Художник греков картины

Греков, Митрофан Борисович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Греков; Греков, Митрофан.

Митрофан Борисович Греков

Имя при рождении

Митрофан Павлович Мартыщенко

Дата рождения

3 (15) июня 1882

Место рождения

хутор Шарпаевка,
Яновская волость,
Донецкий округ,
Область Войска Донского
(ныне Ростовская область России)

Дата смерти

27 ноября 1934 (52 года)

Место смерти

Севастополь

Страна

  • Российская империя
  • СССР

Жанр

Художник-баталист

Учёба

Одесское художественное училище,
Петербургская академия художеств

Стиль

баталист

Медиафайлы на Викискладе

Митрофан Павлович Гре́ков (Митрофан Борисович Мартыщенко) (3 июня 1882, хутор Шарпаевка, Область Войска Донского — 27 ноября 1934, Севастополь) — русский советский художник-баталист.

Биография

Родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Яновской волости Донецкого округа Области Войска Донского. Настоящее имя — Мартыщенко Митрофан Павлович.

Сначала поступил учиться живописи в Одесское художественное училище (у Кирияка Костанди), затем оказался в Петербургской академии художеств, где обучался у И. Репина и Ф. А. Рубо — классика батального жанра.

С 1912 года служил в лейб-гвардии Атаманском полку.

В Первую мировую войну был на фронте, откуда привез множество зарисовок.

На выставке
к юбилею РККА

В Гражданской войне воевал в составе Красной армии, куда ушёл добровольцем. Рисовал Первую конную армию Буденного.

Был членом Ассоциации художников революционной России (АХРР).

В 1931 году переехал в Москву.

Наиболее известные картины: «Трубачи Первой Конной армии», «Тачанка», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова». Возглавлял коллектив, создающий панораму «Штурм Перекопа» (1934).

Умер 27 ноября 1934 года в Севастополе, работая над панорамой «Перекоп». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память

Почтовая марка СССР, 1959 год: 40 лет Первой конной армии

  • Именем М. Б. Грекова названы Ростовское и Одесское художественные училища, студия военных художников в Москве (работает с 1934 года).
  • В Новочеркасске работает Дом-музей М. Б. Грекова.
  • Медаль имени М. Б. Грекова — учреждена в 1966 году Министерством Культуры СССР, Союзом Художников СССР и ГПУ СА и ВМФ за лучшие произведения изобразительного искусства на военно-патриотическую тему. С 1967 по 1991 год ко Дню Победы присуждались одна золотая и три серебряные медали им. Грекова.
  • Улица Грекова в Минске.
  • Работы художника хранятся в коллекциях Дома-музея, Государственная Третьяковская галерея и др.

Галерея

  • Картина: Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года

  • Картина: Трубачи Первой Конной армии

  • Могила Грекова на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Табличка на входе в Ростовское художественное училище имени Грекова

  • Мемориальная табличка в училище с цитатой Грекова

Примечания

  1. Греков Митрофан Борисович // Донская энциклопедия: персоналии, населённые пункты. Таганрог: Айкен, 2015. Т. 1. С. 185—186. тираж 1000 экз. ISBN 978-5-900948-17-1

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Литература

  • Грекова Т. Т. Певец подвига М. Греков. Изд. 2-е. — М.: Воениздат, 1973. — 125 с.
  • М. Б. Греков в воспоминаниях современников. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 136 с.
  • Тимошин Г. А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество. — М.: Советский художник, 1961. — 358 с.
  • Лапунова Н. Ф. Митрофан Борисович Греков. Монография. — М.: Изобр. ис-во, 1982. — 248 с.
  • Лазарев С. Е. Между белыми и красными: судьба военного художника М. Б. Грекова (к 135-летию со дня рождения) // Преподавание истории в школе, 2017, № 7. — С. 43-49.
  • Халаминский Ю. Митрофан Борисович Греков. М.: Искусство. 1956г. 140 с.

Ссылки

  • Греков Митрофан Борисович — статья из Большой советской энциклопедии.
  • Музей М. Б. Грекова в Новочеркасске
  • Галерея работ на Maslovka
  • О Митрофане Грекове в Киножурнале «Хочу всё знать» на YouTube
  • Исследования краеведов (недоступная ссылка)
  • Сборник статей о Митрофане Грекове на сайте BeautifulArt.ru (недоступная ссылка с 09-03-2018 )

Митрофан Греков: картины, биография художника-баталиста

Творчество Митрофана Грекова (1882—1934)

Все творчество Митрофана Борисовича Грекова — свидетельство поразительной целеустремленности и цельности. У него нет иных тем и сюжетов, кроме эпизодов летописи сражений Красной Армии в гражданскую войну.

