Маршал Устинов крейсер

Содержание

Маршал Устинов (ракетный крейсер)

У этого термина существуют и другие значения, см. Устинов.

«Маршал Устинов»

Служба

СССР
Россия

Назван в честь

Дмитрий Фёдорович Устинов

Класс и тип судна

Ракетный крейсер

Порт приписки

Североморск

Организация

Северный флот ВМФ России

Изготовитель

Судостроительный завод имени 61 коммунара

Строительство начато

5 октября 1978 год

Спущен на воду

25 февраля 1982 год

Введён в эксплуатацию

15 сентября 1986 год

Статус

в строю

Основные характеристики

Водоизмещение

11 280 т

Длина

186,5 м

Ширина

20,8 м

Высота

42,5 м (от киля до клотика)

Осадка

7,6 м

Мощность

4 × 22 500 л. с. + 2 × 7700 л. с. = 105 000 л. с.

Скорость хода

32 узла, экономная 18 узлов

Дальность плавания

7500 миль

Автономность плавания

30 суток

Экипаж

476 (510)

Вооружение

Артиллерия

1 × 2 АК-130

Зенитная артиллерия

6 ЗУ АК-630

Ракетное вооружение

16 ПУ ПКРК П-1000 «Вулкан»
64 ПУ ЗРК С-300Ф «Форт»,
2 × 2 ЗРК «Оса-МА»

Противолодочное вооружение

2 РБУ-6000

Минно-торпедное вооружение

2 × 5 533-мм торпедных аппарата

Авиационная группа

1 вертолёт Ка-27

Медиафайлы на Викискладе

«Маршал Устинов» — советский и российский ракетный крейсер, второй корабль проекта 1164 «Атлант», входит в состав Северного флота. Построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Назван в честь Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова. Находится в строю с 1986 года. В 1994—1997, 2001 и 2011—2016 годах проходил ремонт и модернизацию.

История

5 октября 1978 года крейсер заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов». 25 февраля 1982 года — спущен на воду, 15 сентября 1986 года — вступил в строй. 5 ноября 1986 года крейсер переименован в «Маршал Устинов» и включён в состав Краснознамённого Северного флота.

  • С декабря 1987 года по июнь 1988 года — выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.
  • 1989 год — выполнил задачи боевой службы в Средиземном море.
  • 21−29 июля 1989 года — нанёс официальный визит в военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния (США).
  • 16−20 июля 1991 года — нанёс визит в военно-морскую базу Мэйпорт, штат Флорида (США).
  • 30 июня−5 июля 1993 года — нанёс визит в Галифакс (Канада).

С 1994 года по 17 декабря 1997 года крейсер проходил плановый ремонт на Петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.

  • Май 1995 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
  • Июль 1996 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота;

Январь 2001 года — навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО Звёздочка. 21 февраля 2001 года над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплён договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.

  • С 21 сентября по 22 октября 2004 года принимал участие в дальнем походе корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантики.
  • 17 июля 2008 года — крейсер выполнял патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена, приняв смену у большого противолодочного корабля «Североморск», по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам».

12 мая 2017 года крейсер «Маршал Устинов» с крылатыми ракетами на борту отправился на учения в Баренцево море.

4 июля 2017 года совместно с большим противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» совершил переход из Североморска на Балтику и 29 июля 2017 года принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь Дня военно-морского флота.

5 декабря 2017 года выполнил учебно-боевые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море по отражению условных воздушных атак истребителей Су-33.

С 3 июля 2019 года выполняет дальний морской поход. 3 июля вышел из Североморска для участия в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Принял участие в учении Военно-Морского Флота России «Океанский щит-2019», 22 августа вошёл в акваторию Средиземного моря.

26 октября 2019 года прибыл на границу промысловой зоны Западной Сахары и Маритании для защиты крупнотоннажного промыслового флота.

Капитальный ремонт и модернизация

С июля 2011 года по декабрь 2016 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», в ходе которых был проведён ремонт корпусных конструкций корабля, механизмов винторулевой группы, главной силовой установки, общекорабельных систем крейсера, а также модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые (корабль получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками; модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения, в том числе и средств РЭБ).

Сроки окончания ремонта неоднократно откладывались: так, 1 декабря 2014 объявлялось, что корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний в третьем квартале 2015 года; в декабре 2015 источники в Объединённой судостроительной корпорации сообщали что выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года. В дальнейшем срок испытаний был перенесён на осень 2016 года. Заводские ходовые испытания крейсера прошли с 30 октября по 30 ноября 2016. 24 декабря корабль покинул акваторию предприятия и направился в Североморск, куда прибыл 27 декабря .

В апреле 2017 года крейсер вернулся в боевой строй.

