Караван ПК 17

27 июня 1942 года из Рейкьявика в Архангельск вышел караван судов, получивший кодовое название: PQ-17. Путь кораблей с грузами для России лежал через северную Атлантику, где их ждали леденящий ветер, штормящее море и смертельные атаки немецких субмарин и бомбардировщиков.

Но главную угрозу представлял немецкий линкор Тирпитц, одно сообщение о появлении которого заставило английское Адмиралтейство отдать приказ об отводе кораблей прикрытия, а транспортным судам — рассредоточиться и прорываться поодиночке, рассчитывая только на свою удачу, отвагу и мужество моряков.
Экранизация романа Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17».

Сериал «Конвой PQ-17» (2004) смотреть онлайн:

1 серия

2 серия

3 серия

4 серия

5 серия

6 серия

7 серия

8 серия

«Конвой PQ-17» (Пи Кью) смотреть все серии подряд:

Не конвой, а караван!

Я как раз недавно опубликовал на Кинопоиске рецензию на фильм-предтечу этого сериала «Семнадцатый трансатлантический» (СССР, 1972), где провёл некоторый сравнительный анализ обоих кинотворений. Так что, если есть желание, можете обратиться к ней (просто мне не хотелось бы повторяться и пересказывать здесь то, что написано в ней). Но для «ленивых» всё-таки придётся остановиться на некоторых существенных моментах той рецензии.

Начну с того, что название сериала «Конвой PQ-17» в корне неправильно, поскольку «конвой» (по всем толковым словарям, в том числе Ушакова)- это что-то (люди, боевые корабли и т. д.), что сопровождает, охраняет (сохраняет) другое что-то (в нашем случае — суда с грузами). Сериал-то посвящён не именно британскому военному конвою (хотя его оставление грузовых судов и является краеугольным камнем всей драмы), а судьбе всего каравана. Потому в названии романа Пикуля и присутствует понятие «караван», то есть общее, а не его часть. Так что Александр Котт проявил тут явную невнимательность и неграмотность.

Немного о самом Пикуле. В советское время он был едва ли не самым читаемым и «модным» писателем, его новые книги «их-под полы» стоили больших денег. Вместе с тем тогдашняя «продвинутая» интеллигенция относилась к нему по-снобистски брезгливо, если не презрительно- мол, «ширпотреб» для мелких служащих, всяких там бухгалтеров-экономистов и вообще «мещанского сословия» (вот и я частично подвергся этим настроениям, почему знакомиться с творчеством Валентина Саввича начал с большим опозданием уже в зрелом возрасте). И совершенно напрасно, поскольку к своим историческим романам (многократно критиковавшимся за «недостоверность» и «вольности в трактовке»; кстати, сходно доставалось и Булату Окуджаве за его литературно-исторические «опусы») он относился очень щепетильно. Мой литературный наставник, ныне покойный воронежский поэт Виктор Панкратов, побывав в гостях у Пикуля, рассказывал мне о его огромной личной картотеке исторических документов: «шкафы, как в архиве, под потолок, с сотнями специальных ящичков; кстати, работая над романом, он сперва всё записывал карандашом на гладких деревянных дощечках и только потом переносил на бумагу». Не стоит забывать, что Пикуль писал исторические, но не историко-документальные романы, в отличие от того же Владимира Богомолова, по роману которого был поставлен фильм «В августе 44-го» (или вспомнить ещё и «художественного историка» Казимира Валишевского?). Так что и относиться к ним надо соответственным образом, ведь и «Война и мир» Толстого тоже не строго историческое произведение. То же относится и к сериалу Котта, который, грубо говоря, снят «по мотивам» книги Пикуля (которую, к сожалению, я так и не прочитал, но собираюсь наверстать упущенное в самое ближайшее время, чего желаю таким же «не читавшим» зрителям). Документальные вставки с озвучкой фактов- это хорошо, а сугубо современный катер-сторожевик в кадре- это плохо!

Последнее из существенного. Действительно, сериал Котта «Конвой PQ-17», как здесь уже отмечали, не «всеобъемлющ» и грешит некоторым распадом на отдельные эпизоды и незавершённостью (например, в самом конце «линия» нашей героической подлодки куда-то исчезла, хотя по всем канонам романа и его нормальной экранизации к финалу все драматические «линии» как-то сходятся, хотя бы как в «Хождении по мукам» Алексея Толстого и его телеверсиях). И всё же, «хоть так», перед нами предстаёт общая картина той давней военно-морской трагедии (и за то спасибо!). А вот, если следовать принципу «от общего к частному», то следует (ох, люблю я стебаться над тавтологиями!) после нашего сериала сразу, или вскоре, переключиться на «Семнадцатый трансатлантический». Вот тогда эта кинотема раскроется перед вами (как и передо мной) в относительно полном объёме и глубине.

8 из 10

похожие фильмы: Предыдущая запись Далекая синяя высь (США, 1951) Следующая запись Решение перед рассветом (США, ФРГ, 1951)>Конвой PQ-17 (2004)

Про что сериал «Конвой PQ-17 «

В 1942 году российские военные испытывали огромные трудности, переправляя свои грузы через Атлантический океан. Помимо суровых погодных условий, неподходящих для комфортного передвижения, океанские воды таили в себе множество опасностей. Так, самым непредсказуемым и гибельным был ход немецкого линкора, названного “Тирпитц”. Чем была примечательна эта боевая единица, легко выяснить, если сериал “Конвой PQ-17” смотреть онлайн на нашем сайте.
Летом было принято решение отправить из Рейкьявика до порта в Архангельске особо важный груз для РФ. Караван из нескольких грузовых судов выдвинулся через нордическую Атлантику, сопровождаемый надежным конвоем. Море бушевало, в шторм суда бросать по волнам, словно щепки. Однако, ключевой угрозой стал Тирпитц, вышедший вблизи каравана. Английское Адмиралтейство отдало четкий приказ: рассредоточиться. Кораблям надлежало разделиться, и прорываться к заветному берегу по одиночке. Командование рассчитывало на отвагу моряков, способных прорвать окружение, и умудриться доставить ценные товары и оборудование. Кто останется в живых после этой операции?

