация
Тип Тяжёлый авианесущий крейсер
Государство флага Россия
Порт приписки Североморск
Принадлежность Северный флот России
Верфь Черноморский судостроительный завод
Спущен на воду 1985
Введён в эксплуатацию 1991
Современный статус В составе флота
Параметры
Тоннаж 58 500 т (полное)
Длина 304,0 м
Ширина 72,0 м (наибольшая), 35,0 м (по КВЛ)
Высота 66 м
Осадка 10,4 м
Технические данные
Мощность Паротурбины: 4×50 000 л.с. Турбогенераторы: 9×1500 кВт Дизель-генераторы: 6×1500 кВт
Скорость 29 узлов
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 1960 человек
Вооружение
Ракетное вооружение 12 противокорабельных ракет «Гранит»
60 ракет «Удав-1»
Зенитное вооружение Комплекс ПВО «Клинок» (192 ракеты, 24 пусковые установки)
Комплекс ПВО «Каштан» (256 ракет)
Авиация Вертолёты: 24 Ка-27
Самолёты: 12 Су-33
Су-25УТГ

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе ВМФ России в своём классе (по состоянию на 2009 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

На авианесущем крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.

  • 1 Постройка
  • 2 Переименования
  • 3 Служба
  • 4 Технические характеристики
    • 4.1 Измерения:
    • 4.2 Энергетическая установка
    • 4.3 Вооружение
    • 4.4 Экипаж
  • 5 Происшествия
  • 6 Изображения
  • 7 Примечания
  • 9 Литература

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Переименования

Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Служба

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 21 декабря корабль прибыл в Видяево.1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т. О. Аубакиров). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ. 1-20 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы в Североморск. В 1992—1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводит в море, участвует в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33. Зимой 1994—1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Всего в походе пройдено 14156 миль, совершено 524 полёта самолётами, из них более 400 — Су-33 и 996 полётов корабельных вертолётов. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого в проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

Технические характеристики

Измерения:

Длина — 303,2 метра Длина по ватерлинии — 270 метров Ширина — 74,3 метра Ширина по ватерлинии — 35,0 м Осадка — 9,14 метра Стандартное водоизмещение — 43 000 тонн Полное водоизмещение — 55 000 тонн Максимальное водоизмещение — 58 600 тонн

Энергетическая установка

Паровые турбины — 4 x 50000 лошадиных сил Количество котлов — 8 Количество винтов — 4 Мощность турбогенераторов — 9 x 1,500 киловатт Максимальная скорость — 29 узлов Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов Экономическая скорость — 18 узлов Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов Автономность — 45 дней

Вооружение

Самолеты — 12 x Су-33, Су-25УТГ Вертолёты — 4 x Ka-27РЛД, 18 x Ka-27ПЛ, 2 x Ka-27ПС 12 x ПКРК 4К80 «Гранит» 4 x ЗРК «Кинжал» (192 ракеты) ЗРАК 3М87 «Кортик» — 8 х пусковых установок (256 ракет) и 6 х 30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630М (48000 снарядов) 2 х РБУ-12000 «Удав»

Экипаж

Экипаж — 1960 человек Авиаперсонал — 626 человек Командный состав — 55 человек

За время службы кораблём командовали: капитан 1 ранга В. С. Ярыгин, контр-адмирал И. Ф. Санько, контр-адмирал А. В. Челпанов, капитан 1 ранга А. В. Турилин, капитан 1 ранга А. П. Шевченко. В настоящее время капитан 1 ранга Родионов В.

Происшествия

  • 18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла.
  • 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.
  • 6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами команды авианосца. В результате отравления угарными газами погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов авианосец не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.
  • 17 февраля 2009 г. «Адмирал Кузнецов» стал главным «подозреваемым» в одном из крупнейших разливов нефти — в Северное море попало более 500 тонн топлива и образовалось нефтяное пятно площадью несколько десятков квадратных километров. Во время возникновения разлива нефти «Адмирал Кузнецов» заправлялся в море от танкера.

Изображения

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», находящийся на обслуживании в плавучем доке в Росляково Мурманской обл. Фото 2006 г.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на портовом рейде. Средиземное море, Итальянские территориальные воды, 1991 год

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на почтовом блоке «300 лет Российскому флоту»

Символика АК «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на якоре в Североморске

Су-33 на палубе «Адмирала Кузнецова»

Схема размещения трёх стартовых позиций

Примечания

  1. Россия посылает авианосец в Средиземное море
  2. Россия начинает патрулировать Мировой океан
  3. Первоначальное название корабля
  4. Полигон на рейде
  5. Под таким индексом был принят на вооружение истребитель Су-27К
  6. Центр судоремонта «Звёздочка» закончил ремонт крейсера «Адмирал Кузнецов»
  7. Су-25 с «Адмирала Кузнецова» потерпел аварию во время маневров в океане
  8. На авианосце «Адмирал Кузнецов» произошло две аварии истребителей
  9. Су-33 упал с палубы из-за оборвавшегося троса
  10. Затонувший Су-33 невозможно уничтожить глубинными бомбами
  11. Затонувший Су-33 бомбить не будут — он разрушится сам
  12. http://www.newsru.com/russia/07jan2009/kuznecov.html

Ссылки

  • Изображение корабля из космоса на GoogleMaps
  • ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
  • ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вернулся из океанского похода
  • Перелёт Су-27КУБ под управлением В. Г. Пугачёва с базы Североморск-3 на ТАКР «Адмирал Кузнецов». 1999 год. (фото, видео)
  • Фотогалерея похода ТАКР в Северную Атлантику в 2004
  • Возвращение тысячи имен, lenta.ru, 04.02.2008

