103 бронетанковый завод

Харьковский бронетанковый завод

Харьковский бронетанковый завод

Тип

государственное предприятие

Расположение

СССР → Украина
Харьков, ул. Большая Панасовская, 222

Отрасль

машиностроение

Материнская компания

Укроборонпром

Танк Т-64БВТанк Т-80БВ

Харьковский бронетанковый завод (укр. Харківський бронетанковий завод) — государственное предприятие бронетанковой промышленности Украины, которое осуществляет производство, ремонт, техническое обслуживание, переоборудование и модернизацию бронетехники.

История

После провозглашения независимости Украины 115-й танкоремонтный завод Министерства обороны СССР был передан в ведение министерства обороны Украины и получил новое наименование: «Харьковский ремонтно-механический завод» (в/ч А-1569).

В 1998 году завод был внесён в перечень предприятий военно-промышленного комплекса Украины, освобождённых от уплаты земельного налога (размер заводской территории составлял 56,79 га).

8 декабря 2006 года Кабинет министров Украины принял постановление № 1696, в соответствии с которым завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

В 2008 году завод имел возможность:

  • производить: бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-64; запасные части для танков Т-55, Т-62, Т-64Б, Т-80, Т-80УД; нестандартное оборудование для ремонта танков Т-55, Т-64, Т-72, Т-80; стенды учебного назначения УКС-447А, УДС-447А; ходовые тренажёры ХТВ-64, ХТВ-80; стенды-тренажёры механика-водителя танков Т-64Б, Т-72, Т-80УД; парковое и технологическое оборудование
  • модернизировать: танки Т-55 к типу Т-55АГ; танки Т-64Б и Т-64Б1 к типу Т-64БМ2; танки Т-80Б к типу Т-80БВД
  • выполнять капитальный ремонт танков Т-64, Т-64А, Т-64Б, Т-64Б1, Т-72, Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80УД; бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-64; инженерных машин ПТС-2, ПТС-М, ПММ-2; двигателей 5ТДФ, 6ТД, ГТД-1000
  • оказывать услуги военно-технического назначения: обучать технологиям ремонта танков Т-64Б и Т-80УД; командировать бригады специалистов по ремонту танков

Позднее, завод был переименован в «Харьковский бронетанковый ремонтный завод».

В 2009—2010 гг. на заводе был построен пожарный танк ГПМ-64.

После создания в декабре 2010 года государственного концерна «Укроборонпром», завод был включён в состав концерна. В дальнейшем, «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» был переименован в «Харьковский бронетанковый завод».

Весной 2011 года завод участвовал в испытаниях модернизированного варианта танкового двигателя 5ТД.

В феврале 2012 года завод представил демонстрационный образец машины пехоты БМПВ-64. Весной 2012 года завод выполнил работы по реставрации двух харьковских памятников (танка Mk.V и танка Т-34).

4 декабря 2012 года завод снял с баланса один не подлежащий восстановлению танк Т-64А и передал его 92-й отдельной механизированной бригаде (5 декабря 2012 года он был установлен на постамент в Чугуеве, в качестве памятника воинам-танкистам 75-й Бахмачской гвардейской стрелковой дивизии).

В 2013 году министерство обороны Украины приняло решение о экспорте танков Т-64 из наличия вооружённых сил Украины. В конце 2013 года государственная компания «Укроборонсервис» заключила контракт на поставку 50 модернизированных танков Т-64 в Демократическую Республику Конго. Исполнение ремонтно-восстановительных работ и модернизации было поручено ХБТЗ. Кроме того, сотрудники ХБТЗ обучали конголезских военнослужащих управлению и техническому обслуживанию Т-64 (однако позднее, контракт был расторгнут и 50 танков Т-64Б1М и Т-64БМ1М были переданы Национальной гвардии Украины).

Весной 2014 года завод был привлечён к выполнению военного заказа по восстановлению и ремонту бронетехники вооружённых сил Украины. После начала боевых действий на востоке Украины объём работ по выполнению военного заказа был увеличен.

Летом 2014 года ремонтная бригада из рабочих завода была отправлена в зону боевых действий для ремонта повреждённой бронетехники «на месте», непосредственно в подразделениях. В августе 2014 года завод был обстрелян из огнемёта.

На заводе в сентябре 2014 года хранилось 585 танков, из которых 86 штук — танки последней советской модели Т-80 (а также сотни тонн двигателей, гусениц, траков и коробок передач), но по словам директора завода Николая Белова все эти танки в плохом техническом состоянии, которые постепенно снимают с консервации и возвращают в строй для войны на востоке страны. В настоящее время завод перешел на работу без выходных и занят ремонтом и изготовлением новых танков и БМП для украинской армии в Донбассе.