Командиры

  • Верегин Владимир Дмитриевич (1984—1989), капитан 1 ранга
  • Фрунза Г. И. (1989—1991), капитан 2 ранга
  • Авакянц Сергей Иосифович (1991—1996), капитан 1 ранга
  • Кулиев И. Н. (1996—1998), капитан 1 ранга
  • Собгайда А. В. (1998—2002), капитан 1 ранга
  • Жуга С. Ю. (2002—2005), капитан 1 ранга
  • Кравченко П. М. (2005—2008), капитан 1 ранга
  • Неклюдов И. В. (2008—2011), капитан 1 ранга
  • Алантьев С. Г. (2011—2018), капитан 1 ранга
  • Кузьмин В. В. (2018—н. в.), капитан 1 ранга

Параметры

Кораблестроительные элементы

  • Водоизмещение — 11280 т
  • Длина — 186,5 м
  • Ширина — 20,8 м
  • Высота от киля до клотика — 42,5 м
  • Осадка наибольшая — 7,6 м
  • Мощность ГЭУ (главной энергетической установки) — газотурбинный, 4х22500 л.с + COGAS 2 х 10000 л. с. (ГЭУ разработана и изготовлена ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект»)

Ходовые характеристики

  • Скорость хода — 32 узла (60 км/ч)
  • Дальность плавания — 7500 миль (13900 км)
  • Автономность — 30 суток
  • Экипаж — 476 (510) человек, в том числе 62 офицера.

Вооружение

Главное оружие корабля — 16 пусковых установок крылатых ракет «Вулкан».

Фотогалерея

  • Пусковые установки ЗРК С-300Ф «Форт»

  • «Маршал Устинов» в Мейпорте (США), 16 июля 1991 года.

  • «Маршал Устинов» в северной Атлантике, июнь 1993 года.

  • Маршал Устинов

Примечания

  1. РИА Новости — Ракетный крейсер «Маршал Устинов» вышел в море после ремонта.
  2. Российские военные корабли возобновили патрулирование в Арктике — Интерфакс (проверено 22.07.2008)
  3. Ракетный крейсер «Маршал Устинов» начал патрулировать Арктику — Lenta.ru (проверено 22.07.2008)
  4. Отремонтированный крейсер «Маршал Устинов» отправился в Баренцево море. Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  5. Крейсер «Маршал Устинов» и БПК «Вице-адмирал Кулаков» взяли курс на Петербург. Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  6. Главный парад ВМФ в Петербурге: гордость над вольной Невой
  7. Крейсер «Маршал Устинов» отбил атаку истребителей Су-33. Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  8. «Звёздочка» завершила заводской ремонт ракетного крейсера «Маршал Устинов» // ТАСС, 26 дек 2016
  9. Главными кораблями ВМФ останутся советские «старики» // Взгляд, 6 июня 2019
  10. Крейсер «Маршал Устинов» должен вернуться в ВМФ РФ в конце 2015 года // РИА «Новости», 1.12.2014
  11. Модернизированный крейсер «Маршал Устинов» передадут ВМФ в 2015 году // Sudostroenie.info (3.05.2015).
  12. Отремонтированный «Маршал Устинов» выйдет в море в третьем квартале 2016 года. ФлотПром. Дата обращения 29 июля 2018.
  13. «Маршал Устинов» выйдет на ходовые испытания осенью. ФлотПром. Дата обращения 29 июля 2018.
  14. Крейсер «Маршал Устинов» в конце октября начнет испытания в море после ремонта (рус.), ТАСС. Дата обращения 29 июля 2018.
  15. 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-10-30 16:43:00 Zvezdochka_ruwrote. Ракетный крейсер «Маршал Устинов» вышел в море (англ.). Дата обращения 29 июля 2018.
  16. 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ru Zvezdochka_ru 2016-11-30 14:01:00 Zvezdochka_ruwrote. Завершены испытания ракетного крейсера «Маршал Устинов» (англ.). Дата обращения 29 июля 2018.
  17. Крейсер «Маршал Устинов» вернулся в строй после пятилетнего ремонта. Центральный Военно-Морской Портал. Дата обращения 29 июля 2018.
  18. РК «Маршал Устинов» прибыл в главную базу Северного флота | Еженедельник «Военно-промышленный курьер». vpk-news.ru. Дата обращения 31 декабря 2016.
  19. Ракетный крейсер «Маршал Устинов» вернули в строй после 6-летнего ремонта. РБК. Дата обращения 29 июля 2018.
  20. Крейсер «Маршал Устинов» получил электронное оружие, Российская газета (18 ноября 2016). Дата обращения 29 июля 2018.

Крейсер «Маршал Устинов» снова в строю

Крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант», как и три его боевые собрата, был построен на судостроительных верфях города Николаева. Изначально в рамках проекта было запланировано десять судов такого класса, но на воду было спущено только четыре.

История «Атлантов»

Техническая документация проекта (руководители А.К. Перьков и В.И. Мутихин) была утверждена в августе 1974 года. Боевые суда этой серии предназначались для противодействия ударным группам и отдельным кораблям вероятного противника, укрепления поисковых противолодочных соединений, выполнения функций коллективной противовоздушной обороны в составе конвоев.

Судно было заложено в 1978 году, вторым по счету, как «Адмирал флота Лобов». В 1986 году корабль получил свое сегодняшнее имя и вошел в состав Северного флота.

Крейсеры «Москва» и «Варяг» несут службу, соответственно, на Черноморском и Тихоокеанском флотах России. Четвертый — «Украина», при разделе доставшийся Незалежной, так и не покинул верфи Николаева.

Технические характеристики

Водоизмещение судна — 11 тысяч тонн при общей длине 187 метров. Главная энергетическая установка мощностью 113 тысяч л.с. обеспечивает максимальную скорость хода в 32 узла. Дальность похода — 8000 морских миль. Запас топлива и пропитания гарантирует месячное автономное плавание экипажу корабля (480 человек). На всем протяжении корпус имеет двойное дно, пространство которого заполнено топливными резервуарами.