Литература

  • Заблоцкий В. П. Морская коллекция 7/2005 «Тяжёлый авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“»
  • Андрей Фомин. Су-33. Корабельная эпопея.
Авианесущие корабли России и СССР
Коммуна (эрзац-авианосец) • Русь (аэростатоносец)
Гидроавианосцы Орлица (Императрица Александра) • Император Александр I (Республиканец) • Император Николай I (Авиатор) • Румыния
Гидрокрейсера

Днепр • Русь • Алмаз • Орлица • Император Александр I • Император Николай I • Румыния • Дакия • Король Карл • Император Траян • Принчипесса Мария

Проект 1123 «Кондор» Москва • Ленинград
Проект 1143.1-4 «Кречет» Киев • Минск • Новороссийск • «Адмирал Горшков»
Проект 1143.5-6 «Кречет» Адмирал флота Советского Союза Кузнецов • Варяг
Проект 1143.7 Ульяновск (недостроен)
Нереализованные атомные проекты Проект 1160 «Орёл» • Проект 1153 «Орёл»

Надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период

Надводные корабли основных классов

Тяжёлые авианесущие крейсера

Киев • Минск • Новороссийск • Баку • Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов • Варяг • Ульяновск

Противолодочные вертолётоносцы

Москва • Ленинград

Линейные корабли

Крейсера

Эскадренные миноносцы

проект 30-К • проект 30-бис • проект 31 • проект 41 • проект 56 • проект 56-ЭМ • проект 57-бис • проект 956

Большие противолодочные корабли

Сторожевые корабли 1 ранга

Сторожевые корабли 2 ранга

проект 29 • проект 50 • проект 159 • проект 35 • проект 1159 • проект 11660 •

Тральщики

Морские тральщики:
проект 73-К • проект 254 • проект 264 • проект 266 • проект 266-М • проект 923 • проект 12660 •
Базовые тральщики:
проект 255 • проект 265 • проект 257-Д • проект 699 • проект 1252 • проект 1265

Десантные корабли

проект 1171 • проект 1174 • проект 775 • проект 188 • проект 572 • проект 770 • проект 773 • проект 904

Малые боевые корабли и катера

Малые ракетные корабли

проект 1234 • проект 1240 • проект 1239

Ракетные катера

проект 183-Р • проект 205 • проект 206-МР • проект 1241

Малые противолодочные корабли

проект 122-А • проект 199 • проект 201 • проект 204 • проект 1124 • проект 1141 • проект 12412 • проект 1331-М • проект 11451

Торпедные катера

проект 123-бис • проект 183 • проект 184 • проект 206 • проект 125 • проект 206-М

Вспомогательные суда

Разведывательные корабли

проект 393-А • проект 394-Б • проект 850-М • проект 861-М • проект 862 • проект 864 • проект 1826 • проект 10221

Корабли измерительного комплекса

проект 1128 • проект 1130 • проект 1128 • проект 1914 • проект 1941

Корабли комплексного снабжения

проект 1833

Морские танкеры

проект 563 • проект 1589 • проект 1559-В • проект 577 • проект 160 • Дубна • Имань • Аргунь

Рейдовые и специальные танкеры

проект 437-К • проект 1545 • проект 1844 • проект 1541

Транспорты вооружения

проект 1791 • проект 11570 • проект 10680

«Хватит уже его мучить». Почему загорелся крейсер «Адмирал Кузнецов»

Пожар на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» начался 12 декабря в 12:00 во время сварочных работ. Судно стояло на судоремонтном заводе «Звездочка», при ремонте в энергоотсеке на нижней палубе корабля загорелись электрокабели. По данным медицины катастроф Мурманской области, пострадали 12 человек, они доставлены в Мурманскую городскую клиническую больницу и в Мурманский областной клинический многопрофильный центр. Большинство из них отравилось продуктами горения.​ Судьба трех пропавших весь день оставалась неизвестной. К вечеру спасатели обнаружили тело одного погибшего. Это уже не первое ЧП крейсера за последние годы.

Что известно о пожаре

Как сообщили в Следственном комитете Мурманской области, к 14:30 мск пожар локализовали военнослужащие из состава экипажа корабля, которые сопровождали ремонтные работы, а также пожарные судоремонтного завода. Во время возгорания на судне работали около 400 человек, они были эвакуированы.

По информации ТАСС со ссылкой на экстренные службы, пострадали 10 человек, шесть из них находятся в реанимации: это члены экипажа корабля и сотрудники судоремонтного завода. Большинство пострадавших отравились продуктами горения, один получил черепно-мозговую травму. Состояние лишь одного пострадавшего оценивается как легкой степени тяжести.

По информации Baza, во время возгорания пропал капитан третьего ранга, командир дивизиона аварийно-спасательных работ Виктор Измайлов, он отвечал за ремонт «Адмирала Кузнецова». Его поиски продолжаются. Всего пропавшими числится трое человек, 12 пострадавших отправлены в мурманские больницы, причина – «отправление продуктами горения».

Пожарный, работающий на месте ЧП, сообщил корреспонденту Север.Реалии, что на 17.25 пожар продолжался, «до очага возгорания ещё не добрались, трое человек не найдены».

Версии о причинах возгорания

По словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, причиной пожара на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» мог стать «человеческий фактор» во время сварочных работ.

«Произошло попадание окалины на нижние палубы. В связи с наличием демонтированного оборудования и пожароопасных жидкостей на этой палубе произошло локальное возгорание», – рассказал он «Интерфаксу». Оценить ущерб от случившегося можно после того, как пожар полностью потушат и можно будет пройти в пострадавшие отсеки, добавил он.