Многие советские художники обращались впоследствии к тем же событиям, но отличительной чертой композиций Грекова является то, что создавал он их не по историческим источникам, не по архивным материалам и не по литературным описаниям, а на основе личных впечатлений и переживаний. Лихие всадники, стремительно несущиеся по степям Донского края с его неоглядными просторами, пулеметные тачанки, играющие марш трубачи — все это оживает на полотнах Грекова. И не только потому, что сам он родом из казацкой семьи, уроженец хутора Шарпаевка Яновской области Войска Донского, но и потому, что он сам был участником военных походов и кровавых боев с деникинской армией на юге России.

Первые впечатления армейской жизни он получил еще раньше. В течение трех лет, с самого начала первой мировой войны, в составе 19-й казачьей сотни Греков пробыл на германском фронте. Здесь он приобщился к военному быту, ко всем превратностям солдатской судьбы, здесь же был тяжело ранен.

Позднее, когда в 1920 году Греков вступил в ряды Красной Армии, он так вспоминал об этом в автобиографии: «…События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые стали потом темами моих картин…»

Художественное образование Греков получил сначала в Одесском художественном училище (1898— 1903), а затем в стенах петербург­ской Академии художеств (1903— 1911). Его учителями были снача­ла И. Е. Репин, а потом Ф. А. Рубо, автор Севастопольской панорамы, профессор батальной живописи, выделявший Грекова в числе луч­ших учеников. Он привлекал моло­дого художника, в частности, к ре­ставрации своих панорам. У своих учителей Греков воспринял методы и принципы реалистической живо­писи, которым остался верен до конца жизни.

Уже его первые полотна 1919 и 20-х годов, над которыми он начал работать в белогвардейском тылу в Новочеркасске, были посвящены борьбе революционного народа. Об этом можно судить даже по их на­званиям: «Красноармейцы вры­ваются в станицу, занятую деникинцами», «Зимний поход Первой Конной», «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск». Это по большей части многофигур­ные композиции. Действие в этих полотнах показано в самых напря­женных моментах: то это испол­ненный бурной динамики бросок, где в рукопашной схватке не на живот, а на смерть схлестнулись силы противников; то уверенно движущаяся лавина солдат пехот­ного полка, вступающего в город; то растянувшаяся бесконечной лен­той на снежном поле красная конница.

Эти выхваченные из жизни, почти документальные, полотна легли в основу всего того, что создано Грековым в последующие полтора десятилетия, когда образы граж­данской войны приобретают в его живописи более обобщенное, символическое звучание. Вот летит в яростном движении прямо на зрителя конармейская тачанка, с алой лентой в узде коренника («Тачанка»). Ничто не может остановить ее стремительного полета, кажется, что кони рас­секают густой знойный воздух жаркого дня, земля клубится под копытами. Конный вихрь залит яр­ким солнечным светом, золотом от­ливают стерня и копенки сжатого хлеба на переднем плане, а позади, в небе, стоит иссиня-черная грозо­вая туча. Подобная трактовка тем граждан­ской войны звучит и во многих дру­гих полотнах художника — таких как «Знаменщик и трубач», «Тру­бачи Первой Конной Армии». Жизнь Грекова безвременно обо­рвалась в 1934 году. В посмертном приказе Наркомата Обороны, от­мечавшем особые заслуги «талант­ливого живописца гражданской войны», был пункт о создании в Особой Отдельной кавалерийской бригаде изомастерской имени М. Б. Грекова. Из нее выросла ши­роко известная Студия военных художников имени М. Б. Грекова.

