Истребитель 1 поколения

Поколения реактивных истребителей

Поколение реактивных истребителей (поколение самолётов «истребительного» типа) — группа серийных маневренных боевых самолётов с близкими лётно-техническими характеристиками, календарный период проектирования которых соответствует единому мировому уровню развития авиационной науки и техники.

Принадлежность к тому или иному поколению определяется по совокупности признаков, определяющих особенности: аэродинамической компоновки и конструктивно-силовой схемы планера; силовой установки; бортовых самолётных систем и систем бортового оборудования и вооружения.

Впервые такое деление поколений предложено сразу для пятого поколения. В это время в США обсуждалась программа создания нового истребителя Advanced Tactical Fighter, завершившаяся созданием малозаметного истребителя Lockheed F-22 Raptor на смену McDonnell Douglas F-15 Eagle.

В некоторых странах, например в Китае и Швеции, ведётся собственный отсчёт поколений, связанный с имеющейся у них чёткой национальной последовательностью истребителей, сменявших друг друга.

Системы поколений

Messerschmitt Me.262 — первый серийный реактивный истребитель

Единых соглашений по свойствам, требуемым для отнесения к тому или иному поколению, нет. Данная группировка в поколения условна, из-за чего могут возникать разногласия по поводу отдельных модификаций. Широко принятой является система, выделяющая пять существующих поколений.

Было предложено также несколько других систем (некоторые включали и нереактивные истребители). Так, Ричард Халлион (англ.)русск. в 1990 году выделял шесть поколений, не соответствующих применяемым в XXI веке:

  1. Дозвуковые (1943—1950): Мессершмитт 262, Як-15, МиГ-9, F-84 с прямым крылом. Число Маха: 0,75—0,85.
  2. Околозвуковые (1947—1955): F-86, МиГ-15, МиГ-17. Число Маха: 0,9—1,05.
  3. Ранние сверхзвуковые (1953—1960): МиГ-19, F-8. Число Маха:до 2 Махов.
  4. Сверхзвуковые ограниченного применения (1955—1970): F-104, ранние МиГ-21 и «Мираж» III. Число Маха: от 2,0.
  5. Сверхзвуковые многоцелевые (1958—1970): F-105, F-4, поздние выпуски Миг-21 и «Мираж» III. Число Маха: ——.
  6. Высокоэффективные сверхзвуковые многоцелевые: F-14, F-15, F-16, F-18, МиГ-29, Су-27. Число Маха: ——.
Первое поколение Второе поколение
К первому поколению относятся первые реактивные самолёты, созданные в 1940—1950-е годы. Для них характерны следующие признаки:

  • Отсутствие бортового радара, частично заменяемого радиоприцелом
  • Дозвуковая скорость полета, но у отдельных моделей, например F-100 Super Sabre, возможно незначительное превышение скорости звука.
  • Авиационные пушки как основное вооружение
  • Возможно применение неуправляемых ракет, но как вспомогательного вооружения (например для атаки наземных целей).

Примерами машин первого поколения являются:

  • Messerschmitt Me.262
  • Lockheed F-80 Shooting Star
  • Gloster Meteor
  • Де Хэвиленд «Вампир»
  • МиГ-9
  • Як-15
  • Як-17
  • Як-25
  • МиГ-15
  • МиГ-17
  • North American F-86 Sabre
  • North American F-100 Super Sabre
  • McDonnell F-3 Demon
  • McDonnell F2H Banshee
  • FMA I.Ae. 27 Pulqui
  • FMA I.Ae. 33 Pulqui II
  • Dassault Ouragan
  • Dassault Mystère IV
  • Messerschmitt Me.163
  • Heinkel He 162
Второе поколение создавалось в 1950—1960-е годы. Для них характерны следующие признаки:

  • Сверхзвуковая скорость (до 2М).
  • стреловидное крыло;
  • первые турбореактивные двигатели с форсажем;
  • Управляемые или самонаводящиеся ракеты в качестве основного оружия.
  • наличие бортового радара.
  • Поиск новых форм крыла.

Однако крейсерская скорость у истребитетелей второго поколения все же дозвуковая. Ко второму поколению относятся:

  • МиГ-19
  • Як-28
  • Су-7
  • Су-9
  • Су-15
  • Saab 35 Draken
  • Dassault Mirage III
  • Сааб J-29 «Туннан»
  • Vought F-8 Crusader
  • McDonnell F-101 Voodoo
  • Convair F-102 Delta Dagger
  • Lockheed F-104 Starfighter
  • Republic F-105 Thunderchief
Третье поколение Четвёртое поколение
Третье поколение создавалось между 1955 и 1980 годами. К характерным чертам можно отнести:

  • сверхзвуковую скорость (число Маха 2 и более);
  • Радары повышенной мощности.
  • более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем;
  • Использование ракет большой и средней дальности.

Типичными представителями третьего поколения являются:

  • McDonnell Douglas F-4 Phantom II
  • Northrop F-5
  • МиГ-21
  • Dassault Mirage F1
  • SEPECAT Jaguar
  • Super Étendard
  • Saab 37 Viggen
  • МиГ-23
  • МиГ-27
  • Су-17
Четвёртое поколение разрабатывалось в 1975—2010 годах и отличалось от третьего следующими характеристиками:

  • Улучшенные манёвренные характеристики (неустойчивая аэродинамическая схема).
  • Двухконтурные турбореактивные (турбовентиляторные) двигатели с пониженным расходом топлива.
  • усовершенствованная авионика
  • ЭДСУ
  • Многоцелевые самолёты
  • разделяют 4-е поколение и поколения 4+ и 4++. Так принято называть самолёты 4-го поколения, модернизация или дальнейшее развитие которых приближает их характеристики и эффективность к истребителям пятого поколения (4+), либо удовлетворяющие большинству (кроме малозаметности) требований к истребителям пятого поколения (4++). В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю 5-го поколения.