В середине ноября 2014 министерство обороны Украины выделило заводу 40,26 млн. гривен на ремонт танков Т-64БМ «Булат». 29 ноября 2014 министерство обороны Украины выделило заводу ещё 21,67 млн гривен на ремонт танков Т-64Б(Б1) для вооружённых сил Украины и их модернизацию до уровня Т-64БВ(Б1В). В декабре 2014 года завод начал работать в ночную смену

  • 2 декабря 2014 завод завершил ремонт первой партии танков Т-64 (которые были официально переданы в войска 6 декабря 2014 года)
  • в конце декабря 2014 года завод передал в войска вторую партию танков Т-64, модернизированных до уровня Т-64Б1 и оснащённых динамической защитой «Контакт»
  • 3 марта 2015 завод передал в войска партию отремонтированных танков Т-64Б(Б1), оснащённых динамической защитой «Контакт»
  • 29 апреля 2015 завод передал в войска партию отремонтированных танков Т-64Б
  • 17 июня 2015 завод передал в войска ещё одну партию танков Т-64, прошедших капитальный ремонт, модернизацию до уровня Т-64Б(Б1) и оснащённых динамической защитой «Контакт»
  • в конце июня 2015 года было объявлено о намерении восстановить и передать на вооружение воздушно-десантных войск Украины находившиеся на хранении танки Т-80, причём осуществление ремонта и восстановления танков этого типа было поручено Харьковскому бронетанковому заводу. 13 июля 2015 завод завершил восстановление первых восьми Т-80, оснастил их динамической защитой «Контакт» и передал в войска. В результате проведённой заводом модернизации, танки Т-80 были модернизированы до уровня Т-80БВ

Сообщается, что в период с начала боевых действий на востоке Украины до 15 июля 2015 года завод отремонтировал свыше 50 танков. Согласно отчёту ГК «Укроборонпром», в течение 2015 года завод выполнил ремонт и модернизацию свыше 50 танков Т-80БВ и Т-64Б(Б1)В. В первом полугодии 2016 года завод отремонтировал и передал в войска 13 танков Т64БВ и 12 танков Т80БВ. В 2016 году завод отправил на фронт 60 танков, а с января по апрель 2017 года 20 танков.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Харьковский ремонтно-механический завод // Предприятия оборонно-промышленного комплекса России и стран СНГ. Справочник. изд. 4-е, пер. М., 2008. стр.398
  2. Постанова Кабінету Міністрів України № 2104 від 31 грудня 1998 р. «Про затвердження переліку підприємств і розмірів їх земельних ділянок, що звільняються від сплати земельного податку в 1998 році»
  3. Кабмин исключил из списка стратегических предприятий СГПП «Азот» и 4 предприятия Минобороны // «UAProm.INFO» от 11 декабря 2006
  4. к.т. н. М. С. Мошковський, А. Н. Абрамсон, С. М. Березуцький. Актуальність розробки та порівняльний аналіз основних пожежо-технічних характеристик гусеничної пожежної машини ГПМ-64 // Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ. Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 14-16 травня 2014 року). Львів: АСВ, 2014. стор.60-61
  5. У завода Малышева в Харькове появился конкурент // газета «Вечерний Харьков» от 12 мая 2011
  6. Харьковский завод создал новую боевую машину пехоты (ФОТО) // «UAProm.INFO» от 22 февраля 2012
  7. Андрей Кравченко. На бронетанковом заводе начали реставрировать танки с площади Конституции // «Объективно» (Харьков) от 28 марта 2012
  8. Андрей Кравченко. Сколько может продолжаться реконструкция? Харьковчан беспокоит судьба раритетных танков // «Объективно» (Харьков) от 26 марта 2013
  9. Дмитрий Горбунов. Как Харьковская область День Украинской Армии отмечает // газета «Вечерний Харьков» от 6 декабря 2012
  10. Украина продвигает модернизированный Т-64 на рынки вооружений третьих стран // «Интерфакс — Украина» от 12 февраля 2014
