Афганский заход ил 76

Владимир БЕНЕДИКТОВ
командующий Военно-транспортной авиацией
В январе 2013 года на должность командующего Военно-транспортной авиации РФ назначен генерал-майор В.В. Бенедиктов. На сегодняшний день ВТА, насчитывают 290 воздушных судов 14 типов и 23 модификаций. Основу же парка ВТА составляют самолеты Ил-76МД, Ан-124 «Руслан» и Ан-22 «Антей».
Следует отметить, что этот авиапарк значительно выработал свой ресурс, и перед новым командующим стоят нелегкие задачи по поддержанию в летном состоянии авиатехники и обеспечению боеготовности вверенных ему частей и соединений.

Справка
Бенедиктов Владимир Валентинович родился 11 мая 1963 г. в Нижнем Тагиле Свердловской области. В 1984 г. окончил Балашовское ВВАУЛ, затем проходил службу в должностях помощника командира корабля, командира корабля, командира авиационного отряда, заместителя командира, командира авиационной эскадрильи.
После окончания в 1995 г. ВВА им. Ю.А. Гагарина был назначен на должность заместителя командира авиаполка по летной подготовке, а затем и командиром авиаполка.
В 2006 г. окончил Военную академию Генерального штаба ВС РФ и был назначен на должность начальника Центра боевого применения и переучивания летного состава, а затем заместителя командующего 61-й ВА Верховного Главнокомандования. С 2007 г. являлся начальником штаба — первым заместителем командующего 61-й ВА.
За годы службы налетал свыше 4000 часов. Заслуженный военный летчик РФ, летчик- снайпер. Участник боевых действий в Афганистане и контртеррористических операций 1994 и 1999 гг. на Северном Кавказе.

Спустя месяц после назначения, 5 февраля Владимир Валентинович на пресс-конференции, посвященной состоянию и перспективам развития ВТА, отметил, что в ближайшие годы ситуация с самолетами в ВТА должна заметно улучшиться. Ожидается, что до 2020 года ей будет передано 48 Ил-76МД-90А. Первые же Ил-76МД-90А начнут поступать в войска в 2014 году. Но все течет и изменяется. Спустя восемь дней по время визита главкома ВВС В. Бондарева на завод «Авиастар-СП» прозвучало другое число – 39. Остается надеяться, что больше корректировок госзаказа в меньшую сторону не будет.

Планировалось поступление в войска новой модификации «Руслана» – Ан-124-300, но получить их до 2020 года вряд ли удастся. А пока имеющиеся машины в процессе ремонта в Ульяновске модернизируются в варианты Ан-124-100 и Ан-124-150. С 2016 года возможно поступление среднего военно-транспортного самолета Ан-70. Прогнозы, связанные с поступлением Ан-70, мы слышим уже 20 лет и каждый раз они меняются из-за нестабильности политических отношений между РФ и Украиной. Но хочется надеяться, что первые 15 «Анов» поступят на вооружение в запланированные сроки. Этот пример наглядно показывает, что для обеспечения национальной безопасности необходимо либо надежные взаимовыгодные конструктивные отношения, не допускающие недружественных выпадов, либо срочное возрождение отечественного авиастроения. Немаловажную роль в этом играет и отношение к интеллектуальной собственности. Внутри государства эти вопросы решаются быстрее и легче, чем на международном уровне.

В ходе пресс-конференции поднимался вопрос и о среднем военно-транспортном самолете – аналоге уходящего в прошлое Ан-12. Судя по ответу командующего, перспектив в этом направлении пока не наблюдается. Что касается вспомогательных самолетов грузоподъемностью до шести тонн, то и здесь машины для замены ветерана Ан-26 не предвидится. Закупаемые Ан-140 и чешские L-410 – пассажирские машины – и для грузовых перевозок в интересах обеспечения боеготовности ВВС не подходят.

Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Валентинович высказал пожелание вернуться к практике перевозки гражданских грузов, как это делалось в СССР. Но проблема упирается в оплату авиатоплива отправителями грузов. Правда, подобная практика, позволяющая повысить квалификацию летного состава, может «подорвать» бизнес гражданских авиагрузоперевозчиков и этот вопрос необходимо решать с ними за круглым столом.