Конвой PQ-17

Современное кинопрочтение романа Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17». Летом 1942 года из порта Рейкьявик в сторону Мурманска отправились суда, груженые танками, бомбардировщиками, военным снаряжением, поставленным правительствами Великобритании и США для Советского Союза. Военная машина Германии может понести значительные потери, если техника достигнет места назначения. Немецкое командование отправляет в северные воды линкор Тирпитц и подводную лодку.
На радарах субмарины появляется цель, ее командир приказывает торпедировать судно, а затем всплыть на поверхность. К ужасу немцев выясняется, потопили португальский корабль, надо срочно прятать концы в воду. Чтобы не привлекать внимания к конвою, командующий британским адмиралтейством сэр Паунд отдает приказ рассредоточиться. Оставшись без прикрытия, караван понес огромные потери, немцы обрушили на него всю свою мощь.
Англичане ценой жизней советских моряков пытались заманить в ловушку и уничтожить легендарный Тирпитц, стремясь тем самым закрепить свое превосходство на морских просторах. Советское командование возмущено неумением союзников стратегически мыслить, но уже ведет переговоры о подготовке следующего каравана.

Мы продолжаем рассказ о трагическом конвое PQ-17, вошедшем в историю как главный успех немцев на северном морском пути и единственном разгроме конвоя союзников. Первую часть вы можете прочитать

Трагические события 5 июля 1942 года, развернувшиеся в Арктике, позже получат название «чёрное воскресенье». В этот же день командование Северным флотом, не располагая данными о роспуске конвоя, отправило ему навстречу эсминцы «Гремящий», «Грозный» и «Сокрушительный», но «встречать» было некого и израсходовав топливо корабли вернулись в базу спустя два дня.

Помимо надводных кораблей, Северный флот сосредоточил на аэродромах: 149 истребителей, 35 бомбардировщиков и 27 разведчиков – эти силы должны обеспечить воздушную поддержку конвойной операции во время захода кораблей в зону действия авиации. По мере приближения PQ-17 советские бомбардировщики наносили удары по аэродромам и базам противника. В это же время разведывательные и противолодочные вылеты авиации затруднялись рассредоточением судов конвоя, которые приходилось искать по всей акватории Баренцева моря.

Тем временем остатки конвоя продолжали пробираться к советским портам. Небольшой отряд кораблей во главе с тральщиком Salamander к утру 6 июля вышел к берегам Новой Земли, в 14:30 корабли встали на якорь в проливе Маточкин Шар. Всё это время Palomares буксировал за собой гидросамолёт Walrus, который перед роспуском конвоя выпустил на разведку крейсер Norfolk. Вернувшись в точку рандеву, пилот не обнаружил своего корабля и приводнился возле группы транспортов, где и был взят на буксир. Пока корабли находились на стоянке, разведчик обследовал ближайшие воды, выяснив, что выход в Карское море плотно закрыт ледовым панцирем. Единственным маршрутом остался южный, через Баренцево море. Вечером к отряду Salamander присоединились несколько других групп кораблей. Сначала Pozarica, Poppy и La Malouine, после чего последний был отправлен на поиск других судов и вскоре вернулся, сопровождая Hooiser, El Capitan, Samuel Chase и Benjamin Harrison. Последними в пролив пришли Northern Gem, Lord Austin, Lord Middleton и Lotus.

В полдень этого же дня, к северу от Новой Земли растянувшись в длинную колонну по одиночке шло ещё несколько транспортов. Первый из них John Witherspoon, находился в 20 милях от берега, когда в 16:38 в судно попало две торпеды с U-255. 50 человек команды успели покинуть корабль на трёх шлюпках, прежде чем в 16:55 субмарина добила транспорт третьей торпедой. Германские моряки уточнили информацию о грузе, предложили воду и провизию, указав путь к ближайшему берегу. Следующим стал Pan Atlantic, также пытавшийся прорваться к горловине Белого моря. Около 18:20 на него вышел в атаку Ju.88, одна из бомб попала в трюм с кордитом, мгновенно вызвав детонацию. Лишившись носовой части, судно затонуло в течении нескольких минут.

Утром 7 июля в перекрестие перископа U-255 попал транспорт Bellingham, лодка выпустила в него две торпеды — первая прошла мимо, а вторая, попав в борт, не взорвалась. После чего американское судно ретировалось, скрывшись из виду подводников. В этом же районе шёл Alcoa Ranger уже несколько раз подвергавшийся авианалётам, но выходивший сухим из воды. Неожиданно на горизонте появился дальний разведчик Fw.200, самолёт прошёл над мачтами и начал описывать циркуляцию вокруг судна. Капитан корабля уже успевший мысленно попрощаться с этим миром после появления противника, приказал поднять флаг «Безоговорочная капитуляция». Не поддавшись панике, второй помощник, принял управление на себя. Тем временем, у южной оконечности Новой земли U-255 обнаружила идущий Alcoa Ranger, выпустив по нему торпеду с большой дистанции. Около 09:27 по правому борту транспорта раздался оглушительный взрыв, корабль потерял ход и начал принимать воду. В течении 15 минут команда покинула судно на шлюпках. Командир U-255 Рейнхард Рехе, решил поберечь драгоценные торпеды, которых у него оставалось всего три, поэтому добивать транспорт начали из палубного орудия, выпустив в него порядка 60 снарядов. Около 12:00 Alcoa Ranger ушёл на дно носом вперед. Уже по традиции, подводная лодка подошла к шлюпкам и Рехе на ломаном английском поинтересовался информацией о потопленном корабле, грузом и наличием продовольствия, направив американцев в сторону земли.

Вечером 7 июля британский транспорт Hartlebury находился на кромке залива Моллера, направился в злополучное место, где уже до этого погибли два корабля. В 18:35 судно получило попадание двух торпед с U-355, а спустя десять минут ещё одной, в течении 10 минут всё было кончено и Hartlebury ушёл на дно с большей частью команды. Оставшиеся в живых 20 человек будут позже спасены. Практически в это же время в районе мыса Северный Гусиный Нос в условиях практически нулевой видимости сел на мель Winston-Salem.

