Эмбраер чей самолет

Содержание

Embraer

«Эмбраэр»

Тип

Публичная компания

Листинг на бирже

NYSE: ERJ

Основание

Основатели

Федеральное правительство Бразилии

Расположение

Бразилия: Сан-Жозе-дус-Кампус, Сан-Паулу

Отрасль

Авиастроение

Продукция

Пассажирские, военные, сельскохозяйственные самолёты

Оборот

R$ 20,301 млрд (2015 год)

Чистая прибыль

R$ 879 млн (2015 год)

Число сотрудников

19,116 тыс. (2014 год)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

«Эмбраэр» (Embraer S.A., Empresa Brasileira de Aeronáutica S.A.) — бразильский авиастроительный конгломерат, один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных самолётов. Также производит военные, административные и сельскохозяйственные самолёты. Штаб-квартира — в городе Сан-Жозе-дус-Кампус, штат Сан-Паулу.

На сегодняшний день конкурирует, в первую очередь, с канадской компанией Bombardier. Наряду с Embraer она претендует быть третьим по величине производителем самолётов после Airbus и Boeing.

Деятельность

Компания выпускает коммерческие (специализируется на региональных лайнерах), корпоративные, военные, сельскохозяйственные самолёты. Производственные мощности сконцентрированы в Бразилии. Компания располагает испытательной площадкой с одной из самых протяжённых взлётно-посадочных полос в мире (около 5000 м).

К 2010 году компания делила третье-четвёртое место с канадской Bombardier среди крупнейших поставщиков коммерческих авиалайнеров, уступая компаниям Boeing и Airbus. За 2009 год компания поставила коммерческим заказчикам более 240 самолётов, за 2012 год — 205.

Численность персонала — 17 тыс. человек (2005 год). Выручка в 2005 — $4,2 млрд, чистая прибыль — $332 млн.

История

Стремясь развить отрасль региональных самолётов, бразильское правительство в 1940–50-х годах инвестирует в эту область. Несмотря на это, результат — создание компании Embraer — появился только к 1969 году. Она основана как компания, контролируемая государством. Её первым президентом стал назначенный на эту должность правительством Озирис Силва. Первым самолётом компании стал турбовинтовой пассажирский EMB 110 Bandeirante.

Ранний рост

Росту компании в первое время способствовали контракты на производство со стороны бразильского правительства. Она оставалась единственным поставщиком самолётов для местного рынка вплоть до 1975 года.

В 1970-х годах большинство продукции Embraer составляли военные самолёты, в том числе AT-26 Xavante (произведённый по лицензии итальянский Aermacchi MB-326) и EMB 312 Tucano. Ситуация изменилась в 1985 году, когда был представлен региональный EMB 120 Brasilia. Он был нацелен на экспорт и стал наиболее успешным на тот момент самолётом Embraer.

Производство самолётов Piper по лицензии

В 1974 году компания начала производство по лицензии лёгких самолётов компании Piper Aircraft. Производство было организовано по принципу CKD: детали производились на заводе Piper в США, после чего доставлялись Embraer для окончательной сборки и продажи в Бразилии и странах Латинской Америки. К 1978 году большинство деталей и компонентов производились уже на месте. В период с 1974 по 2000 год было продано около 2,5 тысяч произведённых по лицензии самолётов.

Приватизация

Созданная по замыслу бразильского правительства и контролировавшаяся государством с самого момента создания и впоследствии Embraer начала процесс приватизации во время правления Итамара Франку. В тот период приватизировались и многие другие бразильские компании, подконтрольные до тех пор правительству. Embraer была продана 7 декабря 1994 года, что позволило избежать назревающего банкротства. При этом компания продолжила выигрывать контракты с государством.

У правительства осталась лишь «золотая акция», дающая возможность права вето в вопросах поставок военных самолётов.

Выход на биржи

В 2000 году проводится первичное публичное размещение акций Embraer одновременно на двух фондовых биржах: NYSE и BM&F Bovespa. Основными акционерами (на 2008 год) являются пенсионные фонды Previ (16,40 %) и Sistel (7,40 %), а также Bozano Group (11,10 %).

Создание новых самолётов: военных, региональных и административных

В середине 1990-х годов компания фокусируется на производстве небольших коммерческих авиалайнеров, отдавая им приоритет над военной авиацией, которая ранее составляла большинство производимых Embraer самолётов. Вскоре производство расширилось и до более крупных региональных авиалайнеров, рассчитанных на 70–110 пассажирских мест, а также меньших по размеру административных самолётов. Сегодня компания продолжает производить самолёты как для гражданских, так и для военных нужд.

В октябре 2010 года было объявлено о планах по развитию дальнемагистральных административных авиалайнеров, среди которых на тот момент преобладали самолёты Gulfstream, Bombardier и Dassault. Через три года, в октябре 2013, компания представляет Lineage 1000E.

Военно-транспортная авиация

19 апреля 2007 года было объявлено о рассматриваемом производстве двухмоторного военно-транспортного самолёта KC-390. Работа началась в 2009 с финансирования ВВС Бразилии. Интерес в покупке такого самолёта также выразила бразильская почтовая служба Correios. Кроме того, заинтересованы были и некоторые страны Южной Америки, включая Аргентину. С использованием многих технологий, разработанных для Embraer 190, KC-390 должен обеспечить грузоподъемность до 23 тонн, а также призван заменить транспортные самолёты времён Холодной войны.

