Военная логистика в России

Содержание

Военная логистика (часть 1).

В этой статье будут рассмотрены основы логистики. Основные определения логистики, а также ее принципы. Это – первая статья в серии множества статей, которые будут посвящены логистике (как системе всестороненнего обеспечения подразделений). Большинство статей не будет идти подряд, так как знания логистики в обязательном порядке должны дополняться общими познаниями в тактике, технике и оператике.

Основные термины логистики

Логистика – это планирование снабжения для выполнения движения армейских сил. С логистикой связаны все аспекты подготовки и ведения военных операций, связанные с приобретением, хранением, движением, распределением, обслуживанием, и расположением материальной части. Для обоснования деятельности логистика использует, как военное искусство, так и науку. Опыт применяется тогда, когда нужно принять риск, располагая по приоритетам несметное число потребностей, и балансируя ограниченным количеством ресурса, все это требуют военного искусства (основанного на опыте), в то время, как математика логистических возможностей объединяет военную науку.

Примеры логистики, ее необходимости и влияния на операции можно встретить у древних: Войско, лишившееся обоза, обречено на гибель. Войско, лишившееся провианта, обречено на гибель. Войско, лишившееся запасов, обречено на гибель. Потому одна горсть зерна, захваченная у противника, равна двадцати горстям собственного продовольствия, одна мера ботвы и соломы, захваченная у противника, равна двадцати мерам собственного фуража.

Оперативный охват – это расстояние и продолжительность, через которые подразделения могут успешно использовать военные возможности снабжения. Глубина логистики – это расширение операций во времени и пространстве, или целям (включая глубокие и близкие операции безопасности) с достижением категорических результатов.

Пример описания оперативного охвата можно встретить в источниках, начиная с XVI века, например, у Рейнгольда Гейденштейна:

… Великие Луки находятся как бы в предсердии московского княжества, представляя пункт удобный для нападения на другие области, на какие только угодно будет потом направиться. Помещенный там отряд войска будет находиться в равном расстоянии от неприятеля и весьма легко будет его удерживать, захочет ли он идти на Литву по смоленской дороге или на Ливонию по псковской, так как отсюда открыта одинаково дорога к Смоленску и к Пскову. Поэтому-то и великий князь обыкновенно стягивает сюда свои войска, потому что при одинаковой близости окрестных владений, он отсюда может самым удобным образом напасть на ту область, которая покажется ему всего более подходящею …

{banner_fullstory-up}

Принципы армейской логистики

Армейская логистика базируется на выполнении восьми принципов. Логистические принципы – это фундамент, который обеспечивает армию оперативным охватом, свободой действий и выносливостью необходим, чтобы поддерживать решающее действие. В то время как с одной стороны эти принципы независимы друг от друга, они в тоже время и взаимозависимы. Например, для интеграции и непрерывности поддержки, чтобы они произошли, командиры и сотрудники должны предвидеть операционные потребности, чтобы быть отзывчивыми к подаче заявок и распределению ресурсов.

Первый принцип логистики – это интеграция

Интеграция комбинирует все элементы жизнеобеспечения в пределах операций, гарантирующих единоначалие и общее усилие. Силы Армии интегрируют логистику с совместными и многонациональными операциями, чтобы максимизировать дополнительные и укрепляющие эффекты обслуживания каждой составляющей из национальных ресурсов.

Интеграция – это сокращение ненужной бюрократической волокиты и организация деятельности между поставщиком (работником склада) и потребителем (представителем секции или отделения) напрямую. В 15.30 каждый день подаются заявки (в рамках сети) на следующий день, в 17.30 происходит доставка и соответствующее распределение. По этому принципу работают не только военные логистики, но и вообще любая логистическая компания, например, DHL.

Второй принцип логистики – это ожидание

Ожидание – это способность предвидеть операционные потребности и начатые действия, которые удовлетворяют ответу, не ожидая приказа операций или фрагментарного приказа. Ожидание формируется профессиональным суждением основанным на личном опыте, знаниях, разведке и интуицией.

Классический пример ожидания, в рамках современного термина логистики – это действия Яна Замойского в войне с московитами 1580 года:

… Он имел свое войско наготове, при том снабженное решительно всем необходимым для похода. Предвидя трудности, могущие встретиться при походе на местности, Замойский взял с собою значительное число плотников и других мастеров, пригодных на войне, и значительное число полевых орудий. Кроме того заготовил значительное количество пороху, провианта и фуража. Все это он заранее распорядился из Книшинского староства свезти в одно место и теперь отправил вперед вниз по реке Неману в Ковно, оттуда вверх по реке Вилии в Михалишки, из Михалишек же по сухому пути в Поставу, оттуда в Дисну и на конец, по реке Двине в Витебск …

{banner_fullstory-up}

Третий принцип логистики – это скорость отклика

Скорость отклика – это способность реагировать на изменяющиеся потребности и отвечать для удовлетворения потребностей и обслуживания снабжения. Скорость отклика оказывает полное снабжение в выбранном месте и в нужное время.