Картины Митрофана Грекова

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

СКАЗКА ПРО ХУДОЖНИКА И КРАСНУЮ КОННИЦУ. МИТРОФАН ГРЕКОВ

Автор — Bo4kaMeda. Это цитата этого сообщения

СКАЗКА ПРО ХУДОЖНИКА И КРАСНУЮ КОННИЦУ. МИТРОФАН ГРЕКОВ
СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ


Греков Митрофан Борисович
— Не ходи при болоте: черт уши околотит!
Так говаривали старики с хутора Шарпаевка, что в донецких степях. И не зря говорили: с давних пор поселился черт в местной речке, у тихого омута. И нрав у него был самый что ни на есть зловредный. Пакостил вовсю. Если, скажем, где какая драка, или убыток, или пожар — ищи черта! Только найдешь ли? Ведь он, черт, ловко научился чужую личину натягивать. Бывало, корит человек соседа за обиду — а соседто и не виноват, это черт за него постарался! Так бес лукавый весь хутор перессорит.
«Лейб-гвардии Гренадерский полк в сражении при Бородине 26 августа 1812 года»
1912-1913
Холст, масло. 108 x 184 см
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Один только человек мог бы черту укорот дать. Художник! У художника — глаз острый. Хвостатого злыдня под любой личиной углядит. И в картину вставит — чтоб уж после черта никто ни с кем не путал! Да вот беда, не было на хуторе Шарпаевка ни одного художника… Вернее, не было — до поры до времени. До того, как подрос у казака Бориса Мартышенко сынок Митрофан.
Парнишка был — как все, только с одним отличием: очень уж любил рисовать. Ничему так не радовался, как бумаге да краскам. А нет красок — и угольком беленую стенку так разрисует, что любо-дорого! Отцу это сперва не нравилось: малевать — казачье ли
дело? А только как глянет на печь да на стены хаты — а там жар-птицы, цветы сказочные… Душа радуется! Тут и добрые люди нашлись,подсказали:
— У сына твоего, Борис — талант! Учиться ему надо. Художником станет, прославится, большие деньги будет за картины получать!
Подумал Борис, прикинул так и эдак. Узнал: есть в Одессе такое училище, где на художников учат. И говорит сыну:
— Собирайся. Поедем определять тебя в художники!
«Трубачи Первой Конной армии»
1934г
Холст, масло. 127 x 157 см
Государственная Третьяковская галерея
Митроха от радости себя не помнит! А черт — тут как тут. Узнал, в чем дело — за голову схватился:
— Это что ж, конец моей развеселой жизни? Появится в Шарпаевке свой художник, ухватит меня за хвост, да на картинку и припечатает?! Ну нет! Не бывать тому!
Быстренько придумал план — и кинулся догонять отца с сыном. А те едут не торопясь.
Вокруг — широкая степь. Солнце в алые облака садится. Митроха мечтает: как выучусь, напишу картину. Вот этот степной закат. И обязательно — всадник! Чтобы летел птицей, весь алый от солнца…
Тут догоняет их купец в шарабане. Богатый, веселый. Узнал, куда едут — руками замахал:
— Да ты что, казак! Такого парня — в художники? Да они все — голытьба. А твой-то, сразу видать — остер, я его хоть сейчас к себе в приказчики возьму. Покажет себя —
компаньоном сделаю. Через годок-другой, глядишь, миллионщиком станет!
У Бориса от таких посулов голова кругом. А купец смеется:
— Что, Митрофан, пойдешь ко мне в приказчики?
Митрофан, честно сказать, и не расслышал. Смотрит на купца, о своем думает. Физиономия у него интересная… нарисовать бы! А что такое из-под шапки торчит? Неужто рожки?
Только подумал — купец так и взвился! И в тот же миг сгинул. Отец сокрушается:
— Чудак ты, Митроха: не захотел в миллионщики.
«Волы в плугу»
1911г
Едут дальше. Опять нагоняет их черт. На сей раз — в нарядном экипаже. Сам обернулся красивой барыней под кружевным зонтиком. При барыне горничная, лакей на запятках — все, как положено.
— Ах, — говорит красавица, — как скучно и страшно путешествовать по степи. Поедемте вместе — веселее будет!
Загляделся на нее Митрофан. Эдакая красота — откуда взялась?
— Из города Парижа, — барыня говорит. — Ах, там, в Париже, только и жизнь! Веселье — днем и ночью! Не бал, так карнавал, не гулянье, так музыкальное представление. Хотите, молодой человск, возьму вас туда с собой? Мне как раз парикмахер нужен. А у вас пальцы ловкие, мигом научитесь. Будете иметь большой успех!
— Спасибо на добром слове, — отвечает Митрофан. — только я художником хочу стать, а больше ничего мне не нужно. Хотите, ваш портрет нарисую на память?
— Что-о?! — вся красота с барыни мигом слетела. Мелькнули рога да свиной пятачок! И — пропали вместе с горничной, лакеем и кружевным зонтиком…
«Атака лейб-гвардии Гренадерского полка на турецкие позиции под Горным Дубняком 12 октября 1877 года»
1914
Холст, масло. 105 x 260 см