Типичные представители 4-го поколения:

  • Як-141
  • Су-27
  • МиГ-29
  • Grumman F-14 Tomcat
  • McDonnell Douglas F-15 Eagle
  • General Dynamics F-16 Fighting Falcon
  • McDonnell Douglas F/A-18 Hornet
  • Saab JAS 39 Gripen
  • Dassault Mirage 2000.

Типичные представители поколения 4+:

  • Су-33
  • Су-30
  • Eurofighter Typhoon
  • Dassault Rafale
  • J-10

Представители поколения 4++:

  • Су-35
  • МиГ-35
Пятое поколение Шестое поколение
Основная статья: Истребитель пятого поколения Истребители пятого поколения начали разрабатываться с конца XX века и отличаются от четвёртого следующими характеристиками:

  • Применений стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, размещение вооружения внутри фюзеляжа;
  • полёт на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.
  • более совершенная авионика (АФАР и т.п.).

Примерами истребителей пятого поколения считаются:

  • F-22 Raptor (США; на вооружении с 2005 г.)
  • F-35 Lightning II (США; на вооружении с 2015 г.)
  • J-20 (Китай; на вооружении с 2017 г.)
  • Су-57 (Россия; предсерийный прототип, испытания)
  • J-31 (Китай; прототип, испытания)
  • X-2 Shinshin (Япония; прототип, испытания)
Основная статья: Истребитель шестого поколения Истребители шестого поколения будут отличаться от пятого следующими характеристиками:

  • крайняя скрытность (улучшенная стелс-технология);
  • эффективность во всех режимах полёта (от дозвуковой скорости до нескольких Махов);
  • возможность изменения формы;
  • умное покрытие;
  • высокоинтегрированные сетевые возможности;
  • очень чувствительные датчики;
  • пилотирование истребителя опционально;
  • оружие направленной энергии и ракетное оружие нового поколения.

В июне 2016 года глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов заявил о разработке перспективного истребителя шестого поколения. К числу его характеристик относятся:

  • гиперзвуковая скорость;
  • сверхманёвренность;
  • многофункциональность;
  • стелс-технологии;
  • использование композитных материалов в строительстве.

Галерея

Истребители пятого поколения:

  • F-22 — первый в мире принятый на вооружение истребитель пятого поколения в США

  • F-35 — принятый на вооружение до государственных испытаний истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный США и другими странами НАТО

  • J-20 — первый неамериканский принятый на вооружение истребитель пятого поколения, разработанный Китаем

  • Су-57 — российский перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения

  • X-2 Shinshin — прототип японского перспективного многоцелевого истребителя пятого поколения

> См. также

  • История авиации

> Примечания > Литература

Ссылки

  • Поколения моторов // Коммерсантъ, 10.12.2007
  • Истребители. Пятое поколение. Что это? // Технополис завтра, 1.05.2012
  • Покупатели слетаются на пятое поколение российских истребителей // interpolit.ru, 22.02.2015

Четвертое поколение

  • Совершенство приводит к деградации. Современные истребители стали слишком дороги для реальной войны // НГ, 7.07.2017

Пятое поколение

  • В России начали создавать опытный образец истребителя пятого поколения // NEWSru.com, 12 декабря 2007
  • Пятое поколение, по некоторым прогнозам, прослужит более 50 лет
  • Пятое поколение официально планируется сохранять в войсках до 2050-года // politrussia.com

Шестое и последующие поколения

  • Требования к истребителю шестого поколения в США // Взгляд
  • Перспективы шестого: к 2030 году ожидается появление прототипов истребителей на замену Т-50 и F-22
  • Главком ВКС России сообщил о разработке истребителя седьмого поколения // РБК

Что творится!

Странные пришли времена. В США количество истребителей пятого поколения скоро перевалит за пять сотен. В Китае и России пятое поколение летает и потихоньку становится на вооружение. Свой проект есть у Японии и даже Ирана (только не гуглите его на ночь глядя!). И лишь Европа молчит. Да, в 2012 году SAAB обмолвился о Flygsystem 2020, но с той поры ни слуху ни духу.

Как это так — страны, недавно претендовавшие на место в зале славы лучших военных авиапроизводителей, отстают уже на несколько лет?

И что теперь делать? Впрочем, неважно. Давайте лучше посмотрим на остатки былой роскоши — проекты четвёртого поколения, созданные в Европе, и устроим контрольную закупку этих летательных аппаратов

Первый раунд: выбор специалистов

Франция: «Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку — «Дассо-Мираж» 2000.

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американских «коллег».

«Дассо Рафаль»

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика (карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания: «Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов, «Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть в «почти стелс». «Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Топливо льют не только в фюзеляж, но и в крылья.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и у «Рафаля».

«Еврофайтер Тайфун» (фото: David Ellins)

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39 «Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первому «грифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеров «Сааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.

SAAB JAS-39 «Грипен» (фото: Tuomo Salonen)

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000 (фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

Оценки:

Dassault Rafale — 4,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Второй раунд: народное голосование

В этом раунде все просто. Голосуют другие страны, используя рубли, доллары, франки или другую валюту. Больше продаж — больше очков. Впрочем, есть нюансы.

Стоимость этого истребителя — 85-124 миллиона долларов. Да, недёшево, но продажи удалось разогнать за счёт победы в «матери всех тендеров» — индийском MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft, «средний многофункциональный боевой самолёт». — Прим. ред.). 36 штук пропихнули Катару и 24 — Египту. Ну и сама Индия вроде как уже раскачалась на 36 французских «шквалов» (планировалось, правда, 126, но это уже детали).