  11. 1 2 «Михаил Астахов — механик, инструктор-наставник «Харьковского бронетанкового завода: «Сейчас учим этих, с Конго, у нас учатся. Они закупили машины Т-64 и сейчас проводим им учения. Учим их. Ну, тяжело с ними заниматься, не знаем языка. Кое-как понимаем, на руках показываем им как делать. Что поменять, что не надо, что может случиться во время эксплуатации»
    Анна Сердюк. Харьковских механиков с передовой признали лучшими в стране. Специалистов наградили в Киеве // «Объективно» (Харьков) от 22 августа 2014
  12. Украина отказалась от поставок танков Конго // LENTA.RU от 11 ноября 2014
  13. Харьковский бронетанковый завод атаковали из российского огнемёта
  14. Антон Геращенко: восстановление одного старого танка Т-64 стоит от 2 до 4 млн гривен. ГОРДОН (21 Февраля, 2015 18:27).
  15. На окраине Харькова найдено 500 танков, Новости Харькова.
  16. Юрий Ларин. Гендиректор завода Малышева: По огневой мощи танков Россия ничего нового за 20 лет не изобрела. УНИАН (08.09.2014).
  17. Алексей Волынец. Комплекс военно-промышленной неполноценности (16 декабря 2014). Дата обращения 25 июня 2015.
  18. Советские танки с вертолетными двигателями. Как в Украине «расконсервируют» склады.. БЕЛСАТ TV (22.07.2015).
  19. Дмитрий Синяк. Воскресший завод. Как ремонтируют танки для АТО на Харьковском бронетанковом. Милитари Ревю. Архивировано 18 декабря 2019 года.
  20. Андрей Иванов. Последний бросок Порошенко на Восток. — Свободная пресса, 17 августа 2015 года.
  21. Армія за тиждень замовила ремонт бойової техніки на 106 мільйонів // «Нашi грошi» від 24 листопада 2014
  22. Міноборони дало 22 мільйони на захист танків від снарядів та радіації // «Нашi грошi» від 2 грудня 2014
  23. Алексей Грищенко. Больше десяти харьковских заводов организовали работу в ночную смену // «Status Quo» (Харьков) от 18 декабря 2014
  24. «Укроборонпром» передав танки до міноборони (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 2 декабря 2014
  25. 1 2 «Укроборонпром» передав воякам чергову партію танків (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 26 декабря 2014
  26. «Укроборонпром» передав українським військовим нову партію танків (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 3 марта 2015
  27. «Укроборонпром» передав нову партію танків МОУ (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 29 апреля 2015
  28. На «ХБТЗ» відремонтували нову партію танків для армії (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 17 июня 2015
  29. Ігор Парубський. Українських десантників посилять танками Т-80 // газета «Народна армія» від 23 червня 2015
  30. Харьковский бронетанковый завод начал передачу армии танков Т-80 // «Status Quo» (Харьков) от 9 июля 2015
  31. На харьковском заводе «обкатают» новые танки Т-80 // «Комментарии: Харьков» от 9 июля 2015
  32. Перші модернізовані Т-80 вже в армії // газета «Народна армія» від 9 липня 2015
  33. «Укроборонпром» передав війську 8 нових танків Т-80 (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 15 июля 2015
  34. Украинская армия начала получать танки Т-80 // «Зарубежное военное обозрение», № 8 (821), 2015. стр.92
  35. Дмитро Горбунов. Броня для десантників. Танки Т-80 почали надходити у ВДВ // газета «Народна армія» від 15 липня 2015 (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2016. Архивировано 4 апреля 2016 года.
  36. «Харківський бронетанковий завод» передав армії понад 50 танків у 2015 році (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 10 января 2016
  37. «Харківський бронетанковий завод» передав українській армії близько 50 відновлених танків
  38. ХБТЗ у 1 півріччі збільшив виробництво бронетехніки для армії у 4 рази Архивировано 10 августа 2016 года. // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 8 августа 2016
  39. Как в Харькове возрождают танки для ВСУ/Апрель, 14 в 21:40