Разногласия из-за правительственных субсидий

Всемирной торговой организацией было установлено, что правительства Бразилии и Канады в конце 1990-х — начале 2000-х предоставляли субсидии частным отечественным авиастроительным компаниям (Embraer и Bombardier Aerospace соответственно), что нарушает основополагающий принцип равных прав членов ВТО.

Собственники и руководство

По состоянию на 2008 год акции распределялись между их владельцами следующим образом: Bozano Group — 11,10 %, Previ (бразильский пенсионный фонд) — 16,40 %, пенсионный фонд Sistel — 7,40 %, Dassault Aviation — 2,1 %, EADS — 2,1 %, Thales — 2,1 %, Safran — 1,1 %, правительство Бразилии — 0,3 %, остаток находится в свободном обращении (NYSE: ERJ).

Президент и главный управляющий компании — Маурисиу Ботелью (порт. Maurício Botelho).

Производственные мощности

Штаб-квартира расположена в городе Сан-Жозе-дус-Кампус, штат Сан-Паулу. Там же находится и одно из производств. Другие заводы Embraer в Бразилии есть на территории того же штата в городах Ботукату, Гавиан-Пейшоту и, возможно, некоторых других. Компания имеет представительства в Пекине, Париже, Сингапуре, Форт-Лодердейле и Вашингтоне.

Производства вне Бразилии

  • Embraer Португалия/Европа (Эвора, Португалия).
  • Производственные мощности для Phenom 100 и 300, Legacy 450 и 500 в Международном аэропорту Мельбурна (штат Флорида, США).

Дочерние компании

  • EAMS — Embraer Aircraft Maintenance Services Inc. (Нашвилл, штат Теннесси, США) — служба технической поддержки и обслуживания.
  • OGMA — Indústria Aeronáutica de Portugal (Алверка-ду-Рибатежу, Португалия) — обслуживание компонентов самолётов, ремонт и производство, а также служба эксплуатации авиалайнеров.
  • Embraer Aircraft Holding, Inc. — штаб-квартира в США находится рядом с Форт-Лодердейлом, Флорида, а офис по международным связям — в Вашингтоне.
  • ECC Leasing Company Ltd. — дочерняя лизинговая компания, занимающаяся поддержанием остаточной стоимости и ремаркетингом воздушных судов производителя на вторичном рынке.

Совместные предприятия

  • Harbin Embraer (Харбин, Китай) — производит самолёты семейства ERJ для китайского рынка.

> Участие в консорциумах

Вместе с итальянскими компаниями Alenia Aeronautica и Aermacchi был образован международный авиастроительный консорциум AMX International.

Продукция

Коммерческие самолёты

Военные самолёты

  • Embraer EMB 111 Bandeirulha — военная модификация EMB 110 Bandeirante
  • Embraer EMB 312 Tucano
  • Embraer EMB 314 Super Tucano
  • AMX International AMX
  • Военные модификации Embraer ERJ 145, в том числе:
    • Embraer R-99 (Embraer 145 AEW&C)
    • Embraer 145 RS/AGS
    • Embraer R-99
  • Embraer KC-390

Корпоративные самолёты

Сельскохозяйственные самолёты

  • Embraer EMB 202 Ipanema

Самолёты общего назначения

  • Embraer EMB 121 Xingu

Экспериментальные самолёты

  • Embraer MFT-LF

Самолёты, производимые по лицензии

Военные

  • Embraer Xavante (Aermacchi MB-326)

Гражданские (общего назначения)

Планы на будущее

В мае 2011 Embraer заявила о рассмотрении планов по созданию более крупных авиалайнеров с пятиместными рядами (пять мест, разделённых проходом), но в итоге решает развивать семейство E-Jet и разрабатывать его второе поколение — E-jet E2.

В феврале 2014 самая молодая авиакомпания Индии, Air Costa, сообщила о заказе на 50 самолётов E-jet E2 общей стоимость в $2,94 млрд. Заказ также предусматривает возможное приобретение ещё 50 самолётов.

Поставки

50 100 150 200 250 300 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Кол-во поставленных
самолётов
4
32
60
96
160
161
131
101
148
141
130
169
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
204
244
246
204
205
209
208 221 225 210 181

Данные включают в себя военные модификации пассажирских самолётов.

По состоянию на 2019 год в мире эксплуатируется 771 самолётов семейства ERJ 145 и 1400 — E-Jet, а также 490 самолётов Phenom 300 и Phenom 300E. Всего с момента основания в 1969 году Embraer произвела более чем 8000 самолётов.

Конкуренция на рынке региональных авиалайнеров

Заказы и поставки в период с 2009 по 2014 год

ARJ21 CRJ700 E-Jet MRJ Superjet 100 Ан-148 год
Поставлено самолётов (всего заказов)
(55)
503 (619)
582 (877)
(65)
(122)
1 (50)
2009
(87)
576 (649)
671 (916)
(15)
(137)
5 (72)
2010
(189)
593 (654)
770 (1018)
(15)
3 (168)
2011
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
2012
(252)
636 (725)
966 (1212)
(165)
23 (229)
2013
(306)
692 (779)
1090 (1339)
(223)
54 (296)
29 (46)
2014