«Маршал Устинов» — ракетный крейсер с выраженной трехостровной надстройкой. Фок- и грот-мачты выполнены в форме пирамидальных башен. Грамотное разнесение погребов боезапаса, оборудование их автоматизированными системами пожаротушения и затопления гарантирует плавучесть судна при критическом повреждении любых трех отсеков из четырнадцати (кроме машинных).

В кормовой части главной палубы расположены вертолетная площадка и ангар с 30-тонной антенной ЗРК «Форт».

Основное вооружение

По неофициальной версии крейсер «Маршал Устинов» способен в течение получаса противостоять любому соединению противника. В основе огневой мощи — 16 спаренных установок противокорабельного ракетного комплекса «Базальт», благодаря которому все корабли этого проекта окрестили «убийцами авианосцев». Боевая часть ракеты способна поразить цель на удалении в 550 км. Возможно как одиночное, так и залповое ведение огня. Целеуказание производится спутниковой системой «Корвет-5», самолетами разведки Ту-95РЦ или палубным вертолетом Ка-27.

Зенитное и артиллерийское вооружение крейсера включает:

  • Дальний радиус (до 90 км, при высоте — 25км) — 64 ракеты комплекса С-300Ф.
  • Ближний (до 15 км при высоте — 5км) — два пусковых комплекса «Оса-МА» (боезапас — 48 ракет).
  • Двуствольное автоматическое орудие АК-130 (дальность — 24,1 км, скорострельность — 85 выстрелов/мин., боезапас — 720 шт).
  • Шестиствольные установки АК-630М (дальность — 8 км, скорострельность — 5000 выстрелов/мин., боезапас — 48 тыс.)

Для ведения противолодочной войны крейсер «Маршал Устинов» оснащен двумя торпедными аппаратами с боекомплектом в 10 торпед, реактивными бомбовыми установками, гидроакустическим комплексом «Платина» и максимальным комплектом средств радиоэлектронной борьбы.

Двадцать пять лет в строю

В течение службы крейсер совершил три официальных визита на военно-морские базы Норфолк (Вирджиния, США), Мэйпорт (Флорида, США) и Галифакс (Канада). Дважды принимал участие в качестве флагмана в военно-морских парадах (Санкт-Петербург). Дважды крейсер «Маршал Устинов» выполнял боевые задачи в водах Средиземноморья.

За время боевых походов общей продолжительностью более тысячи суток пройдено 150 тысяч миль, совершено 370 учебно-боевых стрельб с применением всего арсенала. С 2008 года оберегал покой российских рыбаков, осуществляя патрулирование вблизи острова Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Летом 2011 года крейсер «Маршал Устинов» направился на оборонные верфи ОАО «Звездочка» для проведения капитального ремонта и модернизации.

Курс на Североморск!

Трудность проведения работ заключалась в том, что северодвинским специалистам пришлось заново восстанавливать конструкторскую и техническую документацию, пропавшую в украинском Николаеве.

Первые два года корабль обслуживался на твердом стапельном основании. Подверглись коренной реконструкции водоотливная, осушительная и противопожарная системы крейсера, винторулевые механизмы, важные энергетические узлы. Тщательно обследован, восстановлен и окрашен корпус. Спуск на воду был выполнен летом 2013 года, и работы продолжились. Проведена глубокая модернизация всего комплекса радиоэлектронного оборудования, дефектовка и ремонт главного магистрального кабеля.

В конце декабря прошлого года после успешных морских испытаний в порт приписки отбыл обновленный крейсер «Маршал Устинов». Модернизация и ремонт ожидает и других «Атлантов». Специалисты «Звездочки» уверяют, что полученный опыт и наработанные технологии позволят значительно сократить сроки ремонта.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» – «Атлант» Северного флота

Северный флот – возможно, самый мощный в составе военно-морских сил России. Именно там служат тяжёлый крейсер «Пётр Великий» и авианосец «Адмирал Кузнецов». С севером связана и служба ракетного крейсера «Маршал Устинов», который являлся его флагманом до ввода в строй «Петра».

Этот корабль, построенный по проекту 1164 «Атлант», сыграл важную роль в поддержании боеспособности российского флота во времена, тяжёлые для экономики государства. В 90-е годы именно «Атланты» были крупнейшими и сильнейшими российскими кораблями, находящимися в боевом строю.

Предыстория

К 1970 году надводные силы ВМФ СССР состояли в основном из кораблей противолодочного назначения. Исключение составляли ракетные крейсера проекта 58. Однако их было мало, и значительной угрозы растущему авианесущему флоту США они не представляли. Чтобы исправить такое положение, конструкторы начали работы над новым ракетным крейсером, который мог бы уничтожать любые корабли противника, и при этом был бы дешевле в строительстве и эксплуатации, чем огромные атомоходы проекта «Орлан».

Разрабатывающиеся крейсера получили номер проекта 1164 и шифр «Атлант». Головной корабль – «Слава» – заложили в Николаеве в 1976 году. Следующий – «Адмирал флота Лобов» – начал строиться в 1978 году. Этот корабль и станет впоследствии «Маршалом Устиновым».

Конструкция

Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.

Назначение «Атланта» – уничтожение любых кораблей вероятного противника – определило тип его основного оружия.

Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».

Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.