Эксперт по судоходству Михаил Войтенко рассказал сайту Север.Реалии, что пожары во время ремонта происходят часто, не только на военных кораблях, но и на гражданских, и в этом плане крейсер «Адмирал Кузнецов» не стал исключением.

Пожар на крейсере «Адмирал Кузнецов»

– Это ремонт, и в ремонте, особенно на военных кораблях, и далеко не только российских, а по всему миру какие-то такие ЧП, пожары и прочее нередки. Пожары вообще самое частое ЧП во время ремонта не только военных кораблей, но и гражданских. Сварщик или кто-то ответственный не усмотрел за необходимыми противопожарными мерами безопасности, ну и что? К крейсеру это не имеет отношения. Все говорят просто: хватит уже его мучить и мучить всех, не пора ли ему просто уже на покой, – сказал Войтенко.

Ремонт «Адмирала Кузнецова» и другие ЧП

30 октября 2018 года при выводе «Адмирала Кузнецова» во время ремонта крейсера затонул плавучий док – ПД-50. ЧП произошло на 82-м судоремонтном заводе в поселке Росляково Мурманской области. Тогда упали два башенных крана, один из них на палубу авианосца. Погиб механик завода.

Тогда в ОСК утверждали, что ЧП не повлияет на сроки завершения ремонта и модернизации крейсера «Адмирал Кузнецов». Позднее, по информации военного издания Flotprom, выяснилось, что во время падения крана авианосец получил 52 повреждения. По оценке ОСК, ликвидация этих последствий обойдется в сумму около 70 млн рублей.

Военный журналист Александр Гольц считает, что история ремонта крейсера «Адмирал Кузнецов», конечно, войдет в анналы Военно-морского флота в той же степени, как и его «поход к берегам Сирии» (в октябре 2016 года крейсер «Адмирал Кузнецов» проследовал к берегам Сирии через пролив Ла-Манш: след черного дыма за кораблем, который растянулся на сотни метров, вызвал много шуток. – СР).

– Если из первого <похода в Сирию> можно, так сказать, сделать героическую эпопею, то ремонт «Кузнецова» превратился в какую-то череду аварий, катастроф, которые, увы, на мой взгляд, говорят о степени подготовки и уровне порядка как на самом Северном флоте, так и на промышленных предприятиях, где проходит ремонт «Адмирала Кузнецова». Несколько месяцев назад рухнул кран и практически вывел из строя навсегда единственный плавучий док, в котором находился этот крейсер. Сейчас этот пожар в энергетической установке, и уже военные, не стесняясь, говорят о том, что загорелось топливо, которое почему-то находилось в большом количестве на ремонтируемом корабле, что раскаленный металл стал капать на палубу и так далее. Все это говорит об очень невысоком уровне порядка во всем, что происходит вокруг «Адмирала Кузнецова», – считает Гольц.

Гольц называет ситуацию вокруг ремонта корабля «лихорадочной активностью», которая приводит к ненужному ажиотажу и подобным происшествиям.

По словам Войтенко, в целом у крейсера «Адмирал Кузнецов» ​тяжелая и мрачная история, связанная с многочисленными авариями и ЧП.

Погибших десятки. Какой-то неудачный корабль, беспрерывно от несчастья к несчастью

– Сколько там народу погибло – просто неизвестно, надо, наверное, специально подсчитывать, но много. По моим подсчетам, погибших десятки. Какой-то неудачный корабль, беспрерывно от несчастья к несчастью. Вообще вся эта серия неудачная. Его близнецов, которых продали в Индию и Китай, тоже преследуют несчастья. В России только самые упоротые патриоты пытаются его расхваливать, хотя и критических материалов о нем среди российских экспертов очень много. Критикуют его и в военных изданиях, которые не отличаются особой критикой российских вооруженных сил, – говорит Войтенко.

«Адмирал Кузнецов» вошел в состав Североморского флота в 1990 году, спустя пять лет после спуска на воду на Черноморском судостроительном заводе. Длина авианесущего крейсера – 306 метров, наибольшая ширина – 72 метра, полное водоизмещение – 59 000 тонн. Помимо авиакрыла (истребители Су-33 и МиГ-29К, а также вертолеты Ка-52, Ка-29 и Ка-27) крейсер вооружен противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит», зенитно-ракетными комплексами «Клинок» и «Каштан».
Контракт на ремонт и модернизацию корабля был подписан в апреле 2018 года, его выполняет 35-й СРЗ (входит в состав Центра судоремонта «Звездочка»). Стоимость работ составит 60 млрд рублей. По изначальному плану они должны завершиться к концу 2020 года, а после испытаний корабль должен вернуться в состав ВМФ в 2021 году.​ В декабре 2019 года Алексей Рахманов заявил, что по новому графику работы на крейсере завершатся в 2022 году.

Как сообщают «Ведомости», размер ущерба, нанесенного крейсеру, будет известен точно после того, как специальная комиссия из командования Северного флота и корабелов проведет исследование повреждений. Но уже сейчас понятно, что сдачи крейсера не стоит ждать даже в скорректированные сроки, убежден собеседник «Ведомостей». Однако и после происшедшего речь о списании «Адмирала Кузнецова» не ведется, говорит собеседник издания в Главном штабе ВМФ: корабль «нужно вернуть в строй любой ценой, поскольку строительство нового авианосца начнется не ранее 2030 г., а летчикам из 279-го и 100-го корабельных истребительных авиаполков необходимо практиковаться не только на наземных учебных тренажерах».

Адмирал Кузнецов – авианосец с богатой историей. Это единственный в своем классе тяжелый авианесущий крейсер в составе ВМФ Российской Федерации. Корабль является флагманом Северного Флота ВМФ.

