7 июля 1770

Содержание

7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении

Морское сражение у крепости Чесма между русской и турецкой эскадрами – одно из крупнейших в эпоху парусного флота. Чесменское сражение стало настоящим триумфом русского флота и послужило весомым аргументом при заключении Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1768-1774 гг.
Первое столкновение русских и турецких кораблей произошло в Хиосском проливе. 24 июня (7 июля) 1770 года, нагнав вдвое превосходящую по численности турецкую эскадру, адмирал Спиридов, под командованием которого находилось 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль и 17 вспомогательных судов, оценив позицию неприятельского флота, принял решение атаковать. Эскадра турок была построена в две линии, что позволяло использовать лишь половину огневой мощи, кроме того, пространство для маневра было ограниченно берегом.

И. Айвазовский. «Чесменский бой»
План Спиродова заключался в следующем: под прямым углом, используя направление ветра подойти к неприятелю на расстояние бортового залпа и нанести как можно больший урон первой линии кораблей, в первую очередь, флагманским кораблям противника с целью нарушения управления флотом, не позволяя, при этом, туркам использовать численное превосходство.
Утром эскадра русских кораблей вошла в Хиосский пролив и выстроилась в ордер-баталию, кильватерную колонну. Головным шел «Европа», следом – «Евстафий».
В 11:30 корабли турецкой эскадры открыли огонь по приближающемуся флоту русских, однако, ощутимых повреждений не нанесли. К 12:00 маневр русского был, в целом завершен – начался ожесточенный обмен пушечными залпами на близкой дистанции. Не удалось занять свои места в строю трем русским кораблям: «Европа», вынужден был выйти из линии по настоянию лоцмана, позже он развернулся и встал за «Ростиславом», «Трех Святителей» из-за повреждения такелажа снесло в центр турецкого строя, «Св. Януарий» отстал и вынужден был развернуться и выйти из строя. После выхода из боя «Европы» основной целью турецких кораблей стал «Евстафий», на котором находился адмирал Свиридов. Флагман русского флота на расстояние ружейного выстрела сблизился с турецким 90-пушечным флагманом «Реал-Мустафа». Из-за больших потерь «Евстафий» не мог сманеврировать – завязался абордажный бой. От огня «единорогов» на «Реал-Мустафе» начался пожар, в результате которого оба корабля взорвались. Адмиралу Спиридонову и графу Ф.Г. Орлову удалось спастись.
К 14:00 турецкий флот начал поспешное отступление, у которого было много общего паническим бегством, из-за столкновений многие корабли добрались до Чесменской бухты без бушпритов. Ярко смятение, посеянное среди турок, демонстрирует поведение экипажа 100-пушечного корабля капудан-паши. Обрубая якорь, команда забыла о шпринге, в результате турецкий корабль повернулся кормой к атакующему «Трем Иерархам» и около пятнадцати минут находился под шквальным продольным огнем. При таком положении ни одна турецкая пушка не могла стрелять по русскому кораблю.

С. Панин. Чесменское морское сражение в 1770 году
По итогам двухчасового боя в Хиосском проливе и русские, и турки потеряли по одному кораблю, однако инициатива полностью оказалась на нашей стороне, а турецкий флот оказался заперт в бухте, вырваться из которой не мог из-за слабого ветра. Так закончился первый этап Чесменского морского сражения.
Хотя турецкий флот и был блокирован в бухте, он по-прежнему оставался грозным противником. Кроме того, русская эскадра, не имея поблизости баз снабжения, и находясь под угрозой подхода помощи из Стамбула не могла позволить долгой блокады. Поэтому на военном совете 25 июня был принят план уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте. Для атаки был сформирован специальный отряд, под командование С.К. Грейга, в который вошли 4 линейных корабля, 2 фрегата и бомбардирский корабль «Гром».
В 17:00 «Гром» начал обстрел неприятельского флота и береговых батарей. К полуночи на заданные позиции вышли остальные корабли отряда. В соответствии с планом, огонь планировалось открыть с дистанции в 2 кабельтовых (ок. 370 метров), линкоры должны были внезапно обстрелять скученный бухте флот турок, а фрегаты подавить береговые батареи, «Гром» также должен был перенести огонь на вражескую эскадру. После массированного обстрела в бой должны были вступить брандеры. План сработал практически идеально.
К часу ночи один из турецких кораблей загорелся от попавшего в него брандскугеля (зажигательный снаряд), пламя начало распространяться на соседние корабли. Пытаясь спасти корабли от пожара, турки ослабили артиллерийский огонь. Это позволило вести в бой брандеры, до этого остававшиеся за линейными кораблями. В 1 час 15 минут 4 брандера выдвинулись к заранее назначенным целям, однако выполнил задачу только один. Брандер лейтенанта Ильина. Ему удалось поджечь 84-пушечный корабль и вместе с командой покинуть горящее судно. Через некоторое время турецкий корабль взорвался, расшвыряв тысячи горящих обломков по всей бухте и распространив пожар на оставшиеся корабли потрепанного турецкого флота.
В течение всего нескольких часов взорвалось 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 50 небольших судов. Обстрел Чесменской бухты прекратился только к 4 утра, когда практически все корабли турецкой эскадры были уничтожены. В 9 утра на берег был высажен десант, штурмом взявший береговую батарею северного мыса.
Ефошкин Сергей. Кульминация Чесменского сражения
Взрывы в бухте продолжались до 10 утра. Заметки свидетелей события описывают то, что осталось от турецкого флота как густое месиво из пепла, обломков, грязи и крови. Из всего флота в плен попало только 5 галер и один 60-пушечный корабль «Родос».
Турецкий флот в Эгейском море, на который возлагались большие надежды, прекратил свое существование.
Итогом Чесменского сражения стало установление господства русского флота в архипелаге и полное нарушение коммуникаций турок, что сильно ускорило завершение войны. Потери турецкой стороны составили более 10 тыс. человек. Русские потеряли 11.
Талант флотоводцев и нестандартные тактические решения блестяще продолжили, крайне плохо складывавшийся в начале, морской поход. Из 15 кораблей, вышедших из Кронштадта, до Средиземного моря добралось только 8. Граф Алексей Орлов пришел в ужас от увиденного в Ливорно флота. В экипажах не хватало врачей и квалифицированных офицеров, не было в достаточном количестве ни припасов, ни денег на их покупку. В своем сообщении Екатерине II он писал: «И если бы все службы были в таком порядке и незнании как эта морская, то беднейшее было наше Отечество». И, тем не менее, даже с такой «шикарной» характеристикой русскому флоту удалось одержать победу. Хотя сам граф Орлов не был столь оптимистичен в итогах сражения. «Если бы мы не с турками имели дело, легко бы всех передавили», – писал он императрице из Ливорно. Конечно, низкое качество турецкого флота сыграло свою роль, но учитывая двукратное превосходство в силах, не оно оказалось решающим в победе русской эскадры.