> См. также

  • Aeromot

Примечания

  1. 1 2 Embraer releases fourth quarter and fiscal year 2015 results and 2016 outlook (3 марта 2016). Дата обращения 25 марта 2017.
  2. Бразилия // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 128—148. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  3. Kansas Airplane Maker Beechcraft Sues U.S. Air Force. Forbes. Дата обращения 20 декабря 2015.
  4. Embraer — Empresa Brasileira de Aeronáutica S.A
  5. Embraer Delivers 106 Commercial and 99 Executive Jets In 2012. // embraer.com.br. Дата обращения 16 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
  6. 1 2 3 4 OECD Territorial Reviews OECD Territorial Reviews: Madrid, Spain 2007. — OECD Publishing, 2007-10-23. — 262 с. — ISBN 9789264038486.
  7. Ozires Silva. epocanegocios.globo.com. Дата обращения 20 декабря 2015.
  8. (недоступная ссылка). www.centrohistoricoembraer.com.br. Дата обращения 20 декабря 2015. Архивировано 28 апреля 2017 года.
  9. Embraer EMB120 Brasilia | Airliners.net. www.airliners.net. Дата обращения 20 декабря 2015.
  10. John Eckhouse. Brazil on Road Peddling State-Owned Enterprises (англ.) // The San Francisco Chronicle. — 1991. — 12 Январь.
  11. Francisco Anuatti-Neto, Milton Barossi-Filho, Antonio Gledson de Carvalho, Roberto Macedo. Os efeitos da privatização sobre o desempenho econômico e financeiro das empresas privatizadas // Revista Brasileira de Economia. — Т. 59, вып. 2. — С. 151-175. — ISSN 0034-7140. — DOI:10.1590/S0034-71402005000200001.
  12. Embraer Executive Jets Introduces the Lineage 1000E. www.embraer.com.br. Дата обращения 21 декабря 2015.
  13. Argentina to buy 6 military transport jets from Brazil’s Embraer, EFE News Service (30 октября, 2010).
  14. Embraer Defesa & Segurança. www.embraerdefensesystems.com. Дата обращения 20 декабря 2015. Архивировано 24 апреля 2013 года.
  15. Approval Imminent for Embraer Legacy 450/500 U.S. Plant. Aviation International News. Дата обращения 20 декабря 2015.
  16. India’s Air Costa places $2.94 bn order for 50 E-Jets E2 Embraer aircraft. timesofindia-economictimes. Дата обращения 21 декабря 2015.
  17. Embraer deliveries in 2011.
  18. Embraer deliveries in 2012 (недоступная ссылка). Дата обращения 16 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  19. Embraer Deliveries for 2014.
  20. EMBRAER RELEASES FOURTH QUARTER AND FISCAL YEAR 2015 RESULTS AND 2016 OUTLOOK.
  21. Embraer reaches targets with delivery of 108 commercial jets and 117 executive jets in 2016.
  22. Объем поставок самолетов Embraer в 2017 году сократился. ATO.ru (17 января 2018). Дата обращения 12 марта 2019.
  23. Компания Embraer в 2018 году поставила заказчикам 181 самолет. AEX.RU Теги: (11 февраля 2019 г.). Дата обращения 12 марта 2019.

Ссылки

  • Официальный сайт компании
  • История компании // Бизнес
  • Embraer: самолёты, которые мы выбираем Подробная статья о компании

Embraer KC-390

Embraer KC-390


Первый прототип KC-390

Тип

транспортный самолёт

Разработчик

Embraer

Производитель

Embraer

Первый полёт

3 февраля 2015 года

Начало эксплуатации

2018 год (план)

Статус

серийное производство

Эксплуатанты

ВВС Бразилии

Годы производства

с 2018

Единиц произведено

Стоимость программы разработки

$2 млрд (на 2014 год)

Стоимость единицы

$50 -55 млн (план)

Медиафайлы на Викискладе

Embraer KC-390 — двухмоторный транспортный самолёт средней дальности производства бразильской компании Embraer.

История создания

KC-390 тактический транспортный самолёт, разрабатываемый бразильской компанией Embraer. Внешне и функционально схож с японскими Kawasaki C-1 и C-2. Это самый крупный самолёт, когда-либо созданный Embraer. Самолёт предназначен для переброски грузов, дозаправки в воздухе, поисково-спасательных операций и медицинской эвакуации.

Разработка самолёта началась в 2006 году по заказу ВВС Бразилии на замену транспортников C-130 Геркулес. Изначально самолёт получил обозначение C-390. При конструировании самолёта были применены разработки и технологии, применявшиеся при производстве авиалайнеров серии E-Jet. После принятия решения о создании варианта воздушного танкера, название проекта было изменено на KC-390, чтобы подчеркнуть эту новую характеристику самолёта. Впервые самолёт был представлен общественности в 2014 году, а первый полёт совершил 3 февраля 2015. Изначально планировалось начать лётные испытания до конца 2014 года, но из-за задержек, связанных с тестами интеграции авионики были перенесены на 2015 год.

Планируется, что KC-390 будет напрямую конкурировать на международном рынке тактической авиации с американским C-130J. Если сравнивать с C-130J, то ожидается, что KC-390 будет на 15% быстрее, на 18% грузоподъёмнее и обходиться заказчику в 59 % стоимости конкурента. И хотя дальность полёта KC-390 на 15% меньше C-130J, функция заправщика является для него стандартной, тогда как лишь некоторые специализированные варианты Геркулеса могут служить в качестве воздушных танкеров.

