Комплекс президент с

Президент-С

Эту страницу предлагается переименовать в Витебск (бортовой комплекс обороны). Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/21 ноября 2018. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

У этого термина существуют и другие значения, см. Президент (значения).Ми-8АМТШ оснащённый бортовым комплексом обороны Л-370Э8 «Витебск» на МАКС-2015.
Видны ультрафиолетовые пеленгаторы факта пуска ракет и станции оптико-электронного подавления на законцовках держателей внешней подвески, а также устройства выброса пассивных помех на борту вертолёта (ближе к хвостовой балке).

Л-370 «Ви́тебск» (экспортное обозначение: англ. President-S — «Президе́нт-С») — российский авиационный бортовой комплекс обороны (БКО). Предназначен для предупреждения экипажа о радиолокационном и лазерном облучении летательного аппарата (ЛА), фактах пуска по нему управляемых ракет, а также для противодействия нацеленным на ЛА ракетам с радиолокационными (РГСН) и инфракрасными (ИКГСН) головками самонаведения. Данный бортовой комплекс обороны может уводить до 2 ракет в залпе.

Описание

Система разработана и выпускается концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Может устанавливаться на гражданские и военные ЛА, обеспечивает защиту от зенитных управляемых ракет и ракет «воздух-воздух». В разработке системы на разных этапах принимали участие Московский научно-технический центр «Реагент», специальное КБ «Зенит» (Зеленоград), НТЦ «Элинс» (Зеленоград), возглавляемый В. Н. Тикменовым. Головным разработчиком комплекса стал НИИ «Экран» (Самара).

Впервые прототип комплекса был представлен в июне 2010 в Париже на выставке «Eurosatory-2010».

Испытывался на вертолётах Ми-8 и Ка-50. В 2015 году на полигоне под Ахтубинском по вертолёту Ми-8, стоящему на земле с установленным на нём «Витебском», были выпущены 20 ракет типа «Игла». Все выпущенные ракеты не смогли поразить цель.

Промышленное производство начато в июне 2015 года. 24 апреля 2019 года ТАСС, ссылаясь на материалы Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля, сообщило о том, что все строевые транспортно-боевые вертолёты Ми-35М, стоящие на вооружении ВКС России, оснащены бортовым комплексом обороны «Витебск».

Принцип действия

Система автоматически обнаруживает пуск ракеты и активирует применение пассивных помех (ложных тепловых целей и дипольных отражателей), а также активной защиты в инфракрасном и радиодиапазонах, что приводит к нарушению работы систем самонаведения ракет и их уход на ложные цели. Система может работать в автоматическом режиме без участия оператора, лишь информируя о ракурсе атаки и характере угрозы (фактах пуска ракет, радиолокационном или лазерном облучении, с идентификацией лазерных средств наведения и дальнометрии противника), а также о принятых мерах противодействия и об оставшихся средствах защиты. В состав вертолётного комплекса входят:

  • устройство управления;
  • аппаратура обнаружения лазерного облучения;
  • ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет;
  • станции оптико-электронного подавления (СОЭП);
  • устройства выброса пассивных помех.

В состав самолётного БКО включена цифровая станция активных помех (ЦСАП), которая предназначена для постановки электромагнитных помех и подавления радиолокационных сигналов РЛС обнаружения и наведения противника, а также головок самонаведения управляемых ракет с РГСН. Система использует цифровую обработку радиолокационных сигналов и формирования помех. Обеспечивает защиту ЛА при наличии угроз от нескольких одновременно работающих радиолокационных систем управления ракетами противника. В перспективе планируется включить аналогичную ЦСАП и в состав вертолётного БКО.

Комплекс выполнен в виде блоков, которые могут размещаться как внутри, так и на узлах внешней подвески летательных аппаратов.

Модификации

Модификации БКО, в зависимости от применяемости на том или ином типе ЛА, различаются составом и количеством устанавливаемых блоков:

  • «Витебск-25» — предназначен для установки на штурмовики семейства Су-25;
  • Л-370Э8 — предназначен для установки на вертолёты семейства Ми-8;
  • Л-370Э26Л — предназначен для установки на вертолёты семейства Ми-26;
  • Л-370В52 — предназначен для установки на вертолёты семейства Ка-52;
  • Л-370Э50 — предназначался для установки на вертолёты Ка-50.

Государства-эксплуатанты

  • Россия — начиная с 2015 года БКО устанавливается на самолёт президента России, Ил-76, Ми-8АМТШ, Ми-28, Ми-26, Ми-35М, Ка-52;
  • Египет — Ми-17.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 «Президент» защитит гражданские самолёты (недоступная ссылка). Пресс-служба концерна «Радиоэлектронные технологии». Дата обращения 21 ноября 2018. Архивировано 9 июня 2016 года.
  2. 1 2 3 4 Соколов, 2017.
  3. А. В. Карпенко. «ПРЕЗИДЕНТ» АКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ. ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН». Дата обращения 19 июня 2015.
  4. 1 2 «Президент» активной защиты. Российская Газета. Дата обращения 19 июня 2015.
  5. Все строевые вертолёты Ми-35М получили комплекс бортовой обороны «Витебск», ТАСС (24 апреля 2019). Дата обращения 14 мая 2019.
  6. 1 2 3 Алексей Михайлов, Дмитрий Бальбуров. «Витебск» защитит вертолёты и штурмовики, «Известия», IZ.RU (2 ноября 2012). Дата обращения 14 мая 2019.
  7. Российские «Президенты» впервые поставлены за рубеж. Дата обращения 12 сентября 2017.