История создания

Адмирал Кузнецов – авианосец, увидевший мир благодаря проекту 1143. Интересно, что разработка авианосцев такого класса началась в Советском Союзе еще до начала Второй Мировой войны. Однако технические возможности на то время были сильно ограничены, поэтому корабли проекта 1143 появились в 70-80-х годах прошлого столетия.

Задачи, которые должны были быть реализованы в этом проекте:

  • оснащение корабля мощностями для осуществления противовоздушной обороны как самого судна, так и техники, находящейся поблизости;
  • возможность обеспечить с корабля безопасность подводных крейсеров;
  • обнаружение и уничтожение подлодок противника;
  • обнаружение и ликвидация надводных сил противника;
  • высадка морского десанта.

Другими словами, корабль должен был иметь внушительные размеры, чтобы обеспечить перевозку десантных войск, разместить необходимую военную технику, а также должен оснащаться взлетной полосой. Размеры такого корабля должны быть действительно большими.

В ходе проекта было создано несколько кораблей, отвечающих заявленным требованиям. Всех их постигла достаточно грустная участь, например, корабли “Киев” и “Минск”, созданные в ходе этого проекта, спустя десятилетия были проданы в Китай и Корею и сейчас эксплуатируются в качестве аттракциона. Авианесущий крейсер “Новороссийск” в середине 90-х годов продан Корее, а двумя годами позже разобран на металлолом. Судьба крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” сложилась иначе, и сегодня он успешно функционирует в составе Северного флота.

Проектирование

Корабль способен одновременно разместить на своем борту 28 современных истребителей МиГ и Су-33

Адмирал флота СССР Н.Г. Кузнецов планировал создать тяжелый авианесущий лайнер еще во времена Второй Мировой войны, однако добился лишь включения такого корабля в планы проектирования в середине 50-х годов. Правда, впоследствии корабль, созданный по этому проекту, получил его имя.

Кузнецов заложил основу проекта 85, в ходе которого шла разработка кораблей подобного класса. Адмирал попал в опалу и в 1955 году был смещен с должности, в результате осуществление проекта было отложено на долгих 30 лет.

В ходе проекта 1123 удалось оценить потенциал авианосцев, однако корабли этого проекта имели несколько неудачных решений, например, взлетная полоса для вертолетов. Военных вертолетов оказалось недостаточно для осуществления полноценной высадки десантных войск, поэтому разработка продолжилась.

Следствием стал проект 1143, основной идеей которого было оснастить авианосец полноценной взлетной полосой, рассчитанной на использование авиатехники с вертикальным взлетом и посадкой. Другими словами, корабль должен был стать полноценной передвижной авиабазой.

В ходе проекта были созданы корабли “Киев”, “Новороссийск” и “Рига”. По сути, это все корабли одного типа.

Однако эти корабли оказались не совершенны и имели множество недостатков. Проект пришлось развивать дальше. Так, в ходе проекте 1143.5-1143.7 были созданы три проекта тяжелых авианесущих крейсера:

  • “Адмирал Кузнецов”;
  • “Варяг”;
  • “Ульяновск”.“

По сути, они являются эволюцией кораблей проекта 1143. Отличием новых крейсеров стала продленная палуба и трамплин для взлета.

Все корабли проекта были заложены на верфи Черноморского судостроительного завода г. Николаев.

“Варяг”, доставшийся после распада СССР Украине, был продан Китаю. Он переименован в “Ляонин” и сейчас успешно служит в составе ВМС КНР.

Авианосец “Ульяновск” так и не был достроен. Планировалось закончить строительство в 1995 году, но корабль был разобран.

Единственный действующий тяжелый авианосный крейсер этого проекта, доставшийся РФ – “Адмирал Кузнецов”. Чертежи авианосца Адмирал Флота Кузнецов несколько раз пересматривались. Корабль был несколько раз переименован, но сейчас успешно выполняет свои функции в строю Северного флота ВМФ РФ.

Постройка и испытания

В отличие от американских авианосцев, оснащен трамплином, чтобы самолёт смог быстрее набрать скорость при взлете

Проект создания тяжелого авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов был утвержден в 1982 году. За строительство взялся Черноморский судостроительный завод, расположенный в Николаеве.

Корабль Адмирал Кузнецов за период от начала проекта до спуска на воду успел сменить множество имен.

При разработке проекта, авианосец окрестили именем “Советский Союз”. Однако когда проект был утвержден, имя корабля сменилось на “Рига”. Именно с этим именем началось строительство крейсера в первый день осени 1982 года.

В начале декабря 1987 года корабль спущен на воду под именем “Леонид Брежнев”, а уже к началу испытаний судно снова переименовали, на этот раз его окрестили “Тбилиси”.

Авианосец стал “Адмиралом” только в 1990 году. Это имя наконец-то закрепилось за тяжелым авианесущим крейсером, так он известен и по сей день.

Постройка заняла много времени. Учитывая тот факт, что разработка проекта началась еще в 70-х годах, можно сделать вывод, что путь корабля от проекта к испытаниям был очень долгий.

Разработкой проекта занимался Ленинградское проектно-конструкторское бюро. Процессом руководили конструкторы Сергеев Ю.Д. и Белов Л.В.

Интересно, что именно Белов Л.В. сыграл решающую роль в судьбе корабля “Адмирал Кузнецов”. Он был главным конструктором крейса в период с достройки до передачи корабля флоту. Именно этот человек взял на себя полную ответственность за то, что корабль, еще тогда не достроенный, выйдет в море и сможет принять участие в испытаниях. Именно благодаря этому известному конструктору корабль был построен еще в период Советского Союза, тем самым избежав участи “Ульяновска”, который так и не был достроен и пошел на металлолом.