KC-390 имеет вместительный, прямоугольный грузовой отсек, характерный для тактических транспортников среднего размера и дальности, занимающий большую часть длины самолёта. Грузовой отсек способен вместить до трёх транспортных средств, общей массой 23 т, например три Humvee или один БТР VBTP-MR Guarani. Усиленное шасси позволяет самолёту совершать взлёты и посадки на неподготовленные полосы. Нос самолёта достаточно короткий и изогнутый книзу для обеспечения экипажу хорошей обзорности. Горизонтальное оперение, как и на многих других военно-транспортных самолётах, установлено в верхней части киля в конфигурации управляемого стабилизатора.

Авионика KC-390 исключительна для самолёта такого класса. Она включает HUD дисплеи для обоих пилотов, систему ночного видения, GPS, а также систему CARP (Computed Air Release Point), позволяющую автоматически открывать двери грузового отсека и осуществлять сброс грузов в расчётной точке воздушного пространства. У обоих пилотов одинаковый набор приборов управления. KC-390 управляется и контролируется посредством цифровой системы fly-by-wire.

Описание конструкции

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Тактико-технические характеристики

Максимальная полезная нагрузка (сконцентрированная) — 26 т

Максимальная полезная нагрузка (распределённая) — 23 т

Максимальная скорость — 870 км/ч/0,8 Маха (470 узлов)

Практический потолок — 10970 метров (36000 футов)

Дальность с грузом 26 т — 1834 км (1140 морских миль)

Дальность с грузом 23 т — 2555 км (1380 морских миль)

Дальность с грузом 14 т — 4393 км (2730 морских миль)

Перегоночная дальность — 6130 км (3310 морских миль)

Перегоночная дальность с топливными баками, размещёнными в фюзеляже — 7402 км (4600 морских миль)

Конфигурация грузов: 80 солдат, 66 десантников, 3 Humvee, 1 вертолёт Blackhawk, LAV-III, БТР VBTP-MR Guarani, Astros II MLRS

Длина — 33,43 м

Размах крыла — 33,94 м

Высота — 11,43 м

Размеры грузовой кабины: длина — 12,7 м, высота — 2,95 м (максимальная 3,2 м), ширина — 3,45 м Максимальный взлётный вес — 81,0 т

Силовая установка — 2 × IAE V2500-E5 тягой 139,4 кН каждый

Заказы

В 2014 году заключён контракт с поставкой 28 KC-390 в ВС Бразилии. Первые поставки должны начаться в 2018 году.Португалия закупает пять военно-транспортных самолетов Embraer KC-390

> См. также

  • Ан-178
  • Kawasaki C-2
  • Ил-214

> Примечания

  • Embraer KC-390 на сайте Embraer
  • Первый полёт самолёта КС-390
  • Нелёгкая судьба бразильского военно-транспортного самолёта КС-390
  • Бразильцы завершили предварительное проектирование нового транспортника
  • В Бразилии состоялась выкатка первого транспортника KC-390
  • Транспортник KC-390 испытают с электродистанционной системой управления
  • EMBRAER KC-390 Medium-range transport aircraft

Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Самолёты компании Embraer

Военные

Пассажирские

Бизнес-джеты

Многоцелевые

Проекты/разрабатываются

Бразильская компания Embraer, с 2007 года создающая военно-транспортный самолет KC-390, за прошедший месяц неожиданно нашла несколько партнеров, которые в перспективе примут участие в этой программе. К ней решили присоединиться Чехия, Португалия, Колумбия и Чили, которые намерены в общей сложности закупить 24 такие машины. При этом Embraer, позиционирующая свое детище как более дешевую альтернативу американскому Super Hercules, рассчитывает на существенный рост заказов не только от латиноамериканских, но и от европейских государств.
На протяжении последних трех лет грядущая судьба KC-390 была покрыта мраком неизвестности — Министерство обороны Бразилии, хотя и предложило Embraer разработать транспортник, размещать заявки на самолет не торопилось. Наряду с этим отсутствовали твердые гарантии, что машину приобретут другие страны. Вдобавок большая часть работ проводилась на собственные средства Embraer — бразильское правительство, изначально вложив в проект 33 млн долларов, поручило компании построить для своих ВВС только два прототипа КС-390 для испытаний.
Между тем полностью программа оценивается в 500-600 млн долларов. Эта сумма включает в себя проектные и опытно-конструкторские работы, а также изготовление тех самых прототипов транспортника. Следует также учитывать, что создание KC-390 (изначально носившего обозначение C-390) является неординарной задачей для Embraer: это будет самый крупный и тяжелый самолет, рожденный компанией за всю ее историю. Прежде фирма выпускала лишь учебно-тренировочные машины и региональные пассажирские лайнеры разных классов.
Embraer фактически оставалось рассчитывать на заинтересованность зарубежных военных ведомств. Это позволило бы и полностью компенсировать расходы на разработку самолета, и остаться с небольшой прибылью. Надеяться на крупный заказ со стороны отечественных ВВС не приходилось — с самого начала они объявили, что намерены заменить новыми KC-390 23 устаревших Lockheed Martin C-130 Hercules. Впрочем, компания сделал ставку на то, что другие государства заключат с ней крупные контракты на поставку транспортников, чтобы также получить достойного преемника много послужившим C-130.
Так, по словам вице-президента Embraer Луиса Карлоса Агилара, во всем мире в ближайшие десять лет будут списаны около 695 поизносившихся «Геркулесов», прямым конкурентом которых и является KC-390. Преимущество бразильского KC-390 перед американским C-130 заключается в стоимости при прочих практически совпадающих технических характеристиках. Предполагаемая цена одного транспортника Embraer будет равна примерно 50 миллионам долларов, в то время как самого дешевого «Геркулеса» — 80 миллионов.
Первый проблеск на горизонте замаячил в конце 2008 года, когда национальная поч- товая служба Бразилии Correios сообщила, что планирует купить пять самолетов KC-390, а позже разместить заказ еще на 20-25 таких машин. Транспортники предполагается использовать для перевозки посылок, писем и крупногабаритных грузов. Позже бразильское правительство решило выделить дополнительные финансовые средства на проект создания KC-390, а затем Министерство обороны Португалии неожиданно обнародовало планы о замене C-130 самолетами Embraer.
На исходе 2009 года к числу потенциальных покупателей KC-390 присоединились Франция и Швеция. Впрочем, всерьез полагаться на будущие заказы от этих государств не приходится — заявления о приобретении транспортника прозвучали в рамках бразильского тендера F-X2, в котором участвуют французский истребитель Dassault Rafale и шведский Saab JAS 39 Gripen. Фактически каждый конкурент обещал рассмотреть возможность подписания контрактов на поставку KC-390, если в состязании победит именно его самолет.
Дела у Embraer пошли в гору только в 2010 году, когда в июле Министерство обороны Бразилии объявило, что приобретет 28 новых транспортников для ВВС вдобавок к уже купленным двум прототипам. Дальше заключение соответствующих договоренностей пошло в ускоренном темпе. В конце августа Чили неожиданно подписала с Министерством обороны Бразилии соглашение о намерениях, в рамках которого будут выработаны условия участия страны в создании KC-390. При этом чилийские ВВС сообщили о готовности купить шесть транспортников.
В середине августа 2010 года министр обороны Аргентины Нилда Гарре заявила, что возглавляемое ею ведомство примкнет к реализации бразильской программы KC-390 и приобретет некоторое количество таких самолетов. Правда, точные цифры она не назвала. Согласно планам аргентинского руководства в ближайшие несколько лет военные расходы страны будут увеличены с 0,9 до 1,5 процента ВВП, а бюджет Министерства обороны при этом вырастет более чем на 50 процентов. Дополнительные средства намечается потратить на полное переоснащение сухопутных войск, военно-морских сил и ВВС.
1 сентября соглашение на закупку КС-390 заключили Министерства обороны Бразилии и Колумбии. ВВС последними сообщили о намерении приобрести 12 самолетов. Таким образом, число заказов на KC-390 практически в одночасье увеличилось до 46 единиц.
10 сентября 2010 года к проекту решила примкнуть Португалия, которая также заявила о готовности купить четыре бразильских транспортника. Кроме того, португальский министр обороны Аугусто Сантош Сильва подчеркнул, что его страна рассчитывает принять участие в разработке фюзеляжа и крыльев KC-390, включая аэродинамические расчеты, а также в создании оборудования обмена информацией.
Спустя четыре дня о желании присоединиться к проекту объявила Чехия — соответствующее соглашение о намерениях было подписано 14 сентября. Условия, выдвинутые Прагой, пока не определены. Чешская компания Aero Vodochody предположительно будет заниматься производством задней части фюзеляжа, дверей и отклоняемых носков крыльев.
На этом достижения бразильской Embarer не закончились — 24 сентября начались переговоры с Министерством обороны Объединенных Арабских Эмиратов.
Согласно основному проекту Embraer KC-390 сконструирован по компоновочной схеме высокоплана с Т-образным хвостовым оперением и двумя турбовентиляторными реактивными двигателями. В качестве вариантов силовых установок KC-390 рассматриваются двигатели PW6000 американской компании Pratt & Whitney и BR715 британской Rolls-Royce с тягой 75,6-98 килоньютонов. Они позволят самолету развивать скорость до 0,8 числа Маха (около 920 километров в час) и совершать полеты с полной загрузкой на расстояние до 2,6 тысячи километров.
Грузовой трап будет расположен в хвостовой части самолета, который сможет перевозить не только десант, но и различные виды техники. Грузоподъемность машины составит 23,6 тонны. Следует также отметить, что KC-390 помимо функций транспортника предстоит выполнять функции заправщика. Для этого машина получит гибкие шланги на концах крыльев, дабы производить одновременную заправку двух самолетов. Не исключено также, что в доработанном варианте KC-390 в хвостовой части появится и заправочная штанга.
Для сравнения: американский военно-транспортный самолет C-130J Super Hercules, предлагаемый Lockheed Martin в качестве замены устаревшим C-130 Hercules, построен по компоновочной схеме высокоплана с классическим хвостовым оперением. Машина оснащается четырьмя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce AE2100D3, которые позволяют самолету совершать полеты со скоростью 671 километр в час на расстояние до 5,2 тысячи километров. Грузоподъемность — 19-20 тонн в зависимости от модификации. C-130J выпускается в вариантах транспортника, заправщика, транспортника-заправщика, патрульного самолета и метеорологической лаборатории.
KC-390, очевидно, будет представлен несколькими модификациями. Так, если поступит заказ от Carreios, самолет построят в виде транспортника без возможности дозаправки других воздушных судов. Кроме того, некоторые из заказчиков могут заказать машину в виде заправщика, где грузовой отсек заменят дополнительными топливными баками. При этом бразильские СМИ не исключают возможности создания вариантов KC-390 для сухопутных войск и ВМС Бразилии. Впрочем, эта информация официально пока не подтверждена.
Embraer предполагает, что первый полет KC-390 состоится в 2014 году, а поставка первых серийных транспортников ВВС Бразилии начнется в 2016-м. В перспективе планируется открыть на территории стран — партнеров проекта производство деталей для КС-390, что позволит Embraer увеличить выпуск серийных самолетов. По оценке Embraer, ближе к разворачиванию серийного производства число заказов на KC-390 увеличится. В первую очередь клиентами бразильской компании станут страны Латинской Америки, большинство из которых уже начали реализацию собственных программ модернизации вооруженных сил.
Правительство Чили начало переговоры с Бразилией о присоединении к программе создания перспективного военно-транспортного самолета KC-390, сообщает Flightglobal. Соглашение о взаимопонимании между министерствами обороны двух стран было подписано 24 августа 2010 года. Ранее сообщалось, что Чили намерена приобрести шесть бразильских транспортников.
В рамках подписанного с Чили соглашения будут сформированы условия участия государства в программе разработки. Как ожидается, в ближайшее время начнутся переговоры между бразильской компанией Embraer, создающей KC-390, и чилийской Enaer, которая и будет участвовать в программе разработки. Как ожидается, эти переговоры не будут длительными, поскольку чилийская компания уже является поставщиком некоторых элементов для лайнеров Embraer ERJ-145.
1 сентября соглашение о взаимопонимании было заключено между министерствами обороны Бразилии и Колумбии, которая намерена также приобрести 12 транспортников KC-390. Embraer рассчитывает, что интерес к новому транспортнику проявят в первую очередь страны, планирующие заменять устаревшие C-130 Hercules. По этой причине компания намерена развернуть производство некоторых узлов перспективного транспортника на территории тех государств, которые решат присоединиться к проекту.
С учетом соглашения с Чили Embraer располагает твердыми заказами на 46 транспортников: 28 будут поставлены ВВС Бразилии, 12 — ВВС Колумбии и шесть — ВВС Чили. Последние два государства, как ожидается, купят самолеты даже в том случае, если контракт на участие в программе разработки подписан не будет. Поставки KC-390 бразильским военно-воздушным силам начнутся в 2016 году.
KC-390, первый полет которого запланирован на 2014 год, сможет развивать скорость до 920 километров в час и совершать полеты на расстояние до 6,2 тысячи километров. Грузоподъемность транспортника составит 23,6 тонны. KC-390 будет использоваться для транспортировки войск и военной техники. Кроме того, бразильский транспортник сможет выполнять и функции заправщика.
Основной источник текста — http://topwar.ru