Ссылки

  • Анатолий Соколов. Непреодолимый «Витебск». ИА «Оружие России». ЗАО «ОВК «БИЗОН»» (8 сентября 2017). — Arms-expo.ru. Дата обращения 21 ноября 2018.
  • Бортовой комплекс обороны «Президент-С» может защитить от залпового пуска зенитных ракет // arms-expo.ru
  • Российский «Президент-С» против «Стингера»: чья возьмет? // Свободная пресса, март 2016
  • Прорывная продукция концерна «Радиоэлектронные технологии» // НГ, 23.08.2013
  • ПЗРК и защита от них — противостояние обостряется // 22.11.2011
  • «2010 Президент-С» на YouTube.

Это заготовка статьи об оружии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Советские и российские станции РТР и РЭБ
Станции РТР
  • «Кольчуга»
  • «Корсар-М»
  • «Вега»
  • «Валерия»
  • «Инфауна»
  • «Автобаза»
  • «Свет»
  • «Дзюдоист»
  • «Лесочек»
  • «Лорандит»
  • «Охота»
  • «Рама»
  • «Таран»
  • «Дозор»
  • «Рубикон»
  • «Сахалин»
  • «Вектор»
  • «Синтез»
Станции РЭБ
  • «Дивноморье»
  • «Лиман»
  • «Красуха»
  • «Леер-2»
  • «Леер-3»
  • «Москва»
  • «Ртуть»
  • «Мурманск»
  • «Терек»
  • «Самарканд»
  • СПН
  • «Гроза»
  • Р-330
Комплексы управления средствами РЭБ
  • «Автобаза-М»
  • «Маузер»
  • «Валдай»
  • «Кордон-60М»
Авиационные средства РЭБ
Космические средства РТР «Куст-12» «Целина» МКРЦ «Легенда» «Лиана» Алмаз-Т
Разработчики средств РТР и РЭБ

Разработчик «Президент-С» показал, как лазерная система спасает от ракетной атаки

Как рассказал сайту телеканала «Звезда» инженер службы маркетинга и внешней экономической деятельности НИИ «Экран» Вячеслав Рыняк, оптико-электронная система «Президент-С» – это большое семейство средств защиты летательных аппаратов самолетов и вертолетов от угроз, создаваемых авиационными комплексами, зенитно-ракетными комплексами, комплексами воздушного базирования и наземными комплексами.

«Она защищает от ракет с инфракрасной головкой наведения, которые относятся к оптико-электронным средствам, и от ракет с радионаведением, которые относятся к средствам зенитной борьбы», – сказал Рыняк.

Система «Президент-С» включает в себя два больших семейства: систему с оптико-электронным подавлением и систему с радиоэлектронным противодействием. Для работы оптико-электронных систем используется устройство обнаружения, которое представляет собой ультрафиолетовые пеленгаторы, а также используются лазерные станции подавления, которые получают команды от центрального вычислителя.

«По мере обнаружения угрозы детекторы передают команды о том, что находится какая-то цель, в центральный вычислитель, он обрабатывает сигнал и дает команду одному из устройств на противодействие», – пояснил Рыняк.

Он отметил, что если на борту стоит лазерная система, то она также включается в работу.

«Система поворачивается в сектор, где произошло обнаружение ракеты. Одновременно происходит выброс либо ложных тепловых целей в виде обычных инфракрасных помех, либо специальных радиоустройств, которые представляют собой малогабаритные передатчики помех в радиодиапазоне», – пояснил эксперт.

Он добавил, что для защиты летательных аппаратов и самолетов от ракет с радиолокационной головкой самонаведения также используются активные буксируемые антенные ловушки либо станция активных помех в радиодиапазоне.

Все эти устройства объединены в работу через центральный вычислитель и помогают защищать российские летательные аппараты от любой угрозы, резюмировал Рыняк.

Бортовой комплекс обороны (авиация)

Бортовой комплекс обороны (на военных летательных аппаратах) — функционально связанные централизованные технические средства на борту летательного аппарата, предназначенные для своевременного определения и классификации угрозы поражения воздушного судна, выработки решения по локализации угрозы и применению средств противодействия. В техническом плане представляет собой средства за контролем воздушного и наземного пространства (по характерным демаскирующим признакам), средства определения и классификации угрозы и средства противодействия.

Основными методами технического контроля пространства (в плане возможного нападения) остаются различные системы пассивной радиолокации и теплопеленгации. В качестве мер противодействия предусматривается, в том числе, уклонение (выход из зоны поражения), а также радиоэлектронное или иное противодействие средствам наведения противника в виде постановки различных помех системам наведения, или физическое поражение атакующего объекта.

В СССР и далее в РФ, каждый летательный аппарат, предназначенный для непосредственного участия в боевых действиях, в обязательном порядке оснащался хотя бы минимальным оборудованием индивидуальной защиты — системой предупреждения об угрозе и аппаратурой радиоэлектронного подавления, а также часто и устройствами постановки ИК-помех. Летательные аппараты, изначально предназначенные для военных операций в составе групп, имели(-ют) узкоспециализированные машины обеспечения, оснащённые системами групповой защиты. Как правило, эти летательные аппараты не несут никакого наступательного вооружения и не выполняют ударных функций, и предназначены исключительно для своевременного обнаружения, классификации угрозы и максимального подавления радиоэлектронных систем наведения противника.

Основное отличие бортового комплекса обороны от различных систем противодействия в том, что БКО является системой с централизованным, зачастую автоматизированным управлением. В БЦВМ комплекса прошиваются различные алгоритмы действий при возникновении угрозы, а также в памяти имеются параметры различных источников излучений, по которым можно классифицировать источник угрозы (вплоть до типа и названия).