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
В третий раз подстерег их черт возле самой Одессы. Ну, думает, уж теперь-то я своего добьюсь! Выезжает навстречу — на вороном коне, шашка на боку, усы закручены,
грудь в орденах. Генерал! Казаки ему:
— Здравия желаем, ваше высокоблагородие!
— Куда, орлы, путь держите? Что? В художники?! — генерал брови нахмурил. — Слыхано ли дело, чтобы казак не шашкой, а кисточкой размахивал? Ступай-ка ты, парень, лучше ко мне в денщики! Нынче же едем на войну. Не струсишь — повышение получишь. До полковника дослужишься, а то и до генерала.
Загорелся Митрофан. Как наяву себя увидел: на горячем коне, в руке — острая шашка, степь гудит под копытами! Картину бы такую написать, назвать — «Атака»…
Тут-то он и опомнился.
— Не солдат я, ваше высокоблагородие. Я — художник! Ваши славные подвиги сохраню на холсте на веки вечные!
Плюнул генерал и подался прочь. На сей раз Митрофан даже рогов его не разглядел. Не до того было: впереди — Одесса, новая жизнь!
«Атака лейб-гвардии Кирасирского его величества полка в 1813 году»
1911
Холст, масло. 148 x 256 см
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
В общем, не сумел черт соблазнить его ни богатством, ни весельем, ни славой. Вернулся в свой омут — боится нос высунуть: вот-вот Митрофан вернется, увидит, напишет картину! Тогда уж ни под какой личиной не спрячешься — любой его сразу узнает. Так и сидел, тосковал, художника дожидался.
А Митрофан и впрямь стал настоящим художником. После Одессы учился в Петербурге, в Академии художеств. Фамилию взял себе короткую и звучную: Греков. Под ней и прославился. Своих казачьих корней Митрофан Греков не забывал. Писал, как и мечталось ему когдато, родные степи, всадников на горячих конях. Острыми шашками рубили эти всадники всяческую нечисть!
Да, не зря дрожал черт в шарпаевском омуте! На картинах Грекова он сразу себя узнал. И все его узнали. А уж как прятался-то! Сперва — в бандитском обличье. Гулял по степи с ватагой, хватал, что плохо лежит. Потом — война началась. Первая мировая. Черт мигом натянул на себя личину недруга, германского солдата. В ней, думает, меня никто не опознает. Заживу, как прежде, привольно!
«Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года»
1914
Холст, масло. 106 x 200 см
Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Не тут-то было. Митрофан Греков записался в русскую армию. Как поглядел — сразу признал черта! Нарисовал, как бьют его русские солдаты. Заболели у черта бока. Пришлось подаваться опять в бандиты.
Тут-то и настали для него самые худые времена. Вышла против него Красная Армия — конница Буденного. А с ней и Митрофан Греков. Добровольцем вступил в Первую
конную. Воевал храбро. А когда находилось время — писал картины. Картины эти прославили его по всей России! «Корниловцы», «Подвоз снарядов к Новочеркасску», «В отряд к Буденному», «Тачанка», «Трубачи 1-й конной», «Кавалерийская атака»…
Глядишь на них — и слышишь, как свистит степной ветер, как пахнет ковыль. Мчится по степи лихая тачанка! Конники во весь опор летят на врага. Поют серебряные трубы — берегись, черт, от нас не спрячешься! У художника — глаз острый.
Он не только сам картины писал, но и товарищей-красноармейцев учить взялся: организовал в полку кружок изобразительного искусства! А за диораму «Взятие Ростова» получил награду — именные часы с надписью «Мастеру-художнику батального слова М.Б. Грекову. От 1-й Конной армии».
«Бой при Егорлыкской»
1928-1929
Холст, масло. 178 x 250 см
Центральный музей Вооруженных Сил
Словом, как ни метался черт по степи, как ни вредил — а красные конники и Митрофан Греков оказались сильнее. Прогнали нечистого! Едва успел в омут нырнуть. Думает: пока целы картины этого художника — нипочем не вылезу. Конечно, людям вредить очень хочется… Да своя шкура дороже, потерплю.
Терпеть долго придется. Ведь картин-то у Грекова — больше трехсот. И висят они
в лучших музеях страны. Людям на радость!
«Замерзшие казаки генерала Павлова»
1927
Холст, масло. 128 x 205 см
Центральный музей Вооруженных Сил
«Кавалерийская атака»
1927
Холст, масло. 140 x 205 см
Центральный музей Вооруженных Сил
«Чертов мост»
1931
Холст, масло. 75 x 99 см
Центральный музей Вооруженных Сил
«Тачанка»
1925
Холст, масло. 83 x 114 см
Государственная Третьяковская галерея
«Тачанка (Выезд на позиции)»
1933
Холст, масло. 150 x 300 см
Государственная Третьяковская галерея
На другой день в станице Платовской, 1934г.
«Разоружение деникинцев»
Памятник М.Б. Грекову на Новодевичьем
кладбище в Москве