В 1985 году крейсер был спущен на воду, именно в таких условиях продолжалась достройка авианосца. Оснащением корабля занимался Ленинградский завод, постройкой и сборкой – Николаевский. В 1989 еще недостроенный авианосец принял участие в испытаниях самолетов, которые впоследствии будут перевозиться на его борту. Спустя месяц после испытаний корабль вернулся на завод для дальнейшего достраивания, в течение 1990-го года неоднократно принимал участие в различных испытаниях. Еще через год, в 1991 году, наконец-то окончательно введен в эксплуатацию и передан Северному флоту.

Описание крейсера

История авианосца Адмирал Кузнецов полна событиями. Корабль мог бы никогда не увидеть мир, если бы не конструктор Белов Л.В. Сегодня авианосец Адмирал Кузнецов является единственным кораблем такого класса в России и флагманом Северного флота – самого большого структурного подразделения ВМФ РФ.

Общие характеристики

Наибольшая скорость хода составляет около 30 узлов

Крейсер Адмирал Кузнецов имеет внушительные технические характеристики. Длина авианосца Адмирал Кузнецов составляет 305 метров, ширина – 72 метра. Весить корабль должен очень много. Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов составляет до 61 тыс. тонн.

Размеры, длина и ширина авианосца, соответствуют количество самолетов, которые могут составлять авиационное вооружение Адмирала Кузнецова.

Описание корпуса

Строительством корпуса занимался Николаевский завод, а все оборудование изготавливалось в Ленинграде. Корпус представляет собой сварную конструкцию из стали. По всей длине корабля обустроено двойное дно.

Судно оснащено семью палубами и двумя платформами. Ангар защищен от возможного возгорания огнестойкими перегородками, разделяющими его на четыре независимых отсека. Корабля оснащен специальной системой, позволившей отказаться от использования тягачей и снизить вероятность сильной загазованности ангара в ходе эксплуатации судна.

ТАКР (тяжелый авианесущий крейсер) Адмирал Кузнецов оснащен взлетной палубой, площадь которой превышает 14.8 тыс. квадратных метров, что в два раза больше, чем предыдущих крейсеров проекта 1143.

Особенности:

  • трамплин для взлета;
  • особое покрытие палубы для лучшего сцепления шасси;
  • три площадки для вертикального взлета;
  • 12 пусковых установок ПКРК “Гранит” под палубой;
  • дефлекторы, защищающие личный состав и технику от выхлопов реактивных двигателей;
  • гидравлические упоры для удержания самолета до старта.

Посадка самолетов на палубу обеспечивается аэрофинишерами.

Броня

Отсеки для топлива и боезапаса оснащены плотной коробчатой броней. Ширина противоторпедной защиты – 450 см.

Энергетическая установка

Полтора месяца может находиться в боевом походе

Энергетическая установка практически не отличается от остальных авианосцев проекта 1143. Авианосец “Кузя” или “Кузнец” получил модернизацию топливных баков. Это позволило увеличить мощность до 200000 л.с.

Питание турбин осуществляется от восьми котлов, паропроизводительность которых достигает 115 т/час.

Количество винтов – 4. Максимальная скорость составляет 29 узлов, экономичная – 18 узлов. Автономность составляет 45 суток.

Экипаж и вместимость

Численность экипажа авианосца Адмирал Кузнецов составляет 1980 человек состава. Авиагруппа – до 620 человек.

Таким образом, согласно проекту, общая численность достигает 2600 человек. Однако при размещении командного состава она увеличивается до 2660 человек.

Особенностью авианосца стали просторные жилые помещения, в которых можно с комфортом разместить на борту людей. Однако по сегодняшний день количество людей на авианосце даже примерно не приблизилось к проектным нормам. Большая часть жилых помещений остается не занята во время службы корабля.

Российский авианосец, ранее носивший имя “Тбилиси” состоянием на 2014 год имеет на борту:

  • “Гранит” – комплекс ракетного оружия с дальностью стрельбы до 550 км;
  • всепогодный ЗРК “Кинжал” на 192 ракеты;
  • зенитно-ракетный артиллерийский комплекс “Кортик” на 256 ракет;
  • реактивный бомбомет “Удав”;
  • автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630.

Вооружение крейсера постоянно модернизируется. Также крейсер оснащен противоторпедными системами и противокарабельными ракетами.

Главным ударным комплексом является установка “Гранит”.

Авиационное вооружение

МиГи-29К составляют основу боевого арсенала корабля

Увидев размеры крейсера Адмирал Кузнецов, многие задаются вопросом, сколько самолетов перевозится на авианосце. По проекту, авиационная группа рассчитана на 50 самолетов. В их числе 26 самолетов, 18 противолодочных вертолетов, 4 радиолокационных вертолета и 2 поисково-спасательных.

Однако на сегодняшний день состав заметно сокращен, во многом из-за нехватки финансирования.

Текущее авиационное вооружение крейсера:

  • истребители – 16 единиц;
  • учебно-тренировочные самолеты – 2;
  • учебно-боевые самолеты – 2;
  • вертолеты – 17, из них 2 радиолокационных.

В ближайшее время авианосец должен пополнится новой техникой.

Средства связи

Авианосец оснащен мощными средствами связи. На нем установлен навигационный комплекс “Бейсур”, 6 радиолокационных станций разных типов, один радиолокационный комплекс. Также на крейсере есть свой комплекс связи и несколько гидроакустических систем.

История службы авианосца

Корабль поступил на службу Северного флота в январе 1991 года. Авианосец Адмирал Кузнецов является флагманом Северного флота российского ВМФ. В ноябре 1991 года вокруг крейсера разгорелся конфликт. Власти Украины заявили, что корабль принадлежит им, так как был выпущен Николаевским заводом, и постановили, что крейсер должен оставаться на севастопольском рейде. Однако командир корабля не согласился с этим решением, так как на тот момент еще не было провозглашено о формировании независимого государства Украина, поэтому повел корабль через Босфор. При этом значительная часть команды судна и летнего состава были высажены на берег (100-й полк). В этот период корабль совершил первый переход вокруг европы.