Тут можно привести пример из современности. Снайперское оружие. Казалось бы, причем тут логистика и скорость отклика. У каждого ствола винтовки для деликатной и особо точной работы, ограниченный ресурс в использовании, как правило, от 5 000 до 10 000 выстрелов. Далее ствол требует замены. Так вот, на западе скорость отклика логистики при замене ствола снайперской винтовки составляет максимум 3 часа, тогда, как у восточного пространства ствол на так называемой «снайперской винтовке» Драгунова не будет заменен, и после одного года, от подачи заявки. А все от того, что на восточном пространстве вся военная деятельность происходит не благодаря принципам, а вопреки им.

Четвертый принцип логистики – это простота

Простота касается процессов и процедур, необходимых чтобы минимизировать комплексность жизнеобеспечения. Ясность задач, стандартизированных и совместных процедур, а также ясно определенные зависимости команды способствует простоте.

Например, по принципу простоты сконцентрирован тысячелетний опыт человечества в снабжении на войне: Если воины стоят, опираясь на оружие, это значит, что они голодают. Если водоносы, зачерпнув воду, пьют сами, это значит, что они страдают от жажды. Если кувшины не ставят вверх дном и не идут обратно в лагерь, это значит, что они – разбойники, готовые на крайность. Если коней закалывают на мясо, это значит, что у войска нет зерна. Ничего сложного – все предельно ясно и понятно.

Пятый принцип логистики – это экономика

Экономика достигается через производительное управление, подготовку, установление приоритетов и распределение ресурсов. Например, в ХХ веке в Испании, в ходе проходившей гражданской войны, Франко не создавал из пленных концентрационных лагерей. Им лично была разработана следующая методика. Всех пленных, которые соглашались на условия амнистии Франко, делили на группы по 5-ть человек. Каждая такая группа отвечала за расчистку от завалов и последствий войны на определенной территории.

В дальнейшем им разрешали становиться фермерами на этой территории, с предоставлением статуса гражданства. И представите-ли по закупкам Испанской армии, сотрудничали с этими фермерами в том числе. Одним выстрелом Франко убил сразу несколько зайцев: снял социальную напряженность в обществе, решил вопрос с бывшими врагами, решил вопросы трудоустройства амнистированных, накормил само гражданское общество и действовал в рамках международного гуманитарного права по обычаям ведения войны.

А самое главное, что в ходе войн 40-х годов ХХ века, армия Испании по продовольствию была самой обеспеченной в мире. Рацион солдат на передовой (по количеству, качеству и полноте блюд) превосходил меню самых дорогих ресторанов Барселоны, Парижа, Лондона, Берлина и Нью-Йорка.

Шестой принцип логистики – это выживаемость

Выживаемость – это все аспекты защиты персонала, оружия, и припасов с одновременным обманом врага. Выживаемость состоит из качества или возможности войск избежать или противостоять враждебным действиям.

Классический пример выживаемости, в рамках современного термина логистики – это действия Яна Замойского в 1580 году:

… Он избежал затруднения связанного с движением обозов и их защиты тем, что весь обоз разделил на три ряда. В каком порядке и куда двигались отдельные полки или отряды, в таком порядке и туда же он приказал двигаться и обозным рядам, смотря по принадлежности каждого из них. Для защиты каждого ряда телег с фронта и с тыла назначался надлежащий отряд пехоты, а для того, чтобы тем ревностнее сохранялся такой порядок и чтобы повозки во время выступления обозов не перепутывались, постоянно отряжались по двое попеременно наблюдать за этим. Испытав придуманное им средство еще сначала при движении к Витебску, Замойский рекомендовал его начальникам этих рядов. Самый последний ряд, таким образом, двигавшихся обозов замыкали отборнейшие роты пехотинцев и на самом конце несколько эскадронов всадников …

Седьмой принцип логистики – это непрерывность

Непрерывность – это постоянное условие жизнеобеспечения через все уровни войны. Непрерывность достигается через совместную взаимозависимость, совместные логистические организации, стратегические и тактические системы распределения и интегрированные информационные системы.

Классический пример непрерывности логистики – это действия того же Яна Замойского в 1580 году:

… На полях, где шло коалиционное войско, уже поспел хлеб, а главным образом в изобилии находилось сено. Но Замойский, зная, что за ним пойдет по той же дороге и Баторий с остальным войском, разделил всю землю, по которой шел, на определенные доли, из которых с одной он позволил войску, бывшему с ним, сжать хлеб, остальные приказал оставить не тронутыми для шедшего позади их основного войска. Это приказание было с точностью исполнено солдатами. Как результат – провианта и фуража было достаточно на всю военную компанию …

Восьмой принцип логистики – это импровизация

Импровизация – это способность адаптировать операции жизнеобеспечения к неожиданным ситуациям или обстоятельствам, затрагивающим миссию. То есть каждая военная операция по-своему уникальна. Она опирается на принципы, но методы ее проведения разные. А вот познавательный пример (и традиция) импровизации в снабжении войска у московитов от Сигизмунда фон Герберштейна:

… Есть у него в мешке и соль, и притом, если он богат, смешанная с перцем. Кроме того, каждый носит с собою топор, огниво, котлы, или медный горшок, чтобы, если он случайно попадет туда, где не найдет ни плодов, ни чесноку, ни луку или дичи, иметь возможность развести там огонь. Наполнить горшок водою, бросить в него полную ложку проса, прибавить соли и варить. Довольствуясь такой пищей, живут и господин, и рабы.
Затем если господин будет чересчур голоден, то он истребляет все это, и таким образом рабы имеют иногда отличный случай поститься целых два или три дня. Если же господин хочет пиршествовать роскошнее, то он прибавляет маленькую частицу свиного мяса. Я говорю это не о знатных, а о людях среднего достатка. Вожди войска и другие военные начальники время от времени приглашают к себе других победнее, и, получив хороший обед, эти последние воздерживаются иногда, потом от пищи два или три дня …

1. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, характеризующих функции логистики.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово – экономический университет

Южно – Сахалинский институт (филиал)

Самостоятельная работа

По дисциплине: Логистика

Выполнила: студентка 4 курса

очной формы обучения

Судоргина Мария Петровна

Проверила:

Иванникова Галина Васильевна

г. Южно – Сахалинск

2010 г.

1. Понятие, цель и задачи логистики

1. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, с целью поиска ответа на следующие вопросы:

  1. определения понятия «логистика» в отечественной и зарубежной литературе

  2. Логистика в военной сфере и логистика в области экономики: что общего и в чем отличие?

  3. причины, по которым во второй половине XX века в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистике;

  4. отличие логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике от традиционного подхода;

  5. эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

2. Работа с тестами по теме «Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности», вопросы 1, 2, 3, 5, 6

(тема 1 рекомендованного практикума по логистике ).

1. информации, с целью поиска ответа на следующие вопросы:

а) определения понятия «логистика» в отечественной и зарубежной литературе

Термин Логистика с языковедческих позиций имеет такие греческие корни, как logos (разум), logismos (расчет, раздумье, план), logo (думать, рассуждать), logistika (искусство проведения расчётов).

Военное развитие. Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Первые упоминания были в IX веке нашей эры (Византия): логистика в этот период означала в основном, чёткую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым.

В России в середине прошлого века, согласно Военному энциклопедическому лексикону, изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.

Логистический подход широко применялся во время В торой мировой войны, особенно американской армией. В словарях того времени логистика переводилась на русский как: тыл и снабжение; материально техническое обеспечение.

Экономическое развитие. Термин логистика известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, сегодня получает широкое распространение. Основная причина заключается в том, что логистика начала использоваться в экономике.

Экономическая логистика — научно-практическое направление изучения хозяйствования.

Развитие логистики в экономике приходится на 60-70-ые годы и связанно с достижением в области коммуникационных технологий, что позволило в целом взглянуть на системы движения продукции. Это, в свою очередь, позволило выявить огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками.

Несмотря на определённые различия в понятии логистика, которые возникают между военным и экономическим подходом, выделяют общий признак: согласованность, рациональность и точный расчёт.

Математическое развитие. Это исключительно научное направление развитие логистики. Начало этому направлению положил немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц, живший в XVII – начале XVIII веков. Он называл логистику экономической логикой. Этот термин был официально закреплён на философской конференции в Женеве в 1904 году. В отечественных Энциклопедиях XX века термин логистика также трактуется как математическая логика.

Логистика происходит от термина логичный, то есть вполне закономерный, разумный, последовательный. Исходя из этого, существует много определений логистики.

1. Доктор Штабенау , председатель правления Немецкого федерального правления по логистике считает, что логистика – это основная функция управления и контроля материалов как внутри фирмы, так и вне её .

Выражение функция управления и контроля – некорректно, так как термин управление включает в себя четыре функции: планирование, контроль, анализ и регулирование; в рыночной экономике фирма может управлять и контролировать материалы только в своей внутренней среде.

2. Проф. Гордон, в тезисах доклада Логистика и комплексное управление товародвижением даёт такое определение: логистика – научные разработки и хозяйственная практика по координации складирования и транспортного обслуживания.

Определение неоправданно обобщено.

3. К.э.н . Фёдоров, в тезисах доклада Логистика в капиталистических странах, дал такое определение: логистика – новое направление научно-практической деятельности, характеризующее в целом управление материальными потоками и соответствующими информационными потоками.

Данное определение корректно, хотя и является не прямым, а косвенно-расширительным определением понятия логистики.

4. Тот же к.э.н . Фёдоров определяет логистику как: искусство и науку менеджмента, техники и технической деятельности, направленные на выполнение требований планирования, обеспечения и сохранения вспомогательных средств дл я поддержки целей, планов и операций.

Данное определение далеко выходит за пределы понятия логистика.

Наиболее короткое и полное определение звучит так:

Логистика – теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

b) Логистика в военной сфере и логистика в области экономики: что общего и в чем отличие?

Понятие логистики сначала появилось в военной сфере, здесь термин известен с IХ в. н. э. (Византия), обозначает в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т. е. работу, которая является значимым составляющим боевого успеха: проблемы транспорта, снабжения, перемещения войсковых подразделений. Затем понятия и методы логистики были перенесены в гражданскую сферу, здесь под логистикой стали понимать научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми вопросами в сферах производства и обращения

Несмотря на эти различия, которые вкладывались в понятие логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет.