ГРЕКОВ
Наталья Олеговна Майорова. Геннадий Константинович Скоков. Сказка про художника и красную конницу. Митрофан Борисович Греков (1882-1934)
Дорогие читатели!
Мы рады, что серия «Сказки о художниках» нравится вам и вашим малышам. Знаем это по вашим теплым откликам. Признаемся, скачала мы хотели ограничить серию именами известными, но, видя ваш интерес, решили пойти дальше и показать всю нашу великую живопись — неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами «запасников». В конце XIX — начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, «салоном» —
искусством, «не раскрывающим социальных язв общества». К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра…
Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам — нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать!
Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.
От редакции
ГАЛЕРЕЯ: artsait.ru

Серия сообщений «СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ»:
Часть 1 — Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 — Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин

Часть 18 — СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ ПРИДУМАЛ ВРЕМЕНА ГОДА
Часть 19 — СКАЗКА О ЗНАМЕНИТОМ ХУДОЖНИКЕ. БРЮЛЛОВ
Часть 20 — СКАЗКА ПРО ХУДОЖНИКА И КРАСНУЮ КОННИЦУ. МИТРОФАН ГРЕКОВ

Тачанка (картина)

У этого термина существуют и другие значения, см. Тачанка (значения).

Митрофан Греков

Тачанка. 1925

Холст, масло. 83 × 114 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Тачанка» — картина Митрофана Грекова, написанная им в 1925 году.

Советская батальная живопись, как и Красная Армия, родилась в огне гражданской войны. У её колыбели стоял замечательный советский художник Митрофан Борисович Греков.

В 1920 годы широко развернулось творчество Грекова. Его первые картины на темы гражданской войны находят горячее одобрение Реввоенсовета и командования Первой Конной армии. Созданная им художественная летопись легендарных подвигов Первой Конной армии вошла в золотой фонд советского искусства. М. Б. Греков проникал в самую суть событий, показывая источник силы и непобедимости Красной Армии в высокой её организованности, в полководческих талантах её командиров, в патриотизме и мужестве её бойцов.

В 1920 году Греков добровольно вступает в ряды Красной Армии, и с тех пор вся жизнь его, всё творчество связаны с нею. На военных дорогах, в сражениях пристально изучает художник жизнь и быт армии.

Позднее Греков так вспоминал о начале службы в рядах Красной Армии в автобиографии:

…События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые стали потом темами моих картин…

Широко известная картина Митрофана Грекова «Тачанка» (1925) как бы олицетворяет победоносную силу Красной Армии. В летний знойный полдень по степи мчатся боевые тачанки, запряженные четверками лихих коней. В подавшихся вперёд фигурах конармейцев на тачанках живо ощущается напряжение горячего боя, стремительный натиск на врага. Грозное наступательное оружие времён гражданской войны — воспетая в стихах и песнях легендарная конармейская тачанка, наводившая панику на противника, — изображена М. Б. Грековым во всей жизненной правде. Динамичная композиция, энергия и напряжённость светотеневых и цветовых контрастов способствуют передаче в картине атмосферы революционной романтики и беззаветной героики.

Хорошо о «Тачанке» сказал известный советский писатель Б. Полевой. Он писал:

Гражданская война отражена в таких гениальных фильмах, как «Чапаев» или «Мы из Кронштадта». Всё это так. И всё-таки грековская «Тачанка» продолжает и сегодня, в век атома, ракет, лазеров, жить в сознании людей моего поколения как символ непобедимости духа народа, защищающего свою землю, свои идеи, своё право строить жизнь по-своему, в мире со всеми народами.

Греков Митрофан Борисович (Митрофан Павлович Мартыщенко) — советский художник-живописец, баталист