Виктория была достигнута за счет отказа от господствовавшей в то время в западноевропейских флотах линейной тактики, концентрации кораблей на главном направление, точному выбору момента нанесения удара и умелом использовании слабостей противника. Крайне важным было решение атаковать турецкую эскадру в бухте, несмотря на прикрытие береговых батарей южного и северного мысов. Тесное расположение турецких кораблей предопределило успех брандерной атаки и эффективность обстрела брандскугелями.
Триумфаторами Чесменской битвы стали граф Алексей Орлов: он был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил право добавить к своей фамилии почетное Чесменский; адмирал Спиридов: представлен к высшей награде Российской империи – ордену Св. Андрея Первозванного. С Грейгу было присвоено звание контр-адмирала, также он удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, который давал право на потомственное дворянство.
В честь этой победы установлен Чесменский обелиск в Гатчине. В 1778 году в Царском Селе была возведена Чесменская колонна. В Петербурге 1774-1777 построен Чесменский дворец и Чесменская церковь в 1777-1778. Имя «Чесма» в Российском флоте носил эскадренный броненосец и линейный корабль. Также в Анадырском заливе название Чесма получил мыс, открытый в экспедиции 1876 года клипером «Всадник». Чесменское морское сражение стало триумфом военно-морских сил России и доказало способность адмиралов действовать даже в крайне сложных условиях.
Подготовлено по материалам:

День воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год)

7 июля, каждый год, российские граждане отмечают значимую дату для нашей страны, день Победы России над османским (турецким) флотом в Чесменской битве. В этот день мы вспоминаем события, произошедшие в 1770 году, послужившие началом конца многолетней войны с Турцией, а так же героический поступок простого лейтенанта Дмитрия Ильина, который благодаря своей отваге и самопожертвованию, смог уничтожить турецкий флот.

Когда отмечают

Несмотря на столь важное событие для России, праздник вошел в список официальных торжеств Воинской славы лишь в 2012 году, 10 июля, при изменении государственного закона «о памятных днях». Торжеству был присвоен государственный статус, дата празднования назначена на 7 июля, в день победы нашего флота, но выходным этот день не считается.

История Чесменской битвы

В ходе Русско-Турецкой войны (1768-1774 г.) было решено послать часть имперского флота в Средиземное и Эгейское море, чтобы ударить по османской флотилии и нанести им «нежданное» поражение, но главная цель их была отвлечь врага от Черного моря. В плавание было отправлено две эскадры, во главе великих адмиралов Спиридонова и Эльфинстона. Двинувшись в разное время и различным маршрутом, в итоге они встретились около Греческих островов, чтобы встать под руководство генерала Орлова.

Чесменское сражение состоялось 5-7 июля (24.06-27.06 по старому стилю) на западной части турецкого побережья, в Чесменской бухте. У армии османов было одно очень «веское» превосходство, их флот в два раза превосходил численностью российский (против 9 линкеров, 3 фрегатов и 19 подсобных кораблей, вышло 16 ликеров, 6 фрегатов, галеры и 32 легких судна). В 12 дня столкнулись первые линкера: «Реал Мустафа» и «Святой Евстафий». В результате оба судна загорелись, погибло более 1200 человек, в живых осталось меньше двухсот. После «смерти» одного из главных своих кораблей, турки были вынуждены отступить вглубь залива. Бои продолжились лишь на следующий день. Адмиралами и генералом Орловым было придуман хитроумный план, вражеская флотилия была беззащитна перед огнем, поэтому было решено отправить в «сердце» врага 4 шхуны, наполненные смолой и порохом. Три брандера не достигли своей цели, одна села на мель, другая была захвачена турецкой галерой, третьи просто дезертировали. Лишь шхуна лейтенанта Ильина достигла цели и подожгла вражеский корабль, но для этого пришлось пожертвовать жизнью лейтенанта. В итоге от пожара загорелся весь вражеский флот, погибло более 10 тыс. человек

Традиции праздника

В память об этом важном для России дне, ежегодно 7 июля, почетная делегация морского и военного флота, а так же все желающие граждане возносят венки и букеты цветов к памятникам, посвященным этим событиям. На кораблях и суднах военно-морского флота России проводятся праздничные мероприятия, тематические концерты, раздаются награды и внеочередные звания за особые заслуги перед Родиной. В школах нашей страны организуются открытые уроки по истории, посвященные детальному обсуждению битвы между императорской Россией и Османской империей.

Победа в Чесменской битве, это еще одно доказательство того, что не стоит недооценивать врага, и уповать на победу, не завоевав ее. Отвага, ум и способность к самопожертвованию способны сделать победителем любого, несмотря на «кажущиеся превосходство». В этот день давайте вспомним героические поступки наших предков, которые понимали, что любой, даже самый «маленький» человек способен изменить ход истории, а так же тех, кто в настоящее время оберегает наши морские границы.

Чесменское сражение

ИЗ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ — В ЭГЕЙСКОЕ

XVIII век стал веком постоянных столкновений между Российской и Османской империей. Интересы Петербурга и Стамбула пересекались на Балканах, в Закавказье, в Крыму и даже Польше. Для поддержки национально-освободительного движения в Греции и дестабилизации ситуации внутри Османской империи была организована Морейская экспедиция, общее руководство которой осуществлял граф Алексей Орлов.

Впервые мысль послать эскадру с Балтики к берегам Эгейского моря, поднять и поддержать восстание проживавших там православных народов против турок высказал Григорий Орлов в начале ноября 1768 г., еще до подписания манифеста об объявлении войны. Вполне вероятно, что Григорий просто озвучил идеи своего брата и донес их до Екатерины. Алексей писал Григорию о задачах подобной экспедиции и всей войны: «Если уж ехать, то ехать до Константинополя и освободить всех православных и благочестивых от ига тяжкого. И скажу так, как в грамоте государь Петр I сказал: а их неверных магометан согнать в степи песчаные на прежние их жилища. А тут опять заведется благочестие, и скажем слава Богу нашему и всемогущему».

МАНИФЕСТ ЕКАТЕРИНЫ II

19 января 1769 г. был обнародован «Манифест к славянским народам Балканского полуострова»: «Порта Оттоманская по обыкновенной злобе ко Православной Церкви нашей, видя старания, употребляемыя за веру и закон наш, который мы тщилися в Польше привести в утвержденныя трактатами древния его преимущества, кои по временам насильно у него похищены были, дыша мщением, презрев все права народныя и самую истину, за то только одно, по свойственному ей вероломству, разруша заключенный с нашею империей) вечный мир, начала несправедливейшую, ибо безо всякой законной причины, противу нас войну, и тем убедила и нас ныне употребить дарованное нам от Бога оружие…

Мы по ревности ко православному нашему христианскому закону и по сожалению к страждущим в Турецком порабощении единоверным нам народам, обитающим в помянутых выше сего областях, увещеваем всех их вообще и каждый особенно, полезными для них обстоятельствами настоящей войны воспользоваться ко свержению ига и ко приведению себя по прежнему в независимость, ополчась где и когда будет удобно, против общего всего христианства врага, и стараясь возможный вред ему причинять».