Артиллерийское вооружение – универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.

Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.

Изначально «Маршал Устинов» нёс уже устаревший вертолёт Ка-25,в российское время его заменили на более современный и мощный Ка-27.

После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.

Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.

Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.

История службы

Крейсер спустили на воду в 1982 году, а флоту сдали только в 1986 году. А всего через месяц после приёмки корабля произошло значимое событие. Все «Атланты» впоследствии переименовывались, но с «Адмиралом Лобовым» это случилось сразу. Ему присвоили новое имя – «Маршал Устинов», в честь покойного министра обороны СССР. С этим именем крейсер ушёл на Северный флот.

До 1991 года крейсер «Маршал Устинов» успел поучаствовать в двух боевых походах в Средиземное море и совершить официальный визит в США.

После развала Советского Союза крейсер остался служить на севере и продолжал наносить «визиты дружбы». В это время флагман Северного флота – атомный «Киров» – был отправлен в резерв (а фактически – в отстой). То же произошло и с другими «Орланами».

Корабли проекта «Атлант» оказались самыми мощными из боеспособных российских кораблей и адмиралы стали переносить флаги на них. Крейсер «Маршал Устинов», вернувшись из ремонта, возглавил Северный флот. Позже он снова уступил этот пост «Орлану» – на этот раз «Петру Великому». Служба от этого легче не стала – начало нового века крейсер провёл в очередных походах. А в 2011 году встал на модернизацию.

«Капремонт» «Устинова» затянулся на шесть лет. Сроки завершения откладывались и даже просачивались слухи, что модернизировать крейсер слишком накладно и его дешевле заменить, выкупив у Украины недостроенный четвёртый корабль проекта. Но ремонт закончился благополучно, и крейсер «Маршал Устинов» в 2017 году вернулся в Североморск.

Ближайшим по размерам и водоизмещению аналогом «Маршала Устинова» являются американские ракетные крейсера «Тикондерога». Однако по предназначению корабли отличаются довольно серьёзно. Американский крейсер задумывался как оборонительный, прикрывающий от субмарин и авиации авианосцы.

Боевые задачи «Маршала Устинова» мыслились, как прямо противоположные «Тикондероге».

Это «Атлант» должен был стать главной ударной силой эскадры, а прикрывать его должна была палубная авиация. Несмотря на наличие мощных зенитных ракет «Форт», их количество на «Атлантах» меньше, чем на атомных «Орланах» и меньше, чем ракет «Стандарт» на «Тикондерогах».

Кроме того, РЛС системы «Иджис» на американских крейсерах могут одновременно выпустить по цели до 18 ракет. Единственный радар наведения «Форта» мог одновременно наводить всего две ракеты на одну цель. Критиковались и устаревшие установки «Игла».

Больший интерес представляет и сопоставление с новейшим эсминцем ВМФ США «Замволт». Хотя он и считается эсминцем, но по габаритам превосходит большинство крейсеров.

«Маршал Устинов» USS Zumwalt
Водоизмещение, тонн 11280 15995
Длина, метров 186,5 190
Скорость хода, узлов 32 30
Экипаж, человек 510 170
Вооружение ПКР «Вулкан», ЗРК «Форт», 130мм артустановка, 6шт 30мм зенитных автоматов, реактивные бомбомёты 20 универсальных пусковых установок (общий боезапас – 80 ракет). Артиллерийские орудия предусмотрены, но не установлены

Говоря про «Замволт», приходится рассуждать не столько о его боевых качествах, сколько о боеготовности. Эсминец, числясь в строю с 2016 года, уже успел побывать на ремонтах и остаётся мишенью для критики. Осуждаются его высокая стоимость, сложность и пресловутая неопределённость боевых качеств.

До сих пор на эсминце не введена в строй артиллерия, да и сам предполагаемый состав артиллерийского вооружения постоянно изменялся. Бесспорно только то, что у «Замволта» – беспрецедентно высокий уровень автоматизации. А неоспоримым преимуществом «Устинова», по сравнению с «Замволтом», является то, что он дешевле и давно освоен моряками.

Интересные факты

Первоначальное имя «Маршала Устинова» – «Адмирал Лобов» – было передано четвёртому кораблю проекта. А когда «Устинов» стоял на модернизации, четвёртый «Атлант» снова появился в его истории – как возможная замена.

Последний «Атлант» тоже недолго проходил «Лобовым» – после распада СССР он, недостроенный, стал единственным крейсером украинского флота.

За 20 лет его, названного «Украиной» неоднократно пытались достроить и ввести в строй, но от стенки завода он так и не отошёл. В последнее десятилетие речь велась уже не о достройке, а о том, «куда бы его деть».

Ракетному крейсеру проекта 1164 “Маршал Устинов” не довелось повоевать. Конечно, вряд ли стоит сожалеть о том, что ему не удалось потопить ни один авианосец. Но ни разу он не обстреливал наземные цели, не участвовал в операциях по борьбе с пиратами.

Впрочем, пока боевые действия ведутся, а крейсер остаётся в строю – вероятность его боевого применения остаётся. Без сомнения, по эксплуатационным качествам «Атланты» оказались удачными кораблями. А вот вопросы о слабости зенитного и уместности противолодочного вооружения, очевидно, останутся без ответов.