Существует в ВТА еще одна, не менее острая проблема, связанная с текучестью кадров. Несмотря на то, что общий налет в ВТА за последние три года существенно вырос (в 2012 г. он составил 44 729 ч, в том числе по курсу боевой подготовки — 21 722 ч.), летный состав охотно переходит на работу в гражданские авиакомпании, главным образом из-за значительно большей зарплаты. Следует отметить также, что у командиров кораблей налет увеличился по сравнению с 2009 годом с 81 до 121 ч, а экипажа в целом — с 97 до 133 ч. По словам командующего, в армии денежное довольствие командира военного воздушного судна составляет 60–80 тыс. рублей в месяц, в то время как командира гражданского воздушного судна — 300 тыс. и более.

Командующий военно-транспортной авиацией также отметил, что поддерживает идею о совместном с гражданскими авиакомпаниями использовании аэродрома в подмосковной Чкаловской, где в настоящее время ведется ремонт второй ВПП. Планируется начать реконструкцию и аэродромов в Твери (Мигалово) и в Сеще.

ВТА всегда справлялась с поставленными перед ней задачами. Например, по курсу боевой подготовки в 2012 г. было десантировано 96 477 парашютистов и 224 платформы, решались задачи по пожаротушению с помощью выливных авиационных приборов ВАП-2, установленных на Ил-76МД. А экипажи Ан-124 выполнили 555 полетов за рубеж, побывав в 65 странах. И это судя по всему не предел. Помимо грузовых перевозок и полетов по курсу боевой подготовки. в 2013 году ВТА предстоит участие в стратегическом КШУ «Запад-2013» и мероприятиях по противодействию терроризму, проводимых по плану Национального антитеррористического комитета.
В заключение остается от лица «Авиапанорпамы» пожелать Владимиру Валентиновичу еще больше сплотить личный состав, чтобы успешно решать стоящие перед ВТА задачи.

Николай ЯКУБОВИЧ

Владимир Бенедиктов: «Когда по плечу любые расстояния»

Командующий ВТА России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов / Фото: Пресс-служба МО РФ

1 июня – День военно-транспортной авиации ВКС России.

Как и прежде, ВТА решает большой объём задач по обеспечению боеготовности Вооружённых Сил РФ и по праву считается основой мобильности современной армии. О нынешнем состоянии военно-транспортной авиации и перспективах её развития рассказывает командующий этим авиационным объединением генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.

– Владимир Валентинович, какие конкретные задачи решает военно-транспортная авиация в составе Воздушно-космических сил?
– Военно-транспортная авиация – составная часть Воздушно-космических сил, средство Верховного главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Основные задачи военно-транспортной авиации вытекают из её предназначения. Это – выброска оперативных и оперативно-тактических воздушных десантов; перевозка по воздуху войск и сил, в том числе в качестве средств быстрого реагирования; переброска вооружения, военной техники, боеприпасов и других материальных средств туда, где они требуются, в том числе в тыл противника; обеспечение перебазирования авиации; эвакуация раненых и больных и выполнение целого ряда других специальных задач. Среди них: доставка по воздуху техники и грузов при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; доставка по воздуху войск, боевой и другой техники, боеприпасов по планам миротворческих операций; перевозка грузов предприятий и организаций и ликвидация природных пожаров. Всего и не перечислить.
– Ни одна проверка боевой готовности Вооружённых Сил не обходится без участия военно-транспортной авиации. На какие расстояния вы способны перебрасывать личный состав и различные грузы?
– Действительно опыт, накопленный, кстати, не только на учениях, но и при выполнении различных практических задач на территории Российской Федерации и за её пределами, многократно подтвердил ведущую роль военно-транспортной авиации как самого оперативного эффективного средства влияния на военно-политическую обстановку.
При возникновении военных конфликтов, в их начальном периоде приоритетная наша задача – перевозки войск, материальных средств и обеспечение манёвра авиации. Всё это отрабатывается и на учениях. Так, только самолётами ВТА в начальный период учения «Восток-2018» было выполнено более 100 самолёторейсов, перевезено более 4000 человек, около 150 единиц техники и более 1300 тонн грузов. Наши самолёты способны совершать перелёты на расстояние более 8000 километров.

«Командир экипажа, принимая решение на вылет, оценивает все элементы по маршруту полёта, готовится к любым неожиданностям»

– Несколько слов, пожалуйста, о подготовке для ВТА лётного и инженерно-технического состава.