с) причины, по которым во второй половине XX века в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистике

Главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

  • превращение рынка продавца в рынок покупателя;

  • обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества по ставок;

  • энергетический кризис;

  • научно-технический прогресс и в первую очередь компьютеризация управления.

d) отличие логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике от традиционного подхода

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП (материального потока) от традиционного заключается: 1) в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП; 2) выделении единой функции управления сквозным МП; 3) технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия).

e) эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

МП (материальный поток), двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что в стоимости продукта, попадающего к конечному потребителю, около 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение МП. В масштабах экономики развитых стран, таких как США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, на логистические издержки приходится около 20% валового внутреннего продукта. Высокая доля расходов на логистику показывает, что оптимизация управления МП имеет значительные резервы для улучшения экономических показателей деятельности предприятий. Рассмотрим основные источники экономического эффекта от использования логистики.

1) Снижение запасов на пути движения МП

По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30–70% (по данным промышленной ассоциации США – на 30–50%). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

· в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

· большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

· в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25–30% от общего объема издержек.

2) Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ (логистическому циклу)

В западных странах в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% – на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции (ЛО). Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

3) Снижение транспортных расходов

Общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается примерно в 6,5% валового национального продукта. По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику. В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25–35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8–10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции.

4) Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом

Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом приводит:

· к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла;

· сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ.

5) Снижение запасов на пути движения МП

По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30–70% (по данным промышленной ассоциации США – на 30–50%). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

· в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

· большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

· в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25–30% от общего объема издержек.

6) Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ

В западных странах в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% – на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции (ЛО). Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

3. Функции логистики

1. Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, характеризующих функции логистики.

2. Работа с тестами по теме «Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности», вопросы 4, 7, 8, 9, 17, 18, 19, 20 (тема 1 рекомендованного практикума по логистике).

В процессе управления материальным потоком логистика решат такие задачи, как:

1. прогнозирование объёмов перевозок;

2. определение оптимальных объёмов и направлений материальных потоков;

3. организация складирования;

4. организация упаковки, транспортировки.

Логистическая функция – это укрупнённая группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Функции логистики

1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.

2. Определение объёмов и направлений материальных потоков.

3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.

4. Определение последовательности движения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения.

5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства.

6. Управление запасами в сфере обращения.

7. Осуществление перевозок, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.

8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузка).

9. Управление складскими операциями (хранение, приёмка, организация доставки мелкими партиями).

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности.

Две характерные особенности всех функций заключаются в том, что:

• весь их комплекс подчинен единой цели;

• носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Основные логистические функции и их примерное распределение

Название логистической функции

Участник логистического процесса

Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма

Предприятия оптовой торговли

Коммерческо-посреднические организации

Склады готовой продукции предприятий-изготовителей

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация

Х

Х

Х

Определение объемов и направлений материальных потоков

Х

Х

Прогнозные оценки потребностей в перевозках

Х

Х

Х

Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения

Х

Развитие, размещение и организация складского хозяйства

Х

Х

Управление запасами в сфере обращения

Х

Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

Х

Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров

Х

Управление складскими операциями

Х

Х

4. Учет издержек в логистике

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, характеризующих функции логистики.

  • Издержки на содержание запасов: состав, порядок расчета.

  • Издержки на перевозку грузов автомобильным транспортом: состав, порядок расчета.

2. Самостоятельное решение задач 12, 22 (см. раздел 6.2 настоящего УМК: «Задачи по курсу логистики для самостоятельного решения»)

Практическая реализация концепции управления материальными потоками связана с оптимизацией совокупных запасов. Критерием оптимизации запасов являются общие расходы на выполнение заказов и хранение материалов. В системе закупки и хранения материалов расходы делятся на следующие группы:

  • расходы на выполнение заказа;

  • прямые расходы, определяемые закупочной ценой;

  • расходы на содержание запасов;

  • «издержки дефицита».

Расходы па выполнение заказа связаны с размещением и поставкой заказа. К их числу относятся такие статьи расходов, как стоимость разработки условий поставки и их подготовка к утверждению; расходы по приобретению рекламных каталогов; расходы, связанные с контролем выполнения заказа и сокращением срока их выполнения; транспортные расходы, если стоимость транспортировки не входит в стоимость получаемого товара; расходы на складирование и получение заказа. Некоторые из них фиксируются в заказе и не зависят от объема, другие, например транспортные и складские расходы, находятся в прямой зависимости от величины заказа.

В целом расходы на выполнение заказа включают любые виды расходов, величина которых зависит от числа выполняемых заказов.

Прямые расходы определяются ценой закупаемых материалов и изменяются в зависимости от оптовой скидки к цене, которая устанавливается при увеличении размера партии заказа.

Расходы на содержание запасов определяются затратами на хранение материалов и самим фактом наличия запасов. В эту группу расходов входят такие статьи затрат, как возможный процент на капитал, вложенный в запасы; расходы на складские операции и плата за использование или аренду склада; текущие расходы на содержание складов, принадлежащих производственной единице; издержки, связанные с риском порчи и морального старения материалов, а также страховые и налоговые издержки. Снижение запасов приводит к уменьшению складских расходов и текущих расходов на содержание складских помещений.