Ссылки

  • «Восстание машин». Как Харьковский бронетанковый модернизирует технику
  • Державне підприємство «Харківський бронетанковий завод» / официальный сайт ГК «Укроборонпром»
  • Харьковский танкоремонтный завод № 115 // «Army Guide»
  • Анализ танкового парка на хранении ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод»
  • Харьковский бронетанковый ремонтный завод
  • Украинский ВПК восстановил после консервации много танков. Очень много танков…

103-й Бронетанковый ремонтный завод

Забайкальский край в Сибири и на Дальнем Востоке долгое время был одним из опорных регионов Вооружённых Сил Советского Союза, а позже России. В последние годы в связи с реформированием военной сферы он во многом утратил свои позиции: большая часть подразделений в связи с переносом центра военного округа из Читы в Хабаровск сменила место дислокации, покинув забайкальские степи. Бесследным для региона присутствие военных не стало, так как инфраструктура сменить место прописки по приказу не может.
Рос в холодную войну


103-й Бронетанковый ремонтный завод — одно из крупнейших оборонных предприятий Сибири и Дальнего Востока — по воле высшего военного руководства СССР в 1942 году начал строиться именно в Забайкалье. Несмотря на то, что возводиться новый объект начал во время Второй мировой войны, к своим обязанностям приступить он смог только после неё. 1946 год для БТРЗ стал историческим — с конвейера сошла первая отремонтированная бронетехника.
И СССР сразу вступил в эпоху другой войны — холодной. Гонка вооружений, устроенная двумя супердержавами, естественно, в первую очередь, коснулась оборонных предприятий, мощь которых наращивалась в геометрической прогрессии.
БТРЗ, начав с ремонта танка Т-34, от года к году осваивал всё новые технологии, следуя в ногу с военными достижениями советской военной промышленности. Как только на вооружение армии поступала новая бронетехника, завод реконструировался и оснащался оборудованием для её ремонта. С начала работы БТРЗ с его конвейеров сошло более тысячи машин, среди которых были не только танки разных модификаций, но и боевые машины пехоты, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, минные тральщики, универсальные тягачи и другие.
Даже в тяжёлые для страны 80-е и 90-е 103-й БТРЗ чувствовал себя достаточно неплохо. В 1992 году был полностью прекращён выпуск старой техники, а с 1993 года завод перешёл на ремонт современных образцов танков: Т-72А, Т-72Б1, БМП-2. Тогда же были изготовлены опытные образцы универсального тягача БТС-5 на базе танка Т-72, освоен выпуск минного тральщика ИМТ «Корт-Б».
К началу 2000-х на заводе освоили ремонт всех образцов бронетанковых машин, состоящих на вооружении российской армии. Учитывая количество ремонтируемой военной техники и географическое расположение предприятия, 103-й БТРЗ в одиночку способен обслуживать два самых крупных военных округа нашей страны — Центральный и Восточный.


11 июня 2009 года 103-й БТРЗ официально стал открытым акционерным обществом, в котором основным владельцем всё же осталось государство. Смена формы собственности особо не отразилось на работе предприятия. Оно по-прежнему выполняет заказы Министерства обороны РФ, в том числе и для иностранных государств. К примеру, в 2009—2010 годах на заводе ремонтировались танки Т-55М для Республики Куба, сейчас здесь выполняется большой заказ для Венесуэлы. На данный момент в страну Латинской Америки уже отправлено 98 танков Т-72Б-1, за ремонт которого Минобороны платит почти по 15 миллионов.
Ремонт — дело тонкое!
Процесс ремонта военной техники чрезвычайно сложен. Танк, заезжающий на завод, разбирается буквально до последней детали, которых насчитывается около тысячи. Каждая из них уходит в специализированный цех. Уже там она моется, дефектуется, при необходимости ремонтируется и проверяется.
Интересным может показаться участок чистки корпуса бронетехники, которая производится в специальной камере с помощью чугунной дроби. Части танка буквально обстреливаются, благодаря чему удаётся избавиться от старой краски.
Значительно более тонкий процесс происходит при ремонте башен и пушек. Ошибок на этом участке быть не может, та как точность орудия зависит напрямую от настройки, регулировки и проверки прицела и автомата заряжания. Эти операции происходят не только в цеху, но и на полигоне во время стрельб.
Удивляют и некоторые другие подробности конструкции военных машин. К примеру, в танке находится около двух километров проводов разного диаметра. Этим и обусловлено существование на БТРЗ специального участка по восстановлению и производству проводов.
В огромных механических цехах, расположенных здесь же, ремонтируют всё, начиная от катков и заканчивая трансмиссиями. Кстати, весьма любопытные механизмы существуют здесь практически на каждом участке. К примеру, двигатель после ремонта устанавливается на специальное оборудование, с помощью которого происходит его проверка в заведённом состоянии при разных нагрузках с помощью воды.
Примечательно и то, что детали, снятые с конкретного танка, маркируются индивидуальным номером, благодаря чему по окончанию ремонта они устанавливаются на него же. За исключением тех, что заменяются в связи с поломкой.
На последнем этапе ремонта машина после сборки отправляется на полигон, расположенный недалеко от завода, где проходит её приёмка. 100-километрового пробега достаточно не только чтобы оценить качество ремонта, но и чтобы изрядно испачкать свежевыкрашенный танк, поэтому его приходится повторно мыть.
Бывает, на завод приходят танки, которые уже не подлежат восстановлению. Они отправляются на местное «кладбище» — ремонтный парк. Ранее части от старых машин использовались при ремонте, теперь же все они уходят на утилизацию, путём распиливания их до состояния, из которого невозможно восстановление. Территория ремпарка и всё его содержимое принадлежит Министерству обороны РФ.
Обороноспособность зависит от них
Сегодня на заводе в одну смену работает более 700 человек разных специальностей. При увеличении заказов со стороны Минобороны предприятие может перейти на работу в две смены, увеличив количество работников. Разумеется, для людей, от которых зависит обороноспособность страны, необходимо обеспечить все необходимые условиями для работы и отдыха: медицинский пункт, столовая, дворец культуры, музей, база отдыха и детский лагерь на озере Арахлей.
2012 год для 103-го БТРЗ станет исторически значимым, так как в этом году ему исполняется 70 лет. Судя по количеству заказов и по размерам финансовых вливаний в завод, беспокоиться за его судьбу не приходится. В связи с этим работников БТРЗ остаётся лишь поздравить с юбилеем и недавно прошедшем Днём танкиста, а также пожелать дальнейшего процветания их предприятию!