Некоторые типы авиационных БКО:

  • «Талисман» — БКО самолётов Су-27, Су-25 (Республики Беларусь), Су-27УБМ2 (Казахстан);
  • «Хибины» — комплекс групповой защиты «изделие Л-175В» для самолёта Су-30СМ;
  • «Карпаты» — БКО «изделие Л-234» самолёта Су-24М;
  • «Байкал» — БКО самолёта Ту-160;
  • «Урал» — БКО «изделие Л-229» самолёта Ту-22М3;
  • «Метеор-НМ» — БКО самолёта Ту-95МС;
  • «Саяны-М» — БКО самолёта Ту-142МЗ;
  • «Витебск» (экспортное обозначение: «Президент-С») — БКО «изделие Л-370» самолётов Су-25 и вертолётов Ми-8, Ми-26, Ка-52.
  • «Способов много»: как военные летчики обманывают летящие в них ракеты // РИА Новости, 14.12.2019
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 21 февраля 2017 года.

Советские и российские станции РТР и РЭБ
Станции РТР
  • «Кольчуга»
  • «Корсар-М»
  • «Вега»
  • «Валерия»
  • «Инфауна»
  • «Автобаза»
  • «Свет»
  • «Дзюдоист»
  • «Лесочек»
  • «Лорандит»
  • «Охота»
  • «Рама»
  • «Таран»
  • «Дозор»
  • «Рубикон»
  • «Сахалин»
  • «Вектор»
  • «Синтез»
Станции РЭБ
  • «Дивноморье»
  • «Лиман»
  • «Красуха»
  • «Леер-2»
  • «Леер-3»
  • «Москва»
  • «Ртуть»
  • «Мурманск»
  • «Терек»
  • «Самарканд»
  • СПН
  • «Гроза»
  • Р-330
Комплексы управления средствами РЭБ
  • «Автобаза-М»
  • «Маузер»
  • «Валдай»
  • «Кордон-60М»
Авиационные средства РЭБ
Космические средства РТР «Куст-12» «Целина» МКРЦ «Легенда» «Лиана» Алмаз-Т
Разработчики средств РТР и РЭБ

Бортовой комплекс обороны летательных аппаратов «Президент-С»

Одной из основных угроз для вертолетов являются переносные зенитные ракетные комплексы. Подобное вооружение позволяет атаковать различные маловысотные воздушные цели на дистанциях не более нескольких километров, что делает его удобным средством для защиты войск от возможного нападения с воздуха. В результате требуется специальное оборудование, способное защитить вертолет или иные летательные аппараты от атаки зенитных средств. Основным способом защиты являются ложные тепловые цели. Кроме того, к настоящему времени в нашей стране разработан новый комплекс защиты вертолетов «Президент-С».
Проект бортового комплекса обороны (БКО) «Президент-С» разрабатывался с середины прошлого десятилетия. В его создании были заняты несколько предприятий, входящих в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). К проекту привлекли Московский НТЦ «Реагент», СКБ «Зенит», НТЦ «Элинс» и НИИ «Экран». Все эти организации занимались созданием отдельных компонентов комплекса, предназначенных для решения тех или иных задач. Главной задачей БКО «Президент-С» является защита летательного аппарата от ракет класса «земля-воздух», в том числе ракет переносных ЗРК. Имеющиеся элементы комплекса способны следить за обстановкой, находить потенциально опасные объекты, производить обнаружение пусков ракет и принимать меры, необходимые для срыва атаки.

Первые открытые сведения о комплексе «Президент-С» появились в июне 2010 года. Некоторые компоненты перспективного БКО были показаны на выставке Eurosatory 2010 в Париже. Тогда же представители КРЭТ рассказали о предназначении новой системы и некоторых ее особенностях. Кроме того, пять лет назад стало известно не только о существовании проекта, но и о некоторых успехах, которых удалось добиться его авторам.


Лазерная станция оптико-электронного подавления. Фото Kret.com
Отечественные средства массовой информации со ссылкой на разработчиков сообщали, что БКО «Президент-С» уже прошел некоторые испытания. При этом тесты дошли до проверки работы систем на базовой платформе. Как тогда рассказывалось, стендом для таких испытаний стал переоборудованный вертолет Ми-8, который установили на специальной мачте на возвышении. Двигатели вертолета выводились на максимальную мощность, что должно было облегчить работу систем наведения ракет, используемых в испытаниях.
С расстояния около 1 км по вертолету стреляли ПЗРК «Игла». Несмотря на максимальный режим работы двигателя, большое количество выделяемого тепла и сравнительно небольшое расстояние, комплекс обороны «Президент-С» успешно производил обнаружение ракет и срывал атаки. Все ракеты проходили мимо своей цели.
К настоящему времени была опубликована достаточно подробная информация о комплексе «Президент-С» в целом и его отдельных компонентах. По данным НИИ «Экран», в состав комплекса входят следующие средства: устройство управления, станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, станция предупреждения о ракетной атаке, устройство выброса авиационных помех, станция постановки активных помех, некогерентная станция оптико-электронного подавления, а также лазерная станция оптико-электронного подавления.
Средства комплекса монтируются на базовом вертолете и после соответствующей подготовки способны выполнять задачи по поиску потенциально опасных ракет с дальнейшим их подавлением и срывом атаки. Для обнаружения зенитного вооружения противника используется набор станций, работающих в различных частях спектра. По периметру вертолета монтируются несколько блоков обнаружения радиолокационного и лазерного облучения. Кроме того, предусматриваются ультрафиолетовые системы обнаружения пусков ракет. Таким образом, автоматика БКО «Президент-С» способна самостоятельно выявлять радиолокационные и лазерные системы противника, а также своевременно производить обнаружение пусков ракет.
Центральная система комплекса, устройство управления, принимает сигналы об облучении или пусках ракет. Средства обнаружения комплекса способны не только выявлять сам факт облучения или пуска, но и определять направление на обнаруженный объект. Эти данные учитываются устройством управления, которое принимает решения об использовании систем защиты. Для противодействия различным угрозам в комплексе «Президент-С» предусматриваются разные системы.