Интересно, что корабль в результате получил русский флот, а высаженный на берег летный состав 100-го полка в результате был расформирован, так как в Украине не осталось авианесущих крейсеров.

В период с 1992 по 1994 годы происходили многочисленные испытания авианосца. В 1996 году встал на ремонт, который длился два года.

С 2001 года авианосец стоял на плановом ремонте до 2004 года. Из-за недостатка финансирования, процесс продвигался очень медленно. После ремонта принял участие в испытания техники в Северной Атлантике.

В 2007-2008 году возглавлял поход боевых кораблей в Атлантике и Средиземном море. С 2008 года снова встал на ремонт на полгода.

В 2016 году снова сформирован 100-й полк (крымский).

В 2011 году участвовал в операциях на берегу Сирии, с 2015 года стоит на ремонте. Плановые ремонтные работы и модернизация корабля должны завершится в 2020 году.

Командиры

Артамонов Сергей Григорьевич имеет награды (медаль Ушакова) за отличную службу в Военно-Морских силах России

Сегодня командиром является капитан 1 ранга Артамонов С.Г., приступивший к обязанностям в 2011 году. До него командиром был Родионов В. Н. (с 2008 по 2011 г.), еще раньше – Шевченко А. П. (с 2003 по 2008 гг.).

Первым командующим был Ярыгин В.С., занимавший эту должность с 1987 по 1992 год.

Оценка проекта и перспективы

Авианосец давно прозван в народе “Кузей”, и, несмотря на постоянные ремонтные работы, “Кузя” завоевал себе достаточно хорошую славу.

Авиакрейсер стал первым в своем роде во флоте Советского Союза, а затем и ВМФ РФ. Это первый корабль, который смог принимать и обеспечивать взлет обычным самолетам. Однако наличие трамплина для взлета открывает только одно направление для взлета самолетов, что и является основным недостатком крейсера.

Возможности крейсера сильно сократили проблемы финансирования в период распада Советского Союза, вследствие которых не были выпущены вертолеты и истребители, позволяющие полностью раскрыть весь технический потенциал авиакрейсера.

В целом, на сегодняшний день это полностью готовый к службе боевой корабль, который продолжают модернизировать. Он единственный в своем роде, и более подобных авианосный крейсеров строить не планируют.

По мнению критиков, судьба корабля могла сложится иначе, если бы в своем время конструктор не привлек внимание к этому проекту и не взял бы на себя ответственность за его реализацию. Именно благодаря Белову Л.В. российский флот пополнился таким тяжелым авианесущим крейсером. Однако сегодня вопрос перспектив флагмана зависит от финансирования и модернизации корабля.

Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» может быть списан в случае, если промышленность и Минобороны не решат вопрос с заменой дока, необходимого для завершения ремонта корпуса корабля. Сейчас единственный российский авианосец ждет решения своей судьбы у стенки 35-го судоремонтного завода в Кольском заливе. «Известия» разбирались в перспективах.

Кто заменит ПД-50

Ремонт подводной части корпуса авианосца «Адмирал Кузнецов» был начат в плавучем доке ПД-50, принадлежавшем 82-му судоремонтному заводу, однако в ночь с 29 на 30 октября 2018 года произошла авария, в результате которой док затонул. Авианосец получил повреждения, но был успешно отбуксирован к стенке 35-го судоремонтного завода, по совместительству являющейся его штатным местом стоянки.

Докование — важная часть восстановления технической готовности корабля, без чего «Кузнецов» не сможет вернуться в строй, хотя бы потому, что только в доке можно заново установить на корабль снятые ранее в процессе ремонта гребные винты.

Крейсер «Адмирал Кузнецов» у причала 35-го судоремонтного завода (СРЗ) в Мурманской области

Фото: РИА Новости/Максим Жаравин

На сегодня дока, способного заменить построенный в 1980 году по советскому заказу в Швеции ПД-50, на севере нет, что ставит под вопрос не только перспективы ремонта «Кузнецова», но и поддержания готовности других сил флота — в первую очередь кораблей первого ранга. Имеющий близкие характеристики плавучий док ПД-41, построенный в 1978 году по заказу СССР в Японии, находится на Дальнем Востоке, в Фокино, и перевод его на север практически не реален.

В 1980-х годах на северной оконечности мыса Чалмпушка в Кольском заливе начались подготовительные работы по строительству сухого дока для перспективного авианосца «Ульяновск», который должен был быть крупнее «Кузнецова» и уже не поместился бы в ПД-50, однако дальше первой очереди взрывных работ дело тогда не пошло, и быстро завершить этот проект не получится при всем желании.

Завершать, между тем, требуется именно быстро — в марте 2019 года глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов пообещал вернуть «Кузнецова» в строй до конца 2021 года, с возможным отклонением от срока не более чем на 2–4 месяца.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» у причала 35-го судоремонтного завода АО «Центр судоремонта «Звездочка» в Мурманске

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Единственной реальной альтернативой в этих условиях становится использование площадки «Кольской верфи», сооружаемой компании «Новатэк» на другом берегу Кольского залива. СМИ сообщали, что первая очередь нового предприятия, где должны строиться в том числе плавучие заводы по производству сжиженного природного газа, должна заработать уже летом 2019 года.