«Дассо Рафаль» (фото: Gauthier Bonnet)

Цена кусается: где-то на уровне 120 миллионов за тушку. Однако купец нашёлся и на этот товар. Помимо участвовавших в создании стран (тут правило железное: участвовал в готовке — будешь есть) «тайфуны» приобрели Австрия, Саудовская Аравия и Оман. Также запущен процесс поставки в Катар и Кувейт. В общей сложности более шестисот самолётов порадуют своих хозяев.

SAAB JAS-39 «Грипен» (фото: Tony Osborne)

Несмотря на очень сладкую цену в 48 миллионов долларов, покупателей не так много. И покупатели тут другие: из карманов достают последнее, торгуются, надеются на скидку. Венгрия, Чехия, ЮАР и Таиланд доверили своё небо шведским машинам, но стоит учитывать, что некоторые купить не смогли и договорились взять самолёты в лизинг. Хотела завести у себя «грифонов» и Швейцария, но народное голосование оказалось против.

Зато дальше дела пошли лучше: выиграли бразильский тендер, по которому скоро могут начаться поставки. Несколько штук приобретёт Болгария.

Оценки:

Dassault Rafale — 3,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Третий раунд: жестокая реальность

Что с перспективами? В целом они примерно одинаковые. Франция будет держаться за «рафали» до последнего, пытаясь пропихивать их в любой возможный тендер и надеясь на уже покрывающийся пылью «индийский вариант».

Шведы прочно заняли нишу «просто и недорого», а вот для «Тайфуна» гром грянул в феврале 2017 года. Тогда министр обороны Австрии обвинил создателей в мошенничестве и попросил вернуть пятнадцать уже поставленных самолётов, а на сэкономленные два миллиарда долларов закупить недорогих шведов. Впрочем, остальные пользователи были не столь категоричны в оценках проекта.

«Еврофайтер Тайфун»

Жить четвёртое поколение будет ещё долго. Альтернатив почти нет: или бросать своё, с таким трудом созданное, и переходить на американские F-35, или продолжать гордо нести изрядно потрёпанный флаг «Made in Europe. Мы умеем в авиацию».

Видеокамера экшн GoPro HERO 4 Black Edition — Adventure (CHDHX-401) — Характеристики

Экшн-камера GoPro Hero 4 Black Edition – Adventure поддерживает запись видео с разрешением UHD 4K, а также создание фотографий до 12 Мп. В режиме SuperView она способна охватывать очень широкие сцены, что очень важно для съёмки панорам неба и морского побережья, а также для записи спортивных соревнований.
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ РЕЖИМЫ
При максимальном разрешении частота смены кадров достигает 30 в секунду. Её можно повысить до 50 или 120 в секунду, выбрав режимы съёмки 2704 x 1520 и 1920 x 1080 соответственно. Благодаря этому с помощью такого устройства удаётся получать Slowmotion-ролики с плавными естественными движениями.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
Камера позволяет реализовать все задумки пользователя. В ней предусмотрен режим серийной фотографии со скоростью до 30 кадров в секунду, а также функция Time Lapse с задержкой между кадрами от 0,5 до 60 секунд. Для съёмки ночного неба стоит воспользоваться режимами Night Photo и Night Lapse с оптимизированными настройками экспозиции.
УДОБСТВО УПРАВЛЕНИЯ
С помощью беспроводных модулей Wi-Fi и Bluetooth пользователь может подключить к устройству смартфон либо специальный пульт. При этом он получает новые возможности, связанные с дистанционной настройкой камеры.
МАКСИМАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В комплект поставки входит аквабокс, который сохраняет герметичность при погружении в воду на глубину до 40 метров. Кроме того, он защищает камеру от повреждений при езде на мотоцикле, а также при занятиях экстремальными видами спорта.
О БРЕНДЕ
Основатель GoPro Николас Вудман пробовал себя в разных бизнес-сферах, но его главным увлечением был сёрфинг. И именно по запросам любителей водного спорта и были придуманы первые камеры. Перейдя в 2006 году от аналоговых технологий к цифровым, Николас только упрочил свои позиции, ведь в это же время начал активно развиваться YouTube, и желающих делиться впечатлениями, снятыми на GoPro, стало в разы больше.