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

6 августа 1769 года эскадра Спиридова вышла в море. И началось. 20 августа открылась течь на самом мощном корабле «Святослав» — он с трудом вернулся в Ревель. Примерно тогда же корабль «Св. Евстафий Плакида» потерял фок-мачту. По прибытии в Копенгаген 10 сентября, на кораблях имелось более 300 человек заболевших. 54 человека скончалось. Взамен было нанято 800 датских моряков. Там же, в Копенгагене, Спиридов собственным решением присоединил к эскадре 66-пушечный корабль «Ростислав», шедший из Архангельска на Балтику. В Копенгагене стояли 10 дней. Шесть дней спустя во время ночного плавания в проливе Каттегат налетел на риф пинк «Лапомник». Прочие корабли эскадры с трудом избежали его участи благодаря пушечному сигналу — однако спасти пинк, сняв его с рифа, не смогли. 6 октября эскадра встала на рейде английского порта Гулль. Здесь пришлось оставить для ремонта корабль «Три Святителя», пинк «Венера» и бомбардирский корабль «Гром». Количество больных тогда превысило 700 человек. Подгоняемый из Петербурга, Спиридов двинулся дальше — однако вывести 21 октября из Гулля он смог лишь два корабля — «Евстафий» и «Северный Орел», — причем на последнем две недели спустя открылась сильная течь, и он вернулся в Портсмут. Итого, 17 ноября 1769 года к Гибралтару изо всей русской эскадры подошел один «Евстафий».

В общем, к Рождеству в порту Магон на Балеарских островах удалось собрать семь вымпелов: четыре корабля, фрегат и два пинка. Еще один корабль, «Ростислав», в конце января потерял во время шторма две мачты и смог присоединиться к эскадре уже в марте.

И уже в последний день февраля 1770 года то, что осталось от русской эскадры, прибыло к берегам Греции — туда, где предполагалось начать боевые действия. Забавно, что турецкий флот упустил шанс уничтожить русские корабли поодиночке — им просто в голову не пришло, что русские могут появиться с этой стороны.

Первые операции русского флота были десантными, причем основной массой десантников были греческие повстанцы… Среди Пелопонесских операций значится захват сильной крепости Наварин — в бухте которой через 57 лет, в 1827 году соединенный англо-франко-русский флот сожжет в очередной раз флот турецко-египетский. Тогда же, в 1770-м, при Наварине отличился брат деда А.С. Пушкина — бригадир артиллерии И. А. Ганнибал, старший сын «арапа Петра Великого».

Одновременно к эскадре Орлова-Спиридова прибыло подкрепление: в начале мая к берегам Пелопоннеса подошла т.н. 2-я Архипелагская эскадра в составе четырех кораблей и двух фрегатов под командованием отчаянного контр-адмирала Д. Эльфинстона. Это подкрепление проделало путь, во всей своей специфике аналогичный пути своих предшественников – дорогой был потерян вышедший из Кронштадта корабль «Тверь», а также подобранный в Портсмуте корабль «Северный Орел», отставший еще от эскадры Спиридова. Там же, в Англии, был взамен приобретен фрегат местной постройки и нанято некоторое количество моряков.

Л. Усыскин. Екатерина Вторая: Архипелаг – кулак. Полит.ру, 19 декабря 2008 г.

СИЛЫ СТОРОН

В состав русской эскадры входило 9 линейных кораблей различной вооруженности, бомбардирский корабль, 3 фрегата и несколько малых судов, игравший вспомогательные роли. Общее число экипажей составляло около 6500 человек. Фактическим руководителем операции стал адмирал Григорий Спиридов.

Турецкий флот капудан-пашей Ибрагима Хусаеддина, Хасан-паши и Кафер-бея был куда более внушительным: 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 19 галер и шебек и 32 вспомогательных судна с 15 000 человек на борту. Однако турецкие матросы существенно уступали русским морякам в выучке.

БЫЛЪ

Первоначально бой начался в Хиосском заливе, но турки после первых столкновений приняли решение отступить в Чесменскую бухту, где против русских кораблей могла быть использована береговая артиллерия.

Русские флотоводцы намеревались вступить в ближний бой с возможными абордажными схватками. Было понятно, что долгой пушечной дуэли на больших дистанциях им не выдержать – настолько велико было преимущество неприятеля.

Турки напротив, были расположены встретить балтийскую эскадру правильным орудийным боем и, в случае неудачи, отойти в Чесменскую бухту под прикрытие многочисленной береговой артиллерии.

Первые аккорды были сыграны в Хиосском проливе 5 июля 1770 г. Русские корабли атаковали южную оконечность вражеского строя. Начало столкновения было неудачным для русских моряков из-за того, что головные корабли не смогли синхронно выполнить маневр сближения, разрушив боевой порядок. Однако адмирал Спиридов смело бросил свой флагман «Св. Ефстафий» против «Реал Мустафы» — турецкого флагмана. Пока «Ефстафий» прорывался на «пистолетную дистанцию» на нем начался пожар от многочисленных попаданий. Но остановить движение корабля было невозможно. Два корабля сцепились бортами, и начался абордаж. Огонь перекинулся на «Реал Мустафу» и через некоторое время оба корабля взорвались. Деморализованные турки отошли в Чесменскую бухту. Подобную тактику применит адмирал Г. Нельсон в 1805 году входе Трафальгарской битвы, хотя её изобретателем нужно считать адмирала Спиридова.

5 июля балтийская эскадра обстреливала бухту. При этом, были подготовлены 4 брандера (специальные суда, которые использовались для диверсий) из малых судов. Вечером 6 июля бомбардирский корабль гром встал на рейде бухты и завязал перестрелку с турками. Его поддержали линейные корабли «Европа» и «Ростислав». Стрельба должна была иметь психологический характер и отвлечь турок внимание турок от брандеров. Первые три брандера не смогли выполнить поставленной задачи – один из них сел на мель и затонул из-за этого, со второго брандера дезертировала команда, третий брандер под командованием кн. Гагарина был подожжён слишком рано и не смог нанести урона турецкому флоту. Однако брандер под командованием лейтенанта Ильина успешно достиг расположения турецкого флота и поджёг линейный корабль. Взрыв порохового погреба на корабле произвёл гигантские разрушения: горящие обломки летели в другие корабли, разнося огонь. В завершении боя русские были вынуждены прекратить стрельбу и заниматься спасением выживших турок. К 8 утра 7 июля все было кончено.