– Первоначально лётный состав готовим на базе центра боевой подготовки, где молодых лётчиков опекают опытные инструкторы. В дальнейшем подготовка продолжается в боевых полках, где пилоты изо дня в день оттачивают своё мастерство, учатся по максимуму использовать возможности авиационной техники, выполняют самые разнообразные задачи по предназначению.
Средний годовой налёт на одного лётчика у нас составляет не менее 180 часов.
– Откуда вы получаете специалистов инженерно-технического профиля?
– Специалистов инженерно-авиационной службы для военно-транспортной авиации готовит Воронежский учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
Кроме того, в состав командования военно-транспортной авиации входит Центр боевого применения и переучивания лётного состава (авиационного персонала военно-транспортной авиации), находящийся в Иванове. Там имеются современная обучающая база и преподаватели. На курсах центра налажено обучение как лётного, так и инженерно-технического состава на соответствующие типы авиационной техники, в том числе на новые Ил-76МД-90А и модернизированные самолёты Ил-76МД-М. Там же проводится обучение с целью повышения квалификации.
При этом основным методом обучения остаётся самостоятельная подготовка специалистов в процессе ежедневной работы, путём тренажей по наиболее сложным и ответственным операциям и задачам. Для этих целей в строевых частях оборудованы классы, отработаны программы по всем специальностям. Неустанно заботимся об оснащении классов на уровне возможностей века.
– Какие самолёты находятся на вооружении военно-транспортной авиации? Получаете ли новые?
– В военно-транспортной авиации эксплуатируется 13 типов воздушных судов разработки конструкторских бюро «Ильюшин», «Антонов», «Туполев» и «Миль».
Основу парка воздушных судов ВТА составляют самолёты Ил-76МД, Ан-124-100 и Ан-22А.
Комплексной программой переоснащения военно-транспортной авиации предусмотрена поставка новой авиационной техники и модернизация самолётов действующего парка. Спланированы и проводятся опытно-конструкторские работы по разработке и модернизации военно-транспортных самолётов Ил-76МД-М и Ил-76МД-90А, созданию лёгкого и среднего военно-транспортных самолётов, а также разрабатывается перспективный самолёт радиолокационного дозора и наблюдения. Планируются работы по модернизации сверхтяжёлого военно-транспортного самолёта.
– Экипажи военно-транспортной авиации участвуют в ликвидации пожаров, доставке гуманитарных грузов на другие континенты. В своё время самолёты Ил-76 совершали посадку на ВПП со снеговым покрытием на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа… Какова роль военно-транспортной авиации в освоении нашего Севера?
– Периодически, начиная с 80-х годов прошлого века, а с 2007 года ежегодно ВТА принимает активное участие в обеспечении экспедиций на Северный полюс, десантирует личный состав и технику, необходимую для развёртывания ледовой станции «Барнео».
«Барнео» – это комплексная, высокоширотная арктическая экспедиция, ежегодно организуемая Экспедиционным центром Русского географического общества. Дрейфующий ледовый лагерь с таким же названием – база экспедиции в непосредственной близости от Северного полюса. Станцию ежегодно открывают весной на 89-м градусе северной широты, примерно в 100 километрах от Северного полюса. В течение месяца на станции работают учёные со всех уголков мира.
Арктические полёты выполняются над безориентирной местностью, в сложных метеорологических условиях с резкой сменой погодных условий. Зимой там дуют сильные ветры, метель может длиться неделями, а летом обычны густые туманы. Командир экипажа, принимая решение на вылет, оценивает все элементы по маршруту полёта и на аэродроме посадки с учётом крайне ограниченного количества аэродромов, подготовленных для посадки тяжёлых военно-транспортных самолётов, которые можно выбрать в качестве запасных. Полёт в течение восьми часов над льдами океана – испытание не из простых.
Лётный состав перед полётами на аэродромы Крайнего Севера проходит сначала теоретическую подготовку. Лётчики вникают в особенности выполнения полётов, метеообстановку, изучают возможные запасные аэродромы, порядок действий при возникновении различных нештатных ситуаций. В дальнейшем экипажи приступают к полётам в условиях, приближённых к условиям Севера, взлетая с грунта, заснеженной взлётно-посадочной полосы. Отрабатываются приёмы десантирования грузов в безориентирной местности. При подготовке особое внимание уделяем готовности членов экипажа к действиям в нештатных ситуациях, в том числе особенностям выживания после вынужденной посадки в безлюдной местности.
Сегодня Российская армия активно прописывается в Заполярье. Военно-транспортная авиация делает всё необходимое, чтобы арктическая группировка Минобороны имела не только морской, но и воздушный мост с материком.
Следует отметить, что указанные задачи ВТА наши лётчики решает качественно, что убеждает в их готовности к работе в любой точке земного шара.
– Чем запомнился зимний период обучения для военно-транспортной авиации? Что её ждёт летом?
– Наиболее значимым событием завершившегося периода обучения стало поступление в объединение первых серийных самолётов Ил-76МД-90А производства АО «Авиастар-СП» (Ульяновск). Это тяжёлый военно-транспортный самолёт, имеющий новое цельнометаллическое крыло, усиленный грузовой пол и более прочное шасси, двигатели ПС-90А-76 с большей тяговооружённостью и меньшим расходом топлива, цифровое бортовое оборудование. Поставка в строевые части военно-транспортной авиации нового самолёта прежде всего увеличивает численность парка воздушных судов до уровня, позволяющего выполнять более широкий круг задач, расширяет оперативные возможности нашего объединения.
В летний период обучения весь личный состав командования сосредоточит усилия на повышении профессиональных знаний офицеров, навыков по управлению соединениями, воинскими частями и подразделениями, методических навыков по обучению и воспитанию личного состава, подготовке вооружения, военной и специальной техники для традиционно успешного выполнения всех учебно-боевых задач.
Мы продолжим работать над обеспечением высокого уровня натренированности лётного состава молодых экипажей, подготовкой резерва командиров кораблей, курсантов и выпускников этого года.
Среди приоритетных задач – подготовка экипажей к полётам с грунтовых, в том числе ледовых, заснеженных ВПП, к полётам с максимальным градиентом набора высоты и снижения на самолётах, к полётам экипажей на бомбометание.
Основными мероприятиями определены манёвры «Центр-2019» и показное полковое тактическое учение Воздушно-десантных войск, на которых мы планируем привлечь достаточно большое количество авиационной техники и экипажей, в том числе молодых.