Режим 4К в камерах GoPro

  • История GoPro
    • Эволюция камер GoPro
    • История создания GoPro
  • Модели камер
    • MAX
    • HERO8 Black
    • Fusion
    • HERO7 Black
    • HERO7 Silver
    • HERO7 White
    • HERO6 Black
    • HERO5 Black
    • HERO 2018
    • Omni
    • HERO5 Session
    • HERO4
    • HERO Session
    • HERO3+
    • HERO3
    • HERO
  • Режимы и настройки
    • В каком браузере владельцам Mac стоит смотреть видео 360˚?
    • Режим Protune в экшн-камерах GoPro
    • Как конвертировать HEVC-видео в H.264?
    • Разряд аккумулятора на выключенной GoPro
    • Удаление ненужных файлов с microSD-карты
    • Для чего нужны формат RAW и технология HDR
    • Системные файлы на карте памяти GoPro
    • Зарядка камер GoPro: правила и рекомендации
    • Обновление камеры GoPro в ручном режиме
    • Проблема при обновлении GoPro через Quik Desktop
    • Обновление GoPro через Quik Desktop
    • Обновление GoPro через приложение GoPro App
    • Проблемы при подключении камеры к GoPro App
    • Quik Desktop не видит камеру у пользователей Mac
    • Разъемы в камерах GoPro
    • Сброс настроек GoPro до заводских
    • Режимы видеосъемки GoPro
    • Режимы фотосъемки HERO5
    • QuikStories в приложении GoPro
    • Режим 4К в камерах GoPro
    • Съемка в режиме Timelapse
    • GoPro, как видеорегистратор
    • Spot Meter на камерах GoPro
  • Дрон Karma
    • FAQ Квадрокоптер Karma
    • Использование дронов на территории РФ
    • Приложение к обновлению ПО 28.09.2017
    • Создание пары с приложением Passenger
    • GoPro Karma. Больше, чем просто дрон
    • Как определить повреждения Karma
    • Дрон Karma: предостережения и уведомления
    • Как заряжать систему Karma
    • Как посадить дрон
    • Включение системы Karma
    • Сопряжение контроллера Karma с дроном
    • Обновление системы Karma
    • Как настроить контроллер Karma
  • Стабилизация GoPro
    • Feiyu G6, экшн-камера и смартфон — единое целое.
    • Обзор стабилизатора GoPro Karma Grip
    • Обзор стабилизатора Feiyu Tech G5
    • Что такое стабилизация в камерах GoPro
    • Улучшаем видео без стабилизатора для GoPro
    • Виды стабилизаторов для GoPro
    • Сравнение стабилизаторов для GoPro
  • Аксессуары
    • Набор аксессуаров GoPro Adventure Kit – все необходимое в одном месте
    • Набор аксессуаров GoPro Sport Kit – быть свободным в съемке
    • Желтый силиконовый чехол GoPro с автографом звезды
    • Справка о двойном блоке питания для камеры Fusion
    • Обзор популярных GoPro моноподов. Сравниваем и выбираем
    • Внешний аккумулятор GoPro Portable Power Pack
    • Знакомство с креплением GoPro The Jam-Adjustable
    • Пульт управления Wi-Fi Smart Remote
    • Super Suit Housing: когда упаковка имеет значение
    • Крепление-капа для полной свободы съемки
    • Крепление-упряжка для собак GoPro Fetch Dog Harness
    • GoPro Hand + Wrist Strap – свобода рук для долгой съемки
    • Карты памяти Sandisk – надежные аксессуары для GoPro
    • Присоска Suction Cup Mount. Кому это нужно?
    • GoPro Chesty – твоя свобода движения
    • GoPro Travel Kit — видеоблогерам и туристам
    • LaCie DJI Copilot – не ограничивай себя в объемах!
    • Какой купить внешний жесткий диск?
    • Штатив Joby GorillaPod 500 Action
    • Телескопический монопод-штатив Fusion Grip
    • Стабилизатор для смартфона Feiyu Tech SPG 2
    • Кинохлопушка – от истоков прошлого до нашего времени
    • Nomad Wireless Hub – всё в порядке, спасибо зарядке
    • SP Connect Case – велосипедный кейс для фанатов GoPro
    • Киноматографичная картинка вашего Mavic Air
    • Новый образ твоей GoPro
    • Octomask – маска с креплением для GoPro
    • Аксессуары Manfrotto – мечтай о большем
    • Использование полусферы-купола с камерой GoPro
    • Как хранить и переносить отснятый материал с GoPro
    • Фонари для камер GoPro
    • Самые длинные селфи-палки для GoPro
    • Топ-7 лучших кейсов для GoPro
    • Аксессуары Thule для настоящих гиков экшн-съемок
    • Как закрепить экшн-камеру GoPro на шлем
    • Рекомендуемые microSD карты для GoPro HERO5
    • Фильтры для GoPro для съемки под водой
    • Для чего светофильтры камере GoPro
    • Съемные платформы для музыкальных инструментов
    • Клеящиеся платформы GoPro
    • Как использовать GoPro Gooseneck
    • Jaws — нестрашные челюсти от GoPro
    • Различие Battery BacPac ABPAK-304 и ABPAK-401
    • Синхронизация Smart Remote и камер GoPro
  • Советы по съемке
    • 10 советов по созданию идеальных роликов QuikStory
    • Крутые советы по съемке на HERO8 Black
    • Советы для тех, кто любит поплавать с GoPro
    • Как снять ночное небо на GoPro
    • Как снять фейерверк на GoPro
    • Как сделать лучший кадр на HERO7 Black
    • Выбор техники для блогера: в погоне за идеальным качеством съемки
    • Советы при съемке на камеру GoPro
    • Как снять хорошие кадры
  • FAQ
    • Сопряжение HERO6 Black с пультом Wi-Fi Smart Remote
    • Как узнать, какая модель камеры GoPro вам подойдёт?
    • Оптимальные параметры для съемки на HERO6 Black
    • Смена языка камеры с китайского на английский на HERO4
    • Cтоп-кадр из видео с помощью GoPro Studio
    • Функция подавления шума ветра в камерах GoPro
    • Совместимость аккумулятора HERO8
    • 10 советов по созданию идеальных роликов QuikStory
    • HERO8 Black: режим LiveBurst
    • HERO8: Ночной режим видео таймлапс
    • HERO8 Black: как открывать и закрывать боковую крышку
    • GoPro MAX: как открыть, снять и установить защитную крышку
    • Компьютерная программа Quik не открывается