«Издержки дефицита» представляют собой расходы, возникающие в связи с ограниченностью в какой-то период тех или иных материальных ресурсов. К этой группе издержек относят потери трех видов:

  1. потери в производстве, связанные с приостановкой производственного процесса из-за отсутствия необходимых материалов, а также заменой материала на другой по более высокой цене;

  2. стоимость потерянных продаж в случае невыполнения заказа, если заказчик обращается к другому изготовителю (в такой ситуации издержки дефицита определяются как потери прибыли);

  3. дополнительные затраты, возникающие в случае ожидания выполнения заказа.

Складские расходы укрупненно рассчитывают по общей норме, которая учитывает соотношение постоянной и переменной части расходов. Норма складских расходов составляет

где Н – норма складских расходов;

А – процентная ставка на вложенный в запасы капитал;

В – норма расходов по хранению материалов на складе;

где Г – расходы по хранению материалов на складе за определенный период;

Д – средняя стоимость складского запаса.

Анализ проблем военной логистики вооруженных сил России

Армия – основа оборонной функции любой, даже самой маленькой, страны. От состояния армии зависит многое: имидж страны на международной арене, уверенность граждан в собственной безопасности, возможность противостоять внешним угрозам и даже способность предупреждать войны и конфликты. И именно поэтому затраты на армию у подавляющего числа стран являются самой большой статьей расходов.

Современная армия – это очень большая и сложная система, состоящая из множества формирований, каждое из которых выполняют свою функцию. К примеру, Вооружённые Силы Российской федерации, состоят из множества родов войск, таких как сухопутные войска, военно-морские и т.п., и служб, обеспечивающих их деятельность. Все службы, занимающиеся обеспечением армии необходимыми материалами и снаряжением объединяются в так называемую систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ.

Военная логистика имеет огромное значение в современной армии. Без должного, а главное — эффективного материально-технического обеспечения, армия будет парализована и обескровлена. И наоборот, грамотно наложенная система обеспечения армии может стать одним из основополагающих факторов в победе над противником. Так, например, Норман Шварцкопф, главнокомандующий Многонациональных сил во время войны в Персидском заливе, называл операцию «Буря в пустыне» не иначе как «войной логистов», отдельно отмечая, что именно благодаря удачно налаженной логистике коалиция смогла так молниеносно победить в этой войне. (1)

Цель данной статьи – рассмотрение основных проблем материально-технического обеспечения ВС РФ, а также поиск решений, которые бы позволили сделать логистику в ВС РФ более эффективной и надежной, причем и в военное, и в мирное время.

Эта тема на данный момент является очень актуальной. Нестабильная ситуация на Ближнем востоке и охлаждение отношений с США и ЕС, смена руководства ВС РФ, пристальное внимание СМИ из-за дела «Оборонсервиса», реорганизация и ребрендинг Армии – все это обуславливает повышенный интерес, как со стороны специалистов, так и со стороны простых граждан. Кроме того, действует Государственная программа вооружения (ГПВ-2020), которая предполагает затраты в размере 23 трлн. руб на модернизацию вооружения и технических средств (2).

Прежде всего, хотелось бы рассмотреть проблемы, которые возникли при внедрении аутсорсинга в ВС РФ: потеря административного контроля за обеспечением войск по закрепленной номенклатуре ВВТ, снижение уровня квалификации персонала, занимающегося ремонтом ВВТ, дублирование функций и задач и неспособность гражданских подрядчиков выполнять на должном уровне запланированные работы по восстановлению, в случае необходимости, той или иной техники.

На данный момент органы военного управления лишены возможности непосредственно влиять на процессы создания, испытания и поставки вооружения, техники и оборудования. Все это приводит к большим проблемам на местах: например, требование министра обороны РФ Сергея Шойгу о возвращение в войска функции отдельных видов ремонта и текущего обслуживания ВВТ невозможно было выполнить, так как отсутствовали нужные специалисты и делать это было попросту некому.

В ходе реформы проходили массовые сокращения, которые непосредственно коснулись должностей инженерного и технического состава, которые вкупе со специалистами-ремонтниками составляли основу системы войскового ремонта. Это, в совокупности с сокращением числа учебных заведений, которые готовили специалистов для ремонта ВВТ, привело к тому, что в среднем формирования, отвечающие за МТО, были укомплектованы лишь на 80%. При этом лишь 5% личного состава имеют опыт работы с бронетехникой, и лишь 1% способны выполнить сложный ремонт.

При этом передача на аутсорсинг ремонтно-восстановительных работ не решает проблему: если до реформы ремонтно-восстановительные органы гарантировали восстановление порядка 80% от нужд в ВВТ, то сейчас подрядчики способны всего на 10% только плановых работ и лишь при наличии достаточного количества запчастей. И при всем этом следует учитывать, что соединения и части, которые в ходе боевых действий будут переброшены на значительные расстояния от мест постоянной дислокации, лишаться и этого, не говоря уже об оперативном ремонте на месте боевых действий или по пути следования. Причин этого может быть много: гражданские специалисты могут просто не успеть или отказать от участия в военных действиях. (3)

Еще одна серьезная проблема – это вопрос эффективного использования финансовых средств для обеспечения армии всем необходимым. Здесь сложности возникают из-за двух явлений: злоупотреблений с целью незаконного обогащения и специфики производства некоторой крупной военной техники, которая производится небольшими партиями. Из-за неполной загрузки производства простаивают дорогостоящее оборудование и специалисты, что в свою очередь повышает стоимость конечных изделий. Это может быть оправдано лишь в том случае, когда несколько единиц такой техники могут обеспечить безопасность всей страны.