Этой же ночью U-255 установила контакт с очередным кораблём конвоя и начала преследование. Им оказался транспорт Olopana, уже переживший несколько воздушных налётов. Американцам удалось обвести вокруг пальца пилотов Люфтваффе, поджигая дымовые шашки на палубе и спуская шлюпки, после чего самолеты уходили, не трогая якобы обреченное судно. Нагнав транспорт в 10 милях к западу от залива Моллера, субмарина поразила Olopana одной торпедой в 01:05, лишив его хода. После того, как команда покинула борт корабля на плотах. Подводная лодка начала расстреливать транспорт, пока тот не ушёл на дно спустя полчаса после попадания торпеды.

Около 19:00 из пролива Маточкин Шар вышел конвой из 17 кораблей, собранных ранее в проливе усилиями кораблей охранения. В его составе находилось: пять транспортов и спасательное судно, в охранении двух кораблей ПВО, трёх корветов, трёх тральщиков и трёх траулеров. Корабли шли курсом на юг в сторону мыса Канин Нос, чтобы потом направиться к Белому морю. В первые часы после выхода, над море стоял туман, который становился то гуще, то реже. Но не смотря на опасность судоходства в подобных условиях, моряки транспортов чувствовали себя в относительной безопасности от возможных атак со стороны подводных лодок и самолётов. Единственной «жертвой» тумана стал американский транспорт Benjamin Harrison, потерявший из виду ближайшие корабли и плутавший в безуспешных поисках в течении 12 часов, после чего вернулся на якорную стоянку в Маточкин Шар, побоявшись одиночного плавания. Позже к нему присоединиться Empire Tide, а 9 июля в пролив вошла ещё одна группа кораблей её возглавлял траулер Ayrshire и три транспорта: Ironclad, Troubador и Silver Sword. Когда конвой получил приказ рассеется, командир траулера повёл на север три транспорта, добравшись до границы льдов корабли встали на якоря и выкрасили один из бортов в белый цвет. После того, как самолёты Люфтваффе перестали кружить в этом районе, так и не заметив стоявшие суда, небольшой отряд отправился на юг в сторону Новой Земли.

8 июля командованием Северного флота вновь отправило на поиски конвоя отряд кораблей, состоявший из эскадренных миноносцев «Гремящий», «Грозный», «Сокрушительный», «Куйбышев» и «Урицкий». К ночи следующего дня корабли попали в зону плавучего льда, опасность ситуации усугублял четырёх бальный шторм, вынуждавший снизить скорость хода до 6 узлов. В довершении ко всему эсминцы были замечены германскими бомбардировщиками, «рыскавшими» в поиске транспортов. Под удар самолётов попали «Гремящий» и «Сокрушительный», эсминцы огрызнулись из всех орудий и бомбы легли мимо, причинив незначительные повреждения эсминцам. К вечеру 10 июля израсходовав топливо в ходе безрезультатных поисков отряд советских кораблей вернулся в базу, и пополнив запасы, вновь вышел на поиски транспортов.

Примечательный эпизод произошёл ночью 8 июля. Fw.200 из состава 40-й бомбардировочной группы выполнявший разведывательный вылет, находясь в 160 милях к северу от мыса Святой Нос, обнаружил Bellingham и Rathlin. Вместо того, чтобы вызвать бомбардировщики, командир экипажа снизился и решил обстрелять корабли из пулеметов, в результате чего самолёт был сбит зенитным огнём с кораблей. Позже эта пара кораблей на входе в Северную Двину встретила советский танкер «Донбасс». 9 июля этот небольшой отряд из трёх кораблей прибыл в Архангельск, став первыми из состава PQ-17 достигшими точки назначения.

Тем временем, в середине дня 8 июля конвой, вышедший ранее из Маточкиного Шара попал в зону паковых льдов. Ближе к вечеру на море опустился густой туман, температура значительно понизилась. Конвою пришлось повернуть на запад, чтобы обойти опасный район. Получив незначительные повреждения, пробираясь сквозь лёд, к утру 9 числа корабли вышли на чистую воду. Радость моряков была омрачена тем, что строй кораблей окончательно рассыпался, разделив суда на две группы, разрыв между ними составил около 40 миль. В первой были: Hooiser, El Capitan и Zamalek в сопровождении Palomares, Pozarica, Poppy, La Malouine, Lotus и Lord Austin. Во второй: Samuel Chase и Ocean Freedom под конвоем Salamander, Britomart, Halcyon, Northern Gem, Lord Middleton. Когда первая группа небольшого конвоя находилась в 80 милях от русского берега, корабли сопровождения попытались связаться с Архангельском и Мурманском, чтобы запросить поддержку, но установить связь не удалось. Ближе к вечеру транспорта были обнаружены германской летающей лодкой, а ближе к полуночи последовала череда воздушных ударов. Море вскипело от близких разрывов бомб вокруг кораблей. Первым Ju.88 повредили Hooiser, после того как команда была снята, эскорт попытался его добить, но безрезультатно. Около 03:00 часов 10 июля после череды близких разрывов лишился хода Zamalek, вскоре поломки удалось устранить и судно начало нагонять свои корабли. Пережив множество воздушных атак, был «смертельного ранен» El Capitan, корабль начал принимать воду, экипаж был снят подошедшим Lord Austin. Вскоре германские подводные лодки добьют оба брошенных корабля.

Около 11:00 часов атаке подверглась и вторая группа кораблей, в ходе которой был поврежден транспорт Samuel Chase, его пришлось взять на буксир и тащить в направлении Иоканки, оставшаяся часть судов отправилась в том же направлении. Всё это время Люфтваффе практически без остановок атаковала идущие корабли, наконец после обеда в небе появились советские истребители, а чуть позже эсминцы и тральщики. Впервые за всё время перехода моряки вздохнули с облегчением. К этому моменту практически на всех кораблях конвоя закончился боезапас, было выстреляно всё до «последней железки». К вечеру 11 июля остатки конвоя прибыли в Архангельск. В это же время начали уходить к местам базирования и германские подводные лодки. 13 июля U-255 на пути в базу наткнулась на дрейфующий и покинутый экипажем Paulus Potter, Рехе отправил его на дно последней торпедой, закрыв счёт потопленным кораблям PQ-17.