    • Quik | Desktop: ошибки во время запуска режима создания
    • Информация о процессорах в камерах GoPro
    • Что такое Quik Stories в мобильном приложении Quik?
    • Мобильное приложение Quik: ошибки во время воспроизведения
    • В какие соцсети можно выложить записи с помощью Quik?
    • Информация о кэше мобильного приложения Quik
    • Зависает камера Fusion, что делать?
    • На каком расстоянии работает Wi-Fi камеры GoPro
    • Как проверить, выполнено ли обновление ПО?
    • Укороченное время видеозаписи
    • Как отформатировать microSD карту через камеру Fusion
    • Форматирование SD-карты с помощью ПК
    • Установка программы Fusion Studio на ПК с ОС MacOS
    • Установка программы Fusion Studio на ПК с ОС Windows
    • Совместная работа HERO7 Black, Karma Grip и квадрокоптера Karma
    • Протокол HDCP поддерживается камерой Fusion?
    • Сколько весит видеозапись с камеры Fusion
    • «NO SD» либо «SD ERR» на ЖК мониторе камеры
    • Плохой звук в видеозаписи
    • Разрешения видеозаписей у камер HERO7
    • Связь между пультом и камерой проходит с задержкой
    • Соединение экшн-камер и программы GoPro App
    • Как сделать рендеринг видеозаписи в GoPro Fusion Studio?
    • Как соединить Fusion и пульт ДУ Remo/Smart Remote?
    • Возникновение ошибки «File not supported»
    • Обязательная регистрация дронов
    • Сведения о сети Wi-Fi в камерах GoPro
    • Как загрузить видео в режиме 360°
    • Можно ли пользоваться одновременно несколькими гнёздами в видеокамерах GoPro?
    • Как перенести файлы в GoPro Fusion Studio
    • Слот для карты памяти на камерах HERO7
    • Запотевает объектив камеры Fusion
    • Не запускается камера Fusion
    • Распространенные вопросы о GoPro Fusion Studio
    • Как пользоваться плагинами Adobe в Fusion Studio
    • Почему нельзя купить GoPro за 2990 рублей?
    • Информация об аккумуляторной батарее HERO7
    • Что такое .thm и .lrv файлы?
    • Подробно об углах обзора камеры HERO 7
    • Отключение дисплея на камерах HERO7
    • Поддерживается ли камера Fusion приложением «Quik»?
    • Как обрезать видео 1440 до 1080 в «Quik»
    • Меню в камерах HERO7
    • Фотографии RAW в приложении GoPro Fusion Studio
    • Не включается камера HERO7
    • Разделить видео на части, с помощью GoPro камеры
    • Как сделать лучший кадр на HERO7 Black
    • Использование фильтров с камерой Fusion
    • Процессоры камер GoPro
    • Пряма трансляция с камеры GoPro в VK или instagram
    • Время зарядки фонаря LED Knog Qudos Action Light
    • Ресурс карт памяти SanDisk
    • GoPro Fusion режим «OverCapture»
    • Как вести прямой эфир через GoPro HERO7
    • Совместимость HERO7 с квадрокоптером GoPro Karma и рукояткой Karma Grip
    • Подключение камеры к часам Apple Watch
    • Новый звук в HERO7 Black
    • На какой частоте работает пульт GoPro Smart Remote?
    • Можно ли отправить камеру по почте?
    • Подключение микрофона к HERO7 Black
    • Подводная съемка на HERO7 Silver
    • Ошибка калибровки GoPro Karma. Что делать?
    • Управление камерой при съемке с монопода
    • Карта памяти для HERO7 Black
    • Постоянно горит нижний индикатор на HERO7 Black
    • Выбор языка в камерах GoPro
    • Угол обзора HERO7 Black
    • Камера разряжается в выключенном состоянии
    • Программы для обработки видео с камер GoPro
    • В чем разница между «этой» и «этой» камерой?
    • Как снять переднюю защитную линзу?
    • Куда пропали модели GoPro HERO Session и HERO5 Session?
    • Оригинальная ли у меня камера?
    • Что такое сервис GoPro Plus?
    • Использование камеры GoPro в морской воде
    • Как подключить к телевизору GoPro HERO7?
    • GoPro Karma — Режим следования
    • Стереомикрофон Saramonic G-Mic Kit
    • Белая HERO7 Black
    • Можно ли найти утерянную камеру GoPro?
    • Прямая трансляция с камеры GoPro
    • Hero7 Black сильно греется
    • HERO7 Black + пульт Smart Remote
    • Ошибка «Проверка подлинности» в Quik Desktop на MacOS
    • Как начать работу с HERO7 без GoPro App
    • Quik Desktop требует ввода учетных данных – что делать?
    • Как добавить свой аудиофайл в GoPro Studio?
  • Интересное не GoPro
    • Карты памяти Sandisk – надежные аксессуары для GoPro
    • LaCie DJI Copilot – не ограничивай себя в объемах!
    • Какой купить внешний жесткий диск?
    • Insta360 One X – панорамное видео в кармане!
    • Insta360 Nano — камера 360 градусов
    • DJI OSMO POCKET — карманный стедикам с камерой
    • Стабилизатор Feiyu Tech G6 для камер GoPro
    • Стабилизатор для смартфона Feiyu Tech SPG 2
    • Киноматографичная картинка вашего Mavic Air
    • SP Connect Case – велосипедный кейс для фанатов GoPro
    • Nomad Wireless Hub – всё в порядке, спасибо зарядке
    • Кинохлопушка – от истоков прошлого до нашего времени
    • Miggo Pictar One: из телефона в фотокамеру
    • Аксессуары Manfrotto – мечтай о большем
    • Аксессуары Thule для настоящих гиков экшн-съемок
    • Продукция Thule — возьми свою жизнь с собой
    • Использование полусферы-купола с камерой GoPro
    • Octomask – маска с креплением для GoPro
    • Qudos Action Light – фонарь для GoPro
    • Баланс борды – тренажеры равновесия
  • Сервис и документы
    • Электронная подарочная карта GoPro
    • Все, что вам нужно знать о возврате
    • Руководство пользователя
    • Знаки соответствия – РСТ и EAC
    • Как избежать проблем с гарантией
    • Гарантийное обслуживание
    • Пользовательское соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Публичная оферта