Как Бразилия обошла Россию в авиационом секторе

Бразилия — страна, часто воспринимаемая в средствах массовой информации, как слабо развитая, с низкой технической культурой. Ассоциируется только с футболом, кофе и карнавалами. Но на самом деле, в области авиационной техники Бразилия давно обошла Россию, у которой фундамент авиапромышленности, доставшийся от СССР был гораздо более основательным. В Бразилии эта отрасль постоянно развивается и имеет тесные связи с Европой, США и Китаем.

В число ведущих авиационных компаний Бразилии входит Embraer. Embraer — один из крупнейших и динамично развивающихся авиационных концернов в мире. Он производит военные, деловые, пассажирские и сельскохозяйственные самолеты. Его продукты являются одними из лучших в категории цена/качество. Сегодня Embraer занимает четвертое место в мире по производству воздушных судов.

История успеха бразильской авиационной промышленности берет начало в 40-х годах 20-го века. В 1950 году был создан Instituto Tecnologico de Aeronautica (Авиационный технический институт), известный как ITA. Эта организация, которая является университетом и конструкторским бюро, существует и по сей день. Подчиняется Министерству обороны Бразилии. Институт занимается обучением гражданских пилотов и военных летчиков.
В настоящее время ITA входит в состав Comando-Geral de Tecnologia Aerospacial, или CTA — гигантский военный центр аэронавигационных и космических исследований, созданный в 1953 году по образцу американского NACA, предшественник NASA. CTA также включает в себя Instituto de Aeronaútica e Espaço (IAE) — исследовательский институт, работающий над новыми аэрокосмическими, оборонными и космическими технологиями, Instituto de Estudos Avançados (IEAv), — среди прочего занимающийся ядерными исследованиями, и Институт промышленного производства (IFI), выдающее авиационные сертификаты в Бразилии. Все эти организации расположены в Сан-Жозе-дус-Кампуш, где теперь находится Embraer.

Работа над первым гражданским пассажирским самолетом началась в Бразилии 29 марта 1965 года. Самолет получил обозначение IPD-6504 и 26 октября 1968 г. он совершил первый полет. Самолет вызвал интерес у бразильских властей, так что 29 июля 1969 года военное министерство авиации создало компанию Embraer для ее производства. IPD-6504 получил название Bandeirante, которое по-португальски означает «пионер» (буквально «знаменосец»). Чуть позже конструкция получила обозначение EMB 110 и именно под ним широко известна в мире. Главным конструктором самолета был инженер Озирис Сильва, которого также назначили директором Embraer.

EMB 110 выпускался серийно в течение 21 года в более чем 30 военных и гражданских версиях. Последний экземпляр был выпущен в 1990 году. Несколько штук используются до сих пор.

У Embraer, как и любой другой компании, работающей на рынке на протяжении десятилетий, были свои взлеты и падения. Самый серьезный кризис произошел в 1990-1994 годах. Продажи компании в 1990-м упали с 700 млн долларов до 177 миллионов. В Бразилии царил экономический кризис и свирепствовала инфляция. Персонал концерна сократился более чем на 50 процентов. Тем не менее убытки по-прежнему составляли 200 миллионов долларов. Было принято решение о приватизации компании.