Беседовал Александр Пинчук,

МОСКВА, газета «Красная звезда»
12

Оригинал

Посвящается выводу войск из Афганистана. Мои заметки.

….Важными целями для них были военно-транспортные самолёты, которые обеспечивали войска всем необходимым. Для противодействия таким перевозкам готовились особые группы, оснащённые средствами ПВО для поражения самолётов на большой высоте. Эти группы перемещались на высотные горные точки и оттуда вели «охоту» за нашими самолётами. Одним из таких самолётов стал экипаж МГА, перевозивший товары военторга. Он не учёл положение Солнца, как отвлекающего источника тепла для головки ракеты, и при прохождении высотного перевала был поражен ракетой на высоте эшелона. Мастерство пилота позволило произвести аварийную посадку на аэродроме Кабул. Экипаж остался жив, но самолёт, севший без выпуска шасси, был потерян.

Ещё более уязвим самолёт при заходе на посадку. И вот для противодействия поражению на этом этапе, был выработан уникальный приём, который ранее в тяжёлой авиации никогда не применялся.Назывался он -«Снижение с максимальным градиентом».

С воздушной трассы ИЛ-76 выходил на аэродром посадки /ПРС/ на высоте 8000м. Уменьшалась скорость, выпускались шасси, спойлеры в тормозном режиме, и самолёт устремлялся к земле по спирали с вертикальной скоростью в 25м/сек./Это 90км/час/ . 200- тонная машина падала с высоты. Крутое пикирование с отстрелом инфрокрасных ловушек для тепловых ракет обеспечивало быстрое снижение. В два витка воздушный корабль с грузом выходил на посадочную прямую в 1,5 км от полосы. Далее несколько секунд до посадки, выравнивание самолёта в предпосадочный режим и посадка. Уход на второй круг-это благоприятная цель для поражения. Только посадка! И так, иногда, по 2 полёта в сутки. На аэродроме разгрузки экипаж находился в полной готовности к взлёту . При возможном миномётном обстреле — срочный взлёт. Такую «школу» полётов прошли многие лётчики военной авиации. В должности начальника политического отдела дивизии я неоднократно выполнял такие полёты. Многие мои сослуживцы и сейчас используют этот опыт в других «горячих» точках.

К сожалению, не всем всегда удавалось благополучно завершить свои полёты. Мы вспоминаем о них, как о навечно ушедших в небо. Помним мы и о наших Героях, которые под лавиной артобстрела, на самолётах с колёсами пробитыми осколками, взлетели в небо, спасая наши последние дипломатические представительства .