Османская империя разом лишилась большей части флота. Погибло 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 линейный корабль и 5 галер были захвачены. Эта блестящая победа стала настоящей школой русского морского боя, мощь которого еще предстояло узнать. В память об этой битве для русских моряков была отчеканена памятная медаль, на которой изображалась одна из сцен гибели турецкого флота. Кроме места и даты битвы на медали было всего одно слово – «Былъ», имелось в виду «был турецкий флот, а нет теперь».

ТУРЕЦКИЙ ИСТОРИОГРАФ

После сего Флот Оттоманский вошел в порт Чесменский, куда при были также корабли неприятельские и снова сражение началось. От ударов пушек поверхность моря запылала. Корабли неприятельские, в продолжении всего морского сражения, находились под парусами, дабы оградить себя от опасности и погибели в семь порте. Вступление Капитана-Паши в порт Чесменский, судя по очевидности дела, предпринято было по власти судьбы.

Между тем, как Капитан-Паша употреблял все усилия, чтобы отразить неприятелей, сии последние отправили несколько брандеров, наполненных нефтью и другими горючими веществами, против нашего Флота. Некоторые из наших кораблей им удалось зажечь; а другие, поспешая к ним на помощь и соединяясь с ними, также объяты были пламенем и сгорели. Это случилось вовремя ночи 14-го числа, месяца Реби-ели-еввель в 1184 году от Геджиры.

Войска, находившиеся на других кораблях, рассеялись без сражения по берегам Смирны и другим местам. Капитань-Паша и Джезайрлю-Хасан Бей были ранены. Али, правитель корабля и другие офицеры, желая спасти себя вплавь, погибли в волнах моря.

Из Историографа Оттоманской Империи Ахмеда Вассафа Эфенди

ДОКЛАД СПИРИДОВА

Спиридов докладывал в Петербург в Адмиралтейств-коллегию ее Президенту графу Чернышову:

«Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всем Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи».

Г.А. Спиридов в проекте «100 великих полководцев»

ПИСЬМО ОРЛОВА

Чувства, вызванные Чесменской победой, А.Г. Орлов ярко выразил в письме брату:

«Государь, братец, здравствуй! Скажу тебе немного о нашем плавании: Морею принуждены были оставить, зажегши везде огонь; со флотом за неприятелем пошли, до него дошли, к нему подошли, схватились, сразились, разбили, победили, поломали, потопили и в пепел обратили».

А.Г. Орловв проекте «100 великих полководцев»

Чесменское сражение
Основной конфликт: Русско-турецкая война 1768—1774

И. Айвазовский. «Че́сменский бой»
Дата 24—26 июня (5—7 июля) 1770
Место Че́сменская бухта, Османская империя
Итог уничтожение турецкого флота
Противники

Российская империя

Османская империя

Командующие

граф Алексей Орлов,
Г. А. Спиридов,
Д. Эльфинстон

капудан-паша Хусамеддин Ибрагим-паша,
Джезаирли Гази Хасан-паша,
Кафер-бей

Силы сторон

9 линейных кораблей
3 фрегата
1 бомбардирский корабль
17-19 малых судов
ок. 6500 человек

16 линейных кораблей
6 фрегатов
6 шебек
13 галер
32 малых судна
ок. 15 000 человек

Потери

1 линейный корабль
4 брандера
534 — 661 человек,
из них 636 — при взрыве линейного корабля Св. Евстафия Плакиды
40 раненых (потеря Св. Евстафия относится к Хиосскому сражению, таким образом потери при Чесме — 4 брандера и около 20 человек)

15 линейных кораблей
6 фрегатов
большое число мелких судов
ок. 11.000 человек
Захвачены:
1 линейный корабль
5 галер

Медиафайлы на Викискладе

Чесменское сражение (тур. Çeşme Deniz Savaşı) — состоялось 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года возле и в Чесменской (тур. Çeşme) бухте, в районе между западной оконечностью Анатолии и островом Хиос, который был местом предыдущих многочисленных военно-морских сражений между Османской империей и Венецианской республикой, между российским и турецким флотами. Сражение было частью Второго Пелопоннесского восстания 1769 года, предшественником последующей греческой войны за независимость (1821—1829).

7 июля является Днём воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Предыстория

После начала русско-турецкой войны в 1768 году Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от азовской флотилии (состоявшей тогда из 6 линейных кораблей) — так называемая Первая архипелагская экспедиция.

Две русские эскадры под командованием адмирала Григория Спиридова и контр-адмирала Джона Эльфинстона (командовал замыкающим дивизионом из 3-х кораблей)), объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).

Русский флот

Русский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирский корабль «Гром», 17—19 вспомогательных судов и транспортов.

Основные корабли Пушки Тип
Европа (a) 66 Линейный корабль
Св. Евстафий(б) 68 Линейный корабль; взорвался
Три Святителя 66 Линейный корабль
Св. Януарий 66 Линейный корабль
Три Иерарха (в) 66 Линейный корабль
Ростислав 68 Линейный корабль
Не тронь меня 66 Линейный корабль
Святослав (г) 84 Линейный корабль
Саратов 66 Линейный корабль
Прочие корабли Пушки Тип
Гром 12 Бомбардирский корабль
Св. Николай 26/38? Фрегат
Африка 32 Фрегат
Надежда 32 Фрегат
Св. Павел 8 Пинка
Почтальон 14 Посыльное судно
Граф Чернышёв (д) 22 Воор. торговое судно
Граф Панин (д) 18 Воор. торговое судно
Граф Орлов (д) 18 Воор. торговое судно
? (кап. Дагдейл) Брандер; потоплен
? (кап. Мекензи) Брандер; использован
? (кап. Ильин) Брандер; использован
? (кап. Гагарин) Брандер; потоплен

Боевые корабли эскадры графа Орлова указаны розовым цветом, Спиридова — синим, Эльфинстона — жёлтым. (a) капитан Клокачёв; (б) флагманский корабль Спиридова, капитан Круз; (в) флагманский корабль Орлова, капитан С. Грейг; (г) флагманский корабль Эльфинстона; (д) Английские суда, нанятые для поддержки флота

Турецкий флот

Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-пушечного «Бурдж-у-Зафер» и 60-пушечного «Родоса», 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судов. Корабли стояли на якоре в Хиосском проливе на расстоянии 0,5 мили от берега, построеными в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет. Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.

Картина Якоба Филиппа Гаккерта «Эпизод морского боя». На картине изображён взрыв турецкого корабля

Бой

24 июня (5 июля), бой в Хиосском проливе

Основная статья: Хиосское сражение

После согласования плана действий русский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30—11:45, с дистанции 3 кабельтова (560 м), российские корабли не отвечали, пока не приблизились к противнику для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил своё место, был повреждён и был вынужден развернуться и покинуть строй, встав позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.