Архитектура одного из вариантов комплекса. Рисунок Ria.ru
Подавлять радиолокационные системы противника предлагается при помощи станции активных помех. Эта станция должна подключаться к работе при использовании противником РЛС или зенитных ракет с радиолокационными головками самонаведения всех типов. Станция активных помех комплекса «Президент-С» может излучать помехи в секторе шириной 120° по азимуту и 60° по углу места. Производитель отмечает, что размеры сектора зависят от типа базового летательного аппарата и могут изменяться.
Потребляя до 2500 ВА из цепи 115/200 В 400 Гц или 300 Вт из цепи 27 В, станция активных помех обладает энергетическим потенциалом на уровне 150 Вт. Реализована номенклатура основных видов помех в диапазонах от G до J. Общий вес станции активных помех – 51,5 кг.
Дополнительным средством противодействия радиоэлектронным средствам противника являются т.н. передатчики помех одноразового использования (ППОИ). Эти изделия представляют собой небольшие устройства (масса не более 600 г) с маломощными (энергетический потенциал до 2 Вт) радиопередатчиками. Одноразовые передатчики помех предлагается отстреливать из имеющихся устройств выброса авиационных расходуемых средств. Таким образом, в зависимости от обстановки и имеющейся ситуации автоматика может отстрелить ложные тепловые цели или выбросить ППОИ.
Из имеющихся данных следует, что в первых версиях БКО «Президент-С» имел только одну систему оптико-электронного подавления – некогерентную. Позже к ней добавилась лазерная система аналогичного назначения. Несмотря на использование различной аппаратуры и излучателей разных типов, обе станции предназначаются для решения одной и той же задачи. С их помощью комплекс должен отводить от летательного аппарата подлетающие ракеты с инфракрасными головками самонаведения.
Еще в 2010 году специалисты КРЭТ описывали общий принцип работы некогерентной станции подавления. Сообщалось, что «рабочим органом» этого устройства является специальная сапфировая лампа. Автоматика комплекса, используя данные с имеющихся датчиков, определяет положение ракеты относительно вертолета, после чего производит наведение оптического устройства станции подавления. Излучение лампы «обманывает» головку самонаведения ракеты, из-за чего она теряет цель в виде летательного аппарата и проходит мимо него. После промаха ракета самоуничтожается по истечении расчетного времени полета. Отмечалось, что на тот момент никто в мире не смог решить эту задачу и поставить новое оборудование в серию.

Аппаратура станции активных помех из состава БКО «Президент-С». Фото Niiekran.ru
К настоящему времени стало известно о существовании еще одной станции оптико-электронного подавления, предлагаемой для использования в составе бортового комплекса обороны «Президент-С». Эта станция может выполняться в виде блока для установки во внутренних объемах летательного аппарата или в варианте подвесного контейнера. Вне зависимости от исполнения лазерная станция подавления способна эффективно решать поставленные задачи по противодействию инфракрасным головкам самонаведения ракет различных типов.
Основной элемент лазерной станции – лазерная установка на основе многоспектрального твердотельного или газового лазера. С лазером связан оптико-механический блок, отвечающий за наведение лазерного луча на цель. Также станция оснащается блоком питания, системой управления и другими узлами различного назначения. Конструкция станции позволяет подавлять ракеты в рабочем секторе шириной 360° по азимуту и 90° по углу места. В дежурном режиме станция потребляет не более 2000 ВА, в рабочем – 5000 ВА. Общий вес аппаратуры не превышает 150 кг.

Мощность лазера станции БКО «Президент-С» позволяет выполнять поставленные задачи на дистанциях от 500 до 5000 м. Обеспечивается подавление ракет как при одиночных пусках, так и залпах. В последнем случае лазерный луч последовательно «ослепляет» головки самонаведения нескольких ракет. Наведение на цель производится по целеуказанию других средств комплекса обороны. Факт поражения цели фиксируется станцией самостоятельно. Сигналом о подавлении ракеты противника является «обратный блеск» отраженного луча.
В 2015 году пресс-служба Концерна «Радиоэлектронные вооружения» и отечественная пресса несколько раз вспоминали про комплекс «Президент-С». Так, в начале июня появились публикации, напоминающие о существовании перспективного проекта и его основных особенностях. Какие-либо новые сведения в этих сообщениях отсутствовали.
2 ноября РИА Новости опубликовало сведения, полученные от заместителя генерального директора КРЭТ по НИОКР техники радиоэлектронной борьбы и инновациям Юрия Маевского. Специалист рассказал, что перспективный бортовой комплекс обороны «Президент-С» прошел испытания на полигонах министерства обороны и подтвердил свои характеристики. В ходе проверок, проведенных совместно с военным ведомством, новейшая система обороны показала высокую эффективность в деле защиты базового летательного аппарата от обстрела с использованием различных управляемых ракет.