Во время приватизации правительство Бразилии оказывало поддержку предприятию, так как было очень заинтересовано сохранении авиационной промышленности в своей стране. Оно взяло на себя полный контроль над расходами, а также начало поиск стратегических инвесторов. С другой стороны, правительство пообещало, что федеральные агентства штата сделают покупки в Embraer. Сама компания была освобождена от таможенных пошлин и дополнительных сборов за импортные материалы, необходимые в авиационной промышленности. Также сократились налоги на материалы, сырье и национальное оборудование. Бразильские корпорации могли инвестировать свой 1 процент подоходного налога в облигации Embraer. Во время приватизации бразильское правительство погасило более 700 миллионов долларов долга компании и рекапитализовало еще 350 миллионов долларов. Также было предписано сохранить управление компанией без изменений. В декабре 1994 года приватизация завершена. Но государственная помощь еще не закончилась. Embraer продолжал получать кредиты на льготных условиях. Таким образом Embraer восстановил финансовую ликвидность.

В Embraer было решено взять на себя риск и сосредоточить усилия на выпуске модели ERJ 145, разработанной в 1989, поскольку руководство увидело нишу среди турбореактивных самолетов на 40-110 мест. Для Boeing и Airbus это они были невыгодными конструкциями. Именно поэтому пути с огромным запозданием пошло ОКБ Сухого при создании SSJ100 Единственным производителем в сегменте на том момент был канадский Bombardier. Всего на программу ERJ 145 было потрачено 300 миллионов долларов США и не зря – самолет получил огромный успех.

Разумеется этому предшествовал глубокий анализ рынка. Был проведен опрос будущих пользователей. Постоянный мониторинг рынка с тех пор стал традицией бразильского концерна. Помощь государства заключалась только в реорганизации. После приватизации государство только искало инвесторов, а не вкладывало многомиллиардные средства. Анализ рынка показал, что программа ERJ 145, начатая в 1989 году, должна быть продолжена, с акцентом на разработку коммерческой машины. Также привлечен первый будущий клиент — Continental Express.

Хорошо разработанная программа ERJ 145 мобилизовала компанию для решения еще более сложной задачи. В 1999 году на Парижском авиасалоне было официально объявлено о начале работ над новым семейством коммерческих самолетов с пассажировместимостью от 70 до 120 человек. Уже в то время было решено, что это будет целое семейство самолетов, а не одна конструкция. Так же, как в Boeing с его семейством 737 и в Airbus с семейством А320. Начало выпуск серийных самолетов планировался в 2002 году, а это значит, что компания уже значительно продвинулась в программе. В итоге были разработаны две коммерческие группы из одного семейства: меньшие E-170/175 и более крупные E-190/195. Самолеты E-170/175 имеют 95 процентов общих компонентов. Однако между Е-170/175 и Е-190/195 общность в комплектующих составляет 89 проц. Между одной и второй группой различия заключаются в двигателях, размахе крыльев, площади хвостового оперения и шасси (у Е-190/195 оно усилено). Все самолеты объединяет идентичный фюзеляж (разница только в дополнительных сегментах-вставках), идентичные кабины экипажа, идентичное оборудование и авионика от Honeywell Primus.

Что касается последней, то бразильцы ясно давали себе отчет, что они не смогут создать продвинутую авионику, как требуют операторы, самостоятельно. Они искали самых лучших поставщиков за рубежом. Выбор упал на авионику Honeywell Primus, оборудованную Epic EFIS.
Компания Honeywell и его подразделение Aviation Business предлагает полный спектр продуктов и услуг для деловых и региональных операторов самолетов. Ее Honeywell Primus Epic — это интегрированная система авионики, которая обеспечивает расширенные функциональные возможности в кабине, улучшает понимание экипажем ситуации. Интерфейс представляет собой большие жидкокристаллические плоские экраны с интуитивно понятным управлением (и встроенной навигацией) и оригинальная графика (GFP, запатентованная), которая позволяет быстро изменить маршрут. Все это вкупе с мониторингом погоды, местности и воздушного движения. Дисплеи очень гибкие в масштабировании, благодаря чему графики, карты и электронные изображения инструментария двигателя меняются почти на любой размер и могут быть просмотрены в 2D и 3D измерениях. Кроме того, система спроектирована таким образом, чтобы обеспечить легкую интеграцию компонентов летательных аппаратов, обеспечивая при этом снижение общей массы, проводов и меньше потребление энергии. Поскольку системные функции Primus Epic поддерживаются не на аппаратном, а программном уровне, их легко можно обновить, следуя введению новых правил навигации или изменений в управлении воздушным пространством.

То же самое можно сказать о двигателях. Имея огромный потенциал для собственного производства, бразильцы не стали рисковать и разрабатывать свой двигатель, благо предложений на рынке достаточно. Поставщиком они выбрали General Electric. Это было положительно воспринято потенциальными операторами, поскольку позволяло значительно упростить ремонт и обслуживание.