Выход «Европы» из строя привёл к тому, что передовым кораблём российской эскадры стал «Св. Евстафий». На этот корабль был направлен огонь трёх турецких линейных кораблей (в том числе флагмана османского флота «Бурдж-у-Зафер» под командованием Гассан-паши). «Св. Евстафий» начал абордаж флагманского корабля османской эскадры, до того как заметил на нём пожар. После того, как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафий», тот взорвался. Через 10—15 минут взорвался и «Бурдж-у-Зафер». Спиридов и граф Фёдор Орлов (брат командующего) покинули «Св. Евстафия» ещё до взрыва. Также спасся и капитан «Св. Евстафия» Круз (англ. Kruse). Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».

К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

25—26 июня (6—7 июля), бой в Чесменской бухте

В Чесменской бухте основные силы турецкого флота построились в две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.

В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.

В 17:00 бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 — Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.

Европа, Ростислав и подошедший Не тронь меня образовали линию с севера на юг и вступили в бой c турецкими кораблями, Саратов стоял в резерве, а Гром и фрегат Африка атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону), в результате огня Грома и/или Не тронь меня один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Огонь быстро распространился на другие корабли в бухте.

Серебряная монета в 25 руб. 1996 г. с изображением Чесменского сражения и адмирала Спиридова

После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла (англ. Dugdale) туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону, расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи (англ. Mackenzie) сцепился с уже горевшим кораблём, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный Родос. С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.

Последствия сражения

После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.

Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

По распоряжению Екатерины II, для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1774—1777), были воздвигнуты 2 памятника этому событию: Чесменский обелиск в Гатчине (1775) и Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777—1780) в Санкт-Петербурге.

В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице». Екатерина.

Граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.

Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота (см. Чесма (броненосец)). По указу Николая II, Чесмой был назван населённый пункт, ныне село в Челябинской области (см. Чесма (село)).

Есть мыс Чесма в Анадырском заливе, назван в 1876 году экспедицией на клипере «Всадник».

В июле 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Одна из белых полос на отложном синем воротнике форменной одежды матросов и старшин ВМФ России символизирует победу в Чесменском сражении (2 другие Гангутское и Синопское соответственно).

Примечания

  1. The history of Russian Navy, статья Chesma and Patras (англ.)
  2. 1 2 3 Naval wars in the Levant 1559—1853 — R. C. Anderson ISBN 1-57898-538-2 (англ.)
  3. 1 2 «Сто великих битв», М. «Вече», 2002
  4. 1 2 John Elphinston Papers Relating to the Russo-Turkish War (англ.)
  5. Доценко, Виталий Дмитриевич, Морские битвы России. XVIII—XX вв. — 2002 — ISBN 5-89173-191-6
  6. Чесменское сражение // Владимир Иванович Даль, Матросские досуги. — 1853
  7. Платонов А., Каторин Ю. Энциклопедия будущего адмирала. — В 2-х кн. — СПб.: Издательство «Полигон», 2004. — 7000 экз. — Кн. 2. Искусство войны на море — 440 с. — ISBN 5-89173-240-8; ISBN 978-5-89173-240-7. — С. 308−318.

Литература

  • Ловягин Р. М. Чесменское сражение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Морской энциклопедический словарь. Т. 3. Спб.: Судостроение, с. 389—390.
  • Тарле Е. В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. 1769—1774 / Академия наук СССР. — М.: Изд-во АН СССР, 1945. — 110 с. — 15 000 экз.
  • Тарле Е., акад. Чесма // Огонёк, № 6—7, 20 февраля 1945. С. 13—14.
  • Криницын Ф. С. Чесменское сражение. — М.: Воениздат, 1962. — 64 с. — (Героическое прошлое нашей Родины).
  • Лебедев А. А. Хиос и Чесма в свете данных шканечных журналов русских линейных кораблей // Гангут. 2014. № 81.
  • Филас В. Н. И. К. Айвазовский против Я. Ф. Хаккерта : подходы к интерпретации Чесменского сражения // Военно-исторический журнал. — 2015. — № 7. — С. 62-66
  • Филас В. Н. Подготовка к Чесменскому бою: воспоминания русских офицеров в интерпретации художника Я. Ф. Хаккерта // Тезисы докладов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2012» / под ред. М. Э. Соколова, Г. А. Голубева, В. И. Кузищина, В. А. Иванова, Н. Н. Миленко, В. В. Хапаева. — Севастополь, 2012. — С. 103—104.
  • Филас В. Н. «Гибель турецкого флота» Я. Ф. Хаккерта как исторический источник // Материалы Научной конференции МГУ «Ломоносовские чтения» 2011 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2011» / под ред. В. А. Трифонова, В. А. Иванова, В. И. Кузищина, Н. Н. Миленко, В. В. Хапаева. — Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2011. — С. 102—104

Ссылки

  • Чесменский бой 1770 А. Я. Глотов. «Отечественные записки», Часть 3. № 5 и 6. 1820
  • Архипелагская экспедиция и Чесменское сражение в записках Кн. Ю. В. Долгорукого. 1770 г.
  • Тарле Евгений Викторович. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг (1769—1774)
  • О сожжении турецкого флота при Чесме (Из Историографа Оттоманской Империи Ахмеда Вассафа Эффенди)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh85022208

>
Энциклопедия

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

Чесменское морское сражение 1770 года


Вид Чесменской пристани с изображением истребления оттоманского флота эскадрой российской под предводительством генерала Графа Орлова в ночи на 7 июля 1770 года

Чесменское сражение 1770 г. – морское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции между русскими и турецкими флотами. Является одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Оно делится на два этапа: первый этап – бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля); второй –уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля).


Граф Алексей Григорьевич
Орлов-Чесменский.
Художник В. Эриксен

После начала Русско-турецкой войны 1768–1774 годов Россия решила отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от действий на Черном море. В 1769 г. из Кронштадта в Средиземное море были направлены две эскадры адмирала Г.А. Спиридова и контр-адмирала Д. Эльфинстона. Все морские и десантные силы в Средиземном море возглавлял граф А.Г. Орлов.

В конце июня 1770 г. объединенная русская эскадра обнаружила турецкий флот на рейде Чесменской бухты. В ее составе было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий. Турецкий флот, которым командовал капудан-паша Ибрагим Хусамеддин-паша, насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Таким образом, неприятельский флот имел двойное численное превосходство в силах.

Турецкие корабли были построены в две дугообразные линии. В первой находилось 10 линейных кораблей, во второй – 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии.


Адмирал Г.А. Спиридов.
Неизвестный художник

Первая половина XIX в.
Правильно оценив обстановку и слабые стороны боевого построения турецкого флота, адмирал Спиридов предложил следующий план атаки. Линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии.

После уничтожения кораблей первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. В этом проявилось новаторство Спиридова как флотоводца, нарушившего правила линейной тактики, согласно которой требовалось вначале выстроить линию, параллельную противнику. Такое построение было связано с риском, т.к. русские, сближаясь с противником, подвергались продольному огню артиллерии турецких кораблей. Расчет Спиридова был построен на быстроте сближения.