Митрофан Борисович Греков (урождённый Митрофан Павлович Мартыщенко) (1882-1934) — советский художник-баталист, ныне является самым известным батальным художником СССР.
Митрофан Мартыщенко родился 15 (3 по старому стилю) июня 1882 года в Шарапаевке (то ли хутор, то ли посёлок — в старых документах по разному записано). Мальчик с раннего возраста демонстрировал интерес к рисованию, что активно поддерживал его отец. Чтобы сын мог набивать руку, Борис Мартыщенко стал выписывать свежие выпуски «Нивы» из которой Митрофан срисовывал иллюстрации.
Впоследствии Митрофану Мартыщенко удалось поступить в Одесское художественное училище (ОХУ), где его основным учителем стал художник-передвижник Кирияк Константинович Костанди.
В ОХУ Митрофан учился до 1903 года, а затем переехал в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств — учился в батальной мастерской профессора Франца Алексеевича Рубо. Митрофан Мартыщенко также посещал занятия в классе Ильи Ефимовича Репина, но главным его учителем был всё-таки Рубо.
Вместе с другими учениками и помощниками Франца Рубо, Митрофан Павлович принимал участие в создании знаменитой панорамы «Оборона Севастополя».
Обучение в Академии Митрофан закончил в 1911 году и практически сразу же сменил фамилию на Греков. Уже к тому моменту бывший студент академии зарекомендовал себя многообещающим художником-баталистом, а потому он быстро сумел получить хороший заказ на пять батальных картин от Офицерского собрания лейб-гвардии Кирасирского полка — этот заказ, успешно выполненный Грековым, дал отличный толчок его художественной карьере.
Точные причины смены художником отчества и фамилии неизвестны, а вся информация об этом не однозначна и по сути является домыслами, не имеющими точного подтверждения. Считается, что фамилию «Греков» художник выбрал в честь старинного казачьего рода Грековых, знаменитого в родных местах художника. Точно неизвестно, когда конкретно художник сменил отчество на «Борисович» — некоторые считают, что одновременно со сменой фамилией, но это непопулярная версия, так как она не объясняет причин этой смены. Более распространена легенда, что в годы гражданской войны художник служил под началом некоего красноармейского командира по имени Борис, погибшего в бою. В память о павшем друге и командире, художник якобы и сменил отчество.
Митрофан Греков был участником Первой мировой войны в звании рядового. В военное время художник создал множество эскизов и зарисовок, которые затем использовал для создания своих полноценных произведений. В марте 1917 году Митрофан Греков демобилизовался после тяжёлой контузии.
В 1920-м году художник добровольцем вступил в Красную армию — до прямого участия в боевых действиях художника старались не допускать, вместо этого он запечатлевал победы красноармейцев на холсте. Также художник руководил несколькими армейскими художественными кружками и иногда рисовал агитационные карикатуры и плакаты.
С 1925 по 1929 год Греков состоял в Ассоциации художников революционной России (АХРР) — примерно тогда он и стал считаться основоположником советской батальной живописи (баталистики). Именно Греков создал устоявшийся в советское время приукрашенный образ солдата Красной Армии, героя Гражданской войны.
В 1930-е годы Митрофан Борисович Греков также начал работать и в жанре политической картины — он внёс довольно крупный вклад в дело художественного прославления Иосифа Сталина, но запомнился всё-таки именно как художник батального жанра.
Митрофан Борисович Греков умер 27 ноября 1934 года в Севастополе, в возрасте 52 лет — многие художественные замыслы художника так и остались неосуществлёнными. М.Б.Греков является инициатором и главным идеологом советского панорамного и диорамного искусства.
29 ноября 1934 года, спустя два дня после смерти художника, его имя было присвоено новообразованной Студии военных художников, чьи участники следовали заветам и художественным принципам Митрофана Грекова.

Тайны баталиста Грекова


Выдающийся советский баталист Греков стал символом воинского изобразительного искусства. Но в его роду было немало тайн, которые он был вынужден скрывать. Судьба вела художника по воинской стезе. Он родился на Дону, где казачьи традиции служения издавна приобщали мальчиков к воинской культуре.
В официальной биографии художника сказано, что огромная панорама «Оборона Севастополя» стала для Грекова первой большой работой, которую он выполнял со многими талантливыми учениками Рубо.
Он снова пытается встать на «мирные» художественные рельсы, написав несколько пейзажей, но годичная воинская повинность вносит в его жизнь коррективы. Отбывая службу, Греков сделал множество зарисовок, олицетворяющих уникальность и самобытность кирасирского, Павловского и гренадерского полков.

В 1911 году он сменил свою фамилию и отчество. Теперь вместо Митрофана Павловича Мартыщенко он стал Митрофаном Борисовичем Грековым.
Это произошло после выставки своей первой работы, получившей всеобщую похвалу и принёсшей ему официальное звание художника.