Группа судов всё это время остававшаяся в проливе Маточкин Шар, 24 июля доберется до Архангельска предварительно получив значительные силы прикрытия и воздушной поддержки. Последним в порт придёт 28 июля, снятый с мели Winston-Salem, став последним кораблём конвоя, добравшимся в точку назначения.

Эпилог.

В начале первой части мы упомянули о 35 вышедших из Хваль-фьорда транспортных кораблях, практически в самом начале конвой лишился американского транспорта West Gotomska, который сел на мель и вернулся обратно. 2 июля к PQ-17 временно присоединился танкер Gray Ranger, после дозаправки кораблей он перешёл во встречный конвой QP-13. Таким образом из 35 транспортных кораблей конвоя PQ-17 было потоплено 23 транспорта и спасательное судно, погибло 153 моряка. Корабли сопровождения Союзников, как и германские военно-морские силы потерь в кораблях не имели. При этом были сбиты или критически повреждены кораблями конвоя и силами ВВС Северного флота порядка двух десятков самолетов Люфтваффе.

Судьба конвоя PQ-17, отозвалась болью в сердцах в каждой из стран-союзников потерявших здесь своих сыновей. Наравне с самоотверженностью, отвагой и несгибаемой силой воли в холодных водах Арктики были и случаи малодушия и трусости. Принято считать, что решение, принятое британским Адмиралтейством и лично первым морским лордом Дадли Паундом о роспуске конвоя, было ошибочным и исходило из неверной оценки обстановки на море. Но верна эта точка зрения только. К примеру, британский план защиты конвоя силами дальнего (оперативного) прикрытия изначально предусматривал действие этой эскадры только западнее линии Нордкап – Медвежий, восточнее этого незримого рубежа должны были действовать субмарины союзников. Ещё один немаловажным фактором, внёсшим серьёзные коррективы, как в действие сил прикрытия, так и повлияв на судьбу конвоя в целом стал – полярный день. Подавляющее господство германских военно-воздушных сил по ходу движения, могли стать серьёзной угрозой для сил прикрытия, так как базирующиеся в Норвегии части Люфтваффе могли сконцентрировать все свои силы для удара по эскадре Гамильтона. Потеря линкора или авианосца в этом случае, могла значительно повлиять на стратегическую обстановку в регионе в пользу Германии.

Трагедия конвоя PQ-17 стала серьезным уроком для союзных держав, и последующие конвойные операции готовились более тщательно. Арктические конвои сыграли важную роль для Советского Союза, особенно в первые тяжёлые годы войны. Большое количество стратегических грузов было получено по опасному северному маршруту, за время войны этим путём было проведено 40 конвоев.

Конвой PQ-17 (сериал)

Для начала, немного истории. В рамках ленд-лиза, арктические конвои проходили из Великобритании и США в северные порты Архангельска и Мурманска. PQ-17 стал известен своим разгромом: из 36 транспортных судов СССР достигли только 11, ни один из конвоев не имел таких потерь. Истинной причиной трагедии был линкор «Бисмарк», 24 мая 41-го года, на 5ой минуте боя отправил на дно флагман английского флота «Худ». Спустя три дня, отправив все имеющиеся силы, побросав атлантические конвои, достигнув тем самым максимального численного превосходства, англичанам удалось достичь уничтожения «Бисмарка». Боясь подобной участи побратима «Бисмарка», линкор «Тирпиц» был оправлен в Норвежские фьорды, практически не участвовал в боевых действиях и был потоплен в 44 году авиацией союзников. Однако, только лишь своим присутствием заставлял англичан держать значительные силы для его перехвата. Одно лишь известие о выходе «Тирпица» на встречу каравана PQ-17 стало причиной роспуска конвоя и отхода кораблей охранения. «Тирпиц» так и не встретился с караваном, но сыграл огромную роль в его уничтожении.
Что касательно самого сериала: довольно странный и неоднозначный продукт для оценки. Фильм позиционируется как история самого трагичного ленд-лизовского каравана и как максимально исторически точное кино, на что и намекает историческая хроника в начале и походу повествования каждой серии. Однако это же и губит фильм: во-первых, за основу взят «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля, который сам по себе является больше художественным романом, нежели исторически верным; во-вторых сам фильм построен на людях и эпизодичности, нежели на караване в целом. Собственно вся история и масштабность трагедии заканчивается на исторической хронике, и редких трогающих эпизодах. Фильм слишком кусковатый, перепрыгивающий с места на место; история каравана, как чего-то единого, в сериале отсутствует полностью, лишь дюжина людей, две подлодки, да адмиралтейские начальники СССР и Англии.
Очень много глупостей, которые исходя из логики никак не могли быть в реальности. Сериал открывает настоящие съёмки спуска на воду «Тирпица», с фразой «Создатель немецкого флота, Альфред фон Тирпиц завещал никогда не воевать с Россией». Слова канцлера Отто фон Бисмарка приписали совсем другому человеку, так встречает сериал, основанный на исторической действительности.
Далее, Дадли Паунд, первый морской лорд Адмиралтейства, выслушивает обвинения в собственной глупости от нашего Адмирала. С одной стороны это так, но англичане, помня погоню за «Бисмарком», сделали вполне логичный шаг. Но нашим адмиралам, не имевшим никакого опыта встречи с немецкими рейдерами, и не имевшим представляющего опасности немцам надводного флота, гораздо виднее.
Всего два российских судна со всего конвоя, по фильму единственные, оказавшие немцам хоть какое-то сопротивление, сбив как минимум один бомбардировщик и утопив тараном немецкую подлодку. Единственный случай уничтожения гражданским судном военного, произошёл в лохматом 1918 году между пароходом «Олимпик», старший брат «Титаника», и немецкой подлодки.
И, конечно-же, та самая атака Лунина линкор «Тирпиц», после которой даже сам Николай Александрович утверждал, что не уверен в том, что услышанные взрывы после атаки К-21 были от «Тирпица». В сериале этот эпизод показывает неуверенного в удачной атаке Лунина, предполагающего попадание в эсминец, с последующим взрывом глубинных бомб тонущего корабля. Зато следующий эпизод с немецкой стороны даёт точный ответ, на нерешенную до сих пор историческую загадку.
После этого всего воспринимать фильм можно только как художественное произведение с историческим каркасом в основе.
Художественная сторона смотрится намного лучше исторической. Отбросив чётко слышный русский акцент иностранцев, следить за героями и общим повествованием вполне интересно. Но довольно всё клешировано — если американец, то наглый и жаждущий денег, англичанин чопорный и высокомерный, а русский деревенщина, быстро превращающийся в героя и мастера стратегий. В сериале хороша визуальная основа — корабли, самолеты, ландшафты прорисованы на великолепном уровне. Сразу видно, что создатели забрели больше в дебри визуализации, нежели историчности. Правда, на фоне компьютерной масштабности, слишком блекло смотрятся физические декорации. Чувствуется та самая кусочность повествования.
Снова беда российского кинематографа — и история есть, и визуально фильм смотрится на ура, но только разогнавшись до чего то вкусного, фильм тут же спускается до глупости и не правдоподобности, а ведь это исторический военный фильм, в России грех валить подобную тему. Сериал далеко не провальный, но выпустив бы его после «Брестской крепости» того же Котта, и взяв за основу что-то серьёзнее Пикуля, сериал был бы более ожидаем и создатели отнеслись бы более серьёзно к своему новому творению. История каравана кинематографична и требует лучшего фильма\сериала. А так только не плохой, с гораздо более серьёзной историей в основе, раскрытой лишь на малую часть сериал.