Утром 24 июня (5 июля) русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль «Европа», за ним – «Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю.


Бой в Хиосском проливе. Фрагмент. Художник П.-Ж. Волэр

Около полудня турецкие корабли открыли огонь по русским кораблям. Спиридов приказал атаковать флагманский корабль турок «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя команд «Евстафия» и «Реал-Мустафы» турецкий корабль загорелся, пламя перекинулось на русский корабль, и оба они взорвались. Адмирал Спиридов успел до взрыва покинуть «Евстафий». С гибелью турецкого флагманского корабля управление неприятельским флотом было нарушено. Вот что за­писано в журнале флагманского корабля «Три иерар­ха»: «Проходя мы близко неприятельского флота, ста­ли палить по нем из пушек с ядрами, что происходило и с прочих нашего флота кораблей; и оное сражение происходило до исхода 2 часа, а в исходе 2 часа весь турецкий флот снялся с якоря и пошел в местечко Чесма, и стал там на якорь. В 2 часа поворотили мы через оверштаг». Под сильным артиллерийским огнем кораблей эскадры Спиридова турецкий флот в беспорядке отступил в Чесменскую бухту. Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны, а инициатива полностью перешла к русским.


Схема морского сражения в Чесменском заливе. 6/7 июля 1770 г.

В сражении русские матросы проявили исключительный героизм и мужество. Так, например, во время абордажного боя «Евстафия» и «Реал-Мустафы» один из матросов хотел захватить турецкий флаг, но ему при этом прострелило руку, когда же он протянул другую руку, то ему была нанесена рана клинком. Тогда он, вцепился зубами в полотнище флага.

На следующий день был созван военный совет под предсе­дательством главнокомандующего А.Г. Орлова, в кото­ром участвовали Г.А. Спиридов, С.К. Грейг, Д. Эльфинстон, Ю.В. Долгоруков, И.А. Ганнибал и другие командиры. Орловым и Спиридовым было решено, ис­пользуя ночной бриз, дувший с моря на берег, сжечь турецкий флот в Чесменской бухте. В воспо­минаниях Г. А. Спиридова об этом сказано так: «Итак, не мешкая нисколько, согласно с графом Алексеем Григорьевичем, так и с другими флагманами, с которы­ми со всеми и всегда согласно действовал, дал диспо­зицию для сожжения всего турецкого флота». Был создан специальный отряд под командованием младшего флагмана С.К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Орлов приказал Грейгу немедленно направить «Гром» к Чесменской бухте и, пока турки находились в замешательстве, не­прерывно метать бомбы в турецкие кораб­ли, что и было исполнено. Одновре­менно начали готовить четыре брандера.


Эпизод морского боя. Художник Якоб Филипп Гелерт. Картина написана художником в 1771 году как часть общей работы, посвященной Чесменскому сражению

В ночь на 26 июня (7 июля) отряд Грейга вошел в бухту. Линейные корабли «Европа», «Ростислав» и «Не тронь меня», образовали линию с севера на юг, вступили в бой c турецкими кораблями. 66-пушечный «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу. Вскоре взорвался первый турецкий корабль. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте. После взрыва второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели и только один под командованием лейтенанта Д.С. Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег его. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле произошел взрыв. Множество горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота.

К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов; лишь один линейный корабль «Родос» с 5 галерами захвачен в плен; погибло 10–11тыс. человек. Русский флот потерь в кораблях не имел; погибло 11 человек.

Участник событий князь Ю. Долгоруков писал впоследствии: «Вода смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать».

Весть о славной победе флота Российского вскоре достигла Петербурга. Екатерина II писала графу Орлову: «Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; безпристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие, и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои».

Императрица щедро наградила всех отличившихся: адмирал Спиридов был пожалован орденом Св. Андрея Первозванного, граф Федор Орлов и командор Грейг получили орден Св. Георгия 2-й ст., 3-й степени ордена Св. Георгия были удостоены капитаны Федот Клокачев и Степан Хметевский, ряд офицеров, в том числе и командиры всех брандеров, получили крест ордена Св. Георгия 4-й ст.

Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии – «Чесменский», а за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Св. Георгия. Кроме того, графу был присвоен чин генерал-аншефа, даровано право поднимать кайзер-флаг и внести его в герб.

Чесменский бой имел важное военно-политическое значение. Турция, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданелл и приморских крепостей. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России.

Медаль «В память сожжения при Чесме турецкого флота». 1770 г.

По распоряжению Екатерины II для прославления победы была воздвигнуты Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777—1780) в Санкт-Петербурге. В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота.

В июле 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля – Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села. Установлена в 1776 г. по проекту архитектора Антонио Ринальди.

Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных сил
Российской Федерации

_________________________________________

В последующие годы в Средиземное море были направлены еще три эскадры. Эта экспедиция позднее получила название первой Архипелагской.

Капудан-паша – титул командующего флотом Османской империи.

Соколов А. Архипелагские кампании // Записки гидрографического департамента Морского министерства. 1849. Ч. 7. С. 290.

Цит. по.: Дмитриев С.С. Чесменская победа. М., 1945. С. 33.

Собственноручный журнал капитан-командора С. К. Грейга (в Чесменском походе) // Морской сборник. 1849. Т. 2. С. 805.

Брандер – небольшое судно, наполненное легковоспламеняющимися веществами и предназначавшееся для сожжения неприятельских кораблей. Он имел абордажные крючья для сцепления с кораблем противника.

Веселаго Ф. Краткая история русского флота. М., 1939. С. 99.

Цит. по: Морской сборник, 1855. № 6. С. 332.

Цит. по: Сборник императорского Русского исторического общества. Т. 1. СПб., 1867. С. 40.

ТРИ ВЕЛИКИХ ПОБЕДЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

В знак памяти трех великих побед российского флота — Гангут, Чесма, Синоп — русские матросы на своих гюйсах* традиционно носят три белые полоски.

*Гюйс — большой синий воротник на форменке — матросской верхней суконной или полотняной рубахе.

ГАНГУТСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение Великой Северной войны 1700-1721гг, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714г. у мыса Гангут (ныне Ханко) между русским флотом под командованием адмирала Ф.М.Апраскина и императора Петра I и шведским флотом вице-адмирала Г.Ватранга. Гангут — первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Захваченные шведские корабли были доставлены в Петербург, где 9 сентября 1714г состоялась торжественная встреча победителей. Победители прошли под триумфальной аркой. Петр I высоко оценил победу у Гангута, приравняв её к Полтавской. 9 августа в честь этого события в России официально установили праздник — День воинской славы.

ЧЕСМЕНСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение в Эгейском море у западных берегов Турции 24-26 июня (5-7 июля) 1770г. между русскими и турецкими флотами завершилась полной победой русского флота над противником, который по численности кораблей вдвое превосходил русскую эскадру, но практически полностью был уничтожен. Победа была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапности атаки в ночное время, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качеством личного состава и флотоводческому искусству адмирала Г.А.Спиридова, который смело отказался от шаблонной линейной тактики, господствующей в то время в западноевропейскоих флотах. Всю Европу потрясла победа россиян, которая была достигнута не числом, а умением. Сегодня в Санкт-Петербурге открыт военно-морской музей, посвященный победе при Чесме.

СИНОПСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение 18 (30) ноября 1853 г. между русской эскадрой под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова и турецкой эскадрой под командованием Осман-паши. Турецкая эскадра направлялась к побережью Кавказа дял высадки крупного десанта. По пути она укрылась от непогоды в Синопской бухте. Здесь ее блокировал российский флот. Однако турки и их английские инструкторы не допускали мысли о нападении русских на защищенную сильными береговыми батареями бухту. Однако русские корали столь стремительно вошли в бухту, что береговая артиллерия не успела нанести им существенный урон. В течение четырехчасового боя артиллерия выпустила 18 тыс.снарядов, которые почти полностью уничтожили турецкий флот. Синопская победа стала итогом полтора-вековой истории русского парусного флота, поскольку этот бой стал последним крупным морским сражением эпох парусных кораблей. Своей победой русский флот завоевал полное господство на Черном море и сорвал турецкие планы по высадке десанта на Кавказ.

Турецкий флот разбит под Синопом…

В этот день, 30 ноября 1853 года, русские наголову разбили турецкий флот…
Синопское сражение вошло в историю как последняя крупная битва парусных флотов времен Крымской войны 1853–1856 годов. В начале ноября 1853 года вице-адмирал Павел Нахимов, командовавший русским флотом, узнал, что турецкая эскадра во главе с Османом-паши, направившись к берегам Кавказа, вышла из Босфора и укрылась от шторма в Синопской бухте. В распоряжении Нахимова было 8 кораблей и 720 орудий, у Осман-паши – 16 кораблей с 510 орудиями под защитой береговых батарей.
Глава английского правительства Пальмерстон так представлял в парламенте картину светлого будущего после этой войны: «… Финляндия возвращается Швеции; Прибалтийский край отходит к Пруссии; королевство Польское должно быть восстановлено как барьер между Россией и Германией; …всё устье Дуная отходит Австрии; Крым и Кавказ отбираются у России и отходят к Турции…». Красиво. И тут Нахимов со своими кораблями…
Нахимов решил заблокировать неприятеля в бухте, а с прибытием подкрепления из Севастополя уничтожить его. (18) 30 ноября 1853 года, наконец, подошло подкрепление. Теперь его эскадра состояла из шести линейных кораблей и двух фрегатов. Нахимов не стал ждать новых подкреплений. Некоторые историки полагают, что он очень опасался, что турки додумаются снять часть орудий с «нестреляющих корабельных бортов» и поставят в виде дополнительных батарей на суше.
Утром того же дня, русская эскадра в строю двух кильватерных колонн вошла в Синопскую бухту.
Такое построение кораблей уменьшало время прохождения их под огнем неприятельских судов и береговых батарей и улучшало тактическое положение эскадры.
Разработанный Нахимовым план атаки содержал четкие указания по приготовлению к бою, ведению артиллерийского огня, который в кратчайший срок должен был уничтожить неприятельский флот.
Во главе правой колонны шел флагманский корабль Нахимова «Императрица Мария», левой — «Париж» Новосильского.
Эскадра Осман-паши стояла полукругом у самой набережной города, закрывая собой часть береговых батарей. Суда располагались таким образом, что один борт их был обращен к морю, а другой — к городу. Таким образом, действие огня неприятеля было ослаблено.
В 12 часов 30 минут раздался первый залп турецкого флагманского корабля «Авни-Аллах», открывшего огонь по подходившей русской эскадре, а вслед за ним открыли огонь орудия других судов и береговые батареи.
Под сильным перекрестным огнем противника русские корабли заняли позиции в соответствии с планом атаки и только после этого открыли ответный огонь. Флагманский корабль Нахимова шел первым и ближе всех оказался к турецкой эскадре и береговым батареям. Он сосредоточил огонь по адмиральскому фрегату противника «Авни-Аллах». Через полчаса «Авни-Аллах» и фрегат «Фазлы-Аллах», объятые пламенем, выбросились на берег. Такая же участь постигла и другие турецкие суда. Управление турецкой эскадрой нарушилось.
Стрельба русских кораблей отличалась высокой точностью и большим темпом. К 17 часам артиллерийским огнем русские моряки уничтожили 15 из 16 кораблей противника, подавили все его береговые батареи. Случайными ядрами были подожжены и городские постройки, находившиеся в непосредственной близости к береговым батареям, что привело к распространению огня и вызвало панику среди населения. Впоследствии это также дало повод противникам России говорить о якобы негуманном ведении войны.
В этом бою русские матросы и офицеры, выполняя указание Нахимова, оказывали взаимную поддержку. Так, у корабля «Три святителя» оказался перебитым шпринг, и его стало относить под сильный огонь береговых батарей. Тогда судно «Ростислав», само находившееся под огнем неприятеля, направило огонь на турецкую батарею, обстреливавшую «Трех святителей».
Сражение длилось четыре с половиной часа. В его ходе были уничтожены практически все турецкие корабли и береговые батареи. Только одному пароходу, которым командовал английский офицер Слейд, советник турецкого флота, удалось спастись.
К концу сражения к Синопу подошел отряд кораблей под командованием вице-адмирала В.А. Корнилова, спешившего на помощь Нахимову из Севастополя.
Участник этих событий Б.И. Барятинский, находившийся в эскадре Корнилова, писал: «Подойдя к кораблю «Мария» (флагманскому Нахимова), мы садимся на катер нашего парохода и отправляемся на корабль, весь пробит ядрами, ванты почти все перебиты, и при довольно сильной зыби мачты так раскачивались, что угрожали падением. Мы поднимаемся на корабль, и оба адмирала кидаются в объятия друг другу, мы все тоже поздравляем Нахимова. Он был великолепен, фуражка на затылке, лицо обагрено кровью, новые эполеты, нос — все красно от крови, матросы и офицеры… все черны от порохового дыма… Оказалось, что на «Марии» было больше всего убитых и раненых, так как Нахимов шел головным в эскадре и стал с самого начала боя ближе всех к турецким стреляющим бортам. Пальто Нахимова, которое он перед боем снял и повесил тут же на гвоздик, было изорвано турецким ядром».