Следующая проблема – это проблема технологического устаревания некоторых видов ВВТ. По заявлениям Минобороны РФ и непосредственно самих производителей, в России существует множество разработок и образцов техники, уже принятой на вооружение, которые не имеют аналогов в мире. Однако при этом существует множество видов ВВТ, которые на данный момент устарели и уже не отвечают современным требованиям, предъявляемых военными. Ярким примером является принятый на вооружение Ак-74, который к 2015 году уступает западным аналогам по множеству показателей.

С позиции логистики в этом четко просматривается конфликт на уровне системы: удобно и выгодно работать в долгосрочной перспективе по одному стандарту, однако, несмотря на все удачные инженерные и технологические решения, модернизационный потенциал множества видов ВВТ уже исчерпан. В связи с этим и с постоянно изменяющимися условиями, которые продиктованы боевыми условиями, возникает потребность в разработке новых стандартов и создание новых образцов ВВТ, что в свою очередь повышает стоимость изделий и общие затраты на них.

Из этого вытекает следующая проблема: как уже говорилось, в ВС РФ имеется ряд ВВТ, которые на данный момент сильно устарели и отстают от зарубежных аналогов. Для того, чтобы окончательно не отстать от остальных стран, России необходимо наладить новую систему разработки и производства новых современных видов ВВТ, иначе придется закупать стратегически важное оборудование у потенциальных противников. В условиях кризиса в отношениях с Западом, разрыва военно-технических контрактов и недоверия со стороны западных партнёров – это уже стало затруднительно, а в будущем вообще может сложиться ситуация, при которой Россия окажется в полной изоляции.

Также серьезной проблемой является способ формирования государственного оборонного заказа. Дело в том, что все оборудование, которое производится оборонно-промышленным комплексом (ОПК) должно соответствовать жестким стандартам, устанавливаемым армией. В идеале ВВТ должны создаваться и проектироваться по этим требованиям, т.е. изготавливаться на заказ. Однако если речь не касается массовых и стандартизированных вещей (таких как военная форма и стандартное обмундирование), зачастую все происходит в обратно порядке: предприятия ОПК сами представляют военным новые виды вооружения и техники, которые затем оцениваются и только после этого подгоняются под нужные стандарты и спецификации. Все это несет за собой дополнительные риски и возрастание расходов из-за последующей модификации и модернизации ВВТ, которое не было принято из-за каких-либо несоответствий с тех. стандартами Армии.

Все это усугубляется проблемами с управлением в крупных предприятиях ОПК. Такие крупные предприятия как ОАО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“, ОАО НПО «Ижмаш» и прочие имеют очень сложную иерархическую систему, сложившуюся еще в советское время. Это вкупе с многозадачностью предприятий усложняет контроль за выполнением процессов и эффективным использованием производственных мощностей. При этом нужно понимать, что для исправления ситуации необходимо проводить серьезные изменения в работе предприятий, вплоть до полного изменения производственного процесса и переделки существующих на сегодняшний день норм и регламентов, которыми регулируются работа и производство. А главное использовать достижения в технологиях и методах современной логистики . (4), (5)

Решение проблем, возникающих при аутсорсинге, может заключаться, например, в возврате части функций по обеспечению МТО специализированным частям при каждом воинском формировании, в возврате административного контроля командирами тех или иных формирований над материально-техническим обеспечением или же в принятии законов, которые бы регулировали уровень выполняемой работы и закрепляли бы перевод организаций в непосредственное подчинение командирам частей в военное время. Это позволило бы увеличить непосредственное участие командующих в сфере МТО и контроль над сторонними организациями. (6)

Все остальные проблемы могут быть решены путем оптимизации предприятий ОПК и методов взаимодействия с ними. Также необходимо помнить, что типичную логистическую задачу MOB в сфере военной логистики необходимо решать с точки зрения собственного производства и максимально возможной его оптимизации, дабы не попадать в зависимость от покупок ВВТ заграницей. Иначе такая фатальная зависимость может привести к вполне ощутимым стратегическим потерям из-за, например, введенного эмбарго на поставки вооружения.

Отказываться от закупок у иностранных партнеров тоже не стоит – следует соблюдать баланс, учитывая альтернативные издержки в каждом конкретном случае. Поиск оптимального решения задачи MOB и есть самая актуальная задача для военной логистики. Для решения этой задачи и, соответственно, решения проблем, которые на сегодняшний день есть в сфере МТО необходимо применять комплексный подход к снабжению ВС РФ на всех уровнях воинских формирований (от рот до армий) и с учетом всех возможных факторов.

Большинство рассмотренных проблем касаются производственной логистики, так как в этой сфере, в отличие от транспортной, сосредоточены наибольшие различия военной логистики от гражданской, поэтому именно сферу производства необходимо оптимизировать, внедрять современные концепции управления, включая также такие концепции, как бережное производство и использование унифицированных компонентов, что отражено в Военной доктрине РФ. (4), (5), (7), (8)

Комплексное использование всех вышеперечисленных решений в совокупности с постоянным анализом изменений в сфере МТО как ВС РФ, так и армий зарубежных стран, позволит достичь стабильной и эффективной работы предприятий ОПК. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность российского ВВТ и, в конечном итоге, усилит боеспособность Армии.