Передатчик помех одноразового использования. Фото Niiekran.ru
В ходе проверок испытатели произвели большое количество пусков ракет переносных зенитных комплексов «Игла» по вертолетам, оснащенным аппаратурой системы «Президент-С». Проводились как одиночные, так и залповые пуски. При этом одновременно запускались две ракеты, в том числе с различных направлений и с разных расстояний. По словам Ю. Маевского, все ракеты во время испытаний не смогли поразить свои цели. Вследствие действий БКО «Президент-С» ракеты уходили в сторону от своих целей, не нанося им никаких повреждений.
Результаты испытаний, по мнению специалиста, позволяют утверждать, что в России создана надежная система защиты самолетов и вертолетов от различных управляемых ракет, оснащенных оптическими головками самонаведения.
По данным Маевского и РИА Новости, некоторые средства комплекса «Президент-С» уже устанавливаются на авиационную технику нескольких типов. Так, подсистемы оптико-электронного подавления монтируются на боевых вертолетах Ми-28 и Ка-52. Кроме того, такую аппаратуру получают транспортные вертолеты Ми-26 и самолеты Ил-76.
По сообщениям КРЭТ и средств массовой информации, бортовой комплекс обороны «Президент-С» и отдельные его системы могут монтироваться и на авиационной технике иных типов. К примеру, ранее организация-разработчик упоминала возможность использования подобного оборудования для защиты гражданских авиалайнеров. Утверждалось, что такая аппаратура может стать удобным и простым ответом на возникающие угрозы. Последние государственные перевороты и локальные войны привели к тому, что в арсеналах террористических организаций могут оказаться переносные зенитные ракетные комплексы. Для защиты от возможных атак с использованием такого оружия компании-авиаперевозчики могут использовать БКО «Президент-С», обеспечивающий надежную защиту от ПЗРК.
Летом этого года первый заместитель генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насенков говорил, что возможность эффективной защиты от ракет ПЗРК делает комплекс «Президент-С» интересным для иностранных партнеров. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются государства Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Лазерная станция подавления в рекламных материалах. Фото Missiles.ru
В материалах по проекту «Президент-С» упоминается, что этот комплекс способен защищать авиационную технику не только от ПЗРК семейства «Игла». Перспективный БКО также может противодействовать ракетам предыдущих моделей, таким как «Стрела», а также зарубежному вооружению этого класса, например системам Stinger американского производства.
Также «целью» аппаратуры комплекса «Президент-С» могут быть оптико-электронные системы различных зенитных артиллерийских комплексов. В таком случае, по-видимому, средства комплекса работают по тому же алгоритму, что и при подавлении головок самонаведения ракет, но с учетом особенностей наземных систем ПВО. Системы обнаружения комплекса определяют местоположение оптико-электронных средств противника, таких как прицелы или лазерные дальномеры, после чего лазерная или некогерентная станция подавления наводится на цель и посылает в нее мощный импульс излучения, делающий невозможным дальнейшую работу в штатном режиме.
Несмотря на заявления руководителей организации-разработчика, информация о потенциальных заказах на поставку БКО «Президент-С» зарубежным странам пока отсутствует. Пока имеются сведения только о поставках аппаратуры этого комплекса отечественным авиастроительным предприятиям, которые используют ее при строительстве или модернизации авиационной техники различных типов. Таким образом, носителями различных элементов перспективного комплекса пока являются только российские самолеты и вертолеты.
По последним данным, бортовой комплекс обороны «Президент-С» не так давно прошел испытания на полигонах министерства обороны. Комплекс успешно решил все поставленные перед ним задачи, в результате чего ни одна из ракет ПЗРК, запущенных в ходе испытаний, не смогла поразить свою цель в виде вертолета, оснащенного БКО. Также появились сведения об установке этого оборудования на отечественных самолетах и вертолетах. Информация о принятии комплекса «Президент-С» на вооружение пока отсутствует. Возможно, соответствующие распоряжения командования появятся в самое ближайшее время.
По материалам сайтов:

Возвращаясь к ранее затронутой теме о средствах защиты летательных аппаратов от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) необходимо отметить следующее. Создание в начале семидесятых годов прошлого столетия ПЗРК явилось важным этапом в совершенствовании именно средств защиты от ударов средств воздушного нападения. И результаты их применения были достаточно впечатлительны.

• Так, только в ноябре-декабре 1969 г. в арабо-израильской войне первым отечественным ПЗРК типа «Стрела-2» было сбито 12, а с мая 1981 г. по июнь 1982 г. в районе Голанских высот – еще более 10 израильских самолетов и вертолетов. Проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК не только сохранилась, но и обострялась с течением времени. Так, в ходе войны НАТО на Балканах в 1999 г. только действия с высот более 3500 м и применение высокоточного оружия позволили авиации НАТО избежать значительных потерь от югославских зенитных ракет с инфракрасными головками (ИК) самонаведения (ГСН).

• А в 2002 г. специалисты отмечали, что в локальных войн последних десятилетий примерно 90% всех случаев поражения самолетов и вертолетов было связано с попаданием в них управляемых ракет с ИК- ГСН. Поэтому можно констатировать, что угроза применения ПЗРК не только значительно ограничивает диапазон высот применения боевой пилотируемой авиации, но и резко обостряет проблему обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

• Таким образом, созданные как средство защиты сегодня ПЗРК можно рассматривать как эффективное высокоточное средство нападения. Причем проблема защиты от него очень быстро приобрела международный статус, а создание средств защиты от ПЗРК, особенно гражданской авиации, стало важнейшим направлением работы в различных странах. Что же еще, помимо отечественной системы защиты гражданских воздушных судов MANTA, заслуживает внимания?

• Россия сегодня по праву стала одним из мировых лидеров в создании систем активной защиты от ПЗРК. Так, в 2010 г. на международной оружейной выставке Eurosatory-2010 в Париже на всеобщее обозрение была представлена российская система активной защиты (САЗ) вертолетов «Президент-С» от атак ПЗРК. Ажиотажный интерес вокруг этой разработки показал, насколько высок интерес в мире к этой технике. Одновременно этот факт говорит и о том, что российская «оборонка» жива и способна, при необходимости и своевременном финансировании, создавать изделия, опережающие зарубежные.

• А то, что создатели этой революционной разработки показали ее открыто, позволяет говорить о том, что в запасе есть что-то еще, более эффективное. В создании САЗ «Президент-С» под руководством НИИ «Экран» (г. Самара) участвовали научно-технический центр (НТЦ) «Реагент» (г. Москва), специальное КБ «Зенит» и НТЦ «Элинс» (г. Зеленоград). Высокую эффективность эта разработка подтвердила в ходе сложных испытаний в 2010 г.