Эскадра Нахимова не потеряла ни одного судна, потери в личном составе составили 38 убитых и 235 раненых, тогда как турки потеряли свыше 3200 человек, 200 были взяты в плен (включая трех капитанов), вместе с командующим турецкой эскадрой адмиралом Осман-паша.
За победу при Синопе император Николай I наградил Павла Нахимова орденом Святого Георгия 2-й степени, написав в именном рескрипте: «Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории».
В 1928 году памятник Павлу Степановичу Нахимову в Севастополе был снят с постамента. А через 4 года на его месте появился памятник Ленину. Тогда это было не удивительным.
Но вот событие 1959 года можно считать сенсационным для СССР. В тот год советскими властями было принято решение о переносе памятника Ленину в другое место и возвращении Нахимова на свой постамент!
Оригинал взят у pantv в В этот день был разбит турецкий флот под Синопом
С праздником, дорогие товарищи моряки!
Семь футов под килём! К новым победам идём!

Осада Плевны: великая победа русских над турками

10 декабря 1877 года в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. русские войска после тяжелой осады овладели Плевной, вынудив капитулировать 40-тысячную турецкую армию. Это была важная для России победа, но далась она немалой ценой.

«Побежденные. Панихида»

Тяжелые бои под Плевной, стоившие русской армии десятков тысяч убитых и раненых, нашли свое отражение в живописи. Знаменитый художник-баталист В. В. Верещагин, бывший участником осады Плевны ( один из его братьев был во время Третьего штурма крепости убит, а другой ранен), посвятил этому событию полотно «Побежденные. Панихида «. Намного позднее, уже после гибели самого В. В. Верещагина в 1904 г. другой участник событий под Плевной ученый В. М. Бехтерев откликнулся на эту картину следующим стихотворением:

Все поле покрыто густою травой.
Не розы, а трупы его устилают
Священник стоит с обнаженной главой.
Качая кадилом читает….
И хор за ним дружно, протяжно поет
Одну за другою молитвы.
Он вечную память и скорбь воздает
Всем павшим за родину в битве.

Под градом пуль

Одним из факторов, обусловившим высокие потери русской армии во время трех безуспешных штурмов Плевны и ряде других боев за овладение турецкими опорными пунктами вокруг данной крепости, стала высокая плотность огня турецкой пехоты. Нередко турецкие солдаты имели два образца огнестрельного оружия одновременно — американскую винтовку Пибоди-Мартини для дальней стрельбы и магазинные карабины Винчестера для ближнего боя, позволявшие на короткой дистанции создать высокую плотность огня. Из известных батальных полотен, где турки изображены с одновременно с винтовками и карабинами является картина А. Н. Попова «Защита «Орлиного гнезда» орловцами и брянцами 12 августа 1877 года» (события на Шипкинском перевале) — аналогичным был облик турецких солдат и под Плевной.

В 16-й дивизии

С именем Михаила Дмитриевича Скобелева связан целый ряд ярких эпизодов русско-турецкой войны. Примечательна подготовка 16-ой дивизии Скобелева к переходу через Балканы после взятия Плевны. Во первых, Скобелев перевооружил свою дивизию винтовками «Пибоди-Мартини», которые были взяты в огромном количестве в арсеналах Плевны. Большинство русских пехотных частей на Балканах имели на вооружении винтовку Крынка, а более современные винтовки Бердана были только у Гвардии и Гренадерского корпуса. К сожалению, этому примеру Скобелева не последовали другие русские военачальники. Во-вторых, Скобелев, используя магазины (склады) Плевны, обеспечил своих солдат теплой одеждой, а при движении к Балканам еще и дровами — поэтому двигавшаяся по одному из наиболее сложных участков Балкан — Иметлийскому перевалу 16-ая дивизия не потеряла ни одного человека обмороженным.

Снабжение войск

Русско-турецкая война и осада Плевны были отмечены огромными трудностями военного снабжения, которое при весьма темных обстоятельствах было возложено на «Товарищество Грегер-Гервиц-Коган». Осада Плевны велась в крайне трудных условиях начавшейся осенней распутицы. Увеличивались заболевания и возникла угроза голода. Ежедневно выбывали из строя до 200 человек. В ходе войны численность русской армии под Плевной постоянно увеличивалась, и потребности ее возрастали. Поэтому в сентябре 1877 г. формируются два вольнонаемных транспорта в составе 23 отделений по 350 пароконных повозок в каждом, а в ноябре 1877 г. еще два транспорта в составе 28 отделений того же состава. К концу осады Плевны в ноябре в подвозе участвовало 26 тыс. 850 вольнонаемных повозок и большое количество другого транспорта. Боевые действия осени 1877 г. отмечены и первым появлением полевых кухонь в русской армии намного раньше других европейских стран.

Э. И. Тотлебен

После Третьего неудачного штурма Плевны 30-31 августа 1877 года для руководства осадными работами был вызван известный инженер, герой обороны Севастополя Э. И. Тотлебен. Ему удалось установить плотную блокаду крепости, уничтожить при помощи сброса потоков воды с открытых плотин турецкие водяные мельницы в Плевне, лишив противника возможности выпекать хлеб. Выдающийся фортификатор немало сделал и для улучшения быта осаждавших Плевну войск, подготовив русский лагерь к ненастной осени и надвигающимся холодам. Отказавшись от лобовых атак Плевны, Тотлебен организовал постоянные военные демонстрации перед крепостью, заставляю турок держать в первой линии обороны значительные силы и нести большие потери от сосредоточенного огня русской артиллерии. Сам Тотлебен отмечал: «Неприятель держится только оборонительно, и я провожу против него беспрерывные демонстрации, чтобы он предполагал с нашей стороны намерение штурмовать. Когда турки наполняют людьми редуты и траншеи, и их резервы приближаются, я приказываю стрелять залпами из ста и более орудий. Таким образом пытаюсь избежать потерь с нашей стороны, нанося тем ежедневные потери туркам».

Война и дипломатия

После взятия Плевны перед Россией в очередной раз замаячила угроза войны с Англией, крайне болезненно воспринимавшей любые русские успехи на Балканах и Кавказе. Еще в июле 1877 г. английский флот был введен в Дарданеллы. А после падения Плевны премьер-министр Англии Дизраэли даже решился объявить России войну, однако поддержки в кабинете министров не получил . 1 декабря 1877 г. Россию был направлен меморандум с угрозой объявления войны в случае занятия русскими войсками Стамбула. Кроме того, была развернута активная деятельность по организации коллективного международного посредничества (вмешательства) для заключения мира. Однако, на тот момент Россия отвергла подобное развитие событий, указывая на согласие только к прямым русско-турецким переговорам.

Итоги

Осада и взятие Плевны русскими войсками стало одним из ключевых событий войны 1877-78 гг. После падения этой крепости русским войскам был открыт путь через Балканы, а Османская империя лишилась первоклассной 50-тысячной армии. Дальнейшие стремительные действия русских войск позволили осуществить стремительный переход через Балканские горы и добиться подписания выгодного для России Сан-Стефанского мира. И тем не менее, осада Плевны вошла в отечественную военную историю как одна из самых кровопролитных и тяжелых. За время осады потери русских войск составили более 40 тысяч человек убитыми и ранеными.