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Поколением реактивных истребителей называется совокупность типов, обладающих сходными боевыми возможностями. Как следствие, эти самолёты разрабатывались и эксплуатировались развитыми странами примерно в одно и то же время, при их создании применены сходные технические решения.

Как правило, термин применяется когда речь идет о советских или американских реактивных самолётах, но к какому-либо поколению можно отнести и истребители других стран. Ниже перечислены все пять поколений с их основными признаками.

Концепции поколений реактивных истребителей

То, что принято называть «поколениями» боевой техники отражает переломные изменения во взглядах военных теорий применения и эффективности использования систем вооружений, связанные с научно-техническим развитием, возникновением и развитием новых технологий, появлением принципиально новых возможностей. Не следует путать поколения с типами истребителей (перехватчики, бомбардировщики, истребители завоевания превосходства, барражирующие, фронтовые, многоцелевые, палубные и т.д.) или весовыми категориями (лёгкие, средние, тяжелые).

Реактивные истребители первого поколения концептуально не отличались от истребителей дореактивной эпохи. Единственным отличием стало применение реактивного двигателя вместо поршневого. Первыми реактивными истребителями, выпускавшимися серийно, стали немецкие Мессершмитт-262, Мессершмитт-163 и английский Глостер Метеор, все три приняты на вооружение примерно в одно время — в 1944 году.

Наращивание мощности реактивных двигателей и, как следствие, скорости и высотности истребителей, привело к появлению сверхзвуковых истребителей. К этому же времени относится и появление достаточно компактных радаров, радарных прицелов, а также управляемых ракет класса «воздух-воздух», что создало предпосылки для изменения тактических приёмов воздушного боя. Концепция истребителей второго поколения — увеличение скорости и дистанции боевого соприкосновения вплоть до полного отказа от ближнего маневренного воздушного боя. Так, на многих реактивных истребителях второго поколения изначально не предусматривалось пушечное вооружение. Считалось, что при наличии ракет класса «воздух-воздух» нет необходимости сближаться с противником на дистанцию пушечного огня.

Опыт воздушных боев в небе над Вьетнамом и на Ближнем Востоке показал, что полного отказа от маневренного воздушного боя не произошло, что привело к возвращению пушечного вооружения. Сохранение ближнего маневренного боя заставило конструкторов задуматься о расширении спектра боевых скоростей истребителей, что привело к созданию самолётов с изменяемой стреловидностью крыла, позволяющей самолётам эффективно маневрировать и вести бой от малых скоростей до скоростей, превышающих М=2. Первым боевым самолётом с таким крылом стал американский тяжёлый истребитель-бомбардировщик F-111. Его применяли и в других машинах того же класса (англо-итало-немецком многоцелевом Panavia Tornado, советском Су-24), в истребителях (советском МиГ-23, американском F-14). Вместе с появлением самолётов с изменяемой стреловидностью крыла появились радары повышенной мощности и ракеты большей дальности. Эти самолёты стали считать третьим поколением истребителей, которое возникло во второй половине 60-х — первой половине 70-х годов XX века.

Одновременно с появлением самолётов с изменяемой геометрией крыла, в США и СССР начались работы по созданию концепции истребителей четвёртого поколения. Военные теоретики вместе с конструкторами разработали программу, собравшую опыт воздушных боев и, как результат, создали виртуальный облик концепции нового поколения истребителей. Появление мощных бортовых компьютеров и развитие компьютерного моделирования, позволило резко повысить динамические и маневренные характеристики истребителей. Концепция истребителей четвёртого поколения основывалась на положении, что преимуществом в бою будут обладать истребители с более высокими динамическими и маневренными характеристиками. Наилучших маневренных характеристик удалось добиться советским конструкторам на истребителях МиГ-29 и Су-27, маневренные характеристики которых могут сравниться с характеристиками небольших спортивных самолётов. На этих машинах были отработаны новые манёвры воздушного боя, на истребителе Су-27 впервые был выполнен манёвр «Кобра», при котором самолёт резко задирает нос, но при этом сохраняет прежнее направление полёта. Таким образом, самолёт выходит на углы атаки больше 90° градусов, Су-27 способен выходить на углы атаки до 120°. Затем, самолёт возвращается в нормальный режим полёта практически без потери высоты. На других модификациях МиГ-29 и Су-27 были выполнены и другие фигуры высшего пилотажа, многие из них до сих пор невыполнимы для зарубежных истребителей.

Проекты истребителей пятого поколения появились как в СССР, так и в США в 80-х годах XX века. Истребители пятого поколения должны иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем истребители прошлых поколений, при их создании должны широко применяться технологии снижения заметности в различных диапазонах излучения. В основном, требования к истребителям пятого поколения у российских и американских конструкторов идентичны, основное отличие — отказ от сверхманевренности в пользу малозаметности со стороны америкацев (Тем не менее, самолёт F-22 является сверхманевренным, т.е. сохраняет управляемость на закритических режимах полёта). С одной стороны, сниженная заметность позволяет реализовать задуманную цель — «первым увидел — первым сбил», что делает отказ от сверхманевренности вполне оправданным, с другой стороны, постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения указывает на важность сверхманевернности для истребителей пятого поколения, так как при встрече двух малозаметных истребителей (считая мощность их радиолокационных станций одинаковыми) тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям. Однако, современные ракеты ближнего боя и нашлемные системы целеуказания, позволяют реализовать атаку воздушной цели двигающуюся с любым ракурсом, в любой точке передней полусферы и, частично, в задней полусфере, т.е. наличие такой ракеты и соответствующих систем целеуказания позволяет отказаться от выхода на закритические режимы полёта, которые, как правило, приводят к быстрой потере скорости, что, в ближнем воздушном бою, чревато потерей инициативы и поражением.

В настоящее время идут поиски критериев для следующего, шестого поколения боевой авиации.