Водоизмещение подобных сооружений может превышать полмиллиона тонн, и технически площадка, способная строить плавучие объекты такого масштаба, сможет принять на ремонт авианосец — вопрос заключается в возможно необходимом увеличении длины бассейна, так как плавучий завод при большей осадке и ширине может быть короче, и уже организационных проблемах, включая аренду площадки у коммерческого предприятия, ранее не претендовавшего на участие в ремонте боевых кораблей по заказу Минобороны.

Промежуточное решение

Если предположить, что «Кузнецов» сможет встать в док в Белокаменке в 2020 году, то завершение его ремонта в 2021-м не представляет какой-то нерешаемой задачи. Вместе с тем, ограниченность работ (известно, что от глубокой модернизации корабля было решено отказаться), ставит перспективы дальнейшего использования авианосца под сомнение.

«Не все считают продолжение ремонта целесообразным», — отметил собеседник «Известий» в военном ведомстве. «Есть разные мнения, в том числе и сводящиеся к тому, что на эти деньги лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину», — добавил он.

По мнению собеседника редакции, «Кузнецов», если и вернется в строй, скорее всего будет использоваться в качестве учебного корабля и в дальние походы больше отправляться не будет.

«Возможно оптимальным был бы его перевод на Черное море, где в силу лучших климатических условий «Кузнецов» мог бы более эффективно выполнять задачи учебного авианосца, но это имеет смысл только в случае принятия принципиального решения о заказе нового авианесущего корабля для ВМФ России», — отметил собеседник редакции.

Фото: commons.wikimedia.org/Mil.ru

То же самое касается и планов глубокой модернизации авиагруппы корабля, недавно обнародованных в ряде СМИ. В соответствии с этими планами истребители МиГ-29КР/КУБР и Су-33 должны получить новое оборудование, обеспечивающее обмен информацией в реальном времени. «Глубокая модернизация имеет смысл для МиГ-29КР/КУБР, для Су-33, основу прицельного комплекса которых составляет морально устаревшая РЛС Н-001 «Меч», способная выдавать целеуказание одновременно не более чем на две цели, смысл есть только при условии замены радара, которая не целесообразна на столь возрастных машинах», — отметил собеседник редакции.

По мнению специалиста перспективы палубной авиации в настоящее время связаны, помимо совершенствования недавно поставленных палубных МиГ-29, с продолжением разработки нового самолета по теме ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), но эта разработка также прямо зависит от наличия решения о постройке нового авианосца.

«Новатэка» не хватит

Впрочем, вернемся к доку. Нужно понимать, что даже в случае успешной реализации возможности ремонта «Кузнецова» на новосозданной «Кольской верфи» «Новатэка», полагаться на эту площадку в дальнейшем нельзя: докование кораблей флота постоянный процесс, и использование коммерческого сухого дока для этих задач исключит его применение в исходных планах развития газовой отрасли в Заполярье. По факту, это означает необходимость строительства в Кольском заливе собственного сухого дока ВМФ (возможно на том же месте на мысе Чалмпушка, где предполагалось сооружение дока для «Ульяновска», и строительство или покупка за рубежом (в Южной Корее или Китае) нового плавучего дока, способного обеспечить ремонт кораблей первого ранга или одновременно нескольких единиц 2–3 ранга.

Моряки вешают фотографию с изображением тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в Мурманске

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Это решение давно назрело: Северный флот, выполняя важнейшие задачи обеспечения безопасности страны в Арктике, имеет хронические проблемы с инфраструктурой, серьезно влияющие на его боеспособность. Ярким примером этих проблем может служить ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» в наливном бассейне Севмаша — основного завода, специализирующегося на атомном подводном судостроении, фактически лишивший завод одного из важнейших судостроительных цехов (цех № 50) и отвлекший большое количество специалистов, которые могли бы быть заняты на постройке новых подводных лодок. Ремонт кораблей ВМФ должен быть обеспечен своими мощностями, использование которых не будет влиять на планы постройки новых боевых единиц. Насколько эта необходимость отражена в планах финансирования госпрограммы вооружений — пока неясно.

Как считать будем: инциденты на авианосце «Адмирал Кузнецов» и опыт ВМФ США

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня» 5 декабря, после выполнения боевой задачи в Сирии, палубный истребитель Су-33 при посадке выкатился за пределы палубы тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Кузнецов», и упал в море. Летчик катапультировался.

14 ноября при заходе на посадку, в нескольких километрах от авианесущего крейсера потерпел аварию истребитель МиГ-29. Летчика спасли.

Самый первый авиаинцидент с «Адмиралом Кузнецовым» произошел в 2005 году, когда в Северной Атлантике при посадке на палубу рухнул в море истребитель Су-33.

За минувшие 25 лет в российском ВМФ произошли четыре подобные аварии. Кроме перечисленных выше, в 1991 году на палубу «Адмирала Горшкова» упал истребитель Як-141.

Два свежих инцидента за месяц боевой службы в Средиземном море вызвали широкий резонанс, волну отечественной и зарубежной критики в адрес российских военных летчиков, моряков и крейсера в целом. При этом экспертам не удалось избежать крайностей в оценках.

Так ли плох ТАКР «Адмирал Кузнецов», как его пытаются изобразить некоторые комментаторы?

На войне как на войне

Рассмотрим несколько примеров информационной агрессии Запада последних дней, не касаясь давнего «дыма над Ла-Маншем».

6 декабря американское агентство Bloomberg сообщило: «Путин демонстрирует свой неуклюжий авианосец… «Адмиралу Кузнецову» следовало остаться у российских берегов. Или, что еще лучше, отправиться на свалку. Как груда металлолома он принесет гораздо больше пользы, чем как инструмент проецирования силы России».

5 декабря финансируемая Конгрессом США радиовещательная компания «Радио Свобода» обратила внимание на бессмысленность миссии «Адмирала Кузнецова» у берегов Сирии.