Возвращение крейсера «Маршал Устинов»

В 1982 году на верфи Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара (Украина) в торжественной обстановке был спущен на воду ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов». Это боевая единица стала уже вторым кораблем типа «Атлант», построенная в рамках реализации Государственного оборонного заказа. Новый корабль получил название в честь Маршала Устинова Дмитрия Федоровича — Министра Обороны СССР 1976-1984 годы.

Через четыре года новый и мощный ракетный крейсер вошел в состав Северного флота, получив постоянную прописку в Североморской военно-морской базе. К тому времени советские ракетные крейсера проекта 1164 по классификации НАТО «Slava klass», считались самыми мощными, не авианесущими, надводными кораблями в мире. При водоизмещении 9800 тонн крейсер мог развивать максимальную скорость хода в 32 узла. Вооруженный противокорабельными крылатыми ракетами «Базальт», новый советский корабль представлял реальную угрозу авианосным группировкам НАТО на море. Западные эксперты, оценив боевые возможности новых ракетных крейсеров ВМФ СССР, заслуженно дали им прозвище «убийцы авианосцев».

Полноценная боевая служба самого надводного корабля Северного флота началась весной 1987 года и продолжалась до 1994 года, когда было принято решение поставить военное судно на профилактический ремонт.

С этого момента началась новая история боевого корабля, которая продолжает писаться и в наши дни.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Боевая служба корабля в современных условиях

Корабли проекта 1164, в частности «Маршал Устинов», ракетный крейсер «Москва» продолжают на сегодняшний день составлять ударную мощь российского флота на северном и южном фланге, входя в состав Северного и Черноморского флота. На Дальнем Востоке продолжает нести боевую службу РКР «Варяг», третий корабль серии.

В современных условиях корабли продолжают оставаться достаточно сильными боевыми единицами, однако по уровню радиолокационного и навигационного оснащения, ракетные крейсера постоянно нуждаются в усовершенствованиях. В 2001 году на крейсере «Маршал Устинов» была установлена новая навигационная аппаратура. Крейсер получил на оснащение средства космической связи и позиционирования, что значительно улучшило его боевые возможности.

Последующая служба корабля была связана с заграничными походами в составе авианосной группы Северного флота и боевым патрулированием в северной Атлантике. Крейсер неоднократно принимал участие в тактических и стратегических учениях Северного флота. Интенсивная эксплуатация судна привела к реальному физическому износу элементов конструкции. Отработали свой технологический ресурс ряд других жизненно-важных систем корабля. Новый, капитальный ремонт корабля начался в 2011 году, когда крейсер в очередной раз пришвартовался у заводской стенки ЦСР «Звездочка» в Северодвинске.

Высшим военно-морским командованием было принято решение осуществить очередной плановый ремонт судна и по возможности провести модернизацию корабля. С ноября 2012 года началась сухопутная служба крейсера, который был поставлен снова на стапель. Первоначально планировалось осуществить на крейсере только профилактический ремонт, однако в процессе исследования состояния корпуса и работоспособности основных узлов и агрегатов стало ясно — корабль нуждается в более основательном ремонте.

Текущее положение дел

За время пребывания на стапеле корабелы сумели восстановить противопожарную систему судна, привели в порядок узлы и агрегаты движительной установки. На судне были заменены валы, винты и отремонтированы успокоители качки. Корпус крейсера был полностью очищен от старой краски и перекрашен.

По завершению работ стапельных работ с корпусом, корабль был снова спущен на воду и переведен к достроечной стенке для проведения последующих ремонтно-восстановительных работ. Как оказалось, на корабле необходимо было заменить более 50% всех имеющихся корабельных коммуникаций. Назрела модернизация основных средств связи, обнаружения и навигационного оборудования. Что касается оборонительного комплекса боевого судна, то здесь работы были направлены на усовершенствование технического состояния пусковых установок ПКР «Вулкан». После модернизации на корабле будет присутствовать полноценная версия ПКР «Вулкан», способная значительно усилить боевую мощь крейсера. Дальность полета ракеты с нормальной боевой частью составит 1000 км.

Несмотря на то, что ремонтные работы должны были закончиться в 2014 году, в соответствии с условиями государственного контракта, сдача корабля постоянно переносилась. Только осенью 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 типа «Атлант» начал проходить заводские испытания. Корабль снова прибыл на место постоянного базирования, где и предстояло пройти комплекс приемо-сдаточных испытаний.

Последние новости, которыми пестрят отечественные СМИ, свидетельствуют о том, что сегодня восстановленный и отремонтированный боевой корабль является полноценной боевой единицей Северного флота. В планах высшего военно-морского командования было решение передать отремонтированный крейсер Тихоокеанскому флоту для усиления боевых возможностей ВМФ России на Дальневосточном морском театре.

По последним данным, ракетный крейсер проекта 1164 типа «Атлант» уже числится в составе Северного флота, создав вместе с ТАРКР «Петр Великий» основную ударную группировку ВМФ России на северном фланге. Новое навигационное оборудование и средства обнаружения целей позволили привести корабль в соответствии с современными требованиями, предъявляемые к современным военным судам.

Успехи и результаты прошедшей модернизации крейсера «Маршал Устинов» продемонстрировали широкие технические возможности для усовершенствования судов этого проекта. Оставшиеся РКР проекта 1164, крейсера «Москва» и «Варяг» могут быть модернизированы подобным образом. Такие масштабные мероприятия, по мнению руководства ВМФ России, не только продлят сроки эксплуатации боевых судов этого класса, но и усилят военно-морскую мощь России на Черном море и на Дальнем Востоке.