Первое поколение

Messerschmitt Me.262 — первый серийный реактивный истребительМиГ-17 — советский истребитель первого поколения McDonnell F-3 Demon — американский истребитель первого поколенияВторой аргентинский реактивный истребитель I.Ae.33 Pulqui II на испытаниях

К нему относятся первые реактивные самолёты, созданные в 40-е — 50-е годы ΧΧ века. Для них характерны следующие признаки:

  • Отсутствие радаров
    • Частично радар заменяется радиоприцелом
  • Дозвуковая скорость полета, но у отдельных моделей, например F-100 Super Sabre, возможно незначительное превышение скорости звука.
  • Авиационные пушки как основное вооружение
    • Возможно применение неуправляемых ракет, но на вспомогательных ролях

К первому поколению относятся следующие машины:

  • В авиации Германии
    • Messerschmitt Me.262 — первый в мире серийный реактивный самолёт
    • Messerschmitt Me.163
    • Heinkel He 162
  • В авиации СССР
    • МиГ-9
    • МиГ-15
    • МиГ-17
    • Як-15
    • Як-17
    • Як-25
  • В авиации США
    • McDonnell F-3 Demon
    • McDonnell F2H Banshee
    • Lockheed F-80 Shooting Star
    • North American F-86 Sabre
    • North American F-100 Super Sabre
  • В авиации Аргентины
    • FMA I.Ae. 27 Pulqui
    • FMA I.Ae. 33 Pulqui II
  • В авиации других стран
    • Gloster Meteor
    • Dassault Ouragan
    • Dassault Mystère IV

К середине 1960-х годов из-за появления и массового ввода в эксплуатацию сверхзвуковых истребителей первое поколение устаревает, но продолжает применяться и в первой половине 1970-х.

Основные причины, приведшие к смене поколений:

  • Пушечное вооружение в качестве основного ограничивало дальность боев несколькими сотнями метров.
  • Развитие реактивных двигателей — снаряду зачастую не хватало скорости для поражения цели.

Второе поколение

МиГ-21 — самый распространенный в мире советский сверхзвуковой истребительLockheed F-104 Starfighter — американский истребитель второго поколения Dassault Mirage III — французский истребитель второго поколения

Ко второму поколению относятся машины, созданные в конце 1950-х — 1960-х годах, в конструкции была решена проблема основного оружия. Для них характерны следующие признаки:

  • Сверхзвуковая скорость (около 2М).
  • Наличие радаров.
  • Управляемые или самонаводящиеся ракеты в качестве основного оружия.
    • На некоторых самолётах отсутствует ствольная артиллерия.
  • Поиск новых форм крыла.

Ко второму поколению относятся:

  • В авиации СССР
    • МиГ-19
    • МиГ-21
    • Як-28
    • Су-15
    • Су-9
  • В авиации США
    • Vought F-8 Crusader
    • McDonnell F-101 Voodoo
    • Convair F-102 Delta Dagger
    • Lockheed F-104 Starfighter
    • Republic F-105 Thunderchief
  • В авиации других стран
    • Dassault Mirage III
    • Saab 35 Draken

Четкая граница между вторым и третьим поколениями отсутствует. Смена поколений произошла скорее в ходе естественной эволюции технологий, чем из-за необходимости изменений. По этой причине классификация некоторых самолётов спорна.

Третье поколение

МиГ-23 — советский истребитель третьего поколения с изменяемой стреловидностью крыла McDonnell Douglas F-4 Phantom II — американский многоцелевой истребитель третьего поколения

При его создании делался акцент на увеличение дистанции ведения боя. Однако к принципиальным нововведениям можно отнести лишь изменяемую геометрию крыла и вертикальные взлет и посадку. Основные признаки:

  • Радары повышенной мощности.
  • Использование ракет большой и средней дальности.

К третьему поколению принято относить:

  • В авиации СССР
    • МиГ-23
    • МиГ-25
    • МиГ-27
  • В авиации США
    • McDonnell Douglas F-4 Phantom II
    • Northrop F-5
  • В авиации других стран
    • Dassault Mirage F1
    • Saab 37 Viggen

Причиной смены поколений стала возможность строить более энерговооружённые и манёвренные самолёты, которые и составили четвёртое поколение.

Четвёртое поколение

МиГ-29 — советский легкий многоцелевой маневренный истребитель 4 поколения Су-27 — советский тяжелый многоцелевой маневренный истребитель 4 поколения

К моменту его возникновения СССР и США перешли на двухсоставную конфигурацию ВВС, что означало деление истребителей на лёгкие и тяжёлые. Отличительные особенности поколения:

  • Улучшенные маневренные характеристики (неустойчивая аэродинамическая схема).
  • Двухконтурные турбореактивные (турбовентиляторные) двигатели с пониженным расходом топлива.

Самолёты четвёртого поколения:

  • В авиации СССР/России
    • Су-27
    • Су-33
    • МиГ-29
    • МиГ-31
  • В авиации США
    • Grumman F-14 Tomcat
    • McDonnell Douglas F-15 Eagle
    • General Dynamics F-16 Fighting Falcon
    • McDonnell Douglas F/A-18 Hornet
  • В авиации других стран
    • Dassault Mirage 2000
    • J-10

Поколения 4+ и 4++

МиГ-35 — российский легкий многоцелевой истребитель, дальнейшее развитие МиГ-29 Су-35С — российский тяжелый многоцелевой истребитель, дальнейшее развитие платформы Т-10С

Так принято называть самолёты 4 поколения, модернизация или дальнейшее развитие которых приближает их характеристики и эффективность к истребителям пятого поколения (4+), либо удовлетворяющие большинству, за исключением малозаметности, требований к истребителям пятого поколения (4++):

  • В авиации России
    • Су-30
    • Су-33УБ
    • Су-34
    • Су-27СМ2
    • Су-27М
    • Су-35С
    • Су-37
    • МиГ-35
  • В авиации США
    • Boeing F/A-18E/F Super Hornet
    • McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle
    • Boeing F-15SE Silent Eagle
  • В авиации других стран
    • Eurofighter Typhoon
    • Dassault Rafale
    • Saab JAS 39 Gripen
    • J-10B
    • FMA SAIA 90

Для этих самолётов характерны:

  • Высокая маневренность или сверхманевренность
  • Радары с щелевой, пассивной фазированной или активной фазированной антенной решёткой
  • Сниженная стоимость эксплуатации
  • Многофункциональность
  • Стеклянная кабина
  • Сниженная ЭПР благодаря использованию радиопоглощающих материалов и покрытий
  • Возможность полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа (только Су-35С, Rafale, Eurofighter Typhoon с минимальным числом внешних подвесок)