• Для оценки САЗ «Президент-С» устанавливали на макеты различных летательных аппаратов и обстреливали одним из самых эффективных в мире ПЗРК «Игла». По словам Александра Кобзаря, генерального директора «Зенита», где был создан излучатель узконаправленной системы оптико-электронного подавления, после включения САЗ «Президент-С» все ракеты отклонялись в сторону от цели и самоликвидировались.

• Для испытания на специальной вышке был установлен вертолет Ми-8, двигатели которого работали с максимальной нагрузкой и давали максимальное ИК-излучение, а пуск «Иглы» осуществлялся с дальности 1000 м. Тем не менее, в этих, очень благоприятных условиях ракета ПЗРК уходили в сторону от мишени.

• Как отметил профессор А. Кобзарь, эффективность всей САЗ определяется узконаправленным и специально модулированном излучении сапфировой лампы. Оно создает в системе управления ракеты своеобразный фантом цели, местоположение которой отличается от текущих координат реальной цели. В результате ракета летит в пустое пространство и в определенное время самоликвидируется согласно заложенной в ней программе.

• Несмотря на всю простоту идеи, до настоящего времени практического решения в мире она не нашла. В настоящее время наши разработчики активно работают над созданием подобной системы защиты от ПЗРК для штурмовиков. В настоящее время САЗ «Президент-С» прошла весь комплекс государственных испытаний, принята на вооружение и производится серийно. Решением главкома российских ВВС сегодня ни один новый вертолет не отправляется в войска в «горячих» точках без установки системы активной защиты от ПЗРК.

• Ранее, СМИ сообщали о российской всеракурсной лазерной станции помех «Клен-М» («Конструкторское бюро автоматических систем», г. Самара), которая предназначалась для защиты от ракет с ИК- ГСН классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух». Система могла устанавливаться как на военных, так и на гражданских самолетах.

• Принцип действия станции «Клен-М» также был основан на воздействии лазерным излучением на систему управления ракетой, что приводило в конечном итоге к потере сопровождаемой воздушной цели. По информации разработчиков, станция «Клен-М» обеспечивала обнаружение и сопровождение ракет, и последующее подавление их ГСН лазерным излучением с вероятностью 0,8-0,9 в течение не более 1,5 с в зоне 360 град. по азимуту и от -45 до +30 град. по углу места. Масса станции не превышала 300 кг.

• Сообщалось также о том, что фирма «Авиаконверсия» разработала и практически испытала нетрадиционный способ противодействия ракетам с тепловыми головками самонаведения. На опасном участке полета самолет осуществлял дозированное распыление незначительного количества топлива. При обнаружении пуска ракеты с тепловой ГСН образовавшаяся топливно-воздушная смесь воспламенялась и выступала в качестве ложной цели, так как ее ИК-излучение значительно превышало собственное излучение самолета.

• Входящие в ее состав средства обеспечивали обнаружение ракеты по ИК-излучению ее двигателя на дальности до 5 км, а для поджига воздушно-топливной смеси мог использоваться импульсный лазер, форсунка типа «огневая дорожка» или сигнальные ракеты. Безопасность и эффективность этого способа защиты от ракет с тепловой ГСН была практически проверена на самолетах Су-24 еще в 1985 г. Летные испытания показали, что ложная цель начинается в 6-8 м и заканчивается на удалении 22 м от хвоста самолета. Сообщалось, что стоимость системы, наряду с другими преимуществами, значительно дешевле лазерных.

• Израиль, в силу своего геополитического положения, вопросам создания САЗ уделяет первостепенное значение. Активизация усилий в этой области была отмечена после обстрела 28 ноября 2002 г. боевиками аль-Каиды ПЗРК типа «Стрела-2» авиалайнера израильской авиакомпании Arkia с 250 пассажирами при взлете из аэропорта г. Момбаса (Кения). По данным американской корпорации Rand, в период 1975-1992 гг. ракетами ПЗРК сбито около 40 гражданских самолетов и погибло более 760 человек.

• Израильская фирма «Рафаэль» идет по пути адаптации системы защиты от ПЗРК военного назначения для применения на гражданских самолетах. После обнаружения зенитной ракеты бортовыми датчиками аппаратура противодействия в качестве ложной цели генерирует световой пучок в сторону атакующей ракеты для дезориентации ее ГСН. Стоимость оснащения самолета такой системой, по данным разработчиков, может составить около 2 млн. долларов.

• В связи с пропажей тысяч ПЗРК с ливийских оружейных складов Израиль намерен оснастить все свои авиалайнеры новой оборонительной системой C-Music (Commercial-Multi Spectral Infrared Countermeasure) компании El-Op. По мнению создателей системы, это первая коммерчески доступная система, предназначенная для установки на гражданских вертолетах и самолетах для их защиты от ПЗРК.

• Система C-Music самостоятельно обнаруживает ракету и направленным лазерным излучением создает помехи в широком ИК-диапазоне, приводящие к срыву наведения ракеты на цель. Компания El-Op получила контракт израильского правительства в рамках государственной программы Sky Shield и стоит 79 млн. долларов. По данным израильских СМИ один экземпляр системы C-Music стоит около 1,2 млн. долларов.

• Ранее предложенная компанией IAI аналогичная система Flight Guard, не была сертифицирована в США и Европе как не отвечающая полностью требованиям безопасности. Система C-Music имеет все необходимые лицензии и сертификаты.