Реквием каравану PQ-17

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 ноября 2013 года.

Реквием каравану PQ-17

Жанр

исторический роман

Автор

Валентин Пикуль

Язык оригинала

русский

Дата написания

Дата первой публикации

Электронная версия

«Реквием карава́ну PQ-17» — исторический роман (с подзаголовком «документальная трагедия») советского писателя Валентина Пикуля, написанный в 1969—1973 годах. Роман посвящён трагедии одного из арктических конвоев союзников в годы Второй мировой войны. Первый вариант был опубликован в журнале «Звезда» в 1970 году.

В июне 1942 года этот караван был почти полностью уничтожен немецкими подводными лодками и авиацией. В. С. Пикуль описывает разгром каравана, трагедию экипажей потопленных судов, преступную сущность гитлеровского режима. Вместе с тем автор рассказывает о мужестве и героизме советских, американских и британских моряков, которые до конца исполнили свой воинский долг. Наряду с романом английского писателя Алистера Маклина «Крейсер „Улисс“», повествующем о вымышленном караване, чья судьба напоминает PQ-17, произведение В. С. Пикуля является одним из известнейших произведений о полярных конвоях.

Роман переведён на ряд иностранных языков, в России в 2004 году по его мотивам снят телесериал «Конвой PQ-17».

> Примечания

  1. Валентин Пикуль. Реквием каравану PQ-17. — Litres, 2018-04-10. — 335 с. — ISBN 9785425036063.

Ссылки

  • Пикуль В.С. Реквием каравану PQ-17. Документальная трагедия. — М.: Роман-газета, №9 (991), 1984

Это заготовка статьи о книге. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Конвой PQ-17. Главный успех немцев на северном морском пути. Часть 1
(1 фото)