Логистика в военной отрасли

Замечание 1

До середины XX века термин логистика в его современном понимании практически не использовался. Вместе с тем широкое распространение учение о логистике приобрело в военной сфере.

Именно в данной области зародились ключевые принципы логистической науки, которые актуальны по сей день.

Логистика Льва VI Мудрого

Как военная дисциплина логистика упоминается еще в начале X века нашей эры. Император Византии Лев VI Мудрый, царствовавший в 886 – 912 г.г., определял логистику как искусство управления перемещениями армии и ее снабжением.

В его военно-теоретическом труде «Тактика Льва» названы основополагающие дисциплины военной науки:

  • во-первых, стратегия – наука о планировании военных кампаний и о принципах военного руководства,
  • во-вторых, тактика – наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях.

Вместе с ними Лев VI Мудрый раскрывает сущность нескольких вспомогательных дисциплин: гоплитика (наука о вооружении), архитектоника (строительство защитных сооружений), военная медицина и логистика — наука снабжении войска, его структуре, нормах времени движения и постоя.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Логистика Антуана Анри Жомини

Основоположником науки логистики считают А.А. Жомини. Барон Антуан-Анри Жомини (1779 – 1869) – французский и русский военный теоретик швейцарского происхождения, французский бригадный генерал, российский генерал от инфантерии. С 1798 г. был на военной службе в швейцарской армии, с 1804 по 1812 г.г. в французской и с 1813 г. в русской армиях.

Жомини подразделял систему управления войсками на три ключевых аспекта: стратегию, тактику и логистику. Последнюю он определял как «планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений». Таким образом, в своих трудах Жомини утверждал, что перевозки − не единственная сфера использования логистики, в ее ведении более широкий круг вопросов, включая планирование, управление и снабжение, а также строительство коммуникаций.

Существенным фактом является то, что Жомини не только дал максимально приближенную к ее современному значению трактовку понятия логистики, но и определил ее место в иерархии управления войсками.

Его труды оказали значительное влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципы ведения войны и вплоть до начала XX века.

Современная военная логистика

В настоящее время наряду с гражданской сферой логистика продолжает использоваться и на военном поприще. Сегодня под логистикой в военной сфере понимают совокупность материально-технических ресурсов, необходимых для доставки боеприпасов и людей к месту боя, а также комплекс мероприятий по подготовке и осуществлению этого процесса.

В русском языке как синоним военной логистики используется термин «тыловое обеспечение», которое включает организацию и осуществление комплекса мероприятий тыла, направленных на поддержание в боеспособном состоянии вооруженных сил, обеспечение их всеми видами материально-техническими ресурсов, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.

Наибольшее развитие современная военная логистика получила в годы второй мировой войны в сфере материально-технического обеспечения армии США. Американский военный контингент, который вел боевые действия на Европейском континенте, благодаря использованию логистики своевременно и в полном объеме обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Согласованное взаимодействие фронтовых и тыловых снабженческих баз, военной промышленности и транспорта позволило эффективно снабжать армию оружием и продовольствием.

Замечание 2

К середине XX века успехи логистики в военной сфере создали предпосылки ее развития в хозяйственной практике западных стран. Именно военной логистике принадлежит ведущая роль в становлении и развитии современной экономической концепции логистики.

Военная логистика

Военная логистика

Логи́стика — стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент — снабжение (аналогично, логист — снабженец).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии. Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI.

В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входили управление и распределение полученных натуральных налогов. Есть сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы.

Термин логистика ввел в русский язык в начале XIX века барон Генрих Жомини.

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика — наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых — снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение — уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL — от англ. «first-party logistics» — подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» — подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья: Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основная статья: Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

  • Японско-китайская компания Asia Line

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.
Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья: Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде. Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Основная статья: Бережливое производство

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC, что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. упаковка товаров в контейнеры;
  6. управление запасами;
  7. ответственное хранение на складских площадях;
  8. маркировка;
  9. формирование сборных заказов;
  10. таможенные услуги

и другое.

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и маркетинга

  • Новые информационные технологии в логистике
  • Основы таможенного регулирования

Первое учебное заведение в России по подготовке военных логистов («Московское учебное заведение для колонновожатых» ) было открыто в Москве в 1816 году.

> См. также

  • Неологистика
  • GPS мониторинг транспорта
  • Оптимизация
  • Транспортная задача
  • Исследование операций
  • Комбинаторика

> Ссылки

  • Оценка рынка логистики

Литература

  • Аникин Б. А. Практикум по логистике. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2007. ISBN 9785160024929
  • Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. — М: SIA, 2007 г. ISBN 978-9984-39-171-7
  • Сербин В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004.
  • Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. — М: Инфра-М, 2005. ISBN: 5160020071
  • Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. — М.: Издательский дом Вильямс , 2009. ISBN 978-5-8459-0969-5
  • Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. — СПб: Питер, 2003. ISBN 5-94723-494-7
  • Ы. Е. Ташбаев Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
  • Миротин Л. Б. Некрасов А. Г. Эффективность интегрированной логистики.
  • [http://snab.mybb.ru/ Форум снабженцев и поставщиков

Военная логистика — это системы снабжения армии всем необходимым для нормального ее существования.