Автор статьи: Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

>Ракетоносец “Маршал Устинов” в Кейптауне

Ракетоносец “Маршал Устинов” в Кейптауне. Как неромантично мы встретились с нашими моряками в первый раз и весьма эпично во второй. Экипаж “Леди Мэри” в гостях у крейсера. Кофейня на ракетном крейсере.

24 ноября ракетный крейсер “Маршал Устинов” прибыл в Кейптаун для совместных учений с ВМФ ЮАР и Китая.

Как героический крейсер давал салют наций на заходе в порт, мы, конечно, не заметили. Ну, всего 21 артиллерийский залп, разве услышишь? ))) Но моряков мы радостно встретили таки уже через пару часов.

Однако, не боевая слава свела нас с бравым экипажем в 510 человеческих единиц. И даже не гордость за Родину. А …любовь к вкусной и здоровой пище. К этому светлому чувству прилагался перст судьбы, что завел нас и их в один и тот же супермаркет.

  • Мама, смотри, наши моряки! – показала мне Настя еще от кассы.

У касс я узрела одного морпеха. Издалека его черный а-ля-шапочка головной убор никак не склеился в моей голове с образом бравого моряка с Отчизны (ну, простите меня, друзья, буду подтягивать уровень знаний о моряцкой форме). И я радостно заявила:

  • Наши, конечно, уже в городе. Но этот – вряд ли. По форме сей моряк скорее похож на чилийские нави.

На самом деле он и был наш российский морпех. Наш старший матрос не уточняла, что меж стеллажей мелькали и белые фуражки.

Прикупив жареной курицы, мы двинули к кассам. Очередь человек в сто на 40% состояла из морских офицеров в белых фуражках. Надпись на форме гласила: «Вооруженные силы»

  • Родненькие вы наши! – пропела я и в обход местной жительницы заскочила в очередь предпоследней.

Местная жительница почувствова себя на месте угнетаемых во время апартеида других местных жителей и на всякий случай уточнила: “А вы вместе?” Но, поскольку уточняющий вопрос прилетел не сразу, а минут через 10 совместного стояния, мы с офицерами уже были вместе. “Да”.

Как вы понимаете, у молодых моряков мы сразу принялись выяснять разные военные тайны. К примеру узнали, что ракетоносец простоит в Кейптаунском порту до 28 ноября.

А домой команда вернется только весной. Интернет подсказал, что не далее, чем месяц назад, «Маршал Устинов» охранял покой крупнотоннажного промыслового флота на границе промысловой зоны Западной Сахары и Мавритании. А до этого был в Средиземном море, куда потом и прибудет снова. Наверное. Военная тайна же, не будем выдавать ))

“Маршал Устинов” пришвартовался в кейптаунском порту лишь несколько часов назад, и часть команды двинула на прогулку. На берег моряков отпускают. Не в супермаркет, так для обзорной экскурсии, не сразу всех, так по очереди, не на весь день, так на половину.

Офицеры, от старшего лейтенанта до капитан-лейтенанта, были сдержанны и в основном молчаливы. А на выходе мы встретили уже старший офицерский состав. Ну тут я не выдержала, и говорю:

  • Родненькие наши, а можно с вами сфотографироваться?
  • А можно, – говорят. – Чего уж :).

Так я и приобщилась к великому :))

Мемориал в Кейптауне

А на следующий день в центре Кейптауна, недалеко от огромного стадиона открывали мемориальную плиту в честь 38-ми российских моряков, погибших в англо-бурской войне. Наши воевали на стороне буров.

На открытии мемориала присутствовал посол России в ЮАР, моряки с крейсера «Маршал Устинов», дипломаты со стороны ЮАР, России и Китая и представители русской диаспоры в Кейптауне. Словом, там были все. Кроме нас. Мы все больше по части супермаркетов специализируемся.

🙂

Утром 26 ноября мы отвезли в аэропорт наших друзей, Пашу и Иру, и двинули в порт для торжественного и многолюдного восхождения на борт ракетного крейсера «Маршал Устинов».

На борту ракетоносца

Сначала, как водится, промахнулись. Просто первым к народонаселению стоял Южноафриканский крейсер-коллега. На наше «здравствуйте» веселый моряк за лотком у трапа среагировал радостно и по-английски:

– Покупайте кепки ЮАРовского флота! Кому-кому!?

Тут мы смекнули, что у нашего крейсера вряд ли будут продавать ЮАРовские кепарики, и пустились бежать. И, правда, подальше, напротив друг друга стояли еще два корабля. Угадайте, какой из всех трех – самый большой да внушительный? Правильно.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов»

Порт приписки Североморск. С 3 июля 2019 года героический крейсер выполняет дальний морской поход. С тех пор он прошел главный морской парад в Санкт-Петербурге, поучаствовал в учении Военно-Морского Флота России «Океанский щит-2019», прошел Средиземным морем и обогнул Африку с запада.

День открытых дверей

Моряки неутомимо водили экскурсии (на двух языках) по кругу. Корма и Андреевский флаг, вертолетная площадка, ракетное вооружение, радиолокационные надстройки и огромные якоря на баке. В машинное отделение “Маршал Устинов” всех подряд не пускает, а внутрь пускает, но только наших.