• В США, по инициативе Министерства национальной безопасности (U.S. Department of Homeland Security — DHS), была разработана и начата реализация программы по оснащению 1000 гражданских самолетов системой, аналогичной установленной на самолете президента США и военных самолетах американских ВВС. В качестве наиболее перспективных средств защиты от ПЗРК рассматривались разработки компаний Northrop Grumman и BAE Systems. Для проведения работ компании от DHS получили по 45 млн. долларов.

• В 2007 г. сообщалось о том, что Northrop Grumman оборудовала грузовой самолет MD-10 противоракетной системой Guardian. Она представляла собой модернизированную и адаптированную для использования в гражданских целях систему военного назначения Nemesis, устанавливаемую на самолетах и вертолетах ВВС США. По информации в СМИ, система размещена в веретенообразном корпусе длиной, шириной и высотой 2,36 м, 0,8 м и 0,48 м соответственно при общей массе около 220 кг и потребляемой мощности – 1,8 кВт.

• Излучающее лазерное устройство размещено в желтой сфере. (фото Нортроп Грумман). Алгоритм работы Guardian аналогичен известным. Датчики системы обнаруживают ракету и отслеживают ее полет с непрерывным определением текущих координат, по этим данным включается лазер и наводится на ГСН ракеты, в результате цель теряется и ракета уходит в сторону. Ранее система испытывалась на самолетах типа MD-11, MD-10 и Boeing 747. Сообщалось, что при стоимости самой системы около 1 млн. долларов за единицу, ее техническое обслуживание оценивалось в 365 долларов за рейс, а ежемесячно компания производила 35-45 комплектов.

• Компания BAE Systems разработала систему защиты гражданских авиалайнеров от ПЗРК под названием JetEye, работа которой также основана на использовании лазерного излучения для «ослепления» ИК- ГСН ракет. Поворотные лазерные установки размещены под фюзеляжем и плоскостями самолета. Система создана на базе средств защиты боевых самолетов Advanced Threat Infrared Countermeasures System. Испытывалась JetEye на авиалайнере Boeing B-767. Сообщалось о работах с целью уменьшения стоимости системы, улучшения ее аэродинамических характеристик, повышения срока службы и ремонтопригодности аппаратуры.

• Наряду с лазерными системами защиты для противодействия ракетам ПЗРК в США, как и в других странах, продолжается использование и совершенствование дипольных отражателей и ИК-ловушек. Они показали достаточную эффективность для защиты военно-транспортных и др. самолетов ВВС США в Косово, Ираке и Афганистане. Так, фирма «Рейтеон» создала противоракетную систему, которая после обнаружения ЗУР радиолокационной станцией выбрасывала облако пирофорических частиц из фольги, ИК-излучение которых дезориентирует ГСН ракеты.

• Великобритания также ведет работы по созданию систем защиты от ракетных атак против самолетов и вертолетов гражданской авиации. Так, компанией «Каннинг раннинг софтуэр Лимитед» (CRLS) была разработала специальная программа, предназначенная для оценки степени угрозы террористической ракетной атаки против пассажирского самолета и установки на компьютере средств РВО ADCS (Air Defense Siting Computer), прикрывающих аэропорты.

• На основе данных о полетах самолетов с конкретного аэропорта и тактико-технических характеристиках ПЗРК эта программа выдает правоохранительным органам информацию о наиболее вероятных местах пуска ракет, которую используют правоохранительные органы в профилактических целях. ADSC не требует специальных аппаратных средств, позволяет выполнять и хранить фотографии, диаграммы и текстовые файлы наряду с данными ПВО. Эта программа используется при выборе позиций для развертывания зенитной системы «Рапира» и является составной частью системы «Джернас» (экспортный вариант ЗРК «Рапира»), поставленного Малайзии.

• Украина. Несколько лет назад СМИ сообщали о том, что двумя украинскими предприятиями (НПК «Прогресс», г. Нежин и НПФ «Адрон», г. Киев) созданы станция оптико-электронного подавления (СОЭП) «Адрос» КТ-01АВ. Отмечалось, что станция «Адрос», в отличие от других систем защиты, обеспечивает круговую защиту вертолет в условиях, когда мощность ее излучения ниже мощности теплового излучения двигателей защищаемого вертолета.

• Кроме того, она не нуждается в информации о типе и частоте работы ИК- ГСН ракеты, в средствах обнаружения пусков ракет и их сопровождения в полете, относительно проста по конструкции и имеет высокую степень надежности. По информации разработчиков, при массе 20 кг, станция обеспечивала круговую защиту вертолетов от всех типов управляемых ракет с ИК- ГСН с вероятностью срыва атаки ракеты не менее 0,8.

• Кроме того, эти фирмы создали пассивное средство для снижения теплового излучения вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 с двигателями ТВ3-117. Оно представляет собой экранно-выхлопное устройство (АП-1В), устанавливаемое на выходе отработанных газов двигателя вертолета. Требуемый эффект достигается за счет направления выхлопных газов двигателя этим устройством в сторону вращающегося винта вертолета, где они смешиваются с окружающим воздухом. В результате температура выхлопных газов резко падает и снижается общее инфракрасное излучение самого вертолета.

• Таким образом, сегодня можно констатировать два очевидных факта. Суть первого в том, что изначально созданные как средства защиты наземных объектов от ударов с воздуха ПЗРК сегодня активно могут использоваться террористами как весьма опасное средство нападение против гражданских самолетов и вертолетов.

• А второй факт говорит о том, что без создания специальных средств противодействия ракетам с тепловыми (ИК-) ГСН защиту самолетов и вертолетов гражданской авиации в настоящее время не обеспечить. В условиях массового распространения ПЗРК противостояние этих двух средств приобрело характер одной из самых актуальных проблем в мире. В связи с этим, для ее решения необходимо объединение усилий на международном уровне.