Заложил начало военной логистики византийский император Лев VI Мудрый. Он на ряду с основными военными дисциплинами — стратегии и тактики разработал несколько вспомогательных – науку о вооружении войск, о строительстве защитных сооружений и военных лагерей, военную медицину и, конечно же, логистику. Военная логистика — это наука о самой структуре войска, о его снабжении, и нормах продолжительности движения и отдыха войск. Окончание становления и формирования логистики как военной науки пришлось на середину XIX века. Она очень широко использовалась при ведении различных военных компаний и многие военные командиры уже понимали, что одержать победу можно, только если будет качественное снабжение армии, от этого зависит ее боевая готовность.

Во время второй мировой войны логистика получила огромнейшее развитие. Но больше всего в этом преуспела американская армия. Четко рассчитанная и слаженная работа военно–промышленного комплекса, транспорта и складов снабжения, американские войска вовремя и в полном объеме были снабжены всем необходимым. Впервые были применены пакетные и контейнерные перевозки.

Ярким современным примером военной логистики является разоружение Ирака американскими войсками в 2003 году. Была очень эффективная система снабжения, почти на каждого военнослужащего приходилось 3–4 специалиста-логиста.

Современная армия в настоящее время не может существовать без военной логистики. Военнослужащие, которые служат в системе военного снабжения, называются интендантами. Во все времена и во всех мировых армиях эти скромные труженики армейского тыла были в тени подвигов бойцов фронтовых частей. Но без их слаженной работы не поднимется в воздух ни один самолет, не двинется с места ни один танк, и не поднимется в атаку пехота.

В современной трактовке под военной логистикой понимается четкая, бесперебойная система снабжения действующей армии боеприпасами, военной техникой, обмундированием, продуктами питания, медикаментами, горюче-смазочными материалами и управления их перемещением для достижения успеха в военной компании.

Военные логистические системы снабжения относятся к числу наиболее масштабных и аккумулируют в себе все типичные проблемы: иерархичность, территориальную разветвленность, большое количество номенклатурных позиций (свыше 600 тыс. ед.), высокую стоимость запасных частей и т.д. Учитывая требования, предъявляемые к военным логистическим системам снабжения, рассмотрим один из ключевых элементов концепции военной логистики — принципы обеспечения войск.

Для создания более объективной картины дадим характеристику не только основной (своевременность, полнота, надежность), но и дополнительной группе принципов (устойчивость, информационная безопасность, экономичность, целостность, иерархичность, системный подход, универсальность).

Принципы своевременности, полноты и надежности предполагают обеспечение войск в соответствии с их реальной потребностью в установленные сроки путем использования гарантированных действенных механизмов. Применение этих принципов является необходимым (а в некоторых случаях обязательным) условием выполнения войсками возложенных на них задач.

Принцип устойчивости. Логистические системы военного назначения должны быть построены таким образом, чтобы в угрожаемый период (отрезок времени, который обычно предшествует началу войны) и в военное время вооруженные силы обеспечивались соответствующими ресурсами с минимальными потерями, возникающими в результате воздействия противника.

Принцип информационной безопасности предполагает возможность противостоять несанкционированному доступу к информационным ресурсам вооруженных сил РФ. Применение этого принципа позволит обеспечить защиту информации о вооруженных силах РФ, имеющую ограниченную степень распространения.

Принцип экономичности проявляется в основном в условиях мирного времени, когда возможен поиск менее затратных способов выполнения логистических задач. Снижение издержек, как правило, достигается за счет использования опыта коммерческих организаций

Принцип целостности предполагает функциональную связанность элементов системы материально-технического обеспечения войск при их внутренней структурной независимости. Применение этого принципа позволит проводить оптимизацию взаимосвязанных ресурсов системы материально-технического обеспечения вооруженных сил РФ и обеспечивать изменение отдельных элементов без нарушения ее структуры в целом. Принцип иерархичности предполагает, что все основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением войск, должны решаться путем организации эффективного взаимодействия органов военного управления всех уровней (Центр, военный округ, воинская часть). Принцип системного подхода предполагает рассмотрение вопросов обеспечения войск в качестве составляющей экономической системы России. Применение этого принципа позволит объективно определять масштабы и эффективность проводимых мероприятий.

Принцип универсальности предполагает разработку и использование единых подходов к организации материально-технического обеспечения войск. Применение этого принципа позволяет обеспечить единство при проведении мероприятий по обеспечению военных потребителей продукцией, работами (услугами) как ведомственными подразделениями, так и организациями экономического комплекса страны.

Основные проблемы в военной логистике возникают, когда ведутся боевые действия, особенно широкомасштабные. Дороги и пути сообщения между населенными пунктами на территории, куда необходимо доставить вооружение, обмундирование, провиант, находятся под обстрелом противоборствующих сторон. Такие проблемы возникали на территории Афганистана в 80-х годах и при проведении боевых действий в Чеченской республике в 90-х годах прошлого века. В результате подразделения вооруженных сил РФ оставались на долгое время без продовольствия и медикаментов, что свидетельствует о слабой организации логистической поддержки.

Таким образом, военная логистика должна отличаться наибольшей гибкостью и многовариантностью возможных решений, что будет обеспечивать успех военных действий.