Пятое поколение

Американский F-22 — единственный в мире принятый на вооружение истребитель пятого поколения ПАК ФА — российский перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 — перспективный истребитель-бомбардировщик пятого поколения Основная статья: Истребитель пятого поколения

Разработки нового поколения реактивных истребителей велись с середины 70-х годов. Проекты таких самолётов имели как СССР/Россия, так и США, но, из-за распада СССР и тяжелой экономической ситуации в 90-е годы в России, только США смогли запустить в серию истребитель 5 поколения (F-22A Raptor). Однако, из-за огромной стоимости каждой машины, производство F-22 было прекращено в 2011 году, а производственная линия законсервирована. Общее число поступивших на вооружение машин составило 187 единиц.

Основные характеристики самолётов пятого поколения:

  • многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • возможность полета на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
  • сверхманевренность
    • американские конструкторы в ходе работ над F-22 отказались от сверхманевренности в пользу малозаметности (отсутствует ПГО, отклонение вектора тяги только в вертикальной плоскости, ромбовидное крыло);
    • российские конструкторы в ходе работ над ПАК ФА отказались от малозаметности в пользу сверхманевренности (имеется ПЧН, компоновка двигателей в целом и круглые сопла неприкрытые элементами планера в частности, треугольное крыло, частично видимый через воздухозаборник двигатель, фонарь с переплётом, элементы ОЛС и прочие нюансы);
  • кардинальное уменьшение радиолокационной и инфракрасной заметности самолёта (изменением геометрии самолёта и сопла двигателя, применением композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, а также переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации и режимы повышенной скрытности);
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными и системами помех;
  • повышенная боевая автономность за счёт установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета;
  • самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».

Истребители пятого поколения:

  • В авиации России:
    • Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, проходит лётные испытания; принятие на вооружение ВВС России планируется к 2016 году, начало закупок в 2013 году);
    • Су-47 и МиГ 1.44 (оба отменены, являются летными прототипами самолётов пятого поколения)
    • Як-201 (отменен, проиграл проекту самолёта ПАК ФА)
  • В авиации США:
    • Northrop/McDonnell Douglas YF-23 (отменен, проиграл проекту самолёта F-22)
    • Lockheed/Boeing F-22 Raptor (на 2012 год — единственный в мире принятый на вооружение истребитель пятого поколения)
    • Lockheed Martin F-35 Lightning II (проходит лётные испытания. по мнению некоторых экспертов, не соответствует большому числу требований к истребителю пятого поколения и является истребителем поколения 4+).
  • В авиации других стран:
    • Chengdu J-20 (в разработке; выполнил первый полет в начале 2011 года)
    • Mitsubishi ATD-X Shinshin (в разработке)

Шестое поколение

Основная статья: :en:Sixth-generation jet fighter

Предполагается, что истребители следующего (шестого) поколения будут представлять собой автоматизированные беспилотные комплексы, не ограниченные в манёвренности и скорости «человеческим фактором», включённые в общую компьютерную систему управления боевыми действиями.

  1. Истребитель шестого поколения будет иметь «сверхнизкий профиль» с плавными обводами фюзеляжа и крыла. По некоторым сведениям, российская компания «Сухой» разрабатывает истребитель шестого поколения по схеме «утка» с обратной стреловидностью крыла, которое полностью интегрировано в фюзеляж. Вертикальное оперение двухкилевое. Американская компания Boeing разрабатывает самолет F/A-XX без вертикального оперения по схеме «летающее крыло», напоминающего бомбардировщик В-2. Истребитель будет оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги, и будет способен выполнять взлет и посадку на укороченные ВПП.
  2. Все истребители шестого поколения будут иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость. Возможно, некоторые из них будут иметь гиперзвуковую скорость полета, эти технологии апробируются на воздушно-космическом самолете Х-37В. Истребитель, разрабатываемый компанией «Сухой», будет иметь крейсерскую скорость 1,26М и плазменные стелс-технологии.
  3. Будет дальше развиваться маневренность машин. Истребитель шестого поколения будет иметь сверхманевренность на сверхзвуковых скоростях. Россия намерена использовать технологии двигателей с управляемым вектором тяги ± 20 град, что позволит самолету легко маневрировать на углах атаки 60 град. F/A-XX также будет обладать суперманевренностью.
  4. Возможность нанесения дальнего удара. Истребители шестого поколения будут обладать очень большой дальностью полета, что позволит им наносить удары на «супердальних» дистанциях. Истребитель F/A-XX будет оснащен мощным лазерным и электромагнитным оружием, а также ракетами с гиперзвуковой скоростью полета.
  5. Истребитель нового поколения будет интегрирован со всеми системами боевого управления и поражения — наземными, воздушными, морскими, подводными и космическими.
  6. Самолеты могут использоваться как в пилотируемом, так и беспилотном режимах (F/A-XX).

США планируют оснастить свои ВВС и ВМС истребителями нового поколения в 2030-2050 годах. С учетом бюджетных трудностей, министерство обороны США планирует отодвинуть срок принятия на вооружение новых истребителей до 2040 года.

Примечания

  1. ВОЕННАЯ РЕАКТИВНАЯ ЭПОХА
  2. Сергей Птичкин «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  3. F-4A (F4H-1F) Phantom II на сайте Airwar.ru
  4. Каким будет истребитель шестого поколения?. Военный паритет (28 октября 2011 года). Архивировано из первоисточника 7 июня 2012. Проверено 13 марта 2012.
  • Что такое «поколение» истребителей?
  • Поколения моторов
  • В России начали создавать опытный образец истребителя пятого поколения
  • Истребители. Пятое поколение. Что это? Технополис завтра