/Григорий Будлянский, arms-expo.ru/

Прикрытие «Ночного охотника»: как спасти вертолет от прямого попадания ракеты

Защитить боевой вертолет от попадания ракеты — значит, не просто спасти экипаж боевой машины. Чаще всего «летающий танк» поддерживает огнем наступающие сухопутные войска и бронетехнику, а по сему, сохраняя жизнь экипажа и винтокрылой машины в целом можно спасти еще десяток, а то и несколько сотен жизней на земле.

Противоракетный постулат

Понимание основ защиты боевых вертолетов от ракет практически сразу было сформировано во время военной операции советских войск в Афганистане. Экипажам боевых вертолетов, столкнувшимся с обстрелом артиллерии противника и чуть позже испытавшим на себе попадания ракет американского ПЗРК «Стингер» приходилось несладко — одно попадание ракеты могло уничтожить вертолет или сильно его повредить. От ракет «Стингеров» страдали не только военно-транспортные Ми-8, но и вооруженные до зубов Ми-24.

Учитывая особую активность переносных зенитно-ракетных комплексов, в конструкцию Ми-24 — основного средства поддержки наземных групп огнем, были внесены конструктивные изменения — двигатели получили специальные кожухи, с помощью которых удалось значительно снизить заметность вертолетов в инфракрасном диапазоне. Свое место заняли и ложные тепловые цели, автоматически отстреливаемые специальной электроникой, определявшей пуск ракеты из ПЗРК.

Несмотря на то, что меры, принятые для защиты вертолетов от ракет противника, по большому счету, были не самыми высокотехнологичными, работа, выполненная в ходе срочной и вынужденной модернизации вертолетов помогла спасти сотни, а то и тысячи жизней советских летчиков и солдат. По большому счету первое противостояние ПЗРК и вертолета закончилось ничьей — сбитые советские вертолеты и глобальная модернизация средств бортовой обороны внесли ощутимый вклад в работы по защите винтокрылых танков.

Радиоэлектронный купол

Появление средств радиоэлектронной борьбы в качестве эдакой «активной защиты» вертолета от внешнего воздействия стало возможным благодаря развитию средств поражения авиационной техники — умных ракет с самым разным способом наведения на цель стало так много, что мерами вроде экранирования двигателей и отстрелом диполей обойтись было уже нельзя. Специалисты отмечают, что отсутствие потерь среди боевых вертолетов от огня противника в той же Сирии, где наряду с реактивными самолетами применяются и боевые вертолеты — прямое следствие применения радиоэлектронных систем.

Успешно выполняющие миссии не только в Сирии боевые вертолеты Ми-28 вскоре планируют серьезно модернизировать: по словам представителей КРЭТ, серийно выпускаемые Ми-28НМ вскоре получат лазерную систему защиты от ракет. Военные эксперты, летчики и специалисты в области БРЭО и систем защиты отмечают, что оснащение винтокрылых машин передовым электронным оборудованием и системами защиты продиктовано ничем иным, как желанием сберечь жизни людей и дорогостоящую технику, которая по-прежнему первой приходит на помощь к наземным войскам.

«Вообще, большая работа ведется в направлении именно авиационных средств, как наиболее подверженных атакам с земли. Еще афганский, а затем и чеченский опыт показал, что уязвимость хрупкой авиационной техники перед ракетой со взрывчатым веществом огромная. И тут вместо выбора одного пути отечественные разработчики пошли сразу по нескольким: оставили и ложные тепловые цели, добавили авиационные комплексы РЭБ и существенно переработали бортовые комплексы обороны. По сути, авиационные комплексы противодействия сейчас переживают второе, если не третье, рождение, и скоро можно будет говорить практически о стопроцентной защите вертолета в бою», — отметил авиационный инженер, кандидат технических наук Виктор Борисов.

Лазерный бортовой комплекс обороны

Заявление официального представителя КРЭТ Владимира Михеева о том, что в ближайшем будущем появится еще один комплекс, отвечающий за выживаемость вертолета на «поле боя», можно было бы поставить в ряд с остальными новостями из мира отечественного ВПК, если бы не одно обстоятельство. На данный момент ни у кого из зарубежных государств, располагающих современными военно-воздушными силами, подобного комплекса нет. Специалисты отмечают, что модернизированный комплекс защиты можно будет установить на любой вертолет.

К слову, эффективный и современный комплекс бортовой обороны российский ВПК уже создал — «Президент-С» с 2015 устанавливается на многие самолеты и вертолеты российского производства. Особенность комплекса заключается в алгоритмах работы засечки и применения контрмер, а также в целой россыпи высокочувствительных датчиков.

«Благодаря программной и аппаратной составляющей стало возможным «работать» в инфракрасном и ближнем ультра-фиолетовом диапазоне. Каждый датчик комплекса многоканальный и эффективно работает против существующих ракет с инфракрасной головкой самонаведения и перспективных с лазерной ГСН», — поясняет военный эксперт Алексей Леонков.

Несмотря на то, что возможностей уже существующего БКО хватит, чтобы уберечь любой вертолет от пуска двух ракет в залпе, испытываемый в данный момент перспективный комплекс бортовой обороны сможет похвастаться куда большей эффективностью. Обе станции защиты (для нужд российских ВКС и экспортная модификация) в данный момент находятся на заключительной стадии испытания. Предполагается, новая лазерная станция подавления, размещенная на борту вертолета, будет иметь датчики, работающие по четырем или более каналам. В перспективе это позволит защищать любой летящий в зоне боевых действий вертолет от 6 (а по другим данным от 8) ракет с разных углов атаки. Оборудование такого уровня, по словам специалистов, позволит свести вероятность поражения боевого вертолета ракетой практически к нулю.

Дмитрий Юров