Мы как раз встретили товарищей из местной русскоязычной общины и попутно напросились на второй круг. По словам молодых офицеров, идти нужно было непременно к капитану третьего ранга Георгию Николаевичу в качестве гида.

Мы с Настей потерялись, потом нашлись… и вот на радостях как братьев по Родине нас провели на капитанский мостик крейсера “Маршал Устинов”. Место капитана, место штурмана, навигационные приборы, системы связи… – словом, все, как у нас на «Леди Мэри» ))).

Уютное кафе на улице с плетеной мебелью

После по трапам – на небольшую палубу, зажатую между …. Тут Севморфлот повел себя и вовсе неожиданно – организовал чайно-кофейную зону, где мы и зависли, пока моряки вежливо не попросили закругляться.

С хранителем кофе и чая

Юнга уходила с корабля, нагруженная печенюшками. Я, как водится, расчувствовалась и всех обняла. Даром, что ли, нас аж на ракетоносец родной в Африке занесло!

По пути из охраняемой зоны встретили пожилого человека в орденах. Ветеран второй мировой войны. Обеспечивал под обстрелом безопасный проход судов армии союзников через мыс Доброй Надежды вокруг Африканского континента.

  • Спасибо за победу! – сказали мы ему и пожелали долгих лет жизни и здоровья.

Сколько же ему должно быть лет? Под сто?

Спасибо деду за победу.

И мира нам во всем мире. Ура!

А “Маршал Устинов” уже ушел в океан.

Не видно толком ни нас ни Андреевского флага… Но все это тут есть 🙂

Друзья, огромное спасибо всем, кто так круто поучаствовал в обучении нашего старшего матроса Насти и получению ею первого сертификата о морском образовании. Она всем рассылает личные благодарственные письма и готовит открытки.

Благодарим за вливания в судовую кассу экспедиции через Paypal.me/TravelyFamily и yasobe.ru/na/travelyfamily

Роман Л., Максим Ф., Володимимр Ш., Владимир Д., Сергей Б., Александр З. и Сергей Д. – вы часть нашей береговой команды, и это наполняет ветром крылья. Потому что мы видим отклик. Потому что это важно и нужно.

Обнимаем всех наших друзей, читателей и подписчиков. Замечательного вам декабря!

Поделись с друзьями!

Российский крейсер «Маршал Устинов» идёт в Северную Атлантику после учений с моряками КНР и ЮАР

Москва. 30 ноября. ИНТЕРФАКС — Крейсер «Маршал Устинов» завершил в Южной Атлантике учение с фрегатами ЮАР и КНР, сообщил официальный представитель Северного флота Вадим Серга.

«В субботу российский ракетный крейсер «Маршал Устинов» завершил в Южной Атлантике учение с фрегатом военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая «Вэйфан» и фрегатом ВМС ЮАР «Аматола», — сказал Серга.

Он сообщил, что по окончании международных учений моряки трёх стран провели итоговую конференцию на борту южноафриканского фрегата.

Манёвры проходили в южной части Атлантического океана в районе мыса Доброй Надежды в течение трёх дней. На первом этапе состоялось совместное учение по обеспечению безопасности судоходства и морской экономической деятельности. Боевые корабли отработали совместное тактическое маневрирование и провели артиллерийские стрельбы по морским целям, а также выполнили эпизод по противовоздушной обороне отряда кораблей.

В пятницу военные моряки трёх стран провели спасательное учение и отработали эпизод с освобождением захваченного судна с заложниками. На завершающем этапе международного учения главная роль была отведена бойцам из подразделений антитеррористической деятельности и досмотровых групп.

В ходе подготовки к практической части международного учения морские пехотинцы Северного флота провели несколько тренировок по освобождению захваченного корабля в порту Кейптауна.

«По завершении первого совместного военно-морского учения Россия-Китай-ЮАР отряд кораблей Северного флота в составе ракетного крейсера «Маршал Устинов», спасательного буксира СБ-406 и танкера «Вязьма» взял курс на север Атлантики», — сказал Серга.

Он напомнил, что отряд боевых кораблей Северного флота вышел из Североморска 3 июля для участия в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. После этого экипажи крейсера и судов обеспечения приняли участие в учении Военно-морского флота России «Океанский щит — 2019».

В течение двух месяцев североморцы действовали в Средиземном море, где провели ряд учений, посетили Алжир, Египет, Турцию, Грецию и Кипр. В Атлантическом океане российские моряки совершили деловые заходы в порты Прая Республики Кабо-Верде и Малабо Экваториальной Гвинеи.

«Маршал Устинов»

Служба:

СССР
Россия

Класс и тип судна

Ракетный крейсер

Порт приписки

Североморск

Изготовитель

Судостроительный завод имени 61 коммунара

Спущен на воду

1982 год

Введен в эксплуатацию

1986 год

Статус

В ремонте на заводе Севмаш. После ремонта будет передан Тихоокеанскому флоту.

Основные характеристики

Водоизмещение

11 280 тонн

Длина

186,5 м

Ширина

20,8 м

Высота

42,5 м (от киля до клотика)

Осадка

7,6 м

Мощность

4 × 22 500 л. с. + 2 × 7700 л. с. = 105 000 л. с.