Первая мировая война, германский фронт. Мало кто догадывается, что простой ординарец в казачьей сотне не только воюет с немцами, но и в уме пишет картины, чтобы потом, в набросках, претворить их в жизнь. Ему подвластно понять и с точностью передать характер и быт простого солдата. Это удивительные рисунки! Если посмотреть на его карандашные зарисовки, сделанные примерно в 1914 году, то поражает прежде всего максимальный натурализм рисунков. Художнику удаётся передать вдумчиво-одухотворённое лицо солдата, который пишет, возможно, последнюю весточку домой, но не о скорой смерти и болях думает русский солдат. Его лицо светится счастьем прикосновения к родным людям посредством письма.
Тяжёлое ранение. Возвращение на родину. Революция. Все эти события стремительным вихрем проносятся лавиной в жизни Грекова и оставляют свой красный след. И след этот — гражданской войны, когда брат идёт на брата, когда рвутся заживо кровные узы.
В 1920 году, когда Красная Армия входит в Новочеркасск, Греков пишет картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», используя холст и масло. Именно эта картина станет разделительной чертой, которую Греков уже не сможет, да и не захочет перейти по идеологическим причинам.
Он в добровольном порядке надевает на себя будёновку и идёт преподавать на первые курсы военных художников, организованные по своей собственной инициативе. Новой власти были нужны талантливые люди, которые смогли бы правильно выстроить военную идеологию в картинах и плакатах. Эту задачу Грекову выполнить удалось.
За что был удостоен высокой похвалы от командующего Северо-Кавказским военным округом Клима Ворошилова. Об этой встрече в своём автобиографическом очерке Греков пишет так: «В 1920 году я встречаю вождей Первой конной армии, К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого. Подаю записку с предложением оказать мне содействие в моем намерении писать на темы гражданской войны. Я присутствую на совещании о моем предложении. Помню дословно такой разговор: один из командиров говорит, что у нас армия без штанов, а мы будем картины писать, на это Климентий Ефимович ответил командиру: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия и искусство», и сам обещает привести мне краски из Москвы».

Судя по картинам, высокой похвалы картины художника удостаиваются и от Будённого. «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «На привале» «На походе. Первая конная» (1927). Во всех картинах главными героями, по сути, становятся не люди, а удивительные, стремительные, живые в своём порыве боевые лошади («Красноармейская тачанка. Выезд на позиции», 1933).
За несколько лет он создаёт несколько грандиозных картин. Практически в каждой из них, за редким исключением, присутствуют лошади. Он любил лошадей. С любовью выписывал характер лошади, попавшей в страшные военные передряги. Он всегда помешал в центр композиции одну или несколько лошадей. Картины становились живыми, они двигались, жили, дышали, спасали, наступали, оборонялись, погибали, оставаясь навечно запечатлёнными на холсте. Это удивительная методика работы художника стала основой для последующих его творений.
Но в 1926 году он написал рапорт о демобилизации из армии по состоянию здоровья. Он уходит из армии, чтобы быть ближе к ней: текущая работа отнимает у него много времени, а ему хотелось писать как можно больше картин. И он пишет. Каждый год рождаются его новые картины: «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году», «Комбриг ведет в атаку».
«Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Бой за Ростов под Большими Салами» (1926). Большие Салы — это хутор в нескольких километрах от Ростова, в сторону Таганрога.
И, наконец, в 1929 году к годовщине Первой конной армии он создаёт первую советскую диораму «Взятие Ростова». К сожалению, в годы Второй мировой войны это творение художника было безвозвратно утеряно. Обстоятельства этой потери неизвестны.
Примерно через пять лет Греков переезжает в Москву, чтобы стать одним из членов Союза советских художников. Сталинский заказ — картина «Перекоп», состоящая из четырёх диорам, — должна была стать монументальным произведением советского художественного искусства. И это грандиозное дело должен был возглавить именно Греков. Таков был замысел. Но провидению было суждено сделать так, что во время предварительных зарисовок в Крыму художника нежданно постиг сердечный приступ. 27 ноября 1934 года его не стало. Ему было 52 года.
Родные и близкие художника были потрясены случившимся. В память о своём друге Ворошилов приказал организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде имени Сталина изобразительную мастерскую самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова. Она положила начало созданию одноимённой студии военных художников.
Его именем названы два училища: Ростовское художественное училище и одесское. В Новочеркасске, в просторном казачьем доме на полтора этажа, давно и успешно работает дом-музей М.Б. Грекова. В этом доме он создал лучшие свои картины.


С 1996 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и три серебряных медали имени Грекова. Во многих музеях страны хранятся картины прославленного художника.
Немало тайн оставил после себя Греков и в своём творческом наследии. Сохранилось 53 его работы. В основном это пейзажи. (Если честно, то лично мне пейзажи сами по себе не нравятся. Тусклые они. Кажется, что художник подбирал соответствующий фон для своих будущих картин.)