Почти — ибо один раз все-таки немцы смогли полностью разгромить конвой. Этот текст — именно об этой трагедии.
27 июня 1942 года из Хваль-фьорда в Исландии курсом на Советский Союз вышел очередной конвой под кодовым обозначением PQ-17. Его составляли 35 транспортов с 297 самолётами, 594 танками, 4246 единицами автомобильной техники и 156 тысячами тонн других грузов на борту. С ними вышли ещё 3 спасательных судна, 2 танкера для дозаправки боевых кораблей прикрытия и 1 судно – носитель истребителя. Руководил судами коммодор конвоя Даудинг. Охрана осуществлялась по уже отработанной схеме. Отряд дальнего прикрытия включал авианосец, два линкора, тяжёлый и два лёгких крейсера в сопровождении десяти эсминцев. Его возглавлял адмирал Тови, командующий всеми силами охраны PQ-17. Отряд ближнего прикрытия под флагом контр-адмирала Гамильтона состоял из четырёх тяжёлых крейсеров и четырех эсминцев. Непосредственное охранение обеспечивали шесть эсминцев, четыре корвета, два вспомогательных корабля ПВО, три тральщика, четыре морских охотника и две подводные лодки – эти силы подчинялись коммодору Бруму. Помимо этого, на позициях были развернуты четырнадцать субмарин союзников. Такие внушительные силы охранения могли бы достойно встретить любую угрозу, со стороны базовой авиации, подводных лодок и крупных надводных сил противника. На этот момент германское командование располагало следующими силами: один линкор, три тяжелых крейсера, десять эсминцев, два миноносца и девять подводных лодок. При этом на норвежских аэродромах были сконцентрированы значительные силы германской авиации, которые помимо атаки конвоя, могли осуществлять прикрытие своих надводных сил.
1 июля разведчик Люфтваффе обнаружили конвой в 60 милях восточнее острова Ян-Майен и после этого самолеты практически не теряли PQ-17 из вида. В 21:00 эскорт конвоя отогнал их глубинными бомбами германские подводные лодки. 2 июля вновь была обнаружена вражеская субмарина, эскорт атаковал противника, при этом транспорты выполнили маневр уклонения. Примерно в 16:40 конвой был атакован эскадрильей поплавковых торпедоносцев He-115. Плотный огонь ПВО, заставил самолёты отвернуть. Следующие сутки прошли спокойно.
Между тем вечером 2 июля германская эскадра в составе линкора Tirpitz, тяжёлого крейсера Admiral Hipper в сопровождении четырёх эсминцев и двух миноносцев проходила узкие шхеры Альтен-фьорда, выходя на оперативный простор для перехвата конвоя. Из-за практически нулевой видимости в тумане Z-6, Z-10, Z-20 налетели на мель, после чего было принято решение вернуть повреждённые корабли в базу. Вторая группа кораблей Кригсмарине начала движение из Нарвика, в её составе находились тяжёлые крейсера Lützow и Admiral Scheer, а также пять эсминцев и корабль снабжения. Однако и тут немцев ждала неудача, ночью 3 июля Lützow наскочил на скалу и был вынужден также вернуться обратно.
Ранним утром 4 июля конвой находился в районе острова Медвежий, над морем стоял плотный туман, укрывавший корабли среди полярного дня. Спустя некоторое время видимость стала улучшаться и в 3 часа сквозь разрыв в облаках на конвой вышел в атаку одиночный торпедоносец, который добился попадания в американский транспорт Christopher Newport. Судно потеряло ход, 47 человек команды были подобраны из шлюпок сопровождавшим конвой британским спасательным судном Zamalek. Транспорт попыталась добить английская подлодка эскорта, но он остался на плаву и в 8 часов был потоплен уже немецкой субмариной.
К середине дня туман окончательно рассеялся. В этот момент крейсера ближнего прикрытия шли на расстоянии нескольких миль впереди конвоя. За кормой PQ-17 постоянно висели разведчики, сменяя друг друга. Позже к ним начали присоединяться торпедоносцы и бомбардировщики, кружившие, как коршуны неподалеку, и выжидая удобный момент для атаки. Сначала конвой методично атаковали бомбардировщики, около 17:00 к ним присоединились He-115, но все их попытки были неудачными. Спустя полчаса с юга появилось 25 торпедоносцев He-111, они заходили в атаку с разных курсовых углов, сбрасывая по паре торпед практически у самого борта кораблей. PQ-17 ответил ураганным огнем, сбив четыре самолета. Но в результате налета торпедные попадания получили транспорты Navarino, William Hopper, Empire Byron и «Азербайджан». Первый был покинут экипажем и вечером добит немецкой подлодкой. Второй был также оставлен и позже затоплен орудийным огнем эскорта. Команды последних справились с полученными повреждениями и стали догонять конвой.
Коммодор Брум позже записал в своем дневнике: «мое впечатление от решительности, проявленной конвоем и эскортом, таково, что, если не кончатся боеприпасы, PQ-17 может пройти куда угодно».
Тем временем в Лондоне, в британском Адмиралтействе, шло заседание под руководством первого морского лорда Дадли Паунда. На его столе лежало донесение о том, что местонахождение германской эскадры во главе с линкором Tirpitz на данный момент неизвестно. Она покинула норвежские фиорды и видимо следует на перехват конвоя. Следовало решать, что делать, и Паунд взял ответственность на себя: PQ-17 следовало рассеяться.
В 21:11 группа ближнего прикрытия получила приказ «отойти на запад полным ходом». Тут не было ничего необычного, так как крейсера по плану и не должны были следовать с конвоем после прохождения 25-го меридиана. Поэтому старшие офицеры конвоя не особенно придали значения этому сообщению. Но следом за первой радиограммой в течении четверти часа последовало еще две: в 21:23 — «ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты», и в 21:36 — «конвою рассеяться». Последняя радиограмма содержала принятую в британском флоте команду конвою при угрозе атаки надводным рейдером, чтобы тот не смог застигнуть транспорты в сомкнутом строю и уничтожить их вместе.
Не имея информации о местонахождении немцев, Брум и Гамильтон решили, что эскадра противника уже в непосредственной близости от них и передали на все суда приказ рассеяться, а эсминцам непосредственного охранения присоединиться к крейсерам для боя. Один за другим они разворачивались и уходили на запад, что деморализовало команды транспортов. Они остались один на один с врагом, который вот-вот должен был показаться на горизонте и неминуемо их уничтожить. Суда конвоя начали расходиться в разных направлениях на юг, север и восток, двигаясь поодиночке или небольшими группами.
Наступило 5 июля, самый трудный день для моряков PQ-17. На свободную охоту вышли германские подводные лодки и авиация. Первым, в неравной схватке пал Empire Byron, торпедированный U-703 в 8:27. Немного южнее следовал Carlton, за кораблем в течении трех часов следила U-88. Наконец, около 10:15 лодка с небольшим промежутком выпустила две торпеды. Первая попала в транспорт и не взорвалась, но на этом его везение закончилось. Взрывом второй торпеды был разрушен один из топливных танков, погибли два машиниста, на корабле начался пожар. Через 12 минут все было кончено, транспорт погрузился на ровном киле под воду. 45 человек спаслись на шлюпке к которой были привязаны четыре плота. Спустя десять часов их обнаружили гидросамолеты Люфтваффе и забрали 26 человек. 9 июля британский самолет нашёл оставшихся и сбросил им провизию. 13 июля шлюпку заметила U-376, подводники сообщили морякам с транспорта их координаты, оставили карту, компас, печенье, воду, сигареты и одеяла. Спустя 19 дней американцы наконец добрались до норвежского берега около Нордкапа и попали в плен.
В 14:31 двумя торпедами с U-456 был потоплен транспорт Honomu. Выжившие моряки, как и в предыдущем случае, перешли на шлюпку с привязанными плотами и легли в дрейф. 16 июля со шлюпки обрезал концы, к которым крепились плоты, разделив людей на две группы. Спустя двое суток девятнадцать человек на плотах были подобраны британским тральщиком в 360 милях от Мурманска. 28 июля U-209 наткнулась на вторую группу в шлюпке, в живых там оставалось всего восемь человек из девятнадцати, последние шесть дней они были без еды. Субмарина сняла уцелевших и доставила их как военнопленных в Норвегию.
Около 17:00 подводная лодка К-21 под командование капитана 2-го ранга Лунина, обнаружила на горизонте большую группу кораблей, среди которых был идентифицирован линкор Tirpitz. Спустя полчаса германская эскадра неожиданно резко сменила курс, К-21 проникла за передовую линию охранения, при этом пришлось стрелять из кормовых торпедных аппаратов, на расходящихся курсах с большой дистанции. Выпустив торпеды, лодка ушла на глубину и в 18:04 члены экипажа подлодки услышали два взрыва. Позже, не обнаружив никого на поверхности, К-21 всплыла и передала радиограмму о обнаружении противника, атаке и о взрывах. После войны, из анализа архивных документов, стало ясно, что торпеды Лунина не поразили противника, скорее всего они просто затонули, пройдя предельную дистанцию, и возможно сдетонировали при ударе о каменистое дно. Спустя час и пятнадцать минут германская эскадра была обнаружена разведывательным самолётом Северного флота, а затем и британской субмариной. Из данных радиоперехвата германскому командованию стало очевидно, что местонахождение и курс эскадры во главе с Tirpitz раскрыто. Также из донесений пилотов было понятно, что конвой рассеялся. Не желая подвергать свои крупные надводные корабли риску атак палубной авиации и подводных лодок, командование Кригсмарине в 22:30 отдало эскадре приказ возвращаться.
Утро 5 июля на германских аэродромах выдалось туманным, поэтому первый вылет последовал только после полудня. Бомбардировщики наводились на цель по данным разведчика, обнаружившего пару идущих вместе судов. Ими оказались Fairfield City и Daniel Morgan. Сначала Ju-88 около 15:00 расправились с первым, но второй транспорт огрызнулся из зенитки, не добившись попаданий самолеты ушли. Ближе к вечеру бомбардировщики вернулись, на этот раз, поразив цель с первого захода. В 22:52 поврежденный корабль добила U-88. На следующий день спасшиеся моряки будут подобраны советским танкером «Донбасс».
Тем временем шедший в одиночку Peter Kerr был атакован торпедоносцами, но смог увернутся от всех торпед. Спустя пару часов транспорт атаковали Ju-88, он был тяжело поврежден бомбами и, в 18:00 оставлен экипажем и на следующий день затонул. В 17:00 Pan Kraft перевозивший взрывчатку, загорелся после попадания бомбы и был покинут из-за угрозы детонации груза. Судно горело, пока 7 июля в 06:00 его не разорвал на куски чудовищный взрыв. В 18:47 торпедой с U-334 был поражён Earlston, транспорт потерял ход, в 18:53 лодка выпустила вторую торпеду, но взрыва не наблюдала – в этот момент одиночный бомбардировщик Люфтваффе попал в транспорт несколькими бомбами и судно за секунды скрылось под водой. После того, как команда перешла на шлюпки, недалеко от судна на поверхность всплыли четыре подводные лодки. Командир одной из германских субмарин приказал капитану Earlston и ещё трем членам команды перейти на борт лодки. Британцы попросили помочь с указанием курса до ближайшей земли, но получил сухой ответ: «Это война. Добирайтесь самостоятельно».
Около 17:30 германской авиацией была обнаружена еще одна группа из четырех судов с эскортом. В ходе атаки Ju-88 попадания бомбами получил танкер Aldersdale, судно лишилось хода. Тральщик Salamander сперва взял на буксир повреждённый корабль, но потом был вынужден оставить его, предварительно сняв команду, агонизирующий корабль попытались добить, но безуспешно, он отказывался тонуть. Позже на брошенный Aldersdale наткнулась U-457, в течение полутора часов субмарина произвела по нему 75 выстрелов из 88-мм палубного орудия и дала несколько очередей из зенитного орудия, несмотря на это корабль упрямо держался на воде. Его агонию завершила выпущенная торпеда, разломив судно пополам. Следом за танкером самолетами был тяжело поврежден и тонул спасательное судно Zaafaran. Одним из первых к нему поспешил на помощь Britomart, сопровождавший другую группу кораблей. Позже к спасению присоединился Zamalek, приняв на борт оставшуюся часть моряков. Небольшой объединенный конвой в составе Zamalek и Ocean Freedom, в сопровождении Palomares, Britomart, Halcyon и Salamander, отправился дальше на восток.
Вечером, к северу от места роспуска конвоя, самолеты Люфтваффе обнаружили и атаковали очередную группу из трех транспортов. Сначала Bolton Castle, в результате близких разрывов начал принимать воду, следом после попадания в трюм, загорелся Paulus Potter, третьей жертвой стал Washington, лишившийся управления после того, как бомба разорвалась в корпусе. Команды всех кораблей перешли на шлюпки и направились к Новой Земле, которая была в 360 милях, отказавшись подняться на борт подошедшего Onslow. Последней потерей в этот день стал River Afton – корабль коммодора конвоя Даудинга, около 22:00 с небольшим интервалом он получил попадание двух торпед с U-703, после чего затонул.
Продолжение следует…