Подводя итоги можно выделить три составляющих успеха бразильского концерна: приватизация, консолидация и тщательные рыночные исследования. Изначально помощь государства при передаче концерна в частные руки хотя и была символической, но дельной. Вместо того, чтобы тратить бюджетные средства, раздражая налогоплательщиков, бразильские власти максимально облегчили налоговое бремя и искали инвесторов. При этом оно руководствовалось правилом — лучше один, но эффективный производитель, чем много бесполезных. Здесь стоит вспомнить, что в России массированная помощь государства распыляется на нескольких производителей и КБ, которые перетягивают бюджетное одеяло каждый на себя и не производя сколь-нибудь коммерчески успешных или, по крайней мере технологически удачных, конструкций.

К сожалению, уже будучи частным предприятием, концерн не избежал коррупционного скандала. Здесь роковую роль сыграла роль государства, точнее левого правительства при президенте Дилме Русеф, получившего взятки за передачу концерну государственных заказов. Рынок мгновенно среагировал падением акций Embraer, который вновь оказался на грани банкротства. В этот раз помощь пришла извне – от американского авиагиганта Boeing, который вслед за европейским конкурентом Airbus заинтересовался сегментом самолетов с меньшим числом мест. Но это уже другая история. В любом случае самолеты бренда Embraer получают многомиллиардные заказы и триумфально летают по миру. Чего нельзя сказать про несостоявшихся конкурентов из России.

Андрей Бочкарев

Бренд Embraer уходит в прошлое, теперь это — Boeing Brasil — Commercial

Один из самых узнаваемых бразильских брендов уходит в прошлое — Boeing объявил, что после поглощения им подразделения коммерческих самолетов Embraer предприятие сменит название на Boeing Brasil — Commercial. Однако будущее названий самих самолетов производителя, как сообщил корреспондент нашего портала из Бразилии, пока остается туманным.
Смена названия филиала, производящего коммерческие самолеты, является следствием решения о стратегическом партнерстве между Boeing и Embraer на основе предварительно согласованных условий сделки, которая предусматривает продажу Boeing 80 процентов доли в подразделении коммерческих самолетов Embraer за 4,2 млрд долларов США. Таким образом, Boeing получит контроль над вновь созданным предприятием. В конечном итоге новая организационная структура будет базироваться в Бразилии, а оперативный и административный контроль — Boeing. Полномочия новой компании будут напрямую определяться главой американского производителя. Новая компания полностью интегрируется в производственную систему и цепочку поставок Boeing.

Бренд со статусом национальной гордости

Судьба бренда Embraer была одним из неизвестных пунктов соглашений. Хотя в свете более ранних заявлений о полной интеграции производственной системы Embraer компании в Embraer Commercial Jet с производственной системой и цепочкой поставок Boeing, изменение названия бренда Embraer на Boeing кажется естественным следствием, для многих в Бразилии отказ от прежнего названия компании является отказом от одного из национальных символов страны.

Embraer является аббревиатурой от Empresa Brasileira de Aeronáutica, бразильской авиационной компании, компании, основанной в 1969 году, первоначально действовавшей как государственное предприятие, а с 1994 года как частная компания, в которой государство сохранило право на «золотые акции». Для большинства бразильцев Embraer был подтверждением дизайнерских, инженерных и деловых возможностей страны. Сам коммерческий филиал, производящий самолеты с менее чем 150 посадочными местами, также был самой прибыльной частью группы, хотя сейчас, в связи с поглощением американцами, компания два года работает без прибыли или с минимальной прибылью.

Embraer или новый Boeing?

Вполне возможно, что для любителей бразильского бренда смена названия Embraer Commercial Jet на Boeing Brasil — Commercial — не последняя горькая новость. Boeing еще не определился с будущим наименованием коммерческого самолета, выпускаемого бразильским концерном, который в настоящее время называется Embraers. Вполне возможно, что нынешний самолет E-Jet станет новой моделью самолета Boeing, так же как в прошлом Bombardier CS-100 и CS-300 были переименованы в Airbus A220-100 и A220-300 после поглощения программы концерном Airbus.

Ребрендинг, осуществляемый Boeing, касается только филиала Embraer, выпускающего коммерческие самолеты. Подразделения Embraer, производящие корпоративные и военные самолеты, будут по-прежнему находиться в собственности Бразилии и сохранят свои нынешние названия, поэтому марка Embraer не исчезнет с рынка в ближайшем будущем.
На пути к мировой дуополии производителей

Соглашение между Boeing и Embraer является частью изменений на мировом рынке самолетов среднего размера, приведших к созданию дуополии Airbus — Boeing в этом сегменте. До недавнего времени серьезные независимые игроки на рынке производства коммерческих самолетов работали в таких странах, как Канада и Бразилия. В настоящее время единственной страной, которая может угрожать доминирующей дуополии производителей, является Китай, в то время как Япония пытается на рынке развить нишу меньших региональных самолетов, а Россия, как аналитики полагают аналитики портала aviav.ru, потерпела полное фиаско с МС-21 и SSJ-100.

Изменение рыночной конъюнктуры было начато в 2017 году, когда Airbus объявил о поглощении доли в размере 50,01 проц. в Bombardier C Series Aircraft Limited Partnership (CSALP) — компании, занимающейся разработкой и производством Bombardier CS100 и CS300, названия которых после официального поглощения программы были заменены на Airbus A220-100 и A220-300. Теперь, сделав аналогичный шаг и добавив самолеты Embraer в свой портфель, Boeing может расширить свое предложение новым сегментом рынка. В свою очередь для Embraer партнерство с Boeing означает возможность для лучшего маркетинга своей продукции и укрепления рыночной конъюнктуры в момент угрозы со стороны Airbus и других производителей самолетов.

Андрей Бочкарев