1 декабря американская газета The Washington Post написала: «Спутниковые снимки указывают на возможные проблемы у единственного российского авианосца… Это скромная попытка перебросить оперативное соединение кораблей, способное как минимум отчасти сымитировать действия американских суперавианосцев».

30 ноября британская газета The Times отметила: «Большинство пилотов авиационной группы «Адмирала Кузнецова» оказались неспособны производить взлет и посадку на корабль… Стареющая военная техника демонстрирует лишь предел возможностей российской армии, а не ее мощь».

Неудовлетворительные оценки сыплются как из рога изобилия. Однако, по мнению еженедельного немецкого журнала Stern, коптящий «Кузнецов» всё же утёр нос «гордости флота США» — новейшему эсминцу-невидимке Zumwalt, который полностью потерял боеспособность и подвижность в результате поломки во время прохода по Панамскому каналу.

Между тем, зарубежный опыт эксплуатации авианесущих кораблей весьма примечателен.

Американская статистика

В 2016 году ВМС США столкнулись с нехваткой авианосцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, и всё же американцы имеют в разной степени боеготовности более десяти кораблей такого класса. Они отличились значительным опытом боевого применения и впечатляющей статистикой аварийности.

В октябре 2015 года на борту американского авианосца «Рональд Рейган» на базе ВМС США Йокосука в Токийском заливе, в одном из ангаров загорелся самолет дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye.

В 2011 году истребитель-бомбардировщик F/A-18C Hornet взорвался и сгорел на катапульте при попытке взлета с атомного авианосца «Джон С. Стеннис».

В 1998 году на авианосце «Энтерпрайз» самолет EA-6B «Праулер» сел на другой самолет — S-3 «Викинг». Больше они не летали.

В 1994 году во время посадки на авианосец «Авраам Линкольн» упал в море самолет F-14 «Томкэт», погибла первая женщина-пилот палубной авиации Кара Халтгрин.


F/A-18E Super Hornet готовится совершить посадку на палубу авианосца USS Nimitz (CVN 68)

Особую историю имеет авианосец «Нимиц». В 1991 году при посадке на его палубу разбился F/A-18C «Хорнет». В 1988 году в Аравийском море на борту «Нимица» заклинило электрический спуск шестиствольной пушки «Вулкан» штурмовика A-7E, и 4000 выстрелов в минуту изрешетили самолет-заправщик KA-6D, который сгорел вместе с топливом и семью другими самолетами. В 1981 году при посадке на «Нимиц» самолет радиоэлектронной борьбы EA-6B «Праулер» врезался в вертолет «Си Кинг». От столкновения и пожара взорвались пять ракет «Сперроу». Кроме самолета EA-6B «Праулер» и вертолета «Си Кинг», сгорели девять штурмовиков «Корсар», три тяжелых перехватчика «Томкэт», три самолета противолодночной обороны S-3 «Викинг», A-6 «Интрудур» (при этом погибли 14 военных моряков). Таким образом, один только «Нимиц» потерял более 25 самолетов и вертолетов.

В 1972 году истребитель «Фантом» при посадке на палубу авианосца «Мидуэй» врезался в стоящие самолеты, восемь из которых были уничтожены.

Пожар на атомном авианосце «Энтерпрайз» в 1969 году возник от реактивной струи самолета, которая ударила в стеллаж с ракетами «Зуни». После пожара и взрывов на верхней палубе «Энтерпрайз» потерял 15 самолетов и 27 военных моряков.

Самая большая катастрофа произошла в 1967 году на авианосце «Форрестол» в Тонкинском заливе. После самопроизвольного запуска ракета «Зуни» сорвалась с пилона штурмовика «Скайхок» и врезалась в полностью готовые к вылету самолеты. Пожар охватил шесть палуб корабля, сдетонировали девять авиабомб, сгорел 21 самолет, погибли 134 военных моряка. «Форрестол» и его авиакрыло полностью утратили боеспособность.

На авианосцах ВМС США за минувшие полвека произошло более 100 крупных аварий. Обладая столь трагическим опытом эксплуатации, американцы вряд ли имеют право давать России советы относительно ТАКР «Адмирал Кузнецов». Этот корабль за 11 лет потерял три самолета, и все летчики живы.

Степень надежности

Профессионализм экипажа не коррелируется с количеством происшествий на авианосце. Чаще причиной аварий становятся сложные инженерные конструкции, системы надежности и эксплуатация авиатехники в ограниченном пространстве (чего стоит посадка 20-тонной машины на 300-метровую палубу на скорости около 250 км в час). И случай.

Авианосец — сложнейшее инженерное сооружение. На огромном корабле с определенной периодичностью выходят из строя узлы и механизмы, которые можно восстановить в море. Более сложные проблемы могут привести к аварийной ситуации даже новый корабль.

Так, авианосец ВМС США «Джеральд Форд» провалил проверку министерства обороны, оказался непригоден к боевым действиям из-за технологических просчетов и неполадок. Еще один подобный пример — современный атомный французский авианосец «Шарль де Голль».

С 15 ноября удары палубной авиации по позициям террористов в Сирии не прекращаются ни на один день, ТАКР «Адмирал Кузнецов» с группой кораблей Северного флота продолжает боевую службу в Средиземное море.

В составе этой полностью автономной группы: флагман — тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков», суда обеспечения ВМФ.

Разумеется, сирийские уроки «Адмирала Кузнецова» оставят свой след в дальнейшем развитии российского ВМФ, в системе подготовки летчиков и моряков.

Военно-технические проблемы будут решены, надежность аэрофинишной системы — повышена, и это актуально не только для России. Потери же не критичны.