zihuatanexo

Конвой PQ 17 атакован люфтваффе. Пока еще в сопровождении кораблей охранения.
» ..»Донбасс» подал швартовы на причалы Архангельска. Капитана судна, благо он был первым с моря, сразу же вызвали к высокому начальству.
– Ну, что там? – спросили его.
Павлов провел ладонью ото лба к подбородку, словно желая смахнуть липкую паутину какого-то кошмарного сна.
– Там… каша, – сказал кэп. – Нас бросили! Если и дойдет кораблей пять, так и на том спасибо.
– А где «Азербайджан»?
– С ним поганая история: торпеда вырвала ему кусок борта, а из пробоины самотеком выходит в море груз масла. Не хочу быть пророком, но если придет, то придет пустым.»
Из книги В. Пикуля «Реквием каравану PQ 17»

Судьбе злополучного арктического конвоя посвящены фильмы, книги и многочисленные статьи на интернет-порталах. Судьба каждого транспорта. Ушедшего на дно с таким важным для СССР грузом разобрана не единажды. Но в какой-то момент я подумал,а как сложилась судьба тех кораблей, что смогли достичь Архангельска? Что было с ними потом?
Итак, в список «счастливчиков PQ 17 попали 11 кораблей. Про «Донбасс» и «Азербайджан» информацию можно найти без труда, поэтому остановимся на союзника
Итак, торговые суда под флагом США. Это «Bellingham», «Benjamin Harrison», «Ironclad», «Winston-Salem», «Samuel Chase», «Silver Sword».
Под флагом Панамы до берегов СССР дошел «Troubadour «.
Торговые суда его величества это «Empire Tide», «Ocean Freedom».
Итак девять кораблей прибыли в Архангельск, разгрузились и остались у пирса в ожидании конвоя на запад. Он отправился в путь в сентябре 1942-го под названием
QP 14. «Волчья стая» немецких субмарин атаковала караван в пути.