Скорость хода

32 узла, экономная 18 узлов

Дальность плавания

7500 морских миль

Автономность плавания

30 суток

Экипаж

476 (510)

Вооружение

Артиллерия

1 × 2 АК-130

Зенитная артиллерия

6 ЗУ АК-630

Ракетное вооружение

16 ПУ ПКРК (П-500 «Базальт»)
64 ПУ ЗРК С-300Ф «Риф»,
2 × 2 ЗРК «Оса-МА»

Минно-торпедное вооружение

2 × 5 533-мм торпедных аппарата

Авиационная группа

1 вертолёт Ка-27

«Маршал Устинов» — советский и российский ракетный крейсер, второй корабль проекта 1164 «Атлант», входит в состав Северного флота ВМФ России. Построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Назван в честь Маршала Советского Союза, министра обороны СССР Дмитрия Фёдоровича Устинова. До 5 ноября 1986 года носил имя «Адмирал Флота Лобов».

  • 1978 год 5 октября. Заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов»;
  • 1982 год 25 февраля — спущен на воду.
  • 1986 год 15 сентября — вступил в строй
  • 1986 год 5 ноября — включен в состав КСФ
  • декабрь 1987 года — июнь 1988 год — выполнял задачи БС в Средиземном море
  • 1989 год — выполнил задачи БС в Средиземном море
  • 1989 год 21-29 июля — нанес официальный визит в Норфолк (военно-морская база), штат Вирджиния (США)
  • 1991 год 16-20 июля — нанес визит в Мэйпорт (военно-морская база), штат Флорида (США)
  • 1993 год 30 июня — 5 июля — нанес визит в Галифакс (Канада)
  • 1994 год — 1997 год 17 декабря — плановый ремонт на петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена ГЭУ;
  • 1995 год май — участвовал в роли флагманского корабля на военно-морском параде в г. Санкт-Петербурге в честь 50-летия победы в Великой отечественной войне;
  • 1996 год июль — участвовал в роли флагманского корабля на военно-морском параде в г. Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота
  • 2001 год январь — Навигационный ремонт на СРЗ-35 в п. Роста;
  • 2001 год 21 февраля — над крейсером взяла шефство столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля;
  • 2004 год 21 сентября — 22 октября Принимал участие в дальнем походе КАГ (Корабельной-Авианосной группы) Северного флота в северо-восточную Атлантику;
  • 2008 год 17 июля — крейсер начал выполнять патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена, приняв смену у противолодочного корабля «Североморск», по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам».
  • С июля 2011 года на капитальном ремонте на судоремонтном заводе «Звёздочка». После ремонта крейсер планируется перевести на Тихоокеанский флот.

Кораблестроительные элементы

  • Водоизмещение — 11280 т
  • Длина — 186,5 м
  • Ширина — 20,8 м
  • Высота от киля до клотика — 42,5 м
  • Осадка наибольшая — 7,6 м
  • Мощность ГЭУ (главной энергетической установки) — газотурбинный, 4х22500 л.с.

Ходовые характеристики

  • Скорость хода — 32 узла (60 км/ч)
  • Дальность плавания — 7500 миль (13900 км)
  • Автономность — 30 суток
  • Экипаж — 476 (510) человек
  • Пусковые установки ЗРК С-300Ф «Форт»

  • «Маршал Устинов» в Норфолке (США), 21 июля 1989 года

  • Ракетный крейсер Маршал Устинов в Мэйпорте (США), 16 июля 1991 года.

  • «Маршал Устинов» в северной Атлантике, июнь 1993 года.

Маршал Устинов (ракетный крейсер) на Викискладе

  1. Российские военные корабли возобновили патрулирование в Арктике — Интерфакс (проверено 22 июля 2008)
  2. Ракетный крейсер «Маршал Устинов» начал патрулировать Арктику — Lenta.ru (проверено 22 июля 2008)
  3. Ракетный крейсер Маршал Устинов будет переведен на Тихоокеанский флот — Lenta.ru

Крейсера проекта 1164

Москва | Маршал Устинов | Варяг | Украина

Боевые надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период

Основные классы

Авианесущие корабли

Линкоры

Крейсера

Эскадренные миноносцы

Большие противолодочные корабли

Сторожевые корабли

2 ранга: проект 1159 • проект 1135 • проект 11540 • проект 11660

3 ранга: проект 29 • проект 42 • проект 50 • проект 159 • проект 35

Тральщики

Морские тральщики: проект 73-К • проект 254 • проект 264 • проект 266 • проект 266-М • проект 266-МЭ • проект 923 • проект 12660

Базовые тральщики: проект 265 • проект 257-Д • проект 699 • проект 1252 • проект 1265 • проект 1265-Э

Рейдовые тральщики: проект 255 • проект 1258 • проект 10750

Десантные корабли

проект 1171 • проект 1174 • проект 11780 • проект 775 • проект 188 • проект 572 • проект 770 • проект 773 • проект 904

Малые боевые корабли и катера

Малые ракетные корабли

Ракетные катера

Малые противолодочные корабли

проект 122-А • проект 199 • проект 201 • проект 204 • проект 1124 • проект 1141 • проект 12412 • проект 1331-М • проект 11451

Торпедные катера

проект 123-бис • проект 183 • проект 184 • проект 206 • проект 125 • проект 206-М

См. также: {{Вспомогательные корабли ВМФ СССР в послевоенный период}}, {{ВМФ СССР (1951—1991)}}