Он написал в память о своих родных краях картину «Хутор Шарпаевка. 1912 г.», когда ещё учился в Академии художеств. Но её он старался не выставлять.
Мы побывали на том месте, где стоял дом, в котором, по предположениям односельчан, родился Митрофан Борисович. Он был уроженцем небольшого казачьего хутора Шарпаевка (ныне хутор Костино-Быстрянский) Яновской волости (ныне Морозовский район) Области Войска Донского. Надо признать, что земляки с почтение относятся к наследию великого художника. В его честь названа одна из улиц хутора.
Но деревенское детство не стало решающим в его становлении как художника. О том, насколько ему было сложно реализовать свой невесть откуда взявшийся дар к рисованию, Митрофан Борисович напишет в своей автобиографии: «Детство провел в трудовой семье земледельцев. Сельский быт, степи, лошади, волы. До 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива», но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры не имел представления. В семье у нас кроме меня никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который, может быть, определил мой жанр, — дядя, крестьянин. Он часто вырезал мне из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног. Я, помню, сознавал, что они мало походят на коней и быков. Вспоминаю, что меня несколько смущала застывшая их форма. С годами у меня развилась большая страсть к рисованию, что стало моим отдыхом».
Но краеведы нашли документы, подтверждающие, что вместе с остальными пятью братьями и сёстрами определением Дворянского Депутатского собрания области Войска Донского от 27 февраля 1915 года Митрофан был сопричислен к дворянскому роду.
Значимы для потомков и другие литературные открытия краеведа Милютинского района Николая Ивановича Приходько. Его исследования о судьбе баталиста позволили впервые составить генеалогическое древо Грековых.
В своей монографии «Древний род Грековых» (экземпляр хранится сегодня в Милютинском краеведческом музее) он доказал, что Митрофан Борисович родился не в Тарасовском, а в Морозовском районе Ростовской области. После семи лет мальчик проживал в Милютинском районе, в хуторе Ивановке, основанном его дедом, войсковым старшиной Иваном Борисовичем Грековым.
Об этом местный краевед пишет в «Летописи Милютинского края»: «Род Грековых уходит своими глубокими корнями ко времени активного образования казачества второй половины XVI века. Отец художника Борис Иванович в 1890 году по стечению семейных обстоятельств вынужден был покинуть хутор Шарпаевку близ станицы Морозовской и поселиться на реке Березовой. Но не на пустое место он приехал, а на обжитое помещичье подворье с домом, садом и хозяйственными постройками. Первые четыре класса будущий художник обучался в Маньково-Берёзовской церковно-приходской школе, куда осенью и весной его возили в дрожках, запряженных конем по кличке Русак.
Впоследствии художник изобразил своего четвероного друга на полотне под названием «Конь Русак».
Обучаясь в Каменском окружном училище, в Одесском художественном училище и Петербургской академии, Митрофан Борисович все летние каникулы проводил в родной Ивановской усадьбе. Работал вместе с остальными членами семьи в поле, рыбачил, охотился.
Все Грековы были страстными охотниками.
Митрофан не расставался с мольбертом. В Ивановке им написаны либо сделаны наброски таких картин о природе и быте, как «Луга», «Копички», «Охота на лис», «Выселки слободы Маньково-Берёзовской», «Усадьба зажиточного крестьянина» и другие.
После гражданской войны в доме Грековых находилась начальная школа. Потом при строительстве школы дом разобрали одновременно с церковью.
Митрофан Борисович весь новочеркасский период жизни, вплоть до отъезда в Москву в 1927 году, ежегодно навещал родной хуторок, бывая в гостях у своих друзей — крестьян Шумских.
При активном участии краеведа Николая Приходько установлена мемориальная доска на здании Маньково-Берёзовской школы, где учился знаменитый художник, собраны надгробия дворянского рода Грековых, найдена надгробная плита прадеда Митрофана Борисовича.
Точно детектив разыскивал Николай Иванович следы грековского семейства. Ему удалось выяснить, что потомки художника живут в Канаде. По приглашению краеведа в 2002 году гости из Канады (племянник живописца Александр Александрович и его супруга Елена Всеволодовна) приехали с частным визитом в Милютинский район. Благодаря участию Приходько гости увидели дорогие сердцу места, связанные с именем легендарного предка: переезд по грековскому тракту, генеральскую балку, бывшее имение Грековых, могилы дедов. К сожалению, краеведа Приходько уже нет в живых. Однако я уверена, что еще много интересных страниц о детских и юношеских годах художника предстоит открыть. Ведь отсюда идёт главный свет его полотен — внутренний свет доброты, несмотря на их военную направленность.
Мало кому из художников удалось пронести капли добра на жёстких воинских картинах. Это стало ещё одной отличительной чертой великого советского баталиста. Его творчество стало основой для создания другими художниками великолепных работ по военной тематике.