20 сентября был торпедирован «Silver Sword». Все члены экипажа, кроме одного моряка спаслись,

Через несколько часов на дно Атлантики ушел и «Bellingham».
Из советской России суда везли пиломатериалы, поэтому из-за «плавучести» груза, у моряков было время чтобы спустить на воду шлюпки и плоты.
Итак, повторюсь, это было 20 сентября. Следующим, потопленным врагом судном был англичанин.
Как сообщается в сети — «Ocean Freedom» был вторым из тридцати кораблей Ocean Class Liberty, построенных и поставленных в 1942 году компанией Todd & Bath Iron SB Corporation,
Портленд, штат Мэн, США. «Ocean Freedom» вновь пришел с грузом для Красной Армии в порт Мурманск в начале 1943-го. К этому времени конвои получили новое наименование.
Вместо PQ – JW.

«Ocean Freedom» входил в состав JW 53. Так вот ни кригсмарине, ни люфтваффе не смогли нанести вред каравану в океане. И тогда Геринг послал свои эскадрильи на Мурманск.
«Днем 13 марта пилоты I./KG30 добились нового крупного успеха. Торговый порт Мурманска и стоявшие на его рейде суда атаковали сначала семь, а потом еще десять Ju-88. В результате прямых попаданий был потоплен транспорт «Ocean Freedom» тоннажем 7173 брт, а также поврежден «Эмпайр Кинсман» тоннажем 6744 брт. Также было разрушено несколько причалов и выведен из строя один портовый кран. «

За тысячи километров от Мурманска, ровно через три дня, 16-го марта немецкая подводная лодка U — 172 атаковала «Benjamin Harrison». «Либерти» выполнял очередной рейс.
На этот раз шел в Северную Африку с грузом танков, грузовиков, вооружения и продовольствия. Погибло три моряка, 69 человек спаслись.

Американский сухогруз «Ironclad» после благополучного прихода в Архангельск с остатками конвоя недолго плавал под звездно-полосаиым флагом. После двух аварий американское командование решило избавиться от судна и продало его СССР. И транспорт был переименован. «Марина Раскова». Под таким названием корабль вошел в историю Северного флота. В начале августа 1944-го года транспорт и сопровождавшие его корабли конвоя были атакованы вражескими подлодками. «Марина Раскова» ушла на дно. Погибли сотни людей.
пароход «Марина Раскова» на дне. Вечная память…….
Это был пятый корабль из числа «счастливчиков» PQ 17. Пятый и к счастью последний.
Любопытно, но самое большое количество информации в сети вы найдете о «Samuel Chase».
Судя по всему, рейс с PQ 17 был для «Либерти» первым в его военной карьере. А вот потом..
«Samuel Chase» участвовал во всех пяти крупных американских десантных операциях в Европе во время Второй мировой войны, начиная с Алжира в конце 1942-го года.
Потом было участие в высадках на Сицилию, в Салерно, В Нормандию и в южную Францию.
«День Д» Знаменитое фото. Американцы высаживаются в Нормандии. Но не все знют, что и десантные суда и пехота и автор этого фотоснимка
прибыли к побережью на «Samuel Chase»
В 1945-м транспорт отправился в Тихий океан. Во время стоянки у побережья Окинавы, «Либерти» не раз подвергался воздушным атакам японцев.
Активная работа на благо антигитлеровской коалиции повлияла на состояние судна. «Samuel Chase» был выведен из эксплуатации в феврале 1947 года.
В течение многих лет транспорт находился в составе так называемого Резервного флота. Пока в мае 1973-го года не был продан на слом.
Интересное судно. Богатая у него биография.
«Empire Tide» тоже повезло. Британский корабль возил военные грузы вплоть до окончания войны. Потом его переименовали. В 1956 сухогруз был продан в Юго-Восточную Азию. Новые хозяева дали судну новое имя.В 1963-м транспорт вновь стал объектом сделки и вновь поменял имя. История корабля завершилась в 1966-м году, когда он был продан на переплавку в Японию.
Про «Winston-Salem» немало написано у Пикуля. Достигнув Новой Земли команда бросила якорь и ушла на берег. Возвращать их на борт пришлось потом чуть ли не силой.
Претензии к капитану судна были и у командования союзников, поэтому в обратный рейс, оно ушло без капитана. Тот, сказавшись больным, остался в Архангельске.
«Winston-Salem» достигнув Британии встал на ремонт. Затем он ушел с грузом в Северную Африку. В США «Winston-Salem» вернулся лишь в апреле 1943-го.
Вот пока все, что мне удалось узнать о судьбе этого судна.
Ну, и наконец, последний военный транспорт из числа «везунчиков» это «панамец» «Troubadour «. Атаки немецких бомбардировщиков, подлодок, штормы и ураганы – все миновало его.
Его трудовая биография насчитывает 40 лет. Построен в Англии, в Сандерленде в 1920 — м году. Тоннаж – 8384 . В 1960-м году разрезан на переплавку в Гонконге.
Ну вот, теперь вы все знаете о судьбе девяти «счастливчиков» PQ 17. Девять дошли до Архангельска. А до конца войны «доработали» только четыре.Tags: merchant navy, royal navy, Валентин Пикуль, история США, кригсмарине, люфтваффе, союзники